Вулкан Везувий – история, извержение, фото

Вулкан Везувий

Вулкан Везувий (Vesuvio)

Везувий – грозный, мощный, навевающий страх, трепет и одновременно благоговейное уважение – относится к числу самых известных на Земле вулканов. Его высота составляет 1281 м. Расположенный на юге Апеннинского полуострова, на берегу Неаполитанского залива, Везувий, вместе с Этной на острове Сицилия и Стромболи на Липарских островах, является одним из трех действующих вулканов Италии. При этом он единственный на континенте, расположенный в материковой части Старого света. Остальные огнедышащие горы Европы находятся на островных территориях.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Вулкан Везувий и Помпеи

Основные моменты

На сегодняшний день Везувий признан одним из самых опасных вулканов на планете. Такую недобрую славу он завоевал из-за высокой активности, которая еще в античные времена принесла много разрушений и смертей. До нас дошли сведения о более чем 80 извержениях этого грозного конусного исполина, самое известное из которых датируется 79 годом I века н. э., когда вырвавшиеся на свободу лава, магма и пепел похоронили под собой несколько городов древней Римской империи вместе с их населением.

От Неаполя, города-миллионника на юге Апеннин, Везувий находится всего лишь в 15 километрах. А непосредственно у его подножия раскинулся город Торре-Аннунциата. Такое соседство несет потенциальную опасность для людей, ведь дома свыше 700 тысяч человек мало того, что расположены практически рядом с вулканом, так еще и в местности с неразвитой инфраструктурой. Дороги, строившиеся с учетом того, что в будущем, возможно, придется экстренно эвакуировать население, в наше время уже устарели. Иные, по ряду причин, стали тупиковыми. Новая же транспортная сеть еще не проложена.

Вид на вулкан со стороны со стороны Неаполя

Вместе с тем Везувий был и остается привлекательным туристическим объектом – наиболее примечательным в итальянском регионе Кампания. Любителей забираться на него всегда находилось очень много. До конца XIX века на помощь желающим взглянуть в кратер знаменитого вулкана приходили проводники с мулами, потом для любознательных путешественников построили современный фуникулер, проработавший до 1944 года, и после тогдашнего мощного извержения так и не восстановленный.

Теперь к услугам туристов предоставлен кресельный подъемник, который довозит до парковки на высоте 1000 метров. Оставшееся расстояние – 281 метр – люди преодолевают самостоятельно. Это немного утомительно, но покорение легендарной вершины стоит того. С нее открываются прекрасные виды на Неаполь, остров Капри и живописное Соррентийское побережье – настоящую жемчужину Италии, где любили отдыхать патриции, могущественные правители Древнего Рима. И, конечно, в памяти на всю жизнь остается яркое впечатление, которое можно выразить короткой, но емкой фразой: «Я покорил Везувий!».

Геофизические особенности

Вулкан является составной частью горной системы Сомма-Везувий, состоящей из трех конусов. Снаружи мы видим самый старший из них, сохранившийся на склонах с северной и восточной сторон. Он имеет вид вала дугообразной формы и называется Монте-Сомма. Его высота достигает 1138 метров. Второй конус – внутренний: это и есть собственно Везувий. Третий конус считается временным. Он то появляется, то, после сильных извержений, исчезает. Увидеть его простому смертному не представляется возможным. И даже не по причине его непостоянства: просто он находится на дне кратера, куда заглядывают только специалисты – например, основанной еще в 1842 году вулканической станции. Обсерватория находится на северо-западном склоне, примерно в 600 метрах от поверхности земли.

Города, уничтоженные извержением 79 года

Геофизические исследования Везувия велись очень тщательно и на протяжении многих десятилетий, поэтому его можно назвать самой изученной огнедышащей горой на Земле. Установлено, что под видимой частью прячется несколько так называемых магматических камер. Первая, самая отдаленная, находится на глубине примерно 10-15 километров, вторая – ближе к нам, в 3 км от земной поверхности. Триасовые доломиты – основа континентальной коры вулкана Везувий. Их толща простирается до 7 километров. Ее подстилают породы, появившиеся очень давно, когда Средиземноморский подвижный пояс, протянувшийся на 15 000 км от Европы до островов Индонезийского архипелага, еще только формировался.

Интересные особенности имеет и флора двойного вулкана. Сомма и Везувий вроде как «братья», однако кардинально отличаются друг от друга, как «неродные». На Сомме находится смешанный лес, в котором представлено свыше 600 видов растений, 18 из которых произрастают в этой местности, а остальные завезены. Грунт же Везувия, напротив, отличается большей сухостью и благоприятствует сходу селей. Во избежание этого явления, здесь, на 800-метровой высоте, высажено множество средиземноморских кустарников и целый сосновый лес.

Пласты лавы, лежащие слой к слою, и вулканический туф – из таких материалов за истекшие столетия сформировался основной конус этого двойного вулкана. Они постоянно выветриваются и оседают, что обеспечивает высокое плодородие окрестных почв, чему подтверждением стали разбитые здесь многочисленные виноградники и фруктовые сады. Глядя на такое соседство живой, тянущейся к солнцу природы и потенциально опасного Везувия, невольно задаешься вопросом: как он появился на этом месте, и как вообще складывался окрестный ландшафт? Вот что говорят результаты многочисленных исследований.

Вид на Везувий со стороны Помпеи

Как образовался Везувий

В доисторические времена на месте Везувия находилась большая котловина, по форме напоминающая цирковую арену – кальдера. Она имела происхождение явно вулканическое, учитывая соседство с Соммой. Стенки были крутые, дно – более или менее ровное. В результате многочисленных извержений последней старая кальдера оказалась разрушенной, и на ее месте возник Везувий. С его появлением огнедышащая гора и стала де-факто двойной.

Читайте также:
Матч смерти - история, репрессии, факты, фото

Описываемые события, по разным оценкам, имели место примерно 25 тысяч лет назад. «Новорожденный» вулкан образовался вследствие наслоения друг на друга двух мощных тектонических разломов – Африканского и Евразийского. Но не мгновенно, а спустя 13 000 лет после этого. Везувий практически сразу заявил о себе мощным извержением. Считается, что оно случилось в период с 6940 по 100 год до нашей эры. Но когда именно, доподлинно не установлено. О втором крупном извержении Везувия известно чуть больше: оно произошло примерно 3,8 тыс. лет назад и покрыло магматическими потоками территорию, равную современному Неаполю и окрестностям.

Большой вклад в раскрытие тайн Везувия внес известный специалист-вулканолог Альфред Ритман. Основываясь на тщательных наблюдениях и анализе фактов, ученый разработал теорию формирования лав этого вулкана, отличающихся высоким содержанием калиевых соединений. Она получила название гипотезы ассимиляции доломитов. Скрупулезно исследовав флюидные и расплавные составляющие вулканического вещества, установил как физические, так и химические показатели содержащихся в лаве минералов – например, таких, как оливин, клинопироксен и плагиоклаза.

Самое известное извержение

Во второй половине I века нашей эры Римской империей правила династия Флавиев. 20 декабря 69 года на престол огромного государства заступил император Тит Флавий Веспасиан. Это была хорошая эпоха. Остались позади внутренняя смута и восстания, были улажены отношения с Сенатом, а сам правитель являл собой образец простоты нравов. Бурно развивалась торговля, население занималось виноградарством, садоводством, животноводством. Люди осваивали новые территории, в том числе и у подножий гор. Одним из таких мест, пригодных для проживания, стали окрестности Везувия. Здесь появились города Помпеи, Стабии, Геркуланум и Оплонтис. Они были очень красивыми, а население жило богато и беззаботно. Никому и в голову не приходило, что в недрах горы дремлют грозные подземные силы, которые только и ждут своего часа, чтобы вырваться наружу.

И вот страшный момент пробуждения Везувия, вошедший потом во все учебники истории, настал. Это произошло в 79 году, последнем в правлении императора Веспасиана. Правда, наступил этот день не сразу. За 17 лет до катастрофического извержения случилось мощнейшее землетрясение. Часть Помпеи и Геркуланума превратилась в руины, а прилегающие деревни и вовсе оказались стертыми с лица земли. Людям бы насторожиться, но они никак не увязали сейсмическое явление с вулканом. Наблюдений в современном понимании за ним не вели и о возможной активизации даже не думали.

После природного катаклизма горожане восстановили свои дома и храмы, театры, таверны и бани, тем самым показав, что никуда переселяться не собираются. Да и как они могли решиться на это, если плодородная почва по периметру вулкана кормила их круглый год? Здесь снимали по два урожая пшеницы и других аграрных культур, выращивали овощи и фрукты, охотились в лесах на дичь. Отказаться от такого благодатного места – значит, обречь себя на тяжелое и полуголодное выживание.

24 августа 79 года жители Геркуланума услышали глухой рев, идущий из недр земли. Люди поначалу испугались, но быстро успокоились. Утешили себя тем, что их дома настолько крепки, что пемза и вулканический пепел внутрь не проникнут. Потом ненадолго наступило затишье, и к ночи Везувий проснулся на всю свою мощь. Тут-то горожане и поняли, что вулкан не «шутит». Они помчались было к морю, в надежде спастись. А в это время из кратера выстрелило внушительное облако пепла, сопровождавшееся стремительными потоками лавы и селя, догнавшими несчастных прямо у побережья. Горожане, наверное, даже не успели осознать, что с подземными породами к ним вырвалась сама смерть. Еще несколько выбросов, и маленькое, но красивое поселение оказалось похороненным под внушительным слоем лавы, пепла и грязевых масс, а население погибло.

На вершине вулкана Кратер Везувия Извержение Везувия в 1944 году Руины Помпеи

На следующий день стихия и не думавшего униматься Везувия добралась до Помпеи. Чтобы представить себе, что происходило на его улицах, достаточно вспомнить картину русского живописца и монументалиста Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи», написанную в 1830-1833 годах. Великий художник, призвавший на помощь свое воображение, в ярких красках воспроизвел детали случившегося. То, что катастрофа была ужасной, подтверждается и результатами последних исследований. Мощность выброса лавы, пепла и других составляющих составляла – только вдумайтесь – 100 000 тонн в секунду! Вулканические массы достигали фантастической высоты в 35 километров, и потому неудивительно, что воздух, прогревшись на 500 градусов, обрел огромную скорость и стремительно понесся вперед, буквально испепеляя всё вокруг.

О том страшном извержении Везувия сохранились также письменные свидетельства. Их автором является древнеримский политик, писатель и адвокат Гай Плиний Цецилий Секунд, известный как Плиний Младший. Вместе со своим дядей Плинием Старшим (Гай Плиний Секунд), командиром Мизенского флота, он находился на одном из кораблей, курсировавшим в Неаполитанском заливе в непосредственной близости от пострадавших районов. Так молодой человек стал невольным очевидцем жуткой катастрофы. Огромное облако, показавшееся над вулканом Везувий примерно в час дня, напомнило ему очертаниями сосну, сначала равномерно вытянувшуюся, а затем расширившуюся на несколько «ветвей». Облако, вспоминает римлянин, было белого цвета, местами в пятнах от примесей пепла. Стремительно увеличившееся и черневшее, оно загородило собой всё небо. Через это месиво пробегали, будто трещины, длинные полосы пламени, напоминавшие молнии, только, в отличие от грозовых разрядов, неестественно огромные.

Читайте также:
Древние люди - первобытный человек

Наступил густой мрак. Непрестанно падал пепел. Со стороны берега слышались отчаянные вопли обреченных людей. В этих непростых условиях командующий флотом, проявив недюжинное мужество, принимает решение направить корабли к побережью и попытаться спасти тех, кто еще не погиб. По мере приближения судов, продолжает свои воспоминания Плиний Младший, становилось невыносимо жарко. Вместе с пеплом сверху стали падать черные камни, а из кратера вулкана наверх устремился внушительный столб пламени. В общей сложности в Помпеях, по имеющимся данным, тогда погибло 2000 человек. Столько же людей вулканические выбросы заживо похоронили в окрестностях города. Но многим, благодаря отчаянным и храбрым морякам, удалось спастись. Сам Плиний Старший во время спасательной операции погиб.

Везувий, сделав свое черное дело, уснул, камня на камне не оставив от расположенных у его подножия поселений. Не только Помпеи и Геркуланум, но также Стабии оказались уничтожены: пепел и грязь покрыли их полностью. Со временем память о погибших городах-красавцах канула в Лету. Спустя семнадцать веков при рытье колодца случайно обнаружились скульптуры древнеримских богов. Решено было начать раскопки. По их окончании взору археологов предстала потрясающая картина – будто машина времени перенесла их в эпоху античности. Семиметровый слой вулканического пепла отлично сохранил под собой дома жителей Помпеи, храмы, амфитеатр, мастерские, предметы быта, произведения искусства. О невинных жертвах извержения Везувия напомнили пустоты в спрессовавшемся пепле, повторявшие контуры человеческих тел. Их залили гипсом, и полученные фигуры вместе с найденной бытовой утварью поставили на хранение в музей, который с интересом посещают туристы.

Видео: Воссозданное извержение Везувия 79 года

Вулкан Везувий: где находится, история, интересные факты

  • 6 Июня, 2019
  • Направления
  • Александр Недашковский

Везувий смело можно назвать самым известным вулканом в мире. В тоже время он является и самым опасным. Наверное, именно это и привлекает в нем туристов. Взрывной характер Везувия хорошо известен людям с давних времен. Сейчас ученые неизменно следят за его активностью, чтобы вовремя среагировать на изменение ситуации. За всю свою историю вулкан Везувий не раз становился причиной серьезных массовых разрушений. Вы удивитесь, но от этого итальянцы не стали меньше им гордиться. Вулкан они считают настоящей национальной гордостью и природной достопримечательностью.

Место расположения

Далеко не все читатели точно знают, где находится Везувий. Расположен знаменитейший вулкан в Европе, а точнее – на территории Италии. Географические координаты природного объекта: 40°49′17″ с. ш. 14°25′32″ в. д. Приведенная широта и долгота приходится на верхнюю часть вулкана, расположенную в Неаполе, в регионе под названием Кампания.

Описание

Высота Везувия достигает 1281 метра. Вулкан является частью горной системы Апеннин. Стоит обратить внимание на то, что в настоящее время он состоит из трех конусов, один из которых действующий. Самый верхний из них носит название Сомма. Он считается наиболее древним.

Описание вулкана Везувий впечатляет параметрами. Диаметр его кратера достигает 750 метров, а глубина – 200. Кстати, третий конус появляется время от времени. А потом пропадает после очередного извержения.

По мнению специалистов, вулкан состоит из тефритов, трахитов и фонолитов. Его конус сложен из прослоек туфа и лавы, что делает почву в округе невероятной плодородной. На склонах произрастают сосновые леса, а у подножия вулкана местные жители выращивают фруктовые культуры и виноградники.

Последнее извержение вулкана Везувий произошло более 50 лет назад. Но у ученых нет никаких сомнений относительно того, что он действующий. Специалисты уже давно доказали, что у вулкана чередуются периоды сильных взрывов с периодами слабой активности. Внутри вулкана процессы не утихают и по сей день. Поэтому можно смело сказать, что очередной взрыв может произойти в любое время.

История формирования

Вулкан Везувий самый крупный на европейской части материка. Он представляет собой отдельную гору, образованную из-за движения средиземноморского пояса. По мнению вулканологов, это произошло примерно 25 тыс. лет назад. Ориентировочно специалисты предполагают, что начало деятельности вулкана приходится на 7100-6900 до н. э.

На ранней стадии формирования стратовулкан имел вид конуса, называемого ныне Соммой. Частично его остатки сохранились в некоторых местах нынешнего вулкана. Специалисты полагают, что изначально гора являлась отдельным участком суши. И только после нескольких извержений она стала частью Неаполя.

Большой вклад в исследование Везувия был сделан Альфредом Ритманом. Именно он выдвинул предположение о том, как появились высококалиевые лавы. В докладе ученого говорится о том, что формирование конусов происходит из-за ассимиляции доломитов. В основе пород лежат сланцевые слои, формирование которых происходило в ранние этапы развития земной коры.

Вулкан тли остров?

Соседство людей с вулканом Везувий всегда было невероятно опасным. Для эвакуации в экстренных случаях даже были созданы специальные дороги. Однако многие из них уже дано устарели, а новые, конечно же, никто не построил. Некоторые исследователи предполагают, что изначально вулкан был подводным, позднее он стал островным, затем полуостровным, а потом примкнул к континентальной Европе в результате активных тектонических процессов. Везувий возник на месте наслоения Евразийского и Африканского разломов. Внешне вулкан напоминает горбатую гору с пеплом и лавой на склонах.

История извержений

История вулкана Везувий – это фактически история его извержений, ведь именно они так интересуют людей. И по сей день ученые считают природный объект невероятно опасным, ведь у его подножия проживает огромное количество людей. Кажется, что жителей не беспокоит тот факт, что их сосед не отличается спокойствием. Более того, они даже гордятся такой известной достопримечательностью.

Читайте также:
Речь Патриарха перед панихидой по Сталину

Последнее извержение вулкана Везувий произошло еще в 1944 году. Тогда были разрушены города Сан-Себастьян и Масса. Извержение унесло жизни 27 человек. Обычно последствия бывают очень разными по характеру. Отличаются и их разрушительная сила извержений. А вот взрывчатые вспышки происходят практически всегда. Иногда они оказываются такими мощными, что из-за них южная часть Европы оказывается под пеплом. Например, в пятом веке пепел от извержения вулкана Везувий достиг Константинополя, находящегося в 1000 км от эпицентра событий.

Гибель Помпеи

Одной из наиболее известных трагедий в истории человечества является гибель Помпеи, произошедшая в 79 году до н. э. Сила знаменитого извержения достигла пяти баллов, в результате чего были стерты с лица земли несколько больших городов, в том числе и Помпеи. В то время были определенные сигналы о приближении трагедии. Но люди не смогли разглядеть их. Дело в том, что местные жители не вели никакого учета периодов активности и спокойствия Везувия. Ближайшие города жили спокойной жизнью и процветали. Вблизи города Помпеи земля отличалась большой плодородностью. Поэтому местные жители собирали богатые урожаи фруктов и овощей. Помпеи в те времена были настоящей жемчужиной всей Римской империи. Население города достигало 10 тысяч человек.

Одним из первых серьезных предупреждений стало извержение, которое произошло за 17 лет до того. Тогда сильно пострадали некоторые районы города и ближайшие деревеньки. Но храмы, дома и театры очень быстро восстановили. Само же стихийное бедствие люди не восприняли серьезно. Когда началось настоящее извержение, потоки лавы вначале разрушили соседний городок Геркуланум. А через день стихия достигла и Помпей. Люди буквально мгновенно оказались под магмой, температура которой достигала 500 градусов. По данным исследований, скорость поднятия раскаленных масс из недр горы превышала 100 тыс. тонн в секунду. Магма разлетелась на 35 км в высоту, уничтожая все живое. Активная деятельность вулкана была настолько сильной, что на третьи сутки обрушилась в кратер западная часть горы под действием сильнейших нагрузок. Специалисты считают, что тогда погибло примерно 2000 жителей Помпей и еще столько же людей из окрестных деревень. Однако более поздние раскопки показали, что количество жертв было большим.

Раскопки

Через несколько веков после извержения на месте пострадавшего города Геркуланума, оказавшегося под 20-м слоем магмы, был возведен новый город Резина. А на землях Помпей со временем вновь зацвели сады, выросли виноградники. Рассказы о погибших потомках перешли разряд легенд. И только через 1500 лет после нового извержения исследователям удалось отыскать нахождение древних городов. Произошло это в 1631 году. Тогда вулканические породы полностью засыпали местную систему подачи воды. Рабочие в процессе ликвидации последствий нашли золотые монеты, которые присвоили себе. После этого случая в течение всего 17 века на месте разрушенного города сновали золотоискатели. В итоге люди нашли мраморный тайник, всевозможные изделия и статуи, которые привлекли внимание ученых.

После исследователи получили разрешение на проведение раскопок. Ученым удалось отыскать древний город, поскольку он хорошо сохранился под слоем смеси пемзы и пепла. Фрески, здания и прочие объекты сохранили не только форму, но и свой цвет.

Интересен тот факт, что специалистам удалось даже смоделировать погибших людей, что позволило узнать эмоции в момент их гибели. Кроме того, ученые обнаружили библиотеку со свитками тех лет. В настоящее время их можно изучать, используя современные компьютерные технологии, а воссоздать их содержание можно не разворачивая.

Моделирование катастрофы

Сейчас в непосредственной близости от вулкана Везувий живет примерно 700 тыс. человек. На этих землях нет путей для эвакуации в случае нового извержения. Всего в 15 км от знаменитого Везувия (Италия) находится многомиллионный город Неаполь. Все это заставляет ученых заниматься исследованием активности природного гиганта. Это позволит предсказать новое извержение вулкана Везувий. Страна гордится своим исполином с грозным характером, но предпочитает знать о его новых капризах.

Каковы прогнозы?

В настоящее время для изучения и наблюдения за поведением вулкана применяются современные компьютерные технологии. Специалисты в области вулканологии создали трехмерную модель, благодаря которой выяснили, что новое извержение будет не менее разрушительным, чем катастрофа, приведшая к гибели Помпеи. Стихия может настигнуть жителей не только через несколько десятков лет, но и через несколько лет. Если власти не сумеют вовремя эвакуировать людей, человеческие жертвы могут достигнуть 300 тысяч. Компьютерное моделирование позволило узнать, что наиболее безопасной зоной для людей является северо-западная часть Везувия.

Это связано с близким расположением горы Сомма. Люди, проживающие в этом регионе, будут иметь гораздо больше времени на эвакуацию. Также специалисты выяснили, что температура магмы, выходящая из жерла, будет достигать тысячи градусов. Конечно, по мере продвижения лавы она будет остывать. На расстоянии семи километров от места извержения ее температура будет уже составлять 200 градусов. Однако этого вполне достаточно, чтобы погубить все живое в округе в радиусе 12 км.

Факты, говорящие о приближении очередного извержения

Исследования свидетельствуют о том, что глубина нахождения магмы постоянно сокращается. Например, в период 79 года н. э. она располагалась на глубине 7-8 км от поверхности земли. В 472 году расстояние уменьшилось до 3-4 км.

Читайте также:
Ложь и факты о Великой Победе

Все это говорит о том, что магма стремительно приближается к земной поверхности. Ученые полагают, что сила нового извержения значительно превысит ту, которая когда-то привела к гибели Помпеи. Но все-таки специалисты надеются на более мягкое действие стихии из-за пятикилометровой пробки, которая образовалась в районе вершины после соприкосновения магмы с холодным воздухом.

Привлекательность вулкана

В настоящее время территория вокруг Везувия является Национальным парком. В этом районе работает туристический центр, услугами которого пользуются все туристы. Высота Везувия не столь значительна, поэтому на его склонах уже много раз пытались построить кресельные подъемники. Но частые землетрясения регулярно разрушали конструкцию. Поэтому сейчас подняться на вулкан можно только по пешеходным тропам.

Вулкан Везувий

Если вы едете в Неаполь, то не упустите возможность побывать на самом настоящем вулкане. Везувий (Vesuvio) – единственный действующий вулкан на территории Европы. Он находится в 15 км от города, но путешествие того стоит. Тем более, что транспортное сообщение между Неаполем и Национальным парком налажено хорошо.

А еще лучше взять автомобиль напрокат и самостоятельно съездить посмотреть знаменитый вулкан!

История вулкана Везувий

По мнению ученых, за всю историю своего существования вулкан извергался около 80 раз, если не больше. Под его пеплом были захоронены 24 августа 79 года такие древние города, как Геркуланум, Помпеи, Оплонтис и Стабия.

Предположительно Везувий существует уже около 25 000 лет. Он образовался в результате столкновения Африканской и Евразийской тектонической плиты.

Согласно подсчетам ученых, первое извержение произошло примерно с 6940 по 100 год до нашей эры. А следующая мощная вулканическая активность произошла 3 800 лет назад, когда под пеплом оказалась огромная территория по размерам равная сегодняшнему Неаполю.

После извержения 79 года, которое стерло с лица земли Помпеи и другие древние города, находившиеся рядом с вулканом, извержений не было долгое время. Следующая катастрофа случилась 16 декабря 1631 года, когда погибло примерно 5 000 — 18 000 человек.

Самая значительная частота вулканической активности пришлась на вторую половину 18 века, когда извержения происходили в 1767, 1779, а также в 1794 году. Далее вулкан просыпался примерно раз в 50 лет, начиная с 1822 по 1944 год: тогда были разрушены города Масса и Сан-Себастьяно.

Ученые предсказывают, что следующее извержение Везувия может произойти в ближайшие 10 лет.

Наибольший вклад в изучение истории и сейсмической активности Везувия внес Альфред Ритман, который создал теорию образования лав этого вулкана. Это так называемая гипотеза ассимиляции доломитов. Он также установил наличие в лаве минералов оливина, плагиоклаза и клинопироксена.

Помпеи и другие города

Перед извержением 79 года произошло сильное землетрясение 5 февраля 62 года, когда были существенно повреждены почти все здания древних городов, находившихся у подножия вулкана. Извержение, длившееся в течение суток, покрыло города огромным слоем лавы и пепла. Частицы пепла долетали даже до Египта и Сирии.

В то время численность населения Помпеи составляла около 2 000 жителей, большая часть которых покинула город до начала катастрофы. Однако, не все жители успели укрыться в безопасном месте — многих из них нашли погребенными под вулканической лавой далеко за пределами города.

То, что тогда происходило, иллюстрирует картина «Последний день Помпеи» живописца Карла Павловича Брюллова (1830-1833 годы).

Только представьте: мощность, с которой лава выбрасывалась из кратера, составляла 100 000 тонн в секунду. Температура воздуха вокруг вулкана достигала 500 градусов, а вулканическая смесь извергалась на высоту 35 километров!

Современное время

Территория Везувия на сегодняшний день представляет собой Национальный парк-заповедник. А на западном склоне вулкана на высоте 600 метров с 1842 года располагается вулканологическая обсерватория.

Экспонаты, найденные при археологических раскопках в древних городах возле Везувия можно посмотреть в Археологическом музее Неаполя.

Расположение и структура вулкана

Вулкан принадлежит к горной системе Апенинны. Его высота составляет 1 281 м. По географическим координатам его можно найти следующим образом: северная широта 40 градусов 49 минут, восточная долгота 14 градусов 25 минут.

Везувий относится к Средиземноморскому подвижному поясу, занимающему 15000 км. Он простирается от Индонезии до Западной Европы. Этот вулкан — единственная гора, расположенная над Кампанией.

Внутри вулкана

В структуру вулкана входят три вложенных конуса, самый древний из которых называется Монте-Сомма и находится на северной и восточной стороне горы. Основными компонентами главного конуса являются вулканический туф и лавовые пласты.

Второй конус образует Везувий во внутреннем пространстве Монте-Соммы. А третий конус располагается на вершине вулкана внутри кратера. Он то появляется, то пропадает в результате мощных извержений.

Фото: pixelshop / Shutterstock.com

Непосредственно под Везувием располагаются магматические камеры на глубине от 3 до 15 км. Континентальную кору под горой образуют триасовые доломиты, протяженность которых составляет 7 км.

Поскольку почва на склонах плодородна благодаря постоянному процессу выветривания, у подножия горы растут богатые виноградники и сады, а ближе к вершине возвышаются сосновые леса (до 800 метров от основания вулкана).

Национальный парк Везувий

С 1995 года территория вулкана представляет собой Национальный парк-заповедник. Чтобы осмотреть его, можно отправиться одним из 9 маршрутов, указанных в карте.

Читайте также:
Сионизм и сионисты: мифы и факты

Если вы поднимитесь на самый верх, то сможете увидеть настоящий кратер величайшего вулкана. До настоящего времени сохранился конус Сомма, а также кальдера Валле-дель-Гиганте.

Древний вулкан до сих пор жив: из кратера исходит дым, состоящий из серных соединений. Чем ближе вы подойдете к нему, тем горячее будет почва под ногами. А время от времени из вулкана вылетают небольшие потоки лавы, водяной пар и различные газы, температура которых достигает 400° С.

В парке много редчайших видов животных: каменная куница, лиса, дубовая мышь. Также здесь больше 100 видов птиц, обитающих на средиземноморских кустарниках.

Как подняться на вулкан

Подняться на вулкан можно только пешком, поскольку установленный фуникулер был разрушен во время последнего извержения вулкана в 1944 году. Этот маятниковый подъемник был построен еще в 1880 году и состоял из двух вместительных вагонов, работающих от паровой машины. В то время фуникулер пользовался большой популярностью у итальянцев и туристов.

Фото: Modestas Stragys / Shutterstock.com

После разрушения первого фуникулера был создан кресельный подъемник в 1953 году с восточной стороны вулкана. Он также был разрушен во время землетрясения в 1980 году. С тех пор туристы могут подняться на вулкан по пешеходной трапе.

Легенды

Как гласит одна из легенд, в районе Везувия в древние времена жил бог огня и кузницы Вулкан. Именно туда пришли в 73 году до н.э. восставшие рабы во главе со Спартаком. Гладиаторы бились за Везувий, что доказало Риму их мощь и умение вести настоящую войну, а не только сражаться на арене.

Как добраться до Везувия

Если вы готовы прогуляться по настоящему вулкану, а также посмотреть древние города, то добраться из Неаполя до Везувия можно на машине или воспользовавшись общественным транспортом – автобусом или поездом.

Аренда машины

Удобнее всего доехать на машине. Возьмите автомобиль напрокат и прокатитесь к вулкану самостоятельно, с друзьями или семьей. По дороге можно устроить пикник или просто полюбоваться прекрасными видами. Поездка предстоит по автомагистрали А3 до выезда Торре-дель-Греко или Эрколано.

Сравнить цены и выбрать автомобиль можно на популярном сервисе www.rentalcars.com.

Автобус

На автобусе доехать до Национального парка Везувий можно от площади Пьедигротта (Piazza Piedigrotta) в Неаполе на одном из двух рейсов: в 9.20 или 10.00 утра. Это автобусы компании EAVBUS.

В дороге проведете около полутора часов. Чтобы доехать обратно в город, то нужно сесть в автобус у парка в 12.30 или 14.00. Цена билета на автобус составляет около 14 Евро.

Уточняйте информацию на официальном сайте перевозчика EAVBUS www.eavsrl.it/web/.

Поезд плюс автобус

От вокзала Napoli Piazza Garibaldi до станции Portici-Ercolano идут поезда Metropolitano компании Trenitalia. Время в пути — около 20 минут. Курсируют довольно часто — примерно каждые 10-20 минут.

Стоимость билета на поезд составляет около 2 Евро. Посмотреть подробную информацию о рейсах поездов и купить билет можно на русском языке на сайте Omio.ru.

Из Геркуланума до подножия Везувия курсирует автобус Vesuvio Express: ехать около 30 минут.

Часы работы Национального парка Везувий

Попасть на Везувий можно с 9.00 каждый день, а вот время закрытия парка зависит от месяца:

  • в ноябре, декабре, январе и феврале парк открыт до 15.00;
  • с марта по октябрь – до 16.00;
  • в апреле, мае, июне и сентябре – до 17.00;
  • в июле и августе — до 18.00.

Стоимость билета

Цена билета в парк Везувий на 2020 год стоит 10 Евро для взрослых. Если вы едете на автомобиле, то за парковку нужно будет заплатить.

Уточняйте информацию о расписании и стоимости билетов на официальном сайте Национального парка Везувий www.parconazionaledelvesuvio.it/en/visit-the-park/the-paths/the-great-cono/.

Интересные места рядом с Везувием

Конечно, если уж вы приехали к вулкану, то стоит посетить старинные города Помпеи, Геркуланум, Оплонтис, Боскореале и Стабии.

Если хотите посмотреть только знаменитые Помпеи, то билет на один день обойдется в 15 Евро. Виллы Стабии можно посмотреть бесплатно.

Также есть комплексные билеты:

  • посещение Oplontis, Boscoreale — стоит 7 Евро (действителен 1 день);
  • посещение Pompeii, Oplontis, Boscoreale — 18 Евро (действителен 3 дня).

Уточняйте информацию на официальном сайте Помпеи pompeiisites.org/en/.

Экскурсии по Неаполю

Хотите, чтобы экскурсию по Везувию для вас провел опытный гид? Да еще и показал Неаполь во всей красоте. Конечно, будет лучше, если ваш экскурсовод — местный житель, который познакомит вас с городом так, как никто иной.

Посмотрите самые интересные и необычные экскурсии на сайте Tripster.

История вулкана Везувий и его извержений

Первая ассоциация с городом Помпеи – вулкан Везувий, который не оставил от населенного пункта камня на камне и не пожалел всех жителей. На данный момент Везувий – единственный из активных вулканов на всей континентальной Европе. В исторических хрониках сохранилась информация про его наиболее разрушительные извержения, их насчитали не менее 80. Это один из самых опасных вулканов на всем земном шаре. В этой статье мы расскажем об истории Везувия, его извержениях и о том, что он сделал с городом Помпеи. Также здесь ты найдешь информацию о том, как ведет себя Везувий на сегодняшний день, и какая угроза от него исходит.

На Земле немало неспящих вулканов, и многие из них довольно опасные. Но ни один не привлекает столько внимания, как Везувий. Его высота превышает 1200 метров, кажется, сама природа позаботилась о том, чтобы сделать его максимально опасным.

Читайте также:
Иван Калита - биография, политика и правление

Где находится?

Он расположен в невероятно красивом месте – в Неаполитанском заливе, примерно в 15 км от города Неаполь. Он находится на берегу и является частью Апеннинской горной системы. Но знаменит он не своей географической позицией, а катастрофами, которые породил. Крупнейшие извержения стали сюжетами для множества фильмов и литературных произведений, картин и песен. Особенно выразительно передает его живопись, через картины чувствуется атмосфера всепоглощающего ужаса, видны огромное количество жертв и разрушения, которые нельзя восполнить. Последний раз он извергался в 1944 году, но активность сохраняется до сих пор.

Как выглядит?

Диаметр кратера Везувия достигает 750 метров, а обводной периметр основания этой горы превышает 75 км. У подножья растут шикарные виноградники и плодоносящие сады. Объяснение в том, что вулканический пепел – лучшее из всех удобрений, известных человечеству. В нем сконцентрировано огромное количество микроэлементов и минералов, столь полезных для растений. У его подножья растут сосны, высота которых достигает 80 метров.

После каждого извержения внешний вид менялся. Сейчас он состоит из трех внутренних конусов, сам Везувий – это один из них, второй называется Монте-Сомма, а третий не постоянный, он образуется и пропадает после сильных взрывов.

Из истории

Помимо погребенного под пеплом города Помпей вулкан Везувий вызывает еще ряд исторических ассоциаций. Именно поэтому его считают самым таинственным. Под его склонами Спартак вступал в сражение с древними римлянами. Интересный факт: перед тем, как выйти к римскому войску, сам Спартак и его армия скрывались прямо в кратере.

Самые разрушительные извержения в нашей эре происходили в следующих годах: 79, 1631, 1794, 1822, 1872 и 1906. При последнем пробуждении гиганта в 1944 году было разрушено два города, погибло несколько десятков человек, но оно не приблизилось к уровню самых устрашающих катастроф.

Извержение 79 года погребло тот самый город Помпеи, а вместе с ним еще три населенных пункта. Про этот случай знает каждый школьник, оно входит в школьный курс истории Древнего Рима.

О Помпеи

Перед извержением Помпеи был очень благополучным городом, развитым экономически, даже богатым. Он считался шикарным курортом, где можно было провести время на побережье и полюбоваться вулканом. Славился он и плодородием, уже в первом веке здесь разводили виноградники и снимали с них богатые урожаи. Местные жители знали о том, что вулкан опасен, тем не менее, не желали покидать нажитых мест. Более того, застройка становилась все более плотной, город разрастался. Дома возводились прямо у основания горы.

Первой трагедией стало землетрясения 62 года. Оно практически уничтожило пять городов вокруг Везувия. За этим последовала череда менее разрушительных землетрясений. Люди знали, что вулкан может проснуться, тем не менее, они не боялись этого, за что и поплатились жизнями.

Последние дни Помпеи

Как мы знаем, причина гибели Помпеи – извержение вулкана, но немногие смогут представить, как это было. В 79 году нашей эры 24 августа над кратером Везувия появились столбы дыма, темные и плотные. Совсем скоро картину дополнили мощные подземные толчки. Это признаки предстоящего извержения.

В течение десяти часов из жерла не выходило ничего, кроме дыма. Но эти клубы поднялись на высоту двадцати километров. Затем полетели камни, они были совсем небольшие, как перепелиное яйцо. Вскоре последовал мощнейший выброс пепла и лавы. От всего произошедшего поднялся сильный северный ветер, и Помпеи был погребен под трехметровым слоем пепла.

Ради справедливости нужно отметить, что погибли не все жители города. Некоторые из них все же успели вовремя бежать, преимущественно богатые и знатные люди. Второе извержение принесло облака из горящего пепла, население начало погибать от удушья. Город Геркуланум просто смыло потоками лавы, его развалины были обнаружены в море. В общей сложности извержение продолжалось трое суток. У тех, кто не успел эвакуироваться, не было шансов остаться в живых.

Везувий в наши дни

Несмотря на то, что вулкан последний раз извергался десятилетия назад, он не спит. Около него расположен научный центр, задача которого – следить за активностью. Современная наука способна достаточно точно и рано распознать признаки усиления активности.

Из кратера давно не извергалась лава, но из него постоянно выходят газы, разогретые до высочайшей температуры. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что Везувий не спит. Сюда ежегодно приезжают десятки тысяч туристов со всего мира, чтобы посмотреть на этого гиганта. На него можно не только взглянуть издалека, все желающие могут подняться на самый верх горы и даже посмотреть в кратер.

Туристов привлекают и развалины города Помпеи. За последние десятилетия археологи нашли множество удивительных артефактов, по которым можно судить о быте римлян того периода. Более того, здесь воссозданы фигуры умерших людей. Их слепки в пепле были заполнены гипсом, они остались запечатленными на века прямо в тех позах, в которых погибли. Это тяжелое зрелище, на каждый способен его перенести.

Все, что осталось от Помпеи, охраняется ЮНЕСКО, это объекты культурного наследия, они принадлежат всему миру. Легендарное извержение произошло почти два тысячелетия назад, но оно до сих пор у всех на слуху. Про извержение вулкана, Помпеи и другие погибшие древнеримские города продолжают снимать фильмы и писать книги. Археологи до сих пор обнаруживают на месте событий новые находки и рассказывают миру новые факты о катастрофе. Пепельные пласты до сих пор хранят в себе множество неизведанного, но когда-нибудь человечество об этом узнает.

Читайте также:
Куликовская битва - краткая история и значение

Интересные факты о крейсере «Аврора»: прошлое и современность

Строительство крейсера «Аврора» началось в Петербурге ровно 107 лет назад – 4 июня 1897 года – на верфи «Новое Адмиралтейство». Тремя годами позже судно было спущено на воду в присутствии императора Николая II, а еще через три года, в 1903 году, введено в эксплуатацию. Сейчас на «Авроре» открыт музей, а моряки продолжают проходить службу на судне. SPB.AIF.RU собрал самые интересные факты из истории крейсера.

От Цусимского сражения до обороны Кронштадта

Боевое крещение состоялось 14 мая 1905 года в Цусимском сражении. Во время боя «Аврора» получил десять ударов из вражеских орудий. Несколько отсеков были полностью затоплены, пушки вышли из строя, на судне полыхал огонь. Несмотря на это, крейсер выдержал бой.

Однако известен крейсер больше не как боевой корабль, а как символ Октябрьской революции 1917 года. 25 октября 1917 года холостой выстрел с судна послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца.

Срок службы военных крейсеров – 25 лет. «Аврора» прослужила почти в два раза дольше – 45 лет. Корабль успел принять участие в обороне Кронштадта от фашистских артобстрелов. В 1948 году крейсер был отправлен на вечную стоянку, а в его помещениях открыли музей. За эти годы на крейсере побывали Юрий Гагарин, Маргарет Тэтчер и принцесса Монако. В 80-е годы на судне прошел капитальный ремонт. Подводную часть пришлось заменить полностью – она не подлежала реконструкции.

Спуск в сердце «Авроры»

Музей состоит из шести залов от 10-го до 68-го шпангоута крейсера. На борту «Авроры» хранятся более 500 экспонатов, среди которых уникальные фотографии, настоящие боевые снаряды и различные корабельные предметы. Кают-компания крейсера имеет точно такой же вид, как и сто лет назад. Столы в помещении не стоят на ножках, а подвешены к полку с помощью прутьев, подобно качелям. Так сделано специально: когда на море будет шторм, еда со стола не упадет, а будет раскачиваться вместе со столешницей. Рядом висят кровати-гамаки. Они служили морякам не только для сна. Если крейсер пробивало снарядом, кровать сворачивали и затыкали ей течь.

Среди черно-белых фотографий выделяется портрет второго командира крейсера, капитана первого ранга Евгения Егорьева, погибшего при Цусимском сражении. Рама для фотографии сделана из досок палубы «Авроры», а паспарту – из обшивки крейсера, пробитой снарядом. Эту фотографию принес в музей сын погибшего капитана, морской офицер Всеволод Егорьев.

Посетителям крейсера разрешено не только гулять по палубе и помещениям «Авроры», но и спускаться в самое сердце судна – машинное и котельное отделение, которые находятся глубоко под уровнем воды за кормой.

В ожидании новой жизни

Первое десятилетие XXI века выдалось для корабля непростым. Летом 2009 года во время Петербургского экономического форума на борту крейсера прошла вечеринка с участием VIP-персон, что вызвало возмущение общественности. А полтора года спустя «Аврору» вывели из боевого состава ВМФ. Это возмутило как моряков, так и некоторых представителей городской власти. В 2012 году депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания обратились к президенту с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа.

В январе 2013 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован и приведен в рабочее состояние. Планируется, что судно будет оборудовано современными средствами связи и радиотехническим вооружением. Таким образом, не исключено, что через несколько лет у крейсера начнется вторая жизнь.

Музей на крейсере «Аврора» ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10.30 до 16.00 по адресу Петроградская наб., 2. Стоимость взрослого билета – 200 руб., льготного билета для студентов и школьников – 100 руб.

Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере

24 мая 1900 года на воду был спущен корабль, которому предстояло стать самым знаменитым долгожителем русского флота

Для России, особенно для России ХХ столетия, крейсер «Аврора» — один из главных символов Октябрьской революции. Главных в прямом смысле слова: его точные или символические изображения можно найти на множестве предметов советской поры – от орденов до монет, от марок до чайных чашек. А сам крейсер, поставленный на вечную стоянку в Ленинграде, был непременной частью любой официальной экскурсии по городу, ставшему колыбелью революции. Неудивительно, что за этим парадным фасадом истории знаменитого корабля оставались малоизвестными многие другие факты его действительно боевой биографии. О десяти из них сегодня, в очередную годовщину спуска легендарного корабля на воду, который состоялся 24 мая (по н. ст.) 1900 года, и рассказывает портал «История РФ».

1. «Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.

Читайте также:
Загадки цивилизации майя


Фрегат «Аврора» во время бури. Картина художника Платона Бориспольца, 1838 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

2. Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.


Спуск на воду крейсера «Аврора» из эллинга Нового Адмиралтейства, 24 мая 1900 года.
Легкая крытая постройка у края причала — Императорский павильон. Источник: https://topwar.ru

3. От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.


Внешний вид крейсера «Аврора» после битвы в Цусимском проливе. Фотография сделана при входе корабля
в порт Манила, Филиппины, 21 мая 1905 года. Источник: https://commons.wikimedia.org

4. Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.


Первый командир крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга Евгений Егорьев,
погибший в Цусимском сражении. Источник: https://www.liveinternet.ru

5. Воевавший без битв

К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса. Ни в одном серьезном сражении с германскими кораблями «Аврора» так и не участвовала: видимо, ее боевая судьба раз и навсегда была исчерпана Цусимой. К тому же крейсер к 1914 году пережил достаточно много и в большой степени технически и морально устарел, потому и оставался в основном «плавающей партой». Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.


Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» во время службы на Балтике перед Первой Мировой войной.
Источник: https://commons.wikimedia.org

6. Настоящая история выстрела в октябре

В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону. Правда, никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего. Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.

Читайте также:
Ольмеки - таинственная цивилизация


«Аврора» у стенки Франко-русского завода в Петрограде, январь 1917 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org

7. Как «Аврору» едва не пустили на слом

Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. К десятой годовщине революции легендарный крейсер был награжден орденом Красного Знамени, а накануне Великой Отечественной войны технически и морально устаревший корабль чуть было не пустили на слом. Во всяком случае, флотские историки уверенно говорят, что 16 мая 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых кораблей, что для старого всегда означало конец истории.


Крейсеры «Профинтерн» (справа, на переднем плане) и «Аврора» (слева, на заднем плане) в порту Свинемюнде
во время зарубежного похода, 1929 год. Источник: https://commons.wikimedia.org

8. Корабельные пушки на земле

Как боевой корабль, способный дать сражение противнику в море, «Аврора» к началу обороны Ленинграда ценности уже не представляла. Но она была неплохо вооружена, и именно корабельная артиллерия стала главным достоинством крейсера. Девять 130-миллиметровых пушек с него сняли и отправили на сухопутный фронт под Дудергоф. Сухопутную батарею ждала печальная судьба: к середине сентября она перестала существовать, причем большинство орудий подорвали сами моряки, чтобы они не достались немцам.


Разоруженный крейсер «Аврора» на грунте во время блокады Ленинграда. Фото 1943 года.
Источник: https://militaryarms.ru

9. Как «Аврора» была «Варягом»

Крейсер пережил блокаду, хотя и провел большую часть времени на грунте после очередной бомбежки, а боеспособным на нем оставалось всего одно зенитное орудие. Но флаг «Аврора» не спускала, из-за чего и подвергалась регулярным немецким обстрелам. Так что снятие блокады корабль встретил в печальном состоянии. Но крейсер решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и как учебный корабль новообразованного Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Пока шел ремонт, крейсер успел сняться в кино: ему отвели роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме. После съемок корабль вернулся к ремонтной стенке, от которой он окончательно отошел только осенью 1948 года: 17 ноября крейсер занял место постоянной стоянки на Большой Невке.


Крейсер «Аврора» на месте постоянной стоянки у устья Большой Невки, Ленинград, 1960-е годы.
Источник: http://www.nashflot.ru

10. Дважды орденоносная «Аврора»

Дальнейшая судьба знаменитого корабля была куда спокойнее всей его предыдущей службы. Многочисленные ремонты мало что оставили от его первоначального вида, и в итоге это дало специалистам основание утверждать, что нынешняя «Аврора» не имеет почти ничего общего с тем, чем она была в начале ХХ века. Постепенно крейсер все больше становился музеем и все меньше учебным судном, взамен боевой истории приобретая легендарно-революционную. Вершиной этого стало награждение крейсера 22 февраля 1968 года орденом Октябрьской революции, что сделало его единственным в нашей стране дважды орденоносным кораблем. Сегодня оба ордена — Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции — изображены на кормовом Андреевском флаге «Авроры». Как и прежде, он развевается на флагштоке, хотя сам корабль уже выведен из состава флота: в виде исключения легендарный крейсер, отмечающий 119-й день рождения, сохранил статус военного корабля — самого долгоживущего в отечественном флоте.


Кормовой Андреевский орденоносный флаг крейсера «Аврора» — единственного дважды орденоносного корабля
российского флота и единственного корабля, на флаге которого имеется его изображение. Источник: http://www.vexillographia.ru

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Крейсер «Аврора». Интересные и малоизвестные факты из истории

Выясняем, почему на крейсере водились крокодилы, как судно стало героем и почему стоит посетить музей на корабле.

А не назвать ли нам крейсер «Полканом»?

Когда в сентябре 1896 года на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» затевают строительство военно-морского судна, гордое название «Аврора» ещё даже никому не приходит в голову. Новому проекту дали название «крейсер водоизмещением 6630 тонн типа „Диана“», с которым корабль просуществовал почти год. Только в 1897 году он получает имя, которое придумывает для него Николай II. Императору, чтобы он лишний раз не забивал себе голову, предложили список из возможных названий. Среди них: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император список прочёл, подумал и написал на полях записки слово «Аврора».

Крокодилы с «Авроры» отказываются воевать

Торжественный спуск на воду состоялся 11 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, которые наблюдали за происходящим из Императорского павильона.

В 1905 году, в разгар Русско-японской войны, вместе с членами экипажа крейсера, направляющегося к берегам Страны восходящего солнца, находилась парочка крокодилов, взятых на борт во время одной из стоянок в африканском порту. Столь необычный «груз» объясняется просто: морякам разрешали брать с собой в плавание домашних питомцев. Конечно, домашними зверушками крокодилов можно назвать с трудом, но о вкусах, как говорится, не спорят. Крокодилам дали клички Сам и Того, устраивали для них плановые купания и даже пробовали приручить. Однако, как оказалось, дрессировка крокодилов — дело хлопотное и неблагодарное: улучив удачный момент, один из крокодилов бросился в океан и навсегда сгинул в его синих водах. Дневник командира в тот вечер пополнился заметкой: «Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочёл выскочить за борт и погибнуть». Второе пресмыкающееся было убито во время Цусимской битвы.

Читайте также:
Тайна царицы Нефертити

Тех, кто, думая о морской службе, представляет, что весь день матросы гнут спину, надраивая палубу или получают тычки от капитана, можно сразу разочаровать, рассказывая об устройстве быта на крейсере. Досуг на «Авроре» был весёлым и многообразным: В Масленицу устраивались шлюпочные гонки, бега через марс (площадка на одной из мачт), соревнования по прицеливанию и театрализованный спектакль. К слову, «труппа» крейсера, состоявшая из матросов, оказалась настолько даровитой, что нередко посещала с выступлениями другие корабли эскадры.

Крейсер-герой

В ходе Цусимского сражения крейсер проявил себя как надёжное судно, способное не только отражать атаку, но и наносить противнику сокрушительные потери: в ходе боя крейсер выпустил по противнику свыше 300 снарядов и не один раз прикрыл собой другие русские броненосцы. После сражения «Аврора» недосчиталась пяти орудий, безвозвратно потеряла 16 человек (в их числе — капитан судна) и получила десять «ранений».

Символ революции

В революции 1917 года роли крейсера отводят особенное значение. Ещё бы, теперь у новой власти был свой грозный символ торжествующей справедливости, в одночасье уничтожившей самодержавие. Однако буквально в первые дни после залпа по городу поползли слухи, которые… не умолкают по сей день. Так, например, бытует мнение, что в день штурма Зимнего дворца из крейсера был открыт огонь. Тех, кто поверил этой легенде, в первую очередь поспешила переубедить команда судна, направившая в редакцию газеты «Правда» записку, в которой говорилось, что с крейсера был произведён только один холостой выстрел, служащий призывов к «бдительности и готовности». Также этот выстрел нельзя было назвать сигнальным, так как он был произведён в 21:40, в то время как штурм начался уже после полуночи. Кроме того, стоит учитывать, что в эти дни крейсер находился в ремонте, который исключал вероятность того, что стреляли боевыми снарядами.

Дальнейшая судьба крейсера

В 1941 году крейсер должен был превратиться в памятник, однако этому помешала война, во время которой судно получило серьёзные повреждения. В июле 1944 года крейсер отправили на ремонт, который затянувшись на четыре года, всё-таки сделал из «Авроры» памятник, на борту которого располагалась учебная база ленинградского Нахимовского училища, ставшая впоследствии филиалом Центрального военно-морского музея.

Когда два года спустя приступили к съёмкам кинокартины «Крейсер „Варяг“», в роли судна решили снять «Аврору». Для съёмок крейсер видоизменили, установив четвёртую, фальшивую, трубу и переделав носовую часть.

Летом 1984 года крейсер отбуксировали к судостроительному заводу «для капитального ремонта и переоборудования». Через три года судно встало на своё место, однако эксперты утверждали, что крейсер, стоящий у знаменитого причала, имеет мало общего с прежней «Авророй». От настоящего крейсера осталась только часть корпуса выше ватерлинии. Нижняя же, залитая бетоном, покоится на корабельном кладбище.

21 сентября 2014 года крейсер снова отправился в ремонт, причал пустовал около двух лет. Легендарный корабль вернулся к месту постоянной стоянки под покровом ночи 16 июля 2016-го. За путешествием от кронштадтского дока к Петроградской набережной Петербурга следил чуть ли не весь город (мы вели прямую трансляцию). Ремонт крейсера продлился почти два года. Он включал обновление конструкций корабля и модернизацию систем безопасности. Музей на борту корабля тоже выглядит по-новому, и даже билеты обновили, оформив их в стиле открыток, так что после посещения у гостей остаётся уникальный сувенир на память. Кроме того, по возвращении легендарному крейсеру вручили премию «Музейный Олимп»: по мнению почётного жюри, «Аврора» является лучшим музеем Санкт-Петербурга 2016 года. Посетителей ждут девять залов (раньше их было шесть) с современными мультимедийными инсталляциями. Они-то и перенесут зрителя во времени и позволят с головой погрузиться в события, в которых довелось участвовать крейсеру. Словом для поклонников военно-морской техники музей стал настоящим мастхэвом.

Нельзя не вспомнить ещё один любопытный факт. В 2017-ом году корабль номер один ВМФ России стал участником «Фестиваля света». Впервые в истории на борту корабля можно было увидеть гигантские проекции — картины Малевича, портрет Маяковского и сюжеты о революции, которые сопроводили залпы фейерверка. Таким образом напомнили о важной роли «Авроры» в октябре 1917-го, когда выстрел возвестил о том, что революция совершилась. Наш фоторепортаж можно посмотреть здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: