Варфоломеевская ночь – история кратко

Варфоломеевская ночь: как Париж заплатил за религиозные распри тысячами трупов

Варфоломеевская ночь стала одним из самых кровавых пятен на страницах французской истории, когда с 23 на 24 августа 1572 года католики перебили верхушку протестантского дворянства, а обезумевшая чернь устроила массовую резню в Париже, а потом и по всей Франции.

Отвратительные мужики рассказывают, как религиозная борьба за власть обратилась кровавой кашей, практически за мгновение унесшей жизни десятков тысяч человек.

Как католики с гугенотами боролись

В середине-конце XVI века во Франции с небольшими периодами затишья полыхали религиозные войны, во время которых представители традиционного католичества противостояли ширившемуся движению кальвинистов, которых во Франции именовали гугенотами.

Обе стороны не гнушались массовых расправ, правда, каждая устраивала их по-своему. Для гугенота убийство католика в первую очередь было актом гражданского противостояния, поэтому зачастую резали лишь влиятельных священников, а женщин и детей старались не трогать. А вот католики, особенно неграмотные крестьяне и мещане, воспринимали появление большого количества протестантов как признак близости Судного Дня, а самих гугенотов — как исчадий ада, продавших душу дьяволу. Поэтому нападения на гугенотов часто сопровождались истязаниями, надругательствами над телами и религиозной истерией. Женщин и детей фанатики не щадили по той же причине.

Массовые убийства начались с инцидента в Фуа в 1566 году, где католики обнаружили в каком-то сарае молящихся гугенотов, а поскольку в городах им было запрещено прилюдно устраивать моления, на них натравили стражу. Протестанты отказались разойтись, а затем начали кидаться в мешающих людей камнями. В результате озверевшая стража ворвалась в сарай и перебила около трехсот человек.

В католическом Париже эта новость была встречена ликованием. Реакция гугенотов не заставила себя долго ждать, и через год в Ниме почти сотня монахов-католиков была перебита кальвинистами. Это событие вошло в историю как ночь святого Михаила, или «Мишелада». Да и до этого, в 1566 году гугенотские вожди пытались захватить в плен французского короля, чтобы править от его имени, однако план сорвался.

Обстановка накалялась все больше.

Свадьба Генриха Наваррского и покушение на адмирала Колиньи

Знаменитой Варфоломеевской ночи предшествовали два не менее значимых события. Екатерина Медичи, мать Карла IX, которая по факту держала в своих руках бразды правления Францией, попыталась упрочить религиозный мир в стране браком своей дочери Маргариты, верующей католички, и самого знатного предводителя гугенотов Генриха Наваррского.

Это вызвало раздражение среди знати, к тому же оказалось, что у Маргариты уже есть возлюбленный — герцог Гиз. Когда ее уже у алтаря спросили, согласна ли она выйти замуж за Генриха, Маргарита не проронила не слова, и тогда король больно ущипнул ее. Она вскрикнула «Уиии!», а по-французски это похоже на «Да!», поэтому свадьба все же состоялась.

На церемонию приехал весь цвет гугенотского дворянства, чем парижане были крайне недовольны. И уже через четыре дня после церемонии, 22 августа 1572 года, было совершено покушение на одного из самых уважаемых предводителей гугенотов, адмирала Колиньи. Его только ранили, но протестанты были в ярости, угрожая собрать войска и начать новую войну, если им не будет выдан нападавший.

Карл IX увидел в этом возможность раз и навсегда прекратить религиозные войны. Он собрал совет, где было решено арестовать и частично перебить гугенотскую верхушку, пока они так удачно собрались в одном месте. Возможно, этот сбор состоялся по настоянию Екатерины Медичи, которая ненавидела Колиньи и боялась его влияния на короля. Тем не менее, часы уже стали отсчитывать время до одного из самых кровавых событий XVI века — Варфоломеевской ночи.

Варфоломеевская ночь

В ночь с 23 на 24 августа 1572 года набат возвестил о том, что заговорщики должны приступить к делу. Предупрежденная городская стража заперла ворота Парижа, а на домах знатных гугенотов нарисовали красные кресты, выписав их обитателям смертные приговоры. Католики-убийцы для отличия нашили на себя белые кресты.

Первым в списке стал дом Гаспара Колиньи, где престарелого адмирала проткнули шпагой, а затем выбросили в окно, под ноги герцога де Гиза. Там покойника изрезали на лоскуты и кастрировали, а тело сначала волочили по улицам, после чего повесили, сожгли и выбросили в реку.

Убийство Колиньи послужило сигналом для заговорщиков. В Лувре герцога Наваррского пригласили к королю, а ожидавшую его свиту из сорока дворян по очереди выманили во двор и закололи. Самого герцога спасло то, что он под давлением короля успел принять католичество. Тем временем Маргарита случайно спасла некоего дворянина, который весь в ранах вбежал в ее покои и упал в объятья, а ворвавшиеся убийцы-преследователи решили, что застали королеву Наваррскую за любовными играми с новым фаворитом, после чего раскланялись и удалились.

В эту ночь многие знатные дворяне воспользовались возможностью свести личные счеты, как, например, знаменитый граф де Бюсси, изображенный в романе Дюма «Графиня де Монсоро» последним рыцарем Франции, в реальности был совсем не таким. Во главе вооруженного отряда он зарубил своего родственника-гугенота, с которым давно вел тяжбу из-за земель, а затем перебил еще шестерых «мешавших» родичей, став в итоге очень состоятельным человеком.

Некоторые гугеноты-дворяне проявляли чудеса проворства, как, например, Шарль де Талиньи, который скрылся от преследователей, убегая по крышам. К сожалению, средневековый паркур ему мало чем помог, потому что в Лувре, куда он пришел искать защиты, его и прирезали.

Кому-то из знатных гугенотов все же удалось спастись, в первую очередь тем, кто жил в предместьях Парижа. Когда стража пришла их убивать, выяснилось, что нужных ключей от ворот ни у кого нет, и пока за ними ходили, смекалистые счастливчики, заметив зарева пожаров в столице, прямо в исподнем вскочили на коней и унеслись в ночь. Погоню возглавил сам герцог Гиз, но его ждала неудача. Также известно, что некий знатный герцог де Ла Форс, у которого уже убили отца и брата, решил не искушать судьбу и притворился мертвым, чем и спасся.

Читайте также:
Тегеранская конференция - история и факты

Убийствами лишь знатных гугенотов дело не обошлось, так как рядовые католики, подогретые проповедями священников, услышали звуки резни и присоединились к кровавой вакханалии. Они начали убивать гугенотов направо и налево, не щадя женщин и детей, раздевая трупы, вспарывая им животы и выбрасывая останки в реку.

Например, один австрийский студент пишет в воспоминаниях, что солдаты вели в тюрьму арестованную женщину-протестантку с двумя детьми, когда навстречу им вышла толпа убийц. По их требованию и ее, и детей выкинули в реку, правда, чуть позже некий мужчина выловил малышей из реки ниже по течению.

Особо ярые участники событий расправлялись не только с гугенотами, но и с надоевшими соседями, кредиторами, а иногда и с женами.

Екатерина Медичи рассматривает убитых

Когда наступило утро 24 августа, выяснилось, что на кладбище «Невинно убиенных» в Париже расцвел сухой боярышник, которому в это время цвести никак не полагалось. Это было воспринято, как знак того, что Высшие силы благословляют резню, и она продолжилась уже днем. Под удар попали и иностранцы, и даже те католики, которые пытались защитить гугенотов. Воры и бандиты, воспользовавшись анархией, вволю пограбили купцов и мещан, а некоторые католики неплохо нажились на новом, интересном бизнесе — они прятали гугенотов у себя за деньги.

Король и его окружение были в шоке от того, во что вылилась попытка избавиться от знатных противников. Карл IX даже пытался спасти некоторых из них, арестовывая и пряча от разъяренной черни в казематах тюрьмы, но многих убили по дороге в Лувр.

В итоге, «Варфоломеевская ночь» в Париже закончилась только через три дня, распространившись по всей Франции. Во французской столице погибло около пяти тысяч человек, а по стране в целом — около тридцати. Добычей грабителей только в Париже стали более полутора миллионов золотых экю.

Реакция в мире на это событие была разнообразной. Если короли-католики Испании и Португалии приветствовали убийства протестантов, а папа римский даже отчеканил памятную медаль, пока его хор пел благословение убийцам, то английская королева-протестантка отнеслась к Варфоломеевской ночи с осуждением и даже разорвала помолвку с французским принцем. Примечательно, что сам Иван Грозный осудил эту внесудебную кровавую расправу.

Варфоломеевская ночь, начавшись как заговор короля против его знатных противников-гугенотов, превратилась в праздник кровавой вакханалии, мародерства и церковного мракобесия, в один миг преобразив внешне миролюбивых и набожных людей в алчущих чужих кишок и денег монстров, убивающих женщин и детей.

Этот день в истории: 24 августа 1572 года — Варфоломеевская ночь в Париже

В ночь на 24 августа 1572 года в преддверии дня св. Варфоломея в Париже произошла массовая резня гугенотов. Это кровавое событие, получившее название «Варфоломеевская ночь», послужило началом массового истребления гугенотов по всей Франции. Бесчинства продолжались вплоть до 3 октября в Бордо, Лионе, Орлеане, Руане и других городах.

В 1570 году завершилась Третья гугенотская война во Франции. Она была одной из религиозных войн, сотрясавших французское государство в XVI веке. Это был острый конфликт между католиками и протестантами, которых на французских землях называли гугенотами.

Война завершилась Сен-Жерменским миром. По нему гугеноты получили свободу в вероисповедании. Под их контролем оказалось несколько мощных крепостей. Вождь французских протестантов адмирал де Колиньи (1522−1572) был включён в государственный совет при короле. Очень скоро он приобрёл большое влияние на Карла IX Валуа (1550−1574). Чтобы ещё больше укрепить мир, решено было заключить брак между принцессой Маргаритой Валуа (1553−1615) и одним из лидеров гугенотов Генрихом Наваррским (1553−1610).

Временная стабильность принесла удовлетворение народу, но вызвала недовольство у ряда вельмож, исповедующих католицизм. Самую радикальную фракцию возглавляло семейство Гизов. Это был очень авторитетный древний французский род. Он являлся одной из ветвей Лотарингского дома, которой вёл свою родословную от Каролингов (Карл Великий).

Адмирал де Колиньи оказался трезвомыслящим политиком, радеющим о благе Франции. Он хотел, чтобы его держава была могущественной, но этому мешала католическая Испания (королева морей в то время). Колиньи предложил королю поддержать протестантов Нидерландов, которые боролись за свою независимость с испанскими католиками. Это спровоцировало бы войну с королевой морей, но сплотило бы французских католиков и гугенотов, ведь национальные интересы превыше всего.

Однако всё усиливающееся влияние гугенота на молодого короля не нравилось королеве-матери Екатерине Медичи (1519−1589). К тому же она не могла допустить войну с католической Испанией, причиной которой стала бы поддержка протестантов Нидерландов. Это восстановило бы против Франции папу римского и всех католиков Европы, что грозило национальной катастрофой.

Свадьба Маргариты и Генриха Наваррского была назначена на 18 августа. На это торжество съехалось множество знатных вельмож из числа гугенотов. Большая их часть разместилась в центре Парижа, где жили только католики. Роскошный вид протестантской знати вызвал неприязнь у большинства парижан. Они отнюдь не жировали, благодаря непомерным налогам и высоким ценам на продукты и вещи первой необходимости. Ещё большую неприязнь вызвала богатая свадьба. Каждый понимал, что на неё потратили огромную сумму денег, взятую из карманов налогоплательщиков. Поэтому обстановка в городе постепенно накалялась.

Негативной ситуацией решили воспользоваться Гизы. С согласия Екатерины Медичи они организовали заговор против адмирала де Колиньи. 22 августа тот поздно вечером возвращался из королевского дворца. Его путь домой пролегал мимо дома, принадлежавшего Гизам. Когда адмирал поравнялся с ним, раздался выстрел, произведённый из окна. Но убийца целился в голову, а попал в руку. Раненого лидера гугенотов отвезли домой.

Однако католики перешли Рубикон, и пути назад у них уже не было. В самый канун полуночи 24 августа разъярённая толпа ворвалась в дом раненого адмирала и зверски убила его. Именно с этого убийства и началась Варфоломеевская ночь.

Читайте также:
Список президентов США - даты, факты и фото

Незадолго до этого Медичи убедила сына в гугенотском заговоре. Она заявила, что необходимо уничтожить самых опасных заговорщиков, благо, все они находились в Париже. Под давлением матери король приказал закрыть городские ворота и привести в боевую готовность всю городскую стражу.

После того, как во дворец поступила весть об убийстве Колиньи, было приказано бить в набат. Это был сигнал для католиков. Они вышли на улицы, и началась поголовная резня гугенотов. Разъярённая толпа врывалась в дома и убивала всех тех, кто не желал исповедовать католицизм. Под горячую руку попадались все подряд. Эта ночь дала повод мужьям разделаться с надоевшими жёнами, а любовники жён убивали их мужей. Должники резали кредиторов, а тот, кто мечтал о мести, наконец-то её осуществил. Всё тёмное, что пряталось в человеческих душах, вырвалось наружу.

Когда 24 августа забрезжил рассвет, резня не закончилась. Это не входило в планы Екатерины Медичи. Она лишь планировала убить пару десятков протестантских лидеров, но ситуация вышла из-под контроля. В Париже начались грабежи, там и тут на улицах и в домах возникали вооружённые стычки. Воры, грабители, убийцы, прятавшиеся раньше в притонах, вышли на улицы. Добропорядочные граждане гибли сотнями уже независимо от религиозной принадлежности. Мужчин убивали, женщин насиловали и затем тоже убивали. Власть в городе рухнула.

Кровавая вакханалия продолжалась целую неделю. Городская стража смешалась с народом и грабила наравне со всеми. Лишь королевские гвардейцы остались верны закону и монарху. Они хоть как-то пытались навести порядок на городских улицах, но этих сил было явно недостаточно.

Самое же страшное заключалось в том, что беспорядки в Париже спровоцировали цепную реакцию. В других городах также началась вакханалия беззакония, сопровождаемая убийствами гугенотов. 26 августа король Франции Карл IX официально заявил, что убийства протестантских лидеров произошли по его приказу. Он разослал письма по города и провинциям, в которых утверждал, что сорвал крупный антигосударственный заговор. Однако призвал жителей страны к порядку и восстановлению законности. В то же время было официально объявлено, что религиозные свободы не отменяются.

Генрих Наваррский, женившийся на Маргарите Валуа, остался цел и невредим. Чтобы сохранить себе жизнь он стал католиком. Так же поступил и его кузен Генрих Конде. А вот другие знатные и известные гугеноты погибли.

Кровавая резня во Франции была одобрена папой римским и королём Испании. Зато вызвала неодобрение в Англии и Германии. Отрицательно к этому отнеслись также в Речи Посполитой и Московском царстве. Жестокие убийства спровоцировали продолжение Гугенотских войн. Однако теперь протестанты уже не шли ни на какие сделки с королевским правительством. Их главной задачей стало создание независимого государства в южных районах Франции.

Варфоломеевская ночь

Варфоломе́евская ночь (фр. massacre de la Saint-Barthélemy — резня святого Варфоломея) — массовые убийства гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около трёх тысяч человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.

Расправы организовывались представителями католической партии во французской феодальной знати, такими как семейство Гизов. Резня произошла спустя шесть дней после свадьбы королевской дочери Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, в связи с которой многие из самых видных и знатных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже. Резня началась 23 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, спустя два дня после покушения на убийство адмирала Гаспара Колиньи, военного и политического предводителя гугенотов.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Неугодный союз и неугодный брак
  • 2 Ход событий
  • 3 Значение
  • 4 Погибшие и выжившие в Варфоломеевскую ночь
  • 5 Варфоломеевская ночь в искусстве
    • 5.1 В художественной литературе
    • 5.2 Опера
    • 5.3 Кино
  • 6 Музыка
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Предыстория [ править | править код ]

Неугодный союз и неугодный брак [ править | править код ]

Сен-Жерменский мир положил конец трём годам гражданской войны между католиками и протестантами, однако вызывал опасения, потому что наиболее радикальные католики отказывались его признавать. Семейство Гизов, возглавлявших наиболее радикальную католическую фракцию, добивалось недопущения присутствия гугенотского лидера, адмирала Гаспара Колиньи, при дворе. Однако, Екатерина Медичи со своим сыном Карлом IX всячески пытались охладить воинствующий настрой своих единоверцев. К тому же их сопровождали финансовые трудности, которые вынуждали поддерживать мир и оставаться в дружеских отношениях с Колиньи. Гугеноты имели хорошо вооружённую армию, щедрые ассигнования своих аристократов и контролировали укреплённые города Ла-Рошель, Коньяк и Монтобан. Обеи партии не на бескорыстных условиях поддерживали Испания (передача Бургундии, Прованса) и Англия (возвращение Кале и Гиени) [1]

Чтобы закрепить мир между двумя противоборствующими сторонами, Екатерина Медичи запланировала на 18 августа 1572 года свадьбу своей дочери Маргариты Валуа с протестантским принцем Генрихом Наваррским, будущим королём Генрихом IV. Но ни Папа Римский, ни испанский король Филипп II, ни наиболее рьяные католики Франции не разделяли политику Екатерины.

Ход событий [ править | править код ]

Грядущий брак послужил поводом к сбору в Париже большого количества именитых протестантов, которые приехали, чтобы сопровождать своего принца Генриха на брачной церемонии. Но в Париже господствовали антигугенотские настроения, и парижане, подавляющее большинство которых было католиками, нашли присутствие гугенотских лидеров неприемлемым. В парламенте самого Парижа было решено пренебрежительно отнестись к церемонии брака. Ненависть католиков-простолюдинов подогревалась плохими урожаями, увеличением налогов [2] , повышением цен на продукты и предметы первой необходимости. Обыкновенных горожан возмущала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы.

Сам королевский двор был чрезвычайно разделён. Екатерина Медичи не получила разрешения Папы Римского на этот брак, поэтому французские прелаты были на распутье. Королеве стоило немалых усилий уговорить кардинала Шарля де Бурбона (единственного католика в семье Бурбонов) поженить пару. Назревало противостояние в среде католиков, но Гизы были не готовы вступить в противоборство со своими конкурентами, домом Монморанси. Губернатор Парижа, Франсуа де Монморанси, чувствуя свою неспособность поддерживать в городе порядок и предчувствуя взрывоопасную ситуацию, покинул город за несколько дней до свадьбы.

Читайте также:
11 интересных фактов о средних веках

Мать французского короля Карла IX и правительница Франции Екатерина Медичи повелела начать резню гугенотов после того, как не удалось покушение на убийство предводителя гугенотов Гаспара де Колиньи. Де Колиньи оказывал всё больше влияния на Карла IX и убеждал его поддержать восстание протестантов во Фландрии против испанского короля Филиппа II, послав против него объединённую армию католиков и гугенотов. Он видел в этом единственную альтернативу гражданской войне во Франции, однако мешал планам Екатерины по установлению мира с Испанией. Вместе с тем следует отметить определённую обоснованность курса Екатерины Медичи, так как ослабленная десятилетними гражданскими войнами Франция вряд ли могла бы сплотиться против общего врага и уж тем более нанести поражение Испании, находившейся в зените своего могущества.

По мнению историков и беллетристов [3] , в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии — принцев Бурбонского дома — Генриха Наваррского и его двоюродного брата, принца де Конде. Ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню. Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.

Считается, что сигнал к началу резни прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Однако Агриппа д’Обинье пишет о колоколе королевской часовни: «…чтобы они узнали час экзекуции по звону большого колокола во дворце…», «она (королева) ускоряет набат во дворце, приказав звонить на полтора часа раньше колокола Сен-Жермен-Оксерруа» [4] [5] . Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5000 до 30 000 человек.

Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Резня была «самой ужасной религиозной резнёй столетия» [6] , во всей Европе она «оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией» [7] .

Значение [ править | править код ]

Во время религиозных войн во Франции нередки были случаи убийств католиков руками гугенотов, пример тому — «Мишелада» в Ниме в день святого Михаила 1567 году. Однако именно Варфоломеевская ночь поразила воображение современников и заслонила собой другие события противостояния католиков и гугенотов [8] . После Варфоломеевской ночи около 200 тысяч гугенотов бежали в соседние государства. Англия, Польша и немецкие герцогства выразили своё недовольство такой возмутительной вспышкой насилия. Русский царь Иван Грозный также осудил такое обращение с народом (его письмо с осуждениями было написано через два года после Новгородского погрома). [9]

Погибшие и выжившие в Варфоломеевскую ночь [ править | править код ]

С августа по октябрь вспыхивали подобные эксцессы во многих других городах Франции, таких как Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан. В них погибло около 6 тысяч человек. Принцы крови — Генрих Наваррский и Генрих де Конде — были помилованы, так как были двоюродными братьями Генриетты де Невер (жены Людовико ди Гонзаго) и Елизаветы де Гиз (жены герцога де Гиза).

Известными жертвами стали [10] :

  • в Париже:
    • Франсуа-Жан-Жерве де Барбье, сеньор де Франкур
    • Гайо де Крюссоль, сеньор де Бодиснер
    • Бернар-Роже де Комменж, виконт де Брюникель
    • Жан-Роже де Комменж, сеньор де Брюникель
    • Жермен Гарро
    • Антуан де Маразен, сеньор де Герши
    • Жером де Гроло
    • Гаспар де Колиньи, граф де Шатийон, адмирал Франции, убит (предположительно) немецким наёмником Бэмом у себя дома, вместе с ним погибли его зять де Телиньи, камердинер Лабом и другие дворяне свиты адмирала
    • Франсуа-Номпар де Комон, сеньор де Кастельно
    • Арман де Комон, сеньор де Кастельно
    • Шарль де Боммануар, сеньор де Лаварден
    • Франсуа де Ла Рошфуко III, принц де Марсиллак,
    • Франсуа де Монейн, сеньор
    • сеньор де Монмор
    • Гийом д’Астарак, барон де Монтама
    • Помпе де Карназе, сеньор де Монтобер
    • Жан де Сегюр, барон де Пардальян, убит швейцарцами во дворе Лувра
    • Дени Перро
    • Арман де Клермон, барон де Пиль, убит швейцарцами во дворе Лувра вместе с Пардальяном, Сен-Мартеном и Бове
    • Этьен де Шевалье, сеньор де Прюн
    • Кристоф де Клэво, сеньор де Пюивио
    • Антуан де Клермон, сеньор д’Амбуаз, маркиз де Ренель
    • Пьер де Бришанто, сеньор де Сен-Мартэн де Нижель
    • Шарль де Кельнек, барон дю Пон де Субиз
    • Шарль де Телиньи, сеньор де Монреоль
    • Франсуа де Бовэ, сеньор де Брикмо
    • Арно де Кавань
    • философ-гуманист Пьер де ла Рамэ
    • Бреу, учёный, воспитатель Конде, был убит в комнате принца, несмотря на заступничество последнего.
    • шевалье Бурс [11]
  • в Лионе:
    • композитор Клод Гудимель.

Несмотря на огромные жертвы, многим протестантам, в том числе видным дворянам, тем или иным способом удалось спастись. Так, сумели избежать гибели:

  • Генрих де Бурбон, король Наваррский (будущий король Франции Генрих IV)
    • Анри де Бурбон, принц де Конде
    • Рене (Рената) Французская, герцогиня Шартрская и Монтаржи
    • Жофруа де Комон, аббат де Клейрак
    • Жак-Номпар де Комон, герцог де Ла Форс (племянник предыдущего и будущий маршал Франции)
    • Максимильен де Бетюн, барон де Рони (будущий герцог де Сюлли и министр финансов; его отцу также удалось спастись). Прошёл от Бургундского коллежа по Парижу, сжимая в руках часослов.
    • Николя Руо, сеньор де Гамаш (один из четырёх видных протестантов, которым Карл IX спас жизнь)
    • Антуан I д’Ор, виконт д’Астер, граф де Граммон (один из четырёх видных протестантов, которым Карл IX спас жизнь)
    • Ги-Поль де Колиньи, граф де Лаваль де Монфори (племянник адмирала)
    • Франсуа де Колиньи, сеньор де Шатильон (сын адмирала)
    • Жан де Боммануар, маркиз де Лаварден (будущий маршал Франции)
    • Франсуа IV де Ларошфуко, граф (сын убитого)
    • Франсуа де Бон, герцог де Ледигьер (будущий маршал Франции)
    • Габриэль де Монтгомери, сеньор де Лорж, граф
    • Гийом де Саллюст, сеньор Дю Бартас (французский дипломат и поэт)
    • Филипп Дю Плесси-Морне (публицист и дипломат)
    • Теодор-Агриппа д’Обинье (поэт и историк)
    • Филип Сидни (английский поэт и общественный деятель)
    • Амбруаз Паре (личный врач французских королей)
    • Жан де Роган, сеньор де Фронтенэй
    • Жан II де Феррьер, сеньор де Малиньи, видам Шартрский
    • Жеро де Ломань, виконт де Сериньяк
    • Рене де Фротт, сеньор де Сей
    • Гийом де Клюньи, барон де Конфоржьен
    • Франсуа де Бриквиль, барон де Коломбьер
    • Жан де Бовэ, сеньор де Брикмо
    • Ги де Монферран, барон де Лангуаран
    • Оливье д’Аллэнвиль, сеньор де Ла Мотт-Журанвиль
    • Габриэль де Леви, барон де Леран
    • Франсуа де Рабоданж, сеньор
    • Жан де Ла Тур, сеньор де Ренье
    • Ги де Сент-Желе, сеньор де Лансак
    • Жиль де Машку, сеньор де Сент-Этьен
    • шевалье де Миоссан, первый дворянин свиты Генриха Наваррского
    • шевалье д Арманьяк, камердинер Генриха Наваррского
    • Гастон де Леви, виконт де Леран был спасён капитаном королевской гвардии бароном де Нансе барон де Пардайян — отец убитого, спасся с графом Монтгомери, переправившись через реку в предместье Сен-Жермен [12]
Читайте также:
Император Гелиогабал – развратный безумец

24 августа 1572 г. в Париже произошла массовая резня гугенотов (Варфоломеевская ночь)

Бракосочетание лидера гугенотов с сестрой французского короля Карла IX и дочерью Екатерины Медичи должно было стать символом укрепления мира между французами разных конфессий. Однако в реальности, это событие стало удобным моментом для ликвидации Католической Лигой множества своих политических противников и нанесения серьёзного удара по гугенотам. Во французскую столицу приехали сотни дворян – протестантов, которые сопровождали короля Генриха Наваррского на брачной церемонии. Чтобы убийцы ночью не ошиблись в поисках жертв, всем католикам Парижа было велено нацепить на шляпы белые кресты. Кроме того, гугенотов можно было отличить по чёрной одежде, а их дома пометили белыми крестами. Колиньи был убит один из первых, его тело подвергли оскорблениям.

Политическая акция была усилена стихией толпы. Горожане-католики с раздражением восприняли наплыв гугенотов в Париж. Ненависть подогревалась ростом налогов, цен на продовольствие, предметы первой необходимости, людей раздражала показная роскошь, устроенная по случаю королевской свадьбы. Кровь привела к тому, что город оказался во власти черни. Преступники совершали свои тёмные дела, люди убивали своих кредиторов, просто иностранцев (немцев, фламандцев), грабили соседей, избавлялись от родственников. Генрих Наваррский и Конде, жившие в Лувре, спаслись тем, что перешли в католичество. Бойня в Париже привела к волне насилия, которая прокатилась в других городах и селениях в масштабах всей страны. Были убиты тысячи людей, но организаторы решили главную задачу – эта резня стала коренным переворотом в Религиозной войне во Франции, гугенотам был нанесён сокрушительный удар. Десятки тысяч гугенотов сбежали в другие страны. Католичество одержало победу во Франции.

Необходимо сказать о цинизме западников и их российских лакеев, которые любят говорить о «кровавом» Иване Грозном, при котором за всё его длинное правление было казнено примерно 4 – 7 тыс. человек (значительная часть из них была сторонниками децентрализации Русского государства, т. е. с языком 20 столетия представители «пятой колонны»). В Париже и Франции было уничтожено больше людей за один день, чем за всё правление Ивана Васильевича!

Предыстория

Реформационные идеи во Франции начали распространяться с 20-х годов XVI века. Сильная королевская власть, отсутствие раздробленности и большая самостоятельность французской церкви от Рима, позволили сохранить во Франции преобладание католической церкви. Король и дворянство были в целом довольны католической церковью. В 1516 году между королём Франциском I и Римом был заключён Болонский конкордат. Папа согласился с тем, что король выбирал кандидатов на высшие церковные должности во Франции, а Рим их только утверждал. Король мог долгое время не замещать открывшиеся вакансии и брать доходы с церковных земель в свою пользу (церковь была крупнейшим землевладельцем Франции). Постепенно церковь стала государственным учреждением. Прелаты церкви назначались из дворянских семей, высшие церковные должности стали уделом младших членов аристократических фамилий Франции.

Необходимо учесть и тот факт, что крестьянская масса была в целом довольна изменениями, которые произошли в 15-16 столетия, ухудшение их положения не произошло. В результате крестьяне в подавляющем большинстве были равнодушны к идеям Реформации.

Королевская власть первоначально не препятствовала распространению протестантских идей в стране. Французский король Франциск I поддерживал протестантских князей в Германии, т. к. это наносило удар по Габсбургам. Однако у идей Реформации не было широкой социальной базы во Франции. За реформацию выступали некоторые аристократы, дворяне, представители интеллигенции, буржуазии в крупных торговых городах. До середины 1540-х годов протестантские общины были небольшими, так в Париже было всего 300-400 человек.

Ситуация изменилась в 1534 году. Приверженец протестантизма Маркур, в связи с арестами нескольких протестантов, выступил с резкими тезисами. Фактически он обвинил папу и весь клир в обмане, идолопоклонстве и богохульстве. По его мнению, Церковь занималась всякими пустяками вроде колокольного звона, пения, пустых церемоний, бормотания молитв и пр. Это выступление мобилизовало католиков Франции. Еретиков стали отправлять на костёр. Так, в январе 1535 года было сожжено 35 лютеран и ещё 300 человек арестовали. Королевская власть попыталась запретить печать и закрыть все типографии, но вскоре выяснилось, что это невозможно. Поэтому, печатное дело поставили под особый контроль парламентской комиссии. С 1538 года началось сближение французского короля с императором и Римом. Протестантов стали жестко преследовать, либеральные времена окончательно ушли в прошлое.

Читайте также:
Ложь и факты о Великой Победе

В 1540-1550-е годы во Франции распространяется учение Кальвина. Сторонников Реформации во Франции стало значительно больше. Идеи кальвинизма были близки буржуазии, особенно учение об абсолютном предопределении. Кроме того, кальвинизм создавал мощные организации, которые могли противостоять другим протестантским направлениям и контрреформации. В этот период во Франции ряды кальвинистов укрепляются за счёт дворянства и католических клириков из низшего, разночинного клира, которые переходят в протестантизм. Правительство Генриха II (правил с 1547 г. — по 1559 г.) ужесточает меры против протестантов. В октябре 1547 года при парламенте была создана т. н. «Огненная палата», которая вела дела по делам ереси. Большинство приговорённых было из среды низшего духовенства и ремесленников, т. к. дворяне и богатые буржуа имели средства и влияние, чтобы откупиться, замять дело, или сбежать за границу.

В отличие от Германии, где главной движущей силой Реформации выступило крестьянство и Нидерландов, где в революционном движении преобладала буржуазия, во Франции борьбу начало дворянство (французская буржуазия в большинстве своём не решилась взяться за оружие). Причём дворяне, когда их притязания провалились, снова в своей массе перешли в католичество. Зажиточная буржуазия, когда после отмены Нантского эдикта в 1685 году началось массовое изгнание гугенотов из Франции, была вынуждена уехать из страны. Дворяне мечтали о конфискации церковных земель и получения политических прав. Крупные гугенотские сеньоры мечтали о разделе Франции на ряд самостоятельных провинций, о возвращении во времена до объединения государства под сильной властью короля. В результате «гугеноты религиозные» далеко не всегда были заодно с «гугенотами политическими». Их интересы сильно различались.

В региональном плане оплотом гугенотов стал юг Франции, который позже всех остальных областей был включён в состав единого французского государства и всегда был центром различного рода ересей (достаточно вспомнить Альбигойские войны – серию военных кампаний, инициированных Римом по искоренению ереси катаров в области Лангедок). Южные города пользовались большой автономией, и усиление центральной власти сопровождалось нарушением привилегий горожан. Наиболее известные центры – это Ла-Рошель, Ним, Монтобан, Монпелье. До Варфоломеевской ночи они защищали свои старые права и прежде всего, право свободы от королевских гарнизонов. Наличие королевского гарнизона означало полное подчинение города центральной власти (особенно в сфере выплаты всех податей, которые постоянно росли).

Однако до 24 августа 1572 года города не шли на открытый конфликт с королевской властью. Варфоломеевская ночь привела к восстанию почти всего дворянства на юге страны. Даже в этот момент города не сразу порвали с королем. Лишь после того, как в городах власть захватили радикальные элементы («рьяные»), они начинают поддерживать дворянство и финансировать его.

Верность католичеству и королю сохранило дворянство севера, северо-востока страны, большая часть бюрократического аппарата, которая была создана королевской властью, буржуазия северных городов, в первую очередь Парижа. Столица сыграла огромную роль в религиозной войне во Франции – это был огромный город с 300 – 500 тыс. населением (данные различных исследователей отличаются). Северная буржуазия выступала с лозунгом: «единый бог, единый король, единая вера, единый закон». Париж имел слишком много преимуществ от единства страны и сильной центральной власти, чтобы выступить против короля и католичества. Осталось верным старой религии и большая часть крестьянства. Ересь во Франции была порождением города, дворянства и интеллигенции. Мелкое крестьянское хозяйство во Франции не было разрушено, как в Англии, не произошло и резкое ухудшение жизни крестьян, как в Германии. Поэтому крестьяне в своей массе сохранили верность католицизму и королю. К тому же крестьяне видели в гугенотах-дворянах классового врага, который мог вернуть страну во времена феодальных войн, регулярных грабежей и насилий.

1559 году трон занял Франциск II. Он ничего не понимал в государственных делах, поэтому вся власть перешла в руки дядям его жены Марии (шотландская королева Мария Стюарт) Гизам. Франсуа Гиз возглавил армию, епископ Лотарингский и кардинал взял в руки гражданское управление. Это привело к созданию двух властных противоборствующих группировок. Гизы привлекли на свою сторону мать короля Екатерину Медичи, но оттерли от власти любимца покойного короля Генриха II коннетабля Монморанси и его родственников адмирала Колиньи и двух его братьев, а также постарались отделаться от ближайших родственников королевского дома, Бурбонов. Принцы крови и вельможи образовали единый фронт против Гизов. Старший представитель Бурбонов Антуан по браку с королевой Наваррской стал королем крошечного государства на границе Франции и Испании. Его жена была страстной поклонницей учения Кальвина, обиженный принц также стал склоняться к кальвинизму. В результате Наварра стала центром оппозиции.

Ситуацию ухудшил ещё один фактор. Франция заключила мир с Габсбургами. Большая часть армии была распущена. Множество офицеров и солдат осталось без дела. Многие были южанами и составили первые кадры дворянского мятежа. Французские и немецкие кальвинистские священники объявили, что недовольные могут взяться за оружие в борьбе с «узурпаторами» (Гизами). Был составлен заговор, во главе которого встал Конде. Он планировал отстранить от власти Гизов, созвать генеральные Штаты и обеспечить интересы Бурбонов и французских протестантов. Заговорщики собирались захватить короля и действовать от его имени. Если бы Франциск стал упорствовать, его решили низложить и отстранить от власти Гизов. Заговор получил название Амбуазского, так как королевский двор тогда находился в замке Амбуаз.

Читайте также:
14 интересных фактов о тамплиерах

Гизы узнали о заговоре и вызвали Колиньи. Его спросили о причинах недовольства. Адмирал объяснил появление заговора преследованием протестантов и предложил издать эдикт, который успокоит страну. Эдикт от 8 марта 1560 года приостановил гонения за религию и обещал амнистию всем, кроме заговорщиков и кальвинистских проповедников. Вожди заговорщиков успокоились, но дворяне решили попробовать реализовать план захвата короля самостоятельно. В Амбуаз были двинуты войска, но они потерпели поражение. Эдикт от 8 марта был отменён и всех арестованных казнили без суда и следствия. Пленных солдат и командиров вешали на виселицах, стенах Амбуазского замка и топили в Луаре. Однако истинные зачинщики не пострадали. Они обратились за материальной помощью к Англии и протестантским германским князьям. В свою очередь Гизы попросили помощи у испанского монарха. Стране появились слухи о близкой высадке английского десанта.

Гизы от имени короля вызвали ко двору Антуана и Конде. Их арестовали и предали суду. Конде был приговорён к смерти. Его спасла неожиданная смерть короля – он скончался 5 декабря 1560 года. Новым королем стал несовершеннолетний Карл IX (правил с 1560 г. по 1574 г.) и законным опекуном стал Антуан Бурбон. Екатерина Медичи смогла заставить его отказаться от своего права на опеку, но приблизила к себе, чтобы ослабить влияние Гизов. В декабре 1560 года в Орлеане были созваны Генеральные штаты, в 1561 году Штаты созвали в Понтуазе. Однако они не смогли, да и не хотели, вернуть мир в стране. В январе 1562 года правительство издало «эдикт терпимости». Кальвинистам даровали свободу вероисповедования вне городов и собрания в городах. Этот закон озлобил католиков и не мог полностью удовлетворить протестантов (большинство гугенотов жило в городах).

В Париже время от времени происходили погромы и избиения протестантов. На юге Франции жертвами становились католики. Страна скатывалась к гражданской войне на религиозной почве. 1 марта 1562 года Франсуа Гиз устроил бойню в месте Васси. Париж после этого события встретил Гиза, как героя. Это событие привело к серии расправ над кальвинистами. В Париже протестантов изгоняли под угрозой виселицы. Протестанты ответили погромами католиков, гугеноты заняли Лион, Орлеан, Тулузу, Бурж. Страна окончательно раскололась и началась религиозная война.

Хараппская цивилизация

До сих пор эта цивилизация может предоставлять сюрпризы. Не все ее поселения раскопаны полностью. Лингвистам не удалось расшифровать язык, на котором говорили жители Хараппы и Мохенджо-Даро. Знания о религии и политической власти в долине Инда тоже остаются на уровне догадок. Было ли это единое государство, несколько государств или множество независимых городов?

Начало Хараппской цивилизации

Первые следы древнейшей цивилизации Индостана были обнаружены англичанами еще в первой половине XIX века. Впервые, небольшие раскопки в Хараппе были проведены в 1875 году английским археологом Л. Каннингхэмом. Он нашел круглую печать, один из символов Хараппской цивилизации, и обратил внимание на древность этого города. Но регулярные работы на этом месте начались только через полвека.

В 1921 году индийский археолог Д. Р. Сахни начал вести систематические раскопки в Хараппе. Через год другой индиец, Р. Д. Банерджи открыл Мохенджо-Даро. После этого в долине Инда начались систематические археологические исследования, которые проводились учеными и археологами из Англии и других европейских стран.

До сих пор нет четкого ответа на вопрос о происхождении Хараппской цивилизации. Исследователи середины XX века считали, что цивилизация на Инде была основана переселенцами из Месопотамии. Их оппоненты отстаивали противоположное мнение – Хараппская цивилизация породила Шумерскую. Другие ученые связывали появление Хараппы и других городов с индо-европейскими миграциями.

Исследования 1970-1980-х годов показали, что Хараппская цивилизация была закономерным этапом развития земледельческих культур этого региона. В Синде, Белуджистане и долине Инда уже в VII и VI тысячелетиях до н.э. существовала неолитическая земледельческая культура. В V тысячелетии население этих земель освоило медь и расписную керамику. Носители этой культуры строили прямоугольные дома с комнатами.

К концу V тысячелетия до н.э. предки строителей Хараппы освоили гончарный круг. Еще через тысячу лет жители Белуджистана установили регулярные контакты с Иранским плато и югом Средней Азии.

На юге Белуджистана и Синда наибольшего развития добились культуры Кулли и Амри-Наль. Носители этих культур искали новые земли для поселения и освоили долину Инда. Они распространили все лучшее, что было у земледельческих культур Синда и Белуджистана: обработка металла, планировка поселений.

Период 3200-2600 гг. до н.э. называют Ранней Хараппой. В этот период складывались первые городские поселения, носители этой культуры одомашнивали зерновые культуры. В конце периода Ранней Хараппы поселения начинали превращаться в крупные города. По данным исследователей, сельское население переселялось в новые урбанистические центры.

Период Зрелой Хараппы

Период расцвета цивилизации индских городов занимает около 700 лет – XXVI-XIX вв. до н.э. Хараппская цивилизация занимала территорию долин рек Инда и Сарасвати, достигала Гуджарата на юге, Мекрана – на западе и предгорий Гималаев на северо-востоке. Внутренние районы Белуджистана испытали на себе влияние Хараппской культуры, но не стали ее частью.

В период зрелой Хараппы происходит расцвет городов этой цивилизации. Крупнейшие из них – Хараппа и Мохенджо-Даро. У всех городов есть общие черты и отличия. Для всех них характерна одинаковая структура, схожие артефакты и архитектура зданий.

Великая баня в Мохенджо-Даро была уникальной, но во многих городах существовали бассейны с водой. Вероятно, омовение играло важную роль в жизни древних индийцев. В некоторые городах находят огненные жертвенники и места для жертвоприношения животных. Иногда они располагались в общественных местах, иногда – в домах, где, вероятно, служили семейными святилищами. Предполагают, что Хараппская цивилизация состояла из общин с общей идеологией, имевших разные традиции и, вероятно, этническое происхождение.

Читайте также:
Блокада Ленинграда - кратко суть кошмара

Большинство людей Хараппской цивилизации были земледельцами и скотоводами. Они имели возможность приобретать ремесленные изделия, которые делали горожане. Земледельцы жили в деревнях и выращивали ячмень, пшеницу, бобы. Скотоводы основывали временные поселения в местах, куда они пригоняли на выпас своих животных.

Индийцы путешествовали между городами в воловьих упряжках. Товары перевозили на спинах вьючных животных или по воде. Часть минералов добывалась на территориях, принадлежащих Хараппским городам. Другие поступали от жителей соседних регионов. Медь и оловянную руду поставляли жившие в холмах Аравалли носители культуры Джодпура-Ганешвар, мед и слоновую кость – охотники-собиратели из земель к югу от Инда и Сарасвати.

Для городов этого народа характерно разделение поселения на нижний город и укрепленную цитадель. В городах действовала эффективная система дренажа. Часто, города окружали промышленные районы. Крупнейшие центры, как Хараппа и Мохенджо-Даро, специализировались на производстве разных ремесленных изделий. Маленькие города сосредотачивались на чем-то одном. Например, жители города Нагешвар в Гуджарате создавали ремесленные изделия из морских раковин и ловили рыбу в заливе Кач.

С городами долины Инда связаны две загадки. Хотя в них есть разделение на нижний город и цитадель, в городах не удается найти монументальные храмы и дворцы, которые характерны для монархий Древнего Востока. Нет и монументальных гробниц или надписей, в которых правители прославляли бы свои деяния. Это вызывает вопрос: какой была политическая организация городов Инда?

Вторая загадка – отсутствие (судя по данных археологии) каких-либо военных конфликтов между городами Хараппской цивилизации или соседними культурами. Хотя города окружали высокие и прочные стены, нет следов их осад. Похоже, что укрепления возводили против наводнений и для управления потоками людей и товаров, входящих в город.

Больше всего поселений существовало на территории современной пустыни Чолистан в нижней части долины Сарасвати. Поселения региона были разного размера – от 2 до 100 гектаров. Здесь соседствовали деревни и небольшие города. В долине Сарасвати был один действительно крупный городской центр – Ганверивала. Он занимал территорию 80 гектаров и по размеру приближался к Мохенджо-Даро.

Земли к востоку от Ганверивалы у истоков Сарасвати тоже были плотно заселены. Города этого региона занимали территории около 10-30 гектаров. В месте слияния рек Сарасвати и Дришадвати был построен крупный город Калибанган.

Самым южным регионом, которого достигли хараппские поселенцы, был Гуджарат. Во внутренних районах этой провинции находят многочисленные сельские поселения выходцев из долины Инда. Прибрежные Хараппские города специализировались на морской торговле. Крупнейший город Дхолавира занимал территорию 60 гектаров. Важнейшим портовым городом был Лотхал, в котором процветала торговля, и который привлекал морских торговцев наличием защищенной бухты, а также присутствием рисовых и хлопковых посадок. Здесь, помимо керамических и медных изделий, археологи нашли бусы и предметы из полудрагоценных камней. В Пенджабе, напротив, было мало городов. Предположительно, отсутствие городов связано с большим значением для этого региона скотоводства. Единственным крупным городом Пенджаба была сама Хараппа. К северо-востоку в предгорьях Гималаев было основано еще несколько городов. Крупнейшим городом на территории провинции Синд был Мохенджо-Даро.

Для большинства городов характерны благоустроенные дома из кирпича, система канализации, прямые улицы. Города окружались стенами, за пределами которыми к поселению жались пригороды. Были и региональные особенности. Камень при строительстве городов использовали, в основном в Гуджарате. В Мохенджо-Даро шире, чем в других городах, при строительстве использовали обожженный кирпич.

Торговые пути между Ираном и Индией пролегали через территории современных Сеистана и Афганистана. В III тысячелетии до н.э. действовала торговая сеть, созданная Эламом. В городах долины Инда обнаруживают чаши из хлорита. Такие чаши делали в эламском городе Тепе-Яхма, и их находят в Месопотамии, на Иранском плато, на побережье Персидского залива и в городах Инда.

К концу III тысячелетия структура внешней торговли изменилась. Прежде государства Месопотамии были основным покупателем сырья, которое шло с Иранского плато и дальше – из долины Инда. Теперь Месопотамия переключилась на торговлю в Персидском заливе. Одновременно угасли контакты между Хараппскими городами и Сеистаном. Торговый путь между Северной Индией и Междуречьем пришел в упадок. Малое число индийских вещей, относящихся к этому периоду, находят на территории Иранского плато: в Сузах, Тепе-Яхма и других городах.

С середины III тысячелетия до н.э. Месопотамия и города долины Инда продолжили контакты. Но теперь торговля шла по морю. Это позволило обеим сторонам не зависеть от посредников. Города Хараппской цивилизации получили доступ к ресурсам и рынкам побережья Персидского залива.

В это время на побережье Аравийского моря в регионе Мекран появились новые поселения хараппцев, что отражает развитие торговли с заморскими землями. Города выходцев из долины Инда в Мекране имели сильные укрепления, потому что располагались на чужой территории. Поселения возводились на побережье в устьях сезонных рек, который обеспечивали доступ во внутренние районы страны.

Индское поселение Суткаган-Дор – самый западный город Хараппской цивилизации. Площадь Суткаган-Дора – четыре с половиной гектара. Город имел обычную для Индских поселений структуру – цитадель и нижний город. У Суткаган-Дора были крепкие каменные стены толщиной 8 метров, снабженные башнями. Не все хараппские города Мекрана были торговыми портами. Поселение Сонмиами, похоже, было просто рыбацким поселком, жители которого не участвовали в международной торговле. Города Аллахдино на реке Малир не был портом, но служил центром перераспределения товаров.

К XXIV веку до н.э. хараппцы начали плавать непосредственно в Междуречье. Доказательств, что шумеры и аккадцы заплывали на восток дальше Магана нет. В текстах месопотамских городов упоминаются три страны, с которыми велась торговля: Дильмун, Маган и Мелухха. Предполагают, что под именем «Мелухха» шумерам и аккадцам была известна Индская цивилизация. В текстах Междуречья писали, что из этой страны привозили дерево, сердолик и слоновую кость.

Читайте также:
20 интересных фактов о пирамиде Хеопса

Правитель Лагаша Гудеа приказал построить в подвластном ему городе Гирсу большой храм. Материалом для него послужил сердолик из Мелуххи. Выходцы из долины Инда жили в Междуречье, как постоянные торговые представители.

Основным товаром, который индийцы поставляли соседям, была медь и медные изделия. На территории современного Афганистана недалеко от копей ляпис-лазури индийцы основали город Шортугай, откуда на запад отправлялись караваны с лазуритом.

Религия, погребения

Умерших клали в овальную или прямоугольную яму. Ее дно делали из глиняных кирпичей или тело человека клали в деревянный гроб. Умерший лежал на спине головой на север. Иногда тело заворачивали в саван из ткани или тростника. Умершему оставляли украшения, которые он носил при жизни. Иногда рядом с женщинами клали медные зеркала. Возможно, их воспринимали как объекты, с помощью которых можно было заглянуть в иной мир. Иногда над могилами сооружалась земляная или каменная насыпь.

В Хараппе и Лотхале могилы располагали бессистемно. Более поздние погребения часто занимали место прежних. Инвентарь старых могил ломали, а кости выбрасывали.

В Лотхале нашли несколько могил, где было погребено два человека. Высказывали предположение, что останки принадлежали вдовам, которые решили последовать за мужьями. Но, по крайне мере, в одной могиле оба скелета мужские.

Допускают, что жители Индских городов могли использовать другие способы погребения, например, кремацию. На кладбище в Калибангане нашли участки обугленной земли, а в Хараппе обнаружили урны с керамическими изделиями, пеплом и костями.

Предполагают, что уже в эпоху Хараппы у ее жителей были разные религиозные взгляды. Жители городов древней цивилизации могли иметь разное этническое происхождение, и они контактировали с различными соседними культурами, которые влияли на их религию.

Судя по обилию водных объектов в городах долины Инда, самое грандиозное из которых «Большая баня» в Мохенджо-Даро, вода играла ключевую роль в религиозных практиках древних индийцев. Предполагают, что религиозные обряды сопровождались омовениями. На основании иконографии исследователи делают вывод, что жители древних городов воспринимали небеса, как воду, в которой плавают Солнце, Луна и звезды.

Изображения на печатях должны были быть связаны с религиозными верованиями индийцев. Здесь видят изображения мужских и женских божеств в виде растений и животных. Изображенные на некоторых печатях единороги не принадлежали к земному миру, но могли быть частью мира богов из верований жителей Индских городов. Предположительно, были и местные культы, которые отражали прошлое разных групп, входивших в Хараппскую цивилизацию. В долине Инда обнаружено много терракотовых женских статуэток, в которых сейчас видят изображение богини-матери. Они напоминают статуэтки, которые раньше делали жители Индо-Иранского пограничья. В Гуджарате и долине реки Сарасвати жители приносили в жертву животных через сожжение.

Упадок Хараппской цивилизации

После семи столетий процветания города Инда около 1900 года до н.э. начали приходить в упадок. В начале II тысячелетия до н.э. Хараппская цивилизация перестала существовать как единое целое. После ее упадка река Инд перестала быть центром цивилизации Индии, уступив эту роль Гангу.

Горожане перестали следить за дренажными системами, дома начали строиться хуже, общественные учреждения прекращали работать. Некоторые города были покинуты. Жители городов переселялись из прежних центров долины Инда на окраины цивилизации, в частности, в Гуджарат. Причину упадка долины Инда видят в эпидемиях, в частности – малярии. Другая причина упадка городов – высыхание реки Сарасвати. Это приводило к оставлению городов и переселению их жителей дальше на восток.

Морская торговля тоже пришла в упадок. В качестве одной из причин считают проблемы в Месопотамии. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые города южного Междуречья были оставлены из-за засоления почв, и внимание властей обратилось к Северной Вавилонии. Это привело к сокращению морской торговли в Персидском заливе.

В период Поздней Хараппы продолжалось развитие сельского хозяйства. В предшествовавшую эпоху индийцы выращивали ячмень, пшеницу и бобовые, что было характерно для многих земель от Западной Европы до Иранского плато. На рубеже III и II тысячелетий до н.э. индийские земледельцы начали выращивать рис и просо, которые лучше подходили для этого региона.

На севере Хараппской цивилизации в 1900-1300 гг. до н.э. существовала «Культура кладбища H», названная так по кладбищу в Хараппе. Для ее носителей характерна кремация покойных. В зоне этой культуры погребения в деревянных гробах соседствуют с урнами для кремированных останков.

В восточной части ареала Хараппской культуры в этот период идет ее распространение на юг в междуречье Ганга и Джамны. Некоторые из городов этого междуречья существовали со времен Зрелой Хараппы (Митатхал), другие были основаны переселенцами, как Бара. Переселение было связано с высыханием Сарасвати и выращиванием риса, для которого больше подходили земли междуречья Ганга и Джамны. К 1300 году до н.э. старые города Хараппской цивилизации были покинуты.

Хараппа – город, давший название цивилизации

Первое поселение на месте Хараппы появилось в IV тысячелетии до н.э. В период Ранней Хараппы поселение развилось в крупный город, занимавший территорию 25 гектаров. Уже в эту эпоху он был центром многих ремесел. Тогда же город приобрел структуру, характерную для поселений цивилизации долины Инда – нижний город и цитадель. Постройки цитадели Хараппы были разграблены строителями во время работ по прокладке в этих местах железной дороги в XIX веке.

В период расцвета Индской цивилизации Хараппа занимала территорию около 150 гектаров, а ее население оценивают в 23 тысячи человек.

Город был ориентирован с севера на юг. Как и Мохенджо-Даро, который изучен существенно лучше, Хараппа имела прямые широкие улицы. От общественных уборных вдоль улиц пролегали стоки, которые были связаны с более крупными.

Дома в Хараппе были одно- и двухэтажными. Окна выходили на боковые улицы. Средняя толщина стен была 70 сантиметров, высота потолком – 3 метра. У окон были ставни и решетки, встроенные в само здание.

Читайте также:
Куликовская битва - краткая история и значение

Основным материалом для строительства домов служил обожженный кирпич. Двери и оконные рамы делались из дерева. При строительстве также использовали глиняную и гипсовую штукатурку.

В первой половине II тысячелетия до н.э. в Хараппе заметны следы упадка, хотя они не выражены также ярко, как в Мохенджо-Даро. Водостоки Хараппы больше не содержались надлежащим образом. При строительстве использовали кирпич разрушенных зданий. Трупы животных оставляли лежать на улицах, а умерших людей относили в заброшенные дома вместо достойного погребения. Тем не менее, город продолжал жить и просуществовал примерно до 1300 года до н.э.

К этому периоду относится новый способ погребения – кремация и собирание костей умерших в урны. Анализ костей кремированных показал, что эти люди отличались от предыдущих жителей Хараппы. Керамика этого периода сохраняет традиционные черты и приобретает новые. На керамике изображают звезды, пунктирные круги, людей с длинными волосами. Похожий стиль был характерен для поселений Северного Афганистана.

Хараппская цивилизация дравидов была древнейшей на Земле

Самыми древними цивилизациями на Земле многие считают Египет и Месопотамию. Но благодаря исследованию археологических артефактов сейчас удалось подтвердить, что Индская (Хараппская) цивилизация на самом деле сформировалась примерно в 8 тысячелетии до н.э., то есть на два с половиной тысячелетия раньше, чем предполагалось раньше.

Таким образом, Хараппская цивилизация по своему развитию опережала Египет и Месопотамию. Там строились города с продвинутой сложной инфраструктурой (здесь появились первые в мире общественные туалеты и система городской канализации) и создавались великолепные произведения искусства. Новые археологические находки также указывают на причины, почему процветающая цивилизация дравидов прекратила существование.

Группа исследователей из общества Archaeological Survey of India (ASI), Института археологии, археологического колледжа Деккан в Пуне (Deccan College Pune) и Индийского технологического института в Харагпуре провела радиоуглеродный анализ фрагментов керамики и костей животных в разных археологических слоях на городище Биррана на севере Индии. Анализ показал, что это поселение можно считать самым древним на Индийском субконтиненте.

При исследовании артефактов учёные применили также метод оптически стимулируемого люминесцентного датирования (ОСЛ-датирование) для определения момента времени, когда минерал в последний раз находился на свету. С его помощью археологи попытались определить наличие резких климатических изменений во время расцвета Хараппской цивилизации.

Расцвет Хараппской цивилизации пришёлся на 2600-1900 гг до н.э. Вместе с Древним Египтом и Месопотамией она считается одной из трёх ранних цивилизаций Древнего мира и самой большой по площади среди них. Границы империи простирались от Аравийского моря до Ганга, на территориях современной Индии, Пакистана ит Афганистана. На своём пике цивилизация насчитывала около 5 миллионов жителей, что составляло примерно 10% мирового населения. Среди уникального наследия Хараппской цивилизации — первые на земле туалеты, сложные каменные весы, ожерелья из пробуренных насквозь драгоценных камней и изысканно вырезанные каменные печати. На этих артефактах также обнаружены надписи на необычной и сложной письменности, которую исследователи пока не расшифровали.

Фрагменты керамики и металлических изделий, найденные в окрестностях Бирраны, свидетельствуют о высоком уровне мастерства ремесленников и металлургов, которые уже умели работать с медью, бронзой, свинцом и оловом, обжигать горшки и контролировать подачу и отведение воды.


Схема жилых кварталов Бирраны (А) и ориентировочная датировка различных культурных слоёв (B)

В Бирране дома простых горожан получали воду из мелких скважин, а сточные воды спускались на улицу. В более богатых домах были отдельные ванные и второй этаж.

Раньше считалось, что причиной заката Хараппской цивилизации стала засуха и высыхание реки Инд. Были и другие теории. Например, вторжение ариев, предков нынешних иранцев и индийцев.

Учёные считают, что климатические изменения лишь косвенно повлияли на упадок Хараппской империи. Люди продолжали заниматься сельским хозяйством даже после наступления засухи, но перешли с пшеницы и ячменя на устойчивые к засухе культуры, такие как просо и рис. Однако из-за меньшей урожайности этих культур пришлось засевать большие территории и начался процесс деурбанизации.

Закат Индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток Индостана и утрачивает былой уровень развития.


Антропологически дравиды сильно отличаются от остального населения Индии. На фото: южноиндийская актриса Анушка Шетти, по происхождению тулу, потомок дравидов

Научная работа индийских учёных опубликована в журнале Scientific Reports (doi:10.1038/srep26555).

Хараппская цивилизация

Цивилизация возникла 85 в. назад.
Цивилизация остановилась 39 в. назад.
.
Цивилизация начинается с VII тыс. до н.э., когда в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство..

Цивилизация развивалась до прихода ариев, в 19 в. до н.э..

Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Развивалась внутри Древнеиндийской цивилизации. Цивилизацию назвали Хараппской цивилизацией – по имени одного из главных ее городов – Хараппы..

Это высокоразвитая цивилизация, возникшая на местной основе..

Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу (несколько сортов), ячмень, горох, занимались садоводством..

Хараппские города были крупными центрами торговли, как внутренней, так и внешней. Особенно активной была торговля с Месопотамией.

Развивалась внутри Древнеиндийской цивилизации.

Это высокоразвитая цивилизация, возникшая на местной основе. Ее поселения обнаружены теперь на огромной территории: более чем на 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток. В наиболее крупных городах проживало до 100 тыс. человек. В ту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились и административные власти, но большинство населения — земледельцы и скотоводы — продолжало жить общинами в сельской местности. Хараппская цивилизация существовала с 2500 по 1700 гг. до н.э.

О высоком уровне развития хараппской культуры говорят строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Улицы шли параллельно друг другу, пересекались под прямым углом; главные улицы были довольно широкими — до 10 м. Почти все крупные города состояли из двух частей: цитадели, которая возвышалась над городом, и «нижнего города».

Читайте также:
Император Гелиогабал – развратный безумец

В цитадели находились, там же были и дома жрецов, в «нижнем городе» проживало основное население. Общение между двумя частями было ограничено: существовали специальные ворота, которые могли закрываться, дабы не допускать простых жителей в цитадель. Зажиточные горожане жили в двух- и даже трехэтажных домах.

Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу (несколько сортов), ячмень, горох, занимались садоводством. В некоторых поселениях были найдены остатки риса. В речных долинах широко использовали ирригацию. Были уже приручены домашние животные, разводили крупный рогатый скот, овец, коз, были одомашнены собака, кошка, осел. Население собирало два урожая в год, при посадках используя удобрения.

Хараппские города были крупными центрами торговли, как внутренней, так и внешней. Особенно активной была торговля с Месопотамией. Она осуществлялась и морем, и сухопутным путем. На острове Бахрейн находился «перевалочный пункт»; тут встречались торговцы из Индии и торговцы, направлявшиеся из Месопотамии на Восток. О морской торговле говорит открытие в Лотхале (хараппский город недалеко от совр. Бомбея) печатей с изображением судов с мачтами.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. печатей с надписями, которые наносились также на керамику, металлические изделия. Выделено более 400 различных знаков. Направление письма — справа налево, установлена принадлежность языка населения Хараппской цивилизации к протодравидийскому языку.

Закат и упадок цивилизации протекал по-разному в различных районах, и, возможно, причины в каждом конкретном случае были неодинаковы (разливы рек, изменение климата, тектонические толчки, эпидемии и т. д.). Одной из причин гибели цивилизации была малярия.

Индоарийские племена пришли несколько веков позднее падения Хараппской цивилизации.

О на же – Индская цивилизация. Это одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине реки Инд до прихода ариев, в II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро.

И ндская, также называемая протоиндской или хараппской) развилась в долине Инда в середине III тысячелетия до н. э. и просуществовала около тысячи лет. Следы этой дравидийской цивилизации найдены на полуострове Катхиявар в Гуджарате, а в 1922 г. археологи обнаружили остатки поселений бронзового века: Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде).

Е е назвали Хараппской цивилизацией – по имени одного из главных ее городов – Хараппы. В городе жили около 80 тыс. жителей. Существовала Хараппская цивилизация 4-5 тыс. лет до н.э. Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше. В XIX веке до н. э. протоиндийская цивилизация перестала существовать.

П оначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называют мергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.

У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации.

П исьменность долины Инда учёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитии Хараппы и Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

З акат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н.э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин.

К лиматические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжение ариев, описанное в «Ригведе».

П ервые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921-22 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

В опрос об этнической принадлежности не решён, хотя чаще всего предполагается связь с носителями дравидийских языков.

О бласть распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением гаплогруппы L Y-хромосомы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: