Портсмутский мирный договор – Интересные факты

Последний мир Российской империи

Ровно 110 лет назад — 5 сентября 1905 года — был подписан Портсмутский мирный договор, завершивший русско-японскую войну 1904–1905 годов. Вспомним перипетии этой уникальной дипломатической дуэли

Мир нужен всем — и не нужен никому

Русско-японская война не стала для Петербурга «маленькой и победоносной». Последние надежды на успешный исход противоборства пошли ко дну после разгрома русского флота в Цусимском сражении.

К тому моменту японский посол вовсю консультировался с президентом САСШ Теодором Рузвельтом о мирной инициативе. Возможности Японии продолжать войну иссякали. Островная империя целиком зависела от иностранных капиталов, в частности займов банка Якоба Шиффа «Kuhn, Loeb & Co». 50 млн долларов в мае 1904 года, 58 млн в ноябре 1904, 150 млн в марте и столько же в июле 1905 года – эти цифры вполне красноречивы. Тяжесть бремени войны сознавали даже «ястребы» в японском правительстве.

В России летом 1905 года обострилась революционная ситуация, продолжались волнения на Сибирской железной дороге. Назревал риск отсечения русских войск в Маньчжурии от империи. Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии, генерал Н. П. Линевич требовал подкреплений в составе не менее двух армейских корпусов. Проведение же новых мобилизаций в условиях революции было чревато беспорядками. Необходимые для восстановления status quo меры били по казне. Контрнаступление на японцев обошлось бы в 1 миллиард рублей и сотни тысяч человеческих жизней. Внешний заём России запросить было не у кого.

«При нынешних условиях кончать войну – невозможно. При полном нашем поражении, не имея ни одной победы или даже удачного дела, это – позор. Это уронит престиж России и выведет её из состава великих держав надолго»

– утверждал генерал-адъютант В. В. Сахаров, выражая общее мнение русских военных. Император Николай II тоже стоял за продолжение войны. Однако бывший министр финансов С. Ю. Витте настаивал, что России необходим мир.

Великобритания и Соединённые Штаты преследовали свои цели. И рост влияния Японии на Дальнем Востоке их отнюдь не устраивал.

«В наших интересах, чтобы война между Россией и Японией затянулась, чтобы обе державы как можно больше истощились и чтобы по заключении мира не были устранены их пограничные трения»

– подобную мысль неоднократно повторял Рузвельт. Он был потрясён Цусимой, а также осознавал, что победа революции на шестой части суши смешает все карты в мировой политической игре.

Дипломатическое зондирование Рузвельтом российской почвы ещё с начала 1905 года не давало результатов – Певческий мост оставался глух и нем. Откликнуться на заокеанскую мирную инициативу царя побудило полученное 23 мая (5 июня) письмо кайзера Вильгельма II. Кузен Вилли призывал кузена Ники завершать войну. Три дня спустя Рузвельт отправил царю официальное предложение посредничества, 12 июня российский МИД ответил согласием.

Стороны утверждали состав делегаций. Японский министр иностранных дел Ютаро Комура подготовил программу, в реализацию которой политическая и военная верхушка верили с трудом. Даже умеренные требования включали японское влияние в Корее, приоритет в Маньчжурии и признание прав на Квантунский полуостров (принципиальные позиции), а также пожелания по контрибуции, передаче русских судов в нейтральных портах, получению Сахалина с прилежащими островами и разоружению Владивостока. Провал на переговорах погубил бы чью угодно репутацию. Император Муцухито избавил от такого риска японскую аристократию; делегацию возглавил сам барон Комура. 8 июля 1905 года многолюдная толпа провожала его криками «банзай!».

Японская делегация в Портсмуте: Когоро Такахира, Ютаро Комура (сидят) с двумя сотрудниками и Х. В. Дэннисон, американский советник японской делегации

Граф Полусахалинский

На Витте во главе российской делегации Николай II согласился с большим трудом и не с первого раза. Перед дипломатами в сложившихся условиях стояла чрезвычайно сложная задача. Царь был против территориальных уступок, мировая пресса считала требование контрибуции оправданным, а японцы занимали Сахалин. По пути в Америку Витте попытался получить у Франции денежный заём, но потерпел фиаско. В чём он был действительно уверен, так это в избранной модели поведения.

Ещё следуя через океан, Витте активно общался с прессой на борту парохода. Он держался хладнокровно. Прибыв в Нью-Йорк, глава русской делегации первым делом встретился с представителями еврейских кругов, в том числе Шиффом. Один этот жест повлиял на американское общественное мнение в отношении России, наряду с враждебностью появились и признаки симпатии.

27 июля (8 августа) обе делегации прибыли в Портсмут. На следующий день прошли консультации с подписанием протокола по ведению переговоров. Документация должна была вестись на английском и французском языках, в условиях секретности. Публичные заявления – только по обоюдному соглашению сторон.

Утром 10 августа открылось первое заседание, на котором Комура озвучил ряд тяжёлых для России требований. Два дня спустя Витте ответил на них, продемонстрировав недюжинный талант дипломата. Уступая японцам по второстепенным позициям, он оставался твёрд в принципиальных моментах. Программу действий сам Витте для себя сформулировал так:

«1. Ничем не показывать, что мы желаем мира, вести себя так, чтобы внести впечатление, что Государь согласился на переговоры, то только ввиду общего желания почти всех стран, чтобы война была прекращена;

2. держать себя так, как подобает представителю России, то есть представителю величайшей империи, у которой приключилась маленькая неприятность;

3. имея в виду громадную роль прессы в Америке, держать себя особливо предупредительно и доступно ко всем её представителям;

4. чтобы привлечь к себе население в Америке, которое крайне демократично, держать себя с ним совершенно просто, без всякого чванства и совершенно демократично;

5. ввиду значительного влияния евреев, в особенности в Нью-Йорке, и американской прессы вообще не относиться к ним враждебно».

Пятый пункт здесь был не менее важен, нежели прочие. Зловещее русское слово «pogrom» уже тогда стало пятном на международной репутации России, вдобавок восход японского солнца вручную оплачивался из кармана Шиффа. Ставка Витте сыграла – американские финансовые круги отказали Японии в очередном займе.

Историк О. Р. Айрапетов пишет:

«Всем своим поведением Витте демонстрировал, что поражение, пусть и весьма неприятное, в далёкой колониальной войне ничем страшным России не грозит».

17 августа, дискутируя о контрибуции, Витте заметил, что занятие японскими войсками Москвы ещё позволило бы поднимать такой вопрос. На территориальные уступки и поражение в правах на КВЖД русская делегация тоже ответила категорическим отказом.

Читайте также:
Нансеновский паспорт – Интересные факты

С. Ю. Витте, погружённый в мысли, покидает отель Wentworth Hotel

Комура предлагал выкупить Сахалин, либо аннексировать его вместо контрибуции. Целью японских дипломатов было ограничение русского военного влияния на Дальнем Востоке. Несмотря ни на что, Витте с коллегами продолжали охотно общаться с представителями СМИ. Японцы же ограничивались малоинформативными коммюнике, зачитывавшимися в холле гостиницы. Однако переговоры зашли в тупик. В этот момент «миротворец» Рузвельт вмешался в процесс, 22 августа в телеграмме Николаю II призвав его уступить в вопросе Сахалина. Это обращение было доставлено царю через Витте. И самодержец, прежде твёрдо стоявший за целостность державы, поддался. 25 августа японская делегация была уведомлена о согласии передать часть территории Сахалина к югу от 50-й параллели. Требование контрибуции было отвергнуто. Рузвельт в тот день признавался:

«У меня волосы поседели из-за общения с русской и японской мирными делегациями. Японцы просят слишком много, но русские в десять раз хуже япошек, потому что они настолько тупы и не скажут правду»

(перевод О. Р. Айрапетова).

Первая полоса газеты The Portsmouth Herald от 29 августа 1905 года – мир ещё не подписан, но уже неизбежен

Комура вознамерился прервать переговоры. Его последней попыткой 28 августа стало предложение России выкупить север Сахалина за 1,2 миллиарда иен. Ответ Витте демонстрировал, что торг здесь неуместен. Экстренно собранный в Токио совет предписал главе японской делегации подписать мир без контрибуции.

Портсмутская мина замедленного действия

5 сентября 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор. Россия признавала за Японией права на Квантунский полуостров, а значит – и на Порт-Артур с городом Дальним. Кроме того, неприятелю переходил участок Южно-Маньчжурской железной дороги и южная часть Сахалина. Право ловить рыбу японцы получили лишь вдоль собственных берегов Берингова, Охотского и Японского морей.

Открытка, посвящённая подписанию Портсмутского мирного договора

Барона Комуру, как он и предвидел, встретили с возмущением. Добыв пол-Сахалина вместо всего российского Приморья, он вскоре был отправлен в позорную отставку. Руководителям русской делегации Витте и Р. Р. Розену была объявлена Высочайшая благодарность. Первый, удостоившийся титула графа, достиг своей цели – возвращения к кормилу внутренней политики России, но ненадолго. После отставки весной 1906 года Витте засел за написание мемуаров, а его смерть от менингита в 1915 году Николай II воспринял едва ли не с облегчением. Сегодня Витте зачастую превозносят как выдающегося государственного деятеля эпохи заката самодержавия. Готовясь к мирной конференции, он писал военному министру А. Н. Куропаткину:

«Нам нужен скорейший, но прочный мир на Дальнем Востоке. Нужно пожертвовать всеми нашими успехами, достигнутыми там в последние десятилетия. Нужно покончить со смутою в России и начать новую, деятельную жизнь разумного строительства. Нужно лет 20–25 заняться только сами собой и успокоиться во внешних отношениях. Мы не будем играть мировой роли — ну, с этим нужно смириться. Главное — внутреннее положение…».

Интересная историческая параллель: следующий мирный договор, заключённый уже Советской Россией в Брест-Литовске в 1918 году, станет ещё более тяжким. Большевистское правительство и глава руководитель В. И. Ленин будут руководствоваться во многом схожей с мыслями Витте логикой (за вычетом экспорта революции).

В геополитическом плане Портсмутский мир развязал руки Японии в Азии. Сразу после подписания договора военный бюджет империи был урезан вдвое. Однако по прошествии шести лет Корея стала генерал-губернаторством Тёсэн в составе Японской империи. В 1914–1918 годах Япония поддержала Антанту, упрочив своё влияние в Китае и продолжив экспансию. В известном смысле миротворец Теодор Рузвельт своей политикой заложил на Тихом океане мину замедленного действия, взорвавшуюся в период президентства его дальнего родственника. Портсмутский мир и подписание Акта о капитуляции Японии ровно сорок лет спустя в ретроспективе оказываются звеньями одной цепи.

В тексте мирного договора 1905 года была ещё одна статья, посвящённая обмену военнопленными и компенсации расходов на их содержание. 46 миллионов рублей по договору были выплачены Токио в ноябре 1907 года – ровно за десять лет до демобилизации русской армии декретом СНК. Более полутора тысяч воинов погибли в плену, 72 тысячи сумели возвратиться домой. Наступило мирное время, которому суждено было продлиться недолго…

Портсмутский мир (1905) – условия заключения и итоги подписания мирного договора

Русско-японская война

Русско-японская война, длившаяся с 1904 по 1905 год, считается одним из самых крупных конфликтов, во время которого использовались орудия миноносцев, броненосцев, а также дальнобойной артиллерии. Цель этой войны заключалась в завоевании господства на Дальнем Востоке одной из двух империй. Для Николая II первоочередной задачей являлось усиление влияния в Восточной Азии, в свою очередь, императору Мэйдзи необходимо было постоянно держать под контролем Корею.

Предпосылки столкновения

Конфликт между двумя странами нарастал постепенно. Россия продвинулась до границ с Персией и Афганистаном. Этот факт существенно противоречил интересам Великобритании. После того как не стало возможности дальше расширяться в этом направлении, российское правительство переключило свое внимание на Восток. Ослабевший от опиумных войн и тайпинских восстаний Китай вынужденно передал империи часть своей территории.

Россия получила контроль над Приморьем, в современное время являющимся территорией Владивостока. Также государству достались Курильские острова и некоторые части Сахалина. Чтобы соединить удаленные границы, была построена Транссибирская магистраль, связавшая между собой Владивосток и Челябинск. Помимо этого, в планах России было использование морского пути, пролегающего через Желтое море и Порт-Артур.

В это же самое время в Японии также происходили изменения. Пришедший к власти Мэйдзи занялся модернизированием государства, прекратив самоизоляционную политику. Все реформы, проводимые императором, увенчались успехом. Кроме того, к началу XX века Япония уже имела созданный ею мощный флот и сильную армию. В связи с этим политическая программа страны предусматривала расширение своего влияния на другие государства.

Китай и Корея стали первыми целями для империи. Победив Китай, Япония в 1895 году заполучила остров Тайвань, Корею и другие территории. Все эти факторы способствовали возникновению конфликта между Россией и Японией, являющихся в равной степени сильными государствами. Каждая из них была заинтересована в господстве в Восточной Азии. В конечном итоге началась война, получившая название «русско-японская».

Читайте также:
Хрустальная ночь - Еврейский погром 1938 года

Основные причины конфликта

Проявив интерес к Маньчжурии и Кореи, Япония изрядно разгневала Россию, поскольку последняя планировала по-своему распоряжаться этими землями, сооружая в Корее железные дороги. В 1903 году между двумя империями неоднократно проводились переговоры, целью которых было решение мирным путем назревающего конфликта. Однако все предпринятые усилия не увенчались успехом.

Не сумев договориться с Россией о разделе территорий, Япония внезапно начала военные действия, напав на нее. Кроме притязаний на восточные земли, причина этой войны заключалась во внутриполитических обстановках, сложившихся на тот момент в обеих странах. Двум державам было очень важно продемонстрировать перед всем миром достижения своих армий. Помимо экономической выгоды, победоносная война повысила бы статус одного из этих государств на мировой арене. Это заставило бы замолчать оппонентов существующей власти.

Соотношение сил обеих сторон

По численности армии лидерство, безусловно, принадлежало России. Ею была отправлена на Восточный фронт 23-я артиллерийская бригада. Вместе с тем на Востоке ее вооруженные силы состояли всего лишь из 150 000 человек, причем все они были рассеяны по довольно большой территории. Основная проблема российской армии состояла в ее удаленности от европейской части страны.

Связь между ними осуществлялась посредством телеграфа, а для перевозок использовалась линия Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Однако таким способом доставлялось лишь незначительное количество грузов. Помимо всего, руководство российской армии не имело точных карт местности, этот факт оказал крайне негативное влияние на ход войны.

Численность японской армии перед началом военных действий составляла 375 000 человек. Все они отлично знали особенности местности и пользовались ее точными картами. Армия была обновлена и приведена в соответствие английскими специалистами, а каждый ее солдат был безгранично предан японскому императору.

Военные действия проходили не только на суше, но и на воде (в Желтом море). Флотом противника командовал адмирал Хэйхатиро Того. Основная задача заключалась в блокировке эскадры врага недалеко от Порт-Артура. В Японском море их эскадрой велись бои с Владивостокской группой крейсеров. Держава Страны восходящего солнца основательно подготовилась к сражениям на воде. Все важные ее корабли были созданы в Германии, Англии и Франции, что способствовало их значительному превосходству над русскими суднами.

Роль Англии и США

Решение о нападении на российскую империю Япония приняла не самостоятельно. На этот шаг ее сподвигли такие страны как:

  • Англия;
  • Соединенные Штаты.

Они оказали стране солидную финансовую поддержку. Без помощи этих двух государств японская армия не смогла бы разгромить армию России, поскольку в качестве самостоятельной силы была еще неполноценна.

Более того, если бы эти спонсоры не приняли решение о прекращении военных действий, то, возможно, и не был заключен Портсмутский мир. После сражения у острова Цусима Англия оценила уровень боеспособности вооруженных сил Японии и значительно сократила расходы на ведение войны. Активную поддержку агрессору оказывали лишь Соединенные Штаты, путем угроз они запретили Германии и Франции вступиться за Россию.

В планах Теодора Рузвельта было полное истощение двух сторон конфликта, президент не мог предположить, что армия Японии усилится, что приведет к поражению русских. Америкой было проделано немало трудов с целью примирения двух воинствующих сторон.

Первые шаги к перемирию

После того как Япония осталась без финансовой поддержки США, ее экономика существенно ослабла. Несмотря на ряд серьезных побед в войне с Российской Империей, страна начала постепенно склоняться к заключению мира под воздействием своих спонсоров. Японией было сделано несколько шагов, направленных на перемирие с врагом.

Впервые вопрос о заключении мира с Россией был поднят в 1904 году, русским было сделано предложение о прекращении военных действий. Однако переговоры не состоялись, поскольку японцы требовали, чтобы военные действия были официально прекращены по инициативе Российской Империи.

В 1905 году между воюющими державами выступила посредником Франция. Эта война оказывала негативное влияние на экономику и развитие большинства европейских стран, а также на турецкое государство. В связи с этим все они с нетерпением ждали скорейшего прекращения конфликта. В то время ситуацию, происходившую во Франции, нельзя было назвать самой лучшей, в стране назревал кризис. По этой причине она предложила Японии свою помощь и выступила в качестве посредника при заключении мира.

Страна восходящего солнца начала включать в свои требования к России следующее:

  • выплата капитуляционной контрибуции;
  • откуп в сумме 1200 000 000 иен.

От таких условий русские дипломаты категорично отказались. После требований японцами откупа и вместе с ними острова Сахалин неожиданно для всех американское правительство приняло сторону Российской Империи.

Рузвельт предупредил Японию, что лишит ее любой финансовой поддержки. Таким образом, если бы не вмешательство Соединенных Штатов, условия Портсмутского мирного договора были абсолютно иные.

Президент Америки, с одной стороны, делал попытки повлиять на Россию, подавая русскому царю ненавязчивые советы, с другой — оказывал всяческое давление на японцев, вынуждая их поразмыслить над неутешительным состоянием экономики Японской Империи.

Послабление со стороны Японии

Нападающая сторона пыталась извлечь из войны максимальную пользу, поэтому японцы планировали снизить степень своего влияния в Южной Маньчжурии и Корее, забрав при этом полностью остров Сахалин и 1200 000 000 иен в качестве откупа. Разумеется, для российской стороны подобные условия были совершенно невыгодными. По этой причине подписание мирного соглашения затянулось на неопределенный срок. Российская делегация, которую возглавлял Витте, наотрез отказалась выплачивать контрибуцию и уступать остров Сахалин.

Японский микробиолог Сиро Исии потом написал в своих мемуарах, что его стране пришлось иметь дело с Российской Империей, которая не привыкла что-либо кому-нибудь платить. Японцы оказались в тупиковой ситуации благодаря настойчивости русской дипломатии, а также в связи с лишением финансовой поддержки от спонсоров, бывших когда-то их правой рукой. Заключение мирного договора оказалось на грани срыва. Японское правительство созвало заседание, проходившее на протяжении суток. На нем обсуждалась целесообразность продолжения борьбы за Сахалин.

27 августа 1905 года японцы наконец-то приняли решение не требовать контрибуцию и уступить Сахалин. Силы государства были настолько истощены, что о продолжении военных действий не могло быть и речи.

Подписание соглашения

В этот же период времени Николай II получил посланную Рузвельтом телефонограмму, в ней он рекомендовал отдать японцам Сахалин. Российской Империи был крайне необходим мир, поскольку в стране назревала революция, требующая подавления, поэтому царь согласился отказаться от южных территорий острова, о его решении стало известно сразу после заседания. Правительство Японии не упустило возможности заполучить южные части Сахалина. Российский посол, тот, кто подписал Портсмутский мирный договор с Японией, по велению царя уступил всем требованиям агрессора.

Читайте также:
Легендарная Атака Мертвецов – Интересные факты

В результате этого нападающая страна приобрела сферу влияния в Корее, а также право на аренду Ляодунского полуострова. Кроме того, ей достались южные территории Сахалина и Южно-Маньчжурская железная дорога. Соглашение было подписано при полной капитуляции Российской Империи, где уже разворачивались революционные действия. В тексте документа были кратко прописаны следующие пункты, которые обязывалась выполнить Россия:

  • не претендовать на Маньчжурию;
  • отказаться от Курильских островов и части Сахалина в пользу Японии;
  • признать за Японской Империей право на Корею;
  • выплатить контрибуцию стране-агрессору за содержание пленных и уступить ей право на аренду Порт-Артура.

По Портсмутскому мирному договору Россия приобрела только мир. Правительство Империи надеялось, что после этого начнет поднимать из руин экономику, поскольку страной было бессмысленно потрачено огромное количество средств. Однако, планам Николая II не суждено было осуществиться. Проигрыш японцам, в результате которого стране пришлось потерять важные для нее территории, а также связанный с этим позор, навлекли на голову правительства всероссийский гнев. В стране началась революция.

Общественность Японии сурово осудило действия своих властей, подписавших мирное соглашение с Россией, и обвинило их в национальном предательстве. По мнению народа, правительство не имело права завершить войну, в которой страна выигрывала сражения. Государство больше не получало поддержки со стороны европейских стран, внутри него начало назревать большое недовольство. Вскоре власти Японии приняли решение продолжить начатый ими ранее путь милитаризации. Таким образом, война, длившаяся с 1904 по 1905 год, оказалась бессмысленной для обеих сторон, причинив серьезно вред их экономике.

5 сентября 1905 г. Портсмутский мирный договор

Портсмутский мирный договор — договор между Российской империей и Японией, завершивший русско-японскую войну 1904—1905 годов. Подписан 23 августа (5 сентября) 1905 год в городе Портсмуте, США. С российской стороны договор подписали С. Ю. Витте и Р. Р. Розен, с японской стороны — Комура Дзютаро и Такахира Когоро.

Российская делегация в Портсмуте. Сидят С. Ю. Витте и барон Р. Р. Розен

Портсмутский мирный договор прекратил действие:

  • Союзного договора между Российской империей и Китаем (1896), предусматривавшего военный союз России и Китая против Японии в случае агрессии последней
  • Русско-китайской конвенции от 1898 года, дававшей России права аренды Ляодунского полуострова (и Порт-Артура в частности).

История

Несмотря на достигнутые в ходе войны с Россией успехи, напряжение всех потребовавшихся для этого сил поставило Японию в затруднительное положение. В связи с этим японское руководство стало предпринимать попытки выяснения возможностей заключения мира. Первая попытка была сделана японским посланником в Великобритании Хаяси в июле 1904 года и повторена им же после падения Порт-Артура через немецкого дипломата Эккардштейна. При этом с японской стороны было выдвинуто условие, чтобы официальная просьба о мире была заявлена российской стороной. Российское правительство отвергло это предложение.

В связи с заинтересованностью в получении поддержки России из-за надвигавшегося Марокканского кризиса (1905) инициативу в урегулировании российско-японских отношений проявила Франция. С согласия российского правительства 5 апреля 1905 года французский представитель предложил японскому посланнику в Париже Мотоно посредничество Франции, предупредив, что Россия согласится на мирные переговоры лишь при условии исключения из требований Японии пунктов об уплате контрибуции и уступке российских территорий. 13 апреля Мотоно информировал французскую сторону об отказе принять это российское условие.

Рузвельт в роли посредника между Россией и Японией

В связи с прояпонской позицией Т. Рузвельта, оказывавшего Японии огромную финансовую поддержку, японская сторона обратилась за содействием к США. 18 апреля 1905 года японский посланник в США Такахира попросил Рузвельта выступить с предложением о мире. В качестве предварительного требования американской стороны Рузвельт поставил перед Японией условие — соблюдать в Китае принцип «открытых дверей» и эвакуировать по окончании войны свои силы из Маньчжурии. Япония дала требуемые обязательства нотой от 24 апреля 1905 года. Президент США был решительно настроен содействовать скорейшему заключению мирного соглашения, «прежде чем Япония вытеснит Россию из Восточной Азии». По его словам, лучше, если Россия «будет оставлена лицом к лицу с Японией, с тем чтобы они могли оказывать друг на друга сдерживающее влияние».

В ходе подготовки к мирным переговорам Япония условилась о поддержке со стороны Великобритании и США. В январе 1905 года Рузвельт и посол Великобритании Дюранд договорились о передаче Порт-Артура и Ляодунского полуострова Японии. США (секретное японско-американское соглашение Кацура — Тафта) и Великобритания (второй англо-японский союзный договор 1905 года) заранее признали права Японии на Корею.

В связи с поражением при Цусиме 14 (27) — 15 (28) мая 1905 года и развитием революционных событий в России правительство Российской империи твёрдо решило заключить мир. Когда Рузвельт по просьбе японского правительства выступил с предложением «от своего имени и по своей инициативе» об организации мирных переговоров, император Николай II это предложение принял, исходя из позиции «внутреннее благосостояние важнее, чем победа».

Мирная конференция в Портсмуте открылась 9 августа 1905 года. Требования, поставленные Японией, сводились к следующему:

  • Признание свободы действий Японии в Корее.
  • Отвод российских войск из Маньчжурии.
  • Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД).
  • Уплата Россией военных издержек.
  • Передача Японии интернированных ею российских судов.
  • Присоединение к Японии Сахалина (оккупированного японскими войсками накануне открытия конференции в Портсмуте) и Курильских островов.
  • Ограничение российских морских сил на Дальнем Востоке.
  • Предоставление Японии права ведения рыболовства вдоль российского побережья.

По настоянию российской стороны в протоколе конференции было записано обязательство Японии не осуществлять без согласования с корейским правительством действий, затрагивающих суверенитет Кореи. Также удалось навязать Японии условие об одновременном и параллельном выводе из Маньчжурии вооружённых сил двух стран. Российская сторона в связи с проблемой ЮМЖД давала согласие уступить Японии лишь ту часть дороги, которая находилась в японской зоне оккупации, причём только при наличии на это согласия правительства Китая.

Читайте также:
Израильское царство - краткая история

Россия отклонила требования Японии по Сахалину, интернированным судам, ограничению российских морских сил на Дальнем Востоке и о контрибуции. Было дано согласие лишь на компенсацию Японии расходов на содержание военнопленных. В связи с твёрдой позицией российской делегации, заявившей на первом заседании, что «на конференции нет ни победителей, ни побежденных», конференция оказалась на грани провала. Перед перспективой продолжения войны Япония дрогнула и 18 августа 1905 года отказалась от требований ограничения морских сил, выдачи интернированных судов и уплаты контрибуции с условием уступки ей южной части Сахалина и уплаты 1,2 млрд иен за возвращение северной части Сахалина России. Российская сторона была готова уступить по Сахалину, но отказывалась платить вознаграждение за возвращение его северной части. С американской стороны последовало давление на Россию с целью вынудить её принять условия Японии, но Витте был твёрд в отстаивании российской позиции. Не добившись уступки от России, Рузвельт настоятельно советовал японской стороне не продолжать войну из-за контрибуции. В конечном итоге, правительство Японии приняло решение пойти на мир без контрибуции с оставлением за Японией южной части Сахалина. Японии также пришлось гарантировать свободу мореплавания в проливе Лаперуза и дать обязательство не укреплять Южный Сахалин.

Подписание договора было воспринято японской общественностью как унижение и вызвало в Токио массовые беспорядки.

Содержание договора

Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей и двух дополнений.

Мирный договор провозглашал мир и дружбу между императорами России и Японии, между государствами и подданными.

Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним часть ЮМЖД от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась в статье 12 на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей.

Россия уступала Японии юг Сахалина (от 50 параллели) и «все прилегающие к последней острова».

Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами.

Стороны договорились об обмене военнопленными.

Позиции заинтересованных сторон после заключения договора

Заселение Маньчжурии японцами в нарушение договора. 1910

Условия договора были значительно ближе к российской, нежели японской программе мира, поэтому в Японии этот мирный договор был встречен с откровенным недовольством — см. Беспорядки в Токио (1905).

Европейские державы и США были довольны заключением договора. Франция в связи с германской угрозой стремилась привлечь Россию к урегулированию Марокканского кризиса. Великобритания после ослабления позиций России на Дальнем Востоке рассматривала её в качестве возможного союзника против Германии. Германия после заключения Бьеркского договора 1905 года надеялась использовать Россию в своих целях. США считали, что добились своей цели остановить продвижение России на Дальнем Востоке, и в то же время сохранить Россию в качестве противовеса Японии.

При установлении в 1925 году советско-японских дипломатических отношений советское правительство признало Портсмутский мирный договор с оговоркой, что «СССР не несет за него политической ответственности»

После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу.

Портсмутский мир: причины, условия, последствия

Портсмутский мир — это мирный договор, заключенный в городе Портсмут (США) 5 сентября 1905 года между Российской империей в лице С.Ю. Витте и Японией в лице Комуры Итаро по итогам Русско-японской войны 1904 — 1905 годов. По условиям договора Россия отдавала Японии Ляодунский полуостров и отказывалась от своих интересов в Корее, Россия получала Сахалин и острова Курильской гряды.

Это важнейшая веха как в истории России, так в истории Японии. Именно это событие является итогом Русско-японской войны, которая не стала «маленькой победоносной». Сегодня исполняется 115 лет со дня заключения этого мирного договора, который мы тут кратко и рассмотрим.

Зачастую в школе мало изучают как саму Русско-японскую войну, так и Японию в период Мэйдзи. Между тем эти темы входят в Кодификатор тем КИМ ЕГЭ. Поэтому настоятельно рекомендую разобраться с условиями Портсмутского мирного договора. Но сначала….

Предыстория

Причины вообще Портсмута и войны с Японией были такими. Россия в начале 20 века испытывала острый политический кризис, вызванный революционной ситуацией в стране. Одновременно с этим, в конце 19 столетия Россия активно стала и экономически, и политически проникать на Дальний восток.

Вокруг императора России Николая Второго сложилась «Безобразовская клика», названная так по фамилии ее организатора — Александра Безобразова. Клика очень влияла на Николая Второго. И Россия начала экономическую экспансию в Корею, которую, в свою очередь, Япония считала зоной своих интересов. Ямагата Аритомо, выдающийся военный деятель Страны Восходящего Солнца, называл ее кинжалом, направленным в сердце Японии.

Одновременно, Россия заняла весьма жесткую позицию по итогам Японо-китайской войны 1894 — 1895 годов. В результате японцы не смогли навязать Китаю неравноправный договор. Это сделали все державы, разделившие Китай между собой.

Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915), граф, выдающийся российский дипломат.

Сергей Юльевич Витте уже тогда, в 1895 году, говорил, что у Японии на Россию камень запазухой. Однако, этот камень был и лично у Николая Второго, которого чуть не зарубили в Оцу, когда он путешествовал по Японии в 1891 году.

В результате всего этого клубка противоречий и завязалась Русско-японская война.

Япония, начиная войну с Россией, изначально создала проект будущего мирного договора. Вот чего хотели японцы:

Абсолютно необходимые требования:

  1. Признание Россией полных прав Японии на свободу действий в Корее.
  2. Вывод российских войск из Маньчжурии в оговоренные сроки и вывод японских войск из региона в те же сроки.
  3. Передача Россией Японии арендованной части полуострова Ляодун и железной дороги между Хорбином и Порт-Артуром.

Относительно важные требования:

  1. Возмещение Россией военных расходов.
  2. Передача Россией Японии всех российских военных судов, укрывшихся в нейтральных гаванях.
  3. Передача Россией Японии Сахалина и близлежащих островов.
  4. Предоставление Россией Японии прав на ловлю рыбы вдоль побережья Приморья.

Источник: Окамото Сюмпэй. Японская олигархия в Русско-японской войне. М., 2003

Что в результате

В реальности война оказалась крайне тяжелой, как для Японии, так и для России. Несмотря на военные успехи японцев, которые взяли Порт-Артур, ее внутренние резервы практически закончились. Между тем японская пропаганда рисовала сказочные картины своему населению: дескать к Японии отойдет Камчатка и Приморье.

Читайте также:
Варфоломеевская ночь - история кратко

Для России же сами итоги войны были позорными: позорная сдача Порт-Артура Стесселем, позорные действия генерала Куропаткина, которого отдали под трибунал и хотели расстрелять, но царь его амнистировал, позорное Цусимское поражение. Портсмутский мир мог также стать национальным позором России, если бы не роль Сергея Юльевича Витте.

Наиболее одиозные пропагандисты заявляли, что Россия будет вынуждена отдать Японии Сибирь.

В результате всех этих ожиданий и неготовности сторон напрямую обратиться к стороне сопернику, договор был подписан в Портсмуте (США) 5 сентября 1905 года при посредничестве президента Т. Рузвельта. Такова точная дата его заключения.

Но в реальность иногда кусается. Японскую делегацию представлял Комура Ютаро — довольно амбициозный барон. Русскую — граф С.Ю. Витте.

  1. Россия и Япония выводили из Маньчжурии свои войска одновременно.
  2. Россия: уступала Японии Порт-Артур, признавала ее первенствующие интересы в Корее, уступала южную часть острова Сахалин и острова Курильской гряды: Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи.
  3. Россия НЕ уплачивала контрибуцию. Кстати,японский народ был в бешенстве, когда это узнал.

Ниже я привел полный текст этого договора, чтобы Вы могли изучить его из первых рук. А на сегодня всё! Ставьте лайки, делитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях.

Текст Портсмусткого мирного договора

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут, 23 августа/5 сентября 1905 г.

Портсмутский договор завершил русско-японскую войну
1904-1905 гг.
Выверено по изданию: Сборник договоров России с другими
государствами. 1856-1917. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1952.

СТР.
Е.в. император всероссийский, с одной стороны, и е.в. император Японии, с другой, будучи одушевлены желанием восстановить пользование благами мира для их стран и народов, решили заключить мирный договор и назначили для сего своими уполномоченными, а именно: е.в. император всероссийский – его высокопрев-ство г. Сергея Витте, своего статс-секретаря и председателя Комитета министров
Российской империи, и его прев-ство барона Романа Розена, … своего чрезвычайного и полномочного посла при Американских Соединенных Штатах; и е.в. император Японии – его прев-ство барона Комура Ютаро, Юсамми, … своего министра иностранных дел, и его прев-ство г. Такахира Когоро, Юсамми, … своего чрезвычайного посланника и полномочного министра при Американских Соединенных Штатах, каковые по размене своих полномочий, найденных в надлежащей форме, постановили следующие статьи.

СТАТЬЯ I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

СТАТЬЯ II 338
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее.

Условлено, что русско-подданные в Корее будут пользоваться совершенно таким же положением, как подданные других иностранных государств, а именно, что они будут поставлены в те же условия,
как и подданные наиболее благоприятствуемой страны.

Равным образом установлено, что, во избежание всякого повода к недоразумениям, обе высокие договаривающиеся стороны воздержатся от принятия на русско-корейской границе каких-либо военных мер, могущих угрожать безопасности русской или корейской территории.

СТАТЬЯ III
Россия и Япония взаимно обязуются:
1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и
2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими
затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.

СТАТЬЯ IV
Россия и Япония взаимно обязуются не ставить никаких препятствий общим мерам, которые применяются равно ко всем народам и которые Китай мог бы принять в видах развития торговли и промышленности в Маньчжурии.

СТАТЬЯ V 339
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть,
и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда.

Обе высокие договаривающиеся стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в вышеуказанном постановлении согласия китайского правительства. Императорское японское правительство заверяет со своей стороны, что права собственности русско-подданных на вышеупомянутой территории будут вполне уважены.

СТАТЬЯ VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь
(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу. Обе высокие договаривающиеся стороны взаимно обязуются достигнуть упоминаемого в приведенном постановлении согласия китайского правительства.

СТАТЬЯ VII
Россия и Япония обязуются эксплоатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова.

СТАТЬЯ VIII 340
Императорские правительства российское и японское, в видах поощрения и облегчения сношений и торговли, заключат, в скорейшем по возможности времени, отдельную конвенцию для определения
условий обслуживания соединенных железнодорожных линий в Маньчжурии.

СТАТЬЯ IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору. Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений, ни подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются ве принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах
Лаперузовом и Татарском.

Читайте также:
Идеи Чучхе – Интересные факты

СТАТЬЯ X
Русским подданным, жителям уступленной Японии территории, предоставляется продавать свое недвижимое имущество и удаляться в свою страну, но, если они предпочтут остаться в предела уступленной территории, за ними будут сохранены и обеспечены покровительством, в полной мере, их промышленная деятельность и права собственности, при условии подчинения японским законам и юрисдикции. Япония будет вполне свободна лишить права пребывания в этой территории всех жителей, не обладающих политической или административной правоспособностью, или же выселить их из этой территории. Она обязуется, однако, вполне обеспечить за этими жителями их имущественные права.

СТАТЬЯ XI 341
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.
Условлено, что таковое обязательство не затронет прав, уже принадлежащих русским или иностранным подданным в этих краях.

СТАТЬЯ XII
Так как действие договора о торговле и мореплавании между Россией и Японией упразднено было войной, императорские правительства российское и японское обязуются принять в основание своих коммерческих сношений, впредь до заключения нового договора о торговле и мореплавании на началах договора, действовавшего перед настоящей войной, систему взаимности на началах наибольшего благоприятствования, включая сюда тарифы по ввозу и вывозу, таможенные обрядности, транзитные и тоннажные сборы, а также условия допущения и пребывания агентов, подданных и судов одного государства в пределах другого.

СТАТЬЯ XIII
В возможно скорейший срок по введении в действие настоящего договора, все военнопленные будут взаимно возвращены. Императорские правительства российское и японское назначат каждое со своей стороны особого комиссара, который примет на свое попечение пленных.

Все пленные, находящиеся во власти одного из правительств, будут переданы комиссару другого правительства или его представителю, надлежащим образом на то уполномоченному, который примет их в том числе и в тех удобных портах передающего государства, кои будут заблаговременно указаны последним комиссару принимающего государства.

Российское и японское правительства представят друг другу, в скорейшем по возможности времени, после окончания передачи пленных, документами оправданный счет прямых расходов,
произведенных каждым из них по уходу за пленными и их содержанию со дня пленения или сдачи до дня смерти или возвращения. Россия обязуется возместить Японии, в возможно скорейший срок по обмене этих счетов, как выше установлено, разницу между действительным размером произведенных таким образом Японией расходов и действительным размером равным образом произведенных Россией
издержек.

СТАТЬЯ XIV
Настоящий договор будет ратификован их величествами императором всероссийским и императором Японии. О таковой ратификации, в возможно короткий срок и во всяком случае не
позднее, как через пятьдесят дней со дня подписания договора, будет взаимно сообщено императорским правительствам российскому и японскому через посредство посла Американских Соединенных Штатов
в С.-Петербурге и французского посланника в Токио, и со дня последнего из таковых оповещений этот договор вступит, во всех своих частях, в полную силу.

Формальный размен ратификаций последует в Вашингтоне в возможно скорейшем времени.

СТАТЬЯ XV
Настоящий договор будет подписан в двух экземплярах на французском и английском языках. Оба текста совершенно сходны; но, в случае разногласия в толковании, французский текст будет
обязательным. В удостоверение чего, обоюдные уполномоченные подписали настоящий мирный договор и приложили к нему свои печати. Учинено в Портсмуте (Ньюгэмпшир) двадцать третьего августа
(пятого сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.
ПОДПИСАЛИ:
ЮТАРО КОМУРА,
СЕРГЕЙ ВИТТЕ,
К.ТАКАХИРА,
РОЗЕН.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ 343

Согласно постановлениям статей III и IX мирного договорамежду Россией и Японией от сего числа, нижеподписавшиесяуполномоченные постановили следующие дополнительные статьи:

I. К СТАТЬЕ III
Императорские правительства российское и японское взаимно обязуются начать вывод своих военных сил из территории Маньчжурии одновременно и немедленно по введении в действие мирного договора; и в течение восемнадцати месяцев с того дня войска обеих держав будут совершенно выведены из Маньчжурии, за
исключением арендной территории Ляодунского полуострова.

Войска обеих держав, занимающие фронтальные позиции, будут отведены первыми. Высокие договаривающиеся стороны предоставляют себе право сохранить стражу для охраны своих железнодорожных линий в Маньчжурии. Количество этой стражи не будет превышать пятнадцати
человек на километр; и, в пределах этого максимального количества, командующие русскими и японскими войсками установят, по обоюдному соглашению, число стражников, которые будут
назначены в возможно меньшем количестве, согласно действительным потребностям.

Командующие русскими и японскими войсками в Маньчжурии условятся обо всех подробностях относительно выполнения эвакуации, согласно вышеуказанным началам, и примут, по обоюдному соглашению, меры, необходимые для осуществления эвакуации в возможно скорейший срок и во всяком случае не позднее как в течение восемнадцати месяцев.

II. К СТАТЬЕ IX
В возможно скорейший срок по введении в действие настоящего договора, Разграничительная комиссия, составленная из равного числа членов, назначенных каждой из высоких договаривающихся сторон, обозначит на месте постоянными знаками точную линию между
владениями русскими и японскими на острове Сахалине. Комиссия
будет обязана, поскольку топографические, условия позволят, придерживаться 50-й параллели северной широты для проведения разграничительной линии, и, в случае если отклонения от таковой линии на некоторых пунктах будут найдены необходимыми, должные компенсации будут установлены соответственными отклонениями в других местах. Упомянутая комиссия обязана будет также изготовить перечень и описание прилегающих островов, входящих в состав уступленного, а в заключение комиссия изготовит и подпишет карты, устанавливающие пределы уступленной территории. Работы комиссии
будут представлены на утверждение высоких договаривающихсясторон.

Вышеупомянутые дополнительные статьи будут считаться ратификованными путем ратификации мирного договора, к коему они приложены.

Портсмут, двадцать третьего августа (пятого сентября) тысяча девятьсот пятого года, что соответствует пятому дню девятого месяца тридцать восьмого года Мейджи.

ПОДПИСАЛИ: ЮТАРО КОМУРА, СЕРГЕЙ ВИТТЕ, К.ТАКАХИРА, РОЗЕН.

«Третья волна»

В 1967-м преподаватель Рон Джонс на неделю превратил свой класс в маленький аналог гитлерюгенда.

О результатах эксперимента сам Джонс и его ученики молчали долгие годы. Только в 1976-м году профессор решил опубликовать свои воспоминания. До этого момента опыт описывался только в местной школьной газете. Широким массам об эксперименте стало известно из эссе Джонса, которое вызвало большой интерес у читателей и телевизионных продюсеров.

Читайте также:
Что сорвало немецкий план «Барбаросса»

Рон Джонс был преподавателем истории старших классов школы в Пало-Альто, Калифорния. Однажды, во время урока, посвященного Второй мировой и Нацистской Германии, один из студентов задал вопрос: почему обычное население так долго закрывало глаза на ужасы политики Рейха, как простые немцы оправдывали свое бездействие, объясняя это впоследствии незнанием реального положения вещей? У Джонса не было ответа на этот вопрос. Вместо того, чтобы пуститься в пространные рассуждения о сложностях людской психологии, он предложил ребятам поучаствовать в эксперименте, на который была отведена одна учебная неделя. Опыт стартовал в понедельник и был завершен в пятницу.

В первый же день профессор продемонстрировал, какую силу имеет понятие «дисциплина». Он командным тоном приказал всем ученикам сесть в новой позиции — руки заведены за спину и согнуты в районе пояснице, ступни стоят ровно на полу, лодыжки вместе, колени согнуты под углом 90 градусов, спина прямая, подбородок опущен вниз. Затем Джонс заставил класс выучить эту позицию и занимать ее сразу же, присев за парту. Они повторили упражнение несколько раз, учитель делал замечания отдельным студентам, корректируя осанку и положение рук и ног.

Затем Джонс огласил новые правила поведения в классе: все ученики должны занять свои места до того, как прозвенит последний звонок, на каждый урок в обязательном порядке требовалось приносить карандаши и бумагу, желающий задать вопрос должен был встать и обратиться к преподавателю «Мистер Джонс», на любой вопрос следовало отвечать предельно кратко — не более трех слов. За правильные ответы и релевантные вопросы профессор хвалил студентов. К концу урока в дискуссии участвовали все ученики — ситуация совершенно не характерная для класса Джонса, где всегда было несколько лидеров и аморфное большинство. По словам учителя, он был поражен энтузиазмом подростков и их готовностью следовать всем его указаниям.

На следующий день Джонс, войдя в класс, обнаружил всех студентов сидящими за своими столами в той самой позиции, которую они разучивали накануне. Он написал на доске две фразы: «Сила в дисциплине» и «Сила в общности». Затем Джонс прочитал студентам лекцию о том, как важно быть единым организмом, сплоченным коллективом, где каждый чувствует плечо и поддержку другого участника.

После профессор поднял двух учеников и заставил их скандировать формулировки, записанные им на доске. К первым двум он присоединил еще одну пару студентов и так по очереди был задействован весь класс. В конце урока Джонс показал студентам жест, которым они могли приветствовать друг друга. Правая рука согнута в локте параллельно линии плеч и изогнута волнообразно. Жест получил название «Третья волна» — по словам учителя, в цепочке волн именно последняя, третья, — самая значительная по величине. Приветствие это могло использоваться только среди «своих», и в тот же день студенты группы Джонса начали салютовать друг другу на перемене в коридоре, за обедом в столовой, библиотеке и спортивном зале. Вскоре другие ученики начали интересоваться жестом и спросили, могут ли они присоединиться. На следующий день группа увеличилась с 30 человек до 43 за счет новых студентов.

В среду профессор объяснил ученикам важность действия. Сами по себе единение и дисциплина без действия не имеют смысла. Джонс раздал всем студентам так называемым членские карточки. На трех из них стояла буква X — это означало, что ученики, получившие такую карточку, должны следить за порядком и докладывать преподавателю обо всех нарушениях. Джонс потребовал от подростков следить за тем, чтобы в его класс не мог зайти ни один студент, не принадлежавший к «волне». Им также предстояло убедить как минимум 20 детишек из младших классов в том, что та самая позиция посадки за партой — необходимое условие для лучшего обучения. Кроме того, каждый студент должен был написать на бумажке имя и адрес надежного друга, который мог бы присоединиться к их движению, и передать записочку профессору. Нововведения были приняты с большим энтузиазмом. Напоследок Джонс дал задание совместно разработать символику — нарисовать «логотип» Третьей волны.

Для новых членов, желавших вступить в клуб избранных, была разработана отдельная процедура. Каждый из них мог быть приглашен в группу уже действующим членом и получить от Джонса карточку участника. Затем вновь прибывшему предстояло продемонстрировать знание устава и внутренних правил, а также готовность им подчиняться.

Новость об эксперименте разлетелась по всей школе. Как вспоминал Джонс, в среду к нему подошел директор и поприветствовал «волной». К концу третьего дня опыта в рядах движения было уже более 200 студентов. Из них двадцать занялись откровенным стукачеством, хотя право на «донос» было дано только троим. Один ученик, Роберт, который, по словам профессора, не блистал ни умом, ни атлетическими достижениями и вообще всегда ощущал себя в школе потерянным и одиноким, взял на себя роль личного охранника Джонса. Он сопровождал его на протяжении всего дня, открывал двери и просто находился рядом, так как опасался, что с учителем «что-нибудь случится».

Несколько девочек из класса, которых Джонс относил к числу выдающихся учеников, рассказали об эксперименте своим родителям. По мнению профессора, у наиболее одаренных студентов опыт вызвал некую фрустрацию — блестящие знания больше не выделяли их на фоне остальных, так как принципы оценки стали несколько иными.

Вечером в среду Джонсу позвонил раввин, которому поступил тревожный сигнал от родителей одной из учениц. Он вежливо поинтересовался, что именно происходит на уроках. Профессор объяснил цель эксперимента, и, к своему удивлению, не встретил от раввина никакого сопротивления. Тот пообещал успокоить родителей девочки и выразил одобрение методике учителя.

Сам Джонс испытывал большое беспокойство. Эксперимент принимал угрожающие масштабы: ученики сбегали с других уроков, чтобы присоединиться к группе профессора, устраивали допрос с пристрастием своим однокашникам, проверяя их на верность идеологии. Джонс не был уверен, стоит ли вообще доводить опыт до конца. Однако счел, что прерывание эксперимента в данном случае нанесет больше вреда психике учеников.

Следующим уроком профессора стала «сила в гордости». Утром в четверг количество учеников в классе превысило 80 человек. Помещение было забито до отказа. Джонс выступил перед ними с речью. Он убедил студентов в том, что «Третья волна» — это не просто школьный эксперимент, но часть общенациональной программы по поиску талантливой молодежи, способной в будущем взять на себя управление страной. «Вы — избранные», «гордость — это то, что никто не сможет у вас отнять», «именно вы можете изменить будущее нации», «ваша цель — привнести порядок, используя те знания, которые вы получили за прошедшие дни», — такие слова Джонс адресовал аудитории.

Читайте также:
Интересные факты о войне 1812 года

Затем он обратился к тем трем ученицам, которые поставили эксперимент под сомнение и рассказали о нем родителям. Джонс приказал девушкам покинуть его класс в сопровождении «охраны», состоявшей из нескольких студентов. Учитель анонсировал, что в пятницу по телевизору выступит новый кандидат на пост президента и объявит о национальной программе «Молодежной Третьей волны». По его словам, в ней приняли участие более 1000 учеников американских школ. Он спросил класс, готовы ли они появиться перед журналистами и показать себя во всей красе? Никаких возражений не последовало — студенты согласно закивали. Им предстояло собраться в школьном зале без 10 минут пополудни пятницы и продемонстрировать, как хорошо они усвоили уроки Джонса: дисциплина, общность и гордость.

В последний день эксперимента более 200 студентов пришли в аудиторию послушать выступление. Джонс пригласил нескольких друзей, которые должны были изображать фотографов и журналистов. Он объявил, что пресс-конференция начнется через пять минут, а пока стоит продемонстрировать репортерам, чему они научились. Он произнес фразу «сила в дисциплине», и ее повторил хор голосов. После Джонс погасил свет в комнате и включил телевизор. Две сотни глаз замерли в ожидании начала трансляции. Две минуты они пялились в экран, где не было ничего, кроме белой заставки. Несколько студентов поднялись со своих мест, послышались выкрики. Джонс выключил телевизор и взял слово. В аудитории была гробовая тишина.

«[…] Нет никакого лидера, нет никакой национальной молодежной организации «Третья волна». Вас использовали. Вами манипулировали. Вы ничем не отличаетесь от жителей Германии времен Рейха, вы не лучше и не хуже. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого сейчас нет в этой комнате […] Как далеко вы могли бы зайти? Я покажу вам ваше будущее», — с такой речью Джонс обратился к присутствующим.

После этого он зажег проектор, и на большом экране появились кадры из кинохроники Третьего Рейха. Военные парады, съемки из концлагерей, заседания суда, на которых обвиняемые повторяли фразу: «Я только делал свою работу». Показ закончился кадром с надписью «Все должны осознать вину. Никто не может заявить, что в той или иной мере не принимал участия». Аудитория, хранившая молчание на протяжении еще нескольких минут после окончания показа, постепенно пробудилась.

Джонс ответил на несколько вопросов, а затем еще раз взял слово, чтобы объяснить значение последнего и самого главного урока — «сила через осознание», осознание своей ответственности и вины за то, что происходит вокруг. Несколько человек, в том числе, Роберт, исполнявший роль телохранителя, плакали навзрыд, другие молча покинули аудиторию, третьи остались сидеть на своих местах, сконфузившись.

По словам Джонса, многие из его бывших учеников хранили молчание об этом инциденте на протяжении множества лет, вероятно, из чувства неловкости за свое поведение. После публикации эссе в 1976-м году многие телевизионщики заинтересовались сюжетом — профессора приглашали принять участие в шоу, было снято несколько фильмов, художественных и документальных, написана книга и даже поставлен мюзикл.

Эксперимент в 10 классе «Третья волна»

История об эксперименте, который чуть не стал величайшим скандалом в стране, позиционирующей себя колыбелью демократии, долго удавалось не придавать огласке. Все потому, что многие его участники стыдились того, что они делали во время его проведения.

В 1967 году Рону Джонсу, учителю истории в небольшом городке штата Калифорния (США), едва не удалось организовать новое фашистское движение. Чего в его целях и не было.

  • 1 День первый: выработка дисциплины
  • 2 День второй: братство
  • 3 День третий: действие
  • 4 День четвертый: превосходство
  • 5 Экранизация

С учениками 10-го класса они проходили авторитаризм в Германии. Во время лекции один из учеников поинтересовался причинами массовой поддержки фюрера, в то время, когда их соседи и знакомые бесследно пропадали и по всей стране строились концентрационные лагеря.

На какое-то мгновение педагог растерялся, обдумывая ответ. Так как учебный процесс немного перескочил вперед, ему пришла идея потратить всю выпавшую неделю на проведения эксперимента.

День первый: выработка дисциплины

Лекция понедельника была посвящена дисциплине. Рон Джонс приводил примеры сосредоточенности спортсменов, их воле к победе, мастерства творческих личностей, усовершенствовавших свое умение. Он утверждал, что первоочередным на пути к дисциплине является строгий контроль за своей осанкой. На своем примере он показал, как правильно садиться за парту, и потребовал повторить за ним.

После ученики класса тренировались входить в помещение организованно, и также занимать свои места. Отвечать тоже стали по-другому. Рон Джонс поощрял краткость,четкость и скорость ответов своих учеников, не заостряя внимание на их правильности. И, что интересно, вовлечь в беседу удалось таким образом даже самых неактивных из учеников. Что распекало учителя продолжать эксперимент.

День второй: братство

Высокие результаты предыдущего занятия были налицо. Войдя в класс, Джонс не услышал привычного шума, наоборот, все юноши и девушки сидели тихо, внимательно смотрели на него и ждали начала лекции. Лекция второго дня была посвящена взаимовыручке и единству.

Учитель рассказывал, что каждый придет к успеху, будучи частью крепко сплоченного коллектива. Подкрепляя слова жизненными примерами из своей биографии. Он велел всем встать из-за парт и скандировать лозунг, воспевающий дисциплину и единение.

Что сразу сблизило и приободрило присутствующих. Заканчивая лекцию, Джонс предложил всем назваться «Третьей волной». Предлагалось и приветствовать членов специальным движением руки, отдаленно напоминающим приветствие гитлеровцев – отведя в сторону согнутую руку.

Название «Третья волна» пришло в голову преподавателя неспроста. Он занимался серфингом в свободное время, а серферы считают третью волну самой крупной и сильной.

День третий: действие

«Особые уроки истории» недолго были секретом, молва распространилась по всей школе. К классу мистера Джонса присоединились еще 13 учеников. Так же он выбрал среди ребят троих осведомителей, чтобы те докладывали о противниках новых правил. После педагог объявил, что всякая идея должна подкрепляться делами.

Читайте также:
Дети герои и их подвиги

Каждому он выдал задание. Кто-то разрабатывал логотип, кто-то должен был запомнить адреса всех участников эксперимента. Еще группе подопытных он выдал задание научить нескольких учеников из других классов правильной посадке за партой.

Самый крупный из класса парень, не отличавшийся успеваемостью, вызвался быть телохранителем Джонса. И ходил за ним по пятам все время. Джонс раздал ученикам по несколько членских карточек и продиктовал правила приёма новеньких в «Третью волну».

Одно из них – поручительство действующего участника. В конце дня к движению примкнуло уже 200 школьников. Кроме того, на его удивление, родители и руководящий состав школы не имели ничего против, они даже были рады возросшему уровню дисциплины в классе, не подозревая, что происходит.

Сам директор приветствовал учеников жестом «Третьей волны». Только трое девочек из еврейских семей пожаловались родителям. Но раввин, узнав от учителя, что это все часть процесса обучения обещал их успокоить. Но вечером один из родителей ворвался в кабинет Джонса и разгромил там все. Он жил в Германии при нацистах и был узником лагерей. Он помнил, как все начиналось тогда и сразу сопоставил действия в классе с началом нацистского движения в его бывшей стране.

День четвертый: превосходство

Утром Джонс встретился с этим человеком у дверей своей аудитории. По его лицу видно было, что он пережил нервное потрясение. Мужчина извинился за свое поведение и просил проводить его домой. Учитель понимал, что движение набирает слишком сильные обороты. Уже более чем 20 из членов «волны» доносили на однокурсников. Случались эпизоды расправы над непокорными новой идее. А некоторые глубоко прониклись «игрой», найдя себя в общем деле.

Конец эксперимента подвел бы их под удар. Джонс не хотел этого допустить. Последняя лекция посвящалась чувству превосходства, гордости. Рон Джонс сказал ученикам, что подобные ячейки создаются по всем Соединенным штатам Америки.

«Третья волна» — национальный политический курс, а те, кто принял в нем участие – избранные, за которыми новое будущее Штатов. А на следующий день по телевизору покажут выступление кандидата в президенты с речью о дальнейших планах. День пятый: конец «Третьей волны» Больше двухсот школьников набилось в помещение. Между ними пробегали туда-сюда фотографы (подговоренные приятели Джонса). В нужное время часовые, из числа учащихся, закрыли двери аудитории.

Начало собранию было объявлено. Участники «Третьей волны» подняли руки в своем особом приветствии и вместе хором дружно выкрикнули лозунги. Рон включил телевизор, но на экране ничего не было. Волнение пронеслось по аудитории. Кто-то выкрикивал с места о своем недовольстве. И тут Джонс рассказал им, что никакой госпрограммы нет.

Он объяснил им, что их ошибкой было полагать, что они лучше остальных, только лишь потому, что свою свободу личности, индивидуальность променяли за удобства, получаемые от дисциплины и превосходства. Ошибка отказаться от своих убеждений, перенимая волю группы. Со словами «я покажу к чему вы шли»

Джонс показал им кино о нацистской Германии, с кадрами кинохроники из лагерей смерти. После показа ролика он уверил присутствующих, что им будет стыдно признаться в этом в будущем, что они присутствовали на последнем сборе «братства», если они легко воспроизвели менталитет немцев.

Многие из учеников плакали, узнав правду. Но благодаря такому опасному эксперименту Рон Джонс воссоздал немецкий менталитет времен правления Гитлера и ответил на вопрос своего ученика: почему немцы так себя вели, зная о преступлениях, которые творились руками их лидеров.

Экранизация

1981. Волна (анг. The Wave)

Фильм рассказывает о реальном эксперименте, начавшимся случайно, проведенным школьным учителем истории в 10 классе, для того, чтобы ответить на вопрос учеников, «Как немцы могли допустить приход нацистов власти. Каким образом нацисты смогли совершать массовые убийства и никто не выступил против…».

2008. Эксперимент 2: Волна (нем. Die Welle)

В 2008 году в Германии вышел фильм, являющийся ремейком.

Эксперимент «Третья волна»

Людям, интересующимся историей Второй мировой войны, вопросами поведения людей, а также психологией, наверняка будет интересно узнать хотя бы одну из причин, почему и как граждане Третьего рейха (так называлось Германское государство в период с 1933 по 1945 годы) не отдавали себе отчёта в том, что живут в нацистской стране, управляемой тиранами и преступниками. Почему ужасные концлагеря, эксперименты над людьми и массовые убийства как бы не замечались? И как вообще могло произойти такое в, казалось бы, цивилизованном обществе, состоящем из вполне нормальных и здравомыслящих людей?

Загвоздка же состоит в том, что в то время немцы просто не осознавали, что сами являются нацистами, а по прошествии времени, когда Третий рейх пал, испытывали стыд и душевные терзания за то, какими они были, и признаваться в этом им было больно даже самим себе. И чтобы хоть как-то объяснить поведение немцев в 1967 году в Америке был проведён очень показательный в этом отношении эксперимент под названием «Третья волна».

Эксперимент «Третья волна»

Эксперимент «Третья волна» был проведён в апреле 1967 года в американской школе Пало-Альто в Калифорнии с десятиклассниками (т.е. парням и девушкам было примерно по 16 лет). Инициатором эксперимента был обычный школьный учитель Рон Джонс, преподававший историю. Целью эксперимента было понять поведение немецких граждан во время репрессивного режима национал-социализма. Эксперимент проводился в течение одной недели.

Рон Джонс установил для своих подопечных жёсткие правила, а сам стал создателем неформальной молодёжной группировки. Но интереснее всего то, что сопротивления ему не оказали ни учащиеся, ни взрослые. «Третья волна» была прекращена на пятый день, и учитель смог показать ученикам, с какой лёгкостью они поддались его манипуляциям, а также, что их примерное поведение в течение всех пяти дней, по сути, ничем особо не отличалось от поведения обычных граждан нацистской Германии.

Но мы хотим рассказать вам об этом эксперименте немного подробнее.

И для начала скажем, что вообще идея проведения такого эксперимента родилась у Рона Джонса после того как один из его учеников на уроке, посвящённом Второй мировой войне, поинтересовался, как могли немцы тогда делать вид, что ничего не происходит, и что они ничего не знают ни о концлагерях, ни об убийствах, ни о пытках и т.д. В итоге преподаватель решил уделить этому вопросу одну учебную неделю.

Читайте также:
Малоизвестные факты о фашистской Италии

Понедельник

Понедельник был посвящён объяснению ученикам силы дисциплины. Джонс приказал всем сесть и принять положение «смирно», ведь оно гораздо лучше способствует усвоению знаний. После этого он несколько раз велел участникам группы вставать и садиться в новом положении, а также несколько раз выйти из класса, а после – очень тихо вернуться и занять места.

Такая «игра» пришлась старшеклассникам по вкусу, и «приказы» они выполняли с немалым удовольствием. Когда же учитель приказал им давать четкие и быстрые ответы на вопросы, они восприняли с интересом и это, причём инициативу проявляли даже пассивные в обычном учебном процессе ученики.

Вторник

Во вторник участникам эксперимента, которые, стоит заметить, вошли в класс «как положено» — тихо и смирно, объяснялась сила единства. По велению лидера ученики хором повторяли: «Сила в единстве, сила в общности». В поведении учеников проскальзывало открытое воодушевление, когда они начали замечать, насколько сильна их группа.

По окончании занятия Джонс продемонстрировал ученикам специальное приветствие, которым они отныне должны были приветствовать друг друга – правую руку нужно было изогнуть, придав ей форму «волны», и поднять к плечу. Этот жест получил название «салюта Третьей волны». На протяжении последующих дней учащиеся постоянно приветствовали друг друга при помощи этого жеста.

Среда

Уже в среду к ученикам класса, участвовавшим в эксперименте, на добровольной основе присоединились ещё тринадцать человек. Учитель же принял решение о выдаче членских билетов.

Рассказывалось на уроке о силе действия. Согласно словам Рона, если соперничать индивидуально, с большей долей вероятности можно познать огорчение, но если заниматься групповой деятельностью, то обучение может стать намного эффективнее.

Затем лидер сказал ученикам, что они должны создать проект знамени «Третьей волны» и рассказать двадцати детям из соседней начальной школы о том, как правильно сидеть «смирно» и почему это нужно делать. Также подростки должны были назвать по одному другому школьнику, которого они могут и хотят видеть в своих рядах.

Троим ученикам было дано задание каждый раз докладывать лидеру о тех, кто нарушает устав «Третьей волны» и кто её критикует, но на практике примерно двадцать человек занимались доносительством на добровольной основе. А один из учащихся по имени Роберт, имевший крупное телосложение, но слабые способности к обучению, сказал Джонсу, что теперь он его телохранитель – после этого он ходил по пятам за лидером по всей школе.

Три наиболее успешные ученицы в классе, способности которых оказались невостребованными в создавшихся условиях, рассказали своим родителям об эксперименте. Итогом стало то, что учителю позвонил местный раввин, которого вполне успокоил ответ, якобы ученики занимаются изучением немецкого типа личности. В ответ раввин сказал, что обещает разъяснить ситуацию родителям тех трёх школьниц. Джонс же был крайне раздосадован тем, что никакого сопротивления не проявляют даже взрослые. К тому же и директор школы, завидев Джонса, стал салютовать ему приветствием «Третьей волны».

Четверг

Утром четверга Джонса поджидал возле входа в класс отец одного из учащихся, до этого успевший разгромить класс, в котором проводились занятия. Он был вне себя, а своё поведение объяснял тем, что был в немецком плену, и просил войти в его положение.

Стремясь как можно скорее завершить эксперимент, Джонс на занятии стал объяснять ученикам силу гордости. В классе собралось уже восемьдесят учеников, а Джонс заявил, что все они являются частью общенациональной молодёжной программы, в задачу которой входят всевозможные политические преобразования во имя народа.

Предводитель приказал четырём «конвоирам» удалить из класса и отправить в библиотеку трёх девушек, которые нелицеприятно отзывались о «Третьей волне» и чья преданность отныне была под сомнением. Далее он рассказал членам сообщества, что и в других регионах страны уже функционируют сотни подразделений «Третьей волны», и в пятницу ровно в полдень об этом сделает заявление по телевидению лидер всего движения и новый кандидат на пост президента.

Пятница

В 12 часов в пятницу в аудитории собралось около двухсот учеников, среди которых присутствовали также представители молодёжных субкультур, которые никакого отношения к школьным делам не имели. Товарищи Рона Джонса бегали по помещению, изображая фоторепортёров.

В полдень включили телевизор, однако на экране ничего не было – собравшиеся были в недоумении. Видя эту реакцию, учитель сделал перед учениками заявление, что никакого общественного движения вовсе нет, а сами они с большой лёгкостью отказались от личного мнения и стали объектом манипуляции. По словам Джонса, точно так же вели себя и немецкие граждане в те страшные годы. Школьники же, осознав всё произошедшее, а также потеряв «Третью волну», покидали помещение очень подавленными, а некоторые из них плакали.

Последствия эксперимента

Эксперимент «Третья волна» являлся спонтанным экспериментом и на протяжении довольно долгого времени общественность о нём ничего не знала. Во многом этому способствовал и стыд участников эксперимента, который они испытывали за свои действия.

В конце 70-х годов Рон Джонс опубликовал в своей педагогической работе данные по эксперименту. До этого времени описание «Третьей волны» было сделано лишь школьной газетой. В 1981 году вышла кинолента «Волна» и был издан одноимённый роман, где за основу взяты события эксперимента. В 2008 году в прокате появился фильм «Эксперимент 2: Волна», также основанный на этих данных. А в 2011 году в США вышел уже документальный фильм под названием «Lesson Plan», где люди, участвовавшие в 1967 году в эксперименте, дают интервью.

Мы уверены, что и вы из нашего рассказа сможете сделать полезные выводы и, главное, понять, что всегда нужно оставаться самими собой, но и массового воздействия, а также воздействия на массы недооценивать тоже не стоит, что сейчас очень и очень актуально.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: