Нобелевская премия за произведения на русском языке

Нобелевские лауреаты (с указанием произведения, за которое дана премия)

Нобелевская премия по литературе – одна из самых непредсказуемых наград в мире. Она вручается с 1901 года. Несмотря на огромное количество прогнозов, считается, что за всю историю существования премии угадать имя её лауреата букмекерам удавалось лишь трижды. Обычно в списке, который составляет Шведская академия в начале каждого года на основании присланных номинаций, значатся до 350 имен писателей и поэтов. В апреле этот список сокращается до 15-20 человек и затем – до пяти кандидатов, из которых в октябре члены академии выбирают большинством голосов одного. Согласно правилам Нобелевского фонда, имена всех кандидатов на премию можно будет узнать лишь по истечении 50 лет.

Данный список лауреатов Нобелевской премии по литературе отличается от уже опубликованных в интернете тем, что в нём указаны произведения, за которые была дана премия.
—–

1901 — СЮЛЛИ-ПРЮДОМ Рене Арман — за поэмы “Счастье” и “Справедливость”

1902 — МОММЗЕН Теодор — за трактат “Римская история” или “История Рима”

1903 — БЬЁРНСОН Бьёрнстьерне Мартиниус — за поэму “Арнлют Геллин” и стихотворение “Так, мы любим эту землю” (с 1909 г. гимн Норвегии)

1904 — МИСТРАЛЬ Фредерик — за поэму “Мирей” и прованско-французский словарь “Сокровище Фелибрижа”
1904 — ЭЧЕГАРАЙ-И-ЭЙСАГИРРЕ Хосе — за пьесу “Великий Галиото”

1905 — СЕНКЕВИЧ Генрик — за роман “Потоп”

1906 — КАРДУЧЧИ Джозуэ — за поэтический трехтомник “Варварские оды”

1907 — КИПЛИНГ Джозеф Редьярд — за повесть-сказку “Книгу джунглей”

1908 — ЭЙКЕН Рудольф Кристоф — за монографию “Истина религии”

1909 — ЛАГЕРЛЁФ Сельма — за повесть-сказку “Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции”

1910 — ХЕЙЗЕ Пауль — за новеллу “Аррабиата”

1911 — МЕТЕРЛИНК Морис — за пьесу-сказку “Принцесса Мален” и драму “Синяя птица”

1912 — ГАУПТМАН Герхарт — за поэму “Ткачи”

1913 — ТАГОР Рабиндранат — за поэтический сборник “Гитанджали” или “Жертвенные песни”

1914 — Премия не присуждалась

1915 — РОЛЛАН Ромен — за роман-эпопею “Жан-Кристоф”

1916 — ХЕЙДЕНСТАМ Карл Густав Вернер фон — за поэтический сборник “Стихи”

1917 — ГЬЕЛЛЕРУП Карл Адольф — за драму в стихах “Брунхильда”
1917 — ПОНТОППИДАН Хенрик — за роман “Счастливчик Пер”

1918 — Премия не присуждалась

1919 — ШПИТТЕЛЕР Карл — за поэму “Олимпийская весна”

1920 — ГАМСУН Кнут — за роман “Соки земли”

1921 — ФРАНС Анатоль — за роман “Боги жаждут”

1922 — БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС Хасинто — за пьесы “Игра интересов” и “Страстотерпица”

1923 — ЙИТС [ЙЕТС] Уильям Батлер — за сборник “В семи лесах” и стихотворение “Пасха 1916 года”

1924 — РЕЙМОНТ Владислав — за роман “Мужики”

1925 — ШОУ Джордж Бернард — за пьесу “Святая Иоанна”

1926 — ДЕЛЕДДА Грация — за роман “Мать”

1927 — БЕРГСОН Анри — за трактат “Творческая эволюция”

1928 — УНСЕТ Сигрид — за трилогию “Кристин, дочь Лавранса”

1929 — МАНН Томас — за роман “Будденброки”

1930 — ЛЬЮИС Синклер — за романы “Главная улица” и “Бэббит”

1931 — КАРЛФЕЛЬДТ Эрик Аксель — за поэтические сборники “Песни Фридолина” и “Сад Фридолина”

1932 — ГОЛСУОРСИ Джон — за сборник “Сага о Форсайтах”

1933 — БУНИН Иван Алексеевич — за роман “Жизнь Арсеньева”

1934 — ПИРАНДЕЛЛО Луиджи — за пьесу “Генрих IV”

1935 — Премия не присуждалась

1936 — О’НИЛ Юджин — за трилогию “Электре подобает траур” или “Траур – участь Электры”

1937 — МАРТЕН ДЮ ГАР Роже — за цикл романов “Семья Тибо”

1938 — БАК Перл — за роман “Земля”

1939 — СИЛЛАНПЯЯ Франс Эмиль — за роман “Усопшая в юности”

1940 — Премия не присуждалась
1941 — Премия не присуждалась
1942 — Премия не присуждалась
1943 — Премия не присуждалась

1944 — ЙЕНСЕН Йоханнес Вильхельм — за цикл романов “Долгое путешествие”

1945 — МИСТРАЛЬ Габриэла — за поэтические сборники “Отчаяние” и “Нежность”

1946 — ГЕССЕ [ХЕССЕ] Герман — за роман “Игра в бисер”

Читайте также:
Эксперимент Третья Волна

1947 — ЖИД Андре — за роман “Фальшивомонетчики”

1948 — ЭЛИОТ Томас Стернз — за поэму “Бесплодная земля”

1949 — ФОЛКНЕР Уильям — за роман “Осквернитель праха”

1950 — РАССЕЛ Бертран — за философский труд “Брак и мораль”

1951 — ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан — за роман “Варавва” и повесть “Вечная улыбка”

1952 — МОРИАК Франсуа — за романы “Тереза Декейру” и “Конец ночи”

1953 — ЧЕРЧИЛЛЬ Уинстон Леонард Спенсер — за мемуары “Вторая мировая война”

1954 — ХЭМИНГУЭЙ Эрнест Миллер — за повесть “Старик и море”

1955 — ЛАКСНЕСС Халлдор Кильян — за роман “Исландский колокол”

1956 — ХИМЕНЕС Хуан Рамон — за цикл белых стихов “Платеро и я”

1957 — КАМЮ Альбер — за эссе “Миф о Сизифе” и повесть “Посторонний”

1958 — ПАСТЕРНАК Борис Леонидович — за роман “Доктор Живаго”

1959 — КВАЗИМОДО Сальваторе — за поэтический сборник “Вода и земля”

1960 — СЕН-ЖОН Перс — за поэму “Анабасис”

1961 — АНДРИЧ Иво — за трилогию “Мост на Дрине”, “Травницкая хроника” и “Барышня”

1962 — СТЕЙНБЕК Джон Эрнст — за романы “Гроздья гнева” и “К востоку от Эдема”

1963 — СЕФЕРИС Йоргос — за поэму “Мифические истории”

1964 — САРТР Жан-Поль — за роман “Тошнота” и философский труд “Бытие и ничто”

1965 — ШОЛОХОВ Михаил Александрович — за роман “Тихий Дон”

1966 — АГНОН Шмуэль Йосеф — за романы “Свадебный балдахин” и “Ночной гость”
1966 — ЗАКС Нелли — за пьесу “Мистерия о страданиях Израиля”

1967 — АСТУРИАС Мигель Анхель — за роман “Маисовые люди”

1968 — КАВАБАТА Ясунари — за повесть “Тысячекрылый журавль”

1969 — БЕККЕТ Сэмюэль — за пьесу “В ожидании Годо”

1970 — СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич — за повесть “Один день Ивана Денисовича” и рассказы

1971 — НЕРУДА Пабло — за поэму “Всеобщая песнь”

1972 — БЁЛЛЬ Генрих Теодор — за романы “Глазами клоуна” и “Групповой портрет с дамой”

1973 — УАЙТ Патрик Виктор — за роман “Амулет”

1974 — МАРТИНСОН Харри Эдмунд — за поэму “Аниара”
1974 — ЮНСОН Эйвинд — за роман “Прибой”

1975 — МОНТАЛЕ Эудженио — за поэтический сборник “Буря и другое”

1976 — БЕЛЛОУ Сол — за роман “Жертва”

1977 — ВИСЕНТЕ Алейксандре — за книгу стихов “Округа”

1978 — ЗИНГЕР Исаак Башевис — за роман “Семья Мускат”

1979 — ЭЛИТИС Одисеас — за поэму “Достойно есть!”

1980 — МИЛОШ Чеслав — за трактат “Порабощенный разум”

1981 — КАНЕТТИ Элиас — за роман “Ослепление”

1982 — ГАРСИЯ МАРКЕС Габриэль — за роман “Сто лет одиночества”

1983 — ГОЛДИНГ Уильям — за роман “Повелитель мух”

1984 — СЕЙФЕРТ Ярослав — за поэтический сборник “Шел бедный художник по миру”

1985 — СИМОН Клод Эжен Анри — за роман “Урок вещей”

1986 — ШОЙИНКА Воле — за пьесу “Человек умерший”

1987 — БРОДСКИЙ Иосиф Александрович — за поэзию и книгу мемуаров “Меньше единицы”

1988 — МАХФУЗ Нагиб — за роман-притчу “Дети нашей улицы”

1989 — СЕЛА Камило Хосе — за сборник путевых очерков “Путешествие в Алькарию”

1990 — ПАС Октавио — за поэмы “Но пассаран!” и “Камень солнца”

1991 — ГОРДИМЕР Надин — за романы “Народ Джулая” и “Хранитель”

1992 — УОЛКОТТ Дерек — за поэзию и пьесу “Поминальный день”

1993 — МОРРИСОН Тони — за роман “Возлюбленная”

1994 — ОЭ Кэндзабуро — за роман “Объяли меня воды до души моей”

1995 — ХИНИ Шеймас — за поэтический сборник “Постижение сути”

1996 — ШИМБОРСКАЯ Вислава — за поэтичекий сборник “Призывы к йети”

1997 — ФО Дарио — за комедии “Архангелы играют во флиппер” и “Мистерия-буфф”

1998 — САРАМАГО Жозе — за романы “Слепота” и “Евангелие от Иисуса”

1999 — ГРАСС Гюнтер — за роман “Жестяной барабан” и притчи

Читайте также:
12 половых заповедей пролетариата – Интересные факты

2000 — СИНЦЗЯНЬ Гао — за роман “Гора души”

2001 — НАЙПОЛ Видадхар Сураджпрасад — за роман “Ненастоящие”

2002 — КЕРТЕС Имре — за дневники “Английский флаг” и “Galyanaplo”

2003 — КУТЗЕЕ Джон Максвелл — за роман “Бесчестье”

2004 — ЕЛИНЕК Эльфрида — за роман “Пианистка”

2005 — ПИНТЕР Гарольд — за пьесу “Предательство”

2006 — ПАМУК Орхан — за мемуары “Стамбул: город воспоминаний”

2007 — ЛЕССИНГ Дорис — за роман “Золотой дневник”

2008 — ЛЕКЛЕЗИО Жан-Мари Гюстав — за роман “Пустыня”

2009 — МЮЛЛЕР Герта — за роман “Сердце-зверь”

2010 — ВАРГАС ЛЬОСА Марио — за роман “Город и псы”

2011 — ТРАНСТРЕМЕР Тумас — за поэтический сборник “Великая тайна”

2012 — МО Янь — за роман “Чесночные баллады”

2013 — МАНРО Элис — за сборник рассказов “Их жизни”

2014 — МОДИАНО Патрик — за документальный роман “Дора Брюдер”

2015 — АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна — за публицистический сборник “У войны не женское лицо”

2016 — ДИЛАН Боб (Циммерман Роберт Аллен) — за песни “Blowin’ in the Wind”, “Like a Rolling Stone” и др.

От Толстого до Бродского. Русская история Нобелевской премии по литературе

Нобелевская премия в области литературы наравне с премией мира являются самыми спорными из номинаций, в которых вручается награда по завещанию изобретателя динамита.

Среди имён писателей, действительно имеющих мировое значение, присутствуют десятки фигур, память о которых сохранили лишь историки мировой литературы.

Среди литераторов, удостоенных Нобелевской премии, в 1953 году оказался Уинстон Черчилль, опередивший самого Эрнеста Хемингуэя. Правда, это спорное решение Нобелевский комитет сильно смягчил годом позже, всё-таки вручив награду Хемингуэю.

О всевозможных спорах и конфликтах вокруг литературного «Нобеля» можно говорить очень долго, но сегодня мы сосредоточимся на том, что близко России, — «русском следе» в истории Нобелевской премии по литературе.

Неожиданный Кони и «отказник» Толстой

Влияние русских писателей и поэтов на мировую литературу было весьма существенным, поэтому их частое нахождение в числе номинантов вряд ли можно назвать случайным.

Спустя полвека Нобелевский комитет раскрывает свои секреты, поэтому сегодня известно не только то, кто получал награды в первой половине XX века, но и кто их не получал, оставаясь в числе номинантов.

Первое попадание в число номинантов литературного «Нобеля» россиян относится к 1902 году — тогда на награду были выдвинуты Лев Толстой и, что весьма неожиданно, известный юрист Анатолий Кони, который, что гораздо менее известно, был талантливым литератором.

Награда, однако, досталась немцу Теодору Моммзену.

Лев Толстой будет присутствовать в номинациях ежегодно до 1906 года, и единственной причиной, по которой автор «Войны и мира» не стал первым русским лауреатом «Нобеля», стал его собственный решительный отказ от награды, а также просьба её не присуждать.

Как Бунин «победил» Горького

В 1916 году в числе номинантов оказался украинский писатель Иван Франко, в честь которого позднее будет переименован город Ивано-Франковск. Родившегося в Галиции, входившей тогда в состав Австро-Венгрии, писателя сегодня не слишком жалуют украинские националисты — за чересчур тёплое отношение к «москалям» вообще и к «москальской» литературе в частности.

В 1918 году в число номинантов от России попадает Максим Горький, а в 1923 году русскую литературу представляют трое — Горький, Иван Бунин и Константин Бальмонт. В 1926 году на литературную премию претендует человек ещё более неожиданный, чем Кони, — белый генерал Пётр Краснов, который через двадцать лет будет повешен в Москве за сотрудничество с нацистами. В 1928 году среди номинантов в третий раз появляется Максим Горький, а в 1930 году — Иван Бунин и Дмитрий Мережковский.

Годом спустя в списке номинантов три русских имени — к Бунину, который догоняет Горького по числу номинаций, и Мережковскому добавляется Иван Шмелёв. В 1932 году тройка Бунин — Мережковский — Шмелёв снова претендует на «Нобеля».

В 1933 году происходит историческое событие. Иван Алексеевич Бунин становится первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе, взяв премию с пятой попытки. Как покажет история, это будет ещё не самый длинный путь к « Нобелю » . Награда была вручена с формулировкой «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

Читайте также:
Речь Патриарха перед панихидой по Сталину

Среди тех, кто уступил Бунину, были «нобелевские завсегдатаи» — Максим Горький и Дмитрий Мережковский.

Алданов и другие

В 1934 году в числе претендентов из россиян остался лишь Дмитрий Мережковский, однако его шансы на награду после успеха Бунина были невелики. Это была уже шестая его номинация. Ещё через год Мережковский был номинирован в седьмой раз.

В 1938 году «старожила» Мережковского в числе номинантов сменил Марк Алданов, оставшийся там и в 1939 году.

В 1942 году награда не присуждалась, но в числе претендентов фигурировал философ Николай Бердяев, который претендовал на «Нобель» и в последующие три года.

В 1946 году компанию Бердяеву составил Борис Пастернак, в 1947 к этой паре вновь присоединился Марк Алданов.

В 1948 году список русских номинантов достигает аж четырёх имён — эмигранты Бердяев и Алданов и советские граждане Пастернак и Михаил Шолохов.

В 1949 год «четвёрка» сохранилась, но в ней произошла замена — место Бердяева занял Леонид Леонов. В 1950 году отечественную литературу представляли те же Алданов, Пастернак, Шолохов и Леонов.

В 1951 – 1954 годах в номинации регулярно оказывался Марк Алданов, число номинирований которого достигло 10.

В 1955 году в номинации на Нобелевскую премию по литературе подбирается совершенно сюрреалистический «русский состав» — Алданов, номинированный в 11-й раз, Шолохов и. скандально известный советский шифровальщик-перебежчик Игорь Гузенко, на Западе занявшийся литературой.

В 1956 году в списке фигурировали двое — «12-кратный» Алданов и Шолохов, в 1957 году также двое — Алданов и Пастернак.

Пастернаку премия принесла только проблемы

В 1958 году Нобелевская премия досталась представителю русской литературы во второй раз — Борис Пастернак был отмечен «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Самому Пастернаку премия не принесла ничего, кроме проблем и кампании под лозунгом «Не читал, но осуждаю!».

В том же году среди номинантов был Михаил Шолохов, зато не было Марка Алданова — по причине смерти. Число номинаций писателя на Нобелевскую премию по литературе остановилось на «чёртовой дюжине».

«Правильная» победа Шолохова

В 1962 году, кроме Шолохова, на Нобелевскую премию вновь был выдвинут эмигрант — один из последних представителей «Серебряного века» Борис Зайцев.

В 1963 году, последнем на данный момент, по которому Нобелевский комитет раскрыл сведения о номинантах, на премию из отечественных писателей претендовал только Михаил Шолохов, номинированный в 8-й раз.

Побить рекорд Алданова Шолохов не смог — в 1965 году он стал третьим отечественным лауреатом Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

В советское время только премия, вручённая Шолохову, официально считалась большим достижением отечественной литературы. Все остальные выходцы из нашей страны, удостоенные награды, находились в опале.

«Политический» Солженицын и «всеобъемлющий» Бродский

В 1970 году Нобелевская премия по литературе досталась Александру Солженицыну «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Нобелевскому комитету пришлось долго доказывать, что это решение не было политическим, как утверждали советские власти и. сам Солженицын. Сторонники версии о политическом характере награды отмечают две вещи — от момента первой публикации писателя Солженицына до вручения премии прошло всего восемь лет, что не идёт ни в какое сравнение с другими лауреатами. Причём к моменту присуждения премии не были опубликованы ни «Архипелаг ГУЛАГ», ни «Красное колесо».

Последним на данный момент русским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году стал поэт-эмигрант Иосиф Бродский, награждённый «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский — список представителей русской литературы, удостоенных Нобелевской премии, не пополнялся последние 27 лет. Россия застыла в ожидании героя нового века.

Читайте также:
Deep Purple - история группы, факты, фото

От Толстого до Набокова: какие русские авторы могли получить Нобелевскую премию

13 октября будет объявлен лауреат Нобелевской премии по литературе. Несмотря на постоянную критику она остается одной из самых престижных наград, и за интригами вокруг нее следит весь мир. «Афиша Daily» рассказывает о русских писателях, которые претендовали на Нобелевку в разные годы.

Лев Толстой (1902–1906)

История Нобелевской премии по литературе началась в 1901 году — и сразу со скандала. Ее первым лауреатом стал французский поэт Сюлли-Прюдом. Сорок два шведских критика и писателя — в том числе будущие нобелиаты Сельма Лагерлеф и Вернер фон Хейденстам — были ошарашены: главным автором в мире, по их мнению, был Лев Толстой. Август Стриндберг разразился многословной статьей, обозвав академиков недобросовестными ремесленниками и дилетантами в литературе. Сам Толстой получил письмо, авторы которого называли его «самым почитаемым патриархом современной литературы» и оправдывались: выбор комитета, мол, не отражает мнения ни критиков, ни читателей. Отвечая Оскару Левертину, одному из сорока двух авторов, Толстой сказал: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена. это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

Пикантная деталь: среди двадцати трех претендентов на первую премию Толстого вообще не было. Зато теперь — в основном стараниями французских академиков — граф номинировался каждый год. Однако премии он так и не получил — не в последнюю очередь из-за нелестной характеристики, которую составил для комитета Альфред Йенсен, эксперт по славянским литературам. Йенсен нашел философию позднего Толстого разрушительной и противоречащей идеалистистическому характеру премии. В дальнейшем, впрочем, исследователь отзывался о Толстом более лестно — но тот все равно не обиделся. В 1906 году писатель даже попросил шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», поскольку, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Комитет прислушался и с облегчением перестал вносить его в списки.

Дмитрий Мережковский (1914, 1915, 1930–1937)

После смерти Толстого самым известным в Европе русским романистом стал Дмитрий Мережковский, чью кандидатуру в 1914 году предложил первый директор Пушкинского Дома Нестор Котляревский. Комитет снова обратился за отзывом к Альфреду Йенсену: филолог отметил родство его творчества с произведениями Надсона, Пушкина и Бодлера и в целом похвалил кандидата «за художественное мастерство изображения, универсальное содержание и идеалистическое направление». Впрочем, в дело вмешалась история: грянула Первая мировая — и премию решили не вручать.

В следующем году кандидатуру Мережковского выставил шведский писатель Карл Мелин, с подачи которого уже получила награду Сельма Лагерлеф. В своем новом отзыве Йенсен был к Мережковскому беспощаден, назвав его «собирателем деталей, цитат и просто списанных страниц» и указав, что ему далеко до настоящих мастеров вроде Льва Толстого; поразительное суждение, учитывая, что прежде он Толстого критиковал. Однако когда в числе номинантов впервые появился автор «На дне» и «Матери», Йенсен снова переменил позицию, посетовав на то, что «в список 1918 года из русских писателей включен Максим Горький, в то время как имя Мережковского не фигурирует», и пообещав, что наследие Мережковского «навсегда сохранит его имя независимо от Нобелевской премии».

На руку Мережковскому могла сыграть невысокая конкуренция: воюющей Европе было не до литературы. Но в феврале комитет решил добавить к одиннадцати претендентам еще тринадцать имен, оставшихся с прошлого года. Лауреатом тогда стал Ромен Роллан, который позже сам номинировал трех русских авторов — Максима Горького, Ивана Бунина и Константина Бальмонта.

Мережковский снова стал претендовать на премию лишь пятнадцать лет спустя. Поэт и переводчик Сигурд Агрель выдвигал его семь лет кряду — то одного, то в компании с Буниным и Горьким. Мережковского многие считали фаворитом (фельетонист Александр Амфитеатров даже поторопился поздравить его с получением Нобелевки), но сам писатель не переоценивал свои шансы. Вера Бунина вспоминала, как Мережковский деловито предложил Бунину разделить премию: если один из них победит, то отдаст второму 200 000 франков. Бунин с презрением отказался, а в 1933 году получил ее — сольно. Мережковский, тем не менее, не оставлял попыток — он заводил связи, строчил письма, сдружился с Густавом Нобелем, племянником Альфреда, — но тщетно: награда ему так и не досталась.

Читайте также:
Тадж-Махал - история, факты, фото

Максим Горький (1918, 1923, 1928, 1933)

Максим Горький выдвигался на Нобелевскую премию не так часто, как некоторые, — всего четырежды. Зато номинации он получал с математической точностью: раз в пятилетку и всегда в год своего очередного юбилея.

Горький представлял для Нобелевского комитета проблему. С одной стороны, талант такого масштаба не получалось игнорировать — с другой, шведов смущали его политические воззрения. Все тот же Йенсен в 1918 году, когда пятидесятилетнего Горького номинировали впервые, хвалил ранние произведения писателя и разносил — поздние: «анархистские и часто совершенно сырые творения» Горького «никоим образом не вписываются в рамки Нобелевской премии». Впрочем, в тот раз награду снова не вручили.
Спустя пять лет преемник Йенсена Антон Карлгрен добавлял к обвинениям новые: в творчестве Горького после 1905 года, по его мнению, нет «ни малейшего отголоска горячей любви к родине», и вообще его книги — сплошная «стерильная пустыня». С ним согласился и комитет, предпочтя Горького (а заодно и Бунина) ирландцу Уилльяму Батлеру Йейтсу.

В 1928 году за «буревестника революции» поручились сразу два шведских писателя — Вернер фон Хейденстам и Тор Хедберг. Нобелевский комитет был впечатлен настойчивостью поклонников русского автора, и Горький даже считался фаворитом, но приз получила норвежская романистка Сигрид Унсет.

Наконец, в 1933 году кандидатуру Горького внес Сигурд Агрель. По его мнению, приз стоило либо вручить Бунину, либо разделить между ним и Мережковским (последнему такой вариант пришелся бы по душе), либо разделить между Буниным и Горьким. Комитет отдал предпочтение автору «Жизни Арсеньева». Горький же умер в 1936 году, так и не дождавшись очередной номинации.

Владимир Набоков (1963–…)

Еще в 1930-е годы, когда за премию сражались Бунин, Горький и Мережковский, Вера Бунина записала в дневнике: «Прочла Сирина. Какая у него легкость и как он современен. Вот кто скоро будет кандидатом на Нобелевскую премию». Предсказание почти сбылось: свою первую номинацию Набоков получил только в 1963 году. К этому моменту он уже вошел в число лучших романистов столетия, но одна из его книг все еще смущала академию: «Автор аморального и успешного романа «Лолита» ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию», — писал постоянный член Шведской академии Андерс Эстерлинг.

Как минимум три года подряд Набоков входил в число номинантов, но проиграл. В 1964 году премию присудили Сартру (француз от нее отказался), в 1965 году — бывшему соотечественнику Набокова Шолохову. Скорее всего, выдвигался Набоков и позднее (мы узнаем об этом, когда откроются архивы). В мае 1969 года в рецензии на роман «Ада» критик The New York Times Джон Леонард написал: «Если он не получит Нобелевской премии, то только потому, что она недостойна его».

В 1970 году лауреатом стал Александр Солженицын. От автора «Архипелага ГУЛАГ» — как и от Бродского — Набоков был не в восторге, но в прессе никогда их не критиковал и отзывался со сдержанным уважением. Тот в ответ сожалел, что Набоков оставил родной язык, но признавал в нем «ослепительное литературное дарование, именно такое, какое мы зовем гениальностью», и публично просил Нобелевский комитет отдать наконец должное русско-американскому писателю.
Когда в феврале 1974 года Солженицына лишили гражданства и выслали из СССР, Набоков тут же ему написал, поблагодарил за поддержку и предложил увидеться. Осенью Солженицын приехал в швейцарский город Монтре, где жили Набоков с женой, и отправил ему записку с предложением встречи. Ничего не ответив, Набоков немедленно заказал отдельный кабинет в ресторане и отправился туда ждать Солженицына. Тот же находился в неведении и все утро 6 октября названивал в пустой набоковский номер, не решаясь зайти в ресторан. По мнению культуролога Бориса Парамонова, Набоков нарочно «избегнул встречи с Солженицыным», но, по всей видимости, невстреча была результатом нелепой случайности. Сам Набоков считал, что это Солженицын передумал с ним знакомиться. «Наверное, я кажусь ему слишком словесным, беспечно аполитичным», — жаловался он Белле Ахмадулиной. Два главных русских писателя-эмигранта так и не пересеклись.

Читайте также:
Пивной путч 1923 года - история, факты, фото

Анна Ахматова (1965)

В 1965-м на Нобелевскую премию по литературе было выдвинуто рекордное число номинантов: девяносто писателей и поэтов — от Луи Арагона и Лоренса Даррелла до Эрнста Юнгера и Жоржа Сименона. От СССР на награду претендовали Михаил Шолохов, Анна Ахматова и, удивительное дело, Константин Паустовский.

5 российских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе

Хотя некоторые из прошлых решений шведского комитета, скорее всего, были политически мотивированными, романы этих авторов все же стоит прочитать. Вот пять российских лауреатов Нобелевской премии по литературе.

1. Иван Бунин (1933)

Бунин был первым россиянином, получившим Нобелевскую премию по литературе. Он победил главного соперника Максима Горького, пролетарского писателя и ставленника Сталина.

В имперскую эпоху семья Нобелей жила в России много лет, и к 1916 году треть всей российской сырой нефти находилась под их контролем. Однако большевистская революция вынудила племянника Альфреда, Эмануэля Нобеля, бежать из России, что привело к потере всей торговой империи его семьи.

Позже, в 1920-х годах, когда он жил в Париже, Эмануэль имел тесные связи с антисоветскими русскими эмигрантами, в том числе с Иваном Буниным. Хотя официально он не мог влиять на комитет, его симпатии были очевидны.

Бунин получил награду «за строгое артистизм, с которым он продолжил классические русские традиции в написании прозы». Шведская академия пояснила, что Бунин был выбран: «чтобы расплатиться с нашей нечистой совестью за то, что мы прошли мимо Чехова и Толстого».

Тем не менее, советские СМИ утверждали, что премия была политически мотивированной, поскольку она была вручена «врагу революции». Поэтому награда денонсировалась в СССР на десятилетия.

2. Борис Пастернак (1958)

Пастернак получил премию «за важные достижения как в современной лирической поэзии, так и в области великой русской эпической традиции». Его «Доктор Живаго» только что представили миру накануне вручения премии, и он был впервые опубликован в Италии после того, как столкнулся с запретом в Советском Союзе.

Государственные СМИ и чиновники начали кампанию преследования Пастернака. Его назвали предателем Родины за то, что его опубликовали за границей и за получение Нобелевской премии, что считалось чем-то предательским и антисоветским.

Пастернак был вынужден отказаться от получения премии, и он стал персоной нон-грата в Советском Союзе. Цитата из собрания коммунистических писателей звучит так: «Я не читал Пастернака, но я его осуждаю». Эти слова стали афоризмом, символизирующим идиотизм цензуры в советском государстве.

3. Михаил Шолохов (1965)

Шолохов — автор эпического романа «Тихий Дон» о русских казаках в годы революции и гражданской войны. Этот роман обычно называют «Война и мир ХХ века». Однако книга вызвала много споров, а также конспирологических предположений о том, что Шолохов не является истинным автором, поскольку другие его произведения не демонстрируют такого же качества литературного мастерства и таланта.

Тем не менее комитет объявил его лауреатом премии «за художественную силу и целостность, с которой в своем эпосе о Дону он выразил исторический этап жизни русского народа».

На этот раз против приза Советское государство ничего не имело. Более того, в 1958 году власти пытались продвигать Шолохова как писателя. Советскому послу в Швеции было приказано дать понять, что СССР будет очень признателен, если премия будет вручена Шолохову.

4. Александр Солженицын (1970)

Александр Солженицын был первым советским писателем, который открыто говорил о ГУЛАГе в своих романах. Его «Один день Ивана Денисовича», описывающий распорядок лагерного узника, был опубликован в 1962 году и стал сенсацией в СССР.

Солженицын провел восемь лет в ГУЛАГе, а после освобождения начал диссидентскую и правозащитную деятельность. К моменту присуждения ему Нобелевской премии публикация его работ в СССР резко прекратилась.

Премия была вручена ему «за этическую силу, с которой он продолжал неотъемлемые традиции русской литературы». Это еще больше разозлило советские власти на него и его «антисоветскую» деятельность. Четыре года спустя его выслали из страны, и только тогда он смог получить свою премию и денежную награду. Спустя десятилетия, личность Солженицына все еще вызывает горячие споры вокруг его писателькой деятельности.

Читайте также:
Уотергейтский скандал, или что произошло в США

Насколько правдивы были его рассказы и отражали ли реальное положение дел в годы репрессии, решать лично каждому.

5. Иосиф Бродский (1987)

Иосиф Бродский с детства мечтал о Нобелевской премии. Он хотел получить международное признание как поэт и испытывал клаустрофобию в Санкт-Петербурге, а также во всем Советском Союзе. Его стихи не публиковались из-за строгой цензуры, а распространялись только через самиздат.

Он искал возможность уехать из страны и даже планировал фальшивый брак с американкой, но так и не пошел на это. КГБ попросило его покинуть страну, прежде чем он сможет раскрыть свой план. Итак, он уехал в США.

В Штатах русский поэт решил сменить язык, но сочинять стихи на английском у него не получалось. В США Бродский получил известность как славянский профессор и публицист.

В 1987 году его мечта сбылась, и он получил Нобелевскую премию как поэт «за всеобъемлющее авторство, проникнутое ясностью мысли и поэтическим накалом».

Что вы думайте об этих авторах? Заслуженно ли они получили Нобелевскую премию? Какие книги вы читали этих авторов?

Нам будет интересно узнать ваше мнение в комментариях!

После щелчка фотоаппарата их не стало: 20 поражающих снимков за миг до смерти

Мы просыпаемся утром, начинаем новый день, работаем, играем с детьми, встречаемся с друзьями… А кто-нибудь задумывался, что этот прекрасный день может стать последним? Некоторым людям удалось запечатлеть последний миг своих знакомых и даже свой собственный. Так что же было через несколько мгновений после щелчка фотоаппарата?

1. Ее убила война

Это фото сделано в 1942 году. Девушка выбросилась из окна отеля как раз в тот миг, когда рядом проходил фотограф. Есть предположения, что она получила сообщение о смерти любимого человека во время Второй мировой войны.

2. Смертельное авиашоу

1 сентября 2007 года в Польше проходило авиашоу. В один миг что-то пошло не так. Самолеты столкнулись в воздухе. На этом фото видно, что второй самолет вот-вот столкнется с обломками первого. В тот день оба пилоты погибли. К счастью, зрители не пострадали.

3. Последний рабочий день

На этом снимке запечатлены последние мгновения жизни двух норвежских работников, которые проводили ремонт на ветрогенераторе. Неожиданно вспыхнул пожар, отрезав мужчинам пути к отходу. На этом фото видно, что они обнялись, наверное, прощались. Молодым людям было 19 и 21 год.

4. Учились и умерли вместе

Группа индийских студентов отправилась на экскурсию в город Манали. Они остановилась, чтобы сделать фото на берегу реки Бис. В этот момент открыли шлюзы гидроэлектростанции для выброса воды. Работников станции можно обвинить в халатности, ведь они спустили воду без предупреждения, от чего много молодых людей умерло в одно мгновенье. Вода буквально смыла их с земли. Этот снимок стал последним для более чем двадцати студентов, которые лишились жизни в один миг.

5. Не дожила до свадьбы

Эти молодые девушки ехали в автомобиле в прекрасном настроении. Они сделали это фото, которое стало последним для одной из подруг. Девушку, которая сидит слева, звали Коллетт Морено. Ей было всего двадцать шесть, и она не дожила до собственной свадьбы лишь месяц.

Подруга Коллетт пыталась обогнать грузовик, но, по нелепой случайности, врезалась в пикап. Самое страшное то, что у погибшей остался маленький сын. Это Коллетт вместе со своим женихом. Она восхитительно красива и счастлива.

6. Смертельное селфи

Мексиканцу Оскару Отеро Агилару был всего 21 год, и он умер по нелепой случайности, желая лишь сделать фото. У Оскара была страсть делать селфи с разными предметами роскоши, но откуда парень взял пистолет, осталось загадкой для его друзей. Оскар хотел придумать оригинальный кадр с пистолетом, он размахивал им, а потом приставил к голове. Но он не знал, что пистолет был заряжен. Пуля ранила парня в голову, он умер по дороге в больницу.

Читайте также:
Коза ностра: история итальянской мафии

7. Она умерла счастливой

Возможно, она даже не поняла, что наступил миг ее смерти. Кортни Стенфорд было 32 года, она ехала на машине, слушала любимую песню. Всего за мгновение перед смертью женщина выложила в Facebook свое фото с подписью о том, что песня Фаррелла Уильямса делает ее счастливой. За секунду Кортни врезалась в грузовик, который ехал впереди, и умерла на месте.

8.Фото ценою в жизнь

Эту красивую девушку звали Ксенией Ингнатьевой. Она обожала фотографировать себя в интересных местах. Это и сыграло с девушкой злую шутку. Она упала с десятиметровой высоты железнодорожного моста. При падении ухватилась за трос, но он оказался кабелем с высоким напряжением. От полученного разряда током девушка умерла на месте. Это фото, ради которого она рисковала жизнью, эту жизнь и оборвало.

9. Его убило хобби

Павел Кашин из Санкт-Петербурга любил паркур. Именно из-за этого увлечения он и погиб. Парень выполнял сложный трюк на крыше шестнадцатиэтажки, но неудачно. Это фото стало последним в его жизни.

10. Последний портрет жертвы маньяка

Эту красивую беззаботную девочку звали Реджина Кей Уолтерс. Она стала жертвой маньяка Роберта Бена Роудса, на счету которого было немало невинных жизней. Страшно то, что он не просто пожелал убить девушку, он наслаждался своей властью над беспомощным подростком.

На фото ниже запечатлены последние минуты жизни Реджины. Маньяк остриг ее кудрявые волосы, переодел в черное платье и приказал позировать. Страх, отвращение, зло — все в одном взгляде обреченного человека.

11. Упала с места позирования

15-летняя Наташа Ластун часто фотографировалась на крыши заброшенной девятиэтажки. Друзья утверждают, что она очень любила жизнь. В этот день они с подругой вновь поднялись на крышу высотки. Наташа позировала, а потом ее нога соскользнула, и девушка упала вниз. Врачи не смогли ее спасти. Фото красивое, но только стоил ли такой риск молодой жизни?

12. За миг до теракта

На этом фото счастливый отец с дочкой. Обычная улица, обычный день, безмятежные люди. Но вот всего за минуту всего этого не станет. Этот снимок был сделан в городе Ома в Ирландии. В 1998 там случился теракт, в результате которого погибло 29 людей, больше двух сотен получили ранения. Фотоаппарат, которым сделали снимок, нашли в обломках при расчистке улицы.

13. Сфотографировал своего убийцу

Этому человеку удалость не просто запечатлеть последний миг в жизни, он смог сфотографировать своего убийцу. Филиппинский политик Рейнальдо Дагс фотографировал свою семью. Они были так счастливы, ведь праздновали 2011 год. Неизвестно, заметил ли мужчина своего убийцу, смог ли понять, что это последний миг в его жизни.

14. Дал автограф своему убийце

Это одно из последних фото всемирноизвестного и любимого миллионами музыканта Джона Леннона. На этом снимке не только певец, но и его убийца. Кажется, тихий и скромный фанат просто ждет своей очереди, чтобы взять автограф.

Но безумный Марк Девид Чепмен застрелил Леннона лишь потому, что тот был в его списке знаменитостей, которых надо убить. Это фото сделали за час до смерти музыканта.

15. Лишь мгновение до удара

В 2001 году о трагедии, которая развернулась в США, говорили во всех развитых странах мира. В этот страшный день погибло почти 3000 человек. Это не было глобальной катастрофой или разгулом стихии.

На этом снимке видно, как второй самолет со смертниками и заложниками на борту вот-вот врежется во вторую башню Всемирного торгового центра.

Люди, которые находились в башне, наверное, уже были охвачены паникой, но они и не подозревали, что через несколько секунд и их ждет та же участь, что и несчастных в первой башне.

16. Ужасная цена за шоу

В 2002 году нашу страну ошарашило страшное известие о трагедии на авиашоу на аэродроме в Скнилове. За секунду этот самолет врежется в землю. Многим людям, которые стоят на земле, не удастся выжить. Эта катастрофа побила рекорды по количеству жертв в авиашоу.

Читайте также:
Что сорвало немецкий план «Барбаросса»

17. Не долетели до звезд

На этом последнем фото счастливый экипаж всемирно известного шаттла «Челленджер», который разбился через несколько минут после старта. Никто из его членов не выжил. Но ужасающе то, что некоторые космонавты смогли пережить развал корабля, а умерли от удара шаттла об воду. Много тысяч человек видели эту трагедию из экранов телевизоров. В тот день человечество перешагнуло тонкий рубеж между шоу и смертью людей.

18. Самоубийство перед камерами

Это последнее фото американского политика Роберта Бат Дуайера. Его обвинили во взяточничестве. По законам штата Пенсильвания, ему грозило до 55 лет тюрьмы. Он собрал пресс-конференцию. Журналисты ждали, что он опровергнет эти обвинения. Но посредине своего выступления политик начал раздавать какие-то конверты. А потом достал пистолет и обратился к людям в зале: «Если кому то из вас это неприятно, можете выйти из зала». Через мгновенье он застрелился. Через много лет выяснилось, что обвинения на счет Роберта Бат Дуайера были сфальсифицированы.

19. Где были взрослые, когда умирал ребенок?

Это фото кажется нереальным или постановочным. Но весь ужас в том, что это снимок девочки, которая медленно умирала несколько дней, и никто не смог ей помочь. Омайру Санчез придавило обломками дома после природной катастрофы, когда в Колумбии извергся вулкан. Она провела в воде три дня. В раны на теле попали разные инфекции, от чего девочка и умерла. В ее глазах и грусть, и понимание неизбежности. Глядя на это фото думаешь о том, чего стоит весь наш технологический прогресс, если столько взрослых не могли спасти одного ребенка?

20. Он смотрел в глаза смерти

На этом снимке 58-летний Ки Сук Хан смотрит в глаза смерти и ничего не может сделать. Под электричку его толкнул бездомный, с которым Хан поспорил за несколько минут до этого. На этом фото застыло ожидание собственной смерти.

Много из этих несчастных погибли вследствие катастроф, ужасных совпадений и собственной беспечности. Стоит ли хороший кадр жизни? Стоил ли рисковать собой ради первых мест в строке поисковых систем? Цените жизнь, и пусть на ваших фото будут только счастливые лица.

Ужасы войны (ранее не публиковавшиеся снимки)

Большую часть Второй мировой войны генерал Чарльз Дэй Палмер (Charles Day Palmer) провёл на Западном фронте. Там он и сделал представленные ниже фотографии, которые были впервые опубликованы на одном из сайтов его внуком Дэниелом Палмером в середине августа.
Хотя мне кажется некотрые я видел и раньше вот ту “Около тысячи немецких солдат спускаются с гор в стратегически важный австрийский город, чтобы сдаться в плен силам Антигитлеровской коалиции.”

Внимание: в фотоподборке встречаются фотографии убитых солдат!

Американские солдаты обыскивают здания, где могли бы прятаться или удерживать пленных немецкие солдаты, после сражения, которое длилось три дня.

Военнослужащий армии США украшает могилу неизвестного американского солдата, похороненного противником перед отступлением.

Танк едет по руинам освобождённого французского города. Двое медиков осматривают тело погибшего солдата на обочине дороги.

Американские инженеры подрывают мост в немецком городе, чтобы предотвратить попытку наступления на населённый пункт.

Около тысячи немецких солдат спускаются с гор в стратегически важный австрийский город, чтобы сдаться в плен силам Антигитлеровской коалиции.

Надпись, оставленная генералом Палмером на обороте этой фотографии: «Руины дружественного городка, который был разгромлен»

Солдаты войск СС, погибшие при попытке остановить наступление колонны американской бронетехники.

Американские солдаты идут по городу во время наступления. На земле лежит тело погибшего американского военнослужащего.

Обгоревшее тело немецкого пилота, самолёт которого был сбит в первый день наступления 7-й армии США в Германии 15 марта 1945 года.

Венгерские солдаты сдаются в плен 7-й армии США в городе Гармиш-Партенкирхен в Баварии, где до войны проходили Олимпийские игры.

Туши лошадей, убитых вместе с пятью немецкими артиллеристами, лежат на улице.

Читайте также:
15 интересных фактов о Бородинской битве

Американский танк едет по разгромленной улице в Рорвиллере, Франция, 4 февраля 1945 года.

Разбитые американский и немецкий танки на Западном фронте.

Тела двух погибших немецких солдат лежат в канаве во Франции.

Мёртвые лошади и снаряжение на дороге недалеко от города Луг в Германии после атаки армии США.

Американский солдат осматривает немецкие гаубицы, уничтоженные во время наступления 7-й армии США

Тела погибших пехотинцев в канаве недалеко от Саарбрюккена.

Тела немецких солдат после прорыва линии Зигфрида 7-й армией США.

Разрушенный бомбардировками город Фрайбург-им-Брайсгау.

Один из разгромленных немецких городов на Западном фронте.

Немецкие гражданские жители начинают разбирать завалы после бомбардировки города.

Солдаты 7-й армии США осматривают дом в поисках снайперов в Бозентале, Германия

Генерал Палмер сфотографировал взрыв во время боёв за французский город Винжан-Сюр-Модер.

Немецкий пулемётчик, убитый выстрелом в голову, в Германии.

Солдаты собрались возле сбитого бомбардировщика В-17 на заснеженном поле.

Тела погибших немецких солдат во Франции.

Немецкие военнопленные роют могилы для погибших американских и немецких солдат.

Немецкая долговременная огневая точка, повреждённая, вероятнее всего, огнём американского танка.

Взорвавшийся французский бензовоз, перевозивший 800 галлонов топлива.

Американские солдаты на месте бомбардировки.

Тяжелая артиллерия американской армии застряла в грязи в Бобентале, Германия.

Мины использовались для уничтожения немецких долговременных огневых точек.

Немецкие солдаты сдаются силам Антигитлеровской коалиции недалеко от города Ландекк, Австрия.

Смотрят, но не видят: лица солдат, прошедших через ад

В американской военной лексике есть термин «взгляд на две тысячи ярдов». Так говорят о выражении лица солдата, пережившего мощнейшее эмоциональное потрясение во время боя. Глаза устремлены вперед, но они ничего не видят. Разум под воздействием экстремального стресса практически останавливает свою работу. Человек в такие моменты живет будто на автопилоте.

Американский морпех Роберт Делоной после двух дней и ночей сражения на пляже атолла Эниветок. Маршалловы острова, февраль 1944 года.

Этот необычный термин вошел в обиход после того, как в журнале Life была опубликована репродукция одноименной картины американского военного художника Томаса Ли. Он был на поле боя во время сражения с японскими войсками за остров Пелелиу в Микронезии и повидал немало американцев, впавших в ступор после штурма очередной высоты. Вскоре он написал картину, изобразив солдата, который увидел слишком много ужасного.

Томас Ли, «Взгляд на две тысячи ярдов», 1944 год.

Психологи убеждены, что остановившийся взгляд — это проявление защитной реакции организма. Разум на некоторое время теряет способность к восприятию окружающей действительности, тем самым спасаясь от перегрузки. После того как напряжение спадает, мыслительный процесс приходит в норму.

Итальянский солдат Антонио Метруччо после боя, который длился 72 часа. Фотограф — Маки Галимберти.

Германский солдат, взятый в плен в ходе битвы при Пашендейле, 1917 год.

Перевязочный пункт Первой мировой. Окрестности Ипра, 1917 год. Один из самых жутких примеров «взгляда на две тысячи ярдов».

Американский солдат Карлос Орхуэла. Афганистан, провинция Гильменд, 2008 год. Фотограф — Луи Палу.

«Взгляд на две тысячи ярдов», понятно, можно наблюдать во время всех без исключения военных конфликтов (да и в обычной жизни тоже), но больше всего подобных фотографий отсылают к войне во Вьетнаме. Дело в том, что, в отличие от других войн, корреспонденты, работавшие во Вьетнаме, не пытались скрыть такие образы, опасаясь подорвать боевой дух армии. Фотографии ошарашенных американцев использовались как антивоенный символ.

Американский солдат Майк Трипп в католической церкви На Тхо Ан Хоа. Вьетнам, 15 мая 1967 года. Фотограф — Фрэнк Джонстон.

Американский морпех, контуженный в битве за Хюэ, Вьетнам, 1968 год. Фотограф — Дон Маккаллин.

Американский солдат Джейкоб Уильям Мур, попавший со своим подразделением в засаду, Кандагар, Афганистан, 2010 год. Фотограф — Джером Старкли.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: