Николай Крючков – биография, факты, фото

Николай Крючков

фотографии >>

биография

Крючков Николай Афанасьевич

Родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) года в Москве, в рабочей семье с Красной Пресни.

Советский актер театра и кино

Заслуженный артист РСФСР (1942).
Народный артист РСФСР (1950).
Народный артист СССР (1965).
Герой Социалистического Труда (1980).

Окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище). До 1930 года работал гравёром-накатчиком на фабрике “Трёхгорной мануфактуры”. Учился актёрскому мастерству при Московском центральном ТРАМе (Театр рабочей молодёжи), до 1933 года — актёр этого театра.
В 1934-1936 годах — актёр киностудии Межрабпомфильм (ныне — киностудия имени Горького), затем — Театра-студии киноактёра.

В 1944 году был награжден “За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин”.

Один из самых снимаемых актёров советского кино.
Член КПСС с 1953 года.

Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания — в резиновых тапочках и с песком в волосах, — контролёры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета. Шёл 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролёрам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нём без остатка. Время, а не режиссёры, открыло в нем своего идеального героя — идеального исполнителя велений того времени.

Режиссёры ценили его прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией — недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссёров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» и «У самого синего моря». Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа, недавнем рабочем с Трёхгорки, — отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем — благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией. Он переиграет в 1930-1940-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе») и шахтёров-стахановцев («Ночь в сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего города»). И в любой роли он будет проявлять все качества, требующиеся от героя этих лет, и проделает всё так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Глан — знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке — продемонстрировать все те умения, которые в народе вызывают восхищение: «Ну, артист!»
Всё это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но — идеального, обретшего всю ту сумму качеств, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» — последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной комедии «Небесный тихоход» Крючков снимается меньше, наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Эммануила Казакевича «Звезда» увидит свет лишь после смерти Сталина.

Когда же в 1950-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но играет в основном в фильмах об историческом прошлом России («Максимка», «Море студёное»), гражданской войне («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»). И в фильмах о современности на протяжении 1950-1970-х годов — он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Его зрелое мастерство обретает психологическую точность и глубину. Лучшие его работы послевоенного 30-летия прежде всего в фильмах Владимира Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» Иосифа Хейфица, в телефильме Семёна Туманова «Гнёзда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Георгии Данелии.

Актёр ушёл из жизни 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (10 участок, 8 ряд).

Николай Крючков

Имя: Николай Крючков (Nikolai Kriuchkov)

Отчество: Афанасьевич

День рождения: 24 декабря 1910

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: г. Москва

Дата смерти: 13 апреля 1994 (83 года)

Причина смерти: узнать рак гортани

Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище

Карьера: актер

Биография Николая Крючкова

Детство и юношеские годы

Отец, Афанасий Николаевич, в молодости трудился на тульских каменоломнях. Однажды он сцепился с десятником и в наказание отправился в солдаты. Получив тяжелое ранение, был комиссован и перебрался в Москву, где устроился разнорабочим на «Трехгорную мануфактуру».

Там он познакомился с молодой ткачихой Олимпиадой Федоровной, которая стала его женой. У них родилось восемь детей, но во время эпидемии тифа почти все они умерли (в живых остались только Николай и его старший брат Петр). В 1920 отец скончался, и мальчишки тоже вынуждены были устроиться на фабрику, чтобы заработать на кусок хлеба.

Читайте также:
Лев Троцкий - биография, личная жизнь, фото

Несмотря на тягости и лишения, Николай рос веселым, озорным и смышленым парнишкой. В дворовой компании он был заводилой, в раннем детстве играл в лапту и футбол, гонял голубей, а когда подрос, стал заниматься боксом и верховой ездой.

Окончив семилетку, поступил в ФЗУ, где обучался граверному делу. Именно там юноша записался в драмкружок, который вскоре вытеснил все его прежние увлечения. Николай научился петь и бить чечетку, самостоятельно освоил игру на гитаре и гармошке, с удовольствием выступал на сцене местного клуба. А еще Крючков обожал кино – как только предоставлялась возможность, он мчался с приятелями в ближайший кинотеатр, где по десять раз мог смотреть одну и ту же картину.

Актерская карьера

Эта пагубная привычка преследовала актера в течение всей его жизни – Николай начал пить еще подростком, работая на текстильной фабрике. Став знаменитостью, актер не в силах был устоять перед соблазном опрокинуть рюмочку-другую со своими поклонниками, среди которых были очень важные и уважаемые люди. Полностью избавиться от зависимости Крючкову удалось только в конце 70-х, когда у него начались серьезные проблемы со здоровьем.

Конфликт с Михаилом Роммом на съемках «Тринадцати» (1937), который мог стоить потери репутации любому другому актеру, никак не отразился на карьере Николая Афанасьевича. Один за другим выходили фильмы с его участием, которые пользовались огромным успехом у советских зрителей.

До войны актер успел сняться в трех десятках картин и по праву считался народным любимцем. После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз он в числе других добровольцев рвался на фронт, но получил категорический отказ с железной аргументацией: «Здесь вы будете гораздо полезней, чем на передовой».

В военные годы вышли лучшие картины с участием Крючкова, которые поднимали боевой дух советских людей и помогали им пережить тяготы того страшного времени. Наиболее известные из них – «Свинарка и пастух» (1941) с Марией Ладыниной и Владимиром Зельдиным в главных ролях, «Небесный тихоход» (1945), «Парень из нашего города» (1942), «Котовский» (1942).

Актер блестяще справлялся с любыми ролями – пел, плясал, играл на гармони, ездил на танке, тракторе и автомобиле, скакал на коне и даже летал на самолете (и все это сам, без дублеров). В перерывах между съемками Николай Афанасьевич много ездил на фронт с концертными бригадами, и мог лично убедиться, как работа артиста помогает поднять боевой дух солдат и офицеров.

В послевоенные годы актер продолжал активно сниматься в кино, к этому времени он уже стал живой легендой и классиком советского экрана. В 1965 году Крючкову было присвоено высокое звание Народного артиста СССР, в 1980 он получил Золотую звезду Героя социалистического труда. За свою творческую жизнь он сыграл в 120 полнометражных фильмах, и даже будучи уже пожилым артистом, всегда «держал марку», не размениваясь на низкопробные роли в дешевых сериалах.

Много творческих сил и энергии Крючков отдал театру, особенно во времена «хрущевской оттепели». 50-е годы стали переломными в советском искусстве – новое время требовало других героев. Николаю Афанасьевичу пришлось отказаться от прежнего амплуа, и в этом ему помог Театр-студия киноактера, в котором он прослужил почти пятьдесят лет. Спектакль «Бедность не порок» по пьесе Островского посмотрела вся театральная Москва, а роль Любима Торцова стала для Крючкова отправной точкой для перехода к более глубоким и характерным ролям в кино.

В фильмографии актера стали появляться драматические роли, наводящие зрителей на серьезные размышления. Среди таких работ – «Дело Румянцева» (1955) с Алексеем Баталовым в главной роли, где Крючков впервые появился в несвойственном для себя отрицательном образе.

Также заслуживает внимания криминальная драма «Жестокость», где Крючков (1959) перевоплотился в начальника уголовного розыска. А молодого милиционера, оказавшегося перед сложным моральным выбором и в итоге покончившим жизнь самоубийством, сыграл Георгий Юматов, считавший эту работу самой удачной в своей кинокарьере.

Но большинство ролей Крючкова все же были сыграны в картинах легкого комедийного жанра («Гусарская баллада», «Женитьба Бальзаминова», «Дайте жалобную книгу», «Осенний марафон»), он даже неоднократно снимался в сатирическом киножурнале «Фитиль».

Личная жизнь Николая Крючкова

Брак продлился недолго, и даже рождение сына Бориса не помогло супругам сохранить семью. К тому времени Крючков был уже очень известным артистом, много снимался, выпивал и редко появлялся дома. Марию не устраивала такая жизнь, и она, забрав ребенка, уехала из Москвы в Брест.

Крючков быстро утешился в объятиях другой молоденькой актрисы, студентки Щукинского училища Аллы Парфаньяк. Они познакомились на съемках картины «Небесный тихоход». После выхода фильма на экраны Николай развелся с первой женой и сделал предложение новой избраннице. Влюбленные поженились в 1945 году, вскоре у них родился сын Николай.

Но и этот брак продлился недолго – постепенно их чувства стали остывать, Крючков увлекся спортсменкой Зоей Качановской, а за Аллой стал ухаживать актер Михаил Ульянов. В 1957 году супруги подали на развод, и Николай Афанасьевич ушел к новой пассии, оставив жене и сыну двухкомнатную квартиру в центре Москвы.

Самые интересные факты биографии и личной жизни Николая Крючкова

Имя: Николай Крючков
Дата рождения: 24 декабря 1910 г.
Где родился: Москва
Рост: 170 см.
Дата смерти: 13 апреля 1994 г.
Где похоронен: Новодевичье кладбище
Национальность: русский

Читайте также:
Николай Пирогов - биография, факты, фото

Николай Афанасьевич Крючков был одним из самых востребованных актёров советской эпохи, он играл в театре, снимался в кинокартинах, работал над своей книгой и озвучивал фильмы. Биография, личная жизнь актёра, как прошло его детство, как мужчина пришёл к актёрскому мастерству, где снимался, когда и как умер, где похоронен, вы узнаете из этой статьи.

Николай Крючков — это известный советский актёр, театральный деятель, Народный артист СССР. Крючков родился в Москве. Дата и год рождения — 24.12.1910. Дата смерти — 13.04.1994. Национальность — русский. Рост — 170 см. Николай Афанасьевич рос в обычной рабочей семье. Детство и юность его прошли в Москве. Отец мальчика был рабочим на фабрике, мать Николая трудилась ткачихой. Когда женщина была беременна Крючковым, она упала и получила серьёзное повреждение. Это спровоцировало преждевременные роды. Маленький Николай родился недоношенным.

Несмотря на неблагоприятные прогнозы врачей, мальчик быстро пришёл в себя и стал набирать вес. Николай чудом выжил. В этом помогла забота родителей. Чуть позже, в молодом возрасте, он признавался, что считал себя очень живучим человеком. Мужчина утверждал, что всегда сможет преодолеть жизненные трудности.

Согласно биографии актёра из Википедии, отец Крючкова погиб рано. Его забрала война, когда тот воевал за свою родину. Из-за свалившегося несчастья мальчик практически не знал обычных детских шалостей. С 9 лет ему пришлось работать на предприятии. Через несколько лет юноша понял, что хочет посвятить свою жизнь творчеству. Ему нравилось выступать на сцене, рассказывать шутки, быть в центре внимания. Матери Николая такие забавы не нравились. Однако она решила пойти на компромисс. Женщина позволила сыну выступать в театре при условии, что он также будет работать на фабрике и помогать семье.

С 14 лет юноша поступил в ФЗУ, где обучался на гравера-накатчика. В этот момент молодой человек начал активно увлекаться творческой деятельностью. Так и началась творческая самодеятельность Крючкова. В 17 лет Николай пошёл учиться в школу актёрского мастерства, которая находилась при московском театре. В 1927 году состоялся театральный дебют молодого и талантливого артиста. Он сыграл роль в постановке «1905 год». Крючков трудился в театре вплоть до 1934 года.

В 30-х годах прошлого столетия, в молодости, актёр начал активно сниматься в советских кинокартинах. Он сотрудничал со студиями «Союздетфильм», «Межрабпомфильм», «Мосфильм». Первую роль Крючков сыграл в картине «Окраина». За свои годы жизни в фильмографии Крючкова накопилось более 120 фильмов.

В 1945 актёр снова начал пробовать свои силы в театре. В 1987 году он выпустил книгу «Чем жив человек».

Работа в театре

Любовь к театру парень начал демонстрировать ещё с юных лет. В более зрелом возрасте Крючков признавался, что когда в первый раз вышел на сцену, понял, что это его призвание. Актёру нравилось веселить публику и видеть восторженные взгляды. Николай Афанасьевич с 14 лет активно занимался творческой самодеятельностью. Он занимался в драмкружке московского театра. Молодой человек поражал театральных деятелей своей находчивостью. Казалось, он умеет всё — играть на гармошке, петь песни, танцевать, рассказывать шутки. Предприимчивого юношу быстро заметили режиссёры и предложили ему сыграть роль в первой постановке.

Театральный дебют Крючкова состоялся в 1927 году. Он сыграл сразу три роли в пьесе «1905 год». Критики отметили, что юный актёр умеет быстро перевоплощаться в разные роли, многие назвали его весьма колоритным персонажем. После первой удачной картины Николай всерьёз «заболел» театральной деятельностью. Он не хотел оставлять едва начавшуюся карьеру актёра. С 1928 года Николай проходил обучение у таких известных театральных деятелей, как Н. Хмелев, И. Савченко.

Несмотря на первые уверенные шаги в актёрской деятельности, мать Николая была против его увлечений. Она хотела, чтобы сын получил приличную и руководящую должность, а не участвовал в комедийных сценках. Молодому актёру приходилось одновременно работать и на фабрике, и в театре, чтобы помогать матери содержать семью.

Стоит отметить, что во время работы в театре актёру доставались эпизодические роли. Одной из крупных его работ было участие в картине «Московский 10.10». И так, возможно, продолжалось дальше, если бы Крючкова не заметили.

Фильмография

Во время очередной репетиции съёмочной группы в театре в гимерку зашёл режиссёр Борис Барнет. Он заметил Николая Афанасьевича и счёл его талантливым актёром. Барнет пригласил сниматься юного актёра в своей новой картине «Окраина». Крючков безоговорочно согласился. Барнет отвёл для него второстепенную роль. Актёру было предложено сыграть простого сапожника. Чуть позже Николай Афанасьевич признавался, что он очень быстро вжился в роль и почувствовал себя настоящим сапожником. Актёр благодарил режиссёра за его бесконечную профессиональную помощь.

Фильм с актёром «Окраина» был положительно оценен зрителями. Уже через год Борис Барнет снова пригласил молодого актёра для съёмок в фильме «У самого синего моря». Здесь Николай Крючков сыграл роль моряка. После выхода кинокартины юноша буквально проснулся знаменитым. Новый фильм Барнета пришёлся по вкусу практически всем зрителям.

После этого Крючков стал востребованным актёром. Его приглашали в такие проекты, как «Возвращение Максима», «Тайга золотая», «Человек с ружьём». По достоинству была оценена работа в картине «Трактористы», в которую Николая пригласил режиссёр И. Пырьев. После выхода ленты талантливого артиста стали считать народным героем и легендой кино.

Читайте также:
Синди Кроуфорд - биография, факты, фото

Уже в 1939 актёр сыграл роль в картине «Член правительства», в этом же году вышли фильмы «Щорс», «Марш танкистов» и «Станица дальняя» с его участием. В период начала Второй Мировой Войны Николай Афанасьевич хотел прервать на время творческую деятельность и отправиться на фронт. Однако мужчину убедили в том, что ему лучше продолжать заниматься актёрским мастерством. Крючков так и сделал. Именно на военные годы пришёлся самый пик его карьеры.

В середине 40-х годов прошлого столетия актёр принимал участие в таких работах, как «Фронт», «Котовский», «Парень из нашего города». После окончания ВОВ ему досталась главная роль в ленте «Свет над Россией», где упоминалось о военных событиях. Чуть позже Крючков снимался в фильме «Сталинградская битва».

Ещё в течение 10 лет актёр снимался во многих военных фильмах в главной роли. Но уже в 60-е годы он предпочитал работать над комедийными и сатирическими картинами. Ближе к 80-м годам Николая Афанасьевича стали приглашать в кино намного реже. В последний раз он снялся в сюжете фильмов «Царь Иван Грозный», «Ангелы смерти». Через несколько лет после выхода работ заслуженный артист СССР скончался.

Озвучивание

Несмотря на активную актёрскую деятельность, озвучиванием фильмов Николай Афанасьевич практически не занимался. В 1955 году он озвучил роль Екаба (К. Клетниекс) в кинокартине «Весенние заморозки».

Библиография

Николай Афанасьевич Крючков жил яркой и насыщенной жизнью, что отразилось в его библиографии. Он общался со многими известными режиссёрами, актёрами, политическими деятелями. Активная творческая деятельность помогала актёру познавать новые жизненные границы. Он неоднократно был в эпицентре важных событий в истории своей родной страны. О своём богатом жизненном опыте заслуженный артист СССР решил поделиться в книге «Чем жив человек». Здесь он решил затронуть самые насущные людские темы. Не обошлось и без военных воспоминаний. Актёр утверждал, что его книга не имеет возрастных и социальных разделений, она предназначена для широкого круга читателей.

В 198 году в свет вышла книга Р. Соболева «Николай Крючков», которая посвящалась заслуженному советскому творческому деятелю. Автор восхищался работой великого актёра, поэтому решил рассказать его автобиографию неравнодушным поклонникам.

Награды и звания артиста

Николай Афанасьевич Крючков получил немало наград и премий при жизни. Все они подтверждали его профессионализм и преданность своему делу. Среди наград и званий артиста можно выделить:

  1. Звание Героя Социалистического труда.
  2. Звание Заслуженного артиста СССР.
  3. Награда Народного артиста РСФСР.
  4. Награда «Орден Октябрьской Революции».
  5. Медаль «За освоение целинных земель».

Актёр получал награды на Всесоюзном кинофестивале за лучшие мужские роли. В 1991 году, незадолго до смерти, он стал обладателем премии «Ника».

Личная жизнь и семья актёра

Личная жизнь Николая была насыщенной. Великий советский артист был женат 4 раза. Практически все жёны актёра были младше его на десятки лет. Первой супругой артиста стала Мария Пастухова. В процессе семейной жизни у пары родился сын Борис. Второй брак состоялся с Аллой Парфиньяк. У супругов родился сын Николай. Третий брак состоялся со спортсменкой Зоей Кочановской. С женщиной актёр познакомился во время съёмок очередной кинокартины. Однако этому союзу не суждено было долго просуществовать. Буквально через 3 месяца после свадьбы женщина попала в серьёзную аварию и погибла.

На фоне трагических событий Крючков впал в депрессию. Состояние его здоровья заметно ухудшилось. Но уже через 2 года актёр вновь встретил свою любовь и женился на молодой помощнице режиссёра — Лидии. Этот брак оказался прочным и счастливым. Супруги прожили вместе до смерти великого актёра. В семье родилась дочь Эльвира. Известно, что у актёра есть внучка Екатерина и правнучка Анфиса, зять Борис Викторович Александров (супруг Эльвиры). О детях актёра практически нет никакой информации.

Жёны Николая Крючкова

Первая жена, Мария Фоминична Пастухова, появилась в жизни актёра в предвоенное время. Молодые люди познакомились во время работы над картиной «Трактористы». Эффектная девушка сразу приглянулась артисту, он не стал терять время и начал за ней ухаживать. Дело пришло к свадьбе и рождению ребёнка. Многие знакомые семьи утверждали, что Мария была самой большой любовью Николая. Поэтому последующих жён артиста постоянной с ней сравнивали. Брак распался через 5 лет. Многие говорили, что причиной послужила измена Крючкова.

Вторая жена, Алла Петровна Парфаньяк, была талантливой актрисой в московском театре. Молодые люди познакомились во время съёмок фильма «Небесный тихоход». Алла была младше Николая на 30 лет. Однако её ничуть не смущала большая разница в возрасте. Влюблённые прожили около 10 лет в браке, пока Парфаньяк не полюбила другого мужчину.

Третья жена, Зоя Николаевна Кочановская, появилась в жизни Крючкова случайно. Она никогда не занималась активной творческой деятельностью. Женщину привлекал спорт и здоровый образ жизни. Николай сразу влюбился в девушку, пара сыграла свадьбу. Однако через пару месяцев после бракосочетания женщину сбила машина.

Помогла оклематься от переживаний актёру четвёртая жена, Лидия Николаевна Крючкова. Она стала последней женщиной артиста, женщина прожила с ним до самой смерти. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте Николай и Лидия любили друг друга и жили дружно. Чуть позже женщина признавалась в интервью, что на начальном этапе семейной жизни актёр оказался совсем к ней не подготовленным. Лидии Крючковой приходилось ухаживать за Николаем практически как за ребёнком.

Фото актёра в период молодости, последние фото можно увидеть ниже:

Читайте также:
Антон Шагин - биография, факты, фото

Смерть и память актёру

Под конец своих дней актёр с женой жил в небольшом посёлке Икша. Многие рассказывали, что семья жила достаточно бедно. Крючков в начале 90-х уже практически не говорил. От курения в его горле появилась неоперабельная опухоль. Лидия Крючкова после смерти супруга признавалась в том, что последние дни своей жизни артист провёл шутя. Женщина каждый день посещала своего супруга до тех пор, пока он не скончался. Николай Афанасьевич погиб 14 апреля 1994 года. От чего умер артист — этот вопрос волновал многих фанатов. Причиной смерти стала опухоль. Похороны мужчины прошли на Новодевичьем кладбище. На могиле актёра установили памятник (барельеф) с его автопортретом. В 2001 году были выпущены почтовые марки с изображением советского артиста.

Николай Крючков – биография, новости, личная жизнь

Николай Крючков

Николай Афанасьевич Крючков. Родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) в Москве – умер 13 апреля 1994 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1965).

Николай Крючков родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) в Москве в Покровских казармах (на Красной Пресне).

Родился семимесячным. “Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня, семимесячного, родила, а потом выходила, вырастила”, – говорил актер.

От рождения был левшой.

Всего в семье Крючковых было семеро детей. Но к зрелому возрасту дожил только один Николай.

Отец работал на Трехгорной мануфактуре и рано умер. Мать – Олимпиада Федоровна, ткачиха. Семья жила бедно. Николаю с девяти лет пришлось начать работать.

В 14 лет поступил в ФЗУ при «Трёхгорной мануфактуре», где учился на гравёра-накатчика в 1925-1928 гг. Там же начал выступать в художественной самодеятельности.

В 1928-1930 годах учился в школе актёрского мастерства при Московском театре рабочей молодёжи. Учёбу совмещал с работой на фабрике «Трёхгорная мануфактура».

Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год».

С 1928 по 1934 год – актёр Московского театра рабочей молодёжи (ТРАМ), (ныне – театр «Ленком»), учился у Н. П. Хмелёва, И. Я. Судакова и И. А. Савченко.

С 1931 по 1940 год – актёр киностудии «Межрабпомфильм» (позже – «Союздетфильм», ныне – киностудия имени М.Горького).

Именно в ТРАМе его заметил режиссер Борис Барнет, который снимал фильм «Окраина». Это был один из первых советских фильмов, награжденный специальным призом Венецианского кинофестиваля. А сыгравший в нем роль спажника Сашки 20-летний Николай Крючков получил первую узнаваемость.

“Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке – левша я. Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек”, – отмечал актер.

Первым его триумфом должен был стать фильм режиссера Михаила Ромма «Тринадцать» – фильм о советских пограничниках, которые вступили в неравный бой с бандой басмачей в пустыне Каракумы. Роль командира отряда пограничников должен был играть Николай Крючков. В 1937 году этот фильм стал самым кассовым в сезоне.

Однако во время съемок фильма «Тринадцать» Николай Крючков часто срывал работу из-за увлечения алкоголем. В итоге Ромм не выдержал и вывел актера из съемок. По этому поводу ходит легенда. Сначала режиссера пообещал убрать актера. «Это невозможно, – сказал Крючков. – Полкартины уже снято, кем меня заменить?» Ромм промолчал, а назавтра, когда Крючков опять пришел нетрезвым, Ромм крикнул ему: «Падай!» Крючков от неожиданности выполнил команду и упал на песок. «Снято, – сказал Ромм. – Можешь уезжать в Москву». «Что снято?» – не понял Крючков. «Снято, как ты падаешь, сраженный насмерть вражеской пулей. Ты убит. Больше ты мне не нужен».

Стоит отметить, что пристрастие к алкоголю возникло у Крючкова еще в подростковом возрасте на Трехгорке, он приучился пить наравне со взрослыми. Со своей пагубной привычкой ему удалось покончить лишь в 1970 году.

В середине 1938 года Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме «Трактористы». Кроме Крючкова в фильме снимались Марина Ладынина, Петр Алейников и Борис Андреев.

В фильме есть эпизод, повторить который не в состоянии ни один профессиональный танцор. Между собой киношники назвали эти па «феноменом Крючка». Николай Афанасьевич Крючков садится на землю и подпрыгивает, отталкиваясь от нее ягодицами. Крючков придумал этот эпизод сам.

Николай Крючков в фильме “Трактористы”

Фильм «Трактористы» имел огромный успех. Песни «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя» и «Броня крепка, и танки наши быстры. » пела вся страна. Ладынина, Крючков, Алейников и Андреев мгновенно стали всенародными любимцами. В 1941 году все четверо стали лауреатами Сталинской премии.

Далее были работы в лентах «Выборгская сторона», «Ночь в сентябре», «Яков Свердлов», «Член правительства», «В тылу врага». Новый большой успех принес Крючкову фильм Пырьева «Свинарка и пастух».

С первых дней войны Крючков рвался на фронт, однако военком отказывается визировать его заявление: «Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте». И Крючков работал как проклятый, одновременно снимаясь в шести картинах: «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин», «Во имя Родины», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход».

Николай Крючков в фильме “Небесный тихоход”

В послевоенные годы творческая активность Крючкова не спадала. Среди наиболее успешных работ – «Максимка», «Дело Румянцева», «Жестокость», «Звезда» (последний фильм был снят еще в 1948 году, однако на экраны страны вышел только в 1953-м). Николай Крючков был живой легендой советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую роль в своей картине.

Читайте также:
Николай Гастелло - биография, факты, фото

Николай Крючков в фильме “Дело Румянцева”

Запомнился зрителям по роли Неуедёнова в комедии «Женитьба Бальзаминова», дяди Вани в ленте «Мой друг дядя Ваня», капитана теплохода Бура в «Бархатном сезоне», дяди Коли в «Осеннем марафоне», капитана Яруги в фильме «Без году неделя». Свою последнюю главную роль – генерала Сергея Ильича Луконина – сыграл в картине «Верую в любовь». А последнее его появление на экране – в роли старого капитана в «Ангелах смерти».

Николай Крючков в фильме “Женитьба Бальзаминова”

Николай Крючков в фильме “Верую в любовь”

На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом.

В 1965 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. В 1980-м он стал Героем Социалистического Труда.

За свою жизнь он сыграл более 120 ролей. Состоял членом Союза кинематографистов СССР.

После перестройки, когда все советское кино 30–50-х годов было огульно названо «сталинским», не забыли и про Крючкова: его как одного из виднейших представителей этого кино обвинили в пособничестве режиму коммунистов. Николай Афанасьевич сначала впал у властей в немилость, а потом и в нищету: пенсия народного артиста составляла в 1992 году всего 75 тыс. неденоминированных рублей.

Николай Крючков умер 13 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Николай Крючков

Рост Николая Крючкова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Николая Крючкова:

Четыре раза был женат.

Первая жена – Мария Пастухова, актриса. Они познакомились на съёмках фильма «Трактористы». В браке родился сын Борис. Развелись в 1945 году.

Николай Крючков и Мария Пастухова

Вторая жена – Алла Парфаньяк, актриса. Они познакомились на съёмках картины «Небесный тихоход». В браке родился сын Николай. Развелись в 1957 году (Парфаньяк ушла к актеру Михаилу Ульянову, за которого потом вышла замуж). С сыном Николаем был в сложных отношениях, а потом вовсе прекратил с ним связь.

Алла Парфаньяк – вторая жена Николая Крючкова

Третья жена – Зоя Кочановская, лыжница, заслуженный мастер спорта. Познакомились в 1959 году во время съёмок кинофильма «Домой», в котором она тоже принимала участие.

Кочановская погибла 20 мая 1960 года на глазах Крючкова через три месяца после свадьбы. Её сбила машина. Трагедия произошла в Ленинграде: “Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в «газике». В центре города Зоя попросила ее подождать, она хотела купить помаду. Мы остановились, она перешла улицу, купила губную помаду, когда возвращалась обратно, на наших глазах, в трех метрах от нас, ее сбил военный «Студебеккер»”, – рассказывал друг Крючкова А. Аршанский. Актер сам перевозил гроб в самолёте в Москву.

Николай Крючков и Зоя Кочановская

Четвертая жена – Лидия Николаевна Крючкова, ассистентка режиссёра. Женился спустя два года после гибели третьей жены. Познакомились на съемках.

Они прожили вместе до самой смерти актёра. У них родилась дочь Эльвира, переводчик с английского языка. Внучка Екатерина – выпускница МГИМО. Правнучка Анфиса (1997).

Этот последний брак и оказался для Николая Афанасьевича самым счастливым. Лидии Николаевне тоже было достаточно трудно с народным артистом СССР. Достаточно сказать, что в быту он был своеобразным человеком: по словам супруги ни разу холодильник не открыл и чайник не поставил. А если жена задерживалась, то спокойно ожидал ее прихода перед телевизором. Души не чаял в дочке Эльвире.

Николай Крючков и четвертая жена Лидия Николаевна

Фильмография Николая Крючкова:

1932 – Горизонт – партизан
1933 – Окраина – сапожник Сенька Кадкин
1933 – Частный случай – Андрей Журба
1935 – Любовь и ненависть – Миша, шахтёр, муж Веры
1935 – У самого синего моря – Алёша
1936 – Тринадцать – Николай Гусев (нет в титрах)
1937 – Возвращение Максима – солдат в вагоне
1937 – За Советскую Родину – Юкка
1937 – Глюкауф – Сенька Прудников
1937 – Два командира
1937 – Тайга золотая – друг Мраморова
1938 – Выборгская сторона – погромщик винного склада
1938 – Комсомольск – Андрей Сазонов
1938 – На границе – Тарасов
1938 – Человек с ружьём – Сидоров
1939 – Трактористы – Клим Ярко
1939 – Член правительства – Никита Соколов
1939 – Станица Дальняя – казак Михаил
1939 – Щорс – Эсер
1939 – Ночь в сентябре – Степан Кулагин
1940 – Яков Свердлов – Трофимов
1940 – Брат героя – Климентий Черемыш
1941 – В тылу врага – Бойков
1941 – Свинарка и пастух – Кузьма Петров
1941 – Салават Юлаев – Хлопуша
1942 – Антоша Рыбкин – командир подразделения
1942 – Котовский – Кабанюк и Загари
1942 – Парень из нашего города – Сергей Луконин
1943 – Во имя Родины – Сафонов
1943 – Фронт – Сергей Горлов
1944 – Малахов курган – Лихачёв
1945 – Небесный тихоход – Булочкин
1947 – Свет над Россией – Александр Рыбаков
1948 – Три встречи – Максим Корнев
1949 – Звезда – Мамочкин
1949 – Сталинградская битва – полковник Иванов
1949 – Счастливый рейс – Синичкин
1950 – Огни Баку – Парамонов
1950 – Щедрое лето – Назар Проценко
1951 – Спортивная честь – тренер команды «Турбина»
1952 – Максимка – боцман Матвеич
1953 – Садко – Омельян Данилович
1954 – Об этом забывать нельзя – Родион
1954 – Море студёное – Алексей Химов
1954 – Тревожная молодость – Сергушин
1954 – «Богатырь» идёт в Марто – Плошкин, старший матрос
1955 – Дело Румянцева – заведующий автобазой Корольков
1955 – Эрнст Тельман – вождь своего класса – гвардии полковник
1956 – Бессмертный гарнизон – Кухарьков
1956 – Сорок первый – комиссар Евсюков
1957 – Тайны мудрого рыболова – Николай Афанасьевич Крючков
1957 – Всего дороже
1957 – Удивительное воскресенье
1957 – Поэт – Царёв
1957 – Ленинградская симфония – Михаил Иванович Поляков
1958 – Матрос с «Кометы» – Корней Петрович, боцман
1958 – Над Тиссой – Скибан
1958 – Юность наших отцов
1959 – Баллада о солдате – генерал
1959 – Жестокость – начальник угрозыска
1959 – Майские звёзды – сержант
1959-1961 – Поднятая целина – Устин Михайлович Рыкалин
1960 – Домой – Председатель
1960 – Яша Топорков
1961 – Алёнка – директор совхоза Роман Семёнович
1961 – Годы девичьи – Трофим Иванович
1962 – Гусарская баллада – Иван
1962 – Суд – Семён Тетерин
1962 – Капроновые сети – Иван Захарович, отец Бориса
1963 – Большой фитиль – председатель колхоза
1964 – Весенние хлопоты – начальник
1964 – Женитьба Бальзаминова – Неуедёнов
1964 – Жили-были старик со старухой – директор совхоза
1964 – День счастья – отец Риты
1964 – Какое оно, море? – Иван Данилович
1964 – Ко мне, Мухтар! – генерал милиции
1965 – Комэск – комэск
1965 – Дайте жалобную книгу – Николай Иванович
1966 – По тонкому льду – Пароконный
1966 – Дядюшкин сон – Москалёв
1967 – Заблудший – Евсей
1967 – Доктор Вера – Наседкин
1968 – Далеко на западе – Иван Захаров
1968 – День ангела – старпом
1968 – Служили два товарища – взводный командир
1969 – Золото – лесник, партизанский связной
1971 – Морской характер – Помпей Ефимович
1971 – Телеграмма – генерал
1971 – Большие перегоны – Касьян Кузьмич, машинист
1973 – Адрес вашего дома – Панас Байда
1975 – Когда наступает сентябрь – подполковник Иванов
1975 – Горожане – шофёр Батя
1976 – Семьдесят два градуса ниже нуля – Иван Гаврилов
1977 – Ты иногда вспоминай – Герасим Васильевич
1978 – Мой друг дядя Ваня – дядя Ваня
1978 – Бархатный сезон – Бур, капитан теплохода
1979 – Осенний марафон – дядя Коля
1981 – Цыганское счастье
1982 – Без году неделя – капитан Яруга
1983 – Особо важное задание – Панченко
1983 – Человек на полустанке – путевой обходчик Прохор Тимофеевич
1983 – Дамское танго – Платон
1985 – Битва за Москву – старик
1986 – Верую в любовь – генерал Сергей Ильич Луконин
1986 – Досье человека в «Мерседесе» – отец Светланы
1987 – Первая встреча, последняя встреча – пристав
1989 – Сталинград – старый капитан
1991 – Царь Иван Грозный – Коршун
1993 – Ангелы смерти – старый капитан

Читайте также:
Николай Гоголь - биография, факты, фото

последнее обновление информации: 13.01.2021

Андре-Мари Ампер

Фото Все

Видео Все

История жизни Андре Мари Ампер и его закон

УЧЕНЫЕ МУЖИ БОЖЬИ. Андре Мари Ампер

Простые истории. Французский физик Андре Мари Ампер

Андре-Мари Ампер — биография

Андре-Мари Ампер — французский математик, физик, естествоиспытатель и химик, благодаря которому в физике появилось понятие электрического тока, ему принадлежит гипотеза о том, что магнетизм вызывает электрический ток на «молекулярном уровне». Он первый выразил теорию о связи электрических и магнитных явлений.

Благодаря Андре Амперу наука смогла шагнуть далеко вперёд. Он внёс значительный вклад в развитие математического анализа и механики, так же преуспел в развитии теории вероятности. Являлся членом Пражской академии наук, был почётный член Петербургской академии наук, и ещё многих других научных сообществ.

Детство

Андре-Мари родился 20 января 1775 года, во Франции, в городе Лионе, в семье известного и богатого предпринимателя Жан-Жака Ампера и Жанны-Антуанетты Сарсей-де-Сатьер. Его семья занималась торговлей, но после рождения Андре они перебираются в своё поместье Полоймье-де-Мондоре, которое расположено в окрестностях Лиона.

Андре-Мари Ампер

С самого раннего детства ребёнок был чрезвычайно любознателен и сообразителен. Ещё не зная цифр, он пытался сосчитать на турецких бобах и кремнии. А освоив чтение мальчик буквально «глотал» книги. Его интересовало практически всё: романы и стихи, книги по философии и исторические сочинения. Самыми любимыми авторами для юного гения стали Вольтер и Гомер, Лукан и Тассо, Фенелон. В их доме имелась богатая библиотека, и у мальчика была возможность познакомится с трудами самых популярных просветителей того времени. Отец же воспитывал его в духе педагогической теории Жан Жака Руссо.

Андре был на домашнем обучении. Уже к 12 годам Андре считали математическим гением, преподаватель, который учил его этому предмету попросту сказал, что новых знаний ему дать больше не может, по той причине, что юный Ампер своими знаниями в этой области превзошёл своего учителя. К 14 годам будущий учёный практически выучил всю французскую энциклопедию Дидро и д’Аламбера. Он знал её практически наизусть и даже уже в почтительном возрасте не переставал её цитировать. Он выучил латинский язык только для того, чтобы изучить труды Эйлера и Бернулли.

Читайте также:
Дольф Лундгрен - биография, факты, фото

В 1793 году семью постигло страшное горе. Его отца казнили. Ещё до начала Великой французской революции Жан-Жак занимал высокую должность королевского прокурора, но при этом был сторонником революции. Но пришедшие позднее к власти якобинцы, планомерно уничтожали неугодных им людей. И по приговору комиссаров Конвента он был приговорён к гильотинированию.

Жестокая и бессмысленная смерть родного человека глубоко потрясла Андре-Мари. Его состояние было близко к помешательству. В глубокой депрессии юноша находился около года. В это время он даже не притронулся ни к одной книге. В это время семья находится в трудном финансовом положении, они практически нищенствуют, так как практически всё имущество было конфисковано.

Научная деятельность

В 1799 году, 24-х летний Андре-Мари, женится, и устраивается на работу в парижскую Политехническую школу, в качестве репетитора. А через два года он уже возглавляет кафедру физики в Бурке. К этому моменту он стал отцом, в браке у него родился сын Жан-Жак, который прославит своё имя как знаменитый филолог.

Андре-Мари выступает с написанной работой «Рассуждения о математической теории игр» в Бурке. Этот труд приносит ему известность в научных кругах и ему предлагают возглавить кафедру математики в Политехнической школе. В это время он пишет большое количество статей на тему математики.

Его работы подымают проблему математического анализа и теоретическую физику. Публикации статей дали положительный эффект. Его идеи признаются рядом ведущих коллег в этой области науки. Андре-Мари становится известным, и приобретает авторитет в научном мире.

Все последующие годы биографии Андре Ампера можно сформулировать одной фразой — он много работал. Великий учёный был очень трудолюбивым и одарённым человеком, и сделал выдающиеся открытия в самых разных сферах науки: механике, физике, химии и в математике. Но особым интересом было для него являлась электродинамика.

В 1814 году Андре-Мари входит в состав Академии наук. Спустя непродолжительное время Андре разрабатывает определения направления действия магнитного поля на магнитную стрелку, позднее это назовут «Правилом Ампера».

За всю свою научную деятельность Ампер становится автором многих открытий, достижений и научных исследований. Свою основную работу он посвятил электродинамике. В 1920 году он определил направления действий магнитного поля на магнитную стрелку. Это правило названо в честь него «правило Ампера». Ампером было исследовано взаимодействия между магнитом и электрическим током, для исследования в этой области им было создано много приборов.

Отдельно можно выделить теорию Ампера, согласно которой большой магнит, состоит из большого количества подобных простейших магнитиков. В этом есть уверенность физика в абсолютно токовом происхождении магнетизма и его прямой взаимосвязи с электрическими процессами

Ампер делает открытие, что магнитное поле Земли имеет влияние на движущиеся проводники с током. И тогда же он определяет взаимодействие между самими электрическими токами, а немного позднее и формулирует закон этого явления, названный «законом Ампера». Развивает теорию магнетизма, а затем предлагает использовать эти процессы для передачи сигнала.

В 1822 году Андре Ампер открывает магнитный эффект соленоида (катушки с током). Им было придумано усилить магнитное поле с помощью железного сердечника. А в 1826 году он доказывает теорему о циркуляции магнитного поля, и что железо полностью утрачивает магнитные свойства при отсутствии тока, а сталь сохраняет магнетизм в течение долгого времени.

В 1829 году учёный изобретает электромагнитный телеграф и коммутатор. Своим открытием Андре Мари смог опередить ход времени. Тогда еще не существовало устройств, способных распознать электросигнал. Протягивать для каждой буквы, цифры или знака свой провод очень трудоёмко и затратно. Но польза от этого изобретения все же была – сегодня по этому принципу функционируют электромагнитные коммутаторы.

Именно он ввёл термин «кинематика», а в 1830 году и «кибернетика». Великий физик и математик Ампер внёс вклад в развитие химии. Считается, что он независимо от Авогадро вывел закон молярных объемов газов, делал попытки систематизировать химические элементы по их свойствам.

В его честь названа единица силы электрического тока — «ампер», одна из 7 главных единиц СИ. Для её измерения учёный изобрёл прибор, котрый назвали «амперметр». Разносторонний учёный оставил след в истории по изучению ботаники и философии. Им было издано два тома книг под названием «Наброски по философии науки».

Андре-Мари Ампер определил необходимость существования научного течения – ценольбологии, которая изучает проблему общественного счастья. Его целью стало определить наилучшие условия для жизни общества, и создать для этого соответствующую экономическую систему.

Биографы Ампера писали, что он хотел придумать новый язык, с помощью которого могли бы общаться на международном уровне все люди.

Смерть

В 1836 году находясь в командировке в качестве главного инспектора, он заболел пневмонией, и 10 июня этого же года от осложнений скончался, в возрасте 61 года.

Памятник Андре-Мари Амперу

Имя великого учёного внесли в список величайших учёных Франции, который помещён на первом этаже Эйфелевой башни.

Научные работы

  • Ампер А. М. Электродинамика
Читайте также:
Карл Маркс - биография, личная жизнь, фото
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Андре Ампер

Андре-Мари Ампер (1775-1836) – французский физик, математик, химик и естествоиспытатель. Автор первой теории, выражающей связь электрических и магнитных явлений. Ввел понятие электрического тока и выдвинул гипотезу, что магнетизм вызван электрическими токами «на молекулярном уровне». Внес существенный вклад в развитие механики, теории вероятностей и математического анализа.

В биографии Андре Ампера есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Андре-Мари Ампера.

Биография Андре Ампера

Андре Ампер появился на свет 20 января 1775 г. во французском городе Лионе. Он рос и воспитывался в семье уважаемого и состоятельного коммерсанта Жана-Жака и его супруги Жанны-Антуанетты.

Детство и юность

С ранних лет у Андре начали проявляться выдающиеся математические способности. Еще не зная цифр, ребенок вел вычисления при помощи бобов и кремней. Когда он научился читать, то начал перечитывать все книги, какие только ему попадались в руки.

Более всего Амперу нравилось творчество Вольтера, Гомера, Тассо, Фенелона, Корнеля и прочих писателей. Особый интерес он проявлял к французской энциклопедии, информацию из которой часто цитировал уже будучи взрослым человеком.

Андре получил домашнее образование, изучая на латыни труды Эйлера и Бернулли. Когда он достиг совершеннолетия, в его биографии произошла первая серьезная трагедия – его отца приговорили к смертной казни через гильотину.

Дело в том, что в преддверии Великой французской революции глава семейства занимал пост королевского прокурора, являясь при этом сторонником революции. Однако, когда позже к власти пришли якобинцы, они стали уничтожать многих неугодных им людей.

Смерть отца сильно потрясла Андре Ампера. Он впал в глубокую депрессию, которая продолжалась около года, и по причине которой, едва не сошел с ума. Все это время любознательный юноша не прикасался к книгам.

Научная деятельность

Когда Андре исполнилось 24 года он обзавелся семьей, начав зарабатывать репетиторством в парижской Политехнической школе. Через пару лет он возглавил кафедру физики в Бурке. К тому времени у него уже родился сын Жан-Жак, который в будущем станет знаменитым филологом.

В Бурке Ампер выступил с со своей работой «Рассуждения о математической теории игр». Интересен факт, что благодаря этому труду, ему предложили должность на кафедре математики в Политехнической школе. В данный период биографии он издает немало статей по математике.

Работы Андре прежде всего касаются проблем математического анализа и теоретической физики. В результате, его идеи нашли признание у ряда коллег, вследствие чего Ампер приобрел авторитет в научном мире.

В последующие годы биографии Андре Ампер продолжил усердно работать и делать выдающиеся открытия в самых разных сферах. Он достиг значительных успехов в механике, физике и математике. Особый интерес у него вызывала электродинамика.

В 1814 г. Андре оказался в составе Академии наук, а через несколько лет разработал правило для определения направления действия магнитного поля на магнитную стрелку – «правило Ампера».

За свою научную карьеру Андре Ампер стал автором следующих достижений:

  • поставил ряд опытов по изучению взаимосвязи между магнитом и электротоком;
  • обосновал, что магнитное поле нашей планеты воздействует на движущиеся проводники с электротоком.
  • открыл взаимосвязь между токами (закон Ампера);
  • развил теорию магнетизма;
  • стал автором таких научных понятий, как электродинамика, кибернетика и кинематика;
  • предложил задействовать электромагнетизм для передачи сигналов.

Отдельного внимания заслуживает теория Ампера, согласно которой большой магнит, состоит из большого количества подобных простейших магнитиков. Именно в этом кроется глубокая уверенность физика в абсолютно токовом происхождении магнетизма и его прямой взаимосвязи с электрическими процессами.

В 1822 г. Андре Ампер описал магнитный эффект соленоида. Так, любой электропроводник создает вокруг себя магнитное поле. Еще больший магнитный эффект электричества наблюдался при использовании в опыте катушки с током.

Такую форму проводника Ампер назвал – соленоидом. После ряда поставленных опытов он осознал, что железо целиком теряет магнитные свойства при отсутствии тока, тогда как сталь сохраняет магнетизм в течение долгого времени.

Но наиболее впечатляющий эффект показывали мощные электромагниты, представлявшие собой железные стержни, обмотанные проволокой, по которым пускалось электричество. Результаты своих экспериментов физик изложил в нескольких книгах.

В последующие годы биографии Ампер научно обосновал теорему о циркуляции магнитного поля. После этого он сконструировал такие приборы, как коммутатор и электромагнитный телеграф. Не смотря на великие открытия в точных науках, мужчина достиг прекрасных показателей и в прочих сферах, включая ботанику и философию.

Андре Ампер определил потребность существования еще одного научного течения – ценольбологии, изучающей проблему общественного счастья. Он задался целью обозначить наилучшие условия для жизни общества, создав для этого соответствующую экономическую систему.

Биографы Ампера отмечают, что в числе его изобретений были и вещи другого рода. Например, он планировал придумать новый язык для международного общения и модернизировать устройства воздушных змеев. Его именем названа единица силы электротока – «ампер» (одна из 7 главных единиц СИ).

Смерть

Андре Ампер умер 10 июня 1836 г. в возрасте 61 года. Причиной его смерти стала пневмония.

Андре-Мари Ампер — André-Marie Ampère

Родители, детство и юность

Известный французский учёный, основатель электродинамики – Андре-Мари Ампер, появился на свет 20 января 1775 года в Лионе.

Отец мальчика – Жан-Жак Ампер, был крупным торговцем, разбогатевшим на оптовых поставках шёлковых тканей. Несмотря на погруженность в работу, он много читал, а также имел большую домашнюю библиотеку, украшением которой были сочинения Руссо и Вольтера. Мать Андре-Мари – Жанна Сарсей, родилась в известной и уважаемой лионской семье. Её родители занимались торговлей далеко простирающейся за пределы страны.

Читайте также:
Оксана Акиньшина - биография, факты, фото

В 1780 году Жан-Жак оставил коммерческое дело, посчитав, что уже обеспечил детям безбедное будущее. Он поселился с семьёй в своём деревенском имении Полоймье-де-Мондоре, расположенном недалеко от Леона. Здесь среди тихих садов и вдали от городской суеты прошло детство Ампера.

Уже в юные годы мальчик проявлял незаурядные способности к математике. Научившись читать, он часами просиживал в библиотеке отца. Его способностей хватало, чтобы самостоятельно разобраться в сложных описаниях научных явлений. Любимой книгой Андре была «Энциклопедия», выходившая под редакцией Даламбера и Дидро.

Ампер никогда не посещал школу, его обучением занимался отец. Многие труды учёных того времени были написаны на латыни и Андре за несколько месяцев овладел этим языком. Нанятый Жан-Жаком учитель математики вскоре отказался преподавать мальчику предмет, посчитав свои знания для этого недостаточными.

1789 год стал началом Великой французской революции. Бурные и трагические события не обошли стороной семейство Амперов. В 1791 году отец Ампера поселился в Лионе, где занимал несколько должностей в городской администрации. Он был сторонником партии жирондистов. В 1793 году, после победы якобинцев, его арестовали и заключили в тюрьму. Через месяц Жан-Жака приговорили к смертной казни и гильотинировали.



Карьера преподавателя

  • Известие о смерти отца тяжело отразилось на психике Андре. В этот период родные всерьёз опасались за его рассудок. Он утратил интерес к жизни и долгое время не занимался любимой математикой, не читал книг, бесцельно просиживая часами в отцовском кресле.
  • Благодаря заботе близких людей боль в сердце юноши постепенно стихала. Он много времени проводил в походах по окрестностям Полоймье, изучая местные растения. На некоторое время ботаника стала одним из его основных занятий.
  • В 1796 году Ампер переехал в Лион, твёрдо решив заняться педагогической деятельностью. Он в частном порядке давал уроки, надеясь в дальнейшем устроиться на штатное место в учебном заведении.
  • В этот период он вступил в литературное общество и вскоре стал одной из его центральных фигур. Ампер много работал, почти всё время, посвящая занятиям с учениками. Однако его доходы были невелики и не стабильны из-за постоянно изменяющегося количества учащихся.
  • Андре увеличил число преподаваемых предметов. Теперь это была не только математика, а также химия и физика. В 1800 году он представил в академию Лиона первую научную работу «Равенство симметричных многогранников».
  • В 1801 году Амперу удалось найти постоянное место преподавателя в школе городе Бурк-ан-Брес, на физической кафедре. Курс молодого профессора постепенно стал очень популярным, благодаря оригинальности излагаемого материала и остроумию, проводимых в лаборатории школы научных экспериментов.
  • В 1803 году была издана научная работа Ампера «Математическая теория игры», которую он представил Французскому институту. Она получила высокую оценку со стороны Пьера-Симона Лапласа.
  • Через некоторое время комиссия инспекторов утвердила кандидатуру Андре на вакантное место преподавателя математического класса лицея Лиона.
  • В 1804 году Ампер получил место репетитора в столичной Политехнической школе и переехал в Париж. После трёх лет утомительной и рутинной работы, которая в основном состояла в подготовке материала для лекций, ведения дополнительных занятий и разъяснения учащимся сложных вопросов, Андре-Мари назначили профессором математики школы, а также генеральным инспектором колледжей Франции.

Портрет начала XIX века

Женитьба и начало преподавательской карьеры

В 1797 году Ампер встречает молодую красавицу Жюли, в которую влюбляется с первого взгляда. Вскоре состоялась их помолвка, а молодой человек, чтобы обеспечить своей семье хорошее будущее, берётся за уроки математики. Через два года Ампер смог встать на ноги. В 1799 году он женился, вскоре у супругов родился сын, которого назвали Жан-Жак. Всё это время Андре давал частные уроки, ему предложили стать в городе Бурже преподавателем химии и математики в Центральной школе.

Ампер начинает заниматься исследованиями в области проводимости тока и теорией вероятности. Молодой ученый планировал вскоре перебраться в Парижскую академию, где его работы оценили по достоинству и предложили неплохую должность.

В 1803 г. в жизни Ампера происходит очередная трагедия: умирает его супруга Жюли, которая на протяжении многих лет страдала слабым здоровьем. Оставаться в Лионе, где многое напоминало о любимой жене, было невозможно, поэтому Андре-Мари решается перебраться в Париж.

В 1804 году в столице Франции он становится младшим преподавателем Политехнической школы. Спустя 5 лет работы учителем Ампер получает звание профессора, хоть он был самоучкой. Ученый занимал престижную должность в Политехнической школе до 1828 года, параллельно читая лекции по астрономии и философии в Парижском университете. В 1814 г. его принимают в ряды Академии наук, ученые того времени по достоинству оценили не только его преподавательские способности, но и глубокие знания в области электродинамики.

Время научных открытий

  • С 1808 года, помимо преподавания, Ампер регулярно уделял время научной деятельности. Круг его интересов был очень широк – это математика, химия, механика, физика, философия, зоология и ботаника.
  • Он работал над классификацией химических элементов, а также проводил исследования по развитию анатомической теории. Его работы, как и труды А. Авогадро, внесли ясность в эту область научных знаний.
  • Также учёный, проявив интерес к основам механики, разработал свой метод доказательства одного из основных принципов теоретической механики — «Принципа возможных перемещений».
  • Ампер сделал математический анализ волновой поверхности, в рамках развитой Френелем волновой теории света, а также принял активное участие в разработке методов анализа механики твёрдого тела.
  • В 1814 году его избрали членом французской Академии наук. Учёный продолжил читать лекции в Политехнической школе, а также выполнять обязанности генерального инспектора.
  • В 1820 году Ампер приступил к опытам с электричеством. Через некоторое время он открыл явление взаимодействия электрических токов и описал его (закон Ампера). Также учёный исследовал взаимодействие и связь электричества и магнитного поля, создав для этого несколько приборов, и сформулировал теоретические основы этого явления.
  • В 1822 году, свернув проводник в спираль, он создал катушку с током (соленоид) и обнаружил, что тот ведёт себя как постоянный магнит. Для усиления магнитного поля учёный предложил использовать сердечник из железа.
  • До 1826 году Ампером было издано несколько научных трудов с изложением его идей в сфере изучения электричества, среди которых центральное место заняла работа «Теория электродинамических явлений».
Читайте также:
Тина Канделаки - биография, факты, фото

Гравюра Андре-Мари Ампера

Сочинения

  • Considérations sur la théorie mathématique du jeu
    , Перисс, Лион Париж 1802 г., онлайн аренда я Интернет-Архив
  • Андре-Мари Ампер (1822), Recueil d’abservations électro-Dynamiques: contenant divers мемуары, уведомления, extraits de lettres ou d’ouvrages périodiques sur les science, относит действие mutuelle de deux courans électriques, à celle qui existe entre un courant électrique et un aimant le Земной шар, et à celle de deux aimans l’un sur l’autre
    (на французском), Chez Crochard, получено 26 сентября 2010
  • Андре-Мари Ампер; Бабине (Жак, М.) (1822), Exposé des nouvelles découvertes sur l’électricité et le magnétisme
    (на немецком языке) Chez Méquignon-Marvis, получено 26 сентября 2010
  • Андре-Мари Ампер (1824), Описание d’un appareil électro-Dynamique
    (на французском), Chez Crochard… et Bachelie, получено 26 сентября 2010
  • Андре-Мари Ампер (1826), Теория электро-динамических феноменов, уникальность своего опыта
    (на французском языке), Мекиньон-Марвис, получено 26 сентября 2010 Андре-Мари Ампер (1883),
    Теория математических электронно-динамических феноменов: уникальность детального опыта
    (на французском языке) (2-е изд.), А. Германн, получено 26 сентября 2010
  • Андре-Мари Ампер (1834), Essai sur la философия наук, ou, Exposition analytique d’une классификации naturelle de toutes les connaissances humaines
    (на немецком языке), Chez Bachelier, получено 26 сентября 2010
      Андре-Мари Ампер (1834), Очерки философии наук
      (на немецком языке), Bd. 1, Chez Bachelier, получено 26 сентября 2010
  • Андре-Мари Ампер (1843), Очерки философии наук
    (на немецком языке), Bd. 2, Башелье, получено 26 сентября 2010
    • Мэги, W.M. (1963). Справочник по физике.
      Гарвард: Кембридж, Массачусетс. С. 446–460.
    • Лиза М. Доллинг; Артур Ф. Джанелли; Гленн Н. Статил, ред. (2003). Испытания временем: чтения в развитии физической теории
      . Принстон: Издательство Принстонского университета. С. 157–162. ISBN 978-0691090856 ..
    • Ампер, Андре-Мари (2015). Электродинамика Ампера: анализ значения и эволюции силы Ампера между элементами тока, вместе с полным переводом его шедевра: Теория электродинамических явлений, однозначно выведенная из опыта
      (PDF). Андре Кох Торрес Ассис (ред.), Дж. П. М. Чаиб (пер.). Монреаль: Апейрон. ISBN 978-1-987980-03-5 .
    • Ампер, Андре-Мари (2015). Математическая теория электродинамических явлений, однозначно полученная из экспериментов
      . Майкл Д. Годфри, Дерек (пер.).

    Последние годы

    • В 1828 году из-за пошатнувшегося здоровья учёный подал в отставку с должности преподавателя Политехнической школы при этом, продолжая выполнять работу, генерального инспектора учебных заведений.
    • В 1830 году, почувствовав себя лучше, Ампер выехал в южные области Франции с инспекторской проверкой, которая была прервана начавшимися революционными событиями в стране.
    • Вернувшись в Париж, академик продолжил научную работу по классификации наук, а также на короткое время он занялся исследованием геологии Земли, результатом которого стала, опубликованная им статья «Теории образования земли».
    • В этот период Ампер по-прежнему отдавал много сил подготовке и чтению публичных лекций, широко освещая перед аудиторией передовые научные идеи из различных областей знаний.
    • В 1834 году увидел свет первый том написанной учёным книги «Опыты философии наук». Следующие два тома издания вышли уже после смерти академика.
    • Ампер умер 10 июня 1836 года в Марселе, от воспаления лёгких во время очередной инспекторской проверки и был похоронен на местном кладбище. В 1864 году его останки перевезли в Париж и погребли рядом с могилой сына.

    Могила Андре-Мари Ампера и его сына

    дальнейшее чтение

    • Уильямс, Л. Пирс (1970). «Ампер, Андре-Мари». Словарь научной биографии
      .
      1
      . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. С. 139–147. ISBN 978-0-684-10114-9 .
    • Хофманн, Джеймс Р. (1995). Андре-Мари Ампер
      . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0631178491 .
    • Дюгем, Пьер Морис Мари (9 сентября 2021 г.). Закон силы Ампера: современное введение
      . Алан Аверса (пер.). Дои:10.13140 / RG.2.2.31100.03206 / 1. Получено 3 июля 2021. (EPUB)

    О семье

    Андре-Мари Ампер был женат дважды. Первое бракосочетание состоялось в августе 1799 года. Его избранницей стала Екатерина Антуанетта Каррон, дочь крупного торговца. У пары в 1800 году родился сын, Жан Жак, ставший в дальнейшем известным филологом. Екатерина Антуанетта умерла в 1805 году.

    В 1806 году учёный женился во второй раз на дочери торговца Жанне Пото. На следующий год она родила дочь, которую назвали Альбиной. Брак оказался несчастливым, и вскоре супруги расстались.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: