Ку-клукс-клан – история, факты, фото

Ку-клукс-клан: История «Белого движения»

История Соединенных Штатов Америки, довольно молодого государства, содержит большое количество драматичных и тайных страниц. Одним из наиболее критичных моментов в истории страны была гражданская война, которая разгорелась между свободным Севером и рабовладельцами Юга. Началась она в 1860 году, когда отношения между двумя сторонами накалились до предела. На Севере появилось много влиятельных партий, которые поддерживали проведение радикальных демократических реформ, одной из которых была отмена рабства. Возглавлял движение А.Линкольн, который и был избран президентом. Но консервативно настроенные силы Юга не подержали его и объявили демократам войну. Кровопролитное противостояние длилось 4 года и, унеся более полумиллиона жизней, завершилось формальной капитуляцией и подписанием мира в 1865 году. Таким образом, рабство было отменено, чернокожее население получило свободу и конституционные права. Однако расовое противостояние на этом не закончилось. На Юге существовало значительное количество тайных организаций, которые занимались организацией и проведением террористических акций против военнослужащих, защищавших права чернокожего населения. Среди этих организаций, в частности, были «Голубые ложи», «Социальный союз», «Сыны Юга». Однако наибольшее распространение получили «Рыцари золотого круга», численность которых достигала 115 тысяч человек. Но во время войны большинство этих организаций в силу определенных причин исчезли.

После окончания войны начался процесс Реконструкции Юга. Конечно, там оставалось много людей различного социального положения, которые были недовольны освобождением рабов. Именно это, по сути, и стало причиной появления новой антинегритянской организации.

Это была организация с непонятным и магическим названием Ку-клукс-клан, которая была сформирована 24 декабря 1865 года.

В небольшом городке Пьюласки, расположенном в штате Теннеси, собралось шестеро бывших офицеров: Кальвин Джонс, Джеймс Р.Кроу, Джон Д.Кеннеди, Джон С.Лестер, Ричард Рид и Франк О.Маккорд. Ими было принято решение о создании тайного общества, которое должно было защищать «утраченную справедливость», то есть патриархальные порядки, существовавшие на Юге. Немаловажным было и придумать особое название для организации, которое подчеркивало бы связь общества и традициями тайных обществ прошлого. Так и получился «Куклос-клан» (первое слово в переводе с греческого означает «круг» – любимый символ заговорщиков, а второе – английское слово клан, то есть, родовая община).

Однако заговорщики на этом не остановились и, желая придать названию еще больше таинственности, немного видоизменили написание слов. Так и получился «Ку-клукс-клан».

После того, как с формальностями было покончено, офицеры решили отпраздновать создание общества, устроив скачки в ночное время. А чтобы это было необычно и запомнилось надолго, и офицеров, и лошадей нарядили привидениями. Так появились официальные одежды организации – белые простыни и белые мешки с прорезями для глаз на головах.

Несмотря на то, что члены организации вели себя вполне мирно и ничего плохого не делали, все, кому приходилось встречаться с этой странной процессией, были ужасно напуганы. Больше всего страх испытывали именно чернокожие. Дело в том, что они были крайне суеверными, поэтому верили, что видят перед собой души убитых южан. Такая реакция негров очень обрадовала офицеров. Поэтому они на протяжении нескольких недель каждую ночь устраивали подобные шествия, прекрасно осознавая, что подобная невинная шутка может быть использована и в более серьезных целях.

Ночные скачки принесли определенные результаты, и очень скоро в тех местах, где они проводились, уровень преступности значительно сократился. Поэтому в то время не было никакой необходимости применять оружие. Члены организации были уверены в том, что будет вполне достаточно, чтобы чернокожие преступники видели его. Однако в скором времени их уверенность заметно пошатнулась, когда однажды ночью по ним был открыт огонь группой негров. Куклуксклановцы решили, что в следующий раз также поедут на ночную прогулку с оружием. Это привело к тому, что маленький провинциальный городок в ночное время превращался в настоящее поле битвы, и негров уже не просто пугали, а убивали. При этом белые одежды помогали белым оставаться неузнанными. В начале 1866 года было заживо сожжено 22 негра, которые находились в тюрьме в городке Кингстри. При этом один из «призраков» получил ранение. Больше мифа о внеземном существовании всадников не существовало. А члены общества начали одеваться в красное и черное.

К весне 1866 года слухи о существовании Клана распространились практически по всем южным штатам. Популярность его среди населения возросла. Многие представители как аристократов, так и бедняков объединялись в группы, одевали белые балахоны и шли «наводить порядок». И в скором времени большинство этих небольших групп объединились вокруг Ку-клукс-клана. Тогда возникла проблема руководства организацией. Одним из первых, кого члены общества хотели видеть руководителем, был генерал Роберт Ли, но он отказался, мотивировав свой отказ неважным здоровьем и обещанием не выступать против северян. Тогда клановцы обратились с таким же предложением к генералу Натану Форресту, который с большим удовольствием согласился стать во главе организации.

Он получил звание «Великого мага» и был официально назначен на должность в апреле 1867 года. Тогда же состоялся первый конгресс организации, на котором приняли устав и конституцию клана. Сам орден был назван «Невидимой империей», а его участники – «рыцарями».

В уставе утверждалось, что основная задача клана состоит в оказании поддержки белого населения. Основным врагом организации были признаны лояльные лиги, которые оказывали помощь чернокожему населению, которое недавно получило свободу, и защищали их права. Кроме того, среди врагов были названы чернокожие, служившие в полиции, коррумпированные чиновники, а также так называемые «саквояжники», жители Юга, которые поддерживали республиканскую партию.

В ходе проведения конгресса была определена и структура организации. Возглавлял ее «Великий маг» и совет из десяти «гениев». Страна была разделена на «царства», во главе каждого из которых находились «великие драконы» и по восемь «гидр». Каждое «царство» делилось на «домены», которыми руководили «великие титаны» и «фурии». «Домены» делились на «логова» с «великим циклопом» и «ночными ястребами». В составе каждого «логова» находились «пещеры» с «упырями». Тогда же была принята и униформа – белые, красные, черные или полосатые балахоны и колпаки с прорезями для глаз. Иногда колпаки могли быть украшены рогами.

Таким образом, существовавшие до этого момента организации объединились в мощную структуру с четко определенными политическими целями и строгой дисциплиной.

Благодаря тому, что Форрест был широко известен среди населения, численность организации очень быстро увеличивалась. Члены клана все чаще избивали и калечили тех людей, которые, по их мнению, преступили установленные ими законы. Однако в первое время они старались не прибегать к убийствам.

Члены организации действовали в составе небольших мобильных групп, в которые входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек. В большинстве случаев они ограничивались предупреждением, но иногда устраивали и скорые суды – линчевание, которое заканчивалось повешением. Несмотря на то, что жертвами клановцев иногда становились ни в чем не повинные люди, а также то, что очень часто их действия были незаконными, они старались дистанцировать себя и свою организацию от обычных бандитов, которые действовали лишь для того, чтобы обогатиться. Цель клана была более благородной и, по мнению его членов, могла бы принести много пользы обществу. Поэтому на бандитов была начата настоящая охота. Впрочем, официальное правительство это не интересовало. Для них все нарушения правопорядка были связаны с Кланом, поэтому организация была определена вне закона. Начались вооруженные столкновения между правительственными войсками и членами общества.

Читайте также:
Уотергейтский скандал, или что произошло в США

К 1869 году ситуация еще больше осложнилась. Ее уже не могли контролировать ни правительство, ни руководство клана. В такой ситуации Форрест даже отдал приказ арестовывать и даже казнить тех участников его организации, которые нарушали установленные уставом ордена правила. Но это распоряжение было проигнорировано, поэтому Форрест принял решение покинуть организацию. Масштабы террора, учиненного участниками клана, поражали, ведь, если верить утверждениям члена Палаты представителей Вильсона, от момента своего создания до начала 1870-х годов, было убито порядка 130 тысяч человек… И только в 1871 году, когда правительство начало прибегать к массовым арестам клановцев, ситуацию удалось немного стабилизировать.

Вместе с тем, притеснения чернокожего населения продолжались, но уже официально разрешенными методами. Расисты начали активно заниматься политикой и заняли большинство мест в законодательных органах. В итоге появилось большое количество документов, которые, не противореча американской конституции, ограничивали политические права негров. Сама же организация под названием Ку-клукс-клан в конце 1870-х годов прекратила свое существование.

Но в 1915 году ее возродили к жизни. Сделал это проповедник Уильямс Симмонс, которого вдохновила картина об эпохе Форреста и белых благородных мужчин, выступавших на защиту традиций Юга – «Рождение нации».

В начале 1920-х годов численность организации достигла четырех миллионов человек. Но их деятельность была направлена не только против негров, но и против иммигрантов, коммунистов, евреев и даже некоторых католиков. По своей сути, вновь образованная организация была американским вариантом фашизма.

Кроме того, немаловажной составляющей деятельности клана была борьба за трезвость. Ку-клукс-клан поддержал меры правительства, направленные на борьбу против алкоголя. Они даже самостоятельно находили бутлегеров (проще говоря – самогонщиков) и уничтожали подпольные распивочные, выливали алкоголь, а особо злостных нарушителей обливали смолой и вываливали в перьях.

Деятельность клана столкнулась с большими препятствиями, когда начался финансовый кризис 1929-1933 годов. Но официально орден был распущен в 1944 году. Попытки возродить клан делались в 1946 году, но спустя три года движение вновь раскололось. Секрет подобного развития событий оказался крайне прост: все дело заключалось во внутренней политике Америки. Когда «красная опасность» была отодвинута от страны, надобность в организации подобного рода на время отпала. Тем более что клановцы увлеклись борьбой против предателей, и выступали уже против представителей белой администрации, а это совершенно не входило в планы правительства.

Тем не менее, попытки возродить клан делались и в 1960-е годы, когда наиболее радикальные члены организации проводили борьбу против секс-меньшинств, а заодно и уничтожали других борцов за гражданские права. Но тогда клановцы вновь переборщили с активностью, и их вновь запретили.

Новый всплеск активности организации пришелся на 1970-е годы, когда отдельные небольшие расистские группы при помощи террора попытались вести борьбу против чернокожего населения, которое отстаивало свои права. Но тогда на высоте оказалось ФБР, которое за короткий период времени арестовало наиболее активных клановцев.

В настоящее время Ку-клукс-клан остается активным членом «гражданского общества». Участники движения уверяют, что не прибегают больше к насилию, а заняты лишь тем, чтобы охранять христианство и свои города от преступников и иммигрантов. Большая часть клановцев – это гражданская милиция. Их насчитывается примерно 250 тысяч человек. Примерно 100-150 тысяч состоит в нелегальных и полулегальных организациях. Время от времени эти организации закрывают, а вожди «белого движения» попадают за решетку на длительные сроки.

На сегодняшний день официально в различных группировках клана состоит около 5 тысяч человек. Однако реальная цифра тех, кто поддерживает движение и активно участвует в жизни клана, достигает более одного миллиона человек. Официальное число говорит лишь о том, что различные антифашистские и прочие цветные организации и движения предъявляют судебные иски клановцам. Речь идет о миллионах долларов. Для того чтобы эти выплаты уменьшить, официальное общество намерено занижает свою численность, чтобы таким образом вполне законно снизить до минимума судовые выплаты (мотивируя это малочисленностью и бедностью организации).

Одним из таких исков стало дело Джордана Грувера. В 2006 году четыре участника движения «императорский Ку-клукс-клан» в небольшом городке Бранденбург, расположенном в штате Кентукки, якобы проводили миссионерскую деятельность (но почему-то ночью). По пути они встретили шестнадцатилетнего подростка-индейца. Не очень задумываясь о правильности своих действий, «миссионеры» избили его, затем облив спиртом, попытались сжечь заживо. Но мальчику повезло, мимо проезжала полицейская машина. В результате жизнь Джордана была спасена, а клановцы на три года попали за решетку. В свою защиту они в ходе судебных разбирательств говорили о том, что мальчик сам пытался напасть на них. И это на здоровых мужчин, двое из которых имели под два метра роста и весили более ста килограммов, при этом рост мальчика не дотягивал даже до 160 сантиметров, а вес – 45 килограммов.

Помимо тюремного заключения, на саму организацию был наложен штраф – «императорский Ку-клукс-клан» должен был выплатить 1,5 миллиона долларов самому Груверу, а кроме того, еще 1 миллионов в казну штата.

В 2010 году был арестован лидер «императорского клана» пастор Рон Эдвардс и его жена. Его обвинили в хранении и распространении метамфетамина. Клановцы уверяли, что наркотики им были подброшены сотрудниками ФБР. Но тогда пастору удалось отделаться всего лишь домашним арестом.

Еще один такой случай, но с гораздо более плачевным финалом, произошел в 2011 году, когда в тюрьме Хантсвилла был казнен один из наиболее активных участников клана Лоуренс Брювер. В 1998 году он вместе с двумя своими сообщниками жестоко расправился с чернокожим мужчиной Джеймсом Бердом. Его заманили в автомобиль, на котором вывезли в безлюдное место и подвергли пыткам. Затем пристегнули его наручниками к машине и волочили тело до тех пор, пока мужчина не умер.

Многие задаются вопросом: как так получается, что подобная организация, многими принимаемая исключительно как пережиток эпохи, возрождается снова и снова? А все очень просто – периодически она требуется официальным властям. И под названием «Ку-клукс-клан» скрывается не одна, а сразу несколько законспирированных организаций. Самой крупной из них являются «Рыцари Ку-клукс-клана», которые действуют в Арканзасе. Во главе организации стоит пастор Том Робб. Клановцы имеют серьезную юридическую поддержку, которую им предоставляет Американский союз гражданских свобод. Но в то же время, достигнуть былого размаха организации пока не удается. Впрочем, клановцы не унывают, утверждая, что численность для них – не самое главное. Вполне может быть, что Ку-клукс-клан ожидает долгая жизнь, потому как организации нужна многим…

Читайте также:
Распад СССР - Перестройка и развал Советского Союза

Запустили детское шоу на YouTube и поддерживали феминизм: 10 самых странных фактов о Ку-клукс-клане

Ку-клукс-клан известен многим как сборище винтажных расистов из американской глубинки; фрики в колпаках, которые линчуют черных, а в свободное время жгут кресты и спят с кузинами. Вы наверняка в курсе о том, что их организация зародилась как ответ на победу северян в Гражданской войне. И лишь совсем немногие вспомнят, что создателем клана был американский генерал Натаниэль Форрест. Но реальность как всегда гораздо интереснее страннее, и в истории KKK нашлось множество безумных фактов. Например, весь их облик — это фанатский косплей фильма «Рождение нации», а в 1981 году матери черного парня, убитого клановцами, удалось засудить их и обанкротить.

Ку-клукс-клан запускал свое детское шоу на YouTube

Как минимум до 2013 года у Ку-клукс-клана было собственное детское шоу на YouTube. Оно называлось Andrey Show и в нем 10-летний мальчуган по имени Эндрю Пендеграфт, натурально, вел пропагандистскую работу среди юной аудитории, рассказывая подписчикам о прелестях KKK. Все это было подано в форме развлекательной программы. К примеру, в одном из выпусков Эндрю читает письма от поклонников, которые жалуются ему на жизнь и просят совета.

Шоу запустил внук пастора (и по совместительству лидера локальной ячейки «клана») по имени Томас Робб. Сам пастор, Робб-старший, в свое время тоже вел собственное шоу This is the Klan.

Многие ку-клукс-клановцы поддерживали феминизм

KKK пропагандировал нетерпимость по расовому и религиозному признаку. Его члены промышляли убийствами, поджогами, угрозами и даже террористическими актами. Но при этом многие из клановцев поддерживали суфражисток и ратовали за равные избирательные права для женщин. Разумеется, только для белых замужних протестанток. В 1920-х, на пике славы «Клана», имели место попытки создать женские отделения KKK, и даже появился феминитив klanswoman, как противопоставление слову klansman. Особенно ку-клукс-клановскими феминистками прославился штат Индиана, где KKK вел активную пропаганду среди женщин.

Какую роль клановцы отводили женщинам? В их среде были распространены так называемые «ядовитые отряды» — женские сообщества, целью которых было распространение сплетен и уничтожение доброго имени какого-нибудь неугодного местного жителя. Из-за одного слуха человек мог лишиться бизнеса или стать изгоем — так уж устроена провинция, и клановцы этим активно пользовались.

Но почему женщины, связанные с KKK, часто оказывались феминистками? Разве Ку-клукс-клан не патриархальная организация? Ответ на это в следующем пункте.

Ку-клукс-клан — это не столько организация, сколько субкультура. Вроде готов. Или байкеров

На заре создания KKK в 1860-х это, действительно, была единая организация с «Великим Магистром» Натаниэлем Форрестом, четкой структурой и так далее. Однако уже в 1870 правительство объявило клан вне закона, и он пришел в упадок. В 1920-х произошло его воскрешение. На это время пришелся пик деятельности KKK, но он уже был раздроблен и каждое локальное отделение было практически само по себе. Во время Великой Депрессии клановцы снова поостыли и фактически вымерли до третьего возрождения в 60-х, когда те, кому не нравятся новые вызовы, вроде коммунизма и гражданских прав, напялили дедовские белые колпаки и снова начали жечь кресты на холмах.

Иначе говоря, ку-клукс-клановцы не были членами единой структуры. Их, скорее, можно сравнить с байкерами. У этих тоже нет единого повелителя всех байкеров, а разные локальные банды могут и вовсе жестоко враждовать друг с другом. Но это не значит, что у них нет иерархии, просто движение сильно фрагментировано. Возвращаясь к клановским феминисткам: это дает нам ответ на их появление. В атмосфере размытости и слабых связей между разными ячейками течение мутировало, особенно на местах. Какой-нибудь местный самопровозглашенный лидер мог решить, что суфражизм — отличная добавка к расовой теории — и понеслось. Наверняка существовали и более дикие смеси, просто мы о них не знаем.

К слову, в наши дни в Каролине существует ячейка, которая поддерживает равенство всех рас и однополые браки. Вот вам и KKK.

Изначально Ку-клукс-клан выступал за демократов и против республиканцев

Сейчас это звучит странно, но в старину клановцы, как правило, входили в демократическую партию и были ярыми противниками республиканцев — вплоть до террора и убийств. Дело в том, что в XX веке две американских правящих партии поменялись местами.

Изначально республиканцы топили за равноправие, прогрессивные реформы, антирасизм, права рабочих и прочие вещи, которые сейчас ассоциируются с демократами. Демократическая же партия, наоборот, отстаивала права крупных землевладельцев и плантаторов, негативно относилась к реформам и чуть ли не открыто симпатизировала Ку-клукс-клану. Со временем позиции партий поменялись на полярные. Но факт остается фактом: за свою историю клан убил гораздо больше республиканцев, чем демократов.

Ку-клукс-клановцы, судя по всему, убили больше белых, чем черных

Клановцы видели своей задачей достижение абсолютного превосходства белых протестантов в США. И для этого, как они считали, требуется: запугивать цветных и евреев, бороться с теми, кто борется за их права, уничтожить католичество, а также уничтожить северян, скупающих землю на юге. Как видите, при всей расовой подоплеке Ку-клукс-клана большинство ее задач не относятся к расизму.

Наибольшую угрозу члены «Южной империи» (как называл себя клан) видели не столько в черных, сколько в белых, которые могут дать тем равные права. Не меньше они ненавидели тех, кто мог нарушить порядок, сложившийся на юге. Так что клан направлял свой террор на борцов за гражданские права, работников профсоюзов, а также «саквояжников» — тех северян, кто, воспользовавшись хаосом гражданской войны, скупал территории на юге по бросовым землям.

Клановцы также могли обратить свой гнев и на тех, кто не соответствовал христианским представлениям о морали. Они могли убить проститутку, даже если та не спала с чернокожими, или мужчину, который пытался развестись со своей женой. Каждая отдельная ячейка клана «развлекалась» как умела. А как же убийства черных и суды Линча? На самом деле, до 1930-х простое белое население южных штатов прекрасно справлялось с линчеванием само. Простые южане чуть что вешали черных на чистом энтузиазме, клану лишь требовалось изредка раздувать огонь ненависти.

Читайте также:
Князь Юрий Долгорукий - биография и правление

У KKK была своя сеть таксистов

Несмотря на то, что клановцы были разобщенной и аморфной субстанцией, конфликтов между ними было гораздо меньше, чем среди тех же байкеров. Это позволило им создавать общие сети и связи, делающие жизнь клановца чуть более комфортной, чем жизнь простого гражданина. К примеру, в США было распространено мнение о том, что что у KKK существовала своя сеть таксистов.

Клан активно вербовал водителей по двум причинам. Во-первых, таксисты — известные Меркурии подполья, они знают все слухи и часто могут достать что-то нелегальное или ценное. Во-вторых с их помощью любой новоприбывший клановец мог сразу найти своих сообщников из других ячеек. Стоило сказать таксисту кодовую фразу — и он отвозил пассажира в «отель» — на конспиративное жилье и знакомил с местными членами KKK. Иначе говоря, куда бы в южных штатах ни прибыл клановец, его ждал теплый прием, жилье, еда и помощь.

Клановцы ненавидели масонов, но переняли у них тягу к эзотерике и конспирации

Ошибочное мнение о том, что Ку-клукс-клан — это чуть ли не локальный подвид масонов, нетрудно понять. Та же любовь к конспирации, странные рукопожатия и наряды, символы, пафос спасения нации, гностицизм, — на первый взгляд у масонов и клановцев немало общего. Однако клан во многом появился как организация, имеющая своей целью искоренение масонства, как, впрочем, и первые студенческие братства в США.

Судя по всему, из-за комплекса неполноценности перед «старшими врагами» масонами, клановцы сами стали теми еще фриками в плане эзотерики. Иерархия в ячейках подчеркивалась вычурными званиями, такими, как «Великий волшебник», «Великий дракон», «Великий титан», «Циклоп», «Фурии», «Гидры», «Волхвы».

Если вы смотрели фильм Коэнов «О, где же ты, брат», то наверняка помните, что герой Гудмана, одноглазый ку-клукс-клановец, там как раз носит звание «Циклопа». Рядовые члены ячеек имели статус «вампиры». Даже название организации претенциозно и, судя по всему, несет в себе греческий корень κύκλος — «круг». Как это все (а также сжигание крестов) совмещалось в умах клановцев с истовым христианством — непонятно.

Современный Ку-клукс-клан — это косплей фильма «Рождение нации»

Белые балахоны, живописные сжигания крестов на холмах, популярность среди южан — всем этим очевидным вещам Ку-клукс-клан обязан кинематографу. Точнее, фильму «Рождение нации», который вышел в 1915 году. В нем показаны бравые клановцы, которые ценой своих жизней защищают белых, угнетенных вышедшими из-под контроля черными. И эти клановцы носят узнаваемые балахоны с острыми колпаками — вещь, которую, судя по всему, придумали для фильма. До этого у членов KKK был обычай одеваться призраками, но это была лишь буффонада и бравада, а не официальная форма.

Однако, посмотрев кино, многие американцы решили, что это — и есть настоящий Ку-клукс-клан. Они захотели влиться в его ряды, а если найти местное отделение не получалось, создавали его сами. Рост популярности клана был взрывным. Еще недавно он был в упадке, и вдруг, буквально через неделю после премьеры, в стране появились тысячи новых ячеек, многие из которых были самопровозглашенными. Президент Вудро Вильсон показывал «Рождение нации» в Белом Доме, а многие молодые люди, особенно те, кто вернулся с фронтов Первой мировой, нашли в героях фильма свои новые ролевые модели. Так выдумка стала реальностью, а Ку-клукс-клан начал косплеить кино и с тех пор, вот уже сотню лет, все никак не может остановиться.

Однажды мать чернокожего парня, которого линчевали клановцы, подала на них в суд и выиграла

Последний известный случай линчевания участниками Ку-клукс-клана произошел в 1981 году. Тогда двое клановцев убили чернокожего по имени Майкл Дональд. Следствие задержало убийц, один был казнен, а второй получил пожизненное.

Но матери Майкла этого было мало, она подала в суд на организацию United Klans of America и выиграла дело, получив компенсацию 7 миллионов долларов. Этот иск обанкротил «Объединенные Кланы» и в итоге привел к их роспуску. По крайней мере, на легальном уровне.

Ку-клукс-клану 148 лет. 10 интересных фактов

1. Ку-клукс-клан был организован бывшими военными армии Конфедератов 24 декабря в 1865 году. Главными целями организации было борьба против убийств неграми белых поселенцев, выступления против равноправия негров и белых американцев.

2. Изначально Ку-клукс-клан организовывался как тайное сообщество. Первые цели организации многие историки и эксперты сравнивают с масонскими. Но развитие клан получил в большей степени именно с расистским подтекстом.

3. Численность Ку-клукс-клана в зависимости от периода сильно варьировалась. По разным данным, во второй половине XIX века в их рядах было от 500 тысяч человек до 2 миллионов. Впрочем, в дальнейшей истории организации не удавалось достигнуть подобных результатов.

4. Трижды Ку-клукс-клан переживал перерождение. С 1865 года по 1871 год, когда о роспуске организации объявил ее тогдашний руководитель Генерал Форрест, – первый этап. В 1915 году состоялось учредительное собрание нового Ку-клукс-клана. Официально новая организация просуществовала до 1944 года, когда была распущенна и разбилась на несколько группировок. Третье возрождения произошло в 1970-х годах. Впервые за долгое время численность организации дошла до 10 тысяч человек. Впрочем, полиция арестовала главных идеологов обновленного Ку-клукс-клана, что привело к очередному развалу. Стоит отметить, что и по сей день различные «потомки» Ку-клукс-клана то и дело создаются, но не пользуются популярностью.

5. Создателями Ку-клукс-клана принято считать шестерых ветеранов армии Юга, имена которых значатся на мемориальной доске на стене здания суда города Пьюласки штата Теннесси – Маккорд, Лестер, Кеннеди, Кроу, Джоунс и Рид.

6. Насчет происхождения названия организации есть несколько основных версий. По одной из них, Рид предложил название «Рыцари Куклос» («куклос» – от греч. круг, окружность). А шотландец Кеннеди предложил добавить слово клан. Но любопытнее, хотя и менее правдоподобнее выглядит другая версия. Название связано с характерным звуком (лязгом) затвора винтовки. Так или иначе, дословно название организации переводится как «клан круга» – то есть клан посвященных. Но было специально изменено написание названия вместо «Kyklos Clan» стали писать «Ku Klux Klan». Видимо, три «К» добавляла символизма.

7. У Ку-клукс-клана была необычная и достаточно сложная структура. Возглавлял организацию «Великий Мудрец», при котором был совет из 10 «Гениев». Штаты назывались «Королевствами», управляли ими «Великие драконы» и штабы, состоящие из 8 «Гидр». В каждом «Королевстве» были свои «Домены», во главе «Доменов» стояли «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены» состояли из «Провинций». Были и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т.д. У каждого были свои обязанности. Рядовые члены — «Вампиры». Ещё был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя».

Читайте также:
Как изменилась Россия за 100 лет

8. Первое время своего существования Ку-клукс-клан осуществлял больше устрашающую деятельность, нежели совершал реальные преступления. Закутанные в белые простыни члены организации скакали на лошадях по улицам городов, пугая таким образом жителей, в частности негроидной расы. Примечательно, что чернокожие американцы долгое время думали, что эти люди в белых простынях души погибших конфедератов. Подобное мнение исчезло, когда появились первые жертвы среди участников организации.

9. Интересно, что никто из основателей и идейных лидеров Ку-клукс-клана после первого роспуска не был арестован. Это объясняется тем, что в то время ку-клукс-клановские цели и идеологические установки встречали сочувствие у многих представителей федеральных властей.

10. Ку-клукс-клан в значительной степени повлиял на массовую культуру. Во многих американских фильмах и книгах используются отсылки к истории организации или присутствуют прямые аналогии.

История тайного сообщества “Ку-Клукс-Клан”

«Люди в белых капюшонах» наводили страх на всю Америку еще каких-то 50 лет назад — ровно до тех пор, пока властям США не удалось переломить ситуацию в свою пользу.

Это тайное общество, имевшее схожие черты с масонами, было организовано уроженцами южных территорий США после Гражданской войны 1861−1865 годов, а именно судьей Томасом Л. Джонсом и шестью ветеранами армии Юга: Маккордом, Лестером, Кеннеди, Кроу, Джоунсом и Ридом. Все семеро жили в городе Пьюласки, штат Теннеси.

По одной из версий, название организации происходит от греческого κύκλος – «круг», «колесо». По другой версии, Ку-клукс-клан получил свое название от характерного звука при передергивании затвора винтовки. Согласно третьей версии, название образовано от латинского cucullus — «капюшон».

Изначально название общества звучало как «Рыцари Киклос», однако впоследствии его решили видоизменить по причине существования в те годы организации с похожим названием — «Рыцари золотого кольца».

Ку-клукс-клан. Источник: Pinterest

У Ку-клукс-клана была необычная и довольно сложная структура. Возглавлял организацию «Великий Мудрец», который имел в своем распоряжении 10 «Гениев», являвшихся советчиками. Штаты назывались «Королевствами», а управляли ими «Великие драконы» и штабы, состоящие из 8 «Гидр». В каждом «Королевстве» были свои «Домены», во главе которых стояли «Великие тираны» с помощниками («Фуриями»).

В свою очередь, «Домены» состояли из «Провинций» под руководством «Великих гигантов» и 4 «Домовых». Также в иерархии клана имелись и другие должности: «Циклопы», «Великие волхвы», «Великие казначеи», «Великие стражи», «Великие турки» и т. д. Рядовые члены назывались «Вампирами». Еще был «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» — регалии клана.

Изначально «ку-клукс-клановцы» не ставили перед собой каких-либо крайне радикальных целей: например, они облачались в белые простыни и пугали людей, разъезжая на лошадях. Однако уже в апреле 1867 года Ку-клукс-клан преобразовался во вполне реальную организацию под названием «Невидимая империя Юга». Во многом это произошло потому, что вокруг южан сплотилось большое число карликовых расистских организаций и союзов ветеранов-конфедератов. Лидером ККК стал Натаниэль Бедфорд Форрест, получивший звание «Великого Магистра».

Тогда же было разработано «Предписание» (конституция для членов клана), в котором были выделены главные цели Ку-клукс-клана: спасти страну от нашествия негров, а белую расу — от унижений, дать неграм права, удобные только белым, и не допускать равенства белых и черных.

Натаниэль Бедфорд Форрест. Источник: Pinterest

Трижды Ку-клукс-клан переживал перерождение. С 1865 года по 1871 год, когда о роспуске организации объявил ее тогдашний руководитель генерал Форрест, — первый этап. Спустя несколько десятков лет, в 1915 году, состоялось учредительное собрание нового Ку-клукс-клана. (Примерно в это же время на экраны вышел фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», повествующий о первом рождении ККК). Официально новая организация просуществовала до 1944 года, когда была распущенна и расколота на несколько группировок.

Третье возрождение клана произошло в 1970-е годы. Впервые за долгое время численность организации выросла до 10 тысяч человек. Впрочем, полиция арестовала главных идеологов обновленного Ку-клукс-клана, что привело к очередному развалу. Стоит отметить, что и по сей день различные «потомки» ККК то и дело создаются, но не пользуются популярностью.

С первых дней основания общества главными врагами для «ку-клукс-клановцев» были представители черной расы. Схема убийств неугодных организации лиц была четко спланирована, в каждом таком преступлении участвовало от 10 до 500 человек. Перед каждым убийством жертва получала причудливый знак, например, ветку дуба, семена дыни или зернышки апельсина. После такого предупреждения человек должен был либо отречься от своих взглядов, либо покинуть пределы США. Ослушавшихся ждала смерть.

Суд Линча. Источник: Pinterest

Сами убийства также отличались своей изощренностью и жестокостью: жертв топили, вешали, обливали кислотой и калечили. В 1920-е годы к списку «потенциально нежелательных лиц» прибавились евреи, католики, коммунисты, лидеры профсоюзных и забастовочных комитетов, новые иммигранты. Позже в него попали и гомосексуалисты.

Символом жестоких преступлений Ку-клукс-клана стал знаменитый «суд Линча», совершаемый обычно через повешение жертвы на дереве. В период с 1881 по 1941 годы жертвами подобной расправы стали 3800 чернокожих американцев. Они пытались принять участие в голосовании, стать членами профсоюза или познакомиться с белой девушкой. Многие афроамериканцы пострадали также за «неуважительное» отношение к белому мужчине.

  • 841 просмотр

Материалы по теме

А вот ещё:

Ширмачи, щипачи, рыболовы – карманники в дореволюционной России

Наибольшим авторитетом среди отечественных воров пользовались карманники. Что же отличало этих «аристократов» и как они «работали»?

Еще в дореволюционной России во дворах бедных городских районов можно было застать такую идиллическую картину. Седобородый дед играет с дворовыми мальчишками: он повесил старое пальто на ветку дерева, прицепил к нему множество больших и маленьких жестяных колокольчиков, застегнул на все пуговицы, а во внутренний карман положил бумажную ассигнацию. Она достанется тому, кто сумеет вытащить ее из кармана, не звякнув ни одним колокольчиком.

«Зачем я стану убивать? Я природный карманник»

Жеглов задерживает Костю “Кирпича” Сапрыкина, “работавшего” по пассажирам трамвая. Вор активно возмущается и “бьёт пант” (кадр из “Место встречи изменить нельзя”) – Станислав Говорухин, 1979, Гостелерадио СССР, Одесская киностудия

Карманный вор – преступная профессия, которой может научиться не каждый. Ее задатки проявляются еще в детстве, именно поэтому старые воры выбирали будущие воровские кадры среди мальчишек, привлекая их вышеописанной игрой или впечатляющими «фокусами». «Профессора воровского мира показывали тут же на площади, с какой ловкостью надо это сделать: вынимали у проходящих из карманов табакерку, нюхали табак и клали её снова в карман проходящего, а тот шёл, ничего не замечая», – такую историю приводит правовед-криминалист Леонид Белогриц-Котляревский.

Читайте также:
18 интересных фактов об ацтеках

«Карманником экстра-класса нужно родиться. Нужно получить от природы определенного склада нервную систему, мгновенную, точную реакцию, соответствующее устройство пальцев, ладоней, локтей и плеч, а также необходимую артистичность», – пишет исследователь преступного мира Александр Кучинский. И это только задатки, которые нужно было развивать годами тренировок, не менее сложных, чем тренировки фокусников или карточных шулеров. Кстати, когда о русских ворах говорят «гнуть пальцы», это как раз намек на тренировки пластичности пальцев, которыми воры занимались в тюрьме.

«Научить этому невозможно, – рассказывает Заур Зугумов, в прошлом – вор-карманник, – и тем не менее, за решеткой делились опытом. В лагерях, в рабочих зонах мы делали чучело, навешивали на него колокольчики — так и набивали руки в воровстве. На «тренировках» я с каждым разом старался приблизиться к моменту, когда не зазвенит ни один колокольчик».

Хитров рынок в Москве – биржа труда и центр московской преступности.

А зачем таким людям артистичность? Первые карманные воры появились в России, когда появились бумажные ассигнации и богатые нательные украшения – то есть, в XIX веке. «Работали» они прежде всего в местах скопления богатого народа – в театрах, банках, дорогих магазинах. Чтобы сразу же не вызвать подозрения своим видом и манерами, воры должны были выглядеть как аристократы. «Если бы кто-нибудь из читателей увидел такого вора, он с трудом поверил бы, что перед ним профессиональный преступник, – писал известный юрист-криминалист начала XX века Григорий Брейтман. – Такой вор скорее похож на доктора, адвоката, агента страхового общества: у него благообразная наружность, прекрасные манеры; на нем великолепный костюм, всегда от лучшего портного. Понятно, что такой вор, в особенности если он сидит в театре в первом ряду, не возбуждает ничьих подозрений».

Именно поэтому первые карманники заслужили себе звание «джентльменов» преступного мира. В своей деятельности они не использовали насилия, не пускали в ход угрозы или оружие, а жертвами их становились только богачи, что успокаивало их совесть и обеспечивало терпимое отношение к ним царской полиции. Понятно, что к вору, похитившему бумажник у купца, в околотке отнесутся лучше, чем к убийце или разбойнику. «​​Зачем я стану убивать? Когда я природный жулик, природный карманник! Вы всю Россию насквозь пройдите, спросите: может ли карманник человека убить? Да вам всякий в глаза расхохочется!» – эти слова вора-карманника из Одессы, незаконно задержанного за убийство, приводит в своем беллетризированном очерке дореволюционный журналист Влас Дорошевич.

В XIX столетии «аристократы» и полиция часто бывали знакомы. Города ещё не были такими большими, воров было не так много, к тому же карманники, как правило, работали в известных местах и участках. «Между этими ворами, – пишет Брейтман, – не наблюдается той общей испорченности, как среди других преступников. Почти каждый имеет свою семью, живет своим домом, воспитывает детей и бывает, что у многих из них дети вырастают порядочными людьми». В полиции на известных воров была заведена картотека, и к тому же их знали в лицо «филёры» – полицейские в штатском, работавшие на транспорте и в местах скопления народа. Но почему же тогда карманников не ловили?

Ширмачи, щипачи, рыболовы

Пассажиры на платформе Ярославского вокзала, 1961. В таких толпах карманникам настоящее раздолье – и “клиентов” полно, и затеряться в толпе после “дела” можно мгновенно – Анатолий Морозов/Sputnik

Будучи образованными людьми и зная букву закона, воры понимали, что «взять» их можно только на месте преступления, в момент, когда они вытаскивают деньги из кармана жертвы. Если «филёр» или полицейский пропустит этот момент, он не сможет доказать, что деньги не выпали из кармана. А найти бумажник у самого вора через пару секунд уже невозможно – он или скидывает его на землю, мгновенно вынув деньги, или передает своему помощнику, который спокойно уходит. Вор же остаётся на месте и может даже с усердием помочь только что обворованному искать пропажу. Если же его заподозрят, «аристократ» начнёт артистично возмущаться, и действительно, при обыске у него ничего не найдут. Поэтому полиция царской России в основном задерживала карманников для предупреждения их преступлений. Вора могли после этого разве что выслать из города, но его «профессия» позволяла ему «гастролировать» в любых местах.

Конечно, многих все же ловили на горячем. Брейтман описывает, как сыщик задержал известную воровку-карманника «Анютку-Ведьму». В одном из петербургских театров за один вечер были совершены четыре карманных кражи. Сыщики сбились с ног, отыскивая мужчину-преступника, пока один из них не заметил подозрительно снующую в толпе пожилую даму.

«Он увидел, что дама запустила руку в карман одного господина. Обрадованный сыщик мигом схватил руку воровки и задержал ее в кармане. Господин в свою очередь набросился на сыщика и крикнул: «Вы забрались ко мне в карман!» «Извините, сударь, — ответил сыщик, — прошу посмотреть на мои руки». Присмотревшись, господин увидел, что рука сыщика поверх его платья сжимала находившуюся в его кармане руку прилично одетой дамы, которая делала напрасные усилия освободить свою кисть. «О! Сударыня!» — мог только воскликнуть изумленный господин».

Сотрудники городской милиции на Каменноостровском проспекте. 2 апреля 1917 года.

После Февральской революции Временное правительство амнистировало узников царского режима – на свободу вышли множество воров самых разных профессий. Кроме того, условия изменились – появился общественный транспорт, расширилась сеть железных дорог, мест скоплений людей стало гораздо больше, а народ – беднее. Изменились и карманники – они по-прежнему были аристократией преступного мира, так как не вредили своим жертвам физически. Но методы и масштабы стали другими.

«Щипачами» и «верхушниками» в воровском мире презрительно назывались те, кто воровал из карманов верхней одежды. «Они выходят на дело целой группой, – пишет Александр Кучинский, – и предпочитают массовые мероприятия – демонстрации, гуляния, рыночную торговлю. Пока одни щипачи отвлекают жертву, другие обирают ее карманы и сумки. Затем «команды» меняются ролями. При «шухере» карманные воры могут оттеснить возмущенную жертву, отвлечь внимание и даже организовать комедию с криками: «Держи вора!»

«Ширмачи» накрывали сумку или карман жертвы «ширмой» – свернутым плащом или букетом цветов, и той же рукой, в которой «ширма», доставали деньги, пока свободной рукой передавали билетик в транспорте, размахивали газетой, жестикулировали, отвлекая внимание жертвы. Тут, как встарь, требовался хороший «пант», артистичность. Зугумов вспоминает, как воровал пачку денег у рабочего, получившего зарплату. Деньги были в кармане штанов, надетых под рабочие брюки. «Как только подошел трамвай, я вместе с жертвой поднялся в салон. Убедившись, что деньги действительно имеются, стал «работать». Был момент, когда он заговорил со мной. Представьте мое положение: левая рука почти до запястья в ширинке у жертвы, кончики пальцев этой руки держат упаковку десятирублевок за уголок, и я, мило улыбаясь потерпевшему, веду с ним диалог. »

Читайте также:
Пунические войны - история, факты, фото

Существовали даже карманники-«рыболовы», поддевавшие рыболовными крючками на лесках кошелек из кармана или сумки. Они часто работали в поездах дальнего следования, забравшись на верхнюю полку и запуская крючок в карманы сумок и одежды соседа снизу.

Руки – это мой хлеб

На Сухаревском рынке. Полицейские в одном из торговых рядов, 1900-1909 гг – Собрание А. Мелитоняна / Russia in photo

Высшей кастой карманников стали «писари», которые разрезали (на жаргоне – «расписывали») в толпе одежду или сумку жертвы, чтобы стянуть содержимое. «Где-то до 70-х годов, – вспоминает Зугумов, – для этого затачивали полукругом 20-копеечную монету, четвертинкой этой монеты и «работали». Ее легко можно было спрятать во рту. Порой, забывая, с ней и ели, и спали».

Зачем прятать монету во рту? Советские законы стали более совершенными в отношении привлечения воров к ответственности – появилось понятие «кражи с применением технических средств». Заточенная монета – техническое приспособление для кражи, и при её обнаружении вору могло «светить» до десяти лет тюрьмы. Кстати, воры-«рыболовы» придумали способ избежать этой статьи, на глазах милиции раздвигая свои воровские удочки в полноценные удилища для ловли рыбы и утверждая, что с кражей это не связано. Их действия могли квалифицировать только как обычную кражу (до 5 лет тюрьмы).

Но главными инструментами вора были его психика и его руки. Поэтому враг вора – вредные привычки и старение. «Обильные застолья и бессонные ночи, проведенные в дамском обществе или за партией в преферанс, притупляют реакцию и бдительность, – пишет Кучинский. – Курение и переедание сказываются на чуткости пальцев. Старость ко всем перечисленным неудобствам прибавляет еще и закостенелость движений».

1991 г. Члены подразделения во время задержания воров – Морковкин Анатолий, Шогин Александр/TASS

Конечно, больше всего воры боялись заключения в тюрьме или исправительно-трудовом лагере. Там испортят и психику, и руки. Советская исправительная система не носила оттенков благородства, как дореволюционная полиция. В 1920-е годы, времена разгула карманной преступности, карманникам могли просто сломать пальцы.

Тяжелая работа на строительстве ДнепроГЭСа или Беломорканала, плюс ужасные условия жизни в тюрьме – все это безнадежно портило пластичность пальцев, поэтому профессиональные карманники стали «уходить в отрицалово» – принципиально отлынивать от лагерной работы. Были разработаны «воровские понятия», одним из главных среди которых стал запрет для воров на любой физический труд, а впоследствии и на труд вообще. Так карманные воры продолжали оставаться элитой воровского мира и в XX веке, возглавив по сути тюремное движение против любого сотрудничества с администрацией.

Заур Зугумов, в прошлом отбывавший тюремный срок за воровство, ныне – писатель.

Методы карманников оставались примерно одинаковыми за всю историю профессии – менялись лишь виды добычи и места (а значит, и способы) краж. Сегодня, когда есть безналичный расчёт, а кража банковских карточек бессмысленна, «бизнес» карманных воров испытывает понятные трудности – по-настоящему крупных сумм с собой почти никто не носит.

«Карманников по большому счету — раз-два и обчелся. Верхушники одни, – не скрывает своего сожаления Заур Зугумов. – Воруют в основном у молодежи телефоны. Летом из задних карманов джинсов, зимой из верхних карманов курток. Затем их отдают за бесценок спекулянтам. Может, дело в том, что просто времена изменились. »

8 мужчин, изменивших систему образования

Трудно спорить с тем, что преподавателей и учителей женского пола гораздо больше, чем мужского. По крайней мере, эта устойчивая тенденция наблюдается, начиная с 20 века.

При этом история показывает, что наиболее глобальные изменения в сфере педагогики и образования совершили именно мужчины.

В данной статье мы расскажем о самых известных людях, которые коренным образом изменили систему образования.

Итак, перед вами 8 педагогов, изменивших систему образования.

Ян Амос Коменский (1592–1670)

Благодаря этому выдающемуся чешскому педагогу-гуманисту, современные дети учатся за партами, получают оценки и выполняют домашние задания. Ян Амос Коменский является основателем классно-урочной системы обучения.

Ян Амос Коменский

Более 3-х веков назад Коменский понял, что создание новой школы и системы образования может помочь воспитывать подрастающее поколение в духе гуманизма.

Стоит отметить, что помимо образования он уделял большое внимание религии, постоянно говоря, насколько важно подготавливать человека к вечной жизни.

Система образования Яна Коменского заменила индивидуальное обучение на классно-урочное. Он первый выдвинул теорию о том, что для качественного обучения, необходим определенный план и соответствующая организация.

Коменский предложил обучать детей с 6-летнего возраста, а также настаивал на регулярности посещений учебных заведений, проверке и контроле знаний учеников и внедрении учебников.

Классно-урочная система Коменского заключается в следующих принципах:

  • материнская школа (ребенок воспитывается матерью до 6-летнего возраста);
  • школа родного языка в период с 6 до 12 лет (обучение точным наукам, священным книгам, родному языку и получение навыков в отношении главных профессий);
  • в больших городах талантливых детей должны побуждать продолжать учебу в гимназиях;
  • в каждой стране должна работать академия, представлявшая собой высшую школу для молодых людей с 18 до 24 лет.

Новаторские идеи Коменского получили отражение и в современной системе образования, находя свое применение во многих школах мира.

Януш Корчак (1878–1942)

Януш Корчак – известный польский педагог, доктор, писатель и общественный деятель. Еще в юном возрасте он начал уделять большое внимание системе образования. Его интересовали серьезные вопросы, над которыми он думал на протяжении всей жизни.

Януш Корчак

Януш Корчак убеждал родителей не думать так много о материальных вещах или развлечениях, а призывал их заниматься самостоятельным образованием детей и отказываться от услуг репетиторов.

На первом этапе своей жизни Корчак работал врачом, однако в возрасте 33 лет решил оставить медицину и посвятить себя педагогике. Мужчина основал сиротский дом для еврейских детей, директором которого был до конца жизни.

В августе 1942 г. Януша Корчака и 192 его воспитанника насильно отправили в концентрационный лагерь Треблинка. Интересен факт, что воспитывать и образовывать еврейских детей он начал не случайно.

Дело в том, что в те годы в Польше царил дух антисемитизма, по причине чего еврейским детям приходилось сталкиваться с разного рода трудностями.

Краеугольным камнем в педагогической деятельности и системе образования Корчака являлось нравственное воспитание ребенка. Его сиротский дом стал одним из первых, где успешно применялось детское самоуправление.

Читайте также:
8 мужчин, изменивших систему образования

Януш Корчак считал приют своеобразной общиной, в которой воспитанники имели право создавать разные органы власти. Благодаря этому дети приобщались к самостоятельности и сами несли ответственность за собственные поступки.

В одной из книг польский педагог выразил мысль относительно того, что человек не в состоянии полюбить родного или чужого ребенка до тех пор, пока не увидит в нем самостоятельную личность, обладающую разными правами.

Он акцентировал внимание на том, что ребенка не удастся познать до тех пор, пока человек не познает себя.

10 заповедей Корчака

Ниже представлены 10 знаменитых заповедей Януша Корчака. Изображение можно сохранить на свою страничку в социальной сети. Для этого просто наведите курсор на картинку и в появившемся меню выберите нужную иконку.

Примечательным в жизни Януша Корчака является тот факт, что он добровольно пошел на смерть со своими воспитанниками, хотя ему предлагали тайно покинуть концлагерь.

Таким образом этот великий педагог на деле доказал свою подлинную любовь к детям. Подробнее о его жизни и трагической смерти мы рассказывали в биографии Корчака.

Антон Макаренко (1888–1939)

Многие знают великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко по его известной книге «Педагогическая поэма».

Этот необычный человек внес весомый вклад в изменение системы образования. Ему удалось создать уникальную систему детско-подросткового воспитания.

Антон Макаренко

Интересен факт, что согласно позиции ЮНЕСКО (1988) Антон Семенович отнесен к 4 педагогам (наряду с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в 20 веке.

Макаренко было поручено перевоспитывать детей-правонарушителей в колонии им. Горького и детской трудовой коммуне им. Дзержинского. Ему предстояло работать с детьми и подростками, которые за свою недолгую жизнь уже успели стать уголовниками.

В основном это были беспризорники, которых полиция вылавливала на улицах и отправляла в приют к Макаренко.

Это кажется невероятным, но педагогу удалось достичь фантастических результатов. Интересно, что он намеренно отказался от воспитателей и смог контролировать и воспитывать более 600 чрезвычайно трудных детей и подростков.

Макаренко создал уникальную целостную систему, своего рода мини-государство, в котором его «граждане» управляли всеми процессами. Подробнее об этом описано в его «Педагогической поэме».

Василий Сухомлинский (1918–1970)

Советский педагог и писатель Василий Александрович Сухомлинский уделял серьезное внимание проблеме формирования эстетического мировоззрения у юношей и девушек.

Василий Сухомлинский

В своей системе образования педагог делал большой упор на мудрость, считая ее одной из главных человеческих качеств.

При работе со своими воспитанниками Сухомлинский пытался привить им любовь к мудрости и философии, без которых невозможно постичь всю красоту и гармонию природы.

Он считал, что восприятие и осмысление прекрасного является основой эстетической культуры.

Василий Сухомлинский смог разработать уникальную систему образования, основанную на принципах гуманизма. Он стремился пробудить в учениках тягу к знаниям, побуждая их читать книги и рассуждать над глобальными вопросами человеческого бытия.

В своем известном труде «100 советов учителю» Сухомлинский пытался донести до читателя мысль, что любой ребенок представляет собой самостоятельную личность, способную думать и познавать внутренний и окружающий мир.

Лев Выготский (1896–1934)

Лев Семенович Выготский – крупнейший советский психолог. Он стал автором многих идей, которые помогли серьезно изменить систему образования. За свой талант Выготского часто называли «Моцартом психологии».

Лев Выготский

Интересен факт, что Выготский оставил значимый след в развитии психологии, не имея при этом соответствующего образования.

В своих трудах он уделял большое внимание изучению психического развития, а также пытался выявить закономерность в становлении личности в детском возрасте. Кроме этого у него был свой взгляд на изменение системы образования в школах.

Лев Семенович является автором известной психологической теории «Культурно-исторической концепции развития высших психических функций». В ней он сопоставлял знания о природе и культуре.

Выготский считал, что все психические (натуральные) функции постепенно преобразуются в функции наивысшего развития, то есть культурные.

Например, механическая память становится логической, абстрактная оценка представлений – целостной, импульсивные действия – произвольными.

Обо всех этих процессах дети узнают во время общения со взрослыми. Позже все полученные знания и чувства откладываются в сознании ребенка.

По Выготскому на становление личности индивида влияют наследственные задатки и социальные факторы. Он утверждал, что искусство может кардинально влиять на человека, изменяя его поведение и роль в социуме.

В своих работах Лев Семенович делал акцент на взаимосвязи между мышлением и речью. Позже он выдвинул свою знаменитую триаду «Сознание – Культура – Поведение».

При всей своей значимости, его новаторские идеи постоянно подвергались жесткой и беспрерывной критике. Выготский умер в возрасте 37 лет, оставив после себя порядка 200 научных работ.

Бенджамин Спок (1903–1998)

Известный американский педиатр Бенджамин Спок получил огромную популярность после издания книги «Ребенок и уход за ним». Этот труд в кратчайшие сроки стал бестселлером и был переведен на десятки языков.

Бенджамин Спок

Интересен факт, что тираж книги на английском языке составил около 50 млн. экземпляров, уступая в этом показателе лишь Библии.

Обращаясь к родителям, Спок выражал следующую мысль: «Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Он был первым педиатром, который занялся изучением психоанализа, чтобы лучше понять потребности детей.

Благодаря его фундаментальным идеям, миллионы родителей смогли найти более гибкий и действенный подход к родным детям. Они стали учитывать их потребности, что для того времени считалось чем-то новым.

Бенджамин Спок предупреждал родителей, чтобы те не паниковали, если поведение их детей отличается от того, что описывается в его книге. Он побуждал их с пониманием относиться к любому поведению ребенка.

Спок подчеркивал, что любое подавление личности в детстве может привести к неврозам в зрелом возрасте.

В одном из своих трудов Спок отметил, что ребенка необходимо любить таким, каким он есть, не обращая внимания на качества, которыми он не обладает. Воспитание всецело зависит от проявления чувств к ребенку и от моральных принципов, которые прививаются ему с ранних лет.

Таким образом Спок совершил переворот в воспитании детей и системе образования. Он дал понять, что родители должны в первую очередь любить своего ребенка, проявлять к нему искреннее уважение и избегать необоснованных запретов.

Карл Роджерс (1902–1987)

Американский психолог Карл Роджерс был сторонником гуманистической психологии. Основным фактором формирования личности он считал «Я-концепцию», которая возникала в ходе знакомства человека с окружающим миром.

Карл Роджерс

Роджерс уверял, что все люди имеют острую потребность в отношениях между собой.

Он полагал, что подобный принцип применим как для отдельного человека, так и для группы людей, независимо от их расы, культуры, религиозных убеждений и прочих факторов.

Читайте также:
Гитлерюгенд - история, факты, фото

Согласно его теории, проблемы у человека появляются после того, как он начинает стремиться угодить окружающим вместо того, чтобы реализовывать свои истинные возможности.

Карл Роджерс обращал большое внимание на важность групповой терапии. Благодаря ей каждый человек может наблюдать за поступками партнера, как за наглядным близким примером.

Принципы Роджерса:

  1. Абсолютное позитивное отношение. Подобное отношение позволяет индивиду оставаться тем, кем он является на самом деле, и бескорыстно помогать другим людям.
  2. Значение личности. Оно представляет собой локализацию силы принятия решений и контроля.
  3. Межличностное (эмпатическое) понимание. Оно призывает понять опыт человека так, как он сам его воспринимает.
  4. Объективное понимание. Оно происходит на социальном уровне. Посредством него в условиях объективной реальности можно проверить разные теории.
  5. Поле опыта. Оно представляет собой субъективную реальность каждого отдельного человека. По сути это личный мир индивида, который может быть далеким от объективной реальности.
  6. Полноценно функционирующая личность. В этом случае человек трезво оценивает свое действительное «я». Он открыт, доверяет интуиции и накопленному опыту.
  7. Конгруэнтность. В таком состоянии человек находится в тесной взаимосвязи с пониманием, коммуникацией и опытом.
  8. Субъективное понимание. Такое понимание позволяет индивиду проанализировать, насколько он любит или ненавидит другого человека/событие. В подобном состоянии у человека появляется возможность действовать, полагаясь на намеки или интуицию, не прибегая при этом к фактам.
  9. Эмпатическое понимание. Оно помогает человеку постигать чувства и поступки других людей.
  10. «Я-идеальное». В процессе такой концепции «Я» может выступить в роли некоего идеала, к которому стремится человек.

Томас Гордон (1918–2002)

Огромную популярность Томасу Гордону принесла его книга «Тренинг эффективного родителя». Он был членом ассоциации американских психологов и неоднократно выступал в качестве консультанта на конференциях, касающихся вопросов детства.

Томас Гордон

У Гордона был свой взгляд на изменение системы образования и воспитание детей.

Он подчеркивал, что родители и дети могут иметь теплые и дружеские отношения, основанные на любви и взаимоуважении.

Томас выдвинул теорию о том, что подростки не столько протестуют против отца или матери, сколько хотят избавиться от запретов, навязанных родителями.

Он разработал специальную программу, позволяющую найти компромисс между детьми и родителями.

Его теория основывается на трех главных принципах:

  1. Активное слушание – пересказ той информации, которую мы услышали от собеседника, без каких-либо поправок или собственных утверждений.
  2. «Я-высказывание» позволяет индивиду говорить о своих чувствах, не прибегая к оценке действий других людей.
  3. Разрешение любых конфликтов посредством конструктивного диалога, при котором каждая из сторон не будет чувствовать себя ущемленной или недопонятой.

В своих книгах доктор Гордон также говорил о том, что когда человек умеет понимать чувства других, как свои, тогда он вправе быть советчиком или помощником в трудное время.

Действуя таким образом, ему будет значительно легче выстраивать отношения с людьми, решать собственные проблемы и изменять свою жизнь к лучшему.

Надеемся, что вам было интересно узнать о 8 мужчинах, изменивших систему образования и внесших огромный вклад в развитие педагогики.

Изящество и мужество: о мужском образовании в XIX веке

Мужчина должен быть сильным, смелым, крепким! А еще музицировать, сочинять и выразительно читать написанное, знать точные науки, танцевать, изъясняться на нескольких языках, держаться с достоинством… Так ли мы представляем себе современных мальчиков, гимназистов, молодых людей?
А ведь именно такие качества и умения ценились в мужчинах из высших сословий в Российской Империи и прививались им с детства.

Ко Дню защитника Отечества рассказываем об образовании в XIX столетии, уделяя отдельное внимание мужскому. Быть может, есть чему поучиться?

В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. Основные принципы новой государственной политики в образовании: бессословность (не учитывая крестьян), преемственность учебных программ и бесплатность начального образования. С 1803 года начали появляться гимназии, причем женская открылась спустя полвека — в 1858. В 1804 году при церквях появились начальные школы для крестьянских детей. В программу гимназий начали вводить новые предметы: философию и естественную историю, иностранные языки в большем объеме, а также коммерческие науки и статистику. Но приступим к вопросу издалека, ведь воспитание мужчины не начинается со школьной скамьи!

Воспитание в раннем возрасте

Воспитание детей из дворянского сословия относилось контролировалось родителями и многочисленными родственниками, но находилось в зоне ответственности специально нанятых нянь, гувернеров (гувернанток для девочек) и приглашенных учителей.

Виды домашних воспитателей и предметных областей и занятий, изучаемых ими вместе с детьми, разнились в зависимости от возраста последних. Сначала ребенок передавался кормилице — та занималась с мальчиками и девочками до одного года и была, скорее всего, крестьянской девушкой, как и няня, т.е. не имела образования. В то время считалось, что до 7 лет нужно уделять внимание физическому развитию ребенка, а не его упражнениям в французском и латыни.

Эмилия Шанкс, «Наем гувернантки», ранее 1913 г.

В возрасте 2-3 лет ребенок передавался на попечение няне. Родная мать в большинстве случаев выполняла лишь общий контроль за воспитанием ребенка, няня же буквально заменяла ее. Мнение по поводу обязанностей нянь в академической среде разнится: кто-то из историков уверен, что няня выполняла лишь уход — кормила, купала, гуляла с малышом. Вторая точка зрения следует идее, что няня — это человек, который должен быть следить за культурным и духовным развитием малыша. На таком особом положении, как вы можете помнить из примера А.С. Пушкина, находилась няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых» была не только опекуном, но и наставником и помощником поэта с юных лет. Увы, очень частыми были случаи, когда эмоциональная связь с ребенком у няни была в десятки раз крепче, чем с родной матерью (не говоря уже об отце). Всеми своими мечтами, переживаниями, обидами и радостями дети делились именно с нянями.

Начиная с 6-7 лет, младшего школьного возраста, как мы бы сейчас сказали, дети начинали заниматься с гувернерами. В этот момент мы уже можем говорить о разделении на мужское и женское воспитание и образования.

Кто воспитывал юных мужчин?

Должность гувернера обычно занимали французы, выходцы из Швейцарии, немцы или англичане. Труд гувернера был дорогим, но некоторые богатые дворянские семьи специально приглашали сразу несколько «воспитателей» из разных стран, чтобы мальчик получил разностороннее представление о мире.

В числе обязанностей гувернера: изучение предметов — музыки, пения, танцев, иностранных языков и этикета, а также общее умственное развитие ребенка. Не менее важным, если не наиболее, являлось нравственное воспитание мальчика, формирование у него достойного дворянскому статусу поведения, соблюдение строгой дисциплины. Обучение, как мы можем заметить, происходило без учета индивидуальных потребностей или психологической готовности ребенка — об этом еще не задумывались. Предпочтение отдавалось работе на перспективу: мальчик — будущий военный, которому нужно уметь исполнять приказы четко и так же четко отдавать их.

Читайте также:
Загадки цивилизации майя

Мальчиков с юных лет было принято приучать к серьезным физическим нагрузкам, ведь будущая военная служба требовала именно этого. Сила, выносливость, умение превозмогать страх и боль в любых обстоятельствах — вот качества, достойные мужчины с юных лет! Сам Александр Сергеевич писал:

«Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить — или задушить».

В числе необходимых занятий для юных дворян: гимнастика, танцы, охота, плавание, фехтование. Храбрость было необходимо воспитать, а в то время именно верховая езда считалась занятием, способным развить мальчика не только физически, но и в плане бесстрашия. И не случайно! Верховая езда была занятием крайне опасным для молодых людей: Александр Николаевич, российский император, в 10 лет сильно ушибся, упав с лошади, и пролежал в постели неделю, не вставая. Прекратил ли он занятия? Нет, после выздоровления вновь сел на лошадь.

Франц Крюгер, «Великий князь Александр Николаевич на коне», 1832 г.

Нередко родители мальчика могли, помимо гувернеров, нанять учителей для изучения конкретных дисциплин (вспоминаем «Недоросля» Фонвизина). Ситуации с реальной пользой от обучения могли быть разными. Помимо комедии Дениса Ивановича вспоминаются и строки из «Евгения Онегина»:

Потом Monsieur его сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l’Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой.

В любом случае набор изучаемых мальчиками предметов был куда насыщеннее, чем у девочек. Перечислим все, что могло входить в этот объемный список (и сравним с современной нагрузкой, которая кажется кому-то непомерной): латынь, французский — основной язык высшего света, итальянский и английский, немецкий. С начала XIX столетия юноши помимо русской и всеобщей истории, физики, рисования, астрономии, музыки, географии, арифметики, словесности, начали заниматься изучением искусств и архитектуры.

К 16 годам обучение заканчивалось и начиналась взрослая жизнь: мальчики поступали на военную службу. Служба гражданская, могла начаться еще раньше — в бедных дворянских семьях даже с 10 лет, но обычно с 13-15.

Царскосельский лицей: не мальчик, но юноша!

И вот наступает судьбоносный для русской культуры год — 1811. Ведь именно в этот год состоялся первый набор в обитель дум для юных сердец — Императорский Царскосельский лицей. Здесь мальчикам из дворянских семей преподавались предметы по программе, составленной самим Михаилом Сперанским — известнейшим законотворцем. Ученики изучали русскую словесность, которая в гимназиях того времени практически была не в чести, иностранную словесность, историю, математику, изящные искусства и гимнастику. Программа занимала 6 лет и готовила будущий цвет дворянства к уже привычной читателю службе военной и гражданской.

Единый девиз для учителей и наставников гласил — «для общей пользы». Учили мальчиков, следуя прямо-таки современному подходу самостоятельной деятельности, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие».

Упражнения в словесности были не только обязательны на уроках, но и желаемы самими учащимися. Сегодняшние старшеклассники по возрасту — Дельвиг, Пушкин, Илличевский, Корсаков и Кюхельбекер, писали критику, стихи и прозу, углублялись в политику. И даже целых три года издавали свой журнал!

Илья Репин, «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 г.

Важной особенностью экзаменов была их публичность, что давало мальчикам возможность показать себя высшему свету, но и накладывало ответственность. На экзамене юного Пушкина, например, присутствовал Гавриил Державин, который был так растроган, что хотел обнять пылкого мальчика. Ода «Воспоминания в Царском Селе» тогда прозвучала «с необыкновенным оживлением».

Атмосфера мужского — творческого, искреннего, лиричного и верного коллектива — сохранилась в сердцах выпускников до их смерти. Каждый год, 19 октября, в день основания лицея, они пообещали встречаться. А.С. Пушкин написал свое знаменитое стихотворение «Друзья мои, прекрасен наш союз!», находясь в ссылке, но всей душой присутствуя с празднующими друзьями. И даже последний оставшийся лицеист, Александр Горчаков — глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи, исполнил свою клятву отмечать 19 октября, пережив всех товарищей.

Не о таком ли образовании мы мечтаем, представляя себе мужественных, но спокойных, верных слову и грамотных, всесторонне образованных и физически развитых мужчин? Или все это лишь красивая гравюра из прошлого?

Как появилась школа: от Древней Руси до современности

В этой статье расскажем об основных этапах развития образования в России и о появлении первых школ. Мы проведём экскурс в образование прошлого, обозначим становление и вехи в развитии действующей школьной системы.

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.
Читайте также:
Уотергейтский скандал, или что произошло в США

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил. Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.

Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: