Клара Цеткин – биография, факты, фото

Дикая Клара: женщина, придумавшая праздник 8 Марта

Лайф вспоминает биографию немецкой революционерки Клары Цеткин, которая вошла в историю XX века как создатель Международного женского дня.

Фото: © Shutterstock, Википедия

Вот уже больше столетия в мире отмечается праздник, не посвящённый какому-либо значимому событию. Речь идёт о Международном женском дне 8 Марта, доставшемся России по наследству от СССР, где он отмечался как День международной солидарности женщин в борьбе за равенство.

Почему же для борьбы за равенство выбрали именно дату 8 марта? Наиболее популярная версия гласит, что это день рождения самой Клары Цеткин, которая и впервые предложила отмечать День международной женской солидарности. Другая же версия гласит, что еврейская женщина Клара Цеткин под видом женского праздника зашифровала иудейский религиозный праздник Пурим — в честь другой еврейской женщины, Эсфирь.

Но все эти версии не выдерживают никакой критики. Во-первых, дата празднования Пурима определяется по лунному календарю. Во-вторых, Клара Цеткин была чистокровной немецкой женщиной — более того, дворянских кровей. Да и родилась она 5 июля 1857 года. Впрочем, обо всём по порядку.

Будущая пламенная немецкая революционерка появилась на свет в небольшом саксонском городке Видерау, что стоит на берегу речушки Видербах, в семье сельского учителя Готфрида Айснера, выходца из бедного дворянского рода. Зато мать Клары Жозефина Витале происходила из весьма зажиточной буржуазной семьи, владевшей многочисленными мануфактурами и фабриками в Лейпциге. Правда, её отец Жан Доминик Витале своим буйным нравом ничуть не походил на всех прочих Витале — он принимал активное участие во Французской революции 1789 года и в наполеоновских походах. В таком же духе он воспитал и свою дочь Жозефину, названную в честь первой супруги Наполеона Бонапарта, а Жозефина, будучи убеждённой сторонницей эмансипации женщин, постаралась вырастить революционерку из Клары, что ей успешно удалось.

Уже в юном возрасте Клара выделялась среди сверстников любознательностью и цепкой памятью: в девять лет девочка прочла всего Гёте и Шиллера и с удовольствием декламировала их стихи, а в 12 — на память цитировала отрывки из “Истории французской революции” историка Томаса Карлейля.

В 1874 году Клара выдержала вступительные экзамены в частную гимназию выдающегося педагога Августы Шмидт в Лейпциге. Именно там Клара Айснер и получила от однокурсников своё прозвище Дикая Клара — в пылу спора о политике она могла запросто пустить в ход и кулаки.

Тем не менее все государственные выпускные экзамены Клара сдала на “отлично”. Родители нисколько не сомневались, что Клару ждёт блестящая карьера на педагогическом поприще или в какой-нибудь банковской конторе. Или — чем чёрт не шутит! — может быть, даже в ландтаге Саксонии, раз уж она с таким жаром рассуждает о политике. Но Готфрид и Жозефина Айснеры и представить не могли себе, что Клара, внешне напоминавшая обычную крестьянскую девушку из Видерау с плоским лицом и руками-лопатами, начнёт свою собственную политическую карьеру.

Ещё будучи студенткой в Лейпциге, она сблизилась с кружком революционных студентов-эмигрантов из России, среди которых был и Осип Цеткин — харизматичный и обаятельный уроженец Одессы, он был любимцем всех женщин революционного подполья, которые были готовы часами слушать его лекции о победе марксизма.

И Дикая Клара влюбилась без памяти — небритый Цеткин с горящими глазами напоминал ей романтических героев Шиллера, о которых она так много читала в детстве. Всецело разделяя взгляды обожаемого Осипа, она в 21 год вступила в социалистическую рабочую партию и стала гражданской женой Цеткина, взяв его фамилию.

Неожиданный брак Клары привёл к полному разрыву с семьёй. К тому же после введения Отто фон Бисмарком “Исключительного закона против социалистов” 1881 года Осип Цеткин был арестован и выслан из страны.

Вместе с ним, как преданная жена декабриста, из страны уехала и Клара. Сначала они направились в Цюрих, затем — в Вену и Рим, где Осипу вновь грозила тюрьма. Наконец, в 1882 году они остановились в Париже, где стали жить в крохотной квартирке на Монмартре.

В Париже у Клары в 1883 году и родился первенец — сын Максим, а через два года на свет появился и Константин. Жили трудно: Осип публиковался за гроши в левых газетах, Клара давала частные уроки и стирала бельё у богатых.

Однажды она даже играла в карты на деньги — Дикая Клара со времён учёбы в гимназии была отличным игроком в покер. Поскольку в прежние времена женщин не пускали за карточный стол играть с мужчинами, Кларе пришлось переодеваться в мужское платье и приклеивать искусственную бороду. Подмены никто не заметил.

В то же время именно в Париже Клара познакомилась с Лаурой Лафарг, дочерью Карла Маркса, и её мужем Полем Лафаргом, который был одним из вождей рабочего движения Франции. Именно Лафарги и познакомили Цеткин с Розой Люксембург, её самой близкой подругой.

Урождённая Розалия Люксенбург появилась на свет 5 марта 1871 года в семье зажиточных польских евреев из городка Замосць, что находился в пределах Российской империи. Пятый ребёнок в семье, Розалия была самой невзрачной. У неё была непропорциональная фигура, маленький рост, да ещё и хромота из-за врождённого вывиха бедра. Но в то же время Розалия обладала редким обаянием, действовавшим на всех мужчин. Бертран Вольф, лидер американских коммунистов, описал Розалию как миниатюрную миловидную женщину с большими, выразительными глазами и тёплым вибрирующим голосом.

Борясь со своими комплексами, она занялась политикой — в партии в ней видели не женщину, а умного и надёжного товарища.

В 1890 году 19-летняя Роза, уже сменившая фамилию на Люксембург, отправилась из-за преследования полиции в Париж, где её и свели с Цеткин.

Они подружились мгновенно — две нескладные эмансипированные женщины, объединённые к тому же общими еврейскими идеями.

В партии социал-демократов ехидно усмехались: “В нашей хлипкой партии есть только двое настоящих мужиков — Клара Цеткин и Роза Люксембург”.

Именно Цеткин и Люксембург мы и обязаны появлением Международного женского дня 8 Марта. Ещё в 1910 году на Второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин внесла предложение объявить второе воскресенье марта Днём международной солидарности женщин в борьбе за свои права. Роза Люксембург горячо поддержала это предложение.

Правда, с датой международного праздника удалось определиться не сразу. Так, женские организации Германии отмечали его 19 марта — в память о победе берлинских рабочих в революционных боях на баррикадах в 1848 году. В Америке праздником было объявлено 8 марта — в честь забастовки, организованной работницами текстильных фабрик Нью-Йорка 8 марта 1857 года. В Англии — 9 марта, в честь забастовки шахтёров округа Уэстморленд, в которой приняли участие свыше 15 тысяч человек.

Читайте также:
Виктор Цой - биография, личная жизнь, фото

Только в 1914 году Международный женский день стал отмечаться повсеместно 8 марта — это было второе воскресенье месяца. Правда, больше этот праздник в военное время не отмечался.

Ну а после войны день 8 марта был узаконен решением 2-й Коммунистической женской конференции, прошедшей в 1921 году в Москве. Было выпущено и специальное разъяснение, что день 8 марта был установлен в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля (8 марта) 1917 года — дескать, это откровенно притянутое за уши и малозаметное для современников событие стало грозным предшественником Февральской революции.

После Второй мировой войны этот праздник стал отмечаться и по всему социалистическому лагерю, а с 1975 года ООН присвоила празднику и международный статус.

Клара Цеткин: история женщины, стоявшей у истоков феминизма

Эта удивительная женщина была не только политической активисткой. Благодаря ее деятельности общество начала XX века сделало огромный шаг на пути к равноправию мужчин и женщин.

В сознании советских граждан имя Клары Цеткин было неразрывно связано с весенним праздником, посвященным прекрасной половине человечества. Именно этой немецкой активистке приписывают идею создания Международного женского дня. Но на самом деле список ее заслуг куда более впечатляющий. На протяжении всей своей политической карьеры Клара Цеткин боролась за права женщин в обществе, свои идеи она пропагандировала с помощью женского журнала немецкой социал-демократической партии, который выходил под названием «Die Gleichheit» («Равенство»). Также она стала одной из основательниц Коммунистической партии Германии и состояла в дружеских отношениях с Владимиром Ильичом Лениным.

По стопам матери

Клара родилась 5 июля 1857 года в небольшом немецком городке Видерау, недалеко от Лейпцига. Ее отец, Готфрид Эйснер, происходил из бедного дворянского рода. Он работал учителем в сельской школе, а также играл на органе в местной церкви. Мать Клары, Жозефина Эйсснер, состояла в разнообразных образовательных женских сообществах и свято верила в возможность равноправия полов. Ее взгляды были основаны на деятельности женских организаций, во главе которых стояли такие известные личности как Луиза Отто. Свою жизненную позицию она стремилась передать дочери, что получилось у нее весьма успешно.

Еще в юные годы Клара начала проявлять интерес к чтению серьезной литературы. К девяти годам она успела ознакомиться со всеми трудами Гёте и Шиллера, после чего нередко цитировала отрывки из книг по памяти. Когда девочке исполнилось 15, ее пожилой отец уволился с работы, и их семья переехала в Лейпциг, где Клара успешно прошла вступительные испытания в Институт им. Штидта и Ван Стейбера. Во время учебы девушка начала посещать собрания Лейпцигского женского образовательного общества и Национальной ассоциации немецких женщин. Одновременно с этим любознательная студентка читала много дополнительной литературы, посвященной идеалам социализма. Внеклассные интересы не помещали девушке окончить институт «на отлично». С такими блестящими умственными способностями, подкрепленными достойным образованием, Клара могла бы сделать блестящую педагогическую карьеру. Это было бы вполне логичным развитием событий для талантливой выпускницы в конце XIX века. Но у нее был другой путь.

Кстати, в студенческие годы Клара получила очень яркое прозвище от своих товарищей за то, как яростно отстаивала свои политические взгляды. Она могла даже пустить в ход кулаки, если оппоненты не принимали ее доводов. За это ее называли «Дикой Кларой».

Во имя любви и идеалов социализма

В 1878 году Клара познакомилась с революционно-настроенными молодыми людьми, приехавшими из царской России, – и это во многом предопределило дальнейшую судьбу девушки. Один из них произвел на нее особое впечатление. Одессит Осип Цеткин произносил такие пламенные речи о трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, что восприимчивая Клара не только еще больше прониклась идеями социалистической революции, но и без памяти влюбилась в обаятельного мужчину с горящими глазами. Вслед за ним она стала посещать собрания последователей марксистских взглядов и полностью отреклась от буржуазного образа жизни. В итоге это привело к ее разрыву с семьей.

Но в тот момент родственные связи отошли для Клары на второй план, она полностью посвятила себя своему новому возлюбленному и его работе. Из-за немецкого закона, запрещающего женщинам вступать в политические объединения, она не могла официально стать членом Социал-демократической партии Германии (СДПГ), но прикладывала все свои силы, чтобы помочь ее деятельности. Ради своего гражданского супруга. Ради нового социалистического общества, где соблюдаются все права и свободы граждан.

И в радости, и в горести

Однако власти страны были намерены пресечь все революционные настроения на корню. В 1878 году был издан антисоциалистический закон, после чего Осип Цеткин был незамедлительно арестован и выслан из Германии. И тогда Клара поступила как настоящая жена декабриста, бросив все и отправившись в добровольную ссылку вслед за ним. Они переезжали из одного европейского города в другой, продолжая пропагандировать идеи социализма, пока, наконец, в 1882 году не прибыли в Париж. Здесь у них родилось двое детей. Жили они очень бедно, снимая крохотную квартирку на Монмартре. Осип время от времени публиковался в газетах, за что получал неприлично маленькую оплату. Клара же, вспомнив о своем педагогическом образовании, давала частные уроки. Но денег их семье все равно не хватало. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, молодая мать нашла вторую работу – она стирала белье в домах зажиточных парижан.

Спустя некоторое время изобретательной и прогрессивной женщине пришла в голову новая идея, как можно заработать денег. Еще в юности она освоила азы игры в покер. Но проблема состояла в том, что в те времена девушку, пожелавшую сесть за карточный стол вместе с мужчинами, в лучшем случае подняли бы на смех, в худшем – грубо выставили бы за дверь заведения. Но Клара нашла выход: она переодевалась в мужскую одежду, наклеивала усы, бороду и смело перешагивала пороги игорных домов. Успешно обыгрывая французских джентльменов, она смогла немного поправить финансовое положение своей семьи.

Читайте также:
Кейт Мосс - биография, факты, фото

Увы, счастье было недолгим. В 1889 году Осип Цеткин умер от туберкулеза. Клара и его возлюбленный, отец ее детей, так и не оформили свои отношения официально из-за вопросов гражданства, но женщина с гордостью продолжила представляться фамилией Цеткин даже после его смерти.

Сила женщин, объединенных одной идеей

В Париже Клара познакомилась с женщиной, которая впоследствии стала ее самой близкой подругой, а их тандем – одним из самых сильных в истории. Роза Люксембург, рьяная политическая активистка, вынужденная бежать в Париж из-за преследований, быстро нашла общий язык с Цеткин. Женщины сошлись не только в социалистических взглядах, но и в общем стремлении обеспечить прекрасной половине человечества равные права с мужчинами. Они были так тверды в своих намерениях, что соратники по партии глядели на них с неподдельным восхищением. «В нашей хлипкой партии, – говорили они, – есть только двое настоящих мужиков — Клара Цеткин и Роза Люксембург».

К слову, именно благодаря объединенным стараниям Розы и Клары удалось добиться утверждения Международного женского дня. На конференции женщин-социалисток они выступили с предложением объявить второе воскресенье марта Днем международной солидарности женщин в борьбе за свои права. Конечно, потребовалось много времени, чтобы перевести этот праздник в статус официального. Но без Цеткин и Люксембург это вряд ли бы произошло. Та самая легендарная конференция состоялась в 1910 году в Копенгагене, а мы возвращаемся к событиям, которые произошли в 1898 году.

Первое выступление перед публикой

Тяжелая болезнь супруга и его безвременная кончина не смогли сломить дух Клары Цеткин. Она по-прежнему продолжала бороться за идеалы социализма и идею равноправия. Незадолго до того, как у Осипа проявились первые признаки туберкулеза, ту же самую болезнь перенесла и она сама – но в ее случае все обошлось сравнительно благополучно. Услышав о том, что Клара заболела, ее родители в Люксембурге настояли на том, чтобы она приехала к ним. Они прекрасно понимали, в каких условиях она вынуждена была жить в Париже, и что без их помощи она просто не выживет. Старые разногласия были забыты. Именно в Люксембурге Клара Цеткин произнесла свою первую публичную речь об освобождении женщин и всех рабочих посредством классовой революции. Она говорила о том, что как только в марксистском обществе установится классовое равенство, экономическое и социальное угнетение женщин прекратится.

После выздоровления и возвращения в Париж ей пришлось с горечью наблюдать за тем, как угасает ее гражданский супруг, не имея возможности его спасти. После его смерти она с головой погрузилась в политику. В 1889 году был отменен антисоциалистический закон на ее родине, и она поехала с детьми в Штутгарт, где набирала силу крупная ячейка социал-демократической партии. С ней также отправилась ее подруга – Роза Люксембург.

Новая любовь «Дикой Клары» и страстная приверженность своим идеалам

В 1891 году Кларе предложили должность редактора в женском журнале «Die Gleichheit» («Равенство») – активистка без лишних сомнений согласилась. На протяжении последующих 26 лет страницы этого печатного издания стали для нее одной из трибун, с которых она убеждала граждан в своих взглядах. Более того, благодаря работе в этом журнале Клара познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделя, которого была ровно вдвое старше. Между ними сразу же возникло взаимное притяжение. Друзья и коллеги предостерегали женщину, что их союз не принесет ничего хорошего и даже опозорит активистку в глазах общественности, но «Дикая Клара» – что в молодости, что в зрелые годы – всегда поступала так, как сама считала нужным. В 1899 году они сыграли свадьбу и долгие годы после этого жили душа в душу. Их брак начал распадаться только во время Первой мировой войны во многом из-за непреодолимой приверженности Клары Цеткин своей работе. Женщина была ярой противницей войны, а ее супруг – напротив, под влиянием патриотических настроений отправился на фронт одним из первых.

Она стала одной из главных представительниц социалистического движения, а в июле 1889 года была одной из восьми женщин-делегатов, которые присутствовали на втором Международном конгрессе в Париже. Клара представляла рабочий класс Берлина. В своей речи перед Конгрессом активистка четко изложила идеи в поддержку равенства женщин, которые развивала. Позже она была опубликована под названием «Working Women and the Contemporary Women Question» («Проблема работающих женщин и современных женщин»). В ней Цеткин рассуждала на тему того, что нужно сосредоточиться на главном – а именно, на ликвидации капиталистической системы, которая угнетала женщин. По ее мнению, это было бы гораздо продуктивнее, чем тратиться на частности – то есть на постепенное завоевание отдельных женских прав. Во время заседания Конгресса она была отобрана в числе нескольких других женщин, чтобы возглавить комитет по агитации, в цели которого входил набор и обучение новых членов СДПГ в Берлине.

В последующие годы Клара Цеткин помогала налаживать связь между профсоюзами в Германии с международными организациями, а также принимала участие в создании забастовочных фондов. На конференции СДПГ 1896 года она поддержала меры по защите работающих матерей и активно выступала за обеспечение женщин правом голосовать. В 1895 году она стала первой женщиной в руководящем органе СДПГ, а в 1906 году ее назначили в центральный комитет по образованию.

Биография Клары Цеткин

То, что женщину, с легкой руки которой все мы празднуем Восьмое марта, звали Кларой Цеткин, большинство, возможно, помнит еще со школьной скамьи. Но мало кому известна та часть ее земного пути, про который мы обычно говорим «просто жизнь».

. Отец Клары, Готтфрид Эйснер, происходил из крестьян. С помощью священника, старинного друга семьи, ему удалось получить образование, и в шестнадцать лет он уже учительствовал в родной деревушке Видерау.

Мать будущей революционерки Жозефина Эйснер, родом из благополучной буржуазной семьи, была дочерью императорского адъютанта. Именитый дед – Жан Доминик Виталь – умер, когда Кларе исполнилось семь лет. Он много путешествовал, пользовался широкой известностью как великолепный педагог, являлся переводчиком нескольких учебников. В его доме бывали представители «Молодой Германии» – прогрессивного литературного течения… Вот где истоки борьбы за женскую эмансипацию, сторонницей которой всю жизнь выступала Жозефина Эйснер! Дочь, в общем-то, и пошла по ее стопам.

Читайте также:
Надежда Михалкова - биография, факты, фото

Когда в Германии получила широкое распространение вольная гимнастика, Жозефина создала женское спортивное общество. В числе первых записавшихся оказались две ее дочери – Клара и Гертруда.

При всей своей резвости Клара обожала литературу – к девяти годам она уже познакомилась с большинством произведений Шиллера и Гете, а к одиннадцати прочитала Шекспира, Байрона и Диккенса. Часто она сидела за книгой до глубокой ночи, а когда возмущенная мать уносила из комнаты лампу, тайком пробиралась на кухню, где продолжала читать при мерцающем свете очага. Две книги произвели на девочку особенное впечатление – она обнаружила их, роясь в какой-то рухляди. Это были две истории: освободительной борьбы в Швейцарии и французской буржуазной революции. Ее захватили описания доблести и героизма, и юная Клара буквально упивалась прочитанным. Вскоре полюбившиеся персонажи стали главными действующими лицами в играх со сверстниками.

Первое романтическое чувство проснулось в Кларе, когда она была студенткой Лейпцигского учительского института. Она и ее лучшая подруга Варвара – дочь богатого петербургского купца – одновременно воспылали страстью к некоему актеру. Они подолгу ждали его появления в парке, чтобы хоть издали взглянуть на местную знаменитость. К великому огорчению влюбленных девушек, он так ни разу и не обратил на них внимания.

Здесь же, в Лейпциге, Клара начала посещать лекции известного революционера Вильгельма Либкнехта. С Осипом Цеткиным – худощавым, темноволосым, постоянно сутулившимся тридцатилетним эмигрантом из России – она познакомилась в кружке русских студентов, в который ее как-то затащила все та же Варвара. Осип, сын зажиточных родителей, родом из небольшого городка на севере Украины, бежал в Германию, спасаясь от преследований за связи с народниками.

Роза Люксембург (справа) и Клара Цеткин, 1910 год.

Их дружба, а потом и роман расцвели между собраниями социал-демократической партии, студенческого кружка и общества рабочего просвещения. А признание в любви от своего будущего мужа Клара услышала прямо на мостовой под бряцанье наручников: заглянувшая на «посиделки» полиция в срочном порядке высылала подозрительного эмигранта за пределы Германии.

Чтобы вслед за любимым отправиться в Париж, Клара почти два года работала гувернанткой в небольшом австрийском городке. Затем занималась в Цюрихе переправкой через границу нелегальной литературы, которую порой упаковывала в… мешок с травой. Когда ее останавливали, она прикидывалась крестьянкой и начинала кричать: «Я ищу свою телку… Откуда мне знать, что здесь какое-то оцепление? Эй, люди! Вы слышите? Где это видано, чтобы не давали пригнать домой собственную скотину!.

Наконец в ноябре 1882 года она нашла своего Осипа в дешевой квартирке на Монмартре…

Дом-музей Клары Цеткин вБиркенвердере

Они зарабатывали на жизнь переводами и преподаванием иностранных языков. Оформить брак юридически не представлялось возможным, так как Клара в этом случае потеряла бы немецкое подданство. Тем не менее она взяла фамилию мужа и с интервалом в два года родила ему двух сыновей. В ожидании первого ребенка Клара, чтобы обеспечить новорожденного всем необходимым, вынуждена была работать буквально до рождения сына. С появлением второго малыша материальное положение семьи ухудшилось настолько, что помимо уроков молодая мать ходила «по людям» стирать белье. Кусок конины на обед считался роскошью. А однажды, когда семья не смогла расплатиться за квартиру, полиция выставила на улицу Клару с детьми, младшему из которых было два месяца. Когда же малышу исполнилось пять лет, Осип Цеткин умер после длительной, изнуряющей болезни спинного мозга.

В столице Франции, бывшей тогда центром революционной эмиграции, Клара подружилась с Лаурой Лафарг, дочерью Маркса. Они – первые общественные деятельницы, которые пришли к мысли о создании организации по работе среди женщин. Возвратившись вместе с сыновьями на родину в 1890 году, Цеткин стала редактором социал-демократической газеты для женщин «Равенство» и не оставляла этого дела в течение двадцати пяти лет. Она принимала участие в работе международных конгрессов, писала статьи и брошюры, выступала на рабочих собраниях.

Накануне своего сорокалетия Клара познакомилась с двумя студентами Академии искусств, и один из них, художник Георг Фридрих Цундель, стал ее вторым мужем. Сомневаясь в целесообразности столь неравного брака – Георг был значительно моложе ее, – Клара обратилась за советом к сыновьям. Максим и Костя дали положительный ответ. Но союз с этим мечтателем продлился недолго. После окончания Первой мировой войны они расстались, и Цундель связал свою судьбу с более молодой женщиной. Клара же целиком посвятила свою жизнь борьбе за идеалы братства, равенства и свободы.

Впрочем, и борясь за них, она оставалась обычной женщиной: любила наряжаться, чаевничать с подругами и проводить все ночи напролет в жарких спорах. Обожала Лувр, Толстого; выращивала розы в своем загородном доме, хозяйкой которого стала благодаря трудолюбию и отчасти везению второго мужа. Такой была эта неугомонная революционерка, придумавшая Международный женский день 8 Марта.

В ее доме устраивались литературные и музыкальные вечера, во время которых, случалось, и сама хозяйка садилась за рояль, а ее сын Максим аккомпанировал матери на скрипке. Именно отсюда лучшей подруге – Розе Люксембург – экспрессом отправлялись в Берлин первые подснежники, фиалки и корзины великолепных роз. Кроме того, гостеприимный дом не раз становился убежищем для находившихся в розыске революционеров.

В 1920 году 63-летняя Клара Цеткин впервые приехала в Россию. Она долго гостила в Москве, общалась с Лениным и Крупской. Позже не раз бывала здесь, радовалась, как заверялось в популярной политической литературе тех лет, каждому успеху в строительстве социализма. Часто останавливалась в санатории «Архангельское», где прямо в комнате знаменитой революционерки жил забавный енот, подаренный охотниками. Туда же по утрам, как по команде, прибегали три соседские собаки. Они усаживались перед террасой, и медсестра говорила: «Товарищ Цеткин, ваша гвардия прибыла!»

В Советском Союзе авторитет этой неутомимой женщины всегда поддерживался властями. В 1932 году в СССР торжественно отметили ее 75-летие. Во многих городах страны именем Клары Цеткин были названы улицы.

. Еще за день до смерти она сетовала, что не успевает дописать статью к обещанному сроку. Ей шел семьдесят шестой год, а на дворе стояла середина лета 1933-го.

Читайте также:
Александр Олешко - биография, факты, фото

Ее прах захоронили в Кремлевской стене, рядом с Мавзолеем В. И. Ленина.

История жизни Клары Цеткин

Можно ли праздновать международный день 8 марта, не опасаясь стать жертвой сионистского заговора?

Известно, что автор идеи Международного женского дня – революционерка Клара Цеткин, чей прах покоится в Кремлевской стене. Но почему для этого праздника выбрала она именно 8 марта? Ответ на этот вопрос нашел диакон Кураев. Своим разысканиям он посвятил целую книгу “Как делают антисемитом“, где центральное место заняла глава “Можно ли не праздновать 8 Марта?”

Клара Цеткин – еврейка, – читаем мы. – И поэтому, когда партия поставила задачу придумать женский праздник, Клара Цеткин вспомнила об Эсфири. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – праздник Пурим. Для Клары Цеткин Пурим не был просто книжным воспоминанием. Это то, что с детства входит в сознание иудея.

Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим. Празднуется Пурим как раз на переломе от зимы к весне 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля – начало марта). У иудеев сохраняется лунный календарь, и поэтому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю (как, впрочем, и христианская Пасха, и все связанные с ней переходящие праздники. – В. К.).

Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать Международный женский день, праздник Пурима пришелся на 8 марта. Менять каждый год дату праздника революционерке было бы и неудобно, и слишком откровенно. И потому празднование Женщины-Разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)“.

Стройность этой схемы разрушает одно: Клара Цеткин еврейкой и сама не была, и в роду ее не было ни одного еврея, если, конечно, не считать Адама и Еву, которые всем нам прародители. Более того, отец Клары Готфрид Эйснер служил преподавателем в приходской средней школе, где учил детей чтению, письму, счету и. закону Божьему. Еще он играл в местной кирхе на органе, а маленькая Клара ему помогала. И когда на склоне лет она посетила родную деревню, то попросила открыть ей кирху и более часа просидела у органа в полном одиночестве. Вот такие были у нее детские воспоминания.

Фамилия же, с которой Клара вошла в историю, принадлежит ее мужу, Осипу Цеткину, народовольцу из России, бежавшему в Германию от преследований царской охранки. В Берлине в студенческом кружке он познакомился с Кларой. Тогда же вступил в социал-демократическую партию, за что был выслан в Париж. Клара поехала вслед за ним, и в 1882 году они поженились. Брак их был счастливым, но недолгим: в 1889 году Осип умер от туберкулеза спинного мозга.

Прошло более двадцати лет. Клара Цеткин стала к этому времени заметной фигурой в германском рабочем движении. В 1910 году ее избрали делегатом на II Международную социалистическую конференцию, в которой принимали участие представительницы 17 стран.

Они утвердили резолюцию, предложенную Кларой Цеткин. В ней говорилось следующее: “В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране социалистки всех стран ежегодно проводят Женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права. Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен“.

Из этой резолюции совершенно очевидно следует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие. Таковым он был и остается во всем мире, и только в СССР, после того как Указом Верховного Совета от 8 мая 1965 года был объявлен нерабочим днем, стал праздником. В прошлом году в России, как всегда, женщинам дарили 8 Марта цветы, духи и т.д., а во всем остальном мире этот день был посвящен борьбе с насилием, которому все еще подвергаются женщины даже в очень цивилизованных странах, и проходил под эгидой ООН. В этом году он посвящается единству женщин в борьбе за мир. Официальное же название 8 марта в календаре памятных дат ООН таково: “День за права женщин и международный мир“.

В том далеком 1910-м по предложению члена ЦК социал-демократической партии Германии Елены Грюнберг (тоже чистокровной немки, между прочим) была принята и дата: 19 марта! Но не в честь Пурима, а в память о победе берлинских рабочих в революционных боях на баррикадах в 1848 году! В 1911 году впервые Международный женский день отмечался именно 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. Но уже на следующий год он проходил в тех же странах 12 мая. В 1913-м получился и вовсе разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии – 9 марта, Франции и России – 2 марта.

Надгробная плита в Кремлёвской стене

Объяснялось это чисто организационными трудностями, с лунным календарем совершенно не связанными. Чтобы у диакона не оставалось более никаких сомнений и чтобы остудить его разгоряченное воображение, привожу даты празднования Пурима в те же годы: в 1911 г. – 14 марта, в 1912 г. – 3 марта, в 1913 г. – 23 и в 1914 г. – 12 марта. А Международный женский день отмечался повсеместно 8 марта лишь в 1914 году, потому как это было воскресенье, да так и закрепился на этой дате.

Мама Клара и ее дети: какой мамой была Клара Цеткин?

5 июля 1857 года в Саксонии (Германия) родилась девочка, которой суждено было, без преувеличения, повлиять на судьбы всех женщин мира.
Клара Цеткин была не только революционеркой и родоначальницей движения борьбы за права женщин, благодаря которой мы теперь каждый год празднуем Международный женский день 8 Марта, но и мамой двух сыновей.

Маленькая Клархен, урожденная Эйснер, была пятым ребёнком в семье. Её отец Готфрид был талантливым органистом, но отказался от карьеры музыканта и уехал из крупного города Лейпцига в небольшой городишко Виденау, где вместе с женой Жозефиной работал учителем в местной школе.

Читайте также:
Юрий Гагарин - биография, личная жизнь, фото

Клара росла любознательным ребёнком. Ещё в детстве она выбрала для себя кумира: им стал герой средневековой Реформации, сожженный в инквизиторском костре Ян Гус. Уже в девять лет девочка на память читала Шекспира и гомеровскую «Илиаду». Клару заметила Августа Шмидт, владелица элитной женской педагогической гимназии в Лейпциге, и предложила родителям учить их дочь бесплатно. Директриса была уверена, что Клара станет звездой педагогики.

Однако судьба или, скорее, сама Клара, решила по-иному.

” Уже в гимназии она сблизилась с кружком революционных студентов-эмигрантов из России, в числе которых был и её будущий муж Осип Цеткин.

Между молодыми людьми на почве общего революционного дела и любви к освободительному движению рабочего класса зародилась симпатия.

В 1881 году Кларе Эйснер пришлось покинуть Германию – Отто фон Бисмарк ввел «Исключительный закон против социалистов», и девушке, как члену этой партии, нельзя было оставаться в стране. Пожив какое-то время в разных странах Европы, в 1882 году она приехала во Францию, где к тому времени поселился и высланный из Германии Осип Цеткин. Они стали жить вместе в гражданском браке, что по тем временам было достаточно провокационно. Отношения они так и не оформили официально, но фамилию девушка поменяла и стала Кларой Цеткин.

Жила пара трудно – Осип публиковался за гроши в левых газетах, Клара давала уроки и стирала бельё у богатых. Однако между ними царило полное взаимопонимание, любовь и поддержка.

” В маленькой квартирке на Монмартре родились и двое их сыновей: в 1883 году Максим, в 1885 году – Константин.

Даже будучи беременной, Клара не пропускала заседания социал-демократического союза. Париж пришлось покинуть, когда в 1889 году от болезни спинного мозга умер Осип. Силы жить дальше ей придали сыновья Максим и Костя. «”Я не могу” – не существует!» – это был ее девиз в те трудные годы, так говорила детям Клара Цеткин. Клара сумела обеспечить своих детей всем необходимым, но раннее трудное детство приучило мальчиков к спартанской жизни без всяких излишеств.

Единственное, на чём мать не экономила – это на образовании для сыновей. Как когда-то её родители, располагая скромными средствами, старались дать детям прекрасное образование, так поступала и сама Клара.

” Молодая мать была уверена: ограниченность в деньгах не должна помешать выучить детей.

В 1891 г. Клара с сыновьями приехала в Германию и занялась издательским трудом. Доход стал стабильнее, и мать без колебаний тратила его на обучение мальчиков. Оба ее сына окончили хорошую гимназию в Штутгарте, а после получили высшее образование. Максим Цеткин окончил Мюнхенский университет и стал хирургом. Константин поступил в Берлинский университет, где собирался изучать политэкономию, но потом бросил. Вслед за старшим братом он занялся медициной. Первая мировая война прервала его занятия, но после войны Константин вернулся за парту и завершил учебу с отличием.

Ещё одной своей первостепенной задачей Клара Цеткин считала гармоничное развитие сыновей. Сама пианистка, Цеткин настояла на том, чтобы Максим выучился играть на скрипке – мать ему аккомпанировала.

” Мать считала, что привлекать детей к взрослым делам – полезно для их развития, поэтому мальчики бывали на собраниях социалистов, будучи ещё совсем маленькими.

Это не могло не сказаться на их политических взглядах в будущем: и Максим, и Константин были членами социал-демократической партии.

Даже борясь за права женщин, Клара Цеткин не отрицала, что мальчикам лучше расти в полной семье. Когда Кларе было 42 года, она вышла замуж за художника Георга Фридриха Цунделя. Цундель был младше ее на 18 лет – в те времена такая разница в возрасте считалась скандальной. Клара согласилась на брак не в последнюю очередь потому, что ее сыновьям Георг нравился. Позже сын Цунделя от второго брака говорил, что семья Георга и Клары была основана на симпатии Максима и Константина к молодому отчиму.

Сыновья Клары росли в такой атмосфере, которая приучила их мыслить свободно. Они презирали всяческие предрассудки, в том числе, и в личных отношениях.

” Когда младшему сыну Клары Константину было 22 года, у него начался роман. с Розой Люксембург, подругой и соратницей Клары Цеткин по борьбе за свободу и равенство женщин.

В это время отношения женщин испортились, но потом они помирились и продолжили дружить.

А Клара всю жизнь оставалась пламенной революционеркой и боролась за права рабочего класса. Она была знакома и даже дружна со многими революционерами из России, в её доме останавливался Владимир Ленин. Она часто бывала в России после того, как там свершилась Октябрьская революция. Когда в Германии пришла к власти партия Гитлера, Клара с сыновьями вынуждена была уехать из страны, и местом своего добровольного изгнания она выбрала СССР, куда перебралась в 1932 году. Доживала она в санатории под Архангельском, скончалась в 1933 году, похоронена у Кремлевской стены.

У сыновей Клары Цеткин судьба была тоже тесно связана с Россией.

Максим Цеткин с 1920 года работал хирургом в Москве и продолжал политическую деятельность. С 1924 года состоял в РКП(б). В 1935 году получил должность доцента в Московском медицинском институте. В 1936 и 1937 годах служил военврачом в республиканской армии в Гражданскую войну в Испании. По возвращении в СССР в 1939-1941 годах занимал должность главного врача, а затем до конца войны работал на Кавказе.

” После Второй мировой войны Максим Цеткин вернулся в 1945 году в Германию и участвовал в восстановлении системы здравоохранения в Восточной Германии.

В 1947—1960 годах преподавал в Берлинском университете, одновременно занимал должность начмеда клиники «Шарите», а с 1950 года являлся ведущим сотрудником министерства здравоохранения ГДР. В 1955 году Максим Цеткин был принят в члены-корреспонденты Академии наук ГДР. Похоронен в 1965 в Мемориале социалистов на Центральном кладбище Фридрихсфельде. В 1983 году больнице в Нордхаузене и в 1987 году Военно-медицинскому отделению Грайфсвальдского университета было присвоено имя Максима Цеткина.

Читайте также:
Лев Троцкий - биография, личная жизнь, фото

Константин Цеткин поступил учиться в Берлинский университет. Первоначально он решил изучать политэкономию, но позднее вслед за братом увлёкся медициной. Ещё не завершив учёбу, в 1915 году ушёл в армию. 10 ноября 1916 года был награждён железным крестом 2-й степени. Демобилизовавшись, Константин Цеткин завершил в 1923 году учёбу с отличием. Впоследствии помогал болевшей матери и называл себя её «техническим сотрудником». С приходом национал-социалистов к власти в Германии семья Цеткин бежала в СССР. После смерти матери у Константина возникли проблемы относительно наследства с государственными органами в СССР.

” Он бежал через Чехословакию во Францию, где не имел права работать врачом по профессии и зарабатывал себе на жизнь как массажист и санитар.

После оккупации Франции Константина арестовали, но вскоре отпустили на свободу. В 1945 году он эмигрировал в США, где работал в психиатрических учреждениях и санаториях. В 50- годы Цеткин переехал в канадский Миддл-Пойнт и проживал с супругой на ферме пасынка. Умер в 1980 году.

Народный историк Николай Костомаров

202 года назад, 16 мая 1817 года родился выдающийся русский историк, известный сторонник панславизма и основатель Кирилло-Мефодиевского общества Николай Иванович Костомаров

«Чудо-ребёнок»

У Николая Ивановича Костомарова весьма интересная семейная история. Отец Иван Петрович был помещиком в Воронежской губернии, а мать Татьяна Петровна – его крепостной. Задумав жениться на ней, Костомаров-старший озаботился её образованием, которое та получила в одном из московских пансионов. Они сочетались браком осенью 1817 года, тогда как ребёнок появился на свет немного раньше – 16 мая (по закону того времени это означало, что сын был крепостным у собственного отца).

Отец много времени уделял воспитанию, привил сыну интерес к литературе, сам Иван Петрович был поклонником французской литературы. Но через девять лет Иван Петрович погиб, оставив семью в тяжелом с юридической точки зрения положении.

Юный Коля поступил на учебу в пансион в Москве, где показал себя блестящим учеником, заслужив прозвище «Чудо-ребёнок». Однако вскоре матушка перевела его поближе к себе в Воронеж, где качество образования заметно отличалось от столичного и навевало скуку. В 1833 году юноша окончил местную гимназию и поступил в ближайший к дому Харьковский университет на историко-филологический факультет.


Михаил Лунин. Источник: https://dic.academic.ru

Большую часть времени обладавший живым умом и жаждой знаний студент занимался самостоятельно, однако бессистемно. Ситуация поменялась с приходом в университет специалиста по средним векам Михаила Михайловича Лунина, заразившего молодого Костомарова любовью к истории.

Интерес к «живому народу»

Некоторое время после выпуска из университета молодой человек служил в армии, однако и здесь он показывал увлечение наукой о прошлом – изучал историю слободских казачьих полков. В 1837 году он возвратился в Харьков и полностью переключился на занятия любимой наукой.


Собрание Кирилло-Мефодиевского общества. Источник: https://homsk.com

Здесь начало складываться его собственное видение истории как жизни народа с его языком, обычаями и культурой. Костомаров принялся штудировать книги украинских народных сказаний и песен, одновременно изучая украинский язык и совершая поездки по селам и деревням. Более того, в 1830-е годы он издавал под именем Иеремии Галки художественные произведения на украинском языке.

В 1840 году Костомаров успешно сдал экзамен на магистра, а через два года из-под его пера вышла диссертация, посвященная православно-католической унии. Она была отвергнута из-за придирок харьковского архиепископа. В 1844 году молодой историк всё же смог защитить другую диссертационную работу – о русской народной поэзии.

«Взаимность славянских народов»

Увлеченный историей украинской земли, Костомаров решил создать историю Богдана Хмельницкого. Сбору необходимых данных способствовало его нахождение на месте основных событий в середине 1840-х годов в качестве гимназического учителя в Ровно, а затем в Киеве. Вскоре учёный стал преподавать в Киевском университете, привлекая своими идеями о народной истории многих слушателей.

Костомаров, увлеченный историей украинской земли, решил создать историю Богдана Хмельницкого. Чтобы заниматься сбором необходимых данных, он решил обосноваться в местах, где происходили основные описываемые им события. В середине 1840-х годов Костомаров работал в качестве гимназического учителя в Ровно, а затем в Киеве. Вскоре учёный стал преподавать в Киевском университете, привлекая своими идеями о народной истории многих слушателей.


Николай Костомаров. Источник: https://www.culture.ru

Одновременно с этим у Николая Ивановича зрели идеи общеславянского единства, которые разделяли единомышленники: поэт Тарас Шевченко, писатель и этнограф Пантелеймон Кулиш, журналист Василий Белозерский, педагог и публицист Николай Гулак и другие. Молодые люди мечтали о создании славянской федерации, объединяющей братские народы на основе демократических прав и свобод, однако со своей внутренней автономией. Эти идеи привели друзей к созданию Кирилло-Мефодиевского общества, которое должно было помогать воплощению их в жизнь. Однако в 1847 году один из членов общества донёс в полицию. Тотчас же последовали аресты и обвинения.

Зрелые годы трудов

Наказанием для Николая Костомарова стал год в стенах Петропавловской крепости, а затем надзор полиции в Саратове, куда он был переведён. Мечтательности после таких событий у историка поубавилось, но идей своих он не оставил. Он совершал этнографические экспедиции, где собирал местный фольклор, в том числе и среди староверов, при этом не оставляя свой труд о Хмельницком и новую книгу о русском быте XVI-XVII веков.

В 1856 году вскоре после вступления на престол Александра II Николай Иванович получил свободу от надзора и снятие запрета на публикации. Посетив столицу и побывав за границей, он вернулся в тот же Саратов, где выпустил монографию о бунте Степана Разина. Не остался он в стороне и от подготовки важнейшего преобразования эпохи – отмены крепостного права, трудясь в комиссии по улучшения крестьянского быта. Через три года Костомаров получил разрешение вновь преподавать, встав во главе кафедры русской истории Петербургского университета.


Экспонат Черниговского музея. Источник: www.topnews.cn

Обладая живой манерой изложения материала, Костомаров стал невероятно популярным среди студентов. Он излагал свою концепцию народной истории со всеми ее особенностями. Однако профессор не абсолютизировал роль народа в складывании русской государственной жизни, как не абсолютизировал и роль самой власти. Он рассматривал эти явления в совокупности, пытаясь определить сам характер строя и его влияние на жизнь общества. Николай Иванович рассматривал историю Государства Российского более критично, чем многие до него и при нём, чем часто вызывал недовольство и критику, особенно со стороны славянофилов.

Читайте также:
Биография Марины Цветаевой

Войдя в состав археографической комиссии, Костомаров изучал и публиковал акты по истории Малороссии, задумав тогда же составить ее полную историю. Над этим трудом он работал до последних своих дней. Говоря о великороссах и малороссах, историк писал о двух русских народностях, которые при этом были едины.


Сборник трудов Н. Костомарова.
Источник: https://homsk.com

В 1861 году из-за беспорядков был временно закрыт Петербургский университет, после чего Николай Иванович с другими профессорами стал читать публичные лекции, но и они затем были запрещены. В следующем году учёный совершил этнографическое путешествие, открыл захоронение новгородских воинов, погибших в 1471 году в битве при Шелони.

История едина

Затем для Николая Ивановича опять настал перерыв в преподавании в силу его «неблагонадежности». Он сосредоточился на архивной работе, публикуя труды по украинской, русской и польской истории («Севернорусские народоправства», «Смутное время московского государства», «Последние годы Речи Посполитой»). В 1870-е годы Костомаров создавал знаменитую «Русскую историю в жизнеописании её главнейших деятелей».

С 1875 года историка стало подводить здоровье, причиной чему был перенесённый сыпной тиф. Тогда же он женился на давно любимой Алине Кисель. Неустанно работая до самой смерти, ученый скончался через 10 лет, 19 апреля (по н. ст.) 1885 года.


Главный труд Н. Костомарова. Источник: https://rg.ru

Костомаров не переставал говорить о единой русской истории. Он провозгласил идею народной истории с её вниманием к культуре, быту, языку и духовности народа, который играл очень важную роль в строительстве государства. После его смерти это направление получило развитие, его представители не всегда и не во всем соглашались с Костомаровым, но всегда отталкивались от его идей как от основы. Николай Иванович был талантливым популяризатором исторической науки, умевшим ярко, живо и художественно описать жизнь давно ушедших эпох и заинтересовать этим молодое поколение. Происходит это и до сих пор: читать Костомарова полезно и интересно.

Николай Костомаров

Николай Иванович Костомаров (1817-1885) – русский историк, этнограф, писатель, педагог, общественный деятель, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук и действительный статский советник. Автор крупного труда «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Один из руководителей Кирилло-Мефодиевского братства.

В биографии Костомарова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Николая Костомарова.

Биография Костомарова

Николай Костомаров родился 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовке Воронежской губернии. Поскольку мальчик был рожден до вступления в брак помещика Ивана Петровича с крепостной Татьяной Петровной, по закону он имел статус крепостного своего родного отца.

Детство и юность

Глава семейства увлекался французской литературой периода 18-го века, идеи которой он стремился привить своему сыну и крепостным. Стоит отметить, что Иван Петрович сурово обращался с крепостными, вследствие чего в 1828 г. был убит собственными дворовыми слугами.

При этом, сразу после покушения убийцы нашли и забрали себе все скопленные сбережения помещика. Согласно официальной версии, Иван Петрович был убит своим кучером с сообщниками.

Николай Костомаров лишился родителя, когда ему едва исполнилось 11 лет. Трагическая смерть мужчины поставила семью в очень непростое материальное положение. В результате, матери пришлось перевести сына из московского пансиона, где он показывал феноменальные способности и даже имел прозвище чудо-ребенка, в пансион в Воронеже.

В новом учебном заведении уровень преподавания был гораздо ниже, вследствие чего Николаю было крайне скучно на занятиях. После 2-летнего обучения подростка исключили за «шалости».

Это привело к тому, что Костомаров продолжил получать образование в Воронежской гимназии, которую окончил в 1833 г. Затем юноша поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета. В это время биографии он с большим интересом слушал лекции русского историка и политолога Михаила Лунина, с головой окунувшись в изучение истории.

Научная деятельность

Еще в студенческие годы у Николая Костомарова выработался свой взгляд на историю. Тогда же он задался вопросом: почему во всех историях подробно рассказывают о биографиях и достижениях известных государственных деятелях, законах и учреждениях, тогда как жизнь, духовность и быт простого народа практически не освещаются.

Со временем Костомаров придет к выводу, что историю следует исследовать не только по летописям и прочим документам, а и посредством «живого народа». В молодости он овладел украинским языком настолько хорошо, что издал на нем 2 драмы и несколько поэтических сборников.

В 1840 г. Николай Иванович успешно сдал магистерский экзамен, а через 3 года представил диссертацию – «Об историческом значении русской народной поэзии». В 1846 г. он начал преподавать в Киевском университете.

Костомаров был сторонником панславизма – течения, в основе которого лежат идеи о потребности славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. В результате, вокруг него собрался кружок лиц, разделявших его идеи.

Позднее данный кружок настолько разросся, что преобразовался в полноценное общество – Кирилло-Мефодиевское братство. Однако вскоре братство, по причине доноса, подверглось репрессиям. Всех участников задержали, обвинили в государственных преступлениях и подвергли разным наказаниям.

Николай Костомаров около года пробыл в Петропавловской крепости, после чего был определен на службу в Саратове. Он постоянно находился под надзором правоохранителей, а также не имел права преподавать в учебных заведениях и публиковать свои труды.

В данный период биографии Костомаров писал биографическую работу о Богдане Хмельницком. Одновременно с этим, он собирал народные песни, были, сказания и любой материал о быте русского народа 16-17 веков. Еще он общался с раскольниками и представителями различных сект.

В середине 1850-х годов Николаю Костомарову разрешили вновь издавать свои работы и даже одобрили его поездку за рубеж. В 1859 г. он получил место руководителя кафедры русской истории в Императорском университете.

Лекции профессора пользовались большим успехом. В ходе изложения того или иного материала, он с разных сторон комментировал исторические события, выводя на первый план жизнь простого народа. Таким образом, он преподносил историю Русского государства с совершенно другого ракурса, противоречившего воззрениям той эпохи.

Костомаров пытался максимально объективно смотреть на прошедшие события и биографии разных известных личностей. Критическое отношение к истории вскоре привело его к мысли о необходимости признать недостоверными некоторые «блестящие» ее эпизоды.

Читайте также:
Виктория Бекхэм - биография, факты, фото

На ученого обрушился шквал критики и упреков. Тем не менее, в родном университете его лекции имели фантастический успех. Их стремились послушать не только учащиеся, но и множество посторонних людей. Параллельно с этим он издавал научные статьи в нескольких издательствах.

Николая Костомарова называли приверженцем федерализма, признававшего малороссийскую народность частью единого русского народа. При этом «в первой половине нашей истории» он выделял 6 основных народностей: южнорусскую, северскую, великорусскую, белорусскую, псковскую и новгородскую.

По словам Костомарова, все они представляли собой Русскую Землю и принадлежали к одному общему составу. То есть они имели общие языки, быт, княжеский род и религию. Такие высказывания снова вызвали недовольство некоторых его коллег и действующей власти.

По этой причине, мужчина часто подвергался разного рода давлению. В 1862 г. он посетил множество регионов России, собирая разный материал. В том же году он покинул университет, не в силах сопротивляться нападкам правительства.

В последующие годы биографии Костомаров писал новые работы, посвященные истории Малороссии, Русского государства и Речи Посполитой. Это вылилось в написание таких трудов, как «Смутное время московского государства», «Последние годы Речи Посполитой» и «Русская история в жизнеописаниях главнейших ее деятелей».

Личная жизнь

Костомаров вступил в брак в возрасте 58 лет. Его женой стала Алина Леонтьевна Кисель. Стоит отметить, что девушка была его невестой еще до ареста в 1847 г.

Однако, когда Николая отправили в ссылку, родители Алины настояли на том, чтобы она вышла замуж за помещика М. Киселя. Десятки лет спустя, в 1873 г. Костомаров случайно узнал, что его овдовевшая невеста проживает в Киеве с тремя детьми. В результате, через 26 лет мужчина нашел возлюбленную и сделал ей предложение, на которое та ответила согласием.

Смерть

Примерно за 10 лет до своей кончины, историк переболел тифом, который серьезно подорвал его здоровье. До конца своих дней он не прекращал трудиться, не жалея сил и времени. Николай Костомаров умер 7 (19) апреля 1885 года в возрасте 67 лет. Причиной его кончины стала долгая и тяжелая болезнь.

Фото Костомарова

Костомаров в гробу

Николай Иванович Костомаров

Николай Костомаров
Дата рождения: 16 мая 1817
Место рождения: слобода Юрасовка, Острогожский уезд, Воронежская губерния
Дата смерти: 19 апреля 1885
Место смерти: Санкт-Петербург
Гражданство: Российская Империя
Род деятельности: русский и украинский историк

Николай Иванович Костомаров (1817—1885) — знаменитый русский и украинский историк.

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Студенчество
  • 3 Народничество
  • 4 Расцвет деятельности
  • 5 Последние годы
  • 6 Оценка деятельности
  • 7 Литература

Ранние годы [ ]

Родился 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовке Воронежской губернии , Острогожского уезда. Отец — местный дворянин-помещик, мать — украинская крестьянская девушка, прежде крепостная его отца, учившаяся в одном из московских пансионов. Позднее отец Костомарова женился на ней, но Костомаров родился до брака, и хотя отец собирался усыновить его, но не успел этого сделать.

Отец Костомарова, поклонник французской литературы XVIII века, идеи которой он пытался прививать и малолетнему сыну, и своей дворне, был вместе с тем жестоким помещиком; в 1828 году он был убит его дворовыми людьми, похитившими при этом скопленный им капитал. Мать Костомарова отдала его в воронежский пансион, но, пробыв там около двух лет, он был исключён за шалости. Затем он поступил в воронежскую гимназию и, окончив здесь курс, в 1833 стал студентом харьковского университета.

Студенчество [ ]

Уже в первые годы учения сказались блестящие способности Костомарова, доставившие ему, от учителей московского пансиона, в котором он при жизни отца недолго учился, прозвище «enfant miraculeux» (это значит «чудо-ребёнок» на французском). Природная живость характера Костомарова с одной стороны, низкий уровень учителей того времени — с другой не давали ему возможности серьёзно увлечься занятиями. Первые годы пребывания в харьковском университете, историко-филологический факультет которого не блистал в ту пору профессорскими дарованиями, мало отличались в этом отношении для Костомарова от гимназии. Сам Костомаров много работал, увлекаясь то классической древностью, то новой французской литературой, но работы эти велись без надлежащего руководства и системы, и позднее Костомаров называл свою студенческую жизнь «беспорядочной». Лишь в 1835, когда на кафедре всеобщей истории в Харькове появился М. М. Лунин, занятия Костомарова приобрели бо́льшую системность. Лекции Лунина оказали на него сильное влияние, и он с жаром отдался изучению истории. Тем не менее, он так ещё смутно сознавал своё настоящее призвание, что по окончании университета поступил было на военную службу. Неспособность его к последней скоро стала, однако, ясна и начальству его, и ему самому.

Увлёкшись изучением сохранившегося в городе Острогожске, где стоял его полк, архива местного уездного суда, Костомаров задумал писать историю слободских казачьих полков. По совету начальства, он оставил полк и осенью 1837 г. вновь явился в Харьков с намерением пополнить своё историческое образование. В это время усиленных занятий у Костомарова, отчасти под влиянием Лунина, стал складываться взгляд на историю, в котором были оригинальные черты сравнительно с господствовавшими тогда среди русских историков воззрениями. По позднейшим словам самого Костомарова, он «читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик-земледелец-труженик как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей»? Мысль об истории народа и его духовной жизни, в противоположность истории государства, стала с этой поры основной идеей в кругу исторических воззрений Костомарова. Видоизменяя понятие о содержании истории, он раздвигал и круг её источников. «Скоро, говорит он, я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе». Он научился украинскому языку, перечитал изданные народные украинские песни и печатную литературу на украинском языке, тогда очень небольшую, предпринимал «этнографические экскурсии из Харькова по соседним сёлам, по шинкам». Весну 1838 г. он провёл в Москве, где слушание лекций Шевырева ещё более укрепило в нём романтическое отношение к народности.

В эту пору Костомаров сам начал писать по украински, под псевдонимом Иеремии Галки, и в 1839—1841 гг. выпустил в свет две драмы и несколько сборников стихотворений, оригинальных и переводных. Быстро подвигались вперед и его занятия по истории. В 1840 Костомаров выдержал магистерский экзамен, а в 1842 напечатал диссертацию «О значении унии в западной России». Назначенный уже диспут не состоялся вследствие сообщения архиепископа харьковского Иннокентия Борисова о возмутительном содержании книги. Хотя речь шла лишь о нескольких неудачных выражениях, но профессор Устрялов, по поручению министерства народного просвещения разбиравший труд Костомарова, дал о нём такой отзыв, что книгу велено было сжечь. Костомарову дозволено было написать другую диссертацию, и в конце 1843 г. он представил в факультет работу под названием «Об историческом значении русской народной поэзии», которую и защитил в начале следующего года. В этом труде нашли яркое выражение этнографические стремления Костомарова, принявшие ещё более определённый вид благодаря сближению его с целым кружком молодых украинцев (Корсун, Кореницкий, Бецкий и др.), подобно ему с энтузиазмом мечтавших о возрождении украинской литературы.

Читайте также:
Юрий Колокольников - биография, факты, фото

Народничество [ ]

Немедленно по окончания своей второй диссертации Костомаров предпринял новую работу по истории Богдана Хмельницкого и, желая побывать в местностях, где происходили описываемые им события, стал учителем гимназии сперва в Ровне, затем (1845) в Киеве. В 1846 г. совет киевского университета избрал Костомарова преподавателем русской истории, и с осени этого года он начал свои лекции, вызвавшие сразу глубокий интерес слушателей.

В Киеве, как и в Харькове, около него составился кружок лиц, преданных идее народности и намеревавшихся проводить эту идею в жизнь. В кружок этот входили П. А. Кулиш, Аф. Маркевич, Н. И. Гулак, В. М. Белозерский, Т. Г. Шевченко . Интересы киевского кружка не ограничивались, однако, пределами украинской национальности. Члены его, увлеченные романтическим пониманием народности, мечтали об общеславянской взаимности, соединяя с последней пожелания внутреннего прогресса в собственном отечестве. «Взаимность славянских народов — писал позже об этом кружке Костомаров, — в нашем воображении не ограничивалась уже сферой науки и поэзии, но стала представляться в образах, в которых, как нам казалось, она должна была воплотиться для будущей истории. Помимо нашей воли стал нам представляться федеративный строй, как самое счастливое течение общественной жизни славянских наций… Во всех частях федерации предполагались одинаковые основные законы и права, равенство веса, мер и монеты, отсутствие таможен и свобода торговли, всеобщее уничтожение крепостного права и рабства в каком бы то ни было виде, единая центральная власть, заведующая сношениями вне союза, войском и флотом, но полная автономия каждой части по отношению к внутренним учреждениям, внутреннему управлению, судопроизводству и народному образованию». С целью распространения этих идей дружеский кружок преобразовался в общество, получившее название Кирилло-мефодиевского братства.

Панславистские мечтания юных энтузиастов скоро были оборваны. Студент Петров, подслушавший их беседы, донёс на них; они были арестованы весной 1847, обвинены в государственном преступлении и подвергнуты различным наказаниям.

Расцвет деятельности [ ]

Костомаров, просидев год в Петропавловской крепости, был «переведён на службу» в Саратов и отдан под надзор местной полиции, причём ему на будущее время воспрещалось как преподавание, так и печатание его произведений. Ссылка указала Костомарову настоящие размеры пропасти, лежавшей между его идеалами и действительностью, но она не убила в нём ни идеализма, ни энергии и способности к работе. В Саратове он продолжал писать своего «Богдана Хмельницкого», начал новую работу о внутреннем быте московского государства XVI—XVII вв., совершал этнографические экскурсии, собирая песни и предания, как прежде в Украине, знакомился с раскольниками и сектантами. В 1855 г. ему дозволен был отпуск в Петербург, которым он воспользовался для окончания своего труда о Хмельницком; в 1856 г. отменено было запрещение печатать его сочинения и затем снят с него надзор. Совершив поездку за границу, Костомаров опять поселился в Саратове, где написал «Бунт Стеньки Разина» и принимал участие, в качестве делопроизводителя губернского комитета по улучшению быта крестьян, в подготовке крестьянской реформы. Весной 1859 г. он был приглашён петербургским университетом занять кафедру русской истории, освободившуюся с выходом в отставку Устрялова. Тяготевшее ещё над Костомаровым запрещение педагогической деятельности было снято по ходатайству министра Б. П. Ковалевского, и в ноябре 1859 г. он открыл свои лекции в университете. Это была пора наиболее интенсивной работы в жизни Костомарова и наибольшей его популярности.

Известный уже русской публике как талантливый писатель, он выступил теперь в качестве профессора, обладающего могучим и оригинальным талантом изложения и проводящего самостоятельные и новые воззрения на задачи и сущность истории. Эти воззрения находились в тесной связи с теми взглядами, какие выработались у него ещё в Харькове. Сам Костомаров так формулировал основную идею своих лекций:

«Вступая на кафедру, я задался мыслью в своих лекциях выдвинуть на первый план народную жизнь во всех её частных проявлениях… Русское государство складывалось из частей, которые прежде жили собственной независимой жизнью, и долго после того жизнь частей высказывалась отличными стремлениями в общем государственном строе. Найти и уловить эти особенности народной жизни частей русского государства составляло для меня задачу моих занятий историей».

Под влиянием этой идеи у Костомарова сложился особый взгляд на историю образования московского государства, резко противоречивший тем воззрениям, какие высказывались славянофильской школой и С. М. Соловьёвым . Одинаково далёкий от мистического преклонения перед народом и от одностороннего увлечения идеей государственности, Костомаров старался не только вскрыть условия, приведшие к образованию московского государственного строя, но и определить ближе сам характер этого строя, его отношение к предшествовавшей ему жизни и его влияние на народные массы. Рассматриваемая с этой точки зрения, история московского государства рисовалась в более мрачных красках, чем в изображениях её другими историками, тем более, что усвоенное Костомаровым критическое отношение к её источникам очень скоро привело его к мысли о необходимости признать недостоверными отдельные блестящие её эпизоды, считавшиеся до тех пор прочно установленными. Некоторые свои выводы Костомаров излагал и в печати, и они навлекали на него сильные нападки; но в университете его лекции пользовались неслыханным успехом, привлекая массу как студентов, так и посторонних слушателей.

В эту же пору Костомаров был избран членом археографической комиссии и предпринял издание актов по истории Украины XVII в. Подготавливая эти документы к изданию, он начал писать по ним ряд монографий, которые должны были в результате составить историю Украины со времени Хмельницкого; эту работу он продолжал до конца жизни. Кроме того, Костомаров принимал участие в некоторых журналах («Русское Слово», «Современник»), печатая в них отрывки своих лекций и исторические статьи. В эту эпоху своей жизни Костомаров стоял довольно близко к прогрессивным кружкам петербургского университета и журналистики, но полному слиянию его с ними мешало их увлечение экономическими вопросами, тогда как он сохранял романтическое отношение к народности и украинофильские идеи. Наиболее близким для него органом явилась учрежденная собравшимися в Петербурге некоторыми из бывших членов Кирилло-мефодиевского общества «Основа», где он поместил ряд статей, посвященных по преимуществу выяснению самостоятельного значения украинского народа и полемике с отрицавшими такое значение польскими и великорусскими писателями.

Читайте также:
Краткие биографии

После вызванного студенческими беспорядками (1861) закрытия петербургского университета, несколько профессоров, и в числе их Костомаров, устроили (в городской думе) систематические публичные лекции, известные в тогдашней печати под именем вольного или подвижного университета: Костомаров читал лекции по древней русской истории. Когда профессор Павлов, после публичного чтения о тысячелетии России, был выслан из Санкт-Петербурга, комитет по устройству думских лекций решил, в виде протеста, прекратить их. Костомаров отказался подчиниться этому решению, но на следующей его лекции (8 марта 1862 г.) поднятый публикой шум принудил его прекратить чтение, а дальнейшие лекции были воспрещены администрацией.

Выйдя в 1862 г. из состава профессоров петербургского университета, Костомаров уже не мог более вернуться на кафедру, так как его политическая благонадежность вновь была заподозрена, главным образом, вследствие усилий московской «охранительной» печати. В 1863 г. его приглашал на кафедру киевский университет, в 1864 г. — харьковский, в 1869 г. — опять киевский, но Костомаров, по указаниям министерства народного просвещения, должен был отклонить все эти приглашения и ограничиться одной литературной деятельностью, которая, с прекращением «Основы», также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых ударов Костомаров как бы охладел к современности и перестал интересоваться ею, окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивные работы. Один за другим появлялись в свет его труды, посвященные крупным вопросам по истории Украины, московского государства и Польши. В 1863 г. были напечатаны «Севернорусские народоправства», представлявшие собой обработку одного из читанных Костомаровым в петербургском университете курсов; в 1866 г. в «Вестнике Европы» появилось «Смутное время московского государства», затем «Последние годы Речи Посполитой». В начале 1870-х годов Костомаров начал работу «Об историческом значении русского песенного народного творчества». Вызванный ослаблением зрения перерыв архивных занятий в 1872 г. дал Костомарову повод к составлению «Русской истории в жизнеописаниях главнейших её деятелей».

Последние годы [ ]

В 1875 Костомаров перенёс тяжёлую болезнь, сильно подорвавшую его здоровье. В этом же году он женился на Ал. Л. Кисель, урождённой Крагельской, которая была его невестой ещё до ареста его в 1847 г., но после его ссылки вышла замуж за другого. Работы последних годов жизни Костомарова, при всех их крупных достоинствах, носили на себе, однако, некоторые следы пошатнувшейся силы таланта: в них меньше обобщений, менее живости в изложении, место блестящих характеристик заменяет иногда сухой перечень фактов, несколько напоминающий манеру Соловьёва. В эти годы Костомаров высказывал даже взгляд, что вся задача историка сводится к передаче найденных им в источниках и проверенных фактов. С неутомимой энергией работал он до самой смерти. Он умер 7 (19) апреля 1885 года, после долгой и мучительной болезни.

Оценка деятельности [ ]

Репутация Костомарова как историка, и при жизни, и после смерти его неоднократно подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхностном пользовании источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односторонности взглядов, в партийности. В этих упреках заключается доля истины, весьма, впрочем, небольшая. Неизбежные у всякого учёного мелкие промахи и ошибки, быть может, несколько чаще встречаются в сочинениях Костомарова, но это легко объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой полагаться на свою богатую память. В тех немногих случаях, когда партийность действительно проявлялась у Костомарова — а именно в некоторых трудах его по украинской истории, — это было лишь естественной реакцией против ещё более партийных взглядов, высказывавшихся в литературе с другой стороны. Не всегда, далее, сам материал, над которым работал Костомаров, давал ему возможность осуществить свои взгляды на задачу историка. Историк внутренней жизни народа по своим научным взглядам и симпатиям, он именно в своих работах, посвящённых Украине, должен был явиться изобразителем внешней истории.

Во всяком случае, общее значение Костомарова в развитии русской и украинской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьшается. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него другая — о необходимости изучения племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего послужили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение истории областей.

Внося новые и плодотворные идеи в разработку русской истории, исследуя самостоятельно целый ряд вопросов в её области, Костомаров, благодаря особенностям своего таланта, пробуждал, вместе с тем, живой интерес к историческим знаниям и в массе публики. Глубоко вдумываясь, почти вживаясь в изучаемую им старину, он воспроизводил её в своих работах такими яркими красками, в таких выпуклых образах, что она привлекала читателя и неизгладимыми чертами врезывалась в его ум. В лице Костомарова удачно соединялись историк-мыслитель и художник — и это обеспечило ему не только одно из первых мест в ряду русских историков, но и наибольшую популярность среди читающей публики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: