Карл Брюллов – биография, личная жизнь, фото

История любви Карла Брюллова и графини Юлии Самойловой

Вдохновение, любовь, страсть — история отношений художника и его музы.

Пожалуй, роль графини Юлии Павловны Самойловой в жизни великого художника Карла Брюллова трудно переоценить. Она была его музой, его любовью, благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.

Юлия Павловна Самойлова (1803-1875) прожила долгую и насыщенную жизнь. Кроме титула графини ей досталось огромное наследство от предков, корнями уходивших в Италию. Она была молода, богата, взбалмошна и невероятно красива. О её личной жизни ходило множество слухов в светском обществе, которые, казалось, совсем не заботили юную похитительницу людских сердец.

**Художник Б.-Ш. Митуар, 1825 год. Государственный Эрмитаж

Современники восхищались ею, отдавая дань её красоте. Так, например, описывал графиню Юлию Павловну Николай Гоголь: «Она — не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты..».

На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852), выпускник Академии художеств, был одним из самых одарённых и прославленных художником своего времени (и остаётся им по сей день), работавший в направлениях романтизма и классицизма. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, творчество которого нашло множество поклонников и подражателей.

*Автопортрет (1848). Москва, Государственная Третьяковская галерея

Юлия Павловна была фрейлиной при дворе, пока не вышла в 1825 году замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютанта императора. Их брак не был удачным и спустя два года супруги по взаимному согласию разошлись.

Брюллов и Самойлова познакомились в Италии приблизительно в 1827 году. Она была страстной натурой, ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило художника, который восхитился не только её темпераментом, но и красотой.

Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. По иронии судьбы, даже их отчества совпадали.

Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Графиня вызвалась позировать ему. И на полотне её образ запечатлён трижды: в роли женщины, укрывающей дочерей в левом нижнем углу картины;матери, с младенцем на руках и девушки с кувшином над головой, стоящей рядом с самим художником.

*Последний день Помпеи (1828−1833)

*Последний день Помпеи. Фрагмент

Карл Брюллов также написал парадный портрет двух юных итальянок — Амацилию и Джованину, которые были падчерицами графини Самойловой, (детей у неё не было). Русскому обозревателю эта картина известна под названием «Всадница».

*Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. (1832г.)

Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны. «Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня.

В 1942 году графиня окончательно покидает Россию и переезжает жить в Италию. Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.

Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете».

К этому же времени относиться ещё один портрет Юлии Самойловой с приёмной дочерью, уходящих с маскарада. Художник изобразил свою подругу, презревшую условности светского «театра». Алый занавес отделяет ее от маскарадных шутов. Живой, настоящей Юлии нет места среди них.

*Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини. (1842г.)

В 1838 году Карл неожиданно влюбился и поспешно женился на 18-летней Эмилии Тимм, с которой ,спустя месяц после свадьбы, порвал все отношения. Вероятно, причиной размолвки послужила неверность со стороны молодой жены. В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург графиня Самойлова

Однако, они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году. А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери, лишившись подданства Российской империи. Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки.

Карл Павлович Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет в Манциане недалеко от Рима. Юлия Павловна Самойлова пережила его на 23 года, потеряв к концу жизни практически всё своё состояние.

Читайте также:
Карл Либкнехт - биография, факты, фото

Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.

*Акварельный портрет графини Юлии Павловны Самойловой. Частная коллекция

Такова была история жизни и любви графини Юлии Павловны и Карла Брюллова, дошедшая до нас с великих полотен.

Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов (Брюлов) (до 1822 г. – Брюлло; 1799-1852) – русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Работал в жанрах портретной и исторической живописи.

В биографии Брюллова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Карла Брюллова.

Биография Брюллова

Карл Брюллов появился на свет 12 (23) декабря 1799 года (по другим данным 12 декабря 1799 г.) в Петербурге. Он рос и воспитывался в семье потомственных художников. Его отцом был академик орнаментальной скульптуры Павел Брюлло, который стал его и первым учителем.

Когда Карлу было 10 лет он начал обучение в Императорской Академии художеств. Он имел репутацию талантливого и разносторонне развитого ученика, который справлялся с любым порученным ему заданием.

В данный период биографии Брюллов стал автором таких значимых полотен, как «Гений искусства» и «Нарцисс, смотрящий в воду». Академию он окончил в 1821 г., удостоившись большой золотой медали за полотно «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского».

Живопись

Став дипломированным живописцем Карл Брюллов обратил на себя внимание крупных меценатов из «Общества поощрения художников». Меценаты пообещали парню профинансировать его поезду за границу, для совершенствования своего мастерства, если они удостоверятся в его способностях.

В результате, Брюллов написал 2 работы – «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», которые привели «заказчиков» в восторг. Так, молодой человек вместе с родным братом Александром отправился в Италию весной 1822 г.

Здесь братья Брюлловы исследовали шедевры известных мастеров разных эпох. Особенный интерес у Карла пробудился к жанровой живописи, вследствие чего он создал картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Помимо этого, впечатленный Италией, он написал множество портретов, включая «Всадницу» (1832) – по заказу графини Юлии Самойловой.

«Всадница»

В том же году «Всадница» экспонировалось в миланской Академии изящных искусств Брера, получив массу восторженных отзывов от местных жителей и искусствоведов. Русского живописца сравнивали с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком.

Портреты Брюллова итальянского периода сочетали в себе элементы классицизма, реализма и барокко, а также отличались стремлением передачи характера изображаемых фигур. Отдельного внимание заслуживает мировой шедевр Карла «Последний день Помпеи» (1833), который считается вершиной его творчества.

Примечательно, что перед тем как приступить к созданию данного полотна, Брюллов тщательно исследовал руины античных городов – Геркуланума и Помпеи, уничтоженных вследствие извержения вулкана Везувий. Впечатленный историей падения этих некогда великих городов, он приложил все силы, чтобы максимально точно передать на холсте события тех дней.

После окончания картины Брюллов начал показывать ее в собственной мастерской в Риме. С каждым днем слава о ней становилась все больше и больше, в связи с чем «весь город стекался дивиться ею». Спустя год «Последний день Помпеи» был выставлен в Парижском салоне, где произведение удостоилось большой золотой медали.

В середине 1834 г. полотно заняло достойное место в Эрмитаже. Оно продолжало приводить в восторг посетителей. Когда его увидел Пушкин, он написал в честь картины стихотворение «Везувий зев открыл», а Гоголь издал статью, на страницах которой называл работу Брюллова одним из ярчайших явлений 19 столетия.

Сегодня полотно «Последний день Помпеи» (456,5 × 651 см), над которым автор трудился около 6 лет, хранится в стенах петербургского Русского музея. Такая крупная работа, казалось, лишила художника всех сил. После ее окончания у него наступил творческий кризис: он не заканчивал свои картины, а затем и вовсе перестал садиться за мольберт.

Решив отдохнуть, Брюллов принял участие в экспедиции по Греции и Турции. Поезда пошла ему на пользу, поэтому по приезду домой он с новой силой создал цикл акварелей и рисунков. В период 1836-1849 гг. он жил и трудился в Петербурге.

«Последний день Помпеи»

Здесь у Карла Брюллова была репутация модного портретиста, вследствие чего ему делали заказы многие высокопоставленные чиновники и деятели культуры. В 1837 г. Жуковский попросил написать его портрет, чтобы продать затем на лотерее. Эти деньги поэт хотел использовать для выкупа из крепостничества Тараса Шевченко.

Брюллов немедля согласился выполнить просьбу поэта, и вскоре портрет Жуковского был продан за 2500 рублей, необходимых для освобождения Шевченко. Весной 1838 г. Тарас обрел свободу и стал студентом Академии художеств, где преподавал Карл Павлович. Позже Шевченко будет одним из любимых учеников Брюллова.

В последние годы биографии художник участвовал в росписи Исаакиевского собора. Трудная работа в сыром недостроенном сооружении ухудшила и без того его слабое здоровье. У мастера появились проблемы с сердцем, а также начал прогрессировать ревматизм. Это привело к тому, что он был вынужден отказаться от проекта, во время которого ему удалось выполнить почти всю поставленную перед ним задачу.

Читайте также:
Феликс Дзержинский - биография, факты, фото

Личная жизнь

Продолжительное время жизни Карл Брюллов был привязан к графине Юлии Самойловой, которая была его музой, натурщицей и возлюбленной. Их отношения не раз прерывались, но позднее снова возобновлялись. Однако, в возрасте 39 лет он начал ухаживать за 18-летней Эмилией Тимм.

В итоге, через год пара сыграла свадьбу. Интересен факт, что уже спустя несколько недель супруги решили развестись, при этом инициатором развода был Карл. Некоторые биографы живописца предполагают, что мужчина решился на такой шаг, когда узнал о связи жены с одним из своих близких родственников.

Очевидно, об измене невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая все же состоялась под давлением родителей Эмилии. В этот сложный период биографии его поддерживала Самойлова, которая сразу же приехала к нему из Италии. Детей у Карла так и не родилось.

Смерть

В последние годы жизни Брюллова, ревматизм и больное сердце все чаще давали о себе знать. Весной 1849 г. он проходил лечение на острове Мадейра, но это не поправило его здоровье. Карл Брюллов умер 11 (23) июня 1852 года, в возрасте 52 лет. Он скончался в итальянском городке Манциана, в котором лечился минеральными водами.

Фото Брюллова

«Итальянский полдень» Эмилия Тим Автопортрет

Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини Карл Брюллов Дагерротипное изображение из собрания Эрмитажа

Биография Карла Брюллова

Жена – Эмилия
Дети – нет

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – великий русский живописец, виртуозный мастер портретов, его кисти принадлежит бессмертное творение – картина «Последний день Помпеи».

Детские годы

Карл появился на свет 23 декабря 1799 года в городе Петербурге.

Исторические корни семейства Брюлло брали своё начало во Франции. Там семья жила, пока не была изгнана из страны в конце ХVII века после отмены Нантского эдикта, так как принадлежала к протестантам. Убежав из Франции, Брюлло обосновались в немецком городе Люненбурге. А оттуда в поисках лучшей жизни прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, уехал в 1773 году в Россию. Его пригласили на императорский фарфоровый завод работать на должности орнаментного скульптора. Георг прибыл с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына. Одним из внуков был отец Карла Брюллова – Павел (Пауль).

Павел Иванович Брюллов родился в 1760 году. Он стал мастером живописной миниатюры и гравёры, очень силён был в искусстве резьбы по дереву. В петербургской Академии художеств Павел Брюллов занимался преподавательской деятельностью, вёл класс орнаментальной скульптуры, имел звание академика. Мама Карла Брюллова, Мария Ивановна Шрёдер, имела немецкие корни. Кроме Карла в семье Брюлловых было ещё пятеро детей – две девочки и три мальчика.

Ребёнком Карл рос очень болезненным, в возрасте семи лет переболел золотухой (это старое название наружного туберкулёза кожи и лимфатических узлов). Во время болезни мальчик на некоторое время оказался полностью прикованным к постели.

Несмотря на то, что Карл был слабым и часто болел, отец с ранних лет усердно заставлял его изучать искусство живописи. Павел Иванович был очень строгим родителем. Он давал сыну домашнее задание по рисованию, и если тот его не выполнил, то лишал ребёнка завтрака на следующий день. Карл видел, какой у него трудолюбивый отец, и очень хотел быть на него похожим. В то же время мальчик побаивался своего папу, потому что однажды ослушался его и был физически наказан, в результате чего оглох на левое ухо.

Тем не менее Карлу искусство живописи очень нравилось, он осваивал навыки, с удовольствием обучался, в различных ракурсах изображал животных и людей. В 1805 году ушёл в отставку отец, и с этого времени сын помогал ему, когда тот трудился над разными частными заказами. Например, отец часто брал Карла с собой на работу, когда оформлял Кронштадтскую церковь.

Годы учёбы в Академии

Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.

Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой. Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи. Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью. Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.

Читайте также:
Михаил Шац - биография, факты, фото

Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал. Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры. Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.

Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями. Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы. Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году. В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой. В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.

Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад. Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей. Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.

Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.

В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.

Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И., который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали. И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.

Итальянский период

В то время в Петербурге как раз образовалось Императорское Общество поощрения художников. Его основала группа меценатов, чтобы содействовать развитию изящных искусств. Общество обратило внимание на молодого живописца и предложило выполнить несколько работ на заданные темы, пообещав потом оплатить поездку за границу.

Брюллов написал для Общества два полотна – «Эдип и Антигона», «Раскаяние Полиника». Авторитетное жюри осталось довольно работами художника, в результате чего Карл и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества поощрения художников. Они поехали в Италию, при этом взамен обязались:

  • регулярно присылать подробные отчёты о том, какие изучили произведения зарубежного искусства;
  • рассказывать о полученных впечатлениях;
  • а также рисовать и предоставлять новые картины.

В конце лета 1822 года братья Брюлловы отбыли в Италию. В эту страну тогда стремились все люди искусства – литераторы, скульпторы, музыканты, художники, архитекторы. Эта древняя страна, словно магнит, притягивала к себе творческих людей. Путь Брюлловых пролегал через множество городов: Рига, Кенигсберг, Дрезден, Берлин, Мюнхен, Мантуя, Верона, Падуя, Болонья. Во время путешествия Карл работал по заказам, писал портреты, изучал творчество Тициана. Почти через год, в конце весны 1823 года, братья прибыли в Рим.

Природа Италии Брюллова очаровала, сам воздух и окружающая действительность способствовали его вдохновению, художник с головой окунулся в работу. До этого основными темами в его картинах были религия и история. Отныне же его увлекла жанровая живопись. Первой такой работой стало полотно «Итальянское утро». Когда картина прибыла в Петербург, все были поражены: насколько оригинально художник трактовал сюжет, и каким свежим было само написание. Меценаты Общества поощрения художников презентовали это полотно императору Николаю I. Он был в восторге и подарил Брюллову бриллиантовый перстень, а также заказал ещё одну картину, парную к «Итальянскому утру».

Читайте также:
Вера Брежнева - биография, факты, фото

Брюллов выполнил императорский заказ и написал картину «Итальянский полдень», по-другому её трактуют как «Итальянка, снимающая виноград». Но полотно не понравилось ни императору, ни меценатам из Общества. Брюллов не воспринял их критику и разорвал отношения с Обществом поощрения художников. Таким образом, он лишил себя финансовой поддержки из России, но к тому моменту художник в ней уже не нуждался. В Италии он успел зарекомендовать себя как отличный портретист. Итальянская знать и многие русские вельможи засыпали его заказами на портреты, Брюллов был покупаемым и модным.

С 1827 года в творчестве Карла появилось новое увлечение: он писал небольшие акварели со сценками из итальянской жизни. Они получались лёгкими и воздушными, художник воспевал в них непревзойдённую итальянскую природу и красивых замечательных итальянцев. Приезжие аристократы с огромным удовольствием раскупали эти работы в качестве сувенира из Италии.

Самые известные из таких акварелей:

  • «Итальянка, ожидающая ребёнка»;
  • «Сон монашенки»;
  • «Прерванное свидание»;
  • «Гуляние в Альбано»;
  • «Итомская долина перед грозой».

В 1828 году произошло извержение Везувия. Находясь под этим впечатлением, русский меценат Анатолий Николаевич Демидов заказал Брюллову историческое полотно под названием «Последний день Помпеи». Художник тщательно трудился над картиной, кропотливо исследовал архивы, выезжал на место раскопок древней Помпеи. Ему удалось силою своего таланта проникнуть через всю толщь времени и создать шедевр, при виде которого возникают одновременно два чувства – ужас и восхищение.

Художник трудился над картиной три года и создал самое знаменитое своё полотно, которое прославило его на весь мир. «Последний день Помпеи» выставлялся в Лувре и принёс своему создателю первую премию Парижского салона. Затем заказчик полотна Демидов А. Н. увёз его в Россию и презентовал императору. Николай I подержал картину в Эрмитаже, а потом передал в Академию художеств. Сейчас шедевр обрёл постоянное место в Санкт-Петербургском Русском музее.

«Последний день Помпеи» произвёл сенсацию в Европе, а когда полотно увидел император России Николай I, то пожелал встретиться с Брюлловым и передал художнику распоряжение о возвращении на родину.

Последние годы

В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.

В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.

У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил брак с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.

Карл Брюллов, искусство бунтарского романтизма

В данной статье мы поговорим о жизни и творчестве живописца, художника и представителя классицизма и романтизма — Карле Павловиче Брюллове.

Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен.

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года, в городе Санкт-Петербург, в семье академика и творческого человека Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шрёдер.

До семи лет — Карл проводил свою жизнь практически прикованным к постели, из за проявления ранних признаков острого аневризма. Но по воле отца Карла, желавшего обучить сына живописи — его оторвали от кровати, и он начал осваивать навыки, необходимые для своей будущей профессии в роли художника и творца.

В 16 лет его без экзаменов и прочих тестов зачислили в петербургскую Академию художеств. Подготовка со стороны Отца очень сильно помогла Брюллову — он учился лучше своих сверстников. Молодой художник часто поправлял работы товарищей по курсу, преподаватели всегда принимали это во внимание и подшучивали над студентами: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль?».

Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии.

Читайте также:
Владимир Мединский - биография, факты, фото

Преподаватели рано позволяли Карлу самостоятельно писать собственные полотна, когда его сверстники ещё «жалостно» копировали картины учителей.

Карл Брюллов с большим успехом прошел обучение в петербургской Академии художеств, получив все возможные награды со стороны преподавателей и высшего сословия академии. В качестве своей выпускной работы — он написал картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на поездку за границу для совершенствования в искусстве.

Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно. Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь.

Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.

Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства», созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим советом образцом для копирования.

На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру. Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога.

В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров, было выполнено в полном соответствии с классическими канонами. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда. В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.

В те годы Брюллов также создал ещё одно неимоверно красивое полотно, картину «Нарцисс».

Картина наполнена грустным назиданием. «Пренебрег любовью нимфы гордый Нарцисс». Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот (купидон) только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в свое собственное отражение в воде.

Карл изобразил юношу полным сил и с отлично сложенным характером. Вьющиеся волосы, правильные черты лица — непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.

Улетающий купидон бросает печальный взгляд на героя, одновременно сочувствуя ему и осуждая его.

Как и писалось ранее, Брюллов после окончания Академии художеств получил возможность выезда за границу, но этой возможностью по началу он так и не смог воспользоваться, из-за конфликтов с президентом Академии.

Тогда же на него обратило внимание недавно созданное ОПХ (Общество поощрения художников), которое после написания двух картин Брюлловым и обязательством ежегодно отчитываться об успехах в творческом плане — отправило его таки за границу.

А написанными картинами являются «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», первая находится по настоящее время в тюменском краеведческом музее, а местонахождение второй так и осталось неизвестным.

Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след картины потерялся. Но после окончания Великой Отечественной войны её нашли в Ленинграде, на чердаке одного почти развалившегося дома, свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.

Картина отображает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».

В 1822 году, Карл со своим братом Александром отправились в путешествие, и путь их держал через Германию и Австрию.

В Германии, а именно в Баварии — Карл написал несколько портретов, ему пришлось писать членов правительства и представителей местной знати, которые имели представление о русском портретисте, недавно приехавшим к ним в город. После Баварии — Брюллов наконец приехал в Рим, где на него с неба сразу же посыпались крупные заказы от итальянского общества. Именно в Италии он и написал одни из лучших своих работ.

Итальянское утро — первая удачная работа Карла по прибытию в Италию. После написания данного полотна, слава ему была обеспечена, похвала была даже со стороны правительства Российской империи.

Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна.

На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца.

После написания картины «Итальянское утро» — император Николай I поручил написать парную к ней работу, и ею стала работа «Итальянский полдень».

На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.

Читайте также:
Надежда Борисова - биография, семья, фото

Картина по итогу не оправдала ожиданий. Она не понравилась ни императору, ни ОПХ из за неподобающего, по общему мнению, сюжета, который не соответствует общим правилам этикета красоты в искусстве. В ответ на критику Брюллов разорвал отношения с ОПХ и можно сказать начал выступать в роли «свободного художника».

Вот что говорит критика и как на неё реагирует Брюллов.

Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.

Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.

Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов жанров классицизма, реализма и барокко. Стремление Брюллова передать внутреннюю жизнь героев было очень сильным, — иногда через обилие «бытовухи» на картинах, для того чтобы раскрыть мир в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей.

В 1830 году Карл получил заказ от Анатолия Демидова, русского и французского мецената, на большую и самую известную его картину с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Замысел сюжета картины был связан с тогдашней модой на археологию, а событие — извержение вулкана Везувий (Действующий вулкан на юге Италии).

Для более точного понимания сюжета картины — Брюллов плотно уселся за изучением разных литературных источников о древней катастрофе, посещал раскопки в Помпеях (Древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате трагического извержения Везувия в 79 году н. э.) и Геркулануме, сделав ряд эскизов руин и тогдашних архитектурных решений.

Перед тем как детально рассматривать полотно — прочтите сюжет в вырезке ниже!

Картина примечательна своим расположением между неоклассицизмом, преобладающим в России, и романтизм который все чаще практикуется во Франции.

Картина получила почти всеобщее признание и сделала Брюллова первым русским художником, получившим международную репутацию. В России это рассматривалось как доказательство того, что русское искусство ничуть не хуже искусства остальной Европы.

Подробный сюжет:
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности

Фенимор Купер – биография, новости, личная жизнь

Фенимор Купер

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper). Родился 15 сентября 1789 года в Берлингтоне, США – умер 14 сентября 1851 года в Куперстауне, США. Американский романист и сатирик. Классик приключенческой литературы.

Вскоре после рождения Фенимора его отец, судья Уильям Купер, довольно богатый землевладелец, переселился в штат Нью-Йорк и основал там посёлок Куперстаун, превратившийся в городок. Получив первоначальное образование в местной школе, Купер отправился в Йельский университет, но, не окончив курса, поступил на морскую службу (1806-1811) и был назначен состоять при постройке военного судна на озере Онтарио.

Этому обстоятельству мы обязаны замечательными описаниями Онтарио, встречающимися в его знаменитом романе «Следопыт, или На берегах Онтарио».

В 1811 году Купер женился на француженке Сюзан Аугусте Деланси, происходившей из семьи, симпатизировавшей Англии в эпоху войны за независимость; её влиянием объясняются те сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, которые встречаются в ранних романах Купера. Случай сделал его писателем. Читая однажды вслух жене какой-то роман, Купер заметил, что нетрудно написать лучше. Жена поймала его на слове, и чтобы не показаться хвастуном, он за несколько недель написал свой первый роман «Предосторожность» (Precaution; 1820).

Читайте также:
Джеймс Бонд - биография и факты

Предполагая, что ввиду уже начавшейся конкуренции между английскими и американскими авторами, английская критика отнесётся к его произведению неблагосклонно, Купер не подписал своего имени для первого романа «Предосторожность» (1820) и перенёс действие этого романа в Англию. Последнее обстоятельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английской жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы английской критики.

Вторым романом Купера, уже из американской жизни, стал знаменитый «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» («The Spy: A Tale of the Neutral Ground», 1821), имевший громадный успех не только в Америке, но и в Европе.

Затем Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры, или У истоков Саскуиханны», 1823; «Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов», иначе «Следопыт», 1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841), где отобразил войны пришельцев-европейцев между собой, в которые они вовлекали американских индейцев, заставляя племена сражаться друг против друга. Героем этих романов является охотник Натти (Натанаэль) Бампо, выступающий под различными именами (Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин), энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийся любимцем европейской публики. Идеализированными, хотя и с тонким юмором и сатирой, доступными обычно только взрослому читателю, являются у Купера не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев (Чингачгук, Ункас).

Успех этой серии романов был так велик, что даже английская критика должна была признать талант Купера и назвала его американским Вальтером Скоттом. В 1826 г. Купер отправился в Европу, где провёл семь лет. Плодом этого путешествия было несколько романов – «Браво, или в Венеции», «The Headsman», «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Катай» (Mercedes of Castile), – действие которых происходит в Европе.

Мастерство рассказа и постоянно усиливающийся интерес его, яркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов Америки, рельефность в изображении характеров, которые стоят перед читателем, как живые – таковы достоинства Купера как романиста. Написал также морские романы «Лоцман, или Морская история» (1823), «Красный корсар» (1827).

По возвращении из Европы Купер написал политическую аллегорию «Моникины» (1835), пять томов путевых заметок (1836-1838), нескольких романов из американской жизни («Сатанстоу»; 1845 и другие), памфлет «Американский демократ» (The American Democrat, 1838). Кроме того, написал ещё «Историю американского флота» («History of the United States Navy», 1839). Обнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызванная, отравила последние годы жизни Купера.

Умер Фенимор Купер 14 сентября 1851 года от цирроза печени.

В начале 1840-х годов романы Купера были весьма популярны и в России. Первые переводы на русский язык были сделаны детской писательницей А. О. Ишимовой. В особенности большой интерес публики вызвал печатавшийся в журнале «Отечественные записки» роман «Открыватель следов» (The Pathfinder, русский перевод 1841 года), о котором В. Г. Белинский выразился, что это – шекспировская драма в форме романа.

Приключенческие романы Джеймса Фенимора Купера были очень популярны в СССР, их автора быстрее узнавали по его второму, редкому, имени Фениморruen. Например, в фильме «Тайна Фенимора», третьей серии детского телевизионного мини-сериала «Три весёлые смены» 1977 года по рассказам Ю. Яковлева, рассказывается о таинственном незнакомце по имени Фенимор, который в пионерском лагере приходит по ночам в палату к мальчикам и рассказывает удивительные истории об индейцах и инопланетянах.

Библиография Фенимора Купера:

1820 – «Предосторожность» (Precaution)
1821 – «Шпион, или Повесть о нейтральной территории» (The Spy: A Tale of the Neutral Ground)
1823 – короткие рассказы (Tales for Fifteen: or Imagination and Heart)
1823 – «Лоцман, или Морская история» (The Pilot: A Tale of the Sea)
1825 – «Лайонел Линкольн, или Осада Бостона» (Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston)
1826 – «Последний из могикан» (The Last of the Mohicans)
1827 – «Степи», иначе «Прерия» (The Prairie)
1827 – «Красный корсар» (The Red Rover)
1828 – Notions of the Americans: Picked up by a Travelling Bachelor
1829 – «Долина Виш-тон-Виш» (The wept of Wish-ton-Wish)
1830 – «Морская волшебница» (The Water-Witch: or the Skimmer of the Seas)
1830 – Letter to General Lafayette politics
1831 – «Браво, или в Венеции» (The bravo)
1832 – «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы» (The Heidenmauer: or, The Benedictines, A Legend of the Rhine)
1832 – короткие рассказы (No Steamboats)
1833 – «Палач, или Аббатство виноградарей» (The headsman, or The Abbaye des vignerons)
1834 – A Letter to His Countrymen
1835 – «Моникины» (The Monikins)
1836 – мемуары (The Eclipse)
1836 – Gleanings in Europe: Switzerland (Sketches of Switzerland)
1836 – Gleanings in Europe: The Rhine
1836 – A Residence in France: With an Excursion Up the Rhine, and a Second Visit to Switzerland
1837 – Gleanings in Europe: France travel
1837 – Gleanings in Europe: England travel
1838 – памфлет «Американский демократ» (The American Democrat: or Hints on the Social and Civic Relations of the United States of America)
1838 – Gleanings in Europe: Italy travel
1838 – The Chronicles of Cooperstown
1838 – Hommeward Bound: or The Chase: A Tale of the Sea
1838 – Home as Found: Sequel to Homeward Bound
1839 – История американского флота (The History of the Navy of the United States of America)
1839 – Old Ironsides
1840 – «Следопыт, или На берегах Онтарио» или «Открыватель следов» (The Pathfinder, or The inland sea)
1840 – «Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Катай» (Mercedes of Castile: or, The Voyage to Cathay)
1841 – «Зверобой, или Первая тропа войны» или «Охотник за ланями» (The Deerslayer: or The First Warpath)
1842 – «Два адмирала» (The two admirals)
1842 – «Блуждающий огонёк» (Wing-and-Wing, or Le feu-follet)
1843 – «Вайандотте, или Дом на холме» (Wyandotté: or The Hutted Knoll. A Tale)
1843 – Richard Dale
1843 – биография (Ned Myers: or Life before the Mast) (Autobiography of a Pocket-Handkerchief или Le Mouchoir: An Autobiographical Romance или The French Governess: or The Embroidered Handkerchief или Die franzosischer Erzieheren: oder das gestickte Taschentuch)
1844 – «На море и на суше» (Afloat and Ashore: or The Adventures of Miles Wallingford. A Sea Tale)
1844 – «Майлз Уоллингфорд» (Miles Wallingford: Sequel to Afloat and Ashore)
1844 – Proceedings of the Naval Court-Martial in the Case of Alexander Slidell Mackenzie, &c
1845 – «Сатанстоу» (Satanstoe: or The Littlepage Manuscripts, a Tale of the Colony)
1845 – «Землемер» (The Chainbearer; or, The Littlepage Manuscripts)
1846 – «Краснокожие» (The Redskins; or, Indian and Injin: Being the Conclusion of the Littlepage Manuscripts)
1846 – Lives of Distinguished American Naval Officers biography
1847 – «Кратер, или Пик вулкана» (The Crater; or, Vulcan’s Peak: A Tale of the Pacific)
1848 – «Дубовая роща» или «Прогалины в дубровах, или Охотник за пчелами» (The Oak Openings: or the Bee-Hunter)
1848 – «Джек Тайер,или Флоридский риф» (Jack Tier: or the Florida Reefs)
1849 – «Морские львы» (The Sea Lions: The Lost Sealers)
1850 – «Новые веяния» (The ways of the hour)
1850 – пьеса (Upside Down: or Philosophy in Petticoats), satirization of socialism
1851 – короткий рассказ The Lake Gun
1851 – New York: or The Towns of Manhattan (незаконченная работа по истории г. Нью Йорка)

Читайте также:
Пол Маккартни - биография, личная жизнь, фото

Фенимор Купер

Биография

Знаменитый романист и сатирик Фенимор Купер стоял у истоков американской литературы: автор стал первооткрывателем нового жанра. Творчество писателя, его цитаты и афоризмы не теряют актуальности. Внимание критиков и публики было приковано как к произведениям Купера, так и к его биографии.

Детство и юность

Джеймс Фенимор Купер появился на свет 15 сентября 1789 года в городе Берлингтон (США). Родился в семье судьи Уильяма Купера и дочери квакера Элизабет Фенимор. В годы революции отец приобрел обширный участок земли возле Нью-Йорка, включающий озеро Отсего. Несколько лет судья налаживал жизнь в посёлке, который в будущем стал городом Куперстаун. Отец построил дом на берегу озера и решил переселиться туда с женой и 11 детьми.

Портрет Фенимора Купера

Мама мальчика категорически отказывалась переезжать, поэтому Уильям приказал слугам поднять её вместе с креслом, на котором она сидела, и перенести в экипаж. Младшему Куперу на момент переезда был год и два месяца.

Джеймс получил образование в местной школе, также в детстве с ним занимался выпускник Ирландского университета. А другой учитель, закончивший Кембридж, готовил мальчика к поступлению в Йель. В возрасте 13 лет стал студентом Йельского университета, но проучился там всего 3 года. На четвёртый он попытался взорвать дверь спальни студентов и натренировать осла садиться в профессорское кресло.

Фенимор Купер в молодости

Полное высшее образование юноша не получил, поскольку его исключили за систематическое нарушение дисциплины. Так и закончилось для Купера обучение в 1806 году, а наказание стало типичным для того времени – юношу сослали на флот матросом. Годы, проведённые на службе, стали для Джеймса не только полезными, но и счастливыми. Купер дослужился до чина офицера и стал знатоком флота. Поскольку Джеймс состоял при постройке военного судна на озере Онтарио, в его знаменитом романе «Следопыт» встречаются описания этой местности.

Литература

Джеймс Купер стал писателем случайно. Однажды, читая вслух жене какой-то роман, он заметил, что несложно написать лучше. Сюзан поймала мужа на слове, супруги заключили спор. Чтобы не показаться хвастуном, за несколько недель Джеймс написал первый роман под названием «Предосторожность». Имя автора скрывалось, потому что американская власть не отличалась лояльностью к английскому правительству. Но и критики Англии забраковали произведение, потому что события никак не соответствовали фактической истории страны.

Читайте также:
Эммануэль Макрон - биография, личная жизнь, фото

Писатель Фенимор Купер

Романтизм в последующих работах куда больше понравилась критикам. Вторым произведением Купера стал знаменитый «Шпион». Герой романа, участвуя в американской войне за независимость, выбирает сложнейший путь служения отчизне: становится разведчиком, выдавая себя за шпиона вражеской армии. Рискуя жизнью, патриот до конца выполняет долг, не думая о наградах и славе.

Роман имел громадный успех: как в Америке, так и в Европе. Начало нового жанра в литературе США было положено. Окрылённый успехом, писатель решил из любителей перейти в категорию профессионалов. Джеймс продолжал писать, далее последовали тексты, где подробно и увлекательно описываются природа Америки и её история.

Иллюстрация к роману Фенимора Купера «Шпион»

В романах «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт» и «Зверобой» писателю удалось создать эпопею о судьбе американцев и тех людей, которые раньше жили на этой земле. Успех серии произведений, создававшихся на протяжении 20 лет, признала даже английская критика, назвав Купера американским Вальтером Скоттом.

Эти 5 произведений связаны между собой образом главного героя Натти Бампо, выступающего в каждой книге в различные периоды жизни, полной опасностей и приключений. Произведения объединены проблематикой: в каждом показывается столкновение естественного существования человека в условиях природы и жизни буржуазного общества. Последнее разрушает гармонию не только в отношениях между людьми, но и между человеком и природой.

Иллюстрация к роману Фенимора Купера «Зверобой»

В изображении природы проявлялось художественное мастерство Джеймса, национальный пейзаж Америки отражен в живых и величественных образах.

Заслуженный успех Джеймсу принесла тема морских путешествий. В этих произведениях автор рассказывал об открытии Америки, о войне и пиратах. Герои писателя совершают подвиги, ищут сокровища и спасают благородных дев. Подлинность рассказов, мастерство и достоверность в изображении героев, возникающих в произведениях словно живые, – это захватывает и подкупает читателя.

Иллюстрация к роману Фенимора Купера «Последний из могикан»

В начале 1840 года романы Купера приобрели популярность в России. Первые переводы на русский язык сделала детская писательница А. О. Ишимова. Наибольший интерес вызвал роман «Открыватель следов». По поводу этого произведения высказался В. Г. Белинский, объявив, что это шекспировская драма в форме романа. Приключенческие романы Купера узнавали благодаря редкому второму имени автора – Фенимор.

Художественным открытием Купера стало изображение индейцев, несмотря на то, что некоторые предшественники уже затрагивали эту тему. Автор описал трагедию индейского народа: белые колонизаторы грабили, спаивали, развращали и истребляли их. Коренных жителей Америки преследовали с нечеловеческой жестокостью, им приписывали всевозможные пороки. Но Джеймс разрушил этот миф, показав, что индейцы часто превосходят белых в морально-нравственном плане.

Фенимор Купер в пожилом возрасте

Рассказы, посвящённые верной дружбе между «краснокожими» и «бледнолицыми», принадлежат к числу лучших работ писателя.

Фенимор считался основателем нового жанра в мире литературы – романа-вестерна. Несколько поколений американских писателей называли Купера учителем и вдохновителем.

Некоторые произведения писателя экранированы, среди них фильмы «Зверобой», «Последний из могикан» и «Следопыт».

Личная жизнь

В декабре 1809 года в Олбани отца Фенимора Купера убили. Сыновья судьи в одночасье разбогатели, а доля Джеймса равнялась $ 50 тыс., что по нынешним меркам составляет примерно $ 1 млн. Получив наследство, юноша вышел в отставку и женился на француженке Сюзан Аугусте Деланси. Её влиянием объясняются сравнительно мягкие отзывы об англичанах и английском правительстве, встречающиеся в ранних романах Купера.

Свадьба Фенимора Купера и его жены Сюзан

Личную жизнь Сюзан и Джеймса можно с уверенностью назвать счастливой в понимании того времени: дети рождались один за другим, дом был полон слуг, а жена предоставляла мужу полную свободу для занятий политикой и бизнесом.

У супругов родились 7 детей, один из них стал дедушкой популярного американского писателя Пола Фенимора Купера.

Смерть

Последние годы жизни Джеймс, будучи главой семейного клана после смерти старших братьев, работал писателем-историком. Он создал труды по истории Нью-Йорка и военно-морского флота США.

Памятник Фенимору Куперу

Джеймс Фенимор Купер умер 14 сентября 1851 года от цирроза печени, не дожив всего один день до 62 лет.

Читайте также:
Ирина Муравьева - биография, факты, фото

Книги Купера и сегодня продолжают учить современников чести, мужеству и верности.

Фенимор Купер

Фенимор Купер – американский писатель-романист и сатирик. Он является одним из основателей жанра авантюрного романа. За годы своей биографии ему удалось написать множество выдающихся произведений, которые сегодня считаются классикой.

Прямо сейчас вы узнаете интересные факты из жизни одного из самых известных классиков приключенческой литературы – Фенимора Купера.

Итак, перед вами краткая биография Купера.

Биография Купера

Джеймс Фенимор Купер родился 15 сентября 1789 года в Берлингтоне (Нью-Джерси). Его отец, Уильям Купер, работал судьей и был весьма зажиточным человеком.

Мать Купера, Элизабет Фенимор, являлась дочерью квакера. Кроме Джеймса, в семье Куперов родилось еще 10 детей.

Детство и юность

В годы революции отец будущего писателя купил земельный надел неподалеку от Нью-Йорка. В скором времени он начал строить дом на берегу озера, в котором позже поселится вся его семья.

Интересен факт, что спустя годы в этом месте появится множество жилых построек, в результате чего образуется город Куперстаун.

Фенимор Купер получил начальное образование в одной из местных школ, после чего поступил в Йельский университет. Однако окончить его ему так и не удалось. Он был отчислен за бесконечное нарушение дисциплины.

В качестве наказания в 1806 г. Фенимора отправили служить во флот. Тем не менее, годы, проведенные на службе, были одними из лучших в его биографии.

Со временем Купер дослужился до офицерского звания и стал одним из самых талантливых знатоков флота. Все эти познания найдут отражение в будущих произведениях Купера.

Творческая биография Купера

Интересно, что Фенимор Купер стал писателем совершенно случайно. Как-то раз он читал супруге один из романов, который был у них в доме.

После прочтения нескольких глав он объявил жене, что, в принципе, автору можно было бы написать и лучше.

Услышав такое заявление, Сюзан поймала его на слове, после чего супруги заключили пари, что он сможет написать более интересный сюжет.

Куперу ничего не оставалось, как приняться за написание романа. Таким образом, через несколько недель из-под его пера вышло первое произведение под названием «Предосторожность». Книга получила неоднозначные отзывы у критиков и в целом осталась незамеченной.

После этого Фенимор издал свой второй роман «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», который вызвал огромный интерес не только в Америке, но и далеко за ее пределами. Получив большую популярность, он решил серьезно заняться писательской деятельностью.

Произведения Купера

В своих произведениях Купер уделял внимание историческим событиям, человеческим качествам и описанию природы. Много информации он черпал из собственной биографии.

В романах «Пионеры», «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт» и «Прерия» он знакомит читателя с жизнью коренных жителей Америки – индейцев, и тех, кто после них стал жить на американской земле.

Эти и другие книги Купера стали бестселлерами и переводились на многие языки мира.

Стоит заметить, что Фенимор Купер написал немало произведений, относящихся к морской тематике.

Он рассказывал об открытии Америки, морских сражениях и корсарах. Его герои попадали в разные опасные ситуации, искали сокровища, спасали любимых девушек и часто находились на грани жизни и смерти.

В России наибольшую популярность Куперу принес роман «Открыватель следов». В нем шла речь о колонизации Северной Америки. Книга стала настолько известной, что ее героев изобразили на одной из почтовых марок СССР.

Справедливо отметить, что Фенимор Купер уделял большое внимание индейцам, которым пришлось пережить немало испытаний.

Он в красках описывал то, как белые люди грабили, издевались и истребляли коренных жителей Америки. Ему удалось наглядно показать, что индейцы часто превосходили белых в моральных качествах.

Купер считается основателем нового литературного направления – романа-вестерна. По его произведениям снято немало художественных фильмов. Основными романами в творческой биографии Купера являются:

  • «Последний из могикан»;
  • «Зверобой, или Первая тропа войны»;
  • «Следопыт, или на берегах Онтарио»;
  • «Браво».

Личная жизнь

В 1811 г. Фенимор Купер женился на Сюзан Аугусте Деланси. Этот брак оказался счастливым и прочным.

Супруги понимали друг друга с полуслова, благодаря чему в их семье всегда царил мир и взаимопонимание. В этом союзе у них родилось семеро детей.

Свадьба Фенимора Купера

Смерть

Джеймс Фенимор Купер умер 14 сентября 1851 года в 61-летнем возрасте. Он скончался от цирроза печени и был похоронен на семейном кладбище в Куперстауне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: