Эрнст Гофман – биография, факты, фото

Биография Гофмана

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 281.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) — немецкий писатель, композитор, художник, юрист. Будучи разносторонне развитой личностью, делал большие успехи в музыке и литературе. Покорил весь мир своими удивительными сказочными историями, на которых выросло не одно поколение детей. Гофман, краткая биография которого полна интересных фактов и событий, оставил большой след в европейской литературе.

Ранние годы

Эрнст Теодор Амадей Гофман появился на свет 24 января 1776 года в Кёнигсберге. Примечательно, что настоящее полное имя писателя — Эрнст Теодор Вильгельм, однако он его изменил в знак особого почитания творчества Моцарта.

Родители Гофмана развелись, когда мальчику исполнилось 3 года. Его воспитанием занялась бабушка по линии матери. Родной дядя Эрнста был юристом и очень образованным человеком, повлиявшим на становление личности будущего писателя. Под его влиянием Гофман также захотел сделать карьеру юриста, несмотря на то, что очень любил музыку и рисование.

Государственная служба

Юноша поступил в Кёнигсбергский университет, который окончил в 1800 году. Он получил место судейского чиновника в Познани, где был радушно принят в обществе. Молодой Гофман обладал многими талантами: он был искусным собеседником, талантливым музыкантом и превосходным карикатуристом.

Государственная служба пришлась не по душе Гофману, который хотел зарабатывать на жизнь искусством. Он пристрастился к кутежам, и подобное поведение негативно сказалось на его репутации: молодой человек был понижен в должности и переведён в Полоцк.

Творческая карьера

Гофман проработал на государственной службе вплоть до 1807 года, после чего уволился с твёрдым намерением посвятить себя искусству. В течение нескольких лет он пытался заработать на жизнь в качестве композитора, дирижёра и декоратора в театрах Берлина, Лейпцига, Бамберга и Дрездена. Также он писал для журналов статьи о музыке.

Профессиональные амбиции Гофмана на какое-то время были удовлетворены должностью капельмейстера. Однако вскоре он потерял это место и был вынужден вновь устроиться на службу, которая давала ему верный заработок и возможность в свободное время заниматься искусством.

Гофманом была написана романтическая опера «Ундина», а также многочисленные произведения для хора, симфонии, камерные сочинения. В литературе Гофман проявил себя как классический романтик, поскольку в те времена, когда он начал писать, царил немецкий романтизм. Первым его опубликованным произведением стала новелла «Кавалер Глюк», которая была напечатана в газете. В 1815 годы был издан сборник «Фантазии в духе Калло», в который вошли новеллы «Кавалер Глюк», «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера», «Дон Жуан».

Наибольшую популярность Гофману принесли его удивительные, ни на что не похожие сказки для детей. Обладая неординарной фантазией, он смог создать волшебный мир, в котором фантастические существа мирно уживаются с людьми, а все происходящее напоминает сон.

Содержание сказок Гофмана таково, что они в равной степени интересны и взрослым, и детям. Перу Гофмана принадлежат сказочные истории «Песочный человек», «Золотой горшок», «Повелитель блох», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» и другие, однако всемирное признание ему принесло произведение на рождественскую тематику «Щелкунчик и мышиный король».

Личная жизнь

При изучении биографии Гофмана стоит отметить, что писатель был не слишком удачлив в личной жизни. В возрасте 18 лет он влюбился в замужнюю женщину, которая была старше его на 10 лет и имела шестерых детей. Этим отношениям воспротивилась семья Гофмана, и юноша прекратил любовную связь.

В 1801 году Гофман женился на польке Михаэлине Рорер-Тжчиньской, ради которой разорвал помолвку с двоюродной сестрой. В этом браке родилась дочь, которая умерла в детстве.

Будучи зрелым женатым мужчиной, Гофман страстно влюбился в юную ученицу Джулию Марк. Заметив это, родители поспешили выдать дочь замуж. Эта потеря была так велика для Гофмана, что он пытался покончить жизнь самоубийством.

Здоровье писателя было безнадёжно подорвано алкоголизмом и сифилисом. Скончался Эрнст Теодор Амадей Гофман 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет.

7 интересных фактов из биографии Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана

Елизавета Окладникова

В России к сказкам Гофмана особенно трепетное отношение. “Крошка Цахес” (1818), “Золотой горшок” (1814) и, конечно же, “Щелкунчик и Мышиный Король” (1816), вдохновили не одного известного писателя. Даже его родной город, бывший столицей Восточной Пруссии, в конце концов отошёл России и стал называться Калининградом, хотя это, конечно, произошло не из-за Гофмана. Именно там в конце января в семье успешного адвоката на свет появился мальчик Эрнст Теодор Вильгельм. Это позже мужчина, влюбленный в музыку Моцарта, захочет называться Амадеем.

Читайте также:
Василий Чуйков - биография, факты, фото

Таланты Гофмана совсем не ограничивались писательством, и на его могиле написано: “Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец”. И, несмотря на то, что все написанное – абсолютная правда, он умер в нищете, а его имущество распродали через несколько дней после смерти.
Он мечтал остаться в истории не как литератор, а как композитор и музыкант. С детства музыка делала его самым счастливым человеком на свете, поэтому к 12 годам Гофман уже освоил орган, скрипку, арфу и гитару. Он сочинил первую в историю романтическую оперу “Ундина” и даже первое литературное произведение “Кавалер Глюк” (1809) было о музыке и музыканте. И этому человеку с талантливой и чуткой душой пришлось почти всю жизнь проработать юристом. Хотя, наверное, Гофман был бы рад, что его сказки вдохновили множество композиторов на создание прекрасной музыки.

Юристом Гофман был превосходным, хоть и ненавидел работу всей душой, сравнивая конторку, в которой он работал, со скалой Прометея. А вот карьера у него складывалась урывками, и не из-за непрофессионализма, а из-за едкого и порывистого характера. Из-за этого Гофмана постоянно перебрасывали по службе. Мало какая женщина смогла бы долго терпеть такого мужа, но Михалина Тшцинськая, полька по национальности, оказалась чудесной супругой. Она все время была рядом с мужем, тихо гордилась его гением, поддерживала его в трудные времена и прощала измены.

Тяжёлым потрясением для четы Гофман стало вторжение наполеоновских войск в Пруссию. и последовавшая за эти война. Эрнст даже начал воспринимать Бонапарта как своего личного врага. Когда французские войска подошли вплотную к Варшаве, Гофман потерял работу, его дочь умерла, а больная жена была вынуждена отправиться к родителям. Сам же писатель перебрался в Берлин и был вынужден перебиваться карикатурами на французского императора. Наконец Гофман получает работу, связанную с музыкой – он устраивается капельмейстером в театр небольшого городка Бамберг. Он счастлив, хоть работа и не приносит особенных денег. Однако он в центре событий – на гастролях труппы в Дрездене Гофман попадает в самый разгар боя, и даже видит издалека ненавистного императора. Хотя это ничуть не озаботило писателя – во время сражения он увлеченно дописывал свой “Золотой горшок”. Однако в театре Гофман надолго не задержался. Друг по университету устраивает непутевого товарища советником Берлинского апелляционного суда. Именно тогда, совершенно неожиданно для Эрнста, он начинает обретать известность, как писатель.

Каждый вечер он напивался, приходил домой и начинал писать. Говорят, иногда жуткие фантазии так будоражили его воображение, что он будил жену и дальше писал только в её присутствии. Может быть, именно из-за этого в его сказках часто встречаются сложные и неожиданные повороты сюжета. А утром Гофман собирался и шёл на работу, чтобы вновь выполнять скучные юридические обязанности. Скорее всего, до ранней смерти писателя довел такой нездоровый образ жизни – много вина, мало сна и физической активности. У Эрнста Теодора развилась болезнь спинного мозга, которая съела его очень быстро. К концу жизни писатель оказался полностью парализованным. Гофману было всего 46 лет, когда он умер.

“Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из жизни великого сказочника.

1. Гофман рос под опекой дяди. Когда мальчику было три года, его родители развелись и больная мать физически не могла заниматься воспитанием ребёнка. Племянником занялся холостой дядя Отто Дерфер, юрист, который счёл своим долгом привить ребенку азы благочестия и строгой морали. Родственники не сошлись характерами, веселый шумный Гофман раздражал педантичного и степенного Дерфера. Они прожили вместе 18 лет, но особой нежности и привязанности не было ни с той, ни с другой стороны. Только одно примиряло дядю и племянника – страстная любовь к музыке.

2. Гофман считал, что его преследовали неудачи. Такие рассуждения неудивительны. Мальчик вырос без родительской ласки, позже ему пришлось учиться скучному юридическому делу. В юности он был безнадежно влюблён в замужнюю женщину с пятью детьми, а реальность всё меньше была похожа на сказку. Его сатирические очерки послужили основанием для ссылки, а постоянное пьянство подорвало здоровье. При взятии Варшавы французами погибла единственна дочь Эрнста Теодора, жену сильно ранили в голову, а сам писатель заболевает нервной горячкой. Он голодал, то и дело занимал в долг на еду и выпивку, порой писателю негде было есть. К тому же его терзала неразделенная любовь. Действительно, особо счастливой его жизнь не назовешь.

Читайте также:
Михаил Тухачевский - биография, факты, фото

3. Гофман ежедневно пил. Начал он это после переезда из столичного Берлина в тихую польскую Познань. Серость и скука провинциального городка плохо повлияли на психику писателя, поэтому он попытался сбежать от реальности в мир алкогольных грез. Его с радостью угощали, ведь он был интересным, талантливым и остроумным собеседником. Привычка пить ежедневно осталась с ним на всю оставшуюся жизнь. Кстати, после смерти Гофмана только его любимый паб простил ему все долги, уж очень он нравился владельцу заведения.

4. Гофман был первым музыкальным критиком Германии. Поначалу Эрнст Теодор был известен как критик, а не как писатель. Его студенческий товарищ с удовольствием публиковал рецензии и статьи Гофмана в своем журнале. Он начинает активно заниматься музыкой, переехав в Варшаву, и даже меняет одно из своих имен и становится Амадеем, в честь любимого Моцарта. Та же он создает оркестр, пишет для него музыку и самостоятельно дирижирует при исполнении собственных произведений. В бамбергский период Гофман публикует критические статьи о творчестве Бетховена, Огиньского и нескольких других композиторов.

5. В жизни Гофмана была трагическая любовь. Писатель, подрабатывающий музыкальным репетитором, безнадежно влюбился в собственную ученицу Юлию Марк. Разница в возрасте была колоссальная, да и Юлия не пылала страстью к больному, бедному, неудачливому алкоголику Гофману. Он совершенно не привлекает девушку, а писатель, напротив, превозносит красоту и таланты Юлии. К тому же, девушка молода, ее родители богаты и влиятельны, ей не нужно думать о приданом. Она веселится в кругу друзей, а Гофман страдает от неразделенной страсти, сгорая как свеча. Только музыка помогает писателю ненадолго забыться. Так продолжается до тех пор, пока его возлюбленная не принимает предложение руки и сердца от обычного немецкого торгаша, который совершенно не умеет себя вести. Когда Гофман узнает о помолвке, все его чувства к Юлии мгновенно улетучиваются.

6. Сказки Гофмана автобиографичны. Особенно заметно это в произведениях, написанных после встречи с Юлией Марк. Особенно хорошо это показывает последний роман Гофмана “Житейские воззрения кота Мурра” (1819), в котором большинство героев (включая главных) списано с людей из бамбергского периода жизни немецкого романтика. А очаровательный кот Мурр – разумное воплощение домашнего любимца Гофмана, умершего незадолго до смерти писателя.

7. Творчество Гофмана всегда было популярно в России. Первые переводы сказок писателя появились в России в год смерти Гофмана. Его романтические образы повлияли на творчество многих российских писателей. К тому же, в XIX веке Эрнста Теодора читали все – Жуковский и Пушкин, Гоголь и Достоевский, Лермонтов и Аксаков, А.К.Толстой и Тургенев. Романтичных поэтов привлекали образы, таинственные, сверхъестественные и манящие, тонкая ирония и мечтательность. Реалисты же приходили в восторг от подробных и емких описаний типичной жизни провинциальных бюргеров.

Эрнст Теодор Гофман – отец кошмаров

Лукавый сказочник утверждал, что кот читает его рукописи вслух. Днем Гофман вел жизнь уважаемого юриста, но по ночам на потоках алкоголя плыла его творческая натура. Вино, проститутки и смерть любимого питомца загнали его в гроб. Но прежде высвободили сказки, которые гипнотизировали и детей, и взрослых. 24 января исполнилось 245 лет со дня рождения немецкого сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Падение первое

Кому-то и одного нокаута достаточно. Гофман раз за разом достигал славы и богатства, но падал вниз, поверженный самой жизнью. В 20 с небольшим он получил отличное юридическое образование и построил успешную карьеру чиновника. Но истинное предназначение видел в музыке.

В 1806 году ему 30. Он дирижирует симфонией собственного сочинения в одном из дворцов Варшавы. Хорошая должность и надежный оклад. Театры ставят его зингшпили – прародители мюзиклов, а партитуры выгодно продаются. Он помышляет поменять службу на творчество. Но выбор за него делает сам Наполеон. В оккупированной французами Варшаве пруссаков гонят из учреждений. Нет должности ни в Вене, ни в Берлине. В Европе чаще свистят пушечные ядра, чем поют со сцены, поэтому и в театре работы нет.

Читайте также:
Ирина Купченко - биография, факты, фото

С женой и двухлетней дочерью они ютятся у знакомых по углам. Гофман много пьет, хотя денег порой не хватает на хлеб. В жаркий август 1807 года от нищеты и болезни умирает малютка Цецилия. Даже в самых добрых сказках писателя никогда не будет счастливого конца. Щелкунчик останется куклой, а нянюшка в «Песочном человеке» баюкает рассказами о выклеванных глазах.

Михалина Рорер-Тжчиньска настрадалась от неверности мужа. Фото: Globallookpress.com

Падение второе

– Смотрите! Мы пили вместе, а теперь он валяется как собака, – сокрушался Гофман, глядя на жениха своей возлюбленной.

В 36 лет он влюбился в 15-летнюю нимфетку Юлию Марк. От нищеты его спас небольшой театр в городе Бамберг – сегодня он называется Э.Т.А. -Гофман-театр. Эрнст здесь и режиссер, и рабочий сцены, и драматург, и композитор, и художник, и помощник управляющего. Позже он напишет рассказ с говорящим названием «Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера». В дополнение дает уроки музыки и пения.

Юлия, дочь дипломата, который женился на собственной племяннице, сразила Гофмана юностью и красотой. Он дал ей ласковое прозвище Котенок. Отныне все женские персонажи в его произведениях будут ее отражением. Михалина, жена Гофмана, ревнует страшно. После смерти дочери у супругов не было детей. Родители Юлии, дабы избежать скандала, срочно выдают девушку за купца Грепеля – изможденного человека, черты лица которого, несмотря на молодость, исказили следы плотских утех. А каждое произнесенное слово свидетельствует о слабоумии, скажет о нем друг и издатель Гофмана Карл Кунц.

– Он отвратителен мне, – напишет в тайной записке Юлия.

Гофман в отчаянии. Он предлагает возлюбленной уйти из жизни вместе. Но вряд ли их любовь была взаимной. Кунц считал, что Гофман ее нафантазировал. После злосчастной попойки, на которой ненавистный жених вырубился, Гофман продолжит отвратительно бухать. Родители Юлии запрещают ему приближаться к их дому. Через несколько лет девушка разведется с Грепелем и вторым браком, по семейной традиции, сочетается с близким родственником.

Падение третье

Снаряд взорвался рядом с каретой. Повозка опрокинулась, но, когда они выбрались, один из пассажиров остался лежать внутри. Гофман помогает своей Мише, как он ласково называл жену, и не замечает, что щепа глубоко ее ранила. Миша осела, и пятна крови проступили сквозь одежду. Ранение не смертельное, но после него она будет долго хромать.

В 1813 году Германия дала отпор французской армии. Из России разбитого Наполеона гнал Барклай-де-Толли.

– Поле покрывали тела убитых русских солдат, часть из которых была страшно изуродована и разорвана в клочья. Одного смерть застигла в тот момент, когда он полез в патронташ, чтобы перезарядить ружье. Русский офицер взметнул правой рукой саблю над головой, да так и застыл навеки. Пушечное ядро попало ему прямо в сердце, оторвав левую руку и раздробив грудь. На вид ему не могло быть больше 23 лет, – описывал ужасы войны Гофман.

За два дня сражения при Дрездене погибли 25 тыс. солдат. Город разрушен. Гофман видел поля, заваленные трупами, и братские могилы, переполненные распухающими на жаре телами. Он помогал раненым в госпитале и лицезрел галерею страданий.

– Слаба человеческая природа, не может вынести кусочка раскаленного железа! – воскликнул Гофман, когда на его глазах шрапнель размозжила голову прохожему и вскрыла ему грудь, как нож прозектора. И немедленно выпил. Злая ирония, алкоголь и сказки – в них писатель спасался от кошмара, который творился вокруг. Он приступает к роману «Эликсиры сатаны». А кроме прочего, его выгоняют из оперной труппы, в которую он с таким трудом устроился после разрыва с Юлией.

Падение четвертое

Испытывая нужду, Гофман пробавлялся антинаполеоновскими карикатурами и газетными статьями. После освобождения Германии от французов в 1814 году его восстанавливают в должности. На смену музыкальному успеху приходит литературный. Сборник рассказов «Серапионовы братья» признают шедевром немецкого романтизма. Сто лет спустя в честь сборника себя окрестят советские писатели Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Елизавета Полонская и др.

Успех сопутствует и Гофману-композитору, им восторгается сам Бетховен. Как юрист он участвует в громком деле по поиску французских шпионов. Он успешно защищает тех соотечественников, которых параноидальный Рейх видит пособником Наполеона. Но известность, связи в высшем обществе, почетные обязанности тяготят писателя. Каждый вечер он проводит за бутылкой, поглаживая любимого кота Мурра, о котором напишет знаменитые «Житейские воззрения». Когда хватает сил – ходит к проституткам. Непонятно, когда Гофман подхватил сифилис. Но известно точно, что Мурр умер в ночь с 29 на 30 ноября 1821 года. Через полтора месяца болезнь приковывает Гофмана к постели. Рукопись и отпечатанные листы романа «Повелитель блох» арестовывают за едкие насмешки в адрес немецких бюрократов. Паралич поднимается от ног. На исходе сил Гофман диктует секретарю окончание романа. Окаменела поясница. 25 июня окостенение достигает шеи. Эрнст Теодор Гофман успевает увидеть последний рассвет. Стальные пальцы призрака, словно сошедшего со страниц его книг, сдавливают горло. Он задыхается…

Читайте также:
Николай Пирогов - биография, факты, фото

Секрет жути

Мемуаристка Татьяна Пассек, любовница собственного дяди Александра Герцена, писала, что «на серьезных молодых людей электрически действовал автор фантастических сказок Гофман». В его историях смешались сон и явь. Живые выдавали себя за мертвецов. А беспринципный гипнотизер Альбан внушал ощущения, будто раскаленный штырь вонзают прямо в мозг. Недаром он переродился в отвратительного персонажа «Кабинета доктора Калигари». Немой фильм 1920 года пугает и сегодня. Вместе с ним Гофман держит нас в липких объятиях ужаса и 300 лет спустя после своей смерти. В 1919 году рассказ «Песочный человек» препарировал психиатр Эрнст Йенч. В эссе «О психологии сверхъестественного» он догадался: один из самых надежных приемов – без труда вызвать впечатление жуткого, оставить читателя в неведении.

Зигмунд Фрейд объяснил, чем пугают «детские» сказки. Фото: Legion-media.ru

Его работу продолжил «мозгоправ» Зигмунд Фрейд, и термин «жуткое» обосновался в психологии. В отличие от откровенно кровавых сочинений братьев Гримм сказки Гофмана полны страха зыбкого. Вот почему от неосознанного ужаса дрожат даже взрослые, а принципы Гофмана используют современные авторы ужастиков:

Эрнст Гофман: биография, творчество, интересные факты

Приветствую моих дорогих читателей! В статье “Эрнст Гофман: биография, творчество, интересные факты” – о жизни известного немецкого писателя-романтика. Годы жизни: 1776-1822. В конце статьи видео.

Многие люди, услышав имя знаменитого немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана, сразу вспомнят прекрасный балет Чайковского “Щелкунчик”. Эта рождественская сказка стала визитной карточкой Гофмана.

Великий романтик, будучи от природы одарен многими талантами, написал еще множество блистательных произведений. Это был не только замечательный писатель, но и композитор, и художник, а также известный юрист.

Эрнст Гофман

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился в Кенигсберге 24 января 1776 г. в семье очень успешного адвоката Кристофа Гофмана и Луизы (Дёрфер). Их союз был некрепким, хотя в семье к тому времени было уже трое детей. В 1779 г. они разъехались.

При разводе старшие дети остались с отцом. Эрнст вместе с матерью уехал в отчий дом Луизы Альбертины, там же проживал ее родной брат Отто. В семье Дёрфер все были юристами, и Отто взял на себя воспитание своего племянника.

К счастью, дядя, будучи довольно известным юристом, в свободное время увлекался музыкой самых разных жанров и мистическими учениями. Это было модным в то время в высшем обществе Германии.

Дядя с самых ранних лет внушал мальчику, что мужчины в их роду должны продолжать семейную традицию и быть хорошими юристами. Но его увлечения серьезно повлияли на дальнейшую жизнь подростка.

Возможно благодаря этому, умный и наблюдательный мальчик с живым воображением, прекрасно успевал по всем школьным предметам. К 12 годам Эрнст играл на многих музыкальных инструментах и хорошо рисовал.

Эрнст, влюбленный в музыку Амадея Моцарта, захочет называться Амадеем. Позже он изменит имя на Эрнст Теодор Амадей.

По традициям семьи, любые таланты, кроме как в юриспруденции, могли быть хороши только для отдыха и в качестве увлечения. Главное в жизни – это настоящее дело, приносящее солидный доход. Юноша, который метался между любимой музыкой и рисованием, все-таки поступил на юрфак Кенигсбергского университета.

Постигая юридические науки, он успевает серьезно заниматься рисованием, сочинять красивые мелодии и очень много читать. На прикроватной тумбочке всегда можно было найти томики Стерна, Руссо и Шекспира. Он пробует себя в литературе.

О личной жизни

А еще он влюблен в симпатичную Дору Хатт. Она на девять лет старше его и уже давно замужем. Роман длился почти все годы обучения, но по окончании университета родные отослали юношу в Глогау, где необходимо было сдать еще один госэкзамен.

Читайте также:
Игорь Саруханов - биография, факты, фото

Оказалось, что у дяди из Глогау есть дочка на выданье, и вся его семья питает надежду, что кузина ему понравится. Действительно, Эрнст прошел обряд обручения, сдал экзамен и был назначен в Берлин.

Спустя два года, Эрнст, сдав еще один госэкзамен, назначен на хорошую должность в Познани. Там он встречает очаровательную польку Михалину Тжчиньскую. Молодой юрист, разрывая помолвку, делает предложение руки и сердца Михалине.

Этот брак продлится более двадцати лет. Михалина прощает любимому мужу все: острую нехватку денег, довольно тяжелый характер и даже увлечение другой.

Гофман пережил много тяжелых моментов. Лишился должности. Некоторое время был без средств к существованию, оплакивал смерть своей двухлетней дочурки.

После всех испытаний Гофману предлагают должность театрального капельмейстера. И он полностью отдается музыке! Этот период его жизни – один из блистательных и плодотворных. Он сочиняет музыкальные композиции для театральных спектаклей, дает уроки. В 1809 г. был напечатан небольшой рассказ “Кавалер Глюк”.

Гофман преподает музыку хорошенькой 13-летней Юлии Марк, обладательнице чудесного голоса. Гофману исполнилось 33 года, и он ясно понимает, что вновь влюблен. Это чувство продлится более четырех лет.

Гофмана терзают страдания, он пьет много вина и пишет в дневнике о своих чувствах. Приходят мысли о самоубийстве. И вот конец всему. Юлия выходит замуж за богатого торговца, а Гофман уезжает из города.

Эрнст Гофман был парализован весной 1822 года. Скончался 25 июня в возрасте 46 лет. Похоронен в Берлине на Иерусалимском кладбище.

У произведений Гофмана всегда было немало поклонников. Его творчеству давали высокую оценку самые знаменитые классики мировой литературы.

Видео

В этом видео дополнительная информация по теме “Эрнст Гофман: биография”

Эта информация будет полезна школьникам и студентам. Друзья, поделитесь статьей “Эрнст Гофман: биография, творчество” в соц. сетях. До новых встреч на сайте! Заходите, забегайте, заползайте! Всегда жду!

Юрий Олеша

Биография

Русский советский писатель и поэт, драматург, сатирик и киносценарист Юрий Олеша подарил миру роман-сказку «Три толстяка» и десятки других удивительно-талантливых произведений, поставленных на театральной сцене и легших в основание художественных картин и мультипликационных фильмов.

Детство и юность

Любимый миллионами писатель родился в 1899 году в Елисаветграде (ныне Кропивницкий). Род Олеша старинный, его корни прослеживаются с XV века, от боярина Олеши Петровича, которому удельный князь Федор Боровский передал во владение село Бережное, тогда входившее в состав Великого княжества Литовского и Королевства Польского (сегодня Белоруссия). Православный Олеша Петрович полонизировался и перешел в католичество.

Юрий Олеша

Спустя два столетия после раздела Речи Посполитой земли перешли Российской империи, а Олеши стали белорусскими дворянами, оставив языком общения польский. Отец будущего писателя – Карл Олеша – был акцизным чиновником и помещиком: владел лесным имением, носившим название «Юнище». Карл с братом – заядлые картежники – продали поместье за долги.

В обрывках детских воспоминаний Юрия Олеши остались катание на рысаках, жизнь в роскошной квартире и скандалы из-за отцовских попоек и поздних возвращений из клубов. Позже Олеша напишет, что «клубы – одно из главных слов моего детства». Мама Юрия – талантливая художница и красавица Ольга, которую называли Рафаэлем.

Юрий Олеша в детстве с сестрой Вандой

Юрий прожил в Елисаветграде первые 3 года, затем семейство переехало в Одессу. Воспитанием мальчика занималась говорящая по-польски бабушка. Революционные события мелкобуржуазная семья Олеша приняла настороженно. Приход в Одессу мятежного броненосца «Потемкин» вызвал ужас и ожидание неизбежного конца благополучной прежней жизни.

В 11 лет Юрий стал учеником Ришельевской гимназии. Юного ироничного шляхтича в классе побаивались: попасть в поле внимания язвительного Олеши значило надолго стать посмешищем всей гимназии. Уже тогда мальчик обладал невероятной фантазией и метко выражался.

Юрий Олеша в молодости

Первые рифмованные строчки Юрий Олеша написал в старших классах. В одесском «Южном вестнике» состоялся литературный дебют юноши: редакция взяла стихотворение «Кларимонда» в печать. В 1917-м Юрий Олеша получил аттестат зрелости и поступил в Одесский университет, выбрав юридический факультет.

Читайте также:
Александр Флеминг - биография, факты, фото

Литература

Не принявшие революции родные Юрия иммигрировали в Польшу, а он отказался и остался в Южной Пальмире, где кипела литературная жизнь. Вместе с Валентином Катаевым и Ильей Ильфом он влился в «Коммуну поэтов». В городе на берегу Черного моря одно за другим возникали литературные объединения. В 8-й аудитории университета по четвергам проходили творческие вечера талантливых одесситов. Кумирами молодежь называла Николая Гумилева, Александра Блока, Игоря Северянина.

Юрий Олеша в Одессе

В Одессе состоялся драматургический дебют Олеши – пьеса под названием «Маленькое сердце». Ее поставили члены литературных кружков. Текст сочинения затерялся, но в творческой биографии писателя пьеса сыграла роль: Юрий услышал первые восторженные отклики.

В 1920-м жемчужину у моря, неоднократно переходившую из рук в руки, заняла Красная армия. Волны беженцев приносили весьма талантливых людей со всех концов разрушенной империи. В город приехал поэт и прозаик Владимир Нарбут, повлиявший на жизнь Юрия Олеши.

Юрий Олеша

Теперь одесские литераторы сочиняли агитационные текстовки к плакатам и листовкам, устраивали спектакли в рабочих столовых, которые открылись в ранее фешенебельных ресторанах и кафе. Новую одноактную пьесу Олеши «Игра в плаху» увидели на сцене Театра революционной сатиры.

Весной 1921-го Олеша и Катаев перебрались за Нарбутом в Харьков, где литератору доверили руководить украинским радиотелеграфным агентством. Юрий Олеша устроился в театре «Балаганчик», но спустя год компания переехала в столицу. В Москве одессит поселился в писательском доме и устроился на работу в газету «Гудок», на страницах которой публиковались Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров. Писатель назвал «гудковский» период лучшим в жизни.

Юрий Олеша в редакции газеты “Гудок”

Юрий служил в отделе информации, где заклеивал конверты с редакторскими письмами: в Москве, после провинциальной Одессы, Олеша начинал карьеру с нуля. Спустя год начальник отдела, почитав сочинения подчиненного, доверил написать фельетон в стихах. На вопрос, кем подписать, посоветовал псевдоним «Зубило».

Дебют увенчался успехом. В «Гудке» один за другим появлялись новые фельетоны, подписанные «Зубило». Материалы Олеше поставляли рабкоры, писавшие о воровстве, кумовстве, бюрократии и прочих язвах общества в регионах. Читателям хлесткие стихотворные опусы Юрия Олеши нравились, на них приходили сотни откликов.

Юрий Олеша

В 1924 году литератор подарил читателям первое объемное прозаическое сочинение – роман-сказку «Три толстяка». Ее опубликовали спустя 4 года. Идея написать сказку возникла у Юрия Олеши в общежитии «Гудка» (это его комнату без мебели за хлипкой перегородкой Ильф и Петров описали в «12 стульях»). В окне напротив писатель разглядел юную красавицу, увлеченно читавшую книгу. Девушку звали Валентина Грюнзайд. Спустя 4 года она стала женой Евгения Петрова.

А тогда очарованный погрузившейся в чтение сказок Андерсена 15-летней Валей Олеша поклялся сочинить сказку получше, чем у датчанина. В типографии прихватил рулон бумаги и, раскатав на полу, ночами писал роман. Первое издание посвятил Валентине Грюнзайд.

Иллюстрация к сказке Юрия Олеши «Три толстяка»

В городе Толстяков угадывалась теплая Одесса. Карнавальная сказка с революционным сюжетом читалась легко, фантазия и блестящие метафоры автора восхищали детей и взрослых. В 1930-м сказку впервые поставили на подмостках МХАТа. Инсценировка переведена на 17 языков и сегодня ставится на мировых сценах. В 1966 году Алексей Баталов с Иосифом Шапиро сняли картину «Три толстяка».

В печать сказка попала лишь после оглушительного успеха второго романа Олеши, вышедшего в 1927 году под названием «Зависть». Роман о судьбе интеллигенции после революции считается лучшим в наследии Юрия Олеши. Мечтателя из «Зависти» Николая Кавалерова, в котором угадываются черты автора, современники назвали героем времени. В середине 1930-х Абрам Роом снял по роману драму «Строгий юноша».

Книга Юрия Олеши «Зависть»

Громкий успех романа открыл дорогу «Трем толстякам»: ранее «революционную» сказку не печатали из-за неприятия жанра для молодого социалистического государства.

В начале 1930-х Олеша написал по роману «Зависть» пьесу «Заговор чувств», но цензура разглядела в ней критику строя и запретила. Писатель переделал произведение, назвав его «Список благодеяний». В 1931-м пьесу взял в театральный репертуар Всеволод Мейерхольд. Постановка шла три сезона в переполненных зрительских залах, но вскоре попала под запрет: чиновники снова нашли крамолу.

Писатель Юрий Олеша

Писатель надолго замолчал. Многих коллег, близких друзей Олеши репрессировали, а на его творчество наложили запрет. Начавшуюся Великую Отечественную войну Юрий Олеша пережил в эвакуации в Туркмении.

Читайте также:
Уинстон Черчилль - биография, личная жизнь, фото

Запрет на книги сняли в середине 1950-х, но Олеша мало писал. В основном это были инсценировки на романы классиков – Достоевского, Чехова. Юрий Карлович просиживал за рюмкой в ресторане Дома литераторов, где коллеги почитали за честь его угостить. О нерастраченном даре литератора свидетельствуют записи дневников, собранные и изданные после его смерти в начале 1960-х.

Личная жизнь

Прототипами девочек Суок из «Трех толстяков» были сестры Лидия, Ольга и Серафима, носившие такую же фамилию. С девушками Юрий познакомился в Одессе, где обосновалась семья бывшего австрийского атташе.

Юрий Олеша, Ольга и Серафима Суок

В младшую из них, Симу, Юрий Олеша влюбился. Они прожили в гражданском браке три года, но ветреная муза Серафима дважды сбегала от Олеши. Во второй раз – к другу Владимиру Нарбуту.

В середине 1920-х писатель женился на средней из сестер – Ольге, с которой и прожил до конца дней. Общих детей у пары не было, и Юрий Карлович воспитывал сына Ольги от первого брака.

Смерть

Жизнь Юрия Олеши сократило пагубное пристрастие к выпивке. Незадолго до смерти литератор, в карманах которого гулял ветер, спросил у коллег, каких он похорон удостоится. Ему ответили, что в последний путь проводят по высшей категории. С горькой иронией Олеша спросил, нельзя ли провести по низшей категории, а разницу отдать деньгами сейчас.

Могила Юрия Олеши

Умер литератор весной 1960 года. Его похоронили на Новодевичьем. Место отвели по «высшей категории» – в первом ряду первого участка.

Юрий Олеша

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.

В биографии Олеши есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Юрия Олеши.

Биография Олеши

Юрий Олеша появился на свет 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (ныне Кропивницкий). Он рос в семье обедневших белорусских дворян Карла Антоновича и Олимпии Владиславовны. У него была сестра Ванда, которая скончалась от тифа в 22-летнем возрасте.

Родным языком для Олеши был польский. Когда ему едва исполнилось 3 года, он вместе с семьей перебрался в Одессу. Тут он начал обучение в Ришельевской гимназии. Тогда же он увлекся футболом, вследствие чего начал выступать в составе гимназистской команды.

В данный период биографии Юрий Олеша проявлял живой интерес к поэзии, начав писать свои первые стихотворения. В одесском «Южном вестнике» состоялся его литературный дебют – был напечатан его стих «Кларимонда».

После окончания гимназии Олеша продолжил получать образование на юрфаке Одесского университета. В стенах данного вуза он проучился пару лет. Вместе с тем, его все больше увлекала писательская деятельность, которой он хотел посвятить свою биографию.

Творчество

В Одессе Юрий тесно общался с молодыми писателями Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом. В результате, приятели создали общество «Коллектив поэтов». Позднее он переехал в Харьков. В этом городе парень трудился журналистом и публиковался в местных изданиях.

В 1922 г. Олеша обосновался в Москве, где писал фельетоны и статьи для газеты железнодорожников «Гудок». Любопытно, что в данном издании также публиковались работы Булгакова, Катаева, Ильфа и Петрова. С каждым годом его писательский талант развивался все больше.

В 1924 г. Юрий Олеша написал свое первое крупное сочинение – роман-сказку «Три толстяка». Данное произведение пропитано романтическим революционным духом. В городе Толстяков угадывалась теплая Одесса. Спустя 6 лет сказку впервые поставили на сцене МХАТа.

Олеша в группе с Валентином Катаевым и Михаилом Булгаковым

Сегодня спектакль успешно ставится на крупнейших площадках мира. В 1927 г. Олеша представил роман «Зависть». Книга, рассказывающая о драме интеллигента, который оказался «лишним человеком» в послереволюционной России, вызвала многочисленные дискуссии в литературоведении и стала основой для пьесы «Заговор чувств».

«Зависть» считается многими критиками не только лучшим произведением Юрия Олеши, но и одним из самых успешных в русской литературе 20-го столетия.

В активно развивающуюся «индустриальную» литературу Олеше вписаться не удалось. В 30-е годы он не написал ни одного крупного художественного произведения. В то время в советском государстве его мечтательные персонажи оказались не востребованы.

Читайте также:
Роза Люксембург - биография, факты, фото

Юрий Олеша надолго замолчал. Многих его коллег и друзей репрессировали, а на его творчество наложили запрет. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) он находился в эвакуации в Туркмении. Возвратившись домой в 1947 г. мужчина ощущал дискомфорт.

Обстановка в государстве и в культуре угнетали Олешу. Его обязывали писать произведения в духе соцреализма, но сам он этого не хотел и не мог. В последние годы биографии его часто видели в ресторане Дома литераторов, где он пил водку.

Юрий Олеша испытывал серьезные материальные трудности, поэтому успешные советские писатели почитали за честь угостить его, по достоинству оценивая его литературный талант.

Личная жизнь

Прототипами девочек Суок из «Трех толстяков» являлись сестры Лидия, Ольга и Серафима, носившие одноименную фамилию. Юрий влюбился в младшую из сестер – в Серафиму. Вместе молодые люди прожили около 3-х лет, но легкомысленная девушка дважды сбегала от Олеши.

Известно, что во время написания «Трех толстяков» писатель проявлял знаки внимания к Валентине Грюнзайд. Любопытно, что этот роман-сказу он посвятил именно ей. Однако, к моменту издания произведения девушка уже была супругой литератора Евгения Петрова (Катаева).

Юрий Олеша, Ольга и Серафима Суок

В середине 20-х Олеша взял в жены среднюю из сестер Суок – Ольгу. Вместе с ней он прожил до конца своих дней. Общих детей у пары так и не родилось. Стоит заметить, что Юрий воспитывал сына Ольги от предыдущего брака, который в 17-летнем возрасте свел счеты с жизнью.

Смерть

Злоупотребление алкоголем негативно отразилось на здоровье писателя. Незадолго до своей кончины Олеша узнал, что существуют различные категории похорон советских литераторов. Тогда он поинтересовался, каких почестей удостоится он.

Мужчине сказали, что его похоронили бы по наивысшему разряду. Услышав это он спросил, нельзя ли похоронить его по низшей категории, а разницу деньгами вернуть сейчас? Юрий Олеша умер 10 мая 1960 г. от инфаркта в возрасте 61 года.

Фото Олеши

Олеша и Мейерхольд Олеша в редакции газеты «Гудок»

Юрий Олеша – биография, новости, личная жизнь

Юрий Олеша

Юрий Карлович Олеша. Родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) — умер 10 мая 1960 года в Москве. Русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист.

Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1899 года в Елисаветграде (затем Кировоград, с 2016 года – Кропивницкий).

Его семья была обедневшими белорусскими дворянами. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу.

Отец – Карл Антонович Олеша, акцизный чиновник. После революции уехал в Польшу, где умер в 1940-е годы.

Мать – Олимпия Владиславовна (1875-1963), тоже жившая после революции в Польше, пережила сына.

Старшая сестра – Ванда (1897-1919), умерла от тифа в юности.

Родным языком Юрия был польский.

В 1902 году семья переехала в Одессу. Там Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии. Ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах.

Юрий Олеша в молодости

В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). “Одно из самых дорогих для меня воспоминаний моей жизни – это моя работа в “Гудке”. Тут соединилось всё: и моя молодость, и молодость моей советской родины, и молодость, если можно так выразиться, нашей прессы, нашей журналистики”, – позднее писал Олеша в своем дневнике.

Читайте также:
Эрнесто Че Гевара - биография, факты, фото

В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке, в котором, как писал он в своем дневнике, все «буквально играло, веселилось моцартианское начало».

В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений. Писатель оказался невостребованным. На Первом съезде Союза писателей Олеша произнёс покаянную речь, где уподобил себя главному герою романа «Зависть» Николаю Кавалерову: “Кавалеров — это я сам. Да, Кавалеров смотрел на мир моими глазами: краски, цвета, образы и умозаключения Кавалерова принадлежат мне. И это были наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства или вылетели из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений. Как художник, проявил я в Кавалерове наиболее чистую силу, силу первой вещи, силу пересказа первых впечатлений. И тут сказали, что Кавалеров — пошляк и ничтожество. Зная, что много в Кавалерове есть моего личного, я принял на себя это обвинение в пошлости, и оно меня потрясло”.

Литературовед А. Гладков назвал выступление Олеши, развенчивающее Кавалеровых как пережиток старого режима, «автобиографическим самооговором»: «Запретив себе в искусстве быть самим собой, Олеша стал никем. Таков суровый и справедливый закон творчества. Или ты — это ты, или — никто». Сам Олеша так объяснял в письме к жене свой творческий кризис: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику».

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша работал над пьесой о нищем, «в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички “писатель”».

Критическое отношение к советской действительности сквозит и в пьесе «Список благодеяний» (1930), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям).

В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 годы не переиздавались.

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка того времени, которую он не воспринимал, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. Писать по канонам соцреализма он не хотел и не мог. “Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция”, — писал он в своём дневнике.

Однако о том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. После смерти писателя, в 1961 году, под названием «Ни дня без строчки» были опубликованы первые выдержки из его дневника. В отборе и составлении книги принимал участие Виктор Шкловский. Отдельное издание вышло в 1965 году. В книге Олеши прихотливо перемешаны автобиографические сюжеты, размышления автора об искусстве и о происходящем вокруг. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания» (редактор В. Гудкова).

“Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар – не знаю. Почему-то он нужен людям. Ребёнок, услышав метафору, даже мимоходом, даже краем уха, выходит на мгновенье из игры, слушает и потом одобрительно смеется. Значит, это нужно”, – писал он о себе.

Читайте также:
Анна Астраханцева - биография, семья, фото

После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Эм. Казакевича. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша ответил: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?

Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

“В конце концов неважно, чего я достиг в жизни, – важно, что я каждую минуту жил”, – говорил Олеша.

Юрий Олеша (документальный фильм)

Личная жизнь Юрия Олеши:

Ухаживал за Валентиной Леонтьевной Грюнзайд, которой даже посвятил книгу «Три толстяка». Однако Грюнзайд предпочла ему другого – стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева).

Проживал в гражданском браке с Серафимой Суок.

Серафима Суок – гражданская жена Юрия Олеши

Жена – Ольга Суок (1899—1978), родная сестра его бывшей гражданской жены Серафимы Суок. Воспитывал её сына от первого брака, который в 17 лет покончил с собой.

Юрий Олеша с Серафимой и Ольгой Суок

Юрий Олеша и Ольга Суок

Библиография Юрия Олеши:

«Три толстяка» (1924);
«Зависть» (1927);
«Нищий» (эскизы, 1929)

«Маленькое сердце» (1918, текст утерян);
«Игра в плаху» (1920);
«Заговор чувств» (1929, инсценировка романа «Зависть»);
«Три толстяка» (1929, инсценировка одноимённого романа);
«Список благодеяний» (1930);
«Смерть Занда» (неоконченная пьеса о коммунисте Занде в 6 сценах, 1929—1930);
«Смерть Занда» (другое название — «Чёрный человек», наброски к пьесе о писателе Занде, 1931—1934);
«Бильбао» (эскизы, 1937—1938);
«Черная бутылка» (эскизы инсценировки романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта», 1946);
«Идиот» (инсценировка романа Ф. М. Достоевского, 1958);
«Цветы запоздалые» (инсценировка рассказа А. П. Чехова, 1959);
«Гранатовый браслет» (эскизы инсценировки повести А. Н. Куприна, 1959)

«Рассказ об одном поцелуе» (1918; судьба фильма неизвестна);
«Строгий юноша» (1934, для фильма «Строгий юноша»);
«Кардинальные вопросы» (1935, не снят);
«Солдаты болот» («Вальтер», для фильма «Болотные солдаты», 1938);
«Ошибка инженера Кочина» (для фильма «Ошибка инженера Кочина», совм. с А. Мачеретом, 1939);
«Двадцатилетие советской кинематографии» (для документального фильма «Кино за 20 лет», совм. с А. Мачеретом, В. Пудовкиным, Э. Шуб, 1940);
«Маяк» (диалоги для новеллы из «Боевого киносборника № 9», 1942);
«Девочка и цирк» (для мультфильма «Девочка в цирке», 1949);
«Огонь» («Мышь и время», 1950, не снят; позже сценарий был переработан М. Вольпиным и О. Суок для мультфильма «Огонь», 1971);
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (для мультфильма “«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1951);
«Море зовёт» (диалоги для фильма «Море зовёт», сценарий В. Морозова, Н. Морозовой, 1959);
«Три толстяка» (по одноимённому роману, 1959, не снят)

«Агасфер» (1920);
«Беатриче» (1920)

«Ни дня без строчки» (избранные фрагменты, разделённые по темам);
«Книга прощания» (полное издание, исключающее некоторые повторы, в хронологическом порядке)

Экранизации произведений Юрия Олеши:

1963 — Три толстяка (мультфильм);
1966 — Три толстяка (фильм);
1967 — Зависть (телеспектакль);
1967 — Ангел (киноальманах «Начало неведомого века», новелла первая);
1969 — Цветы запоздалые (инсценировка рассказа Чехова, сделанная Юрием Олешей);
1971 — Огонь (мультфильм);
1980 — Разлучённые (мультфильм).

кадры из фильма “Три толстяка”

Сценарии Юрия Олеши к фильмам:

1936 — «Строгий юноша»;
1938 — «Болотные солдаты»;
1939 — «Ошибка инженера Кочина»;
1940 — «Кино за 20 лет» (документальный);
1942 — «Боевой киносборник № 9» (новелла «Маяк», диалоги);
1950 — «Девочка в цирке»;
1951 — «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
1959 — «Море зовёт» (диалоги)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: