Джузеппе Верди – биография, факты, фото

Джузеппе Верди

Фото Все

Видео Все

Джузеппе Верди – Травиата

Джузеппе Верди – Власть судьбы. Гении и злодеи.

Джузеппе Верди — биография

Джузеппе Верди – великий итальянский композитор, автор 26 опер, реквиема, струнного квартета и нескольких духовных пьес. Вершиной его творчества считаются «Аида», «Отелло», «Фальстаф», «Риголетто».

Маэстро итальянской революции, величайший из композиторов, живших в 19-м веке – именно таким запомнился Джузеппе Верди. Он последний классик в трехвековой истории развития итальянской оперы, именно он сделал ее поистине народным искусством. Его произведения дышат искренностью и вдохновением, они вошли в сокровищницу мирового оперного искусства. Именно ему удалось сделать этот вид искусства таким, каким он дошел до наших дней.

Детство

Родиной будущей гордости итальянской оперы стала небольшая деревушка Ле Ронколе, рядом с городом Буссето. Тогда она территориально относилась к Первой Французской империи, поэтому официально принято считать, что родина Верди — Франция. Именно там 10 октября 1813 года у крестьян Карло Джузеппе Верди и его супруги Луиджи Уттини родился сын, которому суждено было прославиться на весь мир. Полное имя мальчика звучало как Джузеппе Фортунино Франческо Верди. Отец новорожденного владел местным трактиром, мама трудилась пряхой.

Творческие способности малыша проявились в детские годы, поэтому он получил в дар от родителей свой первый музыкальный инструмент – спинет, чем-то напоминающий клавесин. Мальчик подрос, и его пристроили в деревенскую церковь, где он продолжил заниматься музыкой и впервые сел за орган. Он учился под руководством священника Пьетро Байстрокки.

Джузеппе Верди в молодости

В возрасте одиннадцати лет он уже справлялся с обязанностями органиста. Во время одной из церковных служб он попался на глаза городскому купцу Антонио Барецци, который предложил мальчишке продолжить обучение у настоящих профессионалов. Сначала Джузеппе поселился в доме купца, который оплатил его занятия с самым лучшим преподавателем, которого можно было найти в городе, потом за средства того же Барецци Верди отправился в Милан, где продолжил шлифовать свое мастерство.

Кроме музыки Джузеппе нравилась и литература, его любимыми авторами стали Шекспир, Данте, Гете, Шиллер.

Музыка

Целью музыканта в Милане была Консерватория, Верди хотел поступить туда учиться, но ему отказали. Причин было две – недостаточный уровень владения игрой на фортепиано и возраст. На тот момент парню уже исполнилось 18, а таких в Консерваторию уже не принимали. Стоит отметить, что в настоящее время консерватория в Милане носит имя прославленного композитора, хотя он там и не учился.

Но Джузеппе не стал опускать руки, он договаривается с частным преподавателем, занимается изучением основ контрапункта. Он бывает на всех оперных спектаклях, концертах, посещает собрания местного бомонда. Именно тогда ему приходит мысль стать театральным композитором.

По окончанию обучения в Милане, начинающий музыкант вернулся в Буссето. Там с помощью того же купца Барецци состоялось его первое выступление, положившее начало творческой биографии талантливого композитора. Концерт прошел с большим успехом, после Верди получает предложение от своего благодетеля и начинает давать уроки музыки его дочери Маргарите. Молодые люди влюбляются друг в друга, их отношения переходят в романтические.

Верди начал свой творческий путь с написания небольших произведений – романсов, маршей. Первым большим произведением композитора стала опера под названием «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», поставленная в миланском театре «Ла Скала». Успех превзошел все ожидания, и с Верди заключили контракт на создание еще 2-х опер. Точно в срок он предоставил заказчику свои произведения «Король на час» и «Набукко».

Первая опера стала провальной, она не понравилась ни зрителям, ни критикам. От второй импресарио решил вообще отказаться, но через два года все же поставил на сцене театра. И не прогадал, опера прошла с невероятным успехом.

За эти два года Верди уже полностью пал духом, провалился «Король на час», он потерял жену и детей, поэтому хотел бросить свои занятия музыкой. Поэтому после премьеры «Набукко» он как будто бы ожил, к тому же его стали считать успешным композитором. Только за один год эту оперу поставили 65 раз, она и сейчас есть в репертуаре многих театров мира.

В те годы карьера композитора переживала настоящий подъем. После успеха «Набукко» появились еще несколько произведений Верди, которые пришлись по душе зрителю – «Ломбардцы в крестовом походе», «Эрнани».

Первую из них продемонстрировали в Париже, хотя композитору и пришлось немного потрудиться над корректировкой первоначального варианта. Во-первых, он заменил всех героев. Если до этого они были итальянцами, то теперь стали французами. Во-вторых, переименовал произведение, и назвал его «Иерусалим».

Однако самым любимым своим творением Верди называл оперу «Риголетто», в основу которой легла пьеса Гюго «Король забавляется». Русскому зрителю эта опера знакома по композиции под названием «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу «Риголетто» ставили практически все мировые театры, за эти годы ее успели увидеть миллионы зрителей, она до сих пор не сходит с афиш. Арии шута Риголетто звучали в исполнении Пласидо Доминго, Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева.

Через два года выходит еще одна прославленная опера великого маэстро – «Травиата», созданная на основе романа Дюма-сына «Дама с камелиями».

В 1871 году к композитору обратился правитель Египта, который попросил его создать произведение для тетра оперы в Каире. 24 декабря 1871 года, прямо в день открытия Суэцкого канала, состоялась премьера нового произведения Верди – «Аида». Любители оперной музыки узнают ее по «Триумфальному маршу».

За всю свою творческую жизнь Верди стал автором двадцати шести опер и реквиема. В то время оперой интересовались все слои населения, поэтому в театре рядом с вельможами можно было встретить и бедняков.

Наверное, по этой причине Верди стал для итальянцев народным композитором. Он писал музыку, понятную для всех, каждый находил в ней что-то свое, для простых людей она звучала, как призыв бороться с несправедливостью устройства мира.

Читайте также:
Надежда Михалкова - биография, факты, фото

Стоит отметить, что вечным «соперником» Верди в те годы считали Рихарда Вагнера, который был его ровесником. Их творчество спутать невозможно, но оба они внесли свой вклад в реформаторство оперного искусства. Они знали о существовании друг друга, но встретиться им ни разу не довелось. И, тем не менее, их музыкальные произведения больше походили на полемику двух великих композиторов.

Жизнь и творчество Верди нашли отражение в многочисленных книгах и нескольких художественных лентах. Самым удачным проектом можно назвать мини-сериал «Жизнь Джузеппе Верди», снятый режиссером Ренато Кастеллани, представленный на суд зрителя в 1982 году.

Личная жизнь

Первой женой композитора стала Маргарита Барецци, дочь купца, благодаря которому Верди получил музыкальное образование. Они поженились в 1836-м, и вскоре у них родилась дочка Вирджиния Мария Луиза. Девочка прожила всего полтора года и умерла. За месяц до ее смерти супруга родила Джузеппе сына, которого назвали Ицилио Романо, но и он не пережил младенческий возраст. Спустя год не стало любимой жены музыканта – Маргариты. Причиной ее смерти стал энцефалит.

Джузеппе Верди и Маргарита Барецци

Композитору было всего 26, а он уже успел пережить боль потерь самых родных ему людей. Он живет на съемной квартире рядом с церковью Санта Сабина и старается справиться со своим горем. Именно в этот момент у него созревает решение бросить заниматься музыкой.

Личная жизнь Джузеппе изменилась в 1848 году, когда он встретил итальянскую оперную певицу Джузеппину Стреппони. Целых десять лет их брак был гражданским, их отношения вызывали осуждение тогдашнего общества. Чтобы избавиться от кривотолков, они поженились официально в 1859-м в Женеве. Супругам не хотелось быть предметом обсуждений, поэтому они предпочли себе для жизни уединенную виллу Сант-Агата. Над проектом этого дома работал сам композитор, он ни разу не обратился к архитекторам.

Джузеппе Верди и Джузеппина Стреппони

Дом был обычным, настоящим украшением виллы стал сад, с невероятно красивыми цветами и экзотическими деревьями. Композитор растил их сам, и очень любил заниматься этим делом. В этом же саду похоронена его любимая собака, на ее могиле сохранилась надпись, которая гласит: «Памятник моему другу».

Супруга стала для музыканта музой и другом. В 1845-м она лишилась голоса, и решилась уходить из театра. Следуя ее примеру, Верди тоже решил закончить свою карьеру композитора, тем более, что к тому времени у него были и слава и богатство. Но Джузеппина отговорила супруга от этого опрометчивого решения, и после этого он создает одно из самых гениальных своих произведений – «Риголетто». Джузеппина умерла в 1897-м, а до этого она была опорой и надеждой великого музыканта.

Смерть

В январе 1901-го Верди приехал в Милан, поселился в отеле. 21 января его «подкосил» инсульт, Джузеппе почти полностью был парализован. Однако это не помешало ему продолжать изучать партитуры опер. В тот момент перед ним находились две оперы Пуччини – «Тоска» и «Богема», а также одно произведение Чайковского – «Пиковая дама». Однако он так и не успел дать свою рецензию этим операм, с каждым днем он слабел все больше и больше, и умер 27 января 1901 года.

Местом упокоения Джузеппе Верди стало миланское Монументальное кладбище. Однако спустя месяц его останки перенесли в другое место. Когда-то Верди открыл дом отдыха для музыкантов на пенсии, и именно на его территории нашел свой последний приют великий композитор.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi) – биография, новости, личная жизнь

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi). Родился 10 октября 1813 года в дер. Ле Ронколе (Пармское герцогство, Французская империя) – умер 27 января 1901 года в Милане (Италия). Итальянский композитор. Один из величайших деятелей в истории мирового оперного искусства.

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе (недалеко от Буссето) в Пармском герцогстве.

Отец – Карло Верди, содержал деревенский трактир.

Мать – Луиджа Уттини, была пряхой.

Его семья была очень бедной, в связи с чем детство Джузеппе было очень тяжелым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

В какой-то момент на чрезвычайно одаренного в музыкальном отношении мальчика обратил внимание Антонио Барецци – богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором.

По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учебы в Буссето. Так началась новая, еще более тяжелая полоса жизни – годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции – Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьезному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы – Шекспир, Данте, Гете, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений – роман «Обрученные» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры. Кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьез подумать о карьере театрального композитора.

Читайте также:
Аглая Тарасова - биография, факты, фото

Джузеппе Верди в молодости

Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi – местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал свое первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Личная жизнь Джузеппе Верди:

Дважды был женат.

Первой супругой стала дочь Антонио Барецци. Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Маргарита родила ему двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 – 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 – 22 октября 1839). Оба ребенка умерли в младенческом возрасте.

18 июня 1840 года в возрасте 26 лет первая супруга композитора скончалась от энцефалита.

Вторая жена – Клелия Мария Жозефа (Джузеппина) Стреппони (итал. Clelia Maria Josepha (Giuseppina) Strepponi; 8 сентября 1815 – 14 ноября 1897), известная итальянская оперная певица-сопрано XIX века. Талант певицы наиболее известен по ее бельканто-ролям в операх Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти и Джоакино Россини, зачастую в партнерстве с тенором Наполеоне Мориани и баритоном Джорджо Ронкони. Заглавная роль в опере Доницетти «Аделия, или дочь стрелка» была написана специально для Стреппони. Ее характеризовали как исполнительницу «с прозрачным, мягким и проникновенным голосом, хорошей игрой и приятной фигурой; с великолепной техникой в дополнение к большому природному дару», вкладывающую «глубокое внутреннее чувство». Джузеппина Стреппони исполняла главные партии в ряде ранних опер Верди, в частности, роль Абигайль в премьерном представлении «Набукко» в 1842 году, и считается основной вдохновительницей их успеха.

Джузеппина Стреппони в молодости

Роман Верди с Джузеппиной Стреппони начался в возрасте тридцати восьми лет. Возлюбленная создает домашний очаг, в котором Верди чувствует себя деспотичным хозяином. С Джузеппиной маэстро мог быть самим собой, она стала для него совершенно необходимой. Он была певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру. Поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить. Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблен. Но именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы.

В 1844 году Джузеппина Стреппони начинает испытывать серьезные проблемы с голосом, вероятно, вызванные напряженным графиком выступлений. Апогей наступает в 1845 году, когда певицу освистывают на гастролях в Палермо. Голос так никогда полностью и не восстановился; Джузеппина лишь иногда появляется на сцене (большей частью в операх Верди, в частности, в ролях Эльвиры в «Эрнани» и Лукреции Контарини в «Двоих Фоскари» и выходит в отставку в феврале 1846-го.

В октябре 1846 Стреппони переезжает в Париж, где зарабатывает уроками пения; она еще единожды появляется на сцене в парижском театре итальянской комедии, однако не встречает хорошего приема.

Формально брак между Джузеппе Верди и Джузеппиной Стреппони был оформлен в 1859 в Женеве. Джузеппина проводит оставшуюся часть своей жизни, поддерживая и вдохновляя мужа в его творческой карьере, вплоть до своей смерти в их усадьбе Sant’Agata близ Буссето в 1897 году.

Джузеппина Стреппони в старости

Первая постановка оперы Верди «Оберто, граф Бонифачьо» в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» и «Набукко». Первая жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После ее провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира.

За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», которые ставились и имели успех в Италии.

В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим», была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле гранд-опера. Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

В конце 1840-х Верди решил прекратить занятия музыкой, но под влиянием жены Джузеппины Стреппони вернулся к написанию опер. И далее появился шедевр – «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

«Риголетто» является, возможно, одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

Следующая великая опера Верди – «Травиата» – была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали еще несколько опер, среди них – постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечерня» (написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы» (написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет».

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Читайте также:
Надежда Борисова - биография, семья, фото

Одна из последних великих опер Верди – «Аида» – была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Интересны отношения композитора с Рихардом Вагнером. Верди и Вагнер, каждый – лидер своей национальной оперной школы, – всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Опера «Отелло», написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы – данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Стиль Джузеппе Верди

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Хотя временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр – большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я – самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьезно говорю, но под “знаниями” я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать ее до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) – характерно для творчества Верди – характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приемы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Джузеппе Верди – лучшее

Последняя опера Верди, «Фальстаф», либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» в переводе ее на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искрометность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует свое блестящее владение контрапунктом.

Верди был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи пораженным параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днем и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti, также в Милане, в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Могила Джузеппе Верди

Оперы Джузеппе Верди:

1839 – Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio) в 2 актах;
1840 – Король на час (Un Giorno di Regno) в 2 актах;
1842 – Набукко, или Навуходоносор (Nabucco) в 4 актах;
1843 – Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi’) в 4 актах;
1844 – Эрнани (Ernani) в 4 актах;
1844 – Двое Фоскари (I due Foscari) в 3 актах;
1845 – Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco) в 3 актах с прологом;
1845 – Альзира (Alzira) в 2 актах с прологом;
1846 – Аттила (Attila) в 3 актах с прологом;
1847 – Макбет (Macbeth) в 4 актах;
1847 – Разбойники (I masnadieri) в 4 актах;
1848 – Корсар (Il corsaro) в 3 актах;
1849 – Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano) в 4 актах;
1849 – Луиза Миллер (Luisa Miller) в 3 актах;
1850 – Стиффелио (Stiffelio) в 3 актах;
1851 – Риголетто (Rigoletto) в 3 актах;
1853 – Трубадур (Il Trovatore) в 4 актах;
1853 – Травиата (La Traviata) в 3 актах;
1855 – Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes) в 5 актах;
1857 – Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) в 3 актах с прологом;
1859 – Бал-маскарад (Un ballo in maschera) в 3 актах;
1862 – Сила судьбы (La forza del destino) в 4 актах;
1867 – Дон Карлос (Don Carlos) в 5 актах;
1871 – Аида (Aida) в 4 актах;
1887 – Отелло (Otello) в 4 актах;
1893 – Фальстаф (Falstaff) в 3 актах.

Читайте также:
Андре Ампер - биография, открытия, фото

Джузеппе Верди — интересные факты из жизни композитора

Джузеппе Верди – гениальный композитор и музыкант, чьё имя стало символом целой Италии. Всю свою жизнь он посвятил музыкальному искусству: знакомству с творчеством других композиторов и написанию собственных шедевров. Ему удалось выразить в своём творчестве переживания итальянского народа, терзания страсти каждого человека и бесконечную любовь к музыке, которую Джузеппе сохранил в сердце до самого последнего дня.

Однако, несмотря на широкую известность, биография Верди наполнена огромным количеством легенд и слухов, которые уже никогда не будут не подтверждены, не опровергнуты.

Интересные факты из биографии

  1. Очень примечательно, что Джузеппе Верди родился (в 1813 году) в один год вместе со своим главным творческим оппонентом Ричардом Вагнером.
  2. Композитор родился в маленькой деревне Ле Ронколь, которая изначально входила в состав

Первой Французской империи. (Удивительно, ведь Верди прославил своим творчеством Италию и считал себя ярым патриотом.)

  1. Джузеппе Верди был рождён в небогатой семье, родителей он не раз характеризовал как бедных и безграмотных (но о точности и правдивости этих слов до сих пор ведутся ожесточённые споры). Доподлинно известно, что, узнав о музыкальных способностях мальчика, родители купили маленькому Джузеппе спинет (подобие такого клавишного инструмента, как клавесин), который находился в доме Верди до самой смерти величайшего композитора.
  2. Огромную поддержку в развитии музыкального таланта Верди оказал отец его первой жены, местный купец Антонио Барецци. Антонио неоднократно спонсировал молодого музыканта и организовывал его публичные выступления. (С будущей супругой Джузеппе также начал заниматься по просьбе Антонио.)
  3. Джузеппе Верди был дважды женат. Первая жена погибла почти сразу после трагической смерти двух их совместных детей от энцефалита, а со второй супругой музыкант прожил до самой смерти. Она была глубоко предана и верна своему мужу, после замужества оставила карьеру оперной певицы и стала настоящей музой.
  4. Будущего композитора приняли в консерваторию не с первого раза. После категорического отказа Джузеппе занимался с бывшим композитором знаменитого на весь мир театра Ла Скала ВинчензоЛавиньи и посещал различные музыкальные спектакли и представления, что крайне благотворно отразилось на творческих способностях и технике игры молодого композитора.
  5. Джузеппе был крайне наблюдателен и трудолюбив, поэтому на репетициях оркестра, на которых он не раз бывал подмечал для себя интересные детали, опыт музыкантов и учился искусству дирижирования. Поэтому во время отсутствия дирижёра, Верди смог легко заменить его, вызвав своими навыками и профессионализмом многочисленные комплименты других участников музыкальной труппы.
  6. Джузеппе Верди считал себя агностиком, а вторая жена характеризовала его как человека мало верующего в Бога и высшие силы.
  7. Величайший композитор девятнадцатого столетия умер 27 января 1901 года. Он был дважды захоронен: в начале- на одном из самых престижных кладбищ Милана, однако позднее его останки были перенесены в дом отдыха для престарелых музыкантов, который был построен при участии и поддержке самого Верди.

Особенности творческого пути

Современники и ценители его творчества отмечают широкий диапазон воплощения созданных образов и различий основных тем, поднятых в музыкальных произведениях, — от важнейших нравственных конфликтов целого народа, до глубоких и личных проблем отдельно взятой личности.

В начале своего творчества Верди писал преимущественно небольшие по объёму работы: романсы, марши, духовые и инструментальные произведения.

Всего Джузеппе Верди создал 26 опер, которые в большинстве пользовались оглушительным успехом. (За исключением комической оперы «UnGiorno», написание которой пришлось на момент смерти жены и двоих маленьких детей.)

Одна из величайших опер композитора «Аида» была заказана правительством Египта в честь открытия Суэцкого канала. На выполнение работы Верди согласился только после второй попытки, когда увидел сценарий оперы.

Сразу после «Аиды» написан реквием. А далее был период длительного затишья в творчестве Веди, который, по его словам, был обусловлен крайне негативным влиянием музыки Вагнера на местных деятелей искусства (дирижеров, певцов и композиторов).

Однако подобный перерыв крайне благоприятно отразился на последующих творениях гения: позднее были написаны оперы «Отелло» и «Фальстав», ставшие настоящим апофеозом его оглушительной карьеры.

У Джузеппе Верди было несколько попыток преждевременно закончить карьеру музыканта и композитора. Первый раз Джузеппе пожелал оставить профессию после провала с вышеупомянутой оперой «UnGiorno», а второй – после свадьбы со второй женой, подражая не менее известному музыканту Джоаккино Россини, по слухам именно вторая жена, Стреппони, уговорила его не совершать столь роковую ошибку.

Джузеппе Верди принимал собственное участие в написании либретто, посещал все репетиции написанных опер, а иногда и выбирал музыкантов (в том числе певцов).

Так как считал, что далеко не каждый в силах погрузиться в образ и перевоплотиться в героя того или иного произведения. А искренняя и профессиональная игра – один из главных залогов успеха.

На протяжении всей творческой карьеры композитор избегал использования ноты «до» в партиях певцов, так как считал, что она отвлекает зрителей от главного.

Читайте также:
Николай Костомаров - биография, факты, фото

Анализируя творческий путь композитора, хочется отметить, что Джузеппе бесконечно совершенствовал свои способности и отшлифовывал грани своего таланта. Музыкальные критики с уверенностью говорят, что каждое последующее произведение было совершеннее, профессиональнее и ярче предыдущего. Всё это было возможно благодаря критичному взгляду композитора, как на свои творения, так и на работы коллег.

Верди постоянно искал, творил, был (как ранее подмечалось) необычайно трудолюбив. Сам Верди объяснял это тем, что боялся упустить или забыть. Поэтому выдающийся композитор повсюду носил нотную тетрадь (а вдохновение его могло настичь совершенно в любую секунду после какого-нибудь стука, детского крика или аристократической беседы).

Музыкальные и литературные предпочтения композитора

  1. С ранней юности Джузеппе всерьёз был увлечён творчеством деятелей мировой классической литературы (Гёте, Данте и Шиллером). По мотиву произведения Уильяма Шекспира была написана опера «Отелло», которая пользовалась поистине оглушительным успехом по всему миру.
  2. Предшественники Джузеппе Верди, так или иначе повлиявшие на его творчество: Россини, Беллини, Мейербер и Доницетти. (Слава и признание зрителей было далеко не решающим критерием в оценке творческого потенциала).
  3. Среди произведений русской музыки в личной библиотеке были замечены работы Даргомыжского и Михаила Глинки, который был достаточно популярен в Западной Европе.
  4. Несмотря на вражду и неразрешимые противоречия с Вагнером многое в творчестве немецкого композитора отразилось на работах Верди. (в качестве яркого примера критики приводят последние оперы Джузеппе.

В заключение хотелось бы сказать, что Джузеппе был настоящим героем своего времени и признанным гением. Но несмотря на все полученные при жизни заслуги, Верди не переставал трудиться вплоть до своей кончины.

Удивительное культурное наследие, оставленное выдающимся Человеком, будет служить истинным доказательством таланта и упорства ещё много тысячелетий.

Краткая биография Джузеппе Верди

Детство и юность

Родился Джузеппе Верди в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето. В тот момент эта территория принадлежала Первой Французской империи. Таким образом, в официальных документах указана страна рождения Франция. Родился он 10 октября 1813 года в крестьянской семье. Его отец Карло Джузеппе Верди содержал местный трактир. А мать Луиджа Уттини работала пряхой.


Портрет Джузеппе Верди

Любовь к музыке мальчик проявил еще в детстве, поэтому сначала родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. А вскоре он начала изучать музыкальную грамоту и учиться игре на органе в деревенской церкви. Первым его учителем стал священник Пьетро Байстрокки.

В 11 лет маленький Джузеппе стал исполнять обязанности органиста. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци, мужчина оплачивал для него самого лучшего преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.


Джузеппе Верди в молодости

В этот период времени Верди увлекся литературой. Предпочтение отдает классическим произведениям Данте, Шекспира, Шиллера, Гете.

Музыка

По приезду в Милан он пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст, на тот момент ему уже было 18 лет, превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.


Джузеппе Верди

Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

По возвращении Верди в Буссето Антонио Барецци организовал для молодого человека первое в его жизни выступление, которое произвело настоящий фурор. После этого Барецци предложил Джузеппе стать преподавателем для его дочери Маргариты. Вскоре между молодыми людьми возникла симпатия, и у них начался роман.


Дирижер Джузеппе Верди

В начале карьеры Верди писал небольшие по объему произведения: марши, романсы. Первой значимой постановкой стала его опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», которая была представлена миланскому зрителю в театре «Ла Скала». После оглушительного успеха с Джузеппе Верди был подписан договор на написание еще двух опер. В оговоренные сроки он создал «Король на час» и «Набукко».

Постановка «Король на час» была плохо принята зрителем и провалилась, а от «Набукко» импресарио театра поначалу и вовсе отказался. Ее премьера все же состоялась, правда, спустя два года. И эта опера имела оглушительный успех.


Композитор Джузеппе Верди

Для Верди, который после провала «Короля на час» и потери жены и детей собирался покинуть музыкальное поприще, «Набукко» стала глотком свежего воздуха. За ним закрепилась репутация успешного композитора. «Набукко» за год была поставлена в театре 65 раз, к слову, она и по сей день не сходит с мировых сцен.

Этот период в жизни Верди можно охарактеризовать как творческий подъем. После оперы «Набукко» композитор написал еще несколько опер, которые были также прекрасно встречены зрителем – «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Позднее постановка «Ломбардцы» была поставлена в Париже, правда, для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую – переименовал оперу в «Иерусалим».

Но одним из самых известных произведений Верди стала опера «Риголетто». Написана она по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется». Сам композитор считал эту работу своим лучшим творением. Русский зритель знаком с «Риголетто» по песне «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу поставили тысячи раз в различных театрах мира. Арии главного героя, шута Риголетто, исполняли Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Муслим Магомаев.

Два года спустя Верди пишет «Травиату» по произведению «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего.

В 1871 году Джузеппе Верди получает заказ от египетского правителя. Его просят написать оперу для Каирского оперного театра. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Самая известная ария оперы – «Триумфальный марш».

Читайте также:
Леонид Брежнев - биография, факты, фото

Композитор написал 26 опер и реквием. В те годы оперные театры посещали все слои общества, как местная аристократия, так и бедняки. Поэтому итальянцы Джузеппе Верди по праву считают «народным» композитором Италии. Он создавал такую музыку, в которой простой итальянский народ чувствовал собственные переживания и надежды. В операх Верди люди слышали призыв к борьбе с несправедливостью.


Джузеппе Верди и Рихард Вагнер

Примечательно, что со своим главным «соперником» Рихардом Вагнером Джузеппе Верди родился в один год. Творчество композиторов вряд ли спутаешь, но именно их считают реформаторами оперного искусства. Разумеется, композиторы были наслышаны о друг друге, но ни разу не встречались. Однако в своих музыкальных произведениях отчасти они старались полемизировать друг с другом.


Памятник Джузеппе Верди

О жизни и творчестве Джузеппе Верди были написаны книги и даже снимались фильмы. Самой известной киноработой стал мини-сериал Ренато Кастеллани «Жизнь Джузеппе Верди», который вышел на экраны в 1982 году.

Расцвет творчества, признание

  • 1839 – первая опера “Оберто Конте ди Сан Бонифачо” была поставлена в Театре Ла Скала. За этим последовал период (1843–49), в течение которого Верди работал в ущерб своему здоровью, его задачей было писать две оперы в год. В 1842 с триумфом прозвучала опера “Набукко”, за которой последовали: “Ломбардцы в первом крестовом походе”, “Эрнани”, “Двое Фоскари”, “Жанна д’Арк”, “Альзира”, “Аттила”, “Макбет”, “Луиза Миллер”, “Стиффелио”.
  • 1847 – в 34 года композитор достиг международной славы; его работы часто представлены во всех театрах мира и по заказу главных итальянских театров.
  • 1851 – Верди вместе с Джузеппиной Стреппони переехал в поместье в Пьячентино в Сант-Агата, часть Вилланова-сулл-Арда (Пьяченца), недалеко от Буссето, где он страстно посвятил себя сельскому хозяйству, развил свой интерес к искусству, поэзии, экономике и политике. Также он был избран советником в хунте провинции Пьяченца и продолжал сочинять произведения, которые имели даже более успешный, чем предыдущие, такие как: “Риголетто”, “Травиата”, “Симон Бокканегра”.
  • 1855 – композитор представил оперу “Сицилийская вечерня” в Парижском театре. Спустя 4 года написал один из своих величайших шедевров “Бал-маскара” для театра Сан-Карло в Неаполе. Позже опера была также представлена в Риме, где достигла беспрецедентного успеха.
  • 1862 – Верди представлял итальянских музыкантов на лондонской выставке, для которой он написал кантату на слова начинающего поэта и композитора Арриго Бойто. Его следующая опера “Сила судьбы” была заказана Императорским театром Петербурга в России, куда он отправился для представления оперы. В Париже он пишет еще один из своих шедевров, оперу “Дон Карлос”, основанную на драме Шиллера о горьком чувстве бесполезности и тщеславия жизни.
  • 1861-1865 – период в жизни композитора, когда он посвятил себя политике. Верди был депутатом первого парламента Королевства Италии.
  • 1870 – по заказу в честь открытия Суэтского канала Джузеппе написал свою знаменитую оперу “Аида”, которая впервые прозвучала на сцене Каира спустя год.

Джузеппе Верди в России

Личная жизнь

В 1836 году Джузеппе Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Вскоре девушка родила дочь Вирджинию Марию Луизу, но в полуторогодовалом возрасте девочка умирает. В этом же году, месяцем ранее, Маргарита родила сына Ицилио Романо, который тоже умирает в младенчестве. Через год скончалась и сама Маргарита от энцефалита.


Джузеппе Верди и первая жена Маргарита Барецци

В 26 лет Верди остался один: его покинули и дети, и супруга. Он снимает жилье недалеко от церкви Санта Сабина, ему тяжело пережить эту потерю. В какой-то момент он даже решает перестать сочинять музыку.


Дом Джузеппе Верди

В 35 лет Джузеппе Верди влюбился. Его возлюбленной стала итальянская оперная певица Джузеппина Стреппони. 10 лет они прожили в так называемом «гражданском» браке, чем вызывали в обществе крайне негативные толки. Пара поженилась в 1859 году в Женеве. А от злых языков супруги предпочитали скрываться вдали от города – на вилле Сант-Агата. Кстати, проект дома был создан самим Верди, он не захотел прибегать к помощи архитекторов.


Джузеппе Верди и его собаки

Дом получился лаконичным. А вот сад, окружающий виллу, был по-настоящему роскошным: всюду цветы и экзотические деревья. Дело в том, что свободное время Верди любил посвящать садоводству. К слову, как раз в этом саду композитор похоронил свою любимую собаку, оставив на ее могиле надпись: «Памятник моему другу».


Джузеппе Верди и вторая жена Джузеппина Стреппони

Джузеппина стала для композитора главной музой и опорой в жизни. В 1845 году у певицы пропадает голос, и она принимает решение закончить оперную карьеру. Вслед за Стреппони это решил сделать и Верди, на тот момент композитор уже богат и знаменит. Но супруга уговаривает мужа продолжить свою музыкальную карьеру, и как раз после его «ухода» был создан шедевр оперного искусства – «Риголетто». Джузеппина вплоть до своей смерти в 1897 году поддерживала и вдохновляла Верди.

Король оперы Джузеппе Верди

Details Category: Европейская классическая музыка XIX века Published on Sunday, 13 January 2021 18:20 Hits: 1323
Автор 26 опер, Джузеппе Верди достиг кульминации в развитии мирового оперного искусства XIX века.

Для своих опер он выбирал сюжеты, раскрывающие человеческие страсти, силу чувств и характеров, поэтому ему были близки произведения Гюго, Шекспира, Шиллера. Оперы по произведениям этих авторов принесли Верди широкую известность за пределами Италии. Лучшими его операми были «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», но вершиной творчества стали «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Джованни Болдини. Портрет Д. Верди (1886) Важную роль в операх Верди играли народные сцены, поэтому наряду с ариями большое значение имеют хоры. Мелодии его опер были близки к народной песне, а сюжеты – просты и понятны, как и музыка. Эти черты опер Верди обогатили итальянскую оперу и сделали его произведения популярными во всём музыкальном мире. Но путь Верди к вершинам искусства не был простым.

Читайте также:
Владимир Мединский - биография, факты, фото

Смерть

21 января 1901 года Джузеппе Верди был в Милане. В отеле у него случился инсульт, композитора парализовало, однако он продолжал читать партитуры опер «Тоска» и «Богема» Пуччини, «Пиковая дама» Чайковского, но его мнение по поводу этих произведений так и осталось невысказанным. Каждый день силы покидали великого композитора, и 27 января 1901 года его не стало.


Могила Джузеппе Верди

Похоронили великого композитора на Монументальном кладбище в Милане. Но через месяц его тело было перезахоронено на территории дома отдыха для пенсионеров-музыкантов, который в свое время создал сам композитор.

Тайны Элизабет Тейлор: Чего зрители не знают о королеве Голливуда

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Элизабет Роузмонд Тейлор появилась на свет в 1932 г. в пригороде Лондона, где ее родители, американские актеры, тогда работали. Когда началась Вторая Мировая война, они переехали в Лос-Анджелес. Уже в 9 лет Элизабет дебютировала в кино, а свою первую «взрослую» роль она сыграла в 18 лет в фильме «Отец невесты». Поначалу кинокритики скептически относились к ее актерским способностям, но уже спустя год о ней заговорили как о восходящей звезде. У Элизабет Тейлор не было профессионального актерского образования, она не владела сценическими приемами ремесла, зато обладала превосходной интуицией, которая позволяла ей безошибочно определять, как должны себя вести героини в тех или иных ситуациях.

Только накануне своего 70-летия актриса призналась в том, что ее отношения с отцом были очень непростыми и ей приходилось в юности терпеть его оскорбления и жестокое обращение с ней. Она смогла его простить только тогда, когда сама стала матерью: « Я начала думать о своем отце и о том, как он себя чувствовал, когда его десятилетняя дочь получала больше денег, чем он сам… Ведь он был очень гордым, красивым и достойным человеком. Я не виню его… Он был пьян. Я знаю, что он не хотел этого делать. Он не понимал, что он делает ». Первый муж актрисы, Конрад Николсон Хилтон-младший, был во многом похож на ее отца – он тоже пил и начал поднимать на нее руку уже в время их медового месяца.

Широкая популярность пришла к ней в конце 1950-х гг., после ролей в фильмах по произведениям Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» и «Однажды прошлым летом». За последний фильм актриса получила свой первый «Золотой глобус» за лучшую женскую роль, а спустя год ей вручили первый «Оскар» за работу в «Баттерфилд, 8». В 1963 г., исполнив главную роль в фильме «Клеопатра», Элизабет Тейлор стала первой в истории кино актрисой, получившей гонорар в 1 млн долларов. А произошло это просто потому, что она не хотела сниматься в этом проекте и назвала продюсерам заоблачную сумму лишь для того, чтобы ее наконец оставили в покое. К своему удивлению, в ответ она услышала: « Мы согласны. Когда подпишем контракт? »

Многие считали, что главным козырем Элизабет Тейлор была ее красота, но ради хорошей роли актриса была готова ею пожертвовать. Для съемок в фильме «Кто боится Вирджинии Вульф?» одна из первых голливудских красавиц поправилась на 10 кг, изменила тембр голоса и дала гримерам себя состарить на 17 лет, не побоявшись появиться на экранах с опухшим и морщинистым лицом. Об этой работе Элизабет говорила: « Самая дорогая мне роль – Вирджиния. И не только потому, что за неё я получила второго «Оскара». Она из тех редких ролей, которые будоражат фантазию и интеллект ».

С середины 1980-х гг. звезда Голливуда начала сниматься все меньше, а ее имя в прессе упоминалось, в основном, в связи с очередным замужеством – она выходила замуж 8 раз и родила 4-х детей. Но в это время актриса активно занялась благотворительностью, помогая организациям, занимающимся борьбой со СПИДом, и основав собственный фонд. За свою деятельность в 2000 г. Элизабет Тейлор была удостоена ордена Британской империи II степени.

Ее личную жизнь не обсуждал только ленивый – 8 замужеств давали для этого повод. Но сама актриса не считала этот факт чем-то из ряда вон выходящим. Она говорила: « Родители внушили мне уважение к браку, поэтому я всякий раз выходила замуж. А теперь меня называют блудницей. А я спала только с теми, за кем была замужем. Много ли женщин могут похвастаться тем же? Вы не дождетесь от меня заявления, что я уже не выйду замуж еще раз ».

Даже когда Элизабет Тейлор перестала регулярно появляться на экранах, на ее популярности это никак не сказалось: ее фотографии все так же были одними из самых продаваемых в мире, а количество публикаций о ней свидетельствовало о том, что она оставалась одной из самых популярных женщин ХХ в. И в этом был ее феномен – она всю жизнь умела завораживать зрителей и приковывать к себе внимание. По версии престижного британского издания «Эмпайр», королева Голливуда вошла в список 100 самых интригующих людей всех времен и народов.

Ее красоте, таланту, популярности, успеху у мужчин многие завидовали, но сама актриса считала, что на самом деле вряд ли может быть предметом чьей-то зависти. Никто не знал о том, какой ценой давался ей цветущий внешний вид. Ее отношения с Ричардом Бартоном, партнером по фильму «Клеопатра», были очень бурными. Тейлор выходила за него замуж дважды, но в конце концов они все-таки разошлись. Говорят, в этом браке актриса пристрастилась к алкоголю и наркотикам, что и стало в дальнейшем главной причиной многих ее проблем со здоровьем.

Читайте также:
Михаил Светлов - биография, факты, фото

Если перечислить все заболевания, которыми страдала звезда Голливуда, становится удивительно, как она смогла дожить до 79 лет: рак кожи, опухоль мозга, дизентерия, осложненная пневмония, корь, бурсит, гормональные сбои и т. д. У Элизабет Тейлор была редкая генетическая мутация – дистихиаз, то есть два ряда ресниц, что придавало ее взгляду особую красоту и выразительность. Еще в 12 лет на съемках Лиз упала с лошади и повредила позвоночник. С тех пор ее часто беспокоили боли в спине, съемочную площадку она нередко покидала на носилках. Она так часто болела, что еще в 1950-х гг. всех перестали удивлять заголовки в газетах «Лиз умирает», «Последние слова Лиз» и т. п.

После того, как в авиакатастрофе погиб ее третий муж, киномагнат и продюсер Майкл Тодд, актриса снова слегла, и на этот раз немногие верили в то, что ей удастся пережить эту трагедию. Но она справилась и с этим. А после того, как ей удалили опухоль мозга, Элизабет Тейлор сфотографировалась для обложки журнала – с обритой головой, почти без макияжа и с большим шрамом. Свой поступок звезда объясняла так: « На меня смотрят тысячи людей, которые, быть может, находятся в таком же состоянии, что и я. И они, глядя на меня, подумают: «Уж если она смогла пройти через это, то и я смогу ».

Актриса перенесла около 40 операций и на склоне лет признавалась: « Я езжу в больницы чаще, чем другие ездят на такси. Мое тело иногда сводит меня с ума. В мире найдется немного людей, которые страдали столько же, сколько я. Бесчисленные пневмонии, операции на спине, на глазах, на коленях и ступнях. У меня удалены гланды и аппендикс. Мне трижды делали кесарево сечение и один раз трахеотомию. У меня частично удалена матка. Я болела корью и дизентерией. Не говорю уже о лечении от алкоголизма и наркозависимости. Мне сделали операцию на головном мозге через два года после того, как в мои бедра были имплантированы искусственные суставы. А затем еще оперировали, чтобы откорректировать имплантаты. Но я верю в жизнь и буду за нее бороться! ».

Несмотря на все испытания, которые ей довелось перенести, Элизабет Тейлор не утратила жизнелюбия и умения радоваться мелочам. Незадолго до ухода она заявила: « У меня никогда не было спокойной жизни. Несчастья наезжали на меня неожиданно, как поезда. Но я всегда смотрела судьбе в лицо, хотя иногда оно было столь недобрым, что хотелось отвести глаза. И все же я обожаю жизнь… Я счастливая женщина. Я много раз по-настоящему любила и совершила фантастическую карьеру в кино. Разве можно просить о большем? Я просто чертовски счастливая! ». 23 марта 2011 г. легендарная актриса скончалась от сердечного приступа в возрасте 79 лет. А ее феномен будоражит умы до сих пор…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Потеря ребенка, измены и гибель мужа. Что вынесла Элизабет Тейлор за семь браков

«Королева Голливуда» периода его расцвета слыла покорительницей сердец. Вопреки мнению завистников, Элизабет Тейлор не играла судьбами возлюбленных, а сама немало настрадалась в каждом браке.

Кем была для мирового сообщества Элизабет Тейлор? Как минимум — первой актрисой с гонораром в миллион долларов, активисткой, помогавшей движению борьбы со СПИДом, близкой подругой Майкла Джексона, любимицей сотен мужчин и иконой стиля. Ее обожали и превозносили коллеги и поклонники, но куда же делись доброжелатели, когда карьера Элизабет пошла на спад, а проблемы со здоровьем превратили ее из эталонной красавицы в больную и усталую женщину?

Так уж вышло, что у Тейлор было семь законных супругов. «Я спала только с теми, за кем была замужем. Много ли женщин могут похвастаться тем же?» — эта цитата звезды вошла в историю. Поклонники прощали кумиру любвеобильность, ведь знали: разводилась Лиз не просто так. 27 февраля, в день, когда родилась легендарная актриса, вспоминаем, почему не складывалась ее личная жизнь и как рухнула карьера.

Всю жизнь звезда

Элизабет Тейлор говорила, что не помнит, когда не была знаменитой. Неудивительно, ведь путь актрисы к славе начался в 10-летнем возрасте, когда мама, артистка Сара Созерн, привела ее на съемочную площадку ленты «Каждую минуту рождается человек». Режиссера поразила внешность девочки: вследствие редкой мутации ресницы Лиз росли в два ряда. Добавьте к этому яркие синие глаза с лавандовым оттенком, заметным при особом освещении, — и станет вполне понятно, почему Элизабет считали красавицей.

Если внешние данные вопросов не вызывали, то к способностям актрисы поначалу придирались. «У меня никогда в жизни не было уроков актерского мастерства, — признавалась Тейлор. — Но, надеюсь, я обучилась ему, наблюдая за такими людьми, как Спенсер Трейси, Марлон Брандо, Монтгомери Клифт, Джимми Дин, которые были весьма образованными в драматическом искусстве».

Роли в «Национальном бархате» и «Заговорщике» критиков не впечатлили, но после «Места под солнцем» скептикам пришлось признать, что Тейлор наделена драматическим талантом. Уже тогда артистка демонстрировала непростой характер: Элизабет не нравились многие фильмы, в которые ее приглашали, да и тотальный контроль компании Metro-Goldwyn-Mayer откровенно раздражал.

Тем не менее звезда оставалась с MGM вплоть до 1960-го, когда вышел «Баттерфилд, 8», за который Лиз удостоилась «Оскара». Следующей знаковой картиной для актрисы стала «Клеопатра», буквально разорившая 20th Century Fox: фильм окупился только через четыре года, когда продюсеры продали права на телепоказ, а ведь съемки стоили 44 миллиона долларов. Тейлор заплатили за работу миллион, что было беспрецедентно по тем временам. Кроме того, придуманный актрисой макияж египетской царицы вошел в моду.

Читайте также:
Ирина Купченко - биография, факты, фото

Роковой для Элизабет оказалась роль Марты в драме «Кто боится Вирджинии Вульф?»: с одной стороны, звезда получила за яркий образ второй «Оскар», с другой — ради убедительного перевоплощения пришлось поправиться на 10 килограммов, которые потом никак не удавалось сбросить. Тейлор впала в депрессию, а весь Голливуд шептался про якобы возникшие у нее проблемы с алкоголем и наркотиками.

Фильмы с актрисой окупались все реже, хотя в кадре она мелькала довольно часто: «Синяя птица», «Зеркало треснуло», «Север и Юг». После 45 Элизабет больше играла в театре, чем в кино. Пытаясь реализоваться в других сферах, Тейлор занялась бизнесом и стала первой голливудской дивой, выпустившей под своим именем парфюмерную линию. Кроме того, артистка окунулась в благотворительность и открыла фонд борьбы с ВИЧ.

Попытки создать семью

Семь мужей, восемь браков — необычная статистика, но так уж получилось, что с Ричардом Бертоном Элизабет Тейлор пошла под венец дважды. Однако не будем забегать вперед и вернемся к истокам любовной биографии актрисы.

Впервые она обрела статус жены в 23 года, когда связала судьбу с 18-летним Конрадом Хилтоном-младшим, ставшим в будущем дедушкой скандальной Пэрис Хилтон. Наследник многомиллионного состояния столкнулся с голливудской дивой в клубе. Два месяца парень водил пассию по ресторанам, пока не объявил о помолвке. Свадьбу знаменитостей, а отдельно — платье Элизабет, сшитое Хелен Роуз, — обсуждал весь американский бомонд. Как известно, скоропалительные браки быстро распадаются, и уже через девять месяцев Тейлор подала на развод.

Оказалось, новоиспеченный муж ушел в загул почти сразу после свадьбы. Но самым страшным было то, что нетрезвый Конрад мог поднять руку на Элизабет. Однажды, в очередной раз вернувшись под утро из казино, Хилтон закатил скандал и в сердцах ударил жену. Тейлор была беременна, и последствия агрессии вылились для нее в потерю ребенка… Разумеется, после такого совместная жизнь с тираном не представлялась возможной.

Оправилась Лиз довольно быстро: уже через год она пошла под венец с актером Майклом Уайлдингом. Он являлся полной противоположностью юного Конрада — мужественный, мудрый, на 20 лет старше. Вот только на момент знакомства Майкл был женат, так что Элизабет фактически увела его из семьи. На дворе стояли 50-е, и остается только гадать, как консервативные поклонники простили артистке подобное.

Поначалу брак казался удачным: Элизабет родила избраннику двоих сыновей и успешно совмещала карьеру с ролью матери. Но спустя пять лет супруги развелись. Возможная причина разрыва дала о себе знать уже через три дня, когда Тейлор выскочила замуж за Майкла Тодда. Продюсер на 24 года старше не только осыпал актрису дорогими подарками, но и выбивал для нее работу в кассовых фильмах.

У пары появилась дочка Элизабет Френсис, что только укрепило союз. В мемуарах Тейлор писала, что обожала мужа и готова была провести с ним всю жизнь, но в планы вмешался злой рок: 22 марта 1958-го Майкл погиб в авиакатастрофе. Актриса намеревалась сопровождать супруга в том перелете, однако в последний момент решила остаться дома, так как заболела.

После смерти Тодда Элизабет не находила себе места. Утешения она искала в алкоголе, что негативно сказывалось и на детях, и на карьере. К счастью, вскоре в жизнь звезды ворвался старый друг погибшего Майкла — певец Эдди Фишер. Женатый артист и сам не заметил, как из «плакательной жилетки» превратился в любовника голливудской дивы… Пришлось разводиться и вести к алтарю Тейлор.

За следующие пять лет в глазах общественности Эдди превратился в подкаблучника, выполняющего все прихоти жены. Очевидно, бесхарактерность супруга надоела строптивой звезде, так что она подала на развод, когда чувства окончательно угасли, а на горизонте возник Ричард Бертон.

Роковая любовь и тяжелые болезни

На самом деле появился Ричард гораздо раньше официального разрыва Тейлор с Фишером: вместе актеры играли в «Клеопатре». Бертон и сам был женат, — на Сибил Уильямс — но разве это могло помешать страстному роману? Пожалуй, это оказались самые бурные отношения в жизни Элизабет. Когда «Марк Антоний» публично признался в интрижке с коллегой и заявил, что при этом не собирается уходить из семьи, Лиз попыталась наложить на себя руки. В 1964-м голливудская дива добилась своего и вышла замуж за Ричарда Бертона.

Назвать этот брак идеальным не поворачивается язык: супруги бурно ссорились, а поводом чаще всего становились измены Бертона. Вину он заглаживал дорогими подарками, среди которых — жемчужина «Перегрина», 33-каратный бриллиант и украшения от Cartier. Серьезный кризис в отношениях назрел через 10 лет, когда фильмы актерской четы перестали окупаться. В отчаянии Ричард начал злоупотреблять спиртным, и окружающие полагали, что так же поступает и Элизабет. Звезда сама переживала депрессию из-за спада в карьере, жалеть еще и партнера было выше ее сил.

Супруги развелись, но через год артистка поддалась минутной слабости и вновь обручилась с Ричардом Бертоном. Поклонники ликовали, а вот актриса уже через несколько месяцев после свадьбы поняла, что дважды в одну реку входить не стоило.

После вторичного развода с Бертоном расстроенная артистка ответила на ухаживания политика Джона Уорнера. Вероятно, мужчина женился на звезде ради выгоды: брак с Элизабет помог ему выиграть выборы и стать сенатором. Когда Тейлор осознала, что супруг не любит ее и даже не восхищается как актрисой, союз рассыпался в прах.

Следующие девять лет увядающая актриса провела в одиночестве, после чего ее свадьба с простым рабочим Ларри Фортенски в 1991-м показалась коллегам фарсом. К слову, торжество состоялось на легендарном ранчо «Неверлэнд» Майкла Джексона, с которым Элизабет тесно дружила, но даже сказочная обстановка не превратила Ларри в прекрасного принца. Расставшись с мужчиной через пять лет, Тейлор заявила, что устала от браков.

Читайте также:
Дмитрий Брекоткин - биография, факты, фото

Вскоре ей стало совсем не до романов: в 1997-м у актрисы обнаружили доброкачественную опухоль головного мозга. Трепанация прошла успешно, но затем у звезды появились новые проблемы. Больные тазобедренные суставы, рак кожи, мигрени — только начало списка. Сильно ударило по здоровью Элизабет известие о смерти Майкла Джексона: перенервничавшая актриса тут же попала в клинику, а через несколько месяцев перенесла сложную операцию на сердце.

В феврале 2011-го артистку госпитализировали с симптомами сердечной недостаточности. Месяц лучшие врачи боролись за жизнь 79-летней голливудской легенды, но 23 марта 2011-го ее не стало. Похоронили звезду рядом с Майклом Джексоном и Кларком Гейблом на кладбище Forest Lawn. Церемония прошла по иудейскому обряду, так как в четвертом браке Элизабет приняла веру Эдди Фишера. Интересно, что служба началась чуть позже официального времени: Тейлор вечно опаздывала на съемки и попросила своего агента не нарушать традицию даже после ее смерти.

Королева Голливуда. Два лица Элизабет Тейлор

Элизабет Роузмонд Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне. Эта актриса стала признанной «королевой Голливуда» и была удостоена престижной награды «Оскар» аж три раза! Кстати, Элизабет Тейлор стала первой в мире артисткой, получившей за съемки в картине 1 миллион долларов.

Баснословный по тем временам гонорар принесла актрисе роль Клеопатры в исторической драме «Клеопатра». После картины еще долгое время в моде был макияж в стиле египетской царицы, женщины всего мира обводили глаза черным на манер Лиз Тейлор в этой роли.

На съёмках «Клеопатры» начался самый легендарный и красивый голливудский роман — бурная лавстори актеров Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. Он играл Марка Антония. В 1964 году пара сыграла свадьбу. Брак существовал 10 лет, после чего звезды его расторгли. Чтобы, спустя год, вновь пожениться. И вновь развестись через год. И тем не менее, эта пара до сих пор считается самой романтичной за историю Голливуда. Совместно они сыграли в 11 картинах. Бёртон подарил на день Святого Валентина своей супруге самую дорогую в мире жемчужину под названием «Блуждающая». Об отношениях Тейлор и Бертона режиссер Ричард Лэкстон создал телефильм в 2013 году «Burton and Taylor».

Психологическая драма «Кто боится Вирджинии Вулф?» принесла Элизабет Тейлор второго «Оскара». Но, к сожалению, параллельно со славой появились проблемы — Тейлор стала быстро набирать вес, что недопустимо для успешной актерской карьеры. А самое страшное — наркотики и алкоголь заняли прочное место в жизни актрисы. Она все еще продолжает играть, хотя ролей предлагается меньше и меньше и масштаб картин уже не поражает. В 1976 году снимается в ленте «Синяя птица». Это советско-американская музыкальная сказка по пьесе Мориса Метерлинка.

От общения с Элизабет Тейлор остались интересные впечатления у легенды советского кинематографа Людмилы Чурсиной.

«У Тейлор была бросающаяся в глаза красота, — рассказала „АиФ“ народная артистка. — Красоту сложно судить. Но впечатление Элизабет производила противоречивое. Помню, мы должны были обедать на крейсере, который пришел из США с дружеским визитом в Ленинград. Вся группа долго ждала Тейлор — она тогда снималась в картине „Синяя птица“ на Ленфильме. Тейлор заставила себя долго ждать, я уже стала возмущаться, хотела всем сказать и развернуться: „Ну знаете, ну я тоже, в общем-то, женщина и актриса“. Но наконец-то Элизабет Тейлор появилась. Была совершенно не в настроении, абсолютно не реагировала ни на нас, ни на кого бы то ни было. И только когда она увидела двоих детей, которые снимались с ней в фильме, она с ними стала общаться и как-то чуть повеселела. Но, к сожалению, настроение у нее снова испортилось, когда она узнала: на флоте действует запрет на алкоголь. Тогда Тейлор совсем пала духом. Приободрилась она, когда увидела молоденьких симпатичных советских матросиков. В ней сразу включилась женщина, она стала улыбаться, бросать кокетливо взгляды. Ее внешность была необычной — я имею в виду ассиметрию лица. У Элизабет Тейлор было абсолютно два разных профиля. Один — профиль роковой женщины, другой — профиль чуть-чуть вздорный, какой-то такой девчоночий, она даже моложе с одной стороны выглядела. Как писала поэтесса Мария Петровых, „Но я клянусь, ваш правый глаз грустней, внимательней и строже. А левый веселей, моложе, и больше выражает вас“. Вот какая половина в Тейлор преобладала — трудно сказать. Она была настолько разнообразна и прекрасна на экране, что, наверное, операторы знали, какие ракурсы её снимать, где выгоднее дать профиль роковой, а где — более капризно-вздорный. Не напрасно операторы говорят: чем больше асимметрии, тем более привлекательным считается лицо».

Безусловно, едва ли не больше ее картин публику интересовала личная жизнь королевы кино Элизабет Тейлор, полная свадебных сказок, разводов, скандалов, измен и самых разных перипетий. Браков у Элизабет Тейлор было ни много, ни мало, восемь. Немало сплетен породило то, что актриса постоянно лечилась от наркомании и алкогольной зависимости. Это была абсолютно двойная жизнь. В свете софитов Тейлор стремилась произвести впечатление по-прежнему блистающей королевы. А дома напивалась до беспамятства.

Умерла она абсолютно одна. Это была очень полная, совершенно больная, перенесшая много болезней, операций на мозге, женщина. Растоптанная бесславным концом своей карьеры и личной жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: