Самые интересные факты о космосе и его тайны

Несмотря на то, что человечество давно изучает космос, он по-прежнему таит в себе много загадок и постоянно подбрасывает ученым темы для спора. Однако того, что уже известно, достаточно, чтобы понять общее устройство Вселенной и определить роль тех или иных космических тел в жизни на Земле. В статье представлены самые интересные факты о космосе и его тайны, которые в течение многих лет остаются неразгаданными.

10 загадок Солнечной системы

• Неподалеку от южного полюса Венеры расположен огромный воздушный вихрь, который скрывает от телескопов значительную часть планеты и при детальном рассмотрении напоминает грозовое облако. Диаметр образования превышает 1750 км, а высота – более 18 км. Причины явления до сих пор не установлены;

• В 2004 году на Сатурне обнаружена гора, которая выше Эвереста в 2 раза. Долгое время считалось, что она образовалась из-за сейсмической активности, появившейся из-за столкновения планеты с кометой или астероидом. Однако недавно ученые выдвинули гипотезу, что гора сформировалась во время извержения вулкана. Точно сказать, откуда на почти плоской поверхности планеты взялась такая возвышенность, пока нельзя;
  • Хаотическим рельефом в космической геологии называют странные участки планет, на которых сочетаются разломы, глубокие трещины в коре, горы, низины и небольшие возвышенности. Самые необычные из них обнаружены космическими аппаратами на Марсе и Европе (спутник Юпитера). Наибольший марсианский хаотический рельеф имеет диаметр свыше 714 км и называется «Хаос Авроры». Версий, почему образуются такие участки, несколько. Одна из них гласит, что хаотический рельеф появляется из-за резкого высвобождения подземных ресурсов вследствие столкновения планеты с астероидом;

• 13 лет назад на Уране зафиксировано темное пятно, похожее на то, которое телескоп «Хаббл» обнаружил на Нептуне. Ученые не могут сказать, что стало причиной его появления. В теории пятно – результат выброса большого количества пара в атмосферу;
  • Церера – крупный астероид в Солнечной системе, который неофициально считают маленькой планетой. Удивительно, но на его поверхности больше воды, чем во всех мелких и средних водоемах на Земле. При помощи телескопа сотрудники НАСА обнаружили, что периодически на Церере появляются гейзеры из пара. Что вызывает их, неизвестно. Предположительно, это последствие вулканической активности;

• Ио – самый удаленный спутник Юпитера, который разрывается из-за сильного притяжения газового гиганта и других спутников. Из-за мощной гравитации на его поверхности постоянно извергаются вулканы. Согласно анализу, вулканическая активность на Ио в сотни раз сильнее, чем на Земле;
  • Структура Меркурия – загадка для многих исследователей космоса. Считается, что когда-то планета была крупнее, но из-за частых столкновений с кометами и астероидами ее верхний слой был сметен и развеялся по орбите. В 2020 году на Меркурий планируют отправить новый космический аппарат, который, возможно, поможет раскрыть этот секрет.

На стороне Венеры, неосвещенной Солнцем, иногда отмечается слабое свечение. Впервые его заметили в 1643 году. Несмотря на то, что феномен проявляется регулярно, его причина не определена. Американские специалисты предполагают, что свечение спровоцировано повышенным электрическим напряжением в атмосфере Венеры, но аппарат «Кассини» этого не подтвердил.

• Миранда – самый страшный спутник Урана. Астрономы ласково называют его «созданием Франкенштейна». Причина в том, что Миранда как бы собрана из частей, принадлежащих разным планетам. Эти куски соединены разломами, горными цепями и провалами. Считается, что такое состояние спутника вызвало его столкновение с астероидом;

• Никто не знает, сколько лет нашей планете. Одни говорят, что ей семь млрд. лет, другие считают, что ее возраст – от 4,5 до 3 миллиардов лет;
  • В 2008 году на поверхности Меркурия космический аппарат обнаружил круглый кратер, от которого во все стороны отходят борозды. Этот дефект рельефа напоминает паука или солнце с лучами. Откуда оно взялось, до сих пор неизвестно. Скорее всего, образование вызвано вулканической активностью.

Интересные факты о звездах

• Во Вселенной, доступной для наблюдения при помощи телескопа, двойных и тройных звезд больше, чем одиночных;
  • Звезды со временем меняются в размерах. Если космическое тело быстро увеличивается, то гибель не за горами;
  • Самое большое созвездие – Гидра. Его площадь – 1300 градуса2;

• Всем звездам присваивается краткое название из латинских букв (код Флемтеда-Байера). Например, Кастор – α Gem A или Ла Суперба – Y CVn;
  • По цвету свечения можно определить температуру звезды. У голубых она слишком высокая, а у красных низкая. Самые холодные – коричневые карлики;
  • Солнце совершает полный оборот вокруг галактического центра за 20 млн. лет;
  • VY Большого Пса – наибольшая звезда, которая обнаружена астрономами. Радиус светила превышает 980 млн. км;
  • После гибели огромной звезды образуется черная дыра, которая поглощает соседние планеты и космические объекты. Существуют и белые дыры. Считается, что они – обратная сторона черных дыр. Если первая поглощает, то вторая должна выбрасывать объекты космоса, но так ли это, неизвестно;

• Пульсары – самые активные и особые звезды. Они вращаются со скоростью до 42 тысяч оборотов в минуту;
  • Эта Киля – звезда, занимающая лидирующие позиции в рейтинге тяжелых космических объектов своего рода. Она весит как 120 Солнц и вырабатывает в 4 млн. больше энергии;
  • Pistol Star – самая горячая звезда. Если бы не ее огромная гравитация, то она давно бы разорвалась из-за высокой температуры;
  • OGLE-TR-122b – крохотная звезда, входящая в состав бинарной звездной системы. Ее вес в 98 раз больше, чем масса Юпитера.

Доказанные факты о планетах

• Юпитер делает оборот вокруг своей оси за половину земных суток. Вокруг Солнца − за 12 лет;

• Нептун – единственная планета, кроме Земли, на поверхности которой есть ветра. Однако их скорость намного выше, чем у земных – около 340 км/ч;
  • Самая медленная планета Солнечной системы – Меркурий. Один день на ней длится полгода. Вокруг небесного светила Меркурий облетает за 88 суток;
  • Венера отражает 76% солнечного света из-за огромного количества газовых облаков в ее атмосфере;
  • До 2006 года в школьных учебниках по астрономии говорилось, что в Солнечной системе 9 планет, но после Плутон исключили из этого списка. Причина – он слишком крохотный, чтобы называться полноценной планетой;
25 интересных фактов о созвездиях

• У Юпитера наибольшее число спутников. Их 63. У Сатурна − 60;
  • Земля – единственная планета, которая названа не в честь древних богов;
  • Недавно ученые обнаружили далеко за пределами галактики Млечный Путь планету, на которой непрерывно идет дождь. При детальном изучении установлено, что она состоит не из воды, а из силиката.

НАСА опубликовало данные, что примерно в 40 световых годах от Солнца находится планета, покрытая водой. Ученые считают ее источником ценных и редких минералов и предполагают, что на ней возможна жизнь.

• Юпитер – не единственный газовый гигант во Вселенной. Помимо него, астрономы нашли Пегас В 51. Температура его поверхности колеблется от одной до двух тысяч градусов выше нуля по Цельсию;

• На Нептуне и Уране с неба падают драгоценные камни – алмазы;
  • Во Вселенной существуют так называемые планеты-изгои. У них нет ни солнца, ни спутников, однако это не означает, что на них невозможна жизнь;
  • На поверхности Марса часто бушуют пылевые бури. Они достигают огромной силы за пару часов и за двое суток могут покрыть всю планету;
  • У Венеры нет наклона, поэтому на ней не меняются сезоны. Кроме того, она вращается вокруг небесного светила против часовой стрелки;

• На возвышенностях поверхности Марса очень много льда. Если он когда-либо растает, то затопит всю планету.

Любопытные факты о малых космических телах

• Кометы, находящиеся в Солнечной системе, вращаются не по круглой, а по вытянутой орбите;
  • Ученые считают, что пояс астероидов между Марсом и Юпитером – остатки уничтоженной планеты;
  • Хвост кометы проявляется только тогда, когда малое космическое тело проходит слишком близко к Солнцу;
  • В большинстве случаев почти 90% массы кометы – это ее ядро;
  • Астероиды представляют собой цельный кусок породы. Некоторые из них имеют рыхлую структуру и состоят из глыб щебня или металла, соединенных между собой общей тяжестью;
  • Есть версия, что жизнь занесена на Землю кометой, представляющей собой огромную глыбу льда;

• Самый длинный хвост у кометы Хиякутаке, протяженность которого примерно 580 млн. км;
  • Астероид после попадания в земную атмосферу называется метеором, а при падении – метеоритом;
  • Ученые до сих пор не знают, откуда берутся кометы, но многие из них выходят из Пояса Койпера;
  • Астероид получает свое название только после того, как ученые высчитывают его орбиту. Это может случиться спустя полсотни лет с момента открытия малого космического тела;
  • Каждая комета имеет свою атмосферу;
  • Для Земли представляют опасность только те астероиды, поперечный размер которых свыше 10 000 метров. Самый большой из них – Церера. Его размеры смогли шокировать даже таких великих астрономов как Джонсон Мануэль и Кертис Гербер, которые в 18-19 веке открыли немало огромных космических тел.

Неразгаданные тайны космоса

• На сегодня учеными выдвинуты десятки гипотез о происхождении Вселенной. Однако ни одна из них не имеет подтверждения. Также человечество до сих пор не нашло ответа, есть ли у космоса границы;

• Пояс Койпера – один из загадочных участков Солнечной системы, находящийся вблизи орбиты Нептуна. Многие любители-астрономы утверждают, что именно из него часто вылетают НЛО, но, по мнению ученых, это не более чем выдумки;
  • Время – величина относительная. Но в космосе оно течет медленнее, чем на Земле. Был проведен эксперимент: один близнец отправился в космос, а другой остался на планете. Тот, который не покидал Землю, постарел намного быстрее, чем его брат. Почему так происходит, никто не знает;

• В нашей галактике выявлены «космические пузыри». Это округлые образования с обеих сторон присоединены к центру Галактики. Они выделяют гамма-лучи и энергию, которая соотносима со взрывом сотни тысяч сверхновых звезд;
  • Ученые из НАСА нередко обнародуют информацию о том, что их аппаратура улавливает непонятные сигналы из космоса. Пока установить их адресата не удается.

Солнце дарит свет и тепло на протяжении миллионов лет. Однако его световые и тепловые ресурсы рано или поздно исчерпаются. После этого погибнут все животные и растения на планете и произойдет дестабилизация Солнечной системы.

Невероятные и малоизвестные факты об освоении космоса

• Первый в истории человечества полет за пределы атмосферы земли совершил советский космический корабль «Восток». Это случилось 12.04.1961. С этого момента началось покорение космоса человеком;

• Орбитальный телескоп «Keppler» запущен 10 лет назад. За это время он позволил ученым больше узнать о галактике Млечный Путь и выявил свыше 3,5 тысячи новых планет, которые могут быть пригодны для жизни;
  • Смешной факт: Белка и Стрелка, первые собаки, отправленные в космос, при рождении получили клички Альба и Маркиза. После того, как правительство СССР посчитало их некорректными, собак переименовали;

• С 2025 года американские дошкольные учреждения планируют ввести обязательное ознакомление детей с общей информацией о космосе. Специалисты считают, что дошкольники и ученики начальных классов обязаны знать, как устроена Вселенная;
  • Трудно поверить, но космические путешествия станут доступны людям уже через 20 лет. Сейчас совершить полет в космос могут только бизнесмены и известные личности;

• Недавно японский космический аппарат «Хабуяса 2» смог высадиться на поверхность кометы Чюрюмова-Герасименко. Он сделал забор грунта, что помогло ученым подробно исследовать структуру малого космического тела и раскрыть некоторые секреты космоса;
  • На Луне много полезных ископаемых. В будущем ученые из страны Восходящего Солнца собираются построить космические корабли и станции на поверхности спутника, чтобы отправлять оттуда ресурсы на Землю;

• Самые крупные телескопы, помогающие изучать космос и открывать новые планеты, – БТА, GTC и Keck Observatory.

Факты о космосе для школьников

Ниже перечислены самые интересные факты о космосе и Вселенной, о которых не рассказывают на уроках в школе. Они заинтересуют ребенка и помогут ему больше узнать об окружающем мире.

• В Солнечной системе 8 планет. Они вращаются вокруг небесного светила по часовой стрелке;
18 интересных фактов о черных дырах

• Солнце обладает огромной силой притяжения и удерживает планеты возле себя, не давая им улететь в открытый космос;
  • 4 планеты имеют твердую поверхность, по которой можно ходить. Остальные – газообразные;
  • Если сравнивать размеры планет с овощами и фруктами, то земля – помидор Черри, а Юпитер – арбуз;
  • Звезды объединяются в большие водовороты – галактики. Земля находится в галактике Млечным Путем;

• В древности люди думали, что Солнце движется по небу, но на самом деле оно стоит на месте, а Земля крутится вокруг него.

30 интересных фактов о космонавтике

Космос – это, пожалуй, самая загадочная тайна, которая волнует человечество. Мы завороженно смотрим на звездное небо, мечтаем, представляем, как создан такой удивительный мир? Кто поддерживает порядок мироздания? Особенно притягивает космос нас в детстве, юности… Вырастая, многие забывают, о своей мечте полететь в космос, но вдохновение и любовь к звездам остаются на всю жизнь: мы смотрим с любимыми на звезды, с детьми мы с упоением играем в космонавтов. А сколько песен написано о космосе и о звёздах, сколько фантастических романов! Поэтому не удивительно, что День космонавтики – всенародно любимый праздник!

Мы гордимся, что люди наши страны стали героическими открывателями космоса. Фото: depositphotos

Мы гордимся, что люди нашей страны стали героическими открывателями космоса, что они воплотили свои детские мечты и поднялись в космос.

Знаете ли вы, как называют космонавтов в разных странах? Плачут ли космонавты? Меняется ли рост в невесомости? Храпят ли в космосе? Почему имя Таня приносит удачу космонавтам? Эти и другие интересные факты – в нашей подборке, посвященной празднику. Читайте вместе с детьми!

30 фактов про космос и космонавтов

1. Людей, покоряющих космос, в Германии и Норвегии называют раумфарерами, в Казахстане – гарышкерами, в США – астронавтами, а китайцы зовут их тайконавтами. Однако во всем мире известно, что первенство в этом деле принадлежит советскому космонавту Юрию Гагарину.
  2. Ракеты и космические аппараты с почти всех космодромов в мире запускаются на восток, по направлению вращения Земли. Только израильтяне делают запуски на запад, затрачивая дополнительное горючее. Дело в том, что с востока Израиль окружён недружелюбными государствами, падение ступеней ракет на территорию которых может спровоцировать военный конфликт. А если ракета летит на запад, ступени падают в Средиземное море.
  3. Обратный отсчёт, который неизменно сопровождает запуск космических ракет, был придуман не учёными и не космонавтами, а кинематографистами. Впервые обратный отсчёт был показан в немецком фильме «Женщина на луне» 1929 года для нагнетания напряжения. Впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы просто переняли этот приём.
  4. Космонавты не могут плакать так же, как мы на земле — выделяющиеся слёзы не стекают вниз, а остаются на глазах в виде маленьких шариков. К тому же они могут вызывать неприятное жжение, и слёзы приходится смахивать вручную. Получается, что плач как один из видов психологической разгрузки недоступен человеку в невесомости.
  5. Во время первых полетов космонавты общались с Землей с помощью секретных слов, чтобы никто не мог догадаться, как все проходит. Такими словами служили названия цветов, фруктов и деревьев. Например, космонавт Владимир Комаров в случае повышения радиации должен был сигналить: «Банан!». Для Валентины Терешковой (первой женщины-космонавта) пароль «Дуб» означал, что тормозной двигатель работает хорошо, а «Вяз» — что двигатель не работает.
  6. Следующей задачей после полета Гагарина стал выход в открытый космос. Первым это сделал Алексей Леонов во время полета на космическом корабле «Восход-2». Тогда никто не знал, как правильно вести себя в невесомости. Выйдя в космос, Леонов оттолкнулся от шлюза, и его сильно закрутило, но страховочный трос удержал астронавта. Его ждала еще одна проблема: скафандр неожиданно сильно раздулся, и Леонов не мог вернуться на корабль. Он просто не помещался в люк, пока не снизил давление воздуха в скафандре. Из-за этого выход в космос длился не 12 минут, как планировалось, а в два раза дольше.
  7. Фамилии космонавтов, которые казались советским властям неблагозвучными, изменяли. Первому болгарскому космонавту Георгию Какалову пришлось стать Ивановым, а поляку Хермашевскому — Гермашевским. Дублер монгольского космонавта Жугдэрдэмидийна Гуррагча изначально носил фамилию Ганхуяг, но по настоянию советской стороны сменил ее на Ганзориг.
  8. Международную космическую станцию (МКС) начали строить в 1998 году, а первые космонавты поселились на ней 31 октября 2000 года. МКС собирали 10 лет как огромный, сложный и очень дорогой конструктор. Ее длина — 110 метров. Одновременно на МКС живут и работают шесть человек. МКС в полном смысле этого слова — международная станция, в этом проекте принимают участие 23 страны. За сутки МКС облетает вокруг Земли 16 раз, поэтому космонавты видят 16 восходов и закатов.
  9. В невесомости многое меняется. Например, увеличивается расстояние между позвонками и люди вырастают. Был случай, когда человек стал выше на 10,5 см!
  10. Первенство в облёте Луны принадлежит черепахам. Это случилось в 1968 году: в советский космический корабль Зонд-5 посадили среднеазиатских степных черепах. Выбор был обоснован тем, что им не требуется большого запаса кислорода, они могут полторы недели ничего не есть и длительное время находиться как бы в летаргическом сне.
  11. В невесомости очень легко передвигаться — космонавты просто летают внутри космической станции. Поэтому мышцы теряют силу, а кости становятся хрупкими. Больше всего страдают мышцы ног. Чтобы не разучиться ходить, космонавты принимают витамины и каждый день занимаются физкультурой. Они тренируются на беговой дорожке, к которой притянуты жгутами, чтобы не улететь.
  12. Многие космонавты говорят, что спуск оставляет самые яркие впечатления от всего космического полета. Через иллюминатор они видят пламя, которое охватывает корабль во время прохождения плотных слоев атмосферы.
  13. На Землю корабль опускается на большом парашюте, но он раскрывается не сразу, чтобы не было слишком сильного рывка. Вначале раскрывается совсем маленький парашют, он вытягивает за собой второй — побольше, и только потом раскрывается главный большой парашют. Весь спуск на парашюте занимает 15 минут.
  14. В 1977 году были запущены американские космические аппараты «Вояджер I» и «Вояджер II». Тридцать лет они летели по Солнечной системе, изучая планеты, а в 2007 году покинули ее пределы и продолжают лететь дальше. К каждому «Вояджеру» прикрепили алюминиевую коробку с посланием для инопланетян в виде позолоченного диска. На диске записана информация о нас и нашей планете: музыка, приветствия на разных языках, фотографии с видами Земли, научные данные о человеке.
  15. Кадры кинохроники запечатлели встречу Гагарина после первого космического полёта в Москве, а больше всего многим запомнился его развязавшийся шнурок. Но на самом деле эта тесёмка была отцепившейся подтяжкой для носков, которые раньше делали без резинки. Из-за сползшего носка Гагарина по ноге больно била пряжка, но он не остановился и дошагал по дорожке до конца.
  16. У космонавтов есть множество ритуалов, необходимых для удачного запуска в космос и возвращения на Землю. В частности, нужно обязательно пописать на колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку. Считается, что основоположником традиции был Юрий Гагарин, который попросил остановить машину в казахской степи по дороге на «Байконур». Кстати, женщины-космонавты тоже чтут эту традицию — они берут с собой баночку с мочой, которую выплескивают на колесо.
  17. На месте приземления Юрия Гагарина около деревни Смеловка в Саратовской области 12 апреля 1961 года прибывшие военные установили знак. Точнее — вкопали столб с табличкой, где было написано: «Не трогать! 12.04. 61 г. 10 ч 55 м. моск. врем».
  18. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».
  19. У астронавтов, которые попадают на орбиту, полностью меняются предпочтения в пище. К примеру, астронавт Международной космической станции Пегги Уитсон рассказала, что ее любимая еда на Земле, креветки, просто противна ей в космосе.
  20. Кимчи — национальный продукт в Корее. В 2008 году эту квашеную закуску доставили на борт Международной космической станции для астронавта Ли Со Ен. Правительство Южной Кореи потратило более миллиона долларов, чтобы запах кимчи не был слишком едким для других космонавтов.
  21. В 2001 году был проведен эксперимент, который показал, что храпящие на Земле не храпят в космосе.
  22. Сон в космосе — это действительно сложная штука. Астронавты находятся в невесомости, поэтому они спят в любом положении, и должны привязать себя так, чтобы не ударяться об окружающие их предметы. Кроме того, у них обычно есть своя маленькая каюта, в которой они спят в мешке.
  23. Вода — дефицитный товар в космосе, она почти полностью поступает с Земли. Вот почему астронавтам приходится жёстко экономить ценную жидкость. Они смачивают мочалку специальным мылом, которое пенится, но не требует смывания. Зубы космонавты чистят тоже без воды.
  24. Стульчак на унитаз конструируется для каждого космонавта индивидуально, потому что им нужно садиться на него с максимальной точностью.
  25. Космические туалеты, как в российском, так и в американском сегменте МКС разработаны и произведены в России. Стоимость каждого из них приблизительно 19 миллионов долларов.
  26. Многие (если не все) космонавты ощутили на себе так называемую космическую болезнь. В ее случае вестибулярный аппарат ведет себя противоречиво и человек дезориентируется. Иногда это все настолько глубоко, что непонятно, где ноги, а где руки.
  27. С недавних пор одним из обязательных условий для полета в космос является знание русского языка. После отказа в 2011 году НАСА от эксплуатации космических челноков, на МКС все космонавты и астронавты попадают исключительно на российских летательных аппаратах «Союз».
  28. А вот удачу приносит надпись «Таня» на борту ракеты-носителя. Когда-то один из сотрудников таким образом решил увековечить имя любимой девушки. В следующий раз надписи не оказалось, и ракета взорвалась. С тех пор неизвестная «Таня» всегда оберегает космонавтов.
  29. Космонавты питаются 4 раза в день, и их рацион составляет 3200 калорий. При подборе блюд учитываются как вкусовые пристрастия космонавтов, так и национальные кулинарные традиции членов космических экспедиций. Так, когда на борту МКС находился космонавт из Японии, в его рацион входили традиционные для этой страны суши.
  30. Со времени полета Юрия Гагарина орбитальный полет вокруг Земли совершили более 550 человек.
Планета Плутон – интересные факты (+видео)

Человечество продолжает изучать космос, и кто знает, может, через несколько сотен лет, путешествовать от звезды к звезде станет так же просто, как сейчас летать на самолете. С Днем космонавтики!

Факты, секреты и мифы про космос и Вселенную

Научные споры всегда горячи. На каждую тему найдутся сотни исследователей, придерживающихся прямо противоположных мнений. Интересные факты про космос — не исключение: и хотя со времени первого полёта Юрия Гагарина в 1961 году там побывало всего 566 человек, теорий и версий об устройстве космоса и Вселенной существует гораздо больше. Благодаря желанию учёных проводить именно космические исследования, о космосе люди знают больше, чем о Мировом океане.

Постепенно секреты раскрывают, а мифы развеивают. Но достоверных фактов для того, чтобы сказать, что люди правильно и до конца поняли, как устроено космическое пространство, всё ещё недостаточно, несмотря на сотни космических программ и исследований. Космос до сих пор многое скрывает от человечества, и нас наверняка ждёт ещё много удивительных открытий. А пока даже некоторые общеизвестные факты подвергаются сомнениям.

Содержание:

• Топ-10 интересных фактов о космосе
  • Первый полёт в космос: факты
  • Чёрные дыры в космосе: интересные факты
  • Факты об исследовании космоса
  • «Космические мифы»
  • Факты о космосе для детей

Топ-10 интересных фактов о космосе

Десять интересных фактов о космосе и Вселенной, которые вы могли не знать:

1. Всего 5% Вселенной исследовано человеком, и причина даже не в том, что на большее не хватает ресурсов. Вселенная в принципе видима на 5%, а оставшиеся 95% — это тёмная материя и тёмная энергия, не поддающиеся изучению даже с помощью самых современных технологий.
  2. Не всем рост идёт на пользу. Если звезда начала стремительно расти — гибель небесного тела не за горами.
  3. В космосе даже запахи другие. Аромат роз, распустившихся на шаттле Discovery, хоть и остался приятным, но сильно отличался от запаха земных роз. Этот факт объяснить легко: такая разница в запахах растений возникает из-за разницы температуры и влажности на Земле и внутри космического корабля.
  4. Солнце превосходит нашу планету по размерам в 300 тысяч раз. Примерно такая же разница в размерах у арбуза и сливы.
  5. В космосе обитают настоящие звёзды-гиганты, масса которых в 8 или больше раз превосходит солнечную массу. Такие звёзды называются нейтронными: их плотность настолько высока, что всего горсть материи нейтронной звезды легко перевесит высочайшие горы Земли.
  6. Небесные тела отличаются друг от друга, но выглядят соответственно условиям, царящим на конкретном небесном теле: где-то бушуют ураганы, в других местах ветра не бывает вовсе, на одних астрономических объектах очень жарко, на других царит вечный холод. От погодных условий зависят рельеф и текстура поверхности небесного тела. И только Миранда, спутник Урана, выглядит как дитя Франкенштейна — спутник словно собрали, подобно конструктору, из деталей разных планет. Миранда так странно выглядит из-за столкновения с астероидом.
  7. Из-за отсутствующей гравитации в космосе невозможно вскипятить воду. Вода, которую попробуют вскипятить, отправившись в космос, превратится в огромный пузырь, передвигающийся как волна.
  8. Две планеты Солнечной системы отличаются от остальных полным одиночеством: у Венеры и Меркурия нет ни одного спутника.
  9. Звёзд в космосе больше, чем песчинок на Земле.
  10. Самая яркая звезда в космосе — Сириус, она ярче Солнца примерно в 22 раза. Измерить яркость Сириуса в привычных для землян кд/м² (люксах) не получится — астрономы измеряют только блеск и светимость звезды. Блеск измеряется в звёздных величинах: блеск Сириуса составляет -1,44m (звёздных величин). Светимость звёзд зависит от их удалённости от нашей планеты.
Что такое Нибиру - Планета Нибиру и конец света

Первый полёт в космос: факты

Человеку космос покорился в 1961 году, первым советским космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин — эти факты на постсоветском пространстве знает даже ребёнок. Ещё раньше в космос полетели две собаки — об этом тоже знают многие.

Забавный факт: до полёта знаменитых Белку и Стрелку звали Альбой и Маркизой, но клички собак заменили по указанию советского правительства.

Но самым первым живым существом, отправившимся в космос, стала собака Лайка. 3 ноября 1957 года Лайка оказалась в космосе на корабле «Спутник-2» и погибла спустя 6 часов из-за перегрева капсулы, в которой находилась. Всего на благо отечественной космонавтики послужили 65 животных: собаки, обезьяны, кролики. Из-за различных неполадок 27 животных погибло. И только когда полёты четвероногих космонавтов стали проходить успешно — в космическое пространство решились отправить первого человека.

Первый полёт человека в космос 12 апреля 1961 года со временем оброс слухами и легендами. Но есть и достоверные факты, связанные с полётом Юрия Гагарина, подтверждённые участниками и свидетелями событий:

1. Главный конструктор Сергей Королёв долго не мог определиться, кто станет первым космонавтом в мире — Юрий Гагарин или Герман Титов. Королёв, согласно записям в его дневнике, считал Титова подготовленным лучше, чем Гагарин. Именно поэтому Герман Титов полетел вторым — второй полёт технически был сложнее первого.
  2. Не последнюю роль в выборе первого космонавта сыграла комплекция Юрия Алексеевича: у «Востока-1» была ограниченная грузоподъёмность, не рассчитанная на пребывание в корабле крупного человека. Рост Гагарина был около 160 см, вес — 65 кг. Молодость будущего космонавта тоже стала плюсом: требовался летчик не старше 30 лет, Гагарину незадолго до полета исполнилось 27.
  3. Знаменитые видеокадры разговора Гагарина и Королёва перед запуском были сняты не в день полёта, а значительно позже. Но сами переговоры слово в слово повторяли те, что действительно состоялись 12 апреля 1961 года.
  4. «Восток-1» работал только в режиме автопилота: никто не хотел рисковать человеческой жизнью, пока было неизвестно, как отреагирует организм на сверхнагрузки. Перейти на ручной режим управления в случае экстренной необходимости было возможно с помощью секретного кода, но Гагарину этот код так и не понадобился.
  5. Первый космонавт и капсула, в которой он находился, приземлялись по отдельности. Технологии пока не позволяли оснастить корабль системой мягкой посадки, и Гагарину пришлось катапультироваться с высоты 7 км над поверхностью Земли. Произошла посадка совсем не на Байконуре, как было запланировано, а на целых 1000 км западнее.

Чёрные дыры в космосе: интересные факты

Космос полон загадок, которые человечеству только предстоит открыть. Чёрные дыры — одна из таких загадок: хотя открыты они были в 1916 году, за прошедшее время известно о чёрных дырах стало не так много.

Но несколько точных фактов об этих удивительных объектах всё же известно:

1. Чёрная дыра, которую людям удалось сфотографировать, согласно оценкам экспертов, больше Земли в 3 миллиона раз.
  2. Из чёрной дыры не способен вырваться ни один объект, каких бы размеров он ни был. Даже свет чёрная дыра поглотит навсегда благодаря сверхмощной гравитации.
  3. Астрономические наблюдения доказали, что чёрные дыры не только пассивно ждут попадания в них звезды, планеты или другого объекта. Звёзды, оказавшиеся неподалеку от чёрных дыр, взрываются. Почему так происходит, учёные пока не выяснили.
  4. Чёрные дыры делятся на три вида: звёздные, промежуточные и сверхмассивные. Масса звёздных чёрных дыр может составлять 5 солнечных масс. А масса сверхмассивных чёрных дыр достигает несколько миллиардов солнечных масс.
  5. Космос — это неполный вакуум, где распространение звуков практически невозможно. Например, если бы человек попробовал закричать в космосе, его бы не было слышно. В 2003 году астрономы преподнесли удивительную новость: чёрные дыры производят звуки. Учёные выяснили, почему чёрные дыры не «немые» в отличие от большинства небесных тел: только они способны распространять настолько низкочастотные звуковые волны, что они слышны в неполном вакууме.

Опираясь на теорию относительности, учёные допускают существование и «белых дыр», но этот факт пока никем не доказан.

Факты об исследовании космоса

Исследовать космос гораздо сложнее, чем родную планету — нельзя просто так взять и во время прогулки изучить устройство метеорита, кометы или другого астрономического объекта. Для экспериментов в космической области люди используют сложные пилотируемые и автоматические аппараты, а космонавты проходят подготовку к таким перегрузкам, которые обычному человеку просто не выдержать.

Но усилия себя оправдывают: благодаря исследованиям, космос становится всё понятнее для человека. А практические исследования — это факты, не подлежащие сомнению, и вот лишь некоторые из них:

1. Первый человек, побывавший в открытом космосе — советский космонавт Алексей Леонов. Он доказал, что человек может находиться в космосе в свободном плавании и даже проводить эксперименты и наблюдения.
  2. О космической невесомости слышали все и видели кадры, где космонавты легко летают внутри космической станции. Но невесомость — это не только интересное явление. В условиях невесомости мышцы и кости становятся слабее из-за того, что их почти не нагружают. Чтобы не растерять здоровье, космонавты принимают витамины и занимаются спортом, например, используют специально обустроенную беговую дорожку. Ещё один интересный факт — в невесомости расстояние между позвонками становится больше, и рост человека увеличивается. Так, рекорд по вырастанию в космосе взрослого человека составил 10 см.
  3. Орбитальные телескопы Kepler и TESS запустили в космос для обнаружения и исследования экзопланет, на которых возможна жизнь. Начиная с 2009 года телескопы нашли тысячи предполагаемых экзопланет, а исследования показали, что примерно на двух сотнях из этих планет жизнь действительно возможна.
  4. Первая успешная посадка на другую планету состоялась в 1970 году: на поверхность Венеры спустили аппарат, собравший важные научные данные о планете.
  5. Ещё в 1977 году США запустили два космических корабля с посланиями для представителей иных галактик: с записями земной музыки, человеческой речи, описанием строения организма землянина. Корабли покинули Солнечную систему в 2007 году и до сих пор продолжают свой путь, с помощью встроенных приборов исследуя встретившиеся планеты.

«Космические мифы»

Мифы о космосе, в которые многие продолжают верить:

1. Пожалуй, самый распространённый миф о постоянном риске корабля пострадать от космического мусора, стал популярным из-за эффектных картин в голливудских фильмах. На самом деле столкнуться с космическим мусором невозможно: приборы заранее известят о приближающемся объекте и скорректируют курс.
  2. Благодаря всё тем же кинокартинам бытует мнение, что человек в открытом космосе без скафандра умрёт мгновенно и мучительно: его разорвёт на части или он получит страшные телесные повреждения. Но человек в открытом космосе погибает лишь спустя минуту из-за отсутствия кислорода — без взрывов и крови.
  3. Мы привыкли считать, что космонавты питаются исключительно из тюбиков весьма ограниченным набором блюд. И это давно не так. Люди в космосе едят разнообразные первые и вторые блюда: супами питаются через трубочки, а вторые блюда едят ложками — совсем как на Земле, если не считать того, что еда может улететь, если за ней не уследить.
  4. Долгое время Венера казалась очень похожей на Землю, и даже учёные верили, что Венера может быть пригодной для жизни. Такое впечатление создавалось благодаря очень плотной атмосфере планеты. Но когда к Венере удалось приблизиться, стало понятно, что планета максимально недружелюбна к незваным гостям и ко всему живому в принципе: на планете находится огромное количество вулканов, постоянная температура её поверхности — 462 °C, а окутывающие Венеру облака состоят из серной кислоты.
  5. Миф, который очень многие люди считают правдой: Великую Китайскую стену видно из космоса. На самом деле — не видно.

Факты о космосе для детей

Учебные часы в школе не предусматривают изучения космоса, пока в старших классах не начнутся занятия по астрономии. Расскажите ребёнку интересные факты о космосе, о которых он вряд ли узнает на уроках:

1. Звёзды собираются в группы, образуя огромные галактики. Люди живут в галактике под названием Млечный путь.
  2. Благодаря солнечному излучению возможна жизнь на Земле. Солнце — единственная звезда Солнечной системы, в которую входит и планета, на которой мы живем.
  3. Всего в Солнечную систему входит 8 планет. До 2006 года считалось, что планет в Солнечной системе — 9, но потом учёные выяснили, что Плутон слишком мал для того, чтобы считаться планетой.
  4. Все 8 планет вращаются вокруг Солнца против часовой стрелки. Благодаря большой силе притяжения Солнца планеты не могут покинуть ось, вокруг которой вращаются, и оказаться в открытом космосе.
  5. Планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг собственной оси. Шесть планет из восьми вращаются против часовой стрелки, а Венера и Уран — по часовой.
  6. У четырёх планет Солнечной системы твёрдая поверхность, по которой можно ходить. Эти планеты — Земля, Венера, Марс и Меркурий. Остальные планеты состоят из газа и ступить ногой на их поверхность невозможно.
  7. Луна — спутник Земли, который постоянно находится рядом с нашей планетой. Людям кажется, что ночью они видят свет Луны, но на самом деле спутник не светит. По ночам мы видим тот же свет Солнца, что и днём, только отражённый Луной.

Неизвестно, сколько ещё времени понадобится человечеству, чтобы раскрыть все тайны космоса. Ясно одно — это случится нескоро. Но нам и нашим детям повезло жить в XXI веке, когда ошеломляющие космические открытия случаются одно за другим, и мы становимся свидетелями событий, которые не могли предугадать даже самые талантливые фантасты!

dymontiger

• Add to friends

Интересное в сети!

Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)

Космос – это область, которая находится за пределами земной атмосферы. Она включает планеты, галактики, солнечные системы, звёзды, астероиды и прочее.

Мы живём в космосе, поэтому мы должны изучать его. Он настолько огромен, что вмещает триллионы звёзд, а также бесчисленное множество галактик и планет. Однако это только видимая вселенная. Учёные сходятся во мнении, что исследовать неизвестную вселенную можно гораздо больше, чем мы можем себе представить. Эта статья посвящена любопытным фактам о космосе. Начнём!

Строение Солнца - интересные факты

1. Космос берёт начало на определённой высоте над нашей планетой. Границу между земной атмосферой и космосом называют линией Кармана; она находится на высоте 100 километров над уровнем моря.

2. Самый крупный объект, находящийся в космосе с экипажем на борту – это Международная космическая станция.

3. Космос – это на самом деле пустота, которая содержит очень мало материи.

4. Космические аппараты посетили все планеты Солнечной системы.

5. Возраст Вселенной составляет 13,8 миллиарда лет. С момента своего возникновения (в результате Большого взрыва) она расширяется.

6. В видимой или известной вселенной насчитывается почти два триллиона галактик.

7. В галактике Млечный Путь насчитывается от ста до четырёхсот миллиардов звезд.

8. В космосе нет звука, потому что молекулы расположены так далеко друг от друга, что не могут передавать звук. Однако бесшумным его также не назовёшь. В космосе можно посылать и принимать радиоволны!

9. Космическое пространство между галактиками не пустое. В среднем на один кубический метр приходится один атом.

10. Вулкан на Марсе в три раза выше Эвереста. Олимп – это вулкан на Марсе, ширина которого составляет 600 километров, а высота – 21. Это самая высокая гора из всех планет Солнечной системы. Центральный пик астероида Весты, Реасильвия (высота 22 километра), выше горы Олимп на один километр. Основание горы Олимп – размером с Аризону!

11. На Солнце приходится 99,86% массы всей солнечной системы. Масса Солнца в 330 000 раз больше массы Земли.

12. Карликовая планета Церера считается самым крупным астероидом. Она находится в Поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Она была открыта итальянским астрономом Джузеппе Пиацци в 1801 году. Её ширина составляет 965 километров. Тем не менее, это самая маленькая карликовая планета солнечной системы.

13. Знаете ли вы, что в космосе существует огромное облако водяного пара? В нём содержится в 140 триллионов раз больше воды, чем во всех океанах Земли. Оно находится на расстоянии около 10 миллиардов световых лет.

14. Если два куска одного и того же металла или материала сталкиваются друг с другом в космосе, то они навсегда соединяются. Это называется холодной сваркой, при этом атомы двух частей понятия не имеют о том, что они разделены. Это явление нельзя наблюдать на Земле, поскольку между кусками присутствуют вода и воздух.

15. Галактики Млечный Путь и Андромеда столкнутся в ближайшие 3,75 миллиарда лет. Галактика Андромеда приближается к нашей галактике со скоростью 110 километров в секунду!

16. Существует планета под названием 55 Cancri e. Её радиус в два раза больше, чем у Земли, а масса – в восемь раз. Согласно исследованиям, проведённым Йельским университетом, поверхность этой планеты состоит из алмаза и графита. Он находится на расстоянии сорока световых лет от Земли, но видна невооружённым глазом. Она расположена в созвездии Рака.

17. Скафандр НАСА стоит 12 000 000 долларов. 70% стоимости приходится на модуль управления и резервную копию.

18. Самые плотные и мельчайшие начала в известной Вселенной – это нейтронные звезды. Они имеют радиус около 10 километров но их масса в несколько раз больше, чем у Солнца. Они вращаются до шестидесяти раз в секунду после рождения. Затем скорость вращения увеличивается до 600-712 раз в секунду. Они рождаются в результате взрыва ядра сверхновой звезды.

19. Базз Лайтер из «Истории игрушек» провёл 15 месяцев на Международной космической станции. Он вернулся на Землю 11 сентября 2009 года.

20. Комета Галлея снова пройдёт мимо Земли 26 июля 2061 года. Комета была открыта Эдмондом Галлеем в 1705 году. Последний раз её видели 9 февраля 1986 года.

21. В нашей солнечной системе есть пять признанных карликовых планет. Это Церера, Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа.

22. Китайцы заметили комету Галлея ещё в 240 году до нашей эры. Начиная с 164 года до нашей эры, они отмечали каждое её появление.

23. Центральная часть кометы называется ядром, а потоки пыли, которые видны за ней, называются хвостом.

24. На нашем небе – 88 признанных звёздных созвездий.

25. Лунному свету требуется всего 1,3 секунды, чтобы достичь Земли. Расстояние между Землёй и Луной составляет 384 400 километров.

26. Обычные ручки работают благодаря принципу гравитации. Чернила вытекают под действием силы тяжести. Поскольку гравитация в космосе отсутствует, ручки там не пишут.

27. Гравитационная сила Юпитера настолько сильна, что он притягивает большой процент астероидов, комет и прочих космических объектов.

28. Красное пятно на Юпитере в три раза больше, чем на Земле, но оно уменьшается, пока вы читаете эти факты.

29. Красный карлик – это звезда, которая меньше и холоднее других звёзд. Это поздняя стадия её жизни. Температура поверхности красного карлика составляет около 7200 Кельвина. Они могут гореть непрерывно в течение 10 триллионов лет.

30. Галактика Млечный Путь известна в Китае как «Серебряная Река». В Японии и Корее «Серебряную Реку» вообще называют просто галактиками.

31. Геннадий Падалка провёл в космосе больше времени, чем любой другой человек. Он был космонавтом Федерального космического агентства России. Он провёл в космосе 879 дней. Он работал и на Международной космической станции, и на «Мире».

32. Все слышали о НАСА, но знаете ли вы, что означает название «НАСА»? Оно расшифровывается как Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. Оно было создано в 1958 году федеральным правительством Соединённых Штатов.

33. Слово «астронавт» происходит от двух греческих слов – astron («звезда») и nautes («моряк»). Таким образом, астронавт – это звёздный моряк.

34. Первым млекопитающим, которого отправили в космос, была Лайка, бродячая собака. Это произошло 3 ноября 1957 года. К сожалению, она умерла спустя 5-7 часов после начала полёта из-за стресса и перегрева.

16 интересных фактов о Плутоне

35. Земля в 81 раз тяжелее Луны.

36. Из-за отсутствия гравитации астронавты не могут отрыгнуть в космосе. Это происходит потому, что воздух не может отделиться от пищи и подняться вверх.

37. Единственная планета, которая может плавать на поверхности воды – это Сатурн. Это также самая лёгкая планета. Она может плавать на поверхности воды потому, что состоит из газа (в основном).

38. Меркурий продолжает сжиматься даже спустя 4,5 миллиарда лет после образования солнечной системы.

39. Кометы – это остатки материи после образования солнечной системы. Они состоят из углекислого газа, льда и песка.

40. Шимпанзе, собаки, морские свинки и обезьяны летали в космос.

41. Ось Земли меняется со временем. Это явление называется прецессией. Изменение оси происходит очень медленно и постепенно. Из-за прецессии примерно через 13 000 лет Поляриссима перестанет быть нашей полярной звездой. Её заменит звезда Вега. Один цикл прецессии занимает 26 000 лет.

42. Япет, один из спутников Сатурна, имеет двухцветную окраску. Одна сторона спутника темнее другой. Такого явления не наблюдается ни на одном другом спутнике солнечной системы. Причина такой двухцветной окраски заключается в том, что Япет находится далеко за пределами колец Сатурна и, следовательно, его атакует космический мусор. Именно столкновения создают тёмные области на Япете.

43. Земля получает от Солнца за час больше энергии, чем использует за целый год.

44. На Луне нет атмосферы, ветра и воды, которые могли бы стереть следы астронавтов, отпечатки космических кораблей и лунных автомобилей. Они просуществуют миллионы лет. Однако микрометеориты продолжают бомбардировать поверхность Луны, что в конечном итоге приведёт к эрозии. Но скорость эрозии очень медленная.

45. Если вы окажетесь на экваторе Марса, температура у ваших ног будет тёплой, а у вашей головы – холодной.

46. Если объединить все известные астероиды солнечной системы, то их общая масса составит менее 10% от массы Луны.

47. Долины Маринер – самая большая система каньонов в солнечной системе. Её длина составляет около 4000 километров. Она в девять раз длиннее и в четыре раза глубже Большого каньона.

48. Ио, один из спутников Юпитера, является самым вулканически активным небесным телом во всей солнечной системе. Его вздутая желтоватая поверхность напоминает пиццу пепперони.

49. Кратеры южного полюса Луны могут быть самыми холодными областями солнечной системы. Дневная температура не поднимается выше -238 градусов по Цельсию.

50. Центр галактики Млечный Путь пахнет ромом и имеет вкус малины. Откуда мы знаем? Эта информация была обнаружена радиотелескопом IRAM, когда он сфокусировался на газовом облаке под названием Стрелец B2. IRAM обнаружил этилформиат, который придаёт рому характерный запах, а малине – вкус.