МКС Онлайн

SpaceX: космические туристы чувствуют себя прекрасно

17 Сен 2021 07:55

Нептун

Нептун является восьмой планетой от Солнца и последней из известных планет. Не смотря на то, что это третья по массивности планета, она является всего лишь четвертой с точки зрения диаметра. Благодаря своей синей окраске Нептун получил имя римского бога моря.

По мере совершения тех или иных научных открытий у ученых часто возникают споры, какая именно из теорий заслуживает доверия. Открытие Нептуна является наглядным примером таких разногласий.

Нептун и другие планеты Солнечной системы

После того, как 1781 году была открыта планета Уран, астрономы заметили, что его орбита подвержена значительным колебаниям, которых в принципе быть не должно. В качестве обоснования этого непонятного явления была предложена гипотеза о существовании планеты, гравитационное поле которой и вызывает орбитальные отклонения Урана.

Сравните: Земля, Уран, Нептун, Плутон

Тем не менее, первые научные труды, связанные с существования Нептуна появились только в 1845-1846 году, когда английский астроном Джон Коуч Адамс опубликовал свои расчеты о положении этой тогда еще неизвестной планеты. Однако, несмотря на то, что он предоставил свою работу Королевскому научному сообществу (ведущей английской научно-исследовательской организации), его труд не вызвал ожидаемого интереса. И только год спустя французский астроном Жан Жозеф Леверье также представил расчеты, которые были поразительно похожи на расчеты Адамса. В результате независимых оценок научной работы двух ученых, научное сообщество наконец-то согласилось с их выводами и начало поиски планеты в области неба, на которую указывали исследования Адамс и Леверье. Планета как таковая была обнаружена 23 сентября 1846 года немецким астрономом Иоганном Галлом.

До облета космическим аппаратом Voyager 2 в 1989 году, о планете Нептун у человечества было очень мало информации. Миссия позволила получить данные о кольцах Нептуна, числе лун, атмосфере и вращении. Кроме того, Voyager 2 выявил существенные особенности спутника Нептуна под названием Тритон. На сегодняшний день мировые космические агентства не планируют каких-либо миссий к этой планете.

Атмосфера Нептуна

Верхние слои атмосферы Нептуна на 80% состоят из водорода (H2), 19% гелия и небольших примесей метана. Подобно Урану, синяя окраска Нептуна обусловлена его атмосферным метаном, который поглощает свет на длине волны, которая соответствует красному цвету. Однако, в отличие от Урана, у Нептуна более глубокий синий цвет, что говорит о присутствии в атмосфере Нептуна компонентов, которых нет в атмосфере Урана.

Погодные условия на Нептуне имеют две отличительные черты. Во-первых, как было замечено во время пролета миссии Voyager-2, это так называемые темные пятна. Эти бури сопоставимы по своим масштабам с Большим красным пятном на Юпитере, однако сильно отличаются по своей продолжительности. Шторм известный как Большое Красное Пятно длится уже в течение многих столетий, а темные пятна Нептуна способны существовать не более нескольких лет. Информацию об этом удалось подтвердить благодаря наблюдениям космического телескопа «Хаббл», который был направлен на планету всего через четыре года после того, как Voyager 2 совершил свой облет.

Вторым примечательным погодным явлением планеты является стремительно перемещающиеся шторма белого цвета, которые получили называние «Скутер». Как показали наблюдения, это своеобразный тип ливневой системы, размеры которой намного меньше, чем размеры темных пятен, а продолжительность жизни еще короче.
Подобно атмосферам других газовых гигантов, атмосфера Нептуна делится на широтные полосы. Скорость ветра в некоторых из этих полос достигает почти 600 м/с, то есть ветра планеты можно назвать самыми быстрыми в Солнечной системе.

Структура Нептуна

Нептун, подобно Урану, состоит из двух слоев: ядра и мантии. Само ядро твердое и в 1,2 раза массивнее планеты Земля. Мантия представляет собой невероятно горячую и плотную жидкость, состоящую из воды, аммиака и метана. При этом вес мантии составляет от десяти до пятнадцати масс Земли.

22 интересных факта о Юпитере

Не смотря на то, что Нептун и Уран очень похожи по своей структуре, они имеют существенные различия. В то время как Уран излучает примерно такое же количество тепла, которое получает от Солнца, Нептун излучает почти 2,61 раза больше энергии, чем получает. Температура поверхности двух космических тел сопоставима, но Нептун получает только 40% солнечного света, от того количества которое получает Уран. Кроме того, огромное количество внутреннего тепла планеты способствует образованию чрезвычайно быстрых потоков ветра в верхних слоях атмосферы.

Орбита и вращение Нептуна

После открытия Нептуна, размер известной Солнечной системы увеличился примерно в два раза. При среднем расстоянии орбиты 4,50 х 10 в степени 9 км солнечному свету требуется почти четыре часа и сорок минут для того, чтобы достигнуть верхних слоев атмосферы Нептуна. Данное расстояние указывает на то, что продолжительность года на Нептуне составляет около 165 земных лет.

Эксцентриситет орбиты Нептуна — .0097 является вторым наименьшим после Венеры. Столь незначительная величина эксцентриситета делает орбиту Нептуна очень близкой к кругу по своей форме.

Подобно Юпитеру и Сатурну, скорость вращения Нептуна намного выше этого показателя у планет земной группы в Солнечной системе. Период вращения планеты составляет чуть более 16 часов, что делает Нептун обладателем третьей по продолжительности ночи среди локальных планет.

Наклон оси Нептуна составляет 28,3°, что относительно близко к 23.5° Земли. Учитывая значительную удаленность планеты от Солнца, наличие у Нептуна сравнимых с земными сезонов является достаточно удивительным и до конца неизученным для ученых явлением.

Спутники и кольца Нептуна

На сегодняшний день известно, что Нептун имеет тринадцать спутников. Из этих тринадцати только одна обладает большой и сферической формой. Существует научная теория, согласно которой Тритон — самый крупный из спутников Нептуна, представляет собой карликовую планету, которая была захвачена гравитационным полем и поэтому его естественное происхождение остается под вопросом. Доказательства этой теории исходит от ретроградной орбиты Тритона — спутник вращается в противоположном направлении по отношению к Нептуну. Кроме того, С зарегистрированной температурой поверхности -235 °C, Тритон является самым холодным известный объектом в Солнечной системе.

Считается, что Нептун имеет три основных кольца: Адамса, Леверье и Галле. Эта кольцевая система намного слабее, чем у других газовых гигантов. Кольцевая система планеты настолько тусклая, что некоторое время считалось кольца неполноценны. Однако изображения, которые передал Voyager 2 показали, что это на самом деле не так и кольца полностью опоясывают планету.

Интересные факты о Нептуне

• Для полного оборота по орбите вокруг Солнца Нептуну требуется 164.8 земных лет. 11 июля 2011 года было обозначено завершение первого полного оборота планеты с момента ее открытия в 1846 году.

• Нептун был обнаружен Жаном Жозефом Леверье. Планета оставалась неизвестной для древних цивилизаций в силу того, что не была видно с Земли невооруженным взглядом. Первоначально планета называлась Леверье, в честь ее первооткрывателя. Но научное сообщество быстро отказалось от этого названия и было выбрано название Нептун.

• Планета была названа Нептун в честь древнеримского бога моря.

• Нептун обладает второй по величине силой тяжести в Солнечной системе, уступая только Юпитеру.

• Самый большой спутник Нептуна носит название Тритон, он был обнаружен спустя 17 дней после того, как был обнаружен сам Нептун.

Тритон и Нептун

• В атмосфере Нептуна можно наблюдать шторм, похожий на Большое красное пятно Юпитера. Данный шторм имеет объем сопоставимый с объемом Земли и известен также как Великое Темное Пятно.

• На планете существует еще одна известная буря — Малое Темное Пятно, но она значительно меньше. Ее размер сопоставим с размером Луны.

• Нептун очень быстро вращается вокруг своей оси, период обращения составляет около 16 часов

• Мимо Нептуна пролетал только один земной аппарат под названием Voyager 2, это произошло в 1989 году. Благодаря миссии, человечество получило первые ценные данные о системе спутников и колец планеты. Для того, чтобы сигналы от космического аппарата достигли Земли потребовалось 246 минут (четыре часа и шесть минут).

• Планета обладает очень динамичным климатом. Самый большой шторм, известный как Большое Темное Пятно произошел в 1989 году и длился около пяти лет.

Большое Темное Пятно (1989)

• Подобно другим газовым гигантам, Нептун имеет кольцевую систему. Учитывая весьма слабую отражающую способность колец, ученые полагают, что помимо ледяных частиц в их составе содержится достаточно большое количество углеродных частиц.

• На текущий момент известно 13 спутников Нептуна. Самым большим является Тритон — покрытый ледяной оболочкой мир, из под поверхности которого постоянно происходят выбросы частиц замороженного азота и пыли. Это самый холодный мир в Солнечной системе. Существует версия, что Тритон был пойман огромной гравитацией Нептуна и поэтому не может считаться естественным спутником Нептуна.

• Средняя температура поверхности Нептуна составляет -214 °С.

Фото Нептуна

Фото Нептуна с Вояджер-2

Интересные факты про планету Нептун — видео.

Планета Нептун

Общие сведения о Нептуне

Нептун – это восьмая и последняя по удаленности от Солнца планета (восьмая планета Солнечной системы).

Нептун относится к ледяным гигантам и назван в честь римского бога морей Нептуна.

У Нептуна на данный моменты обнаружены 14 естественных спутников.

Соседом Нептуна является Уран.

За Нептуном начинается область транснептуновых объектов (ТНО) – Пояс Койпера.

Так же, как у газовых гигантов Солнечной системы, у Нептуна имеется магнитосфера.

Стандартная модель Нептуна предполагает, что его строение включает верхнюю атмосферу; атмосферу состоящую из водорода, гелия и метана; мантию из водяного, аммиачного и метанового льдов; каменно-ледяное ядро.

У Нептуна есть система колец красноватого оттенка, состоящая из 5 компонентов.

Орбита Нептуна

Среднее расстояние от Нептуна до Солнца 4,55 миллиарда километров (30,1 астрономической единицы).

Перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты): 4,452 миллиарда километров (29,766 астрономической единицы).

Афелий (самая далекая от Солнца точка орбиты): 4,554 миллиарда километров (30,441 астрономической единицы).

Средняя скорость движения Нептуна по орбите составляет около 5,4349 километра в секунду.

Один оборот вокруг Солнца планета совершает приблизительно за 165 земных лет.

Год на планете составляет 367,49 нептунианских суток.

Расстояние от Нептуна до Земли варьируется в пределах от 4,3 до 4,6 миллиарда километров.

Направление вращения Нептуна соответствует направлению вращения всех (кроме Венеры и Урана) планет Солнечной системы.

3D-модель Нептуна

Физические характеристики Нептуна

Нептун – четвертая по размеру планета в Солнечной системе и третья по массе.

Температура Нептуна в верхних слоях атмосферы близка к −220°C, а в центре может достигать 7000°C, что сопоставимо с поверхностью Солнца.

Средний радиус Нептуна составляет 24 622 &plusmn 19 километров, то есть чуть меньше 4 радиусов Земли.

Площадь поверхности Нептуна составляет 7,6408 миллиарда квадратных километров.

Средняя плотность Нептуна составляет 1,638 грамм на кубический сантиметр.

Ускорение свободного падения на Нептуне равно 11,15 метра на секунду в квадрате (1,14 g).

Масса Нептуна равна 1,0243 х 10 26 килограмм, что составляет 17,147 масс Земли.

Магнитное поле Нептуна наклонено на 47˚ относительно оси вращения планеты.

Сравнительные размеры Нептуна и Земли

Атмосфера Нептуна

Атмосфера Нептуна условно делится на 2 основные области: тропосфера, где температура снижается вместе с высотой, и стратосфера, где температура с высотой, наоборот, увеличивается.

Основными компонентами атмосферы Нептуна являются водород (около 80 &plusmn 3,2%), гелий (19 &plusmn 3,2%) и метан (1,5 &plusmn 0,5%).

Интересные факты о Земле

В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы, по некоторым оценкам, их скорости могут достигать 2100 километров в час.

Погода на Нептуне характеризуется чрезвычайно динамической системой штормов, с ветрами, достигающими почти сверхзвуковых скоростей.

Исследование Нептуна

Обнаруженный 23 сентября 1846 года Нептун стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчетам, а не путем регулярных наблюдений.

Единственное в истории космонавтики посещение окрестностей Нептуна 25 августа 1989 года совершил американский космический аппарат «Voyager 2».

Наблюдения за Нептуном в диапазоне радиоволн показывают, что планета является источником непрерывного излучения и нерегулярных вспышек.

Интересные факты о Нептуне

Нептун – наименьший по размеру среди всех планет-гигантов Солнечной системы.

Поглощение красного света метаном является важнейшим фактором, придающим атмосфере Нептуна синий оттенок.

Во время пролета «Voyager 2» в 1989 году в южном полушарии Нептуна было обнаружено так называемое Большое Темное Пятно, аналогичное Большому Красному Пятну на Юпитере, однако 2 ноября 1994 года космический телескоп «Hubble» не обнаружил его на прежнем месте.

Разнообразная погода на Нептуне, по сравнению с Ураном, как полагают, является следствием более высокой внутренней температуры. При этом Нептун в полтора раза дальше от Солнца, чем Уран, и получает лишь 40% от того количества солнечного света, которое получает другой ледяной гигант.

Масса крупнейшего спутника Тритона составляет более чем 99,5% от суммарной массы всех спутников Нептуна.

Нептун не виден невооруженным глазом.

Ученые экспериментально подтвердили, что на Нептуне и Уране небо в алмазах.

Планета Нептун

Нептун – восьмая от Солнца и самая удаленная планета Солнечной системы. Это газовый гигант и представитель категории солнечных планет внешней системы. Плутон вылетел из планетарного списка, поэтому Нептун замыкает цепочку.

Ее нельзя отыскать без приборов, поэтому нашли относительно недавно. В близком подходе наблюдали всего раз при пролете аппарата Вояджер-2 в 1989 году. Давайте узнаем какая планета Нептун в интересных фактах.

Интересные факты

• Нептун нельзя отыскать без использования инструментов. Впервые его заметили лишь в 1846 году. Позицию вычислили математически. Имя дано в честь морского божества у римлян.
  • Экваториальные облака выполняют оборот за 18 часов.
  • Он меньше Урана, но превосходит по массе. Под тяжелой атмосферой скрываются слои водорода, гелия и метановых газов. Есть вода, аммиак и метановый лед. Внутреннее ядро представлено скалой.
  • Метан Нептуна впитывает красный цвет, поэтому планета выглядит синей. Высокие облака постоянно дрейфуют.
  • Стоит отметить крупные штормы и мощные ветры. Одна из масштабных бурь зафиксирована в 1989 году – Большое темное пятно, длившееся 5 лет.
  • Представлены ледяными частичками, смешанными с пылевыми зернами и углеродосодержащим веществом.
  • Самым интересным спутником Нептуна выступает Тритон – морозный мир, выпускающий частички азота и пыли из-под поверхности. Может быть притянутым планетарной гравитацией.
  • В 1989 году мимо Нептуна пролетел Вояджер-2, приславший первые крупномасштабные снимки системы. Также за планетой наблюдал телескоп Хаббл.

Размер, масса и орбита

При радиусе в 24622 км это четвертая по крупности планета, которая вчетверо крупнее нашей. С массой 1.0243 х 10 26 кг обходит нас в 17 раз. Эксцентриситет составляет всего 0.0086, а расстояние от Солнца до Нептуна – 29.81 а.е. в приближенном состоянии и 30.33. а.е. на максимальном.

Физические характеристики планеты Нептун

На сидерический оборот уходит 16 часов, 6 минут и 36 секунд, а на орбитальный проход – 164.8 лет. Наклон оси Нептуна – 28.32° и напоминает земной, поэтому планета проходит сквозь похожие сезонные перемены. Но стоит прибавить фактор длительной орбиты, и получим сезон с продолжительностью в 40 лет.

Планетарная орбита Нептуна влияет на пояс Койпера. Из-за гравитации планеты некоторые объекты лишаются стабильности и создают разрывы в поясе. В некоторых пустых участках проходит орбитальный путь. Резонанс с телами – 2:3. То есть, тела завершают 2 орбитальных прохода на каждые 3 у Нептуна.

Планета Юпитер – интересные факты (+видео)

Орбита и вращение планеты Нептун

Перигелий 4 452 940 833 км
29,76607 а. е.
Афелий 4 553 946 490 км
30,44125 а. е.
Большая полуось 4 503 443 661 км
30,10366 а. е.
Эксцентриситет

Ледяной гигант располагает троянскими телами, устроившимися на точках Лагранжа L4 и L5. Некоторые даже поражают своей стабильностью. Скорее всего, они просто создались рядом, а не притянулись гравитационно позже.

Состав и поверхность

Эту разновидность объектов именуют ледяными гигантами. Присутствует скалистое ядро (металлы и силикаты), мантия, созданная из воды, метанового льда, аммиаков и водородной, гелиевой и метановой атмосферы. Детальное строение Нептуна просматривается на рисунке.

Внутреннее строение Нептуна

В ядре присутствует никель, железо и силикаты, а по массе в 1.2 раз обходит нашу. Центральное давление возрастает до 7Мбар, что вдвое выше нашего. Обстановка накаляется до 5400 К. На глубине в 7000 км метан трансформируется в алмазные кристаллы, которые опускаются вниз в виде града.

Мантия достигает в 10-15 раз превосходит земную массу и наполнена аммиачной, метановой и водной смесью. Вещество называют ледяным, хотя в реальности это плотная раскаленная жидкость. Атмосферный слой простирается на 10-20% от центра.

В нижних атмосферных слоях можно заметить, как возрастают метановые, водные и аммиачные концентрации.

Спутники

Лунная семья Нептуна представлена 14-ю спутниками, где все кроме одного обладают именами в честь греческой и римской мифологии. Они разделены на 2 класса: регулярные и нерегулярные. Первые – Наяда, Таласса, Деспина, Галатея, Ларисса, S/2004 N 1 и Протей. Расположены ближе всего к планете и маршируют по круговым орбитам.

Спутники отдалены от планеты на расстояние 48227 км до 117 646 км, и все, кроме S/2004 N 1 и Протея, обходят планету меньше, чем ее орбитальный период (0.6713 дня). По параметрам: 96 x 60 x 52 км и 1.9 × 10 17 кг (Наяда) до 436 x 416 x 402 км и 5.035 × 10 17 кг (Протей).

Хаббл зафиксировал позицию спутника S/2004 N 1, отдаленного на 4.8 млрд. км

Все спутники, кроме Протея и Лариссы, вытягиваются по своей форме. Спектральный анализ показывает, что они сформировались из водяного льда с примесью темного материала.

Неправильные следуют по наклонным эксцентричным или ретроградным орбитам и проживают на большой отдаленности. Исключение – Тритон, вращающийся вокруг Нептуна по круговому орбитальному пути.

В списке нерегулярных можно найти Тритон, Нереид, Галимеда, Сао, Лаомедеа, Несо и Псамафа. По размеру и массе они практически устойчивые: от 40 км в диаметре и 1.5 × 10 16 кг в массе (Псамафа) до 62 км и 9 х 10 16 кг (Галимеда).

Отдельно рассматриваются Тритон и Нереид, потому что это крупнейшие нерегулярные луны в системе. Тритон вмещает 99.5% орбитальной массы Нептуна.

Цветовая мозаика Тритона, запечатленная Вояджером-2 в 1989 году

Они близко вращаются к планете и обладают необычными эксцентриситетами: у Тритона – практически идеальный круг, а у Нереиды – наиболее эксцентричная.

Самый большой спутник Нептуна – Тритон. Его диаметр охватывает 2700 км, а масса – 2.1 х 10 22 кг. Его размера хватает, чтобы добиться гидростатического баланса. Тритон движется по ретроградному и квазикруговому пути. Его наполняет азот, двуокись углерода, метан и водяные льды. Альбедо – больше 70%, поэтому считается одним из наиболее ярких объектов. Поверхность выглядит красноватой. Удивляет и тем, что обладает своим атмосферным слоем.

Плотность спутника – 2 г/см 3 , а значит 2/3 массы отдано на скальные породы. Также может присутствовать вода в жидком состоянии и подземный океан. На юге расположена крупная полярная шапка, древние кратерные шрамы, каньоны и уступы.

Есть мнение, что Тритон был притянут гравитацией и ранее считался частью пояса Койпера. Приливное притяжение приводит к сближению. Между планетой и спутником может произойти столкновение через 3.6 млрд. лет.

Нереида стоит на третьем месте по величине в лунной семье. Вращается по проградной, но крайне эксцентрической орбите. Спектроскоп нашел льды на поверхности. Возможно, именно хаотическое вращение и вытянутая форма приводят к нерегулярным изменениям видимой величины.

Атмосфера и температура

На возвышении атмосфера Нептуна состоит из водорода (80%) и гелия (19%) с небольшими метановыми примесями. Синий оттенок появляется из-за того, что метан впитывает красный свет. Атмосфера делится на два главных шара: тропосфера и стратосфера. Между ними есть тропопауза с давлением в 0.1 бар.

Спектральный анализ показывает, что стратосфера туманная из-за скопления смесей, созданных контактом УФ-лучей и метана. В ней заметны монооксид углерода и цианистый водород.

Нептун в ложном цвете, отображающий атмосферные особенности вместе со скоростью ветра

Пока никто не может объяснить, почему термосфера раскалена до 476.85°C. Нептун крайне далеко расположен от звезды, поэтому нужен другой механизм нагрева. Это может быть контакт атмосферы с ионами в магнитном поле или же гравитационные волны самой планеты.

Нептун лишен твердой поверхности, поэтому атмосфера вращается дифференциально. Экваториальная часть совершает обороты с периодом в 18 часов, магнитное поле – 16.1 часов, а полярная зона – 12 часов. Именно поэтому возникают сильные ветры. Три масштабных зафиксировал Вояджер-2 в 1989 году.

Первый шторм простирался на 13000 х 6600 км и смахивал на Большое Красное Пятно Юпитера. В 1994 году телескоп Хаббл попытался отыскать Большое Темное Пятно, но его не было. Зато на территории северного полушария образовалось новое.

Большое Темное Пятно, запечатленное Вояджером-2 (вверху слева), Скутер (посередине) и Маленькое Темное Пятно (внизу справа)

Скутер – еще один шторм, представленный светлым облачным покровом. Они находятся южнее Большого Темного Пятна. В 1989 году также заметили и Маленькое Темное Пятно. Сначала оно казалось полностью темным, но когда аппарат приблизился, то удалось зафиксировать яркое ядро.

Кольца

Планета Нептун располагает 5-ю кольцами, наименованных в честь ученых: Галле, Леверье, Ласселл, Араго и Адамс. Представлены пылью (20%) и небольшими осколками породы. Их сложно отыскать, потому что лишены яркости и отличаются по величине и плотности.

Иоганн Галле был первым, кто рассмотрел планету в увеличительный прибор. Кольцо идет первым и отдалено на 41000-43000 км от Нептуна. Леверье занимает в ширину всего 113 км.

На отдаленности в 53200-57200 км с шириной в 4000 км находится кольцо Ласселла. Это наиболее широкое кольцо. Ученый нашел Тритон через 17 дней после обнаружения планеты.

На 100 км простирается кольцо Араго, расположенное в 57200 км. Франсуа Араго наставлял Леверье и активно выступал в споре о планете.

Адамс в ширину простирается всего на 35 км. Но это кольцо самое яркое у Нептуна и его легко найти. Обладает пятью дугами, три из которых именуют Свобода, Равенство, Братство. Полагают, что дуги были гравитационно пойманы Галатеей, расположенной внутри кольца. Взгляните на фото колец Нептуна.

Кольца Нептуна, наблюдаемые Вояджером-2 в 1989 году

Кольца темные и созданы из органических соединений. Вмещают много пыли. Полагают, что это молодые формирования.

История изучения

Нептун не фиксировали до 19-го века. Хотя, если внимательно рассмотреть зарисовки Галилея с 1612 года, то можно заметить, что точки наводят на расположение ледяного гиганта. Так что раньше планету просто принимали за звезду.

В 1821 году Алексис Бувар выпустил схемы, отображающие орбитальный путь Урана. Но дальнейший обзор показал отклонения от чертежа, поэтому ученый подумал, что рядом есть крупное тело, влияющее на путь.

Берлинская обсерватория, где нашли Нептун

За детальное изучение орбитального прохода Урана принялся Джон Адамс в 1843 году. Независимо от него в 1845-1846-х гг. трудился Урбе Леверье. Своими знаниями он поделился с Иоганном Галле в Берлинской обсерватории. Последний подтвердил, что рядом есть что-то большое.

Открытие планеты Нептун вызывало много споров относительно первооткрывателя. Но научный мир признал заслуги Леверье и Адамса. Но в 1998 году посчитали, что все же первый сделал больше.

Сначала Леверье предложил наименовать объект в свою честь, что вызвало массу возмущения. Зато второе его предложение (Нептун) стало современным названием. Дело в том, что оно вписывалось в традиции наименования. Ниже представлена карта Нептуна.

Карта поверхности

Нажмите на изображение, чтобы его увеличить

Наиболее интересные факты о Нептуне

Думаете, что вы многое знаете о Нептуне? Некоторые интересные факты о Нептуне, вы возможно уже знаете, а некоторые будут совершенно новыми.

1. Нептун является самой далекой планетой

Когда он был открыт в 1846 году, он являлся самой далекой планетой в Солнечной системе. В 1930 году был открыт Плутон, который перехватил звание. Орбита Плутона очень вытянута и есть такие периоды, когда он подходит ближе к Солнцу, чем Нептун. В последний раз это случилось в 1979 году и продлилось до 1999 года. В течение этого периода, он находился дальше всех. А потом, в 2006 году Международный астрономический союз решил, что Плутон больше не является планетой. И с тех пор голубой газовый гигант самая далекая.

2. Нептун самый маленький из газовых гигантов

Его экваториальный радиус — 24764 км, что меньше чем у других газовых гигантов Солнечной системы: Юпитера, Сатурна и Урана. Но вот что самое забавное: он, на самом деле, более массивный, чем Уран, примерно на 18%. Так как он меньше и более массивней чем Уран, его плотность значительно выше.

3. Его поверхностная гравитация почти равна Земной

Большое тёмное пятно на Нептуне

Планета представляет собой шар из газа и льда, с каменистым ядром. У него нет поверхности, как например у Марса или Земли. Его могучая атмосфера постепенно переходит в жидкий океан, а затем, при увеличении плотности, в ледяную мантию. Но если мы могли бы стоять на гипотетической поверхности, то практически бы не заметили разницы с Земным притяжением. Гравитация только на 17% сильнее, чем земная. Он в 17 раз больше массы Земли и почти в 4 раза тяжелее. Его огромная масса распределяется на больший объем и сила тяжести уменьшается соответственно.

4. Вокруг его открытия, до сих пор не утихают споры

Французский математик Урбен Леверье и английский математик Джон Адамс, в одно время, теоретически вычислили, что новая планета будет обнаружена в определенной области неба. Астроном Иоганн Галле первым нашел объект в указанной области неба в 1846 году, по расчетам Урбена Леверье. Английские астрономы до сих пор предъявляют претензии на открытие. Большинство астрономов предлагают разделить открытие между Леверье и Адамсом и больше не вспоминать об этом.

5. На планете самые сильные ветры в Солнечной системе.

В тридцать раз дальше от Солнца, чем Земля, Нептун вырабатывает больше тепла, чем получает его от Солнца. Это создает самые быстрые ветры в Солнечной системе, имеющие скорость более 2100 км/час.

Представьте себе, ураган дующий со скоростью до 2100 км/час. Ученые недоумевают, каким образом у него появляется столь быстрый ветер. Одна из идей состоит в том, что низкие температуры потоков жидкости и газов в атмосфере имеют низкое трение, и это легко генерирует ветры, которые движутся столь быстро.

6. Нептун является самой холодной планетой в Солнечной системе

В верхней части его облачного слоя, температура может опуститься до 51,7 Кельвина, или -221,4 градусов по Цельсию.

7. Спутник — Тритон, холоднее своей планеты

Спутник Нептуна Тритон, снимок Вояджера-2

Есть много холодных мест в Солнечной системе, но одно из самых холодных это поверхность Тритона — самого большого спутника из 13 лун. Только он один обладает достаточной массой и гравитацией, чтобы иметь сферическую форму. Это 7-й крупнейший спутник в Солнечной системе.

Температура на поверхности Тритона может опускаться до 38 Кельвина или — 235 градусов по Цельсию. Но даже несмотря на этот мороз, поверхность Тритона активна. Во время пролета в 1989 года, космический аппарат НАСА Вояджер-2 наблюдал извержение вулканов или гейзеров на поверхности Тритона.

8. Нептун вероятно захватил Тритон

Низкая орбита Тритона, спутника Нептуна, будет причиной его разрушения примерно через 3,6 миллиардов лет, когда спутник пройдет предел Роша. Он распадется и его, в конечном итоге, поглотит бурная атмосфера планеты.

Крупнейший спутник, Тритон, вращается по ретроградной орбите. Это означает, что он вращается в обратном направлении по сравнению с другими лунами на орбите газового гиганта. Получается, что Тритон, вероятно был захвачен планетой. Тритон всегда повернут одной стороной, и медленно по спирали приближается к газовому гиганту.

Спустя миллиарды лет, спутник будет разорван на части силами гравитации Нептуна и образует великолепное кольцо. И это кольцо будет постепенно опускаться, пока не столкнется с атмосферой.

9. Планету всего лишь один раз посетил космический аппарат

Аппарат серии Вояджер

Единственным космическим кораблем, который когда-либо посещал Нептун, был зонд НАСА Вояджер-2. Он совершил пролет около него 25 августа 1989 года, пройдя в 3000 км от северного полюса. Это был самый близкий пролет около небесного тела, который совершил Вояджер-2. В ходе облета, космический аппарат изучил атмосферу, его кольца, магнитосферу и спутники.

10. В ближайшем будущем не планируется запускать космические аппараты к Нептуну

Миссия Neptune Orbiter

Удивительные фотографии, переданные Вояджером-2, могут быть единственными близкими снимками планеты которые у нас будут в течение следующих десятилетий. Существовал предварительный план НАСА: отправить новую миссию к Нептуну, названную Neptune Orbiter. Этот космический аппарат может быть запущен в 2016 году и его полет займет около 14 лет.

Планируется, что аппарат должен будет выйти на орбиту вокруг газового гиганта и изучит ее погоду, магнитосферу, систему колец и спутников. Однако НАСА не дает никаких конкретных дат запуска этого аппарата. В планах агенства, на ближайшее десятилетие, миссия к Урану более приоритетная, чем к Нептуну, поэтому на скорый запуск корабля надеяться не приходится.

Похожие статьи

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Почему Луна светится

Луна – это светильник, который озаряет Землю в ночи. Но каким образом и почему она светится, ведь это не звезда? Люди в древности предполагали, что она может излучать свет, но теперь мы знаем, что это предположение неправильное. Луна не может светиться сама.

Секрет свечения

Разгадка этой тайны проста – наш спутник отражает солнечные лучи, которые на него попадают. Но как каменистое небесное тело без атмосферы это делает? Оказывается, 50% лунной почвы состоит из стекла в разных формах. Среди камней присутствует много стеклянных шариков, некоторые из которых имеют практически идеальную круглую форму. Поэтому поверхность Луны работает как светоотражатель.

Лунному свету требуется приблизительно 1,26 секунды, чтобы достичь поверхности Земли.

Количество отражаемого света

Все объекты в космосе имеют такую характеристику, как альбедо. Она показывает, насколько хорошо они отражают свет. Например, материал, такой как лед, имеет высокое альбедо, в то время как почва имеет плохое альбедо.

Альбедо Луны очень низкое – как у угля. Все потому, что ее поверхность довольно кривая и имеет темно-серый цвет. По этим причинам она отражает только 12% света, который попадает на нее, то есть совсем чуть-чуть. Однако, солнечный свет настолько яркий, что даже небольшая его часть выглядит довольно ярко. В полнолуние месяц настолько яркий, что затеняет более слабые объекты в небе, и мы можем лицезреть его даже днем. Многие астрономы убирают свои телескопы во время этой фазы, так как исследования становятся трудными.

Иногда можно наблюдать суперлуние, во время которого свечение месяца может быть на 20% ярче, чем обычно. Это явление происходит, когда новолуние приходится на момент максимального сближения Земли со своим спутником. Полная Луна обычно обеспечивает освещенность всего лишь около 0,05–0,1 люкс. При суперлунии эти показатели могут достигать 0,32 люкс.

Есть еще одно объяснение такого яркого свечения ночного светила. Оно является результатом того, что ученые называют эффектом Зелигера. Его можно рассмотреть на таком примере: когда фары автомобиля светят на темную дорогу, та выглядит ярче, чем на самом деле. Солнце в этом случае играет роль фары. Яркие лучи от него попадают прямо на Луну, из-за чего она кажется намного светлее. Недавно было выяснено, что большое количество космического мусора, который кружит над поверхностью спутника, также усиливает его отражательные способности.

Да, Луна действительно является плохим отражателем, особенно по сравнению со спутником Сатурна Энцеладом, который отражает около 99% падающего на него света.

А что можно сказать о слабом свечении темной части месяца в новолуние? Мы уже знаем, что само небесное тело не производит свет, а значит оно его отражает. Догадаться, от чего – нетрудно. Конечно же, от Земли. Поскольку наша планета больше и у нее есть облачная атмосфера, а также много воды, она отражает в 70 раз больше лучей, чем спутник. Небольшая его часть отражается от Луны и возвращается обратно к нам, создавая этот светящийся эффект.

Цвет лунного света

Лунный свет, особенно вокруг полного месяца, подчас кажется голубоватым по сравнению с остальной частью неба. Также некоторым он кажется серебристым. На самом деле это иллюзия, возникающая в результате эффекта Пуркинье, когда восприятие цвета человеческим глазом меняется из-за пониженной освещенности окружающих объектов.

А во время затмения Луна окрашивается в красный цвет непрямым солнечным светом, который атмосфера Земли рассеивает и преломляет.

Вы можете быть удивлены, узнав, что мы видим сегодня намного меньше лунного сияния, чем видели наши предки. Причина тому – постепенное отдаление Земли от ее спутника.

Фазы месяца

Наверняка, каждый заметил, что месяц не светится все время одинаково; иногда его не видно совсем. Интенсивность лунного света сильно варьируется, в зависимости от фазы. Фазы Луны меняются благодаря тому, что она вращается вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца. Во время движения спутник освещается под разными углами.

В некоторые моменты только половина поверхности обращена к Солнцу, а вторая половина находится в тени. При полнолунии Земля становится посредине между своим спутником и Солнцем. При этом вся поверхность Луны освещена и видна с Земли. В новолуние нам ее практически не видно, так как она располагается между Солнцем и Землей, так что сторона, отражающая солнечные лучи, обращена от нас. В дни до и после новолуния мы увидим только сияющий серп.

Почему светит Луна? Описание, фото и видео

Многие задаются вопросом: почему с наступлением темноты Луна начинает светиться? Благодаря ученым, есть ответ на этот вопрос. Возможно, для кого-то это станет разочарованием, но Луна не светится, а лишь отражает свет от главной звезды во вселенной – Солнца. Рассмотрим подробнее тему свечения, разобрав процесс и уделив внимание нескольким интересным фактам.

Причины свечения Луны

Как было сказано, спутник не является источником света, а лишь отражает его. Но как каменистое небесное тело без атмосферы может делать это? Ответ прост – оказывается, лунная почва на 50% состоит из стеклянных фракций. Среди камней можно встретить много стеклянных шаров, некоторые из которых имеют абсолютно круглую поверхность. Именно поэтому Луна работает в качестве отражателя.

Причины свечения Луны

Какое количество света отражает Луна?

Объекты, находящиеся в космосе, характеризуются такой величиной, как «альбедо». Она показывает, насколько хорошо объекты способны отражать солнечный свет. Например, известно, что стекло имеет высокое альбедо, а земля – низкое.

По сравнению с остальными телами в космосе, Луна имеет очень низкое альбедо. Это объясняется большим количеством неровностей и грунтом на поверхности спутника. Она способна отражать лишь 12% солнечных лучей, но этого вполне достаточно, чтобы озарять нашу планету большим количеством света.

В полнолуние спутник способен отражать большее количество солнечных лучей, поэтому его можно видеть даже в дневное время суток.

Во время суперлуния, когда Луна выглядит на 14% больше, чем обычно, свечение становится на 30% ярче, чем обычно. Это происходит, когда Земля находится максимально близко к своему единственному спутнику.

Также существует еще одно обоснование яркого свечения Луны. Оно объясняется эффектом Зелигера, суть которого состоит в том, что яркость твердой шероховатой поверхности резко увеличивается, если источник освещения находится прямо за наблюдателем. Проще говоря, если в ночное время суток встать под фонарем, то свет, исходящий от него, будет казаться ярче, чем на самом деле.

Какой цвет имеет лунное свечение?

В разное время месяца и года луна имеет разный цвет, с чем это связано? Эта иллюзия возникает в результате эффекта Пуркинье, когда человеческий глаз воспринимает цвета по-разному из-за степени освещенности других объектов.

Модель эффекта Пуркине — цветок герани, видимый в нормальном ярком свете, в сумраке, и ночью

Вот несколько примеров разного свечения:

• Лунный свет вокруг полного месяца кажется голубоватым.
  • Во время затмения спутник приобретает красный цвет.
  • В полнолуние имеет либо светло-голубой цвет, либо светло-желтый.

Почему Луна имеет разные степени свечения?

Все дело в фазах, которые проходит Луна за время вращения вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца. Всего их 8: новолуние, растущий месяц, первая четверть, растущая Луна, полнолуние, убывающая Луна, третья четверть, убывающая Луна. Именно в это время свет падает на спутник под разными углами.

Фазы Луны

В фазе первой четверти и последней, освещается только половина поверхности, которая обращена к Солнцу. В это время планета находится ровно по середине к Солнцу и Луне, при этом с Земли отлично видна вся Лунная поверхность.

Во время фазы новолуния, ее практически не видно, поскольку Луна находится между Солнцем и Землей. В результате получается так, что одна из сторон, которая должна отражать солнечный свет, обращена в противоположную сторону. Именно поэтому в эти дни на небосводе мы видим только небольшую часть Луны – серп.

Подводя итог, можно сказать, что Луна – это отражатель солнечного света. Сама Луна не может достаточно ярко отражать солнечный свет, поскольку поверхность лишь на 50% состоит из стеклянных фракций. Также количество освещения меняется в зависимости от фазы, в которой сейчас находится спутник.

Почему Луна светится

Почему луна светится, и какую роль она играет для Земли? Этот вопрос интересует многих любознательных людей. И многие недоумевают, как же Луна может светиться, если она не является звездой?

Об этом мы подробно поговорим в данной статье. Любителям космоса будет интересно.

Секрет свечения

Луна отражает солнечный свет, благодаря чему нам кажется, будто она светится. Интересен факт, что около половины лунного грунта состоит из стеклянных фракций. Благодаря этому поверхность Луны имеет высокие светоотражательные свойства.

Количество отражаемого света

Все объекты в космосе обладают такой характеристикой, как альбедо. Именно поэтому мы можем знать, насколько хорошо или плохо те или иные объекты отражают свет. К примеру, стекло имеет высокое альбедо, а земля наоборот – низкое.

Альбедо луны очень низкое, поскольку на ее поверхности множество искривлений, а грунт имеет темно-серый цвет. В связи с этим она может отражать только 12% солнечных лучей. Однако даже этого хватает, чтобы озарять нашу Землю довольно ярким светом.

Во время полнолуния Луна настолько ярко светится, что ее можно видеть даже в дневное время суток. Любопытно, что астрономам в такие дни приходится останавливать свои исследования, поскольку лунный свет не дает им нормально работать.

Порою мы можем видеть суперлуние, когда свечение Луны становится на 20% ярче, чем обычно. Подобное явление случается в моменты максимального сближения нашей планеты со своим естественным спутником.

Во время обычного полнолуния освещенность достигает не более 0,1 люкс. Однако при суперлунии эти показатели могут увеличиваться втрое.

Существует и другое обоснование того, почему луна так ярко светится. Оно объясняется так называемым эффектом Зелигера, который можно легко продемонстрировать на следующем примере:

Если мы ночью посветим на дорогу фонариком, то она будет выглядеть ярче, чем на самом деле.

Солнце в данном случае играет роль фонаря. Когда его лучи освещают Луну, то ее поверхность кажется гораздо светлее. Помимо этого астрономы доказали, что космический мусор, летающий вокруг Луны, еще больше отражает свет на Землю. Из сказанного становится ясно, почему Луна светится.

Интересен факт, что если Луна отражает не более 12% солнечного света, то спутник Сатурна Энцеладом – целых 99%!

Цвет лунного света

Порою лунный свет может иметь голубоватый или серебристый оттенок (в сравнении с остальной частью неба). В действительности это иллюзия, которая появляется по причине эффекта Пуркинье – восприятия цвета человеческим глазом в контексте низкой освещенности окружающих объектов.

А вот в период затмения Луна становится красной по причине непрямого солнечного света, рассеиваемого атмосферой нашей планеты. Интересен факт, оказывается сегодня мы видим намного меньше лунного света, чем наши предки. Это происходит из-за медленного отдаления Земли от Луны.

Фазы Луны

Замечали ли вы, что Луна не все время светится одинаково? На самом деле, бывают такие дни, когда ее и вовсе не видно. Это происходит вследствие изменения лунных фаз, которые меняются в ходе вращения Луны вокруг Земли, а Земли – вокруг Солнца. В такие моменты Луна освещается под совершенно разными углами.

Иногда только половина поверхности обращена к Солнцу, тогда как вторая – остается в тени. В периоды полнолуния наша планета становится посредине между Луной и Солнцем. При этом вся лунная поверхность хорошо освещена и видна с Земли.

В новолуние ее почти не видно, поскольку она находится между Солнцем и Землей. В результате сторона, отражающая солнечный свет, обращена от нас. В дни до и после новолуния мы можем видеть только яркий серп, смотрящий в одну или другую сторону.

Надеемся, что наша статья помогла вам понять причину того, почему Луна светится. Кстати, обратите внимание на интересную статью с видео о том, что было бы, если бы Луна была ближе к нашей планете.