Планета Меркурий – интересные факты (+видео)

Планета Меркурий самые интересные факты: ТОП 20

Сегодня в нашем списке ТОП-20 от OMORO самая жаркая и маленькая планета в солнечной системе.

Мы подготовили для ознакомления статью «Планета меркурий интересные факты» из двадцати фактов.

Благодаря ее тесному соседству с Солнцем, находиться на ней человеку невозможно.
Но какая она, загадочная планета Меркурий? Сведения из этой статьи удовлетворят интерес и приоткроют завесу тайны.

Интересный факт о поверхности Меркурия

1. Поверхность Меркурия очень похожа на Лунную. Точно так же, здесь присутствуют высокие уступы и глубокие кратеры. Это связанно с постоянными столкновениями астероидов и неспособностью планеты «самовосстанавливаться».

Спутники планеты

2. Он не имеет естественных спутников. Это выяснилось в настоящее время, хотя когда-то выдвигались теории об их присутствии. Кстати, подобно Меркурию, у Венеры их тоже нет.

Имя Меркурия

3. Свое имя космическое тело получило в честь древнеримского торгового Бога. А его крылатый шлем с керикионом считаются астрономическими символами планеты.

Путешествия на планету

4. Всего двум кораблям удавалось навестить Меркурий. Так как планета находится близко к Солнцу, это существенно затрудняет высадку. Первые снимки удалось получить в 1974 году, а затем только в 2004 был отправлен зонд, работающий там до сих пор.

Ядро Меркурия

5. Предполагается, что ядро внутри планеты жидкое. Это объясняется тем, что планета имеет слабое магнитное поле. И более того, над ее поверхностью удерживается тонкая атмосфера.

Вид с Земли

6. Меркурий можно увидеть с Земли без специальных приборов. Утром он появляется на небосводе недалеко от восхода солнца, а вечером у его заката.

Факт о меркурианском годе

7. Меркурианский год длится по нашим меркам очень долго. Это обусловлено очень медленным сидерическим вращением и быстрой орбитальной скоростью. Например, за наши 2 года там проходит всего трое суток. Согласно данным ученых, планета была выбита на такую траекторию ударом крупного астероида. Потерпев мощнейший удар, она сошла с нормальной орбиты и закрепилась на той, которую имеет в настоящее время.

Температура планеты

8. Разница между температурами на разных сторонах Меркурия колоссальная. Днем она может достигать свыше +470C, а ночью -165C.

Площадь

9. Площадь поверхности планеты меньше земной в 6,8 раз.

Яркость планеты

10. Это одно из самых ярких космических тел, среди всех известных нам.

Лед на Меркурии

11. Несмотря на очень высокую температуру, планета имеет гигантские запасы льда. Они скапливаются на дне кратеров и в полярных точках. Этот лед может сохраняться миллиарды лет, а попадает он на поверхность благодаря кометам. Хотя есть и теория, что вода оказалась там еще со времен образования планет.

12. Один раз в несколько столетий Меркурий перекрывается Венерой. Это редкое астрономическое явление.

13. Это космическое тело имеет «морщины». Все потому, что железное ядро планеты постоянно сдавливается и расширяется под влиянием температур. Такие «морщины» ученые назвали эскарпами. Они могут иметь невероятную высоту — 100 километров и более.

14. Меркурий самый плотный, после Земли. Несмотря на свои небольшие размеры, он имеет впечатляющую плотность. Каждый его кубический сантиметр — 5,4 грамма плотности.

15. Этот факт будет интересен даже детям. Меркурий самая «быстроходная» планета. Вокруг Солнца он несется на скорости более 170 км/ч, что в три раза быстрее нашей Земли. Как раз поэтому, он носит название Бога, известного своей неутомимостью.

16. Каньоны на планете настолько гигантские, что достигают в глубину около ста километров.

17. Подобно кометам, Меркурий имеет огненный хвост. Его длина составляет примерно 2,5 миллиона километров.

18. По одной из недоказанных теорий, Меркурий, когда-то был спутником Венеры.

19. Самый крупный кратер на поверхности планеты имеет диаметр свыше 1,5 тысячи километров.

Облака

20. На его полюсах иногда появляются облака. По догадкам, они образуются благодаря атомам натрия и «живут» всего несколько дней. Но до сих пор, точная причина формирования в экзосфере облаков неизвестна.

Меркурий Строение планеты, описание, орбита, поверхность, атмосфера, фото и видео

Меркурий — это самая маленькая планета Солнечной системы, расположенная максимально близко к небесному светилу. Однако он выделяется не только данной особенностью. Меркурий сложен для наблюдения с Земли, так как остается видимым для телескопов незадолго до наступления вечера или утра. Причем планета всегда располагается возле горизонта. Вследствие этого наблюдатель может рассмотреть только половину диска Меркурия.

Размер, масса и орбита Меркурия

Как было отмечено, Меркурий — самая маленькая планета Солнечной системы, общая масса которой достигает 3,3022х1023 кг. Его диаметр составляет 4879 км (радиус — 2440 км).

Несмотря на указанные особенности, Меркурий считается плотной планетой. По этому показателю он только в 2 раза уступает Земле.

Меркурий отличается необычной орбитой. Максимально к Солнцу (перигелий) он приближается на расстояние в 46 млн км и удаляется на 70 млн (афелий). Из-за такой особенности Меркурий оказывает влияние на расположенные поблизости планеты, в частности, на Венеру.

Большую часть Меркурия занимает плотное ядро, состоящее преимущественно из железа. Сверху присутствует сравнительно тонкий слой твердых пород, которые составляют поверхность. Атмосфера у этой планеты практически отсутствует: она в 1015 тоньше земной. Поэтому можно говорить, что над поверхностью Меркурия присутствует вакуум.

Причины отсутствия полноценной и ярко выраженной атмосферы точно не установлены. Существует предположение, что это обусловлено малой плотностью планеты, составляющей всего 30% от земной. Также это объясняется близким расположением к Солнцу, которое, испуская так называемый ветер, «сдувает» любые газы.

Влияние солнечного ветра на Меркурий

Проведенные исследования показывают, что тонкий слой над поверхностью планеты состоит из кислорода (42%), натрия (29%), водорода (22%), гелия (6%) и калия (0,5%). Также в атмосфере планеты в небольшом количестве содержатся магний, азот, ксенон, диоксид углерода, вода, неон, кальций и другие вещества.

Также определенную роль в том, что Меркурий практически лишен атмосферы, играют резкие перепады температур над поверхностью. Как показали исследования, этот показатель может достигать 610 градусов Цельсия (от -180 до +430).

Определенную роль в этом играет как раз отсутствие многоуровневой атмосферы. На Земле плотные слои газов удерживают в течение ночи тепло. Но Меркурий из-за тонкой атмосферы не способен защищаться от солнечной радиации. В связи с этим, тепло практически сразу уходит в космическое пространство.

Температура

Отсутствие атмосферы делает Меркурий похожим на Луну. На первой планете, со стороны прогреваемой Солнцем, температура повышается до +430 градусов Цельсия. На темной области Меркурия поверхность быстро остывает. Ночью на планете температура опускается до -180 градусов.

Однако этим не ограничиваются особенности Меркурия. Поверхностный слой планеты рыхлый и отличается слабой теплопроводностью. Поэтому уже на глубине в метр температура породы стабилизируется на отметке в +75 градусов.

Вращение

По орбите Меркурий движения со средней скоростью 48 км/с. В связи с этим, год здесь длится порядка 88 дней. Однако скорость вращения вокруг своей оси составляет 10,892 км/ч. Вследствие этого сутки на Меркурии длятся чуть менее 59 земных дней.

Вращается первая планета не по стандартной орбите. Ученые установили, что Меркурий со временем постепенно смещается относительно Солнца. Данный эффект известен как прецессия.

Прецессия была объяснена ближе к 20-м годам XX века. К тому моменту Альберт Эйнштейн опубликовал Общую теорию относительности, которая позволяла понять, почему орбита Меркурия со временем смещается. Позднее данное предположение удалось подтвердить во время солнечного затмения.

Измерения показали, что спин-орбитальный резонанс Меркурия (количество оборотов, которое совершает планета на орбите) составляет 3:2. Из-за такой особенности возникает необычный эффект, который невозможно наблюдать на Земле. Если бы человек находился на поверхности Меркурия, то смог бы увидеть, как Солнце поднимается до максимальной точки на небосводе, затем по той же траектории опускается к горизонту.

День и ночь

Поскольку Меркурий медленно вращается вокруг собственной оси, одно из полушарий планеты в течение продолжительного срока обращено в сторону Солнца. В связи с этим, смена дня и ночи происходит крайне редко. У Меркурия данный процесс занимает существенно больше времени, чем на других планетах Солнечной системы.

Ось Меркурия отклонена от орбиты всего на 7 градусов. Данная особенность приводит к тому, что на планете не наблюдается смены времен года. По той же причине в районе полюсов есть зоны, на которые никогда не попадает солнечный свет.

Поверхность планеты Меркурий

До 1974 года поверхность Меркурия оставалась загадкой. Во многом это объяснялось сложностями наблюдения за планетой с Земли. Но благодаря фотографиям, полученным в 1974 году после трехкратного облета космического аппарата «Маринер-10», особенности рельефа Меркурия были раскрыты.

Меркурий отличается сложным рельефом, образованным многочисленными кратерами, которые получились из-за частых столкновений с метеоритами в прошлом. При этом поверхность между ними оказалась очень ровной. Данная особенность обусловлена движением потоков лавы, которая извергалась на планете в далеком прошлом. Кроме того, снимки показали, что поверхность Меркурия усеяна множеством скал, протяженность которых достигает нескольких тысяч километров, высота — не более двух.

Еще одна особенность заключается в том, что скалы на Меркурии образуются не так, как на Земле. На последней они появляются из-за смещения тектонических плит. Но поверхность Меркурия вспучивается из-за постепенного сжатия ядра. Как показали результаты исследований, за время существования планеты ее диаметр из-за указанного процесса уменьшился примерно на 1,5 км.

Магнитное поле

В рамках исследования, проведенного в 1974 году, было установлено, что напряженность магнитного поля Меркурия составляет примерно 300 нТл. Этот показатель в 100 раз меньше земного.

Магнитное поле первой планеты характеризуется дипольной структурой и высокой симметричностью. Оно незначительно (всего на 10 градусов) отклоняется от оси вращения, что усложняет определение природы его появления. Считается, что образованию магнитного поля Меркурия способствует эффект динамо. То есть оно образуется благодаря тому же процессу, который наблюдается на Земле.

Строение Солнца - интересные факты

Считается, что магнитное поле сформировано из-за циркуляции веществ в жидком ядре планеты. Причем из-за близкого расположения Меркурия к Солнцу возникает очень сильный приливной эффект. Благодаря этому ядро планеты остается жидким, что необходимо для образования магнитного поля. Согласно проведенным расчетам, последнее появилось примерно 3,7-3,9 млрд лет назад.

Несмотря на сравнительно малую напряженность, магнитное поле Меркурия способно оказывать влияние на движение солнечного ветра. Из-за этого возникает так называемая магнитосфера, которая также отличается небольшими размерами.

В 2003 году стало известно, что из-за близкого расположения к Солнцу его ветер образует над поверхностью Меркурия необычные эффекты. Во-первых, в магнитосфере выявлены так называемые «окна», или зоны, появление которых обусловлено снижением напряженности поля. Во-вторых, солнечный ветер вызывает образование завихрений. Последние представляют собой сплетенные узлы магнитного поля планеты, которые вытягиваются на расстояние в 800 км.

Кратеры

Исследования Меркурия показали, что поверхность усеяна кратерами разных размеров. Рельеф планеты составляют как незначительные впадины, напоминающие чаши, так и крупные формирования, достигающие нескольких сотен километров в поперечнике. Часть кратеров успели к настоящему моменту сильно разрушиться. Но есть формирования, которые сохранили первоначальную структуру.

Среди примечательных деталей рельефа Меркурия часто упоминают равнину Жары, образовавшуюся вследствие вулканической активности. Стекавшая в прошлом лава заполнила крупнейший кратер на планете размером 1525 х 1315 км. В его центре пролегает система борозд, названная Пантеон. Периметр кратера достигает высоты более двух километров.

Согласно теории, описывающей его образование, он появился из-за столкновения с небесным телом диаметром в 100 км. Сила удара была настолько велика, что возникшие в этот момент сейсмические волны прошли через всю планету.

Другой кратер, названный Койпером, является самой яркой зоной на Меркурии. Длина этого участка достигает 60 км.

Структура

Верхний слой Меркурия – это кора, толщина которой составляет от 100 до 300 км. Присутствие на поверхности небесного тела выпуклостей указывает на ее сходство с Землей. То есть кора Меркурия достаточно хрупкая.

Средний слой планеты составляет мантия, толщина которой достигает 600 км. В сравнении с другими небесными телами, у Меркурия она относительно тонкая. Ученые объясняют этот факт тем, что планета в раннюю историю своего существования столкнулась с так называемым планетезималием, из-за чего существенно уменьшилась масса мантии.

В центре Меркурия располагается ядро диаметром 3,6 тысяч км. Оно обладает несколькими необычными свойствами, наиболее примечательным из которых является плотность. При диаметре планеты в 4878 км данный показатель равен 5540 кг/м3.

Столь высокая плотность Меркурия объясняется только одной причиной: его ядро жидкое. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного исследования, в рамках которого оценивался характер отскока радиоволн от поверхности планеты.

Возраст Меркурия

Точный возраст Меркурия неизвестен. Но он, вероятно, образовался примерно в тот же период, что и остальные планеты солнечной системы. На это указывают результаты радиоуглеродного анализа. На основе данных ученые установили, что Меркурий появился около 4,6 млрд лет назад.

Жизнь на Меркурии

Для зарождения жизни на Меркурии неподходящие условия. Чтобы на планете появились организмы, способные воспроизводить себе подобных, необходимо соблюдение ряда условий. В частности нужно, чтобы вода в течение длительного времени не замерзала и не испарялась. Но на Меркурии наблюдаются значительные колебания температур, из-за которых невозможно зарождение жизни. Кроме того, этому помешала масштабная бомбардировка планеты метеоритами, которая произошла примерно 3,9 млрд лет назад.

Обнаружение планеты

Точная дата обнаружения Меркурия неизвестна. Ученые нашли упоминание об этой планете в шумерской письменности, которая относится ко второму тысячелетию до нашей эры. Позднее Меркурий отмечали в трудах древних греков и римлян, ученые из Средневековья и эпохи Возрождения.

Вода на Меркурии

Несмотря на внушительные температурные колебания, вода на Меркурии есть. Она представлена в виде льда, который находится в кратерах, расположенных на полюсах планеты. Вода здесь не испаряется, так как сюда не проникают солнечные лучи.

Как далеко Меркурий от Солнца?

Как говорилось выше, расстояние Меркурия от Солнца — это непостоянная величина. Данный показатель зависит от места нахождения планеты на орбите. Меркурий может приближаться к Солнцу на расстояние чуть более 46 млн км и удаляться на 70 млн км.

Сколько лететь до Меркурия?

Продолжительность полета от Земли до Меркурия зависит от характеристик аппарата. Свет преодолевает это расстояние за 4,3 минуты. Отправленный в 1974 году летательный аппарат «Маринер-10» достиг Меркурия за 147 дней. Спустя 40 лет орбиты планеты достиг другой искусственный спутник – «Мессенджер». Ему на это потребовалось 1260 дней.

Почему Меркурий так называется?

Названия многих небесных тел происходят из древнеримского божественного пантеона. Причина, почему именно Меркурий получил такое имя, неизвестна. Более того, в зависимости от источника планета называлась по-разному. В письменности древних греков ее упоминали как Гермес и Аполлон. В Вавилоне эта планета была известна в качестве Напу. Но официальное название закрепилось после римлян, которые отождествляли Меркурий с богом торговли.

Планета Марс – интересные факты (+видео)

Характеристики

Меркурий отличается следующими характеристиками:

• плотность — 5430 кг/м3;
  • масса — 0,055 земного веса (3,3*1023 кг);
  • диаметр экватора — 4880 км;
  • наклон оси — 0,01 градуса;
  • длина суток — 59 земных дней;
  • средняя температура на поверхности планеты – -73 градуса;
  • среднее расстояние до солнца — 58 млн км;
  • продолжительность года — 88 земных дней;
  • скорость вращения вдоль орбиты — 48 км/с;
  • эксцентриситет орбиты — 0,0206;
  • наклон орбиты к эклиптике — 7 градусов;
  • скорость свободного падения — 3,7 м/с2.

У Меркурия отсутствуют спутники.

История изучения и исследований

Близость расположения к небесному светилу мешает изучению Меркурия. Первые четкие фотографии планеты были получены в 1974 году, когда космический зонд «Маринер-10» осуществил 3 пролета над ней. Спустя более чем 40 лет до Меркурия добрался аппарат «Мессенджер». Он тоже совершил облет планеты, и спустя 7 лет он закрепился на орбите планеты. Благодаря данному зонду ученые получили информацию о магнитном поле, атмосфере и особенностях рельефа планеты.

Интересное видео о Меркурии

Знакомство и прощание с Меркурием

Кажется странным, что третья по близости планета к Земле, до недавнего времени, была хуже всего изучена. На Венеру и Марс слетало более десятка космических аппаратов. Даже у Юпитера земные посланники бывали чаще. У Сатурна второй десяток лет работает мощная исследовательская станция Cassini. Кажется, что против Меркурия сложился заговор.

К сожалению, никакого заговора тут нет. Точнее есть, но это заговор сил природы. Меркурий очень близок к Солнцу, поэтому не все телескопы могут его наблюдать. Например космический телескоп Hubble не может снимать из-за опасности засветки. Космическим аппаратам добраться до Меркурия сложнее чем до Юпитера или даже Плутона. Летать во внешнюю Солнечную систему относительно просто — достаточно набрать третью космическую скорость: 16,65 км/с. Лететь к Меркурию тоже просто — стартовав с Земли надо сбрасывать скорость.

Сложности начинаются, когда спутник попытается задержаться у Меркурия и выйти на его орбиту. Первая планета Солнечной системы — еще и самая маленькая — ее масса незначительна по сравнению с колоссальной силой притяжения близкого Солнца. Т.е. стартовав с Земли в сторону Меркурия, мы фактически будем падать на Солнце. Чтобы задержать падение и выйти на орбиту Меркурия, потребуется много топлива.

Из-за таких сложностей, первый меркурианский искусственный спутник NASA вращался на околосолнечной орбите, только пролетая мимо планеты. “Маринер-10” всего трижды в 1974 и 1975-м гг просвистел мимо Меркурия, успев снять менее половины видимой поверхности.

Этот снимок — практически единственное, что было у ученых для изучения поверхности планеты. Были еще некоторые результаты наземных наблюдений, например с радиотелескопов, но их явно не хватало для детального представления о планете.

Поэтому в 80-е задумали новую экспедицию. Для этого потребовалось просчитать новую траекторию, в которой космический аппарат активно использовал гравитацию ближайших планет. Новый космический аппарат NASA Messenger, запущенный уже в 2004 г. использовал совершенно безумную траекторию, которая включала два пролета у Земли, два пролета у Венеры, и три пролета Меркурия, и только на четвертой встрече проходил выход на орбиту планеты. Такой маршрут требовал много времени, но экономил топливо, а значит, массу и стоимость всей экспедиции.

Пролетев почти 8 млрд км (расстояние как до Плутона в его максимальном удалении), Messenger в очередной раз приблизился к Меркурию и вышел на эллиптическую орбиту. Он приближался к поверхности на 200 км, а потом удалялся на 15 тыс. км. Такая орбита требовалась по нескольким причинам. Прежде всего были технические ограничения: аппарат мог перегреться от солнечного излучения, отраженного от поверхности Меркурия. От прямых солнечных лучей Messenger прикрывался композитным щитом, но поверхность планеты отражает примерно 8% солнечного излучения, что в тех местах тоже весьма немало. Кроме этого эллиптическая орбита позволяла производить съемку и изучение Меркурия с разной широтой захвата изображения, от узких кадров высокого разрешения вблизи поверхности, до широких — издалека.

Научные приборы космического аппарата позволяли провести широкий спектр планетологических исследований: камеры видимого и ближнего инфракрасного диапазона позволили рассмотреть и картографировать планету, наборы мультиспектральных фильтров — оценить цветовые вариации грунта; нейтронный, гамма и рентгеновский спектрометры помогли определить элементный состав поверхности и содержание воды в приповерхностном слое; лазерный высотомер создал карту высот Меркурия, и помог “заглянуть” в вечно темные кратеры у полюсов планеты. Несколько приборов помогли изучить внешние условия, в которых приходилось работать спутнику и постоянно пребывать планете: магнетометр смог определить магнитное поле Меркурия; ультрафиолетовый спектрометр — изучить разреженную атмосферу и экзосферу, а датчик заряженных частиц оценить воздействие солнечного ветра и заряженных частиц на планету.

Это фактически “джентльменский набор” приборов, которые требуются для первичного исследования твердых космических тел в Солнечной системе. Он подходит и для планет, и для комет, и для астероидов.

И что же удалось сделать за четыре года?

Сначала никто и не предполагал, что аппарат столько протянет. Первоначально предполагалась работа на год. Потом продлили на год. Потом еще… В результате аппарат держали на орбите до последнего — пока позволял запас топлива.

Первым делом планету картографировали. Сбылась мечта многих астрономов и планетологов — они смогли заглянуть во тьму.

Впрочем, тьма еще оставалась в кратерах вечной ночи у полюсов планеты. Ось вращения Меркурия практически не отклонена и перпендикулярна плоскости орбиты, поэтому в глубокие кратеры на полюсах Меркурия Солнце не заглядывает никогда.

С этими теневыми участками связана первая интрига. Радиоастрономические наблюдения планеты еще в 90-е годы выявили интересные подробности — у полюсов нашли участки, которые отражали радиоволны практически точно так же, как это должен был делать водяной лед. Лед? На планете где температура на экваторе днем достигает +350 градусов Цельсия? Серьезно?

Вот и радиоастрономам не верили, пока не прилетел Messenger. Первое открытие, которое он сделал — это определил, что участки “блестящие” в радиодиапазоне точно соответствуют участкам вечной тени в приполярных кратерах. Для исследования их содержимого использовали лазерный дальномер. Разумеется его интенсивности не хватило бы для подсветки и прямой съемке фотокамерами. Но дальномер позволяет определять интенсивность отражаемого лазерного луча. И первые попытки посветить лазером в ледники дали обескураживающий результат — предполагаемый лед оказался примерно в два раза темнее чем грунт, окружающий кратеры.

Тут помог нейтронный спектрометр — он сумел определить, что в приполярных регионах все-таки есть вода, т.е. данные этого прибора тоже оказались в пользу льда. Хотя его разрешающая способность не позволяла точно привязать затененные кратеры к повышенной концентрации воды в грунте.

На схеме красный — это высокая степень замедления нейтронов, т.е. признак содержащегося в грунте водорода.

Наконец, лазерный дальномер поймал блеск — в самых приполярных и самых глубоких кратерах поверхность отразила света в четыре раза больше, чем это делал окружающий грунт — очередное доказательство наличия льда было получено. Но что с черными-черными кратерами? Для того чтобы понять, что творится во тьме, пришлось разработать новую термическую модель поверхности. Оказалось, что в кратерах, куда хоть немного заглядывает солнце, отражение света от стенок кратера все-таки попадает на дно. Благодаря этому удалось заглянуть во тьму на длинной выдержке.

И именно это объяснило, почему мы не увидели льда на дне — даже слабенький свет, отражаемый стенками кратера, все равно способен растапливать лед, лежащий на дне. А чтобы понять, что же мы тогда видим, надо вспомнить, откуда лед вообще может быть на Меркурии.

Главным источником льда и воды во внутренней Солнечной системе считаются кометы. Хотя исследование Rosetta поставило под сомнение кометное происхождение земных океанов, а исследование LRO, в том числе российского прибора LEND поставило под сомнение кометное происхождение воды на Луне, но с Меркурием можно говорить увереннее. В его окрестностях кометы появляются гораздо чаще, т.к. Солнце тянет их своей гравитацией, как мух к меду.

Поэтому кометы намного чаще падают на Меркурий, чем на какое-либо другое тело в Солнечной системе, за исключением, конечно, Солнца.

Как многие помнят, комета — это “грязный снежок” — кусок льда с пылью и углеродными соединениями, по текстуре напоминающими уголь. Вот тут ученые и подобрались к ответу на загадку темных кратеров — органика. Лед, принесенный кометами, покоится на дне выбитых кратеров, прикрытый тонким темным слоем органических соединений… Вода и органические соединения — казалось бы лучшие ингредиенты для зарождения жизни, но не хватает еще атмосферы для поддержания воды в жидком состоянии, поэтому, как и на кометах, на Меркурии обитатели не ожидаются.

Зато меркурианские загадки на этом не заканчиваются. Messenger рассмотрел еще одну особенность поверхности планеты, которую так и не смогли окончательно объяснить.

Странные участки выщербленного грунта, которые назвали “впадины” (hollows), встречаются практически по всей территории Меркурия. Пока ученые могут только сказать, что впадины имеют недавнее происхождение, настолько, что возможно процесс их формирования продолжается до сих пор. Это удалось определить по наличию метеоритных кратеров. Точнее по их отсутствию, что говорит о сравнительной молодости образований.

Впадины обнажают нижележащий грунт голубоватого или синеватого цвета.

Какую-то привязку впадины имеют к выходам вулканической лавы, но эти вулканы успокоились задолго до того, как начали формироваться впадины.

Считается, что это некий летучий минерал, который медленно испаряется под воздействием солнечных лучей или даже заряженных частиц, но приборы Messenger не позволили точно определить состав и характеристики изменяющегося грунта.

Другими, не такими интригующими, но любопытными открытиями на Меркурии стали магнитное поле и признаки недавнего вулканизма.

Магнитное поле в сто раз слабее земного, но даже такая интенсивность указывает на жидкое ядро планеты и продолжающиеся токи в нем.

Относительно недавно успокоившиеся вулканы тоже стали сюрпризом. Возможно, еще динозавры могли бы наблюдать извержения на Меркурии, если б обладали соответствующей техникой.

Уникальное в истории космонавтики наблюдение Messenger сделал, взглянув на систему Земля/Луна. Он смог увидеть и показать нам лунное затмение.

Это не транзит, когда одно космическое тело перекрывает линию обзора другого тела, а затмение, когда одно тело скрывается в тени другого тела.

Космический аппарат работал на орбите Меркурия более четырех лет. Изначально столько не планировалось, но техника и приборы работали хорошо, поэтому инженеры старались дольше удержать Messenger на орбите, а руководители проекта — выбить финансирование на следующий год. С каждым годом орбита спутника снижалась, но ученые использовали это для получения снимков с повышенным разрешением, и более тщательного осмотра местности.

К концу 2014 года аппарат полностью исчерпал запасы топлива, но продлить время работы на несколько месяцев удалось обеспечив реактивный импульс сжатым гелием, который использовался для создания давления в топливных баках.

Наконец, пришло время прощаться с космическим аппаратом. 30 апреля “последним вздохом” двигательной установки спутник был направлен к месту своего вечного успокоения.

За несколько часов до удара о поверхность Messenger успел снять Меркурий с высоты около 50 км.

На этом его история закончилась. Но не закончилась наука. Ученым еще предстоит обработать немало данных, и результатом будут еще открытия. Тем более, что теперь Меркурий снова останется наедине с собой и кометами почти на 10 лет. Следующий европейско-японский аппарат BepiColombo собираются запустить в 2017 году, а прибудет он только в 2024-м. Россия тоже принимает участие в проекте — Роскосмос дает ракету “Союз” и разгонный блок “Фрегат”.

Ожидается, что BepiColombo сможет разгадать загадки, оставленные Messenger.

Примеркуримся?

15 лет назад была запущена автоматическая межпланетная станция для исследования Меркурия «Мессенджер». Старт состоялся 3 августа 2004 года на мысе Канаверал в США. «Мессенджер» достиг цели в январе 2008 года и трижды пролетел около Меркурия, а затем вышел на его орбиту в марте 2011 года и оставался первым и единственным искусственным спутником этой планеты вплоть до 30 апреля 2015 года, пока не упал на поверхность Меркурия, выработав запас топлива. В связи с юбилейной датой мы решили собрать интересные факты о самой маленькой из планет и ее исследовании.

Меркурий в цифрах и фактах

Меркурий может претендовать на звание «самая-самая» планета во множестве категорий: как ближайшая к Солнцу и как самая быстрая планета Солнечной системы, так как движется по небесной сфере быстрее своих «собратьев». Также Меркурий — самая маленькая планета Солнечной системы: раньше в этой «номинации» фигурировал Плутон, но с 2006 года Международный союз астрономов лишил его статуса «планета» и перевел в категорию «карликовые».

Меркурий обращается вокруг Солнца за 88 земных суток, в то же время он вращается вокруг собственной оси с периодом около 59 суток. Близость к Солнцу и довольно медленное вращение, а также крайне разреженная атмосфера приводят к тому, что на Меркурии наблюдаются самые резкие перепады температур в Солнечной системе: поверхность может остывать до -190 °C и нагреваться до +430 °C.

Радиус Меркурия составляет около 2440 км, при этом около 83% от всего объема планеты составляет ядро. Для сравнения: ядро Земли занимает только около половины ее радиуса. Меркурий меньше Земли в 2,6 раза и легче примерно в 20 раз.

Загадки Меркурия

Меркурий является одним из самых малоизученных объектов Солнечной системы. До недавнего времени ученые могли лишь строить предположения о его внутреннем строении, геологических особенностях, наличии магнитного поля и других характеристиках. Большинство ценных научных данных удалось получить благодаря двум космическим аппаратам: «Маринер-10» и «Мессенджер».

Первая меркурианская станция «Маринер-10» была запущена в ноябре 1973 года и трижды пролетела вблизи целевой планеты, передав последние данные в марте 1975 года. В результате была составлена карта 40-45% поверхности Меркурия и стало известно, что своим рельефом Меркурий напоминает Луну, однако есть и отличия в виде необычайно высоких и протяженных обрывов. Такой рельеф свидетельствовует об активном вулканическом прошлом планеты. Ученые также предполагают, что Меркурий подвергался бомбардировке астероидами и кометами — последние атаки случились 3,8 млрд лет назад. Один из крупнейших кратеров — Кертес — имеет диаметр 32 км.

«Маринер-10» выполнил еще ряд важных исследований: замерил температуру днем и ночью, выяснил, что Меркурий почти лишен атмосферы и имеет разреженную газовую оболочку из гелия, но главной научной сенсацией стало измерение магнитного поля. Оно оказалось в 100 раз слабее, чем на Земле. При этом оно достаточно сильное, чтобы влиять на движение солнечного ветра, создавая магнитосферу.

Полученные данные заставили планетологов ломать голову над тем, как устроено ядро Меркурия. Сначала они предполагали, что оно твердое. Однако, в таком случае возникало несоответствие между внутренним строением ядра, параметрами магнитного поля и характером вращения планеты. В 2007 году группа ученых под руководством Жана-Люка Марго, основываясь на пятилетними радарными наблюдениями за Меркурием, доказала, что ядро планеты все-таки жидкое.

Забавно, что для популяризации своей теории профессор университета Корнелла Марго показывал опыт с яйцами, демонстрируя как крутится сырое и вареное яйца. Яйцо-Меркурий в его опыте крутилось совсем не так, как яйцо с твердым желтком — этот опыт могут проделать все желающие в домашних условиях.

Магнитное поле Меркурия представляет особый интерес для ученых, так как имеет сходство с земным. Геофизики провели серию экспериментов и продемонстрировали, что в условиях высоких давлений в сторону центра планеты может падать железный снег, а навстречу ему, от внутреннего ядра, подниматься жидкая смесь из железа и серы. Этот процесс способен создавать динамо-эффект в недрах Меркурия, в результате которого образуется магнитное поле — так же, как это происходит на Земле. Эту гипотезу подвтердили исследования следующего спутника — «Мессенджера».

«Ученые не ожидали, что у Меркурия будет такое магнитное поле, — говорил об открытии Жан-Люк Марго. – Считалось, что магнитные поля планет связаны с их жидкими ядрами, и феномен Меркурия объясняли тем, что планета слишком мала, чтобы иметь расплавленное ядро».

Открытия «Мессенджера»

«Мессенджер» продолжил исследования. Он, как и «Маринер-10» отправился к Меркурию не напрямую, а с многочисленными маневрами, так как во время путешествия к этому труднодостижимому объекту Солнечной системы требуется погасить часть орбитальной скорости Земли, которая составляет примерно 30 км/с. Поэтому «Мессенджер» летел по особой траектории, ловко маневрируя между Землей и Венерой, Венерой и Меркурием.

Сама станция весила больше тонны (1100 кг), при этом более половины составляло топливо (600 кг). Конструкция аппарата учитывала активное солнечное излучение у орбиты Меркурия, которое в 11 раз больше земного. Корпус был изготовлен из углепластика, прикрыт солнцезащитным экраном размером 2,5×2 м, превышающем размеры размеры самой станции: 1,42×1,85×1,27 м. Аппарат был укутан в многослойную теплоизоляцию, а для отвода тепла от корпуса были предусмотрены радиаторы и тепловые трубы.

Разработчики позволили «Мессенджеру» самому подзаряжаться от Солнца: за счет двух поворотных панелей солнечных батарей с фотоэлементами аппарат мог получать более 2 кВТ, но ему было достаточно всего 385—485 Вт на стадии перелета и 640 Вт при работе на орбите. Панели имели также опцию отражения солнечных лучей за счет зеркальной поверхности и таким образом были защищены от перегрева.

«Мессенджеру», оснащенному камерами и научным оборудованием, удалось собрать массу ценных данных о Меркурии: он изучал планету с 14 января 2008 года до 30 апреля 2015 года. За это время он сделал подробные снимки поверхности — более 277 тысяч фотографий. На их основании 10 лет назад была впервые составлена подробнейшая карта Меркурия и теперь любой желающий может «погулять» по далекой планете, изучая ее кратеры и обрывы. Также на основе фотографий смоделирована подробная 3-D топографическая модель планеты. Международный союз астрономов уже начал давать имена обнаруженным рельефным объектам на Меркурии, называя их в честь известных литераторов, художников, музыкантов.

«Мессенджер» помог сделать химический анализ состава поверхности Меркурия. Благодаря ему, ученые впервые проследили за изменениями в атмосфере этой планеты в зависимости от ее расстояния от Солнца.

Чтобы выйти на орбиту Меркурия, «Мессенджеру» потребовалось шесть с половиной лет. На основе полученных им снимков NASA составила множество впечатляющих анимаций об атмосферных явлениях, магнитном поле, солнечном ветре и особом оранжевом свечении на Меркурии — они выложены на сайте проекта в разделе «10 научных результатов».

Меркурий по-прежнему таит в себе много загадок для ученых, и с каждым годом их становится меньше. В октябре 2018 года к Меркурию отправилась новая международная миссия «БепиКоломбо», организованная Европейским космическим агентством и Японским агентством аэрокосмических исследований. Ожидается, что она долетит до своей цели в декабре 2025 года. Также о намерении изучать Меркурий заявлял Роскосмос: российская станция «Меркурий-П» может стать первым аппаратом, который «примеркурится» на этой далекой планете. Но это случится не раньше 2030-х годов.

Почему луна ночью светится

Юпитер. Загадочный газовый гигант

Юпитер является самым интересным объектом Солнечной системы. Этот гигантский газовый шар в тысячу раз больше Земли по объёму и примерно в триста раз по массе. Скорее всего, он не имеет твёрдой поверхности. Являясь самым массивным телом в нашей системе после Солнца, Юпитер оказывает на другие планеты и астероиды наибольшее воздействие.

Являясь самым ярким объектом на ночном небе после Луны и Венеры, Юпитер с древних времён привлекал к себе внимание людей. Во многих культурах Юпитер становился объектом религиозного поклонения. У древних арабов и евреев до появления монотеистического мировоззрения Юпитер ассоциировался с божеством удачи – Гадди. Китайский и индуистский пантеоны также имеют божеств, связанных с Юпитером. Собственно, само название «Юпитер» означает верховное божество древнеримской мифологии. Согласно представлениям астрологов, Юпитер является «королём планет» и символизирует мощь и удачу.

Но, оставим мистику и рассмотрим Юпитер с точки зрения науки. Необходимо сказать, что мало какое небесное тело вызывало столько энтузиазма у исследователей и открывало такое большое количество ранее неизвестных и значительных явлений, как Юпитер.Собственно, Юпитер был первой планетой, у которой были обнаружены спутники.

Несмотря на свои огромные размеры, Юпитер очень быстро вращается. За неполных 10 часов он совершает полный оборот вокруг своей оси. Такая огромная скорость вращения создаёт в атмосфере Юпитера колоссальные ветры и штормы. В ней бушуют ураганы, сверкают молнии, и, возможно, идут дожди из сконцентрированного газа, из которого и состоит атмосфера. Масштаб штормов Юпитера таков, что размеры вихрей и циклонов превосходят в диаметре размеры Земли, а их время существования измеряется не неделями, как у нас, а годами и десятилетиями.

Погодные явления в атмосфере Юпитера настолько грандиозны, что имеют имена собственные. Более трёхсот лет в южном полушарии Юпитера наблюдается гигантский ураган – так называемое Большое красное пятно. Его размеры в несколько раз превышают размеры Земли. Помимо этого урагана существуют несколько других, с меньшими размерами. Один из них называется Малое красное пятно, другой – Белый овал. Во всех этих ураганах происходят разряды молний, по мощности в десятки тысяч раз превышающих земные.Облака Юпитера

Юпитер – единственная планета Солнечной системы, которая сама излучает больше энергии, чем получает от Солнца. Чудовищная сила гравитационного сжатия выделяет гигантское количество тепла, а высокая скорость вращения, приводящая к наэлектризованности атмосферы, создаёт вокруг Юпитера мощную магнитосферу и радиационные пояса. Абсолютно все космические аппараты, посылаемые к Юпитеру, получили гигантские дозы радиации, в десятки раз превышающие смертельные дозы для человека.

Огромная масса Юпитера делает его главной причиной появления комет на нашем небосклоне. Гравитационное воздействие Юпитера «вырывает» кометы из области их постоянного обитания – так называемого «Облака Оорта»; кометы устремляются к Солнцу, и отнюдь не все возвращаются обратно в Облако. Некоторые кометы притягиваются Солнцем и падают на него, однако, большинство из них заканчивает свой путь в атмосфере Юпитера.Внутреннее строение

Подобный сценарий ещё 30 лет назад казался невероятным, однако, наблюдение в 1994 году гибели кометы Шумейкера-Леви в атмосфере Юпитера стало первым доказательством этой теории. В дальнейшем, за примерно 20 лет было зафиксировано около пяти случаев гибели планет в атмосфере Юпитера. Таким образом, число уничтоженных Юпитером комет за всё время его существования превышает несколько миллионов! И кто знает, возможно, появление на Земле воды, и, соответственно, жизни, было вызвано падением на неё гигантской кометы, вырванной Юпитером из её «сна» в Облаке Оорта. Как тут не удивиться прозорливости древних, давших Юпитеру имя верховного божества…падение кометы Шумайхера-Леви

Каждый из четырёх галилеевых спутников Юпитера представляют собой уникальное явление, более нигде в нашей системе не повторяющееся. На поверхности спутника Ио имеется множество активных вулканов, извержения которых не раз наблюдалось с космических аппаратов, исследовавших окрестности Юпитера. Европа полностью покрыта тонким слоем льда, под которым располагается гигантский океан, глубиной около сотни километров. Ганимед является самым большим спутником в Солнечной система вообще. А Каллисто обладает сильным магнитным полем, настолько сильным, что оно искажает магнитное поле Юпитера в его окрестностях. Учёные всерьёз рассматривают возможность примитивной жизни в океанах, находящихся на Европе и Каллисто. Все галилеевы спутники всегда обращены к Юпитеру одной и той же стороной, как Луна обращена к Земле.Земля по сравнению с Большоим красным пятном

Юпитер всегда привлекал к себе внимание жителей Земли. Практически все исследования Солнечной системы дальше Марса обязательно включали пролёт космических аппаратов вблизи Юпитера: начиная от аппаратов серии «Пионер» и заканчивая новейшими станциями программы «Новые рубежи». Каждая серия исследований открывает всё новые и новые границы познания, и кто знает, что будет открыто в ближайшее время…

Интересные факты о космосе

Интересные факты о Юпитере

1. Юпитер — пятая планета от нашего Солнца и находится между Марсом и Сатурном. Если вы думаете, что Земля большая, то это просто ничто по сравнению с Юпитером, который является самой большой планетой нашей Солнечной системы. Если говорить об объеме, то в Юпитер поместятся 1300 таких планет, как Земля. Гравитация на этом «гиганте» в 2.5 раза больше, чем на Земле. Если бы кто-нибудь весом в 100 кг стоял на поверхности Юпитера, то там он весил бы 250 кг. Масса Юпитера в 317 раз больше массы Земли, а также в 2.5 раза больше массы всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых.2. Юпитером звали верховного бога в римской мифологии. Юпитер был сыном Сатурна, а также братом Плутона и Нептуна. Верховный бог был женат на Юноне, однако он имел связи и с другими женщинами, от которых у него были дети. 4 самых больших спутника Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, и Каллисто) названы в честь одних из любовников бога Юпитера.Космический аппарат Кассини

3. Это были «Пионер-10», «Пионер-11», «Вояджер-1», «Вояджер-2», «Галилео», «Улисс», «Кассини» и «Новые горизонты». Первым аппаратом, посетившим Юпитер, был «Пионер-10». Из наиболее поздних исследований следует выделить зонд «Юнона», запущенный в 2011 г., предполагается, что он долетит до Юпитера в 2016 г.Юпитер — самый яркий объект около центра картинки

4. Когда смотришь на ночное небо, планета Юпитер — третий по яркости объект. Самыми яркими объектами нашей Солнечной системы являются Венера и Луна. Однако Юпитер светит даже ярче, чем самая яркая звезда на небосклоне — Сириус. В хороший бинокль или маленький телескоп можно увидеть белый диск Юпитера, а также его 4 ярких спутника.5. У Юпитера самое сильное магнитное поле в нашей Солнечной системе. Оно в 14 раз больше, чем на Земле. Некоторые астрономы считают, что такое поле создается движением металлического водорода внутри планеты. Юпитер — сильный радиоисточник, что может сильно повредить любой космический аппарат, подлетевший слишком близко к «Гигантской планете».6. Несмотря на свою массу, Юпитер является самой быстрой планетой Солнечной системы. Для полного вращения планете достаточно 10 часов. Однако для того, чтобы полностью облететь Солнце Юпитер затрачивает 12 лет. Быстрое вращение Юпитера происходит из-за магнитного поля, а также радиации вокруг планеты.7. У Юпитера 4 кольца. Самое главное из них — оставленное после столкновения метеоритов с 4-мя спутниками (Фива, Метида, Адрастея и Альматея). В отличие от колец Сатурна, в кольцах Юпитера не найден лед. Недавно ученые открыли еще одно кольцо, расположенное ближе всего к планете. Его назвали Гало.8. Бури на Юпитере и Земле чем-то похожи. На Юпитере бури обычно долго не длятся, примерно 3–4 дня. Однако есть и исключения — месяцы. Ураганы на Юпитере всегда сопровождаются молниями и гораздо сильнее, чем штормы на Земле. Сильные ураганы случаются каждые 15–17 лет, их скорость составляет 150 м/с.Галилеевские спутники Юпитера

9. Юпитер имеет 63 спутника. 4 массивных спутника (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто), названых «галилеевыми» спутниками, были открыты в 1610 г. Галилео Галилеем. Ганимед является самым большим спутником, от края до края — 5262 км, что делает его больше, чем планета Меркурий. Этот ледяной спутник облетает вокруг Юпитера за 7 дней. Еще одним интересным спутником является Ио, на котором расположены свирепые вулканы, озера лавы и огромные кальдеры. Горы на Ио достигают 16 км. Этот спутник находится к Юпитеру ближе, чем Луна к нам. Интересный факт: большинство спутников Юпитера имеют в диаметре не больше 10 км.10. В 1665 г. астроном Джованни Кассини первый обнаружил Большое красное пятно на Юпитере. Пятно выглядит как гигантский ураган-антициклон и столетие назад было длиной 40 000 км. Однако в настоящее время его размеры уменьшились наполовину. Большое Красное Пятно на планете Юпитер — это самый большой атмосферный вихрь в Солнечной системе. По его длине могли бы разместиться 3 планеты размером с Землю. Он вращается против часовой стрелки со скоростью около 435 км/ч.
——————————————————————–