Кометы

Вид на активные струи в необычной комете Хартли 2

Кометы – небольшие небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца: описание и характеристика с фото, 10 интересных фактов о кометах, список объектов, названия.

В прошлом люди смотрели на прибытие комет с ужасом и боязнью, так как считали, что это предзнаменование смерти, катастроф или божьей кары. Китайские ученые веками собирали данные, отслеживая периодичность прибытия объектов и их траекторию. Эти летописи стали ценными ресурсами для современных астрономов.

Пролет кометы Макнот над водами Тихого Океана

Сегодня мы знаем, что кометы выступают остаточным материалом и малыми телами от формирования Солнечной системы 4.6 млрд. лет назад. Они представлены льдом, на котором находится темная корочка органического материала. Из-за этого получили прозвище «грязные снежки». Это ценные объекты для изучения ранней системы. Также они могли стать источником воды и органических соединений – необходимые жизненные компоненты.

В 1951 году Джерард Койпер предположил, что за чертой орбитального пути Нептуна скрывается дискообразный пояс с популяцией темных комет. Эти ледяные объекты периодически выталкиваются на орбиты и становятся короткопериодическими кометами. Тратят на орбиту меньше 200 лет. Сложнее наблюдать за кометами с длинными периодами, длительность орбитального пути которых превышает два века. Такие объекты проживают на территории облака Оорта (на удаленности в 100000 а.е.). На один облет могут потратить до 30 млн. лет.

Комета Галлея в 1986 году

В каждой комете есть замороженная часть – ядро, которое в протяжности не превышает нескольких километров. Состоит из ледяных осколков, замерзших газов и пылевых частиц. С приближением к Солнцу комета нагревается и формирует кому. Нагрев приводит к тому, что лед сублимируется в газ, поэтому кома расширяется. Иногда она способна охватывать сотни тысяч км. Солнечный ветер и давление могут устранять пыль и газ комы, что приводит к длинному и яркому хвосту. Обычно их два – пылевой и газовый. Ниже представлен список самых известных комет Солнечной системы. Перейдите по ссылке, чтобы изучить описание, характеристику и фото малых тел.

Список наиболее известных комет

Название Открыта Первооткрыватель Большая полуось Период обращения
ISON 21 сентября 2012 года Виталий Невский, Артём Олегович Новичонок, Обсерватория ISON-Кисловодск ? ?
2Р/Энке 1786 года Пьер Мешен 2.22 а. е. 3,3 г
D/1993 F2 (Шумейкеров — Леви) 24 марта 1993 года Юджин и Каролина Шумейкеры, Дэвид Леви 6.86 а. е. 17,99 г
9P/Темпеля 3 апреля 1867 года Эрнст Темпель 3.13 а. е. 5,52 г
19P/Борелли 28 декабря 1904 года А. Борелли 3.61 а. е. 6,85 г
C/1995 O1 (Хейла-Боппа) 23 июля 1995 А. Хейл, Т. Бопп 185 а. е. 2534 г
81P/Вильда 6 января 1978 Пауль Вильд 3.45 а. е. 6,42 г
67P/Чурюмова-Герасименко 20 сентября 1969 года Чурюмов, Герасименко 3.51 а. е. 6,568 г
C/2013 A1 (Сайдинг-Спринг) 3 января 2013 года Роберт Макнот, обсерватория Сайдинг-Спринг ? 400000 г
21P/Джакобини—Циннера 20 декабря 1900 года Мишель Джакобини, Эрнст Циннер 3.527 а. е. 6,623 г
C/1861 G1 (Тэтчер) 5 апреля 1861 года А.Е. Тэтчер 55,6 а. е. 415,0 г
109P/Свифта-Туттля 16 июля 1862 года Льюис Свифт, Туттль, Хорас Парнелл 26.316943 а. е. 135,0 г
55P/Темпеля-Туттля 19 декабря 1865 года Эрнст Темпель и Хорас Туттль 10.337486 а. е. 33,2г
Галлея 1758 год Наблюдалась в глубокой древности; 2,66795 млрд км 75,3 г
С/2013 US10 (Каталина) 31 октября 2013 года Обсерватория Catalina Sky Survey ? ?
C/2011 L4 (PANSTARRS) 6 июня 2011 года Телескоп Pan-STARRS ? ?

Большая часть комет движется на безопасной отдаленности от Солнца (комета Галлея не подходит ближе 89 млн. км). Но некоторые врезаются прямо в звезду или так сближаются, что испаряются.

Наименование комет

Название кометы может быть сложным. Чаще всего их называют в честь первооткрывателей – человек или космический корабль. Это правило появилось только в 20-м веке. К примеру, комета Шумейкера-Леви 9 названа в честь Юджина и Кэролин Шумейкер и Дэвида Леви. Обязательно прочитайте интересные факты о кометах и информацию, которую нужно знать.

Кометы — интересные факты

Комета — космический объект, который движется с большой скоростью вокруг Солнца. В переводе с греческого языка название обозначает «длиннохвостая». Иногда эти космические объекты близко приближаются к Земле, тогда их можно увидеть на звездном небе невооруженным глазом. Самая яркая комета — Галлея, она пролетает у Земли каждые 75 лет. Представляем интересные факты о кометах.

Астрономия

Самая близкая к Солнцу траектория называется перигелий, самая далекая — афелий.

Астрономы насчитали четыре тысячи комет, которые происходят из пояса Койпера (в этом поясе находится планета Плутон). В поясе Оорта, который находится дальше от Солнца, чем пояс Койпера, могут быть миллионы комет (иногда даже называют цифру в триллион этих космических объектов). Ежегодно ученые обнаруживают в среднем пять комет.

Диаметр ядра самой маленькой кометы — 16 километров, рекордный диаметр ядра — 40 километров.

Юпитер обладает такой большой массой, что влияет на направление движения комет. В июле 1994 года астрономы были свидетелями, как комета Шумейкер Леви 9 разрушилась, упав на Юпитер.

Впервые комета Галлея (тогда она еще так не называлась) была упомянута в китайских хрониках в 240 году до нашей эры.

В 2014 году зонд «Розетта» приземлился на комету Чурюмова-Герасименко. Космический аппарат сближался с этим космическим объектом около десяти лет.

Свойства

Этот космический объект представляет собой фактически грязный снежный комок, состоящий из воды, замороженного аммиака, пыли и камней. Ядро темного цвета, его состав неизвестен, возможно, состав ядра такой же, как у метеоритов, которые падают на Землю — они бывают железными, каменными и железно-каменными.

Фактически это астероид, который становится заметным благодаря длинному хвосту. Этот хвост появляется, когда эта ледяная глыба максимально близок приближается к Солнцу, тогда лед тает и за кометой образовывается пылевое облако. Когда ледяная глыба еще ближе к Солнцу, происходит процесс сублимации (это явление физики еще называют возгонкой — переход из твердого в газообразное состояние без пребывания в жидком состоянии). Когда лед находится близко к поверхности, он разогревается и создает струю из газа, это явление внешне похоже на извержение гейзера.

Хвост может быть очень длинным, у кометы Хиякутаке длинна хвоста — 580 миллионов километров — в три раза больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

У кометы есть два хвоста. Первый хвост состоит из пыли, его мы видим невооруженным газом. Второй невидимый, поскольку состоит из газов, которые раздуваются солнечным ветром.

По мере удаления от Солнца комета становится похожей на астероид, хвост исчезает, остается лишь каменное ядро, окруженное льдом.

Кратеры

Возможно, динозавры вымерли из-за столкновения Земли с кометой. На нашей земле есть много метеоритных кратеров, которые могли оставить кометы. По некоторым даным Мексиканский залив является самым большим метеоритным кратером на Земле диаметром более 1 тысячи километров.

В 120 километрах от Йоханнесбурга, ЮАР, есть большой метеоритный кратер под названием Вредефорт (диаметр около 300 километров). Кратер еще больших размеров находится в Антарктиде – кратер Земли Уилкса имеет диаметр 500 километров, но он изучен недостаточно хорошо, так как находится под толщей льда.

Большие кратеры обнаружены в канадской провинции Онтарио (Садбери, диаметр 200 километров) и на полуострове Юкатан, Северная Америка (Чиксулуб, диаметр – 170 километров). Такие большие кратеры могли быть образованы падением астероидов или комет.

Каждое падение космического тела, которое образовывало такие большие воронки на поверхности земли, приводили к катастрофам на Земле. Например, кратер Чиксулуб образовался от падения глыбы диаметром около 10 километров, энергия от падения оценивается в 100 тератонн в тротиловом эквиваленте, для сравнения – самая мощная термоядерная бомба имела мощность в два миллиона раз меньше. Падение метеорита или кометы, которые образовали кратер Чиксулуб, должно было вызвать цунами высотой до 100 метров, горные породы должны были быть подняты в воздух на 100 километров (то есть в космос), при обратном падении они раскалялись и могли вызвать лесные пожары в тысячах километрах от места падения болида. Считается, что пепел, попавший в атмосферу, привел к похолоданию воздуха на 28 градусов, вода стала холоднее на 11 градусов, что привело к вымиранию многих видов животных и растений.

10 интересных фактов о новой комете NEOWISE

Комета NEOWISE уже радует наблюдателей за небом по всему Северному полушарию. Но что делает эту комету такой особенной?

Ближе всего к Солнцу комета приблизилась 3 июля, однако до этого момента ее можно было увидеть только перед рассветом. Теперь, по словам Джо Масьеро, заместителя главного исследователя миссии NEOWISE (NASA Near-Earth Object Wide-field Infrared Survey Explorer, инфракрасного космического телескопа НАСА, который первым заметил комету), для внимательных наблюдателей в Северном полушарии комета поднимается все выше в вечернем небе, сверкая на северо-западе чуть ниже созвездия Большой Медведицы.

Одна из самых интересных деталей о комете NEOWISE заключается в том, что она не вернется на наше небо в течение следующих 6800 лет. Но это не единственное, что делает этот ледяной космический булыжник особенным. Итак, давайте подробнее поговорим о том, что делает комету NEOWISE уникальной — и немного странной.

Что это за комета?

Официально известная как C/2020 F3, комета NEOWISE была обнаружена 27 марта 2020 года инфракрасным космическим телескопом WISE, цель которого — охота за опасными для Земли астероидами.

Кометы, часто называемые «космическими снежками», представляют собой крупные объекты, состоящие преимущественно из льда и камня. Они вращаются вокруг Солнца, и при приближении к нему большинство комет нагреваются и «отращивают» два хвоста, один из которых состоит из пыли и газа, а второй состоит из электрически заряженных молекул газа, или ионов.

Могу я увидеть ее?

Что самое замечательное — да, можете. Поскольку она особенно яркая, комета видна в ночном небе невооруженным глазом. Наблюдатели в Северном полушарии могут обнаружить ее сразу после захода Солнца, на северо-западе, как раз под созвездием Большой Медведицы.

На самом деле, комета настолько яркая, что ученые «могут получить гораздо больше детальных данных, чем мы обычно получаем для большинства комет», — сказала Эмили Крамер, научный сотрудник NEOWISE в Лаборатории реактивного движения, во время пресс-конференции 15 июля. «Мы можем изучить ее с помощью самых разных телескопов, и это позволит нам проводить действительно интересные исследования».

Нужен ли мне телескоп для наблюдений?

Не обязательно. Поскольку комета NEOWISE является особенно ярким объектом, любителям астрономии будет относительно легко заметить ее в ночном небе невооруженным глазом, хотя бинокль или небольшой телескоп дадут вам больше деталей.

«Тот факт, что мы можем видеть ее невооруженным глазом, действительно делает ее уникальной», — сказала Крамер. «Комета редко бывает настолько яркой, чтобы мы могли увидеть ее невооруженным глазом или даже в бинокль».

Как она выглядит на небе?

Комета 10 июля над Одессой.

Для тех, кто хочет наблюдать комету невооруженным глазом, без каких-либо дополнительных оптических инструментов, таких как телескопы или бинокли, она будет выглядеть как крупная нечеткая звезда с небольшим хвостом. Чтобы лучше ее разглядеть, желательно находиться далеко от городской засветки. Разумеется, с помощью бинокля или небольшого телескопа комета станет более четкой, а хвост будет легче заметить.

Сколько воды заключено в комете?

В Комете NEOWISE находится «около 13 миллионов олимпийских плавательных бассейнов воды», — сказала Крамер. «Большинство комет состоят наполовину из воды и наполовину из камня».

У нее есть хвост?

Да, как и у любой другой уважающей себя кометы. Причем их, как и следовало ожидать, два.

Эти изображения кометы NEOWISE, сделанные в ложных цветах, показывают концентрацию атомов натрия в ее ионном хвосте.

Когда комета приближается к Солнцу, она нагревается, из-за чего лед на ее поверхности сублимируется (то есть переходит из твердой фазы сразу в газ) и вместе с частичками пыли образует широкий газопылевой хвост, наблюдаемый на большинстве изображений комет. У комет также есть ионный хвост, состоящий из ионизированного газа, сдуваемого солнечным ветром. У NEOWISE он светится голубоватым цветом из-за наличия в нем молекул C2 и CN.

Насколько велика комета NEOWISE?

Комета NEOWISE имеет около 5 километров в диаметре, «что делает ее слегка больше среднего размера для комет Солнечной системы», — сказала Крамер.

«Редко можно увидеть что-то настолько яркое», — добавила она. «Мы регулярно находим кометы такого размера, но большинство из них так далеки от Земли, что они не становятся такими яркими. Они слишком далеки от Солнца и нашей планеты, чтобы видеть их так же ясно, как мы видим комету NEOWISE».

Как быстра комета NEOWISE?

Комета движется со скоростью около 65 километров в секунду, или 231 000 км в час и 5.5 миллионов километров в день. Джо Масьеро, заместитель главного исследователя миссии WISE, сказал, что комета движется примерно вдвое быстрее, чем Земля вращается вокруг Солнца. Но не стоит ждать, что такая скорость сохранится навсегда.

Из-за чрезвычайно эллиптической (вытянутой) орбиты она замедляется под действием гравитации по мере приближения к самой далекой точке орбиты от Солнца, а затем вновь будет ускоряться, летя во внутреннюю часть Солнечной системы, и снова начнет замедляться при удалении от нашей звезды.

Орбита кометы NEOWISE.

Может ли комета навредить Земле?

Не стоит бояться, она никак не повлияет на нашу планету.

«Эта конкретная комета не имеет никакой возможности навредить Земле. Она пересекает плоскость земной орбиты глубоко внутри нее и почти рядом с орбитой Меркурия, так что нет абсолютно никакой опасности от этой кометы», — сказала Линдли Джонсон, офицер планетарной обороны и руководитель программы Координационного бюро планетарной обороны НАСА. В настоящее время комета находится на расстоянии около 111 миллионов километров от Земли — в 300 раз дальше, чем Луна.

Она прилетела из межзвездного пространства?

Нет, комета NEOWISE абсолютно точно родилась в нашей Солнечной системе. На сегодняшний день обнаружены только два межзвездных объекта, Оумуамуа и комета Борисова.

«Мы знаем, что это не межзвездный объект. Наблюдая за движением кометы, мы видим, что она связана с гравитацией Солнца», — сказала Крамер. «Итак, она очень быстро оборачивается вокруг нашей звезды, после чего на почти семь тысяч лет уходит к окраинам Солнечной системы, но она точно вернется назад».

Также мы предлагаем всем читателям выкладывать в Instagram собственные фото кометы NEOWISE с хэштегами #iguides_photo и #iguides_photo_kometa. Мы отберем лучшие и опубликуем их отдельным материалом на сайте.

10 интересных фактов о комете, на которую мы высадились

Космический аппарат «Розетта» (Rosetta) — настоящее чудо. Введенный в эксплуатацию и запущенный Европейским космическим агентством, отважный зонд совершил самое удивительное путешествие для искусственного объекта.

Приземление модуля «Филы» на комету Чурюмова — Герасименко стало кульминацией более 40 лет планирования и 10 лет прекрасно поставленного лучшими хореографами от технологий путешествия по пространству-времени. Аппарат облетел Землю три раза, обогнул Марс один раз, спал в течение 31 месяца и в конце концов вышел на орбиту 4-километрового камня, который летит по космосу со скоростью порядка 135 000 километров в час. Супергерои существуют, и они работают в Европейском космическом агентстве.

Комета показала Юпитер в действии

Юпитер — гигантская планета, и ее гравитация оказывает влияние на всю Солнечную систему. Газовый гигант постоянно нарушает орбиты комет, отправляя их в направлении Солнца, космоса или даже в нас.

Пояс Койпера, большое собрание ледяных камней за Нептуном, обеспечивает Юпитер большим количеством патронов. Считается, что комета Чурюмова — Герасименко возникла в этом поясе, поэтому эта комета и ее сестры известны как семейство комет Юпитера. Эти кометы с коротким периодом совершают полный круг по орбите за 20 лет (орбитальный период кометы Чурюмова — Герасименко составляет 6,6 лет). И они совершают регулярные набеги на внутреннюю Солнечную систему, что делает их замечательными целями для исследования.

Обилие комет в Солнечной системе делает их в некоторой степени взаимозаменяемыми, и миссия на комету Чурюмова — Герасименко на самом деле является запасным планом. «Розетта» должна была встретиться с похожей кометой — 46/P Виртанена, — но задержки привели к изменению планов, поскольку комета Виртанена уже пролетела мимо.

И хотя мы знали, что Юпитер любит подначивать этих маленьких ребят, исследуемая комета позволила нам увидеть, что происходит, с беспрецедентной точностью. Пока комета находится далеко от Солнца, она остается относительно инертной и потому невидимой для нас. Но Юпитер серьезно изменил план полета кометы, и ее путь лег достаточно близко к Солнцу. В ближайшие месяцы комета начнет испаряться, достигнув перигелия.

Комета поет

Когда «Розетта» подошла к комете в августе для первой встречи и приветствия, ее магнитометр уловил какофонию странных звуков, исходящих от кометы. Инструменты зафиксировали диссонанс звуков с частотой 40-50 МГц.

Астрономов приятно удивила песня кометы Чурюмова — Герасименко, поскольку они не ожидали найти поющую комету. Точная причина этого до сих пор неизвестна, хотя есть мнение, что песня рождается в результате магнитных взаимодействий между кометой, газом и Солнцем.

Во-первых, испаряющийся с поверхности кометы лед ионизируется с помощью ультрафиолетового излучения Солнца. Ионизированное облако, полное заряженных частиц, создает барьер на пути радиоактивного душа Солнца. Эти колебания, которые вызываются магнитным и электрическим трением между почти несуществующей атмосферой кометы, и могут быть причиной странных шумов, которые услышала «Розетта».

Самый длинный прыжок

Из-за частично неудачной посадки и нехватки гравитации у кометы Чурюмова — Герасименко, посадочный модуль «Филы» совершил длиннейший прыжок в истории. Пытаясь пригарпунить себя к месту после посадки, он отскочил от кометы обратно в космос, едва не испортив 10-летнее путешествие.

«Филы» подпрыгнул на 1 километр от поверхности, это порядка 25% длины всей кометы; за этим прыжком последовал еще один, меньший, а затем спускаемый аппарат остановился в темной области у подножия выступающей скалы. При всем этом научные инструменты «Филы» практически не пострадали, а сам аппарат завершил свои научные миссии на 90%. Отчасти отскок даже пошел на пользу. Во-первых, астрономы смогли наблюдать столб пыли, вызванный отскоком. На основе данных о столбе была получена дополнительная информация о составе поверхности.

Кроме того, прыжок мог обеспечить долгосрочное выживание «Филы». Если бы он приземлился, как было запланировано, и закрепился на обозначенном месте, постоянное солнечное облучение за много месяцев зажарило бы его микросхемы. В тени же он может «воскреснуть», как только получит немного солнечного света, когда комета и «Розетта» приблизятся к Солнцу — весной 2015 года.

Огромные скалы

На комете Чурюмова — Герасименко есть гигантские скалы. Как мы уже упомянули ранее, в длину и ширину комета всего несколько километров, поэтому километровая скала, которая была целью «Розетты», составляет почти четверть размера всей кометы. Для сравнения, представьте, что земные скалы будут вытянуты на тысячи километров в космос.

Коллекция валунов у подножия утеса не менее впечатляет. Они также пропорционально массивные, некоторые из них — до 18 метров в поперечнике, только вот весят мало, благодаря слабой гравитации. По факту, вы могли бы прыгнуть с этой километровой скалы и успешно приземлиться, даже не переломав ноги.

Комета похожа на утку

Мы пока не знаем, почему комета по своей форме напоминает резинового утенка. Самое интересное, что астрономы не знали, как выглядит комета, пока на нее не приземлился «Филы». Вообразите теперь удивление центра управления полетами, когда они увидели размытую фигуру резинового утенка, когда «Розетта» наконец смогла сделать хорошие снимки кометы.

Хотя, безусловно, найти такую комету интереснее, чем обычную, скучную, круглую комету, форма из двух долей заставляет задуматься. Как она образовалась? Непонятно. Но есть несколько возможных сценариев.

Во-первых, столкновение двух комет на низкой скорости могло образовать одну суперкомету. Во-вторых, возможно, комета Чурюмова — Герасименко была круглой, но мощная гравитация другого небесного тела (размером с Юпитер) изменила ее форму. Возможно также, комета была большим куском льда и большая его часть улетучилась в космос, оставив только ядро странной формы. Дальнейший анализ покажет.

О происхождении земной воды

Есть мнение, что комета Чурюмова — Герасименко изначально была частью гигантского поля обломков, которое в конечном итоге объединилось в Солнце, планеты и так далее. Все, что осталось, стало кометами и другими небесными блуждающими телами. Таким образом, комета может быть химическим слепком отдаленного прошлого, а ее состав может быть ключом к составу протосолнечной системы.

Комета также содержит замороженную воду, которая может помочь нам ответить на давние вопросы о происхождении воды на Земле. С помощью масс-спектрометрии, астрономы могут заглянуть в небесные тела, чтобы установить их химические компоненты, и многие кометы и астероиды подвергались такой обработке.

Есть несколько типов водорода — кроме обычного водорода существуют дейтерий, тяжелый изотоп водорода с лишним электроном. Анализируя соотношение между двумя типами водорода, астрономы могут точно определить происхождение образца воды.

Вода, которая присутствует на комете Чурюмова — Герасименко, не соответствует земной воде. Интересно и то, что это несоответствие характерно для большинства других комет. Только 1 из 11 проанализированных комет содержала воду, подобную земной. С другой стороны, похожую на земную воду содержат некоторые члены пояса астероидов, хотя и в небольших количествах. О чем это говорит? Семья комет Юпитера (да и комет в целом) не несет ответственности за земную воду. Возможно также, что комета Чурюмова — Герасименко имеет более экзотическое происхождение.

Ужасный запах

Большинство наших органов чувств бесполезно в космосе, поэтому мы редко задумываемся, чем пахнут кометы и планеты. «Розетта» смогла ответить по крайней мере на один из этих вопросов, используя свои масс-спектрометры для определения запаха газов, окружающих ядро кометы Чурюмова — Герасименко.

Сказать, что комета пахнет помойкой — ничего не сказать. Газы, которые улетучиваются в космос с кометы, предлагают шикарный букет вони. Сероводород придает комете запах тухлых яиц. Формальдегид добавляет запах смерти. Метан и аммиак объединяются в запах кошачьей мочи и лошадиных экскрементов. Диоксид серы придает комете острый запах уксуса. Другие соединения добавляют остроты.

Ученых удивили такие выводы. Считалось, что комета должна испускать только окись и двуокись углерода, пока не приблизится к Солнцу. Помимо своей отвратительности, сигнатура запаха кометы может предложить нам подсказки к происхождению этого небесного тела.

Удивительный цвет

Комета Чурюмова — Герасименко выглядит бледной и серой на большинстве снимков, но это иллюзия. Снимок выше показывает настоящий цвет кометы во всей ее красновато-коричневой красе. Правда, это тоже иллюзия, потому что комета Чурюмова — Герасименко не появится нигде, где ее мог бы наблюдать истинный ценитель красоты в непосредственной близости.

Кроме того, бордовый оттенок будет заметен, только если комета будет освещена чистым, белым светом. В реальности же она просто темное пятно на фоне еще более темного пространства, а когда приблизится к Солнцу — скроется за хвостом.

Тем не менее недавно опубликованные фотографии с главного фотоинструмента «Розетты» OSIRIS показали комету во всей ее монохроматической славе. Снимок был получен путем слияния трех снимков, сделанных с использованием красного, зеленого и синего фильтров. В результате получилась одна из самых серых вещей, которые мы когда-либо видели, без какого-либо оттенка другого цвета.

При всем этом, несмотря на объем собранных данных, огромный кусок кометы остается загадкой. Хотя «Розетта» прибыла на комету в августе, ее южное полушарие остается неизведанным и, скорее всего, проявится ближе к Солнцу. Южный полюс кометы находится в постоянной темноте довольно долго.

«Розетте» удалось сделать снимок затемненной стороны кометы, но он весьма тусклый, пейзажи неразличимы. Европейское космическое агентство считает, что скрытая сторона кометы будет самой интересной.

Жестче, чем мы думали

«Филы» оборудован, чтобы покопаться в грязи. Весьма интересная система SD2 позволяет проткнуть шкуру кометы и добыть образцы, которые отправятся во встроенные химические лаборатории и печи. Используя дрель, которая в 100 раз более эффективна, чем ваша домашняя, аппарат может пробурить 23 сантиметра в коре кометы, чтобы добыть чистый материал.

К сожалению, поскольку «Филы» испытал жесткую посадку и оказался в неправильном месте, бурение пошло не совсем по плану. Операция была на грани срыва из-за опасного положения «Филы». Был шанс, что дрель передвинет аппарат в еще более неудобное место.

Но бурение началось, и, согласно отчету Германского аэрокосмического центра, комета оказалась «крепким орешком». До сих пор непонятно, смогла ли дрель добыть хорошие образцы, но органические молекулы были все-таки обнаружены циркулирующими в тончайшей атмосфере кометы.

Встретили два астероида

В ходе 10-летнего путешествия к комете Чурюмова — Герасименко космический аппарат «Розетта» встретил пару космических странников. 5 сентября 2008 года он пролетел мимо астероида Штейнс и сделал снимок тела шириной в несколько километров. Штейнс показал много свидетельств столкновений прошлого и кратер, который охватывает почти половину его поверхности. Он также такой блестящий, что его называют «небесным бриллиантом».

10 июля 2010 года астероид Лютеция прожужжал мимо зонда на расстоянии почти 3200 километров. Лютеция диаметром в 100 километров и тоже покрыта кратерами. Возраст астероида порядка 3,4 миллиарда лет, и есть вероятность, что он остался еще с рождения нашей Солнечной системы.

24 интересных факта о Луне

1.Луна — это планета, спутник Земли, причем единственный. Луна находится в 384 403 километрах от Земли.

2.Луна — второй по яркости объект в Солнечной системе, после самого Солнца.

3.Луна является самым близким к Солнцу спутником планеты, так как у Меркурия и Венеры, которые идут перед нашей Землей, спутников нет вообще.

4.Луна появилась в результате столкновения. Ученые считают, что Луна была сформирована, когда огромный объект, размером с планету Марс врезался в нашу планету примерно 4,5 миллиарда лет назад. Столкновение было настолько велико, что огромные куски земных пород были выброшены в космос. Под притяжением Земли, выброшенные обломки собрались на околоземной орбите и сформировали наш спутник. Как показывают исследования грунта, она состоит из менее плотного материала, в котором содержится мало железа.

5. Слово Луна происходит еще от праславянского слова «Luna», что переводится как «Светлая».

Кратеры на поверхности Луны

6.Вся поверхность Луны в кратерах, потому что в отличие от Земли, она не имеет собственной атмосферы, которая защищала бы ее от космических тел виде метеоритов. Когда метеорит входит в атмосферу Земли, из-за трения с воздухом он загорается и в большинстве случаев сгорает, не достигнув поверхности. На Луне всё, что, падает на её поверхность, оставляет огромные отпечатки виде кратеров.

7. Кратеры на поверхности Луны были оставлены метеоритами 4,1 — 3,8 миллиардов лет назад. Их видно до сих пор только потому, что в геологическом плане Луна не так активна, как Земля.

8. Среди лунных кратеров большим является Герцшпрунг, достигающий в диаметре 591 километр. Он находится на темной стороне Луны, поэтому с Земли его не видно. На видимой стороне Луны первенство по величине принадлежит кратеру Байи, с диаметром 287 километра.

9. А самый большой кратер Луны называется Эйткен, который в диаметре составляет около 2000 километров. Он по совместительству является самым крупным кратером во всей Солнечной системе.

10. Кратеры Луны сначала называли именами известных ученых, художников и исследователей, а позже именами американских астронавтов и российских космонавтов.

Луна с МКС

11.Луна на самом деле не представляет собой идеальный шар. Она, скорее, яйцеобразная из-за воздействия гравитации Земли. Кроме того, ее центр масс находится не в центре космического тела, а примерно в двух километрах в сторону от центра.

12. Из-за того, что на Луне нет атмосферы, день и ночь сменяются мгновенно, т.е. нет никаких сумерек.

13.Сегодня многие мошенники пытаются нажиться на Луне. Они продают участки на Луне и дают вам сертификат, в котором говорится, что вы имеете право заселить несколько соток Лунного пространства. Но даже, если начнется заселение Луны, то такой сертификат не будет иметь никакой юридической силы, и будет считаться недействительным.

14. Впервые участки на Луне стали продаваться американской компанией The Lunar Embassy, основанной Деннисом Хоупом, по цене 20$ за акр (примерно 4046 кв.м.). Этот американец, изучив конвенцию ООН о внешнем космосе, сделал вывод, что в ней нет ни одного указания о запрете владения звезд и планет частными лицами. В 1980 году он провозгласил себя владельцем Луны, Марса, Меркурия, Ио, Венеры и начал торговлю «звездными» участками.

15. Официальное название земной луны – Луна. Когда наш спутник получил название Луна, астрономы не знали что в нашей Солнечной системе есть и другие планеты с такими же лунами- спутниками. Теперь различают луны в нашей системе просто: наш спутник называется Луна, с большой буквы «Л», а луны других планет с маленькой.

16.Луна является пятым по размеру спутником Солнечной системы. На самом деле самой крупной луной является спутник Юпитера – Ганимед, который в диаметре составляет 5262 км, далее следует спутник Сатурна – Титан, Юпитера – Каллисто и Ио, и, наконец, Луна со своим средним диаметром 3475 километров.

17.Для того чтобы ночью было светло как днем понадобились бы около трехсот тысяч Лун, причем 206 тысяч 264 Луны должны были бы находиться в фазе полнолуния.

18. У Земли могут быть и другие естественные спутники. Астероид Круитни движется в орбитальном резонансе с Землей и совершает полный оборот вокруг планеты за 770 лет.

19. Гравитация на поверхности спутника всего 17% от земной. Представьте, что ваш вес 100 кг. Стоя на поверхности Луны, вы весили бы всего 17 кг. Вы смогли бы пройти в 6 раз больше расстояния и нести вес в 6 раз тяжелее земного. Используя только силу собственных мышц, вы бы смогли совершать короткие перелеты над поверхностью Луны.

20. Из-за низкой гравитации на спутнике Земли мелкая и твердая лунная пыль с запахом пороха может проникать повсюду. У астронавтов она вызывала симптомы, сходные с сенной лихорадкой. Проникая в скафандры и обувь, значительно портила их.

Лунное затмение

21. Солнечное затмение происходит в нашей жизни довольно часто, а вот застать лунное затмение там, где вы находитесь практически нереально. Такой шанс предоставляется 1 раз в несколько сотен лет.

22. Луна имеет атмосферу, которая называется экзосфера. Она состоит из гелия, неона и аргона.

23. Луна с Земли кажется одинаковой по размеру с Солнцем. Конечно, Солнце гораздо больше, чем Луна, примерно в 400 раз, но и в тоже время в 400 раз оно дальше от нас. Но это было не всегда так. Миллиарды лет назад Луна располагалась ближе в Земле и казалась намного крупнее Солнца.

24. На поверхности Луны имеются свежие следы. Человек ступал на Луну более чем четыре десятилетия назад, и все же свежие отпечатки там присутствуют. Является ли этот факт свидетельством существования на планете жизни? Нет, это просто следы астронавтов. Поскольку на Луне нет ветра или воды, следы там могут сохраняться миллионы лет.

25. Астронавты на Луне сразу же заметили, что их тени были намного темнее, чем на Земле. Атмосфера, рассеивающая свет для создания теней на Земле, отсутствует на Луне. Земля освещается Солнцем в достаточной мере, чтобы тени все еще появлялись, но эти тени гораздо труднее увидеть, чем на Луне.

26.Спутник Земли больше похож на планету. Земля и Луна представляют собой систему двойной планеты, аналогично системе Плутон + Харон.

27. На Луне бывают лунотрясения, однако по сравнению с земными, они очень слабы. Максимальная оценка их составила 5,5 баллов по шкале Рихтера. Причины лунных «землетрясений» до сих пор не выяснены.

28. Люди всегда видят одну и ту же сторону Луны. Гравитационное поле Земли замедляет вращение Луны вокруг своей оси. Поэтому вращение Луны вокруг своей оси происходит за то же время, что и ее вращение вокруг Земли.

29. Обратную сторону земного спутника стало возможным увидеть только после 7 октября 1959 года. В этот день советская космическая станция «Луна-3» сделала ее первый снимок.

30. Обратная сторона Луны более гористая, по сравнению с той, которая видна с Земли. Это объясняется силой притяжения Земли, которая привела к тому, что на стороне, повернутой к нашей планете, более тонкая кора.

Христофор Колумб

31.Христофор Колумб во время 4 экспедиции для спасения своей команды от голода использовал полное лунное затмение. Оно произошло на территории Америки 29 февраля. Индейцы Ямайки, на которой путешественники вынужденно провели год, со временем стали хуже снабжать их провиантом. Для устрашения аборигенов Колумб в день затмения объявил им о гневе богов за нерадивость и ушел в каюту корабля «для молитвы о прощении». В конце затмения он объявил, что индейцы прощены. Поставки еды были возобновлены.

32. Луна все больше отдаляется от Земли. Изначально спутник Земли находился в 22 000 километрах от ее поверхности, а сейчас — почти в 400 000 километров. Каждый год орбита Луны перемещается примерно на 4 сантиметра от Земли, а это означает, что всего за 500 миллионов лет Луна будет на 23 450 км дальше, чем сейчас.

33. Единственный человек, похороненный на Луне — известный американский астроном и геолог Юджин Шумейкер. Проблемы со здоровьем помешали ему совершить межпланетные полеты. После смерти его прах в капсуле был доставлен межпланетной исследовательской станцией Lunar Prospector на Луну в 1998году.

34. На Луне очень большие колебания температуры. В районе лунного экватора температура колеблется от минус 173 ночью до плюс 127 градусов Цельсия днем.

35. Более 400 деревьев, растущих на Земле, были привезены с Луны. Семена этих деревьев были взяты экипажем «Аполлона 14» в 1971 году, побывали на орбите Луны и вернулись на Землю.

Нил Армстронг

36. За все время существования Луны на ней побывали 12 человек. Только небольшая группа астронавтов, когда- либо ступала на поверхность Луны. Первым был Нил Армстронг в 1969 году, последним поверхность Луны топтал Джин Сернан в 1972 году. С тех пор миссий в составе с людьми на поверхность нашего спутника не было.

37.Люди не высаживались на Луне в течение 46 лет. Тем не менее, НАСА работает над новыми ракетами «Ares I» и «Ares V», которые будут в состоянии доставить полезный груз на Луну и вернуться назад.

38. У Луны есть свой часовой пояс. Он называется «лунным стандартным временем», но оно не соответствует простому времени на Земле. На Луне время совсем иное, чем на Земле: год на Луне делится на двенадцать «дней». Каждый «день» носит имя космонавта, нога которого ступала по планете. «Дни» делятся на 30 «циклов», которые, в свою очередь, делятся на часы, минуты и секунды. Календарь возник в тот момент, когда Нейл Армстронг впервые прошел по Луне: 1-й год, 1-й день, цикл 1 начался 21 июля 1969 года в 02:56:15 по всемирному времени.

39. 200 тонн мусора на Луне — это космический мусор. Он был оставлен астронавтами NASA, которые осуществляли высадки на планете при полетах космического корабля «Аполлон» в 1969-1972 годах. Другая часть мусора осталась от полетов без экипажей, осуществленных космическими центрами США, Японии, Индии, России и стран Европы.

40. Сегодня смартфоны гораздо более мощные, чем компьютеры, используемые для посадки «Аполлона» на Луну.

«Кровавая» Луна

41.Кровавой «царица ночи» бывает во время полного лунного затмения. Земля в этот период находится на одной линии между Луной и Солнцем. Световые волны красного спектра (как наиболее длинные) солнечного света, преломляясь в земной атмосфере, придают «ночному солнцу» багровый оттенок.

42. На Луне нет влаги и почва там абсолютно сухая, поэтому там ничего не может расти. Но образцы лунной почвы, привезенные на Землю, показывают, что лунная почва вполне пригодна для выращивания растений.

43. Темные пятна, которые мы можем видеть на Луне, называются Лунными морями. Всего там 17 морей, 1 океан (океан бурь) и 4 залива. Но несмотря на это, как уже было сказано выше, воды там нет и все эти моря пустые. Раньше считалось, что там действительно были моря, но позже эта версия была опровергнута.

44.Лунные моря представляли собой низменности, заполненные базальтовой лавой, но теперь эта лава уже давно затвердела. Кстати Неил Армстронг, который первый ступил на поверхность Луны, приземлился как раз на поверхность одного из морей, которое было названо Море Спокойствия.

45. После того как члены Экипажа «Апполон-11» прибыли с Луны на Землю, то им пришлось проходить таможню. В графе «Задекларированный груз» значились лунные камни и лунная пыль.

Памятник погибшим космонавтам на Луне

46.Экипаж корабля «Апполон-15» в 1971 году установили на Луне что-то вроде памятника погибшим космонавтам, а именно алюминиевую фигурку в скафандре и табличку с именами 14 погибших космонавтов. Среди них также числился наш Юрий Гагарин.

47. На Луне существует танцующая пыль. Она парит над поверхностью Луны (более интенсивно на восходе или закате). Частицы пыли поднимаются вверх благодаря электромагнитным силам.

48. «Голубой луной» называется повторное полнолуние за календарный месяц. Оно наблюдается 1 раз в 2,7154 года. Название этого события определяется не только цветом ночного светила, а также переводом английской идиомы«once in a Blue Moon»- «однажды при голубой луне». В русскоязычном варианте этому соответствует «после дождичка в четверг» (не скоро или никогда).

49. У Луны нет собственного магнитного поля. Однако привезенные астронавтами камни, тем не менее, магнитными свойствами обладают. Откуда такой парадокс? Учеными выдвигаются 2 теории на это счет: магнитное поле исчезло из-за движения железного ядра Луны и столкновения ее с метеоритами.

50. Самые старые обломки на Луне представляют собой космические аппараты, которые были отправлены с целью изучения планетарной поверхности и определения, смогут ли корабли садиться на нее. В 1960 году была выдвинута гипотеза о том, что поверхность планеты, скорее всего, покрыта зыбучими песками, которые в состоянии поглощать космические камни, которые падают на ее поверхность. Автоматические зонды, установленные на Луне, свидетельствовали обратное: они показали, что человек в состоянии приземляться на планете.

Луна — 20 интересных фактов, которые необходимо знать

Луна – небесное тело, породившее многочисленные теории заговора и пробудившее воображение миллионов людей во всем мире. Информация о спутнике Земли есть почти везде, начиная с детских сказок и заканчивая невероятно сложными научными журналами. Итак, пришло время узнать несколько невероятных фактов о Луне. Готовы?

У Луны практически нет атмосферы. Отсутствие атмосферы значит следующее:

• Небо всегда кажется черным от поверхности Луны;
  • Изменения температуры чрезвычайно высоки на Луне;
  • Метеориты и солнечные ветра получают свободный проход к поверхности Луны;
  • Вредные космические лучи легко попадают на поверхность Луны;

№1. Не существует темной стороны Луны. Все стороны Луны получают одинаковое количество солнечного света. Понятие темной стороны Луны возникло, потому что мы можем видеть только одну ее сторону. И это происходит потому, что Луне требуется ровно 27,3 дня, чтобы совершить один оборот вокруг Земли, и ровно 27,3 дня, чтобы совершить один оборот вокруг своей оси. Из-за этого нам видна только одна сторона Луны. Единственный способ увидеть другую сторону Луны – увидеть ее с космического корабля.

№2. У Луны могут быть лунотрясения, и они вызваны гравитационным рывком Земли. Астронавты, которые приземлились на Луну, использовали сейсмографы для регистрации лунотрясений в нескольких километрах под поверхностью Луны.

№3. Луна отдаляется от Земли со скоростью 3,8 сантиметра в год. Ученые рассчитали, что этот дрейф будет продолжаться в течение следующих 50 миллиардов лет, в конце которых Луна будет достаточно далеко и будет вращаться вокруг Земли через 47 дней, а не 27,3 дня, как на сегодняшний день.

Внутреннее строение Луны

№4. Луна также оказывает гравитационное воздействие на Землю. Из-за гравитационного притяжения Луны вода в океанах Земли ускоряется в направлении Луны и может вызывать как приливы, так и отливы. В результате вращения двух небесных объектов, вода также движется.

№5. Луна почти так же стара, как Земля и Солнце. Она был сформирована вскоре после формирования Земли около 4,5 миллиардов лет назад. Существует много теорий о том, как образовалась Луна, но наиболее широко принятая теория заключается в том, что вскоре после образования Земли, объект, размером с Марс, столкнулся с Землей, выбросив облако испаренных камней (часть Земли и других объектов) в космос, который затем сгустился и образовал Луну. Испаренное каменное облако не могло вырваться в открытое пространство из-за гравитационного притяжения Земли.

№6. Луна составляет всего 27% от общего размера Земли, а ее гравитационное притяжение составляет всего 1/6 земного притяжения. Вот почему человек, который весит 150 фунтов на Земле, весит всего 25 фунтов на Луне.

№7. Луна следует за овальной орбитой вокруг Земли. Ближайшее расстояние между центром Земли и центром Луны составляет 225 740 миль, а самое дальнее расстояние – 251 970 миль.

№8. Как и у Земли, у Луны тоже было очень жестокое детство. Земля и Луна прошли через так называемую «позднюю тяжелую бомбардировку» около 4 миллиардов лет назад (то есть через 0,5 миллиарда лет после их образования). Эти бомбардировки астероидами оставили на Луне шрамы в виде кратеров.

№9. Луна фактически сохранила кратеры, которые были сформированы поздней тяжелой бомбардировкой. Поскольку нет атмосферы, то все кратеры остались. Кроме того, Луна геологически неактивна, что еще больше позволяет ей сохранить кратеры.

Советский космический зонд Луна-1

№10. Первым космическим кораблем, достигшим Луны, был советский космический корабль по имени Луна-1. Этот космический корабль не приземлился на Луне. Скорее всего, он прошел с 5995 км лунной поверхности и затем направился на орбиту Солнца.

№11. Следующим была Луна-2, которая фактически приземлилась на Луну. Луна-3 сфотографировала обратную сторону Луны в 1959 году. Ряд других космических аппаратов серии Луна был отправлен на Луну СССР. Из них Луна-16, Луна-20 и Луна-24 фактически принесли образцы почвы и камней с поверхности Луны.

№12. Америка тоже не сильно отставала. Программа Apollo была разработана NASA, и Америка является единственной страной, которая успешно завершила пилотируемую миссию на Луну. Нил Армстронг был первым человеком в мире и в Америке, который ступил на поверхность и прошел по поверхности Луны. Он приземлился на Луну 21 июля 1969 года в 05:56 по Москве.

№13. След пыли Нила Армстронга все еще существует на пыли лунной поверхности и будет существовать до тех пор, пока не будет уничтожен при посадке или взлете космическим кораблем. Это потому, что на Луне нет ветра, и, следовательно, ничто не сметет этот след. Единственное, что может разрушить след – это удар астероида.

№14. В 1988 году был проведен опрос. 13% от общего числа опрошенных действительно полагали, что Луна была сделана полой.

Снимок исторического следа от ботинка, оставленного астронавтами Аполлона-11

№15. Февраль – единственный месяц, когда полная луна не может появится, а в январе или марте будет по два полнолуния. Второе полнолуние за месяц известно как голубая луна.

№16. Луна на самом деле больше Плутона и составляет 1/4 диаметра Земли. Из-за ее огромных размеров, некоторые ученые иногда называют ее планетой, но на самом деле это спутник. Площадь Луны составляет 14 658 000 квадратных миль.

№17. Что касается внутренней структуры Луны, ученые выяснили, что у нее есть ядро, мантия и кора. Ядро твердое и богатое железом. Эта часть ядра покрывает радиус 250 км. Вокруг твердого ядра находится жидкое внешнее ядро ​​с радиусом почти 300 км. Плавание на расплавленном внешнем ядре является частично литой границей, которая простирается до радиуса 500 км. Поверх этой частично расплавленной границы находится мантия, а сверху кора.

Борозда Ариадеус, запечатленная миссией Аполлон-10. Темная территория справа сверху – половина кратера Босковича

№18. Луна – 5-й по величине естественный спутник в Солнечной системе, и у нее нет глобального дипольного магнитного поля. NASA планировали установить постоянную космическую станцию ​​на Луне в 2019 году.

№19. Знаете ли вы, что в 1950-х годах США действительно планировали взорвать ядерную бомбу на поверхности Луны? Это было в разгар холодной войны, когда планировалась эта миссия, известная как «Проект Горизонт». Фактическим мотивом было построить пилотируемый военный форпост на Луне и использовать его в качестве системы бомбардировок, нацеленной на соперников на Земле. Миссия была фактически запланирована ВВС США, но миссия считалась слишком опасной для выполнения, и, следовательно, она была отвергнута.

№20. Знаете ли вы, что ученые предполагают, что водный лед может присутствовать на поверхности Луны в областях, которые находятся в постоянной тени? На самом деле, на полюсах Луны есть несколько кратеров, у которых постоянная тень.

45 интересных фактов о Луне

Луна — пока что единственное небесное тело, на котором побывал человек, и о ней мы знаем очень многое.

Луна
Фото: Pixabay

1. Полный день на Луне, от одного восхода до следующего, длится около 29 с половиной земных дней.

2. Ни один человек не был на Луне за последние 40 лет.

3. Луна удаляется от нас каждый год на 3,7 см.

4. Оригинальная плёнка с записью посадки на Луну была стёрта по ошибке.

5. Современный смартфон обладает большей вычислительной мощностью, чем компьютеры, используемые для посадки на Луну .

Запуск Аполлона-11
Фото: Pixabay

6. Если бы до Луны можно было доехать на машине, то, двигаясь со скоростью 95 км/ч, вы бы доехали меньше, чем за 6 месяцев.

7. По чистой случайности Солнце ровно в 400 раз больше Луны, а также в 400 раз дальше от Земли, в результате чего два тела в небе выглядят одинакового размера. Это делает возможным полные солнечные затмения.

Солнечное затмение
Фото: Pixabay

8. Нил Армстронг и Базз Олдрин в честь Юрия Гагарина оставили на Луне одну из его медалей.

9. Луна не круглая, а яйцевидная.

10. Луна больше Плутона в полтора раза, и составляет одну четверть диаметра Земли.

11. Согласно исследованиям, люди лучше спят в новолуние и хуже спят в полнолуние.

12. Из шести флагов, установленных космонавтами на Луне, пять до сих пор стоят.

Американский флаг на Луне
Фото: Nasa

13. Ваш вес на луне составляет 16,5% от вашего веса на Земле. На Луне вы могли бы прыгать очень высоко!

14. Если полнолуние происходит второй раз за один месяц, то его называют «Голубой Луной».

15. Американские флаги на Луне теперь белые того, что попросту выцвели на солнце.

16. Базз Олдрин был первым человеком, который справил малую нужду на Луне.

Базз Олдрин
Фото: Nasa

17. Поиск Усамы бен Ладена обошёлся правительству США примерно в то же количество времени и денег, как и отправка человека на Луну. И на то, и на то потребовалось примерно 10 лет и 100 миллиардов долларов.

18. Земля тоже проходит фазы, если наблюдать её с Луны

19. Девичья фамилия матери Базза Олдрина была Moon (Луна).

20. На Луне есть высокоскоростной интернет — до 19 мегабайт в секунду. Канал связи между земными телескопами и спутником на орбите Луны создали НАСА и Массачусетский технологический институт.

21. Черепахи побывали на орбите Луны раньше людей. Их отправляли туда для проверки русского космического зонда.

Почтовая карточка: «Автоматическая межпланетная станция «Зонд-5» 15-21.09.1968» (с черепахами на борту)

22. Когда Нил Армстронг впервые шагнул на Луну, при нём был обломок первого самолёта братьев Райт.

23. Тёмная сторона Луны на самом деле бирюзовая.

24. Если бы у Земли не было Луны, наш день длился бы всего 6 часов.

25. У Юпитера 67 спутников, у Сатурна — 62, у Урана — 27, у Нептуна — 14, у Марса — 2, а у Земли только один — Луна.

Земля
Фото: Pixabay

26. Теория фальсификации высадки людей на Луну была окончательно опровергнута в 2011 году, когда зонд НАСА сделал фотографии поверхности Луны высокого разрешения, где отчётливо видны следы приземления «Аполлона».

Фото: Nasa

27. 11 из 12 мужчин, ходивших по Луне, были бойскаутами.

28. Яблоко на самом деле не падало Ньютону на голову. Но оно заставило его задуматься, влияет ли сила, которой падают яблоки, на движение Луны вокруг Земли.

29. В 1969 году НАСА обладало оборудованием и технологиями для высадки людей на Луну, но не обладало технологиями для имитации приземления на Луну.

30. Флаг, который экипаж установил на Луне, был куплен в местном магазине за 5,5 долларов.

31. По словам космонавтов, лунная пыль пахнет как порох.

Луна
Фото: Pixabay

32. Учёные подсчитали, что ширина Луны сократилась примерно на 180 метров с момента образования скалистого тела.

33. Космонавты утверждают, что слышали на борту корабля необъяснимую «космическую» музыку, когда летели вокруг тёмной стороны Луны.

34. Луна сейчас примерно в 18 раз дальше от Земли, чем когда она была образована 4,5 миллиарда лет назад.

35. Космонавт «Аполлона 14» Аль Шепард играл в гольф на Луне в 1971 году.

36. Даже небольшой метеорит весом в 5 кг может при столкновении образовать огромный кратер на поверхности Луны, потому что там почти что нет атмосферы.

37. Обыкновенная сейчас является более сложной, чем компьютерная система, направлявшая космический корабль «Аполлон» на Луну.

38. Один из членов экипажа «Аполлона» потерял своё обручальное кольцо во время экспедиции на Луну.

39. Космонавты «Аполлона» тренировались в Исландии, потому что такая местность больше всего похожа на поверхность Луны.

40. В 1971 году астронавты оставили на Луне статуэтку «Павший астронавт» высотой 8,5 см, чтобы почтить память тех, кто внёс вклад в освоение космоса, но кого уже нет в живых.

Павший астронавт
Фото: Википедия

41. Основной проблемой, о которой говорили побывавшие на Луне космонавты — лунная пыль. Она вызывала постоянный насморк, чихание, проблемы со скафандрами и пыльные бури в кабине экипажа.

42. Первые слова Базза Олдрина на Луне были: «Прекрасный вид».

43. В годах большинство американцев не поддержало идею высадки на Луну, считая, что правительство тратит на это слишком много денег.

44. По площади Луна меньше, чем Азия.

45. Луна подвергается ударам более 2800 кг метеоритных осколков каждый день.