12 интересных фактов об экзопланетах

Исследуем экзопланеты: как могут жить чужие?

Мы уже выяснили, какими возможностями обладает человечество для обнаружения внесолнечных планет. Благодаря активным поискам с Земли и из космоса мы узнали про сотни новых экзопланет. Правда, в большинстве случаев требуются длительные наблюдения, которые должны подтвердить, что данные явления действительно вызваны присутствием экзопланеты. Экзопланеты, реальное существование которых не подтверждено, часто называют планетами-кандидатами.

В настоящее время в НАСА зарегистрировали 564 экзопланеты, существование которых подтверждено. Таким образом, сегодня мы знаем, что минимум 474 звездные системы имеют свои планеты.

Мы исследовали крошечную часть галактики, да и то с помощью «подслеповатых» несовершенных инструментов

Cреди почти шести сотен более-менее изученных планет есть 343 газовых гиганта, 141 раскаленная планета размером с Юпитер и 80 других, в частности «суперземель» – скалистых планет в несколько и более раз тяжелее нашей родной планеты. Может кому-то это покажется удручающим и разочаровывающим фактом, однако взгляните на размер участка космоса, где нашли большинство экзопланет. Массу в основном крупных экзопланет мы обнаружили в радиусе 300 световых лет – и это при диаметре галактики в 100 тыс. световых лет, толщине ее диска в 1 тыс. световых лет и центра в 3 тыс. световых лет. Исключение составляют некоторые находки космического телескопа “Кеплер”, но открытые им планеты так далеко, что мы вряд ли сможем выяснить, обитаемы ли они. Получается, что мы осмотрели лишь небольшую часть нашего галактического дома, да и то – современные инструменты не позволяют надежно находить и рассматривать планеты размером с Землю и тем более спутники планет, которые также могут быть с высокой вероятностью обитаемы. По расчетам специалистов обсерватории Лоуэлла, до 5% планет-гигантов могут иметь спутники, пригодные для жизни.

К огромному расстоянию добавляются сложные условия наблюдения: обилие звездной пыли затрудняет изучение удаленных частей галактики в видимом диапазоне. Фактически, поиск жизни возможен только в радио- и инфракрасном диапазонах.

Поэтому, к сожалению, мы очень мало знаем о найденных экзопланетах. Даже планеты-сады, покрытые инопланетными лесами с разнообразным животным миром, мы пока вряд ли отличим от безжизненных скалистых шаров.

Kepler-22, 600 световых лет

Совсем недавно космический телескоп “Кеплер” обнаружил самую похожую (из подтвержденных) на Землю экзопланету. Kepler-22b всего в 2,4 раза больше Земли, а продолжительность года на этой планете равна 289 дней.

Kepler-22b станет первой целью для радиотелескопа ATA

Планета земного типа Kepler-22b находится в обитаемой зоне, похожей на Солнце звезды G-типа. Это значит, что потенциально на данной планете может существовать вода в жидком виде, кислородная атмосфера, благоприятный климат с температурой около 21°С и условия, пригодные для жизни в том виде, каком мы ее знаем. Астрономы пока не могут сказать, является ли Kepler-22b «райским уголком» с реками, океанами и мягким климатом или это жаркий безжизненный скалистый мир с плотной атмосферой из парниковых газов.

В любом случае, пока это самая похожая на Землю планета и вероятный кандидат на обнаружение жизни. Правда, найти эту жизнь с расстояния в 600 световых лет будет очень и очень сложно.

Интересно, что Kepler-22b станет первой целью для радиотелескопа ATA (Allen Telescope Array), который вскоре вновь заработает благодаря деньгам Космического командования ВВС США. В ближайшие два года звездную систему Kepler-22 будут прослушивать в диапазоне 1-10 ГГц в надежде обнаружить признаки разумной жизни.

Звезда Gliese 581 – 20 световых лет

Этот красный карлик спектрального класса M3V имеет светимость всего 1% от солнечной и до недавнего времени искать там жизнь считалось бесперспективным – слишком слабо светятся красные карлики. Gliese 581 имеет три подтвержденные экзопланеты: горячие близкие к звезде Gl 581b и Gl 581e, а также более прохладные Gl 581c и Gl 581d.

Планета Gl 581с (5 масс Земли) расположена на расстоянии всего 0,073 астрономических единиц от Gliese 581, и теоретически на ее поверхности может существовать жизнь. Правда, условия, в которых ей придется выживать, благоприятными не назовешь. Дело в том, что год на Gl 581с составляет только 13 суток, а планета всегда повернута к своей звезде одной стороной. Это вызывает постоянные ветры ураганной силы. Правда, это не делает такие экзопланеты непригодными для жизни. Ученые из Научно-исследовательского центра НАСА им. Эймса установили, что экзопланеты с сильно вытянутыми орбитами, постоянно повернутые к своей звезде одной стороной, испытывают либрации. Эти периодические колебания позволяют освещать большую часть планеты (до 90%), как например либрации Луны, благодаря которым мы можем видеть 59% ее поверхности.

Экзопланета Gl 581с считается потенциально пригодной для жизни, смущает лишь возможное наличие плотной атмосферы из метана и углекислого газа. Она могла бы сгладить «убийственную» разницу температур на освещенной и темной сторонах планеты, но при этом вызвала бы парниковый эффект, доводя температуру на поверхности до точки кипения воды и выше. А вот сила тяжести на уровне 1,6 g вполне переносима даже многими земными организмами, не говоря уже о гипотетических местных животных, привыкших к гравитации родной планеты.

Планета Gl 581с (5 масс Земли) расположена на расстоянии всего 0,073 астрономических единиц от своей звезды

Вторая планета Gl 581d находится на расстоянии 0,22 а.е. от Gliese 581, т.е. в обитаемой зоне звезды М-класса. Если в атмосфере Gl 581d (7,7 масс Земли) достаточно углекислого газа, она может быть обитаема – благодаря тому самому парниковому эффекту, который «поджаривает» жизнь на перегретой Gl 581с. Хотя опять же речь о комфортности Gl 581d идет с возможной поправкой на ураганные ветры, связанные с тем, что планета всегда повернута к своей звезде одной стороной. Также она довольно мрачновата с человеческой точки зрения: двойная сила тяжести и даже на дневной стороне вечные красные сумерки с густым облачным покровом.

Планеты Gl 581с и Gl 581d, как ближайшие к нам землеподобные небесные тела, будут первоначальными целями для будущих миссий по поиску других миров. Кроме того, это подходящие кандидатуры для попытки установления радиосвязи с потенциальными разумными инопланетянами.

В системе Gliese 581 также обнаружили признаки существования еще двух планет, пока неподтвержденных: Gl 581f и Gl 581 g. Первая находится на расстоянии 0,758 а.е. от центральной звезды. Это холодный замерзший мир, на котором вряд ли существует жизнь, аналогичная Земной. Однако она попадает в зону обитания метановой жизни, основанной не на воде, а на жидком метане. В окрестностях Gliese 581 на поверхности планет, расположенных в зоне между 0,63 и 1,66 а.е., при определенных характеристиках атмосферы температура не должна превышать -179 градусов по Цельсию. Этого достаточно для поддержания метана в жидком виде. Таким образом, организмы, способные дышать водородом, ацетиленом и выдыхать метан, могут жить под солнцем красного карлика и комфортно себя чувствовать в «приятных водах» жидкого газа.

Планета Венера – интересные факты (+видео)

Как бы то ни было, мы ничего не знаем о подобной метановой жизни – на Земле нет аналогичных развитых организмов. Поэтому намного интереснее еще одна планета-кандидат: Gl 581g. Она расположена на расстоянии 0.14 а.е. от центральной звезды и всего в 3-4 раза тяжелее Земли. Потенциально Gl 581g пригодна для жизни на водной основе, так как располагается в зоне, допускающей существование жидкой воды на поверхности. По приблизительным расчетам ученых, температура на поверхности Gliese 581g на ночной стороне составляет −34 градуса Цельсия, а на дневной +71 градус Цельсия. Не очень комфортно по нашим меркам, но атмосфера должна сгладить эти перепады, а на границе дня и ночи должны быть вполне комфортные условия, исключая все тот же ураганный ветер.

Gliese 581g была открыта в 2010 году, к сожалению, все последующие наблюдения этого региона не подтвердили факт существования этой планеты – последнее наблюдение состоялось 13 октября 2011 г. с помощью спектрометра HARPS. Любителям теорий заговоров этот факт добавил поводов развернуть дискуссию. Дело в том, что немного ранее австралийский астроном из SETI Рагбир Бхатал сделал сенсационное заявление: якобы он наблюдал в районе Gl 581g «мощный сигнал, похожий на лазерный импульс».

Если планета Gl 581g действительно существует, и если на ней есть разумная жизнь, то с ней можно связаться даже с помощью современных технологий радио- и лазерной связи. За 80 лет жизни человек смог бы два раза отправить инопланетянам свое сообщение и два раза получить ответ.

55 Cancri – 44 световых года

У этой, похожей на наше Солнце, звезды обнаружили целых пять планет. Правда, три из них слишком близко к жаркой 55 Cancri. Так, экзопланета 55 Cancri b массой в 0,8 Юпитера удалена от светила всего на 0,118 а.е. и обращается вокруг него за 14,6 дней. Это ближе, чем Меркурий к Солнцу, поэтому жизнь на поверхности 55 Cancri b невозможна.

Экзопланета 55 Cancri b удалена от светила всего на 0,118 а.е. и обращается вокруг него за 14,6 дней

Планеты 55 Cancri c (0,21 массы Юпитера), 55 Cancri e (18 масс Земли) также находятся слишком близко к центральной звезде и не могут дать начало жизни. 55 Cancri d (4 массы Юпитера) наоборот – слишком далеко (5,9 а.е.), существование жидкой воды на спутниках этой планеты-гиганта маловероятно. А вот планета 55 Cancri f находится на расстоянии 0,738 а.е. от звезды 55 Cancri, т.е. немного дальше, чем орбита Венеры. Это расстояние, при определенных условиях, обеспечивает существование жидкой воды на поверхности. Правда, 55 Cancri f слишком велика – 0,1 массы Юпитера. Однако жизнь может существовать на поверхности спутников данной экзопланеты, особенно если у нее есть очень большие спутники – размером с Марс, где вода способна задержаться на миллионы лет. Надо отметить, что в Солнечной системе таких крупных спутников нет, а обнаружить их за пределами нашей звездной системы пока не удавалось.

Астрономы отмечают большой промежуток между орбитами 55 Cancri f и 55 Cancri d, внутри которого могут скрываться небольшие потенциально обитаемые планеты размером с Землю. К сожалению, с помощью современных инструментов их не найти.

HD 160691 – 49 световых лет

Звезда HD 160691 очень похожа на Солнце и имеет 4 подтвержденные планеты. Планета HD 160691b (1,94 массы Юпитера) находится на расстоянии 1,65 а.е. от центральной звезды и движется по вытянутой орбите, то приближаясь к своей звезде на расстояние сравнимое с орбитой Земли, то удаляется дальше Марса. Год на этой планете длится 734 дня и, теоретически, ее спутники могут быть обитаемы, хотя климат с огромными сезонными перепадами температур не назовешь приятным.

Газовый гигант HD 160691e (0,5 массы Юпитера) находится на расстоянии около 0,9 а.е. и его орбита практически повторяет орбиту Земли (год длится 310 дней). На спутниках этой планеты может существовать вода в жидком виде, а значит, и жизнь.

Экзопланеты HD 160691с (1 масса Юпитера) и HD 160691d (14 масс Земли) вряд ли могут приютить жизнь в знакомом нам виде: первая имеет очень вытянутую орбиту (год длится 1300 дней), и ее спутники большую часть года сковывает ледяной холод. Вторая экзопланета находится слишком близко к звезде (всего 0,09 а.е.), и ни один известный нам организм не переживет даже один ее год длиной всего 9,5 дней.

Не исключено, что в системе HD 160691 есть и другие планеты, в том числе и двойники Земли. Однако условия не позволяют проводить непосредственные наблюдения в видимом и инфракрасном диапазонах, а вышеперечисленные планеты-гиганты были найдены с помощью спектрометрического измерения радиальной скорости.

Эпсилон Эридана – 10,4 световых года

Близость этой звезды к нашей планете представляет особый интерес: радиосигнал идет туда и обратно «всего» около 20 лет, а отправка беспилотного зонда выглядит не фантастикой, а «всего лишь» делом далекого будущего. Более того, Эпсилон Эридана не намного холоднее нашего Солнца, поэтому обнаружение в этой звездной системе экзопланеты было знаменательным событием. Планета Epsilon Eridani b массой 0,86 Юпитера находится на расстоянии 3,3 а.е. от звезды и имеет вытянутую орбиту, что делает год чрезвычайно длинным: 2502 дней. Это ставит крест на надежде найти «водную» жизнь на спутниках этой планеты.

Однако система Эпсилон Эридана может иметь землеподобные планеты, жаль, из-за пыли рассмотреть их пока не удается. Тем не менее, некоторые ученые считают, что в системе есть еще две, пока не открытые, планеты, а Epsilon Eridani b движется не по вытянутой, а по круговой орбите. Об этом свидетельствуют плотные кольца пыли, которые неминуемо разрушились бы, если бы сквозь них периодически проходила такая крупная планета.

Система Эпсилон Эридана намного моложе Солнечной. Ей около 800 млн лет, а значит, планеты там только-только сформировались. Таким образом, человечество может стать свидетелем зарождения жизни буквально по соседству с нашим космическим домом. Скорее всего, Эпсилон Эридана станет одним из основных объектов для изучения будущими миссиями-охотниками за экзопланетами.

OGLE-2005-BLG-390L – 21 тыс. световых лет

На сегодня планета OGLE-2005-BLG-390L b – самая удаленная из всех обнаруженных. Ее удалось найти в системе красного карлика с помощью гравитационного микролинзирования. Планета всего в 5,5 раз тяжелее Земли, однако она расположена на расстоянии 2,6 а.е. от своей тусклой звезды, что означает вечный мрак и холод на каменистой поверхности, доходящий до -220 градусов по Цельсию.

Перечисленные выше экзопланеты – это лишь малая часть сотен миров, которые удалось обнаружить астрономам. Осталось лишь внимательно изучить найденное и отыскать «иголку в тысяче стогов сена». Одним из главных шагов в поиске жизни на других мирах станет изучение состава их атмосферы. Заняться этим должен, в частности, космический аппарат ЕКА PLATO, который планируется запустить в 2017-2018 году. Пока же можно сказать, что с Землей нам очень повезло: такого удачного расположения и мягкого климата нам еще не довелось найти. Хотя, скорее всего, это дело нескольких десятилетий.

Что такое экзопланеты и как ищут жизнь во Вселенной

Что такое экзопланета

В слове «экзопланета» приставка «экзо» означает «вне», «снаружи». Получается, что экзопланеты — это все планеты за пределами Солнечной системы. Большинство из них, как и Земля, вращаются вокруг звезд, но встречаются и не привязанные к орбите определенной звезды.

Большинство открытых экзопланет находятся в одном регионе нашей Галактики — внутри Млечного пути. При помощи мощных телескопов ученые измеряют размеры планет, их состав и поверхность. Большая часть открытых экзопланет состоят из тех же элементов, что и планеты Солнечной системы. Отличаются только комбинации и соотношение: на некоторых больше воды и льда, на других — железа и углерода. При этом нет ни одной планеты, которая была бы идентична Земле или другим телам Солнечной системы.

Первую экзопланету обнаружили в 1992 году. С тех пор астрономы идентифицировали тысячи планет, и их число постоянно растет. С Земли не всегда просто обнаружить новые тела: не хватает мощности телескопов, и обзор может перекрываться звездами или другими планетами. Количество открытых небесных объектов может увеличиться в разы, как только ученые наладят технологию запуска космических роботизированных телескопов, которые будут отправлять на Землю данные о своих наблюдениях. Часть таких телескопов уже запущена в космос, но развитие направления поможет ускорить процесс открытия и изучения небесных тел.

Какие бывают типы экзопланет

Наша Галактика состоит из огромного количества звезд — не менее 100 млрд, включая Солнце. Если представить, что вокруг каждой звезды вращается минимум одна планета, то количество неоткрытых экзопланет представляется астрономическим. При этом ученые предполагают, что у каждой звезды есть своя система, в которую входит сразу несколько планет. В таком случае количество экзопланет внутри одного Млечного Пути может составлять триллионы.

Тысячи лет до нашего поколения люди догадывались о существовании планет за пределами Солнечной системы. Сейчас мы точно знаем, что экзопланеты существуют и их много, но все еще не можем добраться ни до одной из них. У ближайшей к Земле звезды — Проксима Центавры — есть минимум одна планета. Вероятно, это планета земного типа, и на ней может находиться вода. Но лететь до нее придется более четырех световых лет, при этом ученые пока не могут с точностью описать свойства планеты и сказать, подходит ли она для жизни. Остальные экзопланеты находятся на расстоянии сотен или тысяч световых лет от нас, и посетить их пока нет никакой возможности.

С момента открытия первой экзопланеты прошло почти 30 лет, но мы до сих пор не знаем о всем разнообразии существующих планет. Поэтому их деление скорее условно.

Газовые гиганты

В космосе встречаются газовые гиганты, наподобие Юпитера и Сатурна. Сейчас известно о 1367 экзопланетах такого типа. Самые известные из них:

51 Pegasi b — газовый гигант с атмосферной температурой более 1000 °C. Первая открытая планета из тех, что вращаются вокруг звезд солнечного типа.

KELT-9 b — cамая горячая известная экзопланета. Температура на дневной стороне может подниматься до 4600 °C. Находится на расстоянии 667 световых лет от Земли.

Нептунианские экзопланеты

Маленькие планеты с атмосферой, на которых преобладают водород и гелий. Открыто 1484 планеты, самые известные:

Kepler-1655 b — экзопланета, похожая на Нептун. Полный оборот вокруг звезды (то есть, один год) на Кеплере, проходит за 11,9 дней. Экзопланету открыли в 2018 году.

GJ 436 b — экзопланета, которая находится относительно близко к Земле: лететь до нее придется 32 года.

Суперземли

Экзопланеты из газа, горных пород и их комбинаций, которые в несколько раз больше Земли. Открыто 1346 планет, самые известные:

Barnard’s Star b — вторая самая близкая к Земле экзопланета, лететь до нее шесть лет. Планету открыли в 2018 году. Она в 3,2 раза больше нашей планеты. Звезда, вокруг которой вращается экзопланета, дает ей только 2% энергии, которую получает Земля от Солнца.

GJ 15 A b — экзопланета, которая вращается вокруг звезды красного карлика в 11 световых годах от Земли. В ее системе есть еще одна планета, что делает ее ближайшей к нам суперземлей со своей системой.

Планеты земного типа

Скалистые тела, похожие на Землю, Марс или Венеру. Открыто 164 планеты, самые известные:

TRAPPIST-1 e — ее масса составляет 60% массы Земли, а год на планете длится 6,1 дня. Планету открыли в 2017 году.

TRAPPIST-1 d — как и Земля — третья планета от своей звезды. Скалистая планета с температурой поверхности около 2290 °C.

Как ищут экзопланеты

Экзопланеты находят при помощи мощных телескопов, которые располагаются на Земле или летают в космосе. Изучение неба через космический телескоп обсерватории NASA «Кеплер» показало, что в Млечном пути находится больше планет, чем звезд. Данные рассчитывались через статистическую оценку. Сейчас ученым известно, что в Галактике сильно распространены маленькие планеты. Однако открывать их сложно: в силу их размера они могут быть не видны в телескоп. Все усложняется тем, что от них, в отличие от звезд, не исходит света. Вдобавок яркий свет звезды может скрывать планету: это как пытаться рассмотреть пылинку на включенной лампе.

Чтобы найти экзопланету, астрономы пытаются обнаружить признаки нахождения планеты у материнской звезды. Свойства звезды могут меняться, если вокруг нее вращается планета. Во-первых, планета влияет на вращение: звезда начинает немного раскачиваться, и специальное оборудование может уловить это движение. Планета — единственное, что может повлиять на такое изменение. Во-вторых, мощный телескоп может поймать небольшую тень, которая исходит от планеты на звезду. Существуют и другие способы поиска, но эти два считаются основными и применяются чаще всего.

Несмотря на существование таких способов, ученым пока не хватает мощностей, чтобы открыть все планеты. До сих пор не было обнаружено ни одной системы, похожей на Солнечную. Вероятно, это говорит о том, что современные телескопы не могут уловить маленькие планеты. К тому же многие из них вращаются на далеком от звезд расстоянии, и на них почти не падает свет, что делает их поиск почти невозможным с далекого расстояния.

Актуальные прогнозы исследований экзопланет

Мощные телескопы и технологии нового поколения помогут открыть все большее количество экзопланет. Они помогут приблизить нас к поиску планет, похожих на Землю: такие вращаются относительно далеко от звезд и имеют маленькие размеры.

Космический телескоп Джеймса Уэбба

Гигантский телескоп размером с теннисный корт будет запущен в космос из Французской Гвианы в 2021 году. Телескоп будет наблюдать Вселенную в инфракрасном свете, изучать формирование планетных систем и состав атмосфер экзопланет. Ожидается, что он станет главным космическим инструментом нынешнего десятилетия.

Космическая платформа: телескоп Нэнси Роман

В середине 2020-х годов в космос запустят электростанцию телескопов, которая поможет лучше изучить экзоланеты. Окно зрения этой станции будет в 100 раз превышать окно самого мощного телескопа NASA, который сейчас занимается поиском планет. Главная цель — изучение темной материи и темной энергии, но в рамках своей программы он будет делать и фотографии экзопланет. С его помощью начнут исследовать плотные звезды Млечного Пути, а на их фоне можно поймать и новые планеты.

Зачем изучать экзопланеты

Теоретически, изучение экзопланет поможет ответить на вопрос: «одни ли мы в этой Вселенной?». Поиск новых планет — одно из самых быстроразвивающихся направлений астрономии. Изучение разных космических тел поможет лучше понять, как устроена Солнечная система, как она сформировалась, и есть ли в мире похожие группы планет. А также, существует ли планета, настолько похожая на Землю, что на нее можно переехать.

В погоне за этими ответами ученые делают новые открытия и раскрывают детали Вселенной. В частности, находят возрастные планеты и делают предположения о том, как может развиваться Солнечная система и какие у нее сроки жизни.

Основная цель направления — поиск признаков жизни во Вселенной. Небо экзопланет может содержать элементы, которые помогут ответить на этот вопрос.

Экзопланеты

Экзопланетами называют миры, расположенные вне нашей Солнечной системы. За последние 20 лет были найдены тысячи чужих планет при помощи мощного космического телескопа Кеплер НАСА. Все они отличаются по размерам и орбитам. Некоторые – гиганты, вращающиеся очень близко, а другие – ледяные или же скалистые. Но космические агентства сосредоточены на конкретном виде. Они ищут экзопланеты размера Земли и с расположением в зоне обитаемости.

Зона обитаемости – идеальная дистанция между планетой и звездой, позволяющая поддерживать нужную температуру для образования жидкой воды. Первые наблюдения основывались только на балансе тепла, но сейчас учитываются и прочие факторы, вроде парникового эффекта. Конечно, это «размывает» границы зоны.

В августе 2016 года ученые заявили, что нашли подходящий кандидат в экзопланеты земного типа возле звезды Проксима Центавра. Новый мир назвали Проксима b. Он превосходит Землю по массивности в 1.3 раза (скалистый). Отдален от звезды на 7.5 миллионов км, а на орбиту тратит 11.2 дней. Это значит, что планета заблокирована – всегда повернута к звезде одной стороной (как в случае с земным спутником).

Ранние открытия

Хотя официально наличие экзопланет не подтверждали до 1990-х годов, астрономы знали, что они там есть. И это не строилось на фантазиях и сильном желании. Достаточно было посмотреть на медлительность вращения нашей звезды и планет.

Ученые владели главным механизмом – история появления Солнечной системы. Они знали, что существовало газовое и пылевое облако, не выдержавшее давления собственной гравитации и рухнувшее в себя. В момент крушения появилось Солнце и планеты. Сохранение углового момента обеспечило ускорение для будущей звезды. Солнце вмещает 99.8% массы всей системы, а у планет – 96% момента движения. Поэтому исследователи не уставали удивляться медлительности нашей звезды.

Наиболее юная экзопланета достигает возраста меньше миллиона лет и вращается вокруг звезды Coku Tau 4, удаленной на 420 световых лет. Ученым удается заметить ее из-за большого пробела, присутствующего в звездном диске. Она в 10 раз крупнее земной орбиты и скорее всего создается во время вращения планеты, очищающей пространство диска от пыли.

Они начали искать исключительно звезды, напоминающие нашу. Но ранние находки в 1992 году неожиданно привели к пульсару (мертвая звезда с быстрой скоростью вращения после взрыва сверхновой) – PSR 1257+12. В 1995 году обнаружился первый мир – 51 Пегаса b. По размеру напоминал Юпитер, но располагался ближе к своей звезде. Это было удивительное и шокирующее открытие. Но прошло 7 лет, и мы нашли новую планету, намекающую на то, что Вселенная богата на миры.

В 1998 году команда из Канады заметила мир образца Юпитер возле Гамма Цефея. Но ее орбитальный путь был намного меньше, чем у Юпитера, и ученые не претендовали на исследование находки.

Бум на данные

Первые открытые экзопланеты представляли собою газовых гигантов (как Юпитер). Тогда ученые использовали методику лучевых скоростей. Она вычисляла уровень «раскачивания» звезды. Этот эффект создавался, если рядом с ней были планеты. Крупные экземпляры имеют большую массивность, а потому их присутствие обнаружить проще.

Перед тем как вступить в активное исследование экзопланет, земные инструменты умели измерять движение звезд до км/с. Это слишком слабо, чтобы уловить колебание, вызванное планетой. Сейчас существует более тысячи найденных миров, обнаруженных космическим телескопом Кеплер. Оказался на орбите в 2009 году и охотился 4 года. Он вышел на новую методику – «транзит». То есть, измеряет уровень уменьшения яркости звезды в момент, когда перед ней появляется планета и затеняет. Ниже показана схема, где сопоставляются методы поиска и количество открытых экзопланет.

Количество экзопланет, открытых разными способами

Кеплер показал, что существует множество различных объектов и предоставил богатый список экзопланет. Были не только подобные Юпитеру, но и миры земного типа. Отсюда появилось новое направление поиска – «суперземли» (по размеру колеблются от Земли к Нептуну).

В 2014 году появилась еще одна техника – «тест на множественность», способный ускорять процесс подтверждения кандидатуры в экзопланету. Базируется на орбитальной устойчивости. Большинство звездных транзитов связаны с наличием на орбите малых планет. Но многократно затмевающие звезды могли имитировать этот эффект и выгонять друг друга гравитацией из системы.

Типы экзопланет

Это газовые гиганты, напоминающие массу Юпитера, но совершающие обороты слишком близко к звезде-хозяину. Из-за этого происходит резкий скачок температуры (7000°C). Для ученых было настоящим сюрпризом обнаружить, что этот вид довольно распространен, так как ранее полагали, что такие планеты должны вращаться во внешней линии.

Такие объекты совершают орбитальные проходы вокруг нейтронных звезд – остаточные ядра крупных звезд, то есть, все, что сохранилось после взрыва сверхновой. Нет сомнений, что ни одна планета не переживет такое событие, поэтому они формируются уже после.

Эти объекты по параметрам и химическому составу напоминают нашу и вращаются в зоне обитания (идеальная дистанция к звезде, позволяющая сохранять воду в жидком состоянии). Они ценны для обнаружения, так как могут располагать жизнью.

Это скалистые планеты, превосходящие земную массу в 10 раз. Сама приставка «супер» намекает лишь на характеристики размера, а не какие-то планетарные особенности. Поэтому среди них встречаются и газовые карлики. Первыми найденными суперземлями были два объекта, совершающих обороты вокруг пульсара PSR B1257 + 12.

В нашей Солнечной системе, планеты по большей части имеют довольно равномерные круговые орбиты. Однако, экзопланеты, найденные до сих пор, могут иметь гораздо более эксцентричные орбиты, двигаясь то близко, то в отдаление от звезды. Если идеальный круг имеет значение эксцентриситета равное ноль, то примерно половина экзопланет имеет эксцентриситет 0,25 или более.

Эти эксцентричные орбиты могут привести к довольно экстремальным тепловым волнам. Например, HD 80606b, которая примерно в четыре раза больше Юпитера и находится на расстоянии примерно в 200 световых лет от Земли, имеет эксцентриситет примерно 0,93. Таким образом, орбитальное расстояние HD 80606b меняется в промежутках от орбитального расстояния Земли до орбитального расстояния Меркурия.

К газовым относят те, что напоминают Юпитер и Сатурн. Из элементов присутствуют водород и гелий, окружающие скалистое или металлическое ядро. У ледяных, вроде Нептуна и Урана, намного меньше этих элементов, зато заметны более тяжелые. К этим типам относятся примерно 2/3 найденных экзопланет.

Эти объекты полностью укрыты водным слоем. Скорее всего, с самого начала это были ледяные миры, появившиеся на большой удаленности от звезды. Но что-то заставило их приблизиться. Температура поднялась и лед трансформировался воду.

Изначально были газовыми гигантами, которым не повезло подойти слишком близко к звезде. Из-за этого атмосферы выгорела, оставив лишь металлическое или скалистое ядро. На поверхности может течь лава. Суперземли и хтонические планеты похожи, поэтому их иногда путают.

Планета-сирота

Их еще называют «сиротами», так как не располагают главной звездой. Находятся в изоляции, потому что по какой-то причине их выбросило из системы. Ученым удалось найти всего несколько примеров, но полагают, что этот тип распространен.

Земные приборы активно работают над поиском. У нас есть MOST и TESS НАСА, CHEOPS (Швейцария) и спектрограф HARPS. Не стоит забывать о телескопе Спитцер. Он идеален тем, что настроен на инфракрасный диапазон и способен вычислять экзопланеты по температуре и даже характеризовать атмосферные показатели. Ниже представлен список экзопланет, пригодных для жизни.

Диаграмма с относительными размерами экзопланет, найденных Кеплером. Сравнивается с Марсом и Землей

Известные экзопланеты

Мы располагаем двумя тысячами планет за пределами Солнечной системы, поэтому сложно выбрать несколько примеров. Конечно, выделяются небольшие и расположенные в зоне обитания. Но стоит вспомнить еще 5 объектов, способствующих нашему пониманию эволюционного планетарного пути.

– 51 Пегаса b – первая найденная планета, обладающая половиной массы Юпитера. Ее орбитальный путь приравнивается к маршруту Меркурия. Удаленность от звезды мала, поэтому находится в заблокированном состоянии (одна сторона всегда повернута к звезде).

– 55 Рака e – суперземля возле звезды, чья яркость позволяет наблюдать ее невооруженным глазом. Это очень хорошо, так как дает ученым возможность исследовать детали чужой системы. На один орбитальный проход уходит 17 часов и 41 минута. Объект может обладать алмазным ядром и большим количеством углерода.

– WASP-33b – интересная планета с заметной защитной оболочкой. Речь идет о стратосфере, впитывающей видимое и ультрафиолетовое свечение звезды. Ее нашли в 2011 году. Орбитальное движение противоположно звездному, что создает ощутимые вибрации.

– HD 209458 b – первая, которую удалось найти при помощи звездного транзита в 1999 году. Она также стала первой, у которой выявили атмосферную характеристику вместе с температурными показателями и отсутствием облачных формирований.

– HD 80606 b – считалась самой необычной планетой из-за странностей в орбите (будто проход кометы Галлея вокруг нашей звезды). Скорее всего, на это влияет еще одна звезда. Нашли в 2001 году. Изучите список экзопланет земного типа с указанием звезды-хозяина и расстояния от Солнца.

Список ближайших экзопланет земного типа

Имя Изображение Жизнепригодность Звезда Расстояние от Солнца
Альфа Центавра B b 1 Предполагаемая температура поверхности: 1200 °C Альфа Центавра B 4,37
Gliese 876 d 2 Предполагаемая температура поверхности: 157-377°C Gliese 876 15
Gliese 581 e 3 Из-за слишком высокой температуры скорее всего не имеет атмосферы Gliese 581 20
Gliese 581 c 4 Сомнительна. Скорей всего находится вне обитаемой зоны Gliese 581 20
Gliese 581 d 5 Возможная психропланета. Находится внутри обитаемой зоны Gliese 581 20
Глизе 667 Cc 6 Возможная мезопланета Gliese 667C 22
61 Девы b 7 Слишком высокая температура из-за близости к звезде 61 Девы 28
HD 85512 b 8 Возможная Термопланета. Считалась наиболее жизнепригодной экзопланетой до открытия Глизе 667 Cc. HD 85512 36
55 Cancri e 9 Слишком высокая температура из-за близости к звезде 55 Cancri 40
HD 40307 b 10 Слишком высокая температура из-за близости к звезде HD 40307 42
HD 40307 c 11 Слишком высокая температура из-за близости к звезде HD 40307 42
HD 40307 d 12 Слишком высокая температура из-за близости к звезде HD 40307 42

Посмотрите увлекательные видео про экзопланеты, чтобы исследовать их строение, внутренний состав, классификацию, особенности атмосферы и расположение в зоне обитаемости.

Как искать экзопланеты?

Как удается найти мир, по размеру напоминающий нашу планету, если он скрывается за десятками световых лет? И насколько сложно отыскать экзопланету земного типа с потенциалом для жизни? Вся грандиозность поставленной проблемы становится понятнее, если вспомнить, что крупные звезды кажутся всего лишь небольшими яркими точками. Некоторые даже в мощные телескопы не удается разглядеть.

Планеты достигают лишь небольшой части от звездной массы. Из-за этого ядерный синтез не активируется. В таком случае миры очень крошечные и темные, что еще больше усложняет работу исследователей. Приплюсуйте к этому и тот момент, что планеты обнаруживаются рядом с яркими звездами, часто закрывающие их своим свечением.

Но для ученых нет ничего невозможного и они всегда находят обходные пути. Если планету нельзя увидеть в прямое наблюдение, то остаются приметные звезды, которые влияют на орбитальный путь планеты. В начале 20-го века астрономы выявили конкретные критерии поиска, но только в последнее время телескопы достигли нужной чувствительности, чтобы применить их на практике и не ошибаться. Какие же есть методы? Перечислим их:

Художественная интерпретация планеты, совершающей орбитальный проход вокруг звезды за пределами нашей системы. Это 51 Пегас b – газовый гигант, чей орбитальный путь занимает 4 дня

С развитием техники ученым удается открывать все больше экзопланет, чье количество начинает исчисляться уже тысячами. Именно поэтому важно уметь группировать объекты, чтобы разбираться в характеристиках. Но у нас до сих пор мало информации о далеких планетах, поэтому само определение остается неточным.

Что собою представляет планета?

Давайте разберемся в том, что такое планета. В 2006 году вышел документ Международного астрономического союза (МАС), в котором говорилось, что объект для планетарного статуса должен соответствовать нескольким критериям:

• совершает обороты вокруг Солнца;
  • обладает необходимой массой, чтобы закрепить круглую форму;
  • устранил мусор и чужеродные объекты с орбиты;

Эти условия появились только после того, как Майк Браун обратил внимание на несколько миров на окраине Солнечной системы. По размеру они напоминали Плутон. Пришлось пересмотреть определение и Плутон автоматически перенесли в категорию карликовых планет.

Важно отметить, что это решение не восприняли с энтузиазмом и одобрением. За Плутон заступались не только ученые, но и простые люди. Особенно сильно протестовал Алан Стерн. Он был главным исследователем миссии «Новые горизонты», посетившей Плутон в 2015 году. Он много раз заявлял, что «устранить чужеродные объекты» – слишком расплывчатое требование. Ведь на Земной орбите есть астероиды. Да и фото продемонстрировали сложный и интересный мир, на котором видны горы, замороженные озера и прочие планетарные атрибуты.

Но в МАС отказались что-то менять и сказали, что карликовые планеты представляют такой же научный интерес. Они также упомянули такие крупные тела, как Харон и Тритон, на которых заметно много интересных особенностей.

В 2017 году Стерн и несколько других ученых предложили более усовершенствованное определение: «Планета – субзвездный массивный объект, лишенный ядерного синтеза и обладающий достаточной собственной гравитацией, чтобы сформировать сфероид».

Первую экзопланету заметили в 1992 году недалеко от PSR B1257+12 (пульсар). А вот планету у звезды главной последовательности (51 Пегаса b) обнаружили в 1995 году. С того момента телескопу Кеплер удалось отыскать тысячи «земных» планет и проживающих в зоне обитаемости (есть необходимые условия для того, чтобы вода сохранялась в виде жидкости).

Но он также выявил широкое разнообразие планет. Например, были распространены горячие юпитеры. Некоторые были невероятно древние. Достаточно вспомнить PSR 1620-26 b, которая уступает по возрасту Вселенной всего на миллиард лет. Есть те, кому не повезло проживать чересчур близко к звезде, и их атмосфера напоминает ад на Венере. Были найдены экземпляры, которым удается совершать обороты вокруг двух или даже трех звезд сразу.

Макет телескопа Джеймса Уэбба в натуральную величину

Конечно, становится понятно, что при таком планетарном разнообразии очень сложно следовать единой системе классификации. Прежде всего исследователи учитывают предрасположенность к наличию жизни. Такие числятся в списке обитаемых экзопланет.

Вот только для этого нужно знать два параметра: массу и орбиту. К сожалению, современная техника все еще не обладает необходимой мощностью, чтобы изучать чужие атмосферы, если только объект не расположен близко и недостаточно крупный. Но все может измениться с появлением в 2018 году телескопа Джеймс Уэбб.

Классификация

Какие существуют типы экзопланет и что собою представляет классификация? Наверное, самая популярная та, которой пользовались в «Звездном Пути»: населенная планета – класс М. Следуя этой схеме, имеем:

• D – планетоид или спутник, лишенный атмосферы.
  • H – непригодная для жизни.
  • J – газовый гигант.
  • К – есть жизнь или используются купольные камеры.
  • L – есть растительность, но нет животных.
  • M – наземная.
  • N – серная.
  • R – изгой.
  • T – газовый гигант.
  • Y – токсичная атмосфера и высокий температурный показатель.

Если взять научные схемы, то для распределения используют массу или разнообразие элементов. Массу получают на основе наблюдений в телескоп. Ее вычисляют по лучевой скорости, улавливаемой спектрографами. В таком случае, классификация выглядит так:

• астероид: меньше 0.00001 земной массы.
  • меркурианский тип: от 0.00001 до 0.1 земной массы.
  • субтерран: 0.1-0.5 земной массы.
  • терран (земли): 0.5-2 земных масс.
  • супертерран: 2-10 земных масс.
  • Нептун: 10-50 земных масс.
  • Юпитер: 50-5000 земных масс.

Экзопланеты, на которых вполне могут жить люди

Человечество уже не одно столетие мечтает об освоении других планет Учёные используют несколько факторов, чтобы определить, пригодна ли экзопланета для жизни. Основной фактор – среднее расстояние от экзопланеты до ее звезды Кроме этого в расчёт берётся наличие на планете воды, тот факт, что поверхность экзопланеты должна быть твердой, а не газообразной а её радиус должен равняться 0,5-1,5 радиусам Земли. Именно такие планеты считаются наиболее вероятными для заселения. В нашем обзоре 10-ка планет, которые вполне могут подойти для жизни наших потомков.

1. Тау Кита E

Находится в 12 световых годах от Земли.

Тау Кита – звезда, которая находится примерно в 12 световых годах от Земли в созвездии Кита. Тем не менее, эта звезда находится достаточно близко, чтобы быть видной даже невооруженным глазом. В составе Тау Кита соотношение магния к кремнию составляет 1,78, т. е. на 70 процентов больше , чем у нашего Солнца. Тау Кита E — планета, существование которой еще не было подтверждено, но ученые утверждают, что она уже была открыта. Планета, обнаруженная в 2012 году, имеет период обращения вокруг звезды в 168,1 земных суток. Орбита Тау Кита E близка к внутреннему краю обитаемой зоны, так что вполне возможно, что на поверхности этой планеты есть жидкая вода.

Средняя температура на ее поверхности оценивается примерно в 70 градусов по Цельсию. Для сравнения, средняя температура на Земле составляет около 15 градусов по Цельсию. Из-за чрезвычайно жаркого климата планета Тау Кита E вряд ли обитаема. Но на ней могут находиться формы жизни на ранних стадиях развития. Радиус Тау Кита E примерно в 1,1-2,0 раза больше, чем Земли, а масса – в 4,3 раза больше массы Земли.

2. Кеплер 438b

475 световых лет от Земли.

Кеплер 438b – звезда в планетарной системе, находящейся на расстоянии около 475 световых лет от Земли в направлении созвездия Лиры. Возраст этой звезды оценивается примерно в 4,4 миллиарда лет и она является красным карликом. Благодаря этому свет звезды рассеян и обитаемая зона находится к ней ближе, чем в случае с более яркой звездой. Экзопланета Kepler 438b, которая на 12 процентов больше Земли, имеет массу в 0,6-4,0 раз от земной (при этом ее радиус в 1,1 раза больше радиуса Земли ).

24 интересных факта о МКС

Эта экзопланета, вероятно, скалистая, а также на ней предполагается наличие жидкой воды. Средняя температура Kepler-438 B составляет 3 градуса по Цельсию, что может быть проблемой для колонистов с Земли.

3. GJ 667C E

Находится в 22 световых годах от Земли.

Глизе 667C (GJ 667C) представляет собой красного карлика, который находится в 22 световых годах от Земли в созвездии Скорпиона. Этот красный карлик является частью тройной звездной системы, состоящей также из двух оранжевых карликов, которые обращаются вокруг друг друга. Орбита красного карлика же пролегает вокруг звезды и обоих оранжевых карликов. Возраст всех трех звезд, как считается, составляет 2-10 миллиардов лет.

Планета Глизе 667C Е обращается вокруг красного карлика всего за 62 земных суток, а ее радиус составляет примерно 1,0-1,8 радиуса Земли. При этом ее масса (при температуре, примерно сопоставимой с нашей планетой) равна 2,7 массы Земли. На Глизе 667C Е предполагается наличие жидкой воды.

4. Кеплер 186f

Находится в 560 световых годах от Земли.

Звезда Кеплер 186 находится в 560 световых годах от Земли в созвездии Лебедя. Это красный карлик, который менее массивный и менее теплый, чем наше Солнце, что делает обитаемую зону вокруг звезды гораздо более меньшей, по сравнению с Солнцем. На экзопланете Кеплер 186f один год равен примерно 130 земным дням. Эта экзопланета находится в обитаемой зоне своей звезды и похожа по размеру на Землю.

Хотя масса Kepler 186f неизвестна, ее радиус составляет всего 1,1 раза радиуса Земли. Средняя температура на поверхности этой планеты предполагается в 0 градусов по Цельсию.

5. Кеплер 62f

1200 световых лет от Земли.

Кеплер 62 – звезда в созвездии Лиры на расстоянии в 1200 световых лет от Земли. Эта звезда имеет массу в 0,69 раза и радиус в 0,63 раза больше Солнца. Экзопланета Kepler 62f, год на которой составляет 268 земных дней, была обнаружена в 2013 году. Ее масса примерно соответствует массе планеты Юпитер, которая в свою очередь имеет массу в 318 раз больше Земли. Несмотря на то, что масса Kepler-62 f примерно в 0,11 раза больше Юпитера, ее размер всего в 1,4 раза больше радиуса Земли.

Эта экзопланета находится в обитаемой зоне своей звезды, что делает возможным существование жидкой воды на ее поверхности. Средняя температура на поверхности Кеплер 62f составляет -30 градусов по Цельсию .

6. Каптейн b

13 световых лет от Земли.

Каптейн – красный карлик, который находится в 13 световых годах от Земли в созвездии Живописца. Эта звезда имеет массу и радиус, которые примерно в 0,28 и 0,29 раза больше, чем у Солнца, соответственно. Возраст звезды Каптейн оценивается примерно в 8 миллиардов лет. Звезда была названа в честь Якоба Каптейна, голландского астронома, открывшего ее в конце 19-го века. Это самая быстрая звезда, движущаяся по земному небосклону и она находится достаточно близко, чтобы быть замеченной даже астрономами-любителями.

Год на экзопланете Каптейн b, существование которой до сих пор ожидает подтверждения, длится всего 48 земных суток. Ее радиус неизвестен, но ее масса в пять раз больше массы Земли, причем на поверхности планеты может находиться вода в жидком состоянии.

7. Вольф 1061c

14 световых лет от Земли.

Вольф 1061 – красный карлик, расположенный в 14 световых годах от Земли в созвездии Змееносца. 35-я по расстоянию от Земли звезда имеет массу в 0,25 раза больше, чем наше Солнце. Тот факт, что система вращается вокруг красного карлика, делает обитаемую зону вокруг звезды ближе, чем у более ярких звезд. Экзопланета Вольф 1061c может быть скалистой и иметь на своей поверхности воду в жидком состоянии. Сила притяжения на поверхности этой экзопланеты в 1,8 раза выше земной гравитации.

Особенностью Вольф 1061c является то, что одна сторона этой экзопланеты всегда обращена к своей звезде, в результате чего на ее поверхности должны наблюдаться экстремальные перепады температур. Хотя жизнь на обоих полушариях Вольф 1061c маловероятна, на границе между этими двумя зонами должны быть вполне комфортные условия.

8. Глизе 667C f

25 световых лет от Земли.

Выше уже обсуждалась звезда Глизе 667C, поэтому стоит просто уточнить, что потому Глизе 667C е и Глизе 667C f являются двумя экзопланетами в одной и той же звездной системе, существование которых ожидает подтверждения. Планета Глизе 667C f была обнаружена в 2013 году и находится в 25 световых лет от Земли. Масса Глизе 67C f в 2,7 раза больше земной, а ее радиус в 1,5 раза больше, чем у Земли.

9. Kepler-442 b

1100 световых лет от Земли.

Звезде Kepler 442 уже исполнилось около трех миллиардов лет. Ее масса и радиус примерно равны 0,61 и 0,60 от размеров Солнца, соответственно. Кеплер 442 находится в 1100 световых годах от Земли в созвездии Лиры. Экзопланета Kepler-442 b была обнаружена совершенно недавно, в 2015 году, когда благодаря современным телескопам заметили, что тень от планеты закрыла свет от ее звезды, оранжевого карлика.

Год на Кеплер-442 b равняется примерно 112 земным суткам. Радиус этой экзопланеты в 1,34 раза больше, чем у Земли. Kepler-442 b, вероятно, скалистая и на ней должна быть жидкая вода на поверхности. Из всех экзопланет, обнаруженных по состоянию на февраль 2016 года, Kepler-442 b считается наиболее похожей на Землю.

10. Глизе 667C c

25 световых лет от Земли.

Экзопланета Глизе 667C также вращается вокруг звезды Глизе 667C. Год на этой экзопланете составляет всего 28 земных дней, но он постепенно увеличивается. Масса экзопланеты в 0,01 раза больше, чем у планеты Юпитер. Неизвестно, является ли поверхность планеты твердой или газообразной. Тем не менее, Глизе 667C с находится в зоне, где возможно существование жидкой воды на поверхности. Поэтому ученые считают, что на этой экзопланете возможна жизнь человека.

Планета Марс

Марс – четвертая от Солнца планета и последняя из планет земной группы. Это небесное тело получило свое название в честь древнеримского бога войны.

Планета особенно интересна тем, что некоторыми учеными она считается пригодной для жизни. Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности.

О том, что представляет собой «красная планета» мы поговорим в этой статье, а также узнаем о перспективах ее заселения.

Любителям космоса наверняка понравятся интересные факты о Марсе.

Жизнь на Марсе

Одним из первых кто выдвинул теорию о существовании жизни на Марсе, был некий астроном Джованни Скиапарелли, живший в 19 веке.

Однажды, изучая поверхность этой планеты, он увидел прямые линии. Астроном ошибочно посчитал, что они могут быть созданы разумными существами.

С каждым годом эта идея приобретала все большую популярность, в результате чего возникла версия, что полосы на Марсе могут являться оросительными каналами.

Однако спустя какое-то время, когда появились более мощные телескопы, ученые увидели, что эти линии являются оптической иллюзией.

И хотя теория о жизни на Марсе не была подтверждена, люди продолжали активно обсуждать красную планету.

Сравнение строения Марса и других планет земной группы

Вскоре начали появляться десятки фантастических книг, в которых авторы описывали всевозможные приключения марсиан и особенности жизни на Марсе. До сих пор о возможных жителях Марса снимается множество художественных фильмов.

В начале 70-х годов 20-го века, на Марс был запущен космический аппарат, который помимо фотосъемки планеты взял с нее пробы грунта.

Участок кратера Гусев (снимок с марсохода «Спирит»)

Многие ученые надеялась обнаружить в марсианской породе какие-либо микроорганизмы, чтобы подтвердить наличие жизни на Марсе, однако ничего подобного им так и не удалось найти.

Интересен факт, что в данный период проводились и другие запуски исследовательских аппаратов на Меркурий и Венеру.

Атмосфера Марса

В основе атмосферы Марса лежит углекислый газ (95%), а также азот (2,7%), аргон (1,6%) и другие химические вещества в малых количествах. Температура на планете колеблется в пределах от −153°C до +35°C.

В теории такая температура вполне приемлема для нормальной жизни. Однако стоит учитывать, что на Марсе постоянно бушуют ветра, которые часто перерастают в бури. Кроме этого там образовываются густые туманы.

Атмосфера Марса, снимок получен спутником «Викинг» в 1976 г. Слева виден «кратер-смайлик» Галле

На Марсе очень тонкая и разреженная атмосфера. Интересно, что атмосферное давление на нем составляет только 1% от давления на Земле. Относительно недавно, на «красной планете» был обнаружен лед.

По мнению ученых, на Марсе не может быть воды в жидком состоянии из-за его слабой атмосферы. Однако ряд экспертов предполагают, что в будущем им все же удастся ее обнаружить в недрах планеты.

Поверхность Марса

После тщательного изучения планеты, астрономы обнаружили весьма интересную особенность.

Они заметили, что северное полушарие имело относительно ровную поверхность, тогда как южное было испещрено различными возвышенностями и кратерами.

Интересен факт, что наибольшей вулкан располагается именно на Марсе и называется «Olympus Mons».

Его высота составляет 25 км, а диаметр основания превышает 600 км. Он считается самым большим вулканом в Солнечной системе из всех известных человеку.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о так называемом «Лице на Марсе»? В конце 70-х годов во время одной из космических экспедиций был сделан необычный снимок, на котором рельеф очень сильно напоминал контуры человеческого лица.

Фотография стала настоящей сенсацией, поэтому вскоре появилось много слухов о том, что на Марсе якобы действительно живут разумные существа.

Однако последующие снимки опровергли эту теорию. Оказалось, что «лицо» является ничем иным, как игрой света на поверхности красной планеты.

Фотография района Кидония, сделанная станцией «Викинг-1» в 1976 г.

Подробнее об этом мы рассказывали в интересных фактах о Марсе.

Структура Марса

Марс состоит из коры (50-120 км), мантии и ядра, радиус которого, по разным оценкам, может быть от 1480 до 1800 км.

До сих пор точно неизвестно в каком состоянии находится ядро. Одни ученые думают, что оно жидкое, а другие – что твердое.

Орбита и вращение

Марс обладает выраженной эллиптической орбитой, по которой он движется вокруг Солнца. Интересно, что среди всех планет только на Марсе год длится дольше, чем на Земле и равен почти 686 земным дням.

Для того чтобы этой планете совершить один оборот вокруг своей оси требуется 24 часа 37 минут.

Сравнение размеров Земли (средний радиус 6371,11 км) и Марса (средний радиус 3389,5 км)

Любопытно, что наклон оси Марса составляет 25,19°. Таким образом угол его наклона почти такой же, как и у нашей планеты (23°26).

«SpaceX» и планы по колонизации Марса

Компания «SpaceX», идейным лидером и вдохновителем которой является Илон Маск, планирует отправить людей на Марс до 2025 г.

Перед этим планируется провести ряд космических экспедиций, которые должны будут доставить на Марс соответствующее оборудование.

Ученые не дают никаких точных прогнозов о том, удастся ли человеку ступить на эту планету, или нет.

Интересные факты о Марсе

1. Расстояние от Марса до Солнца составляет 227 940 000 км.
  2. Сила притяжения на Марсе на 60% меньше земной. В связи с этим человеку, теоретически, удастся совершать прыжки на нем в 3 раза выше.
  3. Из 39 проведенных космических миссий на Марс, успешными оказались только 16.
  4. Интересно, что пылевые бури на Марсе являются наиболее обширными во всей Солнечной системе.
  5. Марс является единственной планетой после Земли, на которой была обнаружена вода в твердом состоянии.
  6. На Марсе также есть сезоны года, однако длятся они вдвое дольше, чем на Земле. Это связано с наклоном планетной оси.
  7. Любопытно, что у планеты Марс отсутствует магнитное поле.
  8. А вот еще один интересный факт. Оказывается, что оба спутника Марса Фобос и Деймос, были описаны еще в произведении «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Удивительно, но писателю каким-то образом удалось упомянуть о них еще за 150 лет до их непосредственного открытия. Вообще с открытием спутников Марса связана интересная история. Читайте об этом здесь.

В конце рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик BBC о планете Марс. Обязательно досмотрите до конца – это очень интересно!

Теперь вы знаете о планете Марс все самое важное. Советуем также ознакомиться с интересными фактами о Солнце.

Неочевидные факты о Марсе

Пока к Марсу приближается марсоход НАСА Perseverance, вспомним самое интересное о Красной планете.

Из всех планет Солнечной системы Марс наиболее похож на Землю. Наши планеты роднит геология, продолжительность суток, смена времен года, наличие атмосферы.

Самая высокая гора в Солнечной системе находится на Марсе. Высота горы Олимп достигает 27 км. Земной рекордсмен, если считать не от уровня моря, — гора Мауна-Кеа, которая находится на Гавайях. Ее высота — около 10 км.

По объему Марс в шесть раз меньше Земли. Он вдвое уступает нашей планете по диаметру и в десять раз — по массе.

Кольцо наподобие тех, что есть у Сатурна, появится у Марса в будущем. Один из двух его спутников, Фобос, снижается, так что через 20–40 млн лет гравитация планеты разорвет его, образовав кольцо.

Интересные факты о Земле

Вода на Марсе в виде льда покрывает треть Марса! А когда-то эта вода была жидкой.

Толстяк на Марсе весит как балерина. Например, если вы весите на Земле 90 кг, то на Марсе будете ощущать себя на 34,5 кг. При нормальном весе в 65 кг на Красной планете вы «похудеете» до 24,5 кг. И тогда песчаные бури с порывами ветра до 30–40 м/c будут представлять для вас реальную опасность!

Сила тяжести на Красной планете в два с половиной раза слабее, чем на Земле. Так что прибывший туда человек быстро потеряет мышцы и ослабнет без привычной нагрузки.

Поднимать тяжести на Марсе, благодаря низкой гравитации, тоже гораздо проще: гиря весом 9 кг сравнится с весом крепкого новорожденного младенца (чуть меньше 4 кг). Прыгать станет легче и веселее: можно будет совершать скачки примерно на 2,5 м над поверхностью. Правда, в скафандре весом 100 кг успехи будут не столь выдающимися: хорошо, если удастся подпрыгнуть на метр, но тут все зависит от вашей физической подготовки. Например, если бы чемпион по прыжкам в высоту Хавьер Сотомайор повторил свой мировой рекорд на Марсе (без скафандра), его прыжок в 2,45 м превратился бы в 6,5 м.

14 500 вдохов нужно сделать человеку на Марсе, чтобы получить такое же количество кислорода, которое он получает на Земле за один вдох. Атмосфера Марса в 100 раз менее плотная, чем на Земле, и более чем на 90% состоит из углекислого газа.

Гибель оставшегося без скафандра человека в марсианских условиях (слабая гравитация, отсутствие магнитного поля, холода до –140 °С) наступит в течение 7–10 секунд. Из-за сверхнизкого давления в кровеносной системе человека начнутся необратимые нарушения, что спровоцирует паралич и смерть.

Микроорганизмы, способные жить в марсианской атмосфере, — сине-зеленые водоросли цианобактерии — возможно, помогут создать систему жизнеобеспечения людей на Марсе.

Наблюдения за Марсом помогли людям понять устройство Солнечной системы. Было время, когда люди думали, что планеты Солнечной системы движутся вокруг Земли по кругу. Около 1580 года датский астроном Тихо Браге выдвинул другую версию: мол, все планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца. Многие годы наблюдая за Марсом, Браге никак не мог понять, почему же загадочная Красная планета движется не по кругу, а по какой-то непонятной орбите. В 1609 году, пытаясь найти объяснение этим наблюдениям, Иоганн Кеплер сформулировал свой знаменитый первый закон: «Каждая планета Солнечной системы обращается по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце».

Единственная планета, населенная роботами, — так можно сказать о Марсе. Сейчас там действуют два аппарата, насовские Curiosity (c 2012 года) и InSight (с 2018 года). В случае успешной посадки Perseverance будет третьим. Также весной 2021 года ожидается прибытие китайского марсохода «Тяньвэнь-1». Помимо «живых» аппаратов, на Марсе покоятся несколько разбившихся при посадке или завершивших свою миссию машин. Кроме того, вокруг планеты летают восемь орбитальных станций, включая российско-европейскую Trace Gas Orbiter и недавно прибывшую «Аль-Амал» (ОАЭ), также известную как Hope («надежда» — англ.).

Напомним, телеканал «Наука» покажет посадку Perseverance на Марс в прямом эфире.

Смотрите в четверг, 18 февраля, в 23:00 (по московскому времени) в эфире телеканала «Наука» и в официальном аккаунте нашего канала в YouTube.

Планета Марс

Марс – четвертая планета от Солнца и самая похожая на Землю в Солнечной системе. Мы знаем нашего соседа также по второму наименованию – «Красная планета». Свое имя получил в честь бога войны у римлян. Дело в его красном цвете, созданном оксидом железа. Каждые несколько лет планета располагается ближе всего к нам и ее можно отыскать в ночном небе.

Его периодическое появление привело к тому, что планета отобразилась во многих мифах и легендах. А внешний угрожающий вид стал причиной страха перед планетой. Давайте узнаем больше интересных фактов о Марсе.

Интересные факты о планете Марсе

• Красная планета охватывает лишь 15% земного объема, но 2/3 нашей планеты покрыто водой. Марсианская гравитация – 37% от земной, а значит ваш прыжок будет втрое выше.
  • Гора Олимп (самая высокая в Солнечной системе) вытягивается на 21 км, а в диаметре охватывает 600 км. На ее формирование ушли миллиарды лет, но лавовые потоки намекают на то, что вулкан все еще может быть активным.
  • К Марсу направляли примерно 40 космических миссий, включая простые пролеты, орбитальные зонды и высадку роверов. Среди последних был аппарат Curiosity (2012), MAVEN (2014) и индийский Мангальян (2014). Также в 2016 году прибыли ExoMars и InSight.
  • Эти погодные бедствия способны месяцами не успокаиваться и покрывают всю планету. Сезоны становятся экстремальными из-за того, что эллиптический орбитальный путь крайне вытянут. В ближайшей точке на южном полушарии наступает короткое, но жаркое лето, а северное окунается в зиму. Потом они меняются местами.
  • Исследователи смогли найти небольшие следы марсианской атмосферы в прибывших к нам метеоритах. Они плавали в пространстве миллионы лет, прежде чем добраться к нам. Это помогло провести предварительное изучение планеты еще до запуска аппаратов.
  • В Древней Греции использовали имя Арес, который отвечал за все военные действия. Римляне практически все скопировали у греков, поэтому использовали Марс в качестве своего аналога. Такой тенденции послужил кровавый окрас объекта. К примеру, в Китае Красную планету называли «огненной звездой». Формируется из-за оксида железа.
  • Ученые убеждены, что долгое время планета Марс располагала водой в виде ледяных залежей. Первыми признаками выступают темные полосы или пятна на кратерных стенах и скалах. Учитывая марсианскую атмосферу, жидкость обязана быть соленой, чтобы не замерзнуть и не испариться.
  • В ближайшие 20-40 миллионов лет Фобос подойдет на опасно близкое расстояние и разорвется планетарной гравитацией. Его осколки сформируют кольцо вокруг Марса, которое сможет продержаться до сотни миллионов лет.

Размер, масса и орбита планеты Марс

Экваториальный радиус планеты Марс составляет 3396 км, а полярный – 3376 км (0.53 земного). Перед нами буквально половина земного размера, но масса – 6.4185 х 10 23 кг (0.151 от земной). Планета напоминает нашу по осевому наклону – 25.19°, а значит на ней также можно отметить сезонность.

Физические характеристики Марса

Максимальное расстояние от Марса до Солнца (афелий) – 249.2 млн. км, а приближенность (перигелий) – 206.7 млн. км. Это приводит к тому, что на орбитальный проход планета тратит 1.88 лет.

Орбита и вращение Марса

Перигелий 2,06655⋅10 8 км
1,381 а.е.
Афелий 2,49232⋅10 8 км
1,666 а. е.
Большая полуось 2,2794382⋅10 8 км
1,523662 а. е.
Эксцентриситет

Состав и поверхность планеты Марс

С показателем плотности в 3.93 г/см 3 Марс уступает Земли и имеет лишь 15% нашего объема. Мы уже упоминали, что красный цвет образуется из-за присутствия оксида железа (ржавчина). Но из-за присутствия других минералов он бывает коричневым, золотым, зеленым и т.д. Изучите строение Марса на нижнем рисунке.

Внутреннее строение Марса

Марс относится к планетам земного типа, а значит обладает высоким уровнем минералов, вмещающих кислород, кремний и металлы. Грунт слабощелочный и располагает магнием, калием, натрием и хлором.

В таких условиях поверхность не способна похвастаться водой. Но тонкий слой марсианской атмосферы позволил сохранить лед в полярных областях. Да и можно заметить, что эти шапки охватывают приличную территорию. Существует еще гипотеза о наличии подземной воды на средних широтах.

В структуре Марса присутствует плотное металлическое ядро с силикатной мантией. Оно представлено сульфидом железа и вдвое богаче на легкие элементы, чем земное. Кора простирается на 50-125 км.

Ядро охватывает 1700-1850 км и представлено железом, никелем и 16-17% серы. Небольшие размер и масса приводят к тому, что гравитация достигает лишь до 37.6% земной. Объект на поверхности будет падать с ускорением в 3.711 м/с 2 .

Стоит отметить, что марсианский пейзаж похож на пустыню. Поверхность пыльная и сухая. Есть горные хребты, равнины и крупнейшие в системе песчаные дюны. Также Марс может похвастаться наибольшей горой – Олимп, и самой глубокой пропастью – Долина Маринер.

На снимках можно заметить множество кратерных формирований, которые сохранились из-за медлительности эрозии. Эллада Планитиа – крупнейший кратер на планете, охватывающий в ширину 2300 км, а вглубь – 9 км.

Планета способна похвастаться оврагами и каналами, по которым ранее могла протекать вода. Некоторые тянутся на 2000 км в длину и на 100 км в ширину.

Спутники Марса

Рядом с Марсом вращаются две его луны: Фобос и Деймос. В 1877 году их нашел Асаф Холл, давший наименования в честь персонажей из греческой мифологии. Это сыновья бога войны Ареса: Фобос – страх, а Деймос – ужас. Марсианские спутники продемонстрированы на фото.

Фобос и Деймос, запечатленные MRO. Это крошечные нерегулярные спутники, которые могли притянуться планетой из пояса астероидов

Диаметр Фобоса – 22 км, а отдаленность – 9234.42 – 9517.58 км. На орбитальный проход ему необходимо 7 часов и постепенно это время сокращается. Исследователи считают, что через 10-50 млн. лет спутник врежится в Марс или же будет разрушен гравитацией планеты и образует кольцевую структуру.

Деймос в диаметре имеет 12 км и вращается на дистанции в 23455.5 – 23470.9 км. На орбитальный маршрут уходит 1.26 дней. Марс также может располагать дополнительными лунами с шириной в 50-100 м, а между двумя крупными способно сформироваться пылевое кольцо.

Есть мнение, что ранее спутники Марса были обычными астероидами, которые поддались планетарной гравитации. Но у них наблюдаются круговые орбиты, что необычно для пойманных тел. Они также могли сформироваться из материала, вырванного от планеты в начале создания. Но тогда их состав должен была напоминать планетарный. Также мог произойти сильный удар, повторяя сценарий с нашей Луной.

Атмосфера и температура планеты Марс

Красная планета располагает тонким атмосферным слоем, который представлен углекислым газом (96%), аргоном (1.93%), азотом (1.89%) и примесями кислорода с водой. В ней много пыли, размер которой достигает 1.5 микрометра. Давление – 0.4-0.87 кПа.

Большое расстояние от Солнца к планете и тонкая атмосфера привели к тому, что температура Марса низкая. Она скачет между -46°C до -143°C зимой и может прогреваться до 35°C летом на полюсах и в полдень на экваториальной линии.

Тонкая марсианская атмосфера и пыльная красная поверхность, отображенные аппаратом Викинг-1 в 1976 году

Марс отличается активностью пылевых бурь, которые способны имитировать мини-торнадо. Они образуются благодаря солнечному нагреву, где более теплые воздушные потоки поднимаются и формируют бури, простирающиеся на тысячи километров.

При анализе в атмосфере также нашли следы метана с концентрацией 30 частичек на миллион. Значит, он освобождался из конкретных территорий.

Исследования показывают, что планета способна создавать в год до 270 тонн метана. Он достигает атмосферного слоя и сохраняется 0.6-4 лет до полного разрушения. Даже небольшое наличие говорит о том, что на планете скрывается газовый источник. Нижний рисунок указывает концентрацию метана на Марсе.

Распределение метана в атмосфере Марса

Среди предположений намекали на вулканическую активность, падение комет или наличие микроорганизмов под поверхностью. Метан может создаваться и в небиологическом процессе – серпентинизация. В нем присутствует вода, углекислый газ и минеральный оливин.

В 2012 году провели несколько вычислений по метану при помощи ровера Curiosity. Если первый анализ показал определенное количество метана в атмосфере, то второй показал 0. А вот в 2014 году ровер натолкнулся на 10-кратный всплеск, что говорит о локализированном выбросе.

Также спутники зафиксировали наличие аммиака, но его срок разложения намного короче. Возможный источник – вулканическая активность.

Астрофизик Валерий Шематович об эволюции планетных атмосфер, экзопланетных системах и потере атмосферы Марса:

История изучения планеты Марс

Земляне давно следят за красным соседом, потому что планету Марс можно отыскать без использования инструментов. Первые записи сделаны еще в Древнем Египте в 1534 г. до н. э. Они уже тогда были знакомы с эффектом ретроградности. Правда для них Марс был причудливой звездой, чье движение отличалось от остальных.

Еще до появления неовавилонской империи (539 г. до н. э.) делались регулярные записи планетарных позиций. Люди отмечали перемены в движении, уровнях яркости и даже пытались предсказать, куда они направятся.

В 4 веке до н.э. Аристотель заметил, что Марс спрятался за земным спутником в период окклюзии, а это говорило о том, что планета расположена дальше Луны.

Геоцентрическая концепция Птолемея, отображенная в 1568 году Бартоломеу Вельо

Птолемей решил создать модель всей Вселенной, чтобы разобраться в планетарном движении. Он предположил, что внутри планет есть сферы, которые и гарантируют ретроградность. Известно, что о планете знали и древние китайцы еще в 4-м веке до н. э. Диаметр оценили индийские исследователи в 5-м веке до н. э.

Модель Птолемея (геоцентрическая система) создавала много проблем, но она оставалась главной до 16-го века, когда пришел Коперник со своей схемой, где в центре располагалось Солнце (гелиоцентрическая система). Его идеи подкрепили наблюдения Галилео Галилея в новый телескоп. Все это помогло вычислить суточный параллакс Марса и удаленность к нему.

В 1672 году первые замеры сделал Джованни Кассини, но его оборудование было слабым. В 17-м веке параллаксом пользуется Тихо Браге, после чего его корректирует Иоганн Кеплер. Первую карту Марса представил Христиан Гюйгенс.

Марсианская карта Скиапарелли демонстрирует каналы (1877)

В 19 веке удалось повысить разрешение приборов и рассмотреть особенности марсианской поверхности. Благодаря этому Джованни Скиапарелли создал первую детализированную карту Красной планеты в 1877 году. На ней отобразились также каналы – длинные прямые линии. Позже поняли, что это всего лишь оптическая иллюзия.

Карта вдохновила Персиваля Лоуэлла на создание обсерватории с двумя мощнейшими телескопами (30 и 45 см). Он написал много статей и книг на тему Марса. Каналы и сезонные перемены (сокращение полярных шапок) натолкнули на мысли о марсианах. Причем даже в 1960-х гг. продолжали писать исследования на эту тему.

Исследование планеты Марс

Более продвинутые исследования Марса начались с освоением космоса и запуском аппаратов к другим солнечным планетам в системе. Космические зонды стали отправлять к планете в конце 20-го века. Именно с их помощью удалось познакомиться с чужим миром и расширить наше понимание планет. И хотя нам не удалось отыскать марсиан, жизнь могла существовать там ранее.

Активное изучение планеты развернулось в 1960-х гг. СССР отправили 9 беспилотных зондов, которые так и не добрались к Марсу. В 1964 году НАСА запустили Маринер 3 и 4. Первая провалилась, но вторая через 7 месяцев прилетела к планете.

Маринер-4 сумел получить первые масштабные снимки чужого мира и передал сведения об атмосферном давлении, отсутствии магнитного поля и радиационного пояса. В 1969 году к планете прибыли Маринеры 6 и 7.

В 1970-м году между США и СССР развернулась новая гонка: кто первым установим спутник на марсианской орбите. В СССР задействовали три аппарата: Космос-419, Марс-2 и Марс-3. Первый вышел из строя еще при запуске. Два других запустили в 1971 году, и они добирались 7 месяцев. Марс-2 разбился, но Марс-3 приземлился мягко и стал первым, кому это удалось. Но передача велась всего 14.5 секунд.

Обзор Маринера-9 на Лабиринт Ночи в Долине Маринер

В 1971 году США отправляют Маринер 8 и 9. Первый упал в воды Атлантического океана, но второй успешно закрепился на марсианской орбите. Вместе с Марсом 2 и 3 они попали в период марсианской бури. Когда она закончилась, Маринер-9 сделал несколько снимков, намекающих на воду в жидком состоянии, которая могла наблюдаться в прошлом.

В 1973 году от СССР отправилось еще четыре аппарата, где все, кроме Марс-7, доставили полезную информацию. Больше всего пользы было от Марс-5, который прислал 60 снимков. Миссия Викингов США стартовала в 1975 году. Это были две орбитали и два посадочных аппарата. Они должны были отлеживать биосигналы и изучить сейсмические, метеорологические и магнитные характеристики.

Марсианское изображение, снятое при посадке Викинг-2

Обзор Викинга показал, что когда-то на Марсе была вода, ведь именно масштабные наводнения могла вырезать глубокие долины и размыть углубления в скальных породах. Марс оставался загадкой до 1990-х гг., пока не отправился Mars Pathfinder, представленный космическим кораблем и зондом. Миссия приземлилась в 1987 году и протестировала огромное количество технологий.

В 1999 году прибыл Mars Global Surveyor, установивший слежку за Марсом на практически полярной орбите. Он изучал поверхность почти два года. Удалось запечатлеть овраги и мусорные потоки. Датчики показывали, что магнитное поле не создается в ядре, но есть частично на участках коры. Также удалось создать первые 3D-обзоры полярной шапки. Связь потеряли в 2006 году.

Северо-полярный бассейн, чья эллиптическая форма частично затенена вулканическими извержения (красный)

Марс Одиссей прибыл в 2001 году. Он должен был использовать спектрометры, чтобы обнаружить доказательства жизни. В 2002 году нашли огромные водородные запасы. В 2003 прибыл Марс-экспресс с зондом. Бигл-2 вошел в атмосферу и подтвердил наличие водяного и углекислого льда на территории южного полюса.

В 2003 году высадили известные роверы Spirit и Opportunity, которые изучали горные породы и почву. MRO достиг орбиты в 2006 году. Его инструменты настроены на поиск воды, льда и минералов на/под поверхностью.

Составной портрет Curiosity в 2013 году

MRO ежедневно исследует марсианскую погоду и поверхностные характеристики, чтобы отыскать наилучшие места для посадки. Ровер Curiosity высадился в кратере Гейл в 2012 году. Его инструменты важны, так как раскрывают прошлое планеты. В 2014 году за исследование атмосферы принялся MAVEN. В 2014 году прилетел Мангальян от индийской ISRO

Художественная интерпретация прибытия MAVEN

В 2016 году началось активное изучения внутреннего состава и ранней геологической эволюции. В 2018 году Роскосмос планирует отправить свой аппарат, а в 2020 году подключатся Арабские Эмираты.

Государственные и частные космические агентства настроены серьезно на создание экипажных миссий в будущем. К 2030-му году НАСА рассчитывает отправить первых марсианских астронавтов.

Концепция миссии НАСА по исследованию Марса

В 2010 году Барак Обама настоял на том, чтобы сделать Марс приоритетной целью. ЕКА планируют отправить людей в 2030-2035 гг. Есть пара некоммерческих организаций, которые собираются отправить небольшие миссии с экипажем до 4-х человек. Причем они получают деньги от спонсоров, мечтающих превратить поездку в живое шоу.

Художественная интерпретация марсианского астронавта

Глобальную деятельность развернул генеральный директор SpaceX Илон Маск. Ему уже удалось совершить невероятный прорыв – система многоразовых запусков, которая экономит время и средства. Первый полет на Марс запланирован в 2022 году. Речь уже идет о колонизации.

Марс считается наиболее изученной чужой планетой в Солнечной системе. Роверы и зонды продолжают исследовать ее особенности, предлагая каждый раз новую информацию. Удалось подтвердить, что Земля и Красная планета сходятся по характеристикам: полярные ледники, сезонные колебания, атмосферный слой, проточная вода. И есть сведения, что ранее там могла располагаться жизнь. Поэтому мы продолжаем возвращаться к Марсу, который, скорее всего, станет первой колонизированной планетой.

Ученые все еще не утратили надежду найти жизнь на Марсе, даже если это будут первобытные останки, а не живые организмы. Благодаря телескопам и космическим аппаратам у нас всегда есть возможность полюбоваться на Марс онлайн. На сайте найдете много полезной информации, качественных фото Марса в высоком разрешении и интересные факты о планете. Вы всегда можете использовать 3D-модель Солнечной системы, чтобы проследить за внешним видом, характеристикой и движением по орбите всех известных небесных тел, включая Красную планету. Ниже расположена детализированная карта Марса.

Карта поверхности планеты Марс