12 интересных фактов о космонавтах

Интересные факты о космонавтах

Одними из самых отважных и целеустремлённых людей в мире можно назвать именно космонавтов. Они каждый день встречаются лицом к лицу с неведомым, рискуют жизнью и мирятся с ухудшением здоровья в условиях невесомости, но они двигают вперёд науку. Мечта о космосе — то, что сопровождает каждого космонавта на протяжении всей его жизни, становится самой её целью, и самые упорные и смелые из них навсегда вписывают в историю свои имена.

Факты о космонавтах

• Во время пребывания в космосе они употребляют большинство продуктов в жидком, точнее, гелеобразном виде, из тюбиков.
  • На борту МКС космотавты постоянно изнуряют себя физическими упражнениями на специальных тренажёрах, чтобы не потерять форму в условиях невесомости.
  • Так как в невесомости гравитация отсутствует, позвоночник человека распрямляется, и космонавты, пребывая на орбите, прибавляют в росте несколько сантиметров.
  • Первым человеком, совершившим полёт в космос, был, как известно, Юрий Гагарин. Он опередил американцев, также намеревавшихся запустить на орбиту космический аппарат с человеком на борту, буквально на несколько дней (интересные факты о Гагарине).
  • Многих космонавтов после возвращения на Землю приходится в буквальном смысле заново учить ходить.
  • В США космонавтов называют астронавтами, а в Китае — тэйкунавтами.
  • Зачастую космонавтам, проведшим много времени в невесомости, сложно заново привыкнуть к тому, что предметы имеют вес, и падают, если просто отпустить их в воздухе.
  • Первым космонавтом, ступившим на поверхность Луны, был Нил Армстронг, который около десятка лет тренировался для этой цели.
  • За всю историю космонавтики непосредственно в космосе ни один человек не погиб. Хотя катастрофы со смертельными исходами, конечно, были, и немало, но все они происходили во время взлётов, посадок или испытаний (интересные факты о космосе).
  • Базз Олдрин, второй человек на Луне, ступивший на её поверхность сразу после Нила Армстронга, заявил, что астронавт Алан Шепард стал первым американцем в космосе, потому что изначально в НАСА хотели послать в космос обезьяну, но в космическое агентство пришла куча писем в защиту прав животных, а в защиту Шепарда не пришло ни одного. В итоге Шепард и полетел.
  • Всё тот же Базз Олдрин, будучи уже 72-летним ветераном космонавтики, однажды ударом в челюсть отправил в нокдаун излишне назойливого и невежливого гражданина, который в ультимативной форме потребовал от него признаться, что он никогда не был на Луне, или поклясться в обратном на Библии.
  • Вернувшиеся в Луны космонавты миссии «Аполлон-11» проходили таможенный контроль, а в таможенной декларации груз был записан в документах, как «лунные пыль и камни» (интересные факты о Луне).
  • Многие космонавты первое время после попадания в невесомость страдают от космической болезни, которая имеет те же симптомы, что и морская — головокружение и теснота.
  • Больше всех в истории провёл в космосе российский космонавт Геннадий Падалка — целых 878 суток в общей сложности. Предыдущий рекорд принадлежал Валерию Полякову — 438 суток.
  • Из-за длительного пребывания в состоянии невесомости кости космонавтов становятся хрупкими, так как они стремительно теряют кальций.
  • В состоянии невесомости перестают храпеть даже те из них, кто храпел на Земле.
  • Находящиеся на борту МКС космонавты наблюдают по 16 восходов и закатов солнца за стандартные сутки, поэтому они для удобства придерживаются условного времени (интересные факты об МКС).
  • При чистке зубов космонавтам приходится глотать пену от зубной пасты, так как в невесомости выплёвывать её нельзя. Паста у них, конечно, специальная, и глотать её безопасно, пусть и не слишком приятно.
  • Первым человеком, вышедшим в скафандре в открытый космос, стал советский космонавт Георгий Гречко. Он провёл за пределами корабля 23 минуты 41 секунду, и едва сумел вернуться обратно, так как в космосе скафандр сильно раздуло, и он не мог войти в шлюз.
  • Первое место по числу выходов в открытый космос и по проведённому там времени занимает российский космонавт Анатолий Соловьёв, совершивший 16 выходов и проведший за пределами космического корабля в общей сложности 82 часа и 22 минуты.

12 апреля – День космонавтики (интересные факты и фото)

Posted By: admin 12.04.2019

Космос всегда был и остается одной из наиболее волнующих человечество загадок. Его глубинные дали неустанно влекут к себе исследователей всех поколений, звездное небо завораживает своей красотой, а звезды издревле были верными проводниками для путешественников. Поэтому неудивительно, что День космонавтики весьма популярный и любимый в народе праздник.
Когда отмечают День космонавтики?

12 апре­ля 1961 года граж­да­нин Совет­ско­го Сою­за стар­ший лей­те­нант Ю.А. Гага­рин на кос­ми­че­ском кораб­ле «Восток» впер­вые в мире совер­шил орби­таль­ный облет Зем­ли, открыв эпо­ху пило­ти­ру­е­мых кос­ми­че­ских поле­тов.

Полет, длив­ший­ся все­го 108 минут, стал мощ­ным про­ры­вом в осво­е­нии кос­мо­са. Имя Юрия Гага­ри­на ста­ло широ­ко извест­но в мире, а сам пер­вый кос­мо­навт досроч­но полу­чил зва­ние май­о­ра и зва­ние Героя Совет­ско­го Сою­за и навсе­гда впи­сал и свое имя, и этот полет в миро­вую исто­рию.

В честь пер­во­го орби­таль­но­го поле­та чело­ве­ка вокруг Зем­ли в апре­ле 1962 года Ука­зом Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та СССР в нашей стра­не был офи­ци­аль­но уста­нов­лен День кос­мо­нав­ти­ки. Кста­ти, идею празд­ни­ка пред­ло­жил вто­рой лет­чик-кос­мо­навт СССР Гер­ман Титов.

В даль­ней­шем дата 12 апре­ля ста­ла не толь­ко Днем кос­мо­нав­ти­ки. В 1969 году Меж­ду­на­род­ная авиа­ци­он­ная феде­ра­ция назна­чи­ла на 12 апре­ля Все­мир­ный день авиа­ции и кос­мо­нав­ти­ки. А уже в 2011 году это день стал еще и Меж­ду­на­род­ным днем поле­та чело­ве­ка в кос­мос по ини­ци­а­ти­ве Гене­раль­ной Ассам­блеи ООН. Под резо­лю­ци­ей, офи­ци­аль­но под­твер­жда­ю­щей этот факт, под­пи­са­лись более шести­де­ся­ти госу­дар­ств.

Малоизвестные факты о полете Гагарина

1. Пер­вый полет в кос­мос гото­ви­ли в спеш­ке, посколь­ку от раз­вед­ки посту­пи­ло сооб­ще­ние, что аме­ри­кан­цы пла­ни­ру­ют запуск кос­ми­че­ско­го кораб­ля на конец апре­ля. Руко­вод­ство СССР не могло это­го допу­стить и дало коман­ду опе­ре­дить аме­ри­кан­цев любым спо­со­бом.

2. Инте­рес­но, что пред­ва­ри­тель­но было под­го­тов­ле­но три сооб­ще­ния о полё­те Гага­ри­на в кос­мос. Пер­вое — «Успеш­ное», вто­рое с прось­бой помо­щи в поис­ке, если он упа­дёт на тер­ри­то­рии дру­гой стра­ны или в миро­вом оке­а­не, и тре­тье — «Тра­ги­че­ское», если Гага­рин погиб­нет.

3. До полё­та не зна­ли, как чело­ве­че­ская пси­хи­ка будет вести себя в кос­мо­се, поэто­му была преду­смот­ре­на спе­ци­аль­ная защи­та от управ­ле­ния Восто­ком в поры­ве буй­ства. Что­бы вклю­чить руч­ное управ­ле­ние, Гага­ри­ну надо было вскрыть запе­ча­тан­ный кон­верт, внут­ри кото­ро­го лежал листок с кодом, набрав кото­рый на пане­ли управ­ле­ния мож­но было бы её раз­бло­ки­ро­вать

4. Выпол­нив один обо­рот вокруг Зем­ли, в 10:55:34 на 108 мину­те корабль завер­шил полёт. Из-за сбоя в систе­ме тор­мо­же­ния спус­ка­е­мый аппа­рат с Гага­ри­ным при­зем­лил­ся не в запла­ни­ро­ван­ной обла­сти в 110 км от Вол­го­гра­да, а в Сара­тов­ской обла­сти, в рай­о­не села Сме­лов­ка.

5. Во вре­мя заклю­чи­тель­ной ста­дии полё­та Юрий Гага­рин бро­сил фра­зу, о кото­рой дол­гое вре­мя пред­по­чи­та­ли ниче­го не писать: «Я горю, про­щай­те, това­ри­щи!».

Успехи советской космонавтики

Первые живые существа в космосе

Как извест­но, преж­де чем в кос­ми­че­ский корабль сел чело­век, в полет были отправ­ле­ны чет­ве­ро­но­гие дру­зья чело­ве­ка. В авгу­сте 1960 года совет­ский кос­ми­че­ский корабль «Восток» с соба­ка­ми Бел­кой и Стрел­кой на бор­ту совер­шил суточ­ный полет с воз­вра­ще­ни­ем на Зем­лю.

Раз­ви­тие пило­ти­ру­е­мых поле­тов в Совет­ском Сою­зе про­хо­ди­ло поэтап­но. От пер­вых пило­ти­ру­е­мых кораб­лей и орби­таль­ных стан­ций к мно­го­це­ле­вым кос­ми­че­ским пило­ти­ру­е­мым орби­таль­ным ком­плек­сам.

Первый суточный полет человека вокруг Земли Германа Титова

Полет про­дол­жал­ся 1 сут­ки 1 час 18 минут, после чего спус­ка­е­мый аппа­рат кораб­ля совер­шил успеш­ную посад­ку.

16 июня 1963 года – первый полет женщины-космонавта

Свой кос­ми­че­ский полёт Вален­ти­на Тереш­ко­ва совер­ши­ла на кос­ми­че­ском кораб­ле Восток-6, он про­дол­жал­ся почти трое суток. Старт про­изо­шёл на Бай­ко­ну­ре не с «гага­рин­ской» пло­щад­ки, а с дуб­ли­ру­ю­щей. Одно­вре­мен­но на орби­те нахо­дил­ся кос­ми­че­ский корабль Восток-5, пило­ти­ру­е­мый кос­мо­нав­том Вале­ри­ем Быков­ским.

Первый выход в космос космонавта Леонова А.А.

Кос­мо­навт про­был в откры­том кос­мо­се 12 минут 9 секунд и уда­лял­ся от кораб­ля на рас­сто­я­ние до 5 м – на всю дли­ну фала – «пупо­ви­ны», свя­зы­вав­шей его с кораб­лем. В откры­том кос­мо­се Лео­нов пере­жил силь­ней­ший эмо­ци­о­наль­ный стресс: часто­та пуль­са повы­си­лась более чем вдвое – до 143 уда­ров в мину­ту, почти вдвое уве­ли­чи­лась и часто­та дыха­ния, тем­пе­ра­ту­ра тела пере­ва­ли­ла за 38 гра­ду­сов, пот залил ска­фандр до колен, за сут­ки поле­та он поху­дел на 6 кг. Воз­вра­ще­ние кос­мо­нав­тов на Зем­лю про­хо­ди­ло в режи­ме, близ­ком к ава­рий­но­му, но закон­чи­лось, сла­ва Богу, бла­го­по­луч­но.

Первый в истории космонавтики международный полет

Он состо­ял­ся 15 июля 1975 года — пер­во­про­ход­чи­ка­ми были совет­ский корабль «Союз-19» и аме­ри­кан­ский корабль «Апол­лон».

Всту­пив в 21 век, мы видим пора­зи­тель­ные успе­хи кос­ми­че­ской тех­ни­ки — вокруг Зем­ли обра­ща­ют­ся десят­ки тысяч спут­ни­ков, кос­ми­че­ские аппа­ра­ты совер­ши­ли посад­ку на Луну, при­ве­зя отту­да образ­цы грун­та.

Впо­след­ствии на Марс и Вене­ру опус­ка­лись авто­ма­ти­че­ские зон­ды, несколь­ко кос­ми­че­ских аппа­ра­тов поки­ну­ли пре­де­лы Сол­неч­ной Систе­мы и несут на себе посла­ния Вне­зем­ным Циви­ли­за­ци­ям.

Автоматические межпланетные станции

Корабль «Восток» все­го лишь один раз обле­тел вокруг Зем­ли, а совре­мен­ная кос­ми­че­ская стан­ция нахо­дит­ся в кос­мо­се мно­го лет, это насто­я­щий кос­ми­че­ский дом, в кото­ром кос­мо­нав­ты живут и рабо­та­ют помно­гу меся­цев. Один эки­паж кос­мо­нав­тов сме­ня­ет­ся дру­гим.

30 апреля 2011 г. – первый турист в космосе

Пер­вый кос­ми­че­ский тури­ст Дэн­нис Тито. Аме­ри­кан­ский биз­нес­мен запла­тил за полет око­ло 20 млн дол­ла­ров.

За успеш­ны­ми поле­та­ми сто­ят тыся­чи людей, десят­ков тру­до­вых кол­лек­ти­вов, кото­рые дела­ют все от них зави­ся­щее во имя про­грес­са кос­ми­че­ской отрас­ли.
День кос­мо­нав­ти­ки – это общий празд­ник, соеди­ня­ю­щий про­шлое, насто­я­щее и буду­щее людей Зем­ли.

Наш Юрий Гагарин

После поле­та Гага­ри­на прак­ти­че­ски все совет­ские маль­чиш­ки меч­та­ли стать кос­мо­нав­та­ми, это была одна из самых роман­тич­ных и почи­та­е­мых про­фес­сий. Все пыт­ли­вые умы и горя­чие серд­ца меч­та­ли о путе­ше­стви­ях к дале­ким звез­дам, поко­ре­нии пла­нет и геро­и­че­ских подви­гах.

Юрий Алек­се­е­вич Гага­рин стал все­на­род­ным геро­ем, им вос­хи­ща­лись и ста­ра­лись под­ра­жать. Но вме­сте с этим, Гага­рин был про­стым, откры­тым, доб­рым и очень тру­до­лю­би­вым.

Он вырос в рабо­чей семье, испы­тал на себе все ужа­сы Оте­че­ствен­ной вой­ны, уже в дет­стве видел при­ме­ры муже­ства про­стых сол­дат и вырос силь­ным целе­устрем­лен­ным чело­ве­ком.

Юрий Гага­рин был очень актив­ным чело­ве­ком и жил насы­щен­ной жиз­нью. Он окон­чил Сара­тов­ский инду­стри­аль­ный тех­ни­кум и с увле­че­ни­ем зани­мал­ся в Сара­тов­ском аэро­клу­бе. В 1957 году Юрий Алек­се­е­вич женил­ся и потом стал отцом двух заме­ча­тель­ных доче­рей.

Затем жиз­нь све­ла его с дру­гим вели­ким чело­ве­ком – зна­ме­ни­тым кон­струк­то­ром С.П. Коро­ле­вым.

В мар­те 1968 года пер­вый кос­мо­навт мира погиб во вре­мя выпол­не­ния тре­ни­ро­воч­но­го поле­та в тяже­лых метео­усло­ви­ях. До сих пор эта тра­ги­че­ская слу­чай­но­сть окру­же­на мифа­ми и тай­на­ми.

По офи­ци­аль­ной вер­сии само­лет Гага­ри­на и пол­ков­ни­ка Сере­ги­на вошел в што­пор, и пило­там не хва­ти­ло высо­ты, что­бы из него вый­ти: «Миг-15» раз­бил­ся в лесуВла­ди­ми­ров­ской обла­сти. Но у мно­гих экс­пер­тов воз­ник­ло мас­са вопро­сов, и они, к сожа­ле­нию, ско­рее все­го уже оста­нут­ся без отве­тов.

В память о кос­мо­нав­те город Гжат­ск был пере­име­но­ван в Гага­рин. Так­же рядом с местом при­зем­ле­ния Гага­ри­на после пер­во­го поле­та в кос­мос уста­нов­лен мемо­ри­аль­ный ком­плекс.

Улыб­ка Юрия Гага­ри­на бес­смерт­на. Она ста­ла сим­во­лом. Гага­рин улы­бал­ся все­му миру. Он улы­бал­ся нашей пла­не­те, радо­вал­ся солн­цу, лесам и полям.

И он ска­зал: “Обле­тев Зем­лю в кораб­ле-спут­ни­ке, я уви­дел, как пре­крас­на наша пла­не­та. Люди, будем хра­нить, и при­умно­жать эту кра­со­ту, а не раз­ру­шать ее!…”

Да, она пре­крас­на. И нашу пре­крас­ную и малень­кую пла­не­ту, един­ствен­ную, где есть цве­ты, ручьи, бере­зы, где есть смех и улыб­ки и любо­вь, надо беречь!

Все­мир­ный день кос­мо­нав­ти­ки посвя­щен не толь­ко само­му Гага­ри­ну, но и всем тем людям, кото­рые были при­част­ны к это­му зна­ме­на­тель­но­му собы­тию, всем работ­ни­кам кос­ми­че­ской отрас­ли, аст­ро­но­мам, иссле­до­ва­те­лям и уче­ным. Все эти люди еже­днев­но при­бли­жа­ют нас еще на один малень­кий шаг к раз­гад­ке уди­ви­тель­ной тай­ны – необъ­ят­но­го кос­мо­са.

Обращение к читателям

Человек в информационном мире

Сего­дня мы живём в мире инфор­ма­ции. Наш зем­ной шар бук­валь­но оку­тан ею. Давай­те попро­бу­ем пред­ста­вить себе нашу зелё­но-голу­бую пла­не­ту несколь­ко мил­ли­о­нов лет назад… Чело­век ещё не родил­ся. Но зна­чит ли это, что юное кос­ми­че­ское тело Зем­ля было…

20 фактов о космосе и космонавтах 6

Так сообщило 56 лет назад ТАСС. И буквально на следующий день Даугавпилсский исполком принял решение переименовать улицу Ятниеку в улицу имени Юрия Гагарина.

Интересные факты о Марсе

1.На 17 ноября 2016 года в мире насчитывалось 552 космонавта, 58 из них – женщины.

2.Согласно легенде, первая попытка освоить космос была предпринята… китайцами много веков назад. Для достижения этой цели некий чиновник Вань Ху приспособил кресло с привязанными к нему воздушными змеями и полусотней пороховых ракет. По одной версии, Вань Ху сгорел сразу же, как только слуги подожгли ракеты. По другой, ему удалось оторваться от земли, и его никто больше не видел. Хотя в истории немало вымысла, но в честь отважного чиновника назван лунный кратер Ван-Гу.

3.Ракеты и космические аппараты практически со всех космодромов в мире запускаются на восток, по направлению вращения Земли. Только Израиль направляет их на запад. Дело в том, что с востока страна окружена недружелюбными государствами, и падение ступеней ракет на их территорию может спровоцировать военный конфликт. А если ракета летит на запад, ступени падают в Средиземное море.

4.Многие космонавты верят в приметы. Известно, что сам Сергей Королев не любил старты по понедельникам. Он всегда менял дату, если старт выпадал на этот день недели. Так и повелось: сначала в советской, а сейчас и в российской космонавтике понедельник неофициально считается «не стартовым» днем. А еще на космодроме в Плесецке перед запуском ракеты-носителя на ней обязательно пишут «Таня». Говорят, это имя вывел на первой ракете влюбленный в некую Таню офицер. Когда счастливое имя забыли написать, ракета перед стартом взорвалась.

5.Первой наградой, которую Юрий Гагарин получил за полет в космос, стала медаль «За освоение целинных земель» – ее космонавту вручили сразу после посадки подобравшего его вертолета. Уже потом Гагарин был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме того, его наградили «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ — это дата совершенного полета и инициалы первого космонавта.

6.Тем, кто видел кадры кинохроники торжественной встречи Гагарина в Москве, запомнился развязавшийся шнурок на ботинке космонавта. На самом деле эта тесемка была отцепившейся подтяжкой для носков, которая своей пряжкой доставила Гагарину массу болезненных ощущений, но он, не подавая вида, дошагал по дорожке до конца.

7.Жизнь в космосе нелегка. Во время полетов у многих космонавтов возникают осложнения со спиной, сопровождающиеся болью и защемлением нервов. Дело в том, что в условиях без земного притяжения позвоночник человека расслабляется и растягивается. Поэтому космонавты буквально вырастают на 5-8 сантиметров.

8.В космосе космонавты даже не могут плакать. При невесомости слезы не стекают вниз, а остаются на глазах в виде маленьких шариков, зачастую вызывающих неприятное жжение. Слезы приходится смахивать вручную.

9.В космосе невозможно принимать ванну. Во время гигиенических процедур космонавты пользуются влажными губками и салфетками. Также непросто в условиях невесомости почистить зубы: пену от зубной пасты приходится просто глотать.

10.На американских кораблях серии «Аполлон» астронавты справляли малую нужду в контейнеры, надевающиеся наподобие презервативов. Эти изделия были спроектированы разных размеров: «маленький», «средний» и «большой». После того, как астронавты независимо от своей анатомии стали выбирать только большой размер, маркировка была изменена на «большой», «гигантский» и «невероятный».

11.Наблюдения над пятью американскими астронавтами во время полетов на шаттле показали, что в космосе не храпят. Астронавты, которые на Земле храпели, в космосе спят очень тихо, потому что отсутствие силы тяжести уменьшает храп.

12.Чтобы улучшить вкусовые качества пищи в космосе, космонавты добавляют в блюда соль и перец, разведенные в воде. Иначе они могут попросту «уплыть», а, засорив вентиляторы и оборудование, попасть в глаза.

13.Ян Ливей, первый китайский тайконавт – так китайцы называют своих космонавтов – рассказал в своей автобиографии «Девять ступеней между Землей и небом» о том, что он ел в космосе. Его меню включало тушеную курицу, приготовленную на пару рыбу и мясо собаки из провинции Гуанси-Чжуань, славящееся тем, что оно помогает организму согреться в зимнюю стужу.

Планета Юпитер – интересные факты (+видео)

14.Российский космонавт Геннадий Падалка побывал на орбите 5 раз и установил мировой рекорд общего пребывания в космосе – 878 дней. В рамках одного космического полета дольше всех на орбите находился космонавт Валерий Поляков. В качестве врача-космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальном комплексе «Мир» он стартовал 8 января 1994 года и вернулся 22 марта 1995 года, продолжительность его полета составила 437 суток 18 часов.

15.Первыми животными, полетевшими в космос, были, как известно, собаки. А вот первенство в облете Луны принадлежит черепахам. Им не требуется большого запаса кислорода, они могут полторы недели ничего не есть и длительное время находиться как бы в летаргическом сне. Поэтому в 1968 году в советском космическом корабле «Зонд-5» летали среднеазиатские степные черепахи.

16.После гибели собаки Лайки в космосе в ООН пришло письмо от женщин из штата Миссисипи, которые потребовали осудить бесчеловечное отношение к собакам в СССР и предложили: если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, то в их городе для этого есть сколько угодно негритят.

17.Свои имена собаки Белка и Стрелка получили только за шесть дней до полета. До этого Белка была Вильной, а Стрелка — Каплей, а еще раньше – то ли Сильвой, то ли Марсианкой. Эти данные обнаружены в архивной тетради Олега Газенко, руководившего физиологической подготовкой собак для выполнения советской космической программы.

18.Одного из щенков побывавшей в космосе Стрелки назвали Пушинкой – ее Хрущев подарил Каролине Кеннеди, дочери президента. В результате романа Пушинки с Чарли, псом президентской семьи, на свет появились четверо щенков. Джон Кеннеди прозвал их «пупниками», объединив слова pup и sputnik.

19.На Луне установлен памятник космонавтам, которые уже погибли. Это алюминиевая фигурка в скафандре. На табличке рядом с ней перечислены имена 14-ти погибших, включая Юрия Гагарина. Памятник установил в 1971 году экипаж «Аполлона-15».

20.За освоение космоса людям пришлось заплатить высокую цену. По данным 2016 года, нет в живых уже 170 космонавтов, 22 из них погибли. Команда «Союза-11» – Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков – в 1971 году погибла непосредственно в космосе, от разгерметизации корабля, которая произошла в результате отделения модуля.

Кстати

Даугавпилс тоже имел отношение к освоению космоса. С 1974 по 1981 год экспериментальной группой нашего завода «Электроинструмент» было изготовлено несколько комплектов уникального электрического привода с комплектом насадок, куда входили ударный гайковерт, перфоратор-молоток, шуруповерт, ножницы. После сборки комплекты были испытаны в земных условиях и проверены в действии в космосе. Это подтвердил и космонавт, Почетный гражданин нашего города Юрий Петрович Артюхин, когда в 1985 году приехал в Даугавпилс на могилу своего отца. Космонавт рассказал, что пользовался нашим инструментом и остался им доволен.

Подборка интересных фактов о космонавтах

На орбите Земли рассветы и закаты чередуются через каждые полтора часа, поэтому космонавты встречают рассвет целых 16 раз в сутки. Это здорово сбивает биоритмы и мешает спать. Именно поэтому космонавты живут по земному гринвичскому времени, к которому привязывают очередность подъемов/отбоев. Кстати, со сном в космосе связан еще один интересный факт: в невесомости практически невозможно захрапеть!

В условиях невесомости позвоночник распрямляется, поэтому рост космонавтов увеличивается где-то на 4-8 см. Правда, на Земле эти сантиметры вновь «стаптываются».

Соль и специи в рационе космонавтов бывают лишь в виде жидких растворов. Дело в том, что сыпучие продукты в условиях отсутствия гравитации моментально уплывают в разные стороны. Мельчайшие частички соли и специй могут запорошить космонавтам глаза или попасть внутрь важной аппаратуры, поэтому на космических станциях стараются избегать всего рассыпчатого.

Рекордное количество дней на орбите пробыл российский космонавт Валерий Поляков. Его космическое путешествие длилось 438 суток. Рекорд был зафиксирован на станции «Мир» в 1995 году.

Рекорд по суммарному количеству дней, проведенных в космосе, также принадлежит россиянину – Сергею Крикалёву. В течение нескольких своих полетов он пробыл на орбите 803 дня. Благодаря этому, если теория относительности верна, он стал моложе на 1/48 секунды.

Планета Марс – интересные факты (+видео)

Все космонавты так или иначе переболели «космической болезнью». Этим термином называется расстройство вестибулярного аппарата, который начинает давать сбои в условиях невесомости. Доходит до того, что космонавты теряют ориентацию в пространстве и перестают ощущать расположение собственных конечностей. Некоторым даже кажется, что они ходят на голове! С течением времени дезориентация проходит, и космонавты привыкают к отсутствию гравитации. Интересно, что среди космонавтов распространен термин «космический адаптационный синдром», которым они называют банальную тошноту.

В невесомости мышцы поневоле атрофируются, поэтому сразу же после своего возвращения на Землю космонавтам очень тяжело шевелить руками и ногами – прямо как новорожденному! Неудивительно, что приземление они называют «вторым рождением».

Космонавты утверждают, что тяжелее всего после полета заново привыкать к земной гравитации. Многие из них бьют горы посуды, по привычке отпуская тарелки и чашки «парить в невесомости».

На космическом корабле очень сложно принять душ, поэтому космонавты моются с помощью мокрых губок и влажных салфеток. Интересно, что с чисткой зубов все тоже непросто: покорителям космоса приходится глотать пену от зубной пасты, чтобы она не сбивалась в комки и не летала по всему кораблю.

Некоторым космонавтам после длительных полетов мир кажется огромной иллюзией. Дело в том, что они видят непривычные для человека картины: другую сторону Луны, множественные закаты в течение одних суток, огни городов на ночной стороне нашей планеты… В итоге мозг отказывается воспринимать происходящее как объективную реальность.

Космонавты не могут даже поплакать для психологической разгрузки, так как в невесомости слезы скатываются в крохотные шарики прямо в глазах, вызывая резь и жжение.

На американских космических кораблях серии «Аполлон» полноценные туалеты предусмотрены не были. Астронавтам предлагалось писать в специальные контейнеры, которые надевались на манер презервативов. Естественно, контейнеры существовали разных размеров: маленького, среднего и большого. Все астронавты выбирали максимальный размер, даже если их детородный орган был не очень большим. В итоге нарушалась герметичность изделия, и шарики из мочи плавали по кораблю. Тогда производители решили польстить покорителям космоса, и начали маркировать размеры как «большой», «огромный» и «невероятный» – и сразу же астронавты начали подбирать контейнеры, подходящие им по размеру. Такой вот забавный факт!

Чтобы воспользоваться унитазом на МКС, нужно сесть на него точно по центру. Интересно, что техника «точной посадки» отрабатывается на специальном тренажере во время предполетной подготовки.

Интересный факт: на начальном этапе развития американской космической программы ни одна страховая компания не стала связываться с астронавтами, участвовавшими в лунных экспедициях НАСА. Тогда космическое агентство пошло ни хитрость – выпустило специальные открытки, на которых астронавты оставляли автографы перед полетом. Если бы кто-нибудь из них погиб, то родственники продали бы открытки коллекционерам, что стало бы для них своеобразной денежной компенсацией. К счастью, предосторожность оказалась излишней: ни один участник лунной программы НАСА не погиб.

Традиция советских ( а потом и российских) космонавтов перед полетом смотреть кинокартину «Белое солнце пустыни» не возникла на пустом месте. Изначально на примере этого фильма космонавтов учили работать с кинокамерой и снимать нужные планы – уж больно хороша в нем операторская работа!

Чарльз Симони – это единственный космический турист, который слетал на МКС дважды: в 2007 и 2009 годах. В промежутке между полетами в 2008 году он женился на шведской фотомодели Лизе Персдоттер. Лиза потребовала от супруга включить в брачный контракт особый пункт, запрещающий ему третий космический полет.

Как утверждают эксперты из VirginGalactic, дамам с силиконовым бюстом путь в космос заказан, потому что грудные имплантанты в результате стартовых перегрузок взрываются!

Карликовая планета Плутон

Общие сведения о Плутоне

Плутон – это карликовая планета Солнечной системы, транснептуновый объект (крупнейший в поясе Койпера) и десятое по массе тело, обращающееся вокруг Солнца, после 8 планет (без учета их спутников) и, предположительно, Эриды.

У Плутона на данный момент обнаружены 5 естественных спутников: Харон, Гидра, Никта, Кербер и Стикс.

Как и большинство тел пояса Койпера, Плутон состоит в основном из камня и льда.

Плутон открыт 18 февраля 1930 года Клайдом Томбо.

Орбита Плутона

Перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты): 4,437 миллиарда километров (29,667 астрономической единицы).

Афелий (самая далекая от Солнца точка орбиты): 7,376 миллиарда километров (49,31 астрономической единицы).

Средняя скорость движения Плутона по орбите составляет около 4,6691 километра в секунду.

Один оборот вокруг Солнца планета совершает приблизительно за 248 земных лет.

Из-за эксцентричности орбиты Плутон в перигелии оказывается ближе к Солнцу чем Нептун.

Направление вращения вокруг своей оси у Плутона, как и у Венеры, обратное, то есть противоположное направлению обращения планет вокруг Солнца.

3D-модель Плутона

Физические характеристики Плутона

Плутон – десятое по массе (без учета спутников планет) небесное тело, обращающееся вокруг Солнца – после восьми планет и Эриды.

Температура поверхности Плутона колеблется от -233 до -213 градусов Цельсия.

Средний радиус Плутона составляет 1187 &plusmn 4 километра, то есть примерно в 5 раз меньше радиуса Земли.

Площадь поверхности Плутона составляет 17,7 миллиона квадратных километров.

Средняя плотность Плутона составляет 1,86 грамм на кубический сантиметр.

Ускорение свободного падения на Плутоне равно 0,67 метра на секунду в квадрате (0,063 g).

Масса Плутона равна 1,303 х 10 22 килограмм.

Сравнительные размеры Плутона и Земли

Атмосфера Плутона

Атмосферное давление на Плутоне составляет примерно 1 Па.

Атмосфера Плутона состоит из азота с примесью метана (около 0,25%) и угарного газа (около 0,05-0,1%).

Атмосфера Плутона была обнаружена в 1985 году при наблюдении покрытия им звезды.

Атмосфера Плутона, несмотря на очень низкое давление, способна эффективно сглаживать суточные перепады температур.

Исследование Плутона

Плутон открыт Клайдом Томбо 18 февраля 1930 года фотографическим методом в ходе поиска Планеты Х.

Расстояние до Плутона и возможности современных телескопов не позволяют получить качественные снимки его поверхности.

Никаких серьезных попыток исследовать Плутон не предпринималось вплоть до последнего десятилетия XX века. В августе 1992 года ученый Лаборатории реактивного движения NASA Роберт Стеле позвонил Клайду Томбо с просьбой дать разрешение на посещение его планеты.

В 2003 году после интенсивных дебатов финансирование получила миссия к Плутону под названием «New Horizons», достигшая системы Плутона в 2015 году и перевернувшая представление об удивительном мире карликовой планеты.

Интересные факты о Плутоне

Имя «Плутон» первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда.

7 сентября 2006 года Международный астрономический союз включил Плутон в каталог малых планет под номером 134340, поскольку Плутон не удовлетворял одному из требований к «планетам»: планета должна расчистить окрестности своей орбиты (то есть должна быть гравитационной доминантой, и рядом не должно быть других тел сравнимого размера, кроме ее спутников); тем временем масса Плутона составляет всего 7% массы всех объектов пояса Койпера.

Советские ученые еще в 1950-х годах высказали предположение, что Плутон является лишь одной из карликовых планет.

Законодательное собрание штата Нью-Мексико, где долго жил Клайд Томбо, единогласно постановило, что в его честь Плутон в нью-мексиканском небе всегда будет считаться планетой. Аналогичное постановление принял сенат штата Иллинойс, откуда родом первооткрыватель Плутона.

Американское диалектологическое общество признало глагол «to pluto» («оплутонить») новым словом 2006 года. Оно означает «понизить в звании или ценности кого-либо или что-либо, как это произошло с теперь уже бывшей планетой Плутон».

Площадь Плутона (17,7 миллиона квадратных километров) немногим больше площади России (17,1 миллиона квадратных километров).

В честь Плутона назван химический элемент плутоний.

Открытию Плутона было посвящено несколько почтовых марок разных стран.

Отличительная фигура в форме сердца, открытая захватывающими изображениями «New Horizons» в 2015 году, получила название Tombaugh Regio, а ее большая равнина сохранила название Sputnik Planitia, данное ей в честь первого космического спутника, запущенного Советским Союзом в 1957 году.

Планета Плутон

Плутон – карликовая планета, находящаяся в поясе Койпера. Интересен факт, что до 2006 г. Плутон считался девятой планетой Солнечной системы.

О том, почему он потерял свой статус, мы расскажем в данной статье. Если вам нравится космос и все, что с ним связано, – вам будет интересно.

Неизвестная науке «Планета Х»

В конце 19-го века астрономы выдвинули теорию о том, что в Солнечной системе должна быть еще одна планета. Такое предположение возникло на основании математических расчетов.

Интересно, что на тот момент последней открытой планетой являлся Уран, и лишь через некоторое время был обнаружен Нептун. Однако астрономы были уверены в том, что существует еще одно небесное тело, которое они назвали «Планетой X».

В ходе долгих и упорных поисков, в 1930 г. им наконец-то удалось обнаружить Плутон, который и являлся той загадочной планетой.

Новые открытия

После этого, на протяжении 76 лет Плутон считался девятой планетой Солнечной системы, однако в 2006 г. ученые пересмотрели свои взгляды на него.

Дело в том, что официальная точка зрения о массе планеты Плутон, которая якобы была почти такой же, как и у Земли, была опровергнута.

На самом деле масса самой отдаленной от Солнца планеты оказалась равной приблизительно 0,2 % массы Земли. Кроме этого, диаметр Плутона был в 5 раз меньше земного.

Взяв во внимание эти и другие факторы, ученые лишили Плутон статуса планеты, принадлежащей к Солнечной системе. После этого его начали называть просто карликовой планетой.

Необычная орбита

Орбита Плутона отличается от орбит остальных 8 планет с ярко выраженной овальной формой. В связи с этим движение карлика достаточно хаотичное.

Астрономам сложно моделировать вращение Плутона, поскольку с каждым периодом его орбита постепенно сдвигается.

Интересен факт, что Плутон, наряду с Венерой и Ураном (см. интересные факты об Уране), движется по часовой стрелке, а сутки на нем длятся около 6,3 земных суток. Для совершения одного оборота вокруг Солнца, Плутону требуется 248 земных года.

Спутники Плутона

На сегодняшний день известно о 5 спутниках Плутона. Наибольший из них Харон, который был открыт в 1978 г.

Интересно, что остальные 4 спутника, Никта, Гидра, Кирби и Стикс, удалось обнаружить только в период 2005-2012 гг. Все они достаточно малы и вращаются по относительно круговым орбитам вокруг Плутона.

Учитывая колоссальную отдаленность Плутона от Земли, он еще очень плохо изучен. Многие ученые склоняются к тому, что он состоит из горных пород и льда. В его атмосфере преимущественно содержится азот, с некоторыми примесями метана и угарного газа.

На Плутоне наблюдается парниковый эффект, вызванный метаном. Средняя температура на поверхности карликовой планеты составляет около -220 °С.

Недавно астрономы установили, что атмосферное давление на Плутоне напрямую зависит от расстояния между ним и Солнцем.

Современные технологии

Благодаря созданию новых мощных телескопов, ученые смогли обнаружить множество космических объектов, находящихся вокруг планеты Плутона.

Их оказалось настолько много, что впоследствии они были названы поясом Койпера.

На сегодняшний день известно о более сотни небесных тел, диаметр которых превышает 100 км. Пояс Койпера оказался одной из основных причин того, почему Плутон был лишен статуса планеты.

К слову, космический аппарат Хаббл помог астрономам обнаружить новый объект, который впоследствии был назван Эридой.

Он оказался еще дальше от Солнца, чем Плутон. Позже было найдено еще несколько подобных небесных тел.

Интересен факт, что если бы Плутон не исключили из списка планет Солнечной системы, то все эти новые тела пришлось бы также называть планетами, так как по своему составу они были очень похожи на Плутон.

Пересмотр статуса Плутона

Как говорилось ранее, в 2006 г. Плутон был назван карликовой планетой, поскольку он перестал отвечать критериям, соответствующим планетам в полном смысле этого слова.

Такое сенсационное решение было принято на конгрессе Международного Астрономического Союза, в котором принимало участие около 3000 участников.

Они постановили, что объект, претендующий на статус планеты, должен соответствовать следующим требованиям:

• вращаться вокруг Солнца по своей орбите;
  • обладать достаточной массой, которая бы позволяла ему иметь сферическую форму;
  • не являться спутником другой планеты;
  • иметь мощное гравитационное поле, позволяющее расчищать свою орбиту от других космических объектов.

И если по первым трем параметрам Плутон подходил на роль планеты, то четвертое требование не позволяло ему быть таковой. То есть, его масса не позволяла ему расчищать орбиту от космических объектов.

В результате все подобные небесные тела начали относить к категории «карликовых планет».

К слову сказать, при бурном обсуждении статуса планеты Плутон, в обществе возникли фантастические слухи о загадочной планете Нибиру, которая якобы в ближайшее время уничтожит нашу планету. Так что обязательно поинтересуйтесь этой информацией.

В конце рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик BBC о планете Плутон. Обязательно досмотрите до конца – это очень интересно!

Ну что же, теперь вы знаете про Плутон все, что нужно. В конце рекомендуем ознакомиться с интересными фактами о Солнце.

Плутон Описание, строение, характеристики, орбита, интересные факты, фото и видео

Плутон – бывший объект Солнечной системы, перенесенный в разряд карликовых планет по причине малого веса, недостаточного для притягивания других космических тел. Изучен недостаточно из-за удаленности, представляет повышенный интерес для ученых.

Физические характеристики

Подробные характеристики и сведения о состоянии космического тела были получены лишь в 2015 году после сближения Плутона со спутником New Horizons.

• диаметр: 2376,6 км;
  • масса: 1,3х10^22 кг – 0,0022 массы планета Земля;
  • температура: -230 градусов по Цельсию;
  • средняя удаленность от Солнца: 7,4 млрд км или 39,4 а.е;
  • скорость вращения по орбите: 4,7 км/с;
  • плотность: 2 г/см3;
  • полярный радиус: 1153 км;
  • отражательная способность поверхности: 0,4.

Орбита

Орбита имеет форму вытянутого эллипса. На один оборот вокруг звезды Плутон тратит 248 лет. За этот период расстояние до Солнца постоянно меняется: уменьшается до 30 а.е (астрономических единиц) и удаляется до 39 а.е., где 1 а.е. равна 150 млн км. Наклон плоскости вращения составляет угол в 17 градусов относительно других планет.

Поскольку положение орбиты непостоянно: в одних случаях ниже плоскости эклиптики, в других выше, то Плутон время от времени меняется местами с Нептуном, находящимся ближе к Солнцу. Предположение о том, что карликовый объект был его спутником, было опровергнуто лишь по той причине, что уже несколько миллионов лет их орбиты находятся в постоянном резонансе в соотношении 3:2. Это значит, что за одно и тоже время одна из планет обращается вокруг Солнца три раза, а другая всего лишь два. Пока ученым удается прогнозировать поведение орбит Нептуна и Плутона, но на перспективу этот вопрос остается открытым

Внутреннее строение

Планета состоит из трех составляющих элементов:

• атмосферы, представленной тонким слоем метана, азота и окиси углерода;
  • мантии, толщиной в 250 км, состоящей из воды и льда;
  • ядра диаметром в 1772 км, представляющего смесь камней и льда.

Выводы предположительные, сделаны на основе спектрального анализа, поскольку планета мало изучена.

Атмосфера и поверхность

Несмотря на то, что большая часть поверхности Плутона покрыта льдами, мощные телескопы зафиксировали неоднородную по цветовой гамме поверхность. На снимках были обнаружены:

• кратеры;
  • углубления;
  • равнины;
  • ледяные глыбы.

В 2015 году обнаружена горная цепь, представляющая собой замерзшую смесь метана, азота и окиси углерода. На Плутоне есть газообразная атмосфера. Ее большая часть состоит из азота. В меньшей степени присутствуют метан и окись углерода. Такой состав исключает зарождение жизни даже в самой примитивной форме.

В период нахождения планеты в максимальной близости к Солнцу лед принимает иное состояние: газообразное. После удаления от небесного светила он превращается в кристаллы, опускающиеся на поверхность и образующие своеобразную корку.

Температура

До перехода в разряд карликовых небесных тел Плутон считали самой холодной планетой. Температура здесь опускается до -230-240 градусов по Цельсию. Сильные морозы обусловлены огромной удаленностью от Солнца: 7,4 миллиарда км, но из-за характерного строения орбиты атмосфера иногда становится газом, а затем замерзает и выпадает на поверхность.

Однако температурный режим не везде одинаков. Метан способен создавать парниковый эффект, поэтому на некоторой высоте от поверхности показатели повышаются, но незначительно: на 10 – 20 градусов по Цельсию.

До 2015 года относительно окраса поверхности Плутона были только предположения. Поскольку большая часть планеты состоит изо льда, то и цвет должен быть соответствующий: белый с серыми и светло-синими оттенками. Однако на фотографиях, которые удалось сделать с помощью телескопа, явно просматривается иная палитра: светло-желтая, местами переходящая в более темные тона.

Интересные факты о солнечной системе

Есть ли жизнь на Плутоне

Для зарождения жизни на планете нет никаких условий:

• огромная удаленность от Солнца;
  • низкая температура, при которой превращается в лед не только вода, но и газы: метан, азот и окись углерода;
  • давление на поверхности в миллион с лишним раз ниже земного;
  • газообразный атмосферный слой;
  • поверхность, покрытая ледяной коркой.

Атмосфера постоянно меняется в зависимости от приближения или удаления от Солнца. В подобной среде невозможно даже предположить зарождение, а уж тем более существование жизни.

Спутники Плутона

У Плутона пять спутников:

1. Харон – открыт в 1978 году, в два раза меньше Плутона, диаметр – 1212 км, значительно отличается по составу. Предположительно, спутник является осколками самой планеты, выброшенными при столкновении, а потому и габариты более скромные.
  2. Никта – обнаружен в 2005 году при помощи телескопа Хаббл, первоначальный диаметр – 45 км. Перемещается по орбите с той же скоростью, что и Харон, а с Гидрой находится в резонансном соотношении 3:2. Длительность одного витка вокруг Плутона составляет 25 дней.
  3. Гидра – открыт в 2005 году, удален от Плутона на 65 000 км. Диаметр, исходя из уровня яркости, варьируется от 40 до 60 км, на орбитальный путь уходит 32 дня. Данных о составе спутника нет, но есть предположение о ледяной мантии и каменном ядре.
  4. Кербер – обнаружен в 2011 году, располагается между Гидрой и Никтой. Предположительная причина образования – столкновение Плутона с более крупным космическим телом, диаметр – 13-34 км, большая полуось – 59 000 км, время обращения – 32 дня.
  5. Стикс – открыт в 2012 году, самый маленький из пяти. От Плутона удален на 58 000 миль, диаметр – 10-25 км, один оборот преодолевает за 19 дней, большая полуось – 42 000 км. Иные физические данные не установлены.

Сколько лететь до Плутона

Скорость света составляет почти 300 000 м/с. Чтобы ему преодолеть расстояние от Плутона до Земли, понадобится 4,6 часа. Скорость космического корабля «Новые Горизонты» составляла 58 000 км/ч. Это в два раза больше обычного ускорения для подобных аппаратов. Расчет времени, затраченного на полет, простой: старт кораблю был дан в 2006 году, а максимальное сближение с Плутоном было только в 2015 году. Если более точно, то время полета составило 9 лет, 5 месяцев, 24 дня.

Расстояние от Земли до Плутона

По земным меркам оно составляет 4,4 млрд км или 29 астрономических единиц, но это при максимальном приближении Плутона к третьей планете от Солнца. При удалении расстояние увеличивается до 7,3 млрд км или 49 а.е. При расчете требуется брать во внимание орбитальный наклон в 17 градусов. С учетом всех особенностей, среднее расстояние определяется показателем в 5,91 млрд км или 40 а.е.

История открытия

Французский математик, занимающийся небесной механикой, Урбен Леверье, провел исследование орбиты Урана. Он выявил определенные волнения, натолкнувшие на мысль, что именно какая-то неизвестная близлежащая планета является их причиной. В 1894 году американский бизнесмен, астроном и математик Персиваль Лоуэлл основал на собственные средства обсерваторию. Также стал инициатором проекта, в рамках которого осуществлялся поиск девятой планеты. Длительное время исследования были безуспешными. Энтузиасты сделали множество фотоснимков с многочисленными небесными телами, но искомое там никто не увидел.

Клайд Томбо

Плутон был открыт 18 февраля 1930 года американским астрономом Клайдом Томбо. Будучи принятым на работу в обсерваторию, он делал фотографии и вдруг заметил на снимках движущийся объект (из нескольких фотокарточек была сделана простейшая анимация). Это и был Плутон. Лоуэлловская обсерватория 13 марта этого же года сделала заявление об открытии новой планеты.

Почему Плутон так называется?

После открытия девятой планеты у астрономов появился логичный вопрос: какое название ей дать? Такое право предоставлялось первооткрывателю. Не самому Клайду Томбо, а месту, где он работал – обсерватории Лоуэлла. Жена уже давно почившего Лоуэлла, Констанция, предложила несколько названий. Первое название планеты – «Персиваль», в честь ее мужа, затем – «Зевс», а после и вовсе свое же имя. Однако научное сообщество проигнорировало ее предложения.

Ныне используемое название придумала Венеция Берни – обыкновенная оксфордская школьница. Дело в том, что Плутон – это бог из древнеримской мифологии, который правил подземным царством. Это отлично подходило для холодной и мрачной поверхности планеты.

Свою версию девочка озвучила дедушке, который тогда работал в библиотеке Оксфордского университета. Он передал предложение профессору Тернеру, отправившему сообщение в США своим коллегам. Всего было предложено 3 варианта: «Минерва», «Кронос» и «Плутон». Первые два отклонили, и официально планета получила название 1 мая 1930 года.

Исследование

В период с 1906 по 1916 год американские ученые впервые заговорили о случайном открытии еще одной планеты, девятой, которую нарекли «Планета Х». Далее исследования проводились в такой хронологии:

• в 1930 году сотрудник Лоуэлльского центра зафиксировал небесный объект, схожий по параметрам с «Планетой Х» исключительно благодаря зоркости зрения;
  • в этом же году он официально получил название – «Плутон»;
  • в 2006 году девятую планету перевели в статус карликовых небесных тел, лишив прежнего титула, поскольку за орбитой Нептуна находились иные объекты Вселенной;
  • в 2006 году стартовал аппарат «Новые горизонты», основной целью которого было изучение Плутона и Харона, его спутника;
  • в 2015 году спутник максимально сблизился с планетой (удаление составляло всего 12 500 км).

Аппарат предоставил данные, по которым удалось сделать спектральный анализ поверхности. В разное время делались снимки, появилась возможность сравнить геологическую активность.

Кольца Плутона

Изначально считалось, что вокруг Плутона должны быть кольца, которые могли образоваться в результате столкновений. При приближении к планете спутник «Новые горизонты» отправлял сделанные фотографии на Землю. На них колец обнаружено не было, более того, аппарат обязательно столкнулся бы с ними. После тщательного анализа полученных данных ученые единогласно пришли к выводу, что они вокруг планеты отсутствуют.

Статус Плутона сейчас

В 1930 году Плутон признали планетой – 9-ой по счету от Солнца, однако сравнительно недавно он потерял свой статус. Ученые начали сомневаться, что небесное тело соразмерно параметрам Земли. В результате исследований его определили в разряд карликовых планет. По данному поводу несколько раз устраивали дебаты, и окончательное решение приняли в 2006 году. Ученые выделили несколько критериев для определения статуса планеты:

1. Космическое тело должно вращаться по орбите вокруг Солнца, а также быть спутником одной из звезд, а не какой-либо планеты.
  2. Объект должен иметь такую массу, которая позволит ему под действием гравитации обрести форму сферы.
  3. Размеры тела должны быть настолько большими, чтобы в пределах его орбиты не было более крупных объектов. Исключением являются только его спутники или объекты под действием гравитации.

Таким образом, после проверки этих факторов ученые установили, что называть Плутон планетой нельзя из-за третьего критерия. Поскольку он находится в поясе Койпера, его массу сравнили с близлежащими объектами. Выяснилось, что Плутон занимает всего 7% массы остальных космических тел.

Другие карликовые планеты

Поскольку Плутон удовлетворял первым двум критериям, его определили в категорию карликовых планет, а также отнесли к классу плутоидов. Такими небесными телами считаются сферические объекты с небольшой массой. Они должны вращаться вокруг Солнца. При этом, орбите необходимо иметь больший радиус, чем у Нептуна. Кроме Плутона считаются плутоидами: Эрида, Макемаке и Хаумеа.

Официально Плутон внесли в список малых планет под номером 134340 (7 сентября 2006). Интересно, что если бы ученые с самого начала правильно охарактеризовали этот объект, то в каталоге он бы занимал место в первых тысячах. Единственное отличие между обычной планетой и карликовой теперь заключается только в размере объектов. По остальным параметрам они совпадают.

Интересное видео о Плутоне