ТОП 20 интересных фактов о Солнечной системе и планетах

Самые свежие научные и интересные факты о планетах Солнечной системы. Чего вы еще не знали о Земле, Солнце, карликах и Космосе.

1. Меркурий
  2. Венера
  3. Земля
  4. Марс
  5. Юпитер
  6. Сатурн
  7. Уран
  8. Плутон
  9. Солнце

Меркурий

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, самая легкая, а еще и самая маленькая из всех, и она продолжает ужиматься. Ее год длится всего 88 дней, при этом сам день равен нашим 59 суткам.

Если на Меркурии и существуют какие-то формы жизни (ну вот откуда нам знать обратное? а?), то эти формы наблюдают там каждый день по два восхода и по два заката. В определенных местах планеты их можно увидеть и по 3 раза за день.

Человеку здесь точно не выжить. Если у нас становится невыносимо жарко летом, а мы третьи по счету от Солнца, то представьте, каково на первой. Привычная температура днем +427 градусов, а ночью она спускается до -180. Посмотрите, как выглядит поверхность этой планеты.

Не смотря на непосредственную близость к Солнцу, Меркурий обладает ледниками. Они прячутся в глубоких кратерах, а это говорит о наличии воды. А там, где есть вода, должна быть и жизнь.

А вот еще одно видео, где вы можете посмотреть, насколько огромно наше Солнце по сравнению с Меркурием, который в 15 раз меньше Земли. Чтобы сделать этот двухминутный ролик, Обсерватории солнечной динамики потребовалось 8 часов.

Жаль, что мы пока не можем посмотреть, как выглядит Солнце с самого Меркурия, но ученые сделали предположение, как бы это выглядело: из-за близкого расположения Солнце должно двигаться по небу планеты взад-вперед.

Венера

Вторая после Меркурия ближайшая к Солнцу – Венера. Ее день длится еще больше – наших 243 дня. Академики допускают малюсенькую возможность того, что в атмосфере планеты могут обитать бактерии, похожие на земные. А если бы там жили люди (гипотетически), то они бы весили на 8 кг меньше, чем на Земле.

А еще на Венере облака из серной кислоты.

Земля

Про Землю. Представим, что на соседнем Марсе живут похожие на нас люди, ну или зеленые человечки, которые тоже изучают забавные факты о планетах. Чтобы они посчитали интересным? Например, гравитация на Земле разная. Признавайтесь, знали? 😉 Это факт – в некоторых местах мы чувствуем себя тяжелее, в других – легче.

Одно из условий жизни на нашей планете – наличие магнитного поля. Не будь его, вся электроника в мире расплавилась бы очень быстро. Что уж говорить о нас?

К слову, магнитные полюса Земли меняются каждые 200 000 лет. Это обычное дело и случись такое сейчас, компьютеры вышли бы из строя за секунды. Мир бы вернулся в доиндустриальную эпоху, полагаясь только на рисунки в пещерах. Нам еще повезло. Для сравнения — на Солнце полюса меняются каждый 11 лет.

Марс похож на Землю длительностью суток – почти те же 24 часа, хотя год длится целых 668 дней. И кстати, здесь тоже, как у нас, наблюдается смена времен года, но длится эта смена в 2 раза дольше. Когда наступит тот день, и человек отправится на Марс (а это уже не фантастика, а дело времени), то, поднимая голову в небо, он будет видеть не голубой, а ярко-розовый цвет. Это из-за атмосферной пыли. У нас такой нет, потому и небо голубое.

Ученые посчитали, что самой высокой (напомню, из всех открытых и известных) возвышенностью в Солнечной системе считается марсианский вулкан «Олимп». Его высота достигает рекордных 27 км. Ни о чем не говорит? У нашего Эвереста всего 8,5 км.

Юпитер

Этот гигант обладает 60ю спутниками, 5ю кольцами и массой, которая превышает земную в 318 раз. Из-за этого внутри Юпитера поместились бы тысячи копий нашей планеты.

Юпитер – очень скверное для жизни место – здесь почти никогда не прекращаются ураганы, бури и молнии. Несмотря на это, без Юпитера бы не было жизни на Земле. Это наш личный охранник в Космосе. Планета обладает такой мощной гравитацией, что всасывает в себя как пылесос весь космический мусор. Если на Землю летит какой-нибудь астероид, угрожающий жизни, он наверняка затянется в атмосферу Юпитера. Так что, спим спокойно.

Сатурн

Первое, что приходит в голову о Сатурне, это его кольца. Но по факту это всего лишь лед и пыль. Правда, толщина такого пыльно-ледникового кольца достигает 1 км, но все равно это не что-то цельное и твердое, а сравнительно тонкое, как спица в велосипедном колесе. И как же так выходит, что эти тонко-пыльные кольца видны из Космоса? А их у Сатурна больше 62х. Вот и берут числом. А еще у Сатурна год как наши 30 лет.

На спутнике Сатурна – Титане – довольно плотная атмосфера и небольшая гравитация. Если бы человек смог оказаться на Титане, то он бы летал как птица. Но цианистый водород в атмосфере нас бы убил.

Если бы Луна была от Земли на 400 км - Интересные факты

Уран не твердый. Если попытаться предпринять хоть какую-то попытку приземлиться на Уран, то первые 8 000 км вы будете все еще пытаться. На одну треть планета – сплошной газ. Смена года здесь длится 20 лет. Вот, где актуальна фраза «Зима близко». 🙂

Плутон

Последний в списке – Плутон. Когда его открыли, то считали девятой планетой, но позже академическое сообщество решило убрать его из категории планет, обозначив как карлика. Это произошло в 2006 году.

У Плутона есть горы, как на Земле, но они ледяные и по своей структуре больше похоже на сталь, чем на холодную прозрачную твердыню. Ученые предполагают, что тут даже может идти снег как у нас. Но человек бы там не выжил – слишком далеко от Солнца (-200 градусов в разгар дня).

И раз уж мы заговорили о карликовых планетах, то Плутон – не единственный в Солнечной системе. Их у нас еще 4 и это только обнаруженные: Церера, Эрида, Макемаке, Хаумея.

Солнце

Солнце – это, конечно же, не планета, но оно в нашей системе, поэтому о нем тоже кое-что интересное можно рассказать. Например, если вещество с Солнца в размере с горошинку каким-то образом окажется здесь у нас на Земле, то эта горошинка за секунды уничтожит все живое на ближайшие 160 км, поглотив весь кислород.

Солнечные лучи достигают поверхности нашей планеты за 8 минут, но преодолеть собственную твердую оболочку Солнцу, чтобы стать согревающей и освещающей звездой, потребовалось 30 000 млн. лет.

И немного о самой Солнечной системе. По сравнению с Космосом, Солнечная система – песчинка на пляже. Исследователи альтернативной науки считают, что наша система планет самим фактом своего существования нарушает все законы Вселенной. Это дает основания считать Солнечную систему искусственно созданной. Так и хочется добавить – «но это не точно». Все, что касается Космоса, должно подвергаться сомнению, а потому пусть последний абзац тут просто полежит. Для общей картины.

На этом все. Это были интересные факты о планетах Солнечной системы. Как только ученые что-нибудь еще откроют, обязательно напишу тут. 😉

Удивительные факты о Солнечной системе

• 12 января 2021 г.
  • 9 минут
  • 4 811

У нас на Земле очень интересно. Каждый день творится множество всяких разных дел – и серьезных, и очень серьезных, и вообще пустяковых. Но давайте-ка отвлечемся от новостей, постов в фейсбук, новых фото в инстаграм, и посмотрим, что творится за пределами Земли в нашей Солнечной системе: там все тоже очень интересно.

Мы отобрали 10 самых удивительных фактов о нашей Солнечной системе. На самом деле их, конечно же, гораздо больше.

Факт 1: Меркурий – вовсе не самая горячая планета

Там конечно легко можно поджариться в считанные мгновения, но на Венере это произойдет быстрее. Несмотря на то, что Меркурий находится ближе всего к Солнцу, из-за слабой гравитации у него практически отсутствует атмосфера. Ее просто «сдувает» солнечным ветром. Атмосфера же Венеры самая плотная из всех планет, она укрывает поверхность и обеспечивает «парниковый эффект». В результате максимальная температура на Венере составляет 475 градусов по Цельсию, а Меркурий может похвастаться только 450 градусами. Зато перепад температур между солнечной и теневой сторонами на Меркурии поистине рекордный. От минус 180 в тени до плюс 450 на солнышке.

Меркурий холоднее Венеры

Факт 2: Водяные вулканы

На некоторых спутниках планет-гигантов присутствует вода. Причем не какой-нибудь жалкий стаканчик, а огромные океаны, которые скрываются под поверхностью или льдом. На поверхности же бьют гейзеры. Например, на поверхности Тритона (спутника Нептуна) высота таких фонтанов достигает 8 километров!

Водяные вулканы на Тритоне

Факт 3: Самый большой океан

Самый большой океан находится. на Юпитере. Неожиданно, правда? Причем, это необычный океан воды – воды на Юпитере нет. Это газовый гигант, состоящий в основном из водорода и гелия. Ближе к центру планеты происходит увеличение давления, в результате чего водород переходит в жидкое состояние. Так, согласно расчетам ученых под слоями облаков на Юпитере скрывается океан жидкого водорода глубиной 40 000 километров!

Юпитер и один из его спутников

Факт 4: У Титана самая похожая на земную атмосфера

Титан – спутник Сатурна, по величине сопоставимый с Луной. Состав его атмосферы имеет много общего с атмосферой нашей родной Земли. Вот только есть проблема – на Титане сейчас очень холодно, средняя температура составляет около -170 градусов Цельсия. Однако в далеком будущем, когда запасы ядерного топлива в недрах солнца начнут истощаться и космическая “батарея” превратиться в красного гиганта, существенно увеличившись в размерах, температура на Титане повысится, и он (вполне возможно) станет пригодным для жизни. Красный гигант – одна из завершающих стадий жизни звезд, подобных Солнцу. Тем не менее, благоприятные условия для возникновения жизни будут сохраняться на Титане на протяжении сотен миллионов лет.

Титан

Факт 5: 98% массы Солнечной системы сосредоточено в Солнце

Интересный факт о массе планет солнечной системы. Для того чтобы осознать масштаб вещей, приведем картинку, на которой изображены размеры планет и нашей звезды относительно друг друга.

Интересные факты о космосе

Солнце и планеты

Факт 6: Юпитер спасает Землю

Юпитер – самая большая в Солнечной системе планета. Когда все только начиналось, это небесное тело имело все шансы стать звездой, но повезло больше Солнцу. Благодаря своей гравитации Юпитер служит своеобразным щитом для Земли, притягивая к себе астероиды и другие неприятные космические тела, которые, столкнись они с нами, вполне быстро бы всех уничтожили. Другой дело – врезаться в Юпитер и утонуть в океане водорода. И нам хорошо, и Юпитеру не особо плохо. Так в 1994 году гигант принял удар от кометы Шумейкеров-Леви, в 2009 и 2012 произошло столкновение Юпитера с крупными астероидами. Вспышка в атмосфере от удара с последним, которую наблюдал астроном-любитель Джордж Холл, была по размеру сопоставима с Землей.

Юпитер и фрагменты кометы

Факт 7: Алмазный дождь

Еще один факт про планеты солнечной системы. На сей раз, Уран и Плутон. Это далекие планеты, на которых есть океаны из жидкого углерода. Однако не весь углерод на этих планетах жидкий. Компьютерное моделирование показало, что в этих океанах могут плавать алмазные айсберги, а вместо привычного нам дождя или снега выпадают осадки в виде крохотных алмазов.

Алмазный дождь

Факт 8: Европа и ее океан

На Европе (спутнике Юпитера) воды больше, чем на Земле. По оценкам ученых подо льдом Европа скрывает океан глубиной до 170 километров. Океан воды, а не углерода или водорода. Считается, что вероятность наличия жизни на Европе самая высокая из всех других планет. Кроме нашей, конечно. В 2020 году на спутник Юпитера отправится автоматическая межпланетная станция, которая попытается найти в подповерхностных водах живые микроорганизмы.

Европа

Факт 9: Смена сезона на Уране происходит раз в 20 лет

Как известно, наступление весны, лета, зимы и осени обусловлено наклоном Земной оси. У Урана этот угол составляет 82 градуса, и из-за этого каждый сезон на нем равен аж двадцати земным годам. Не советуем зимовать на Уране.

Нептун. Вид с Тритона

Факт 10: Сколько планет в солнечной системе?

Помимо планет земной группы и планет гигантов, существуют еще и карликовые планеты. Плутон, Церера, Эрида, Хаумея и Макемаке. Солнечная система включает планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Землю и Марс. Планеты гиганты: Сатурн, Юпитер, Уран и Нептун. Плутон, ранее считавшийся полноценной планетой, был разжалован до карликовой. Итого, сейчас мы насчитали 8 планет. Хотя есть вероятность, что скоро будет подтверждено существование девятой.

Планеты

И напоследок еще один факт: если Вы слишком отдалились от земных дел и не знаете, как наверстать упущенное в учебе, на помощь Вам всегда придут наши авторы. Zaochnik – команда профессионалов, на которых можно положиться.

• Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

10 удивительных фактов о Солнечной системе

Чем больше мы узнаем о нашей Солнечной системе, тем больше нас удивляют её чудеса и огромные возможности. Интересно, сможем ли мы когда-либо полностью изучить и познать её?

1. Солнце занимает 99,86 % общей массы всей Солнечной системы

Солнце является самым важным источником энергии для жизни на Земле, а также самым крупным телом в Солнечной системе. Его масса в 330 тысяч раз больше нашей планеты и занимает 99,86 % от общей массы всей Солнечной системы. Рожденное свыше 4,6 млрд. лет назад, Солнце считается звездой среднего возраста. После своей смерти через 5 млрд. лет оно станет красным гигантом, который уничтожит орбиты Меркурия и Венеры и сделает Землю непригодной для жизни.

2. Уникальное вращение Венеры

Венера вращается вокруг своей собственной оси 243 земных дня, и за 224,65 земных дня она делает полный оборот вокруг Солнца. Это означает, что на Венере один день длиннее одного года.

3. Средняя плотность Сатурна настолько мала, что он может удержаться на воде

Как и Юпитер, Сатурн является газовым гигантом. Он в основном состоит из водорода (96 %) и гелия (3 %). Это массивная планета, у которой давление, температура и плотность возрастают в направлении ядра. Таким образом, с глубиной водород переходит из газа в жидкость и затем в металл. Хотя Сатурн в 95 раз тяжелее Земли, его средняя плотность составляет всего 0,69 г на 1 куб. см. Это единственная планета в Солнечной системе, которая менее плотная, чем вода.

4. Около 4 млрд. лет назад на Марсе был кислород

Когда ученые исследовали метеориты и поверхностные камни с Марса, они обнаружили несоответствие: в поверхностных породах в пять раз больше никеля, чем в метеоритах. Это означает, что камни «родились» в богатой кислородом среде. Видимо, раньше они залегали глубоко, а затем выносились на поверхность во время вулканических извержений. Стало быть, около 4 млрд. лет назад на Марсе был кислород и влажный, теплый климат.

5. Солнце издает сильный шум

Из-за своей ядерной активности Солнце невероятно шумное, что сравнимо со 10 млн. ударов клавиш на фортепиано. То есть оно выдает 290 децибел звука. Но, поскольку расстояние рассеивает звуковую энергию, к тому времени, когда звук добирается до Земли, в нем остается только 125 децибел. Это на пять децибел меньше, чем звук сигнала поезда на расстоянии 1 метра.

6. Марсианская гора Олимп – самая высокая в Солнечной системе

Гора Олимп – это щитовой вулкан, он полностью состоит из вытекающей из него жидкой лавы и, следовательно, имеет очень пологий склон. Гора размером с Италию и занимает площадь в 300 тыс. кв. км, её высота около 21 км. Однако изгибы планеты и пологие склоны самого вулкана не дают представления о том, что это все-таки гора.

7. Юпитер – это космический пылесос Солнечной системы

Его гравитация притягивает так много комет и астероидов, что скорость их столкновений примерно в 2000-8000 раз больше, чем у Земли. Это заставило ученых предположить, что если бы не Юпитер, то Землю гораздо чаще бомбардировали небесные тела. Именно поэтому его называют «космическим пылесосом» или «космической печенью».

8. На Нептуне дуют сверхзвуковые ветры

Погода на Нептуне чрезвычайно неприятная, ведь ветры там достигают сверхзвуковой скорости (2100 км в час). Как ни странно, они обычно дуют в направлении, противоположном вращению планеты, в высоких широтах и по направлению вращения в более низких широтах. Кроме того, не будучи полностью твердым, Нептун обладает дифференциальным вращением, то есть его вращение на экваторе занимает 18 часов, магнитное поле – 16 часов, а полюса – 12 часов.

9. На Венере идет металлический дождь, а на Сатурне и Юпитере – алмазный

На Венере очень жаркий климат: на поверхности до 462 градусов по Цельсию. Это достаточно жарко, чтобы испарять отражающие минералы пирита над базальтовыми вулканическими породами в низинах, превращая их в металлический туман. Туман, достигнув больших высот, конденсируется в блестящий металлический лед, выпадающий в виде дождя.

На Юпитере и Сатурне метан в их атмосферах распадается на элементарный углерод и водород. Углерод, соединяясь, превращается в графит. Поскольку графит попадает дальше в гораздо более плотные слои газообразного и жидкого водорода, он может еще больше конденсироваться в твердые алмазы, которые и падают на поверхность этих планет.

10. Девятая планета Солнечной системы

Ученые считают, что в Солнечной системе присутствует девятая планета крупнее Земли в 10 раз. Они еще не смогли её обнаружить, но подозревают, что она существует из-за её гравитационного воздействия на другие объекты. Эта версия возникла в 2014 году, и исследователи даже стали между собой называть эту гипотетическую планету «Фэтти».

Поделитесь постом с друзьями!

Из школьного курса мы знаем о том, что все планеты в нашей Солнечной системе разнятся по массе, что на Солнце бывают гигантские бури и что на газовых гигантах тоже бушуют огромные ураганы. Но современная астрономия в течение последних нескольких лет активно развивалась, приводя к умопомрачительным открытиям.

1. Поверхность Марса

Марс сильно недооценён: современные астрономы обсуждают возможность того, что Марс мог когда-то быть домом для древних форм бактерий или океанов жидкой воды. Совсем недавно стало известно, что многие виды первых появившихся на Земле микробов возникли на Марсе и лишь потом попали на Землю с помощью астероидов.

Иногда мы видим в СМИ некоторые из умопомрачительных фотографий самых странных особенностей поверхности Красной планеты, и всё это усиливает интерес к Марсу как к планете с загадочным прошлым. В 2006-м году на орбите Марса начала работать станция «Mars Reconnaissance Orbiter», и её камера сделала невероятные снимки многих регионов планеты.

Mars Reconnaissance Orbiter

На снимке ниже видны «дорожки», оставленные огромными пылевыми дьяволами — марсианским эквивалентом торнадо. Они сдувают верхний слой почвы, состоящий в основном из оксида железа (вещества, как раз ответственного за красный оттенок почвы), открывая взгляду тёмно-серые слои базальта.

Астрономы давно заметили расхождения в орбитах внешних газовых гигантов, которые, в частности, противоречат большинству наших моделей, изображающих первые годы после образования Солнечной системы. Есть гипотеза, что ранее в Солнечной системе была ещё одна планета массой в несколько десятков земных.

Гипотетическую планету, иногда называемую Тихо, скорее всего, выбросило из Солнечной системы миллиарды лет назад в межзвёздное пространство, где она обречена носиться между системами до конца времён.

Эта планета могла быть расположена в миллиардах километров за орбитой Плутона в регионе, крайне слабо освещаемом Солнцем. Её орбита была эллиптической, и, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца, ей требовались миллионы лет. Все вместе эти факторы объясняют, почему такую планету невозможно было бы обнаружить.

21 интересный факт о Сатурне

3. Алмазный дождь на Нептуне и Уране

Кроме тайны, окутывающей странные орбиты этих планет, есть и другая: они обе имеют магнитные полюса, на целых 60° смещённые в сторону от их геологических полюсов. Одним из объяснений этого служит то, что когда-то планеты столкнулись или поглотили другую неизвестную планету.

Основываясь на информации о странном наклоне Урана и Нептуна, а также большой концентрации углерода в их атмосферах, астрономы считают, что на Нептуне и Уране есть огромные океаны из жидкого углерода с дрейфующими по волнам твёрдыми алмазными айсбергами. Также на этих планетах могут идти дожди из крохотных кусочков алмазов.

4. Земля окутана ореолом тёмной материи

Тёмная материя — одна из самых глубоких тайн современной космологии. Астрономы знают, что мы упускаем нечто чрезвычайно важное, необходимое для расшифровки её свойств, но известно, что тёмная материя составляет огромную часть от общей массы Вселенной.

Сейчас мы уже кое-что знаем о свойствах тёмной материи: в частности, она служит своеобразным якорем, удерживающим галактики и солнечные системы вместе. Таким образом, тёмная материя также играет роль во внутренней работе нашей Солнечной системы, что особенно заметно при наблюдении её воздействия на космические технологии.

Явление, известное как «пролётная аномалия», доказывает, что некоторые из наших космических аппаратов и спутников необъяснимым образом меняют свои орбитальные скорости во время полёта к Земле или от Земли. Косвенно это доказывает, что Земля окутана огромным гало из тёмной материи: если бы тёмная материя была видимой в оптическом диапазоне, то гало было бы по размерам сопоставимо с Юпитером.

5. На Титане вы могли бы приделать на спину крылья и полететь

Титан, спутник Сатурна, — одно из красивейших мест в Солнечной системе: на нём выпадают дожди из газообразной субстанции, а на его поверхности можно увидеть большую концентрацию жидкого метана и этана.

Вроде бы звучит не слишком привлекательно для космического путешественника. Однако в пользу Титана говорит удивительное сочетание низкой гравитации на его поверхности и низкое атмосферное давление: если бы люди на Титане приделали себе на спины искусственные крылья, то могли бы летать. Конечно, пока что без надлежащего оборудования находиться на Титане смертельно опасно, но что такое смерть по сравнению с полётом?

6. Наша Солнечная система имеет хвост

Месяц назад одна из миссий НАСА выявила наличие у Солнечной системы хвоста, по форме напоминающего четырёхлистный клевер.

Хвост, получивший название гелиотейл, состоит из нейтральных частиц, которые невозможно увидеть с помощью традиционных средств. Таким образом, для получения правильного изображения частиц были необходимы специальные инструменты. Учёным пришлось сделать несколько отдельных изображений, а потом соединить их вместе, чтобы получить цельную картину.

Гелиотейл простирается более чем на 13 млрд км за пределами самой дальней планеты, а благодаря сильным ветрам частицы путешествуют за пределы Солнечной системы во всех направлениях со скоростью 1,6 млн км/ч.

7. Магнитное поле Солнца слегка меняется

На самом деле Солнце довольно предсказуемо: оно следует непрерывному одиннадцатилетнему циклу, в определённые моменты которого Солнце находится на пике активности, прежде чем активность снижается снова, и тогда Солнце меняет свою полярность.

По данным НАСА, все признаки указывают, что это событие произойдёт уже очень скоро, может быть, в ближайшие несколько месяцев — на Северном полюсе изменения уже начались.

Разумеется, не стоит ожидать огненного дождя на небе — просто увеличится солнечная активность.

8. Мы окружены чёрными дырами

Млечный Путь

Другой тип чёрных дыр, называемых планковскими чёрными дырами, может бомбардировать Землю постоянно. Эти крошечные атомоподобные образования теоретически можно получить при столкновении в ускорителе частиц, когда пучки протонов сталкиваются на околосветовой скорости.

Повода для беспокойства нет. В большинстве случаев планковские чёрные дыры немедленно дезинтегрируются, не нанося каких-либо повреждений. Такой чёрной дыре для того, чтобы поглотить хотя бы один атом материи, необходимо значительно больше времени, чем существует наша Вселенная, не говоря уже об объекте такой массы, как Земля.

9. Магнитосфера Юпитера могла бы поглотить Солнце

Юпитер — самый большой объект в Солнечной системе, не считая, конечно, Солнца: он настолько огромен, что в нём могло бы поместиться 1400 планет размером с Землю.

Магнитосфера Юпитера — мощнейшая и крупнейшая магнитосфера в Солнечной системе, она даже сильнее, чем у Солнца, и могла бы с лёгкостью поглотить Солнце вместе с его видимой короной.

Чтобы сделать картину немного более понятной (поскольку размеры Солнца и Юпитера всё же сложно сопоставить), заметим следующее: если бы мы могли увидеть магнитосферу Юпитера отсюда, с Земли, она бы казалась больше, чем полная луна в нашем небе. Кроме того, в некоторых областях магнитосферы Юпитера температура выше, чем на поверхности Солнца.

10. На газовых гигантах могут существовать странные формы жизни

Жизнь может зародиться в самых невероятных условиях. В частности, недавно были открыты бактерии, процветающие в глубоких геотермальных отверстиях на дне океана, где температура выше точки кипения.

Несмотря на это, Юпитер для возникновения жизни кажется местом сомнительным. По сути, это гигантское облако газа, не так ли? Жизнь, казалось бы, там зародиться просто не может, не говоря уже о том, чтобы хоть как-то развиваться.

Возможно, это мнение ошибочно. Эксперимент, проведённый в начале 1950-х годов и известный как эксперимент Миллера — Юри, показал, что мы можем создать органические соединения, являющиеся первым шагов для возникновения жизни, посредством молний и правильных химических соединений.

Эксперимент Миллера — Юри

Учитывая эту информацию и тот факт, что Юпитер соответствует ряду требований, таких как наличие воды (на Юпитере, возможно, находится крупнейший океан жидкой воды в нашей Солнечной системе), метана, молекулярного водорода и аммиака, вполне возможно, что газовый гигант может быть колыбелью жизни.

Тем не менее, на Юпитере атмосферное давление выше, чем на любой другой планете в Солнечной системе. Также на Юпитере дуют сильные ветры, которые гипотетически могли бы способствовать распространению соответствующих соединений. Это говорит о том, что жизни для возникновения в таких условиях потребуется немалое время, но многие полагают, что определенные формы жизни на основе аммиака могут процветать в облаках в верхних слоях атмосферы, где температура и давление способствуют подержанию воды в жидком состоянии.

Один из сторонников этой идеи Карл Саган считает, что в атмосфере Юпитера могут существовать различные формы жизни: охотники, падальщики, «жертвы» — все они могут играть свою роль в гипотетической пищевой цепи Юпитера.

Что такое Солнце — описание, структура, образование, эволюция, орбита, исследование и факты

Солнце является основным источником энергии для Земли и всей Солнечной системы. Без него жизнь на нашей планете была бы невозможна. Неслучайно у многих древнейших цивилизаций (например, у египтян) именно бог Солнца считался верховным божеством, которому все остальные Боги были подчинены. Однако современная наука может рассказать о нашем светиле значительно больше, чем древнеегипетские мифы. Какие процессы протекают внутри Солнца, какова история этой звезды, и какое будущее ожидает ее через миллиарды лет?

Общая характеристика

Солнце – это огромный разогретый шар из газа, чей диаметр оценивается в 1,392 млн км. Это в 109 раз больше диаметра нашей планеты. На звезду приходится 99,87% всей массы Солнечной системы.

С Земли кажется, что светило имеет желтый цвет, однако это иллюзия, связанная с влиянием атмосферы нашей планеты на солнечный свет. На самом деле Солнце излучает почти белый свет.

Солнце – это одна из сотен миллиардов звезд галактики Млечный путь. Ближайшая к Солнцу звезда – это Проксима Центавра, находящаяся от неё на расстоянии 4,24 световых лет. Для сравнения – расстояние от Земли до Солнца, принимаемое за астрономическую единицу (а.е.), солнечный свет проходит всего за 8,32 минут.

По астрономической классификации Солнце относится к типу «желтых карликов». Это значит, что оно не так и велико по сравнению с размерами других звезд, но довольно ярко светит. Наше светило входит 15% самых ярких звезд Млечного Пути. Вместе с тем в галактике есть звезды, чей радиус превышает солнечный в 2000 раз!

Источником тепла, излучаемого звездой, являются термоядерные реакции. В центре Солнца атомы водорода сливаются друг с другом, в результате чего образуется атом гелия и некоторое количество энергии. Это реакция называется протон-протонным циклом, на него приходится порядка 98% энергии, вырабатываемой светилом. Однако имеют место и иные реакции, в ходе которых «сгорают» такие элементы, как гелий, углерод, кислород, неон и кремний, а образуются металлы (железо, магний, кальций, никель) и другие элементы (сера). Все эти процессы называют звездным нуклеосинтезом.

Влияние Солнца на окружающие небесные тела огромно. Солнечный ветер (частицы вещества, излучаемого звездой), доминируют в межпланетном пространстве на расстоянии до 100-150 а.е. от светила. Считается, что гравитация нашей звезды определяет орбиты тел, находящихся даже на расстоянии светового года от неё (в облаке Оорта).

Само Солнце также вращается вокруг своей оси. Так как оно состоит из газов, то разные его слои вращаются с разной угловой скоростью. Если в районе экватора период обращения составляет 25 дней, то на полюсах он увеличивается до 34 дней. Более того, последние исследования показывают, что внутренние области совершают оборот значительно быстрее, чем внешняя оболочка.

Таблица «Основные физические характеристики Солнца»

Средний диаметр 1 392 000 км
Длина экватора 4 370 000 км
Масса 1,9885•10 30 кг (примерно 333 тысячи масс Земли)
Площадь поверхности 6 триллионов км²
Ускорение свободного падения 27,96g
Светимость (мощность излучения) 3,828•10 26 Вт
24 интересных факта о МКС

Состав Солнца

Основными элементами, из которых состоит наша звезда, являются водород (73,5% солнечной) и гелий (24,9%). На все остальные элементы приходится примерно 1,5%.

Химический состав светила непостоянен – он меняется из-за превращений, происходящих во время термоядерных реакций. На заре своего существования Солнце почти полностью состояло из водорода. В ходе термоядерных реакций этот элемент превращается в гелий, поэтому его массовая доля падает. Гелий также превращается в более тяжелые элементы, однако, однако в целом его доля возрастает. Изменения химического состава звезд оказывают огромное влияние на процессы их эволюции.

Строение Солнца

Конечно, у Солнца, состоящего из газов, нет привычной нам твердой поверхности. Значительную ее часть составляет атмосфера, которая по мере движения к центру светила уплотняется. Тем не менее принято выделять 6 «слоев», из которых состоит звезда. Три из них являются внутренними, а следующие три образуют солнечную атмосферу.

Внутреннее строение Солнца

Внутренняя структура нашей звезды включает следующие слои:

В центре светила располагается ядро. Именно в этой области идут термоядерные реакции. Радиус ядра оценивается в 150 тыс. км. Температура здесь не опускается ниже 13,5 млн градусов, а давление доходит до 200 млрд атм. Из-за этого вещество здесь находится в крайне плотном состоянии. Его плотность составляет 150 г/куб. см. Это в 7,5 раз выше плотности золота. Именно такие условия необходимы для протекания термоядерных реакций. Надо понимать, что именно в ядре вырабатывается энергия, которую и излучает Солнце. Все остальные области звезды лишь обогреваются ядром, но сами ее не вырабатывают.

Зона лучистого переноса

Над ядром располагается зона радиации, которую также именуют зоной лучистого переноса. Ее внешняя граница проходит по сфере радиусом 490 тыс. км. Температура постепенно падает от отметки в 7 млн градусов на границе с ядром до 2 млн градусов у внешней границы. Также и плотность вещества снижается с 20 до 0,2 г/куб. см. Тем не менее из-за высокой плотности атомы водорода не могут двигаться. То есть если при нагреве, например, воды ее теплые слои поднимаются на поверхность, перенося туда тепло, то здесь такой механизм не работает – вещество остается неподвижным. Единственный способ энергии пробраться через зону радиации – это длительная цепочка поглощений и излучений фотонов атомами водорода. Из-за этого фотон, возникший при термоядерной реакции в ядре, в среднем «пробирается» наружу через зону радиации примерно 170 тыс. лет!

Зона конвективного переноса

Выше располагается зона конвективного переноса толщиной 200 тыс. км. Здесь плотность уже невысока, и вещество активно перемешивается – нагретые газы поднимаются наверх, отдают тепло, остывают и снова погружаются вниз. Скорость газовых потоков может достигать 6 км/с. Именно это движение порождает магнитное поле Солнца. Температура на поверхности падает до 6000° С, а плотность на три порядка ниже плотности земной атмосферы.

Атмосфера Солнца состоит из следующих слоев:

Фотосфера

Нижний слой атмосферы называют фотосферой. Именно она излучает тот свет, который согревает планеты Солнечной системы. Толщина фотосферы колеблется от 100 до 400 км. На внешней границе фотосферы температура падает до 4700° С.

Хромосфера

Над фотосферой располагается хромосфера – слой толщиной около 2000 км. Её яркость очень мала, поэтому с Земли её можно наблюдать довольно сложно. Удобнее всего это делать во время солнечных затмений. Она имеет специфический красный оттенок. В хромосфере можно наблюдать спикулы – столбы плазмы, выбрасываемые из нижних слоев хромосферы. Время существования одной спикулы не превышает 10 минут, а длина доходит до 20 тыс. км. Одновременно в хромосфере находится около миллиона спикул. Интересно, что с увеличением высоты температура хромосферы не падает, а растет, и на верхней границе может доходить до 20 000° С.

Корона

Верхний слой атмосферы называется короной. Ее верхняя граница до сих пор четко не определена. Вещество в ней крайне разрежено, однако температура в ней может достигать нескольких миллионов градусов. На сегодня ученым не удалось полностью объяснить, за счет каких механизмов солнечная корона разогревается до такой температуры. В короне можно наблюдать протуберанцы – выбросы солнечного вещества, чья высота над поверхностью звезды может достигать 1,7 млн км.

Магнитное поле Солнца

У Солнца есть магнитное поле. Исследователи выделяют глобальное поле звезды и множество локальных полей.

Глобальное поле обладает цикличностью. Его напряженность колеблется с частотой 11 лет, при этом наблюдаются изменения в частоте появления солнечных пятен. Такой цикл называют «циклом Швабе» по фамилии ученого, заметившего ещё в XIX веке, что количество солнечных пятен на поверхности светила меняется циклически. Лишь позже стала очевидна связь этого явления с процессами в зоне конвективного переноса и колебаниями магнитного поля. В начале XX века стало ясно, что за один цикл Швабе полярность магнитного поля меняется на противоположное. То есть Солнцу нужна два 11-летних цикла, чтобы магнитное поле вернулось к начальному состоянию. В связи с этим выделяют 22-летний цикл, известный как «цикл Хейла».

В разных районах Солнца могут наблюдаться и малые, то есть локальные магнитные поля. Их напряженность может в тысячи раз превышать напряженность глобального поля, однако время их существования редко превышает несколько десятков дней. Особенно часто локальные поля наблюдаются в районе солнечных пятен. Дело в том, что эти пятна как раз и являются теми точками, через которые магнитные поля из внутренних областей выходят наружу.

Планета Плутон – интересные факты (+видео)

Жизненный цикл Солнца

Возраст Солнца оценивается учеными в 4,5 млрд лет. Сформировалось оно из газопылевого облака, которое постепенно сжималось под действием собственной гравитации. Из этого же облака возникли планеты и почти все остальные объекты в Солнечной системе. Когда в центре сжимающегося облака плотность, а вместе с ней температура и давление выросли до критических значений, началась термоядерная реакция – так зажглось Солнце.

В ходе термоядерных реакций масса Солнца постепенно уменьшается. Каждую секунду 4 млн тон солнечного вещества преобразуется в энергию. Вместе с тем звезда разогревается. Каждый 1,1 млрд лет яркость Солнца увеличивается на 10%. Это значит, что ранее температура на Земле была значительно ниже, чем сейчас, а на Венере, возможно, была жидкая вода или даже жизнь (сейчас средняя температура на поверхности Венеры составляет 464° С). В будущем же яркость Солнца будет возрастать, что будет вести к росту температуры на Земле. Через 3,5 млрд лет яркость светила вырастет на 40%, и условия на Земле станут такими же, как и на Венере. С другой стороны, Марс также разогреется и станет более пригодным для жизни. Таким образом, в ходе эволюции звезды так называемая «зона обитаемости», постепенно удаляется от Солнца.

Постепенно из-за выгорания водорода ядро будет уменьшаться в размерах, а вся звезда в целом – увеличиваться. Через 6,4 млрд лет водород в ядре закончится, радиус звезды в этот момент будет больше современного в 1,59 раз. В течение 700 млн лет звезда расширится до 2,3 современных радиусов.

Далее рост температуры приведет к тому, что термоядерные реакции горения водорода запустятся уже не в ядре, а в оболочке звезды. Из-за этого она резко расширится, и ее внешние слои будут достигать современной земной орбиты. Однако к тому моменту светило потеряет значительную часть своей массы (28%), что позволит нашей планете перейти на более отдаленную орбиту. Солнце в этот период своей жизни, который продлится 10 млн лет, будет являться красным гигантом.

После из-за роста температуры в ядре до 100 млн градусов там начнется активная реакция горения гелия – «гелиевая вспышка». Радиус светила сократится до 10 современных радиусов. На выгорание гелия уйдет порядка 110 млн лет, после чего звезда снова расширится и станет красным гигантом, но эта стадия будет длиться уже 20 млн лет.

Из-за пульсаций, связанных с изменениями температуры Солнца, его внешние слои отделятся от ядра и образуют планетарную туманность. Само же ядро превратится в белый карлик – объект, чьи размеры будут сопоставимы размерами Земли, а масса будет равна половине современной солнечной массы. Далее этот карлик, состоящий из углерода и кислорода, будет постепенно остывать. Никаких термоядерных реакций в белом карлике идти не будет, поэтому со временем (за десятки млрд лет) он превратится в черный карлик – остывшую плотную массу вещества. На этом эволюция Солнца завершится.

Орбита и расположение Солнца в галактике Млечный путь

Солнце вместе со всей Солнечной системой вращается относительно центра Млечного пути, в котором располагается огромная черная дыра. Расстояние от нее до нашего светила составляет 26 тыс. св. лет. Один оборот Солнечная система совершает примерно за 225-250 млн лет. Скорость движения звезды относительно центра галактики составляет 225 км/с.

На сегодня Солнце располагается в рукаве Ориона. Нам повезло с расположением Солнечной системы в Млечном Пути. Дело в том, что скорость вращения нашей системы почти совпадает со скоростью вращения так называемых спиральных рукавов. Из-за этого наша система не попадает в них, хотя большинство других звезд периодически оказываются там. В спиральных рукавах очень сильное излучение, которое способно убить всё живое. Если бы Солнце находилось на другой орбите, оно периодически попадало бы в спиральные рукава, что приводило бы к «стерилизации» жизни на Земле.

Исследование Солнца

Изначально люди относились к Солнцу как к божеству, дающему людям свет. Древние астрономы полагали, что наше светило – это лишь одна из планет, к которым также относили и Луну. Поэтому в честь него, как и в честь других планет, нередко называли дни недели. И сегодня в английском языке воскресенье носит название «Sunday», что переводится как «день Солнца». В 800 г. до н. э. китайцы впервые обнаружили на Солнце пятна.

Аристарх Самосский в III в. до н. э. первым предположил, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Но лишь во времена Коперника и Галилея эта теория была принята научным сообществом. Тогда же начались исследования Солнца с помощью телескопа. Галилей понял, что солнечные пятна – это часть светила. Изучая их, он понял, что звезда вращается вокруг своей оси, и даже смог определить период обращения.

18 интересных фактов о черных дырах

В 1672 г. Д. Кассини смог достаточно точно рассчитать расстояние до светила. Для этого он определял положение Марса на небосводе в Париже и Кайенне (Южная Америка). Он получил значение в 140 млн км.

В XIX в. физики стали изучать спектр солнечного света. Этот метод позволял определить химический состав звезды. В 1868 г. было обнаружено, что в состав светила входит элемент, до того неизвестный человечеству. Его назвали гелием.

Большой загадкой для ученых оставалась природа энергии, излучаемой Солнцем. Выдвигались ошибочные версии, что звезда нагревается за счет падения на нее метеоритов или за счет гравитационного сжатия. Лишь с открытием ядерных реакций физики смогли предположить, что источник солнечного тепла – это термоядерный синтез.

Дальнейшее изучение Солнца связано с развитием космонавтики. С помощью советских аппаратов «Луна-1» и «Луна-2» в 1959 г. был открыт солнечный ветер.

Интересные факты о Солнце

Для любого объекта, излучающего тепло, можно посчитать отношение мощности к его объему. Оказывается, что удельная мощность Солнца примерно в тысячу раз меньше, чем удельная мощность человеческого организма! Это означает, что огромный объем выделяемого светилом тепла в первую очередь объясняется его гигантскими размерами.

Периодически всплески солнечной активности приводят к геомагнитным бурям. Мощнейшая из них произошла в 1859 г. В результате на Земле перестала работать телеграфная связь, а северное сияние наблюдалось даже над Кубой.

Сейчас общепризнанна теория, что Солнце образовалось из газопылевого облака. Однако откуда появилось само облако? Ученые предполагают, что оно является остатком предыдущих звезд. Химический анализ показывает, что Солнце является звездой уже третьего поколения. Это значит, что вещество, из которого состоит светило, ранее входило в состав двух других звезд, уже прекративших существование.

Хотя большинство планет вращаются вокруг Солнца в плоскости эклиптики, экватор самой звезды не совпадает с этой плоскостью, а наклонен на 7°. Эту аномалию до сих пор не удалось объяснить. Возможно, причиной этого является существование ещё одной планеты в Солнечной системе, чья орбита лежит не в плоскости эклиптики, а под углом к ней. Ряд наблюдений подтверждает существование Девятой планеты, но пока что говорить об ее открытии преждевременно.

Видео

Список использованных источников

Солнце

Солнце выступает центром и источником жизни для нашей Солнечной системы. Звезда относится к классу желтых карликов и занимает 99.86% всей массы нашей системы, а гравитация по силе преобладает над всеми небесными телами. В древности люди сразу поняли, какое значение имеет Солнце для земной жизни, поэтому упоминание о яркой звезде встречается в самых первых текстах и наскальных рисунках. Это было центральное божество, правящее над всеми.

Интересные факты

Давайте изучим самые интересные факты о Солнца – единственной звезде Солнечной системы.

• Если мы заполняем нашу звезду Солнце, то внутри поместится 960000 Земель. Но если их сжать и лишить свободного пространства, то количество увеличится до 1300000. Поверхностная площадь Солнца в 11990 раз больше земной.
  • По массе превосходит земную в 330000 раз. Примерно ¾ отведено на водород, а остальное – гелий.
  • Разница между экваториальным и полярным диаметрами Солнца составляет всего 10 км. А значит, перед нами одно из наиболее приближенных к сфере небесных тел.
  • В ядре Солнца такая температура возможна благодаря синтезу, где водород трансформируется в гелий. Обычно горячие объекты поддаются расширению, поэтому наша звезда могла бы взорваться, но удерживается мощной гравитацией. При этом температура поверхности Солнца равна “всего” 5780 °C.
  • Когда Солнце израсходует весь водородный запас (130 млн. лет), то перейдет к гелию. Это заставит ее увеличиваться в размерах и поглощать первые три планеты. Это этап красного гиганта.
  • После красного гиганта оно рухнет и оставит сжатую массу в шарике земного размера. Это стадия белого карлика.
  • Земля отдалена от Солнца на 150 млн. км. Скорость света – 300000 км/с, поэтому лучу требуется 8 минут и 20 секунд. Но важно также понимать, что ушли миллионы лет, прежде чем фотоны света перешли с солнечного ядра на поверхность.
  • Солнце отдалено от галактического центра на 24000-26000 световых лет. Поэтому на орбитальный путь тратит 225-250 млн. лет.
  • Земля движется по эллиптическому орбитальному пути, поэтому удаленность составляет 147-152 млн. км (астрономическая единица).
  • Возраст Солнца – 4.5 млрд. лет, а значит оно уже сожгло примерно половину водородного запаса. Но процесс будет продолжаться еще 5 млрд. лет.
  • Солнечные вспышки выделяются в период магнитных бурь. Мы видим это в качестве формирования солнечных пятен, где скручиваются магнитные линии и вращаются словно земные торнадо.
  • Солнечный ветер представляет собою поток заряженных частичек, проходящих сквозь всю Солнечную систему на ускорении в 450 км/с. Ветер появляется там, где распространяется магнитное поле Солнца.
  • Само слово произошло от древнеаглийского, обозначающего «юг». Есть также готические и германские корни. До 700 года н.э. воскресенье называли «солнечный день». Свою роль сыграл и перевод. Изначальное греческое «heméra helíou» перешло в латинское «dies solis».
Планета Венера – интересные факты (+видео)

Характеристика

Сравнительные размеры Солнца и планет Солнечной системы. Расстояние между объектами на соблюдено

Солнце – звезда главной последовательности G-типа с абсолютной величиной 4.83, что ярче примерно 85% других звезд в галактике, многие из которых выступают красными карликами. При диаметре 696342 км и массе – 1.988 х 10 30 кг Солнце в 109 раз крупнее Земли и в 333000 раз массивнее.

Это звезда, поэтому плотность меняется в зависимости от слоя. Средний показатель достигает 1.408 г/см 3 . Но ближе к ядру увеличивается до 162.2 г/см 3 , что в 12.4 раз превосходит земную.

В небе кажется желтым, но истинный цвет – белый. Видимость создается атмосферой. Температура возрастает с приближенностью к центру. Ядро нагревается до 15.7 млн. К, корона – 5 млн. К, а видимая поверхность – 5778 К.

Физические характеристики Солнца

Средний диаметр 1,392·10 9 м
Экваториальный

Солнце выполнено из плазмы, поэтому наделено высоким магнетизмом. Есть северный и южный магнитные полюса, а линии формируют активность, наблюдаемую на поверхностном слое. Темные пятна отмечают прохладные точки и поддаются цикличности.

Выброс корональной массы и вспышки происходят, когда линии магнитного поля перенастраиваются. Цикл занимает 11 лет, во время которого активность возрастает и утихает. Наибольшее количество солнечных пятен возникает в максимуме активности.

Кажущаяся величина достигает -26.74, что в 13 млрд. раз ярче Сириуса (-1.46). Земля отдалена от Солнца на 150 млн. км = 1 а.е. Для преодоления этой дистанции световому лучу нужно 8 минут и 19 секунд.

Состав и структура

Звезда наполнена водородом (74.9%) и гелием (23.8%). Среди более тяжелых элементов присутствуют кислород (1%), углерод (0.3%), неон (0.2%) и железо (0.2%). Внутренняя часть делится на слои: ядро, радиационная и конвективная зоны, фотосфера и атмосфера. Наибольшей плотностью (150 г/см 3 ) наделено ядро и занимает 20-25% всего объема.

На оборот оси звезда тратит месяц, но это приблизительная оценка, потому что перед нами плазменный шар. Анализ показывает, что ядро вращается быстрее внешних слоев. Пока экваториальная линия тратит 25.4 дней на оборот, то у полюсов уходит 36 дней.

В ядре небесного тела формируется солнечная энергия из-за ядерного синтеза, трансформирующего водород в гелий. В нем создается почти 99% тепловой энергии.

Внутренняя структура Солнца. Радиационная зона охватывает 0.25-0.7 солнечного радиуса. Температура падает с отдалением от ядра. Здесь она сокращается от 7 млн. К до 2 млн. С плотностью происходит то же самое – от 20 г/см3 до 0.2 г/см3.

Между радиационной и конвективной зонами расположен переходный слой – тахолин. В нем заметно резкая перемена равномерного вращения радиационной зоны и дифференциальное вращение конвекционной, что вызывает серьезный сдвиг. Конвективная зона находится на 200000 км ниже поверхности, где температура и плотность также ниже.

Видимая поверхность именуется фотосферой. Над этим шаром свет может свободно распространяться в пространство, высвобождая солнечную энергию. В толщину охватывает сотни километров.

Верхняя часть фотосферы уступает по нагреву нижней. Температура поднимается к 5700 К, а плотность – 0.2 г/см 3 .

Атмосфера Солнца представлена тремя слоями: хромосфера, переходная часть и корона. Первая простирается на 2000 км. Переходная занимает 200 км и прогревается до 20000-100000 К. Четких границ у слоя нет, но заметен нимб с постоянным хаотичным движением. Корона прогревается до 8-20 млн. К, на что влияет солнечное магнитное поле.

Солнечная гелиосфера с кораблями Вояджер-1 и 2

Гелиосфера – магнитная сфера, простирающаяся за черту гелиопаузы (на 50 а.е. от звезды). Ее также называют солнечным ветром.

Эволюция и будущее

Ученые убеждены, что Солнце появилось 4.57 млрд. лет назад из-за крушения части молекулярного облака, представленного водородом и гелием. При этом оно запустило вращение (из-за углового момента) и начало нагреваться с ростом давления.

Большая часть массы сконцентрировалась в центре, а остальное превратилось в диск, который позже сформирует известные нам планеты. Гравитация и давление привели к росту тепла и ядерному синтезу. Произошел взрыв и появилось Солнце. На рисунке можно проследить этапы эволюции звезд.

Сейчас звезда пребывает в фазе главной последовательности. Внутри ядра трансформируется больше 4 млн. тон вещества в энергию. Температура постоянно растет. Анализ показывает, что за последние 4.5 млрд. лет Солнце стало ярче на 30% с увеличением в 1% на каждые 100 млн. лет.

Полагают, что в итоге оно начнет расширяться и превратится в красного гиганта. Из-за увеличения размера погибнет Меркурий, Венера и, возможно, Земля. В фазе гиганта пробудет примерно 120 млн. лет.

Потом начнется процесс уменьшения размера и температуры. Оно продолжит сжигать остатки гелия в ядре, пока не закончатся запасы. Через 20 млн. лет оно потеряет стабильность. Земля уничтожится или же раскалится. Через 500000 лет останется лишь половина солнечной массы, а внешняя оболочка создаст туманность. В итоге, мы получим белый карлик, который проживет триллионы лет и лишь потом станет черным.

Расположение в галактике

Галактическое расположение Солнца

Солнце находится ближе к внутреннему краю рукава Ориона в Млечном Пути. Удаленность от галактического центра составляет 7.5-8.5 тысяч парсеков. Находится внутри локального пузыря – полость в межзвездной среде с раскаленным газом.

Солнечная система проживает в галактической жилой зоне. Эта территория наделена особыми характеристиками, способными поддерживать жизнь. Солнечное движение направлено к Веге на территории Лиры и под углом в 60 градусов от галактического центра. Среди ближайших 50 систем наше Солнце стоит на 40-м месте по массивности.

Полагают, что орбитальный путь эллиптический с присутствием возмущения от галактических спиральных рукавов. Тратит 225-250 млн. лет на один орбитальный пролет. Поэтому на сегодняшний момент выполнило лишь 20-25 орбит. Ниже можно рассмотреть карту поверхности Солнца. При желании воспользуйтесь нашими телескопами онлайн в режиме реального времени, чтобы полюбоваться звездой системы. Не забывайте отслеживать космическую погоду с указанием магнитных бурь и солнечных вспышек.

Карта поверхности

Нажмите на изображение, чтобы его увеличить

30 интересных фактов о Солнце (6 фото)

1. Солнце сформировалось около 4,6 миллиардов лет назад из-за распада части гигантского молекулярного облака, состоящего в основном из водорода и гелия.

2. Теория о том, что Солнце является центром, вокруг которого вращаются другие планеты, была впервые предложена древнегреческим философом Аристархом Самосским в 3 веке до нашей эры.

3. Температура фотосферы Солнца — 5500 °C. Однако в короне Солнца она может достигать 10 миллионов °C.

4. Солнце не имеет чётких границ.

5. Солнце — звезда средних размеров. Однако даже в ней могло бы поместиться 1 300 000 таких планет, как Земля.

6. Расстояние от Земли до Солнца — 149,5 млн км.

7. Солнечному свету и теплу требуется около 8 минут, чтобы долететь до нашей планеты. Следовательно, расстояние от Земли до Солнца составляет 8 световых минут.

8. Солнце на 0,0000000006% состоит из золота.

9. 92% объёма Солнца — водород.

10. Каждую секунду Солнце посылает на Землю в 10 раз больше частиц нейтрино, чем на Земле живёт людей.

11. Через 1,1 млрд лет наше дневное светило будет на 11% ярче, чем сейчас.

12. Треть россиян полагает, что Солнце вращается вокруг Земли, согласно данным опроса.

13. Наши глаза, точно так же, как и кожа, могут получить солнечный ожог.

14. Каждый день растения превращают солнечный свет в энергию, количество которой в шесть раз превышает энергопотребление человечества.

15. По словам футуролога Рэймонда Курцвейла, все мировые энергетические потребности могут быть удовлетворены за счёт одной десятитысячной доли солнечного света.

16. Солнце в 400 раз дальше от Земли, чем Луна.

17. Молния в 5 раз горячее поверхности Солнца.

18. Если мы посмотрим на Солнце из космоса, оно будет белым, а не жёлтым, так как жёлтый цвет солнечному цвету придаёт атмосфера Земли.

19. Если бы Солнце было размером с надувной пляжный мяч, то Юпитер был бы размером с мяч для гольфа, а Земля — с горошину.

20. Только спустя 359 лет после того, как католическая церковь вынудила Галилея отречься от теории о том, что Земля движется вокруг Солнца, она заявила, что была неправа. Это произошло в 1992 году.

21. Солнце — самый идеально круглый природный объект во вселенной, известный на данный момент.

22. Температура солнечного ядра — около 15 млн °C.

23. В 1676 году Исаак Ньютон провёл эксперимент по расщеплению солнечного луча призмой. Полученный спектр он произвольно разделил на 7 цветов. Эти цвета составляют радугу.

24. Ядро Земли почти такое же горячее, как Солнце.

25. Солнце примерно в 13 миллиардов раз ярче, чем вторая по близости к нам звезда — Сириус.

26. У 35% людей разглядывание Солнца вызывает желание чихнуть.

27. Примерно через 5 миллиардов лет Солнце истощит запасы водорода и гелия, превратившись в гигантскую красную звезду, и поглотит Меркурий, Венеру и, возможно, Землю.

28. Атмосфера Солнца в 300 раз горячее, чем его поверхность.

29. Около 30% солнечного излучения, получаемого Землёй, отражается обратно в космос. Остальное поглощается океанами, облаками и почвой.

30. Солнце сейчас находится примерно в середине своего жизненного цикла.

• 50 интересных фактов о Венере
  • Поразительные факты об обычных вещах
  • 35 сумасшедших фактов обо всем на свете
  • 30 удивительных фактов о “Парке Юрского периода”
  • Биосфера и ее границы

звезды образуются в результате коллапса холодных молекулярных облаков

21. Солнце самый идеально круглый природный объект во вселенной, известный на данный момент.

не круглый, а сферический. и не самый идеальный . во вселенной полно объектов с куда более идеальной сферической формой. белые карлики , нейтронные звезды.

25. Солнце примерно в 13 миллиардов раз ярче, чем вторая по близости к нам звезда Сириус.