Израильское царство – краткая история

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО -древнее государство в Северной Палестине.

Гео­гра­фическим ядром Израильского царства был гор­ный ре­ги­он, про­тя­нув­ший­ся от северных под­сту­пов к Ие­ру­са­ли­му до Из­ре­ель­ской до­ли­ны; главными го­ро­да­ми это­го ре­гио­на бы­ли Си­хем (еврейский Ше­хем; современный На­блус; по-ви­ди­мо­му, пер­вая сто­ли­ца Израильского царства), Фир­ца (еврейский Тир­ца; сто­ли­ца Израильского царства в начале IX века), Са­ма­рия (еврейский Шом­рон; сто­ли­ца Израильского царства со 2-й четверти IX века и до кон­ца его су­ще­ст­во­ва­ния) и Ве­филь (евр. Бет-Эль). В пе­рио­ды уси­ле­ния Израильского царства под его кон­тро­лем на­хо­ди­лась вся Северная Па­ле­сти­на (вплоть до города Дан вклю­чи­тель­но, т. е. прак­ти­че­ски до современной из­ра­иль­ско-ли­ван­ской гра­ни­цы), а так­же Заи­ор­да­нье (тер­ри­то­рии, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­щие с вос­то­ка к реке Иор­дан и Мёрт­во­му мо­рю).

Со­глас­но Биб­лии, к X веку на тер­ри­то­рии Па­ле­сти­ны сло­жи­лось мо­гу­ще­ст­вен­ное еврейское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме, од­на­ко по­сле смер­ти ца­ря Со­ло­мо­на (ко­то­рая мо­жет быть от­не­се­на к 920-м или 930-м годам) это цар­ст­во рас­ко­ло­лось на Се­вер­ное (Израильское царство) и Юж­ное (Иу­дей­ское цар­ст­во со сто­ли­цей в Ие­ру­са­ли­ме). Не­взи­рая на поч­ти по­сто­ян­ные вой­ны друг с дру­гом, два еврейских го­су­дар­ст­ва на­хо­ди­лись в тес­ной свя­зи. Зем­ли Израильского царства бы­ли бо­лее пло­до­род­ны­ми, чем зем­ли Иу­дей­ско­го цар­ст­ва; ре­мёс­ла и городская жизнь так­же бы­ли бо­лее раз­ви­ты, чем на юге. В пе­рио­ды военного уси­ле­ния Израильское царство стре­ми­лось пре­вра­тить Иу­дей­ское цар­ст­во в сво­его вас­са­ла. Ис­то­рия Израильского царства до начала IX века вклю­чи­тель­но из­вест­на нам толь­ко из биб­лей­ских пре­да­ний. На 2-ю треть – середину IX века при­хо­дит­ся рас­цвет Израильского царства. Это вре­мя прав­ле­ния ца­ря Ом­ри (ко­то­рый, со­глас­но Биб­лии, был ос­но­ва­те­лем Са­ма­рии) и его сы­на Аха­ва. Ко вре­ме­ни Аха­ва от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние Израильского царства в др. ис­точ­ни­ках (кро­ме Биб­лии) – в рас­ска­зе ас­сирийского ца­ря Сал­ма­на­са­ра III о бит­ве при Кар­ка­ре в 853 году. За пе­рио­дом по­ли­тической сла­бо­сти (2-я половина IX – начало VIII веков) по­сле­до­вал но­вый рас­цвет Израильского царства при Ие­ро­воа­ме II (786-746 годы).

В хо­де во­енных кам­па­ний 734-732 годов ас­сирийский царь Тиг­лат­па­ла­сар III пре­вра­тил Израильское царство в сво­его дан­ни­ка и зна­чи­тель­но умень­шил его тер­ри­то­рию. Со­бы­тия по­след­них лет су­ще­ст­во­ва­ния Израильского царства не­яс­ны. Со­глас­но од­ной из над­пи­сей ас­сирийского ца­ря Сар­го­на II, в пер­вый год сво­его прав­ле­ния (722 год) он раз­ру­шил Са­ма­рию и по­ло­жил ко­нец не­за­ви­си­мо­сти Израильского царства, но многие учё­ные счи­та­ют, что это про­изо­ш­ло ещё при его пред­ше­ст­вен­ни­ке Сал­ма­на­са­ре V. Так или ина­че, зна­чительная часть жи­те­лей Израильского царства бы­ла де­пор­ти­ро­ва­на Сар­го­ном II в от­да­лён­ные про­вин­ции Ас­си­рии, а на тер­ри­то­рии бывшего Израильского царства пе­ре­се­ле­ны лю­ди из др. стран. Од­на­ко в це­лом ме­ст­ное на­се­ле­ние со­хра­ни­ло многие тра­ди­ции древнееврейского язы­ка, куль­ту­ры и ре­ли­гии; сфор­ми­ро­вав­ший­ся на тер­ри­то­рии быв­ше­го Израильского царства свое­об­раз­ный эт­нос (са­ма­ри­тя­не) хо­ро­шо из­вес­тен по ан­тич­ным и средневековым ис­точ­ни­кам, не­боль­шие об­щи­ны са­ма­ри­тян со­хра­ни­лись до на­ших дней.

Со­глас­но Биб­лии, по­стро­ен­ный Со­ло­мо­ном в Ие­ру­са­ли­ме Храм яв­лял­ся един­ст­вен­ным ме­стом, где мож­но бы­ло со­вер­шать бо­го­слу­же­ние. Ца­ри же, ес­те­ст­вен­но, по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли свя­ти­ли­щам, на­хо­дя­щим­ся на тер­ри­то­рии Израильского царства (Ве­филь, Дан, Са­ма­рия). По­это­му они (и пре­ж­де все­го ос­но­ва­тель Израильского царства Ие­ро­во­ам I) трак­ту­ют­ся в Биб­лии как от­ступ­ни­ки, вся ис­то­рия Израильского царства пред­ста­ёт как гре­хов­ная, а ко­нец его – как за­слу­жен­ная ка­ра. На тер­ри­то­рии Израильского царства про­по­ве­до­ва­ли про­ро­ки биб­лей­ские (Илия, Ели­сей, Амос и Осия).

Израильское царство

Еврейское расовое общество
одобряет эту статью. Ам Исраэль Хай!
Внимание!
Расположенная в этой статье информация принципиально никем не проверялась и, вероятнее всего, добавлена сюда исключительно для лулзов.
«

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли, итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.
И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.

Израильское царство — древнее ближневосточное государство, жители которого резко отличались от соседей своим аскетизмом и строгим соблюдением заповедей. Иудейский аналог долбославянской Гипербореи, созданный на страницах Торы для облегчения патриотического зуда пониже спины. Территория его была меньше, чем у любого другого крупного древневосточного государства, но по затянувшемуся историческому недоразумению молодое поколение на протяжении двух тысячелетий изучало, в основном, именно историю, культуру и мифологию этого государства, изложенные в соответствующей книге.

Содержание

[править] Возникновение

Во втором тысячелетии до нашей эры среди семитских народов наиболее преуспевали амореи, а среди них — племена сутиев (от первопредка Суту/Шуту, рас. евр. Сиф/Шет). Эти сутии в своё время явились в Междуречье и довольно долго вмешивались в местную политику, даровав местным массу замечательных лидеров вроде Хаммурапи Хамму-раби со всеми его законами. В XIV веке до н. э. дела в регионе пошли плохо, началась засуха, и сутии решили уподобиться некошерному животному и свалить из сраной Месопоташки, для чего переправились через Евфрат в Сирию, оказавшись, таки да, ‘ибри, «переправившимися через реку». Вскоре среди них начался разброд и шатание — наиболее успешные диданы свалили к арамеям и арабам, моавитяне, аммонитяне и идумеи осели в Трансиордании (нынешняя Иордания), а оставшиеся шасу и 7 племён («колен») собственно ЕРЖ шли на юг до тех пор, пока не оказались на Синайском полуострове.

Далее, как утверждали сами евреи, в Стране пирамид они попали в рабство, поскольку сионизм там почему-то не приветствовался. ЕРЖ сначала пробовали устроить неисторической родине десять казней египетских, но впоследствии все-таки решили съебать на ПМЖ в Палестину. У этого народа, как утверждают, был только один бог — видимо, на большее не хватило средств. На то, чтобы вывести народ из Египта, сил этого бога хватило. Дальше он выдохся и стал отрываться на своих подопечных, насылая на них разного рода испытания и заставляя подчас питаться одними лишайниками (леканора съедобная и есть та самая «манна небесная»). Через Синайскую пустыню, по каноничной версии, евреи шли 40 лет. На самом деле это называется кочевым образом жизни. Правда, он быстро задолбал народные массы — еще бы, после египетских курортов с allinclusive рабством и принудительными работами! — и было принято решение идти завоевывать Ханаан. Впрочем, историки высказывают сомнения в правдивости этой истории.

Как бы то ни было, в конце XIII в. до н. э. в Палестину, населённую тогда в основном ханаанеями (родственниками финикийцев и карфагенян) и амореями, со всех сторон повалили евреи, при поддержке 4 местных аморейских племён разграбили погрязшие в роскоши города ханаанейских торгашей и гнилых интеллигентов (в том числе Иерихон), однако устроиться на новом месте не смогли — осели либо на слабозаселённых нагорьях, либо за Иорданом. При этом, несмотря на постоянные варварские разрушения ханаанских городов (на месте мегаполиса Хацора, например, после набега ЕРЖ осталась пара хибар), евреи под воздействием соседей всё же потихоньку цивилизовались; ЧСХ, даже много позже литературная форма иврита называлась кена’анит, «ханаанейским».

[править] Филистимляне

На беду евреев, международная обстановка на новой родине оказалась куда хуже, чем в Междуречье. Сначала в Сирийской пустыне объявились новые семиты, арамеи, только что приручившие верблюда. Арамеи были те ещё юдофобы и выгнали оставшихся евреев за Иордан, а аммонитян, моавитян и идумеев не тронули. Затем большой антисемит фараон Мернептах сходил походом в провинцию Ханаан и по пути раздал всем по самое нехочу, учинив между делом унижение Израиля.

Но настоящий атас начался четыре года спустя. Со стороны Средиземного моря поплыли бессчётные множества т. н. «народов моря», то есть сборище авантюристов и пиратов с Южной Европы и Малой Азии, в составе которых упоминаются пираты-ликийцы, греки-ахейцы, данайцы (дануна, те, которые дары приносящие), то есть эллинизированные малоазиаты, тирсены (будущие этруски), сикулы (будущие сицилийцы), сарды (будущие сардинцы) тевкры-теукры, дарданы, и, конечно, пеласги, или пеласты, с Крита после минойского извержения. Эти «народы моря» к этому моменту разнесли Кипр и всё средиземноморское побережье Азии и угрожали Египту. Мернептах отбился от них, но данайцы всё равно осели на побережье к югу от Финикии, познакомили евреев с мореходством (см. рас. евр. «анавия» — корабль, от греч. «навис»), породнившись с ними и став «коленом Дана».

«Народы моря» не успокоились, для разминки разнесли могучую Хеттскую державу и через двадцать лет вновь взялись за Ебипет. Тут коптам пришлось несладко, и в Ханаане, истребив местное население, осели уже тевкры и пеласги/пеласты. Эти последние (рас. евр. п(е)лиштим), известные у нас как филистимляне, заняли обширую полосу на побережье (в отдельных местах дойдя даже до долины Иордана) и дали своё имя всей стране — Палестине. Их правители-сураны (от того же корня греческое «тиран» и ивритское звание «серен» — капитан) считали себя белыми людьми в окружении дикарей, поскольку, в отличие от евреев, владели технологией выплавки и обработки железа, письменностью и мореходным искусством. Кроме того, они экономически доминировали в регионе, пытаясь навязать торговую кабалу «трудолюбивому, простому и честному» народу Израиля. В конце концов добро всё-таки победило зло, и от филистимских государств не осталось и следа.

Что там между ними произошло, сейчас уже толком не установить. Основным здесь источником сведений является Библия с этими вашими Давидом и Голиафом в тему, а это примерно как восстанавливать историю Древней Руси по былинам. Но в Ветхом Завете есть упоминания об эпидемии бубонной чумы, поразившей основные города Филистеи: «была рука Господа на городе — ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты». В общем, прикинули филистимляне хуй к носу и решили, что это боженька их наказывает за всё плохое. После чего вернули трофеи, извинились и стали жить дружно.

Также немаленькую роль в победе над филистимлянами сыграл расовый иудейский богатырь Самсон (Шимшон), более известный обывателю по скульптурной композиции «Самсон, раздирающий пасть писающему мальчику льву». Вышеуказанный Самсон имел длинные пейсы, крепкое телосложение и мог в одиночку и без видимых последствий для своего молодого организма выпилить более 9000 филистимлян, что неоднократно и демонстрировал. Предвидя возможные неприятные последствия, сураны придумали схемку, которая предусматривала:

  • Найти девку одновременно с сиськами и с мозгами.
  • С её помощью установить, что сила Самсона в его волосах.
  • Напоить клофелином. Насильная стрижка Самсона под Вина Дизеля.
  • Насильное ослепление — just for lulz.
  • Заточение в оковы чтоб, сцуко, не вырвался.
  • .
  • PROFIT

С поимкой злостного нарушителя спокойствия (про которого тут же и забыли) дела филистимлян действительно пошли вверх. Спустя некоторое время в попытке отпраздновать годовщину события в местном храме был организован пир для филистимской знати. На данный пир был приглашён и Самсон, чтобы было с кого поржать — случился былинный по своей глупости фейл: за прошедшее время волосы Самсона успели отрасти — тысячи их! — и он, предварительно воззвав к Г-споду и впав в православное исступление эмоций, порвал сковывавшие его цепи и убился ап стену храма. Постройка рухнула, похоронив филистимских VIPов в незапланированной братской могиле. Британские учёные добавляют к этому, что «бум-бум» с ложной любовницей, которой, по библейскому преданию, занимался пленный и ослеплённый Самсон, есть не что иное, как эвфемизм для евгенических экспериментов филистимлян: в дальнейшем именно в их рядах упоминаются богатыри-гиганты, вплоть до того самого Голиафа.

[править] Великодержавный период

Поначалу разрозненные еврейские племена управлялись пророками (ещё бы, ведь жрецы и левиты (помощники жрецов) даже считались отдельным племенем вдобавок к 12 уже существующим «коленам Израилевым»), но в конце концов желание отгрохать государство не хуже египетского взяло верх, и пророка Самуила заставили рандомно ткнуть пальцем в первого попавшегося жида Саула, которого назначили царем. Впрочем, Саул быстро поссорился с Самуилом, и тот второй раз повторил ту же процедуру. Давид, преемник Саула, умел прекрасно пулять камнями из пращи по всяким Голиафам и играть хорошую музыку. Алсо, взял у многострадальных ханаанеев Иерусалим, который с тех пор три тысячи лет считается исконной еврейской столицей. А потом подставил одного своего солдата под филистимские моавитянские мечи и увел у него жену. Чтобы за такое его не покарали свои же евреи, сформировал себе Критскую гвардию из филистимлян.

Кто может родиться в таком браке? Ну конечно, великий и мудрый царь Соломон, при котором государство достигло пика своего расцвета. Соломон был, пожалуй, первым настоящим ЕРЖ в современном смысле. Например, он сделал предложение царице [2] соседнего аравийского царства Саба [3] (или Савское царство). Пока бедная царица находилась в Иерусалиме и робко предлагала царю остаться друзьями, агенты Израиля спиздили савский трон и доставили его Соломону. Бедной деморализованной царице ничего не оставалось, как принять его предложение, что фактически означало мягкое присоединение к Израилю.

Впрочем, есть мнение, что именно Соломоновы понты и эпические проекты (как-никак, именно этот дядька построил огроменный Первый Храм в Иерусалиме) привели к подрыву экономики государства, так что после смерти Соломона Ымперия распалась на Юг — Иудейское царство и Север — собственно Израильское царство.

Израильское царство

Израильское царство
ивр. ממלכת ישראל ‎

Царство
XI век до н. э. — 928 год до н. э.

Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל ‎) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом (Шаулем — в произношении на иврите). Распалось на Иудейское и Северное Израильское царства.

Содержание

Происхождение названия

Источником названия Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל ‎) служит Книга Бытия, где патриарх Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль (Исраэ́ль ивр. ישראל ‎): «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:27,28) Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сарар ивр. שרר ‎ (управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше), таким образом образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/битва Бога». [1] Впоследствии, еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Сыны Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».

Первое в истории упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране. [2] В книге Исход словом «Израиль» также обозначается народ (не страна и не государство) — израильтяне. Лишь после занятия израильтянами Ханаана (современной Палестины) словом «Израиль» обозначается также и страна — территория занимаемая израильтянами. Следует различать два израильских царства:

  • Израильское царство как единое израильское государство, возглавляемое вначале Домом Саула и, потом, Домом Давидовым (а именно Давидом и, после него, Соломоном),
  • одноименное государство, которое также называлось как Северное Израильское царство образованное десятью коленами Израилевыми, непризнавшими власть Ровоама — сына Соломона.

История

Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул неполностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен но не умерщвлен, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. (По Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право только первосвященник!) В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давидом Голиафа, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. (Известна фраза: «Саул убил тысячи. Давид убил десятки тысяч».) Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. (Напомним – Давид имел полное право по закону сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом.) В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона — золотой век Израильского царства. В 1010 до н. э. Давид переносит столицу в Иерусалим. Давид значительно расширяет город. Но и его правление было небезоблачным. В частности случилась новая гражданская война. На это раз Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате это войны Авессалом гибнет несмотря на нежелание Давида его убивать, — Авессалом убит слугами Давида, тогда как Давид не санкционировал убиение Авессалома. Тем не менее ведомое Давидом Израильское царство очень успешно ведет войны против внешних врагов. Также, в том числе Иерусалиме, ведется обширное строительство. Давид также вознамерился построить храм взамен скинии. (Как известно, намерение Давида реализовано было его сыном, Соломоном.)

Соломон (1010 до н. э.-970 до н. э.) — сын и преемник Давида на Израильском царском престоле вошел в историю как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (930 до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын — Ровоам. Но Ровоам проводит чрезмерно жесткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами. Я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северно-Израильское царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Примечания

  1. Wenham 1994, pp. 296–97
  2. Barton & Bowden 2004, p. 126. «The Merneptah Stele… is arguably the oldest evidence outside the Bible for the existence of Israel as early as the 13th century»

См. также

Земля обетованная • Древний Израиль и Иудея ( Израильское царство • Иудейское царство) • Античный период • Римская провинция • Византия • Арабский период • Крестоносцы • Айюбиды • Мамлюки • Османская империя • Британский мандат • Государство Израиль

Краткий обзор истории Иудейского царства

В X веке до нашей эры на юге Палестины возникло Иудейское царство. Оно просуществовало более 300 лет, а затем было уничтожено Вавилоном.

История появления

В XI веке 12 израильских племен («колен») сплотились и создали могущественное государство. Первым царем Израиля стал Саул. На престоле его сменил Давид, а затем Соломон. При Соломоне Израильское царство достигло экономического, политического и культурного расцвета. После смерти мудрого правителя власть перешла к его сыну Ровоаму.

Сын Соломона, заносчивый и неопытный, отказал народу в просьбе снизить высокие налоги. Это вызвало повсеместный бунт израильтян. 10 северных колен отделились и основали новое Израильское царство. Его правителем стал Иеровоам I.

С Ровоамом остались лишь колена Иуды и Симеона, а также половина рода Вениамина. Оставшиеся израильтяне на южных землях создали Иудейское царство. Его столицей стал Иерусалим.

Под властью Вавилона и Персии

Между двумя новыми царствами постоянно шла ожесточенная борьба. Согласно библейским текстам, разделение единого государства и междоусобицы были наказанием евреям за грехи Соломона. Соперничество Иудейского и Израильского царств приводило к истощению их внутренних и внешних сил, чем пользовались соседние племена.

В период правления Ровоама на Иудею напал египетский фараон Шешонк I. Египтяне ограбили Иерусалим и другие иудейские города. Последующее ослабление Египта спасло Иудею от полного разорения.

В IX-VIII веках до нашей эры наблюдался всплеск экономической жизни в Иудейском царстве. На южных землях Палестины росли города, и строились крепости. Иудея просуществовала более 300 лет. А в 586 году могущественный Вавилон завоевал царство.

Вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иудею и разрушил до основания Храм Соломона. Вавилоняне угнали в рабство тысячи иудеев. Этот период вошел в историю как «вавилонское пленение» (598—582 гг. до нашей эры). Переселение жителей Иудейского царства в Вавилон привело к появлению первой крупной еврейской диаспоры, что стало поворотным моментом в развитии религиозно-национального сознания.

Лишь через 70 лет Кир Персидский, захвативший Вавилон, разрешил иудеям вернуться на родину и возвести новый Храм в Иерусалиме. Со 2-й половины VI века до нашей эры складывается модель этнического развития иудеев, включающая духовный и культурный центр в Иерусалиме (Израиле) и обширную диаспору в других странах. К этому времени сплоченные этнические группы проживали в Северной Африке, Западном Средиземноморье, Малой Азии, Кавказе и в Крыму.

Античный период

После падения персидской империи Ахеменидов земли Иудеи оказались под властью египетской династии Птолемеев (320—201 гг. до н.э.), а затем сирийской династии Селевкидов. В этот период в иудейскую среду проникает греческая культура и язык, а также новые философские и религиозные течения.

В 167 году до нашей эры из-за жестких гонений на еврейский культ и политики эллинизации населения иудеи подняли восстание. Его возглавили священник Маттафия (Матфей) и его сыновья. В результате в 141 году до нашей эры Иудея освободилась из-под власти Сирии. На ее территории было создано независимое Хасмонейское царство со столицей в Иерусалиме. Его правителем стал один из сыновей Маттафеи Симон, родоначальник хасмонейской династии.

Хасмонейское царство просуществовало около ста лет. Из-за распрей, вспыхнувших между представителями правящей династии, территория Иудеи была разделена несколько областей. Вскоре на эти земли пришли римские войска и захватили Иерусалим. Некоторое время Иудея сохраняла формальную независимость, но по факту она подчинялась Риму. В 37 года до нашей эры царем Иудеи стал римский ставленник Ирод I.

После смерти Ирода в 4 году до н.э. император Август поделил иудейские владения между тремя его сыновьями Архелаем, Антипой и Филиппом. Царский титул отца не достался ни одному из них. В 6 году Август отправил Архелая в ссылку, обратив его земли в провинцию под управлением префектов. А в 33 году к ней присоединились владения умершего Филиппа.

Падение

В 37 году римский император Калигула неожиданно решил возродить Иудейское царство. Его царем стал приятель Калигулы Ирод Агриппа I. Позже в состав Иудеи вошли владения последнего из сыновей Ирода Антипы. Иудеи не желали мириться с тиранией иноземных правителей. В 66 году они объединились и подняли восстание (Иудейская война).

Император Нерон направил в Иудею Тита Флавия Веспасиана. Иудеи всеми силами противостояли римской армии, но из-за нехватки сил и внутренних распрей они проиграли в войне. Тит взял Иерусалим, а тысячи иудеев были убиты. С 70 года нашей эры Иудея потеряла автономный статус и окончательно превратилась в римскую провинцию.

История индейских цивилизаций

Доколумбовы цивилизации – цивилизации, существовавшие на континентах Северной и Южной Америки и исчезнувшие до появления там европейских колонистов в XV веке.

Содержание

История

Полагают, что предки индейцев и эскимосов переселились в Америку 30-20 тыс. лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова моря и пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

Образ жизни и общественный быт индейцев

Внешний облик индейцев, кроме одежды, определяется некоторыми то религиозными, то социального характера обычаями, к которым относятся: 1) особые процедуры с волосами: косы у обоего пола (иногда в сетках), бритье всех волос на голове, кроме так наз. скальпового локона, иногда отпускание и свободный рост волос; 2) фантастические головные уборы, особенно у племенных главарей, достигающие порой высоты в 1,5 м, изукрашенные массой красных и синих перьев и разноцветных лент; иногда уборы из перьев (часто в виде гребня) служат отличительными признаками отдельных партий воинов или охотников; 3) татуировка, первоначально господствовавшая на всем протяжении материка, теперь постепенно прекращается, часто ограничивается разрисовкой лица, особенно у женщин, немногими точками и линиями в обозначение принадлежности к данному роду (так в Калифорнии); в Южной Америке татуировка (обыкновенно шипами растений) служит для обозначения достижения девушками зрелости, иногда означает и знатное происхождение. Путешественники часто смешивают татуировку с рубцами от общепринятых у индейцев кровопусканий и частых, считающихся в известных случаях целебными, надрезов на руках и ногах; 4) раскрашивание тела красками, во многих случаях заменившее татуировку, употребляется И. чаще всего перед плясками и войной; мужчины некоторых племен не предпринимают путешествий, не дав себя первоначально разрисовать жёлтой охрой или красным соком растения уруку (виха); часто при этом все тело намазывается салом; 5) калеченье черепа было распространено во всей Америке; теперь постепенно прекращается; оно производилось постепенным сдавливанием черепа меж двух досок вскоре после рождения ребенка и имело целью придать черепу желаемую форму, иногда более круглую, иногда с более откинутой назад лобной костью; часто это калеченье сопровождалось спиливанием зубов до самых десен.

Украшения среди индейцев очень часты, но представляют мало своеобразного; к ним принадлежат серьги, палочки, продеваемые сквозь губы и ноздри, бусы и т. п. Одежда южно-американских индейцев иногда ограничивается поясом или футлярообразной плетенкой; совершенно голыми часто ходят племена эквадорских Анд, каяпа и телемби; другие, как, напр., матако, отправляются голыми на войну. У северн. племен женщины одеты более мужчин, у матако и тоба — наоборот. У большинства индейцев одежда довольно сложная и состоит из хлопчатобумажных тканей, лыка, кож, мехов и перьев. Благодаря правительственным раздачам шерстяные одеяла (blankets) сделались одной из необходимейших принадлежностей костюма сев.-американских И. Брюки, переходящие в сапоги-мокасины, распространены среди многих племен и представляют сходство с одеянием гиперборейской расы — эскимосов. Женское одеяние, первоначально ограничивавшееся грубой рубахой, у цивилизованных племен, особенно Испанской Америки, часто заменяется костюмом креолки. Оружие отличается преобладанием камня в виде острий стрел и копий, топоров и ножей; в доевропейский период весьма часты были и деревянные орудия, палицы, копья и даже ножи. Чаще всего встречаются копья с наконечниками из дерева же или из кости и камня, часто похожими на ножи, и лук со стрелами, любимое оружие американцев, особенно в Южн. Америке. Стрелы, нередко отравленные, часто посылаются и из полого снаряда в виде длинной палки, посредством дутья.

В Сев. Америке, начиная с прошлого столетия, среди И. распространились ружья, с которыми они справляются не хуже европейцев. В Южной Америке часто ещё можно встретить старинное оружие вместе со знаменитым лассо, или петлей для кидания, и бола — шаром, кидаемым на веревке. Орудия хозяйственные приготовлены из тех же материалов: каменные топоры, ступы, буравы из птичьих костей и т. п. Медь, ценившуюся некоторыми из атлантических племен выше золота, индейцы употребляли чаще для украшений, чем для полезных изделий; металлы вообще у первобытных И. никогда не заменяли камня, дерева и кости. Распространены были уже рано изделия из глины; у западных племен, кроме перуанцев, особенно манданы были хорошими гончарами, и по настоящее время гаучосы изготовляют горшки по индейскому способу. Ткачество во многих местностях среди И. издавна находилось на высокой ступени развития; перуанское искусство в этом отношении простиралось до Чили, мексиканское процветало ещё в Нов. Мексике и Аризоне. Северо-западные И. пряли и ткали лыко одной из сосновых пород, коноплю, шерсть лисицы и рыси и т. п.; в новейшее время это искусство погибло безвозвратно вследствие наплыва европейских товаров и частых войн. Искусство плетения и уменье приготовлять кожи у И. были весьма своеобразны; и эти искусства их и до сих пор ещё сохранились. И. не лишены и художественного чутья, выражающегося в замысловатой орнаментации плетений и тканей, а также в произведениях разного искусства; особенно верно изображаются на камне и глине животные. Занятия И. в настоящее время: рыболовство — у многих племен почти исключительное занятие; охота, на которую часто смотрят как на дело всего племени, совершаемое по предписаниям племенного главы; земледелие, главным образом обработка маиса, в доевропейское время производившаяся всеми племенами И. к Ю. от р. Св. Лаврентия.

Из домашних животных Индейцы ценят, главным образом, лошадей; в Южной Америке так назыв. льянеро составляют целый народ всадников. В Южной Америке культивируется И. большое количество растений, но дело ведется не особенно старательно. Табак сеется всевозможных сортов. Садоводству и разведению плодовых деревьев Индейцы научились лишь от европейцев. Определенные места жительства имеют далеко не все племена, некоторые же, как ботокуды Южн. Америки, вовсе не имеют даже хижин. У других южно-американских племен хижины составляются из 4 кольев, четырёх (иногда трёх) бамбуковых стен и крыши из древесных листьев. Помещения сев. племен более совершенны. Иногда они представляют собой палатки с отверстием для дыма и небольшим входом, крытые циновками или кожами, иногда — землянки или сколоченные из бревен дома. Наиболее совершенны — если не считать строений мексиканцев, перуанцев, пуэбло и т. п. — были «вигвамы» или коммунальные дома ирокезов, известные под названием «длинных домов», в кот. иногда могло поместиться до 200 чел. Государственное начало у индейцев основано на системе родов или кланов, которые отличаются друг от друга символическими названиями, почерпнутыми из животного или растительного мира (так назыв. тотемы, вроде гербов); взаимные отношения вроде права наследования и родственные наименования в этих родах часто дают право предполагать прежнее существование у них гинекократии. Власть племенного главы наследственна, хотя революции и захваты власти энергическими лицами бывали нередко. Кроме главы (сахем), управление сосредоточивается в родовом совете и союзе охотников данного племени. Помимо известных древних культурных стран, Индейцы нигде не являются соединёнными в одно государство, хотя федерации с военными целями бывали нередко. Войны сопровождались многочисленными формальностями и религиозными обрядами; трофеем считалась содранная с черепа противника кожа с клоком волос (скальп) — обычай, сходный с почитанием черепов у других варварских племен. Многочисленны церемонии и при мирных сношениях; для гостей часто даются празднества с плясками, масками, торжественным курением табака из «трубки мира» и т. п.

Религии индейцев

Религии индейцев разнообразны, но, не представляя следов монотеизма, сильно затрудняли миссионерам перевод христианского понятия «Бог». Идея божества у них не успела определиться и принять точное значение; трудно определить также, каковы их идеи о сотворении мира. Во многих случаях мы имеем дело с обожанием светил, солнца и луны, на которых смотрят как на мужа и жену; иногда главы племен обязаны приносить им жертвы. Явления природы вызвали также олицетворения — воды, грозы, грома и молнии: сохранился перуанский гимн к грому. Цифра четыре у многих племен имеет магическое значение; признаются также многочисленные приматы. Космогонических и других мифологических рассказов собрано большое количество среди И.; все они представляют громадное сходство с полинезийскими. Есть у них и свое сказание о потопе.

Животные, особенно птицы, играют большую роль во всех сказаниях, точно так же как они наиболее часто встречаются в тотемах. В связи с этим стоит почитание медведей, волков, змей и т. п. Повсеместна вера в загробную жизнь. Жизнь за гробом то представляется вечным счастьем, то картиной, полной скорби и уныния. Идолы у И. редки, так что религия их не столько политеизм, сколько пандемонизм; жертвы приносились прежде в виде маиса и единственного домашнего животного — собаки. О более разработанной религии перуанцев и мексиканцев — см. Перу и Мексика. Каннибализм, замеченный во многих местах, везде имел религиозные основы. Место жрецов заступают особые колдуны, которые в то же время и врачи. Погребальные церемонии, одинаковые в общем у всех И., сопровождаются воем, вырыванием волос, разрушением хижины, где произошла смерть; труп хоронят в сидячем положении, что достигается особым обвязыванием покойника. В древнем Перу была употребительна особая мумификация трупов, завертывавшихся в массу различных одеяний.

Хронология

Верхняя часть шкалы (оттенки серого цвета) соответствует североамериканскому ареалу.
Средняя часть (тёплые цвета) соответствует месоамериканскому ареалу.
Нижняя часть (холодные цвета) соответствует южноамериканскому ареалу.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Вот много чего читал и смотрел про индейцев, но вот эта информация меня несколько поразила. Почему я про это первый раз слышу? А вы знали ? Вот смотрите …

Расположенные на территории американского штата Иллинойс курганы Кахокии — всё, что осталось от цивилизации индейцев, существовавшей здесь задолго до прихода европейцев. Кахокия долгое время была крупнейшим городом Северной Америки, её площадь составляла больше 15-ти км2, а население достигало 40 тысяч человек.

109 курганов, сохранившихся до нашего времени, — часть церемониального комплекса, где проводились различные религиозные торжества. В центре комплекса расположен знаменитый четырёхъярусный Монахов курган, размеры которого поистине грандиозны — 28 метров в высоту и 290 метров в длину.

Некоторые археологические находки свидетельствуют о том, что индейцы с берегов Миссисипи были прекрасными художниками, скульпторами и архитекторами. Они создавали украшения из меди и ракушек, украшали стены храмов искусным орнаментом и изображениями богов и даже разработали сложнейшую систему орошения полей, в которой использовались воды рек Миссисипи и Иллинойс.

В расцвете Кахокийской культуры (1 100 до 1 200 нашей эры) город покрывал почти шесть квадратных миль и имел население 20 000 человек. Здания были построены в ряды вокруг просторных площадей. Продовольствие в город поступало из мелких деревень вокруг, где занимались сельским хозяйством и животноводством. Кахокийцы торговали с другими племенами до самой Минесотты

Настоящее имя города неизвестно и жители очевидно не использовали письменность. Название Кахокия (Cahokia) произошло от не имевшего к этой цивилизации отношения племени, которое проживало на этой территории, когда прибыли первые французские исследователи (конец 17-го столетия)

Древние индейцы Кахокии построили более 120 глиняных курганов. Некоторые курганы не сохранились до наших времен,так как были разрушены последующими племенами. Комплекс курганов Кахокии – удивительное зрелище. Некоторые курганы не превышают нескольких метров в высоту, а некоторые превышают высоту в 30 метров. Для постройки этих насыпей было перемещено более 50 миллионов кубических футов земли, огромные карьеры все еще сохранились в некоторых местах. Индейцы переносили почву на спинах, перетаскивая большие тяжелые корзины

Использовались три типа насыпей, самые обычные из которых имели форму платформы – использовались как места для политических и религиозных церемоний, массовых собраний. Канонические насыпи (курганы) создавались для похорон или для маркировки важных мест

В центре исторического участка самая большая насыпь под названием Монахов Курган. Это самая большая доисторическая глиняная насыпь в Северной Америке. Длина кургана -1 000 футов, ширина – 800 футов. Монахов Курган состоит из четырех террас, каждая из которых добавлялась в разное время. Приблизительно 22 миллиона кубических футов земли было использовано, чтобы построить эту насыпь между 900 и 1 200 годом. Курган был назван по имени французских монахов, которые жили неподалеку в 1800 годах. Монахов Курган — наиболее вероятное строение, где жил правитель Кахокии и проводились важные церемонии. За эти годы насыпь была значительно повреждена человеком, поэтому оригинальный размер кургана определить довольно сложно

Монахов Курган и центр города были окружены стеной длиною в 2 мили с охранными башнями, расположенными через каждые 70 футов. Стена была построена то только в целях защиты, но и как социальный барьер между разными слоями общества, отделяя элиту от простых людей. В настоящий момент удалось восстановить несколько секция частокола Кахокии

Археологи раскопали пять круглых деревянных устройств, которые служили индейцам Кахокии солнечными календарями. Эти календари, сделанные из равномерно распределенных деревянных бревен, получили название Woodhenge. Устройства подтверждают высокий уровень развития индейцев Кахокии

Самое интересное и загадочное открытие, связанное с курганами Кахокии – это курган 72. Здесь археологи нашли тела почти 300 человек, главным образом молодых женщин, скорее всего принесенных в жертву. Поблизости находилась другая могила, где был погребен правитель. Его тело лежало в усыпальница на 20 000 морских ракушек, возраст правителя – 40-45 лет. Полагают, что те, кто был похоронен рядом с ним были принесены в жертву, чтоб служить ему в следующей жизни. Курган был возведен примерно в 950-1000 году нашей эры.

Постепенное снижение населения Кахокии началось после 1200 года, и два столетия спустя этот участок стал безлюдным. Судьба племен Кахокии остается неизвестной, ученые считают, что их вынудило уйти изменение климата, и засуха из-за сильной вырубки леса. О великой Кахокии не сохранилось никаких легенд, отчетов и упоминаний. Эта странная тишина окутана загадками. Некоторые эксперты полагают, что на территории Кахокии случилось нечто ужасное, о чем остальные племена постарались забыть и не упоминать. Многие полагаю, что эти земли священны, а коренные американцы говорят о Кахокии, как о сильном источнике энергии.

Курганы Кахокии были признаны Национальной Исторической достопримечательностью в 1964 и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1982 году. Курганы находятся недалеко от Коллинсвиля, Иллинойс.

Кахокия была первым по-настоящему «подлинным мегаполисом Америки». В период между VII и XII в. поселение процветало, а его население на пике развития насчитывало более 20,000 человек. Однако «город курганов» почти внезапно был покинут своими обитателями два века спустя. В настоящие время исследователи пришли к выводу, что причиной этого могло послужить катастрофическое наводнение большой силы. Результаты последних «полевых выходов» показывают, что зарождение, становление и угасание этого центра миссисипской археологической культуры связано с «большой рекой».

Кстати, как и у многих других цивилизаций «эпохи бронзы» (важно отметить, что коренные народы Америки не знали металлов до прихода европейцев на эти земли в XVI — XVII вв.). Благодаря своим регулярным разливам, именно река способствовала формированию у них сложноорганизованной сельскохозяйственной общины. Эта общественная структура нашла своё отражение в новых внушительных типах построек. Над городом возвышались земляные курганы. Циклический процесс разливов делал долину реки одним из плодороднейших регионов на континенте (вышедшая из берегов река, «оставляет после себя» слой иловых отложений вдоль своего русла). Впрочем, она же привела и к закату этой городской цивилизации.

В ходе изысканий в районе озёр, которые окружают курганы Кахокии, были отобраны керны (образцы земли продолговато-цилиндрической формы) осадочных пород до горизонта, геологический возраст которого насчитывает более 2000 лет. Исходя из полученных данных, стало ясно, что в здешних местах имело место не менее дюжины катастрофических наводнений в указанный хронологический период. Именно это обстоятельство может помочь объяснить возвышение и упадок Кахокии, курганы которой, находятся недалеко от современного Сент-Луиса, штат Миссури.

«Мы не подвергаем сомнению роль засухи в упадке Кахокии, однако фактор регулярных наводнений открывает перед нами новые аспекты в истории жизни коренных народов Америки в доколумбову эпоху, а также причины их ухода с исторической арены».

— Самуил Муньос (Samuel Munoz), доктор географических наук, а также главный руководитель экспедиции

«Наша работа дала новый пласт информации об истории наводнений в бассейне реки Миссисипи. Полученные результаты будут полезны для чрезвычайных служб городов и посёлков, заинтересованных в предотвращении подобных стихийных бедствий в будущем, — добавляет Эйлуард Уильямс (William Aylward), профессор географии, директор Центра климатических исследований при Висконсинском университете в Мадисоне (Nelson Institute for Environmental Studies Center for Climatic Research).

В своей статье, опубликованной в американском научном еженедельнике Proceedings of the National Academy of Sciences, Сэм Муньос и Эйлуард Уильямс приводят доказательства древнего наводнения, следы которого скрыты глубоко на дне озёр в пойме Миссисипи. Учёные предполагают, что в то время, как до VI ст., и после XII века, паводки были частым явлением в этом регионе, то между этими датами был период «засухи». Так, что Кахокия имела все шансы на процветание и устойчивое развитие до первой «большой воды» где-то в 1200 г. Вероятно, с того самого времени политическая нестабильность, голод и, как следствие, прогрессирующее уменьшение численности населения стали для неё повседневной реальностью.

В то время, как относительно засушливые периоды традиционно считаются одним из главных факторов, приведших к упадку многие ранние сельскохозяйственные цивилизации Северной Америки, и по всему миру, результаты работы палеогеологов порождают новые теории среди историков и археологов.

Первоначально доктор Муньос искал следы доисторического земледелия на месте древних лесов, но со временем, выбрал Кахокию из-за её древних курганов в качестве объекта для поисков ответов на свои вопросы. Неспроста на территории поселения одновременно жили десятки тысяч человек. Значит, производство продуктов питания и уровень развития ремёсел немало способствовали этому. Если и было место в доколумбовой Америке, где люди изменяли ландшафт с таким размахом, то это был «город курганов».

Команда учёных во главе с доктором Муньосом, отправилась на о. Хорсшу-Лейк (Horseshoe Lake), расположенное рядом с древним поселением. Там они отобрали пробы ила, чтобы провести датировку климатических событий по окаменевшей пыльце растений (метод биозонирования). По наличию тех, либо иных признаков учёные определяют изменения в окружающей среде, которые имели место многие сотни лет назад. Часто, ил — это что-то большее, чем просто какая-то вонючая грязь.

В каждом озере на Земле есть «осадочные флешки», которые записывают историю нашего климата. Почти как кольца на дереве, только гораздо точнее. Именно такая «запись» указала на наводнение, которое нарушило обычную для этих мест конфигурацию залегания осадочного материала на дне. Оно оставило свою чёткую «подпись».

Команда использовала радиоуглеродный метод датировки керна (пробы ила) для определения возраста биологических остатков по всей глубине стратиграфии, полученных образцов. Это позволило им на 2000 лет углубиться в геологическую историю этого края. В результате, им удалось с высокой точностью установить время порядка восьми больших наводнений на месте о. Хорсшу-Лейк в указанный период, включая самое разрушительное, которое случилось в 1844 году.

Для подтверждения полученных результатов, геологи также взяли пробы в ещё одном озере — Грасси-Лейк (Grassy Lake), что в 120 милях вниз по течению Миссисипи, и обнаружили идентичные «подписи».

Новые находки показали, что наводнения были чем-то обыденным в период между 300 и 600 гг. Но как при таких условиях могло существовать земледелие и управляемая ирригация плодородных земель? Дело в том, что в такие периоды, «индейцы» разбивали свои поля выше по склонам вдоль поймы «великой реки». Но к 600 году, климат стал засушливее, и сила наводнений пошла на спад. Археологические данные свидетельствуют, что люди обратно переместились ближе к реке, вниз по склону. Росло население и площади посевов. Затем, опять последовал «мокрый» период.

Как показало компьютерное моделирование, для того чтобы нанести особый ил в оба исследованных озера, уровень воды в Миссисипи должен был подняться на 10 — 12 м выше нормы. Серия таких катастроф вполне могла затопить посевы, и привести к массовому голоду и, вероятно, дальнейшему упадку «древней столицы Америки». Около 1400 г. жители покинули свой город и начали мигрировать в другие части континента.

С чего начиналась Америка: жизнь до европейцев

Ольмеки, майя, ацтеки, инки — это не просто слова, обозначающие какие-то племена. За ними скрыты века истории, архитектурные достижения, уникальные системы письменности, удивительный взгляд на мир, культы, боги, ритуалы и многое другое — в общем, всё то, что формирует понятия культуры и цивилизации. Пришло время заполнить пробелы и немного расширить кругозор.

Ольмеки

Потом появилась вторая цивилизация, но ужасные наводнения заставили людей превратиться в рыб. Следующую цивилизацию уничтожили сильные ураганы, превратив людей в птиц. Версия так себе, но официальная археология тоже не может сказать ничего конкретного. Следы примитивных культур в Америке появляются в 8–10 тысячелетии до нашей эры — это были охотники и собиратели. Несколько тысяч лет не прослеживается никакого серьёзного развития, потом происходит какое-то событие (неизвестно какое — вероятно, природный катаклизм), и следы даже примитивной культуры встречаются редко.

А потом, примерно в 1000 году до нашей эры, появляется высокоразвитая цивилизация ольмеков. Получается странная картина — резкий переход от первобытных племён к крупным городам с плановой застройкой и сложным социальным и культурным устройством.

Одним из культурных центров ольмской цивилизации является Ла-Вента — сегодня это небольшая деревня на юге Мексики. Как это место называли современники — естественно, неизвестно. В древнем городе (примерно 1000–800 лет до нашей эры) находилась первая американская пирамида. Впрочем, могли быть и более ранние постройки, не сохранившиеся до наших дней. Пирамида в Ла-Венте имеет высоту 35 метров и сделана из земляных блоков, обработанных примитивным цементом. Это и позволило строению сохраниться.

Кроме пирамиды в городе обнаружили останки алтарей, склепов и множества земляных насыпей, на которых стояли жилые дома. Ещё в Ла-Венте находится пять огромных человеческих голов из базальта весом по 10–15 тонн. Вероятно, ольмеки пытались освоить мореходство — во всяком случае, они создавали большие плоты, укреплённые смолой, и на них сплавляли по реке огромные камни. Первый водопровод в Америке тоже построили ольмеки — примерно в том же 1000–800 году до нашей эры. И что самое поразительное: к моменту его обнаружения (в Сан-Лоренсо) водопровод всё ещё работал.

— Майкл Ко, археолог.

Кроме архитектуры ольмеки имели и более тонкую культуру, в том числе украшения, живопись, спорт и письменность. Украшения представляли собой вырезанные из разных горных пород фигурки, которые, помимо подаяния, выполняли и ритуальные функции. Вроде бы ничего сверхвыдающегося, а вот найденные фрагменты рисунков уже удивляют. К сожалению, найдено всего несколько фрагментов, но по сложности рисунков и цветовой палитре они вполне сравнимы с греческой или египетской живописью. То есть это совсем не примитивные наскальные рисунки, а настоящее искусство.

Дальше по списку идёт спорт. Первый в Америке каучуковый мяч появился примерно 3 000 лет назад. Предполагается, что игра носила полуритуальный характер, так как игровые площадки располагались вблизи пирамид в самом центре городов. Это свидетельствует о высокой важности процесса и наличии большого количества зрителей. Письменность ольмеков не расшифрована — слишком мало образцов осталось, но это древнейшее письмо на континенте, послужившее основой письменности майя.

Центральное место в верованиях ольмеков занимал ягуар — он был хозяином джунглей Центральной Америки, самым сильным из местных хищников. Что привело цивилизацию к упадку — неизвестно. Произошло это примерно в 200 году до нашей эры, однако влияние ольмеков на все остальные культуры Центральной Америки сохранится на протяжении многих веков.

Расцвет цивилизации майя начинается в 250 году до нашей эры (примерно после схода с дистанции ольмеков) и длится до 900 года нашей эры. Эти ребята действительно изобрели календарь, который переняли многие другие культуры региона. Состоял он из 18 месяцев по 20 дней и одного дополнительного месяца всего из 5 дней. Таким образом получался год из 365 дней. Был и особый, ритуальный, календарь, состоящий из 360 дней. Наложение двух календарей создавало цикл из 52-х лет — вот здесь и кроется корень мифа о конце света. Ничего нового. Например, ацтеки (которые переймут календарь) тоже будут верить в конец света и ждать его каждые 52 года. В общем, этой истории уже больше полутора тысяч лет.

Города цивилизации майя имели множество каменных построек и были значительно больше ольмекских. Например, Тикаль населяли до 200 000 человек, а Калакмуль насчитывал до 5 000 построек и имел население в несколько десятков тысяч человек. Многое было перенято от предшествующей цивилизации, но появились и свои достижения. Здесь зародилась астрономия и первые обсерватории.

Никуда не пропали пирамиды. Строили их уже из камня, что позволило создавать более монументальные постройки высотой до 60–70 метров. Здесь появились первые аналоги книг. Они назывались кодексами, и почти все были уничтожены просвещёнными европейцами как еретические и богопротивные. Испанский епископ Диего де Ланда хвалился тем, что самолично сжёг около 1 000 майянских кодексов. Только в 70-х годах XX века советский историк и лингвист Юрий Валентинович Кнорозов сумел расшифровать древнюю письменность. Выяснилось, что за ту роскошь, в которой жили правители, за все свои богатства они должны были расплачиваться в конце жизни. А расплата была только одна: жертвоприношение.

Отдельно нужно упомянуть Теотиуакан — один из крупнейших городов мира своего времени. Во втором веке нашей эры население достигало 120–150 тысяч человек — это больше, чем в Александрии, тогдашней столице Египта. Здесь находится пирамида Солнца — третья по размеру пирамида мира, имеющая площадь основания 225 × 225 метров и высоту в 64 метра. До конца непонятно, входил ли этот город-государство в состав империи майя. В нём встречаются элементы многих культур, однако ключевое место занимает культ поклонения пернатому змею, что свидетельствует о наличии тесных связей. Позже пернатый змей получит имя Кетцалькоатль и займёт главное место в ацтекском пантеоне.

Закат цивилизации майя начался в 800–900 годах нашей эры. Крупнейшие города были разрушены междоусобными войнами, другие пали от внутренних восстаний, обрушения системы государственного устройства и, как следствие, голода. К моменту прибытия европейцев цивилизация майя находилась в глубочайшем упадке и была обречена. Впрочем, половина населения современной Гватемалы считает себя потомками майя. Кроме этого, значительная часть населения Белиза, Гондураса и Сальвадора тоже относит свои корни к древнему народу.

Ацтеки

Ацтеки — это кровавые ритуалы. Насколько достоверны сведения о количестве жертвоприношений — неизвестно, но совершенно точно, что они значительно превзошли майя. Испанцы сообщали о чудовищном зрелище — якобы всего за один день в жертву принесли 80 000 человек. Вряд ли такое возможно, но именно это событие стало официальным поводом для уничтожения «варварской» империи. Но обо всё по порядку.

Столица на небольшом острове, помнишь? Ацтекам пришлось искусственно увеличивать площадь острова — для этого использовались «чинампы». В заболоченных низинах в почву вбивались сваи, связывались плетнём, а внутрь засыпался метровый слой земли. Полученные участки можно было использовать для выращивания продуктов питания и даже для строительства жилых помещений. Испанцы описывали Теночтитлан как остров с десятками каналов. По этим каналам местные жители передвигались на лодках — в общем, почти как Венеция. Структура империи напоминает монгольскую модель, то есть ацтеки не подчиняли все захваченные территории прямому управлению, а облагали данью, оставляя при этом местного правителя. Не многие осмеливались воспротивиться, ведь если не заплатить налоги — за тобой явится Кетцалькоатль, а с ним будет армия ацтеков.

Для того чтобы быстро добраться до мятежного города и принести кого-нибудь в жертву, нужны были дороги. Обычно строительство дорог было частью дани от захваченного города, тем не менее невиданная ранее дорожная сеть была создана. Дороги находились под наблюдением, ремонтировались и даже имели специальные пункты отдыха каждые 10–15 километров. В таких пунктах можно было укрыться от непогоды и приготовить еду. Охраняемые дороги позволили населению активно перемещаться, что способствовало, в свою очередь, развитию торговли.

Уровень безопасности на дорогах был таков, что женщины могли передвигаться по ним в одиночку — это в XIV–XV веках! Дорожная сеть способствовала демографическому буму — население империи достигло 8–10 миллионов человек.

Наибольшим почётом в обществе ацтеков пользовались воины, а если точнее — те воины, которые приводили много пленных рабов. Пленники нужны были для всего: для строительства, для работы на плантациях, для приношений в жертву, для еды. Ладно, с едой не до конца понятно — мнения американистов расходятся, но совершенно точно, что если не сами ацтеки, то некоторые из захваченных ими народов практиковали каннибализм.

Пленные были так важны, что именно за их количество давали воинские звания. Любой юноша, достигший совершеннолетия, должен был привести одного пленного, а до тех пор не имел права стричься. Длинные волосы — свидетельство слабости или трусости, то есть позор, который никак не спрятать. Однако рабство носило личностный характер, то есть дети раба считались свободными.

Ещё интересным способом они боролись за чистоту городских улиц. Был такой закон: если торговец зазевается и рабу удастся сбежать за пределы городского рынка, то ему нужно наступить на человеческие экскременты, и тогда он обретал свободу. Таким образом горожане сами следили за чистотой улиц, ведь у многих были рабы, и никто не желал потерять ценный товар.

Закончилось всё вторжением испанцев. Сначала конкистадоры во главе с Кортесом взяли в заложники императора Монтесуму II, несколько месяцев управляя империей через него. Однако недовольство горожан росло, и марионеточность Монтесумы становилась всё очевиднее. Последней каплей стало вмешательство испанцев в ритуал жертвоприношения. Ацтеки восприняли это как попытку помешать их диалогу с богами — святотатство, невиданное доселе!

Поднялось восстание, несколько испанцев было убито, как и сам Монтесума II. Через некоторое время Кортес вернулся с флотом и пушками. Вспомни, где находилась столица ацтеков? На озере. Корабли пришлось разбирать, тащить через джунгли и снова собирать у Теночтитлана — в этом помогли соседние племена, желавшие падения империи.

Тем не менее первый штурм не принёс существенных успехов, и началась осада. Был перекрыт водопровод и отрезаны все пути сообщения с сушей. Столица оказалась в полной блокаде. 13 августа 1521 года испанцы с союзными племенами ворвались в город и заняли центральную площадь — так закончилась 70-дневная битва. Впоследствии Кортесом был принят план о полном уничтожении древнего города. В результате военных действий и привезённых европейцами болезней погибло до 80 % населения империи ацтеков.

Считается, что империя инков появилась довольно поздно, в 1438 году, но это не точно. У детей Солнца было несколько иное представление о времени — это затруднило установление хронологии. Для инков не было очевидным, что есть прошлое, настоящее и будущее, — они жили в цикличной системе. Таким образом, всё, что находится за пределами цикла, называется ниупапаче («давно»). Вот и выходит, что и 10 лет назад — это ниупапаче, и 100 лет назад — это тоже ниупапаче. В целом археологи отталкиваются от официальной даты, так как нет других источников, но всё-таки велика вероятность, что империя на несколько веков старше.

Имея отличную сеть дорог с канатными переправами через ущелья, инки смогли организовать почтовую систему. В эту систему входили почтовые станции, расположенные через каждые три километра пути, и огромный штат работников. Указания верховного Инки достигали самых дальних уголков империи всего за 2–3 дня. Знаешь, это работало быстрее, чем сегодняшняя почта. Кроме этого, в горах не очень много пригодной для выращивания урожая земли. Основная проблема гор в том, что они горы. Но выход был найден. Если ты играл в «Цивилизацию», то мог заметить офигенный бонус инков в виде горных террас. Они выглядели как ступенчатые огороды. У горы отвоёвывался небольшой ровный участок поверхности, он засыпался почвой и укреплялся. Ниже отвоёвывался другой участок, и так далее. В итоге получался ступенчатый огород с хорошей площадью. Ко всему этому добавь систему ирригации.

Систему ориентации во времени рассмотрели — нужно упомянуть и такую же необычную систему оценки возраста. Было совершенно не важно, сколько времени человек уже прожил, — важны были его навыки и знания. Грубо говоря, есть период «мальчик, готовый стать воином» — это примерно подросток четырнадцати лет. Однако человек мог так навсегда и остаться в этом статусе — даже к 40 годам можно было иметь статус «мальчика, готового стать воином». Причем исходя из статуса формировалось и общее отношение. Проще говоря, если человек — дурачок и ни на что не годится, то к нему так и относились, независимо от возраста.

Империя инков росла с невообразимой скоростью, достигнув площади в два миллиона квадратных километров. Эффект достигался несколькими путями — в общем-то, «кнут и пряник». Вожди захваченных народов оставлялись в качестве наместников — таким образом элита сохраняла своё положение и меньше бунтовала. Всё, что требовалось от вассалов, — это признать Инку верховным божеством и единственным верховным правителем, платить налоги (обычно товарами) и в случае необходимости предоставлять воинов. Если «пряник» не срабатывал, то инки собирали огромное войско, в передних рядах нередко выступали племена каннибалов, при том что сами инки ни в чём таком замечены не были. Таким образом просто нагонялся дополнительный страх: мало того что пришло огромное войско, так в его составе ещё и каннибалы. Вот и думай: можешь платить налог, признав нового Бога, и жить себе спокойно дальше, а можешь быть съеден.

Инки использовали уникальную систему узелковой передачи информации. Это нельзя назвать письменностью, тем не менее система была достаточно сложна, чтобы передавать значительные объёмы информации. Выглядело это как связка из большого количества верёвок разной длины, разного цвета и с разными узлами на них. Полностью не дешифрована до сих пор. Кроме этого, инки придумали собственную систему счёта и даже счётное устройство, называемое «юпана». Эти ребята могли в математику, астрономию, архитектуру, музыку и даже театр. Три пьесы сохранились до наших времён — они называются «Апу-Ольянтай», «Уткха-Павкар» и «Суримана». Архитектура инков выделяется внешним видом — это большие каменные блоки неправильной формы, очень плотно подогнанные друг к другу. Такая конструкция обусловлена частыми землетрясениями: стены и дома из ровных блоков были бы менее устойчивы.

Столица империи инков — Куско — и сегодня является крупным городом с населением в 400 000 человек. На окраинах города, как и несколько веков назад, собираются рынки, где люди обмениваются товарами. Это буквально. У тебя есть много картохи, но хочется кукурузы? Нет проблем: идёшь на рынок и меняешь.

Падение империи обусловлено внутренними проблемами. Большая часть населения не являлась инками и как бы занимала низшее положение. Поэтому, когда прибыли испанцы, их вторжение было поддержано большинством. Однако, в отличие от ацтеков, инки ещё почти век умудрялись сосуществовать с европейцами. Некоторые атрибуты инкской культуры живут в Андах до сих пор, как, например, культ мёртвых. Наличие в доме мумии или просто черепа умершего родственника считается нормальным явлением. Более того, относятся они к останкам как к полноценному члену семьи. Ему приносят еду, воду и новую одежду — в общем, всё то, что нужно человеку при жизни. Взамен духи не покидают родной дом и оберегают его любого ненастья.

Давай закрепим всё географией. Перечисленные народы жили в Центральной и Южной Америке. Инки — запад Южной Америки, ольмеки и ацтеки — Мексика, майя — Белиз, Гондурас, Гватемала и Сальвадор.

Читайте также:
Как добывали огонь
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: