Самые первые танки в мире

На страже Империи. Первый в мире танк — русский “Вездеход”

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Танк Пороховщикова был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях.

В самом начале первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и лишь 9 января 1915 года после долгих проволочек на приёме у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой Вездеход.

По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины. Проект одобрили — разрешение на постройку Вездехода было получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым.

Конструкция Вездехода была необычна. Сварной каркас опирался на одну широкую гусеницу из прорезиненной ткани, натянутую на четырех барабанах, причем передний барабан был заметно приподнят над опорной поверхностью. Пятый барабан прижимал гусеницу сверху. Задний барабан был ведущим, вращение на него передавалось через коробку передач и карданный вал от карбюраторного двигателя мощностью 10 л.с. Удельное давление на грунт должно было составлять всего около 0,05 кг/кв.см. По бокам от гусеницы помещались две колонки с небольшими колесами, которыми водитель управлял с помощью штурвала — таким образом осуществлялся разворот всего корпуса.

Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. Интересно, что бронирование Вездеход было многослойным: она состояла из лицевого цементированного 2-мм стального листа, амортизирующей прокладки из волос и водорослей, и еще одного стального листа с суммарной толщиной 8 мм.

В конструкции этого танка уже были предусмотрены все основные элементы современных боевых машин — броневой корпус, вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель. Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. По хорошей дороге Вездеход должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу. Такая схема, при относительной простоте, обладала одним глобальным недостатком — фактически Вездеход мог двигаться только по прямой, поскольку поворот направляющих колес влево и вправо мог привести к их полной поломке.

Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана. Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы — механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.

Читайте также:
Как появился простой карандаш

При движении по твердому грунту танк опирался на эти колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте «ложился» на гусеничную ленту. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина — 2 метра, высота (без башни) — 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам, экипаж — 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч.

18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/час (такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки). После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию Вездеход, которая состоялась 20 июля 1915 года

Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: по дорогам машина двигалась на колесах и заднем барабане гусеницы, когда на ее пути встречалось препятствие — Вездеход ложился на гусеницу и «переползал» через него. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.

Тогда же (весной 1915 года) Пороховщиков предложил броню собственной разработки: «Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок». Котельное железо отжигалось «по способу, составляющему секрет изобретателя», а в качестве прокладки «после громадного числа опытов» он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну «железной брони», возможность гнуть и варить ее.

В 1916 году провел в Петрограде испытания — 29 декабря 1916 года достиг скорости 40 вёрст в час, что было исключительно высоким показателем.

Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов XX века… Также существует версия того, что чертежи Пороховщикова были использованы британскими инженерами для своих разработок.

Опытная машина, с перерывами, продолжала испытываться до декабря 1915 г., после чего генерал-лейтенанту Коваленко было послано соответствующее донесение. В частности указывалось, что «построенный экземпляр „Вездехода“ не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не было…»

Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, в виду отсутствия на ней бронирования и вооружения, и в документах она фигурировала как «самоход» — то есть автомобиль. По признанию самого конструктора, первый образец созданного им «русского танка» действительно обладал рядом недостатков, но все они являлись причинами отхода от проекта. По его мнению, можно было добиться намного лучших результатов, если бы Вездеход имел большее расстояние между барабанами, более мощный двигатель и рифленую гусеничную ленту.

От дальнейших работ по «Вездеходу» решили отказаться, тем более, что за это время было истрачено 18090 рублей. Военное ведомство обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам Вездеход отправить в ГВТУ.

Тем временем, чертежи Вездехода попали во Францию. Член французского Консультативного комитета по артиллерии специального назначения полковник Жан-Батист Эжен Эстьен предложил эти чертежи Луи Рено – владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы. Рено, подробно ознакомившись с чертежами, отказался от покупки, мотивируя отказ отсутствием опыта постройки подобных машин. Однако русский проект был простым, как всё гениальное, и Рено, обладавший отличной зрительной памятью, смог довольно точно восстановить эти чертежи, вернувшись с переговоров. Не теряя времени, Рено занялся постройкой собственного варианта русского Вездехода. Так появился танк Renault FT-17, ставший самым массовым танком первой мировой.

Читайте также:
Великие изобретения и открытия

Как появились танки

О танках человечество задумалось задолго до их появления. Военные теоретики предполагали, что нечто подобное должны прийти на смену осадным орудиям, которые широко использовались в Средние века, а также пушкам и бомбардам Нового времени. Первый прототип танка сконструировал еще Леонардо Да Винчи.

Слово «tank» по-английски означает цистерну или бак. Да, своим названием боевая машина обязана британцам. Появилось оно во время Первой мировой войны, когда Великобритания отправила на фронт первую партию танков. Чтобы скрыть этот факт от немецких разведчиков, был пущен слух, что российской правительство заказало в Лондоне большую партию топливных цистерн. Под видом огромных баков танки и были отправлены на фронт. В России слово «танк» прижилось не сразу. Боевые машины первоначально называли «баками» или даже «лоханями».

Предыстория

Предсказывал появление таких машин и военный министр Российской Империи Дмитрий Милютин, который умер за два с небольшим года до появления первых танков.


Танк Да Винчи

Отцы танков

Выпуск танков начался одновременно сразу в нескольких странах и каждая из них приписывает изобретение гусеничной машины себе. В Великобритании после Первой мировой даже была созвана специальная комиссия, которая должна была доказать, что танк придумали британские инженеры. В России «отцом» танка считается изобретатель Александр Пороховщиков, — потомственный дворянин, предложивший свой проект боевой машины в 1914-м году. Машину эту Пороховщиков называл «Вездеходом», вместо колес она использовала гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью. Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час. Тем не менее, правительство России долго откладывало решение о начале серийного выпуска «Вездеходов», в итоге, до конца войны оно так и не было принято. Заслуги Пороховщиков оценили уже после Революции. Впрочем, изобретателя это не уберегло. В 1940-м году он был арестован, а позже расстрелян как человек, принадлежащий к дворянскому сословию.


Александр Пороховщиков (слева) и его танк

А вот проект бывшего британского офицера Эрнеста Данлопа Суинтона до ума доведен все-таки был. Танк Суинтона мало чем отличался от «Везедхода» Пороховщикова. Он тоже предложил использовать гусеницы, взяв за образец американский трактор «Холт». Проект Суинтона получил одобрение Военного министерства. Боевую машину первоначально именовали сухопутным кораблем. Первый танк был успешно испытан в феврале 1916-го года. Машину любовно назвали «Матерью», хотя позже первые два танка «MarkI» неофициально именовались «Самкой» и «Самцом». К слову, Королевская Комиссия по изобретениям позже отказала Суинтону в праве называться «отцом» танка. Этот неофициальный титул получили промышленник Уильям Триттон, — чья компания «Foster & sons» наладила серийное производство первых танков, — а также британский военный инженер Уолтер Уилсон.


Эрнест Данлоп Суинтон

Французы тоже любят предписывать себе изобретение танка. Правда, с гигантской натяжкой. Во Франции, в самом деле, еще до войны получили широкое хождение бронированные машины. Правда, это изобретение было, скорее, прототипом БТР, чем танка. Французская бронированная машина ездила на колесах и была совершенно бесполезна на бездорожье.

Впрочем, и у французов был свой «отец» танка. Полковник Жан-Батист Этьенн, по проекту которого после долгих переговоров, споров и бумажной волокиты были созданы танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер».


«Сен-Шамон» Жана-Батиста Этьенна

Споры

Танк Суинтона вполне мог повторить судьбу танка Пороховщикова. Британское правительство колебалось. Производство боевых машин стоило дорого, а уверенности в том, что они принесут успех на войне, не было. Горячим сторонником производства танков был Уинстон Черчилль (в то время Первый Лорд Адмиралтейства). А вот прославленный фельдмаршал Горацио Китченер считал производство танков пустой тратой денег. «Эта дорогая игрушка не поможет выиграть войну», — говорил он.

Читайте также:
Великие изобретения и открытия


Горацио Герберт Китченер на британском военном плакате

Боевое крещение

Знаменитая битва на Сомме (1 июля — 18 ноября 1916) стала первой битвой в истории человечества, в которой были применены танки. Нельзя сказать, что эта попытка была удачной. Из 50 танков, которые британцы собирались использовать для наступления, реально были задействованы лишь 18. Наступали они разрозненно и медленно, так что применить их полноценно не удалось. Но танки оказали огромное психологическое воздействие на немецкую пехоту, тем более, что их броня была неуязвима для пуль. Битва на Сомме, унесшая жизни почти миллиона человек, закончилась победой англо-французских войск. Дебют танка был признан удачным.


Тот самый британский танк «Mark 1»

Царь-танк

В России, тем временем, была сконструирована ужасающая боевая машина, вошедшая в историю под названием, «Царь-танк». Проект разработал инженер Николай Лебеденко. Гигантская машина, строго говоря, не являлась танком, ибо передвигалась с помощью колес. Самая крупная бронированная машина в истории человечества, в итоге, была признана негодной к использованию в боевых условиях. Царь-танк не прошел испытания.


Царь-танк Лебеденко

Как Германия не оценила танки

Британская контрразведка всеми силами старалась скрыть создание танков и держала производство в строжайшем секрете. Но история про цистерны для российского правительства не сработала. В Берлине о том, что Великобритания разрабатывает «сухопутные корабли» узнали примерно за полгода до битвы на Сомме. Просто германские генералы особого значения этой информации не придали. Существует легенда, что один из генералов даже произнес такую фразу: «здоровый дух немецкого солдата не позволит ему поддаться панике, и он расправится с этой неуклюжей и слепой машиной». Однако после битвы на Сомме военное командование Германской Империи приняло решение производство танков, все-таки наладить. Так появился танк A7V. 20 машин были выпущены в 1917-м году уже под конец войны. Широко применить их в боевых действиях Германия не успела.


Танк A7V в немецком военном музее

Самый первый танк в мире – мифы и реальность

Время неумолимо во всем, стирая память, если люди забывают о чем-то значимом в своей истории. Хорошо, что о последней страшной войне напоминают ветераны ВОВ, приближающиеся к столетнему юбилею, и танк Т-34, возглавляющий парад военной техники в День Победы. Такие боевые машины, прошедшие тысячи километров фронтовых дорог России и Европы, стоят на постаментах во многих городах страны. Глядя на них, часто возникают вопросы: каким был самый первый танк в мире, кто его создатели?

Бронированный ужас

Так вкратце можно охарактеризовать общее представление от просмотра фотографий, запечатлевших первые танки, созданные в начале XX века:

  • В основном, это железные коробки, выполненные из листов внахлест, соединенные солидными в диаметре металлическими клепками в огромных количествах.
  • Геометрические размеры по всем трем параметрам и, следовательно, площадь лобовой части, боков наводят на мысль, что конструкторы стремились упростить задачу противнику – мишени получились отличные.
  • Многие соединения выполнены под прямым углом, что также облегчает возможность пробить не очень толстую броню.

Если добавить к этому, что скорость этих первых боевых машин колебалась в интервале от 2 до 8 км/ч, а вооружение состояло из 1 – 3 пулеметов на бронированный «вагон», то картина станет еще более полной. Кажется, зачем такие неудачные конструкции использовались в боевых действиях? Ответ на это прост:

  • Даже бывалые солдаты, увидев впервые грохочущие металлические коробки, впадали в панику.
  • Несовершенная броня первых танков с легкостью выдерживала попадания пуль из винтовок, пулеметов противника, а артиллерия была не готова бороться с ними, в связи с отсутствием навыков вести огонь прямой наводкой.
  • Главные препятствия для пехоты, выстроенные в ходе окопной войны в 1916 – 1917 годах (изгороди из колючей проволоки, траншеи с пулеметными гнездами), танки преодолевали без особого труда, прорывая долговременную оборону противника, при этом потери наступающих войск уменьшались многократно.

Преимущества использования новой военной техники преобладали, поэтому противоборствующие страны с разным успехом проектировали, производили и применяли первые танки.

Германия, Россия и прочая Антанта

Две первые страны как в Первой, так и во Второй великих войнах понесли огромные потери. Дивиденды получали другие – торговцы из-за океана, стравливающие всех джентльмены с туманного Альбиона, французы, неплохо умеющие остаться в стороне.

Истощенные в первые годы войны Германия и Россия не могли позволить себе вкладывать огромные средства, мощности металлургических, машиностроительных, оружейных заводов, инженерные, трудовые ресурсы в производство новой, еще недостаточно опробованной на поле боя военной техники. Поэтому дальше разработки комплекта чертежей, сборки опытных образцов дело не сдвинулось:

    Россия – модель танка Пороховщикова «Вездеход», гротескный колесный «Царь-танк», танк Рыбинского завода, неплохой по характеристикам бронированный трактор Гулькевича, несмотря на все усилия и средства, вложенные в разработку, постройку в лучшем случае единичных экземпляров никогда в боевых действиях не участвовали. Поэтому, например, называть танк Пороховщикова первым в мире кажется чрезмерным даже для записных патриотов, хотя такая искаженная информация встречается довольно часто. Более правильным тогда считать изобретателем танка великого Леонардо да Винчи, впервые документально сформулировавшего идею военной машины и разработавшего ее эскизный проект.

Германия – A7V, созданный группой инженеров известных немецких предприятий «Опель», «Даймлер», «Бенц», военными специалистами. Первый серийный танк изготовили в октябре 1917 года. К сентябрю 1918 года – всего 20 боевых машин, при плане в 100 ед., поэтому о каком-либо эффекте применения немецкой бронированной техники на фронтах Первой мировой войны говорить не приходится.

Совсем по-другому дела обстояли у «верных» союзников России по Антанте:

    Англия – Mark I. Создан в 1916 году. Первое использование на поле боя во Франции в сентябре 1916 года первых серийных 32 танков моментально выявило большинство недостатков – низкую техническую готовность, никудышную проходимость по болотистой местности, но и огромные преимущества – 18 танков Mark I прорвали германскую оборону, углубившись на 5 км, что было несомненным успехом. Танк выпускался в двух модификациях – с 2 пушками 57 мм или с пулеметным вооружением. Развитием удачного начинания послужило создание танков Mark II, III.

Франция – «СА-1 Шнейдер», напоминающий формой бронетранспортер, легкий танк Рено FT-17 с вращающейся башней. Французские войска наравне с английскими активно использовали танки в боевых действиях.

Всего за годы Первой мировой войны этими государствами было выпущено почти 7 тыс. танков всех типов:

  • Англия – 2905 шт.
  • Франция – 3997 шт.

Хотя самый первый танк в мире был создан в Англии, наиболее удачно сконструированным, приближенным к современной концепции боевой машины оказался французский Рено FT-17. Подтверждает это то, что его модификации в дальнейшем производились во многих странах, включая Советскую Россию, а последние случаи использования в боевых действиях относятся к 1945 году.

Самый первый танк. Как «Борец за свободу тов. Ленин» творил историю

Военная премьера

История отечественного танкостроения, которое сегодня занимает лидирующие позиции в мире, начиналась с отставания.

Вступая в Первую мировую войну, Россия стала активно использовать бронетехнику, однако речь шла о колёсных бронеавтомобилях, а не о тяжеловооружённых гусеничных боевых машинах.

В Генштабе Российской армии внимательно наблюдали за разработками подобной техники в странах Антанты, полагая, что танки могли бы сыграть важную роль и в российских условиях.

Были и свои разработки, которые, однако, являлись не слишком удачными и не были приняты на вооружение. Особенно в этом ряду выделяется так называемый «царь-танк» конструктора Николая Лебеденко, вошедший в историю благодаря огромным размерам и совершенной невозможности его использования в боевых условиях.

Первые отечественные перспективные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.

Сделано во Франции

Реализовать эти планы не позволила революция. В итоге впервые танки в России появились уже в ходе Гражданской войны, когда Белая армия генерала Деникина получила в качестве помощи от стран Антанты английские танки Mark V и французские Renault FT-17.

Танки Renault FT-17 в количестве 20 штук были выгружены в Одессе в декабре 1918 года. Назвать их боевое применение удачным нельзя — уже в марте 1919 года под станцией Берёзовкой недалеко от Одессы в ходе боя четыре из них достались в качестве трофеев красным.

Получив в распоряжение трофейные танки, в Красной армии решили включить их в состав вновь созданного Броневого дивизиона особого назначения.

Применение танков красноармейцами оказалось также не очень удачным — вскоре два из них снова были захвачены наступавшими белогвардейцами.

И у белых, и у красных главной проблемой, связанной с танками, была острая нехватка специалистов для новой техники. Кроме того, не была выработана и эффективная тактика их применения.

Подарок для вождя

Однако захват частями Красной Армии Renault FT-17 под Берёзовкой сыграл важную роль в развитии отечественного танкостроения. Одна из трофейных машин была направлена в Москву в подарок Владимиру Ленину. Затем там же оказался и ещё один трофейный танк, поскольку первая машина являлась некомплектной.

1 мая 1919 года Renault FT-17 принял участие в праздничном параде на Красной площади.

Ленина образец новой военной техники чрезвычайно заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства. Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной Армии.

10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО.

С энтузиазмом, но без документации

На заводе «Красное Сормово» задачу восприняли с энтузиазмом, обязавшись сдать первый танк Красной Армии к лету 1920 года, а к концу 1920-го выпустить серию из 15 танков.

Когда в конце сентября 1919 года Renault FT-17 прибыл на завод, оптимизма у рабочих и инженеров поубавилось. Танк оказался некомплектным, не хватало многих важных частей, включая коробку передач, полностью отсутствовала документация.

Для изучения танка-образца собрали группу наиболее опытных инженеров-конструкторов, которым предстояло разобраться в секретах французов, а также разработать фактически с нуля отечественные узлы и агрегаты взамен недостающих.

Большой удачей оказалось то, что в России удалось найти двух французских инженеров, сочувствовавших советской власти и ранее работавших на заводах «Рено». Это позволило ускорить работы.

От «Троцкого» до «Муромца»

Отдельные узлы нового танка начали изготавливать уже в декабре 1919 года, хотя окончательное утверждение проекта состоялось лишь весной 1920 года.

Танки собирали в дизельном цехе завода «Красное Сормово». Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями — Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО — двигатели.

Кроме него, были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».

Изначально предполагалось строить танки, как во Франции, в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. Расчёт был на создание пяти танков с пушечным и десяти с пулемётным. Однако уже в ходе работ стало известно, что во Франции, основываясь на опыте боевых действий, стали отказываться от пулемётной модели. В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом. Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой.

Создатели первых отечественных танков не делали секрета из их происхождения, так что вся серия носила хоть и незакреплённое, но устойчивое название «Рено-Русский».

Для своего времени «Рено-Русский» был вполне современной машиной и не только не уступал французскому оригиналу, но и имел несколько полезных улучшений. «Рено-Русский» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением.

Смелые планы по сдаче всей серии Красной Армии к концу 1920 года оказались слишком оптимистичными. На деле «Борец за Свободу тов. Ленин» прибыл в Москву в ноябре 1920 года и тогда же успешно прошёл испытания. Что касается всей серии, то работа над ней была завершена к началу лета 1921 года.

Миролюбивый первопроходец

«Рено-Русский» оказался одной из самых «миролюбивых» моделей в истории отечественного танкостроения. Большая часть машин была принята на вооружение Красной Армии уже после завершения Гражданской и советско-польской войн. В итоге новые машины не принимали участия в боевых действиях.

Первый отечественный танк был вполне достойной машиной, однако возможности промышленности страны не позволяли наладить его массовое производство.

Если «Рено-Русский» был выпущен в количестве 15 экземпляров, то во Франции было построено 1500 танков в пушечном варианте, и 2100 — в пулемётном.

Первые отечественные танки стояли на вооружении Ленинградского и Московского военных округов до весны 1930 года, когда они стали выводиться на базы хранения. К 1938 году все танки серии были разобраны. Копия танка, созданная много лет спустя, в мае 1980 года была установлена в качестве памятника в Горьком, на площади возле проходной завода «Красное Сормово».

«Рено-Русский» не снискал себе славу на полях сражений, но именно он стал первопроходцем, открывшим дорогу легендарным отечественным танкам. А первому, как известно, всегда труднее.

Как появился простой карандаш?

Сегодня мы не представляем, как обходиться без карандаша каждый день. Он на столе директора, в руках конструктора, он лежит в пенале ученика и студента, его берут в дорогу и дарят художнику, он в кабине пилота и орбитальной космической станции. Эту цепочку применения можно продолжать долго.

Говорят, что во время войны огрызок простого карандаша был у каждого солдата. В минуту отдыха после боя можно было написать письмо жене и детям в тыл. Умельцы рисовали портреты и военные будни солдата в окопе. Командир подписывал наградные листы и наносил на карту план наступления. Им дорожили, его берегли.

Старики знали ему цену, чернила ведь раньше было достать трудно, а карандаш всегда выручал. У любого художника он есть, чтобы быстро сделать зарисовку или набросок будущей картины, просто нанести в блокнот описание.

Как же раньше обходились без карандаша, чем писали и как он появился в жизни людей? Человек всегда мечтал иметь такое средство, искал этот предмет в повседневной жизни. История карандаша знает попытки сделать пишущий инструмент из сланца, пробовали рисовать и серебряной иглой, свинец сразу не прижился.

В XV веке случайно нашли «чёрный мел» — графит. С этого всё и началось. Методом проб испытывали различные природные красители и кристаллы, воск и дерево, масло и графит. Графит подходил лучше всего. Вручную вырезали небольшой стержень, обклеивали его деревянной оправой. Позже научились делать более совершенные и удобные карандаши. Графит
Фото: Oxydantal, ru.wikipedia.org

Только в XIX веке карандаш стал более совершенным в производстве и использовании. Производство переместилось из частных артелей на большие специальные фабрики. В это же время и появилось понятие «твёрдость». Грифель обрабатывался высокой температурой, карандаш становился мягким или твёрдым.

  • Градация и классификация графитовых стержней дошла до нашего времени: М — мягкий, Т — твёрдый, ТМ, МТ, НВ — средней твёрдости.

Менялась форма, совершенствовался корпус графитового грифеля, длина и окраска, маркировка. В России этим вопросом занимался М. Ломоносов, под его руководством совершенствовалась технология работы артелей. В то время уже знали, что самым лучшим материалом для карандаша служил кедр. Такие карандаши были более ценными.

Карандаш — (кара — чёрный, даш — камень) — пишущий инструмент. Тонкая графитовая палочка, которой можно писать на бумаге, доске, камне или ткани.

Сейчас часто используют такую письменную принадлежность как механический карандаш, в котором грифель находится в металлическом корпусе и подаётся наружу автоматически. Такой карандаш не нужно затачивать. Он понравился космонавтам и лётчикам. Позже изобрели ластик, теперь ненужную запись можно стереть и сделать новые пометки. Это помогло конструкторам, где много точной работы с чертежами и эскизами.
Анна Полетаева, «Бугринский мост. Новосибирск», 2017 г.
Фото: artchive.ru

Появление карандаша позволило брать в дальнюю дорогу или путешествие свои записи, делать пометки в бортовом журнале и репортажи. Охотники помечали новые угодья, археологи и геологи рисовали новые карты, а мореплаватели прокладывали новые лоции.

Карандаш может быть недорогим подарком или сувениром от компании, а при нанесении логотипа украсит любую рекламную компанию фирмы.

Интересные факты из жизни карандашей:

  • Грифелем одного карандаша можно провести непрерывную линию в 56 км, написать около 45 тысяч слов.
  • Производство карандашей исчисляется сотнями миллионов штук в год.
  • Карандашом можно писать под водой и в космическом пространстве.
  • Из одного среднего дерева производится 300 тысяч простых карандашей.
  • Лидером в производстве простых карандашей является Китай — 10 млрд. штук в год.
  • На станциях Северного полюса используют карандаши, им не страшна низкая температура.
  • Если к обычному графиту добавить специальное химическое вещество, то это будет уже «химический карандаш», оставляющий на влажной поверхности след, похожий на чернила.

Вот такой он — привычный простой карандаш, но жизнь без него была бы совсем не проста.

История карандаша и почему в СССР запретили химический карандаш

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией.

Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша.

Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Интересные факты

Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары.

«Химический» карандаш применялся в бытовой криптографии, благодаря тому, что его штрих неотличим от штриха простого карандаша до контакта с водой. Пример бытовой криптографии на картинке ниже — из надписи «свекровь ест» после «расшифровки» проявляется надпись «свекровь ест»

Почему в СССР запретили химический карандаш

«Химические карандаши нельзя посылать в посылках, их отбирают при обысках» — это цитата из рассказа Варлама Шаламова «Графит». Это уточнение вовсе не вымысел писателя, а чистая правда. Химические карандаши на самом деле были запрещены в местах лишения свободы.

Что такое химический карандаш

Химический карандаш придумал американец Эдсон Кларк в середине XIX века. По крайней мере, именно он получил на него патент. Этот карандаш по внешнему виду ничем не отличался от обычного.
На бумаге он оставлял неяркий, бледный след, как рядовой графитный. Но стоило только его намочить, как он начинал писать так, будто это не карандаш вовсе, а самые настоящие чернила. Объяснялся такой эффект просто: в карандаш добавляли специальные красители, потому он и назывался химическим.

Однако и это название было, скорее, неофициальным. В действительности на химическом карандаше, как правило, красовалась надпись «копир». Это наименование письменная принадлежность получила благодаря тому, что химический карандаш изначально был предназначен для изготовления копий.

Изобретенная к тому времени копировальная бумага требовала сильного нажима, которого не могли обеспечить перьевые ручки. А при использовании обычного карандаша, документ можно было легко «подправить», просто стерев что-то «ненужное».

Красители же химического карандаша легко проникали в бумагу, оставляя похожий на чернила, а главное стойкий след. Для того, чтобы сделать копию документа, бумагу с текстом просто смачивали водой, клали на нее чистый лист, а сверху — пресс. Слова четко отпечатывались на втором листе, хотя, правда, в зеркальном отражении.

Применение

В Советском Союзе химический карандаш завоевал такую популярность, что его стали использовать не только для изготовления копий документов. Такими карандашами писали письма или просто рисовали. Зачастую во всевозможных учреждениях (в почтовых отделениях, на телеграфе и т.п.) к столам были привязаны за веревку именно химические карандаши для заполнения различных бланков или указания адреса на деревянных посылочных ящиках.

Химические карандаши были удобны и в полевых условиях. Для них не нужны были чернила, их можно было спокойно носить в кармане, а при необходимости просто заточить.
Да и клякс «копиры» не оставляли. Поэтому ими пользовались представители многих профессий, которым по долгу службы необходимо было заполнять различные документы.

За решеткой

Химические чудо-карандаши тут же оказались под запретом в местах не столь отдаленных. Лагерное начальство считало, что с помощью таких карандашей заключенные могут легко подделать ту или иную печать или даже целый документ.

Хотя все тот же Шаламов писал о том, что «применение такого рода чрезвычайно редко, и уж конечно, если будут изготовлять документы, то им понадобится не только химический карандаш».
Кроме того узники использовали «копир» для изготовления игральных карт. Для этого они размачивали стержень карандаша, выкладывали его в тряпочку и через трафарет наносили краску на бумагу. Понятно, что азартные игры в зонах и тюрьмах тоже были строго запрещены.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История карандаша

Само название «карандаш» пришло с востока и в переводе означает «черный камень» или «черный сланец». Считается, что история создания карандаша началась с XIV века, когда появился «итальянский карандаш», который представлял собой глинистый черносланцевый стержень, завернутый в кожу. Позднее сланец был заменен порошком из жженой кости, замешанным с растительным клеем. Линии, нарисованные этим карандашом, были насыщены цветом.

А вот прародителями карандаша считаются свинцово-цинковые и серебряные палочки, состоящие из куска проволоки, которую иногда припаивали к ручке, их называли «серебряными карандашами». Писать такими инструментами было тяжело, так как нельзя было исправить уже сделанное, да и линии выходили не особо четкими.

С XVI века в истории карандаша наметились изменения, именно тогда для ведения записей начали использовать графит. За короткое время он стал настолько популярен, что европейские залежи «черного мела» отрабатывались очень быстро. Это продолжалось вплоть до открытия месторождения графита в Кемберленде (Англия). Тогда монархом был издан указ, в котором запрещалось вести добычу «черного мела» дольше полутора месяцев в год и вывозить его за границу. Поэтому весь графит того времени в Европе имел контрабандное английское происхождение, а цены на него взлетели до небес. В то же время французами был придуман «парижский карандаш», состоящий из черной сажи и светлой глины, отличавшийся особой мягкостью. Сначала графит использовался в виде палочек только для рисования, а с появлением у них обертки, и для письма. В трактате о минералах Конрада Геснера 1565 года находится первое описание карандаша из графита, вставленного в дерево.

Первое массовое производство деревянных карандашей было организовано в Германии. Нюрнбергские производители стали применять смесь графита, серы и клея. Качество таких карандашей было хуже, чем из чистого графита, зато цена снижалась в разы. Этому также способствовала неоднородность состава стержня, а порой в середине он и вовсе отсутствовал.

История карандаша претерпела кардинальные изменения в конце XVIII века, когда французский изобретатель Николя Жак Конте предложил использовать для производства карандашных стержней смесь, в состав которой входили, помимо графита, сажа, глина, крахмал и вода. После объединения компонентов, их следовало обжечь. При этом изменение пропорций входящих в состав глины и графита, позволяло получать грифели разной твердости. С увеличением графита стержень становился мягче и темнее, а при возрастании количества глины – тверже и светлее. Всего через полвека существовало почти двадцать способов изготовления черных стержней на основе графита. К примеру, сейчас их двадцать один.

Практически одновременно с Конте свой карандаш из смеси глины и графита придумал австриец Йозеф Гардмут. Он имел собственную фабрику по изготовлению керамической посуды, где применялись тигли из этой смеси. В России к истории создания карандашей приложил свою руку М.В. Ломоносов, именно он организовал производство деревянных карандашей в Архангельской губернии. Он же вывел дневную норму для одного мастера, равную 144 штукам и называемую гросс, которая используется и в наши дни во все мире.

В 1869 году американец А.Т. Кросс создал первый механический карандаш, поместив графитный стержень в металлическую трубку и создав приспособление для его выдвижения.

Начало ХХ века ознаменовалось многими открытиями в области создания карандашей. Так, в России в 1913 году Гиндельман запатентовал свой механический карандаш, грифель которого двигался с помощью гайки в металлическом канале. А через три года японец Хаякава изготовил механический карандаш таким, каким знаем его мы сейчас.

За время истории существования карандаша постоянно совершенствовалась и его оболочка. Так, чтобы он не скатывался со стола, форму его сделали шестигранной. Потом в верхний конец поместили ластик. После изобретения пластмассы нашлась достойная замена древесине. А создание механического карандаша в металлической оболочке довершило его облик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: