Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине

Письмо Чарли Чаплина дочери Джеральдине

Джордж Бернард Шоу называл Чарли Чаплина «единственным гением, который вышел из киноиндустрии». Актер и режиссер совершил «культурную» революцию и изменил представления о жизни.

Это письмо сэр Чаплин написал дочери Джеральдине, известной актрисе.

Интересно Знать считает, что все должны прочитать его.

«Девочка моя!
Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты.

Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет – здесь на столе, и здесь, возле моего сердца.

А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях.

Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. Я слышу, что ты исполняешь в этом праздничном и светлом спектакле роль персидской красавицы, плененной татарским ханом.

Будь красавицей и танцуй! Будь звездой и сияй! Но если восторги и благодарность публики тебя опьянят, если аромат преподнесенных цветов закружит тебе голову, то сядь в уголочек и прочитай мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца.

Я твой отец, Джеральдина!
Я Чарли, Чарли Чаплин!

Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая тебе сказки о спящей красавице, о недремлющем драконе?

А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним и говорил: «Уходи! Мой сон – это мечты моей дочки!» Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я видел девушку, танцующую на сцене, фею, скользящую по небу. Слышал, как публике говорили: «Видите эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?»

Да, я Чарли! Я старый шут! Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса.

Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю! Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал.

Я смотрел на твое личико, слушал удары твоего сердечка и спрашивал себя: «Чарли, неужели этот котенок когда-нибудь узнает тебя?» Ты не знаешь меня, Джеральдина… Множество сказок рассказывал я тебе в те далекие ночи, но свою сказку – никогда. А она тоже интересна. Это сказка про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом… собирал милостыню… Вот она, моя сказка! Я познал, что такое голод, что такое не иметь крыши над головой.

Больше того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал целый океан гордости, и эту гордость больно ранили бросаемые монеты.

И все же я жив, так что оставим это.
Лучше поговорим о тебе.

После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле.

Но плакал я больше, нежели они смеялись.Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка!

В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город. Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я такая же, как они».

Да, ты одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги. И если наступит день, когда ты почувствуешь себя выше публики, сразу же бросай сцену. На первом же такси поезжай в окрестности Парижа. Я знаю их очень хорошо! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже красивее, грациознее, с большей гордостью. Ослепительного света прожекторов твоего театра там не будет и в помине.

Прожектор для них – Луна. Вглядись хорошенько, вглядись! Не танцуют ли они лучше тебя? Признайся, моя девочка! Всегда найдется такой, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя! И помни: в семье Чарли не было такого грубияна, который обругал бы извозчика или надсмеялся над нищим, сидящим на берегу Сены…

Читайте также:
Глупый шахматист – Интересные факты

Я умру, но ты будешь жить… Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим письмом посылаю тебе чековую книжку, чтобы ты могла тратить сколько пожелаешь. Но когда истратишь два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета – не твоя. Она должна принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. А такого ты легко сможешь найти. Стоит только захотеть увидеть этих незнакомых бедняков, и ты встретишь их повсюду. Я говорю с тобой о деньгах, ибо познал их дьявольскую силу.

Я немало провел времени в цирке.

И всегда очень волновался за канатоходцев.

Но должен сказать тебе, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с ненадежного каната.
Может быть, в один из званых вечеров тебя ослепит блеск какого-нибудь бриллианта. В этот же момент он станет для тебя опасным канатом, и падение для тебя неминуемо.
Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь принца.

В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда. Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех.
А когда придет время, и ты полюбишь, то люби этого человека всем сердцем.

Я сказал твоей матери, чтобы она написала тебе об этом. Она понимает в любви больше меня, и ей лучше самой поговорить с тобой об этом.

Работа у тебя трудная, я это знаю. Твое тело прикрыто лишь куском шелка. Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым.

Я стар, и может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу. Не страшно, если твое мнение по этому вопросу десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых.

Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз не потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь – ночь чудес. Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе сказать.

Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты.

В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли.

Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты.
Целую тебя, Джеральдина.
Твой Чарли».

Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине

Мы предлагаем вашему вниманию письмо от одного из самых известных людей в первой половине 20 века – Чарли Чаплина. Его без преувеличения можно назвать величайшим комиком всех времен. Интересные факты об этом читайте здесь.

Потому что Чаплин написал сценарий и музыку, выступал в качестве режиссера и исполнителя песен, а также сыграл главную роль в его поистине гениальных шедевров.

Как все это умещается в одной маленькой и смешной маленький человек – до сих пор непонятно.

Интересные истории из жизни этого великого комика, заслуживают отдельной книги.

Чарли Чаплин

Мы предлагаем вам письмо, в котором Чарли Чаплин написал для своей дочери Джеральдины. Это было в 1965 году, когда 21-летняя Джеральдин отправился во Францию, чтобы покорить Париж с его танцами.

Письмо, наполненное искренние советы и настоящей отцовской любовью к своей дочери.

Чарли Чаплин обнимает дочь Джеральдин

В общем, читайте и впечатления вы можете оставить в комментариях.

Итак, перед вами письмо Чарли Чаплина своей дочери.

Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я почти проснулся, спит птенцов, добираясь до этой тускло освещенной комнате.

Как далеко ты от меня! Но позволь мне ослепнуть, если ваше изображение не всегда перед глазами. Твой портрет-здесь на столе, и здесь, возле моего сердца.

Где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях.

Я знаю это, и все-таки мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. Я слышал, что вы играете в этот праздничный и светлый играют роль персидской красавицы, татарский плен Хана.

Быть красивой и танцевать! Быть звездой и сиять! Но если восторги и благодарность публики вы находитесь в состоянии опьянения, если аромат цветов представлены проглотить голову, потом сидеть в углу и читать мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца.

Читайте также:
12 интересных фактов о Рюрике

Я твой отец, Джеральдина!

Я Чарли, Чарли Чаплин!

Ты знаешь, сколько ночей я сидел возле твоей кровати, когда ты был ребенком, рассказывая сказку о Спящей красавице, о недремлющем драконе?

И когда сон закрыл мои глаза, я насмехался над ним, и
сказал: “Уходи! Мой сон-это мечты моей дочки!”.

Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я увидел на сцене танцует девушка, фея, движущиеся по небу.

Слышал, как публике говорили: “Видите эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?”.

Да, я Чарли! Я старый дурак!

Сегодня твоя очередь. Танец! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом платье принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут взять вас на небеса. Летать! Попасть туда! Но сойдет и земля!

Вы должны видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал.

Я смотрел на твое лицо, слушая удары своего сердца и спрашивал себя: “Чарли, неужели этот котенок когда-нибудь знаю?”.

Джеральдин Чаплин

Ты не знаешь меня, Джеральдина. Множество сказок рассказывал я в те ночи, но свою сказку – никогда. И это тоже интересно. Это сказка про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом собирал милостыню.

Вот она, моя сказка!

Я знаю, что такое голод, что такое не иметь крыши над головой. Кроме того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал целый океан гордости, и эту гордость больно ранил бросить монетку.

И все же я жив, так что оставим это. Давайте поговорим о вас. После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я развлекала людей на земле.

Но я плакала больше, чем смеялась. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не только танцы и музыка!

В полночь, когда ты выходишь из огромного зала можно забыть богатых поклонников, но не забудьте попросить таксиста, который отвезет тебя в жены. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман.

У меня обязал банк оплатить эти расходы. Но все остальные платят строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривать город.

Prikladyvaya людям! Посмотрите на вдов и сирот! И хотя бы раз в день говорите себе: “Я люблю их”.

Да, вы одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь, обычно ломает ногу. И если наступит день, когда вы будете чувствовать себя выше публики, сразу же бросай сцену.

В нашу первую поездку на такси в окрестностях Парижа. Я очень хорошо знаю их! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже красивее, изящнее, с большей гордостью.

Ослепительного света прожекторов твоего театра там не будет вообще. Прожектор для них – Луна. Посмотри, посмотри! Если они не танцуют лучше, чем ты? Признаться, моя девочка! Всегда есть тот, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя!

И помните, что семья Чарли был не такой хам, который клялся в кабине или над бедным, сидя на берегу Сены.

Я умру, но ты будешь жить. Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим письмом Я посылаю тебе чековую книжку, так что вы можете потратить, как вы хотите.

Но когда вы тратите два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета – не твоя. Она должна принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. И подобные можно легко найти. Вы только хотите видеть этих бедных странников, и ты встретишь их повсюду.

Я говорю с тобой о деньгах, ибо они знают, что их злая сила.

Я провел время в цирке. И всегда очень переживаю за пешеходов. Но я должен вам сказать, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с ненадежного каната.

Может быть, в один из вечеров вы будете ослеплены блеском бриллианта. В то же время это будет опасно для тебя веревка, и падение для тебя неминуемо.

Может быть, один день Вы будете очаровывать красивое лицо принца. В тот же день, Вы будете неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда.

Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знаю, что огромный бриллиант-это солнце. К счастью, оно светит для всех.

И когда придет время, и вы будете любить, любить этого человека всем сердцем. Я сказал твоей матери, чтобы написать вам об этом. Она понимает в любви больше, чем я, и лучше говорить об этом.

Читайте также:
Как Джулио Медичи стал Римским Папой

Чарли Чаплин с его жена, и две дочери (Джеральдин сидит на коне)

Работать вам тяжело, я знаю. Ваше тело покрыто куском шелка. Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и чище.

Я стар и, может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тем, кто любит вашу душу обнаженной.

Не бойтесь, если ваше мнение по этому вопросу десятилетней давности, то проходит время. Не волнуйтесь, эти десять лет не возраст тебе. Но как бы там ни было, я хочу
ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых.

Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Бороться со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока мои глаза капать слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя Рождественская ночь – ночь чудес. Я желаю, чтобы случилось чудо, и вы действительно поняли, что я хотел сказать вам.

Чарли состарился, Джеральдин. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Теперь я не хочу тебя расстраивать.

Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты. В ваших жилах течет моя кровь. Даже когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли.

Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком.

Попробуйте и вы.

Поцеловать тебя, Джеральдина.
Ваш Чарли.
Декабря 1965 года.

Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине

Девочка моя!
Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты.

Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет – здесь на столе, и здесь, возле моего сердца.А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях. Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. Я слышу, что ты исполняешь в этом праздничном и светлом спектакле роль персидской красавицы, плененной татарским ханом. Будь красавицей и танцуй! Будь звездой и сияй! Но если восторги и благодарность публики тебя опьянят, если аромат преподнесенных цветов закружит тебе голову, то сядь в уголочек и прочитай мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца. Я твой отец, Джеральдина!

Я Чарли, Чарли Чаплин! Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая тебе сказки о спящей красавице, о недремлющем драконе? А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним и говорил: «Уходи! Мой сон – это мечты моей дочки!» Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я видел девушку, танцующую на сцене, фею, скользящую по небу. Слышал, как публике говорили: «Видите эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?»Да, я Чарли! Я старый шут!Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю! Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал.Я смотрел на твое личико, слушал удары твоего сердечка и спрашивал себя: «Чарли, неужели этот котенок когда-нибудь узнает тебя?» Ты не знаешь меня, Джеральдина… Множество сказок рассказывал я тебе в те далекие ночи, но свою сказку – никогда. А она тоже интересна. Это сказка про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом… собирал милостыню…Вот она, моя сказка! Я познал, что такое голод, что такое не иметь крыши над головой. Больше того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал целый океан гордости, и эту гордость больно ранили бросаемые монеты. И все же я жив, так что оставим это.

Лучше поговорим о тебе. После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка!

В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город. Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я такая же, как они»…Да, ты одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги. И если наступит день, когда ты почувствуешь себя выше публики, сразу же бросай сцену. На первом же такси поезжай в окрестности Парижа. Я знаю их очень хорошо! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже красивее, грациознее, с большей гордостью. Ослепительного света прожекторов твоего театра там не будет и в помине.
Прожектор для них – Луна. Вглядись хорошенько, вглядись! Не танцуют ли они лучше тебя? Признайся, моя девочка! Всегда найдется такой, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя! И помни: в семье Чарли не было такого грубияна, который обругал бы извозчика или надсмеялся над нищим, сидящим на берегу Сены…
Я умру, но ты будешь жить… Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим письмом посылаю тебе чековую книжку, чтобы ты могла тратить сколько пожелаешь. Но когда истратишь два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета – не твоя. Она должна принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. А такого ты легко сможешь найти. Стоит только захотеть увидеть этих незнакомых бедняков, и ты встретишь их повсюду. Я говорю с тобой о деньгах, ибо познал их дьявольскую силу. Я немало провел времени в цирке. И всегда очень волновался за канатоходцев. Но должен сказать тебе, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с ненадежного каната.
Может быть, в один из званых вечеров тебя ослепит блеск какого-нибудь бриллианта. В этот же момент он станет для тебя опасным канатом, и падение для тебя неминуемо.

Читайте также:
12 интересных фактов из жизни Бажова

Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь принца. В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а неопытные падают всегда. Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех.
А когда придет время, и ты полюбишь, то люби этого человека всем сердцем.Работа у тебя трудная, я это знаю. Твое тело прикрыто лишь куском шелка. Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым.

Я стар, и может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу. Не страшно, если твое мнение по этому вопросу десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых.

Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз не потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь – ночь чудес. Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе сказать. Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты.

В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли.

Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком. Постарайся и ты.

Целую тебя, Джеральдина.
Твой Чарли.
Декабрь 1965 г.

Новое в блогах

Сообщество «ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ»

Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине

Перед вами письмо 76-летнего отца 12-ти детей своей 21-летней дочери Джеральдине, ищущей себя в танце на парижской сцене.

«Девочка моя!

Сейчас ночь. Рождественская ночь. Все вооруженные воины моей маленькой крепости уснули. Спят твой брат, твоя сестра. Даже твоя мать уже спит. Я чуть не разбудил уснувших птенцов, добираясь до этой полуосвещенной комнаты.

Как далеко ты от меня! Но пусть я ослепну, если твой образ не стоит всегда перед моими глазами. Твой портрет – здесь на столе, и здесь, возле моего сердца. А где ты? Там, в сказочном Париже, танцуешь на величественной театральной сцене на Елисейских полях.

Читайте также:
Ликург и запрет на еду – Интересные факты

Я хорошо знаю это, и все же мне кажется, что в ночной тишине я слышу твои шаги, вижу твои глаза, которые блестят, словно звезды на зимнем небе. Я слышу, что ты исполняешь в этом праздничном и светлом спектакле роль персидской красавицы, плененной татарским ханом.

Будь красавицей и танцуй! Будь звездой и сияй! Но если восторги и благодарность публики тебя опьянят, если аромат преподнесенных цветов закружит тебе голову, то сядь в уголочек и прочитай мое письмо, прислушайся к голосу своего сердца.

Я твой отец, Джеральдина!

Я Чарли, Чарли Чаплин!

Знаешь ли ты, сколько ночей я просиживал у твоей кроватки, когда ты была совсем малышкой, рассказывая тебе сказки о спящей красавице, о недремлющем драконе? А когда сон смежал мои старческие глаза, я насмехался над ним и говорил: «Уходи! Мой сон – это мечты моей дочки!» Я видел твои мечты, Джеральдина, видел твое будущее, твой сегодняшний день. Я видел девушку, танцующую на сцене, фею, скользящую по небу. Слышал, как публике говорили:

«Видите эту девушку? Она дочь старого шута. Помните, его звали Чарли?» Да, я Чарли! Я старый шут!

Сегодня твой черед. Танцуй! Я танцевал в широких рваных штанах, а ты танцуешь в шелковом наряде принцессы. Эти танцы и гром аплодисментов порой будут возносить тебя на небеса. Лети! Лети туда! Но спускайся и на землю! Ты должна видеть жизнь людей, жизнь тех уличных танцовщиков, которые пляшут, дрожа от холода и голода. Я был таким, как они, Джеральдина. В те ночи, в те волшебные ночи, когда ты засыпала, убаюканная моими сказками, я бодрствовал.

Я смотрел на твое личико, слушал удары твоего сердечка и спрашивал себя: »Чарли, неужели этот котенок когда-нибудь узнает тебя?» Ты не знаешь меня, Джеральдина. Множество сказок рассказывал я тебе в те далекие ночи, но свою сказку – никогда. А она тоже интересна. Это сказка про голодного шута, который пел и танцевал в бедных кварталах Лондона, а потом собирал милостыню.

Вот она, моя сказка! Я познал, что такое голод, что такое не иметь крыши над головой. Больше того, я испытал унизительную боль скитальца-шута, в груди которого бушевал целый океан гордости, и эту гордость больно ранили бросаемые монеты. И все же я жив, так что оставим это. Лучше поговорим о тебе. После твоего имени – Джеральдина – следует моя фамилия – Чаплин. С этой фамилией более сорока лет я смешил людей на земле. Но плакал я больше, нежели они смеялись. Джеральдина, в мире, в котором ты живешь, существуют не одни только танцы и музыка!

В полночь, когда ты выходишь из огромного зала, ты можешь забыть богатых поклонников, но не забывай спросить у шофера такси, который повезет тебя домой, о его жене. И если она беременна, если у них нет денег на пеленки для будущего ребенка, положи деньги ему в карман. Я распорядился, чтобы в банке оплачивали эти твои расходы. Но всем другим плати строго по счету. Время от времени езди в метро или на автобусе, ходи пешком и осматривай город.

Приглядывайся к людям! Смотри на вдов и сирот! И хотя бы один раз в день говори себе: «Я такая же, как они».

Да, ты одна из них, девочка! Более того. Искусство, прежде чем дать человеку крылья, чтобы он мог взлететь ввысь, обычно ломает ему ноги. И если наступит день, когда ты почувствуешь себя выше публики, сразу же бросай сцену. На первом же такси поезжай в окрестности Парижа. Я знаю их очень хорошо! Там ты увидишь много танцовщиц вроде тебя, даже красивее, грациознее, с большей гордостью. Ослепительного света прожекторов твоего театра там не будет и в помине. Прожектор для них – Луна. Вглядись хорошенько, вглядись! Не танцуют ли они лучше тебя? Признайся, моя девочка! Всегда найдется такой, кто танцует лучше тебя, кто играет лучше тебя! И помни: в семье Чарли не было такого грубияна, который обругал бы извозчика или надсмеялся над нищим, сидящим на берегу Сены.

Я умру, но ты будешь жить. Я хочу, чтобы ты никогда не знала бедности. С этим письмом посылаю тебе чековую книжку, чтобы ты могла тратить сколько пожелаешь. Но когда истратишь два франка, не забудь напомнить себе, что третья монета – не твоя. Она должна принадлежать незнакомому человеку, который в ней нуждается. А такого ты легко сможешь найти. Стоит только захотеть увидеть этих незнакомых бедняков, и ты встретишь их повсюду. Я говорю с тобой о деньгах, ибо познал их дьявольскую силу.

Я немало провел времени в цирке. И всегда очень волновался за канатоходцев. Но должен сказать тебе, что люди чаще падают на твердой земле, чем канатоходцы с ненадежного каната.

Может быть, в один из званых вечеров тебя ослепит блеск какого-нибудь бриллианта. В этот же момент он станет для тебя опасным канатом, и падение для тебя неминуемо. Может быть, в один прекрасный день тебя пленит прекрасное лицо какого-нибудь принца. В этот же день ты станешь неопытным канатоходцем, а не опытные падают всегда. Не продавай своего сердца за золото и драгоценности. Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех. А когда придет время, и ты полюбишь, то люби этого человека всем сердцем. Я сказал твоей матери, чтобы она написала тебе об этом. Она понимает в любви больше меня, и ей лучше самой поговорить с тобой об этом.

Читайте также:
Александр Макендоский и Буцефал – Интересные факты

Работа у тебя трудная, я это знаю. Твое тело прикрыто лишь куском шелка.

Ради искусства можно появиться на сцене и обнаженным, но вернуться оттуда надо не только одетым, но и более чистым. Я стар, и может быть, мои слова звучат смешно. Но, по-моему, твое обнаженное тело должно принадлежать тому, кто полюбит твою обнаженную душу. Не страшно, если твое мнение по этому вопросу десятилетней давности, то есть принадлежит уходящему времени. Не бойся, эти десять лет не состарят тебя. Но как бы то ни было, я хочу, чтобы ты была последним человеком из тех, кто станет подданным острова голых. Я знаю, что отцы и дети ведут между собой вечный поединок. Воюй со мной, с моими мыслями, моя девочка! Я не люблю покорных детей. И пока из моих глаз не потекли слезы на это письмо, я хочу верить, что сегодняшняя рождественская ночь – ночь чудес. Мне хочется, чтобы произошло чудо, и ты действительно все поняла, что я хотел тебе сказать.

Чарли уже постарел, Джеральдина. Рано или поздно вместо белого платья для сцены тебе придется надеть траур, чтобы прийти к моей могиле. Сейчас я не хочу расстраивать тебя. Только время от времени всматривайся в зеркало – там ты увидишь мои черты. В твоих жилах течет моя кровь. Даже тогда, когда кровь в моих жилах остынет, я хочу, чтобы ты не забыла своего отца Чарли.

Я не был ангелом, но всегда стремился быть человеком.

10 самых странных причин поражения в шахматах

Если вы уже чувствовали себя глупым, позволив противнику взять своего ферзя или зевнув мат в один ход, то у меня для вас хорошие новости. Бывает и хуже.

Перестаньте расстраиваться, когда такое происходит с вами. Мир шахмат полон безумных историй, и причины поражения могут быть намного более странными, чем то, что происходит на шахматной доске. Если не верите мне, читайте дальше. Если верите, все равно читайте!

Статья рассказывает, как можно проиграть шахматную партию 10 самыми странными, глупыми и удивительными способами.

1. Забыть выключить телефон

Не позволяйте телефону застать вас врасплох.

В наши дни мало кто выходит из дома без телефона. Смартфон – не только телефон, но и фотокамера, веб-браузер и связь со всем миром.

Но берегитесь! Это еще и жестокий враг шахматистов. Уже давно запрещено иметь при себе включенный телефон во время игры. Тем не менее, продолжают встречаться забывчивые игроки, чей телефон начинает звонить посреди партии.

Что тогда происходит? Немедленный проигрыш! Не пытайтесь объяснить судье, что у вас лишний ферзь, или что телефон волшебным образом появился у вас в кармане. Вы проиграли. Ноль очков!

Это правило не ново. Оно действует уже несколько лет. Наверное, первым пострадавшим от него шахматистом стал чемпион мира ФИДЕ Руслан Пономарев, которому присудили поражение на Чемпионате Европы в 2003 году, когда правило было только что утверждено. Самое смешное, что звонок состоялся в его день рождения, а звонил президент ФИДЕ, чтобы его поздравить.

Вот так парадокс.

2. Делать посторонние записи на бланке

Как вы знаете, на классических турнирах организаторы выдают участникам бланки для записи ходов – и только ходов! Писать на бланках что-либо еще запрещено, потому что они принадлежат организаторам турнира, и записи можно трактовать как постороннюю помощь самому себе.

Уэсли Со присудили поражение в партии с Варужаном Акобяном за то, что он писал на бланке совсем не ходы. Американский гроссмейстер филиппинского происхождения привык писать самому себе слова поддержки, которые давали ему энергию, и заплатил за это нулем в турнирной таблице. Все подробности этой истории можно прочесть в репортаже.

Chess.com представляет фотографию бланка Уэсли Со с другого турнира, ACP Golden Classic в итальянском Бергамо в 2015 году.

Честно говоря, за плохой почерк в бланках тоже стоит присуждать поражения. С другой стороны, некоторые шахматисты проявляют творческое начало, например испанский гроссмейстер Хуан Беллон рисует на всех своих турнирных бланках. Он известен творческой игрой за доской, но судя по фото, творчество проявляется и в записи ходов.

“Мои бланки, за которые меня называли безумцем. Да здравствует мое безумие!” – сказал Беллон, несколько раз становившийся чемпионом Испании.

3. Отказаться от рукопожатия

Читайте также:
15 интересных фактов о Некрасове

У шахматных турниров есть свои ритуалы, обычаи и обязательства. Вы должны хранить молчание в ходе партии, не мешать противнику, пожимать руки перед ее началом – вот лишь некоторые из шахматных обычаев.

Многие не знают, что отказ от рукопожатия с противником в начале партии – не только обычай. Отказываться запрещено, если не хотите, чтобы с вами произошло то же, что и с Иваном Чепариновым, игравшим с Найджелом Шортом в 2008 году.

Болгарский гроссмейстер прочел интервью с Шортом, нелицеприятно высказывавшимся о его менеджере Сильвио Данаилове, и выразил свой протест отказом от предложенного англичанином рукопожатия, причем, дважды.

История на этом не заканчивается. Судья присудил Чепаринову поражение, но турнирный комитет позволил провести партию, если болгарский гроссмейстер извинится и пожмет Шорту руку перед ее началом, что и произошло, как вы видите на видео.

4. Перепутать, с каким контролем проходит турнир

Думаете, это невозможно, потому что все прекрасно знают, каков контроль времени на турнире, где они участвуют? Что, если я скажу, что сам Магнус Карлсен потерпел поражение, перепутав контроль? Нет, я не шучу! Причем, это случилось на турнире, организованном в его стране.

В Ставангере в 2015 году чемпион прибыл на первый тур с опозданием и не слышал разъяснения судьи о том, что после первого контроля на 40-м ходу участникам добавят на обдумывание по одному часу до конца партии и по тридцать секунд на ход. Магнус Карлсен почему-то думал, что после 60-го хода произойдет новое добавление времени.

Незабываемый проигрыш чемпиона мира.

Итак, в совершенно выигранной позиции к удивлению своего противника Веселина Топалова юный норвежец потерпел поражение по времени на 60-м ходу.

5. Играть пьяным

Шахматы и алкоголь плохо сочетаются.

К сожалению, можно привести не один пример пагубной привычки. Один из самых известных инцидентов случился на турнире в Калькутте в 2009 году, где очень сильный гроссмейстер, бывший чемпион Европы, сел за доску с явными признаками опьянения. Неоднократно во время партии он начинал клевать носом и, наконец, уснул окончательно и просрочил время.

Я лично помню, что произошло со мной на одном из турниров. Я знаю, о чем вы подумали, поэтому сразу скажу, что это не я был пьян. Мой противник, сильный гроссмейстер, явно выпил слишком много. Было очень неприятно играть с ним, наблюдать за его жестами, как он едва может усидеть на стуле, и время от времени чувствовать запах алкоголя в его дыхании.

В какой-то момент я дал шах, и он случайно взялся за ферзя вместо короля. Поняв свою ошибку, он поставил ферзя на место и взялся за короля. Я ответил ему: “Нет, нет. Вы взялись за ферзя”.

Гроссмейстер выглядел потрясенным, понимая, что у него есть только один легальный ход ферзем. Ему пришлось бы закрыться им от шаха королю, и тогда я забрал бы сильнейшую фигуру. “Вы действительно собираетесь меня обыграть после этого?”, – спросил он, и ему совсем не понравился мой ответ: “Лучше уж я обыграю вас после этого, чем вы меня после ТОГО. “

6. Надеть шорты

Вы думаете: “Ну теперь-то Луис шутит”. Однако, эта история стала известной во всем мире. МГ Антон Ковалев покинул Кубок ФИДЕ 2017 года после того, от него потребовали переодеться. По словам организаторов, его шорты не соответствовали дресс-коду, указанному в турнирных правилах.

Антон Ковалев уходит из турнирного зала после спора с организатором Зурабом Азмайпарашвили. | Фотография Марии Емельяновой.

До начала третьего раунда на участника накричал главный организатор, МГ Зураб Азмайпарашвили. Шахматист переспросил почему он не может играть в своей одежде, на что организатор грубо и по-расистки ответил: “Потому что ты похож на цыгана!”

Поэтому Ковалев покинул зал и снялся с партии и турнира.

7. Нажать не туда

Как вы догадываетесь, речь идет об онлайн-шахматах. Я могу привести недавний пример из Speed Chess Championship, сильнейшего турнира в сети. В одной из партий матча Хикару Накамуры против Хоу Ифань гроссмейстер из Китая случайно нажала на кнопку “Сдаться” вместо “Ничья”. Хуже всего то, что к этому моменту у нее были король и пешка против голого короля Накамуры.

Все были шокированы и ничего не понимали. Шахматистка была шокирована и ошарашена.

Случайная сдача все равно ведет к проигрышу, но в этой позиции даже просрочка времени и разрыв связи вели бы к ничьей, поэтому Накамура предложил считать партию закончившейся вничью.

8. Сдаться. в выигранной позиции!

Известно много партий, где сдача происходила в выигранной позиции. Вы сдаетесь, а противник говорит: “Ты мог сыграть вот так!” И вам хочется провалиться под землю. Иногда на возможность указывает кто-то из наблюдавших за партией, вы приходите домой, проверяете с движком, и оказывается, что сдаваться должен был ваш противник.

Вот что недавно случилось в партии Франсиско Вальехо и Хайме Сантоса Латасы на турнире в Леоне.

Читайте также:
Из жизни великих - Интересные факты

Возвращаясь к матчу Накамуры с Хоу Ифань, я хотел бы показать вам еще один забавный момент. Китайская шахматистка уже в другой партии сдалась не случайно, а не заметив, что ферзь, в которого превращалась пешка, позволил бы ей защититься от мата на h3. Интересно видеть, как изменилось лицо Накамуры, когда он понял, что только что произошло.

9. Пойти на концерт Мадонны

За это поражение отвечает американская певица. | Фотография из Википедии.

Мне нравится история, рассказанная коллегой Питером Доггерсом. На открытом чемпионате Нидерландов в начале 1990-х один участник проиграл партию таким способом :

Проигравший, который сейчас является пресс-секретарем турнира в Вейк-ан-Зее, объяснил после партии, что у него были билеты на концерт Мадонны, и он не хотел его пропустить. По словам Питера, этот вариант известен в Нидерландах как гамбит Мадонны.

10. Сделать глупый ход

До сих пор проигрыши были мало связаны с событиями на доске. Разумеется, главной причиной глупых поражений остаются слабые ходы.

Даже сильнейшие шахматисты иногда допускают смешные ошибки, которые могут удивить кого угодно.

A. Следовать “теории”

Следующая партия оказалась самым быстрым поражением в карьере чемпиона мира Вишванатана Ананда. Допущенная им ошибка ранее встретилась в партии Майлса и Кристиансена и появилась в 44-м выпуске “Информатора”, где ход . Сf5 был назван теоретической новинкой. Невероятно, что столько сильных шахматистов, включая Ананда, не увидели ошибки.

B. Придумать новинку за доской

Игра с классическим контролем времени связана с совершенно особыми ощущениями. Иногда мы замечаем детали, на которые не обращали внимания раньше, хотя прежде уже видели эту позицию тысячи раз. Мы задаем себе вопрос: “Почему бы не применить новый ход?” Наверное, так и случилось с Карповым в следующей партии, где он придумал за доской теоретическую новинку, которая была тут же опровергнута.

C. Самому испортить себе жизнь

В матче на Первенство мира между Бобби Фишером и Борисом Спасским в 1972 году было много драматичных моментов. В первой партии американский гроссмейстер взял пешку, которой не соблазнился бы даже начинающий. Неужели Фишер не знал, что аппетитные пешки “a” и “h” брать нельзя? Знать-то он знал, но неизвестно, что в этот момент творилось у него в голове.

D. Не заметить мат в один ход

Может ли чемпион мира не заметить мат в один ход? Насколько сильно для этого нужно зевнуть?! Как мы видим в этой статье, даже у сильнейших в мире шахматистов иногда бывают плохие дни. На этот раз пришла очередь Крамника ошибаться. Его противник даже не обрадовался, потому что это была машина

E. Как зевали в старину

Мастера прошлого тоже совершали серьезные ошибки. Мы уже видели слабый ход Фишера в первой партии матча на Первенство мира. Смотрите, что случилось много лет назад в матче на первенство мира в 1892 году.

А как доводилось проигрывать вам? Поведайте свою историю в комментариях!

Почему шахматы уничтожают наш мозг

Clive Thompson написал для medium.com чудесную колонку, в которой провел параллели между шахматами и современными развлечениями. Читайте далее перевод оригинального текста

Если верить Scientific American, вот как все было в далеком 1859.

Давайте совершим путешествие в 1859 год, в котором наша умственная окружающая среда встретилась с новой ужасной угрозой. На тот момент модным был способ развлечения, который захватывал и гипнотизировал хрупкие умы людей, заставляя их принимать участие в бесполезной и бессмысленной деятельности, которая представляла угрозу повседневной реальности. Здравомыслящие культурные критики терпеливо критиковали и разоблачали новый вид времяпровождения, но тщетно. Население было привязано. Человечество было обречено.

Конечно же, я говорю о шахматах.

Сегодня мой друг Билл Брейн показал мне Q&A с авторами новой книги «Плохо для тебя: разоблачение войны с развлечениями». Эта книга является историей моральных паник из-за вещей, которые на протяжении истории увлекали детей и раздражали взрослых. То есть, вы наверняка уже догадались, что сюда входят и такие вещи, как комиксы, Dungeons & Dragons и видеоигры. Однако, в этом Q&A, мое внимание привлекла отсылка к моральной панике из-за…шахмат.

Каннингем: Просто подождите. Каждая волна страха из-за современных технологий, которые нравятся детям, это именно волна и ничто другое. Волна приходит, приподнимается и разбивается о берег, а затем отходит. Отчасти поэтому мы решили создать в нашей книги временные периоды, наподобие Молодежефобии или Страха перед Новым, ради того чтобы с исторической точки зрения разобрать эти истерические реакции. Но чем больше проходит времени, тем более идиотскими и нелепыми кажутся эти паники.

Пайл: Особенно это «пагубное возбуждение» от шахмат, которое испытывают дети «очень ограниченного склада ума».

Шахматы – это «ограниченная» активность? Я должен был это прочитать! И я должен был прочитать оригинальный текст. К счастью, быстрая подсказка на Google Books позволила мне найти статью, о которой они говорили: «Увлечение игрой в шахматы», напечатанную в выпуске Scientific American 2 июля 1859 года.

Читайте также:
18 интересных фактов о Стендале

Она начинается со слов о том, как чемпион США Пол Морфи разгромил своих европейских соперников. Но затем автор начинает оплакивать обычных американцев, увлекающихся шахматами. Все это превращаются в настолько офигенные сетования, что я практически полностью их процитирую и начну с жалобы на то, что …

…пагубное возбуждение от игры в шахматы распространилось по всей стране и в городах и деревнях появились многочисленные клубы, в которых практикуется данная игра. Почему нам стоит об этом сожалеть? вы можете спросить. Отвечаем: шахматы-это просто развлечение для очень ограниченного ума, отнимающее у него ценное время, которое могло бы быть потрачено на более благородные занятия, и при этом оно не приносит никакой пользы для тела.

У шахмат сформировалась репутация развлечения, способного дисциплинировать ум, потому что для них необходима отличная память и определенные навыки комбинаций. Также существует мнение о том, что присутствие навыка игры в шахматы указывает на высший уровень интеллекта. М считаем такое мнение очень ошибочным. Наполеон Великий, у которого была неудержимая страсть к шахматам, часто проигрывал обычному продавцу на острове Святой Елены. Ни Шекспир, ни Милтон, ни Ньютон, ни кто-либо еще из великих людей Земли не освоили мастерство игры в шахматы. Люди, ставшие наиболее успешными игроками, видимо были одарены любопытной интуитивной особенностью делать правильные ходы, и в то же время они обладают довольно посредственными умениями в других областях. Игра в шахматы не добавляет мозгу новой изюминки, она не пробуждает ни одной красивой мысли и она не служит цели оттачивания и улучшения более благородных занятий.

Люди, работающие на сидячих местах никогда не должны практиковать эту унылую игру; для отдыха им необходимы занятия на свежем воздухе, а не вид умственного гладиаторства. Те, кто занимается умственным развитием, должны избегать шахматной доски как гнездо гадюки, поскольку шахматы направляют их умственную энергию в неверном направлении и истощают ее. Им лучше танцевать, петь, играть в мяч, заниматься гимнастикой, бродить по лесам у побережья, нежели играть в шахматы. Это игра, в которую не может себе позволить играть ни один человек, опирающийся на свою деятельность, бизнес или профессию: за этим развлечением – кстати, очень неприбыльным –, могут позволить себе терять время лишь люди, богатые настолько, что они не зависят от денег. Так как в этой запутанной игре невозможно добиться превосходства без усердных тренировок, которые требуют большое количество времени, ни один молодой человек, рассчитывающий быть полезным этому миру, не может ей увлекаться без опасности своим интересам. Один наш знакомый молодой джентльмен, ставший достаточно опытным игроком в шахматы, недавно отодвинул от себя доску, когда закончилась игра и сказал: «Я уже потерял достаточно времени на это. Я не могу позволить себе потерять больше. Это была моя последняя игра.» Данное решение мы советуем всем тем, кто по глупости был сбит с пути этим модным увлечением, так как навык игры в них-это бессмысленное и бесполезное достижение.

Конечно, мы все можем хихикать над тем, что кажется нам сумасшедшими, необоснованными доводами, вот только автор приводит несколько хороших аргументов. Возьмите, например то, что шахматы – это слишком неподвижное развлечение для людей, которые и без того работают на сидячих местах. Это было правдой и это верно до сих пор. Сейчас мы обнаруживаем, что физическая активность помогает активности умственной, и что прогулки на природе развивают креативность. Если в 1859 вы были офисным работником, который в конце рабочей недели усаживался за шахматную доску – видеоигру того времени – ради того чтобы провести еще несколько часов за мозговой, неподвижной, сидячей деятельностью, вы вполне рисковали загнать свой разум в глубокие ментальные овраги. (Так же как и завершение 40-часовой рабочей недели смотрения в сияющий экран смотрением в другой сияющий экран ради развлечения, не является самым разнообразным и познавательным способом провести время) Более того, автор статьи из Scientific American прав в том, что умение игры в шахматы не всегда помогает другим навыкам. Играйте настолько много и хорошо, насколько хотите, но это может не помочь вам стать умнее в других областях.

Даже мысль о том, что шахматы заключают своих последователей в пристрастную петлю, не настолько сумасшедшая, как кажется сперва. С десяток лет назад я брал интервью у некоторых высококлассных игроков в шахматы, и они все описывали то, насколько сложно выкинуть игру из головы. После турниров некоторые лежат в постели и не могут уснуть, потому что не в состоянии выбросить образы фигур из головы. ( Звучало в точности как «Тетрисоголовый»: если будете беспрерывно играть в эту игру, вы начнете видеть фигурки в голове, когда будете засыпать.) Для действительно хорошего взгляда на притягивающие силы шахмат прочтите несколько начальных глав замечательной книги Девида Шенка «Бессмертная игра».(«Представьте вирус настолько развитый, что он влияет не на кровь зараженного, а на его мозг,» пишет Шенк, продолжая цитатой Эйнштейна «Шахматы держат игроков в узах, сковывая разум и мозг настолько крепко, что страдает внутренняя свобода сильнейших из них»)

Читайте также:
12 интересных фактов о Цветаевой

Так что здесь самым интересным является не критика шахмат, а широкая пропасть между временем автора и нашими временами, проявляющаяся в поведении, которое мы одобряем и почитаем. Сегодня, шахматы считаются очень виртуозным занятием, которое предположительно помогает сформировать джедайский контроль над своим вниманием. Но подобная сосредоточенность не всегда считалась такой потрясающей вещью. Моя знакомая из Message Вирджиния Хеффернан некоторое время назад написала, что в 19м веке многие люди считали настолько глубокие силы внимания и концентрации жутковатыми и нездоровыми. Зайдите в этом направлении слишком далеко и вы закончите как Ахаб из Моби Дик: несомненно сфокусированный на своей цели, но до степени одержимости. Именно с этой точки зрения автор из Scientific American осуждает шахматы. Слишком много концентрации, слишком много преданности и сидение может обернуться для вас в плохую сторону. И кто скажет, что это не более здоровый баланс?

На протяжении лет шахмат ни капли не изменились, чего нельзя сказать о нас.

Мифы о шахматах

В рамках данной статьи мы разберем самые распространенные мифы о шахматах и интеллекте шахматистов. В их достоверности уверены многие начинающие игроки и значительная часть далеких от шахмат обывателей. Из текста вы узнаете, действительно ли гроссмейстеры могут считать партию на тридцать ходов вперед, влияет ли возраст на качество игры и важна ли физическая подготовка для успешного выступления на турнирах.

Чем старше шахматист, тем он сильнее

Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.

Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.

По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.

Гроссмейстер может всё просчитать

Многие начинающие игроки и поклонники шахмат уверены в том, что гроссмейстеры могут «видеть» партию на 25-30 ходов вперед. Это утверждение справедливо для простых позиций с ограниченным количеством фигур на доске, обычно в эндшпиле. Но следует понимать, что даже сильнейшие игроки мира не могут прогнозировать течение игры в столь отдаленной перспективе.

Магнус Карлсен утверждает, что ему доступно видение позиции на 15-20 ходов вперед. Вероятно, этот показатель можно считать максимальным для глубины человеческого мышления во время шахматной партии. Проблема с прогнозированием большего количества ходов заключается в значительной вариативности действий оппонента. Каждый ход открывает перед игроками несколько альтернатив, но только одна из них реализуется в партии.

Шахматы — только умственный труд

Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.

Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».

Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.

Чемпионы мира играют сильнее машин

Более двух десятилетий назад человек перестал быть сильнейшим шахматистом мира. В 1997 году компьютерная программа Deep Blue нанесла поражение действующему чемпиону мира Гарри Каспарову в матче из нескольких партий. С тех пор нейросети стали только сильнее. Лучшие программы могут играть на уровне 3350 баллов Эло.

Рейтинг лучшего шахматиста мира Магнуса Карлсена превышает 2850 баллов. Разница в 500 очков по системе Эло означает, что искусственный интеллект сможет победить в 95% случаев.

Победа в шахматах зависит от удачи

Люди, никогда не игравшие в шахматы, уверены в том, что победа в партии достается удачливому шахматисту. Такие высказывания снижают роль мастерства гроссмейстеров, превращая их в любителей домино или «Монополии». Удача может играть какую-то роль только в партиях новичков, которые осваивают правила перемещения фигур и основы дебютов. На более высоком уровне влияние случая на итог партии оказывается нулевым. Не зря говорят о том, что везет только сильнейшим.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: