Как Фрэнсис Бэкон от курицы умер – Интересные факты

Фрэнсис Бэкон

Биография

Пионера философии нового времени, английского ученого Фрэнсиса Бэкона современники знают прежде всего как разработчика научных методов изучения природы – индукции и эксперимента, автора книг «Новая Атлантида», «Новый Оргагон» и «Опыты, или Наставления нравственные и политические».

Детство и юность

Основоположник эмпиризма родился 22 января 1561 года, в особняке Йоркхаус, на центральной лондонской улице Стрэнд. Отец ученого, Николас, был политическим деятелем, а мать Анна (в девичестве Кук) была дочерью Энтони Кука – гуманиста, воспитавшего короля Англии и Ирландии Эдуарда VI.

Портрет Фрэнсиса Бэкона

Мать с юных лет прививала сыну любовь к знаниям, и у нее, девушки, знающей древнегреческий язык и латынь, это с легкостью получалось. К тому же мальчик и сам с нежного возраста проявлял интерес к знаниям. В течение двух лет Фрэнсис учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, затем три года провел во Франции, в свите английского посла сэра Эмиаса Паулета.

После смерти главы семейства в 1579-м Бэкон остался без средств к существованию и поступил для изучения права в школу барристеров. В 1582-м Фрэнсис стал адвокатом, а в 1584-м – членом парламента, и вплоть до 1614-го играл видную роль в дебатах на сессиях Палаты общин. Время от времени Бэкон составлял послания королеве Елизавете I, в которых стремился беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам.

Сейчас биографы сходятся во мнении, что если бы королева последовала его советам, пары конфликтов между короной и парламентом можно было бы избежать. В 1591-м он стал советником фаворита королевы – графа Эссекса. Бэкон сразу дал понять патрону, что предан стране, и когда в 1601 Эссекс попытался организовать переворот, Бэкон, будучи адвокатом, участвовал в его осуждении как государственного изменника.

Из-за того, что люди, стоящие выше Фрэнсиса по званию, видели в нем соперника, и потому, что он часто в эпистолярной форме выказывал свое недовольство относительно политики Елизаветы I, Бэкон вскоре потерял расположение королевы и не мог рассчитывать на продвижение по службе. При Елизавете I адвокат так и не достиг высоких постов, однако после того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт, карьера Фрэнсиса пошла в гору.

Статуя Фрэнсиса Бэкона

В 1603 Бэкону было пожаловано звание рыцаря, он был возведен в титул барона Веруламского в 1618-ом и виконта Сент-Олбанского – в 1621-ом. В том же 1621 году философ был обвинен в получении взяток. Он признал, что люди, дела которых разбирались в суде, неоднократно дарили ему подарки. Правда, то, что это влияло на его решение, адвокат отрицал. В итоге Фрэнсиса лишили всех постов и запретили появляться при дворе.

Философия и учение

Главным литературным творением Бэкона считается работа «Опыты» («Essayes»), над которой он непрерывно трудился в течение 28 лет. Десять эссе были опубликованы в 1597, а к 1625-му в книге «Опыты» было собрано уже 58 текстов, часть которых вышла в третьем, переработанном издании под названием «Опыты, или Наставления нравственные и политические».

Философ Фрэнсис Бэкон

В этих трудах Бэкон размышлял о честолюбии, о друзьях, о любви, о занятиях наукой, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. Произведения изобиловали учеными примерами и блестящими метафорами. Люди, стремящиеся к карьерным высотам, найдут в текстах советы, построенные исключительно на холодном расчете. Встречаются, например, в работах такие высказывания:

«Все, кто поднимается высоко, проходят по зигзагам винтовой лестницы» и «Жена и дети – заложники судьбы, ибо семья является помехой на пути свершения великих дел, как добрых, так и злых».

Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным делом его жизни были философия и наука. Аристотелевскую дедукцию, в то время занимавшую главенствующие позиции, он отвергал как неудовлетворительный способ философствования и предложил новый инструмент мышления.

Фрэнсис Бэкон

Набросок «великого плана восстановления наук» был сделан Бэконом в 1620-м, в предисловии к труду «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования». Известно, что в этой работе предусматривалось шесть частей (обзор современного состояния наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и сама философия).

Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Первая была названа «О пользе и успехе знания», латинский вариант которой «О достоинстве и приумножении наук» вышел с исправлениями.

Книга Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования»

Так как основу критической части философии Фрэнсиса составляет учение о так называемых «идолах», искажающих познания людей, во второй части проекта он описывал принципы индуктивного метода, с помощью которого предлагал свергнуть всех идолов разума. По Бэкону, существует четыре вида идолов, которые осаждают умы всего человечества:

  1. Первый вид – идолы рода (ошибки, которые человек делает в силу самой своей природы).
  2. Второй вид – идолы пещеры (ошибки, обусловленные предрассудками).
  3. Третий вид – идолы площади (ошибки, порождаемые неточностями в использовании языка).
  4. Четвертый вид – идолы театра (ошибки, совершаемые по причине приверженности к авторитетам, системам и доктринам).

Описывая предрассудки, мешающие развитию науки, ученый предлагал трехчастное разделение знания, произведенное согласно психическим функциям. Историю он относил к памяти, поэзию – к воображению и философию (в которую включались и науки) – к разуму. В основе научного познания, согласно Бэкону, лежат индукция и эксперимент. Индукция может быть полной и неполной.

Фрэнсис Бэкон в Парламенте

Полная индукция означает регулярную повторяемость свойства предмета в рассматриваемом классе. Обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования – перечислением и исключением. Причем главное значение имели исключения. С помощью этого метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Памятник Фрэнсису Бэкону

В своей теории познания Бэкон придерживается мысли, что истинное знание вытекает из чувственного опыта (такая философская позиция называется эмпирической). Он также давал обзор границ и природы человеческого познания в каждой из этих категорий и указывал на важные области исследования, на которые до него никто не обращал внимания. Стержень бэконовской методологии – постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте.

Читайте также:
Интересные факты о Константине Симонове

Однако философ был далек от упрощенного понимания этого обобщения и подчеркивал необходимость опоры на разум в анализе фактов. В 1620 году Бэкон написал утопию «Новая Атлантида» (опубликована после смерти автора, в 1627 году), которая по размаху замысла не должна была уступать труду «Утопия» великого Томаса Мора, друга и наставника Генриха VIII, которого он же впоследствии и обезглавил, из-за интриг второй супруги Анны Болейн.

Книга Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида»

За этот «новый светильник во мраке философии прошлого» король Яков пожаловал Фрэнсису пенсию размером 1200 фунтов. В незаконченной работе «Новая Атлантида» философ рассказывал о загадочной стране Бенсалем, которой руководил «Соломонов дом», или «Общество для познания истинной природы всех вещей», объединяющее главных мудрецов страны.

От коммунистических и социалистических произведений творение Френсиса отличалось ярко выраженным технократическим характером. Открытие Фрэнсисом нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинаться с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли нового времени.

Книга Фрэнсиса Бэкона

Стоит отметить и то, что учение Бэкона о законе и в целом -идеи экспериментальной науки и опытно-эмпирического метода исследований внесли неоценимый вклад в сокровищницу человеческой мысли. Впрочем, при жизни ученый не получил значительных результатов ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения экспериментальная наука отвергла.

Личная жизнь

Бэкон был женат единожды. Известно, что супруга философа была в три раза младше его самого. Избранницей великого ученого стала Алиса Бэрнем, дочь вдовы лондонского старейшины Бенедикта Бэрнема.

Фрэнсис Бэкон и его жена Алиса Бэрнем

Свадьба 45-летнего Фрэнсиса и 14-летней Алисы состоялась 10 мая 1606 года. Детей у пары не было.

Смерть

Умер Бэкон 9 апреля 1626, в 66-летнем возрасте, по нелепой случайности. Фрэнсис всю жизнь увлекался изучением всевозможных природных явлений, и однажды зимой, катаясь с королевским медиком в экипаже, ученому пришла в голову мысль провести эксперимент, в котором он намеревался проверить, в какой степени холод замедляет процесс гниения.

Памятник на могиле Фрэнсиса Бэкона

Философ купил на рынке тушку курицы и собственноручно закопал ее в снег, от чего простудился, заболел и скончался на пятый день своего научного опыта. Могила адвоката находится на территории церкви Святого Михаила в Сент-Олбанс (Великобритания). Известно, что на месте захоронения, после смерти автора книги «Новая Атлантида», установили монумент.

Открытия

Фрэнсис Бэкон разработал новые научные методы – индукцию и эксперимент:

  • Индукция – это широко используемый в науке термин, обозначающий метод рассуждения от частного к общему.
  • Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Фрэнсис Бэкон

Фото Все

Видео Все

Фрэнсис Бэкон – Творец ужаса и Ловец изображений. Творческий путь, биография, картины!

Философский проект Френсиса Бэкона

Кратко о философии Френсиса Бэкона. Философия нового времени

Фрэнсис Бэкон — биография

Фрэнсис Бэкон – известный философ, историк, политик, стоял у истоков зарождения эмпиризма и материализма. Стал первым крупным философом периода Позднего Возрождения и начала Нового времени.

Трудно сказать, кем он был больше, философом или ученым, но то, что Фрэнсис Бэкон стал великим мыслителем эпохи Возрождения Англии, ни у кого не вызывает сомнений. Очень разносторонний, невероятно образованный, он сменил много работ, побывал в нескольких странах, сформулировал множество умных мыслей, не утративших своей актуальности и сегодня. Бэкон обладал невероятными ораторскими способностями, которые в сочетании со стремлением к познанию помогли реформировать философию тех времен. Эмпирист Бэкон был абсолютно уверен, что развитие цивилизации возможно только благодаря научно-техническому прогрессу, а культурные и духовные ценности он ставил на второе место.

Детство

Родился Фрэнсис Бэкон 22 января 1561 года в Лондоне, в особняке его отца Йоркхаус, расположенного на одной из центральных улиц города. Отца будущего философа звали Николас Бэкон, он занимался политикой, мама – Анна Бэкон (до замужества Кук), приходилась родной дочерью Энтони Куку, гуманисту, который имел непосредственное отношение к воспитанию Эдуарда VI, английского и ирландского короля.

Первым учителем Фрэнсиса стала мама, которая сама владела латынью и древнегреческим языком. Мальчику очень нравилось учиться, он проявил интерес к наукам с нежного возраста. Два года Бэкон учился в Тринити-Колледже при Кембриджском университете, потом на протяжении трех лет входил в свиту посла Англии во Франции сэра Эмиаса Паулета.

Фрэнсис Бэкон в детстве

После того, как в 1579 году умер его отец, молодой человек остался без материальной поддержки. Именно в это время он начал обучение праву в школе барристеров. Спустя три года, в 1582 году Бэкон уже работал адвокатом, в 1584 году вошел в парламент, в котором прослужил до 1614 года, активно участвуя в работе Палаты общин. Периодически Фрэнсис писал Елизавете I, и в своих письмах поднимал самые актуальные политические вопросы того времени.

По прошествии времени историки сходятся во мнении, что если бы королева прислушалась к философу и сделал так, как он советовал, то нескольких конфликтов, в которые были втянуты парламент и корона, можно было не допустить. В 1591 году Бэкона назначили на должность советника графа Эссекса, ходившего в фаворитах самой королевы. Фрэнсис сразу расставил все приоритеты, он дал понять графу, что предан своей стране, и ни при каких обстоятельствах не изменит ей. Поэтому, когда в 1601 году Эссекс сделал попытку организации дворцового переворота, то Бэкон, как один из адвокатов, участвовал в судебном процессе против него и выступал за признание графа государственным изменником.

У Бэкона было много недоброжелателей среди вышестоящих чинов, которые видели в нем соперника. К тому же, философ часто высказывал письменно свое недовольство политической обстановкой во время правления Елизаветы I, и это не могло не сказаться на ее расположении к нему.

При таком положении вещей, ни о каком продвижении по службе даже речи быть не могло. В годы правления королевы адвокату не «светили» высокие посты, но после того, как в 1603 году к власти пришел Яков I Стюарт, в биографии философа наступили существенные перемены.

В том же году его пожаловали в рыцари. Спустя пять лет, в 1618 году Бэкон становится бароном Веруламским, а в 1621-м – виконтом Сент-Олбанским. Тогда же его обвинили в том, что он берет взятки. Фрэнсис не скрывал, что получает подарки от тех людей, дела которых ведет в суде. Однако он полностью отрицал тот факт, что получение подарка влияет на его окончательное решение. И все-таки Бэкон был лишен всех должностей и не имел права находиться при дворе.

Читайте также:
16 интересных фактов о Гумилеве

Философия и учение

Главный литературный труд Фрэнсиса Бэкона – книга под названием «Опыты», которую он писал на протяжении целых 28 лет. Первые десять эссе автор опубликовал в 1597 году, и вплоть до 1625-го собрал 58 текстов, часть из которых вошла в третье, переработанное и дополненное издание, получившее название «Опыты, или Наставления нравственные и политические».

Главная тема этих трудов – человеческая жизнь и те аспекты, из которых она состоит – любовь, дружба, совесть, честолюбие, превратности судьбы. В произведениях было много метафор и ученых примеров, которые пригодятся всем, кто стремится сделать карьеру. В советах, данных философом современникам, преобладает холодный расчет. Бэкон говорит о том, что все, кто хочет подняться высоко, должны будут пройти зигзаги винтовой лестницы, что близкие люди всегда становятся заложниками судьбы, так как мешают свершать великие дела, и неважно какие, добрые или злые.

Философ Фрэнсис Бэкон

Несмотря на то, что Фрэнсис много времени отдавал юриспруденции и политике, своим главным занятием он сам считал науку и философию. Дедукцию Аристотеля, которая была на главных позициях в те годы, Бэкон не воспринимал, он считал ее неудовлетворительным способом философствования, он трудился над разработкой совершенно нового инструмента мышления.

В 1620 году философ представил свой великий план восстановления наук, который вышел в качестве предисловия к книге «Новый Орагон, или Истинные указания для истолкования». Эта работа должна была состоять из шести разделов – современное состояние науки, новый метод получения истинных знаний, эмпирические данные, вопросы, которые нужно в дальнейшем исследовать, свод предварительных решений и собственно, философия.

Фрэнсис успел набросать лишь две первые части. Первую автор назвал «О пользе и успехе знания», на латыни она называлась «О достоинстве и приумножении наук».

Философия Бэкона основана на существовании «идолов», влияющих на познания человека. Поэтому вторую часть своего проекта он посвятил описанию принципов так называемого индуктивного метода, который должен был, по его мнению, победить идолов людского разума. Всех идолов, осаждающих умы человечества, философ разделил на четыре вида:

  • К первым он отнес идолов рода, под которыми подразумеваются ошибки и промахи, заложенные в нем самой природой;
  • Вторым видом Фрэнсис считал идолов пещеры, т.е, те ошибки, которые человек делает под влиянием предрассудков;
  • Третье место Бэкон отвел идолам площади, вызванные неточностями и несовершенством языка;
  • И последнее, четвертое место в классификации идолов отводится идолам театра, появление которых провоцируется приверженностью к различного вида системам, авторитетам и доктринам.

В описании предрассудков, мешающих развиваться науке, философ описывал разделение знания на три части, в соответствии с психическими функциями. История у него ассоциировалась с памятью, поэзия отвечала за воображение, а философия (в комплексе с науками), относилась к разуму. Бэкон считал, что научное познание основано на индукции и эксперименте. Индукция в свою очередь, бывает полная и неполная.

Под полной индукцией подразумевалась постоянная повторяемость свойств любого предмета, относящегося к рассматриваемому классу. В этом случае можно обобщить все сходные случаи, и в итоге получается тот же результат. В случае неполной индукции, обобщаются не все примеры, только некоторые, потому что количество этих случаев настолько велико, что их число доходит до бесконечности и теоретически недоказуемо. В этом случае заключение всегда будет вероятностного характера.

Работая над созданием «Истинной индукции», ученый пытался найти не только подтверждающие факты, но опровергающие определенные выводы. Благодаря ему, в естествознании появились два средства исследования – перечисление и исключение, причем главенствующая роль отводилась именно исключениям. Такой метод помог Бэкону прийти к выводу, что «форма» теплоты – это ничто иное, как движущиеся мельчайшие частицы тела.

Теория познания Фрэнсиса Бэкона основывалась на мысли, что только чувственный опыт может породить истинное знание. Именно эту позицию философа и назвали эмпирической. Ученый изучал природу человеческого познания и границы каждой категории, подчеркивал самые важные области, которые еще предстоит изучить, и которые до него никого не интересовали. Бэконовская методология базируется на постепенном индуктивном обобщении фактов, которые возникали во время опытов.

Но философ не собирался упрощать понимание обобщений, он настаивал на том, что анализируя факты, нужно опираться на разум. В 1620-м ученый завершил работу над утопией, которую назвал «Новая Атлантида». Она вышла уже после его смерти в 1627-м. Его труд был задуман с таким размахом, чтобы сравниться с «Утопией» Томаса Мора.

Король Яков назвал труд Фрэнсиса новым светильником во мраке философии прошлых лет, и назначил ему достойную пенсию в сумме 1200 фунтов. Незаконченная «Новая Атлантида» знакомила читателя с загадочной страной под названием Бенсалем, во главе которой стоял «Соломонов дом», или как он еще его назвал – «Общество для познания истинной природы всех вещей», в которое входили все мудрецы страны.

Работа Бэкона не походила на социалистические и коммунистические произведения, она имела хорошо выраженный технократический характер. Философ открыл новый метод познания, который основывался на наблюдении, а не на теории. Именно это открытие позволило Бэкону занять свое достойное место среди важнейших представителей научной мысли.

Экспериментальная наука и опытно-эмпирический метод проведения исследований, изложенных в учении Бэкона, стали бесценным вкладом философа в развитии человеческой мысли. Но стоит отметить, что при жизни Фрэнсису не удалось получить более-менее значимых результатов как в теоретической области, так и в эмпирических исследованиях. Мало того, представители экспериментальной науки категорически отвергли метод индуктивного познания Бэкона.

Личная жизнь

Известно, что в личной жизни знаменитого философа был только один официальный брак. Он женился на Алисе Бэрнем, отцом которой был лондонский старейшина Бенедикт Бэрнем. Стоит отметить, что жених был в три раза старше своей невесты. На момент бракосочетания, состоявшегося 10 мая 1606 года, Фрэнсису было 45 лет, его невесте всего 14. Этот брак был бездетным.

Смерть

Известного философа не стало 9 апреля 1626 года, ему было всего 66. Причиной его смерти стала нелепая случайность. Бэкону всегда нравилось изучать разнообразные природные явления, и вот один раз, когда он катался в экипаже в сопровождении королевского медика, он решился на эксперимент. Фрэнсиса заинтересовал вопрос влияния холода на длительность процесса гниения, и он решил найти ответ экспериментальным способом.

Памятник Фрэнсису Бэкону

Бэкон не поленился сходить на рынок за тушкой курицы, и собственными руками закопать ее в снег. Во время этого процесса он сильно простудился, болезнь быстро прогрессировала и закончилась трагически. 9 апреля 1626 года, на пятый день после проведенного опыта, ученого не стало. Местом его упокоения стала территория церкви Святого Михаила в городке Сент-Олбанс, Англия. После смерти известного философа и адвоката на его могиле установлен монумент.

Читайте также:
17 интересных фактов о Ренуаре

Открытия

Бэкон стал автором двух новых научных методик – индукции и эксперимента.

Индукция подразумевает собой определенный метод суждений, которые идут от частного к общему. Под экспериментом подразумевается исследование явления в условиях, которыми наблюдатель может управлять. Главное отличие эксперимента и наблюдения в том, что во время проведения эксперимента с изучаемым объектом можно активно взаимодействовать.

Избранные труды

  • «Опыты, или наставления нравственные и политические»
  • «О достоинстве и приумножении наук»
  • «Опыты, или наставления нравственные и политические»
  • «Великое восстановление наук, или Новый Органон»
  • «Опыты, или наставления нравственные и политические»
  • «Новая Атлантида»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Фрэнсис Бэкон. Биография. Интересные факты жизни

Философия Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (рожд. 22 января 1561 г. – смерть 9 апреля 1626 г.)— один из самых выдающихся английских мыслителей, писатель и дипломат, с его именем связывают важнейший этап организационного и структурного становления «розенкрейцеровского братства» — масонские ложи. Считают, что это он в зашифрованной форме изложил в своих философских и политических сочинениях их идеологию.

Происхождение

Родом Бэкон из родовитой семьи, с давних времен принадлежавшей к британской политической элите (его отец, лорд, был хранитель печати). 1575 год — Фрэнсис оканчивает Кембриджский университет, в 1583-м становится членом парламента, а с 1618 по 1621 гг. занимает должность лорда-канцлера Англии. Но, будучи человеком вполне честным и чуждым придворных интриг, он в конце концов был обвинен недоброжелателями в финансовых и политических злоупотреблениях, его отстранили от должности и предали суду, и лишь благодаря личному вмешательству благоволившего к нему короля Якова I с него сняли подозрения в «политическом преступлении».

Жизнь и творчество Фрэнсиса Бэкона

Освободившись Фрэнсис Бэкон благоразумно решил не возвращаться на государственную службу, и последние годы своей жизни посвятил философским, естественнонаучным и литературным трудам, издав такие прославившие его имя работы, как трактаты «О великом восстановлении наук» (который он писал на протяжении почти всей жизни), «О мудрости древних» (1609 г.), а также «Новая Атлантида» (которая была опубликован посмертно в 1627 г.)

Хотя, как известно, Бэкон никогда публично не заявлял о том что принадлежит к каким бы то ни было тайным обществам, вокруг его имени еще при жизни стал складываться мистический ореол, который в XIX и XX столетиях приобрел поистине мифический статус, в особенности после опубликования ряда посвященных ему работ, где на основе сведений, заимствованных из различных источников — свидетельств современников, корреспонденции брата Фрэнсиса, Энтони, одно время возглавлявшего службу британской внешней разведки, и, в конце концов, сочинений самого лорд-канцлера, доказывался факт его причастности к «оккультному возрождению» в Англии XVII века. С этой целью на вооружение бралось все — не только само содержание его трудов, но и элементы их художественного оформления и даже скрытые закономерности, которые выявлялись путем анализа содержащихся в них опечаток.

Правда, надо оговориться, что исследователями порой руководил не столько чисто оккультный интерес, сколько желание отыскать подтверждение прочно овладевших умами современников слухов о том, что именно Бэкон был автором пьес, которые он выпускал под псевдонимом Уильям Шекспир.

Такое безудержное смешение оккультизма, элементов криптографии и литературоведческих исследований довело до того, что реальная личность Бэкона едва ли не полностью растворилась в «бэконовском мифе», где желаемое выдают за действительное.

С чего начинается миф?

Ф. Бэкон — 18 лет

Но что же действительно послужило тем первоначальным ядром, вокруг которого со временем сложился этот миф?

Хорошо известно, что Бэкон на протяжении всей жизни живо проявлял интерес к так называемой естественной, или экспериментальной, магии, к которой он относил такие «царственные» науки, как алхимия и астрология, при этом решительно выступал против любого шарлатанства в этой сфере. Как считал Бэкон, истинные наука и мистический опыт не имеют ничего общего с подменой или обманом. Наоборот, он ратовал, по выражению А.Ф. Лосева, за «точное эмпирическое исследование реальных вещей нашего реального опыта», то есть за магию научно-техническую, добивающуюся так называемых «чудес» научно-техническим путем.

Эти принципы и их формы он изложил в своих трудах: «О великом восстановлении наук» и «Нравственные и политические опыты», где объявляет науку, в особенности науку прикладную, эмпирическую, законной наследницей и преемницей архаической магии, которая, дескать, к тому времени уже выработала свой внутренний ресурс и теперь должна передать эстафету новым формам познания скрытых свойств Природы.

Познав тайные законы материи, считал Бэкон, и, в первую очередь, великую загадку взаимопревращения и взаимопроникновения веществ, человек способен достичь высшего, поистине божественного могущества и начать творить новые законы, которые коренным образом изменят его среду обитания, приведя ее в соответствие с высокими запросами «царя природы».

Потому вместо типичных для мистической литературы восхвалений могущества и благ Создателя мы находим у Бэкона многочисленные и довольно подробно описанные «чудеса» технического прогресса, предвосхищающие многие изобретения далекого (если отталкиваться от времени жизни философа) будущего: самолеты, рентген, метеорологию и многое другое.

Именно потому А.Ф. Лосев находит уместным говорить в данной связи о «технике XXI столетия», имея под этим в виду какой-то особый вид материализма, то есть материализм магический и мистический, нацеленный в первую очередь на обнаружение, говоря словами самого Бэкона, «знаков Создателя на Его созданиях, запечатленных и закрепленных в материи посредством истинных и тончайших средств». По мысли Фрэнсиса Бэкона, если и возможно добиться такого обнаружения, то не путем отвлеченного схоластического богословия, а путем прикладного, экспериментального исследования, свободного от всяких предрассудков и предвзятостей.

Необходимость создания организованных обществ

Потому как в одиночку справиться с таким грандиозным замыслом вряд ли кому под силу, то Бэкон указывает в связи с этим на необходимость создания неких организованных обществ, члены которых могли бы активно поддерживать друг друга в своих начинаниях. «Воистину, — писал он, — подобно тому, как сама Природа творит братство в семьях, так же и в процессе познания не может не сложиться братство на основе знаний и нравственности, восходящее к тому особому отцовству, что приписывают Богу, называя Его Отцом Просветления, или Света».

Читайте также:
Интересные факты о Чехове

Эти высказывания не оставляют сомнении в том, на какое именно «братство» намекал автор: содружество адептов «естественной магии», в рамках которого научно-культурное «просветительство» органически дополнялось бы просветленностью божественным духом, то есть эзотерическим Гнозисом. По мнению Фрэнсиса Бэкона, такое сообщество «научных магов» явилось бы основной опорой и движущей силой духовно-научного прогресса, имеющего конечную цель расширение творческих возможностей человека до степени богоподобия.

Бюст Фрэнсиса Бэкона

С другой стороны, потом Бэкон нигде не развивает и не конкретизирует эту тему «братства просвещенных». Больше того, он даже высказывал (причем не раз) критические замечания в адрес некоторых видных представителей ренессансного оккультизма, включая самого Парацельса. Как видно, это можно объяснить только одним: необходимостью маскировки своих взглядов, потому как, занимая высокое официальное положение и постоянно находясь в центре завистливого внимания со стороны множества соперников, он в противном случае рисковал прослыть «еретиком», а главное — потерять расположение Якова I, панически боявшегося всего сверхъестественного и даже сочинившего обширное руководство по изобличению ведьм.

В силу принципа noblesse oblige (лат. «происхождение обязывает») лорд-канцлер пытался придать своим рассуждениям о «восстановлении наук» может быть в большей степени традиционный и невинный вид, и это удалось ему так, что с толку был сбит не только король Яков, но и современные исследователи.

Как бы там ни было, своей цели философ смог достичь: он сумел, не вызывая подозрений и нареканий, обеспечил себе «прикрытие» для реализации своих излюбленных идей и далеко идущих планов. Несомненно, что представление о Фрэнсисе Бэконе как великом конспираторе и криптографе имело своим истоком именно такого рода двойственность и исходило от круга лиц, хорошо знавших о закулисных сторонах жизни политика.

«Новая Атлантида»

И, может быть, мы так никогда ни о чем и не узнали бы, если бы наследники философа, разбирая после смерти его архив, не обнаружили манускрипт с текстом «Новой Атлантиды», своего рода современной версии легендарного платоновского мифа. Собственно, следуя своей излюбленной идее о природе как чудесной книге, написанной Творцом «живыми» письменами, Бэкон все время питал глубокий интерес к символическому языку и толкованию древних мифов и преданий, в которых, как он не без основания считал, заключена в иносказательной форме тайная мудрость тысячелетий.

Так, в небольшом, но довольно интересном с этой точки зрения трактате «О мудрости древних» он дал оригинальную интерпретацию 28 ключевых образов античной мифологии, отождествляя каждый на них с каким-то метафизическим принципом, или архетипом. К примеру, Орфей — архетип «универсальной философии». Протей — архетип материи. Пан — архетип мира природы. Прометен олицетворяет синтез науки и магии и т. д.

Что до «Новой Атлантиды», то здесь платоновскую аллегорию философ ко всему прочему «скрестил» с каббалой и более чем прозрачной розенкрейцеровской символикой. В центре повествования — обосновавшееся на уединенном и недоступном острове посреди океана (символ тайной мудрости, укрытой от взоров простых смертных) сообщество магов и мудрецов, которые переняли свою мудрость от библейского царя Соломона, в память о котором главный центр этого сообщества именуется Бенсалем, то есть «дом Соломона».

Это сообщество одновременно соединяет в себе и прошлое, потому как его адепты искушены во всех формах древней магии, и будущее, поскольку оно основано на сугубо технократических принципах. Да и образ жизни, который ведут адепты ордена Бенсалема, знающие обо всем, что происходит во внешнем мире, но не ведомые никому за пределами острова, словно списан с устава какой-то древней мистической секты вроде пифагорейской.

Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа

Так, им предписывается блюсти высочайшее целомудрие, а плотское общение допускается лишь в целях продолжения рода. (Тут, вне всякого сомнения, сказалась рациональная ненависть Бэкона к плотскому размножению, под влиянием которой он, следует заметить, стал убежденным гомосексуалистом.)

Такого рода описания внешнего вида и предметов убранства ритуальных помещений в доме Соломона также основаны на скрытых ассоциациях с розенкрейцеровской легендой и хитроумных символических ходах, при этом основные атрибуты убранства — астральные знаки и инструменты типа угольника, циркуля и т. д. — стали в последствии основными символами масонских лож. Очевидно, что описанное общество — не что иное, как реализовавшаяся розенкрейцеровская утопия: его члены осуществили «великое восстановление наук» и в результате возвратились к состоянию Адама до грехопадения — ведь именно так Фрэнсис Бэкон и авторы «розенкрейцеровских манифестов» представляли себе конечную цель духовной эволюции человечества.

Заканчивая этот краткий очерк о выдающемся «розенкрейцере» своего времени, нельзя не сказать о том, что «Новая Атлантида» стала основой не только всех технократических утопий нового времени, но и теории о пресловутом «жидомасонском заговоре», этой своеобразной формы воинствующего материализма. Как говорит один из персонажей «Атлантиды» (проводник по Бенсалему), мудрый еврей по имени Яабин (это имя составлено из названий двух священных колонн при библейском храме Соломона — Иакин и Боаз), обитатели острова ведут свой род от «колена Авраамова», а «нынешние законы Бенсалема происходят от тайных законов, начертанных Моисеем в каббале». Эти слова могут служить ярким доказательством того, что Фрэнсис Бэкон в действительности был одним из самых проницательных и эрудированных людей своего времени!

Избранные цитаты Фрэнсиса Бэкона

• Больше всех мы льстим самим себе.

• Зависть никогда не знает праздника.

• Здоровое тело – гостиная для души; больное – тюрьма.

• Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести.

• Библиотеки – это раки, где хранятся останки великих святых.

• Богатство не может быть достойной целью человеческого существования.

• В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою.

• Гнев есть безусловная слабость; известно, что ему более всего подвержены слабые существа: дети, женщины, старики, больные и пр.

• В любви быть мудрым невозможно.

• Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкое передвижение людей и товаров.

• Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

• Возможность украсть создает вора.

• Грубость рождает ненависть.

• Человека лучше всего узнать в трех ситуациях: в уединении — так как здесь он снимает с себя все показное; в порыве страсти — ибо тогда забывает он все свои правила; и в новых обстоятельствах — так как здесь его покидает сила привычки.

• Лесть – порождение скорее характера человека, чем злой воли.

• Лесть – это стиль рабов.

• Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.

Читайте также:
15 интересных фактов о Копернике

• Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – еще большее.

Как Фрэнсис Бэкон стал самым несокрушимым титаном британской живописи?

Певец грязных матрасов и сырого мяса, ирландец, пьяница, гей, завсегдатай казино и убежденный фигуративист в эпоху абстракций, Фрэнсис Бэкон по всем статьям должен был стать главным изгоем британской живописи ХХ века. Но все сложилось иначе.

Как ни крути, но Бэкон и почти через 20 лет после смерти кажется живее всех живых художников. Может, дело в том, что последующие поколения совсем разленились рисовать, а мазок Бэкона до сих пор всасывает в себя взгляд посетителя музея, словно сверхмощная адская воронка. А может, это потому, что Бэкон, родившийся в 1909 году, стал первым по-настоящему современным художником, увернувшимся от «арт-обстрела» бесконечных измов и объявившим себя равным только ­самому себе и той единственно важной секунде, за которую краска перетекает с кисти на холст? Или виноват художественный язык Бэкона – распятые свиные каркасы, скрученные в дугу двуногие, испускающие дух на унитазе, орущие благим матом католические священники со снесенными черепами? Весь этот беспрерывный апокалипсис плоти, давно ставший азбукой визуальной культуры, на которой выучилось не только современное искусство, но и дизайн, и кинематограф, и вся виртуальная реальность с ее пиксельными потрохами. Или все-таки дело в том, что этот демонический коротышка-макроцефал с циничной ухмылкой на неестественно круглом лице слыхом не слыхивал ни о какой башне из слоновой кости и жил, переползая из одного питейного заведения в другое и от одного интимного ­партнера к другому?

Главное, однако, вот в чем: Бэкон был и остается самым физиологичным художником всех времен.

Приключения плоти стали не только основным сюжетом его картин, но и лейтмотивом биографии. Он и рисовал на грубой, необработанной изнанке холста – проиграв однажды все деньги в Монте-Карло и не имея больше холстов для работы, ­Бэкон принялся заполнять обратную сторону уже нарисованных картин. «Это было откровение, – говорил художник. – Изнанка холста подошла мне куда больше – с нее ничего нельзя стереть; попав на холст, мазок остается на нем навсегда. Только такую картину я считаю произведением искусства». Кроме грубой фактуры полотна, не менее важным для Бэкона было и ощущение своего тела внутри мастерской – всю жизнь художник рисовал в крошечных студиях-чуланах, посреди неописуемого хаоса и беспорядка. «В детстве, когда я плохо себя вел, нянька часто запирала меня в шкаф на несколько часов. Ощущение скомканного пространства стало определяющим для меня – я могу работать только в таких условиях». Сидение в шкафу было не единственным телесным наказанием, которому близкие подвергли юного Бэкона. Отец, застукав однажды Фрэнсиса перед зеркалом в нижнем белье своей благоверной, снарядил кучера еженедельно производить над Бэконом-младшим сеанс элегантной порки кнутом. Ко всему прочему у будущего художника рано обнаружилась астма (вкупе с аллергией на шерсть животных), которую в то невинное время лечили морфином.

«Набросок головы Джорджа Даера» (1967), выставленный на Sotheby̓s в 2008-м за восемь миллионов фунтов.

Творческий подход к воспитанию отпрыска имел корни в богатой генеалогии семьи: Фрэнсис приходился прямым потомком своему тезке, философу Фрэнсису Бэкону, а прапрабабка художника была любовницей Байрона и адресатом посвящения его «Чайльд-Гарольда». Закаленный морфином и поркой юноша уже в 17 лет сбежал из отчего дома на съемную квартиру, чтобы предаться сладостному безделью, мелкому воровству из ближайших лавок и чтению Ницше. Вскоре, при непосредственном участии верной няньки (той ­самой), ­Фрэнсис нашел более серьезный способ ­заработать на жизнь – поместил в The Times объявление о готовности выступить «компаньоном для джентльмена». В качестве такового предприимчивый отрок провел несколько приятных месяцев в Париже (где испытал эстетический шок от выставки Пикассо) и Берлине самого пышно-декадентского периода («Для меня, жителя пуританской страны, одна прогулка по ночной Курфюрстендам была открытием Америки»). Вернувшись в Лондон, Бэкон решил попробовать себя на артистическом поприще – и уже к 25 годам состоялся в качестве преуспевающего дизайнера интерьеров.

Интересно, что «созревание» Бэкона-художника произошло достаточно поздно – сам Фрэнсис объяснял это тем, что он просто долго не мог найти подходящий предмет для запечатления. Епифания случилась в 1935-м в Париже. Тогда в течение одного дня Бэкон сделал две вещи, определившие его художественный стиль на полвека вперед – купил атлас болезней ротовой полости человека и посмотрел «Броненосец «Потемкин». Бэкон нашел свой вожделенный предмет: физиология крика, подсмотренная на ступенях Потемкинской лестницы, и флора гниющего рта из медицинской книги станут наваждением художника. По словам его биографа Майкла Пеппиа, «тот, кто сможет разгадать происхождение и значение этого вопля, подберет самый большой ключ к искусству Бэкона». Впрочем, нет ничего странного в том, что катализатором артистического самоопределения Бэкона стал именно кинокадр, а не скульптура или картина – художник, одержимый телесностью, прежде всего должен решить для себя проб­лему передачи движения. Бэкон, разумеется, эту проблему решил – его конвульсирующие сгустки плоти станут, наверное, самым эффектным образчиком запечатления движения в живописи. Недаром уже в более зрелом возрасте Бэкон увлекся коллекционированием фотографий и докинематографическими опытами Майбриджа – по словам художника, они служили ему моделями в той же степени, в какой натурщик является моделью для скульптора.

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969).

В конце 1930-х Бэкон познакомился с античной трагедией – в особенности его взволновали образы фурий-эвменид из эсхиловой «Орестеи». Кровожадная цитата из пьесы отца греческой трагедии – «Запах крови улыбается мне» – стала последней каплей, переполнившей бурлящий котел бэконовского воображения. Итогом стала картина, ставшая для Бэкона отчетом его канона (более ранние работы художник сжег, а те, что не смог, старался не допускать до арт-рынка), – триптих «Три наброска фигур у подножия распятия» (1944). Это ­именно тот Бэкон, которого мы знаем: троица фаллических мутантов с широко раскрытыми человеческими ртами на фоне томатно-оранжевых бэкграундов. Дебютировавшая на первой персональной выставке Бэкона в апреле 1945-го в атмосфере всеобщего ажиотажа по случаю окончания войны, картина стала сенсацией и тут же превратила Бэкона в самого горячего художника Англии. Что же касается связи кошмарного имажинариума с образами войны (которую астматик Бэкон пересидел в Хэмпшире), то сам художник, естественно, всячески ее отрицал – проблематика деформации плоти якобы волновала его куда больше. Отсюда, кстати, и его излюбленная форма триптиха – «образы всегда порождают во мне другие образы».

Читайте также:
25 интересных фактов о Валерии Брюсове

Бэкон сильно удивился успеху «Триптиха», но и обрадовался финансовым перспективам нового статуса. И именно тут начинается история Бэкона-бонвивана, развратника, пропойцы, чревоугодника и иконического старожила богемного Сохо. Продав на волне успеха «Триптиха» очередную картину, Бэкон сразу же умотал в Монте-Карло, где прожигал ­гонорар в течение двух лет, не нарисовав за это время ни одной картины. Страсть Бэкона к игре была всепоглощающей – еще во время войны его мастерская на Кромуэлл-плейс по ночам «подрабатывала» подпольным ­казино.

Вернувшись в Лондон, Бэкон вошел в долю нового питейного ­заведения The Colony Room, организованного энергичной еврейкой-лесбиянкой Мэрион Белчер.

Белчер «удочерила» Бэкона и платила ему 10 фунтов в неделю (плюс бесплатная выпивка) за привод клиентуры из своего круга. В «Колониальной комнате»­ Бэкон бывал ежевечерне все следующие 40 с лишним лет, и со временем этот шалман на Дин-стрит стал не меньшей достопримечательностью Сохо, чем Чайнатаун. Кто только не пил в «Колониальной» – Дилан ­Томас ­заблевал там ковер, принцесса Маргарет любила заскочить на стаканчик джина, а Кейт Мосс работала в баре официанткой.

Фрэнсис Бэкон, Париж, 1984 год.

Бэкон царил в The Colony Room на правах древнего божества – душа компании в неизменной двойке на белый свитер и кожаном плаще. Бэкон был вообще неравнодушен к кожаным вещам – но в отличие от фассбиндеровских косух предпочитал более сдержанные плащи и куртки, которые в лондонской артистической среде с тех пор называют не иначе как «бэконовскими». Обожал Бэкон и сочетание коричневых джинсов, рубашки и кожаной куртки, бывшее для него Сохо-версией «экзистенциального» look̓а париж­ского ­Левого ­берега. Ближе к старости мэтр переключился с затейливых триптихов на портреты друзей и собутыльников из The Colony Room, среди которых особое положение занимали любовники художника – и прежде всего его главный натурщик и самый трагический спутник Джордж Даер. Даер был странноватым скромнягой-воришкой из Ист-Энда, который как-то пытался забраться к художнику домой – да так и остался там на правах сожителя, собутыльника и музы. Портреты Даера и, разумеется, посвященный ему посмертный триптих – вершина «гуманистической» части наследия Бэкона, в том числе – по своему запредельному эмоциональному накалу. Даер был конченым алкоголиком, плохо вписывался в утонченную тусовку Бэкона и, кроме того, любил досадить патрону – разбрасывал марихуану по квартире, а потом звонил в полицию, несколько раз пытался демонстративно покончить с собой. В 1971-м Бэкон взял Даера в Париж на открытие своей ретроспективы – и уже вечером второго парижского дня художнику сообщили, что Даер умер в гостиничном номере от овердозы барбитуратов. Неудивительно, что после романа с Даером Бэкон нашел себе в том же Ист-Энде партнера попроще – тихого безграмотного юношу по имени Джон Эдвардс, с которым прожил в платоническом союзе последние 20 лет и которому завещал все состояние.

Фрэнсис Бэкон любил рисовать пьяный: «Когда я пью и рисую, то сам не понимаю, что делаю. И так чувствую себя гораздо свободнее». Маргарет Тэтчер называла его «человеком, рисующим эти ужасные картинки». В прошлом году Роман Абрамович купил его «Триптих 1976» за 55 миллионов фунтов. Он не верил в загробную жизнь. Он верил только в то, что можно потрогать своими руками, в то, что живет и движется. Он верил в то, что есть только то, что есть, а ничего другого нет и быть не может.

Материал был впервые опубликован в номере GQ за февраль 2010 года.

Фото: Getty Images

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Топ-25: интересные факты про короля ужасов Стивена Кинга

Сегодня почти все знают, кто такой Стивен Кинг (Stephen King). При упоминании его имени люди обычно представляют себе мрачного мужчину в очках, обожающего доводить своих читателей до истерики. Так ли это или нет – вопрос спорный, но его точно можно назвать чрезвычайно плодовитым автором, написавшим столько книг, что из них наверняка можно выстроить целую башню от пола до потолка вашей комнаты. В 80-х и 90-х годах голливудские продюсеры буквально набросились на книги Кинга, потому что они прекрасно подходили для экранизации, а киноиндустрия как раз нуждалась в свежих сюжетах. Благодаря этому о многих персонажах короля ужасов нам больше известно из фильмов, чем по книгам этого автора. В последние годы в кино появились новые триллеры и ужастики, вновь возродившие популярность работ Стивена Кинга. Взять хотя бы фильмы «Оно», «Темная башня», «Игра Джералда» и «Мистер Мерседес» (The Dark Tower, IT, Gerald’s Game, Mr. Mercedes). Но так ли хорошо вы знакомы с самим писателем этих легендарных сюжетов? Перед вами подборка из 25 любопытных фактов про повелителя страха и короля ужасов – Стивена Кинга.

25. Стивен и его жена Табита – совладельцы нескольких радиостанций

Фото: Slynnr.2013

Стивен Кинг – большой поклонник рок-н-ролла. Он и его жена Табита (Tabitha) владеют 3 радиостанциями в городке Бангор, штат Мэн (Bangor, Maine). Это станция рок-музыки WKIT-FM, станция альтернативной музыки WZLO-FM и радио WZON-AM, посвященное ток-шоу и новостным эфирам, и все эти радиостанции зарегистрированы под одним корпоративным названием «The Zone Corporation».

24. Кинг – преданный болельщик бейсбольной команды Boston Red Sox

Фото: Parkerjh / English Wikipedia

Стивен Кинг – большой фанат профессионального бейсбола и бостонской команды Boston Red Sox. Знаменитый писатель любит матчи с их участием настолько, что он даже принял участие в написании и публикации книги о любимой команде, повествующей об игровом сезоне 2004 года. Вторым автором стал Стюарт О’Нэн (Stewart O’Nan, известный американский писатель-романист), также болеющий за Boston Red Sox.

23. Первый черновик романа «Кэрри» Кинг выбросил в мусорное ведро

До того как Стивен Кинг стал всемирно известным автором, он практически боролся за выживание, был банкротом и едва добивался публикации своих историй в дешевых журнальчиках. Когда писатель работал над рукописью мистического романа «Кэрри» (Carrie), его первую версию он выбросил в ведро. К счастью для всех, его жена Табита вытащила черновик из мусора, прочитала эту рукопись и ободрила мужа закончить книгу. Впоследствии «Кэрри» стала первым опубликованным Кингом романом и настоящим хитом продаж!

22. Автор писал под 2 разными псевдонимами: Ричард Бахман и Джон Свитен

Фото: Wikipedia Commons.com

Чтобы публиковать в год как можно больше романов, Стивен Кинг начал использовать псевдонимы. Он выпустил целых 7 книг под именем Ричарда Бахмана (Richard Bachman) и написал одну короткую историю под псевдонимом Джона Свитена (John Swithen). В какой-то момент самые проницательные поклонники писателя начали догадываться о том, кто же именно был настоящим автором романов Бахмана, и Кинг перестал использовать это имя.

Читайте также:
16 интересных фактов о Высоцком

21. Кинг любит играть мелкие роли в экранизациях своих книг

Фото: IMDB.com

Многие из работ Стивена Кинга были адаптированы под киносценарии, и автор совсем не стыдится появляться в фильмах, снятых по его романам. Король ужаса снялся по меньшей мере в 14 ролях, принадлежащих персонажам из его книг.

20. «Темная башня» объединяет в себе практически все книги Кинга

Фото: CHRIS DRUMM / flickr

Поклонники творчества Стивена Кинга знают, что все его романы так или иначе связаны между собой. Некоторые герои одних книг попадают в другие романы автора, а цикл книг «Темная башня» – и вовсе настоящая сага, объединяющая в себе всю вымышленную Вселенную короля ужасов.

19. Кинг продал свыше 350 миллионов экземпляров своих книг

Фото: John Robinson / flickr

Кинга недаром прозвали «Королем ужасов» (The Master of Horror), ведь его произведения читают в запой по всему миру уже несколько поколений подряд. Доказательство тому – 350 миллионов проданных книг легендарного автора, и это только официальные данные.

18. Клоуна Пеннивайза собирался сыграть сам Элис Купер

Фото: Man Alive!

В этом году в кинотеатрах по всему миру состоялась премьера ужастика «Оно», снятого по мотивам книги Стивена Кинга. Однако эта история была экранизирована не впервые. Так, существует даже сериал «Оно», в котором зловещего и кровожадного клоуна Пеннивайза играет известный американский актер Тим Карри (Tim Curry). Однако изначально эта роль предназначалась не менее известному и даже, наверное, более эпатажному американцу – рок-певцу Элису Куперу (Alice Cooper).

17. Кинг написал 48 романов, 84 коротких историй и 16 новелл

Фото: Stephanie Lawton

Стивен Кинг – и вправду заядлый писатель. После первой публикации романа он напечатал еще 47 романов, 84 коротких историй и 16 новелл. Автор продолжает писать и по сей день, публикуя по меньшей мере по 1 книге в год.

16. В 80-х годах у Кинга были серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем

Фото: Pexels.com

В 1980-х годах, когда Стивен Кинг стал одним из самых читаемых писателей, он чуть было не погиб из-за своих нездоровых зависимостей. Автор принимал наркотики и пил, чтобы избавиться от психологических травм детства, но это чуть было не уничтожило его. Жена Кинга, Табита, его родственники и друзья вмешались в ситуацию. В доказательство серьезности проблемы они собрали пустые пивные банки, окурки, упаковки с транквилизаторами, остатки кокаина и марихуаны, принадлежавшие писателю, и вывали все это перед ним на ковер. Такая демонстрация помогла Кингу осознать свою болезнь и обратиться к специалистам, чтобы побороть пагубные пристрастия. В 90-е годы автор вошел трезвым человеком.

15. Кинг боится летать и…

Фото: Pexels.com

Оказывается, король ужасов и сам много чего боится. Например, он боится летать. А еще он боится творческого кризиса.

14. Кинг старается писать не меньше 2 тысяч слов в день

Фото: Pixabay.com

Чтобы написать столько книг, Стивен Кинг ввел для себя личное правило – писать каждый день тексты размером не меньше 2 000 слов. Благодаря такой дисциплине автор может написать целый роман всего за несколько месяцев в зависимости от объема и сложности книги, конечно же.

13. Кинг и Джон Мелленкамп написали мюзикл

Фото: Bkstone

Стивен Кинг пишет не только книги. Например, вместе с Джоном Мелленкампом (John Mellencamp) он написал мюзикл «Братья-призраки из округа Даркленд» (Ghost Brothers of Darkland County). К сожалению, их совместная работа не возымела большого успеха.

12. На писательство Кинга вдохновила повесть Говарда Лавкрафта «Затаившийся у порога»

Фото: Wikipedia Commons.com

Писать Стивен Кинг начал после прочтения книги «Затаившийся у порога» Г. Лавкрафта (Lurker in the Shadows, H.P. Lovecraft). Это многое объясняет, ведь вдохновившая Кинга повесть посвящена как раз мистическим событиям и буквально пропитана страшными загадками.

11. Кинг сотрудничал с самим Майклом Джексоном для создания короткометражного фильма «Призраки»

Фото: Casta03

Немногие знают, что король поп-музыки Майкл Джексон и король ужасов Стивен Кинг объединили свои усилия, и благодаря этому на свет появился известный видеоклип к хиту «Триллер» (Thriller). Ролик стал сокращенной версией их предыдущей совместной работы – короткометражного фильма «Призраки» (Ghosts), который оказался таким слабым, что был забыт и похоронен практически сразу же после своей премьеры.

10. Кинг терпеть не может экранизацию «Сияния», снятую Стэнли Кубриком

Фото: Andrew Kitzmiller / flickr

Адаптация Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick), снятая по книге Стивена Кинга «Сияние» (The Shining), считается одним из лучших фильмов ужасов всех времен. Это кино обожают и поклонники Кубрика, и фанаты Кинга. Но кто бы мог подумать, что фильм не нравится самому Кингу. Однажды писатель сказал: «Он (фильм) похож на большой и великолепный автомобиль без двигателя», и от этих его слов явно сквозит разочарованием.

9. Особняк Стивена Кинга похож на дом с привидениями

Фото: Julia Ess

Вам никогда не было интересно, как выглядит дом короля ужасов? Оказывается, Стивен Кинг живет в довольно жутком местечке. Его особняк отличается причудливой архитектурой, а ворота, ведущие к дому, словно сошли со страниц мрачного комикса про семейку Аддамс (Addam’s Family).

8. Писательство стало семейным делом Кингов

Фото: Gage Skidmore / Peoria, AZ, USA

Став автором мистических романов, Стивен Кинг практически основал семейный бизнес. Его жена Табита Кинг написала уже 10 книг, и оба их сына, Оуэн Кинг и Джо Хилл (Owen King, Joe Hill), также пишут романы и новеллы. Кстати, Оуэн Кинг женился на писательнице.

7. В детстве Кинг видел, как погиб его друг, но он ничего об этом не помнит

Фото: Thomas R Machnitzki

Когда Стивен был всего лишь мальчишкой, он пошел играть со своим другом, который жил неподалеку от железнодорожных путей. По словам матери, когда ребенок вернулся домой, он был белым, как призрак. Миссис Кинг выяснила, что ее сын стал свидетелем того, как его друга сбил поезд. Мальчик совсем ничего не помнил, и о трагедии ему рассказали несколько лет спустя. Говорят, что именно детская травма и могла стать причиной того, что Стивен Кинг начал писать книги ужасов и мистические романы.

6. Роман «Оно» – одна из любимых книг Кинга

Фото: Amazon

Стивен Кинг однажды сказал, что «История Лизи» (Lisey’s Story) – его любимый роман. Однако позже он признался, что книги «Оно» и «11/22/63» он любит практически так же сильно.

Читайте также:
18 интересных фактов о Рене Зеллвегер

5. Кинг стал соавтором книги комиксов «Люди Икс: Герои надежды»

Фото: Amazon

Если вы когда-нибудь задумывались над тем, как бы выглядел комикс про людей икс в исполнении самого Стивена Кинга, то номер «Люди Икс: Герои надежды» (Heroes for Hope: starring the X-men) – это ответ на все ваши вопросы. Этот благотворительный выпуск был посвящен проблеме голода в Эфиопии 1984-1985 годов, и в его создании приняли участие многие знаменитые авторы комиксов тех лет. Сегодня этот выпуск найти не так уж и просто.

4. Кинг подписывает свои книги только на встречах с читателями

Фото: Wikipedia Commons.com

Любой, кто столкнется с автором на улице или отправит ему экземпляр книги по почте, чтобы получить заветный автограф, непременно останется разочарованным. Все дело в том, что Стивен Кинг дает автографы и подписывает свои романы только на заранее запланированных встречах с читателями и во время презентаций своих книг.

3. В 1999 году Кинга сбил микроавтобус

Фото: Wikipedia Commons.com

19 июня 1999 года Стивен Кинг попал в страшную автомобильную аварию. Писатель шел по улице, когда его внезапно сбил микроавтобус марки Dodge Caravan 1985 года выпуска. Оказалось, что водителя отвлекла его собака, и он потерял контроль над машиной. В больнице врачи писателя констатировали травму правого легкого, множественные переломы правой ноги, повреждение головы, и Кинга продержали на аппарате искусственного дыхания почти 20 дней. Королю ужасов грозила ампутация, но хирургам удалось спасти его ногу после целой серии операций. Позже адвокат Кинга выкупил сбивший его клиента минивэн, чтобы машина не попала на онлайн-распродажу, и он отправил ее на свалку под пресс. Сам Кинг был очень расстроен, что не успел заполучить этот микроавтобус лично, чтобы отвести душу и разнести злополучный додж кувалдой.

2. Автор запретил продажу собственной книги под названием «Ярость»

Фото: Amazon

Этот роман Кинг написал еще в старших классах, но опубликовал он его несколько позже и под псевдонимом Ричарда Бахмана. Однако после того как в США произошло несколько терактов, напоминающих сюжет книги (перестрелки в школах и взятие заложников), автор затребовал изъятие «Ярости» (Rage, 1977) из печати и с полок магазинов. Говорят, что у одного из учеников, заявившихся в школу с оружием, и угрожавших всем расстрелом, при задержании в сумке нашли экземпляр злополучной «Ярости». Писатель был крайне расстроен тем, что в 1980-х и 1990-х годах его роман вдохновил юных читателей на реальные преступления и кровавые убийства, и он не желал, чтобы это повторилось.

1. Кинг страдает трискайдекафобией

Фото: Quinn Dombrowski / flickr

Кроме страха летать и боязни впасть в творческий кризис, Стивен Кинг также страдает от настоящей фобии под длинным и жутким названием «трискайдекафобия». Это сложное слово означает болезненную боязнь числа 13. Писатель боится этого числительного так сильно, что всеми возможными способами избегает его в своей жизни. Он даже признался, что никогда не прерывает работу над книгой, если это тринадцатая по счету страница, и продолжает писать, пока не доберется до «безопасного числа».

25 любопытных фактов о Стивене Кинге

Все знают имя Стивена Кинга. Обычно его представляют как действительно жуткого чувака, который одним своим видом может напугать до икоты. Кому-то действительно может так показаться, но этот писатель является символом нашего времени. Если взять все его произведения и сложить в одну стопку, то они вполне могут создать колонну от пола до потолка…

Впрочем, большинство людей видели фильмы по книгам Стивена Кинга, а не читали их. Почти каждая книга — готовый сценарий для сериала или фильма.

Очередной проект, «Мистер Мерседес» доказывает то, что кинопродукты по Кингу выходят так же часто, как новые произведения Мастера Ужасов. Но кто же он в реальности?

Перед вами 25 самых интересных фактов о Стивене Кинге, которые покажут его вам с другой стороны.

У Кинга и его жены есть своя радиостанция

Кинг на своей радиостанции

Кинг — большой фанат рок-н-ролла. У семейной четы Кингов есть три радиостанции в городке Бангор, штат Мэн: WKIT-FM, WZLO-FM и WZON-AM. На всех волнах Стивена играет качественная музыка, в гости приходят известные люди и часто обсуждаются действительно интересные мысли, далёкие от политики и пошлости (а это сейчас редкость).

Фанат «Ред Сокс»

Игра любимой команды Кинга

Стивен не пропускает ни одного матча бейсбольной команды Boston Red Sox.

Первая версия «Кэрри» попала в мусорку

Новая обложка первого романа Кинга

До известности, Стивен пытался публиковаться в журналах коротких рассказов, но у него не всегда получалось написать то, что будет интересно издателям. В то время он писал первую версию романа «Кэрри», но посчитал её слишком скучной и выкинул в мусорное ведро. Благодаря стараниям его жены Табиты, роман все же увидел свет и сделал Кинга знаменитым.

У него есть два творческих псевдонима

Обложка сборника рассказов под авторством Бахмана

Чтобы публиковать больше романов в год, Кинг стал пользоваться псевдонимами. В итоге семь романов были опубликованы под авторством Ричарда Бахмана и одна новелла, автором которой значится Джон Сенхен. После того как фанаты раскусили автора, он перестал использовать эти имена.

Любит камео

Кинг в образе фермера, нашедшего метеорит с внеземной жизнью

Большая часть произведений Кинга была экранизирована. И Кинг сыграл короткие камео в 14 лентах. Его переплюнуть может только Стен Ли, который играет в каждом марвеловском фильме.

«Тёмная башня» является связующим звеном для всех книг автора

Обложка первой редакции эпоса

Фанаты Кинга знают, что все книги автора связаны и в почти во всех есть отсылки друг к другу. Однако именно цикл «Тёмная башня» объединяет все произведения автора.

Кинг продал более 350 000 000 экземпляров своих книг

Кинг — действительно Король

Такие данные лишь подтверждают звание «Короля Ужасов». Возможно, новые подсчёты покажут, что даже эта цифра не дотягивает до того, сколько книг действительно продано (а самиздат и электронные версии не учитываются).

Элис Купер хотел сыграть Пеннивайза

Купер на выступлении

В оригинальном мини-сериале «Оно» злобного монстра-клоуна блестяще сыграл Тим Карри. Но изначально на его роль планировалось взять музыканта, но тот не смог найти время из-за плотного графика гастролей. Купер постоянно вспоминает об этом и жалеет, что ему не удалось воплотить в жизнь клоуна.

48 романов, 84 рассказа и 16 повестей

Читайте также:
25 интересных фактов о Стетхеме

Кинг на пресс-конференции

Правило Кинга — хотя бы одно произведение в год. И он ни разу не подвёл себя и своих фанатов. За свою творческую карьеру, Кинг написал 48 романов, 84 рассказа и 16 повестей.

В 80-х годах Кинг страдал алкогольной и наркотической зависимостями

Кинг победил вредные привычки

На пике своей славы 80-х годов, Кинг погрузился в пучину наркотиков и алкоголя. Так он пытался бороться с детскими травмами и застоявшимся личностным кризисом. Дошло до того, что его семья не желала иметь с ним ничего общего. Хорошая новость: вместе им удалось победить вредные привычки, чуть не убившие гения.

Он боится летать

Кинг боится многих вещей

Как это ни иронично, но у «Мастера Ужасов» куча фобий. Одна из них — страх полётов. Также он панически боится отсутствия возможности творить.

2000 слов в день — норма

Кинг — плодовитый писатель

Кинг старается писать не меньше 2 000 слов в день (около 5 листов текста). Таким образом он может написать роман за пару месяцев.

Он написал мюзикл

Кадр из мюзикла Кинга

В соавторстве с Джоном Мелленкампом, Кинг написал сценарий мюзикла «Братья-призраки округа Даркленд». Критики холодно встретили это произведение.

Кинг был вдохновлён Лавкрафтом

Как сказал сам Кинг, он задумался о карьере писателя после того, как прочитал рассказ Говарда Лавкрафта «Шепчущий в темноте». Это многое объясняет.

Делал с Майком Джексоном совместный проект

Майкл Джексон, 2005 год.

Не все знают, что Кинг и Джексон общались, и у них была идея вместе снять короткий фильм под названием «Призраки» (он должен был продолжить идею хита «Триллер»). Зрители уверяли: конечный результат был настолько плох, что творцы решили забыть о нём.

Он ненавидит «Сияние» Кубрика

Оригинальный постер знаменитого фильма

Фанаты обожают и экранизацию Стенли Кубрика, и оригинальную историю, написанную Стивеном Кингом. Однако сам автор называет арт-хаус от знаменитого режиссёра «роскошным авто из которого убрали двигатель». Кинг считает адаптацию безвкусной и просто глупой.

Дом выглядит зловеще

Поместье Кингов выглядит почти как дом семейки Аддамсов. В нём могут жить и призраки, и оборотни, и упыри. Соседи говорят, что лучшего дома во время Хэллоуина не найти.

Династия писателей

Кинг-младший на КомиКоне

Жена писателя, Табита Кинг, также издала несколько романов. Их дети, Джо Хилл и Оуэн Кинг также являются плодовитыми авторами. Оуэн женился на писательнице.

В детстве видел, как его друг погиб под поездом

Кинг стал писать из-за детской травмы

В детские годы семья Кинга жила возле железной дороги и он вместе с друзьями часто играл там. Однажды он увидел, как состав стал причиной гибели его друга. Это оставило след в памяти автора и, как считают многие фанаты, послужило причиной желания писать ужасы.

«Оно» — одно из любимых произведений короля ужасов

Новая обложка романа

В «Оно» Кинг вложил много своих детских воспоминаний и страхов, поэтому называл это произведение одним из самых значимых. Позже он стал говорить, что первое место с «Оно» делит роман «11/22/63».

Написал комикс

Обложка кинговского комикса о супергероях

Кинг написал целую сюжетную арку комиксов «Люди Икс». Она называлась «Герои надежды». Основная цель творчества — помощь голодающим детям Африки. Сейчас экземпляры этого комикса стоят баснословных денег.

Даёт автографы только на своих книгах

Подпись Стивена Кинга

Никто из тех, кто пишет Кингу письма с просьбой выслать автограф, не получает желаемого. Подпись автора можно получить только на автограф-сессии.

Его сбила машина

Фургон, от которого пострадал Кинг

В 1999 году Кинга сбил «Додж Караван» 1985 года выпуска. Дело было выиграно автором. Фургон выкупили у горе-водителя и Кинг пообещал, что собственноручно разобьёт этот автомобиль.

Запретил собственную книгу

Обложка отозванного романа

Кинг написал книгу «Ярость» ещё в школе, но опубликовал её лишь в зрелом возрасте под псевдонимом Ричард Бахман. После того как некоторые события в жизни автора стали повторять то, что произошло на страницах книги, Кинг попросил снять произведение с полок магазинов.

Трискадекафоб

Стивен боится всего, что связано с цифрой 13

Кинг боится числа 13. Он даже боится произносить его. Автор говорит, что никогда не остановится на 13-ой странице текста и продолжит писать (или читать), пока не остановится на следующей.

Недавно вышли «Тёмная башня» и реинкарнация «Оно». Будем надеяться, что Кинг будет радовать нас новыми произведениями и дальше, оставаясь плодовитым автором, дающим новые сценарии Голливуду.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Не так страшен король ужасов, как о нём говорят: 13 занимательных фактов о Стивене Кинге

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Дом, милый дом

Стивен Кинг родился в штате Мэн, и до сих пор живёт в городе Бангор. Стоит также отметить тот факт, что именно Мэн частенько выступал в качестве декорации для многих романов автора. Ко всему прочему, он считается одним из самых популярных и востребованных литераторов, чей гонорар составляет приличную сумму в размере четырёхсот миллионов долларов. А ещё у него есть не только роскошные автомобили и собственный самолёт, а и дом отдыха на берегу моря во Флориде. Кто знает, может быть именно там рождаются новые жутковатые шедевры, держащие в страхе и восторге армию фанатов и поклонников.

2. Трудное детство

Отец Кинга, Дональд Эдвин Кинг, тоже был писателем, хотя и не столь успешным, как его сын. «Мне так и не довелось увидеть и прочесть рассказов моего отца. Мама говорила, что у него была куча рукописей», – рассказывает Стивен. Как оказалось, его отец вышел якобы за пачкой сигарет, но на самом деле в тот злополучный день попросту сбежал, уйдя из семьи, когда маленькому Стивену было всего 2 года. В итоге, Кинг младший с того дня так и не видел больше своего отца. После этого он с матерью покинул родной штат, отправившись в Висконсин, но и на этом их «путешествие» не закончилось. Прожив какое-то время в Индиане и Коннектикуте, они вернулись в свой родной город, когда ему было одиннадцать лет, чтобы его мать Нелли могла заботиться о своих пожилых родителях. А после их смерти женщина устроилась воспитателем в местной резиденции для умственно отсталых. Воспитание матерью-одиночкой, денег которой едва хватило на элементарные вещи, подтолкнуло мальчишку пойти работать на полставки в службу по закачке газа. Помимо этого, он чистил бельё и работал учителем английского языка, так что Стивен многое повидал на своем веку. Быть может, личные переживания и относительно неспокойное детство сыграли немаловажную роль в основе творчества гениального писателя.

Читайте также:
12 интересных фактов о Софье Ковалевской

3. Шанс

Однажды, Дэвид – брат Стивена – исследовал семейный чердак, и, найдя ящики с вещами своего отца, позвал Стивена, где тот обнаружил коробку с романами ужасов. «Вещь из могилы» Лавкрафта была самой первой книгой, которую он взял оттуда. Собственно говоря, именно она и вызвала его интерес к тому, чтобы стать писателем ужасов. Так родилась вереница мыслей, идей и сюжетов. Кинг начал писать и представлять свои рассказы в возрасте шестнадцати лет. Но как бы молодой автор не старался, он постоянно получал отказы в письмах, вешая их на гвоздь в стене. В итоге, отказных писем скопилось так много, что гвоздь не выдержал и упал. Своё первое признание и гонорар в тридцать пять долларов он получил за увлекательный рассказ «Стеклянный пол», когда ему было девятнадцать, а после появился и первый опубликованный роман Кинга под названием «Кэрри». Он был обескуражен, когда писал эту историю, и даже зашёл так далеко, что выбросил всю рукопись в мусорное ведро. К счастью, его жена вытащила её и призвала Стивена продолжать писать.

4. Анонимность

А вы знали о том, что король ужасов обладал не только неординарными взглядами на жизнь, а и любил удивлять народ, действуя спонтанно и очень тихо, не привлекая к себе особого внимания? Нет? Тогда как вам такой ход? Кинг опубликовал семь романов под псевдонимом Ричард Бахман, названия которых знакомы практически каждому: «Ярость», «Дорожные работы», «Долгая прогулка», «Худеющий», «Бегущий человек» и, конечно же, «Регуляторы».

5. Творческая натура

Как оказалось, Кинг не только играл на гитаре в литературной группе Rock Bottom Remainders, а и любит слушать AC/DC и Ramones во время работы. Видимо, музыка и в самом деле вдохновляет автора на новые шедевры. Ведь он вместе со своей женой Табитой держит радиостанцию в штате Мэн под названием Zone Radio, где практически постоянно звучит рок. Так что Стивен и в самом деле полон приятных сюрпризов. Ко всему прочему, Кинг является большим поклонником Бостон Рэд Сокс. Он даже сыграл роль поклонника Red Sox в фильме Fever Pitch и написал историю «The Girl Who Loved Tom Gordon» о питчере данной команды. И совсем неудивительно, что в 1992 году он пожертвовал деньги своему городу Бангор, штат Мэн, чтобы муниципалитет мог построить бейсбольный стадион Мэнсфилда, который сегодня ласково называют «полем криков Стивена Кинга».

6. Высокая похвала

Однажды кинокритик Роджер Эберт написал, что мемуары Кинга о писательстве были самой проницательной книгой для начинающих писателей со времён «The Elements of Style». Так что Стивен запросто может похвастаться тем, что он поистине гениальный и признанный даже критиками автор.

7. Трагедия

1999 год оказался для Кинга плачевным в буквальном смысле этого слова. Ничего не подозревающий автор шёл по улице и, как бы прискорбно это не звучало, его сбил фургон. В результате аварии Стивен получил перелом рёбер, ноги, бедра, а также рваную рану головы и пробитое лёгкое. А спустя несколько месяцев после трагедии практически в каждой газете мелькали строчки о том, что автор якобы купил злополучное авто, дабы разбить его вдребезги. Но на самом деле всё обстоит немного иначе, и эту нечестивую машину купили адвокаты Кинга, чтобы она попала на eBay. В итоге, оно было раздавлено на свалке, сполна расплатившись за свои злодеяния.

8. Поклонник Гарри Поттера

В одном из своих интервью Rolling Stone Кинг заявил о том, что является поклонником «Гарри Поттера», не являясь при этом поклонником «Сумерек»: «Гарри Поттер – это противостояние страхам и поиск внутренний силы, дабы правильно предстать перед лицом невзгод. Сумерки – история о том, как важно иметь парня. »

9. Игра в покер и кокаиновая зависимость

Как оказалось, Кинг и автор «Игры престолов» Джордж Р. Р. Мартин играли в покер вместе во время научно-фантастических конвенций ещё в 1980-х годах. Но помимо увлекательных игр в карты, у Стивена была не менее яркая история кокаиновой зависимости, с которой довелось бороться его родным и близким, дабы вытащить автора из цепких объятий губительно-крышесносного порошка.

10. Рекордсмен Книги Гиннесса

Стоит также отметить тот факт, что Кинг является мировым рекордсменом Книги Гиннесса, чьи книги имеют множество экранизаций. А ещё он говорит, что, когда идёт смотреть фильмы, основанные на его книгах, он никогда не ждёт, что адаптация останется полностью верной его оригинальной истории: «Я знаю, что у них сто процентов есть идея, которая мне понравится, потому что эта идея пришла мне в голову, и я провёл год или полтора своей жизни, работая над ней» .

11. Фобии

Как оказалось, даже у короля ужасов есть свои фобии. Несмотря на то, что он пишет страшные истории, Кинг до ужаса (даже по сей день) боится летать. Поэтому, когда он был моложе, то часто ездил на своём мотоцикле из штата в штат во время своих книжных туров.

12. Династия

Сын Стивена, Джо Хиллстром Кинг, также является писателем ужасов, поэтому, чтобы не получить преференциального или предвзятого отношения, он взял псевдоним Джо Хилл. А в 2013 году его роман с оригинальным названием «Horns» был адаптирован в фильме с участием Дэниела Рэдклиффа. Второй сын Кинга, Оуэн Кинг, тоже писатель и, в отличие от своего брата, похоже, не возражает использовать фамилию своего отца. Стивен и Оуэн также вместе работали над книгой под названием «Спящие красавицы».

13. Книгоман и благодетель

Кинг имеет более семнадцати тысяч книг в своей личной библиотеке. Он прочитал их все, кроме нескольких самых новых. Помимо множества различных увлечений и особого пристрастия к книгам, Стивен предложил всем начинающим кинематографистам купить права на адаптацию любого из его рассказов всего за один доллар. И на его веб-сайте есть список доступных вариантов «Dollar Babies». После чего независимые кинематографисты, подхватив ошеломительную идею, создали «Dollar Baby Festival», чтобы продемонстрировать свои работы.

По материалам сайта list25.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: