Интересный факт из жизни Тициана

Тициан

Биография

Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

Тициан. Автопортрет (фрагмент)

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.

Тициан. Автопортрет

Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.

Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность. Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин. Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».

Дом, где родился Тициан Вечеллио

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин. Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

Тициан, “Флора”

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны. Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Читайте также:
20 интересных фактов о Чингисхане

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.

Тициан, “Аллегория благоразумия”

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам. С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета». Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи. К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

ТИЦИАН.ЖИЗНЬ.КАРТИНЫ.ПОРТРЕТЫ.

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Читайте также:
17 интересных фактов о Борисе Заходере

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная»(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. 1523, Лувр, Париж), Красавица (1536, Палаццо Питти, Флоренция), высоко оцененные за глубину характеристики портретируемых.

Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Читайте также:
18 интересных фактов об Андрее Белом

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo (“Се человек”). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

Читайте также:
16 интересных фактов о Чайковском

Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Причиной этого была во многом слава его портретов. Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. Сдержанного, но не навязчивого отображения на холсте характера было вполне достаточно для этого.

Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Но в отношении Тициана эта фраза повторялась настолько часто, что его, без сомнения, воспринимали в качестве первооткрывателя новых художественных путей. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды.

Тициан был активен как портретист на протяжении всего своего творчества. Даже в последний период, сосредоточившись на религиозных темах, он не забрасывал портретов совсем и находил в себе энергию писать их. Между 1567 и 1568 Тициан создал два свои величайших шедевра в портретном жанре: автопортрет и портрет Якопо Страда.

Тициан. Портрет дамы (Ла Скьявона). 1508-1510

Тициан: жизнь и творчество художника

Тициан Вечеллио — итальянский живописец эпохи Возрождения.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Тициана

«Здесь лежит великий Тициан Вечелли —
соперник Зевсов и Апеллесов»

Тициан, или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.

В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.

Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.

Основа деятельности Тициана — алтарные образы. Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.

Читайте также:
17 интересных фактов о Гайдаре

Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.

Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.

Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию .

Творчество художника

Ранний период

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен».

Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.

Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.

В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого — «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.

Расцвет

«Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д.

Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.

Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.

К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536—1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччио Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).

Поздний период

«Отличительное свойство поздних работ Тициан — их тончайший красочный хроматизм.

Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи.

Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами.

Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.»

К последним шедеврам относятся «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564—1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560—1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569—1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576), «Пьета» (середина 1570-х) .

Интересные факты из жизни Тициана

  • В честь Тициана названкратер на Меркурии.

Гуго фон Гофманстальнаписал пьесу «Смерть Тициана», где есть такие строки:

«Когда б не он, мы жили бы во мраке
И не познали б красоту земли.»

Тициан Вечеллио — величайший венецианский гений эпохи Ренессанса

Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio; родился 1488/1490 — умер 27 августа 1576 гг.) — великий итальянский художник XVI века, всемирно признанный гений и автор картин религиозного, мифологического и портретного жанров. Тициан Вечеллио — наиболее известный представитель Венецианской школы живописи за всю ее 400-летнюю историю. Мастер еще при жизни обрел огромную славу и оставил потомкам обширное художественное наследие.

Читайте также:
16 интересных фактов о Клоде Моне

Биография Тициана Вечеллио

Тициан Вечеллио появился на свет в конце XV столетия в семье государственного чиновника в городке Пьеве-ди-Кадоре недалеко от Венеции. К сожалению, точная дата рождения великого мастера неизвестна, но по мнению большинства исследователей жизни художника это произошло в 1488 или в 1490 году.

Тициан Вечеллио рано проявил интерес к искусству. В 1500 г. мальчик навсегда покинул родной городок и переехал в Венецию, чтобы начать обучение рисованию. В течение последующего десятилетия ему удалось поработать в мастерских выдающихся местных художников:

  • Себастьяно Дзуккато (Sebastiano Zuccato);
  • Джентилле Беллини (Gentile Bellini);
  • Джованни Беллини (Giovanni Bellini).

В годы обучения Тициан познакомился со многими молодыми художниками. Особенно близкие отношения его связали с Джорджоне (Giorgione) после совместного труда над росписью дворца Фондако-деи-Тедески. К сожалению, от этих образцов раннего творчества великого мастера до наших дней сохранились лишь небольшие фрагменты.

После преждевременной кончины Джорджоне от чумы в 1510 году Тициан дописал за друга несколько незаконченных картин. Постепенно молодой живописец начинает вырабатывать собственный художественный стиль и обретает известность.

Среди множества ранних работ особо выделяются следующие шедевры гения:

  • «Цыганская мадонна» (1512);
  • «Женщина перед зеркалом» (1515);
  • «Динарий кесаря» (1516);
  • «Флора» (1517).

В 1517 году после кончины Джованни Беллини к Тициану заслуженно переходит титул первого художника Венецианской республики. Картины живописца впечатляют публику удивительными контрастами и жизненными художественными образами. В 1525 году Тициан вступает в официальный брак с Чечилией Сольдано, но через 5 лет жена умирает во время родов, оставляя на руках художника четверых детей.

В 1530-х годах наступает расцвет творчества Тициана, который продлится около 25-30 лет. Именно в этот период из-под кисти мастера выходят самые известные портреты, эмоциональные картины на мифологическую и религиозную тематику. Среди них:

  • «Даная» (1546);
  • «Венера и Адонис» (1554);
  • «Похищение Европы» (1562).

Великий мастер продолжает творить до самой смерти. В произведениях позднего периода отчетливо присутствует трагическая глубина композиции. Это наиболее ярко заметно в картинах: «Коронование терновым венцом» и «Пьета» (обе — 1576).

Тициан умер в собственной мастерской 27 августа 1576 года. По самым скромным подсчетам великому гению на тот момент было уже 86 лет.

Самые известные картины Тициана Вечеллио

Многие картины Тициана достойны отдельного упоминания в нашей статье. Кроме перечисленных выше работ великий живописец создал и другие известные шедевры:

  • «Любовь небесная и любовь земная» (1514) — знаменитая аллегория раннего периода творчества великого мастера. На ней изображены пышно одетая светская женщина и богиня Венера. Произведение наполнено множеством иносказательных символов, а современное название появилось лишь спустя 200 лет после написания картины.
  • «Венера Урбинская» (1538) — гениальный образ женской красоты кисти знаменитого венецианца. Это произведение через 300 лет после создания вдохновило Эдуарда Мане (Édouard Manet) на написание знаменитой «Олимпии».
  • «Се человек» (1543) — монументальная картина на библейскую тематику. Художник сумел мастерски совместить в композиции элементы действительности своих современников с событиями ранней христианской эпохи.
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1565) — глубоко эмоциональное произведение религиозного жанра. Согласно одной из легенд, именно с этой картиной в руках великий живописец умер в своей мастерской.

Имя Тициана сегодня известно каждому ценителю живописи. Работы великого мастера потрясают и заставляют задуматься о вечных человеческих ценностях. А портал Very Important Lot предоставляет своим посетителям уникальную возможность принять участие в аукционах искусства. Посетители сайта также могут недорого купить картины напрямую у современных художников.

Интересные факты о Карле Великом

Европейский император Карл Великий не просто так заслужил столь звучное прозвище. В течение жизни он добился огромных успехов, и теперь его биография изучается в самых разных странах. Объединив под своей властью разрозненные земли, он способствовал укреплению их границ, что было совсем не лишних, учитывая, что в средневековой Европе войны велись постоянно.

Факты из биографии Карла Великого

  • Сам он происходил из династии Пипинидов, но стал настолько знаменит, что его династия стала называться Каролингами, в честь его самого.
  • Прозвище «Великий» император Карл заработал ещё при жизни.
  • Будучи королём франков и лангобардов, Карл Великий также носил титулы герцога Баварии и Императора Запада. Сам Папа Римский короновал его императорской короной.
  • Место рождения Карла Великого доподлинно неизвестно, и многие французские города заявляют, что родился он именно в них (интересные факты о Франции).
  • После смерти отца, знаменитого короля Пипина Короткого, король Карл разделил отцовское наследство с братом Карломаном. Впоследствии, после смерти брата, он присоединил его владения к своим.
  • Знаменитая поэма «Песнь о Роланде» повествует о сражении в Ронсевальском ущелье, в котором войска Карла Великого под предводительством маркграфа Роланда были наголову разбиты басками.
  • Карл Великий объединил Галлию, территорию современной Франции, и Италию в единое государство, захватив итальянские земли силой (интересные факты об Италии).
  • На протяжении большей части жизни Карл Великий вёл непрерывные войны, которым посвятил около 40 лет.
  • Император Карл Великий с большим почтением относился к Рождеству, и многие важные для себя события, вроде свадьбы, всегда старался к нему приурочить.
  • Покорив саксов, после восстания в Саксонии император приказал за один день обезглавить 4,5 тысячи человек, объявленных зачинщиками мятежа.
  • Несмотря на постоянные военные походы, Карл Великий активно способствовал просвещению и проводил прогрессивные реформы. При нём чтение впервые в Средневековье стало относительно доступным не только для монахов и знати, но и для всех остальных (интересные факты о Средних веках).
  • Судя по дошедшим до нас летописям, Карл Великий умел читать по-латыни, но при этом не умел писать. Впрочем, грамотой не могли похвастать многие правители того времени.
  • Некоторые историки рассматривают походы Карла Великого против саксов-язычников, как предпосылки к Крестовым походам, которые начались намного позднее.
  • На протяжении своей жизни Карл Великий с переменным успехом воевал с самыми разными народами, включая арабов и славян.
  • Именно он стал первым императором в Западной Европе.
  • Обширная империя Карла Великого многократно подвергалась разрушительным набегам викингов. Суровые северные воины приходили морем, грабили прибрежные поселения и исчезали, забрав добычу. Нападали они в основном с территории современной Дании (интересные факты о Дании).
  • Огромная империя, созданная в течение жизни Карлом Великим, распалась вскоре после его смерти, так как он завещал поделить её между тремя своими сыновьями.
  • Историками в биографии Карла Великого перечисляются шесть его официальных жён и трое любовниц.
  • Он в добровольно-принудительном порядке заставлял дворянских детей учиться наукам. Его собственных отпрысков это тоже касалось.
  • Исследование останков императора Карла показало, что его рост составлял 192 сантиметра.
  • Наполеон Бонапарт, французский император, очень высоко оценивал личность Карла Великого, и считал себя его преемником (интересные факты о Наполеоне). Он ставил его в один раз с Цезарем и Александром Македонским.
  • Саксы сопротивлялись войскам Карла Великого более 30 лет, но в конце концов всё же были покорены.
  • В Средневековье срок человеческой жизни был довольно короток. Тем не менее, императору Карлу Великому удалось прожить 71 год.
  • Один из его сыновей, Пипин Горбатый, пытался устроить государственный переворот против отца. Он не увенчался успехом, а сам Пипин был за эту попытку навсегда заточён в монастырь.
Читайте также:
15 интересных фактов о Колумбе

Карл Великий

Биография

В биографии Карла I Великого удивительным образом сочетаются завоевательные войны и образовательные реформы, жестокость по отношению к врагам и трепетная любовь к родным и близким. Не каждому правителю в мировой истории суждено было стать героем народного эпоса и получить почетное звание Великого.

Детство и юность

Будущий император родился вовсе не в монаршей семье, что было бы логично представить. Его отцом был придворный сановник майордом Пипин Короткий, наследник древнего рода Каролингов, которые также выступали майордомами при франкийском дворе. Мать Карла Бертрада, дочь влиятельного графа Ланского Калиберта, оказалась под стать амбициозному и властолюбивому супругу. Она активно участвовала в политике и была одержима идеей объединения с соседними державами.

Король Карл Великий

К тому времени власть правящей династии Меровингов настолько ослабла, что государственными делами распоряжался ближайший соратник короля майордом, а монарх ставил подпись и кивал головой на встречах с иноземными послами. В 751 году Пипин Короткий, заручившись поддержкой Папы Римского, окончательно лишил последнего из Меровингов трона и провозгласил себя первым каролингским правителем. Также на царство помазаны его сыновья Карл и Карломан. Лишенного власти монарха отправили в монастырь, а Папа в благодарность получил земли в центре Италии.

Великий завоеватель Карл Великий

Карл рос крепким, активным и любознательным мальчиком, проявлял недюжинные способности в учении и отличался спокойным покладистым характером. Эти качества сделали мальчика любимцем отца, уже с двенадцати лет Пипин брал его с собой в военные походы и приучал к совместному ведению государственных дел.

В 768 году Пипин неожиданно скончался от водянки и королевство, согласно завещанию, было поделено между сыновьями. Карлу достались северные и западные земли, а Карломану – центральная и юго-восточная часть. Сразу же после этого отношения между братьями испортились, да и недоброжелатели старались их поссорить. Дело шло к войне, и лишь старания матери не давали разгореться междоусобному конфликту.

Карл Великий на коне

Ситуация разрешилась сама собой: в 771 году Карломан внезапно умер. Карл отправил его вдову с детьми подальше в Италию и тут же присоединил земли брата к своим, провозгласив себя единовластным королем франков. Таким образом он стал самым могущественным правителем в Европе. Ему принадлежала большая часть современной территории Франции, Бельгия, почти вся Германия с входящей в нее Австрией и часть Нидерландов. Поэтому Карл тут же занялся укреплением своих владений, параллельно присоединяя к ним соседние территории.

Читайте также:
13 интересных фактов о Шишкине

Военные походы

Свое правление он начал с войны с саксами, которая, в общей сложности, продлилась 33 года. Саксы были язычниками и постоянно беспокоили франков своими жестокими коварными набегами. В 772 году Карл со своим войском захватил их крепость Эресбург и разрушил главную святыню – идола Ирминсула. После этого на время было заключено перемирие, а король двинулся в Италию, принадлежавшую тогда лангобардам и возглавляемую его тестем Дезидерием. Лангобарды постоянно покушались на папские земли и угрожали захватить Рим, поэтому папа попросил помощи у Карла.

Карл Великий на коне

У короля-завоевателя в этой войне был и свой интерес, поэтому, разведясь с дочерью Дезидерия и отправив ее к отцу, он вступил в войну. Путь его войска лежал через Альпы, и, поняв, что лангобарды укрепили перевал, Карл неожиданно зашел к ним с тыла. Это посеяло панику в войсках Дезидерия, и он был вынужден отступить к столице лангобардов Павии, рассчитывая укрепить город и отсидеться в осаде. Через полгода столица пала, а Дезидерий сдался на милость победителя. Он был пленен и пострижен в монахи, а Карл объявил себя королем захваченных земель и ввел в них франкийское правление. В Риме победителя встретили с величайшими почестями, а папа Адриан I организовал ему торжественный прием.

Карл Великий и папа Адриан I

В 776 году папа еще раз обратился к Карлу за военной помощью. Сын Дезидерия вступил в сговор с византийцами и намерился занять трон. Вскоре восстание было подавлено, а мятежники покараны.

После итальянской кампании Карл снова принялся за Саксонию. Пока король сражался в Италии, саксы отбили Эресбург. Поэтому Карл решил воздвигнуть на границе с Саксонией мощный оборонительный рубеж и построил крепость Карлсбург, которая была призвана защищать франкийские земли от набегов врага. Параллельно шло активное обращение местного населения в христианскую веру, иногда сопровождающееся ожесточенным сопротивлением.

Коронация Карла Великого

В 777 году к Карлу прибыл с просьбою о помощи губернатор Сарагосы. Король уже давно планировал расширить свои южные границы, и, воспользовавшись поводом, отправился в Пиренеи. Этот поход оказался не очень удачным. В Ронсельванском ущелье баски организовали его воинам засаду и устроили кровавое побоище. В этой битве погиб племянник Карла Роланд. Этот эпизод лег в основу легендарного эпоса «Песнь о Роланде». Тем не менее, Карл все равно сумел отвоевать себе участок территории у подножия Пиренейских гор, который назвал Испанская марка.

Карл Великий и Роланд

По возвращении Карла ждали неприятные вести: коварные саксы забыли все свои обещания и вновь развязали войну. Поэтому свой новый поход в Саксонию король подготовил с особой тщательностью. Ему на время удалось усмирить врагов и поставить во главе административных округов верных ему людей, но через время в Саксонии снова вспыхнул мятеж.

Читайте также:
17 интересных фактов о Денисе Давыдове

В это же время он крестил своего четырехлетнего сына Пипина и объявил его королем лангобардов.

В 788 году Карл присоединил к себе Баварию, заставив своего кузена Тассилона отказаться от герцогства, обвинив его в заговоре и поместив в монастырь.

Вернувшись в Саксонию, король принялся за подавление восстания, организованного лидером языческого сопротивления Видукиндом. Он посвятил этому три года, безжалостно уничтожая непокорных и их жилища. Вскоре мятежники запросили пощады и сдались. Видукинд сам явился к королю и, покаявшись, принял христианство. Это стало переломным моментом в долгой и кровопролитной Саксонской войне.

Покорение аваров Карлом Великим

Одним из выдающихся достижений Карла на военном поприще считается покорение аваров, или, как их еще называли, гуннов. Эта война стала второй по продолжительности и кровопролитию после саксонской и длилась четырнадцать лет. Племя аваров, несколько веков терроризировавшее жителей востока Европы, было уничтожено, а их земли присоединены к франкийскому государству, получив название Восточная марка. Все богатства, награбленные аварами за время их существования, достались победителям.

Карта Франкской империи

В 799 году была успешно завершена затяжная война в Саксонии. Карл с сыновьями окончательно разгромил саксов, заселив завоеванные территории франками, а захваченных в плен саксов разбросал по территории франкийского государства.

Создание империи

В 799 году в результате заговора был свергнут папа Римский Лев III. Он обратился за покровительством к Карлу и вскоре был возвращен в Рим. Местной знати ничего не оставалось, как смириться с таким положением дел. Во время рождественской мессы папа в благодарность провозгласил Карла императором. Несмотря на недовольство византийских властителей, им пришлось признать новый титул правителя франков. Чтобы сравняться с ними, Карл предпринимает попытку заключить брак с византийской императрицей Ириной, но в том же году она лишилась власти в результате дворцового переворота.

Коронация Карла Великого

Образование империи стало важнейшим событием для Западной Европы, объединившим монаршую власть и церковь, укрепив влияние франкийского государства.

Карл I, будучи человеком умным, религиозным и образованным, не мог не понимать огромной роли церкви в развитии государства. Поэтому он всячески жаловал преданных священнослужителей, щедро наделяя их денежными и земельными вознаграждениями. В ответ они старательно приобщали завоеванные народы к христианской вере, следя за тщательным соблюдением покорности и законопослушания.

Корона Карла Великого

Эпоху Карла Великого называют «каролингским Возрождением». Он собрал при дворе самых образованных людей того времени, способствовал открытию школ, причем не только для знати, но и для среднего сословия. При нем стали собирать древние летописи, которые переписывались и систематизировались в специальных скрипториях при монастырях. Создавались библиотеки, была проведена реформа письма и системы обучения. При нем осваивались заброшенные земли, были построены новые города, мосты и дороги.

Слово “король” образовалось от имени Карла Великого

Империя, созданная Карлом Великим, была после его смерти унаследована сыном Людовиком и распалась в 843 году. Причиной распада послужила недостаточно авторитарная власть его наследников, которые не обладали столь выдающимися качествами, присущими их великому предшественнику.

Личная жизнь

У Карла I Великого было шесть жен, три наложницы и восемнадцать детей. Его первой женой стала дочь короля лангобардов Дезидерия. Он отправил ее к отцу перед началом первого итальянского похода и вскоре женился на девушке знатного происхождения Гильдегарде, которая родила ему трех сыновей (Пипина, Карла и Людовика) и трех дочерей.

Своих сыновей король с детства обучал охоте, верховой езде и обращению с мечом, а также приветствовал их занятия грамматикой и точными науками. Дочерей он обожал настолько, что все время старался держать их при себе и ни одну не выдал замуж. Да и в сыновьях Карл души не чаял, поэтому безвременная кончина Пипина и Карла стала для него настоящей трагедией.

Смерть

К концу жизни Карл превратился в больного дряхлого старика. Чувствуя скорую смерть, он короновал Людовика Благочестивого и прилюдно объявил наследником.

Читайте также:
20 интересных фактов о Чингисхане

Папа римский Адриан I коронует Людовика

Вскоре после этого он простудился на охоте и умер на семьдесят втором году жизни, на сорок седьмом году правления. Тело его было торжественно упокоено в главном соборе города Ахена.

Карл Великий — интересные факты из жизни и биографии

Карл Великий (-814) — король франков и создатель обновлённой Римской империи. Член династии Каролингов, сын Пипина Короткого, родился в 742 или 747 году. После смерти отца в 768 году Карл был объявлен королём франков; он получил западную и северную часть государства, но ему пришлось делить власть со своим младшим братом Карломаном, с которым у него был конфликт.

Однако этот факт не повлиял на государственную политику Карла, предполагающую территориальную экспансию. В 769 году франкская армия отправилась на мятежную Аквитанию, которая позднее была присоединена к королевству.

Когда в 771 году 20-летний Карломан неожиданно умер, Карл захватил власть над всем государством франков.

Год спустя, он отправился в поход на саксов, начав затяжной конфликт, который длился до 1004 года. Во время войны саксы неоднократно давали клятву верности Карлу, каждый раз нарушая её и восставая против его правления. Они были сурово наказаны за предательство в 782 году, когда было убито около 4500 саксов (так называемая резня в Вердене).

В 773 году Карл начал победоносную войну против лангобардов. Однако он не аннексировал завоёванные территории; он взял в жены дочь короля Ломбардов Герпергу – это первый персональный союз в истории Европы.

В 778 году Пиренейский полуостров стал новой зоной франкской экспансии. Войска франков, сражавшиеся против армии эмира Кордовы Абд ар-Рахмана, достигли реки Эбро, но отсутствие дальнейшего прогресса в битве заставило Карла отдать приказ отступать.

Война в Испанию стала известной в Европе не только благодаря первому (и, как оказалось, последнему) военному поражению франкского правителя, а за счёт засады, которую баски устроил франкам. 15 августа 778 г. из укрытия они напали на отряд франков во время переправы через ущелье Ронцево в Пиренеях. Среди жертв, нападавших, был Роланд, маркграф Бретонской марки, который в средневековой литературе был описан как образец рыцарской доблести. Его действия были воспеты в «Песне о Роланде».

Неудачная испанская кампания не остановила последовательное завоевание франков. В последующие годы они победили баварцев, бретонцев, славян и аваров. Армия Карла снова отправилась на Пиренейский полуостров, где была создана так называемая Испанская марка.

Непрерывные войны, которые вёл король франков — в течение 46 лет своего правления — привели к тому, что площадь его империи превысила один миллион квадратных километров.

Под энергичным правлением Карла франкское государство приобрело все черты сверхдержавы. Карлу не хватало только императорского титула. Он получил его на Рождество в 800 году в Риме от рук папы Льва III.

Карл Великий скончался 28 января 814 года в Аахене в возрасте 72 лет. Император был похоронен в аахенской дворцовой часовне, которая в настоящее время является частью местного собора.

Оценка правления и вклад в историю

История дала правителю франков прозвище «Великий», не только из-за его роста (исследования скелета Карла в XIX веке показали, что он имел 1,92 см в высоту), а потому, что на страницах истории, он стал воскресителем идеи Римской империи.

Также люди запомнили его универсального образованного человеком. Он окружил себя великими учёными, среди которых были: Алкуин, Павел Диакон, Пётр из Пизы и Паулин из Аквилеи.

Самый известный из семьи Каролингов также имел большие заслуги в области развития образования, культуры и западноевропейского искусства — его правление считается пиковым периодом, так называемого Каролингского возрождения.

Он был ревностным христианином, который не только защищал веру с мечом в руке, но и переживал проблемы Церкви, участвуя, в частности, в богословских спорах.

В 1165 г. Антипапа Пасхалий III провозгласил Карла великим святым. Эта канонизация, однако, не была признана Церковью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: