Интересные факты о Владимире Короленко

Интересные факты о Владимире Короленко

Факт 1. За свою жизнь Владимир Короленко использовал более сорока различных псевдонимов, причём настоящим именем он почти никогда не подписывался. Однако, его авторство никогда не было секретом, поэтому он широко прославился ещё в период активной литературной деятельности. Причём во многом благодаря тому, что он был одним из немногих людей, не боявшихся открыто выражать свою точку зрения, даже если она шла вразрез с точкой зрения властей.

Факт 2. Будучи человеком революционных взглядов, писатель, однако, негативно воспринял Октябрьскую революцию. При этом в краткой биографии Короленко упоминается, что ещё в дореволюционную эпоху он не раз арестовывался по обвинению в революционной деятельности. Критиковать царскую власть он не стеснялся, за что Владимира Галактионовича в юности даже исключили из академии, а затем сослали в Кронштадт, под неусыпный надзор царской полиции. Всего Короленко провёл в ссылке много лет, его отправляли то туда, то сюда. А после того, как он отказался принести присягу новому императору Александру III, последний шанс на амнистию и прощение испарился.

Факт 3. Владимир Короленко был лично знаком со многими знаменитыми литераторами своего времени. Одно из первых своих произведений он отправил для рецензирования Салтыкову-Щедрину, который, однако, отверг его. А спустя каких-то два десятка лет Иван Бунин уже писал, что “в России можно жить спокойно, пока тут есть такие люди, как В. Г. Короленко”.

Факт 4. Лидеры большевистской революции ожидали от писателя, всю жизнь подвергавшегося гонениям, самой горячей поддержки. Однако, Короленко резко осудил насилие, захлестнувшее страну после революции и приведшее к разрухе. В одном из своих писем Ленин лично писал, что отношение Владимира Галактионовича к этому вопросу недопустимо.

Факт 5. А. П. Чехов говорил, что он “готов поклястья, что Владимир Короленко – очень хороший человек”. Аналогичного мнения придерживался и Максим Горький, бывший близким другом Владимира Галактионовича. Когда Горького по личному требованию императора исключили из Академии наук всего через несколько дней после зачисления туда, Короленко в знак протеста также отказался от своего звания почётного академика.

Факт 6. Всю жизнь Короленко защищал простых людей, пострадавших от действия властей, причём он не делал различий между царскими властями или большевиками. А во время Гражданской войны в России писатель делал всё, что мог, чтобы облегчить жизнь другим – создавал детские дома и приюты, устраивал сборы припасов для голодающих и давал временный кров тем, кому некуда было идти. А на вырученные от издания книги “Голодный год” средства Владимир Галактионович даже открыл столовую, в которой кормили только голодающих, но делали это бесплатно.

Факт 7. В краткой биографии В. Г. Короленко упоминается, что родился он на территории современной Украины, но у него были и польские корни. Это правда – писатель был родом из Житомира, а его мать была полькой, при этом всю жизнь он провёл в Российской империи. Поэтому “своим” Владимира Галактионовича считают сразу в трёх странах.

Факт 8. Всё творчество Короленко основано на его собственном опыте, его размышлениях и оценке процессов, происходящих в обществе. Венцом его таланта должен был стать масштабный автобиографический труд “История моего современника”, но он так и не был завершён. Владимир Галактионович успел написать только три тома, и, когда он работал над четвёртым, болезнь свела его в могилу.

Факт 9. Мало кто знает, что он умел не только проникновенно писать, но и великолепно рисовать. Правда, свой художественный талант Владимир Короленко не развивал, ограничиваясь рисунками карандашом. Сам он называл их набросками, но современники утверждали, что они заслуживали более громкого эпитета, и, если бы литератор учился живописи, он мог бы стать знаменитым художником.

Факт 10. Авторитет Владимира Короленко был огромен, и в конце XIX века его имя было знакомо всем жителям Российской империи, кто умел читать. Однажды его даже обвинили в подстрекательству к убийству – Короленко опубликовал информацию, разоблачающую статского советника Филонова, имевшего дурную привычку истязать крестьян. Вскоре после этой публикации советник был убит неизвестными.

Читайте также:
18 интересных фактов о Керенском

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) – биография, жизнь и творчество писателя

Биография Короленко заслуживает признания и уважения. Уроженец Украины попробовал себя во многих направлениях общественной жизни, публицистики и литературы. Был уважаем современниками за свою активную правозащитную деятельность и книги на революционную тематику.

Во времена правления Императора Всероссийского Николая II Короленко часто подвергался репрессиям по причине критики политики государства. Школьникам фамилия Короленко известна по книге «В дурном обществе» и рассказу «Дети подземелья», которые он написал в ссылке в Сибири.

Родители и детство будущего писателя

Полное имя писателя и публициста – Короленко Владимир Галактионович. Родился в июле 1853 г. на Украине в Житомире.

Отца Владимира звали Галактион Афанасьевич, он служил уездным судьей в родном городе, имел чин коллежского асессора. Галактион Короленко был человеком скупым на эмоции, серьезным, справедливым, человеком чести. Он сильно повлиял на становление мировоззрения и кругозор сына.

Мать Эвелина Иосифовна по происхождению была полькой и в детстве научила сына родному языку.

В семье кроме Владимира было еще трое детей: брат по имени Илларион и две сестры – Маша и Эвелина, названная в честь матери. Еще одна младшая сестра Александра, умерла совсем малюткой.

Семья имела родственные связи с семьёй известного академика Владимира Ивановича Вернадского: бабушка Вернадского была сестрой дедушки Короленко.

Образование и воспитание

Первое образование Владимир Короленко получил в польском Рыхлинском пансионе. После учился в гимназии родного города, которую не смог окончить по причине перевода отца в город Ровно. Поэтому родители устроили сына в Ровенское реальное училище, во время обучения в котором умер отец Владимира.

Настали тяжелые времена в семье, однако юноше удалось поступить в Технологический институт в Петербург, но из-за голодного и тяжелого положения пришлось бросить учебу. Владимир решает поступать на учебу, где он смог бы получать стипендии и выбирает Московскую Земледельческую Академию.

Через три года обучения был исключен и отправлен в ссылку в Удмуртию за участие в студенческих протестах и распространение листовок к призыву к революции.

Первый рассказ В. Г. Короленко

Начался творческий путь писателя в 1886 г., когда в печать вышла первая работа «Очерки и рассказы». Это был сборник повестей и рассказов о сибирском опыте.

Почти сразу же Короленко выпускает «Павловские очерки». В нем он описывает тяжелые трудовые будни кустарей металлистов, которые ему пришлось наблюдать во время посещения села Павлова в Нижегородской губернии.

Задолго до этих работ, ещё в 1879 г., писатель выпустил рассказ «Эпизоды из жизни „искателя”», однако он остался незамеченным в широких читательских кругах.

Отношение к революции и советской власти

Современники и нынешнее поколение считают интересным сам факт того, как относился Владимир Короленко к революции и утверждению в стране Советской власти. Ведь писатель был ярым противником, боровшимся и критикующим царскую власть.

Короленко еще в юношеские годы агитировал за свержение монархии, за что подвергался репрессиям со стороны власти. Однако после революции 1917-го года и прихода к власти большевиков, осуждал их за зверские методы, которые те применяли к «неугодному» населению.

Писатель, всегда отстаивавший гуманные ценности, права и свободы каждого человека страны, не смог принять новый «варварский» режим. О чем говорил открыто в «Письмах к Луначарскому» и «письмах из Полтавы» в 1920 – 1921 гг. Сам Луначарский, еще в 1917 г. на вопрос о том, кто смог бы стать самым лучшим президентом новой России, отвечал: Короленко.

Жизненная позиция Владимира Галактионовича неотъемлемо связана с отношением к событиям 1917-го года и последующих лет, происходивших в советской России. Писатель ждал перемен, но не был солидарен с политикой Советов. Осуждал методы, которыми осуществлялась власть: репрессии против родного народа и произвол, который большевики себе позволяли.

Основные темы творчества Короленко

В своем творчестве Владимир Галактионович всегда отражал проблемы обездоленных, несправедливо арестованных.

Главные темы творчества писателя:

принцип гуманизма в обществе;

Читайте также:
Из жизни Александра Македонского - Интересный факт

отстаивание прав и свобод граждан страны;

борьба с несправедливостью и угнетением;

стремление каждого индивида к лучшей жизни;

громко воспевает духовную стойкость личности.

Главный герой его произведений — это собирательный портрет из качеств обычного человека, преподнесение его как индивида и личности.

Некоторые из тем его произведений:

В сборнике рассказов 1891 г. «В голодный год» разбирал и доносил до читателя проблему голода среди населения страны.

В знаменитом «Мултанском деле» обвинял власть в ущемлении прав людей, несправедливых арестах.

В «Сорочинской трагедии», написанной в 1906 г., привлек внимание к жестоким подавлениям восстаний народа, боровшегося за свои законные права.

Личная жизнь писателя

Владимир Короленко был женат единожды и на всю жизнь. Жену звали Евдокией, и она имела похожие политические взгляды, что и муж.

До замужества, супруги были долго знакомы и находились в приятельских отношениях. Сестры и брат Евдокии Короленко, в девичестве Ивановской, так же, как и она, были революционерами-народниками.

Преданная жена подарила писателю двух дочерей: Наталью и Софью. У супругов было еще двое детей, которые умерли в младенчестве.

Имел много влиятельных и уважаемых знакомых и друзей. Среди них были: нарком просвещения Луначарский, писатели Чехов, Бунин, Горький.

Последние годы жизни и смерть

Под конец жизни писатель осел на родине, в Полтаве. Там находилась семейная дача, где часто собиралась вся семья. Вел спокойную размеренную жизнь среди своих родных.

В это время Короленко занимался написанием автобиографии под названием «История моего современника».

В 1921 г. в возрасте 68 лет Владимир Галактионович умер от пневмонии, так и не завершив автобиографическое сочинение.

Афоризмы и цитаты В. Г. Короленко

За годы жизни было сказано множество мыслей, которые быстро схватывались и становились афоризмами.

Если нужно составить краткий конспект о жизни и творчестве русского писателя и журналиста, то включите туда самые известные из них:

«В юности все мы пессимисты, так как хотим многого, но достигаем малого».

«Власть, в основе которой ложная идея, обречена на погибель от собственного произвола».

«Душа каждого человека – целый мир».

«У каждой профессии есть свои выдающиеся личности».

«Народ – это толпа, неразвитая политически, мнение толпы по-детски неустойчиво».

«Сила революции в возвышенных стремлениях человечности, разума и свободы, а не в разнуздании животных инстинктов, вражды, произвола, насилия».

«Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества».

«Человек создан для счастья, как птица для полета».

Владимир Короленко

Биография

Писатель Владимир Короленко жил в годы Октябрьской революции, установления большевистской власти и затяжной Гражданской войны. Сведения, содержавшиеся в художественных и публицистических произведениях, с точки зрения ученых-историков, были невероятно ценными.

Детство и юность

Владимир Галактионович Короленко родился в городе Житомире, его предки происходили из миргородских казаков. По легенде, дед мальчика принадлежал к знатному сословию представителей специфических этносоциальных кругов.

Семья будущего писателя, жившая на территории Украины, состояла из просвещенных людей. Троюродным братом Короленко был Владимир Иванович Вернадский — ученый-естествоиспытатель, автор философских статей.

Отец, гражданин Российской империи, являлся коллежским асессором и занимал видное положение в Житомирском уездном суде. Замкнутый и суровый мужчина с гипертрофированным чувством ответственности знал, как держать окружающих в страхе и железной узде.

Таким Галактион Афанасьевич запечатлен в рассказе «В дурном обществе», считавшемся первой автобиографией и экскурсом в беззаботную жизнь. Произведение, содержавшее воспоминание о детстве, опубликовали в популярном печатном еженедельнике «Русская мысль».

Мать Володи Эвелина Иосифовна, бывшая полькой по национальности, занималась общественной деятельностью и воспитанием детей. Женщина пережила трагедию в мае 1867 года, когда из-за болезни скончалась младшая из трех дочерей.

В этот период Короленко учился в частном пансионе, потом его отдали в гимназию, предварительно одобренную отцом. Затем родители переехали в культурный город Ровно, в местном образовательном учреждении писателю выдали диплом.

В его дальнейшей биографии был период учебы в технологическом институте, но жизнь в продвинутом Петербурге оказалась весьма дорогой. Перебравшись в Московскую высшую академию земледелия, Владимир завоевал репутацию любознательного ученика.

Читайте также:
16 интересных фактов о Клоде Моне

В конце 1870-х писатель примкнул к революционерам, его отстранили от занятий и сослали в портовый Кронштадт. Адаптация на территории охраняемого поселения потребовала от Короленко колоссальных сил.

Личная жизнь

Подробности личной жизни писателя интересовали русских биографов. Известно, что он обзавелся супругой из несогласных с властью кругов. Евдокия Семеновна Ивановская, бывшая известной народницей, являлась верной подругой и критиком дебютных трудов.

Единственная жена Короленко в зрелом возрасте стала матерью, к сожалению, пара похоронила двоих малолетних детей. Старшая из выживших дочерей поступила в учебное заведение Санкт-Петербурга, по ее инициативе в Украине был создан родительский музей.

При жизни писателя Софья Владимировна ведала перепиской с издательствами, а потом выступала как редактор посмертно опубликованных книг. С ее участием знаменитые письма Короленко к Анатолию Луначарскому иностранные литераторы перевели на французский язык.

В начале 1920-х дочь Короленко возглавила специальную комиссию по собранию и публикации всех произведений отца. Вместе с сестрой Натальей Ляхович наследница литературного состояния нашла средства и сумела довести дело до конца.

Творчество

В Петербурге Короленко начал писательскую карьеру, «Эпизоды из жизни “искателя”» были профессиональной пробой пера. Рассказ, попавший в редакцию журнала «Отечественные записки», не вдохновил Михаила Салтыкова-Щедрина.

В конце 1870-х Владимир попал в неприятности, и его отправили на Север из Вышневолоцкой тюрьмы. После отказа от присяги императору Александру III начинающий литератор оказался на краю великой страны.

Спустя время уроженцу Житомира открыли дорогу в Нижний Новгород, там по-настоящему раскрылся яркий литературный талант. Поклонники «Очерков и рассказов», вышедших отдельным изданием, полюбили новеллы «Сон Макара», «Ат-Даван» и «Слепой музыкант».

В середине 1880-х Владимир Галактионович довольствовался сюжетами из жизни знакомых и близких людей. Он виртуально погружался в психологические проблемы, а также мир неподдельных эмоций и испепеляющих страстей.

В повести «Дети подземелья», вошедшей в избранную библиографию, автор наиболее ярким образом проиллюстрировал этот подход. Противопоставляя членов из разных социальных сословий, он увидел, что и те, и другие тянут бремя невзгод.

Владимир Короленко. Портрет работы И. Е. Репина

Спустя десятилетие писатель окончательно вышел из-под надзора, отправившись в путешествие по России, он посетил Крым и Кавказ. После визита на территорию Соединенных Штатов Америки мужчина выпустил переведенный на английский язык рассказ.

В 1900-х писатель увлекся общественно-политической публицистикой, это не помешало стать членом Петербургской академии наук. Короленко защищал угнетенных малороссийских крестьян и евреев, уделял внимание несправедливостям, разворачивавшимся вокруг.

После Октябрьской революции Короленко, бывший гуманистом, осудил политическое устройство и идеологию большевиков. Принципиальную позицию он выразил в «Письмах к Луначарскому» и других документальных работах 1920-х годов.

Владимир Ленин отреагировал на эссе и ранние очерки, раскритиковав литератора за давление на людей. Согласно архивным документам, представленным в фотоальбомах, власти занялись травлей создателя рассказов, очерков и повестей.

Короленко вынудили обратиться к помощи зарубежных редакторов, в Париже и городах Америки началась публикация ряда книг. Копии скандальных посланий народному комиссару просвещения противники русской революции перевели на французский язык.

Смерть

В начале 1920-х писалась «История моего современника», запланированная как издание из нескольких полноценных томов. Короленко намеревался передать жизненный опыт и суммировать результаты публицистических трудов.

Произведение осталось незавершенным по причине неожиданной смерти — воспаление легких спровоцировало летальный исход. Могила писателя располагалась в старинном некрополе Полтавы, это мемориальное место любил посещать культурный народ.

Памятник Владимиру Галактионовичу Короленко. Практически в самом центре Глазова располагается памятник великому.

В августе 1936 года захоронение Короленко перенесли на территорию сада, где позже открыли дом-музей. В экспозиции, собранной по крупицам историками и литературоведами, есть изданные при жизни произведения и сотни памятных вещей.

Короленко Владимир Галактионович – интересные факты из жизни

Этого человека современники не просто уважали, его нарекли «живой совестью русского народа». Если говорить сегодняшним языком, Короленко Владимир Галактионович – истинный правозащитник.

Родился он в Житомире в семье уездного судьи 27 июля 1853 года, который имел славу чудака по причине своей патологической честности. Сын унаследовал это качество от своего отца честность и долги.

Еще учащимся гимназии он хотел пойти по стопам отца и выбрать юриспруденцию делом своей жизни, мечтал стать адвокатом. Но учиться поступил в Петербургский технологический институт, а в 1874 году, через три года перевелся в Москву. А здесь его захватили народнические идеи. Он стал активным участником студенческого движения, и за это был исключен отправлен в свою первую ссылку в Кронштадт. Так и не пришлось ему закончить университет, потому что арестовывали и ссылали его еще не раз. Он не просто не присягнул на верность императору Александру III, взошедшему на престол, он письменно заявил об отказе, за что в очередной раз отправился в ссылку, теперь уже в Сибирь.

Читайте также:
Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине

Он, случалось, жил в нужде, под надзором полиции. Но мужества и совести он не терял никогда. В сибирских тюрьмах и позже, на поселении в одном из отдаленных районах Якутской области он без устали занимался изучением быта местного населения, записывал фольклор, стал сам сочинять. Его рассказы, сразу ставшие известными, «Чудная», «Сон Макара», «Лес шумит» и его повесть «В дурном обществе», появились именно здесь

О «Детях подземелья»

Рассказ с таким названием знаком каждому, кто получал образование в советской школе. Именно с ним ассоциируется имя писателя Короленко и его как рассказ этого писателя изучали учащиеся средней общеобразовательной школы.

Но Владимир Галактионович такого произведения не писал, и его не сможет найти никто в его самых полных собраниях сочинений. На деле это повесть «В дурном обществе» в очень усеченном варианте. Сам писатель был категорически не согласен с подобным обращением с его творением, он был убежден, что дети не должны судить о его творчестве по такому обрывочному рассказу.

Защитник

По словам самого писателя, публицистика вполне способна повлиять на жизнь, защитить права и человеческое достоинство.

Наиболее известные дела, в которых участвовал Короленко

Мултанский процесс (1895-96). Семь жителей из Старого Мултана были осуждены на 10 лет каторжных работ за убийство нищего, труп которого был обнаружен обезображенным в окрестностях села.

Короленко в качестве корреспондента присутствовал в Елабуге при повторном разбирательстве дела. Само дело и нарушения при его производстве потрясли его настолько, что, проведя свое расследование, он доказал, невиновность вотяков (местных жителей). Статьи о его расследовании, которые опубликовали столичные газеты, его речи в суде позволили оправдать всех семерых.

Дело Бейлиса. Этот процесс, в котором еврей Бейлис обвинялся в убийстве мальчика-христианина, в течение 2-х лет будоражил империю. Незаслуженно обвинив человека, можно было вызвать еврейские погромы в очередной раз, которые уже были знакомы жителям не понаслышке.

Короленко к тому времени уже был тяжело больным, но участвовал в судебном разбирательстве лично. Еврей был оправдан, а бричку писателя толпа до самой гостиницы донесла в порыве ликования на руках (лошадей выпрягли).

Короленко в Америке

В 1893 году, когда Короленко был корреспондентом «Нижегородского листа», он побывал на Всемирной Выставке в Чикаго. «New York Times» не замедлила представить своим читателям писателя из России, за плечами которого годы сибирской ссылки, чей «Слепой музыкант» был к тому времени переведен на множество европейских языков. А когда корреспондент поинтересовался, чем он занимался в Сибири, писатель рассказал, как он шил обувь, работал в поле: сам пахал, сам сеял, сам жал пшеницу, а потом ел хлеб, испеченный из нее.

Когда ему задали вопрос о том, преследуют ли в России евреев, заявил, что категорически против таких гонений. Газеты Нью-Йорка с удовольствием печатали интервью с писателем, критикующие самодержавие в России. Сам Короленко предполагал, что ничего хорошего на родине ему это не сулит. И не зря. Ему пришлось перенести по возвращении унизительный обыск и давать подробные объяснения в Петербургском департаменте полиции.

Короленко и революция

Русская интеллигенция с размахом отметила 60-летний юбилей Короленко. А пресса назвала его «солнцем русской литературы». Потом был революционный 1917-ый, кровавые 1918-1920-е.

Террора писатель не признал никакого, ни красного, ни белого. Беспощадная классовая борьба в его представлении – это излишняя жестокость. Свое мнение по этому поводу он без обиняков излагал в прессе. Вождь мирового пролетариата был не слишком доволен писательской непримиримостью.

Читайте также:
25 интересных фактов о Екатерине 2

Здоровье писателя в этот период резко ухудшилось. Но он продолжал много работать. Многие обязаны ему своим спасением от расправы. Он считал, что создавать колонии беспризорникам, детям, оставшимся сиротами это его обязанность, так же, как и организовывать для них сбор средств и продовольствия. Ему случалось даже отстоять собранные с таким трудом средства с оружием, когда вооруженные бандиты ворвались в дом, когда там временно находились на сохранении 2 млн. рублей.

«Делай, что должно и пусть будет, что будет» – это выражение стало девизом, которому Владимир Галактионович следовал неуклонно, его нисколько не беспокоили грозящие ему последствия.

В декабре 1921 года его не стало. И впору согласиться с утверждением критика А. Горнфельда, который работал с Короленко долгие годы, что он сам, его жизнь и существо – это лучшее произведение писателя. И вряд ли кто станет оспаривать это мнение.

Интересные факты о Модесте Петровиче Мусоргском

Кто такой Борис Годунов знает, пожалуй, каждый. На его судьбе основываются одно из самобытных произведений, знакомое многим с театральных подмостков. Автором оперы «Борис Годунов» является Модест Петрович Мусоргский, человек с искрой музыканта. Но что, же нам еще известно о композиторе?

Загадочная фамилия

Как правильно пишется Мусорский или Мусоргский? Сам композитор использовал первый вариант в официальных письмах, а второй при переписке с друзьями. Метрическая книга гласит, что Модест записан Мусирским без буквы «г». Откуда же она тогда взялась? Композитор с детства любил историю, это заметно по его произведениям. Такой человек естественно проявлял интерес и к своей родословной. События прошлых лет рассказывают, что Мусоргские пошли от князей из Смоленска, в родстве которых были Рюриковичи. Когда умер отец княжича Александра, его воспитанием занялись в монастыре, оттуда появилось прозвище «Монастырь». Княжеский титул он потерял, но при этом остался дворянином. Также не секрет, что на Руси языческие имена существовали с христианскими и прозвищами. Последние иногда были столь прилипчивыми, что в итоге закреплялись как фамилии, так случилось и с внуком Александра ̶ Романом Монастыревым. Его же называли «Мусорга», что с греческого обозначается как «певец и музыкант». Роман Васильевич имел 5 детей, за последним Иваном закрепилось отцовское прозвище, а впоследствии образовалась новая ветвь Мусоргских. Как предполагают историки буква «г» потерялась в результате записи фамилии на слух. Модест Петрович же решил восстановить исконное написание, ведь для него было важно то, что она основывается на музыкальном значении.

Остается неясным одно, на какой слог ставить ударение? Бытует мнение, что композитору не нравилось ассоциация со словом «мусор» и он произносил МусОргский. Также говорили и родственники музыканта, ведь на польский манер это звучало более благородно. Еще одна версия состоит в том, что с возращением пропавшей буквы необходимо и ударение ставить на второй слог. Ведь произнося МУсоргский, так и хочется вновь потерять «г». Но доподлинно это не известно, метрические книги такое не указывали, а аудиозаписей в то время не было.

Бабушка крепостная крестьянка

Дедушка композитора – дворянин Алексей Григорьевич привез из соседней деревни дворовых Ирину и ее брата. Девушка была моложе своего хозяина на 18 лет и имела веселый характер. Спустя время у Ирины Егоровой родился сын – Петр и она стала вдовой. Раньше так называли не только женщин потерявших мужей, но и тех, у кого дети появились вне брака. Такой ребенок отчество не получал, а назывался «Богданов», что значит данный Богом. После этого крестьянку выдали замуж, в этом союзе появился второй ребенок Авраам. Спустя два года муж Ирины – Лев умирает. В это время скончался старший брат Алексея Григорьевича, проживавший в Полутине, и младший наследник становится единоличным хозяином всех владений. Тогда дворянин переезжает в новое поместье и перевозит туда Ирину с детьми. Позже у барина с крестьянкой рождаются две дочери. Жила Егорова в поместье на правах хозяйки, ее дети все кроме Авраама, получили образование достойное дворян.

Читайте также:
19 интересных фактов о Васнецове

Время шло, а Алексей Григорьевич так и не смог обзавестись благородной семьей. Тогда в возрасте 60 лет он обвенчался с Ириной, его дети получили фамилию и дворянство. А сын от крестьянина Авраам так и остался крепостным. После смерти супруга, Ирина управляла поместьем, пока эти хлопоты не перешли на плечи Петра. Она же вместе со своей дочерью Надеждой и вторым сыном выкупила соседнее село и поселилась там. Дальнейшая ее судьба особо не известна, упоминается лишь, что Ирина является крестной Модеста и в свое время часто навещала внука.

Союз «Могучая кучка»

Модест Петрович состоял в сообществе «Могучая кучка» или как их еще называли по фамилии основателя – Балакиревский кружок. Впервые их так нарек известный музыкальный критик Владимир Стасов. В своей статье он употребил такое выражение, а народ подхватил это высказывание. Союз кучкунистов состоял из 5 человек. За основу своих произведений балакиревцы брали народные песни и сказания, изучали церковные произведения. Также познавали фольклор и эпос, который находил отражение в их композициях. Балакиревцы открыли бесплатную музыкальную школу, в которой обучаться мог человек любого сословия. Что самое примечательное это учебное заведение просуществовало дольше, чем могучая кучка, которая распалась в 70-х годах.

Любовь к народу или неумение вести дела

Мусоргский благодаря своей бабушке трепетно относился к простому народу. А тот нередко использовал эту слабость ради своей выгоды. Так поместье Караево и приписанные ему земли принадлежали Модесту. Но композитор не хотел и не умел вести хозяйства. Поэтому предпочел, чтобы всеми делами заведовал управляющий, а тот в свою очередь использовал такое положение в своих целях. Впоследствии композитор написал доверенность на брата Филарета, чтобы тот мог заниматься развитием поместья.

Другие факты

  • Модест в переводе с латинского языка – скромный.
  • В семье Модеста мужчины занимались преимущественно военным делом.
  • В 13 лет Мусоргский написал свое первое произведение, которое посвятил своим друзьям из юнкерской школы.
  • Некоторое время музыкант жил в «коммуне», т.е снимал общую квартиру с парнями и жил в складчину. У Модеста было 5 соседей у каждого своя комната, куда ограничен доступ посторонним и общий зал для вечерних посиделок.
  • Модест Петрович никогда не писал черновик, он долго размышлял, а затем оформлял произведение целиком.
  • также композитор работал чиновником лесного департамента.
  • Мусоргский не был женат и не имел детей, говорят, что он был тайно влюблен в Надежду Петровну Опочинскую, которая на 18 лет была старше его.
  • Модест был крестным у своего племянника Георгия.
  • Единственный прижизненный портрет был написан Ильей Репиным, когда композитор находился в больнице.
  • Умер композитор в больничной палате военного госпиталя от белой горячки.

Модест Петрович — талантливый композитор и интересная личность, но, к сожалению, слишком рано ушедший из жизни. Несмотря на это, он оставил после себя достойное наследие, которое ценится во всем мире.

Модест Мусоргский

Биография

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями. Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки, творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих сочинителей конца 19 – начала 20 веков.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Читайте также:
25 интересных фактов о Менделееве

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

Композитор Модест Мусоргский

В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Юлиан Барышников исполняет романс Модеста Мусоргского «Семинарист»

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Кружок «Могучая кучка»

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Иван Козловский исполняет арию из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Читайте также:
25 интересных фактов о Жуковском

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году.

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Портрет Модеста Мусоргского

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

Галина Вишневская, цикл песен Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти»

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Личная жизнь

Большую часть жизни Мусоргский провел в Санкт-Петербурге, вращаясь в обществе культурной и творческой элиты. Члены «Могучей кучки» стали для композитора второй семьей, с которой он разделял успех и невзгоды, победы и поражения.

Михаил Глинка и его сестра Людмила Шестакова

Несмотря на то, что Модест Петрович вращался в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра Михаила Глинки, отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.

Памятник на могиле Модеста Мусоргского

Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведенный до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.

Портрет Модеста Мусоргского. Художник Илья Репин

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».

Биография и музыкальные произведения Мусоргского для детей

Модест Петрович Мусоргский один из самых популярных русских композиторов. Его музыкальные произведения пропитаны национальным колоритом, ведь он отказывался в своем творчестве следовать канонам европейской музыки. Мусоргский для детей интересен совей биографией – ранним детством, творчеством, множеством интересных фактов о жизни композитора.

Родословная и детские годы композитора

Род Модеста Мусоргского берет начало из глубины истории и занесен в Бархатную книгу. Начало роду дал его предок – Роман Мусорга, который жил в XV веке. Представители этого рода долгое время исправно несли службу государям. Одному из предков, Ивану Николаевичу, было пожаловано поместье в Псковской губернии за доблесть в войне с поляками.

Читайте также:
17 интересных фактов о Ренуаре

Правнуку Ивана Николаевича, Мусоргскому Михаилу Ивановичу была дарована вотчина в Луцком уезде, которая располагалась вблизи с родовым поместьем. По мужской линии все в роду состояли на службе у государей. Исключение составил только отец композитора, поскольку он был незаконнорожденным. Его мать была крепостной крестьянкой, служила ключницей. Она очень любила петь, и поэтому на нее обратил внимание барин.

Крепостная Ирина Егоровна родила Алексею Григорьевичу троих детей, но он не мог узаконить отношения с крестьянкой, пока была жива его жена. После смерти законной супруги все дети были усыновлены, однако военная карьера для сына была уже невозможна из-за упущенного времени. Тем не менее, Петр стал наследником имения, а его дети должны были продолжить династию.

Композитор родился в родовом имении под Псковом в 1839 году. Помимо него в семье воспитывались еще трое сыновей, Модест был самым младшим. Отец, Петр Алексеевич, отслужил в сенате около 8 лет и вышел в отставку. Он поселился в своем имении, женился и регулярно принимал гостей, постепенно закладывая поместье. Мать композитора, Юлия Алексеевна также принадлежала знатному роду. Она воспитывалась в пансионе, хорошо владела несколькими языками, любила музыку и играла на фортепиано.

Ее родственником являлся Михаил Кутузов, поэтому она страстно желала видеть своих сыновей военными. Во многом ранние годы Модеста были настолько счастливыми благодаря матери, которая уделяла детям много времени, стараясь подмечать их способности. Именно она первая заметила увлечение младшего сына музыкой, поэтому обучала Модеста ее основам, а затем пригласила преподавательницу по музыке.

Мусоргский всегда с теплотой вспоминал детские годы. Мать окружала его любовью и заботой, ему не запрещали играть с дворовыми детишками, он мог наслаждаться природой родных мест. Все это впоследствии отложило отпечаток на его музыкальные произведения. Огромную роль в духовном воспитании сыграла няня братьев, которая занимала их сказками.

Обучение в школе и военная служба

Когда Модесту исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Поскольку в военное училище принимали мальчиков с 13 лет, то младшего сына решено было определить в частную школу. Преподавали там исключительно на немецком языке, давали довольно серьезные знания, и особое внимание уделяли дисциплине.

В эти годы Модест познакомился с известным преподавателем Антоном Герке, который не рассмотрел талант мальчика, однако сделал все, чтобы сделать из него отличного пианиста. Занимаясь со своими учениками, преподаватель старался отточить их мастерство до блеска. Игра Мусоргского имела огромный успех.

После 3 лет обучения в частном заведении Мусоргский поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое заканчивали многие видные полководцы. Однако его в мыслях и мечтах была только музыка. Мальчику очень повезло, поскольку у него и в военном училище появилась возможность брать уроки фортепиано.

Мусоргский успешно окончил военное училище в 1856 году, поэтому он без труда поступает на службу в Преображенский полк. К этому моменту отец семейства умер, оставив детям и жене долги. Теперь им приходилось снимать частную квартиру. Служба не доставляла удовольствие Модесту, тем более что ему не хватало средств на светскую жизнь и развлечения.

Начало творческого пути

Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.

Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.

Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.

Читайте также:
17 интересных фактов о Соколове-Микитове

К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.

Музыкальные произведения композитора

Мусоргский не смог совмещать искусство и военную службу, и был вынужден покинуть ее.

Уже в 1858 году он приступил к работе над своей первой оперой «Эдип в Афинах». Он не закончил ее, так как пытался найти свой уникальный стиль, много экспериментировал и пробовал работать в разных жанрах. Членам «Могучей кучки» нередко казалось, что композитор ленится, однако тот не обижался на критику.

Он создал несколько романсов и пьес, но они не стали интересными для публики. Однако далее последовала работа над оперой «Саламбо» к произведению Флобера, потом Мусоргский написал «Народные картинки» и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе», находясь под впечатлением от произведения Гоголя.

Одновременно с этим композитор работал над вокальным циклом «Детская». В него вошли 7 пьес, а после их публикации Мусоргский стал известен не только в России, но и за границей. Эту работу высоко оценил Ференц Лист, чем удивил автора.

Первым крупным произведением композитора стала опера «Борис Годунов». Законченное и отредактированное произведение было передано в дирекцию императорских театров в 1869 году. Однако Мусоргскому было отказано в постановке. Опера вышла в 1874 году, но задолго до премьеры песни из нее пели на улицах, а билеты раскупали заранее. Примечательно, что пресса публиковала негативные рецензии, как и друзья-композиторы, члены «Могучей кучки». Это не заставило Мусоргского отказаться от творчества.

Среди наиболее известных работ композитора: «Песни и пляски смерти», «Сорочинская ярмарка», «Хованщина». Некоторые из них он так и не успел закончить, поскольку работал одновременно над несколькими произведениями и терпел постоянную критику со стороны своих же друзей.

Безденежье заставило Мусоргского вернуться на службу, но проблемы со здоровьем, пристрастие к алкоголю, душевная пустота довели композитора до нервного срыва. Он провел в больнице около месяца, после чего скончался.

Интересные факты о композиторе

«Хованщина» не единожды подвергалась редактуре со стороны Шостаковича, Равеля, Стравинского, Римского-Корсакова. Считается, что к оригиналу наиболее близка версия В. В. Шостаковича.

Билеты на премьеру «Бориса Годунова» были раскуплены за 4 дня. При этом их цена втрое превышала обычную стоимость.

«Борис Годунов» — самая известная русская опера. Исключение составляют только произведения П. И. Чайковского.

Из биографии композитора известно, что до последних дней своей жизни он оставался холостяком. Никаких свидетельств о любовных увлечениях Мусоргского не осталось.

У композитора были зарубежные последователи – М. Равель и К. Дебюсси.

Впервые «Хованщина» прозвучала в 1897 году в исполнении Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1912 году ее поставили в Мариинском и Большом театре.

«Сорочинскую ярмарку» закончил композитор Кюи. Постановка стала последней премьерой в России до революции.

Авторские права на свои произведения композитор завещал некому меценату Т. И. Филлипову, который при жизни неоднократно помогал ему. Тот похоронил Модеста Петровича Мусоргского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, организовав достойные проводы.

Памятные места

Бронзовый памятник композитору был установлен перед зданием Николаевского кавалерийского училища. Автор – Алексей Тимченко. В 1926 году его уничтожили, а в 1989 году бюст восстановили и вновь открыли.

В 1939 году Первому музыкальному училищу в Ленинграде было присвоено имя Мусоргского. С 1989 года его имя носит Малый театр оперы и балета. Сегодня это Михайловский театр Санкт-Петербурга.

Музей Мусоргского был открыт в 1970 году в селе Наумово Псковской области, где прошло детство композитора. Памятник открыт и в родовом поместье Мусоргских в Кареве. Автор – Виктор Думанян.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: