Интересные факты о Лермонтове

Интересные факты из жизни и творчества Лермонтова

Михаил Юрьевич – неординарная и талантливая личность. Знаменитый поэт, писатель, художник, создавший за недолгую жизнь множество нетленных произведений, переведенных на многие языки мира. Творчество Лермонтова почитают и изучают в школьной программе.

По рассказам и романам русского гения снимают художественные фильмы. Однако некоторые события в жизни Лермонтова до сих пор приводят в недоумение современников.

Детство – краткие сведения

С раннего возраста русский классик выделялся среди сверстников. Большое значение в становлении личности маленького Миши сыграла его бабушка, Елизавета Арсентьева. Женщина была аристократкой и привила будущему писателю любовь к чтению. Мама Лермонтова скоропостижно скончалась, когда ему было 3 года. Отца он практически не знал, поскольку бабушка не позволяла общаться ему с сыном.

Малоизвестные факты детства писателя:

  • Сразу после рождения Миши на свет, женщина, принимавшая роды сообщила матери, что ребенок умрет рано и не своей смертью;
  • Предками знаменитого русского поэта были шотландцы, самый известный из которых – Томас Лермонт;
  • Здоровье малыша оставляло желать лучшего, поэтому Елизавета Арсентьева часто возила Лермонтова на Кавказ для укрепления иммунитета. На Кавказе же Михаил и встретил свою смерть;

Именно на Кавказе тщедушный мальчик в возрасте 10 лет повстречал первую искреннюю любовь. Позже, неизвестной девочке он посвятил несколько произведений.

  • У Лермонтова имелся свой «потешный полк». Так называла бабушка крепостных крестьян, которые выполняли любые прихоти маленького мальчика;
  • Несмотря не вседозволенность, Михаил Юрьевич любил и жалел обычных людей. Он просил бабушку помогать материально нуждающимся, и Елизавета Арсентьева не могла отказать внуку;
  • В моменты острой болезни мальчика бабушка освобождала крепостных от выполнения основных обязанностей. Помещица призывала всех вставать на колени и молиться за выздоровление маленького Миши;
  • Михаил любил хорошо поесть, при этом, не особо разбираясь в том, что ему предлагают. Его друзья один раз подшутили и наполнили булочки древесными опилками. Лермонтов с удовольствием съел мучные изделия с несъедобной начинкой, даже не поняв розыгрыша. Впоследствии Миша всегда принимал пищу только дома;
  • Тяга к знаниям и способность к самостоятельному изучению наук позволили Лермонтову сразу поступить в 4 класс престижного пансиона;
  • В семье классика было принято говорить на французском языке. Любовь к русскому у поэта появилась лишь в 15 лет, когда ему довелось услышать народную сказку;
  • В детстве Михаил Юрьевич обожал лепить из воска, изучал несколько языков, с легкостью занимался математикой. Несмотря на любовь к точным наукам, Лермонтов уже в раннем возрасте говорил в рифму и наслаждался чтением. Талантливый мальчик освоил игру на нескольких музыкальных инструментах;
  • При всех достоинствах, Михаила не сильно любили сверстники, находили его угрюмым, а взгляд – зловещим.

Удивительные аспекты жизни русского классика

Несмотря на шотландские корни, Лермонтов почему-то относил себя к Франсиско Лерму, который была широко известным испанским деятелем. Именно поэтому Михаил Юрьевич часто подписывал свои ранние произведения псевдонимом Lerma. Вообще, реальная действительность не нравилась поэту. Он был нелюдимым, часто состоял в конфликтах и получал удовольствие, когда обижал других людей.

Еще одной забавой таинственной личности было расстраивать чужие свадьбы. Говорят, что случаев, когда Лермонтов влюблял в себя чужих невест, было масса. Однако достоверно известно только об отмене свадьбы Екатерины Сушковой.

Существует еще несколько занятных исторических сведений, о которых знают далеко не все современники:

  • Так, прослеживается кровное родство между Байроном и Лермонтовым по общему предку – Томасу Лермонту. Кроме того, эти два поэта писали в едином стиле;
  • Город Пятигорск – место, где умер поэт, сейчас отождествляют с легендарной личностью. Более того, в современном языке жестов для глухонемых, Пятигорск изображается двумя револьверами, направленными друг на друга;
  • Военные подвиги Лермонтова не так известны, как его творчество. Однако литературный деятель оказывался в самой гуще кавказских военных действий, на передовой;
  • Художественные таланты Михаила Юрьевича не получили признания. Известность имел лишь портрет Франсиско Лермы, которого Лермонтов считал своим предком;
  • Первая публикация стихотворений состоялась без согласия автора. И, несмотря на благодушные отзывы читателей, Лермонтов на протяжении нескольких лет отказывался освещать свое творчество;
  • Львиная доля стихов в дальнейшем стали русскими народными песнями, например: «Она поет, и звуки тают», «Вверху горит одна звезда» и другие;
  • Лермонтов был полиглотом, с детства увлекающимся изучением иностранных языков. Мало кто знает, что особое внимание Михаил уделял азербайджанскому языку, считая его самым востребованным в странах Азии;

  • Имея скверный характер, поэт часто попадал в конфликтные ситуации. Доподлинно известно, что кроме 3-х состоявшихся дуэлей, еще как минимум 4-х удалось избежать из-за благоразумия оппонентов;
  • За участие в состязаниях, Лермонтова арестовывали и направляли в гущу военных действий. Но это не становилось для него предупреждающим фактором. К играм со смертью молодой человек относился свысока, словно знал о скорой кончине.
Читайте также:
17 интересных фактов о Свиридове

Юность, последняя дуэль и посмертные признания

В своей жизни, Лермонтов как будто играл со смертью и с нетерпением ожидал неминуемого конца. Мистическое отношение к реальной действительности способствовало увлечению поэта гаданиями, верой в закономерные случайности и испытанием судьбы на дуэлях. Некоторые сведения приводят в замешательство даже самых закостенелых реалистов и скептиков:

  • Михаил Юрьевич часто обращался к гадалкам. Перед тем как уехать из Петербурга на Кавказ по долгу службы, известная прорицательница Александр Киргхов сообщила поэтому, что в культурную столицу он больше никогда не вернется;

Известно, что эта же гадалка предрекла смерть Александра Сергеевича Пушкина. Причем великому русскому классику она сообщила точный возраст и внешний образ убийцы. Поразительно, но предсказания сбылись на 100%.

  • Свою судьбу Лермонтов решил просто, подбросив монетку. Суть выбора состояла в том, что после окончания отпуска в Пятигорске, Михаил Юрьевич думал задержаться еще некоторое время в регионе Кавказских Минеральных Вод, или сразу приступать к военной службе. И, не приняв решения, подкинул монету. Несколько дней в Пятигорске стали последними в жизни великой личности;

  • У Лермонтова были напряженные отношения с властями. Особенно они обострились после выхода произведения «Смерть поэта», посвященного кончине Пушкина. В этом стихотворении Михаил Юрьевич очернял общество и сложившиеся устои, что пришлось не по нраву Николаю I. Когда императору стало известно о гибели Лермонтова, то он изрек знаменитую фразу: «Собаке – собачья смерть». По другой версии, на публичном приеме царь с сожалением заметил, что Лермонтов мог бы стать вторым Пушкином в классической литературе России;
  • В Нижнем Новгороде имеется памятник Тысячелетия. Имя великого русского поэта высечено на монументе наряду со 128 другими известными личностями;
  • В 1970 году астрологами открыта маленькая и таинственная планета. Немного позже ученые приняли решение назвать ее именем Михаила Юрьевича Лермонтова;
  • Убийца поэта не умел стрелять из пистолета. Напротив, Мартынов славился превосходным фехтованием. Но, для дуэли именно Николай выбрал огнестрельное оружие;
  • После того, как Лермонтов упал, Николай Мартынов подскочил к оппоненту и заплакал. Уже тогда он понимал, что убил выдающегося поэта и писателя.

Биография, история и трагическая смерть Лермонтова связана с его уникальным отношением к жизни и творчеству. Действительно, Михаил Юрьевич считал себя пророком, который создает произведения не для современников, а для потомков. В обществе никто его не понимал, что еще больше ввергало поэта в пучину одиночества. В личной жизни Лермонтов также не нашел отдушину. И хоть он был трижды влюблен, каждый роман принес ему только страдания.

О Лермонтове и его творчестве написано немало книг. Выдающейся работой признана художественная рукопись Игумена Нестора (Владислава Юрьевича Кумыша) под названием «Тайна Лермонтова». В основе проведенного исследования автор опирался на изучения текстов от ранней лирики к поздним романам в контексте православия.

Кумыш не имел целью выстроить философские догмы, искусственно причисляя их к нетленным произведениям, а с особой тщательностью проводил филологический анализ слов Лермонтова. Результатом кропотливого исследования стала неожиданная для современников гипотеза. Нестор выявил не только глубинный смысл произведений, но и связал их с мистической личностью поэта.

Позже, про Лермонтова напишут еще немало малоизвестных, признанных и достойных внимания исторических и документальных сборников с анализами его творений. В том числе и знаменитого романа «Герой нашего времени». Если говорить кратко, в них содержится информация об истинных смыслах текстов, попытки понять великую загадку одинокого и непризнанного в своем времени творца.

35 интересных фактов о Лермонтове (2 фото)

Каким был Михаил Лермонтов, один из величайших поэтов Золотого века русской литературы?

  • Как известно, жизнь М. Ю. Лермонтова оборвалась раньше срока. Прожил великий поэт всего 26 лет, прежде чем погиб на дуэли.
  • Исследователи биографии Лермонтова пришли к выводу, что он был весьма эксцентричной личностью. Многочисленные дуэли он провоцировал сам, и, вероятно, поэту доставляло удовольствие сталкивать между собой окружающих.
  • Михаил Юрьевич в юности учился в Московском университете одновременно с Иваном Гончаровым, Александром Герценом, Иваном Тургеневым и другими знаменитыми мастерами пера.
  • Множество стихотворений Лермонтова впоследствии “оторвались” от его имени и стали песнями, которые многими воспринимаются, как народные.
  • Биография М. Ю. Лермонтова восходит к древнему шотландскому барду Томасу Лермонту. Однако, сам поэт утверждал, что ведёт свой род от испанского дворянина Франсиско Лермы.

  • Свой отпечаток на его личность, вероятно, наложило полученное в детстве воспитание. Занималась им бабушка, женщина волевая и властная, которая видела в юном Михаиле Юрьевиче только продолжателя рода, и не слишком-то считалась с его собственными желаниями.
  • В детстве Лермонтов не отличался крепким здоровьем. Он часто болел и вообще был довольно слаб, так что бабушка даже наняла для него лекаря из Англии.
  • В 10 лет Михаил Юрьевич впервые влюбился. Спустя два года этим чувствам было посвящено стихотворение “К гению”, одно из первых созданных им произведений. Поэту тогда было всего 12 лет.
  • Всю жизнь Лермонтов был весьма суеверным человеком. Он неоднократно обращался к разным гадалкам и прорицателям, надеясь узнать своё будущее.
  • В Московском университете взбалмошный поэт проучился всего 2 курса, в течение которых у него возникло множество конфликтов с преподавателями, которые решались в основном благодаря вмешательству его бабушки. Спустя 2 курса он принял решение оставить учёбу.
Читайте также:
Случай с императором Веспасианом – Интересные факты

  • Знаменитый реформатор Пётр Столыпин приходился Лермонтову троюродным братом. Правда, знакомы эти двое не были, так как Столыпин родился уже после смерти поэта.
  • Известно как минимум три состоявшиеся дуэли с участием М. Ю. Лермонтова, одна из которых проходила на Чёрной речке, там, где при аналогичных обстоятельствах был смертельно ранен А. С. Пушкин.
  • Одним из обстоятельств, приведшим поэта к роковой для него дуэли, стала монетка. Пытаясь решить, задержаться ли ему ещё в Пятигорске, или вернуться обратно, Лермонтов подбросил монетку, и ему выпало “остаться”. Через несколько дней он спровоцировал отставного майора Николая Мартынова, и тот вызвал его на дуэль.
  • Согласно самой распространённой версии, во время дуэли Лермонтов выстрелил вертикально в воздух, а Мартынов — прямо ему в грудь.
  • Однажды друзья разыграли поэта, накормив его после долгой прогулки булочками с опилками. Михаил Юрьевич съел целых две штуки, ничего не заметив. После этого друзья ему всё рассказали, на что он крепко обиделся.

Благодаря портретам до нас дошли подробные сведения о внешности великого поэта

  • Современники поэта, в частности, князь А. Васильчиков, бывший свидетелем роковой дуэли, говорили, что Лермонтов был един в двух лицах — добрый и душевный человек для друзей, и заносчивый задира для всех остальных.
  • Михаил Юрьевич писал не только стихи, но и великолепную прозу, так что его с полным правом можно назвать и поэтом, и писателем, и драматургом.
  • Известие о смерти М. Ю. Лермонтова в Петербурге вызвало разговоры в духе “туда ему и дорога”, а император Николай I отреагировал резкой фразой “собаке – собачья смерть”. Правда, позднее, выступая на публике, он сказал, что «погиб тот, кто мог бы заменить нам Пушкина».
  • На похоронах Лермонтова гроб с его телом несли представители всех полков, в которых ему за свою короткую жизнь довелось послужить.
  • Произведения Михаила Юрьевича были переведены на все основные европейские языки.

Всю жизнь после неудачной учёбы в университете Лермонтов посвятил военной службе

  • Место дуэли Лермонтова и Мартынова в Пятигорске отмечено памятником. На самом деле памятник стоит совсем не там, где дуэль состоялась — его установили в другом месте, легко доступном для туристов.
  • В краткой биографии Лермонтова обычно не упоминается, что он любил интриги, причём не самые хорошие. Ему, судя по всему, доставляло удовольствие расстраивать чужие свадьбы, соблазняя чужих невест и “сдавая назад” в последний момент, оповещая общественность о случившемся и навлекая позор на чужие головы.
  • Современники отмечали, что М. Ю. Лермонтов был человеком очень обаятельным, но не слишком привлекательным внешне. Кроме того, за ним водилась привычка менять одежду реже, чем необходимо.
  • За стихотворение “Смерть поэта”, написанное им на смерть Пушкина, Лермонтов был арестован. Стихотворение было признано антиправительственным, и только вмешательство бабушки спасло поэта от серьёзных последствий. В итоге его освободили, но сослали на Кавказ.
  • Произведения Михаила Юрьевича уже более 15 раз становились основой различных экранизаций, причём не только в России.

  • Кавказ в той или иной степени присутствует в большинстве произведений Лермонтова. Он настолько впечатлил поэта, что навсегда стал основным источником его вдохновения.
  • А. С. Пушкин был его кумиром. Когда он погиб на дуэли, для Михаила Юрьевича это стало серьёзным потрясением.
  • Во время пребывания на Кавказе Лермонтову довелось принять участие в боевых действиях, тем более что Николай I лично приказал держать его на первой линии и задействовать в самых опасных операциях. Сослуживцы характеризовали поэта, как человека чрезвычайно мужественного и хладнокровного.
  • Некоторые историки и просто исследователи биографии Лермонтова полагают, что полулегендарный Томас Лермонт был предком не только Михаила Юрьевича, но и Гордона Байрона, другого знаменитого поэта.
  • В юности Михаил Юрьевич одно время обучался в благородном пансионе. Причём его взяли туда сразу в четвёртый класс — всё благодаря хорошему начальному образованию, которое ему сумела дать бабушка.
Читайте также:
23 интересных факта о Джордже Клуни

Если бы жизнь Лермонтова не оборвалась так рано, он наверняка создал бы ещё множество великолепных произведений

  • На русском языке жестов город Пятигорск обозначают, в числе прочего, и двумя скрещенными на манер пистолетов пальцами обеих рук. Это отсылка к роковой дуэли.
  • За свою жизнь Лермонтов освоил не только литературу, но и живопись. Правда, изобразительное искусство интересовало его в гораздо меньшей степени, так что в качестве художника он не прославился.
  • В Великом Новгороде есть памятник тысячелетия России, на котором высечены имена 129 выдающихся людей. Есть среди них и имя М. Ю. Лермонтова.
  • Астероид (2222) Lermontov был назвать в честь знаменитого поэта.
  • Николай Мартынов, второй участник знаменитой дуэли, был, по воспоминаниям современников, отличным фехтовальщиком, но очень посредственным стрелком. Однако, именно он, выбирая оружие для дуэли, почему-то предложил именно пистолеты.

100 фактов биографии Лермонтова

Лермонтов был талантливым поэтом и писателем. Он вырос в семье аристократов и жизнь его окутана тайнами. Множество событий жизни этой личности отражаются настолько неоднозначно, что могут окончательно запутать современников. За маской Лермонтова в виде обыкновенного человека скрываются его настоящие пороки и склонности.

1.Лермонтов имеет шотландские корни.

2.Детские года у Лермонтова всегда ассоциировались с бабулей, имя которой было Елизавета Арсеньева.

3.Именно благодаря бабушке Михаил Юрьевич был знаком с Кавказом.

4.Обучаясь на 3-м курсе, Лермонтову пришлось покинуть Московский университет.

5.Лермонтов был всеядным и поэтому он любил покушать.

6.Однажды Михаила Юрьевича разыграли друзья. Они подкинули в булочки опилки, а тот съел их, даже не заметив этого.

7.Лермонтову нравилось решать математические уравнения.

8.Лермонтов считался разносторонней личностью, потому что его увлечением также было рисование.

9.Третья дуэль стала для него роковой.

10.В 27 лет Лермонтова настигла смерть.

11.В процессе жизни Лермонтова удалось выпустить только 1 сборник его стихотворений.

12.Михаил Юрьевич Лермонтов является драматургом.

13.Лермонтов считается троюродным братцем Столыпина Петра Аркадьевича, что создал аграрную реформу.

14.Лермонтов прекрасно знал математику.

15.В связи с тем, что бабушка Лермонтова была богатой женщиной, она могла дать ему все.

16.Первая дуэль Лермонтова происходила в 1840 году.

17.Лермонтов считался дерзкой личностью, ему нравилось шутить над остальными людьми.

18.Михаил Юрьевич никогда не стеснялся собственного поведения.

19.В 1830 году благодаря двоюродной сестре Лермонтов познакомился с Екатериной Сушковой, в которую он влюбился.

20.Лермонтов расстроил свадьбу Екатерины Сушковой и ее жениха.

21.При рождении Михаила Лермонтова акушерка сразу же предрекла, что тот умрет не своей смертью.

22.Взгляд Лермонтова всегда казался зловещим и трагическим.

23.Смех великого поэта являлся громким.

24.Лермонтов посещал гадалок.

25.В детские годы Лермонтов предпочитал лепить из разноцветного воска.

26.Михаил Юрьевич Лермонтов себя красавцем не считал.

27.Лермонтов имел прескверный характер.

28.Лермонтову нравилось расторгать свадьбы, а поэтому, зная, что скоро близится свадьба, он делал вид, что влюбляется в невесту.

29.Лермонтов считался фаталистом.

30.В глазах современников все недостатки этого поэта были оправданы.

31.Лермонтов считался красноречивым человек, таким же, как и Пушкин.

32.Общество не сильно любило Михаила Юрьевича за его дерзость и неприступный характер.

33.В еде поэт не знал меры.

34.В семействе Лермонтова в основном разговаривали на французском языке.

35.Лишь в 15 лет Лермонтов впервые услышал русскую сказку и осознал, насколько мелодичным является этот язык.

36.В детстве Михаил Юрьевич часто болел.

37.Лермонтову удалось окончить военную школу.

38.Невзирая на то, что жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была очень короткой, после него осталось множество хороших произведений.

39.Почти во всех произведениях Лермонтова присутствует образ Кавказа.

40.Лермонтов хорошо знал европейскую культуру.

41.Лермонтов был низким человеком.

42.4 дуэли за счет здравого смысла окружающих людей, Лермонтову пришлось избежать.

43.Папа Лермонтова считался обедневшим дворянином.

44.Первый раз Лермонтов побывал на Кавказе в 10-летнем возрасте.

45.После смерти Пушкина Лермонтов был сильно потрясен, а поэтому собственную горечь он изливал на бумаге.

46.Гоголь называл Лермонтова «какой-то несчастной звездой».

47.Лермонтова на дуэли убил Мартынов.

48.Погребен Михаил Юрьевич Лермонтов в семейном склепе Арсентьевых.

49.Дорогостоящее обучение юного Лермонтова оплачивала его бабушка.

50.Внешний вид Лермонтова казался неприятным для окружающих.

51.Мать Лермонтова умерла тоже молодой.

52.Михаил Юрьевич верил предсказаниям, а поэтому ему приходилось гадать.

53.Лермонтов решал, что ему делать при помощи монетки.

54.Себя Лермонтов ощущал одиноким и брошенным судьбой.

55.Множество совпадений было на жизненном пути этого поэта.

56.Хоть у Лермонтова и было хорошее воспитание, он позволял себя вести на людях неэтично.

57.По знаку Зодиака Лермонтов был Весы.

58.Лермонтов был испорченным человеком.

59.Если девушка не верила, что Лермонтов влюблен в нее, и не хотела быть с ним, то он обещал покончить жизнью.

Читайте также:
18 интересных фактов про Архимеда

60.Лермонтов умер из-за большой потери крови в процессе дуэли.

61.В процессе последней дуэли Михаил Юрьевич, который должен был стрелять первым, выстрелил в небо, чем обидел соперника.

62.Заниматься воспитанием маленького Лермонтова приходилось крестной бабушке, потому что матери рано не стало.

63.Любимым цветом Лермонтова считался голубой.

64.Девушки, которые ждали на балу Михаила Юрьевича всегда одевались в одежду голубых тонов.

65.Лермонтов считается литератором-классиком, который сделал большой вклад в развитие литературы.

66.Хоронили Лермонтова по всем церковным традициям.

67.Враждебно и с особой насмешкой Михаил относился и к женщинам.

68.Близкая подруга Александра Верещагина – это первый человек, разглядевший талант Лермонтова.

69.Великосветская красавица Мария Соломирская очень нравилась Лермонтову.

70.Драматичным был роман Михаила Юрьевича с Натальей Ивановой, потому что ей пришлось выйти замуж за дряхленького старичка.

71.В память Пушкину Лермонтов сумел написать стихи.

72.Имя будущего поэта выбирала бабушка.

73.Лермонтов смог изучить несколько иностранных языков, а поэтому его можно считать полиглотом.

74.Первой подростковой любовью Лермонтова считается девочка, которой было 9 лет, а встретилась она на пути Михаила именно на Кавказе.

75.В самом начале своей жизни Лермонтов невзлюбил Санкт-Петербург.

76.В Пятигорске имеется музей Лермонтову.

77.В Шотландии стоит памятник этому знаменитому поэту.

78.Сам Лермонтов во множестве своих произведений писал собственную фамилию с буквой «а».

79.В детстве Лермонтова одевали, как девчонку.

80.Жизненный путь Лермонтова имел множество событий: учеба, служба, путешествия, любовные дела.

81.В детские годы Михаил Юрьевич казался одиноким и угрюмым ребенком.

82.Последнюю дуэль Лермонтов спровоцировал самостоятельно.

83.Лермонтовские произведения смогли получить отклик в драматургии, кинематографе, живописи.

84.По линии матери Михаил произошел от дворянского богатого рода.

85.Стихотворение «Желание», которое было написано этим поэтом, было посвящено шотландским родственным корням.

86.В юные годы Лермонтов пытался ассоциировать собственную фамилию с государственным деятелем Испании.

87.Лермонтову не исполнилось и 3 лет, когда его матери не стало на Земле.

88.Семья Лермонтова была богатой, но несчастной.

89.Злым человеком Лермонтов не был, даже несмотря на свою дерзость.

90.Атмосфера трагизма повсюду окружала поэта.

91.Лермонтов обладал сильным духом.

92.Пушкинская смерть буквально обоготворила Лермонтова.

93.Последняя дуэль Лермонтова состоялась в бурю и грозу.

94.Изначально Лермонтова хотели назвать Петром.

95.Интегральное и дифференциальное исчисление очень привлекало Михаила Юрьевича Лермонтова.

96.Лермонтов с детства отличался ранним умственным развитием.

97.После окончания Лермонтов стал корнетов лейб-гвардии.

98.Информация, касающаяся последней дуэли Лермонтова, была скрыта и мистифицирована.

10 интересных фактов из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — это один из известных поэтов Русской земли. Творчество его насыщено острыми социальными темами и философскими мотивами. Довольно большое влияние он оказал и на других писателей и поэтов 19- 20 века.

Самые известные произведения Михаила получили отклик не только в литературе и поэзии, но и в живописи, и даже в театре. Многие композиторы использовали его знаменитые на весь мир стихи для написания опер и романсов.

Родился Михаил Юрьевич 3 октября 1814 года. На момент рождения его матери было всего лишь 17 лет. Вся домашняя власть была за его бабушкой — Елизаветой Арсеньевой.

Изначально мальчика хотели назвать Петром, но его бабушка настояла на имени Михаил. Вся жизнь поэта была насыщена довольно необычными событиями. В этой статье мы собрали 10 самых интересных фактов из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова – кратко изложили его биографию.

10. 70% своих произведений он написал с 14 до 18 лет

Михаил Лермонтов прожил всего лишь 27 лет и за такое короткое время он сочинил множество интересных произведений. Например, будучи 15-летним подростком, он сочинил свою первую редакцию поэмы «Демон», в которой он размышлял о добре и зле. В произведении очень много отголосков к философским мотивам.

А в 18 лет им были написаны такие известные стихотворения, как «Парус», «Утес».

9. Его сразу взяли в 4-й класс, благодаря хорошей домашней подготовке к школе

Уже с детских лет Михаил Лермонтов начал писать стихи, хорошо рисовал, увлекался музыкой и знал несколько европейских языков. Его бабушка делала для него все, чтобы он мог учиться и развиваться. В 1827 году он был перевезен своей бабушкой в Москву для того, чтобы мальчик мог получить достойное образование. После такой подготовки дома мальчика сразу приняли в 4-й класс Московского университета Благородного пансиона.

8. Знаменитый поэт также был талантливым художником

Помимо написания стихов, Лермонтов увлекался и другими занятиями. Стоит отметить, что он был наделен и способностью живописца. Многие историки утверждают, что Михаил мог стать хорошим художником, если бы занимался живописью на профессиональном уровне. Лермонтов написал много картин к своим личным произведениям. Например, он нарисовал картину под названием «Парус» под свои стихи.

Читайте также:
14 интересных фактов о Тютчеве

7. Его фамилией назвали астероид

Астероид главного пояса был открыт в Крымской обсерватории 19 сентября 1977 года и назван в честь Михаила Лермонтова. Открыл его астроном Николай Черных.

6. Мартынов (его убийца) был подавлен из-за случившегося

В 1841 году в Пятигорске состоялась дуэль Николая Мартынова и Михаила Лермонтова. Михаил специально выстрелил просто вверх, так как не хотел смерти своего товарища, а Николай с десяти метров выстрелил в своего противника, и попал ему в грудь. Уже буквально через несколько минут Лермонтов был мертв.

Ранее стрелявшие друг в друга были хорошими приятелями. Вместе они учились в школе гвардейских прапорщиков. По какой причине же причине могла произойти дуэль? Андрей Кончаловский (советский и российский киноактер, режиссер театра и кино) в своей книге подробно рассказывает о том, что Мартынов Николай очень возмущался по поводу поведения Лермонтова. Он считал, что как-то только Михаил появлялся в каком-либо обществе, у всех резко портилось настроение. Порой он (Михаил) садился один в уголке, а все остальные танцевали и веселились. В тот момент, когда всем становилось плохо, Михаил, напротив, радовался.

Но, тем не менее, Мартынов был сильно подавлен случившимся. Его родные рассказывали, что после дуэли, Николай очень часто запирался в своем кабинете и никого видеть не хотел. Он лишь молился и вспоминал о том выстреле в грудь своего товарища.

Мартынов толком стрелять не умел, и в тот день он стрелял третий раз в своей жизни… и не промахнулся. Выстрел, который погубил Лермонтова, стал для Мартынова большой точкой в его жизни. После 1860 годов, когда общественность оценила по достоинству произведения Лермонтова, Мартынова стали травить. От него требовали покаяния, намекали на самоубийство. Но Мартынов сам позднее скончался.

5. Он поучаствовал в трех дуэлях

За свою довольно короткую жизнь Михаил Юрьевич успел поучаствовать в 3 дуэлях, а еще четыре ему по великой случайности удалось избежать. Первая дуэль состоялась в 1840 году. Он был в числе приглашенных на бал во французское посольство. Чуть позднее здесь произошла ссора с Эрнестом де Барантом.

Некоторые утверждали, что Эрнест обвинил Михаила в разговоре с одной особой и предлагал ей невыгодные вещи о нем. Но сам Лермонтов говорил, что ничего подобного не было. После чего была назначена дуэль.

Эрнест де Барант целился в грудь своего противника, но в последний момент поскользнулся и лишь слегка оцарапал Михаила.

4. Он любил расторгать чужие свадьбы

Удивительный факт! Одно из любимых увлечений Михаила Юрьевича Лермонтова — это расторжение свадеб влюбленных. Михаил просто обожал ссорить людей между собой, особенно если они собирались заключить себя узами брака. Это касается даже тех, кто хочет обвенчаться. Устраивал он это ради того, чтобы проверить, получится у него это сделать или нет.

Михаил начинал при всех изображать влюбленного в невесту, отправлял букеты, писал стихи. Порой он даже грозился самоубийством, если девушка не будет с ним. Когда помолвка влюбленных расстраивалась, Лермонтов сразу терял интерес к данной особе.

Иногда писатель делал это в жестокой форме. Он рассказывал обо всем влюбленной паре, а затем долго смеялся над ними.

3. Поэт доверял предсказаниям гадалок и решал, что ему делать при помощи монетки

Практически всю жизнь Михаил сильно увлекался гаданием. Однажды после того, как он уехал на Кавказ, он посетил одну гадалку. Женщина рассказала ему о скорой гибели поэта Александра Пушкина, а также то, что сам Лермонтов больше никогда не приедет в северную столицу. Но причины не назвала. На деле так все и произошло.

Для справки. Известное стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» было написано сразу после того, как он узнал о смерти Александра Пушкина. За это впоследствии был заключен под стражу. Только с помощью своих хороших друзей он избежал довольно серьезных последствий, которые ему грозили.

Интересный факт! Однажды простая монетка решила дальнейшую его судьбу. Михаил долгое время никак не мог определиться, оставаться ли ему в Пятигорске или лучше уехать на службу. Он подбросил вверх монетку, которая выдала ему ответ. Он отправился в Пятигорск. Но это стало его роковой ошибкой. Через несколько дней он был убит на дуэли Николаем Мартыновым.

2. Его любимый цвет — голубой

Любимый цвет Михаила Лермонтова всегда был голубой. Когда все собирались на большие балы или приемы, девушки одевались только в голубое, чтобы любимец обратил на них свое внимание.

1. Знаменитому поэту установили памятник в Шотландии

В 2015 году в городе Эрлстон (Великобритания) был поставлен памятник в честь Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот замысел смогли воплотить в жизнь благодаря энтузиазму М. Королевы, которая представляла род Лермонтовых.

Читайте также:
Микеланджело Буонарроти – Интересные факты

3 октября 2015 года состоялось открытие памятника. На церемонии присутствовало огромное количество народа, звучали стихи Лермонтова на русском и английском языке.

Место для памятника было выбрано не случайно. На этом месте жил один из легендарнейших людей бард Томас Рифмач, который считался очень далеким предком Лермонтова. Бронзовый бюст был создан С. Мокроусовым в год 200-летия поэта.

От благодарных бесов

Памятник отцу спас сына от расстрела

Составляя в конце 1960-х – начале 1970-х годов с большим риском и трудом по разным спецхранам библиографию эмигрантской литературы о Достоевском, я нашел заметку в газете «Руль», выходившей в Берлине на русском языке. Заметка была подписана инициалами Е. К. и называлась «Сын Достоевского. (Страничка воспоминаний)».

В заметке, датированной 18 августа 1926 года, рассказывалось о том, как сын писателя Федор Федорович Достоевский, оказавшись в Ялте в 1918 году у умирающей своей матери, замечательной русской женщины Анны Григорьевны Достоевской, попал в руки железнодорожной ЧК в Симферополе. В нем заподозрили спекулянта, так как он вез в корзинах рукописи Достоевского, уцелевшие после Анны Григорьевны: «Ночью привезли его в какой-то барак.

Следователь, какой-то пьяный тип в кожаной куртке, с опухшими красными веками и провалившимся носом, начал «допрос» в следующей форме: «Зачем оказался здесь?» – «Я в 1918 году приехал сюда к умирающей матери и остался здесь». – «К матери. мать. сам сволочь, поди уже дед и тоже матер-р-р-и. ». Достоевский молчал. – «Расстрелять!»

Расстрелы происходили тут же во дворе, и пока шел допрос, слышны были поминутно выстрелы. В бараке одновременно работали семь «следователей». Моментально Достоевского схватили и стали тащить по направлению ко двору. Тогда, не помня себя, он крикнул: «Подлецы, моему отцу ставят памятник в Москве, а вы меня расстреливаете».

Безносый, видимо, смутился и прогнусавил: «Что брешешь? Какому отцу? Какие памятники? Как твоя фамилия?» – «Моя фамилия Достоевский». – «Достоевский? Никогда не слыхал». К счастью, в эту минуту к следователю подбежал маленький черный юркий человек и стал ему что-то быстро шептать на ухо. Безносый медленно приподнял голову, тупо посмотрел воспаленными веками в сторону Достоевского и произнес: «Пошел к черту, пока цел».

Отчаянная реплика сына писателя о том, что его отцу ставят памятник, связана с открытием в Москве в октябре 1918 года памятника Достоевскому работы скульптора С. Д. Меркурова, согласно ленинскому проекту монументальной пропаганды. На открытии памятника выступил А. В. Луначарский. В 1960-е годы внук писателя Андрей Федорович Достоевский, которого я тогда хорошо знал, рассказывал мне любопытную историю, опубликованную в эмигрантской прессе.

Незадолго до открытия памятника Луначарский, будучи наркомом просвещения, оказался по делам службы в Киеве. Как раз в это время там состоялся вечер однокашников киевской гимназии, в которой учился и Луначарский. Выпускники этой гимназии, большинство из которых были настроены враждебно по отношению к cоветской власти, дружно набросились на Луначарского: «Что же вы, большевики, делаете, Анатолий Васильевич, церкви уничтожаете, или устраиваете там клубы, памятники ломаете». «Да позвольте, ничего подобного. Только что Владимир Ильич Ленин подписал план монументальной пропаганды. Будем ставить памятники тремстам лучшим сынам России». «И Достоевскому будете памятник ставить?» – спросил один профессор Духовной академии, бывший выпускник киевской гимназии.

«Ну конечно, и Достоевскому будем ставить памятник. Он, собственно, уже готов. Скоро будем открывать. Вот только надпись не можем подобрать». – «Я могу вам помочь. Надпись должна быть такая: «Федору Достоевскому – от благодарных бесов».

Сергей БЕЛОВ, доктор исторических наук

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

научная статья по теме «ДОСТОЕВСКОМУ – ОТ БЛАГОДАРНЫХ БЕСОВ». ОБ ИГРЕ В КЛАССИКИ В XXI ВЕКЕ Культура. Культурология

Цена:

Авторы работы:

Читайте также:
14 интересных фактов о Ключевском

ЧЕРНЯК МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему ««ДОСТОЕВСКОМУ – ОТ БЛАГОДАРНЫХ БЕСОВ». ОБ ИГРЕ В КЛАССИКИ В XXI ВЕКЕ»

«Достоевскому — от благодарных бесов»

Об игре в классики в XXI веке

«— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. — Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!».

М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита

Когда наркома просвещения А. В. Луначарского спросили, какую надпись сделать на памятнике писателю, он ответил: «Достоевскому – от благодарных бесов».

Мария Александровна Черняк, профессор кафедры новейшей русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург

ЭТО, КОНЕЧНО, байка, но, как любой фольклорный жанр, она отражает особенности менталитета. Размышляя над катастрофичностью событий, лавиной обрушившихся на человечество в ХХ веке, Юрий Карякин, блестящий исследователь творчества Достоевского, подсчитал, что в его прозе очень часто встречается слово «вдруг»: «Частота “вдруг” Достоевского — это как бы частота его духовного импульса, передающаяся читателю. если четыре тысячи “вдруг” Достоевского предвосхитили миллионы “вдруг”, обрушившихся на нас в ХХ веке, то сколько и каких “вдруг-ситуаций” ожидает нас в веке XXI?».1

К подобным ситуациям можно отнести «вдруг» появившиеся в современной литературе произведения, героем которых являются или сам Достоевский, или его герои. Писатели XXI века обращаются к Достоевскому, ориентируются на его творчество как на пратекст, заключающий в себе ответы на многие вопросы современности.

В чём же секрет актуальности Достоевского, почему в разные моменты нашей истории неизбежно возвращение к его героям? В своём замечательном исследовании «Миросозерцание Достоевского» философ Николай Бердяев почти сто лет назад отвечал на этот вопрос так: «Достоевский отражает все противоречия русского духа, всю его антиномичность, допускающую возможность самых противоположных суждений о России и русском народе. По Достоевскому можно изучать наше своеобразное духовное строение. Русские люди, когда они наиболее выра-

жают своеобразные черты своего народа, — апокалиптики или нигилисты.

Это значит, что они не могут пребывать в середине душевной жизни, в середине культуры, что дух их устремлён к конечному и предельному. Это — два полюса, положительный и отрицательный, выражающие одну и ту же устремлённость к концу».1 Мир Достоевского действительно противоречив. В этом мире «страшно много тайн», ответы на которые каждая эпоха даёт свои. «В мире Достоевского “берега сходятся” и “все противоречия вместе живут’! Здесь обитает широкий человек Достоевского, сознание которого разорвано, сердце горит, душой правят и ангел, и злое насекомое. В одиночестве, на свой страх и риск, он обречён разгадывать тайны мира. Ум и сердце широкого человека находятся в вечной войне: “что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой”»3, — пишет критик Людмила Сараскина.

Творчество Достоевского сегодня подвергается многоракурсной интерпретации. Большинство писателей прибегают к рецепции как средству создания культурного полилога в пространстве русской литературы. В произведениях современных авторов можно обнаружить и мифологизацию, и трансформацию образов, и игру, и ироническое перекодирование классических текстов. Показательны слова лауреата Букеров-ской премии 1007 года Александра Илличевского, признавшегося в интервью: «Толстой и Достоевский — огромное подспорье, это два инструмента, с чьей помощью можно и нужно писать. Но полностью находиться в этих колеях совершенно бессмысленно.

Что значит пользоваться методами того или иного писателя? Это означает припадать к источнику языка, который ими разработан, заимствовать этот язык, пытаться с его помощью сделать что-то своё. А это совершенно безнадёжное дело»?

Одними из самых привлекательных для различных литературных игр романами Ф. М. Достоевского являются «Преступление и наказание» и «Бесы». Именно эти романы становятся своеобразным кодом, неисчерпаемым и наиболее адекватным для современной культуры средством синтезирования цитат, аллюзий, реминисценций. Хотя сразу же нужно отметить, что если массовая литература активно и беззастенчиво заимствует у Достоевского сюжеты не только из его произведений, но и из его собственной жизни, то для элитарной литературы Достоевский остаётся скорее стимулом, чем средством. Так, в романе В. Пьецуха «Новая московская философия» ключевые для сюжетной структуры «Преступления и наказания» эпизоды переносятся в действительность конца ХХ века. Показателен, например, фрагмент текста, который вводит нас в интертекстуальное пространство, где сопоставляются понятия «литература» и «жизнь»: «Действительно, в другой раз откроешь книжку и прочитаешь: “В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. ” Так вот прочитаешь это и подумаешь: а ведь никогда не было ни жаркого июля, ни вечера, в который молодой человек вышел из своей каморки, ни каморки, ни С-кого переулка, ни самого молодого человека, а всё это придумал писатель такой-то, чтобы освободиться от своих грёз и заработать на булку с маслом; ну хорошо, жаркий июль, предположим, был, возможно, и С-кий переулок был, и каморка, нанимаемая от жильцов, но никакого молодого человека не было и в помине. А если даже и был, то никогда не выходил со двора под вечер в направлении означенного моста, а если и выходил, то не “как бы в нерешимости”а, напротив, немецким шагом, и не из каморки, и не под вечер, и не в начале июля, а из

Читайте также:
Кто больше всего изменил ход истории

квартиры в Измайловском полку утром 30 сентября».5

Сюжет романа «Ф. М.» Б. Акунина связан с поиском главным героем Нико-лосом Фандориным рукописи Ф. М. Достоевского «Теорийка. Петербургская повесть». Рукопись эта до сих пор оставалась неизвестной литературоведам и является первой редакцией «Преступления и наказания». В текст акунинского романа по мере развития сюжета включаются фрагменты рукописи, якобы написанной Достоевским. Подлинность «текста Достоевского» признаётся только условно — внутри художественной ткани романа. И сам автор, сохраняя значительную дистанцию между собой и великим классиком, неоднократно подчёркивает (якобы от лица самого Достоевского) незначительность и не-удачность «Теорийки».

В. А. Фаворский. Портрет Ф. Достоевского.

С явной ориентацией на роман «Бесы» и одновременно полемически по отношению к нему структурирована система персонажей в романе Б. Акунина «Пелагия и белый бульдог». Провинциальное общество официально возглавляют немцы-губернаторы: в «Бесах» — бездарный имитатор дела государственного управления Андрей Антонович фон Лембке, в «Пелагии» — усердный ученик отца Митрофания и успешный чиновник Антон Антонович фон Гагге-нау. «Беснование» как идеология и как деятельность, его ближние и дальние последствия, реакция на него и борьба с ним и являются сюжетной основой ро-

манов Достоевского и Акунина. При этом в обоих случаях «бесы», прибывшие в провинциальные мирки извне — из далёкой столицы, из заграницы — в то же время даны как внутреннее, структурное, закономерное явление русского социума, вернее, как глубинный его дефект, так или иначе запечатлевшийся на одном из важнейших социальных срезов: взаимоположении и взаимоотношениях «отцов» и «детей».6

И. Волгин, президент Фонда Достоевского справедливо заметил в одном из интервью, что «нынешняя мода на достоевщину — это реакция на 1990-е годы, на засилье подделок и имитаций, на убогие откровения “мыльных опер’!Ко-нечно, Достоевский востребован не потому, что нация так уж сильно мучается его проблемами. У неё хватает своих. Привлекают скорее внешние моменты: криминальность, экшн, интрига, психологизм. То есть все те составляющие, которые присутствуют и в сериале “Бригада’!Зрителя уже приучили копаться в душе бандита Саши Белого. Почему бы не заняться душой Родиона Раскольникова?». Известный специалист по творчеству Достоевскому Людмила Сараскина вскрывает причину популярности так: «Что Достоевский — популярный писатель? Конечно, популярный. Самый популярный из русских писателей в мире. К тому же это ещё и “бренд” всемирно известная марка. Спроси у любого западного читателя, что он знает из русской литературы? Всегда на первом месте будет Достоевский. Это культурный пароль. Достоевский — Национальный Писатель, русский писатель номер один. После него — огромная пропасть. Это титульное представление о стране».1 С одной стороны, «достоевщина», с другой, — титульный бренд. А между ними — вселенная Достоевского, которую так хотелось бы познать.

Герой пьесы Е. Гришковца «Зима» рассуждает о судьбах русской классической литературы следующим образом: «После школы это читать никто не будет. Всё, что в школе по программе проходили, — всё, капец! Никто этого не читает. Всё — “это великая, там, классика, это. оо”. и всё! Кто читал “Отцы и дети” после школы или. “Сердце Данко”? Да никто, никто! . кусочек для урока. вот получается,

значит, вообще эту классику не читают, вообще. Во!». Возможно, именно для такого «нечитателя» выпущен недавно комикс романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», переведённый на уровень массового сознания, воспринимающего мир готовыми шаблонами и стереотипными формулами. На стереотипах восприятия Достоевского строит свой рассказ «Достоевский как русская народная сказка» Андрей Левкин.8 Рассказ представляет собой набор цитат из «Преступления и наказания» и «Униженных и оскорблённых». Шаблонное восприятие Достоевского просматривается и в пьесе «Кислород» представителя «новой драмы XXI века» Ивана Вырыпаева:

«ОНА: И когда решишь поучить других, подумай сперва, обладаешь ли ты таким талантом, каким обладал один русский писатель, который умел, так описывать горе других людей, что полученного за это описание гонорара, хватало ему и на рулетку, и на карточный долг.

ОН: А если всё-таки не хватало на карточный долг, то он всегда мог снять с жены последние украшения, или, в крайнем случае, сочинить что-нибудь про зарубленную топором старуху».

Читайте также:
15 интересных фактов о Носове

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Достоевскому – от благодарных бесов

Дмитрий Быков. От благодарных бесов (2001)

Рецензия на кн.: Волгин И. Пропавший заговор. Достоевский и политический процесс 1849 г. – М.: Либерея, 2000. – 703 с.

По всей вероятности, Игорь Волгин будет отрицать, что события последних двух лет российской истории каким-то образом повлияли на его работу над «Пропавшим заговором» – самой большой и фундаментальной покуда его работой о Достоевском. Хотя рискну сказать, что сам Достоевский для нынешнего Волгина лишь один из персонажей исторической драмы, в котором заключено все оправдание, весь смысл ее. Исследуется уже не личность Достоевского и не творчество его, а вечная российская коллизия интеллигенции и власти, причем в трактовке этой коллизии появляются принципиально новые обертоны. Правда, для тех, кто читал волгинские «Метаморфозы власти», ничего неожиданного тут нет: феномен власти, мучительно волновавший и притягивавший Достоевского, давно уже интересует Волгина гораздо больше, чем литература. Самое страшное и самое интересное заключается в том, что перед нами борьба без правил и без правых. Все заговоры в истории, все секты тайных народолюбцев, освободителей и преобразователей (включая и рухнувшую на наших глазах секту НТВ) обречены. Волгина занимает вопрос о моральной правоте заговорщика – той самой моральной правоте, которая для так называемого русского общества всегда была несомненна, априорна. Жестче всех выразился Иван Шмелев: «Две вещи российский интеллигент всегда должен был иметь при себе: паспорт и. «фебрис революционис»! О паспорте правительство попечение имело, а что касается «фебрис»-то этой самой. тут круговая порука всех российских интеллигентов пеклась и контроль держала и их вождей! Чуть было не сказал – козлов! Разные, конечно, и вожди эти самые бывали. были и такие, что в России-то никогда не живали. бывали и такие, что. собственную мамашу удавят ради «прямолинейности»-то и «стройности» системы своей-чужой, а ты. дрожи! Там хоть ты и пустое место, и пьяница, и дубина. только дрожи и дрожи дрожью этой самой, правительству невыносимой, – и вот тебе авансом билет на свободный вход в царство «высокое и прекрасное». И не без выгоды даже!»

Волгин посягнул на святая святых – и вовсе не в такой, слава богу, обстановке, в какой сделали это впоследствии Шмелев и Бунин. Здесь, собственно, есть понятная возрастная закономерность – раннего, сравнительно молодого Волгина русские мальчики-заговорщики привлекали и волновали страстно, он почти восхищался ими. Волгин зрелый, ставший свидетелем нескольких «пропавших заговоров» уже в реальности, относится к любой секте заговорщиков с крайним скепсисом, с язвительной иронией, что, конечно, не мешает ему сострадать петрашевцам. Но вот ведь в чем новизна: он и Николаю сострадает ничуть не менее искренне. Более того: Николаю он посвятил едва ли не более объемистые и детально проработанные главы, нежели собственно петрашевцам и даже главному своему герою. И глава о Николае Палкине называется у него «Невольник чести».

Само собой, такая высота взгляда даром не дается: вероятно, из всех волгинских литературоведческих романов этот самый мучительный и драматичный, самый напряженный, для чтения временами невыносимый. Волгин многому научился у Достоевского, еще раз доказав, что аура его всесильна и неумолима: стилистических влияний нет – тут автор вовремя хватает себя за руку, – но композиционные более чем наглядны. Это медленно раскачивающееся, но лихорадочно развивающееся действие, набирающее темп с каждой новой главой; эта долгая фиксация на чудовищных эпизодах, от которых хочется глаз отвести, – чего стоит весь финал, долгий, составленный из сотни свидетельств, томительный (речь-то идет об ожидании казни), дотошно-подробный. Но всего ужаснее в этой книге то, что правых в ней нет. Николай исполняет свой долг, как он его понимает, и неустанно замораживает Россию для ее же блага. К чести Волгина, следует заметить, что весьма путаные взгляды петрашевцев он изучил детально и умеет ненавязчиво намекнуть читателю, ЧЕМ была бы Россия, исполнись в те времена мечты русских утопистов. Поневоле посочувствуешь царю.

Самый же дикий, внеморальный вывод (нигде, однако, не сформулированный буквально, но отлично прочитывающийся между строк) Волгин делает тогда, когда, описав всю мистерию с отменой казни, здесь же методом монтажного стыка цитирует все, что Достоевский в разное время об этом эпизоде написал и рассказал. Получается, что мистерия эта – выдержанная вполне в духе Достоевского, даже в его стилистике, если угодно, – как раз и была тем недостающим звеном, без которого Достоевский-прозаик не сформировался, не возник бы, так навсегда и оставшись автором «Бедных людей», «Двойника» да «Прохарчина». Волгин прямо пишет о том, что участие этого автора в заговоре было именно исканием другой судьбы, жаждой Участи, ибо в прежней биографии Достоевскому было уже тесно. Чтобы состояться, он обязан был пройти через грандиозную и бесчеловечную инсценировку – столь же жестокую и, увы, очистительную, как самые мрачные страницы его прозы. Тут вам и ожидание, и разрешение, и катарсис, проистекающий от внезапно явленного милосердия.

Читайте также:
Жизнь Джероламо Кардано

Поздний Достоевский нигде прямо не отвечает на вопрос о МОРАЛЬНОМ ПРАВЕ царя подвергать участников «пропавшего заговора» такой очистительной пытке. Но поскольку он нигде – ни прямо, ни косвенно – царя за это не осуждает, вполне можно допустить, что автор «Бесов» и «Карамазовых» задним числом понимал и оправдывал то, что учинили над автором «Маленького героя» и «Двойника». Впрочем, Достоевский вообще не любил «обиженных» и презирал «жертву известных обстоятельств» Верховенского-старшего, даром что вложил в его уста немало собственных наблюдений.

Разумеется, замысел Николая, детальным анализом которого занимается Волгин (анализом чисто эстетическим), был бесчеловечен. Или внечеловечен, по крайней мере. Но кто сказал, что великое искусство всегда человечно? И разве одной человечностью руководствуется в своей художественной практике Достоевский? Гуманист ли Шатов? Гуманист ли Алеша? И если даже признать, что для позднего Достоевского человек остается мерой всех вещей, путь к такой человечности, пролегший от холодноватых абстракций и гофманианских фантазий раннего Достоевского, лежит именно через Семеновский плац. Как и путь к прозрениям Мышкина – через падучую.

Разумеется, в беглом изложении выглядит все это куда как жестоко. Но Волгин, отказываясь становиться на традиционную интеллигентскую точку зрения и оправдывать заговорщиков, не делает окончательных выводов. Он сопоставляет факты, комбинирует свидетельства. Свидетельств этих, в том числе и впервые вводимых в филологический обиход, у него много, подчас слишком много. Но в них не тонешь – оппозиция четко задана, сюжет авторской мысли прослеживается ясно и недвусмысленно. И для сегодняшнего российского интеллигента, ввергнутого в пучину небывалых прежде коллизий, «Пропавший заговор» – чтение не самое радостное. Поколеблен и нравственный авторитет декабристов, на которых интеллигенция молилась два столетия, и народовольцев, чья жестокость и догматизм вполне уничтожались трагизмом участи. И вообще оказывается, что сочувствовать пассионариям-оппозиционерам, жаждущим уничтожения власти «тиранов и сатрапов» любой ценой, вовсе не так уж комильфо, как нам казалось доселе. Поддерживать их совершенно необязательно. А играть на роковой склонности русского общества к обелению бунтарей – порядочное свинство.

Это книга о власти – власти государства и власти гения; их родство и в некотором смысле единоприродность занимали Волгина еще в предыдущем его романе – «Колеблясь над бездной», где исследовались отношения Достоевского и императорского дома. Власть государства не вызывает у Волгина никаких иллюзий, но и великая литература, в общем, дело достаточно жестокое и кровавое. В конце концов (и эту параллель Волгин проводит на редкость упорно), своей инсценировкой Николай Первый, если угодно, продемонстрировал свою. страшно вымолвить. причастность к искусству! Заставить пережить страх смерти, почувствовать уникальность и бесценность жизни и к этой жизни вернуть – не такова ли была задача и позднего Достоевского, утверждавшего именно бесценность жизни, бессмысленность любых социальных потрясений, оплаченных слезинкой ребенка? Рассмотрение чудовищной николаевской инсценировки с этой сугубо эстетической точки зрения – главная заслуга работы Волгина. По крайней мере, на взгляд автора этих строк, которого чисто научные заслуги Волгина-профессора интересуют куда меньше, чем выстраданный и трагический консерватизм Волгина-мыслителя.

Эту книгу – огромную и по объему, и по количеству усилий, на нее затраченных, – стоило бы прочесть всем, кто сегодня чувствует себя во всеоружии нравственной правоты и отважно ниспровергает очередного сатрапа. Непропавших заговоров не бывает, как не бывает, увы, и вечных империй. Правых и виноватых в таких противостояниях тоже нет. Единственным их результатом, оправданием и смыслом остается великая литература – никогда и никого еще ничему не научившая.

Вот такой роман и такой вывод. Вряд ли в сегодняшней России наберется больше двух тысяч человек, способных с ним согласиться. А потому не будем сетовать на недостаточность тиража: кому надо – прочтет.

«Литературная газета», № 19–20, 16 мая 2001, с. 10

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: