Император Александр III – Воспоминания С. Витте

Витте об императоре Александре III:

Государь встретил молодого Вильгельма, а затем прошелся с ним около почетного караула и, когда эта церемония была окончена, то Император обернулся и громко закричал своему казаку, который в это время несколько отдалился: “Дай шинель”. Тогда этот принц Вильгельм, понимавший несколько слов, по-русски, сразу бегом направился к казаку, схватил шинель, сейчас же притащил ее к Императору и надел ее ему на плечи.

Я тогда политикой совсем не занимался, но видя это, подумал, и боится же Вильгельм Императора Александра III. – И, действительно, когда Вильгельм сделался Императором (известно, что Его отец царствовал всего несколько месяцев, так как умер от рака в горле), – то страх, который внушал к себе Император Александр III принцу Вильгельму – остался, по-видимому, и у Императора Вильгельма, который очень боялся личности Императора Александра III.

Я помню, впоследствии, мне пришлось слышать от самого Императора Вильгельма, что личность Александра III производила на него сильное впечатление. Он говорил мне: “Вот это, действительно, был самодержавный Император”.

И, действительно, фигура Императора Александра III была очень импозантная; он не был красив, по манерам был скорее, более или менее, медвежатый; был очень большого роста и комплекции, причем при всей своей комплекции он не был особенно силен или мускулист, а скоре был несколько толст и жирен, – но тем не менее, если бы Александр III явился в толпу, где бы совсем не знали, что он Император – все бы обратили на эту фигуру внимание. Он производил впечатление своею импозантностью, спокойствием своих манер и крайнею, с одной стороны, твердостью, а с другой стороны – благодушием в лице.

Я имел счастье быть близким к двум Императорам: к Императору Александру III и к ныне царствующему Императору Николаю II; обоих я знал очень хорошо.

Император Александр III был несомненно обыкновенного ума, и совершенно обыкновенных способностей и, в этом отношении, Император Николай II стоит гораздо выше своего Отца, как по уму и способностям, так и по образованию. Как известно, Александр III совсем не приготовлялся быть Императором. Старший брат Его Николай Александрович, который уже совсем взрослым умер от чахотки в Ницце, сосредоточивал на себе внимание отца Его – Императора Александра II, так и Императрицы Марии Александровны; что же касается будущего Императора Александра III, то, можно сказать, Он был несколько в загоне; ни на Его образование, ни на Его воспитание особого внимания не обращали, так как все внимание, как я сказал, и отца, и матери, и всех окружающих было сосредоточено на Наследнике Николае, который по своей наружности, по своим способностям и блеску, который он проявлял – был несравненно выше своего брата Александра.

И один, быть может, Николай Александрович в то время ценил и понимал своего брата, будущего Императора Александра III. Из достоверных источников известно, что когда Цесаревич Николай был безнадежно болен (о чем он сам знал), – то на восклицание одного из приближенных к нему: “Что будет, если что-нибудь с Вами случится? Кто будет править Россией? Ведь Ваш брат Александр к этому совсем не подготовлен?” – он сказал: “Вы моего брата, Александра, не знаете: у него сердце и характер вполне заменяют и даже выше всех других способностей, который человеку могут быть привиты”.

И, действительно, Император Александр III был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности – походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушубок, поддевка и лапти – и тем не менее, он своею наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и, вместе с тем, твердость – несомненно импонировал и, как я говорил выше, если бы не знали, что он Император, и он бы вошел в комнату в каком угодно костюм – несомненно все бы обратили на него внимание.

Поэтому меня не удивляет то замечание, которое я, помню, сам слышал от Императора Вильгельма II, а именно, что он завидует царственности, самодержавной царственности, которая проявлялась в фигуре Александра III.

Возвращусь к встрече Императора Александра III с принцем Вильгельмом в Бресте.

После встречи, принц Вильгельм пересел в экипаж и вместе с Императором они поехали в крепость в Брест.

Там, в этой крепости был устроен очень большой обед, на котором я не присутствовал, потому что в то время для этого я был мал чином, но я видел его с хора. После обеда все поехали смотреть фейерверк, который делали артиллеристы. Затем на другое утро Император проводил Вильгельма обратно.

Вообще, и Вильгельм также не подходил к характеру Императора Александра III. Вильгельм по своим манерам, по всем своим выходкам, так сказать, ферт; он являлся полною противоположностью по характеру Александра III, который был крайне неподвижен и по характера вахлак. Как Вильгельм, так и Великий Князь Николай Николаевич старший, по манерам своим были настоящими гвардейскими офицерами, фертами; в особенности это можно сказать про Вильгельма, который был типичнейшим прусским гвардейским офицером, с закрученными усами, со всеми вывертами при ходьбе, со всею этою деланною элегантностью; тогда как Император Александр III, в противоположность ему, в манерах своих, в одеянии своем (и в костюме) был в высшей степени простым.

Когда мне приходилось сопровождать поезде Императора Александра III, то, конечно, я ни днем, ни ночью не спал; и постоянно мне приходилось видеть, что когда все уже лягут спать, то камердинер Императора Александра III, Котов, – постоянно штопал штаны, потому что они у Него рвались. Как то раз, проходя мимо камердинера (который до настоящего времени жив и теперь состоит камердинером у Императора Николая II) и видя, что он все штопает штаны, говорю ему:

– Скажите, пожалуйста, что вы все штопаете штаны? Неужели вы не можете взять с собою несколько пар панталон, чтобы в случае, если окажется в штанах дырка, – дать Государю новые штаны? А он говорит:

Читайте также:
29 интересных фактов о Чарли Чаплине

– Попробуйте-ка дать, как раз Он и наденет. Если Он, – говорит, – наденет какие-нибудь штаны или сюртук, – то кончено, пока весь по всем швам не разорвется – Он ни за что не скинет. Это для Него – говорит, – самая большая неприятность, если заставить Его надеть что-нибудь новое. Точно также и сапоги: подайте, – говорит, Ему лакированные сапоги, так Он, говорит, – вам эти сапоги за окно выбросит.
.

Детство. Царствование Александра II и Александра III

Автор: Сергей Юльевич Витте
Жанр: Биографии и Мемуары
Серия: С.Ю.Витте. Воспоминания

Детство. Царствование Александра II и Александра III – (1849-1894)

Пропуски в книге (. ) соответствуют оригиналу!

Старая орфография изменена.

Mне 62 года, я родился в Тифлисе в 1849 году.

Отец мой, Юлий Федорович Витте, был директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать моя – Екатерина Андреевна Фадеева, дочь члена Главного Управления наместника кавказского Фадеева. Фадеев был женат на княжне Елене Павловне Долгорукой, которая была последней из старшей отрасли князей Долгоруких, происходящей от Григория Федоровича Долгорукова, сенатора при Петре I, брата знаменитого Якова Федоровича Долгорукова. Мой дед приехал на Кавказ при наместнике светлейшем князе Воронцове, который положил прочное гражданское основание управлению Кавказом. Ранее дед управлял иностранными колониями в Новороссийском крае, когда светлейший князь Воронцов был Новороссийским генерал-губернатором, а еще ранее этого мой дед Фадеев был губернатором в Саратове. У моего деда было три дочери и один сын. Старшая дочь, довольно известная писательница времен Белинского, которая писала под псевдонимом “Зинаида Р.”, была замужем за полковником Ганом.

Детство. Царствование Александра II и Александра III скачать fb2, epub бесплатно

Детство. Царствование Александра II и Александра III – (1849-1894)

“..Они (мемуары) до сих пор остаются, наверное, самым популярным, многократно переиздававшимся и наиболее часто используемым историческим источником. Парадокс заключается в том, что трехтомные мемуары Витте дают весьма искаженное представление и о нем самом и государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Они крайне субъективны и подчинены его политическим интересам.

О Витте написан ряд книг как русскими, так и иностранными авторами. Но нельзя сказать, что в этих монографиях дана исчерпывающая характеристика государственной деятельности Витте, И через сто пятьдесят лет его противоречивая личность вызывает споры, и, быть может, этот интерес является лучшей оценкой дел Сергея Юльевича Витте.

(17 октября 1905 – 1911). Царствование Николая II

“..Они (мемуары) до сих пор остаются, наверное, самым популярным, многократно переиздававшимся и наиболее часто используемым историческим источником. Парадокс заключается в том, что трехтомные мемуары Витте дают весьма искаженное представление и о нем самом и государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Они крайне субъективны и подчинены его политическим интересам.

О Витте написан ряд книг как русскими, так и иностранными авторами. Но нельзя сказать, что в этих монографиях дана исчерпывающая характеристика государственной деятельности Витте, И через сто пятьдесят лет его противоречивая личность вызывает споры, и, быть может, этот интерес является лучшей оценкой дел Сергея Юльевича Витте.

(1894 – октябрь 1905). Царствование Николая II

“..Они (мемуары) до сих пор остаются, наверное, самым популярным, многократно переиздававшимся и наиболее часто используемым историческим источником. Парадокс заключается в том, что трехтомные мемуары Витте дают весьма искаженное представление и о нем самом и государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Они крайне субъективны и подчинены его политическим интересам.

О Витте написан ряд книг как русскими, так и иностранными авторами. Но нельзя сказать, что в этих монографиях дана исчерпывающая характеристика государственной деятельности Витте, И через сто пятьдесят лет его противоречивая личность вызывает споры, и, быть может, этот интерес является лучшей оценкой дел Сергея Юльевича Витте.

Витте Сергей Юльевич Царствование Николая Второго. Том 1.

“ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ”

. “Наиболее существенные отклонения повторяющихся рассказов приведены в подстрочных примечаниях в виде вариантов.

Для критического подхода к воспоминаниям графа Витте чрезвычайно существенны отличия стенографических записей от собственноручных заметок. Поэтому последние выделены в тексте звездочками (*. *).

Витте Сергей Юльевич Царствование Николая Второго. Том 2.

(пояснения и дополнения – шрифт меньше, курсивом)

– Номера страниц соответствуют началу страницы в книге.

В оригинале сноски находятся в конце соответствующей страницы, здесь – сразу за текстом!

Старая орфография изменена.

читая “Воспоминания” Витте, мы обнаружили в них множество неточностей в описании исторических событий, характеристик персон и т.д. Мы позволили себе в некоторых местах указать на другие источники, с отличающейся от варианта Витте интерпретацией. Оценить же полностью, что из мемуаров Витте можно считать достоверным историческим источником, а что нет – задача для профессиональных и серьёзных исследователей .

“Конспект лекций…”, выдержавший три издания (в 1903, 1912 и 1914 гг.), представляет собой одно из самых удачных учебных пособий по экономике начала XX века. Наряду с теоретическими вопросами здесь весьма обстоятельно рассматриваются экономическая история и экономическая политика России.

Выход настоящего издания приурочен к 100-летию российской денежной реформы, проведенной под руководством СЮ. Витте в 1895–1897 гг.

«Витте Сергей Юльевич (1849–1915), граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской ж. д. Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. Автор „Воспоминаний“ (т. 1–3, 1960)».

Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Эта книга о жизненном пути и революционной деятельности великого сына вьетнамского народа, одного из выдающихся деятелей мирового коммунистического, национально-освободительного движения Хо Ши Мина. Автор широко использовал труды Хо Ши Мина, многочисленные вьетнамские публикации о нем, архивные материалы Музея вьетнамской революции, а также советскую и зарубежную историко-публицистическую литературу.

Казнь народовольцами Александра II 1 марта 1881 г. стала поворотным моментом в истории российского освободительного движения и на многие десятилетия предопределила внутриполитическое развитие страны. Сегодня настала пора воссоздать целостную и объективную картину тех драматических событий. Попытка решить эту задачу и предпринята в настоящем сборнике.

Читайте также:
Роберт Де Ниро про свою жену – Интересные факты

Основу книги составляют воспоминания и документы народовольцев, свидетельства очевидцев, следственные, судебные и правительственные материалы, мемуары государственных деятелей, литературные портреты погибших и казненных революционеров. Сборник снабжен вступительной статьей.

Эта книга посвящена великому мореплавателю Христофору Колумбу, его проекту плавания к берегам Азии и его открытиям в Новом Свете. Автор, видный специалист в области истории географических открытий, использовал различные источники, связанные с экспедициями Колумба, и новейшие исследования отечественных и зарубежных колумбоведов.

В книге рассказывается о жизни и деятельности Михаила Васильевича Фрунзе — революционера, советского государственного и военного деятеля, одного из наиболее крупных военачальников Красной Армии во время Гражданской войны, военного теоретика.

В цикле рассказов «Сквозь ледяную мглу» даны отдельные страницы из жизни и революционной деятельности Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской в 1906–1907 гг.

Книга писателя и литературоведа Виктора Кузнецова «Тайна гибели Есенина» (М., «Современник», 1998) вызвала большой интерес в России и за рубежом. В исследовании впервые использовались недавно еще секретные архивно-документальные источники из труднодоступных фондов (ВЧК-ГПУ-НКВД, МВД и др.).

В своей существенно дополненной и переработанной книге В. И. Кузнецов представляет новые факты и аргументы, убедительно доказывающие убийство великого русского поэта. К основному тексту работы прилагаются воспоминания и материалы современников, дополняющие его биографический портрет. Впервые в книге приводятся ссылки на неизвестные и редкие архивные данные. Исследование иллюстрировано уникальными фотографиями и документами.

Аннотация издательства: Автор книги, командир американской атомной подводной лодки «Скейт», описывает плавание этой лодки подо льдами Северного Ледовитого океана в августе 1958 г. и в марте 1959 г. В ходе трансполярных переходов отрабатывались приемы всплытия лодки из-подо льда в полыньях и разводьях. Основной задачей полярных плаваний являлось изучение возможности использовать Северный Ледовитый океан для боевых действий атомных подводных лодок-ракетоносцев. Живой рассказ о подледном плавании и довольно подробное описание устройства атомной подводной лодки делают книгу интересной не только для генералов, адмиралов и офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота, но и для широкого круга читателей.

Руал Амундсен относится к тому разряду людей, которые своими делами будоражат воображение разных поколений, зовут к неизведанному и преодолению самых сложных препятствий, что ставит на пути человека природа. Он был полярным исследователем. Но почитают его все, ибо жизнь Амундсена является примером целеустремленности в достижении самых крайних пределов окружающей человека природной среды, демонстрацией огромных возможностей человеческого организма, неукротимой силы, воли и энергии. При жизни Амундсена не было человека, который бы не знал его имени, знают и помнят его и теперь и гордятся им как одним из лучших представителей рода человеческого.

Рамакришна: биографическая справка

Рамакришна(1836 – 1886) – религиозный реформатор, нововендантист, его возрения оказали огромное влияние на современную философскую мысль Индии. В чем же состояло учение этого человека? Оно никогда не было изложено им систематически, в письменном виде, и его можно лишь реконструировать, исходя из дошедших до нас пересказов его поучений и притч.

Постоянная тема этих притч – единство; един Бог, предстающий перед сторонниками разных вероисповеданий в изменяющихся формах, подобно хамелеону на дереве; едины в сущности своей все виды религиозного поклонения, подобные разным способам приготовления одной и той же рыбы, едины, наконец, и философские основы религий – так, сторонники разных видов веданты, спорящие о соотношении Бога и мира, подобны человеку, который не понимает, что во фрукте равным образом реальны и важны все его составные части, от семечек до кожуры.

“Всякий раз, когда добродетель убывает, а порок торжествует, я прихожу, чтобы помочь человечеству”[1] – провозглашает Кришна в “Бхагавадгите”. Всякий раз, когда этот наш мир вследствие своего роста, вследствие новых обстоятельств нуждается в очередном переустройстве, в него приходит силовая волна; и поскольку человек действует в двух сферах, духовной и материальной, то и эти волны приходят в обе сферы. Что касается сферы материальной, то в Новое время здесь главная роль была за Европой; что же касается сферы духовной, то в этом отношении главная роль на протяжении всей истории была за Азией. Сегодня человек вновь нуждается в духовном переустройстве; сегодня, когда материальные идеи находятся на вершине славы и могущества, сегодня, когда человек вполне может забыть о своей божественной природе из-за все растущей зависимости от материи и может превратиться в простую машину для делания денег, новое переустройство необходимо; голос уже прозвучал, и сила грядет, чтобы разогнать нависшие тучи материализма. Приведена в движение сила, которая в недалеком будущем вновь заставит человечество вспомнить о его подлинной природе, и снова местом, откуда явится эта сила, будет Азия.

ЖИЗНЬ И НАСЛЕДИЕ

Свами Вивекананда – один из крупнейших индийских мыслителей Нового времени, человек, имя которого сотни миллионов индийцев знают с детского возраста, как и имя “отца нации” Махатмы Ганди. И его личная судьба, и судьба его идей удивительны. Малоизвестный в самой Индии и совершенно неизвестный за ее пределами в первые тридцать лет своей жизни, в последнее ее десятилетие – после блистательного выступления на Всемирном конгрессе религий (1893) – он становится живым воплощением надежд и чаяний многомиллионного народа, предметом национальной гордости своих соотечественников, их “путеводной звездой”.

На Кавказе в годы Великой Отечественной войны кем-то из бойцов-альпинистов были написаны слова песни, которая под названием “Баксанская” продолжает жить и в наши дни. О ее создании существуют разные версии. Одна из них положена в основу этого рассказа. Рассказ посвящается неизвестному советскому солдату, автору песни “Баксанская”.

Василий Николаевич проснулся оттого, что снизу шел густой табачный дым. “Опять курят”, – подумал он и недовольно повернулся на другой бок. Но заснуть ему так и не удалось. За окном темнела оренбургская степь. Поезд с синими огнями ночных лампочек летел сквозь марево рождающегося утра. В одном купе с Василием Николаевичем ехали альпинисты. Беспокойная это была публика! Обедали они, например, так: привязывали к потолочному вентилятору веревку, на нее подвешивали ведро с помидорами, клали на стол соль, две буханки хлеба и поочередно брали помидоры из болтающегося ведра. И были страшно довольны. А что хорошего? Ни пройти, ни проехать. После обеда альпинисты укладывались на свои полки и молодецки храпели до вечера. Вечером, когда всем нормальным пассажирам надо бы на покой, они просыпались, доставали гитары, пели песни, рассказывали какие-то смешные, на их взгляд, истории, словом, мешали спать до утра. Василий Николаевич вздохнул и сам было потянулся за папиросой. Неожиданно раздались аккорды гитары и кто-то негромко запел:

Читайте также:
Из жизни великих - Интересные факты

Витте об Александре III

Император Александр III был несомненно обыкновенного ума, и совершенно обыкновенных способностей и, в этом отношении, Император Николай II стоит гораздо выше своего Отца, как по уму и способностям, так и по образованию. Как известно, Александр III совсем не приготовлялся быть Императором. Старший брат Его Николай Александрович, который уже совсем взрослым умер от чахотки в Ницце, сосредоточивал на себе внимание отца Его – Императора Александра II, так и Императрицы Марии Александровны; что же касается будущего Императора Александра III, то, можно сказать, Он был несколько в загоне; ни на Его образование, ни на Его воспитание особого внимания не обращали…

Император Александр III был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности – походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушубок, поддевка и лапти…

…был крайне неподвижен и по характеру вахлак.

… камердинер Императора Александра III, Котов, – постоянно штопал штаны, потому что они у Него рвались.

… подходит ко мне генерал-адъютант Черевин и говорит: Государь Император приказал Вам передать, что Он очень недоволен ездою по Юго-Западным ж. д. – Не успел сказать мне это Черевин, как вышел сам Император, который слышал, как мне Черевин это передает. Тогда я старался объяснить Черевину то, что уже объяснял министру путей сообщения. В это время Государь обращается ко мне и говорит:
– Да что Вы говорите. Я на других дорогах езжу, и никто мне не уменьшает скорость, а на Вашей дороге нельзя ехать, просто потому что Ваша дорога жидовская.
(Это намек на то, что председателем правления был еврей Блиох.)
[ Читать далее ] …
Нужно сказать, что когда Император Александр III вступил на престол, он довольно скептически относился к студентам, так как он вступил на престол, окровавленный кровью Его Отца, – смерть которого произошла вследствие царившей тогда смуты и несомненно, во всех этих выступах, как всегда, принимала участие, что весьма естественно, университетская молодежь. Вследствие этого, конечно, Император Александр III не мог питать особого расположения к студентам.

Говоря о Императоре Александре III, я должен сказать что хотя националистическая точка зрения, в истинном ее смысле, была не чужда духу Императора Александра III-го, но национализм его был в высокой степени благородный.
Император Александр III понимал, что он есть Император всех своих подданных. Более всех своих подданных он, конечно, любил русских, но я думаю, что он был бы возмущен, если бы жил в настоящее время, т. е. во время травли всех подданных Российской империи, которые не исповедуют взгляды Дубровина, Меньшикова, Пуришкевича и тому подобных субъектов.

У Императора быль удивительно простой ум; он не признавал никаких осложнений (впрочем, может быть, некоторых и не понимал), но все, что не являлось ясным, определенным, твердым, с его точки зрения бесспорным – он не признавал.

Императора Александра III его современники и ближайшее поколение далеко не оценили, и большинство относится к Его царствованию скептически…
Для того, чтобы судить о Его царствовании, не следует забывать: 1) что Он в юности к царствованию не был подготовлен; Наследником был Его старший брат Николай, на которого и было обращено все внимание. Будущий же Император Александр III был с точки зрения образования и воспитания – как бы в загоне. 2) не следует также забывать и те условия, при которых Он вступил на престол. Когда Он сделался Наследником, то вырисовались различные неблагоприятные стороны царствования Его Отца – Александра II; эти неблагоприятные стороны, в качестве различных брожений в обществе и смут были следствием тех колебаний, которые проявил Великий Освободитель Александр II в последние годы своего царствования. Он не выдержал линию либеральных реформ и в последние годы начал колебаться и идти назад.

Александр III был человек сравнительно небольшого образования, можно сказать, Он был человек ординарного образования. …у Императора Александра III был небольшой ум – рассудка, но у него был громадный, выдающийся ум – сердца…

Император Александр III – Воспоминания С. Витте

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свѣжее
  • Сдано въ архивъ
  • Плюкане
  • Личное дѣло
  • Запомнить

граф Витте об Александре III и русской монархии

Император Александр III обладал благороднейшим, — это мало сказать благороднейшим, — Он обладал именно царским сердцем. Такое благородство, какое было у Александра III, могло быть только, с одной стороны, врождено, а с другой стороны — не испорчено жизнью. И эта неприкосновенность чистоты сердца могла имеет место только при тех условиях, в каких находятся и Наследники русского престола и русские Цари, то есть условия, которые не заставляют человека ради своего положения, или ради положения своих близких, кривить душою и закрывать глаза на то, чего не хотелось бы видеть. У русских Императоров и у Наследников русского престола нет всех тех интересов, которые имеются у обыкновенного смертного, интересов эгоистических, материальных, которые так часто портят человеческое сердце.

Я не стану спорить о том, что Император Александр III был человек сравнительно небольшого образования, можно сказать, Он был человек — ординарного образования. Но вот, с чем я не могу согласиться и что часто мне приходилось слышать, — это с тем, что Император Александр III не был умным. Надо условиться — что подразумевать под словом ум, — может быть, у Императора Александра III был небольшой ум — рассудка, но у него был громадный, выдающийся ум — сердца, это своего рода ум, присутствие которого часто, в особенности в положении лиц, которым приходится умом предвидеть, предчувствовать и предопределять — несравненно важнее ума — рассудка.

Читайте также:
23 интересных факта об Александре Невском

Наконец, у Императора Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Как семьянин — это был образцовый семьянин; как начальник и хозяин — это был образцовый начальник и образцовый хозяин. У него никогда слово не расходилось с делом.

Он мог относительно того, в чем он был не уверен — не высказать, смолчать, ожидать; но если что-нибудь он сказал, то на его слово можно было рассчитывать, как на каменную гору.

Вследствие этого, Император Александр III пользовался, с одной стороны, общим доверием и уважением всех своих приближенных, а с другой стороны, что гораздо еще важнее, уважением и доверием всего света.

Я сказал, что он был хороший хозяин; Император Александр III был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в Царской семье, но и у сановников, никогда не встречало того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал Император Александр III. Он каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучший хозяин не мог бы ее беречь.

Будучи при нем два года министром финансов и, наконец, зная его отношение к финансам, еще когда я был директором департамента министерства финансов, — я должен сказать, что именно благодаря Императору Александру III, Вышнеградскому, а затем, в конце концов, и мне — удалось привести финансы в порядок; ибо, конечно, ни я, ни Вышнеградский не могли бы удержать всех порывов к бросанию зря направо и налево денег, добытых кровью и потом русского народа, если бы не могучее слово Императора Александра III-го, который сдерживал все натиски на государственную казну.

В смысле государственного казначея, можно сказать, что Император Александр III был идеальным государственным казначеем — и в этом отношении облегчал задачу министра финансов.

Точно так же, как он относился к деньгам государственного бюджета, так же он относился и к собственному своему хозяйству. Он терпеть не мог излишней роскоши, терпеть не мог излишнего бросания денег; жил с замечательной скромностью. Конечно, при тех условиях, в которых приходилось жить Императору, часто экономия его была довольно наивна. Так, например, я не могу не сказать, что в Его царствование, когда я был министром, при дворе ели сравнительно очень скверно. Я не имел случая часто бывать за столом Императора, но что касается так называемого гофмаршальского стола, то за этим столом так кормили, что можно сказать, почти всегда, когда приходилось там есть, являлась опасность за желудок.

И, кажется, Император Александр III не мог достигнуть того, чтобы исправить гофмаршальскую часть. Сам Император Александр III любил пищу чрезвычайно простую, и когда Ему Его стол приедался, то Он, будучи уже, бедный, больным, в последние полгода Его жизни, или немного более, иногда, просил как лакомства, чтобы ему приносили обед обыкновенный солдатский или охотничий из ближайших казарм или охотничьей команды.

Когда Император Александр III вступил на престол, то Он сейчас изменил обмундирование, сделав его весьма простым и поэтому, сравнительно, дешевым. Он любил русский костюм — поддевку с большими широкими панталонами и высокими сапогами, и костюм всего войска во всем он приспособил к этому типу.

Главнейшая заслуга Императора Александра III в том, что он процарствовал 13 лет мирно, не имея ни одной войны, кроме самой ничтожной экспедиции в Ахалтеке; но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками, а справедливою и непоколебимою твердостью. Он умел внушить заграницею уверенность, с одной стороны, в том, что Он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что Он не затеет никакой авантюры. Его царствование не нуждалось в лаврах; у него не было самолюбия правителей, желающих побед посредством горя своих подданных для того, чтобы украсить страницы своего царствования. Но об Императоре Александр III все знали, что, не желая никаких завоеваний, приобретений, никаких военных лавров — Император никогда, ни в каком случае не поступится честью и достоинством вверенной Ему Богом России.

Император Александр III, как я уже сказал, не любил говорить много, в особенности не любил говорить фраз; это Его черта; и Его гигантская фигура, представлявшая какого-то неповоротливого гиганта, с крайне добродушной физиономией и бесконечно добрыми глазами, внушала Европе, с одной стороны, как будто бы страх, а с другой — недоумение: что это такое? Все боялись, что если вдруг этот гигант да гаркнет?

Мы все помним то время, когда Император Александр III умирал в Ялте, и ближайшие месяцы после этого, когда вдруг вся Европа почувствовала, что уходит сила, которая держала своей нравственной фигурой Европу в мирном и спокойном положении; только тогда всё сознали ту громадную роль, которую играл этот Император в международном мировом отношении.

Как относился Император Александр III к войне, показывает следующий факт. Я припоминаю, что как-то раз, по поводу какого-то доклада — чуть ли не касающегося пограничной стражи, у нас перешел разговор на войну. И вот что мне сказал Император Александр III:

— Я рад, что был на войне и видел сам все ужасы, неизбежно связанные с войною, и после этого, Я думаю, что всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры для того, чтобы избегать ужасов войны, конечно, если его (правителя) не вынудят к войне его противники, — тогда грех, проклятия и все последствия этой войны — пусть падут на головы тех,-кто эту войну вызвал.

Читайте также:
14 интересных фактов о Марко Поло

У Императора Александра III каждое слово — не было пустым звуком, как мы это часто видим у правителей: очень часто правители говорят по тому или другому случаю ряд красивых фраз, которые затем забываются через полчаса. У Императора Александра III никогда слово не расходилось с делом. То, что он говорил — было им прочувствовано, и он никогда уже не отступал от сказанного им.

Таким образом, в общем говоря, Император Александр III, получив Россию, при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, — глубоко поднял международный престиж России без пролития капли русской крови.

Можно сказать, что в конце своего царствования Император Александр III был главнейший фактор мировой международной политики.

Император Александр III в значительной мере восстановил нашу армию после той дезорганизации, которая произошла вследствие турецкой войны конца 70-х годов.

Благодаря характеру Императора Александра III, его министры финансов могли начать организовывать финансы Империи.

При Императоре Александре III, в особенности со времени моего вступления в должность директора департамента железнодорожных дел и потом, когда я был министром путей сообщения и министром финансов, — снова начала увеличиваться сеть русских железных дорог, то есть постройки железных дорог, которые при Императоре Александре II, в конце Его царствования, а в особенности, после войны — прекратились.

При Императоре Александре III в России круто повернулась таможенная система и от фритредерства мы перешли к протекционизму. Этот переход был сделан при Вышнеградском, при моем большом участии — в качестве директора департамента железнодорожных дел; было это сделано потому, что Император Александр III сознавал, что Россия может сделаться великой лишь тогда, когда она будет страною не только земледельческою, но и страною промышленною; что страна без сильно развитой обрабатывающей промышленности — не может быть великой. Россия не могла быть великой, не будучи страною не только земледельческою, но и промышленною.

И вот, является вопрос, если Император Александр III, — как многие думают, — не был ни образованным человеком — во всяком случае, не был ученым, (а лица которые Его не понимали и не понимают, и не знают, — говорят, что Он был даже не умным) — то чему же, если не уму — сердца, уму — души приписать такого рода мысли, какие были незыблемы у Императора Александра III? Разве не нужно уметь сознавать, уметь понять — не от разума, а скоре от царского сердца, — что страна, вверенная Ему Богом, не может быть великой без водворения промышленности? А раз у Императора Александра III было это сознание, Он твердо настаивал на введении протекционной системы, благодаря которой Россия ныне обладает уже значительно развитой промышленностью и несомненно все более и более двигается в этом отношении вперед и недалеко уже то время, когда Россия будет одною из величайших, промышленных стран.
Этим Россия будет обязана исключительно началам, которые решился положить Император Александр III.

Чтобы понять это, нужно помнить, что переход от фритредерства к протекционизму всегда встречал громадные затруднения со стороны общественного мнения и правящих кругов.
Нужно было, чтобы явились больше люди, которые могли бы пойти против господствующего настроения, против господствующего мнения и сломали бы его.
У нас в России это мог сделать один Император и при том Император столь твердый, столь мудрый — каким был Император Александр III.

Императору Александру III-му ставится в укор также и перемена земского положения 64-го года на положение девяностого года; введение земских начальников — вообще введение принципа какого-то патриархального покровительства над крестьянами, как бы в предположении, что крестьяне навеки должны остаться таких стадных понятий и стадной нравственности.

Я эти воззрения считаю глубоко неправильными воззрениями, которые уже имели очень большие дурные последствия, выразившиеся в событиях, разгоревшихся в 1905 году; эти воззрения еще будут иметь громадный дурные последствия в жизни России. Может быть, дурные последствия произойдут из-за неустройства крестьян, из-за неустройства их правовых отношений, вследствие того, что на крестьян смотрят, как на людей особого рода, не на таких как мы; например, что для них должны быть какие-то особые нормы, особые порядки, и в этом я вижу в будущем большие пертурбации в жизни Российской Империи.

Это была ошибка Императора Александра III, но тем не менее, я не могу не засвидетельствовать, что это была ошибка не только добросовестная, но ошибка в высокой степени душевная. Император Александр III относился глубоко сердечно ко всем нуждам русского крестьянства, в частности, и русских слабых людей вообще. Это был тип, действительно, самодержавного монарха, самодержавного русского царя; а понятие о самодержавном русском царе неразрывно связано с понятием о царе, как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых, ибо престиж русского царя основан на христианских началах; он связан с идеей христианства, с идеей православия, заключающейся в защите всех слабых, всех нуждающихся, всех страждущих, а не в покровительстве нам, которым Бог дал по самому рождению нашему, или вообще благодаря каким-нибудь благоприятным условиям особые привилегии, то есть нам русским дворянам, и в особенности русским буржуа, которые не имеют того хорошего, того благородного, что встречается во многих русских дворянах, но зато в избытке имеют все то нехорошее, что дают излишества жизни, обесценение ценности чужого труда, а иногда и чужого сердца.

Я убежден в том, что если бы Императору Александру III-му суждено было продолжать царствовать еще столько лет, сколько Он процарствовал, то царствование Его было бы одно из самых великих царствований Российской Империи.

Невероятная жизнь Махатма Ганди или все об искусстве ненасильственного сопротивления

30 января 1948 года был убит великий руководитель освободительного процесса Индии, идеолог, политический, общественный деятель и философ Мохандас Карамчанд Ганди, знакомый многим под прозвищем «Великая душа».

Читайте также:
Жизнь Джероламо Кардано

Прошло уже полвека, но деятель и его учения все еще актуальны и значимы. Особенно в наши дни, когда независимость любого народа подвергается нескончаемым нападкам, интерес к смелым движениям растет. Люди, которые «смогли» и отстояли свои ценности, особенно для нас важны. Они, как и раньше, дают нам веру в светлое будущее.

Философ был «человеком религии», но не ее деятелем. Он всегда считал, что все религии уникальны и имеют место быть, но этичная составляющая у всех общая. По сути, он учил людей заново любить и принимать все вокруг себя живущее.

Современники хором провозглашали Мохандаса пророком. Но в первую очередь они видели в нем освободителя Индии от британской хватки. Более 30 лет он преданно и бескорыстно проповедовал свою философию и в конце концов доказал всему миру эффективность ненасильственной политики, когда в 1947 году Индия, благодаря усилиям Ганди, мирным путем получила независимость от Британии.

Он был не просто политиком, а духовным лидером Индийского национального конгресса. Забавно, если учесть тот факт, что из ИНК он вышел. Если сравнить его с другими руководителями ИНК или с политическими деятелями, под чьим началом шла борьба за свободу других стран Востока, то можно понять, что он был единственным деятелем, который слушал народ и знал их боль. Он был одним из них, поэтому разработал новые средства борьбы, которые были близки людям и действительно работали.

Сегодня, несмотря на споры и предубеждения, мы должны признать, что именно благодаря этому человеку Индия свободна. Он основал движение. Он довел дело до конца. Он был голосом своей нации. Его жизнь – подвиг. Своим служением идеолог показал, как всего один человек может враждующую нацию, насчитывающую около миллиарда людей, объединить в одно целое. Именно таким был Ганди, цель жизни которого было добро, царящее среди всех народов Индии. Он следовал голосу совести и вел за собой людей.

Детство великого предводителя

2 октября 1869 года в Порбандаре появился на свет Мохандас Карамчанд Ганди, будущий «отец индийской нации».

В отличие от многих идеологов и философов Индии он не принадлежал к высшему обществу, а происходил из торговой касты модбаниа. Фамилия Ганди в переводе означает «торговец-бакалейщик». По иронии судьбы в роду Ганди действительно были бакалейщики. Однако его семья стремилась к лучшей жизни и в течение многих поколений служила княжеству Южной Индии. Еще дед, Ота Ганди, был премьер-министром при князе одного из княжеств Британской Индии – Порбандара. Отец Мохандаса, Карамчанд Ганди, пошел по стопам своего родителя и тоже стал премьер-министром Порбандара, а затем княжества Раджкот.

Отец, как и требовала его должность, дал сыну английское воспитание, приучая его к иностранному языку, обществу, политике, стилю одежды и жизни. Они, как и вся Индия, жили под английской короной. Несмотря на тесную связь с княжеством, семья не принадлежала ни к элитной прослойке, ни к местным богачам. Оба брата будущего идеолога посвятили себя службе государству: один был юристом, другой – инспектором полиции.

Мохандас с детства был окружен политикой. Отец готовил мальчика к должности премьер-министра, желая превратить эту деятельность в семейную традицию. Ганди, конечно же, унаследовал от отца интерес к административной сфере, но и получил кое-что поважнее. Карамчанд учил сына быть преданным своему роду, правдивым с людьми, мужественным и великодушным. Своим примером он показывал сыну, что справедливость – главное качество мудрого человека.

Мать же воспитывала в ребенке преданность к религии. Уже будучи взрослым, Мохандас сказал, что помнит свою мать как самую святую женщину в его жизни. Без молитвы она не могла и прикоснуться к еде. Обеты были все строже, но она беспрекословно их выполняла. Даже в моменты сильной болезни она не отходила от своих принципов и всегда была верна своей вере. Все семейство регулярно посещало храмы, не пропускало ни единой службы, постоянно читало религиозные талмуды и категорически не употребляло мясо, так как считало, что человек не в праве лишать жизни живое существо.

При этом набожность его матери не была дурным фанатизмом, а истинной, которой следовала вся семья. Мать всегда учила сына говорить правду и опираться в жизни только на нее. В детстве она познакомила его с изречением “Истина лежит в основе всех достоинств и добродетелей” из эпической поэмы древней Индии “Рамаяна”, которую он до конца своих дней считал самым выдающимся религиозным произведением.

В школьные годы Махатма был таким же, как и большая часть детей: любил шутить, не понимал математику, ничего не запоминал и боялся заводить знакомства. Мальчик был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями были книги и уроки. Закрытый подросток буквально убегал со школы, чтобы лишний раз не общаться с одноклассниками. Он терпеть не мог разговаривать.

Все из-за одного случая в школе. Во время экзамена инспектор народного образования производил оценку знаний учеников. Чтобы проверить правописание детей, он заставил их написать пять слов, одним из которых было слово «котёл». Растерянный Ганди написал это слово неправильно. Учитель, желая помочь своему ученику, слегка толкнул его ногой. Он хотел, чтобы мальчик списал незнакомое слово у соседа. Но маленький Ганди не воспользовался этой возможностью, потому что помнил слова отца о справедливости и честности. В итоге все ученики написали это слово правильно. И только маленький Ганди оказался в неловком положении.

Учитель, вместо настоящей помощи, отругал мальчика за его неспособность к списыванию.

После этого Ганди предпочел держаться подальше от людей.

Образование юного Ганди

Местная школа Порбандара дала юноше основное образование. Учителя будущего идеолога вспоминали, что занимался он без особого интереса. Ему было скучно. Но интерес к учебе проснулся, когда он поступил в высшую школу города Раджкот. Там он увлекся правом и посвятил себя юриспруденции. Правда, задержался он там ненадолго.

Взвесив все «за» и «против», начинающий юрист решает продолжить учебу уже в Англии. В 1888 году он поступает в Университетский колледж Лондона. Через три года его учеба подходит к концу и с дипломом юриста он возвращается на родину.

Читайте также:
14 интересных фактов об Аполлоне Майкове

Карьера и начало политической деятельности

Еще совсем молодым Ганди беспокоился о своем народе и положении в стране. Поэтому после учебы он отправляется в путешествие по разным городам Индии, чтобы оценить уровень жизни своих соотечественников. Он посетил Турал, Санекшар, Салем, Проддатер и другие маленькие города. Передвигаясь на поезде, он смог увидеть многое, что раньше не попадалось ему на глаза: грязные и ржавые вагоны, нищета, голод, мусор и обозленные на все вокруг пассажиры…Махатма понял, что людей сделало такими именно государство и его безразличие к народу. Молодого юриста угнетало такое расположение дел.

Юридическая карьера не принесла ничего хорошего. Благодаря поддержке отца, он устраивается работать юрисконсультом в торговом представительстве одной из индийских фирм в Южной Африке и примыкает к сторонникам по защите прав индийцев. Там, на Африканском континенте, Ганди впервые занялся политической деятельностью.

Личная жизнь отца Индии

В возрасте 13 лет родители маленького Мохандаса заключили союз между своим сыном и девочкой-ровесницей Кастурбай. В будущем философ скажет много неприятных слов о диком обычае детских браков. Но на момент женитьбы он считал, что все должно быть так, как того требуют традиции.

К счастью, их союз оказался удачным и крепким. Пара прожила вместе 62 года, воспитав четырех сыновей.

Из-за разъездов Ганди супруга справлялась с детьми в одиночестве. Возможно из-за нехватки отцовского внимания первый сын и начал вести непристойный образ жизни. Отец пытался образумить сына, но было поздно. Мальчик воспитал себя сам и выбрал другой, непохожий на отцовский путь. В последствии Ганди отрекся от старшего сына, испытывая за него глубочайший стыд.

Остальные дети, к великой радости родителей, выбрали праведную жизнь, обучаясь у отца его идеям.

Политика и философия Ганди

Молодой и амбициозный, он чувствовал, что хочет помогать людям и решает кардинально изменить свою жизнь. В то время ЮАР заполонили выходцы из Индии. Город Кимберли, стоящий у реки Оранжевой, прослыл алмазной лихорадкой и многие отправились на заработки. Каторжный труд в шахтах требовал рабочей силы. Людей «выжимали» до последнего, относясь к ним, как к животным. Именно там Мохандас ощутил уверенность в своих силах и решил противостоять злу и насилию. Ему были подвластны убеждение и сила слова.

Начинающий философ ощутил в себе потенциал, который может принести пользу его народу, – менять мир к лучшему, разрушая калечащие людей устои и уже не актуальные в новое время правила. И начал он с себя: отказался от европейской одежды, заменив ее национальной, стал строго выдерживать пост и другие религиозные обряды. Люди начали следовать за ним и вместе они смогли изменить дискриминирующие индийцев законы ЮАР.

Сильное влияние на мировоззрение деятеля оказали идеи ирландца М. Девитта, американца Г. Торро и, к нашему удивлению, Льва Толстого. Совершенно случайно у Ганди оказалась книга нашего классика «Царство божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание» и вызвала у него такой интерес, что он даже начал вести переписку с самим Львом Толстым. Будущий идеолог стремился отстоять права сограждан без насилия, используя лишь безобидные для народа и государства методы. Также его волновал вопрос единения человека с Богом, как и Толстого. Поэтому они быстро нашли общий язык.

Вдохновленный чужими идеями, Махатма создал свою – сатьяграху. Основная мысль этого учения заключалась в чужом благоразумии и совести врага через отказ от насилия и готовности к страданиям за свои грехи. Правда, во время создания своей идеи, он никак не мог придумать название. С этим ему помог двоюродный брат, соединив два сильных и важных слова, отражающих суть идеи идеолога – «истина» (сат) и «твердость» (яграха).

Начинающий философ начал проповедовать свои идеи в Африке, привлекая к себе все больше людей. Его убеждения были близки людям и их сердцам. Спустя время к нему прислушались и мировые общественные деятели.

Вернувшись на родину, Ганди получил не меньше внимания, чем в Африке. Народ его слушал и следовал за ним, веря в лучшее будущее. Там его и прозвали Махатмой – великой душой.

В 1915 г. Ганди начал активно продвигать и участвовать в политической борьбе за независимость Индии от Великобритании. Положение отца позволяло ему появляться в Индийском национальном конгрессе, и он смог обсудить вопрос независимости со многими видными политиками.

Но поддержать его идею согласились не все. Дело в том, что его принципы заставляли от много отказаться, что многим было совсем не выгодно. Не все были готовы пойти на такой ответственный и полностью меняющий жизнь шаг. Людей пугали такие перемены и не зря, потому что принципы были очень твердыми:

  • ненасильственное сопротивление;
  • гражданское неповиновение.

Также последователи должны были отказаться от:

  • званий и титулов, которые они получили от Британского королевства;
  • работы в госструктурах, полиции и армии;
  • всей английской продукции.

Несмотря на такие жертвы политики все же пришли к соглашению с Ганди.

Аресты и сложности на пути реализации идеи

В 1919 началась борьба за независимость.

Почему именно в это время, а не раньше? Именно в этот год британский парламент был вынужден, впервые в истории, рассматривать дело о наказании колониального военачальника, бригадного генерала Дайера, санкционирующего расстрел мирной акции протеста в городе Амритсар, приведшей к убийству более тысячи сипаев. Именно этот акт вопиющей расовой дискриминации и стал началом распада созданной железом и кровью британской колониальной системы.

В 1919 году состоялась первая массовая мирная забастовка, организованная философом. Многотысячные толпы людей вышли на улицы города, чтобы показать свое желание быть отдельной страной под началом своего государства. Они выстраивали колонны и выкрикивали лозунги о свободе, стремясь быть услышанными. Они были благодарны Махатме за возможность сказать свое слово. К сожалению, практически все забастовки заканчиваются одинаково. И эта не оказалась исключением. Толпа начала проявлять агрессию и нападать на органы правоохранительной власти, накаливая ситуацию до предела. Без жертв не обошлось. Сами понимаете, на что способен «большой ком ярости и силы».

Читайте также:
Люди изменившие мир - ТОП 25

Это послужило крушением всей деятельности идеолога. Английские власти арестовали Ганди на шесть лет, как главного организатора той жестокой забастовки. Борьба за независимость прекращается. В знак раскаяния Махатме объявляет долгую голодовку. За шесть лет заключения он многое переосмысливает и улучшает свою теорию. Уже на воле философ выдвигает конструктивную программу по созданию новой, свободной Индии.

Основав на окраине Ахмадабада обитель для нуждающихся, он снова начал собирать вокруг себя людей, которые разделяли его идеи даже спустя столько лет.

Власти бездействовали и люди находили облегчение и надежду в словах старца. Предшественников гандизма становилось все больше, вызывая отклик у разных слоев общества.

Долгая и мучительная борьба за свободу все-таки дала свои плоды и в 1947 году государство стало независимым. К сожалению, Пакистан отделился от Индии, из-за чего возник глобальный конфликт между мусульманами и последователями индуизма. Но и тут философ, объявив голодовку, решил ситуацию без кровопролития.

Второе заключение произошло в 1942 году за призывы к индийскому народу бойкотировать вступление в войну с Германией, а также за его с женой активное участие в кампании против колонизаторов «Вон из Индии!». Они провели в тюрьме три года. Его жена скончалась после года заключения.

Интересные факты из жизни индийского философа и политика

Людям, далеким от культуры Индии, многое может быть неясно и даже удивительно. Поэтому, дабы уберечь от мифов и рассказать уникальное, делюсь с вами интересными фактами:

  • Он всегда называл себя по имени Мохандас и никогда – Махатмой.
  • В юности Мохандас был настоящим денди. Представляете, он даже ходил на уроки танцев и этикета.
  • Несмотря на популярность философа и пожертвования, которые ему преподносили ученики, он всегда ходил в потрепанной одежде, брал самый минимум для жизни и не злоупотреблял своим положением.
  • Ганди арестовывали так часто, что в письмах он указывал вместо домашнего адреса тюремный. В 1931 году, когда состоялась аудиенция с королевой Британии, он прибыл в тюремной робе и кальсонах.
  • День рождения идеолога провозглашен государственным праздником Ганди Джаянти, а 11 апреля – день рождения жены – отмечается День индийских матерей.
  • Портрет философа висит почти в каждом доме Индии.
  • Он не употреблял молоко. Лишь под старость ему пришлось пить козье для поддержания здоровья.
  • Больше всего идеи Ганди не любил Уинстон Черчилль.
  • Урна с прахом идеолога сейчас находится в Лос-Анджелесе в Парке всех религий.

Покушения на жизнь Ганди и его смерть

Великого политического деятеля пытались убить два раза. Третья попытка стала роковой. Во время проповеди к Ганди подошел паломник и пустил в старца три пули. Врачи оказались бессильны. Идеолог, подаривший людям безопасную жизнь, сам оказался беззащитным.

Он покинул свой народ 30 января 1948 года, прожив 78 лет.

Конституция Индии, которую разрабатывал философ на протяжении долгих лет, была принята и защищает права граждан по сей день.

Лучшие фильмы и книги в память о великой личности

«Моя вера» – фундаментальный труд, в которой философ изложил четкое понимание буддизма. Книга, в которой философ показал связь между политикой и религией. Эта работа поможет человеку-буддисту постичь азы добра для борьбы с темной стороной жизни.

Дневник, который идеолог вел во время заключения, тоже имеет место быть. Письмо было для Ганди способом исповедаться, сидя в темной и давящей комнате.

Также существуют сборники выступлений Махатмы в разные годы: «Революция без насилия», «Путь к богу», «О молитве».

Узнать больше о Ганди можно из:

  • Очерка Марка Алданова «Портреты. Ганди».
  • Книги Комарова Э. «Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди»
  • Книги Горева А. «Махатма Ганди»

Фильмов о политическом деятеле не так много, но самой важной картиной можно смело назвать работу Ричарда Аттенборо. Картина, снятая в 1982 году, вызвала у зрителей полный восторг несмотря на свою длительность (целых три часа!).

Фильм прославился благодаря сюжету похорон Махатмы, которые прошли с участием более 300 000 человек, что удостоилось упоминания в Книге рекордов Гиннесса как абсолютный рекорд кинематографа.

Заключение

Главная заслуга деятеля перед индийским народом в том, что не дал стране скатиться в бездну классовой борьбы. Его идеи и борьба за ненасилие не только вовлекли низкий класс в государственную деятельность, но и изменили умы высшей прослойки общества.

Индия, получив звание свободной страны, начала активно распространять социальные и политические движения под учениями Ганди. В 50-е годы близкий друг философа возглавил кампанию против классовых различий и коммунализма.

Сегодня к политике идеолога обращается все больше политиков, ученых и писателей. Но вот о Ганди, к сожалению, вспоминают редко. Люди многое теряют, ведь обращение к его биографии позволило бы понять, почему политика великого деятеля, оказавшаяся столь действенной при завоевании свободы Индии, так малоэффективна сегодня и в самой стране индийского народа, и в других странах.

Великая душа. Жизнь и принципы Махатмы Ганди

В 2007 году, отвечая на вопросы корреспондентов журнала «Шпигель», президент России Владимир Путин сказал: «Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чём беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет… После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».

Эти слова облетели весь мир и вошли в число самых ярких фраз российского лидера за всю его политическую карьеру.

Но далеко не все из тех, кто вспоминает слова Путина, имеют чёткое представление о том, кем на самом деле был человек, которого президент России хотел бы видеть в качестве своего собеседника.

Трус из Порбандара

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в индийском городе Порбандар в состоятельной семье из варны вайшьев. Маленький Мохандас, или Мохан, меньше всего напоминал философа, мыслителя и политика, идеи которого перевернут мир.

Стеснительный мальчик не слишком любил учиться, боялся змей и призраков. О своей детской трусости в зрелом возрасти Ганди говорил совершенно откровенно.

В 13 лет Мохан женился на сверстнице по имени Кастурбай. Собственно, сам мальчик к женитьбе отношения не имел — брак заключили родители в полном соответствии с индийскими обычаями того времени.

Читайте также:
17 интересных фактов о Хью Лори

К моменту окончания школы Ганди имел весьма смутные представления о том, чем хочет заниматься дальше, и решение за него принял дядя, предложив отправить племянника учиться в Лондон на юриста.

В столице Британской империи к молодому человеку из Индии относились со снисхождением, как подобало относиться белым господам к смышленому аборигену из колоний.

Получив диплом, Мохандас вернулся на Родину, рассчитывая получить должность адвоката при суде Бомбея. Но тут выяснилось, что право, которое изучал молодой человек в Лондоне, отнюдь неравнозначно праву, действующему в Индии.

В 1893 году молодого юриста старший брат пристроил работать в Южную Африку, где в тот момент жило и работало много выходцев из Индии.

«Только для белых»

Здесь выяснилось, что Ганди — очень неплохой адвокат, который способен улаживать даже весьма сложные конфликты. Среди его клиентов были как белые, так и индийцы. Несмотря на то, что Ганди не очень старательно отслеживал свои доходы, его благосостояние росло, и через несколько лет он смог перевезти из Индии жену и сыновей.

Преуспевающий адвокат господин Ганди никогда бы не превратился в того Ганди, которого знает весь мир, если бы там же, в Южной Африке, он в своей адвокатской практике и повседневной жизни не сталкивался бы с вопиющими проявлениями неравенства. Белые держали индийцев за людей «второго сорта», платили им гроши, всячески унижали.

С полным бесправием сталкивались не только бедные индийцы, но и сам Ганди.

Канонический случай из его биографии: однажды респектабельный адвокат Ганди купил билет на поезд в первый класс. На его беду, мест в первом классе хватило не всем, и один белый господин, раздражённый этим обстоятельством, потребовал освободить для себя место, выставив «смуглого» в вагон попроще. И напрасно Ганди протестовал, показывал билет — на очередной станции пришла полиция, и адвоката просто вышвырнули из поезда, наглядно показав, где его место.

Мириться с этим Ганди не пожелал и решил посвятить свою жизнь борьбе за права угнетённых, в первую очередь — за права соплеменников-индийцев.

«Сатьяграха»

И опять-таки, пойди Ганди традиционным путём бунтарей, он стал бы всего лишь ещё одним в длинном списке революционеров.

Однако Ганди был категорическим противником вооружённой борьбы и в качестве альтернативы ей разработал собственный метод, в основе которого лежало стремление воздействовать на разум и совесть оппонентов.

Основой метода Ганди, который получил название «Сатьяграха», являлся отказ от насилия и готовность переносить боль и страдания.

Целью «Сатьяграхи» является превращение соперника в союзника и друга — сторонники этого метода считают, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди разработал правила и кодекс поведения участников «Сатьяграхи».

Её правила гласят:

  • Будьте уверены в себе, не полагайтесь на тех, чью деятельность вы не в состоянии контролировать в рамках вашего движения.
  • Держите инициативу в своих руках даже тогда, когда ждёте реакции оппонента, продолжайте предпринимать конструктивные активные действия.
  • Непрерывно ведите информационную пропаганду.
  • Сократите свои требования до минимума, однако в главном не уступайте никогда.
  • Избегайте статичных ситуаций.
  • Изучайте слабые стороны своих аргументов со всех сторон.
  • Ни в коем случае не отказывайтесь от поиска путей сотрудничества с оппонентами. Целью наступления должен быть не оппонент, а стоящая проблема.

Кодекс «Сатьяграхи» содержит следующие постулаты:

  • Откажитесь от контрударов по оппонентам.
  • Откажитесь от оскорблений.
  • Предупреждайте возможное физическое насилие над оппонентами и уважайте их доверие.
  • Не сопротивляйтесь конфискации имущества и аресту. Придерживайтесь своих идеалов.
  • Оказавшись под арестом, ведите себя, как истинный «сатьяграхи».
  • Подчиняйтесь выбранным лидерам. Если совесть подчиняться не позволяет, сложите с себя обязанности. Если недовольство лидерами принимает массовый характер, они должны быть выбраны заново.
  • Не ждите победы или безопасности. Данный метод нельзя назвать беспроигрышным, сохраняйте уверенность в себе и мужество. Потеря уверенности — это поражение.

Моральный авторитет для Индии

Принципы «Сатьяграхи» Ганди начал впервые применять в Южной Африке, борясь за права земляков.

Поначалу идеи адвоката вызвали улыбку не только у англичан, но и у тех, для защиты прав которых они, собственно, создавались.

Но, как говорил Ганди, «сначала тебя не замечают, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь».

Ганди отстаивал свои убеждения личным примером. Во время англо-бурской войны он не брал в руки оружия, а спасал жизни в качестве военного санитара. Он выпускал еженедельник «Индийское мнение», в котором словом боролся с неравенством. Он сменил европейскую одежду на индийскую, а драгоценности и подарки отдавал в пользование нуждающимся.

Власти Британской империи оказались всерьёз озадачены — чудаковатый адвокат, находивший всё новых и новых сторонников, оказался оппонентом, против которого у них не было методов. Аскетичного Ганди невозможно было купить, отрицающего насилие не за что было предавать суду. А его настойчивость медленно, но верно меняла ситуацию, заставляя колониальные власти идти на всё новые и новые уступки.

Моральный авторитет Ганди среди индийцев рос стремительно. В 1915 году, когда он вернулся из Южной Африки на Родину, писатель Рабиндранат Тагор, лауреат Нобелевской премии, впервые назвал Ганди «Махатмой» («великой душой»).

Сам Ганди считал, что недостоин подобного громкого титула.

В Индии «великая душа» становится душой движения за независимость страны, которое давно нуждается в объединяющей фигуре.

Проверка на прочность

Однако лидерство Махатмы Ганди вовсе не было безоблачным и безоговорочным. Категорическое неприятие насилия как метода борьбы отталкивало от него многих потенциальных союзников.

Махатма Ганди в течение 13 лет возглавлял Индийский национальный конгресс, однако покинул его, когда понял, что не может переубедить тех, кто хочет добиться независимости с оружием в руках.

Сам Ганди выдвигал в качестве метода борьбы с колонизаторами несотрудничество:

  • Отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан.
  • Бойкот выборов в законодательные собрания.
  • Бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений.
  • Отказ от одежды европейского образца.
  • Поощрение ручного ткачества и ручного прядения.
  • Отказ от уплаты налогов.
Читайте также:
Кто больше всего изменил ход истории

Принципы Ганди сталкивались с суровой реальностью — британские власти, в отличие от сторонников «Сатьяграхи», своё насилие не сдерживали. Дело не ограничивалось арестами и избиениями, порой манифестантов убивали. И тогда у индийцев сдавали нервы, и они отвечали на насилие насилием.

Ганди, к возмущению сторонников, заявлял: если у индийцев нет готовности удерживаться от насилия, значит, они ещё не готовы к независимости.

«Соляной поход»

Последовательность Махатмы Ганди многие объявляли слабостью и трусостью. Но право на свои принципы Ганди отстаивал личным примером.

Его арестовывали бессчётное число раз, судили за подстрекательство к антиправительственным действиям, отправляли в тюрьму — Махатма все испытания встречал со спокойствием и смирением.

Понять и принять принципы Ганди не могли и многие индийцы. Выступая против кастового неравенства, Махатма отрицательно относился к радикалам, требовавшим полного демонтажа кастовой системы индийского общества. Исповедуя индуизм, Ганди выступал против индуистов-радикалов, устраивающих гонения на индийцев-мусульман.

Одной из самых известных акций Ганди и его последователей стал так называемый «соляной поход» 1930 года. Махатма с 79 соратниками прошёл пешком от города Ахмадабад до побережья Аравийского моря. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, его участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом в знак нарушения колониальной соляной монополии участники «соляного похода» не уплачивали налог на соль.

Разгневанные колониальные власти бросили Ганди за решётку, но акция продолжилась и после его ареста. В тюрьме оказали около 80 тысяч человек, но и это не останавливало людей от протеста. В конце концов, власти выпустили Ганди.

«Соляной поход» произвёл огромный пропагандистский эффект. Махатма Ганди и его принципы набирали популярность во всём мире, включая Англию, к великому ужасу властей Британской империи.

Махатма Ганди — интересные факты

Настоящее имя Ганди — Мохандас, он родился в состоятельной семье, принадлежавшей к касте вайшьев (торговцев), родители были индуистами. Представляем интересные факты о Махатме Ганди.

Детство и юность

Учась в высшем заведении города Ранжкот, Ганди заинтересовался правовыми науками. Окончив учебу в Индии, он решает дальше продолжить обучение в Англии и получить диплом юриста. На всех фотографиях, дошедших до нас, Махатма Ганди был в традиционном индуистском облачении. Но во время учебы в Лондоне он одевался с поистине европейским изяществом. Тоже можно было сказать не только о его одежде, но и манерах. Таким образом, он хотел показать, что индус может быть ничем ни хуже любого европейца.

С удивлением для себя юноша узнал, что многие европейцы также как он не едят мясо (вероятно, в то время в моде было вегетарианство). С детских лет Мохандас был приучен к растительной пище. Будучи студентом, он возглавлял объединение вегетарианцев одного из районов Лондона. Получив специальность адвоката, Ганди решил вернуться на родину.

Адвокатская деятельность

После возвращения домой Ганди стал много путешествовать по Индии. Вскоре Мохандас устраивается юрисконсультом в одну южноафриканскую компанию, до места назначения он добирался на поезде, где с ним произошел один неприятный случай. Его не пустили в купе первого класса, так как он предназначался только для европейцев. Это очень разозлило Ганди, и он пообещал себе бороться за равные права европейцев и индусов.

Ганди разработал особый вид поведения человека «сатьяграха». Суть этого учения заключалась в том, чтобы бороться с противником, отказавшись от насилия. После службы в Африке, Мохандас вернулся в Индию. Он стал известен широкому кругу людей как философ и пацифист, с этого момента за ним закрепилось имя «Махатма», что в переводе означает «великая душа».

Борьба за независимость Индии

С 1915 года Ганди начинает активную борьбу за независимость своей страны от Великобритании. Он проводил многочисленные беседы с индийскими политиками из национального конгресса, объяснял необходимость автономии Индии как государства. У него появились как сторонники, так и противники. Патриоты были за независимость страны. Противниками были те, кто не хотел потерять свои титулы и звания, полученные от британской короны, лишиться места в английских компаниях и потерять возможность торговать английской продукцей.

Махатмой Ганди в 1919 году было организовано массовое собрание простых индусов в поддержку независимости страны. Миллионы людей вышли на мирную демонстрацию, скандирую лозунги о необходимости избавиться от британского владычества. Под влиянием эмоций митинг из мирного шествия превратился в уличные беспорядки. В результате Ганди арестовали как идеолога идеи независимости, и посадили на 6 лет в тюрьму.

После выхода из тюрьмы в городе Ахмадабад Ганди создает общество мудрецов, получившее название ашрам. Ежедневно в нем собирались толпы индусов, желавших послушать философа.

В результате многолетней борьбы в 1947 году родина Ганди получила независимость, разделившись на два новых государства: Индию и Пакистан. Но после этой долгожданной победы возникла новая беда – yачалась война между мусульманами, проживающими в Пакистане и индусами. Кровавую резню удалось остановить только после того как Ганди выступил с протестом против войны. Из уважения к этому политику противоборствующие стороны прекратили боевые столкновения.

Семья

Махатма Ганди женился на девушке по имени Каструба. На протяжении всей семейной жизни у них складывались хорошие отношения. Поскольку Ганди был всегда занят общественной деятельностью, все заботы по дому возлагались на жену. Каструба прекрасно понимала, сколько сил занимает у мужа его работа и во всем старалась поддерживать Махатму.

Был случай, когда она не захотела, как все чистить уборную, ссылаясь на то, что это работа только для касты «неприкасаемых». Ганди объяснил жене, что они такие же люди как все. Он всю жизнь пытался доказать это, называя их «детьми бога».

В течение всей жизни на Махатму Ганди покушались 3 раза, после третьего покушения политик погиб. 30 января 1978 года Ганди застрелил террорист (возможно, из-за того, что политик боролся против кастовой системы), спасти его жизнь врачам не удалось. Махатме было 78 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: