Хитрость Бенджамина Франклина

Эффект Бенджамина Франклина: как завоевать расположение важных и занятых людей

Можно ли заводить полезные связи, если у вас нет опыта и вас никто не знает? Отвечает психолог Мэг Джей.

Психолог Мэг Джей написала книгу «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом» — о тех людях в возрасте 20-30 лет, которые никак не могут понять, что же им сделать со своей жизнью. Мы публикуем фрагмент из книги, в котором рассказывается, как обратить на себя внимание опытных и влиятельных людей.

В конце XVIII столетия Бенджамин Франклин занимался политикой в штате Пенсильвания и пытался завоевать расположение одного из своих коллег-законодателей. Вот как он описывает эту историю в своей автобиографии:

«Я не стремился… добиться его расположения, оказывая ему какие-либо раболепные знаки внимания; но спустя некоторое время я применил другой способ. Услышав, что в его библиотеке имеется очень редкая и интересная книга, я послал ему записку, в которой выразил желание эту книгу прочитать и попросил оказать мне любезность, одолжив ее на несколько дней. Он прислал ее немедленно, и я вернул ее приблизительно через неделю с запиской, в которой горячо благодарил за услугу. Когда мы в следующий раз встретились в Палате, он заговорил со мной, чего раньше никогда не делал, и притом весьма любезно. В дальнейшем он неизменно обнаруживал готовность оказывать мне услуги во всех случаях, так что вскоре мы стали большими друзьями, и наша дружба продолжалась до самой его смерти. Вот лишний пример справедливости усвоенного мною старинного изречения, которое гласит: «Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли».

Нам кажется, что если люди испытывают к нам симпатию, то они будут оказывать нам услуги, поскольку именно так и происходит в городских сообществах.

Однако эффект Бенджамина Франклина и последующие эмпирические исследования говорят о том, что в случае с малознакомыми людьми все обстоит иначе. Такие люди начинают испытывать к нам симпатию, только когда сами сделают нам какое-то одолжение.

После этого они готовы оказывать нам и другие услуги. Франклин пришел к выводу, что если ему необходимо расположить кого-то к себе, он должен попросить этого человека об услуге. Так он и сделал.

Эффект Бенджамина Франклина показывает, что хотя установки действительно влияют на поведение, оно тоже может воздействовать на установки. Если мы оказываем кому-то услугу, мы начинаем верить в то, что испытываем симпатию к этому человеку. Эта симпатия приводит к очередной услуге, и т.д.

Будучи разновидностью техники «нога в дверях» (стратегии, при которой сначала необходимо попросить о небольшом одолжении, а затем о более крупном), эффект Бенджамина Франклина свидетельствует о том, что одна услуга со временем порождает и другие, а мелкие услуги влекут за собой более крупные.

Однако, говоря об эффекте Бенджамина Франклина, часто опускают вопрос, который очень интересует многих юношей и девушек двадцати с лишним лет: с какой стати человек, возможно, старший и более успешный, станет помогать им? Как Бенджамину Франклину удалось добиться той самой первой услуги?

Все очень просто. Добрые поступки совершать приятно. Когда человек проявляет великодушие, у него возникает чувство, которое называют «удовольствием помощника». В ходе многочисленных исследований была установлена непосредственная связь между альтруизмом и счастьем, здоровьем и долголетием, — но только при условии, что помощь, которую мы оказываем другому человеку, не становится ему в тягость. Большинство людей помнят о том, как в самом начале жизненного пути им помог кто-то из тех, кто уже добился определенных успехов.

В связи с этим у благожелательности по отношению к молодым людям после двадцати есть обратная сторона.

Помощь другим — один из неотъемлемых элементов зрелости, поэтому двадцатилетние юноши и девушки, обращаясь к малознакомым людям за помощью, дают им возможность совершить хороший поступок и испытать удовольствие от этого, — если только то, о чем их просят, не выходит за рамки разумного.

Давайте обсудим этот момент.

Иногда двадцати-тридцатилетние пытаются обсудить с малознакомыми людьми свои расплывчатые карьерные устремления в расчете на то, что эти люди подскажут им, что делать. Такие просьбы не выходят за рамки возможностей успешных людей, но могут выходить за рамки их расписания или ролей.

Написание развернутого ответа на электронное письмо по поводу высшего образования, которое кто-то должен получить, может потребовать достаточно много времени. Кроме того, люди, с которыми вы поддерживаете слабые связи, не должны говорить вам, кем лучше стать — социальным работником или исполнителем народной музыки.

Один руководитель отдела персонала сказал мне следующее: «Часто бывает так, что люди договариваются со мной о встрече, чтобы узнать о вакансиях в нашей компании, а когда приходят, откидываются в кресле, складывают руки и ждут реакции от меня. И у меня возникает мысль: “Ведь это вы попросили меня о встрече, так задавайте же правильные вопросы! Не спрашивайте меня, как долго я работаю в компании, лишь бы как-то поддержать разговор, пока я не подскажу вам, что вам делать со своей жизнью”».

Читайте также:
24 интересных факта о Джареде Лето

Давайте более внимательно проанализируем, о какой услуге попросил Бенджамин Франклин. Он не отправил к законодателю посыльного с запиской, которая гласила: «Арахисовый суп в закусочной?» (в XVIII веке это был бы эквивалент электронного сообщения со словами «Кофе?» или «Поболтаем?»). Франклин знал, что занятому человеку такое предложение может показаться слишком расплывчатым, поэтому поступил более обдуманно, выработав правильную стратегию.

Франклин изучил информацию о человеке, расположения которого хотел добиться, и определил его сферу интересов. Он показал себя серьезным человеком, который обращается с важной просьбой. Он пробудил интерес к себе. Доказал свою адекватность. И обратился с четко сформулированной просьбой: позволить ему воспользоваться книгой.

Когда вы просите людей, с которыми поддерживаете слабые связи, дать вам рекомендации, высказать свои предложения, познакомить с кем-то или провести хорошо продуманное информационное собеседование, я рекомендую вам придерживаться того же подхода: пробудите интерес к себе. Продемонстрируйте свою адекватность. Проведите необходимую подготовительную работу для того, чтобы точно знать, что вам нужно или к чему вы стремитесь. А затем вежливо попросите об этом. Некоторые из тех, к кому вы обратитесь с просьбой, ответят вам отказом. Однако многие согласятся выполнить ее.

Самый быстрый путь к чему-то новому — это один телефонный звонок, одно электронное письмо, одна посылка с книгами, одна услуга, одна вечеринка в честь тридцатилетия.

Однажды я нашла в печенье такое предсказание: «Мудрый человек сам творит свою судьбу». Пожалуй, лучшее, что мы можем сделать для собственной судьбы в двадцать с лишним лет, — это сказать «да» своим слабым связям или дать им повод сказать «да» нам. Исследования показывают, что во взрослой жизни сеть социальных контактов сужается, поскольку карьера и семейная жизнь делают людей более занятыми. Именно поэтому, даже если мы часто меняем работу, переезжаем с места на место, живем с разными людьми и проводим много времени на вечеринках — это самое подходящее время для налаживания полезных связей, причем не только с теми, кто тоже говорит о том, что у них плохая работа или что в мире не осталось хороших людей, но и с теми, кто воспринимает все несколько иначе. Слабые связи — это контакты с теми людьми, которые помогут вам улучшить свою жизнь прямо сейчас (и будут делать это снова и снова в предстоящие годы), если только вы возьмете на себя смелость разобраться, чего вы на самом деле хотите.

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Жизненный кодекс: эффект Франклина

Человек со стодолларовой купюры был гением лайф-менеджмента. И возможно, благодаря этому достиг остальных высот

Бенджамин Франклин не был президентом США, однако его портрет напечатан на купюрах наибольшего номинала. Современники называли этого человека самым знаменитым американцем в мире. Он — единственный из «отцов-основателей», чья подпись стоит на всех трех документах, сыгравших ключевую роль в создании США: Декларации независимости; мирном договоре с Англией, завершившем Войну за независимость, и Конституции.

Пятнадцатый отпрыск небогатого ремесленника, проучившийся в школе всего два года, Франклин за одну, пусть даже сравнительно долгую, жизнь успел основать, организовать, сочинить, опубликовать, исследовать, изобрести невероятное количество всего. Эту поразительную продуктивность отчасти можно объяснить его привычкой рационализировать любую деятельность, от режима дня до принятия решений.

Еще в молодости Франклин разработал систему самосовершенствования и самоконтроля: выписал 13 приоритетных добродетелей, каждую неделю работал преимущественно над одной из них, и так по кругу. Франклин сообщал в «Автобиографии»: «Я хотел бы, чтобы мои потомки знали, что именно этому маленькому изобретению, с божьего благословения, обязан их предок постоянным счастьем своей жизни вплоть до настоящего времени, когда он пишет эти строки в возрасте семидесяти девяти лет». Мир до сих пор пожинает плоды деятельности этого ума, который всегда был занят чем-нибудь полезным.

Добродетель первая — воздержанность

Ешь не до отупения, пей умеренно.

Стеклянные бокалы в эпоху Франклина служили не только вместилищем веселящих напитков, но и куртуазной музыкальной забавой. На бокалах играли и даже пели под их аккомпанемент. Бенджамин Франклин вдохновился этим и в 1761 году сконструировал стеклянную гармонику — музыкальный инструмент, в котором звуки извлекались прикосновением пальцев к вращающимся стеклянным полусферам. Для гармоники писали музыку Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Однако скоро популярность этого инструмента сошла на нет из-за распространившегося мнения, будто звуки гармоники вызывают безумие.

Добродетель вторая — молчаливость

Облекай в слова лишь то, что может принести пользу окружающим или тебе самому; избегай пустословия.

Франклин считался знаменитым ученым, однако для истории науки в целом большую роль сыграли его опыты, чем теории, облеченные в слова. Франклин был практиком и рационалистом, постоянно что-то изобретал и конструировал. Одно из самых значимых его изобретений — бифокальные очки. Франклин сначала сделал их для себя: с возрастом он стал плохо видеть как вблизи, так и на расстоянии, а пользоваться двумя парами разных очков было неудобно. Для себя ученый собрал и длинную механическую руку, чтобы доставать книги с верхних полок, для брата усовершенствовал мочевой катетер, сделав трубку гибкой. Также Франклин создал автономную чугунную печь особой конструкции, позволяющей уменьшить потери тепла и, соответственно, расход топлива. Однако широко применяться печь такого типа стала лишь после того, как часовщик Дэвид Риттенхаус доработал ее, устранив технические недочеты. Франклин принципиально не патентовал изобретения, считая, что они, как и другие достижения науки, должны принадлежать всем.

Читайте также:
19 интересных фактов о Николае Пирогове

Управление людьми: Книга с секретом

Эффектом Бенджамина Франклина современные ученые назвали парадокс: люди склонны лучше относиться к тем, кому они оказали услугу, чем к тем, кто сделал нечто хорошее им самим. Считается, что мозг так подстраивает отношение к действиям, когда обнаруживает противоречие между ними. Франклин в «Автобиографии» рассказал, как добился расположения недоброжелателя, просто попросив у того почитать редкую книгу. «Он прислал ее немедленно, и я вернул ее приблизительно через неделю с запиской, в которой горячо благодарил за услугу. Когда мы в следующий раз встретились… он заговорил со мной, чего раньше никогда не делал, и притом весьма любезно… Вскоре мы стали большими друзьями, и наша дружба продолжалась до самой его смерти».

Добродетель третья — организованность

Пусть у всех твоих вещей будет свое место; пусть у всех твоих дел будет свое время.

По словам Франклина, ему всегда трудно давался порядок. Он превратил записную книжку в подобие органайзера, расписав занятия в течение суток по часам. Образец распорядка дня Франклина был напечатан в его автобиографии и научил многих читателей грамотно распоряжаться временем. Подобные таблицы на каждый день советуют заполнять и современные гуру тайм-менеджмента.

Добродетель четвертая — решительность

Решайся на по-настоящему нужные дела; решившись же, делай неукоснительно.

К началу Войны за независимость Франклин стал одним из самых решительных сторонников выхода североамериканских колоний из-под власти британской короны, несмотря на то что его сын Уильям, губернатор Нью-Джерси, примкнул к лоялистам. На втором году войны представители 13 колоний проголосовали за отделение от метрополии и официально объявили об этом. Историческое решение изложили в Декларации независимости США, для составления которой созвали комиссию из пяти наиболее уважаемых политиков. 70-летний Бенджамин Франклин стал главным редактором документа, текст которого написал 33-летний Томас Джефферсон. 4 июля 1776 года Декларация независимости была официально утверждена, и появились Соединенные Штаты Америки.

Добродетель пятая — бережливость

Раскошеливайся лишь на то, что во благо окружающим или тебе самому; ничего не трать впустую.

В 1752 году с подачи Франклина в Филадельфии основали первую в Америке страховую компанию, Philadelphia Contributionship . В то время страшным бедствием в городах были пожары. Эта фирма изначально страховала здания от огня на семь лет и оказалась настолько успешной, что продолжает работать по сей день.

Добродетель шестая — трудолюбие

Не теряй времени даром; всегда будь занят чем-нибудь полезным; напротив, ото всех необязательных дел избавься.

Шесть недель продолжалось плавание Франклина из Англии в Америку весной 1775 года, но у него не было времени на дорожную скуку. Три-четыре раза в день пожилой дипломат опускал в океан самодельный термометр и заносил данные в таблицу. Франклин исследовал теплое течение Гольфстрим, о котором впервые услышал от кузена-китобоя Тимоти Фолгера. Знание курса этого течения позволяло судам быстрее пересекать Атлантику. Еще раньше, в 1770 году, Франклин на основе сведений от кузена и собственных наблюдений начертил первую в мире карту Гольфстрима и закрепил за ним это название (в переводе с английского gulf stream означает «течение из залива»).

Добродетель седьмая — искренность

Не прибегай к коварному обману; пусть твои мысли будут чисты и справедливы, а если говоришь, то пускай такими же будут и слова.

Бенджамин Франклин был талантливым журналистом и преуспевающим издателем, с 16 лет публиковался в прессе, с 23 — выпускал собственную газету. Помимо прочего, он стал автором, возможно, первой политической карикатуры в истории Штатов. В 1754 году Франклин создал и напечатал в своей «Пенсильванской газете» рисунок: разрубленная на части змея с надписью «Объединимся или умрем». Восемь частей были символом разобщенных британских владений в Северной Америке, которые публицист призывал объединиться, чтобы дать отпор нападавшим на эти территории французским колонистам и индейцам. Впоследствии рисунок растиражировали в прокламациях, агитирующих американцев сплотиться уже против владычества Англии, перед Войной за независимость.

Добродетель восьмая — справедливость

Никогда не оскорбляй людей и не избегай благих дел, которые суть твой долг.

В Филадельфии Франклин прославился как основатель буквально всего. В 1730-е годы с помощью созданного им дискуссионного клуба Франклин учредил первую в городе пожарную бригаду и первую в британских североамериканских колониях общественную платную библиотеку. Также он основал первую на территории будущих США общественную больницу и первый в колонии Пенсильвания колледж — Филадельфийскую академию. Академия в наши дни известна как Пенсильванский университет, больница — как Пенсильванский госпиталь, библиотека — как Библиотечная компания Филадельфии, вероятно, самое старое действующее культурное учреждение в США. Основанное Франклином Американское философское общество тоже процветает до сих пор.

Читайте также:
12 интересных фактов из жизни Бажова

Добродетель девятая — сдержанность

Остерегайся крайностей; не обижайся на оскорбления, тем более если тебе кажется, что они заслуживают негодования.

Возможности американцев отвоевать независимость у Англии были под вопросом без сильного союзника. В декабре 1776 года Франклин прибыл во Францию для переговоров. Извечные соперники англичан, французы жаждали реванша после неудач в недавней Семилетней вой не, однако король Людовик XVI опасался в открытую нарушать хрупкий мир. Еще до прибытия Франклина другой американский эмиссар, Сайлас Дин, устроил тайную поставку французского оружия в Штаты, причем посредником в этой сделке был знаменитый драматург Пьер-Огюстен Бомарше. Но нужно было больше: французские войска и корабли, кредиты и признание Штатов на международном уровне. Переговоры затягивались, обе стороны нервничали, один из американских эмиссаров, Артур Ли, подозревал в работе на британские спецслужбы всех вокруг, включая Франклина, и шпионы действительно были, например секретарь миссии. Франклин же сохранял спокойствие, считая, что утечка информации о возможном союзе ухудшит отношения между Англией и Францией и тем послужит его делу. Так и вышло. В начале 1778 года американцы подписали с французским правительством соглашения о дружбе и торговле и о создании военного союза. Франклин выиграл сложнейшую дипломатическую кампанию. Во главе миссии он подписал в 1783 году мир с Англией, добившись официального признания бывшей метрополией Штатов на максимально выгодных для американцев условиях.

Управление жизнью: Пирамида продуктивности

В XX веке специалист по тайм-менеджменту Хайрам Смит, опираясь на заметки Франклина, разработал систему планирования и самоконтроля. Вместе с бизнес-тренером Стивеном Кови он составил «пирамиду продуктивности Франклина», в основании которой находятся главные ценности человека, на второй ступени — глобальные цели, над ними — краткосрочные цели и ежедневные задачи. Смит также начал выпускать блокноты Franklin Planner, расчерченные под распорядок дня.

Как врага превратить в друга: метод Бенджамина Франклина

Что делать, если в вашей жизни появился влиятельный недоброжелатель? Вы ему не симпатичны, и он обладает достаточной властью, чтобы в ответственный момент вставить вам палки в колеса. Некоторые люди в такой ситуации пытаются самоустраниться, другие — одолеть недоброжелателя, доказать окружающим свое превосходство. Есть и третий вариант — врага можно превратить в друга.

У каждого учителя был свой учитель. Так Дейл Карнеги говорил: «Если вы хотите получить превосходные советы о том, как обращаться с людьми, управлять самим собой и совершенствовать свои личные качества, прочтите автобиографию Бенджамина Франклина — одну из самых увлекательных историй жизни».

Автобиография известного политического деятеля, дипломата, ученого и изобретателя была фундаментом, из которого вырос бестселлера Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

Как Франклин обезоружил соперника

Отрывок из «Автобиографии» Франклина о том, как можно превратить врага в союзника, — один из самых поучительных в его книге. Приводим его целиком:

«Мое первое продвижение по службе состояло в избрании меня в 1736 году секретарем Генерального собрания. В тот год я был избран единогласно; но в следующем году, когда я снова выставил свою кандидатуру (секретарь, как и члены собрания, избирался на один год), один из новых членов произнес против меня длинную речь в пользу другого кандидата. Тем не менее я был избран. Это было для меня тем более приятно, что, кроме платы за непосредственное исполнение обязанностей секретаря, новое место доставляло мне большие возможности привлечь к себе внимание членов, которые обеспечивали меня заработком, давая печатать избирательные бюллетени, законы и бумажные деньги, а также другую случайную работу для публики, что в целом приносило немалый доход.

Поэтому мне весьма не понравилась оппозиция со стороны этого нового члена, богатого и образованного джентльмена, обладающего талантами, которые могли со временем обеспечить ему большое влияние в Палате, что впоследствии действительно и случилось. Я не стремился, однако, приобрести его расположение, оказывая ему какие-либо раболепные знаки уважения; но спустя некоторое время я применил другой способ. Услышав, что в его библиотеке имеется очень редкая и интересная книга, я послал ему записку, в которой выразил свое желание прочитать эту книгу и попросил оказать мне любезность одолжить ее мне на несколько дней. Он прислал ее немедленно, и я вернул ее приблизительно через неделю с запиской, в которой горячо поблагодарил за его услугу. Когда мы следующий раз встретились в Палате, он заговорил со мной, чего раньше никогда не делал, и притом весьма любезно; и в дальнейшем он неизменно обнаруживал готовность оказывать мне услуги во всех случаях, так что мы вскоре стали большими друзьями, и наша дружба продолжалась до самой его смерти. Вот лишний пример справедливости усвоенного мною старинного изречения, которое гласит: «Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли». И этот случай показывает, насколько выгоднее благоразумно устранять вражду, чем злопамятствовать, платить злом за зло и продолжать враждебные действия».

Этот психологический принцип сейчас называют эффектом Бенджамина Франклина. Хотя Франклин всего лишь умело пользовался мудростью, которая была известна в его время.

Читайте также:
Интересный факт из жизни Тициана

К слову, об этом же писал Лев Толстой: «Мы любим людей не за добро, которое они нам сделали, а за то добро, которое мы сделали для них».

Этот психологический принцип понимал и Марсель Пруст. Он сформировал его так: «Любят ту, которой дарят ожерелье». Не дарят ожерелье той, которую любят, а любят ту, которой дарят ожерелье.

Один из героев прустовской эпопеи «В поисках утраченного времени» маркиз Сен-Лу любил девушку легкого поведения, что поразило его друга Марселя, главного героя романа. Он знал эту девушку в качестве 20-франковой проститутки. Но странная увлеченность Сен-Лу этой девушкой стала объяснимой: Сен-Лу впервые увидел ее на сцене (а не в борделе, как Марсель), в этом контексте она привлекла его внимание, а потом был с ней так щедр, что уже, согласно эффекту Франклина, не мог ее не любить.

Почему эффект Франклина работает

Эффект Франклина кажется парадоксальным. Здравый смысл подсказывает, что люди, которым мы сделали хорошее, должны стремиться помочь нам. Но реальность другая: мы сами хотим вновь помочь им. Особенно это правило проявляется в ситуациях общения с малознакомыми людьми. Если незнакомец нам уже помог, то он, скорее всего, поможет нам еще больше, если мы попросим. И наоборот, если небольшая помощь нам оказана не была (а мы о ней и не просили), то незнакомец едва ли согласится нам оказать более существенную услугу. Это явление было подтверждено в ходе эксперимента Джонатана Фридмана и Скотта Фрейзера, проведенного в 1966 году.

В нем участвовало 156 домохозяек, отобранных в случайном порядке из телефонного справочника. Домохозяйки должны были согласиться на «большую просьбу» — впустить в свой дом на два часа 5 мужчин, которым должна быть предоставлена полная свобода передвижений в доме, им должно быть разрешено заглянуть в кладовые и буфеты с целью последующей классификации предметов домашнего обихода.

В одной из групп испытуемых сначала просили ответить на несколько вопросов по телефону о моющих средствах, а уже через три дня к ним по телефону обращались с «большой просьбой». Тогда как в другой группе испытуемых просили выполнить только «большую просьбу», без осуществления предварительного контакта с ними. Более 50% испытуемых из первой группы согласились с «большой просьбой», тогда как из второй группы — менее 25%. То есть двухступенчатый подход был вдвое результативнее.

Эксперимент свидетельствует, что выполнение даже маленькой уступки ощутимо повышает последующую уступчивость человека.

Как на уровне нашей психики работает этот принцип? Эффект Франклина объясняется через теорию когнитивного диссонанса. Мы испытываем психический дискомфорт, когда в нашем сознании сталкиваются конфликтующие представления, и склонны перестраивать свое отношение для того чтобы устранить напряженность или «диссонанс» между нашими мыслями, отношениями и действиями.

Так в случае противника Франклина в его голове, вероятно, возник диссонанс между его отношением к Франклину и совершенным им поступком (одолжил ему редкую книгу). После совершения этого поступка, он, вероятно, истолковал случившееся примерно так: «Я дал Франклину книгу, значит он хороший и достойный человек. Иначе бы не одолжил».

В психологии этот механизм называется рационализацией: мы делаем такие выводы, благодаря которым собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

Наш мозг ведет себя как сторонний наблюдатель, постоянно наблюдая за тем, что мы делаем, а затем выдумывает объяснения необычным действиям. Он выполняет роль своего рода пресс-атташе, которому вечно приходится оправдывать странные поступки своего хозяина. Эти рационализации впоследствии влияют на наши представления о нас самих. Мозг не «любит», когда наши действия не соответствуют убеждениям, которые мы имеем о себе. Когда наше поведение противоречит нашим убеждениям (например, в случае когда мы делаете что-то хорошее для кого-то, кто нам не нравится, или наоборот, когда мы делаем что-то плохое человеку, о ком мы должны заботиться), этот конфликт немедленно вызывает тревожные сигналы. Мозг поступает хитро — он меняет наше восприятие человека с целью уменьшить конфликт и отключить сигналы тревоги.

Как эффектом Франклина можно пользоваться

1. Если вы торговец

Профессиональные продавцы скорее всего уже давно внедрили этот эффект в свою практику. Вместо того, чтобы предлагать помощь потенциальному клиенту, продавец может его попросить о помощи. Например, попросить поделиться своими впечатлениями о других продуктах. Эта услуга, оставшаяся неоплаченной, может вызвать симпатию в клиенте к продавцу. Если он рассказал об этом другому просто так, значит другой вызывает в нем доверие, думает он.

2. Если вы наставник

Вместо того, чтобы настаивать о своей версии поведения или предлагать непрошенную помощь, предложите подопечному поменяться ролями, и попробовать ему решить свою проблему, как будто она стала вашей. Это не только поможет созданию новых решений (решать проблемы другого проще, чем свои), но и расположит его к вам.

3. Если вы хотите сблизиться с человеком

Этот способ описывает в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейл Карнеги. Вы можете попросить коллегу оказать вам услугу, сообщив ему, что у него есть то, чего у вас нет (например, хорошее чувство вкуса, больше знаний). Это сразу поднимет мнение человека о вас и пробудит в нем желание с радостью помочь вам снова в следующий раз. Вы начинаете искренне нравится этому человеку.

Читайте также:
19 интересных фактов о Ван Гоге

4. Если вам надо отдалиться от человека

Допустим, что вы взяли на работу знакомого, оказав таким образом ему услугу. Он оказался посредственным сотрудником. Но эффект Б.Франклина заставляет вас к нему относиться с симпатией, а это вредит работе. Если вы станете более жестким с таким человеком, то направите эффект Франклина в обратную сторону. Уволить при необходимости знакомого будет психологически легче.

5. Если вам нужна существенная помощь

Попросите сперва о небольшой услуге и поблагодарите за помощь. Человек будет расположен к вам и в следующий раз, возможно, окажет вам большую помощь.

6. Если вам нужно настроить окружающих доброжелательно к вам

Попросите их сделать для вас небольшое одолжение. Если они согласятся, то будут к вам расположены более доброжелательно.

Эффект Франклина — мощный инструмент, которым можно решить целый набор жизненных задач. Его можно использовать как для устранения вражды, как это было в примере Франклина, так и для решения задач в ущерб другим людям. Но увлекаться без нужды применением этого эффекта тот, в честь кого его назвали, не рекомендует. «Если делаешь то, что не следует, терпи то, что не нравится», — предупреждает Франклин.

Суть статьи в одном абзаце:

Б. Франклин в своей «Автобиографии» ссылается на старинное изречение, которое он применял в жизни, — «Тот, кто однажды сделал вам добро, охотнее снова поможет вам, чем тот, кому вы сами помогли». Оно описывает психологический принцип, который обычно называют эффектом Бенджамина Франклина. Если применять его в жизни, то врагов можно превращать в друзей и легко сближаться с людьми. Если у вас есть «большая просьба» к человеку, сперва попросите его о небольшом одолжении. Такой маневр повысить вероятность того, что он пойдет вам навстречу и с «большой просьбой», что было доказано экспериментально.

Франклин: хороший понт дороже денег. В чём секрет человека с купюры $100?

​315 лет назад, 17 января 1706 года, родился один из самых узнаваемых людей планеты Земля. Его узнаваемость гарантируется постоянной эмиссией национальной валюты США. Стодолларовых купюр становится всё больше, а этот человек как раз на них и изображён. Да, это Бенджамин Франклин.

В США его фигура давно превратилась в настоящего идола, и это ещё мягко сказано. Наши соотечественники старшего поколения должны помнить, как с самого детства всем ставили в пример мальчика по имени Володя Ульянов. Он, разумеется, был такой же, как и все, и «тоже бегал в валенках по горке ледяной». Но при этом он был гораздо лучше прочих. Можно сказать, что приближался к абсолютному идеалу. Если верить книге «Наш Ильич», а конкретно — главе воспоминаний о детстве Ленина, то Володя и кушал хорошо, и перед сном обязательно чистил зубы, и с самого раннего возраста проявлял задатки лидера: «Его всегда выбирали атаманом. В игре он был очень справедлив. Он был сильный мальчик, но терпеть не мог драк. Бывали случаи, что он осуждал себя, доказывая, что неправильно поступил как атаман». Словом, ребёнок до тошноты правильный, послушный, застёгнутый на все пуговицы.

Началось это не сегодня и даже не вчера. Желающие убедиться могут ознакомиться с прекрасным рассказом одного американского писателя, произведения которого во многих штатах исключили из школьной программы, а книги изъяли из библиотек. Итак, Марк Твен, «Покойный Бенджамин Франклин»: «Герой сего рассказа поставил себе цель замучить будущие поколения и отнять у них безмятежное детство. Афоризмы его так и пышут враждой к мальчикам. Нынешний мальчик не может следовать ни одному своему нормальному инстинкту без того, чтобы сразу не нарваться на какой-нибудь бессмертный афоризм и фамилию Франклина. Если он покупает на два цента земляных орешков, отец скажет: „ Помнишь ли ты, сын мой, что говорил Франклин: „Деньга деньгу куёт“, — и земляные орешки теряют всю свою сладость. »

Действительно, из всего литературного наследия Франклина чаще всего цитируют его афоризмы, называя их пышно и красиво, например «Жизненные принципы величайшего американца». Хотя тот же Марк Твен ехидно прошёлся и по ним: «Претенциозные афоризмы, которые этот человек в своих потугах быть оригинальным переделывал из истин, навязших в зубах еще во времена вавилонского столпотворения».

Между тем, если внимательно прочитать его настоящий хит — книгу воспоминаний о своей жизни, которую издатели традиционно называют «Автобиография», — многое станет понятно, а образ этого и впрямь нерядового человека будет наконец лишён той благолепной ерунды, что на него навесили.

Главный вопрос, который возникает в процессе этого увлекательного чтения, такой: «И всё же, что было для Франклина важнее — быть или казаться?» Как ни странно, при всех его реальных заслугах временами хочется склониться к варианту «казаться». Он, в общем, не особенно это и скрывает: «Я заботился не только о том, чтобы в реальности быть деловым, толковым и энергичным. Но и о том, чтобы эти качества были всем заметны. Например, покупая бумагу для печатни, я вез ее через весь город — непременно сам и непременно на скрипучей тачке, так, чтобы все меня заметили. Работая по вечерам, я садился у окна, и, видя мое трудолюбие и неутомимость, торговцы часто предпочитали покупать товары у меня, а не у моих конкурентов».

Читайте также:
Микеланджело Буонарроти – Интересные факты

Вообще-то это называется самопиаром. В «пацанской» среде так и говорят: «Хороший понт дороже денег». И это вполне справедливо. Умение нравиться — достаточно мощный ресурс. Главная заслуга Франклина состоит как раз в том, что он был одним из первых, кто подошёл к этому делу системно.

Но была имиджевая необходимость. Олицетворяя образ вольтеровского «благородного дикаря», хитрый сын мыловара попал в самую точку. Вот что он писал своей дочери из Франции: «Лицо твоего отца стало настолько узнаваемым во Франции, что его можно найти на медальонах, кольцах, часах и табакерках, а также на рисунках и гравюрах, раскупающихся как горячие пирожки». На протяжении долгих семи лет он был чуть ли не самой модной фигурой Парижа. Второй президент США Джон Адамс, сопровождавший его, писал: «Слава Франклина была более всеобщей, чем Лейбница или Ньютона, Фридриха Великого или Вольтера, и никто из них не возбуждал такой любви и уважения своей личностью. Он был популярен у правительства и у народа до такой степени, что едва ли был горожанин или крестьянин, камердинер, кучер или лакей, горничная или судомойка, которая не знала бы о нём и не считала бы его другом человечества».

Он сумел обаять даже славящихся своим недоверием русских. Так, едкий и острый на язык Денис Фонвизин, познакомившийся с ним, называл его не иначе как «Славный Франклин», и, похоже, «идеальный американец» стал прототипом Стародума из комедии «Недоросль».

Им были очарованы и такие выдающиеся умы, как Николай Карамзин и Екатерина Дашкова. Вообще в России Франклина любили и почитали, пожалуй, все. Все, кроме самого главного человека Империи — Екатерины Великой.

Она имела для того причины. Давным-давно, в 1762 году «Пенсильванская газета», редактором, автором и издателем которой был Франклин, проехалась по Екатерине, которая только-только взошла на престол в результате дворцового переворота: «Будучи иностранкой, она не имеет ни капли крови российских царей в своих венах, ее восхождение на трон есть случайный выбор нового правления. Нынешняя царица не похожа на настоящую женщину из Московии. » Екатерина, которая всю жизнь старалась быть образцом русского человека, запомнила это надолго. Когда вся Франция, включая королеву Марию-Антуанетту, восхищалась простотой манер заезжего республиканца, находя их «премилыми и забавными», русская императрица обронила: «Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним». И как в воду глядела. Очень скоро «премилые республиканские манеры» восторжествуют в самой Франции, вот только забавного в них будет немного.

Владимир Вернадский: биография и вклад в науку

  • 27 Сентября, 2019
  • Искусство
  • Маргарита Владимирова

Владимир Иванович Вернадский – известный ученый начала 20-го века, который внес значительный вклад в развитие современных знаний. Он интересовался не только естественными науками – биологией, геохимией, минералогией и другими, – но и посвящал свои труды истории и философии. Владимир Иванович не раз задавался вопросом, сможет ли человек, получив власть над природой, сохранить то, что ему вверено. Естествоиспытатель активно участвовал в становлении биогеохимии – нового знания о химических процессах в недрах Земли. Если говорить кратко о биографии Владимира Ивановича Вернадского, то можно отметить, что ученый написал огромное количество работ. Его труды были высоко оценены в научной среде и послужили основной для других научных исследований.

Происхождение

Сведения, известные о младенческом периоде жизни, являются краткими. В биографии Владимира Вернадского это было довольно спокойное время. Ученый родился 28 февраля 1863 года в городе Санкт-Петербурге. Мать Владимира, Анна Петровна, происходила из дворянской семьи. Его отец, Иван Васильевич, занимал высокую должность при министерстве внутренних дел. Мужчина имел украинские корни, поэтому семья спустя какое-то время перебралась в Харьков.

Детство и юношество

Детские годы Владимира Вернадского прошли на украинской земле. В городе Харькове он поступил в гимназию, где обучался до 1876 года. Одним из важных фактов в биографии Вернадского, определивших его судьбу, являлся ранний интерес мальчика к чтению. Он был очень любознательным и интересовался серьезной литературой. Владимир перечитал большую часть книг из библиотеки отца.

Тяжелое заболевание, перенесенное отцом, наложило отпечаток на жизнь семьи и сыграло роль в дальнейшей биографии В. И. Вернадского. Дневники, которые он начал вести после смерти брата Николая, содержали его самые потаенные мысли. Будучи известных ученым, он излагал в них свои философские идеи об устройстве мира и взаимодействии человека с природой.

Образование

Спустя время семья вернулась в Санкт-Петербург, где будущий ученый продолжил свое образование. Он поступил в гимназию, где заинтересовался естественнонаучными трудами, тем самым определив свой дальнейший жизненный путь. Молодой человек также проявлял склонность к изучению иностранных языков, которые преподавались в школе на высоком уровне.

После окончания гимназии Владимир был зачислен на 1-й курс Университета в Санкт-Петербурге. Его выбор пал на естественно-математический факультет, где его преподавателями были известные ученые того времени: Д. И. Менделеев, Н. Н. Бекетов.

Читайте также:
17 интересных фактов о Жюле Верне

Интерес к науке

Обучаясь в университете, юноша увлекся наукой о минералах. Во время учебы он путешествовал и изучал природу вместе со своим наставником В. В. Докучаевым. Профессор привил ему тягу к знаниям в области кристаллографии и минералогии. И уже через несколько лет Владимир опубликовал свои первые научные работы. В них выдающийся ученый описывал нефть и грязевые вулканы.

Это был период в биографии Владимира Ивановича Вернадского, когда он начал применять неординарный научный подход. Ученый рассматривал природные явления не только с практической, но и с философской точки зрения. Именно в университетский период он стал развивать системное мышление и задумываться о взаимосвязи различных событий и процессов.

Карьера

Владимир Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1885 году, и его труды были высоко оценены в научных кругах. Заметив его интерес к минералогии, В. В. Докучаев предложил молодому человеку принять участие в организации музея при университете.

Как было принято в то время, Владимир проходил стажировку за границей – сначала в Германии, потом во Франции. В Мюнхене Вернадский изучал кристаллографию, а в Париже совершенствовался в горном деле. По возвращении домой он занимал должность доцента Московского университета. В его обязанности входило чтение лекций и занятия со студентами.

Научные труды и достижения

Талантливый ученый достиг больших успехов в научной деятельности и внес неоценимый вклад в науку. Биография Вернадского интересна также и тем, что он развивал философские идеи начала 20-го века. Первой серьезной работой Владимира Ивановича стало изучение строения алюминиевых квасцов. Ученый выдвинул гипотезу о коалиновом ядре, которое входило в состав большинства этих минералов.

Работа, связанная с силикатами, стала частью магистерской диссертации, которую Владимир Иванович защитил в 1891 году. Спустя время ученый издал собственный учебник по кристаллографии. Он активно участвовал в экспедициях и изучал строение горных пород. Одновременно с этим Вернадский большое количество времени уделял самообразованию, изучая труды по философии и истории.

Семья

О личной жизни ученого можно рассказать кратко. Биография Владимира Ивановича Вернадского – это образец для подражания и пример счастливой семейной жизни. Еще в годы обучения в университете он заключил брак с Натальей Старицкой. Супруги назвали сына, родившегося в 1887 году, именем Георгий. В 1898 году Владимир и Наталья стали родителями во второй раз – у них родилась дочь Нина. Известно, что впоследствии девочка посвятила свою жизнь изучению психиатрии, а сын ученого стал профессором русской культуры в Йельском университете.

Общественная деятельность

Во время учебы в университете Владимир Иванович активно участвовал в общественной жизни, проникнувшись социальными проблемами. Он состоял в народном кружке литераторов, где регулярно делал публикации на злободневные темы. Его волновали вопросы образования в России и общее положение дел в стране.

Будучи уже состоявшейся личностью, ученый не остался в стороне от народа и был выбран гласным в Тамбовской губернии. Вернадский открыл бесплатные столовые для бедноты и ходатайствовал о доступности образования. Благодаря Владимиру Ивановичу были открыты школы и больницы в небольших населенных пунктах, организованы библиотеки. Вернадский сознательно посвятил часть своей жизни помощи людям, он искренне желал создать лучшие условия жизни для населения.

Он выступал как делегат от Тамбовского земства на съезде в Петербурге и Москве, отстаивая права граждан. Вернадский полагал, что политический курс следует изменить в сторону европейских ценностей. Ученый стал одним из первых, кто развивал либеральное движение в России. В связи с недовольством населения в 1906 году правительство пошло на уступки, учредив Государственную думу. Вплоть до 1919 года ученый состоял в партии кадетов, выступал за ограничение монархической власти, отмену смертной казни и автономию университетов.

Трудное время

В начале 1917 года В. И. Вернадский почувствовал ухудшение здоровья. Он вынужден был уехать на Украину, где попал в гущу событий Гражданской войны. Ученый не сразу принял новую власть, считая революционное движение символом уничтожения русской интеллигенции и разложения национальной культуры.

Перебравшись в Киев, он занялся организацией работы в Академии наук и пытался продолжить исследования. Ученый честно исполнял свой долг, стараясь даже в таком круговороте событий сохранить библиотеку с редкими экземплярами книг. Несмотря на постоянную смену властей, пытался договориться о финансировании научных работ.

Известным фактом биографии Вернадского в период Гражданской войны является его постоянное перемещение по стране во избежание столкновения с новой властью. Ученый имел возможность выехать за границу, но не смог оставить Родину и продолжил исследования. Большевистский режим застал его в Крыму в январе 1921 года. Вместе со своим соратником С. Ф. Ольденбургом он был переправлен в Петроград.

Вернадскому удалось избежать репрессий благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко, который когда-то являлся его студентом. После непродолжительного ареста ученый был освобожден и вместе с дочерью отбыл в Мурманск, чтобы продолжить работу.

Развитие геохимии

Ученый одним из первых задумался о природе происхождения минералов. Исследователи того времени сходились во мнении о том, что минералогия – это описательная наука. Они старались как можно лучше характеризовать свойства камней и систематизировать их.

Читайте также:
19 интересных фактов про Илона Маска

Взгляды Вернадского по этой тематике существенно отличались, он применил совершенно другой подход к изучению минералов. Прежде всего ученого интересовало происхождение тех или иных пород и их распределение в земной коре. Таким образом, он поставил новую задачу перед современной минералогией – объяснить эволюцию минералов.

Большое внимание Вернадский уделял пути миграции химических элементов в почве и условиям образования пород. С его точки зрения, такой подход имел практическое значение. Он предполагал, что залежи полезных ископаемых имеют определенные состав и свойства благодаря естественным превращениям в земной коре.

Еще один важный факт в биографии Вернадского – его достижения и труды в области углубленного изучения свойств минералов и их систематизации. Он создал новую классификацию на основе свойств соединений углерода и кремния – наиболее распространенных элементов в земной коре.

Идеи о радиоактивных превращениях

Участие ученого в разработке новых технологий – факт, который обязательно упоминается даже в его краткой биографии. Вклад Вернадского в науку способствовал развитию ядерной отрасли в России. По возвращении в Петроград ученый занял пост директора Радиевого института. Предпосылкой к созданию послужила проблема постоянной добычи новых ресурсов во время Первой мировой войны. В этот период Россия столкнулась с нехваткой сырья для оборонной промышленности. В связи с этим с 1915 года была создана специальная комиссия по изучению природных ископаемых страны. Именно тогда началось образование ряда научно-исследовательских институтов.

С конца XIX века существовало единое мнение ученых о неделимости атома. Ситуация изменилась после открытия электрона и начала исследований в области радиоактивности. Выступая на заседании Академии наук задолго до этого, ученый произнес речь о новом виде энергии. Владимир Иванович назвал поиск урановых месторождений основной задачей современной науки.

Вместе с тем, предполагая, какой немалой мощностью будет обладать новое топливо, он был обеспокоен за будущее страны. Ученый как будто предчувствовал уже тогда, чем может обернуться неумелое обращение с атомом.

В биографии Вернадского есть период, когда он работал за границей. По официальному приглашению Владимир Иванович проводил лекционные занятия в университете Сорбонны. Именно в это время он сотрудничал с Марией Склодовской-Кюри и продолжил работу с радиоактивными элементами. В 1927 году ученый выпустил на французском языке новое издание по геохимии.

Свой последний доклад ученый сделал в 1937 году – так завершился этап исследовательской работы в биографии Вернадского. Его научным достижением и успехом того времени стала идея об определении геологического возраста пород по радиоактивному распаду элементов. Ученый настаивал на создании специальной комиссии в международном масштабе в целях определения точного геологического времени.

Понятие ноосферы

В течение многих лет Вернадский рассматривал в единстве процессы живой и неживой природы. По мнению ученого, биосфера – это самоорганизующаяся система, где протекают процессы миграции жизненно необходимых элементов. Вернадский считал, что состав и свойства биосферы претерпевают изменения под действием человеческих усилий.

Еще один важный факт в биографии Вернадского – формулировка ученым понятия “ноосфера”. Это область, подчиненная разуму человека и преобразованная им. Владимир Иванович одним из первых предположил, что в ноосферу когда-то будет включен и космос.

Ученый твердо верил, что человек способен изменить биосферу к лучшему. Он утверждал, что менять природу можно лишь в соответствии с ее законами, и только в этом случае можно достичь гармонии и счастья для всего человечества. Талантливый исследователь, как никто другой, осознавал последствия варварского отношения к родной земле. Об этом говорят факты его биографии. Заслуги Вернадского и его достижения в науке по достоинству оценены научным сообществом.

Жизнь ученого оборвалась в 1945 году, когда ему был 81 год. Тяжело переживая смерть любимой супруги, с которой он прожил более половины века, ученый скончался 6 января от кровоизлияния в головной мозг.

20 фактов из жизни В. И. Вернадского — одного из величайших учёных ХХ века

Масштаб личности Владимира Ивановича Вернадского (1863 — 1945) просто колоссален. В эпоху, когда учёные уже начали закрываться в раковины узкой специализации, он успешно работал в самых разных отраслях науки. А ведь кроме научной работы он был прекрасным организатором, философом и даже находил время для политики. Многие идеи Вернадского опередили своё время, а некоторые, может быть, ещё ждут своего воплощения. Как и все выдающиеся мыслители, Владимир Иванович мыслил категориями тысячелетий. Его вера в человеческий гений заслуживает уважения, ведь росла она в тяжелейшие времена революций, Гражданской войны и последующих увлекательных для историков, но чудовищных для современников событий.

1. Вернадский учился в Первой петербургской гимназии. Сейчас это санкт-петербургская школа № 321. Во времена детства Вернадского Первая гимназия считалась одной из лучших школ в России.

2. В университете среди преподавателей Вернадского были Дмитрий Менделеев, Андрей Бекетов и Василий Докучаев. Идеи последнего о комплексной сути природы оказали на Вернадского большое влияние, Впоследствии ученик пошёл намного дальше Докучаева.

3. В области политики Вернадский прошёл буквально по лезвию ножа при всех режимах. В 1880-х годах он, как и подавляющее большинство тогдашних студентов, придерживался левых взглядов. Пару раз его задерживала полиция, он был знаком с впоследствии повешенным за покушение на цареубийство Александром Ульяновым.

Читайте также:
17 интересных фактов об Иване Дмитриеве

4. После Февральской революции 1917 года Вернадский непродолжительное время работал в министерстве просвещения. Затем, уехав на Украину, он реализовал инициативу тогдашнего правителя Павла Скоропадского и организовал и возглавил Академию наук Украины. При этом учёный не принимал украинского гражданства и весьма скептически относился к идее украинской государственности.

5. В 1919 году Вернадский болел тифом и был на грани жизни и смерти. По его собственным словам, в бреду он увидел своё будущее. Он должен был сказать новое слово в учении о живом и умереть в возрасте 80 — 82 лет. На самом деле Вернадский прожил 81 год.

6. При Советской власти Вернадский не подвергался репрессиям, несмотря на столь явные огрехи в биографии. Единственный непродолжительный арест случился в 1921 году. Он закончился быстрым освобождением и извинениями чекистов.

7. Вернадский верил, что высшей стадией политического развития общества станет диктатура учёных. Он не принимал, ни социализм, строившийся на его глазах, ни капитализм, и считал, что общество должно быть устроено более рационально.

8. Несмотря на весьма сомнительные, с точки зрения 1920 — 1930-х годов, политические взгляды Вернадского, руководство СССР очень ценило работу учёного. Ему позволяли выписывать иностранные научные журналы без цензуры, тогда как даже в специализированных библиотеках из изданий вроде «Nature» вырезали десятки страниц. Академик также свободно переписывался со своим сыном, жившим в США.

9. Несмотря на то, что основы теории о ноосфере как об области взаимодействия человеческого духа и природы разработал Вернадский, сам термин предложил Эдуард Леруа. Французский математик и философ слушал лекции Вернадского в Сорбонне в 1920-х годах. Сам Вернадский впервые употребил термин «ноосфера» в статье, опубликованной во Франции в 1924 году.

10. Идеи Вернадского о ноосфере весьма утопичны и практически не принимаются современной наукой. Постулаты вроде «Заселение человеком всей планеты» или «Выход биосферы в космос» настолько размыты, что не представляется возможным определить, достигнут тот или иной рубеж или нет. Люди были на Луне и регулярно находятся в космосе, но означает ли это выход биосферы в космос?

11. Несмотря на критику, идеи Вернадского о необходимости целенаправленного преобразования природы, безусловно, верны. Любое более или менее глобальное воздействие на природу должно быть просчитано, а его последствия учтены самым внимательным образом.

12. Гораздо интереснее достижения Вернадского в прикладной науке. К примеру, единственное месторождение урана, пригодное для разработки при создании ядерного оружия, было открыто в Средней Азии экспедицией, инициированной Вернадским.

13. В течение 15 лет, начав ещё при царе, Вернадский возглавлял Комиссию по развитию производительных сил. Наработки комиссии легли в основу плана ГОЭЛРО — первого масштабного плана реорганизации хозяйственного комплекса в мире. Кроме того, Комиссия изучила и систематизировала сырьевую базу СССР.

14. Биогеохимия как наука была основана Вернадским. Он основал первую в СССР биогеохимическую лабораторию, позднее преобразованную в Научно-исследовательский институт, носящий его имя.

15. Вернадский внёс большой вклад в изучение радиоактивности и развитие радиохимии. Он создал и возглавлял Радиевый институт. Учреждение занималось поисками месторождений радиоактивных материалов, способами обогащения их руд и практическим применением радия.

16. К 75-летию Вернадского в Академии наук был издан специальный двухтомник, посвящённый юбилею учёного. В него включили труды самого академика и работы его учеников.

17. В 80-летний юбилей В. И. Вернадский получил Сталинскую премию первой степени по совокупности заслуг перед наукой.

18. Космизм Вернадского не имеет никакого отношения к тому, что начали подразумевать под этим понятием, да ещё и добавив к нему «русский», во второй половине 20-го века. Вернадский твёрдо стоял на естественнонаучных позициях, лишь допуская возможность существования явлений, пока не познанных наукой. Эзотерику, оккультизм и прочие псевдонаучные атрибуты в космизм принесли гораздо позже. Вернадский самого себя называл агностиком.

19. Владимир Вернадский и Наталья Старицкая прожили в браке 56 лет. Супруга умерла в 1943 году, и тяжело болевший учёный так и не смог оправиться от утраты.

20. В. И. Вернадский умер в Москве в январе 1945 года. Всю жизнь он боялся инсульта, от последствий которого страдал его отец. И действительно, 26 декабря 1944 года у Вернадского случился инсульт, после которого он прожил ещё 10 дней.

Вернадский Владимир Иванович — интересные факты из жизни ученого

Всякий, кто стоял когда-нибудь в одиночестве на берегу озера или моря, в лесу или на горной вершине, ощущал это удивительное чувство единения с миром. Владимир Иванович Вернадский перевёл это из эмоциональной плоскости в научную.

Всё на Земле взаимосвязано: вода, небо, человек, камень. Живое становится мёртвым, которое питает живое, энергии переходят одна в другую. Вернадский назвал это биосферой. Это не было совсем новым словом в науке, но русский учёный впервые обосновал учение о едином целом, которое составляют живая среда и живое вещество. Более того, он утверждал, что жизнь присуща мирозданию изначально.

Таким образом, В.И. Вернадский – крупнейший представитель русского космизма. Но это только одна из граней гениальности этого человека. По разнообразию своих интересов и учёных работ он вполне сравним с одним из гениев эпохи Возрождения.

Читайте также:
13 интересных фактов об Иване Калите

Первые учителя

Родился Владимир Иванович в Санкт-Петербурге, в семье профессора экономики и истории. Вырос в среде учёных, которые составляли гордость Российской империи.

Учился в одной из лучших в стране классических гимназий, а потом поступил в университет, где минералогию преподавал Василий Васильевич Докучаев, внёсший огромный вклад в мировую науку, основатель почвоведения, доказавший необходимость комплексного исследования природы. И вот здесь можно проследить его влияние на Вернадского, который пошёл гораздо дальше своего учителя. Не только природа Земли, но и весь Космос – единый организм, где всё влияет одно на другое. Такие умозаключения для XIX века были бы ещё слишком смелыми.

Заграница и наука

Окончив университет, молодой учёный остался там для научной работы. Но вскоре уехал пополнять знания за рубеж. Швейцария, Франция, Италия, Англия, Германия. Два года он работал в этих странах, участвовал в геологических экспедициях, знакомился с новейшими достижениями в науке и философии. Вернувшись в Россию, он в 1897 году защищает докторскую диссертацию, а после этого начинает читать лекции по минералогии и кристаллографии в Московском университете. Он не чуждался и политики.

В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного Совета. Но главным всегда оставалась наука. Через два года он стал академиком. В эти годы отдельными частями выходит его первый фундаментальный труд. Новое в его «Опытах описательной минералогии» заключается в идее эволюции минералов, и в необходимости их изучения в земной коре.

Политика в жизни учёного

Москва очень много дала учёному, но в 1911 году он покидает родной университет. Таким образом, он и ещё несколько крупных учёных выразили протест против введённого в учебных заведениях полицейского режима. Вернадский вернулся в родной Санкт-Петербург. Он занимается геохимией, проводит исследования по метеорике, что означает предсказание погоды в зависимости от воздушных перемен, пишет статьи о полезных ископаемых, истории естествознания. Кроме того, работает директором Геологического и минералогического музея Академии наук. Именно под его председательством впервые началось изучение естественных производительных сил России.

Жизнь на Украине

В 1917 году у Владимира Ивановича диагностировали туберкулёз, и он уехал на Украину. Поэтому он был в Киеве, когда началась Гражданская война. Это не стало препятствием для научной деятельности. Вскоре он стал президентом Академии наук в столице Украины. Но научные исследования продолжали оставаться главным в жизни учёного.

Он изучает геохимию Азовского моря и публикует статью о необходимости его геохимического изучения. Это помогло ему в разработке учения о биосфере. «Живое вещество». Так называлась его работа, которая стала началом новой отрасли знания на стыке биологии и геологии. Живое и неживое, по Вернадскому, изначально существуют в космосе. Они не могут происходить друг от друга, поскольку различны по своим пространственно-временным свойствам.

Человек – мерило всего

Следующим революционным понятием, введённым Вернадским в научный обиход, стала ноосфера. Эти идеи тоже не были новыми. Они высказывались время от времени различными мыслителями, включая Гумбольдта и Гёте, уже больше двух сотен лет. Но именно Вернадский объединил их в единое целое.

Саморазвитие материи, переход биосферы в ноосферу, и влияние на это человека. Впервые это было изложено в научной статье, которая была опубликована в Париже в 1924 году. Впоследствии, как считал Вернадский, развитие ноосферы приведёт к тому, что человек освободится от необходимости получать энергию от растительного и животного мира. Пища станет полностью синтетической. Это можно считать утопией, как и уверенность Вернадского в том, что развитие науки приведёт к отказу от войн. А вот его предсказание, что развитие ноосферы неизбежно приведёт к выходу человека в космос, как мы видим, сбылось.

Наука и философия

Учение Вернадского имеет не только научное значение. Оно оказало огромное значение на мировоззрение многих философов. Начало жизни надо искать за пределами геологической истории. То есть она возникла ещё до того, как сформировались оболочки планеты.

Сначала возникли не отдельные организмы, а биосфера в целом. Такие тезисы уже близки к религиозной картине мироздания, хотя сам В.И. Вернадский был «философом-скептиком». Он продолжал работать за границей и после 1917 года. Преподавал в Сорбонне, с 1923 по 1926 год был в научной командировке, работал во Франции и Чехословакии.

Последние годы

Позже за рубеж учёного выпускать прекратили, но репрессии, стоившие жизни многим его коллегам, Вернадского не коснулись. Наступала атомная эпоха, а учёный и в этой сфере был незаменим. Но всё же главным его наследием стало учение о биосфере и, как его продолжение, ноосфере. По крайней мере, три течения научной и философской мысли, порождённые учёным, сохраняют значимость и популярность до сих пор. Умер В.И. Вернадский в 1945 году. В его честь учреждены специальная премия и золотая медаль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: