Филипп Македонский – Интересные факты

Филипп Македонский – Интересные факты

Александр III Великий из Македонии — одна из самых известных личностей в истории.

Все знают ещё со школьных лет, что Александр Македонский был одним из самых знаменитых полководцев мира. Но Александр Македонский и одна из самых загадочных исторических личностей. Всё, что о нём известно — это труд сотен людей, которые в сохранившихся манускриптах, книгах, исторических документах нескольких государств искали и собирали сведения об этом великом человеке. И многие из этих сведений, совпав по времени, показаниям очевидцев и закрепленные письменными источниками претендуют на роль исторических фактов из богатой событиями, но такой короткой жизни Македонского.

Безусловно, Александр III Македонский — одна из самых влиятельных политических фигур древности. Ведь Александр Великий был превосходным лидером и гениальным военным стратегом, завоевавшим огромные территории. К концу его правления территория Македонской империи простиралась от современной Греции до северной части Африки, включая Египет и большую часть Азии, где сейчас находятся Турция, Пакистан и Иран. Великий полководец Александр Македонский добивался объединения Запада с Востоком зная, что единственным средством для этого, может быть только грубая военная сила.

1.Родился Александр Македонский в 356 году до н. э. в древнегреческом городе Пела. Точная дата рождения великого полководца неизвестна. Известен лишь год. А вот с числами и месяцами произошла путаница. Одни считают, что родился он между 6 и 10 октября (со свидетельства Аристобула, записанного Аррианом). Но весь мир больше считает, что Великий Александр родился между 20-м и 26-м июля и не без основания. Ведь по преданию, в ночь на 21 июля 356 года до н.э. Герострат, поджёг храм Артемиды Эфесской. Вот и существует теория, что пока обсуждали это событие, Александр и родился. А чтобы наверняка не забыть, связали два этих события между собой. Тем более, как говорили умные люди и старейшины, рождение Великих, всегда знаменуется каким-либо событием, да хоть грандиозным пожаром.

2. Александр был учеником Аристотеля. Отец Александра Филипп II Македонский пригласил воспитывать 13-летнего сына, наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории. Мало чего известно о трех годах, проведенных будущим полководцем под опекой ученого. Известно лишь, что Аристотель учил его медицине, морали, логике и конечно же, философии, а так же привил ему любовь к литературе и научил уважать философов.

3.Помимо высококлассного образования, отец Александра, Филипп II Македонский, заложил хорошую военную базу для будущих побед сына. Было создано мощное и большое войско и Коринфский союз, в котором объединились все самые крупные греческие города-государства.

4.Иногда, будучи 16 — летним подростком, Александр, оставался замещать на троне своего отца, когда тот уезжал по государственным делам. В один из таких отъездов Филиппа, произошло восстание фракийского племени медов. Александр III Македонский, будучи сыном своего отца-воина, подавил восстание, и чтобы зародить традицию — называть города своим именем — назвал бывшее фракийское поселение — Александрополем, а позже основал и сам город.

5.Первая победа была им одержана, когда ему было 18 лет. Взойдя на престол в 334 году до н. э., Македонский переправился в Азию (сейчас это территория Турции), где он выиграл сражение с персидскими войсками под предводительством Дария III.

6.Будучи наследником Филиппа II, Александр Македонский правил 13 лет, правил Империей, которую сам же и создал. Он был одним из тех царей, которые сами шли в бой со своим войском и знали солдат поименно. Он являлся гениальным стратегом, воином-полководцем, который одержал победу в первой же битве.

7.Отец Александра, царь Филипп Македонский был убит, когда тому было 20 лет. Учитывая молодость Александра, его успехи в создании одной из величайших империй мира вызывают всеобщее восхищение.

8.Помимо Аристотеля, Александр поддерживал связь и с другими известными философами того времени. Однажды он подошел к Диогену на городской площади и задал вопрос: «Могу ли я что-то для тебя сделать?». «Да, — ответил Диоген, — отойти в сторону. Ты заслоняешь мне солнце». Александр пребывал в восторге от ответа великого аскета, он был очарован и впечатлен отказом Диогена и заявил: “Если бы я не родился Александром, я был бы Диогеном”.

9. Он не проиграл ни одной битвы. Александр Македонский известен по сегодняшний день, как один из величайших военных стратегов всех времен. Он на протяжении 15 лет вел успешную военную кампанию, покорив многие страны, включая Турцию и Иран.

10.В 336 году до н. э., придя к власти, Александр Македонский убил всех возможных претендентов на трон. В живых он оставил лишь своего слабоумного брата, которого звали Арридеем. После смерти Александра, в 323 году Арридей стал правителем и взял имя Филипп III Арридей.

11. У Александра было три жены: Роксана, Парисатида и Статира. Историки утверждают, что Роксана была одной из красивейших женщин в Азии. Александр взял ее в жены по любви.

12.Будущая жена Македонского была пленницей, в которую он влюбился с первого взгляда. 327 год до н. э. ознаменовался для Македонского грандиозным захватом согдийского Рока. До этого момента согдийский Рок считался непобедимой горной крепостью. Полководцем были пленены тысячи людей. Однажды Александр прохаживался, рассматривая своих пленников. Среди них он увидел совсем юную девушку. Ее звали Роксана. Она была дочерью дворянина из Бактрии. По решению Александра, вскоре решено было сыграть свадьбу. Роксана стала женой Македонского. Спустя несколько месяцев уже после смерти Александра она родила ему сына, названного в честь отца Александром IV.

13.Более 70 городов Александр назвал в честь себя. По обычаю, в память о своих завоеваниях в зоне бывших военных фортов Александром строились города, названные им «Александрия». Самый крупный город был основан в устье реки Нил в 331 г. до н.э. Сегодня северная столица занимает второе место по площади среди городов Египта. По городам с названием «Александрия» можно проследить весь путь завоеваний Македонского — через современную Турцию, Иран, Афганистан, Таджикистан, Пакистан.

14.Шесть лет вторжений в Персидскую империю дали свои плоды, — Персеполь был захвачен, империя покорена. Александру предстояло удержать власть над нею. С этой целью в 324 году до н. э. Македонский решил провести массовые ритуалы свадеб, при этом заставив 92 уважаемых македонцев жениться на персидских женщинах. Сам полководец взял в жены старшую дочь царя Дария, а также дочь царя Артаксеркса. Более того, после этого Александр стал носить полосатую тунику, пояс и диадему, присущую персидской царской одежде.

Читайте также:
23 интересных факта о Брэде Питте

15. Ко всему прочему, Александр Великий был тонким психологом, он разрешил своим воинам переписку с родными, этим самым он находил слабые звенья в своих войсках. По сути, он был первым военным цензором.

16. 15 лет военной деятельности не разочаровали Александра ни одним провалом. Его уникальная военная стратегия и тактика, не допустившая ни единого промаха, до сих пор теперь изучается в военных академиях и училищах. Неизменно Александр всегда вел войска с устрашающей скоростью, в то же время, позволяя им затрачивать минимум силы, чтобы достичь и разбить вражеские линии прежде, чем враги смогли среагировать, то есть враги уничтожались им, не успев подготовиться к битве.

17. От Александра Македонского приятно пахло. По свидетельствам исторических документов, великий полководец был известен любовью к чистоте и всегда тщательно соблюдал личную гигиену. Также он пользовался благовониями для тела, поэтому тело Македонского источало приятный аромат. Через 400 лет после кончины царя Плутархом был создан труд «Житие благородных римлян». В нем говорится о том, что от кожи царя Александра Македонского пахло приятными благовониями, дыхание всегда было свежо, и в целом тело его было пропитано свежими ароматами. Во многом «обонятельная деталь» являлась атрибутом традиции, согласно которой всепобеждающий царь имел божественное происхождение и соответственно признаки (ароматное тело). Сам полководец не раз заявлял общественности, что является сыном Зевса.

18.Коня Александра звали Буцефал. Был при дворе Филиппа II, конь невиданной красоты, а нрава сильно уж буйного. После того, как Филипп сам попробовал Буцефала урезонить-оседлать, и потерпел неудачу, он стал предлагать всем своим знакомым, попробовать тоже эту лошадку успокоить. Понятно, что раз уж у самого Филиппа II не вышло коня оседлать, что другим-то лезть? Но только не Александру! Будучи 10-ти летним мальчуганом, сумел он коня великого оседлать. Все удивились, а Филипп коня Александру и подарил — заслужил он. Впоследствии Александр брал коня во все походы, но в боях лошадка не участвовала.

19. Но однажды Буцефал был все же смертельно ранен в военном походе. Рядом с рекой Хидаспес, где была одержана самая сложная за время индийской кампании победа, был образован город Бусефал, названный Александром в честь своего любимого коня.

20. Лишь единственный раз Александр Македонский ушел без боя, без победы. Как-то Македонский решил захватить город Лампсака. И вот, когда уже гости были пред вратами града, готовые нанести удар, из-за стен города вышел Анаксимен — один из любимых учителей Александра, преподававший юному завоевателю риторику. В надежде спасти город Анаксимен открыл рот, чтобы набрать побольше воздуха и сказать… Но, переполненный уважением к своему учителю, Александр не дал открыть тому рта, и крикнул: — Анаксимен! Что бы ты сейчас не попросил — этому не бывать. Я не исполню ни одной твоей просьбы, клянусь! Но Анаксимен был хитёр… Знал как обмануть ученика: — А мне — говорит — ничего и не надо. Прошу только — разграбь, завоюй, да подожги этот город, прямо вот сильно прошу! А Македонский-то, поклялся не исполнять просьб учителя… И, пришлось отступить. Ох уж этот хитрый Анаксимен…

21.Однажды Александр Великий вступил в неравный бой и вышел из него победителем. Этот факт еще раз доказывает, что Александр Македонский, величайший воин всех времен. Одна из битв показала, что все зависит от человека, ведущего войско к победе. В решающую битву в войне с Персией, 1 октября 331 года, Македонский вступил с войском, в несколько раз меньшим, чем войско противника. В распоряжении Александра было 7 000 конных воинов, и 40 000 пеших. При подсчете потерь, Александр не досчитался около 1 000 своих солдат. Трупов персов же, насчитали 30 000. Естественно битва была выиграна Македонским.

22.Однажды Александр Македонский устроил состязания в честь мудреца Калана, который по одному ему известным убеждениям, сжег сам себя. Состязались в музыке, колесничном беге, различных многоборьях и, конечно же, в винопитии. Самое интересное, что в винопитии победил человек по имени Промах. 23.К 13-летию своего правления легендарный воин объединил земли Востока и Запада благодаря определенной технике ведения боя и культурному обмену. К моменту смерти Александра Македонского в 33 года, его репутация достигла такого пика, что его стали причислять к лику святых.

24.Благодаря своему образованию удавалось Александру легко завоевывать земли. Он рассуждал, как философ и изучив основы медицины, он знал, в какой орган бить врага, чтобы было наверняка. Наверное, он учил этому и всё свое войско.

25. Его смерть остается загадкой по сей день. В 323 году до н. э. Александру исполнилось 32 года. В том же году нежданная болезнь внезапно подкосила его. Прославленный правитель заболел после выпитого вина на пиршестве. Через несколько дней Македонский скончался. Учитывая, что отец его был убит собственным помощником, в числе подозреваемых было близкое окружение царя, особенно супруга Антипатра и сын от нее — Кассандра. Некоторые биографы древности даже предположили, что организаторами стала вся семья Антипатра. Причем по приказу Кассандры впоследствии были убиты сын Александра и его вдова. Исследователи биографии Александра Македонского указывают на то, что к его убийству мог быть причастен и сам Аристотель, так как являлся приближенным семьи Кассандры. Историки предполагают самые разные версии причины его гибели — от инфекционной болезни до убийства путем отравления. Скорее всего, мы так и не узнаем, что же погубило знаменитого полководца.

26.Многие библиографы современности не исключают того, что причиной смерти Александра могла стать одна из болезней — малярия, инфекция легких, брюшной тиф или печеночная недостаточность.

27.Плутарх сообщает, что тело Македонского сначала было отправлено в Вавилон к египетским бальзамировщикам. Однако ведущий египтолог А.Уоллис Бадж предположила, что останки воина Древнего Египта были погружены в мед, чтобы предотвратить распад. Через год-два оно было было возвращено в Македонию, но его перехватил Птолемей I, один из бывших генералов. Поэтому, зная место нахождения тела Македонского, Птолемей получил статус преемника великой империи.

28.Тело Великого полководца похоронили в Александрии, его могилу посещали многие известные личности. Известно, что могилу Александра посещали Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октавиан (будущий Август Цезарь), римский император Каракалл. В этом в летописях описано, как Юлий Цезарь, Марк Антоний и будущий император Рима Октавин (Август Цезарь) совершили паломничество к могиле Македонского в Александрии (Египет). В 30 г. до н.э. Октавиан рассматривал 300-летнюю мумию Македонского и возложил к ней венок. А последняя запись о посещении могилы римским императором Каракала датировалась 215 г. до н. э. Впоследствии гробница была разрушена, и о её месторасположении забыли из-за политических потрясений и начала римской эпохи.

Читайте также:
19 интересных фактов о Черчилле

29. Александр был честолюбив и не обращал внимания на общественное мнение. Поэтому дружил с Таис, знаменитой гетерой, и женился на пленнице Роксане по любви.

30.У него было 2 сына, убитых еще детьми.

31.В его армии использовались самые легкие и прочные доспехи, сделанные изо льна.

32 Александр всегда шёл впереди армии и каждого своего воина знал в лицо.

33.Он был хитрым и дальновидным политиком, его «разделяй и властвуй», живо и поныне. Правителями завоеванных территорий назначались выходцы этих земель.

34.Александр был очень жестоким, он в 16 лет сумел подавить восстание, убив всех жителей восставшего города.

35. Благодаря Македонскому, имя Александр популярно во всем мире.

36.Он твёрдо придерживался принципа — предавший однажды, предаст еще, и поэтому казнил перебежчиков.

37. После его скоропостижной кончины все его кровные родственники были убиты. Род великого Александра был прерван.

38.Профиль великого полководца и правителя было первым, отчеканенным на монетах.

39.Александр Великий – человек, покоривший полмира, но который пал жертвой своих же собственных амбиций.

40. Самое печальным фактом биографии Александра Македонского является тот, что место могилы такого знаменитого исторического деятеля было утеряно. Грустно, что и точную дату его рождения не записали, и место захоронения потеряли.

Филипп II Македонский

Филипп II вошёл в историю больше как отец Александра Великого, хотя осуществил наиболее трудную, первоначальную задачу укрепления Македонского государства и фактического объединения Греции в рамках Коринфского союза. В дальнейшем его сын воспользовался сильной, закалённой в боях армией, сформированной Филиппом, для создания своей необъятной, но быстро развалившейся империи.

Содержание

Царствование Филиппа

Филипп II родился в 382 до н. э. в городе Пелла, столице древней Македонии. Отцом его был царь Аминта III, мать Эвридика происходила из знатного рода Линкестидов, правивших долгое время независимо на северо-западе Македонии. После смерти Аминты III Македония медленно распадалась под натиском фракийских и иллирийских соседей, греки также не упускали случая прибрать к рукам слабеющее царство. Примерно в 368—365 гг. до н. э. Филипп находился в заложниках в Фивах, где ознакомился с устройством общественной жизни Древней Греции, усвоил основы военной стратегии и приобщился к великим достижениям эллинской культуры. В 359 до н. э. вторгшиеся иллирийцы захватили часть Македонии и разгромили македонское войско, убив царя Пердикку III, брата Филиппа, и ещё 4 тысячи македонцев. [1] Сын Пердикки, Аминта, был возведён на трон, но в силу малолетства опекуном над ним стал Филипп. Начав править как опекун, Филипп вскоре завоевал доверие войска и, отодвинув наследника, стал в 23 года царём Македонии в трудный для страны момент.

Демонстрируя незаурядный дипломатический талант, Филипп быстро разобрался с врагами. Он подкупил фракийского царя и убедил его казнить Павсания, одного из претендентов на престол. Затем разгромил другого претендента, Аргея, пользовавшегося поддержкой Афин. Чтобы обезопасить себя от Афин, Филипп пообещал им Амфиполь, и, таким образом, избавил Македонию от внутренних смут. Укрепившись и усилившись, он вскоре овладел и Амфиполем, сумел установить контроль над золотыми рудниками и начать чеканку золотой монеты. Создав благодаря этим средствам крупную постоянную армию, основой которой стала знаменитая македонская фаланга, Филипп вместе с тем строит флот, одним из первых широко использует осадные и метательные машины, а также умело прибегает к подкупу (известно его выражение: «Осел, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость» [2] ). Это дало Филиппу тем большие преимущества, что соседями его с одной стороны были неорганизованные варварские племена, с другой, находящийся в глубоком кризисе греческий полисный мир, а также Персидская империя Ахеменидов, в то время уже разлагавшаяся.

Утвердив свою власть на Македонском побережье, Филипп в 353 г. до н. э. впервые вмешивается в греческие дела, выступив на стороне дельфийской коалиции (главными членами которой были фиванцы и фессалийцы) против «святотатцев» фокидян и поддерживавших их афинян в «Священной войне». Результатом было подчинение Фессалии, вступление в Дельфийскую амфиктионию и приобретение фактически роли арбитра в греческих делах. Это подготовило почву для будущего покорения Греции.

Хронология войн и походов Филиппа, записанных Диодором Сицилийским, такова:

  • 359 г. до н. э. — поход против пеонийцев. Разбитые пеонийцы признали зависимость от Филиппа.
  • 358 г. до н. э. — поход против иллирийцев с армией в 11 тысяч воинов. Иллирийцы выставили примерно равные силы. В упорном бою пал вождь Бардилл и 7 тысяч его соплеменников. После поражения иллирийцы уступили ранее захваченные македонские города.
  • 357 г. до н. э. — взят штурмом г. Амфиполь, крупный торговый центр на фракийском побережье. Покорен греческий полис Пидна на южном побережье Македонии.
  • 356 г. до н. э. — после осады занят г. Потидея на Халкидикском п-ве и передан г. Олинфу, жители проданы в рабство. Отвоевана у фракийцев область Кренид, где основана крепость Филиппы. Золотые рудники горы Пангей в захваченной области позволили Филиппу увеличить армию.
  • 355 г. до н. э. — захвачены греческие полисы Абдера и Маронея на фракийском побережье Эгейского моря.
  • 354 г. до н. э. — после осады греческий полис Мефона сдался. При осаде стрела, выпущенная неким Астером, повредила правый глаз Филиппу. Все жители выселены, город срыт, Астер распят.
  • 353 — 352 г. до н. э. — участие в Священной войне. Фокидяне разбиты и вытеснены из Фессалии в центральную Грецию. Филипп подчиняет Фессалию.
  • 352 — 351 гг. до н. э. — поход во Фракию. Фракийцы уступили спорные территории Македонии.
  • 350 — 349 гг. до н. э. — успешный поход в Иллирию и против пеонийцев.
  • 349 —348 гг. до н. э. — захват Олинфа и других городов Халкидики. Олинф разрушен, жители проданы в рабство.
  • 346 г. до н. э. — поход во Фракию. Фракийский царь Керсоблепт стал вассалом Македонии.
  • 346 —344 гг. до н. э. — поход в Среднюю Грецию. Разорение фокидских городов, население которых насильственно переселили на границы Македонии.
  • 343 г. до н. э. — Поход в Иллирию, взята большая добыча. Окончательное подчинение Фессалии, в очередной раз Филипп меняет там власть.
  • 342 г. до н. э. — Филипп свергает эпирского царя Аррибу и возводит на престол Александра Молосского, брата своей жены Олимпиады. Некоторые пограничные области Эпира присоединены к Македонии.
  • 342 — 341 гг. до н. э. — поход во Фракию, фракийский царь Керсоблепт низвергнут и наложена дань на племена, установлен контроль над всем фракийским побережьем Эгейского моря.
  • 340 — 339 гг. до н. э. — осада Перинфа и Византия, контролирующих проливы в Чёрное море. Извечные враги, Афины и персы, оказались на одной стороне, посылая помощь осажденным. Из-за упорного сопротивления Филипп вынужден отступить.
  • 339 г. до н. э. — поход на скифов к берегам Дуная. В битве пал скифский вождь Атей:

«Двадцать тысяч женщин и детей было взято в плен, было захвачено множество скота; золота и серебра не нашлось совсем. Тогда пришлось поверить тому, что скифы действительно очень бедны. В Македонию послали двадцать тысяч наилучших кобылиц для разведения коней [скифской породы]». [3]

Однако на пути домой воинственные трибаллы атаковали македонцев и отбили все трофеи. «В этом сражении Филипп был ранен в бедро, и притом так, что оружие, пройдя через тело Филиппа, убило его коня.»

Читайте также:
18 интересных фактов о Майке Тайсоне

Едва оправившись от ран, хотя хромота осталась, неутомимый Филипп быстрым манёвром двинулся в Грецию.

Подчинение Греции

Филипп вошёл в Грецию не как завоеватель, но по приглашению самих греков, чтобы наказать жителей Амфиссы в центральной Греции за самовольный захват священных земель. Однако после разорения Амфисс царь не спешил удаляться из Греции. Он захватил ряд городов, откуда мог легко угрожать основным греческим государствам.

Благодаря энергичным усилиям Демосфена, давнего противника Филиппа, а теперь ещё и одного из руководителей Афин, образовалась антимакедонская коалиция между целым рядом городов; стараниями Демосфена к союзу был привлечён сильнейший из них — Фивы, до сих пор бывшие в союзе с Филиппом. Давняя вражда Афин и Фив уступила место чувству опасности от возросшего могущества Македонии. Соединённые силы этих государств пытались выдавить македонян из Греции, но безуспешно. В 338 г. до н. э. произошло решающее сражение при Херонее, положившее конец блеску и величию древней Эллады.

Разгромленные греки бежали с поля боя. Беспокойство, едва не переросшее в панику, овладело Афинами. Чтобы пресечь стремления к бегству, народное собрание приняло постановление, согласно которому такого рода поступки считались государственной изменой и наказывались смертью. Жители принялись энергично укреплять стены города, накапливать продовольствие, все мужское население призвано к военной службе, рабам обещана свобода. Однако Филипп не пошёл в Аттику, памятуя о неудачной осаде Византия и флоте Афин в 360 триер. Сурово распорядившись с Фивами, он предложил Афинам относительно мягкие условия мира. Вынужденный мир был принят, хотя о настроении афинян говорят слова оратора Ликурга про павших на херонейских полях: «Ведь когда они расстались с жизнью, была порабощена и Эллада, а вместе с их телами была погребена и свобода остальных эллинов»

Смерть Филиппа

В 337 г. до н. э. под эгидой Коринфского союза Филипп фактически объединил Грецию и начал подготовку к вторжению в Персию. О дальнейших шагах Филиппа после Херонеи лучше всего передаёт Юстин:

«Филипп определил условия мира для всей Греции сообразно с заслугами отдельных государств и образовал из всех их общий совет, как бы единый сенат. Одни только лакедемоняне отнеслись с презрением и к царю, и к его установлениям, считая не миром, а рабством тот мир, о котором не сами государства договорились, а который дарован победителем. Затем определена была численность вспомогательных отрядов, которые должны были выставить отдельные государства либо в помощь царю в случае нападения на него, либо для использования их под его командой в случае, если он сам объявит войну кому-нибудь. И не было сомнения, что эти приготовления направлены против персидского государства… В начале весны он послал вперед в Азию, подвластную персам, трёх полководцев: Пармениона, Аминту и Аттала…»

Однако на пути этих планов встал острый семейный кризис, вызванный человеческими страстями царя. Именно, в 337 до н. э. он неожиданно женится на молодой Клеопатре, что вознесло к власти группировку её родственников во главе с дядей Атталом. Результатом был отъезд оскорблённой Олимпиады в Эпир к своему брату, царю Александру Молосскому, и отъезд сына Филиппа Александра Македонского сначала вслед за матерью, а затем к иллирийцам. В конце концов Филипп добился компромисса, результатом которого было возвращение Александра. Обиду эпирского царя за сестру Филипп сгладил выдачей за него своей дочери Клеопатры.

Весной 336 г. до н. э. Филипп выслал в Азию 10-тысячный передовой отряд под командованием Пармениона и Аттала и собирался выступить в поход лично по окончании свадебных торжеств. Однако во время этих торжеств он был убит своим телохранителем Павсанием (подробно см. здесь).

Смерть царя обросла различными версиями, основанными, в основном, на догадках и умозаключениях по принципу «кому выгодно». Греки подозревали неукротимую Олимпиаду; называли и имя Александра Македонского, и в частности рассказывали (по словам Плутарха), будто он на жалобы Павсания ответил строкой из трагедии: «Всем отомстить: отцу, невесте, жениху…». Современные учёные обращают также внимание на фигуру Александра Молосского, который имел в убийстве и политический, и личный интерес. Александр Македонский казнил двух братьев из Линкестиды за соучастие в покушении, но основания приговора остались неясными. Потом тот же Александр обвинял в смерти отца персов. История имеет дело со свершившимися фактами, и один из них бесспорен. На трон Македонии заступил сын Филиппа, Александр, затмивший своими деяниями отца, и с именем которого связывают новую эпоху в истории Эллады и всего древнего мира.

Жены и дети Филиппа II

Афиней на основании биографии Филиппа, написанной Сатиром в III в. до н. э., пишет:

«Филипп всегда брал новую жену на каждой из его войн. В Иллирии он взял Аудату и имел от нее дочь Кинану. Он женился также на Филе, сестре Дерды и Махата. Желая выставить притязания на Фессалию, он прижил детей от фессалийских женщин, одна из них Никесиполида из Фер, которая родила ему Фессалонику, другая была Филинна из Лариссы, от которой он заимел Арридея. Дальше, он приобрел царство молоссов [Эпир], женившись на Олимпиаде, от которой имел Александра и Клеопатру. Когда он подчинял Фракию, там к нему перешел фракийский царь Кофелай, отдавший ему дочь Меду и большое приданое. Женившись на ней, он таким образом привел домой вторую жену после Олимпиады. После всех этих женщин он женился на Клеопатре, в которую влюбился, племяннице Аттала. Клеопатра родила Филиппу дочь Европу.» [4]

Юстин ещё упоминает некого Карана, сына Филиппа, но подтверждений этому нет. Юстин часто путает имена и события.

Читайте также:
25 интересных фактов о Фрэнке Синатре

Когда Александр Великий упрекнул Филиппа за побочных детей от разных женщин, он ответил так: «Это чтобы ты, видя стольких соискателей царства, был хорош и добр и был обязан властью не мне, а себе самому». [5] Судьба детей Филиппа сложилась трагично. Александр стал македонским царем под именем Александра Великого и умер от болезни в 33 года. После него номинально царствовал слабоумный Арридей под именем Филиппа Арридея, пока не был убит по приказу мачехи Олимпиады. Она же убила Европу, дочь Филиппа от Клеопатры Македонской, вскоре после её рождения. Кинана погибла в войне диадохов, Клеопатра, побыв царицей Эпира, была убита по приказу диадоха Антигона. Фессалоника вышла замуж за Кассандра и продолжила царскую династию, но была убита собственным сыном. Каран был убит Александром как нежелательный претендент на трон. [6]

Филипп как полководец

Демосфен оставил такой отзыв о стратегии Филиппа:

Именно Филиппу принадлежит заслуга создания регулярной македонской армии. Прежде македонский царь, как писал Фукидид про Пердикку II, имел в распоряжении постоянную конную дружину числом около тысячи воинов и наёмников, а пешее народное ополчение призывалось в случае внешнего вторжения. Количество конницы увеличилось за счёт приема новых «гетайров» на военную службу, таким образом царь привязал племенную знать к себе лично, завлекая их новыми землями и дарами. Конница гетайров во времена Александра Македонского насчитывала 8 эскадронов по 200—250 тяжеловооружённых всадников. Филипп первым в Греции применил конницу как самостоятельную ударную силу. В битве при Херонее гетайры под командованием Александра истребили непобедимый «Священный отряд» фиванцев.

Пешее ополчение благодаря успешным войнам и дани с покоренных народов превратилось в постоянное профессиональное войско, вследствие чего стало возможным создание македонской фаланги, набираемой по территориальному принципу. Македонская фаланга во времена Филиппа состояла из полков примерно по 1500 человек и могла действовать как в плотном монолитном строю, так и маневрировать подразделениями, перестраиваться, менять глубину и фронт.

Также Филипп применял и другие рода войск: щитоносцев (гвардейская пехота, более подвижная чем фаланга), фессалийская союзная конница (мало чем отличалась по вооружению и численности от гетайров), легкая кавалерия из варваров, лучники, пешие отряды союзников.

Дисциплину в войсках царь поддерживал жестко. Когда два его генерала привели в походный лагерь певичку из борделя, он изгнал обоих из Македонии. [8]

Благодаря греческим инженерам Филипп применил при осаде Перинфа и Византия (340—339 гг. до н. э.) передвижные башни и метательные машины. Ранее греки брали города, как в случае с легендарной Троей, в основном измором и разбивая стены таранами. Сам Филипп предпочитал штурму подкуп. Ему приписывает Плутарх крылатое выражение — «осел, груженный золотом, возьмет непреступную крепость».

В начале царствования Филипп во главе войска бросался в гущу сражения: под Метоной стрела выбила ему глаз, трибаллы насквозь пробили бедро, в одном из боев перебили ключицу. Позже царь управлял войсками, опираясь на своих полководцев, и старался использовать разнообразные тактические приемы, а ещё лучше политические. Как пишет Полиен про Филиппа: «Он не был столь успешен в силе оружия, сколько в союзах и переговорах… Он ни разоружал побежденных, ни разрушал их укреплений, но его главной заботой было создать соперничающие фракции, чтобы защитить слабых и сокрушить сильных».
Юстин вслед повторяет: «Любой прием, который вел к победе, не был постыдным в его глазах.»

Филипп в отзывах современников

Филипп оставил о себе противоречивые суждения современников. У одних он вызывал ненависть как душитель свободы, другие видели в нём мессию, посланного объединить раздробленную Элладу. Коварный и великодушный одновременно. Одерживал победы, но и терпел поражения. Приглашал философов ко двору, а сам предавался беспробудному пьянству. Имел много детей, но никто из них не умер по возрасту.

Филипп, несмотря на годы, проведенные в Фивах в юности, никак не походил на просвещенного государя, а был нравами и образом жизни схож с варварскими царями соседней Фракии. Феопомп, лично наблюдавший жизнь македонского двора при Филиппе, оставил такой убийственный отзыв:

«Если и был кто-нибудь во всей Греции или среди варваров, чей характер отличался бесстыдством, он неизбежно был привлечен ко двору царя Филиппа в Македонии и получил титул ‘товарища царя’ . Ибо в обычае Филиппа было славить и продвигать тех, кто прожигал свои жизни в пьянстве и азартных играх… Некоторые из них, будучи мужчинами, даже чисто брили свои тела; и даже бородатые мужи не уклонялись от взаимной скверны. Они брали с собой по два или три раба для похоти, в то же время предавая себя для той же постыдной службы, так что справедливо бы их называть не солдатами, но проститутками.» [9]

Афиней повторяет эту цитату Феопомпа и добавляет, что хотя число сотоварищей не превышало 800, но владели они большей землей, чем любые 10 тысяч богатых греков. [10]

Пьянство при дворе Филиппа поражало греков. Сам он часто пьяным отправлялся в битву, принимал афинских послов. [11] Буйные пиршества царей были характерны для эпохи разложения родоплеменных отношений, и утонченные греки, сурово порицавшие пьянство и разврат, так же проводили время в пирах и войнах в свою героическую эпоху, дошедшую до нас в сказаниях Гомера. Полибий приводит надпись на саркофаге Филиппа: «Он ценил радости жизни».

Филипп любил веселое застолье с неумеренным потреблением неразбавленного вина, ценил шутки сотрапезников и за остроумие приближал не только македонцев, но и греков. Также ценил он образованность, для обучения и воспитания Александра, наследника трона, пригласил Аристотеля. Юстин отмечал ораторское искусство Филиппа:

«В беседах был и льстив, и коварен, на словах обещал больше, чем выполнял… Как оратор он был красноречиво изобретателен и остроумен; изощренность его речи сочеталась с легкостью и сама эта легкость была изощренной.»

Друзей уважал и щедро вознаграждал, к врагам относился снисходительно. Не был жесток с побежденными, легко отпускал пленных и даровал свободу рабам. В быту и общении был прост и доступен, хотя и тщеславен. Как пишет Юстин, Филипп хотел, чтобы подданные его любили и старался судить по справедливости.

Читайте также:
15 интересных фактов о Грибоедове

8 малоизвестных и спорных фактов об Александре Македонском, который покорил полмира

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Аристотель был его учителем, также царь любил общаться и с другими философами.

Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. Мало что известно о трёхлетней опеке Александра, своим мудрым учителем, но, по-видимому, разумные мирские подходы Аристотеля укоренились в сердце мальчика. Существует легенда о том, как ещё будучи греческим принцем, Александр разыскал знаменитого аскета Диогена Циника. Этот философ отвергал все социальные тонкости и спал в большом глиняном сосуде. Будущий царь подошёл к мыслителю на общественной площади и спросил, может ли он в своём огромном богатстве что-нибудь для него сделать. «Да», – ответил Диоген, – «Отойди в сторону, ты загораживаешь моё солнце». Александр был настолько очарован отказом Диогена, что заявил: «Если бы я не был Александром, я был бы Диогеном».

Годы спустя, в Индии, Александр приостановил свои военные завоевания, чтобы провести длительные дискуссии с гимнософистами, «голыми философами» индуистской или джайнской религий, которые избегали человеческого тщеславия, с коим связывали и ношение одежды.

2. Александр Великий за все пятнадцать лет завоеваний умудрился не проиграть ни одного сражения.

Военная тактика и стратегия Александра Великого до сих пор являются предметом изучения в военных академиях. С момента своей первой победы в возрасте восемнадцати лет Александр заработал репутацию лидера у своих людей. Македонский умел провести битву с невероятно впечатляющей скоростью. Его люди со сравнительно небольшими силами быстро достигали позиций врага и ломали их оборону прежде, чем те могли что-либо понять и подготовиться. После укрепления своего царства в Греции в 334 г. до нашей эры Александр отправился в Азию. Там на территории современной Турции он выиграл серию сражений с персами при Дарии III. Центральным элементом боевых сил Александра Великого была 15-тысячная македонская фаланга. Её подразделения сдерживали вооружённых мечами персов шестиметровыми пиками, называемыми сарисса.

3. Македонский назвал в свою честь семь десятков городов, а один даже в честь своей лошади.

Александр безусловно страдал манией величия, но положа руку на сердце, имел на это полное право. Он был гением, считавшим себя богом. Македонский любил называть завоёванные города в честь себя любимого. Так образовалось множество Александрий, самая известная из которых была основана в устье Нила в 331 году до нашей эры. Сегодня это второй по величине город Египта. По другим Александриям можно проследить путь следования его войска через территорию современной Турции, Ирана, Афганистана, Таджикистана и Пакистана. Недалеко от места битвы на реке Гидасп – самой дорогой победы его индийской кампании, Александр основал город Буцефала. Город был назван царём в честь его любимого коня, который был смертельно ранен в той битве.

4. Александр полюбил Роксанну, одну из своих жён, с первого взгляда.

После захвата в 327 году до нашей эры Согдийской скалы, неприступной горной крепости, 28-летний Александр осматривал своих пленников. Внимание полководца привлекла Роксанна, дочь-подросток бактрийского дворянина. Вскоре после этого во время традиционной свадебной церемонии король разрезал буханку хлеба своим мечом пополам и поделился ею со своей новой невестой. Через несколько месяцев после смерти Александра Роксанна родила единственного сына Александра IV.

5. Александр богоподобный.

«Житие знатных греков и римлян» Плутарха было написано через 400 лет после смерти Александра. Там историк рассказывает, что от кожи Александра исходил «приятнейший запах», и что «его дыхание и всё тело были так благоуханны, что отдавали аромат одежде, которую он носил». Эти обонятельные живописания были частью традиции, начатой ещё при жизни Александра, приписывать богоподобные атрибуты царю-завоевателю. Сам Александр открыто называл себя Сыном Зевса во время визита в Сиву в 331 году до нашей эры.

6. После победы над персами Александр стал одеваться как они.

После шести лет завоевания Персидской империи, в 330 году до нашей эры, Александр захватил Персеполь, давний центр персидской культуры. Царь понимал, что лучший способ сохранить контроль над персами – это стать похожим на них. Он начал носить персидскую полосатую тунику, пояс и диадему. Македонские пуристы были в ужасе! В 324 году Александр организовал массовую свадьбу в персидском городе Сузы. Там он заставил 92 знатных македонян взять в жёны персиянок. Этому примеру последовал и сам царь, женившись сразу на двух (Статире и Парисатиде).

7. Причина смерти Александра до сих пор остаётся одной из величайших загадок древнего мира.

В 323 году до нашей эры Александр Македонский заболел, выпив чашу вина на пиру. Две недели спустя 32-летний правитель скончался. Учитывая, что отец Александра был убит его собственным телохранителем, подозрение упало на тех, кто окружал Александра. В первую очередь заподозрили военачальника Антипатра и его сына Кассандра (который в конечном итоге заказал убийство вдовы и сына Александра). Некоторые древние биографы даже предполагали, что в этом даже мог быть замешан Аристотель, имевший связи с семьёй Антипатра. В наше время медицинские эксперты предполагают, что Александра могли убить или банальная малярия, или лёгочная инфекция, или печёночная недостаточность, или брюшной тиф.

8. Тело Александра было сохранено в чане с мёдом.

Плутарх сообщает, что тело Македонского было забальзамировано египтянами в Вавилоне. Ведущий викторианский египтолог А. Уоллис Бадж предполагает, что останки царя погрузили в мёд, чтобы предотвратить разложение. Через пару лет после смерти Александра его тело было отправлено обратно в Македонию. Там, по мнению историка, его перехватил и отправил в Египет Птолемей I, один бывших генералов Македонского. Обладание телом Александра, по мнению Птолемея, делало его правопреемником престола великой империи.

Как многие великие завоеватели в истории, Александр просто не мог насытиться властью. Его целью было ни много ни мало – мировое господство. Македонский был милостив, если города покорялись без сражения. Если же они сопротивлялись, царь мог проявить просто невероятную жестокость. О его личности можно долго спорить. Неоспоримо то, что он воистину был героем. Александр всегда сражался в первых рядах, не прячась за спинами своих воинов. Это же невероятное честолюбие часто толкало его на неадекватные поступки и заставляло быть беспощадным даже к близким людям.

Если вас интересуют интересные подробности из жизни величайших исторических личностей, прочтите нашу статью о том, почему Клеопатра стала женой сразу двух своих братьев и другие незаурядные факты о царице Египта.

Читайте также:
24 интересных факта о Карамзине

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Филипп Македонский – Интересные факты

Н е так давно греческие археологи открыли в Эги, древнем престольном городе Македонии, в полусотне километров западнее Салоник, богатую гробницу.

Погребенный в ней царственный воин вследствие полученных ранений был хром и одноглаз. Ученые полагают, что найденные останки принадлежали царю Филиппу Македонскому — создателю Балканской империи и отцу Александра Великого.

В Греции я не был, но зато побывал в соседней Республике Македонии, на развалинах древней Гераклеи, тоже связанной с именем царя Филиппа.

Н а окраине современного города Битолы белеют полуразрушенные, некогда величественные античные колонны и полуарки; фундаменты обширных базилик протянулись вдоль древней мостовой; по склону поднимаются ступени амфитеатра.

Эти античные развалины на фоне заснеженных горных вершин кажутся искусной декорацией.

Однако это — остатки провинциального позднеримского города Гераклеи Линкестис. А древний акрополь надежно сокрыт под склепами старинного кладбища на вершине холма.

И точно так же, под пластами тысячелетней истории, сокрыта и тайна убийства знаменитого основателя Гераклеи — царя Филиппа Македонского, оставившего заметный след в мировой истории.

Именно здесь, в Гераклее, мне поведали удивительную легенду. Но вначале о бесспорных фактах.

С уществуют три версии о том, как произошло и кто организовал убийство царя Филиппа. Первая из них, официальная, хорошо изложена историком Диодором.

. Летом 336 года до н. э. в городе Эги (родовой столице династии Аргеадов) готовилась пышная свадьба. Сестру царевича Александра выдавали замуж за царя Эпира. Он приходился царевичу дядей, ибо мать Александра, Олимпиада, была эпирской принцессой.

На продолжавшемся без перерыва несколько дней свадебном пиру сплошной чередой выступали актеры, посланцы и гости, желавшие счастья новобрачным и преподносившие им дорогие подарки. В последний день должны были состояться торжественные праздничные игры в театре.

С наступлением утра великолепное шествие двинулось сквозь собравшуюся еще с ночи празднично возбужденную толпу. Впереди шли гости, послы, македонские военачальники; они несли изображения двенадцати богов и тринадцатого — создателя Македонской империи на Балканах, могущественного царя Филиппа.

Сам царь Филипп шел следом, между сыном Александром и царственным женихом. Грозная стража окружала процессию. Филипп миновал ворота театра, и публика, заполнявшая трибуны, разразилась приветственными криками. Внезапно какой-то человек пробился сквозь стражу, сверкнул выхваченный из-под одежды кривой меч — и царь Филипп упал.

Поднялась суматоха, убийца бросился бежать, но споткнулся, и тут его настигла стража и пригвоздила к земле копьями. Охрана опознала в убийце придворного офицера Павсания из гвардии щитоносцев. Филипп скончался на руках своего девятнадцатилетнего наследника Александра. Смерть Филиппа еще не означала, что Александр обязательно займет трон.

Все решало голосование войска. Однако еще восемнадцати лет, возглавив атаку конницы гетайров, Александр решил исход роковой битвы при Херонее, битвы, положившей конец надеждам эллинов на независимость от Филиппа.

Эту победу высоко оценил полководец Антипатр, самый влиятельный из придворных царя. И сейчас он выступил перед толпой с речью в поддержку царевича. Александр же, не теряя времени, вместе с преданными ему воинами занял крепость и объявил о принятии власти.

Труп убийцы был распят, и началось официальное следствие, которое пришло к выводу, что причиной покушения явилась личная месть Павсания. Когда гомосексуалист Аттал — один из знатнейших приближенных и полководцев Филиппа — надругался над молодым македонянином, Павсаний попытался прибегнуть к защите царя.

Однако Филипп отказался дать ход судебному преследованию насильника. И мстительный горец решил убить царя. Правда, дело это было уже давнее. Но политические противники Филиппа не упустили случай подогреть у Павсания подостывшее чувство мести. Выяснить имена преступников было несложно.

Это были братья Линкестиды, потомки княжеского рода, которые при победоносном правлении Филиппа вынуждены были расстаться с надеждой на самостоятельное управление обширной Линкестийской равниной (Битольско поле) и смириться с второстепенной ролью придворных. Братьев судило войско и приговорило их к смерти.

Около двух лет Александр занимался упрочением своего положения и укреплением царства. Его волею были уничтожены все мужчины из царского рода — даже те, кто и не мог претендовать на престол. Для юного полубога войны кровные узы не были священны.

Он совершал походы на фракийцев, иллирийцев и восставшие крупные греческие города. Наконец ему удалось устрашить всю Грецию, тылы были укреплены и можно было начинать персидский поход.

Тициан

Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) – итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Он стоит на одной ступени с такими мастерами Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.

Художник писал картины на библейские и мифологические темы, а также имел успех и как портретист. Ему делали заказы монархи, римские папы и прочие высокопоставленные личности. Он был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было еще и 30 лет.

В биографии Тициана есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Тициана Вечеллио.

Биография Тициана

Тициан появился на свет в 1488 году, тогда как по другим источникам датой его рождения считается 1490 год. Стоит заметить, что существуют и другие версии касательно даты его рождения.

Живописец рос и воспитывался в семье государственного и военного деятеля Грегорио Вечеллио. В подростковом возрасте у него начали проявляться прекрасные способности к рисованию. По этой причине, мальчика отправили в Венецию для обучения художественному искусству.

Здесь Тициан обучался у Себастьяна Цуккато, после чего его наставниками были братья Беллини. В данный период биографии ему посчастливилось познакомиться со многими художниками, работавшими в различных стилях. Тогда же он начал искать свой стиль живописи.

Тициан был дружен с художником Джорджоне, с которым он создал свои первые серьезные работы – фрески для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески.

Творчество

Еще в молодости Тициан начал обращаться в живописи к библейским и мифологическим темам. Наиболее известными полотнами того времени стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком».

Когда в 1510 г. от чумы скончался Джорджоне, Тициан дописал немало незавершенных картин своего приятеля. В последующие годы биографии в его творчестве стали преобладать много женских портретов и мадонн, включая «Женщину с зеркалом», «Цыганскую мадонну» и «Любовь земную и Любовь небесную».

Когда не стало Джорджоне, имевшего репутацию лучшего венецианского художника, пальма первенства перешла к Тициану. Более того, в 1517 г. он удостоился официального титула – 1-го художника Венеции, вследствие чего мастер начал получать приличное жалование.

Читайте также:
17 интересных фактов из жизни Заболоцкого

Женщина перед зеркалом

Тициан тщательно исследовал полотна Рафаэля и Микеланджело. В конечном счете, у него появился собственный стиль. Картины того периода отличались масштабностью, яркостью образов и динамикой. Он нередко выстраивал композиции на холсте по диагонали, создавая ощущение «движения» образов.

В те годы жизни Тициан стал автором многих шедевров, которые по-прежнему были написаны в духе религиозных и мифологических сюжетов: «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Андреане» и др. Параллельно с этим он пишет мужские и женские портреты, стремясь как можно точнее изобразить характер портретируемого.

В зрелые годы Тициану покровительствовали короли, высокопоставленные чиновники и представители духовенства. В 1533 г. император Священной Римской империи Карл V Габсбург удостоил его почетного титула графа Палатинского. Позднее художнику удалось достичь еще больших высот в области портретного искусства.

Тициан с поразительной точностью передавал на холсте чувства и характеры своих современников: любовь, высокомерие, подозрительность, предательство, продажность и прочие человеческие пороки и достоинства. Вместе с тем, его кисти принадлежит немало групповых портретов, на которых он смело показывал скрытую сущность персонажей.

Важно отметить, что Тициан самостоятельно создавал для каждого портретируемого свою атмосферу: подбирал позу, ракурс, жесты и т. д. В результате, каждое его полотно представляло собой индивидуальное колористическое решение.

Благодаря этим и другим приемам искусствоведы отмечают на портретах Тициана глубокий психологизм и чувственность. Наилучшими работами того периода биографии художника считаются «Портрет Карла V с собакой», «Кларисса Строцци», «Рануччио Фарнезе», «Красавица», «Кающаяся Магдалина» и др.

Находясь на пике популярности Тициан посетил немало стран, где обзавелся новыми знакомыми. В 1540-е годы у портретиста брали заказы папа Павел III, герцоги, князья и прочие зажиточные люди. Тогда же он стал автором монументальных картин «Коронование терновым венцом» и «Се человек».

Живописец достигает вершин мастерства. Посредством композиционных и колористических решений ему удается изображать на холсте движение, эмоции и передавать всю красоту человеческого тела, созданного по образу Творца.

Кающаяся Мария Магдалина

В 1550-1560 г. Тициан написал ряд известных полотен: «Диана и Актеон», «Венера и Адонис», «Девушка с веером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Похищение Европы» и т. д. В это время жизни он создал свой наиболее известный автопортрет, на котором запечатлел себя с кистью в руке.

Основным отличием поздних работ Тициана биографы называют колористический хроматизм. Он уделял большое внимание оттенкам цвета, их смешению, а также мягким или резким переходам. С помощью подобных приемов, ему удавалось по-прежнему максимально точно изображать характеры своих героев.

Интересен факт, что к концу биографии Тициан представил новую технику живописи. Мастер выполнял мазки не только кистью, но также шпателем и пальцами. Наиболее знаменитыми картинами того времени являются «Положение во гроб», «Тарквиний и Лукреция», «Святой Себастьян» и «Коронование терновым венцом».

Последним полотном Тициана стала «Пьета» (1575-1576). К сожалению, мастер так и не успел окончить эту работу. Примечательно, что композицию и игру цвета, которые можно увидеть на этой картине, и сегодня ставят в пример живописи «тициановской» эпохи.

Личная жизнь

О личной биографии Тициана известно не так много. Женой живописца была Чечилия Сольдано. В этом браке у пары родилось двое сыновей и двое дочерей. К сожалению, женщина умерла во время родов 2-й дочери Лавинии. Их союз просуществовал около 5 лет (1525-1530).

Смерть

В 1575 г. в Венеции свирепствовала чума. В результате, художник заразился этой страшной болезнью от одного из своих сыновей. Тициан умер 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Любопытно, что не смотря на закон, предписывавший сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в местном соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Жизнь длиною в век: Как творил, любил и умер гениальный живописец Тициан Вечеллио

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тициан Вечеллио прожил почти целое столетие в удивительную эпоху Возрождения, давшую миру величайших художников. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. А к концу этой легендарной эпохи “царствовал” один Тициан – гениальный мастер кисти, “сумевший сотворить чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые”.

К слову, о точной дате рождения до сих пор ведутся между исследователями споры: одни заявляют, что Тициан прожил 90 лет, иные – 96. И, что касаемо причины смерти также нет единого мнения. Однако как бы то ни было, Бог отмерил ему втройне, ибо средняя продолжительность жизни по тем временам была в пределах 35 лет. Таков вот он загадочный мастер великой эпохи.

Детский рисунок, предопределивший судьбу будущего гения

«По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец», так как родился в городе-крепости Пьеве ди Кадоре в северной Италии, местности с суровым климатом и суровыми нравами. И что интересно, ни в самом роду Вечеллио, ни во всём Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников испокон веков не водилось. Горцы считали, что заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Поэтому мальчикам приходилось наравне со взрослыми работать в кузнечных мастерских или же на рубке леса, а девочкам собирать ягоды и травы, из которых изготавливались красители для домотканого полотна.

По воскресным дням обязательными были посещения храма. Однажды Тициан, вернувшись из церкви под впечатлением иконописи, которой была расписана церковь, взял из домашней красильни красители и на белой стене дома изобразил облик Девы Марии, в котором без труда можно было узнать черты его матери.
И хоть отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, мать все же настояла на том, чтобы отправить даровитого сына на обучение рисованию в Венецию. А чтобы не так было страшно отпускать мальчишку одного с ним отправили и его старшего брата Франческо.

Венеция – город становления и поисков уникального почерка

Искусствоведы частенько говорят, что в эпоху Возрождения Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция — исключительно краски. Поэтому только Венеция могла дать миру лучшего колориста Тициана.

В 13-летнем возрасте юный Тициан приедет в этот удивительный город, чтобы остаться там навсегда и снискать мировую славу и себе, и Венеции. Не пройдет и семнадцати лет как молодому Тициану присвоят титул первого художника Венецианской республики. В своем творчестве юный Вечеллио не скупится на яркую многокрасочную палитру. При этом, накладывая краски на холст не только кистью, как все художники, а шпателем и просто пальцем.

Читайте также:
15 интересных фактов о Колумбе

И что не мало интересно, до Тициана картины практически не писали на холстах. Живописцы творили свои работы на досках, подобно русским иконам, и на стенах в виде фресок. Но в Венеции был влажный климат, и такая живопись не была долговечной. Новаторством Тициана было использование грунтованного холста и масляных красок.

Гениальный мастер психологического портрета

«Король живописцев и живописец королей» – так называли Тициана его современники, так как был он превосходным портретистом. Запечатленные им образы уже сколько веков смотрят с полотен так, будто за изображениями скрываются души портретируемых.

С удивительной точностью писал Тициан портреты своих современников, изображая не только внешнее сходство, а порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Умел мастер передать и неподдельное страдание, и скорбь.

Джорджо Вазари, писал, что «не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников». И заказать ему свой портрет старались многие влиятельные деятели того времени, включая кардиналов, пап и европейских монархов.

Испанский и французский короли, приглашая Тициана к себе, уговаривали поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию.

Когда Тициан писал портрет императора Священной Римской империи Карла V, он случайно обронил кисть, и император не посчитал зазорным встать и подать ее художнику, сказав при этом: «Услужить Тициану почётно даже императору».

В 16 столетии считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило стать бессмертным. Так оно и вышло. Уже более пяти веков портреты Тициана украшают галереи мировых музеев и волнуют поображение посетителей.

Пристрастия и любовь великого мастера

Тициан был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим несокрушимое здоровье. Его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами. А быть моделью для Тициана считалось за большую честь.

Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишела Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. Тициан не любил изображать худых женщин, он любил статность и дородную красоту. Его натурщицы зачастую были с рыже-золотистыми волосами. От этого и цвет волос получил называние – тициановский.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте, дочери художника Пальмы Старшего. Девушка не отличалась особой скромностью и охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. С нее то живописец и напишет множество своих портретов. Ее облик можно увидеть на многих сюжетных полотнах мастера. Этот роман вызвал у отца девушки бурю негодования – Тициан был старшее ее вдвое и был ровесником самого Пальмы.

И так как в Венеции насчитывалось в ту эпоху более 11 тысяч куртизанок, вполне было закономерным, что пышущий здоровьем Тициан частенько прибегал к услугам жриц любви.

Однако любимец женщин жену себе взял не из пышнотелых белокожих венецианок, а привез из тех горных мест, откуда сам был родом. Чечиллия долгое время была его экономкой, что не мешало ей рожать Тициану детей. Лишь намного позже Тициан обвенчается с ней.

Основательность и медлительность мастера, так раздражавшая заказчиков

Творил художник свои шедевры основательно и не спеша, как бы знал, что жизнь ему отмерена очень длинная, и спешить ему некуда. Работая, он много размышлял, обдумывая каждый штрих и мазок кисти. За это его “за глаза” называли “тугодумом”.

А ежели работа над картиной “не клеилась”, Тициан разворачивал холст лицом к стене до лучших времен. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли.

Не было предела возмущениям и жалобам герцога Альфонсо Д’Эсте, ожидающего очень долго свой портрет. Однако когда заказ был все же выполнен, герцог оставил все свое недовольство и от души восторгался работой мастера.

А однажды одному из заказчиков показалось, что работа не окончена и он попросил Тициана дописать картину. И так как на полотне мастер уже оставил свой автограф: “Тициан слелал”, он невозмутимо дописал еще одно слово и надпись уже звучала “Тициан слелал, сделал”, а в оригинале это выглядело так: «Titianus fecit, fecit».

«Тициан Божественный»

Тициану посчастливилось прожить невероятно длинную для того времени жизнь. Еще при жизни получил славу величайшего колориста всех времён и прозвище «Тициан Божественный». И что совсем удивительно – до конца дней мастер сохранил ясность ума, остроту зрения, и твердость руки.

Рассказывают, что в день своей кончины он велел накрыть праздничный стол на множество персон. Он как бы решил попрощаться с тенями умерших своих учителей и друзей, которых уже давно не было на свете: Джованни Беллини и Джорджоне, Микеланджело и Рафаэлем, императором Карлом V. Он мысленно простился с ними, но сам к последней трапезе приступить не успел. Его так и нашли лежащим на полу с кистью в руке. Он едва успел закончить свою прощальную работу – «Оплакивание Христа».

По одной из версий Тициан умер, заразившись от своего сына чумой, которая из-за сырого климата так часто свирепствовала в Венеции. Хотя если бы это было действительно так, то его тело должны были бы сжечь. Однако гениальный живописец нашел свое последнее пристанище в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Через 200 лет на могиле живописца создали грандиозный памятник и высекли слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли — соперник Зевсов и Апеллесов» .

Зал Эрмитажа под номером 221 – Тициановский

В Санкт-Петербурге в Эрмитаже есть целый зал шедевров Тициана. Расположен он в здании Старого Эрмитажа.

Кроме психологической портретной живописи Тициан в своем творчестве не редко прибегал к различного вида аллегориям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тициан Вечеллио

«Божественный», «король живописцев и живописец королей», – так высокопарно называли выдающегося Тициана Вечеллио (Tiziano Vecellio) современники. Колоссальный вклад итальянского художника в наследие мирового искусства невозможно недооценить. Его личность стала культовой для эпохи Высокого и Позднего Возрождения.

Великолепные эпические полотна мастера, изображающие евангельские и мифологические сюжеты, созданные им яркие портреты влиятельных особ, стали эталоном в изобразительном искусстве и источником восхищения на протяжении нескольких столетий.

Биография

Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.

Читайте также:
Интересные факты об Александре 2

Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.

Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.

Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.

Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).

Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.

Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.

Интересные факты о художнике

О жизни Тициана сохранилось немало интересных биографических фактов, хотя многие сведения, полученные преимущественно из воспоминаний современников, не имеют подтверждений подлинности, и носят скорее мифологический характер. Тем не менее о великом живописце известно следующее:

  1. Несмотря на отсутствие фундаментального гуманитарного образования, художник входил в высшие интеллектуальные круги Венеции, долгие годы его связывала тесная дружба с Пьетро Аретино (Pietro Aretino), известным итальянским литератором, драматургом и сатириком.
  2. Тициану были присущи холодная расчётливость и даже корыстолюбие, благодаря чему он не только никогда не знал нужды, но и сумел заработать приличное состояние.
  3. Живописец был очень предприимчив, не раз сам ходатайствовал о получении высоких административных должностей в Венеции и Риме.
  4. Если кто-то из заказчиков медлил с оплатой, он заваливал его требовательными письмами (так, невзирая на тёплые отношения, было и с императором Филиппом II).
  5. Художник имел славу большого любителя женских прелестей, и часто проводил время в компании венецианских куртизанок. Многие героини амурных похождений художника позировали для его картин. Идеалом красоты была пышнотелая дева с огненными волосами.
  6. Венчание с Чечилией Сольдано, служившей ранее экономкой в доме Тициана, и ставшей единственной официальной женой мастера, произошло уже после того, как она родила двоих совместных детей.
  7. Тициан отличался основательным подходом и неспешностью в создании своих шедевров. Если работа не получалась, он откладывал её до лучших времён, невзирая на сроки и договорённости с заказчиками, что часто приводило к громким скандалам.

Картины мастера и особенности творчества

Тициан был одинаково виртуозен в разных жанрах живописи, он создал около полутора сотен картин (не считая фресок и гравюр), оставив богатое художественное наследие, отличающееся многогранностью и глубиной раскрытия драматических конфликтов XVI века. Искусствоведы выделяют три основных периода в его творчестве:

Ранний этап (20-е годы XVI столетия) – время формирования собственного художественного стиля. Период, характеризующийся появлением творческой зрелости мастера. Создаются монументальные полотна, транслирующие динамизм и масштабность форм. Композиция картин строится по диагонали, что вызывает ощущение абсолютной реальности и стремительного движения. Образы реалистичны, наполнены энергией и жизнелюбием. Характерные художественные приёмы – игра контраста ярких цветовых пятен, внимательность к мельчайшим деталям и тщательность прорисовки. Эта особенность касается и чувственных, нежных женских портретов.

Этап наивысшего расцвета творческой деятельности (30-40-е годы XVI столетия) – период обретения всеобщего признания и народной славы. В это время художник обращается к написанию портретов и пейзажей с натуры.

Традиционный парадный портрет трансформируется из холодного, шаблонного изображения в увлекательное повествование о жизни и внутреннем мире героя.

Поздний этап – период достижения наивысшей смелости и свободы в изобразительном искусстве. Образы источают трепетную жизненность и драматизм. В то же время отчётливо слышны ноты трагического разочарования и осознания глубоких противоречий между окружающим миром и человеком. Многие эксперты, анализируя поздние работы художника, отмечают также некую небрежность и незаконченность полотен.

Венера Урбинская

В XVI веке знатные особы перед вступлением в брак имели традицию заказывать картины выдающихся художников, и преподносить их в качестве памятного подарка будущим супругам. Венера Урбинская (Venere di Urbino) – одна из самых знаменитых работ Тициана, относящаяся к жанру свадебного портрета, выполненного в античной стилистике.

На холсте (119 × 165 см) изображена древнегреческая богиня любви, представленная в образе златовласой, пышнотелой венецианки, обнажённой красавицы с открытым и чувственным взором. Героиня лежит в непринуждённой позе, на ложе, в роскошных интерьерах дворца, в ожидании пока прислуга подберёт ей наряд.

Картина была написана художником в 1538 году, по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере (отсюда и название работы), для его невесты Джулии Варано. Помимо явственного эротизма, источаемого Венерой, в произведении художника присутствуют символы прочности брачных уз: белоснежные простыни и подушки, маленькая собачонка, мирт, стоящий у окна, – всё это олицетворяет преданность и верность, без которых невозможна любовь. Великолепная картина Тициана входит в сокровищницу Галереи Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Читайте также:
17 интересных фактов из жизни Заболоцкого

Кающаяся Мария Магдалина

Сюжет картины Кающаяся Мария Магдалина (Maddalena penitente) – один из самых распространённых в эпоху Возрождения. Тициан создал свой шедевр в 60-х годах XVI века. Героиня художника устремляет взгляд в небеса, глаза её полны слёз, рука прижата к груди, а весь образ пропитан неимоверным страданием и молитвенной просьбой о прошении былых грехов.

Библейская блудница, уверовавшая во Христа, предстаёт в произведении живописца прекрасной молодой женщиной, полной не только печали, но и любви к миру и Спасителю. Её полуобнажённые плечи и грудь, чувственные губы, локоны золотистых волос источают накал внутренних переживаний. Художник достиг наивысшего мастерства в передаче эмоционального состояния человека. Фигура Магдалины расположена на фоне природы: мрачного утёса, наклонённого ветром дерева и вечернего неба, озарённого отблесками заката. Пейзажный задний план, как и сопутствующие аллегорические дополнения (раскрытая книга, череп), присутствующие в композиции, усиливают общий драматизм произведения.

Даная

Мифологическая картина Даная признана искусствоведами самым эротичным произведением Тициана. В течение 40-60-х годов XVI столетия художником было создано не менее 5 копий. В основе сюжета – древнегреческий эпос, повествующий о том, как аргосский царь Акрисий поместил в заточение свою единственную дочь Данаю, опасаясь её замужества и появления наследника. Согласно предсказаниям оракула девушка должна была родить сына, от руки которого правителю предстояло умереть. Красота царской дочери пленила Зевса, проникшего к узнице в виде золотого дождя, в результате этой связи на свет появился Персей – будущий прославленный герой.

Первая тициановская Даная была написана ориентировочно в 1544-1545 годах по заказу известного коллекционера и мецената кардинала Алессандро Фарнезе (Alexandre Farnese). В этой версии произведения у ног древнегреческой красавицы располагался крылатый Купидон с луком. В последующих копиях картины (одна из них была выполнена в 1553 году по заказу испанского короля Филиппа II) состав героев изменился, вместо маленького Амура появилась старуха кормилица, собирающая золотые монеты, что придало работе живописца дополнительный глубокий смысл, таящийся в контрасте противоречий: молодость – старость, красота – уродство, возвышенная любовь – корысть.

Обнажённая фигура Данаи оставалась неизменной во всех версиях картины. Её белоснежная кожа, расслабленная поза, говорящая о страсти и вожделении, светлые локоны, ниспадающие на упругую грудь, стали самым ярким воплощением эротизма в живописи. По преданию, мастерское колористическое решение, игра полутонов и оттенков, эффект внутреннего свечения, исходящего из тела героини, были высоко оценены Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti), увидевшим работу в мастерской Тициана.

Успение Богородицы

Грандиозная алтарная картина Успение Богородицы (Assunta) была создана Тицианом в 1516-1518 годах и принесла автору всеобщее признание.

Настоятель собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари, называемый также храмом Успения Девы Марии, заказал художнику масштабное полотно (690 × 360 см) в честь победы над войсками германского императора Максимилиана I, захватившего владения Республики Святого Марка. Величественный и ликующий образ Богородицы, занимающий центральное место в композиции, олицетворяет собой саму Венецию, упивающуюся триумфом и свободой.

В основе сюжета – библейское предание, повествующее о том, как апостолы, проповедовавшие в разных уголках мира, собрались в Иерусалиме для погребения тела Девы Марии, в то время как душа вознеслась в небесное царство, где её ожидает воссоединение с Творцом. Эмоциональная, чувственная картина, отличающаяся необычным блеском красок, динамизмом, игрой цветовых пятен, живостью и реалистичностью фигур, величественностью композиции, признана истинным шедевром религиозной живописи.

На протяжении своей многовековой истории гениальное произведение Тициана украшало главный алтарь венецианского собора. Исключением был лишь период с 1818 по 1919 годы, когда полотно было перенесено в Галерею (Музей) Академии (Gallerie dell’Accademia). Известен исторический факт о том, что Оскар Уайльд, увидевший творение Тициана, назвал его лучшей картиной во всей Италии.

Динарий кесаря

Динарий кесаря (Cristo della moneta) – одна из самых известных работ Тициана, относящаяся к раннему периоду творчества, была создана в 1516 году. Скорее всего, именно заказчик картины, ловкий политик, знаток военного дела, герцог Феррары Альфонсо д’Эсте (Alfonso I d’Este), предложил художнику сюжет из библейского текста: спор Иисуса Христа с фарисеями. Мораль евангельской притчи была чрезвычайно актуальна для правителя, непрестанно пытавшегося спасти свои владения от церковной власти и влияния римского папы на внутренние государственные дела.

В произведении Тициана отсутствуют лишние детали: всё сосредоточено на ёмких образах героев и смысловой нагрузке произведения. Фигуры резко контрастируют друг с другом, конфликт усиливается светлостью образа Спасителя, источающего доброту и нравственную строгость, и мрачностью красок и теней фарисея, воплощающего самые низменные черты человеческой природы.

Сопоставление утончённых пальцев Христа с грубой, жилистой рукой его лицемерного антагониста, сжимающей серебряный динарий, акцентирует различие духовного содержания двух миров. Глубина замысла передаётся посредством мастерского цветового решения: на фоне синих и красных одеяний Спасителя, излучающих золотое свечение, белая рубаха фарисея кажется тусклой и погасшей.

Работа мастера находится в Германии, в сокровищнице Дрезденской картинной галереи.

Святой Себастьян

Глубокая эмоциональная составляющая, симфония красок, гармония форм и плавность линий заключены в одной из поздних работ Тициана – Святой Себастьян, созданной художником в начале 70-х годов XVI столетия. Герой картины – молодой легионер, римский лучник, тайно принявший и исповедовавший христианскую веру, и казнённый императором Диоклетианом за силу своих убеждений. К образу католического мученика часто обращались разные живописцы эпохи Возрождения.

Тициановская работа представляет собой триумфальный итог творческих исканий мастера. Святой Себастьян (San Sebastiano) прикован к дереву, истерзанный болью, он стоит в величественной позе, сохраняя самообладание и спокойствие. Христианский мученик Тициана – не фанатик, истерзанный молитвами и постами, он прекрасный юноша, противостоящий злу и олицетворяющий собой стойкость духа, героизм и мужество. Языки пламени полыхающего на заднем плане костра, апокалиптическое чёрное небо, сливающееся с землёй, усиливают напряжённость атмосферы. Богатство колористической гаммы – главный инструмент мастера в воплощении художественной идеи произведения.

По преданию, картина оставалась в доме Тициана до самой его смерти. С 50-х годов XIX века эта, как и многие другие работы живописца, попала в художественную коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В римской галерее Боргезе (Galleria Borghese) можно также увидеть картину Тициана «Любовь небесная и любовь земная», противопоставляющую в своем сюжете мирское и возвышенное.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: