Барометр и необычный студент

Барометр и необычный студент

Тема подсказана админом группы “Беседка муз” в соцсети Мир Тесен

” Барометр – это прибор,
с помощью которого в конце 20 века
измеряли высоту башен.”

(Мировая Энциклопедия, 2495 год)

Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.

Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помошью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

Экзаменационный вопрос гласил:
«Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра».

Ответ студента был таким:


«Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить еще раз.

Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе.
Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока.

Новый ответ на вопрос гласил:
«Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания».

Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент.
«Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.»

«Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?»

«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.»

«Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.»

«Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи.
Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студент этот был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Вот возможные решения этой задачи, предложенные им:

1.
Измерить время падения барометра с вершины башни. Высота башни однозначно рассчитывается через время и ускорение свободного падения. Данное решение является наиболее традиционным и потому наименее интересным.

2.
С помощью барометра, находящегося на одном уровне с основанием башни, пустить солнечный зайчик в глаз наблюдателя, находящегося на ее вершине. Высота башни рассчитывается исходя из угла возвышения солнца над горизонтом, угла наклона барометра и расстояния от барометра до башни.

3.
Измерить время всплывания барометра со дна заполненной водой башни. Скорость всплывания барометра измерить в ближайшем бассейне или ведре. В случае, если барометр тяжелее воды, привязать к нему воздушный шарик.

4.
Положить барометр на башню. Измерить величину деформации сжатия башни. Высота башни находится через закон Гука.

5.
Насыпать кучу барометров такой же высоты, что и башня. Высота башни рассчитывается через диаметр основания кучи и коэффициент осыпания барометров, который можно вычислить, например, с помощью меньшей кучи.

6.
Закрепить барометр на вершине башни. Послать кого-нибудь наверх снять показания с барометра. Высота башни рассчитывается исходя из скорости передвижения посланного человека и времени его отсутствия.

7.
Натереть барометром шерсть на вершине и у основания башни. Измерить силу взаимного отталкивания вершины и основания. Она будет обратно пропорциональна высоте башни.

8.
Вывести башню и барометр в открытый космос. Установить их неподвижно друг относительно друга на фиксированном расстоянии. Измерить время падения барометра на башню. Высота башни находится через массу барометра, время падения, диаметр и плотность башни.

Читайте также:
12 интересных фактов о Наполеоне

9.
Положить башню на землю. Перекатывать барометр от вершины к основанию, считая число оборотов. (Способ, ставший популярным в России под кодовым названием “имени 38 попугаев”).

10.
Закопать башню в землю. Вынуть башню. Полученную яму заполнить барометрами. Зная диаметр башни и количество барометров, приходящееся на единицу объема, рассчитать высоту башни.

11.
Измерить вес барометра на поверхности и на дне ямы, полученной в предыдущем опыте. Разность значений однозначно определит высоту башни.

12.
Наклонить башню. Привязать к барометру длинную веревку и спустить его до поверхности земли. Рассчитать высоту башни по расстоянию от места касания барометром земли до башни и углу между башней и веревкой.

13.
Поставить башню на барометр, измерить величину деформации барометра. Для расчета высоты башни необходимо также знать ее массу и диаметр.

14.
Взять один атом барометра. Положить его на вершину башни. Измерить вероятность нахождения электронов данного атома у подножия башни. Она однозначно определит высоту башни.

15.
Продать барометр на рынке. На вырученные деньги купить бутылку виски, с помощью которой узнать у архитектора высоту башни.

16.
Нагреть воздух в башне до определенной температуры, предварительно ее загерметизировав. Проделать в башне дырочку, около которой закрепить на пружине барометр. Построить график зависимости натяжения пружины от времени. Проинтегрировать график и, зная диаметр отверстия, найти количество воздуха, вышедшее из башни вследствие теплового расширения. Эта величина будет прямо пропорциональна объему башни. Зная объем и диаметр башни, элементарно находим ее высоту.

17.
Измерить с помощью барометра высоту половины башни. Высоту башни вычислить, умножив полученное значение на 2.

18.
Привязать к барометру веревку длиной с башню. Использовать полученную конструкцию вместо маятника. Период колебаний этого маятника однозначно определит высоту башни.

19.
Выкачать из башни воздух. Закачать его туда снова в строго фиксированном количестве. Измерить барометром давление (!) внутри башни. Оно будет обратно пропорционально объему башни. А по объему высоту мы уже находили.

20.
Соединить башню и барометр в электрическую цепь сначала последовательно, а потом параллельно. Зная напряжение, сопротивление барометра, удельное сопротивление башни и измерив в обоих случаях силу тока, рассчитать высоту башни.

21.
Положить башню на две опоры. Посередине подвесить барометр. Высота (или в данном случае длина) башни определяется по величине изгиба, возникшего под действием веса барометра.

22.
Уравновесить башню и барометр на рычаге. Зная плотность и диаметр башни, плечи рычага и массу барометра, рассчитать высоту башни.

23.
Измерить разность потенциальных энергий барометра на вершине и у основания башни. Она будет прямо пропорциональна высоте башни.

24.
Посадить внутри башни дерево. Вынуть из корпуса барометра ненужные детали и использовать полученный сосуд для полива дерева. Когда дерево дорастет до вершины башни, спилить его и сжечь. По количеству выделившейся энергии определить высоту башни.

25.
Поместить барометр в произвольной точке пространства. Измерить расстояние между барометром и вершиной и между барометром и основанием башни, а также угол между направлением от барометра на вершину и основание. Высоту башни рассчитать по теореме косинусов.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Барометр и необычный студент

– Боцман, барометр упал.
– Сильно?
– Вдребезги.

– Боцман, барометр упал.
– Сильно?
– Вдребезги.

Приходит мужик к часовщику, и говорит:
– Заказ сделали?
– Да, вот, посмотрите, – достаёт будильник и протягивает мужику, тот
слушает:
– Тикают, но.
– Какое ещё “НО”? – возмущенно.
– Вообще-то до ремонта это был барометр.

У Потемкина был племянник Давыдов, на которого Екатерина не
обращала никакого внимания. Потемкину это казалось обидным, и он
решил упрекнуть императрицу, сказав, что она ему не только никогда не
дает никаких поручений, но и не говорит с ним. Она отвечала, что
Давыдов так глуп, что, конечно, перепутает всякое поручение.
Вскоре после этого разговора императрица, проходя с
Потемкиным через комнату, где между прочим вертелся Давыдов,
обратилась к нему:
– Пойдите посмотрите, пожалуйста, что делает барометр.
Давыдов с поспешностью направился в комнату, где висел
барометр, и, возвратившись оттуда, доложил:
– Висит, ваше величество.
Императрица, улыбнувшись, сказала Потемкину:
– Вот видите, что я не ошибаюсь.

Село. Засуха. Поп посмотрел на барометр и говорит – “завтра дождь будет,
надо сегодня собирать народ, идти богу молиться. А когда дождь пойдет,
народ подумает, что молитва помогла.” Услышал это работник и говорит:
“не ходите, батюшка, не будет завтра дождя”. И в самом деле назавтра
дождя не было.
Проходит неделя и работник говорит: “А теперь можно идти, завтра дождь
будет.” Пошел поп, народ собрал, богу помолились и назавтра вправду дождь
пошел. Поп работнику и говорит: “Вот у меня умный прибор, барометр.
Hо даже он не всегда угадывает. А ты откуда узнал, что дождь будет?”
Работник: “Да у меня, батюшка, грыжа”
Поп – “Вот что, возьми мой барометр и отдай мне свою грыжу”

Читайте также:
Спутники Марса - Интересные факты об открытии

У моего соседа талант – безошибочно предсказывает погоду. Правда, всего на ближайшие пару часов. Но когда по Москве грозовые тучи бродят в непонятных направлениях, это очень даже актуально. Я вот в магазин успел сегодня сбегать по его прогнозу, не промокнув, и в парк не пошёл. Спрашиваю, как он погоду предсказывает. Оказывается, всё просто – курит на лестничной площадке в форточку. Дым наружу идёт – погода скоро ухудшится, и наоборот. Я сначала не поверил, а потом понаблюдал и понял – если давление падает, воздух из помещений наружу просится. Так что простая сигарета заменяет соседу целый барометр, со всем Гидрометом впридачу.

Летом 1984 — была длительная засуха, мне 5 лет, я в деревне у дедушки с бабушкой. Люди неоднократно устраивали молебны, приглашали ксёндза, попа, выходили с иконами в поле – без толку.
Дед сидел дома и ничего не предпринимал. В магазине, на завалинках обсуждали безбожие деда и засуху. А он просто посматривал на списанный альтиметр (заменял нам барометр) и морщился — «стоит на погоду».
Однажды утром барометр стал падать — все то же ясное небо, жара, сухота, 11 часов дня — люди идут в магазин за хлебом, а мы — дед, бабушка, я, мои двоюродные братья и тетка вместо магазина выходим в поле с иконами в рушниках — люди забавлялись, смотря на процессию… К вечеру натянуло туч, дождь зарядил на три дня.
Деду потом, за его спиной, лет двадцать вспоминали то, что только ему Бог отозвался: «Ведьмак».

Как я пережила очередной ураган в своей жизни (это второй настоящий ураган в моей жизни. В первом 11 лет назад всего-навсего вывернуло с корнем пару 100-летних гималайских кедров в близлежащем парке и много фонарных столбов. Но погибших тогда не было).
Вчера утром в Голландии случился ураган. 4 человека погибли. Это мы все потом в новостях услышали. Как и тот факт, что наша провинция Утрехт в зоне особой опасности – code rood, красный сигнал наивысюей опасности.
Ранним утром того дня не было заметно ничего особенного. Обычное тихое темное голландское утро, половина восьмого, темно и пасмурно. Ветра не было. Дите позавтракало, отправилось в школу. На велосипеде. Как говорится, ничто не предвещало.
После отправки дитенка в школу у меня что-то очень разболелась голова, до невозможности. Приняв таблетку парацетамола, отправилась головную болъ в постель выспать. Забыв про факт, что я очень метеочувствительный человек, и голова просто так у меня никогда не болит. Только перед бурями, штормами и землятрясенияниями. Очень неудобно для меня самой иметъ такую голову-барометр, но очень удобно для окружающих.
А потом был ураган.
Сам ураган Фредерике, обрушившийся внезапно на всю западную Европу, представъте себе, я более или менее проспала. Ну а что – ребенок в школе, хорошо охраняемой, что с ней там может случитъся?
Проснуласъ от дикого воя ветра в 11 часов утра. С изумлением и грустью пронаблюдала пролетающие мимо крыши сараев соседей, куски деревьев, услышала хлопки от грохнувшихся на землю черепиц с крыши и даже видела куски мимо пролетающих куски крышей соседей и нашей собственной водоотводной трубы с крыши. Вы знаете, как-то очень трудно бывает осознать, что вот ты сейчас внезапно оказаласъ в эпицентре катастрофы. Мозг очень нелегко, оказывается, принимает информацию о том, что ты действительно влип в катастрофу. Сопротивляется он такой негативной информации.
По несчастному совпадению, буквально за день до того прочла историческую статью о страшном торнадо (смерче) в Утрехте в 1674 году, разрушившем большую частъ города и местного кафедрального собора, уникального готического здания, которое так и не удалосъ восстановить. И поняла, что ужас вернулся.
Звоню дочери – нет ответа, и неудивителъно, у них там запрещено звонки во время уроков приниматъ. Посылаю сообщение: “Доча, не едь домой. Особенно на велосипеде. Залезь в подвал и там сиди. Жди меня – я скоро приду. Угомонится ветер, домой пойдем, какао питъ будем. Ты только не волнуйся и не бойся”.
Через 5 минут дочка являетется домой, промокшая до нитки, но живая! С велосипедом на руке. “Нас с уроков раньше отпустили, в связи с плохими погодными условиями (нет, ну какой мягкий келъ-выражанс для самого сильного, по признанию метеорологов, урагана в Европе за последние 10 лет). И домой я шла пешком с велосипедом на руке, чтоб не сдуло). Обняла ее. Какая у меня умная дочъ. Сварила какао, отдохнули, уселасъ дочке французские тексты из ее учебника читатъ. А там Серый Волк поросят из собственного дома выдувает. Какое совпадение с сегодняшним ураганом.
Вы знаете, что самое интересное? После этого страшного природного катаклизма голландцы поправили свои попорченные ураганом заборчики и сарайчики и спокойно принялись жить дальше, как ни в чем не бывало. Хладнокровные люди.
МЫ живы, мы все живы. Это самое главное.

Клиент говорит часовому мастеру:
— Послушайте, эта штука тикает.
— А вы чего хотели?
— Но до ремонта это был барометр!

Клиент говорит часовому мастеру:
– Послушайте, эта штука тикает.
– А вы чего хотели?
– Но до ремонта это был барометр!

Читайте также:
17 интересных фактов о Даниэле Дефо

Если меня в детстве не лупили, то корешу моему Кольке батя вваливал за двоих. По любому поводу и без лишних нравственных терзаний. Просто Колькин батя так представлял свои отцовские обязанности. Чтоб ребёнок был обут, одет, вволю накормлен, и как следует выпорот.
Не самый плохой вариант, кстати. Тем более что за Колькой не ржавело, поводов он давал – рука отца лупить устанет. То сарай подожжет, то в картофелехранилище на тракторе въедет, то козу в лесу привяжет.
Я не рассказывал? У Кольки была обязанность – водить козу на выпас. С утра отвести, колышек если надо вбить, козу привязать. Вечером привести обратно. И вот как-то у Кольки с козой вышел какой-то конфликт, боднула его что ли она? Он её отвёл в лес, и там к дереву привязал. Пришел домой, сопли до пупа – нашу Машу волки съели. А колокольчик-то снять не доумился. Вечером приходят грибники, говорят – там коза в лесу стоит, привязанная, звенит. Не ваша?
Так то коза, а то трактор. Дядя Лёша, тракторист. В обед приехал, трактор на околице поставил, побежал перекусить. Тут Колька. Ого, трактор! В кабину залез, давай там крутить. Ну и накрутил. Трактор под уклон стоял, взял да поехал. Колька испугался, а куда ты денешься? Трактор едет. А уклон упирается аккурат в ворота картофелехранилища. Туда он и приехал. Четко в створ, только ворота хлопнули. Насквозь проехал, в стенку упёрся, и встал. Колька вылез, ворота затворил кой-как, и ходу.
Трактор неделю всем колхозом искали. Нашли случайно. А кто в июне догадается в пустое картофелехранилище заглянуть?
Так что вваливать Кольке было конечно за что. Впрочем он на отца и не обижался, относился к этому как к болезненной, но неизбежной процедуре типа прививок.
А тот раз он в школе чего-то набедокурил. И набедокурил видимо не по маленькой, а серьёзно. Родителей его в школу вызывали регулярно, но они не ходили. Позиция дядьки Вали по поводу образования была незыблемой как скала. Ваше дело учить? Вот и учите. Моё дело растить, я ращу. Если он в рваных ботинках в школу придёт, тогда да. А если он читает плохо, я тут при чем? Я же вас не вызываю, если он картошку плохо окучил. Как-то сам обхожусь.
Такая короче позиция, железобетонная. И за учебу Кольке попадало меньше всего. Если только Колькина классная, Нина Степановна, отца где-то случайно встретит, в магазине там, или на улице, и давай ему мозги полоскать. Тот от неё отмахнётся как от назойливой мухи, но дома Кольке ввалит конечно, для профилактики.
Ну вот. Так что за проделки в школе Колька не больно переживал. Но в этот раз всё вышло по другому. Со школы пришел, поел, только собрался из дому мотануть, смотрит в окно, а по улице, по направлению к их дому, классная идёт. Нина Степановна.
Колька сразу понял, что не с пирогами. Не принято у учителей домой к школьникам ходить, только уж если совсем край. Тут значит край. И Колькина задница, чуткая до ремня как барометр к дождю, зазудела. Тем более что оба, и отец и мать, были дома. Мать возилась на кухне, дядька Валя ковырялся с ружьём, он был заядлый охотник.
Что делать? Задница для головы является исключительно прекрасным стимулом к обострению смекалки. И Кольке приходит в голову гениальная идея.
Он выскакивает из избы, хватает на крыльце замок, выбегает на улицу, запирает дверь снаружи, ключ в карман, а сам через сарай, через двор, назад в хату. И как ни в чем ни бывало давай отцу по ушам ездить, отвлекать.
Дядька Валя в окно классную-то конечно видел. Видел, как она подошла, заглянула в калитку, постояла секунду, и пошла дальше. Ну, пошла и пошла. Думала да передумала. На то собственно и был Колькин расчёт. И он оправдался! Пронесло. Обрадованный Колька уже собрался было побежать проделать трюк с замком в обратную сторону, тут его мать с кухни окликнула, позвала за чем-то.
В это время по улице мимо дома ехали цыгане на телеге. Цыганский табор частенько стоял в лесу за деревней. Цыган в деревне не особо любили, но терпели. Воровством они не промышляли, хотя стянуть что-то по тихой вполне могли. А так занимались своим обычным ремеслом, ходили по дворам, что-то купить, что-то продать, гадали и попрошайничали.
И вот едут они по улице. Тут остановятся, туда заглянут. Смотрят, калитка открыта. Как не заглянуть? Заглянули, а дом-то на замке! Ну надо же! В деревне ведь как? Если ушли ненадолго, дом не запирают. Накладку накинут, и всё. А если замок, значит скоро не жди. Тут замок, а калитка настежь. Ну как удержишься? Вошли тихонько, смотрят – бельё висит сушится. Хорошее бельё. Надо снять, а то пересохнет.
И вот снимают они тихонько бельё с верёвок, складывают в наволочку, а дядька Валя сидит на них в окно смотрит. Он даже в ступор впал от такой наглости. Средь бела дня! Ну, он недолго конечно в ступоре был. Вскочил, и на улицу. “Да вы, мать вашу, совсем что ли обалдели?” Хоп, а дверь-то не поддаётся. “Припёрли!” – подумал дядька Валя.- “Совсем уже с ума посходили!” Пару шагов отошел, и дверь вынес. Ох, он здоров бык был, дядька Валя.
Ну, конечно пока он с дверью возился, цыгане тоже поняли, что дом не пустой. Удивились изрядно такой засаде, добро побросали, и ходу. Дядька Валя хватает дрын, и за ними. Догнал уже у околицы. Не догнал бы конечно, да им стадо поперёк попалось.
Догнал, и давай охаживать. Когда те поняли, что их бьют, и бьют с энтузиазмом, бросили телегу, и врассыпную. Когда все разбежались, дядька Валя оставил дрын, лошадь распряг, телегу перевернул, и остался весьма доволен делом рук своих.
Идет обратно, а ему навстречу кто? Конечно! Нина Степановна.
– Здравствуйте, Валентин Фёдорович! А я вас целый день ищу! А что это у вас дом на замке?
– На каком замке!?
И вот когда Колька в окно увидал, как отец возвращается в сопровождении классной, он понял что план его удался, но вмешались подлые обстоятельства. И сейчас ему прилетит. И прилетит вдвойне. Прилетит и за школьные проделки, и за игры с замком, и за сломанную дверь. Уши и задница заранее горели адским пламенем, но деваться было всё равно некуда.
Однако всё получилось совсем не так, как он ожидал.
Отец вошел в прекрасном расположении духа. Обычно мрачный и молчаливый, он прямо светился от счастья. Увидев Кольку, сказал добродушно.
– Не боись, пороть не буду!
И потирая руки, добавил громко.
– Представляешь, мать? Сколько я на этих цыганей смотрел, всё повода не было. А тут так хорошо прям получилось, в масть!
На следующий день он Кольку конечно всё равно выпорол. Но уже совершенно по другому поводу.

Читайте также:
18 интересных фактов о Майкле Фассбендере

Анекдот про Нильса Бора (Измерение высоты здания с помощью барометра)

Итак,
Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.

Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помошью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра; выбор пал на меня.

Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, я попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = (a*t^2)/2, вычислите высоту здания».

Тут я спросил моего коллегу, преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам.

«Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра», начал студент. «Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.»

«Неплохо», сказал я. «Есть и другие способы?»

«Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.»

«Если вы хотите более сложный способ», продолжал он, «то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться в вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.»

«Наконец», заключил он, «среди множества прочих способов решения проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего зданием и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Читайте также:
18 интересных фактов о Майке Тайсоне

Тут я спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студентом этим был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Вот возможные решения этой задачи, предложенные им:

1. Измерить время падения барометра с вершины башни. Высота башни однозначно рассчитывается через время и ускорение свободного падения. Данное решение является наиболее традиционным и потому наименее интересным.
2. С помощью барометра, находящегося на одном уровне с основанием башни, пустить солнечный зайчик в глаз наблюдателя, находящегося на ее вершине. Высота башни рассчитывается исходя из угла возвышения солнца над горизонтом, угла наклона барометра и расстояния от барометра до башни.
3. Измерить время всплывания барометра со дна заполненной водой башни. Скорость всплывания барометра измерить в ближайшем бассейне или ведре. В случае, если барометр тяжелее воды, привязать к нему воздушный шарик.
4. Положить барометр на башню. Измерить величину деформации сжатия башни. Высота башни находится через закон Гука.
5. Насыпать кучу барометров такой же высоты, что и башня. Высота башни рассчитывается через диаметр основания кучи и коэффициент осыпания барометров, который можно вычислить, например, с помощью меньшей кучи.
6. Закрепить барометр на вершине башни. Послать кого-нибудь наверх снять показания с барометра. Высота башни рассчитывается исходя из скорости передвижения посланного человека и времени его отсутствия.
7. Натереть барометром шерсть на вершине и у основания башни. Измерить силу взаимного отталкивания вершины и основания. Она будет обратно пропорциональна высоте башни.
8. Вывести башню и барометр в открытый космос. Установить их неподвижно друг относительно друга на фиксированном расстоянии. Измерить время падения барометра на башню. Высота башни находится через массу барометра, время падения, диаметр и плотность башни.
9. Положить башню на землю. Перекатывать барометр от вершины к основанию, считая число оборотов. (Способ, ставший популярным в России под кодовым названием “имени 38 попугаев”).
10. Закопать башню в землю. Вынуть башню. Полученную яму заполнить барометрами. Зная диаметр башни и количество барометров, приходящееся на единицу объема, рассчитать высоту башни.
11. Измерить вес барометра на поверхности и на дне ямы, полученной в предыдущем опыте. Разность значений однозначно определит высоту башни.
12. Наклонить башню. Привязать к барометру длинную веревку и спустить его до поверхности земли. Рассчитать высоту башни по расстоянию от места касания барометром земли до башни и углу между башней и веревкой.
13. Поставить башню на барометр, измерить величину деформации барометра. Для расчета высоты башни необходимо также знать ее массу и диаметр.
14. Взять один атом барометра. Положить его на вершину башни. Измерить вероятность нахождения электронов данного атома у подножия башни. Она однозначно определит высоту башни.
15. Продать барометр на рынке. На вырученные деньги купить бутылку виски, с помощью которой узнать у архитектора высоту башни.
16. Нагреть воздух в башне до определенной температуры, предварительно ее загерметизировав. Проделать в башне дырочку, около которой закрепить на пружине барометр. Построить график зависимости натяжения пружины от времени. Проинтегрировать график и, зная диаметр отверстия, найти количество воздуха, вышедшее из башни вследствие теплового расширения. Эта величина будет прямо пропорциональна объему башни. Зная объем и диаметр башни, элементарно находим ее высоту.
17. Измерить с помощью барометра высоту половины башни. Высоту башни вычислить, умножив полученное значение на 2.
18. Привязать к барометру веревку длиной с башню. Использовать полученную конструкцию вместо маятника. Период колебаний этого маятника однозначно определит высоту башни.
19. Выкачать из башни воздух. Закачать его туда снова в строго фиксированном количестве. Измерить барометром давление (!) внутри башни. Оно будет обратно пропорционально объему башни. А по объему высоту мы уже находили.
20. Соединить башню и барометр в электрическую цепь сначала последовательно, а потом параллельно. Зная напряжение, сопротивление барометра, удельное сопротивление башни и измерив в обоих случаях силу тока, рассчитать высоту башни.
21. Положить башню на две опоры. Посередине подвесить барометр. Высота (или в данном случае длина) башни определяется по величине изгиба, возникшего под действием веса барометра.
22. Уравновесить башню и барометр на рычаге. Зная плотность и диаметр башни, плечи рычага и массу барометра, рассчитать высоту башни.
23. Измерить разность потенциальных энергий барометра на вершине и у основания башни. Она будет прямо пропорциональна высоте башни.
24. Посадить внутри башни дерево. Вынуть из корпуса барометра ненужные детали и использовать полученный сосуд для полива дерева. Когда дерево дорастет до вершины башни, спилить его и сжечь. По количеству выделившейся энергии определить высоту башни.
25. Поместить барометр в произвольной точке пространства. Измерить расстояние между барометром и вершиной и между барометром и основанием башни, а также угол между направлением от барометра на вершину и основание. Высоту башни рассчитать по теореме косинусов.

Читайте также:
20 интересных фактов о Степане Разине

Барометр и необычный студент

Знаете ли вы как измерить высоту здания с помощью барометра?

Один необычный студент предложил на экзамене 25 вариантов решения этой задачи, причем один смешнее другого. Что это были за способы, и как звали того студента – вы узнаете, прочтя эту заметку.

Эта, очень забавная байка про барометр связана с именем великого ученого, физика и химика Резерфорда. Однажды, сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и член всех академий наук мира, лауреат Нобелевской премии и отец ядерной физики, принимал экзамен у одного амбициозного студента, который претендовал на более высокий балл.

В качестве дополнительного вопроса ему был задан следующий: «Каким образом можно измерить высоту здания, предположим некой башни, с помощью барометра?»

Мой дорогой читатель легко справится с этой задачкой: давление внизу на земле, и наверху башни отличается, и по этой разнице можно рассчитать высоту сооружения.

А вот студент завис. Несколько минут он молчал и о чем-то думал. Резерфорд уже было решил, что молодой человек не знает ответ на этот, в общем-то, простой вопрос, и собирался влепить ему низкую оценку, как вдруг студент заявил, что он молчал, потому, как у него есть НЕСКОЛЬКО вариантов решения задачки, и он просто выбирал лучшие из них.

Первая версия была проста и убедительна: нужно подняться с барометром на крышу башни, спустить барометр вниз на длинной веревке, а потом измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания. С таким абсолютно верным ответом было сложно спорить, и преподаватель согласился.

Следующее решение тоже было весьма логичным: нужно подняться на крышу с барометром, сбросить его вниз, замерить время падения, и потом с применением формулы ускорения свободного падения вычислить высоту.

Третий вариант был еще интереснее. Можно выйти на улицу в солнечный день, измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени башни. Потом, решить несложную пропорцию, и тем самым определить высоту здания.

Или вот еще. Тоже в солнечный день, находясь на земле, пустить с помощью барометра солнечный зайчик в глаз наблюдателя на вершине башни. Высота рассчитывается исходя из угла возвышения солнца над горизонтом, угла наклона барометра и расстояния от барометра до башни… Во как… (Лично я в этом варианте ничего не понял).

Дальше пошли простые и забавные способы. Берете барометр в руки, поднимаетесь по лестнице, прикладываете прибор к стене и делаете отметки. Считаете количество этих отметок, умножаете его на размер барометра, и получаете высоту здания. Вполне очевидный метод. Также можно установить барометр на вершине башни. Послать кого-нибудь наверх снять показания с барометра. Высота башни рассчитывается исходя из скорости передвижения посланного человека и времени его отсутствия. Ну, логично же? Железная логика!

Пожалуй, самым лучшим способом решения проблемы является такой: нужно найти управляющего зданием и сказать ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он будет ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

Студент продолжал сыпать вариантами решения задач, каждый из которых был парадоксальнее предыдущего. Вплоть до того, что было предложено расщепить барометр на атомы или отправить его вместе с башней в открытый космос. Всего у него набралось 25 способов измерения высоты. Мне больше всего понравился один, и я думаю, огромное число мужчин меня поддержат: нужно продать барометр на рынке, на вырученные деньги купить бутылку виски, и с её помощью узнать высоту башни у архитектора, который её строил…. Гениальное и очень верное решение! И какое-то, знаете, очень русское.

Конечно же, после такого обилия абсолютно верных способов Эрнест Резерфорд поставил отличную оценку. И спросил студента — неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи? Молодой человек признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления. А он любит нестандартные решения.

Этим нестандартным студентом был датчанин Нильс Бор, будущий великий физик-теоретик, общественный деятель, создатель первой квантовой теории атома, активный участник разработки основ квантовой механики, член 20-ти Академий Наук мира и лауреат Нобелевской премии.

18 интересных фактов о Всеволоде Гаршине

1. Гаршин Всеволод Михайлович — русский писатель, поэт, художественный критик и публицист.

2.Литературное наследие талантливого писателя не велико. Однако каждое его сочинение является своеобразным шедевром, получившим всемирную известность.

3. Он написал интересные произведения, которые, так или иначе, оказали своё влияние, как на мировоззрение читателей, так и на весь литературный мир в частности.

4. Написал Гаршин немного – лишь несколько десятков небольших рассказов, новелл и коротких сказок.

5.Но и это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него. “Голосом совести и её мучеником” назвал Гаршина критик Ю. Айхенвальд. Именно так он и воспринимался современниками.

6. Свой род он вёл от татарских дворян. По крайней мере, так утверждает семейное предание, и исследователи биографии Гаршина с ним согласны.

Читайте также:
19 интересных фактов о Чарльзе Диккенсе

7. Отец Гаршина был офицером кирасирского полка. В их доме нередко собирались его сослуживцы, принимавшие участие в недавно завершившейся Крымской войне, и мальчик рос под впечатлением их рассказов о героической обороне Севастополя.

8. Счастливые дни на пятом году жизни мальчика были омрачены не простыми отношениями родителей. Его психическое здоровье было подорвано тем, что он испытал, наблюдая, как отец пытался отомстить любовнику матери Всеволода. Распад семьи угнетал состояние ребенка с каждым днем, и это отразилось на творчестве будущего писателя.

9.Семейные проблемы отразились на его здоровье и мироощущении. В его восприимчивой душе рано стал развиваться безнадежно-мрачный взгляд на жизнь. Немало этому содействовало и необыкновенно раннее умственное развитие.

10.В детстве мальчику пришлось много путешествовать вслед за отцом, который был военным. За три года жизни с отцом, от пяти до восьмилетнего возраста, Гаршин прочитал массу книг, причем не только детских.

11.Семи лет он прочел “Собор Парижской Богоматери” Виктора Гюго и, перечитав его 20 лет спустя, не нашел в нем ничего для себя нового. В возрасте 8–9 лет он зачитывался “Современником”.

12.До 1863 года В. М. Гаршин жил с отцом в Старобельске, а затем туда приехала его мать и забрала его с собой в Петербург. В столицу империи они прибыли в августе и поселились на Васильевском острове.

13. Свое обучение Гаршин проходил сначала в гимназии, где он уже начал писать, а позже и в Горном институте. Через некоторое время Гаршин начинает посещать филологический факультет знаменитого Петербургского университета.

14. Учился он довольно плохо, хотя не отличался особой леностью: много времени уходило на постороннее чтение. Из-за болезней и плохой успеваемости семилетний курс гимназии для Гаршина превратился в десятилетний. Хорошие отметки он получал только за русские “сочинения” и по естественным наукам, к которым чувствовал любовь, математику он искренне ненавидел.

15. В юности вместе с одноклассниками Всеволод Гаршин собирал библиотеку. Из-за нехватки денег ребята могли целыми днями обшаривать лавки букинистов. По воспоминанию одного из одноклассников Всеволода, в Петербурге не было ни одного букиниста, не знавшего компанию Гаршина.

В. М. ГАРШИН

16.Учась в 7‑м классе гимназии, Гаршин ненадолго попал в больницу для душевнобольных из-за психической неуравновешенности.

17. По мере взросления мальчик становится всё более закрытым в себе юношей, однако его также начинает интересовать литература.

18. Всеволод учился в гимназии в Петербурге, но каникулы проводил в Малороссии. Он очень любил природу и с увлечением собирал грибы и гербарии. Мальчик часами наблюдал за растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь.

19.Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше, который очень рано начал испытывать смутные стремления к борьбе с «мировым злом».

20.Первым серьёзным литературным произведением Гаршина было школьное сочинение с красноречивым названием «Смерть». В нём рассказывалось о последних минутах жизни знакомого Всеволода, перед смертью отказавшегося от соответствующих религиозных церемоний.

21. Впервые имя Гаршина появилось в печатных изданиях в 1876 году, однако сам писатель не считал фельетоны и заметки о художественных выставках литературой.

22.Своим дебютом в литературе Гаршин считал опубликование рассказа «Четыре дня» в 1877 году.

23. В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Мечте о поступлении в университет осуществиться было не суждено, потому что выпускников реальных гимназий туда не принимали.

24.Поэтому Всеволод Михайлович решил поступить в Горный институт, хотя особого рвения к овладению инженерным мастерством никогда не испытывал.

25.Его обучение в институте было прервано в апреле 1877 года, когда началась война с Турцией за освобождение балканских славян.

26.О своем решении пойти добровольцем в действующую армию Всеволод написал матери «Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». В ответ он получил короткую телеграмму «С Богом, милый».

27.Удивительный и чрезвычайно одарённый человек Всеволод Гаршин был отважным офицером.11 августа Гаршин получил ранение в бою при Аясларе (Болгария). В реляции о нем говорилось, что он «примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и был ранен в ногу».

28.Тогда же, находясь на лечении в военном госпитале, он написал свой первый рассказ «Четыре дня», в его основу легли его собственные военные впечатления. Этот рассказ был расценен критиками и современниками как блестящий писательский дебют.

29.Это небольшое произведение ставили в один ряд с такими выдающимися творениями, как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и батальные картины В. Верещагина.

30.В мае 1878 года, по окончании войны, Гаршина произвели в офицеры, и он даже задумывался о поступлении в Академию Генерального Штаба. Но меньше чем через год он вышел в отставку по состоянию здоровья и полностью посвятил себя литературному творчеству.

31. Воспитывал юного Гаршина П.В. Завадский, который был членом тайного общества, поддерживавшего связи с Герценом. Будущий писатель рос под влиянием передовых демократических идей.

32. В 1882 году вышел его сборник “Рассказы”, который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений.

Читайте также:
12 интересных фактов о Баратынском

33.В его произведениях часто можно увидеть события, которые, так или иначе, отразились на жизни самого писателя, так как его жизнь весьма трагична и тяжела.

34. В новой манере писатель создал лишь несколько произведений, в частности рассказы «Надежда Николаевна» и «Из воспоминаний рядового Иванова».

35.Писатель очень сильно любил живопись, и всячески поддерживал художников-передвижников, издавая посвящённые их творчеству публикации.

36.Илья Репин изобразил Всеволода Гаршина на трёх своих картинах: «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали» и акварели «Гаршин в гробу».

37. Его рассказы написаны в духе народных рассказов Толстого, – “Сказание о гордом Аггее” (1886), “Сигнал” (1887). Детская сказка “Лягушка-путешественница” (1887), где та же гаршинская тема о зле и несправедливости разработана в форме сказки, исполненной грустного юмора, стала последним произведением писателя.

38.Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определенности. Для Гаршина характерно отсутствие действия, сложных коллизий, метафор, ограниченное количество действующих лиц, точность наблюдения и определенность выражений мысли.

39. У Гаршина были далеко идущие творческие планы. Он собирал исторические материалы, относящиеся ко времени Петра Великого, задумывал полу философский, полу научный роман с элементами спиритизма, а также готовился к работе над романом «Люди и война». Но полностью раскрыться в новом стиле Гаршину не удалось. Его творческие искания оборвала внезапная смерть.

40 Тягостное впечатление, что оказывала на Гаршина общественная жизнь того времени, нередко приводило к обострению душевной болезни, которой он был подвержен с раннего возраста. Ее приступы возникали нечасто. В обычном состоянии Всеволод Михайлович был жизнерадостным и целеустремленным молодым человеком.

41. 19 марта 1888 года, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало, ему было всего 33 года.

42. Похороны Гаршина на Литераторских мостках Волковского кладбища стали событием в жизни Петербурга. Его смерть вызвала большой общественный резонанс, а ее причины связывались с “язвами современного строя жизни”, оказавшими влияние на Гаршина. Не случайно проститься с писателем собралось множество самых разных людей из различных слоёв общества, считавших своим долгом выразить ему свою глубокую признательность.

43. Рассказы Гаршина, изданные самим автором в 1882–1885 годах в 2‑х томах, выдержали 12 изданий.

44.Но в этих двух маленьких книжках Гаршин пережил всё окружающее зло – войну, самоубийство, каторжный труд, невольный разврат, невольное убийство ближнего. И пережил он все это до последней мелочи.

45. Настоящее признание в СССР Гаршин получил уже после Великой Отечественной Войны. Через десять лет после её окончания были напечатаны марки с его портретом.

46.Произведение В. Гаршина «Сигнал» легло в основу первого фильма для детей, выпущенного советским кинематографом.

47. О работах писателя тепло отзывались его коллеги, в их числе Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Они говорили, что Всеволод мог бы жить и творить ещё долго, если бы удалось оградить его от мировой несправедливости и боли, уменьшить чувствительность.

48. О том, что Всеволода Гаршина очень высоко ценил Антон Чехов, говорит тот факт, что когда писатель погиб трагически, то именно Антон Павлович Чехов был одним из первых, кто откликнулся на предложение друзей Гаршина об издании сборника в его честь.

49. Немного написал Гаршин, но, тем не менее, он по праву занимает место в ряду мастеров русской прозы.

50. Писатель вошел в школьную отечественную программу. Сказочные произведения Гаршина «Сказка о жабе и розе» и «Лягушка-путешественница» изучают в школе.

Интересные факты о Всеволоде Гаршине

Удивительный и чрезвычайно одарённый человек, Всеволод Гаршин был не только отважным офицером, принимавшим добровольное участие в войне, но и талантливым писателем. Его сложная жизнь определённо наложила отпечаток на всё его дальнейшее творчество, а уж в том, что в жизни Гаршина хватало приключений, сомневаться не приходится — достаточно хотя бы мельком полистать его биографию. К сожалению, жизнь его оборвалась слишком рано. Гаршин не смог выносить народное неравенство и угнетение, что в итоге и привело к трагическому окончанию его жизненного пути.

Факты из биографии Всеволода Гаршина

  • Всеволод Гаршин родился в имении бабушки в Екатеринославской области (сейчас это Донецкая область Украины), однако уже в детстве мальчику пришлось много путешествовать вслед за отцом, который был военным.
  • Однажды в четырёхлетнем возрасте Всеволод Гаршин, наслушавшись военных рассказов сослуживцев своего отца, начал собираться на войну, и родным стоило большого труда уговорить его отложить поход.
  • Свой род он вёл от татарских дворян. По крайней мере, так утверждает семейное предание, и исследователи биографии Гаршина с ним согласны.
  • Всеволод учился в гимназии в Петербурге, но каникулы проводил в Малороссии. Он очень любил природу и с увлечением собирал грибы и гербарии.
  • Уже в возрасте семи лет В. Гаршин прочёл столь серьёзное и глубокое произведение, как «Собор Парижской Богоматери».
  • Закончить обучение в институте будущему писателю не довелось из-за начала войны с османами. Воевать он ушёл добровольцем (интересные факты об Османской империи).
  • Всеволод Гаршин позировал для знаменитой картины Репина, известной как «Иван Грозный убивает своего сына».
  • Произведение В. Гаршина «Сигнал» легло в основу первого фильма для детей, выпущенного советским кинематографом.
  • Писатель очень сильно любил живопись, и всячески поддерживал художников-передвижников, издавая посвящённые их творчеству публикации.
  • В юности вместе с одноклассниками Всеволод Гаршин собирал библиотеку. Из-за нехватки денег ребята могли целыми днями обшаривать лавки букинистов. По воспоминанию одного из одноклассников Всеволода, в Петербурге не было ни одного букиниста, не знавшего компанию Гаршина.
  • Учась в 7-м классе гимназии, Гаршин ненадолго попал в больницу для душевнобольных их-за психической неуравновешенности.
  • Первым серьёзным литературным произведением Гаршина было школьное сочинение с красноречивым названием «Смерть». В нём рассказывалось о последних минутах жизни знакомого Всеволода, перед смертью отказавшегося от соответствующих религиозных церемоний.
  • Всеволода Гаршина очень высоко ценил Антон Чехов. Когда писатель погиб трагически, то именно Антон Павлович Чехов был одним из первых, кто откликнулся на предложение друзей Гаршина об издании сборника в его честь (интересные факты о Чехове).
  • В возрасте всего 33 лет В. Гаршин покончил с собой.
  • Впервые имя Гаршина появилось в печатных изданиях в 1876 году, однако сам писатель не считал фельетоны и заметки о художественных выставках литературой. Своим дебютом в литературе Гаршин считал опубликование рассказа «Четыре дня» в 1877 году.
  • Всеволод Гаршин не смог поступить в университет, так как закончил не классическую, а реальную гимназию. Его выбором стал Горный институт.
  • Писатель вошел в школьную отечественную программу. Сказочные произведения Гаршина «Сказка о жабе и розе» и «Лягушка-путешественница» изучают в 4 классе средних общеобразовательных учреждений.
  • Весной 1878 года Всеволод Гаршин был произведён в офицеры и даже задумывался о поступлении в Академию Генерального Штаба. Однако в течение полугода его мнение изменилось, и он подал в отставку.
  • На протяжении всей жизни В. Гаршина преследовали повторяющиеся глубокие депрессии, порой затягивавшиеся надолго.
  • Именно его перу принадлежит знаменитое произведение «Лягушка-путешественница».
  • Однажды В. Гаршин вызвал старшину московской полиции, устроив кутёж в одном из публичных домов и не заплатив ни копейки.
  • Рассказ Всеволода Гаршина «Четыре дня» был написан им в госпитале, куда он попал после ранения на фронте. В его основу легли его собственные военные впечатления.
  • Последние пять лет своей жизни Гаршин провёл в отчаянной борьбе с душевным недугом. В периоды просветления он сохранял возможность работать , но тут же на него накатывали приступы безумия, после которых он мог начисто забывать и о работе светской, и о литературных задумках.
  • Настоящее признание в СССР Гаршин получил уже после Великой Отечественной Войны. Через десять лет после её окончания были напечатаны марки с его портретом.
  • Илья Репин изобразил Всеволода Гаршина на трёх своих картинах: «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали» и акварели «Гаршин в гробу».
Читайте также:
16 интересных фактов из жизни Паустовского

20 фактов о жизни и трагической судьбе Всеволода Гаршина

Знакомясь с биографиями известных людей, живших в XIX веке и посвятивших себя «борьбе за свободу», трудно избавиться от желания представить себе, а что было бы, если бы вместо поисков абстрактного всеобщего счастья эти люди просто выполняли свою работу, понемногу улучшая жизнь вокруг себя. Ведь смог же Пушкин, при всём своём сочувствии к декабристам, но полезть в горнило предполагаемой революции — и стал великим поэтом. Кондратий Рылеев мог стать одним из ведущих русских финансистов — он работал правителем канцелярии мощнейшей тогда Российско-американской компании — а вместо этого оказался на эшафоте. И таких рылеевых были сотни, если не тысячи. Морозов и Кибальчич писали свои труды в тюрьме, а о скольких не менее талантливых людях, погибших и сгинувших на каторгах в юношеские годы, мы так и не знаем?

Всеволод Михайлович Гаршин (1855 — 1888) после добровольного участия в Русско-турецкой войне получил офицерское звание и мог претендовать на поступление в Академию Генерального штаба. С его острым умом и разносторонними знаниями Гаршин вполне мог, даже несмотря на свой недуг, стать блестящим офицером, «слугой Царю, отцом солдатам». Но мысли о народном счастье и социальной неправде увлекли его совсем в другой мир. В результате он не успел реализовать и свой несомненный литературный талант, а всколыхнул Петербург лишь своей трагической смертью.

1. Всеволод Гаршин родился в имении бабушки в Екатеринославской области (сейчас это Донецкая область Украины), однако уже в детстве мальчику пришлось много путешествовать вслед за отцом-военным. Однажды в четырёхлетнем возрасте мальчик, наслушавшись рассказов сослуживцев отца, начал собираться на войну, и родным стоило большого труда уговорить его отложить поход.

2. На всю жизнь Всеволода Гаршина наложила тяжёлая семейная драма, пережитая им в детстве. Его мать оставила отца и ребёнка, чтобы сопровождать в ссылку Петра Завадского, деятеля революционного движения, работавшем воспитателем Всеволода. При всём том, что супруги стремились сохранить нормальные отношения, и Всеволод даже провёл два лета на месте ссылки Завадского в Олонецкой губернии (сейчас Карелия), удар по психике мальчика, которому исполнилось только 4 года, был очень серьёзным.

3. П. Завадский учил маленького Всеволода читать по «серьёзным» книгам. К 10 годам мальчик прочитал «Собор Парижской Богоматери» и «Что делать?». Буквы же он изучал по серьёзному литературному журналу «Современник».

Читайте также:
18 интересных фактов о Майке Тайсоне

4. Всеволод учился в гимназии в Петербурге, но каникулы проводил в Малороссии. Он очень любил природу и с увлечением собирал грибы и гербарии. Однажды на глазах изумлённых родственников он препарировал лягушку, зашил шов, обеззаразил и забинтовал его, и лягушка спокойно ускакала.

5. Во время занятий Всеволоду приходилось жить в семьях у своих соучеников, и лишь в 6 классе был переведён на казённый пансион.

6. Вместе с одноклассниками Гаршин собирал библиотеку. Из-за нехватки денег ребята могли целыми днями обшаривать лавки букинистов. По воспоминанию одного из одноклассников Всеволода, в Петербурге не было ни одного букиниста, не знавшего компанию Гаршина. Гимназисты научились ремонтировать и заново переплетать повреждённые книги и журнальные издания.

7. Первым серьёзным литературным произведением Гаршина было школьное сочинение с красноречивым названием «Смерть». В нём рассказывалось о последних минутах жизни знакомого Всеволода, перед смертью отказавшегося от соответствующих религиозных церемоний. Учитель оценил сочинение в 4,5 балла.

8. В 7 классе Всеволод попал в больницу для душевнобольных. Он был очень возбудим и у него часто случались припадки прямо на уроках. Потребовалось полтора года лечения в двух разных клиниках. Тем не менее, Гаршин успешно сдал выпускные экзамены в гимназии.

9. Гаршин не смог поступить в университет, так как закончил не классическую, а реальную гимназию. Его выбором стал Горный институт.

10. Впервые имя Гаршина появилось в печатных изданиях в 1876 году, однако сам писатель не считал фельетоны и заметки о художественных выставках литературой. Своим дебютом в литературе Гаршин считал опубликование рассказа «Четыре дня» в 1877 году.

11. После второго курса института Гаршин, не сдав курсовые экзамены, с двумя товарищами отправился в действующую армию на русско-турецкую войну. Пеший переход к Дунаю, совершённый им в звании рядового, писатель описал в «Записках рядового Иванова». «Четыре дня» — это описание мучений раненого русского солдата, четыре дня пролежавшего на оставленной позиции. Нашёл несчастного именно Гаршин. Во время одного из боёв писатель получил ранение в ногу.

12. Весной 1878 года Всеволод Гаршин был произведён в офицеры и даже задумывался о поступлении в Академию Генерального Штаба. Однако в течение полугода его мнение изменилось, и он подал в отставку.

13. Отставка Гаршина из армии стала для него роковой. Его душевные метания приобрели огромную амплитуду. Приезжая в Петербург, он через месяц начинает жутко тосковать и уезжает в провинцию. Через месяц после пребывания в Малороссии он вновь стремится в Петербург. На фоне развернувшегося террора народовольцев эти метания становятся подозрительными, но властям предпочтительнее было списать всё на душевную болезнь, что было очень близко к правде.

14. В 1880 году писатель напугал сановников обеих столиц. К графу Лорис-Меликову, только-только пережившему покушение, Гаршин пришёл, громко требуя «всепрощения». А главу московской полиции Козлова Гаршин вызвал, устроив кутёж в одном из публичных домов и не заплатив ни копейки.

15. Чудовищными усилиями окружающих, в том числе и брата Евгения, неоднократно разыскивавшего Гаршина чуть ли не в чистом поле, писателя к 1882 году привели в порядок, и он женился на курсистке Надежде Золотиловой.

16. После женитьбы всё, казалось бы, складывалось очень хорошо. Супруга души не чаяла во Всеволоде Михайловиче, впрочем, как и он в ней. Гаршин получил практически синекуру — должность секретаря съезда представителей железных дорог. Он получал приличнее жалованье, а работать приходилось едва ли два месяца в году.

17. Болезнь не отпустила жертву. Последние пять лет своей жизни Гаршин провёл в отчаянной борьбе с душевным недугом. В периоды просветления он сохранял возможность работать , но тут же на него накатывали приступы безумия, после которых он мог начисто забывать и о работе светской, и о литературных задумках.

18. Роковая зима 1887 — 1888 годов началась с того что Гаршин, несмотря на плохое самочувствие, решил выйти на службу. Там человек, занявший его место, грубо заявил писателю, что он пришёл на его место насовсем, так как всем известно, что Гаршин болен и не выкарабкается. Взбешённый Всеволод Михайлович тут же написал заявление об отставке. Чуть позже его грубо оскорбил один из начинающих писателей, приславших Гаршину для ознакомления и рецензии свою рукопись. А ближе к весне писатель вступился за девушку, которую задерживали по подозрению в проституции, и был обвинён в нарушении общественного порядка. Совокупность этих событий с общим болезненным состоянием писателя, скорее всего, и привели к тому, что 19 марта 1888 года он шагнул в лестничный пролёт дома, в котором снимал квартиру, и скончался через пять дней.

19. Илья Репин изобразил Всеволода Гаршина на трёх своих картинах: «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали» и акварели «Гаршин в гробу».

20. Все изданные произведения Всеволода Гаршина, ушедшего из жизни в возрасте 33 лет, уместились в один том.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: