Апеллес и сапожник – Интересные факты

Апеллес – Apelles

Апеллесом Кос ( / ə р ɛ л я г / ; греческий : Ἀπελλῆς . Фл BC 4 – го века) был известным художником из древней Греции . Плиний Старший , которому современные ученые во многом обязаны знанием этого художника ( Naturalis Historia 35.36.79–97 и passim ), оценил его выше, чем предшествующие и последующие художники. Он датировал Апеллеса 112-й Олимпиадой (332–329 до н.э.), возможно, потому, что он создал портрет Александра Великого .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 Работы
  • 3 Наследие
  • 4 Ссылки и источники
    • 4.1 Ссылки
    • 4.2 Источники
  • 5 Внешние ссылки

биография

Вероятно , родился в Колофоне в Ионии , он сначала учился под Эфором в Ефесе , но после того, как он достиг некоторых знаменитости он стал ученик в Памфил в Сикионе Таким образом , он объединил Дориан тщательность с ионической благодатью. Привлеченный ко двору Филиппа II , он нарисовал его и молодого Александра с таким успехом, что стал признанным придворным художником Македонии, и его картина Александра, держащего молнию, была у многих в умах с Александром с копьем. скульптор Лисипп . Сотни лет спустя Плутарх был среди не впечатленных, решив, что ему не удалось точно воспроизвести цвет Александра: «Он сделал цвет лица Александра слишком темнокожим и смуглым, тогда как нам говорят, что он был светлокожим с румяным оттенком. это особенно проявилось на его лице и груди “.

Многое из того, что известно об Апеллесе, происходит от Плиния Старшего ( Natural History , XXXV). Его умение рисовать человеческое лицо – это центральная часть истории, связывающей его с Птолемеем I Сотером . Этот бывший генерал Александра не любил Апеллеса, когда они оба были в свите Александра. Много лет спустя, путешествуя по морю, шторм вынудил Апеллеса приземлиться в египетском царстве Птолемея. Птолемея шут был подкупили соперниками Апеллеса передать художник паразитного приглашения отобедать с Птолемеем. Неожиданное прибытие Апеллеса привело короля в ярость. Птолемей спросил, кто послал Апеллесу приглашение, и с помощью куска угля из камина Апеллес нарисовал на стене изображение, в котором Птолемей узнал своего шута в первых мазках рисунка .

Апеллес был современником Протогена , чью репутацию он защищал. Плиний также записал анекдот, который ходил среди ценителей эллинизма первого века нашей эры: Апеллес отправился в дом Протогена на Родосе, чтобы познакомиться с этим художником, о котором он так много слышал. Прибыв в студию Протогенеса, он встретил старуху, которая сказала ему, что Протогенеса нет, и спросила его имя, чтобы она могла сообщить, кто его интересовал. Наблюдая в студии за панно, которое Протогенес приготовил для картины, Апеллес подошел к мольберту и, взяв кисть, сказал слуге, чтобы он сказал Протогенесу, что «это от меня», и нарисовал цветную очень тонкую линию поперек панели. Когда Протоген вернулся и старуха объяснила, что произошло, он осмотрел строчку и объявил, что только Апеллес мог выполнить такую ​​безупречную работу; Затем Протоген окунул кисть в другой цвет, провел еще более тонкую линию над первой и попросил своего слугу показать это посетителю, если он вернется. Когда Апеллес вернулся, и ему показали ответ Протогена, стыдясь, что его могут улучшить, он провел третьим цветом еще более тонкую линию между первыми двумя, не оставив места для еще одной демонстрации мастерства. Увидев это, Протоген признал поражение и отправился искать Апеллеса и встретиться с ним лицом к лицу.

  • Agatharchus
  • Анаксандра
  • Андроциды
  • Антифил
  • Апеллес
  • Аполлодор
  • Аристид Фиванский
  • Кимон Клеонский
  • Эхион
  • Евфранор
  • Евпомп
  • Мелантиус
  • Nealkes
  • Никомах Фиванский
  • Памфил
  • Панаэн
  • Парразий
  • Pausias
  • Полиид
  • Полигнотус
  • Протогены
  • Теон Самосский
  • Тимант Сикионский
  • Тимарете
  • Тимомах
  • Зевксис
  • v
  • т
  • е

Плиний утверждает, что эта самая картина была частью коллекции Юлия Цезаря , но была уничтожена, когда сгорел особняк Цезаря на Палатинском холме . Делая набросок одной из наложниц Александра Великого, Кампаспы , Апеллес влюбился в нее. В знак признательности за работу великого живописца Александр подарил ему ее. Апеллес , как говорит, работает над картиной Афродиты из Коса , когда он умер, и картина осталась незавершенной потому что никто не может быть найден с квалификацией достаточно , чтобы завершить его.

Знаменитая работа Апеллеса предоставила несколько примеров повествовательного реализма, которым восхищались ценители греко-римского стиля, лаконично выраженного словами Горация ut pictura poesis , «как живопись, так и поэзия». Апеллес, похоже, имел склонность к сложной аллегории и персонификации, которую он далеко продвинул в своей интерпретации Клеветы, описанной Люцианом , в которой невинный юноша ложно обвиняется в Невежестве, Зависти, Предательстве и Обмане. История, связанная с картиной, предположительно была ложным обвинением конкурирующего художника в том, что Апеллес участвовал в заговоре против Птолемея IV Филопатора . Это чуть не привело к казни художника. «В эпоху Возрождения образцом поэтической живописи, который неизменно цитировался всякий раз, когда обсуждался вопрос об искусстве и поэзии, была клевета Апеллеса , известная благодаря описанию Лукиана». Панно Сандро Боттичелли « Клевета из Апеллеса» было написано в сознательном стремлении сравняться с картиной экфрасиса Люциана .

Последователь Пиррона философ Секст Эмпирик использовал Апеллес в аналогии как атараксия достигаются (то есть свобода от умственного perturbance). Приобретение атараксии можно сравнить с процессом, когда Апеллес пытался нарисовать лошадь. Он хотел изобразить его пену (в греческой мифологии Посейдон создал лошадей из морской пены). Ему так не удалось, что в ярости он сдался и бросил губку, которой он чистил свои кисти, в среду, и ее след произвел эффект конской пены.

Работает

Картины Апеллеса (ни одна из которых не сохранилась) включали:

  • Александр, вооруженный молнией , одной из многих, которыми он пользовался, как Александра, так и его отца Филиппа;
  • Афродита Анадиомена («Афродита, поднимающаяся из моря»), изображающая богиню, поднимающуюся из моря (не картина, над которой он работал, когда он умер, а более ранняя картина), для которой Плиний Старший описывает традицию, которую он использовал бывшей любовницей Александра, Кампаспа , как модель Афродиты. Согласно Афинею , идея Афродиты, поднимающейся из моря, была вдохновлена Фриной, у которой во время праздников Элевсинии и Посейдонии не было проблем плавать обнаженной в море.
  • Портрет Антигона I Монофтальма верхом на лошади, вид в три четверти, который искусно скрывает слепой глаз субъекта;
  • Портрет Артемиды в окружении группы девушек, приносящих жертву , основан на « Одиссее 6.102ff»;
  • Жертвоприношение в Косе , описанное в мимах (4.59) Герода .
  • Портреты Клита Черного и Архелая I Македонского .
  • Шествие первосвященника Артемиды в Эфесе.
  • Великая аллегория Калумни .
Читайте также:
17 интересных фактов о Даниэле Дефо

Некоторые его картины были перевезены в Рим (в том числе Афродита Анадиомена ) и выставлены там на всеобщее обозрение; в двух композициях с портретами Александра ( Кастор и Поллукс с Победой и Александром Великим и Фигура войны со связанными за спиной руками вслед за триумфальной колесницей Александра ) император Клавдий позже заменил лицо Александра на лицо его деда Августа .

Наследие

Мало что может быть более безнадежным, чем попытка воплотить в жизнь стиль художника, чьи работы исчезли. Но огромное количество историй, правдивых или выдуманных, касалось Апеллеса в древности; и современные археологи, естественно, пытались выяснить, на что они указывают.

Нам говорят, например, что он придавал большое значение рисованию контуров, практикуясь каждый день. Хорошо известен рассказ о его посещении Протогенеса и о соперничестве двух мастеров за то, кто из них может провести лучшую и самую твердую черту. Сила прорисовки таких линий очевидна в декоре краснофигурных ваз Афин. Говорят, что Апеллес великодушно относился к своему сопернику, поскольку он повысил ценность своих картин, распространив сообщение о том, что он намеревался купить их и продать как свои собственные.

Апеллес позволил превосходство некоторых из его современников в частности вопросов: согласно Плинии он восхищался dispositio из Меланфий , то есть путь , в котором он разнесенный свои фигуры, и mensurae из Asclepiodorus , который должен был великим мастером симметрии и пропорций . Апеллес особенно отличался в этой неописуемой «грации». Вероятно, он использовал небольшое разнообразие цветов и избегал сложной перспективы: простота дизайна, красота линий и очарование выражения были его главными достоинствами. Когда хвалят натурализм некоторых из его работ – например, говорят, что рука его Александра выделялась из картины, – мы должны помнить, что это заслуга, которую невежественные критики всегда приписывают произведениям, которыми они восхищаются. Фактически, эпоха Александра была эпохой выдающегося идеализма, и, вероятно, Апеллесу в значительной степени удалось придать своим фигурам красоту, превосходящую естественную.

Плиний связывает с Апеллесом ряд высказываний, которые могут быть взяты из утерянного трактата Апеллеса по искусству живописи. Один из них исходит из суждения Апеллеса о Протогенесе, которое Протогенес знал, когда его картина была закончена: quod manum de tabula scirat – «[Он знал], когда убрать руку с картины». Другой относится к его практике выставлять свои работы перед своим магазином, а затем прятаться поблизости, чтобы услышать комментарии прохожих. Когда сапожник прокомментировал свои ошибки в покраске обуви, Апеллес внес исправления в ту же ночь; На следующее утро сапожник заметил изменения и, гордый своим влиянием на работу художника, начал критиковать то, как Апеллес изобразил ногу, после чего Апеллес вышел из своего укрытия и заявил : Ne sutor ultra crepidam – «Пусть сапожник не рискует дальше чем туфля “. Последнее высказывание, которое Плиний приписывает Апеллесу, относится к усердию художника в ежедневной практике своего искусства: Nulla dies sine linea – «Ни дня без проведенной линии». Сообщается также, что Апеллеса спросили, почему он так постоянно трогал и ретушировал свои картины, пытаясь достичь совершенства (по крайней мере, в своем уме); на что он ответил: «Я рисую для вечности».

Плиний утверждает, что Апеллес внес ряд полезных нововведений в искусство живописи, но его рецепт черного лака , названный Плинием atramentum , служил как для сохранения его картин, так и для смягчения их цвета, и создавал эффект, который Плиний восхваляет. нет конца – Апеллес держал в секрете и погиб со своей смертью.

Нет никаких сомнений в том, что Апеллес был одним из самых смелых и прогрессивных художников. Его слава была такова, что несколько итальянских художников эпохи Возрождения повторяли его сюжеты в тщетной надежде дать некоторое представление о их композиции. Рафаэль, возможно, изобразил себя Апеллесом в Афинской школе, а Сандро Боттичелли основал на своих работах две картины – «Рождение Венеры» и « Клевета Апеллеса» .

Сапожник и его принципы, или Почему мастер не чинит туфли своей невесте

27-летний краснодарец Артур Камалетдинов работает обувщиком четвертый год и очень доволен. Он нисколько не жалеет, что окончил только 9 классов школы, ведь отсутствие высшего образования не мешает ему неплохо зарабатывать на жизнь, да еще и оплачивать обучение младшей сестры.

Обувщики смотрят не на девушку, а на ее набойки

Артур открывает ключами двери обувного магазина, вешает куртку на крючок, не спеша включает свет в витринах. На часах еще нет десяти. Артур приходит всегда раньше, чтобы успеть встретить первого клиента вовремя. Мастер берет в руки женский кроссовок и наносит на его носок клей. Улыбается, вспоминает свое детство.

«Я родился и жил в Ростове. После выпускного сразу пошел работать: я никогда не хотел учиться, получать высшее образование. Не вижу в этом смысла. Я уже независим, у меня стабильный заработок. А вот моя сестра еще учится в университете, но за ее обучение плачу я. И неизвестно, кто из нас большего добьется. Люди с высшим образованием сейчас порой получают меньше, чем простые рабочие».

Артур не только ремонтирует обувь, но и делает ключи, вставляет батарейки в часы, наносит гравировку. Здесь, в совсем маленьком помещении, Артура окружают тюбики гуталина, наждачные ленты, полировочные щетки, разные ножи и зажимы. Он признается, что любит обувь.

Читайте также:
История из жизни художника Уччелло

«Обувь многое может рассказать о человеке. Вот идет девушка, обычный мужчина посмотрит обязательно на ее фигуру или лицо, мы, обувщики, сразу смотрим на набойки — не стесаны ли они, на обувь — в каком она состоянии. По всему этому легко можно сделать вывод опрятная девушка или нет, любит ли она себя».

Артур считает, что в обуви главное – качество, а не количество. Лучше купить одну хорошую пару, чем 10 плохих.

«Вот эта обувь дорогая, ее и ремонтировать приятно, да и ноге в ней удобно, она не пахнет, даже если ты будешь кроссовки два дня носить, не снимая, – говорит Артур, рассматривая кроссовок. – К нам в основном приносят обувь дорогую – от пяти до пятидесяти тысяч рублей. И ремонт у нас стоит на порядок выше, чем в обычной обувной мастерской на рынке. Да и нет смысла отдавать в ремонт, например, туфли, купленные в сетевых магазинах. Проще купить новые».

Артур аккуратно показывает, как отличить плохую обувь от хорошей:

«Когда растягиваешь дешевую обувь, материал может порваться на колодке. Особенно лаковая рвется мгновенно. Дорогая обувь прекрасно тянется».

По воле случая

В ремонтной мастерской едва помещаются несколько обувных машинок, стол со стулом и витрина. Но зато он расположен удобно и для Артура и для покупателей. Для покупателей потому что здесь высокая проходимость – магазин на виду, как раз рядом с обувными бутиками. Для Артура он удобен тем, что он находится прямо напротив супермаркета.

«Еда не отвлекает от работы, не надо идти в кафе в обеденный перерыв. Зашел, купил булки, салаты, перекусил и готов снова работать».

Формально у Артура обед есть – с часу до двух. Но он работает 12 часов, и перерывов на обед приходится делать несколько. Вот и приходится отлучаться в супермаркет.

«Исключительно, когда нет клиентов», — просит меня обязательно указать в тексте Артур.

Наступает время обеда. Артур ставит чайник и достает из пакета бутерброды. Запах гуталина смешивается с запахом крепкого кофе. Артур вспоминает, как попал на эту работу. Обучение он проходил в Москве.

Ремонт обуви стоит недешево, потому что Артур работает в одном из лучших магазинов в Краснодаре.

«Поэтому-то у нас и цены такие высокие, этот магазин входит в сеть известных обувных магазинов по всей стране. И обучают мастеров только в Москве. Когда я приехал в столицу, меня и еще четверо будущих мастеров из разных регионов страны разместили в двухкомнатной квартире. Курсы длились месяц. Каждую неделю нам выдавали на расходы по 2 тысячи рублей, – вспоминает Артур. – Но город меня страшно вымотал – пробки, суета. Отучившись 3 недели, я уже хотел все бросить и вернуться на юг, но все же нашел в себе силы продолжить».

Артур берет красивую маленькую туфельку в руки, подносит ее к обувному комбайну, оттачивает на ней набойку, после полирует ее. Каждое его движение аккуратно, взвешенно. Хотя обувщиком Артур стал совершенно случайно.

«Я жил в Ростове и работал охранником в магазине. Напротив меня находилась торговая точка обувной компании, я изредка наблюдал за работой обувщика. Однажды я увидел, как женщина купила себе сапоги в дорогущем дизайнерском магазине, а потом понесла их к обувщику. Мне стало любопытно, зачем ей понадобилось ремонтировать новые сапоги. Оказалось, она несла их на профилактику. Разговорился с обувщиком и понял, что очень хочу работать с обувью».

Работать Артур начал уже в Краснодаре. Он решил переехать в столицу Кубани сразу после окончания курсов.

Я — лицо компании

Артур сделал набойки. Готовые туфли он кладет на специальную верхнюю полочку, на которой по соседству с ними стоят другие отремонтированные пары сапог, ботинок, босоножек. Он допивает уже остывший кофе.

Я смотрю на его руки – чистые, ухоженные. Довольно странно для мастера обуви. Обычно под ногтями обувщика можно увидеть гуталин.

«Я же не только мастер, я – лицо компании, я не могу допустить, чтобы у меня был неопрятный вид. Ведь я разговариваю с людьми, предлагаю им услуги – я должен выглядеть презентабельно».

«Здравствуйте, а вы не поставите мне новую батарейку?» – обращается женщина к Артуру.

«Да, конечно. Сто пятьдесят рублей».

Следом за девушкой – еще восемь человек. Кому-то нужно растянуть обувь, кому-то купить щетку или сделать копию ключей. Но со слепков Артур ключи не делает.

«А вдруг это воры какие-нибудь. Зачем мне из-за них в тюрьму садиться? Я достаточно получаю и ни к чему так рисковать».

Работа с ключами сродни ювелирной.

«Дело тонкое. У нас более 4 000 разных образцов ключей. Только представьте! Так что криворуким здесь делать нечего!».

«Карьерного роста не хочу»

Семь часов вечера. Клиентов становится все больше, ведь у них рабочий день уже закончился, теперь можно найти время и на свои дела. Сейчас осень: для обувщиков сезон прибыльный.

«Обслужишь одного хорошо, потянется другой – поток растет. Таким образом, у меня и появилась своя клиентская база».

За три года работы Артур научился общаться с разными клиентами.

«К каждому человеку нужен свой подход. Всякие люди встречаются. Часто ко мне заходят и спрашивают: «А вы хорошо делаете?». Сначала я говорил: «Стараюсь делать хорошо», потом мне надоели эти глупые вопросы, и я стал отвечать людям: «Нет, плохо». Тогда я как бы их загонял в тупик, и они улыбались и отдавали обувь на ремонт».

Однажды Артура даже загипнотизировали.

Читайте также:
15 интересных фактов о Троцком

«Пришла женщина забирать туфли, потом я впал в какое-то странное состояние, а после не досчитался в кассе трех тысяч рублей».

Артур зарабатывает около сорока тысяч рублей, все зависит от выручки.

«Когда только начинал, получал где-то 20».

«Если бы не ленился, уже бы стал управляющим!», – перебивает знакомый охранник Александр Наумчик и хлопает Артура по плечу.

Но Артур повышений не хочет.

«Мне не нужна бумажная волокита, лишняя ответственность. Меня устраивает то, что есть. Изменений я не хочу».

Рабочий день близится к концу, но Артур не выглядит уставшим. Несколько минут назад он выпил уже четвертую чашку кофе за день. Артур много работает. Берет выходные редко.

«Я здесь с 10-ти до 10-ти и работаю, и мне нравится. А на выходных я места себе не нахожу – хочу снова на работу. Мне нравится, что я тружусь один. Это не магазин мобильной связи, где один «накосячил», а ответственность несут все. Тут я отвечаю только сам за себя», – говорит мастер и идет с Александром покурить.

«Невесте я обувь не делаю, покупаю новую»

На часах полдесятого вечера. Когда клиентов нет, да и работа уже все сделана, как сейчас, Артур разрешает себе немного посидеть в интернете. На рабочем столе его ноутбука портрет красивой белокурой девушки. Это его невеста Ольга.

«Когда ты успеваешь с ней встречаться, если все время на работе?», – спрашиваю я.

«Мое личное время – после 10-ти вечера. Его я провожу с Олей. В сутки сплю 2-3 часа. Мне этого хватает».

Если Артуру попадаются не очень вежливые клиенты, он, конечно, расстраивается:

«Я прихожу домой, Оля меня не трогает. Знает, что мне нужно немного времени, чтобы прийти в себя. Стараюсь не вымещать агрессию дома. Работа на работе, дома – семья».

Ольга и Артур знакомы с детства.

«Когда-то я ее нянчил, у нас разница 6 лет. Мы дружили, но потом связь потеряли. Год назад созвонились, Закрутилось, завертелось. Потом переехала ко мне в Краснодар, в мою съемную квартиру. Недавно я сделал ей предложение. Так что планируем свадьбу».

Но обувь невесте Артур никогда не ремонтирует.

«Я покупаю ей новую!».

Под конец рабочего дня к Артуру заходит клиент, просит сделать гравировку на ручке. Артур берет ручку, просит подождать пять минут. Сначала он набирает слова в специальной программе в ноутбуке, после, медленно и точно, машина под названием гравер, выводит их на боку ручки.

«Я больше месяца привыкал к этой машине. Когда тебе приносят дорогие украшения или даже ручки, как эта, нужно быть особенно внимательным. Было такое, что я случайно пропускал буквы. Приходилось делать гравировку, вымеряя буквы до миллиметра».

Десять. Артур собирается домой. Закрывает кассу, выключает ноутбук. Причесывается и, конечно, приводит в порядок свою обувь. По словам мастера, в первую очередь при встрече с человеком он обращает внимание на волосы и на обувь.

«И то, и то всегда должно быть чистым!», – улыбается мастер.

Артур уверен, что три года для мастера это совсем мало.

«Впереди много работы. Главное в нашем деле — всегда учиться».

Апеллес. – в греции всё есть — LiveJournal

Concord
Working in close collaboration with:
all_china,
all_czech,
all_germany,
all_israel,
all_japan,
all_peru,
all_russia,
all_ukraine,
all_usa
in all_countries concord
Counters
“>

Search
Weather forecast

ЖЗЛ (АПЕЛЛЕС. О ЛЮБВИ, ДРУЖБЕ И ТАЛАНТЕ.)Большая часть картин, представленных в этом материале, разбросана у меня в разных постах рубрики “Живопись о живописи”. Вот и решил собрать все имеющиеся картины в одном месте, заодно и рассказать о художнике, на них изображенном. Правда, информация об этом великом греческом живописце мизерна, она основывается, прежде всего, на произведениях и воспоминаниях древнегреческих писателей и историков. И все же.

Примерно 370 — 306 гг. до н. э.

Claude Callot Apelles and Raphael. 1686 г.

Древнегреческий живописец, один из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода, друг Александра Великого (Македонского).
Годы жизни художника точно неизвестны. Историки определили их по следующим фактам: Апеллес оказался при дворе Филиппа II Македонского примерно после смерти художника Памфила около 350 года до н. э. Значит, он должен был родиться до 370 до н. э., чтобы к 350 до н. э. быть уже признанным мастером (если таковым может быть двадцатилетний юноша). Историками отмечен также факт пребывания Апеллеса при царе Птолемее примерно в 306 году до н. э. Этот диапазон и считается годами жизни художника. С местом рождения художника историки тоже не определились. Древние источники сообщают, что он был сыном Пифия и родился то ли на острове Кос, то ли в Эфесе, то ли в древнем городе Ионии Колофоне, который находится к северу от Эфеса.

Большая часть информации о жизни художника взяты из 35-й книги «Естественной истории», написанной римским писателем I века Плинием Старшим (23—79 н.э.).

Lombardo Veneto Плиний старший (воображаемый портрет, прижизненные изображения Плиния Старшего не сохранились).

Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в Ионической школе, которая отличалась мягкостью рисунка и нежностью колорита. Впоследствии он отправился в Сикион, где поступил в школу Памфила, и освоил особенности сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. “Соединив в своем лице все, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил её до крайней степени совершенства, придав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию” – пишет Плиний.
В соответствии с его же сочинениями, в годы 112-й Олимпиады (332—329 до н.э.) Апеллес был уже очень известным и уважаемым художником.

Возможно, его учитель Памфил, македонец по происхождению, рекомендовал Апеллеса в качестве художника в свиту македонского царя Филиппа II. Апеллес поселился в Пелле в Македонии и завоевал при царском дворе такой авторитет, что преемник Филиппа – Александр Великий издал указ, в котором запрещалось рисовать его портреты всем художникам кроме Апеллеса.

Salvator Rosa Alexander in Apelles’ studio. 1662 г.

Anonymous, circle of Antonio Balestra (1666–1740) Alexander the Great and Apelles.

Со временем между художником и царем возникла тесная дружба, к тому же, Апеллес сопровождал какое-то время Александра Македонского в походе на персов. Один из знаменитых портретов Апеллеса изображал Александра Великого, подобно Зевсу, с молнией в руках и хранился в храме Дианы в Эфесе.

Giuseppe Cades Alexander the Great in the Workshop of Apelles. 1792 г. Hermitage

Автор неизвестен Alexander the Great in the Workshop of Apelles.

Pietro Antonio Novelli Alexander the Great in the studio of Apelles. 1750 -99 гг. Museo Poldi Pezzoli, Milano

Древние историки утверждают, что увидев эту работу, царь сказал: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа, другой — Апеллес. Первый непобедим, а второй – неподражаем». Судя по этой фразе, можно сделать вывод, что художника звали тоже Александром. За этот портрет художник получил поистине царскую плату – 20 талантов в золоте, причём, сумма золотых монет соответствовала весу картины.

Плиний Старший писал, что наиболее любимой из всех содержанок царя Александра и его любовницей была куртизанка Кампаспа (Campaspe) из фессалийского города Лариссы. Клавдий Элиан добавляет, что Кампаспа, скорей всего, была первой женщиной, с которой сблизился Александр, еще не будучи царем. Поскольку древние историки называют еще Калликсену, с которой Александр спал еще в отрочестве.

С Кампаспой, помимо героя сегодняшнего поста, связана история (а может легенда) с древнегреческим философом, учеником Платона и с 343 года до н. э. воспитателем Александра Македонского – Аристотелем (384 до н. э. — 322 до н. э.).

Бюст Александра Великого
Marble bust of Aristotle. Roman copy after a Greek bronze original by Lysippus. 330 BC

Наставник будущего царя, видя, что тот много времени уделяет увлечению куртизанкой Кампаспой, предупредил своего ученика о том, что женщина может довести до гибели даже очень сильного мужчину.

Francesco Hayez Aristotle. 1811 г.

Кампаспа, узнав об этом, решила отомстить философу, она “влюбила” в себя Аристотеля и заставила его прокатить ее на спине под окнами Александра. В 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане — Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях. Удивительно, что эта история нисколько не повредила авторитету античного мудреца. Эта полуанекдотичная история стала популярным сюжетом в искусстве средневековья и эпохи Возрождения.

Leonardo da Vinci Aristotle and Phyllis (or Campaspe).1480 г.

Hans Baldung Aristotle and Phyllis. 1513 г.

Лука Лейденский. Аристотель и Филис (Кампаспа). 1521 г. Гравюра на дереве

На гравюрах обнаженная Кампаспа сидит верхом на престарелом Аристотеле, натягивая вожжи и размахивая кнутом, а Александр наблюдает эту сцену из окна или с балкона. Художники итальянского Возрождения изображали философа и куртизанку в настенных росписях — в альковах, на расписных блюдах знаменитой итальянской майолики, на тканых коврах — шпалерах и в резьбе деревянных стенных панелей и мебели.

Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа. Северная Германия. Конец XIV в. Бронза. Санкт-Петербург, Эрмитаж

Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа (гобелен).

Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа. Исторический музей, Базель

Etienne Jeaurat Aristotle and Campaspa.

«Александр, восхищаясь выдающейся красотой Кампаспы, попросил Апеллеса нарисовать ее обнажённой. – пишет Плиний. – Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании».
Прекрасная любовница царя стала источником вдохновения для художника.

Edward John Poynter Apelles.
John William Godward Campaspe.

Апеллес изобразил Кампаспу в образах Афродиты, Артемиды, Харит и других богинь юности и красоты.
Историки до сих пор спорят – кого изобразил художник на своей самой известной фреске «Афродита Анадиомена» – Кампаспу или еще одну известную гетеру Фрину. Все дело в том, Фрина в конце своей жизни была возлюбленной Апеллеса. Я, делая пост о Фрине, писал о свидетельстве Афинея, который рассказал о том, что «когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, Фрина на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море. Именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены». Так что, скорей всего, для Афродиты позировала Фрина, а не Кампаспа.

Venus emerging from the Sea. Fresco from Pompei, House of Venus.

Древнеримский поэт Овидий тоже оставил нам свой восторженный отзыв о фреске «Афродита Анадиомена»:
Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям —
Все бы скрывалась она в пенной морской глубине.
В 1960 году в Помпеях обнаружили хорошо сохранившуюся фреску с похожей Венерой (Афродитой). Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
А любовь Апеллеса к своей модели Кампаспе, увы, оказалась неразделенной.

Скульптура на фасаде Лувра Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра.
Mattia Preti Campaspe. 1661 г.

Однако любовь эта стала источником творческого вдохновения для многих художников и популярным сюжетом в живописи XVII – XIX веков. В чем вы убедитесь, если посмотрите мой пост , в котором я собрал картины на тему рисующего Кампаспу Апеллеса в своей студии в присутствии Александра Македонского.

О фактах жизни Апеллеса известно больше из легенд, дошедших до нашего времени. Историки пишут, что Апеллес упражнялся в рисовании каждый день. Сам художник особенностью своего творчества называл харизму, под которой подразумевал умение воодушевлять зрителя изобразительными образами.

Существует легенда, что стремясь достичь точности в создании образов, художник выставлял картины на улице на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. Апеллес исправил дефект и выставил картину вновь. Тот же башмачник, проходивший мимо, теперь стал критиковать нарисованную ногу. Художник, не выдержав, выбежал из-за картины и крикнул «критику»: «Пусть не судит башмачник выше обуви». Плиний написал, что вскоре эти слова стали популярной римской поговоркой.

Jacques-Albert Senave Apelles and the Shoemaker (Апеллес и сапожник). Royal Museums of Fine Arts of Belgium.

Фреска Storie di Apelle. Casa Vasari

Anonymous Ein Bauer besucht den Maler Apelles und staunt über dessen Künste. 18th century.

Этой истории, кстати, посвятил стихотворение Пушкин.

Картину раз высматривал сапожник –
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь – не слишком ли нага?».
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете…
Попробуй он судить о сапогах!

Александр Пушкин
1829 г.

Еще одна история связана с царем Птолемеем, правившим в Александрии. Напомню, что Птолемей I (367 до н. э. — 283 до н. э.) был военачальником Александра Великого, его личным телохранителем и одним из ближайших друзей.

Бюст Птолемея I Лувр, Париж

После смерти Александра в 323 году до н. э. именно Птолемей предложил разделить империю между диадохами. Диадохами (по-гречески— преемник) называли полководцев Александра Македонского, которые после его смерти, в результате долгих войн, затянувшихся до 301 до н. э., разделили между собой его империю. Сам Птолемей стал эллинистическим правителем Египта, и к концу своего правления, несмотря на 50 лет беспрерывных войн, создал крепкое и развитое государство. Именно он основал знаменитую на весь античный мир Александрийскую библиотеку и открыл в Александрии музей. В 285 году до н. э. Птолемей отрекся от египетского трона в пользу одного из своих младших сыновей и через два года умер в возрасте 84 лет.
Вот к этому проницательному, щедрому и благодушному царю в результате морской бури и попал случайно Апеллес. Плиний пишет, что Птолемей имел с художником какие-то давние счеты. Будучи в Александрии, Апеллес был приглашен ради шутки одним из придворных царя на пир в его дом. Птолемей удивился «незваному гостю», он выстроил перед художником челядь и потребовав указать пальцем на виновника этой неуместной шутки. Вместо этого, Апеллес взял уголек и набросал лицо того человека, которого царь сразу же признал и тут же наказал.

Лукиан в своих сочинениях изложил немного другую историю о пребывании Апеллеса во дворце Птолемея.
Один из завистников художника по имени Антифил на том самом пиру обвинил Апеллеса в соучастии в заговоре против Птолемея. Царь провел расследование, убедился в невиновности Апеллеса, наградил его суммой в 100 талантов, а самого лжеца Антифила отдал в рабы Апеллесу.
Художник после этого дела написал аллегорическую картину «Клевета», которая не сохранилась. Но ее в 1495 году попытался восстановить Сандро Боттичелли.

Sandro Botticelli Calumny of Apelles. 1492-94 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Таким образом, Боттичелли, а вслед за ним и другие художники, увековечили историю клеветы Антифила на Апеллеса.

Girolamo Mocetto Calumny of Apelles. 1500-06 гг.

Federico Zuccaro The Calumny of Apelles. 1572 г.

Pieter Bruegel The Calumny of Apelles. 1565 г.

John Vanderlyn The Calumny of Apelles.

Giorgio Ghisi, after Luca Penni The Calumny of Apelles. 1560 г.

В последние годы жизни художник начал работать над еще одной Афродитой для жителей острова Кос. Но фреска осталась незавершённой из-за смерти художника. Апеллес умер в негласном звании «первый художник Эллады». Правда, место его смерти тоже неизвестно, по разным источникам художник умер то ли на острове Кос, где работал, то ли в Колофоне.

До наших дней не дошло ни одной работы Апеллеса. Но, думаю, можно доверять Плинию, утверждавшему, что картины художника, написанные всего четырьмя цветами, восхищали зрителей. Плиний пишет, что секрет крылся еще и в том, что Апеллес покрывал работы тонким слоем глазури, отчего «оттенки становились живее и лучше передавали цветовую гамму».

Jean Broc The School of Apelles. 1800 г.

Историки говорят, что если когда-нибудь удастся найти гробницу Алексанра Великого в Александрии, то, скорей всего, мир увидит фрески Апеллеса, поскольку именно он, являясь придворным художником и другом Александра, расписывал гробницу царя.

В 1841-42 годах французский живописец Поль Деларош для Национальной Высшей школы изящных искусств в Париже выполнил огромную настенную роспись под названием “Ассамблея палаты изобразительных искусств”, на фреске автор изобразил более 60 всемирно известных живописцев – от Леонардо до Николла Пуссена. В центре фрески – на месте председателей Ассамблеи, в окружении прекрасных девушек, изображающих Аллегории древнегреческого, древнеримского, средневекового искусства и искусства Ренессанса, Деларош изобразил самых известных художников античности (слева направо) – архитектора Иктина, художника Апеллеса и скульптора Фидия.
Как видите, герой сегодняшнего материала занимает достойное место на художественном Олимпе.

Paul Delaroche Central portion of L’Hémicycle des Beaux-arts 1841-42 гг. École nationale supérieure des beaux-arts, Paris.

Апеллес (Apelles)

Апеллес (Apelles) (ок. 370, Эфес или Колофон, Малая Азия – ок. 330 до н.э.) – греческий художник, родился в Эфесе или Колофоне на о. Кос. Придворный живописец Филиппа II Македонского и его сына Александра Великого. Ни одна из его картин не сохранилась, но о них писали классические авторы. Из этих текстов художники эпохи Возрождения многое почерпнули для себя, считая Апеллеса величайшим художником античности. Учился в школе мастера по имени Памфил из Амфиполя, который соглашался принимать учеников в обучение только за очень высокую плату и на большой срок (до двенадцати лет). Вскоре ученик превзошёл своего учителя. Должно быть, он не знал себе равных среди современников, так как смело позволял себе редкую роскошь хвалить товарищей по цеху. Удивительное изящество в сочетании с точностью и выразительностью стали отличительными особенностями творчества Апеллеса. Если прибавить к этому могущественное и высочайшее покровительство царя Александра, который не позволял рисовать с себя портреты никому, кроме Апеллеса (так же как Лисиппу – делать их в бронзе, а Пирготелу – резать в камне), то станет понятно, что его слава затмевала всех прочих художников его времени. Несмотря на почести и богатства, которыми осыпали Апеллеса, он охотно признавал заслуги других мастеров (особенно в композиции и пропорциях) и всячески поддерживал их в творчестве. О том, каким образом Апеллес познакомился с Протогеном, Плиний оставил интересный рассказ. Узнав, что величайший из его соперников – Протоген – живёт в бедности, Апеллес отправился на Родос его навестить. Не предупреждённый о его приезде, Протоген отлучился из своей мастерской как раз тогда, когда в неё зашел Апеллес. Старая служанка спросила, как представить посетителя хозяину, когда тот вернётся. Апеллес ответил тем, что неуловимым взмахом кисти изобразил, по-видимому, свой портрет в изящных и тонких линиях. Когда Протоген вернулся в свою мастерскую, старая служанка с сожалением сказала, что не знает имени гостя, но, увидев контур и оценив его изящество, Протоген вскричал: «Такую линию мог нарисовать только Апеллес!». Затем он ещё более тонкой линией кое-что добавил к контуру Апеллеса и просил служанку показать незнакомцу, если тот придёт вновь в его отсутствие. Апеллес и в самом деле вскоре вернулся, подивился мастерству Протогена, но оставил между его линиями еще одну – столь филигранную и изящную, что, увидев её, Протоген признал своё поражение и бросился в город на розыски Апеллеса, чтобы поприветствовать его. Эту картину как драгоценную реликвию передавали из поколения в поколение, пока её не купил Юлий Цезарь (картина погибла в пожаре, уничтожившем дворец Цезаря на Палатинском холме). Стремясь привлечь внимание греческого мира к таланту Протогена, о котором мало знали за пределами его родных мест, а в родных местах не обращали внимание, Апеллес купил несколько готовых картин Протогена за баснословную цену в 50 талантов, благодаря чему лишь и были признаны заслуги художника в его родном городе Родосе. Родосцы, которым представился случай оценить своего художника, выкупили другие его картины и хранили среди городских сокровищ. Апеллес трудился до самого конца, и смерть пришла к нему тогда, когда он добавлял новые штрихи к портрету вечной Афродиты.

► Среди картин Апеллеса особой славой пользовалась «Афордита Анадиомена» (т.е. выходящая из вод), где богиня была представлена в обнажённом виде и выжимающей мокрые волосы. Известны названия других картин: «Антигон на коне» (Апеллес искусно скрыл физический недостаток Антигона Одноглазого, изобразив его в повороте), «Артемида, стоящая в толпе девушек, приносящих ей жертву», «Александр, держащий в руке молнию», «Клит и Менандр», «Беллона, привязанная к колеснице Александра», «Лошадь» (возможно, Буцефал, любимый конь Александра), «Гром и молния», «Хоровод нимф».

► О собственных работах своих Апеллес обыкновенно судил очень скромно, и когда он выставлял их публично, то охотно слушал, скрытый за ширмой, суждения посетителей и прохожих, чтобы сделать необходимые правки. Так, однажды перед его картиной остановился сапожник и стал порицать ошибку в обуви одной изображённой на картине фигуры. Когда человек этот на следующий день увидел картину чуть изменённой, то он стал с видом знатока находить и другие недостатки. Но тогда художник вышел из укрытия и велел критику идти своей дорогой, заметив: «Пусть сапожник остается у своих колодок». Апеллес работал неустанно до самой своей кончины, и смерть застала его занятым картиной Афродиты.

► Однажды царь Александр, позировавший Апеллесу для многих портретов, призвал мастера во дворец. Молодой Александр был не удовлетворён изображением своего коня Буцефала на одном из рисунков и как бы для сравнения подвёл Буцефала ближе к картине. Увидев картину, Буцефал помахал головою, как будто бы поприветствовал изображение, и заржал, что Апеллес расценил как признание и заметил: «Похоже, великий царь, конь понимает в живописи больше вашего». ––– В другой раз, посетив мастерскую художника, царь принялся рассуждать об искусстве. Художник попросил его говорить о чём-нибудь другом, чтобы не смешить мальчишек, растирающих краски. Александр принимал всё это по-царски добродушно, и когда он поручил мастеру написать портрет любимой наложницы и заметил, что Апеллес в неё влюбился, царь подарил её ему.

20 фактов и событий из жизни выдающегося русского художника Ивана Ивановича Шишкина

Иван Иванович Шишкин (1932 — 1898) — ярчайшая звезда в плеяде русских мастеров пейзажа. Большего мастерства в изображении русской природы не проявил никто. Всё его творчество было подчинено идее как можно более достоверно отразить красоту природы.

Из-под кисти, карандаша и гравёрного резца Шишкина вышли сотни произведений. Одних живописных полотен насчитывается несколько сотен. При этом их очень сложно сортировать их по срокам написания или по мастерству. Безусловно, в 60 лет он писал иначе, чем в 20. Но резких различий в темах, технике исполнения или цветовыми гаммами между картинами Шишкина нет.

Такая равномерность вкупе с внешней простотой сыграли с творческим наследием Шишкина злую шутку. Многие причастные к живописи, знаниям о живописи, или крупицам знаний о живописи, считают живопись И. И. Шишкина простой, даже примитивной. Этой кажущейся простотой воспользовались маркетологи, как бы их не называли в России при смене политического режима. В результате одно время Шишкина можно было увидеть повсюду: на репродукциях, ковриках, конфетах и т. п. Сложилось отношение к Шишкину как к производителю чего-то бесконечно скучного и шаблонного.

На самом деле, конечно, творчество Ивана Шишкина разнообразно и многогранно. Нужно просто уметь увидеть это разнообразие. Но для этого нужно знать язык живописи, ключевые события из биографии художника и уметь прилагать интеллектуальные усилия к их осмыслению

1. Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге (сейчас Татарстан). Его отец Иван Васильевич Шишкин был человеком одарённым, но совершенно неудачливым в делах. Получив по наследству звание купца второй гильдии, он торговал настолько неудачно, что сначала переписался в третью гильдию, а затем и вовсе выписался из купцов в мещане. Зато в Елабуге он имел большой авторитет как учёный человек. Он построил в городе водопровод, что тогда было редкостью и в городах покрупнее. Иван Васильевич разбирался в мельницах и даже написал руководство по их строительству. Кроме того Шишкин-старший увлекался историей и археологией. Он открыл неподалёку Елабуги древний Ананьинский могильник, за что был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. Несколько лет Иван Васильевич был городским головой.

Иван Васильевич Шишкин

2. Рисование давалось Ивану легко и занимало почти всё его свободное время. Отучившись четыре года в Первой казанской гимназии, одной из лучших в стране, он отказался продолжать обучение. Не захотел он и становиться купцом или чиновником. Долгие четыре года в семье шло сражение за будущее младшего сына, желавшего учиться живописи («стать маляром» по версии матери). Лишь в 20 лет родители согласились отпустить его в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет в юности

3. Несмотря на общие неблагоприятные отзывы о политической и культурной обстановке в России середины XIX века, в Московском училище живописи и ваяния нравы царили вполне свободные Это училище было приблизительным аналогом советских педагогических училищ — лучшие выпускники шли учиться дальше в Академию художеств, остальные могли работать учителями рисования. От учащихся, в сущности, требовали одного — побольше работать. Молодому Шишкину того и надо было. Один из друзей в письме мягко пенял ему — мол, уже все Сокольники перерисовал. Да, в те года Сокольники и Свиблово были мечтами, куда пейзажисты выезжали на этюды.

Здание Московского училища живописи и ваяния

4. В училище Шишкин создал свои первые офорты. Он и дальше не забрасывал графику и гравюры. На базе небольшой мастерской Артели художников в 1871 году было создано Общество русских аквафортистов. Шишкин одним из первых в России начал относится к живописной гравюре как к отдельному жанру живописи. Ранние опыты гравировщиков больше исследовали возможность тиражирования уже готовых произведений живописи. Шишкин же стремился создавать оригинальные гравюры. Он издал пять альбомов офортов и приобрёл славу лучшего гравёра в России.

Гравюра «Облака над Рощей»

5. Иван Иванович с юности очень болезненно откосился к внешним оценкам своих произведений. Впрочем, немудрено — семья, ввиду собственной стеснённости, помогала ему мало, поэтому благосостояние художника уже с момента отъезда в Москву почти всецело зависело от его успешности. Уже гораздо позже, в зрелом возрасте, он искренне расстроится, когда Академия, высоко оценив одну из его работ, наградила его орденом, а не присвоила звание профессора. Орден был почётен, но ничего не давал в материальном плане. В царской России даже боевые офицеры наградные знаки покупали самостоятельно. А звание профессора давало стабильный постоянный заработок.

6. Поступив в Академию художеств, Шишкин несколько летних академических сезонов — так в Академии называлось то, что после окрестят производственной практикой — провёл на Валааме. Природа острова, расположенного на севере Ладожского озера, очаровала художника. Каждый раз, покидая Валаам, он начинал думать о возвращении. На Валааме он научился делать крупные рисунки пером, которые даже профессионалы иногда принимали за гравюры. За валаамские работы Шишкин был удостоен нескольких наград Академии, в том числе Большой золотой медалью с надписью «Достойному».

Один из эскизов с Валаама

7. Иван Иванович любил Родину не только как натуру для пейзажей. С Большой золотой медалью он одновременно получил право на длительную оплачиваемую заграничную творческую командировку. С учётом доходов живописца это мог быть первый и последний шанс в жизни. Но Шишкин попросил руководство Академии заменить ему заграничный вояж поездкой по Каме и Волге к Каспийскому морю. Шокировано было не только начальство. Даже близкие друзья хором убеждали художника приобщиться к плодам европейского просвещения. В конце концов, Шишкин сдался. Из поездки, по большому счёту, ничего толкового не вышло. Европейские мастера его не удивили. Художник пробовал писать животных и городские пейзажи, но вольно или невольно подбирал натуру, хоть чем-то похожую на любимый им Валаам. Радовали лишь восторги европейских коллег да написанная под взятый в Петербурге аванс картина, изображавшая стадо коров в лесу. Париж Шишкин окрестил «совершенным Вавилоном», а в Италию и ехать не стал: «больно уж сладкая». Из-за границы Шишкин удрал пораньше, использовав последние оплачиваемые месяцы для того, чтобы погостить и поработать в Елабуге.

Пресловутое стадо коров

8. Возвращение в Петербург стало триумфом художника. Пока он отсиживался в Елабуге, его европейские работы произвели фурор. 12 сентября 1865 года он стал академиком. Его картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» попросили на время у владельца Николая Быкова, чтобы экспонировать на Всемирной выставке в Париже. Там полотно Шишкина соседствовало с картинами Айвазовского и Боголюбова.

Вид в окрестностях Дюссельдорфа

9. Упомянутый Николай Быков не только частично оплатил поездку Шишкина в Европу. По сути, его влияние на членов Академии стало решающим в вопросе причисления художника к званию академика. Едва получив «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» по почте, он помчался к маститым художникам демонстрировать картину. А слово Быкова обладало немалым весом в художественных кругах. Он сам окончил Академию, но практически ничего не писал. Известны его автопортрет да копия портрета Жуковского кисти Карла Брюллова (именно эту копию разыграли в лотерее, чтобы выкупить из крепостных Тараса Шевченко). Зато Быков обладал даром предвидения в отношении молодых художников. Он покупал картины у молодых Левицкого, Боровиковского, Кипренского и, разумеется, Шишкина, собрав в итоге обширную коллекцию.

10. Летом 1868 года Шишкин, опекавший тогда молодого художника Фёдора Васильева, познакомился с его сестрой Евгенией Александровной. Уже осенью сыграли свадьбу. Супруги любили друг друга, но брак не принёс им счастья. Чёрная полоса началась в 1872 году — умер отец Ивана Ивановича. Годом позже от тифа умер двухлетний сынишка (сам художник тоже тяжело болел). За ним из жизни ушёл Фёдор Васильев. В марте 1874 года Шишкин потерял супругу, а через год умер ещё один маленький сын.

Евгения Александровна, первая супруга художника

11. Не будь И. И. Шишкин выдающимся художником, он вполне мог бы стать учёным-ботаником. Стремление реалистично передавать живую природу заставляло его дотошно изучать растения. Этим он занимался и во время первой поездки в Европу, и во время пенсионерского (т. е. предпринимаемого за счёт Академии) вояжа в Чехию. Под рукой у него всегда были определители растений и микроскоп что было редкостью для художников-пейзажистов. Зато натурализм некоторых произведений художника выглядит очень документальным.

12. Первым произведением Шишкина, купленным известным меценатом Павлом Третьяковым, стала картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Художник был польщён вниманием знаменитого коллекционера, да ещё и выручил за полотно 300 рублей. Позднее Третьяков купил много картин Шишкина, причём цены на них неизменно росли. К примеру, за картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» Третьяков заплатил уже 1 500 рублей.

Полдень. В окрестностях Москвы

13. Шишкин принимал активное участие в создании и работе Товарищества передвижных художественных выставок. Фактически вся его творческая жизнь с 1871 года была связана с передвижниками. Тот же «Сосновый бор…» публика впервые увидела именно на первой передвижной выставке. В компании передвижников Шишкин познакомился с Иваном Крамским, высоко ценившим живопись Ивана Ивановича. Художники подружились и проводили с семьями много времени на выездных этюдах. Крамской считал Шишкина художником европейского уровня. В одном из писем из Парижа он писал Ивану Ивановичу что если бы любое из его полотен привезли в Салон, публика села бы на задние ноги.

Передвижники. Когда говорил Шишкин, его бас перебивал всех

14. В начале 1873 года Шишкин стал профессором пейзажной живописи. Это звание Академия присваивала по итогам конкурса, на который представляли свои работы все желающие. Шишкин стал профессором за картину «Лесная глушь». Звание профессора, разрешавшее официально набирать учеников, он заслужил уже давно. Крамской писал, что Шишкин может набрать на этюды 5 — 6 человек, и всех толковых научит, тогда как из Академии выходит в 10 лет один, да и тот искалеченный. На одной из своих учениц, Ольге Пагоде, Шишкин женился в 1880 году. Этот брак, к сожалению, был ещё короче первого — Ольга Александровна умерла, едва успев родить дочь, в 1881 году. В 1887 году художник издал альбом рисунков покойной жены. Столь же короткой была и официальная педагогическая деятельность Шишкина. Не имея возможности выбирать учеников, он подал в отставку через год после назначения.

15. Художник шёл в ногу со временем. Когда процесс фотографирования и изготовления снимков стал более или менее доступен для широкой публики, он приобрёл фотоаппарат и необходимые аксессуары и стал активно использовать фотографию в работе. Признавая несовершенство тогдашней фотографии, Шишкин ценил то, что она даёт возможность работать зимой, когда нет возможности писать пейзажи с натуры.

16. В отличие от большинства представителей творческих профессий, И. И. Шишкин относился к работе, как к службе. Он искренне не понимал людей, ждущих прихода вдохновения. Работай — и вдохновение придёт. А коллеги, в свою очередь, удивлялись работоспособности Шишкина. В письмах и воспоминаниях об этом упоминают все. Крамской, например, был поражён ворохом рисунков, привезённым Шишкиным из короткой поездки в Крым. Даже друг Ивана Ивановича предполагал, что непохожие на то, что писал его друг, пейзажи потребуют какое-то время на привыкание. А Шишкин выходил на природу и писал крымские горы. Эта работоспособность помогала ему избавляться от алкогольной зависимости в тяжёлые периоды жизни (был такой грех).

17. Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» написана И. И. Шишкиным в соавторстве с Константином Савицким. Савицкий показал коллеге жанровый набросок с двумя медвежатами. Шишкин мысленно окружил фигурки медвежат пейзажем и предложил Савицкому написать картину совместно. Условились , что Савицкий получит четверть продажной цены, а Шишкин всё остальное. В ходе работы число медвежат увеличилось до четырёх. Их фигурки писал Савицкий. Картина была написана в 1889 году и имела большой успех. Павел Третьяков купил её за 4 000 рублей, 1 000 из которых получил соавтор Шишкина. Позже Третьяков по непонятной причине стёр подпись Савицкого с холста.

Эту картину видели все

18. В 1890-х годах Шишкин поддерживал тесную дружбу с коллегой Архипом Куинджи. По словам племянницы Шишкина, жившей у него в доме, Куинджи приходил к Шишкину почти ежедневно. Оба художника рассорились с некоторыми передвижниками по вопросу участия в реформе Академии художеств: Шишки и Куинджи были за участие, и даже работали над проектом нового устава, а некоторые передвижники были категорически против. А Куинджи можно считать соавтором картины Шишкина «На севере диком» — Комарова вспоминает, что Архип Иванович поставил на уже готовом полотне маленькую точку, изображающую далёкий огонёк.

«На севере диком…» Огонёк Куинджи не виден, но он есть

19. 26 ноября 1891 года в зале Академии открылась большая выставка произведений Ивана Шишкина. Впервые в истории российской живописи на персональной выставке демонстрировались не только готовые произведения, но и подготовительные фрагменты: эскизы, наброски, рисунки, и т. п. Художник задумал показать, как рождается картина, проиллюстрировать процесс её появления на свет. Несмотря на критические отзывы коллег, он сделал такие выставки традиционными.

20. Иван Иванович Шишкин умер в своей мастерской 8 марта 1898 года. Он работал вместе со своим учеником Григорием Гуркиным. Гуркин сидел в дальнем углу мастерской и услышал хрип. Он успел подбежать, подхватить заваливающегося на бок учителя и перетащить его на кушетку. На ней Иван Иванович и скончался через несколько минут. Похоронили его на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1950 году захоронение И. И. Шишкина перенесли в Александро-Невскую лавру.

Шишкин Иван Иванович — интересные факты из жизни

Непревзойденный мастер пейзажной живописи, выдающийся художник, прославивший русское искусство, Иван Шишкин имел купеческое происхождение. Его родным городом была Елабуга, где он появился на свет в начале 1832 года. Уже в детстве Иван Шишкин был одаренным ребенком и проявлял склонность к рисованию.

В Императорской Академии художеств Петербурга в полной мере проявился его талант. Годы, проведенные в Европе, дали возможность живописцу развить свои творческие способности. Но его всегда вдохновляла родная природа — лес, поле, луг, поэтому он поспешил вернуться в Россию.

Шишкин воспитал немало учеников. За свою творческую жизнь Иван Иванович создал сотни произведений, многие из которых признаны шедеврами и украшают сегодня лучшие музеи России и Европы.

Уход из гимназии

Талантливейший русский пейзажист в подростковом возрасте был неуспевающим гимназистом. Арифметика не давалась совсем, нахватав неудовлетворительных оценок, Иван Шишкин вынужден был покинуть гимназию в Казани после четырех лет обучения. Да и самому Шишкину учиться там не хотелось, он мечтал о живописи.

Получение большой золотой медали

Иван Шишкин получил прекрасное художественное образование. Сначала он обучался в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, а затем блестяще окончил Императорскую Академию художеств в российской столице.

Учился он настолько хорошо, что уже на первом году обучения стал обладателем двух малых серебряных медалей. Его пейзажи, запечатлевшие природу в окрестностях столицы, приносили ему успех. В дальнейшем Шишкин получил сначала большую серебряную медаль, а затем малую золотую. Спустя год, ему вручили большую золотую медаль академии за его пейзажи, написанные на Валааме, а к ней полагался пенсион для поездки в Европу на несколько лет.

Происшествие в Германии

Художник искренне любил русскую природу, об этом красноречиво свидетельствует его творчество. В Европе он тосковал по России, от тоски нередко прикладывался к вину. Однажды в мюнхенской пивной он услышал, как компания подвыпивших немцев оскорбительно отозвалась о русских.

Шишкин тут же разобрался с обидчиками при помощи кулаков и даже подвернувшегося под руку металлического прута. Скандал разразился грандиозный. Художника отдали под суд. Но, к удивлению многих, суд его оправдал. По воспоминаниям очевидцев, после оправдательного приговора из зала судебного заседания друзья вынесли Шишкина на руках.

Написание в соавторстве известной картины

Современники Шишкина говорили о нем, как о хорошем знатоке природы, имеющем о ней научные знания. Именно этим многие объясняли такую скрупулезную точность в изображении во всех его пейзажах.

Однако одну из самых известных своих работ «Утро в сосновом бору» художник создал в 1889 году в соавторстве со своим другом – художником Константином Савицким, который изобразил на полотне Шишкина семейство медведей.

Шишкин, как порядочный человек, подписал работу двумя именами. Но по желанию владельца художественной галереи Павла Третьякова, который приобрел картину, фамилия соавтора была удалена.

Звание академика и профессора

Шишкин быстро получил признание как выдающийся пейзажист. Он еще находился в Европе в пенсионерской поездке, когда Академией художеств в 1865 году ему было присвоено звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», это полотно раньше него прибыло в столицу России.

Работы Шишкина производили ошеломляющее впечатление. Иван Иванович ежегодно представлял свои работы на выставке передвижников, за одну из таких картин, полотно «Лесная глушь», в 1873 году ему было присвоено звание профессора столичной Академии художеств. С 1892 года художник стал руководить учебной пейзажной мастерской в Академии, кроме того, у него всегда было много учеников.

Общество аквафортистов

Принято считать, что Иван Шишкин был одним из лучших живописцев своего времени. Не все знают, что наравне с пейзажной живописью он увлеченно занимался гравировкой. В 70-м году 19 столетия художник стал активным участником кружка столичных аквафортистов, художников, гравировавших крепкой водкой на металле, это занятие Шишкин не оставлял никогда, чередуя его с пейзажной живописью, и считался одним из лучших граверов в Петербурге.

Смерть за мольбертом

Великолепный художник Иван Шишкин был поглощен творчеством до последних минут своей жизни. Достаточно сказать, что он автор 800 картин, не считая рисунков и гравюр. Он ушел из жизни внезапно в возрасте 66 лет в марте 1898 года, в тот момент, когда работал над картиной «Лесное царство». Рядом с выдающимся мастером в этот момент находился его ученик, который и стал свидетелем смерти наставника буквально за мольбертом. Медики дали заключение, что у художника отказало сердце, очевидно, это был инфаркт.

Перенос могилы Ивана Шишкина

Не все знают, что первоначально Иван Иванович Шишкин был похоронен на православном Смоленском кладбище в Петербурге. Когда в 30-е годы 20 столетия на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры решено было создать некрополь деятелей искусств, сюда с разных петербургских кладбищ были перенесены захоронения выдающихся художников, композиторов и артистов. Перенесли сюда и могилу Шишкина. Это произошло в 1950 году. Однако, памятник с его могилы, стоявший на Смоленском кладбище, был утрачен, взамен был установлен новый. Удивительно, что на этом новом памятнике неверно указали дату рождения живописца, сделав его старше на целых два десятилетия. Почему ошибка не была исправлена – остается загадкой.

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина

На сегодняшний день, наверное, трудно найти человека, который никогда бы не слышал о величайшем русском художнике-пейзажисте Иване Ивановиче Шишкине. Всем нам известны его шедевры, такие как “Утро в сосновом лесу”, “Рожь”, “Сосновый бор” и множество других. Однако, не все знакомы с его биографией. В этой публикации я решила поделиться некоторыми фактами из жизни великого художника, о которых мне самой было интересно узнать. Надеюсь, это будет также познавательно и для вас.

Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Безусловно, Третьяковка открывает для нас огромное множество шедевров великих художников, однако, ничто не прельщает лично меня так, как изображение российской природы. В частности, русских лесов. Виной тому, по-видимому, несколько детских лет, проведенных у бабушки в деревне, расположенной в 75-ти км от Москвы. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Оттого наверное ярче воспринималась незабвенная красота просторных зеленых полей, лугов, лесных опушек и глубин. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.

Ну а теперь перейдем непосредственно к Ивану Ивановичу Шишкину.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик, гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской Академии художеств (1894-1895 гг.). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

1. Образование и материальное положение

Родился Иван Иванович в городе Елабуга Вятской губернии в 1832 году. Первое образование получил в казанской гимназии, однако, проучившись там 4 года, так и не окончил ее, так как не желал становиться чиновником по профессии и по духу — был устроен по-другому. После этого поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856 гг.), а затем продолжил свое образование в петербургской Императорской Академии Художеств (1857-1865 гг.).

Несмотря на то, что выражение “голодный художник” довольно-таки распространено и можно сказать даже прочно укрепилось в умах некоторого количества людей, на практике же такое положение вещей не всегда соответствует действительности. Что касается Ивана Ивановича, то он был родом из купеческой семьи и при жизни не испытывал материальных трудностей.

2. Ранняя слава
Довольно широко известны случаи, когда великие художники признавались таковыми лишь после своей смерти. Однако, в случае с Шишкиным все было иначе. Имя Ивана Ивановича было известно при жизни не только в России, но и за рубежом, а его картины хорошо продавались. Слава и признание пришли к художнику довольно-таки рано.

3. Мишек рисовал не Шишкин
Не всем известно, что свой шедевр “Утро в сосновом лесу” Шишкин написал не в одиночку. Оказывается, руке Ивана Ивановича принадлежит только прекрасный, кропотливо написанный, лесной пейзаж, а медведей же “дорисовал” другой известный художник и друг Шишкина Константин Савицкий. Однако же, когда картину купил Павел Третьяков, и она попала к нему в руки, он возмутился, увидев 2 подписи на картине, и распорядился стереть подпись Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только у Шишкина.

4. Дружба со священником

Шишкин близко дружил со священником Капитоном Ивановичем Новостроевым, которые оказал сильное влияние как на жизнь, так и на творчество художника. К.И. Новостроев говорил: «Красота, нас окружающая — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».

5. Конфеты с мишками

В свое время кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпускала конфеты «Мишка косолапый», на этикетках которых красовалось изображение, в общих чертах очень напоминающее картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». Наверное, благодаря этому, можно сказать, дети с ранних лет имели возможность узнать об известном художнике. :)

Несколько фото — от СССР до современности. Можно проследить, как менялась со временем обертка:)

6. Марки

В СССР и России можно встретить почтовые марки с портретом художника и его знаменитыми работами.

7. Улицы Шишкина

В Москве, Липецке и Минске можно встретить улицы, названные в честь знаменитого художника. В Елабуге установлен памятник Шишкину и существует Мемориальный Дом-музей. Также в честь Ивана Ивановича названа художественная школа в Санкт-Петербурге.

Мне, конечно же, очень хочется поделиться с вами известными картинами И.И. Шишкина, так как они прекрасны, однако, все же я постараюсь избежать этого искушения и поделюсь теми картинами, на которые обычно обращают меньше внимания, но от этого они, конечно же, не становятся менее прекрасными.

На даче (Около дачи). 1894

Лесная поляна (Полянка). 1897

Солнце в лесу (1895)

У монастыря (1870)

У калитки. Сиверская (1874-83)

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга (1869)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: