24 интересных факта о Карле Великом

Интересные факты о Карле Великом

Факт 1. Императора Карла Великого так прозвали ещё при жизни, что мало кому удавалось во всей истории человечества. Его авторитет и влияние были столь огромны, что династия Пипинидов, получившая название в честь его отца, Пипина Короткого, была переименована в династию Каролингов, от слова “Карл”. Свой вклад в становление его власти внёс тогдашний Папа Римский – ему угрожало смещение с поста, но Карл Великий предусмотрительно решил поддержать его. А вскоре после этих событий Папа провозгласил его императором – неплохой и быстрый карьерный рост, учитывая, что отец Карла был первым королём франков. До этого всего его предки были майордомами, то есть просто высокопоставленными дворянами.

Факт 2. Навсегда вписать в историю свою биографию Карлу Великому удалось в том числе и потому, что он в ходе завоевательных походов значительно расширил границы своих владений. Вод его властью находились значительные части территории современных Германии, Франции, Италии и других стран. Тяжелее всего императору пришлось в Саксонии – упрямые саксы никак не желали покоряться, и на захваченных землях одно за другим вспыхивали восстания. После одного из них Карл Великий даже приказал казнить всех зачинщиков бунта, которых насчитывалось около 4,5 тысяч человек. Драконовские меры, впрочем, помогли ему лишь на время.

Факт 3. Император полагал, что грамота чрезвычайно важна для государства, а потому в приказном порядке повелел всем дворянам и их потомкам обучаться грамоте. При этом за всю жизнь Карл Великий сам так и не освоил грамоту, вероятно, полагая, что у него есть занятия поважнее.

Факт 4. Исследователи биографии Карла Великого отмечают, что он был глубоко религиозным человеком. По возможности он всегда старался назначать важные для него события на Рождество и другие праздники, а его затянувшаяся борьба с саксами была во многом обусловлена тем, что последние в основной своей массе были язычниками. Как и восточные славяне, с которыми войска императора тоже сталкивались в ходе завоеваний. Армиям Карла Великого довелось повоевать на разных фронтах, столкнувшись с войсками десятков разных народов.

Факт 5. Уже в эпоху правления Карла Великого участились набеги скандинавских викингов на земли франков. Император предвидел, что в скором будущем они могут стать серьёзной проблемой, но ничего предпринять по этому поводу не успел, так как скончался. А спустя несколько десятилетий, когда франками правил король Карл II Лысый, его предсказания сбылись – к воротам Парижа прибыла целая армия викингов под командованием полулегендарного Рагнара Лодброка. Париж был взят и частично разграблен, а все земли между французской столицей и побережьем – разорены.

Факт 6. Положив всю жизнь на создание огромной империи, Карл Великий решил после смерти разделить её между своими потомками, так что огромное государство вскоре распалось на независимые владения. Как показывает история, это, скорее всего, в любом случае было неизбежно – империя, созданная Александром Македонским, тоже развалилась после его смерти.

Факт 7. Эпоха правления Карла Великого была успешной для его династии, но жители окрестных земель с этой оценкой вряд ли бы согласились. Император вёл непрерывные захватнические войны на протяжении почти сорока лет, и у всех, кто вставал на его пути, был лишь один выбор – покориться, чтобы спастись и стать частью его империи.

Факт 8. Некоторые историки полагают, что за свою жизнь Карл Великий совершал и нелицеприятные поступки вроде братоубийства. Пипин Короткий, его отец, разделил свои владения между сыновьями, и со временем отношения между Карлом и его братом стали очень напряжёнными. Дело шло к войне, но брат его внезапно и весьма таинственно скончался, так что будущий император без кровопролития присоединил его владения к своим. Впрочем, никаких подтверждений того, что смерть брата Карла была насильственной, нет. В Средние века смертность и сама по себе была достаточно высокой.

Факт 9. Несмотря на то, что принимать личное участие в сражениях Карл Великий прекратил ещё в молодости, когда пришёл к власти, он был умелым воином. Сохранившиеся исторические свидетельства указывают на то, что его рост достигал 192 см, он отличался мощным телосложениям и умело владел мечом.

Факт 10. Вероятно, потомки императора живут и поныне. Женат Карл Великий был шесть раз, и официально у него было девять детей. Неофициально же, вероятно, ещё больше, так как у императора были любовницы, и известно о, как минимум, нескольких его незаконнорожденных детях. А вот его законный сын, Пипин Горбатый, был столь недальновиден, что поднял против отца восстание. Оно было подавлено, а сам Пипин отправился отбывать пожизненное заключение в монастыре.

10 интересных фактов о Карле Великом – могущественном завоевателе Западной Европы

Карл Великий стал королем в 768 году и приступил к расширению своей империи, которая к моменту его смерти в 814 году составляла большую часть Западной Европы. Таким образом, он впервые со времени падения Западной Римской империи в конце 5-го века воссоединил Западную Европу под одним правителем.

Читайте также:
16 интересных фактов о Василии Шукшине

В 800 году Карл был коронован, как первый, императором Священной Римской империи Папой Львом III. Названный Чарльзом в честь его деда Чарльза Мартеля, он был впоследствии назван историками как Шарль ле Магн (Карл Великий), создав тем самым имя Карла Великого, под которым он популярен сегодня. Узнайте больше о его жизни, семье, коронации, правлении и смерти.

Представляем вам 10 интересных фактов о Карле Великом – могущественном завоевателе и мудром короле.

10. Тяжелые отношения с братом


После того, как Пепин III умер, Карл Великий поделился властью со своим младшим братом Карломаном, и оба выступили в качестве совместных королей.

Однако это не было гладко разделенное правление, о чем свидетельствует эпизод из 769 года, в котором Карломан, казалось, подорвал авторитет Карла Великого, отказавшись помочь в подавлении восстания в Аквитании. У братьев были напряженные отношения; однако со смертью Карломана в 771 году Карл Великий стал единственным правителем франконцев.

9. Был вовлечен в длительную кампанию против мусульманской Испании

Пиренейский полуостров является регионом, состоящим в основном из Испании, Португалии и Андорры. В то время большинством из них были под влиянием мусульманского правителя Абд аль-Рахмана I.

Заботясь о защите южной части своего королевства от нападений мусульман, Карл Великий начал кампанию против мусульманской Испании в 778 году, которая продолжалась до конца столетия.

Он был в состоянии приобрести части региона, а затем основал Marca Hispanica, которая была защитным барьером между его империей Каролингов и Исламской империей в Иберии.

8. 6 раз вступал в брак


Первая жена Карла Великого была дочерью Дезидерия, царя лангобардов. Он женился на ней по убеждению своей матери. Брак длился недолго, потому что Карл Великий развел ее через год, чтобы он мог жениться на Хильдегарде, которая была швабского происхождения.

Молодая королева сопровождала Карла Великого практически во всех походах. У них было четыре сына и пять дочерей. Она умерла очень молодой, когда ей было всего 26 лет.

Вскоре после ее смерти он женился на Фастраде, дочери австралийского графа Радольфа. Она умерла в 794 году. Она была красива, амициозна и жестока, и в общественном мнении она оказала негативное влияние на Карла Великого.

После ее смерти он женился на Лютгарде, с которой у него не было детей, и которая запомнилась больной, но доброй и набожной королевой. Она умерла в 800 году и была похоронена в Туре. После ее смерти у него было еще четыре любовницы и еще пять детей.

7. Проявил себя храбрым воином и военачальником


Как и его отец и его дед до него, Карл Великий расширил и консолидировал франкскую нацию силой оружия. Его конфликты с Ломбардией, Баварией и саксами не только расширили его национальные владения, но и послужили укреплению франкских вооруженных сил и сохранению оккупации класса агрессивных воинов.

Более того, его многочисленные и впечатляющие победы, особенно его подавление племенных восстаний в Саксонии, принесли Карлу Великому огромное уважение его благородства, а также страх перед его людьми. Мало кто будет бросать вызов такому яростному и могущественному полководцу.

6. В его империи валюта была стандартизирована


Когда Карл Великий покорил Западную Европу, он осознал необходимость стандартной валюты. Вместо множества различных золотых монет его правительство производило и распространяло серебряные монеты, которые можно было обменять по всей империи – первая общая валюта на континенте со времен римской эпохи.

Система деления каролингского фунта чистого серебра на 240 монет была настолько успешной, что Франция сохранила ее базовую версию до Французской революции.

5. Завоевал Саксонию


В саксонских войнах, охватывающих тридцать лет и восемнадцать сражений, Карл Великий сверг Саксонию и приступил к обращению побежденных в христианство.
Германские саксы были разделены на четыре подгруппы в четырех регионах.

Ближайшей к Австразии была Вестфалия, а дальше – Истфалия. Англия была между этими двумя королевствами, а на севере, у основания полуострова Ютландия, находилась Нордалбингия.

В своей первой кампании против саксов, в 773 году, Карл Великий срубил колонну Ирминсул возле Падерборна и заставил ангриан подчиниться. Кампания была прервана его первой экспедицией в Италию. Он вернулся в Саксонию в 775 году, пройдя через Вестфалию и завоевав саксонский форт в Сигибурге.

4. Покорил королевство лангобардов


Первым шагом, который сделал Карл Великий при строительстве своей империи, было завоевание новых территорий.

Читайте также:
Как Джулио Медичи стал Римским Папой

Первая из этих завоевательных кампаний была против лангобардов; Карл Великий вышел победителем и завоевал ломбардские земли на севере Италии. При своем правопреемстве в 772 году папа Адриан I потребовал возвращения некоторых городов в бывшем экзархате Равенны в соответствии с обещанием преемственности Дезидерия.

Вместо этого Дезидерий захватил некоторые папские города и вторгся в Пентаполис, направляясь в Рим. Осенью Адриан отправил послов к Карлу Великому, требуя, чтобы он проводил политику своего отца Пепина.

Дезидерий отрицал обвинения папы. Послы встретились в Тьонвиле, и Карл Великий поддержал сторону папы. Карл требовал, чтобы Дезидерий подчинялся папе.

3. Провозглашен Императором Запада


Карл Великий был королем франков и христианским императором Запада. Огромные территории, которые контролировал Карл Великий, стали называться империей Каролингов. Карл Великий провел административные реформы по всем землям, которые он контролировал, учредив ключевых представителей в каждом регионе и проводя общее собрание каждый год в своем суде в Аахене.

Он стандартизировал вес, меры и таможенные сборы, которые помогли улучшить торговлю и инициировали важные правовые реформы. Он также пытался консолидировать христианство по всей своей обширной империи. Он убедил многих выдающихся ученых прийти к нему на суд и основал новую библиотеку христианских и классических произведений.

2. Провел в сражениях почти сорок лет жизни


Будучи гениальным полководцем, Карл Великий провел на поле войны почти сорок лет своей жизни, проиграв при этом всего лишь одну битву. Карл Великий не смог продвинуться вперед в своей первой кампании против мусульманской Испании в 778 году. Его отступающая армия попала в засаду большого отряда басков, проходя через перевал Ронцево.

Нападение басков было ответным ударом, вызванным главным образом разрушением Карлом Великого городских стен их столицы Памплоны. В результате перестрелки баски полностью уничтожили арьергард Карла Великого, убив многих его ближайших помощников.

1. Смерть Карла Великого


Карл Великий умер 28 января 814 года от плеврита, воспаления плевры, слизистой оболочки легких. Ему наследовал его сын Людовик I, также известный как Людовик Благочестивый.

Карл Великий говорил на языке не романизированных франков, который впоследствии перерос в немецкий. Он, вероятно, говорил на рейнском франконском диалекте. Помимо родного языка он также говорил на латыни и немного понимал греческий.

9 необычных и малоизвестных фактов о Карле Великом

Кем был Карл Великий ? Император Священной Римской империи и король франков был великим и справедливым правителем. Вы с трудом найдете письма или документы, подтверждающие то, что он приказывал казнить или убивать. Но в книгах часто он описывается как добрый человек и правитель. Карл Великий заботился о просвещении своих подданных и распространении христианства по всей своей земле. Говорят, Европа процветала под его руководством.

Мы много знаем о том, как Карл управлял, но его личная история известна мало. Нет подробной биографии Карла Великого , раскрывающей все его секреты. Мы не знаем, где он родился, сколько у него было жен и детей. Что мы действительно знаем, так это то, что он создал суд присяжных, улучшил торговлю, избавившись от золота как валюты, и был справедлив по отношению ко всем, независимо от того социального положения, которое человек занимал.

Предлагает ознакомиться с самыми интересными фактами о Карле Великом и, может быть, что-то удивит вас.

Он так сильно любил своих дочерей, что не позволял им выходить замуж

Из его приблизительно 20 детей 18 были дочерьми. Он любил их так сильно, что даже запретил им выходить замуж, пока был еще жив. Несмотря на большое количество жен и любовниц, он был хорошим отцом и внимательно следил за судьбой каждого своего ребенка. Дал им лучшее образование.

Место его рождения неизвестно

Карл Великий родился в 742 году, но точное место его рождения неизвестно. Некоторые историки считают, что он мог появиться на свет на территории современной Германии или Бельгии , но это невозможно подтвердить.

Ввел судебные прения

До того как Карл Великий стал правителем, суды использовали систему, называемую «испытанием судом». Это означало, что если вы были крестьянином и обвинялись в совершении преступления, то вам было приказано схватить горячий металлический стержень и удерживать его. Если ваши ожоги заживали в течение трех дней, вы были невинны, а если нет, то вас признавали виновным. Звучит довольно странно.

Карл не захотел в решении человеческих судеб полагаться на волю случая и ввел судебное разбирательство, что отдаленно напоминает суд присяжных. Группа мужчин слушала свидетельские показания и рассматривала доказательства, прежде чем объявлять вину или невиновность подсудимого.

Карл Великий свободно говорил на латыни

Он любил учиться и свободно говорил на латыни. Карл высоко ценил латинский язык и стремился сохранить латинскую культуру, пострадавшую во время варварского вторжения. Вскоре он понял, что знание и способность разговаривать на латинском позволят понимать представителей разных отдаленных уголков империи.

Читайте также:
14 интересных фактов о Ключевском

Карл Великий оставил большую часть своих богатств церкви, а не своим наследникам

Карл Великий исполнил свою последнюю волю и отдал большую часть богатств церкви, а не наследникам. Он умер 28 января 814 года.

Слово «король» на многих языках произошло от его имени

Карл Великий был очень популярным правителем, и в некоторых славянских языках слово король произошло от имени Карла. Например, король по-чешски král, а по-польски król.

Он положил конец золотому стандарту

Он прекратил использовать золото как форму валюты, решив ввести серебряные монеты, а также установил общую денежную систему по всей Европе. Это простое и эффективное решение облегчало торговлю и вело к процветанию.

Карл Великий создал одно из самых безопасных европейских государств после Рима

Когда он не воевал, он пытался посетить как можно больше территорий своей империи. Чтобы эффективно управлять огромной империей, он отправлял своих представителей, которые наблюдали за тем, как идут дела. За время пребывания у власти он принял много новых законов и велел судьям выходить на улицу и рассматривать дела. Проводил ежегодные собрания, на которых выслушивал священнослужителей и давал указания. Это привело к созданию очень сильного западноевропейского государства, одного из самых безопасных со времен Рима .

У Карла Великого была прекрасная память

У Короля франков, как сообщали современники, была фантастическая память. Он обращался ко всем по имени, от дворян до низов.

25 интересных фактов о Карле Великом

Повелитель огромной империи Карл Великий оставил в истории заметный след. Именно этот король франков основал новую династию и заложил предпосылки для грядущего объединения разрозненных европейских владений в ряд государств. Современные французы очень гордятся своим соотечественником, почтительно называя его Шарлеманем, а его жизнь до сих пор является предметом многочисленных научных споров.

Его отцом был знаменитый Пипин Короткий, в честь которого династию назвали Пипинидами. Правда, уже его сын, ставший Карлом Великим, настолько прославился, что династию быстро переименовали в Каролингов.

У короля Карла был брат, который разделил с ним отцовское наследство после его смерти. Однако, отношения между братьями не заладились, и дело шло к войне, когда брат Карла Великого внезапно скончался. Историки полагают, что сам король к его смерти причастен не был.

Прозвище «Великий» Карл заслужил ещё при жизни, а это мало кому удавалось. Разве что Екатерине II и Александру Македонскому, которого западные историки также называют Великим.

Доподлинно неизвестно, где именно родился Карл Великий. Большинство исследователей сходится во мнении, что будущий император появился на свет в городе Ахен. Сами жители Ахена считают так же.

Карл Великий был женат 6 раз. Кроме того, достоверно известно как минимум о трёх его любовницах.

Один из сыновей Карла Великого, Пипин Горбатый, впоследствии попытался свергнуть своего отца, но его попытка провалилась, и Пипина до конца его дней заточили в монастырь.

На протяжении нескольких десятков лет Карл Великий пытался покорить Саксонию. Завоевать её ему удалось, но там продолжали постоянно вспыхивать восстания.

Завоевав королевство лангобардов, Карл Великий провозгласил себя их королём, а бывшего короля сделал своим вассалом. Также он носил титул герцога Баварского.

Поддержав Папу Пимского, Карл Великий добился того, что его официально провозгласили Императором Запада.

При жизни Карал Великого его владения были почти столь же обширны, сколь и владения Западной Римской Империи. Сам он считал себя её правопреемником.

Французский император Наполеон Бонапарт считал своим кумиром именно Карла Великого.

Объединение земель под своей властью Карл Великий начал с земель франков, присоединив к своему королевству владения своего брата после того, как тот скончался.

Подавив мятеж в Саксонии, Карл Великий приказал за один день обезглавить около 4500 военнопленных, признанных зачинщиками мятежа.

Судя по сохранившимся летописным источникам, император не был обучен грамоте. Однако, он умел читать по латыни.

Самым известным военным поражением войск Карла Великого стало сражение в Ронсевальском ущелье, когда его армия была разбита испанскими басками. Эти события легли в основу поэмы «Песнь о Роланде».

Карл Великий присоединил к своим владениям итальянские территории, а также большую часть современной Франции.

Войны он вёл на протяжении большей части своей жизни. Карл Великий провёл в непрерывных сражениях почти сорок лет.

Будучи ревностным христианином, император особо почитал Рождество, и старался сделать так, чтобы имеющие большое значение события проводились именно в рождественские праздники.

Читайте также:
16 интересных фактов о Шолохове

Особо упорная борьба Карла Великого шла с непокорными саксами-язычниками. Вероятно, это заложило предпосылки к крестовым походам на Восток, которые начались значительно позднее.

Войска Карал Великого сражались с представителями десятка народов, включая восточных славян.

В последние 10-15 лет правления Карла Великого серьёзной проблемой стали постоянные набеги викингов. Норвежцы и датчане прибывали к берегам франков на драккарах, грабили города и уходили обратно в свои суровые земли.

Будучи человеком не слишком грамотным, Карл Великий, однако, приказал всем дворянским детям, включая своих собственных, заниматься образованием и изучать основные науки тех лет.

Летописи описывают Карла Великого, как могучего воина, и, судя по всему, они недалеки от истины. Археологи, изучившие останки императора, установили, что его рост составлял 192 сантиметра, и он был крепок и силён.

Именно Карл Великий стал первым европейским императором со времён Древнего Рима.

Император принял решение после своей смерти разделить свои владения между сыновьями, что и было проделано. В результате созданная им огромная империя распалась.

ГЕГЕЛЬ: биография жизнь идеи философия: ГЕГЕЛЬ


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
(1770–1831)

Немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе теорию диалектики. Система Гегеля, которая завершает философию Нового времени, состоит из трех частей логики, рассматривающей бытие Бога до сотворения мира, натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога из своего творения к самому себе в человеческом духе. В конце снова оказывается логика – на этот раз совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся по содержанию от первой.

Основные сочинения “Феноменология духа” (1807), “Наука логики” (1812–1815), “Энциклопедия философских наук” (1817, 1830), “Основы философии права” (1821), лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в Штутгарте, в семье крупного чиновника Георга Людвига и его жены Марии Магдалины. Отец Гегеля, сначала секретарь счетной палаты, потом советник экспедиции, по словам биографов, “отличался строгостью нрава и удивительной аккуратностью”.

В1777–1787 годах Гегель посещал латинскую школу и гимназию в Штутгарте. О многогранных интересах будущего философа мы узнаем из его выписок из прочитанного, дневников и научных трудов. Гегель с большим интересом изучал литературу, историю, математику, философию, педагогику и т. д. Древнегреческих авторов он читал в подлинниках. По окончании гимназии Гегель 27 октября 1788 года поступил в Тюбингенский теологический институт, где прослушал двухлетний философский и трехлетний теологический курсы, сдав в 1793 году необходимые экзамены.

Однако своим духовным развитием Гегель обязан главным образом самостоятельным занятиям и духовному общению с друзьями – Гельдерлином, ставшим впоследствии выдающимся поэтом, и Шегчингом, будущим философом. Больше всего друзья интересовались философией. Они внимательно изучали Платона, Канта и, разумеется, горячо спорили. Однако объединяли молодых людей не только научные, но и политические интересы. Юноши были воодушевлены идеями Французской буржуазной революции, которую они восторженно приветствовали, их пророком был в это время Жан Жак Руссо.

Друзья входили в политический клуб, где читали и перечитывали французские газеты и живо обсуждали события Французской революции. Студенческие годы Гегеля совпали с крупными политическими событиями во Франции, штурмом Бастилии, низвержением монархии, казнью Людовика XV и приходом к власти якобинцев. Эти события были встречены Гегелем восторженно.

Вместе с Шеллингом и Гельдерлином Гегель участвовал в символической посадке “дерева свободы” в 1791 году. О Французской революции Гегель позже писал “это был великолепный восход солнца. Все мыслящие существа праздновали эту эпоху. В то время господствовало возвышенное, трогательное чувство, мир был охвачен энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило действительное примирение божественного с миром”.

Энтузиазм Гегеля по поводу Французской революции особенно ярко проявился в его юношеской статье “Народная религия и христианство”, работа над которой началась еще в Тюбингене и была прервана в Берне. По окончании теологического института Гегель отказывается от карьеры пастора и отправляется в Берн, где служит домашним учителем в патриархальной семье Карла Людвига Штейгера. Здесь Гегель использует все свободное время для чтения философской литературы (Фихте, Шеллинг), для изучения политической и экономической жизни Швейцарии, а также продолжает пристально следить за развитием событий во Франции.

Падение якобинской диктатуры, контрреволюционный переворот 9 термидора, образование правительства Директории, возвышение Наполеона – таковы основные вехи политической истории Франции, которые оказали сильное влияние на всю немецкую идеологию и, в частности, на духовное развитие Гегеля.

В 1793–1796 годы Гегель выступает как сторонник республиканской формы правления, отрицательно относится к господствовавшим тогда в Германии феодально-абсолютистским порядкам и к католической христианской религии, поклоняется античной демократии и проповедует необходимость активного вмешательства человека в общественную жизнь с целью ее изменения. Тогда он был противником политики примирения с действительностью. Такого рода настроения нашли отражение в двух рукописях “Жизнь Иисуса” (1795) и “Позитивность христианской религии” (1795–1796).

Читайте также:
23 интересных факта о Мэрилин Монро

В 1797 году Гегель возвращается на родину и, благодаря Гельдерлину, получает должность домашнего учителя в семье купца Гогеля во Франкфурте-на-Майне. Он продолжает заниматься политическими, историческими и философскими проблемами, пишет брошюру “О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об устройстве магистрата” (1798), где ставит вопрос о необходимости конституционных реформ в Вюртемберге.

В 1799 году он заканчивает трактат “Дух христианства и его судьба”. К этому периоду относится также увлечение Гегеля английской политической экономией. Он пишет комментарий к сочинению Стюарта “Исследование принципов политической экономии”. К сожалению, этот комментарий утерян. Как известно, английские экономисты оказали на философа сильное влияние, о чем свидетельствует “Философия права”, где Гегель снова возвращается к классикам английской политической экономии.

Во Франкфурте Гегель постепенно расстается с мечтаниями о республике в духе античного полиса. Отказ Гегеля от республиканских идеалов связан с тем, что революционный подъем во Франции сменился спадом. Этим обусловлен также и тот факт, что философ теперь отходит от проповеди принципа активного вмешательства в общественную жизнь, который он выдвигал раньше. Гегель все больше склоняется к мысли о необходимости примирения с неотвратимыми законами исторической судьбы. Раньше он резко критиковал христианство за проповедь пассивности. Теперь он положительно оценивает христианскую религию. Больше всего философа начинают занимать религиозно-этические вопросы.

Занимаясь философскими проблемами во время пребывания во Франкфурте, Гегель стремился испытать свои силы и на педагогическом поприще Иенский университет для этого был наиболее подходящим местом благодаря деятельности Рейнгольда, Фихте и Шеллинга. Иена стала центром прогрессивной немецкой мысли той эпохи. Рейнгольд уже с 1787 года популяризировал здесь учение Канта. Как последователь кенигсбергского мыслителя активную деятельность в Иене развил Фихте. В должности экстраординарного профессора читал лекции Шеллинг.

В 1800 году Гегель переезжает из Франкфурта в Иену. Этот переезд совпал с важным событием – заключением мира в Люневиле. За шесть лет пребывания в Иене Гегель развил энергичную преподавательскую и литературную деятельность. Здесь он читает лекции по логике, метафизике, истории философии, математике, пишет большое количество статей, где пытается обосновать систему объективно-идеалистической философии. В 1801 году Гегель защищает диссертацию на тему “Об обращении планет”. Противники Гегеля острили по поводу того, что, в то время как философ доказывал в своей работе, будто между Марсом и Юпитером бессмысленно искать небесные тела, итальянский ученый Пиацци за несколько месяцев до защиты Гегелем диссертации открыл между Марсом и Юпитером Цереру.

Свою литературную деятельность Гегель начинает статьей “Различие между системами философии Фихте и Шеллинга” (1801), направленной против субъективно-идеалистической философии Фихте. Критике философии Канта, Фихте, Шлейермахера, Якоби Гегель посвящает ряд статей, опубликованных в “Критическом философском журнале”, который издавался им совместно с Шеллингом. Философию Фихте критиковал и Фридрих Шеллинг. Сначала он сам стоял на фихтеанской точке зрения. Затем перешел на позиции тождества идеального и реального, то есть на позиции объективного идеализма. Это положение философии тождества вначале принимал и Гегель. Однако вскоре между ними назревают расхождения. У Шеллинга в этот период появились религиозно-мистические идеи. С этими идеями Гегель не был согласен. Расхождения между Шеллингом и Гегелем все больше углублялись и с выходом в свет “Феноменологии духа” (1807) привели к окончательному разрыву.

Ввиду того что наполеоновские войска оккупировали Иену, занятия в университете прекратились Гегель вынужден был искать нового поприща для приложения своих сил. Благодаря протекции своего друга Нитхаммера он получает должность редактора “Бамбергской газеты”. Гегель полагал, что редактирование газеты даст ему возможность участвовать в политической жизни. Но строгость цензурного надзора, о которой он имел ранее смутные представления, скоро развеяла его иллюзии. В письмах к Нитхаммеру Гегель сообщает, что тяготится своей работой и считает ее потерей времени. Нитхаммер снова пришел на помощь философу по его же протекции Гегель получил место директора гимназии в Нюрнберге. Гегель остается на этой должности с 1808 по 1816 год.

В 1811 году Гегель женился. Брак был удачным Гегель горячо любил свою избранницу. “У кого есть цель в жизни и хорошая жена – у того есть все” – говорил он. Супруги занимали небольшую, но приличную квартиру. Прямо против выхода находилась гостиная, направо – кабинет Гегеля, потом спальня, детская. Во всем были видны порядок и аккуратность. Жили они тихо и скромно, изредка совершали небольшие поездки по Германии. Жена занималась исключительно хозяйством, но и Гегель находил время вмешиваться в него. Он был “главой и хозяином” дома в полном смысле слова. Сохранились толстые переплетенные тетради, в которые великий философ аккуратно записывал все расходы по дому, не пренебрегая ни единым крейцером или пфеннингом. Он часто повторял, что жизнь не по средствам – источник безнравственности и несчастья.

Читайте также:
Интересные факты о Лермонтове

Нюрнбергский период деятельности Гегеля совпадает с либеральными реформами в Пруссии (1807–1813). Военные поражения побудили прусскую дворянскую монархию вступить на путь реформ, которые должны были укрепить ее внутреннее положение и восстановить военную мощь.

В Нюрнбергской гимназии Гегель целиком отдает себя педагогической и научной деятельности. В это время написана основная его работа “Наука логики” (1812–1816), где дается систематическое изложение идеалистической диалектики. Однако административная деятельность в гимназии тяготила Гегеля, да и аудиторию он желал иметь более заинтересованную в философских знаниях, чем ученики гимназии. Гегель настойчиво искал возможность вернуться к преподавательской и научной деятельности и получил место в Гейдельбергском университете.

К тому времени резко изменилась политическая обстановка в Германии. Крушение империи Наполеона сопровождалось созданием “Священного союза” европейских монархов для борьбы с освободительными движениями. Во вступительной лекции, прочитанной 28 октября 1816 года в Гейдельбергском университете, Гегель произнес знаменательные слова “прусское государство, в особенности, построено на разумных началах”. Прусское правительство оценило гейдельбергскую речь философа. В 1817 году министр Фридриха-Вильгельма III барон Альтенштейн пригласил Гегеля для чтения лекций в Берлинский университет.

Осенью 1818 года Гегель, уже известный за пределами Германии занял должность профессора философии в Берлинском университете. Консервативные стороны философии Гегеля особенно резко выявились именно в это время. Об этом говорит его “Философия права”, опубликованная в 1821 году, и лекции по философии религии, а также по философии истории, которые он впервые стал читать в Берлине и которые были опубликованы после смерти философа его учениками. Печать консервативности лежит и на лекциях по эстетике, которые впервые он читал еще в Гейдельберге. В заключительной лекции по “Философии истории” Гегель характеризовал период реставрации как “пятнадцатилетний фарс”.

“Наконец после сорока лет войн и бесконечной путаницы, – говорил Гегель, – старое сердце могло радоваться, видя, что пришел конец этому положению и наступило состояние удовлетворения”. Гегель не понял смысла июльской революции 1830 года во Франции, но положительно оценил тот факт, что она положила конец мрачной эпохе реставрации. В “Философии права”, произведении наиболее консервативном, в то же время содержатся и некоторые либеральные идеи требование конституции, гласности суда и т д.

В 1818–1831 годы Гегель продолжает разрабатывать и совершенствовать свою философскую систему. Так, наряду с уже упомянутыми выше курсами по философии религии и философии истории Гегель читает лекции по логике, натурфилософии, антропологии, истории философии, психологии, философии права, эстетике. Гегелевская система в берлинский период получает полное завершение. Усиление консервативных тенденций в философии Гегеля в годы работы в Берлинском университете сказалось еще и в том, что он стал уделять очень большое внимание вопросам религии, прямо указывая на связь с нею своего философского учения.

В этот период философ активно занимается издательской деятельностью. По его инициативе в Берлине выходит “Научный критический журнал”, просуществовавший до 1846 года. О большой популярности Гегеля говорит тот факт, что в 1829–1830 учебном году он избирается ректором университета. Не следует преувеличивать благожелательное отношение прусского правительства к философским идеям Гегеля.

В этом отношении представляет большой интерес сообщение советника прусского министерства по делам высших учебных заведений Шульца. В письме к Гайму он пишет, что ему было бы нетрудно доказать на основании фактов, что Гегель никогда не пользовался здесь особенно благожелательным отношением со стороны правительства, что он далек был от того, чтобы служить начавшейся уже на Аахенском конгрессе реакции, и что его нельзя упрекнуть в том, будто он сделал свою систему научным прибежищем духа так называемой прусской реставрации. Большинство современников Гегеля утверждает, что он до конца жизни оставался верным идеалам Французской революции.

Известно также его отрицательное отношение к крайней реакции. Он, например, враждовал с Шлейермахером, Галлером, Савиньи. Именно из-за происков реакционеров он не был избран в Прусскую академию.

Жизнь философа оборвалась неожиданно. Летом 1831 года в Германии распространилась эпидемия холеры. Гегель оказался одной из ее жертв 14 ноября 1831 года он скончался. По желанию Гегеля, его похоронили рядом с могилой Фихте.

У Гегеля было двое сыновей от жены Марии Гухер и один внебрачный сын Младший сын Гегеля Иммануил стал церковным чиновником, средний сын Карл – историком, старший внебрачный сын Людвиг был военным, он умер раньше отца.

Самое значительное произведение Гегеля посвящено происхождению диалектики, а также раскрытию принципа абсолютного идеализма господству в мире мирового разума, Абсолютной идеи, которая в своем поступательном развитии порождает окружающую действительность. Сознание в своем движении развивается от противопоставления предмету до абсолютного знания, то есть до понятий науки. Таким образом, Гегель пытался раскрыть генезис философского знания, начинающегося с чувственной достоверности. Сначала сознание противостоит предмету, который не зависит от него, и не знает ни своей природы, ни сущности предмета. На второй стадии сознание овладевает своей собственной общественной природой и сознает себя в качестве участника исторических событий. Когда сознание ретроспективно обозревает свой собственный путь, оно поднимается на третью ступень своего развития и доходит до абсолютного знания.

Читайте также:
13 интересных фактов о Сергее Прокофьеве

В “Феноменологии духа” Гегель, рассматривая исторически весь путь сознания, применяет принцип историзма и дает толкование общественной природы сознания, говорит о роли труда в его формировании. Он показывает историческую необходимость развития сознания, которая выражается в разных формах. Однако на ступени абсолютного знания развитие сознания останавливается.

Основные разделы гегелевской философской системы логика, философия природы и философия духа, к последней примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Гегель утверждал, что содержание религии и философии тождественно, они различаются лишь по форме в религии – представление, в философии – понятие. Религию Гегель рассматривает в качестве специфической формы знания. Религия, по Гегелю, снимается более высокой формой знания – философией, которая имеет задачу разработать логические категории и является наукой наук Гегель связывает философию с историческими условиями ее существования, рассматривая каждую философскую систему как постижение современной ей эпохи в понятии.

История философии – это не просто перечень мнений, а закономерный процесс достижения абсолютной истины. Свою философскую систему Гегель рассматривал как завершение развития философии. Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы о природе теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.

Большой вклад Гегель внес в понимание метода науки. Метод, согласно Гегелю, – это не совокупность искусственных приемов, изобретенных человеком и не зависящих от предмета исследования. Метод – отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс. Поэтому истина – это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается, логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него.
. Представители немецкой классической философии – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах – впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX – век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например – Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты – Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон. Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания). В XX веке среди философских учений можно выделить – экзистенциализм – Хайдеггер, Ясперс, Сартр. Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора.
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ – Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов – Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
.
© Copyright: Ницше и другие философы

Читать онлайн биографии философов, факты жизни великих мыслителей, основные идеи и философские учения.

Философия Гегеля. Насколько она доступна для понимания?

Начиная разговор о философии Гегеля, невольно вспоминаются слова царя Соломона: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их».

Гегель создал необычайно сложную философскую систему. Свое наследие он изложил в ряде почти не поддающихся для понимания трудов. Работы Гегеля изучало не одно поколение его почитателей. Одни закончили свой путь марксистами, другие — экзистенциалистами. А третьи его так и не закончили и остались гегельянцами. Очень сомневаюсь, что взгляды Гегеля нашли бы отклик у нынешнего поколения, но в то время, когда жил и творил сам философ, его учение имело необычайный успех.

Читайте также:
15 интересных фактов о Бальмонте

Георг Вильгельм Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте. В этом году другой великий философ — Иммануил Кант, защитил в Кенигсбергском университете свою диссертацию. В этом же году родились будущие поэты Гельдерлин и Вордсворт. Европа стояла на пороге перемен — Великая французская революция была уже не за горами. В искусстве появилось новое движение романтизма.

Отец Гегеля был чиновником местного казначейства. А мать умерла от лихорадки, когда Георгу было всего 11 лет. Сохранились сведения о том, что и у самого Георга здоровье было довольно слабое. В детстве он перенес несколько тяжелых заболеваний и едва не умер от оспы. В студенческие годы его сразила малярия и он несколько месяцев был прикован к постели. Оставшись без матери, Георг сильно сдружился со своей младшей сестрой Христиной. Впоследствии Гегель выскажет абстрактный тезис о том, что любовь сестры к брату — есть высшая форма любви.

В возрасте 18 лет Гегель поступает в Тюбингенгский университет на факультет богословия. Его страстно увлекает философия Канта и древнегреческая культура. Он восхищается французской революцией. Его окружение — молодой поэт Гельдерлин и начинающий философ-романтик Шеллинг. Среди этих талантливых молодых людей Гегель выделяется своим маниакальным стремлением к самообразованию и энциклопедическим умом. Казалось, что всё происходящее интересует Гегеля с точки зрения упорядочивания. Ему во всем хотелось видеть систему. Университетские товарищи называли Гегеля «стариком» по причине его излишней педантичности и занудства.

К моменту окончания университета, Гегель уже знал, что пастором он не будет. Его интересы были много шире одного лишь богословия, и он очень надеялся получить место в одном из университетов. Однако, как ни странно, в его выпускном свидетельстве значилось, что его познания в философии весьма посредственны, а потому ему пришлось три года давать частные уроки в Берне, столице Швейцарии. В это время Гегель чувствовал себя крайне одиноко и его мучили приступы депрессии. Утешение он находил в общении с природой. Благо, швейцарские Альпы не оставляли его равнодушным.

В 1799 году умирает отец Гегеля. Георгу достается небольшое наследство, которое ему пришлось весьма кстати. Позже он напишет своему другу Шеллингу письмо с просьбой порекомендовать ему какой-нибудь город с хорошей кухней и вкусным пивом, где он мог бы остановиться и найти себе место. Гельдерлин, на тот момент уже профессор Йенского университета, сразу же приглашает Гегеля к себе.

Гегель переезжает в Йену в 1801 году и наконец-то получает долгожданное место приват-доцента в университете. В то время жалованье преподавателя напрямую зависело от количества студентов, посещающих его лекции. К счастью Гегеля, у него на первых порах были свои сбережения — к нему на лекции записалось всего четыре человека. К концу семестра численность студентов увеличилась до одиннадцати человек. Гегель оставался верен своему принципу — чем запутаннее и сложнее, тем лучше. Ему и в голову не приходило сделать свои лекции понятными и интересными для слушателей.

По рассказам его верных учеников, у их учителя совершенно не было харизмы. Он выражался сложными придаточными предложениями. Казалось, что свои идеи он формулировал непосредственно перед аудиторией. Его мысль медленно двигалась вперед, потом останавливалась и повторялась снова — вновь и вновь. Он мог так долго искать подходящее слово, что слушающим уже начинало казаться, что оно вообще никогда не найдется. И как раз в этот момент нужное слово появлялось. Его мысль топталась на одном месте долго и упорно, но стоило только слушающему упустить её хоть на пару мгновений, суть суждений уже невозможно было восстановить.

В это время выходит его первое произведение — «Феноменология духа». В этом 800-страничном труде Гегель попытался изложить свою философскую систему. По мнению современных ученых, данное произведение Гегеля является наиболее сложным и законченным. По многословности и пространности суждений он превзошел своего идейного вдохновителя — Канта. Нелегко придумать предложение из восьми строк, во всем содержании которого нет никакого смысла. Но у Гегеля это получалось довольно легко. Он называл это «попыткой научить философию говорить по-немецки».

А вот другой, не менее известный философ того времени — Артур Шопенгауэр, имел на этот счет своё мнение: «Величайшая наглость в преподнесении чистой бессмыслицы, в наборе бессмысленных, диких сочетаний слов, которые до сих пор можно было услышать только в доме для умалишенных, нашла, наконец, свое выражение у Гегеля». Так писал Шопенгауэр, который своим острым умом не смог постичь величие мысли своего коллеги по университету.

Читайте также:
18 интересных фактов о Всеволоде Гаршине

В «Феноменологии духа» Гегель описал свой знаменитый диалектический метод. В основу метода положены такие философские категории, как «тезис», «антитезис» и «синтез». Свой диалектический подход Гегель именовал диалектической логикой и считал, что ею можно объяснить все явления. Однако многие положения его системы иначе как произвольными назвать нельзя. В ней нет той строгой логики, как у Спинозы. А применительно к истории, его система становится питательной почвой для различного рода радикальных идей. Создавая своё произведение, Гегель и предположить не мог, что в его философии ответы на свои вопросы будут искать не только марксисты, но и нацисты.

В 1812 году выходит первая часть его «Науки логики» — произведения, которое открыло ему дверь во все ведущие университеты Германии. Он выбирает сначала Гельдерберг, а затем становится профессором в Берлинском университете. Прожив в Прусской столице 13 лет, Гегель становится в ней чем-то вроде местной достопримечательности. Его лекции теперь неизменно собирают полные залы. А его учение плотно проникает в умы студентов не только Берлинского и других университетов в форме гегельянства. При всем при этом Гегель продолжает быть верным самому себе и не пытается стать хорошим оратором.

В 1831 г. в Германии началась эпидемия холеры. Берлин не остался в стороне. В ноябре этого же года Гегель два дня читает удивительные лекции. Все отмечают его красноречие и ясность мысли. Возможно, это было связано с начинающейся у него болезнью. 14 ноября 1831 г. Гегеля не стало — он умер во сне.

Его сверхсложная философия продолжает занимать умы отдельных людей до сих пор. Наверное, неслучайно, что среди тех, кому удалось разгадать необычайно трудный код Enigma, было сразу несколько специалистов по творчеству Гегеля.

Гегель – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – развитие – есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия – в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального “объективного духа” (право, мораль и “нравственность” – семья, гражданское общество, государство ) и “абсолютного духа” (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие – внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История – “прогресс духа в сознании свободы”, последовательно реализуемый через “дух” отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: “Феноменология духа”, 1807; “Наука логики”, части 1-3, 1812-16; “Энциклопедия философских наук”, 1817; “Основы философии права”, 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27 августа 1770, Штутгарт – 14 ноября 1831, Берлин), немецкий философ, создатель системы “абсолютного идеализма”.

Жизнь и сочинения

Гегель родился в семье финансового чиновника, пропагандирующего здоровый образ жизни. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где проявил способности к древним языкам и истории. В 1788 году после окончания гимназии он поступил в Тюбингенский теологический институт. Здесь он подружился с Ф. Й. Шеллингом и поэтом Ф. Гельдерлином. В студенчестве Гегель восхищался Французской революцией (впоследствии он изменил свое мнение о ней). По преданию, в эти годы он даже посадил вместе с Шеллингом “дерево свободы”. В 1793 году Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте, после чего работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период он создает так называемые “теологические работы”, опубликованные лишь в 20 веке – “Народная религия и христианство”, “Жизнь Иисуса”, “Позитивность христианской религии”.

Получив наследство, Гегель смог заняться академической карьерой. С 1801 года он становится преподавателем Йенского университета. Он сотрудничает с Шеллингом в издании “Критического философского журнала” и пишет работу “Различие между системами философии Фихте и Шеллинга”, в которой поддерживает Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 году он защищает диссертацию “Об орбитах планет”. Гегель много работает над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к ее обоснованию. В 1807 году он публикует “Феноменологию духа”, первую из своих значительных работ. Ряд ярких образов “Феноменологии” (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) – “диалектика раба и господина” как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция “несчастного сознания” и др., а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Читайте также:
Интересные факты о Владимире Короленко

Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором “Бамбергской газеты” в Баварии. Несмотря на умеренный характер публикаций, газета вскоре закрывается по цензурным соображениям. С 1808 по 1816 годы Гегель – директор гимназии в Нюрнберге. В 1811 году он женится (в браке он имел несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре публикует одну из центральных своих работ – “Науку логики” (в трех книгах – 1812, 1813 и 1815 гг.).

С 1816 Гегель возвращается к университетскому преподаванию. До 1818 он работает в Гейдельберге, а с 1818 по 1831 – в Берлине. В 1817 Гегель издает первый вариант “Энциклопедии философских наук”, состоящей из “Науки логики” (так называемой “Малой логики”, в отличие от “Большой логики” 1812 – 1815 гг.), “Философии природы” и “Философии духа” (при жизни Гегеля “Энциклопедия” дважды переиздавалась – в 1827 и 1833 гг.). В Берлине Гегель становится “официальным философом”, хотя и не во всем разделяет политику прусских властей. Он публикует “Философию права” (1820 г., на титуле – 1821), ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ. У него появляется множество учеников. После смерти Гегеля от холеры в 1831 году ученики издают его лекции по истории философии, философии истории, философии религии и философии искусства.

Гегель был весьма необычным человеком. С трудом подбирая слова при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. Размышляя, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на происходящее. В рассеянности он мог не заметить башмаков, оставшихся в грязи и продолжать прогулку босиком. При этом он был “душой компании” и любил женское общество. Мещанская скупость сочеталась у него с широтой души, осторожность с авантюризмом. Гегель долго шел к своей философской системе, но стартовав, сразу далеко обогнал своих учителей и преследователей. Философия Гегеля двойственна. С одной стороны, это сложнейшая и порой искусственно запутанная сеть спекулятивных дедукций, с другой – афористичные примеры и пояснения, резко отличающие стиль Гегеля от эзотеричного философствования Ф. Й. Шеллинга. Философия Гегеля, так же как и система его агрессивного соперника А. Шопенгауэра, имеет в каком-то смысле “переходный” характер, проявляющийся в сочетании приемов классической философии и новых веяний популярной и практически-ориентированной метафизики, захватившей ведущие позиции в Европе в середине 19 в. Главный пафос философии Гегеля состоит в признании логической “прозрачности” мира, вере в силу рационального начала и мировой прогресс, диалектичность бытия и истории. При этом Гегель часто избегал прямых ответов на принципиальные вопросы, что затруднило истолкование онтологического статуса важнейших понятий его философии, таких как абсолютная идея или абсолютный дух, и породило множество самых разнообразных интерпретаций структуры и смысла его системы. Определяющее воздействие на философские взгляды Гегеля оказали идеи И. Г. Фихте и Ф. Й. Шеллинга. Он испытал также серьезное влияние Ж. Ж. Руссо и И. Канта.

Методологической основой гегелевской философии является учение о спекулятивном мышлении. Хотя Гегель и утверждает, что спекулятивный метод и его правила дедуцируются самим движением мысли, а не предпосылаются его системе, но на деле подобная дедукция возможна только в сфере спекулятивного мышления, приемы которого должны быть известны заранее. Спекулятивное мышление содержит три основные момента: 1) “рассудочный”, 2) “отрицательно-разумный”, или “диалектический”, и 3) “положительно-разумный”, или собственно “спекулятивный”. Абсолютизация первого или второго моментов, которые в “снятом” виде входят в состав спекулятивного мышления, приводит к резкому ослаблению познавательных возможностей человека. Рассудочный компонент мышления базируется на законах тождества и исключенного третьего. Рассудок разделяет мир принципом “или – или”. Ему недоступно понимание истинной бесконечности. Диалектический аспект мышления состоит в умении открыть в любом конечном определении внутренние противоречия. Однако абсолютизация противоречий приводит к тотальному скептицизму. Гегель считает, что разум должен не скептически отступать перед противоречиями, а синтезировать противоположности. В способности такого синтеза проявляется спекулятивный момент мышления. Синтетическая способность разума позволяет наращивать содержательное богатство мысли. Такое наращивание Гегель называет движением “от абстрактного к конкретному”. Под конкретностью он понимает множественность, связанную внутренней необходимостью, которая реализуется только мышлением. Для достижения высшей конкретности, т. е. представления о Боге, философия должна показать себя непрерывным движением мысли от бессодержательности пустого “понятия-в-себе” к высшей полноте абсолютного духа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: