22 интересных факта о Михаиле Калашникове

К 100-летию рождения Михаила Калашникова: мифы и факты о великом оружейнике.

Среди отечественных конструкторов стрелкового оружия Михаил Тимофеевич Калашников — и самый известный, и одновременно вызывающий больше всего споров. В день его столетия мы решили напомнить о первых творческих шагах конструктора Калашникова — а заодно в очередной раз рассмотреть некоторые мифы, связанные с ним и его знаменитым автоматом.

© warhead.su

Что за оружие может изобрести человек без специального образования?

Для начала стоит оглядеться и посмотреть — а как вообще у знаменитых оружейных конструкторов со специальным образованием? К примеру, Василий Дегтярёв начинал слесарем на тульском оружейном заводе, донской казак Токарев окончил ремесленную школу (училище), причём кузнечное отделение. Шпагин до призыва в армию вообще плотничал в артели. Да и среди западных именитых конструкторов тоже как-то с дипломами не сложилось — Джон Мозес Браунинг приобщался к оружию в мастерской отца, другой Джон — Гаранд, создатель знаменитой американской самозарядки, — сын эмигранта из Канады, начал карьеру в ткацкой мастерской. Даже создатель М-16 Юджин Стоунер — ужас-ужас — всего лишь авиатехник.

А пример арийского гения Гуго Макс Рихард Шмайсер умудрился заработать следующую характеристику:

«Технического образования не имеет. В процессе своей работы над проектами проявил себя как практик-конструктор. От каких-либо конструкторских работ отказывается, ссылаясь на отсутствие специального образования и неумение самостоятельно конструировать».

В общем, если копнуть биографии светочей оружейной мысли, то выясняется, что диплом кафедры «импульсных тепловых машин», как обтекаемо именовали в СССР направление для подготовки оружейников, мало кто из них имеет. Всё больше практикой брали.

Сколько нужно сержантов, чтобы придумать автомат?

«Он всего лишь сержант» — ещё один аргумент сторонников «теории заговора», когда речь заходит о Михаиле Тимофеевиче. И снова «всем понятно», что простому сержанту такое важное дело, как изобретение оружия, никто не доверит.

Но если не думать о том, «что и так всем понятно», а посмотреть на биографии постоянных конкурентов Калашникова по оружейным конкурсам, то вдруг выяснится, что его биография достаточно типична. Например, перед войной курсант одной из частей ВВС Герман Коробов предложил усовершенствовать авиапулемёт ШКАС. Взмах волшебной палочки — и вот Коробов уже не какой-то там курсант, а сотрудник оружейного ЦКБ-14 в Туле, представивший на «автоматный» конкурс оригинальный образец по схеме буллпап.

Ещё один постоянный соперник Калашникова, Николай Афанасьев, также начал службу в танковых войсках Забайкальского военного округа. Но когда молодой танкист предложил интересный вариант усовершенствования пулемёта Дегтярёва, ему тут же выпала дальняя дорога в Москву, и уже в 1943 году Афанасьев «на равных» участвовал в создании нового ручного пулемёта.

Можно сказать, что по сравнению с другими «сержантами» Калашникову ещё и не очень-то повезло. Первое своё серьёзное изобретение — счётчик моторесурса для танкового двигателя — он тоже сделал ещё до войны. И вроде бы всё прошло «как у людей» — вызов к командующему округом Г. К. Жукову, командировка на испытательный полигон, затем на танковый завод — превращать «сырую» конструкцию в нужный армии прибор. Но началась война, и завод № 174 поехал в эвакуацию на восток, а танкист Калашников — на запад, к линии фронта. В результате «пробиться» в изобретатели Михаилу Тимофеевичу удалось только со второй попытки, уже в 1942 году, с пистолетом-пулемётом.

Да кто бы позволил простому человеку в СССР, да ещё во время войны, самому делать оружие?

Если человек задаёт подобный вопрос, можно уверенно сказать — от истории советского стрелкового оружия он крайне далёк. Изобрести или усовершенствовать оружие, в том числе и стрелковое, в суровые военные годы пытались все и везде. И паровозное депо станции Матай, где Калашников изготавливал свой первый образец, — далеко не самое экзотическое место по сравнению с землянками партизанских отрядов или судоремонтными мастерскими в Сталинграде. И значительная часть этих самопалов была именно пистолетами-пулемётами.

© warhead.su

Пистолет-пулемёт Калашникова 1942

За годы войны на испытательный полигон ГАУ Красной армии поступили десятки таких вот «самоделок». Первый образец Калашникова среди них не особо выделялся — разве что тем, что хотя бы стрелял, не давая задержки через раз. Тем не менее, были среди присланных для испытаний образцов и более оригинальные по конструкции. В общем, сержант Калашников был всего лишь одним из многих и многих.

А разве может быть, что более опытные конструкторы не смогли, а какой-то самоучка смог?

И на этот вопрос можно уверенно сказать — может. Именно так и было не один раз. Например, в конкурсе на пистолет-пулемёт в 1942 году принимали участие и опытнейший Дегтярёв, и Шпагин — а победителем оказался никому в тот момент не известный Алексей Судаев. Кстати, он же победил со своим АС-44 и на самом первом «автоматном» конкурсе — хотя и там снова участвовали такие именитые и заслуженные конструкторы, как Шпагин и Токарев. Но здоровье Судаева оказалось подорвано работой в блокадном Ленинграде, где он помогал налаживать производство своего пистолета-пулемёта, и в результате улучшить свой автомат до уровня новых требований он уже не успел.

Читайте также:
18 интересных фактов о Дюма

А в финал нового конкурса вышли три разработчика, чьи фамилии в тот момент были неизвестны почти всем, — Булкин, Дементьев… и Калашников.

При этом к финалу как раз образец Калашникова был аутсайдером — его едва не сняли с конкурса. Но… по итогам предыдущих испытаний специалистами полигона был составлен список рекомендаций по улучшению для каждого образца. Калашников отнёсся к этим рекомендациям очень внимательно, хотя ему пришлось весьма радикально переделать свой вариант. Риск был огромный — а ну как переделанный образец будет стрелять намного хуже старого? Но Калашников рискнул — и, как оказалось, не зря.

© warhead.su

Не Шмайсером единым

Разумеется, говоря о создании автомата Калашникова, без упоминания Шмайсера обойтись нельзя. Легенда о немецком родителе АК в «этих ваших энторнетах» всплывает с такой живучестью, которой любой зомби позавидует.

Что конструкции StG и АК весьма различны, уже говорилось 1001 раз. Поэтому мы лучше поговорим о более интересном — а почему, собственно, Гуго наше-всё-Шмайсера так упорно поминают?

Внешнее сходство? Тогда уж впору товарищу Шпагину обижаться. Ведь по виду как раз его ППШ-2 вполне себе может считаться прародителем АК. Изогнутый магазин, пистолетная рукоятка, приклад — ну почти всё то же самое.

Немецкий автомат похож больше? А-а… который из?

Когда немецкие конструкторы придумали свой «промежуточный» курцпатрон 7,92×33 мм, то и оружия под него наделали не один вариант. Даже самых первых MaschinenKarabiner-42 было два — Шмайсера и его конкурента Эриха Вальтера. Оба образца отправились на Восточный фронт для испытаний. Что примечательно — в автомате Шмайсера запирание осуществлялось перекосом затвора, а вот у Вальтера — поворотом, то есть так же, как и в автомате Калашникова.

Ещё один образец разработал в конце войны (но до Калашникова) немецкий конструктор Барнитцке. Правда, это был не автомат, а самозарядный карабин, но внешнее сходство тоже углядеть можно. Кстати, его как раз в Ижевске хвалили и нахваливали. «Высококвалифицированный, обладающий большим опытом и знаниями в области проектирования образцов вооружения». В общем, совершенно не Шмайсер.

А ещё среди советских трофеев оказался Grossfuss Sturmgewehr — вместе со своим создателем Куртом Хорном, одним из разработчиков знаменитого MG-42.

© warhead.su

«Калаш», StG 44, ППШ-2 и автомат Хорна (Grossfuss Sturmgewehr)

В общем, если уж хочется выбрать для АК немецкого родителя, то давайте вспомним, что в советском плену оказались люди, у которых и с техническим образованием было получше, да и конструкторских работ побольше, чем у герра Шмайсера. Который, кстати, после созданного в конце ещё Первой мировой MP-18 особо не блистал. Так что впору скорее спрашивать: а кто же сам «штурмгевер» сделал?

А он больше ничего не изобрел!

Одна из любимых тем для «калаше-скептиков», то есть людей, сомневающихся в конструкторском таланте Михаила Калашникова, — это вопрос «а почему он ничего, кроме автомата, не создал»?

Если вам мало всех тех вариантов автомата Калашникова, что были разработаны под руководством и при активном участии Михаила Тимофеевича, давайте посмотрим, что же ещё он сделал на самом деле.

© warhead.su

Нет, речь не о его первой разработке 1942 года, а об опытном образце, созданном в 1947 году под ТТТ на «офицерский пистолет-пулемёт». Этот сравнительно малоизвестный образец сохранился как минимум в двух вариантах — под патроны 7,62×25 мм ТТ и ещё являвшийся опытным на тот момент 9×18 мм.

Опытный пистолет-пулемёт, модель 1. 1947 Внешне ППК — пистолет-пулемёт Калашникова — имел заметное сходство с АК благодаря штампованной ствольной коробке U-образного сечения с «фирменной» съёмной крышкой. Оружие имело довольно простую конструкцию со свободным затвором и стреляло с заднего шептала. Однако в дальнейшем тема «командирского ПП» была закрыта, вместо него на вооружение было решено принять «большой автоматический пистолет».

© warhead.su

Несмотря на занятость отработкой только что запущенного в серию АК, Калашников в 1950 году принимает участие в конкурсе на новый автоматический пистолет. По ТТТ войскам нужен был крупный и мощный пистолет с большой ёмкостью магазина, отъёмной кобурой-прикладом и возможностью стрельбы очередями. Привет от революционного «Маузера» в полный рост!

Калашников под этот конкурс создал как минимум два несколько различавшихся образца. Пистолет 1950 года имел 18-зарядный магазин под патрон 9×18мм, переводчик-предохранитель располагался слева на рамке оружия. Образец 1951 года получил более вместительный магазин на 20 патронов, переводчик-предохранитель «переехал» на затвор, при этом масса оружия без патронов и кобуры-приклада уменьшилась с 1,25 до 1,1 кг. Кобура-приклад к нему была сделана из пластика.

Однако конкурс на «большой пистолет» выиграл другой участник — туляк Игорь Стечкин. Впрочем, вряд ли Михаил Тимофеевич долго расстраивался по данному поводу, учитывая сравнительно небольшой срок службы АПС, да и всей концепции большого армейского автопистолета.

Читайте также:
14 интересных фактов о Фернане Магеллане

© warhead.su

Снайперская винтовка Калашникова

Когда в конце пятидесятых годов Советская армия объявила конкурс на новую самозарядную снайперскую винтовку, Калашников просто не мог пройти мимо. Созданная в 1959 году опытная снайперская самозарядная винтовка имела в себе многие характерные черты АК, отличаясь от прародителя габаритами, использованием поршня с коротким ходом и невозможностью стрельбы очередями.

Впрочем, на заводских испытаниях эта винтовка показала явно недостаточную кучность, и потому её разработка была быстро прекращена, так как на том же ИЖМАШ имелась гораздо более перспективная система — ССВ-58 конструкции Драгунова. Ну, а МихТиму и так было чем заняться.

© warhead.su

В 1959 году министерство обороны обратилось к ижевчанам с просьбой-предложением немножко поучаствовать в конкурсе на новый единый пулемёт для Советской армии. Надо сказать, что с этим самым пулемётом всё как-то не клеилось. Первые попытки создать единый, или универсальный, пулемёт в СССР были сделаны ещё перед войной, потом возобновились в конце сороковых годов, но и к концу пятидесятых успехов было немного. Был почти совсем готовый пулемёт туляка Никитина, уже почти совсем прошедший испытания и почти совсем готовый к серии. Почти. Невзирая на все достоинства и высокую степень готовности, ПН как-то неохотно работал после купания в воде, а доводить его до нужной военным степени надёжности туляки не спешили. Вот и решили военные добавить в дело немного здоровой конкуренции — и не прогадали.

Нужно сказать, что ПН использовал новую, специально для него разработанную ленту с разомкнутым звеном, допускавшую более простую подачу патронов «на прошив», нежели принятая к старым пулемётам Максима, Горюнова и Дегтярёва «винтажная» лента с замкнутым звеном. Калашников же рискнул использовать именно старые металлические ленты, которых на складах было просто завались, — и выиграл. Конечно, дело было не только и не столько в ленте, а в общей высокой надёжности, простоте и сравнительно малой массе пулемёта Калашникова. Однако и лента сыграла свою важную роль — извлечение патрона в два шага «назад и вперёд» позволило укоротить ствольную коробку, разместив механизм подачи ленты над казённой частью ствола, а не позади него. Применение компактного механизма подачи ленты по типу чешских пулемётов — размещённого сбоку ствольной коробки — также помогло уменьшить массу оружия.

В результате созданный в спешке ПК в 1961 году благополучно выиграл у туляков конкурс и был принят на вооружение Советской армии. Принятие же на вооружение в 1969 году пулемёта ПКМ окончательно застолбило Калашникову место как создателю одного из лучших единых пулемётов мира. Причём эта оценка вполне объективна — ещё в 1970-е годы американцы, которых сложно заподозрить в любви к советскому оружию, охотно признавали удачную конструкцию и высокие боевые качества ПКМ.

Да что там говорить — не приди к янки на помощь бельгийцы со своим весьма надёжным, но и весьма тяжёлым (на фоне ПКМ) пулемётом FN MAG, вполне возможно, что восьмидесятые годы американская армия встретила бы с новым танковым пулемётом на базе ПКМ — ведь их собственные танковые пулемёты М73 и М219 оказались былиннейшим провалом, и в 1975 году американцы всерьёз исследовали возможность адаптации ПКТМ под нужды бронеходов Империи добра.

Коллективное бессознательное

Ну и наконец — последний, обобщающий вопль души любителей теории заговора. «Калашников был не один! АК — это результат работы целого коллектива!».

Самое забавное, что как раз тут они правы — просто не так, как считают. Конечно же, тот АК, который мы знаем, — это результат работы очень многих людей. Этого Михаил Тимофеевич никогда не скрывал, а наоборот, в своих воспоминаниях старался упомянуть всех, кто имел хоть какое-то отношение к созданию автомата, его постановке на производство и так далее. Ну и конечно же, совершенствованию. Ведь если бы первые серийные АК отправились на войну в Корею, как М16 — во Вьетнам, те же самые конспирологи фыркали, плевались и говорили бы: «ну-у позорище, конечно, только малограмотный сержант мог сделать такое плохое, негодное оружие».

Разумеется, потребовались годы и усилия очень многих людей, чтобы из первого, достаточно сырого и едва не забракованного испытателями образца получился «лучший в мире автомат». Можно уверенно сказать: сложившаяся к тому времени в СССР школа конструирования стрелкового оружия гарантировала, что такой образец рано или поздно будет создан. Достойных претендентов было много. Калашников просто оказался самым лучшим.

Михаил Калашников. Биография знаменитого конструктора оружия

Дата рождения: 10 ноября 1919 года
Дата смерти: 23 декабря 2013 года
Место рождения: Алтайский губерния, Россия

Михаил Тимофеевич Калашников – наверное, самый именитый конструктор оружия. Так же Калашников М.Т. известен как изобретатель одноименного автомата.

Михаил появился на свет в семье крестьянина Тимофея Александровича в Алтайском крае. Мать, Александра Фроловна родила, помимо Михаила, еще 17 детей. В живых осталось меньше половины – восемь детей. В начале продразверстки отец подвергся репрессиям, и семья была выслана в Сибирь (Томскую область).

Читайте также:
11 интересных фактов об Эдварде Григе

Михаил с самого детства пытался узнать, как работают самые разные механизмы и технические приспособления. В школе был успешен как в точных науках, так и в литературе. После окончания средней школы Михаил решил возвратиться на Алтай. Первая работа так же была связана с механизмами – он работал на станции железной дороги, где он много общался с техническим персоналом.

Все технические навыки, полученные во время работы, пригодились в армии. Почти сразу Михаил стал управлять танком в качестве механика-водителя. Тогда же произошло первое знакомство с разными видами оружия. Вскоре Михаил уже представлял самому высокому начальству свое изобретение – специализированный прибор учета для танка. Результатом встречи с высшими армейскими чинами стало подтверждение необходимости серийного выпуска данного прибора и вручение молодому изобретателю ценного подарка из рук самого Жукова. Начало Великой Отечественной помешало осуществиться намеченным планам, Михаил отправился в действующие войска.

Вскоре был серьезно ранен в плечо. Оказавшись в госпитале, был переправлен с линии фронта. Именно в то время началась серьезная работа над идеей создания специального оружия для советских бойцов.

Им должен был стать новый пистолет-пулемет. Литературой Михаил пользовался в библиотеке при госпитале и вскоре первые чертежи нового оружейного образца были готовы. Настало время испытать опытный образец, что и было сделано на родине, в Алтайском крае.

Начальство оценило новый образец, но требовались серьезные доработки как в конструкции, так и с целью удешевления выпуска серийных образцов. Потребовалось проведение дополнительных испытаний на специализированном полигоне Московского ВО. Параллельно конструктор работал над другими видами оружия, что дало ему новый опыт в создании автомата. Вскоре автомат был готов и оказался лучшим в серии испытаний. АК-47 рекомендовался как одно из основных видов оружия Армии Советов.

Сразу после окончания войны Михаил был отправлен в Ижевск, для выпуска уже партии автоматов.

Опытные испытания показали значительное преимущество нового оружия и был начат выпуск оружия уже на заводском конвейере. Именно за эти разработки последовали высшие награды Советского союза. Местом жительства Калашникова стал Ижевск, где он вскоре стал главным конструктором. Именно под его руководством были созданы около сотни новых экземпляров стрелкового оружия.

Умер Калашников в возрасте 94 лет в Ижевске, 23 декабря 2013 года.

Достижения Михаила Калашникова:

• Достиг звания генерал-лейтенанта
• Имел 41 награду, среди наград – высшие награды СССР и России
• Именем Калашникова назван один из самых успешных экземпляров оружия
• Имел звание доктора наук
• Более 30 патентов на изобретения
• Член Союза писателей СССР

Даты из биографии Михаила Калашникова:

• 1919 г., 10 ноября родился в небольшом селе Алтайского края
• 1930 г. семья была выслана в Томскую область
• 1937 г. начал работать в депо при железной дороге станции Матай
• 1938 г. был призван на службу в армию
• 1941 г. стал командиром танка, участвовавшего в боевых действиях
• 1942 г. начал работу на испытательном полигоне Московского ВО
• 1945 г. начал разрабатывать автомат
• 1948 г. начал работу в Ижевске
• 1952 г. стал членом КПСС
• 1971 г. получил степень доктора наук
• 1994 г. стал генерал-майором
• 2001 г. стал членом «Единой России»
• 2013 г., 23 декабря, скончался от желудочного кровотечения

Интересные факты Михаила Калашникова:

• Был семнадцатым ребенком в семье
• Всегда жил очень скромно, в небольшой квартире Ижевска
• Биография изобретателя входит в серию «Жизнь замечательных людей»
• Увлекался литературой, писал и публиковал стихи
• Серьезно увлекался классической музыкой

Меню сайта

Обсуждение

  • За изобретение автомата в 1947 году Михаил Калашников получил Сталинскую премию первой степени и орден Красной Звезды. Премия составляла 150 тыс. руб. На эти деньги можно было купить почти десять «Побед» (тогда этот автомобиль стоил 16 тыс. руб.)
  • Автомат был принят на вооружение в 1949 году. Его официальное название — «7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года» (АК-47).
  • АК часто называют просто «Калаш». По словам самого конструктора, главными качествами его оружия являются «простота и надежность». «Я создавал автомат, будучи сержантом, и постоянно помнил, что солдат академий не заканчивал», — говорил сам Калашников.
  • В советское время умение собирать и разбирать автомат Калашникова входило в минимум знаний, получаемых на уроках начальной военной подготовки.
  • Автомат Калашникова очень недорого стоит из-за простоты в производстве. В некоторых странах он стоит дешевле, чем курица.
  • По оценкам журнала Foreign Policy, стоимость одного автомата на «черном рынке» колеблется от 10 долларов в Афганистане до 4 тыс. долларов в Индии. В США автомат Калашникова можно приобрести за 70-350 долларов.
  • Автомат Калашникова входит в «Книгу рекордов Гиннесса» как самое распространенное оружие в мире. В настоящее время в мире насчитывается около 100 млн АК. Это значит, что на 60 взрослых жителей нашей планеты приходится по 1 автомату.
  • Автомат Калашникова состоит на вооружении армий и спецподразделений 106 стран мира.
  • Автомат Калашникова изображен на гербах некоторых государств. В настоящее время он присутствует в гербе африканской страны Зимбабве (с 1980 года), на гербе и флаге Мозамбика (с 1975 года), гербе азиатского государства Восточный Тимор. С 1984 по 1997 год АК был изображен на гербе африканского государства Буркина-Фасо. Кроме того, существовал проект включения автомата в герб Конго. АК изображен на эмблеме ливанской группировки «Хезболла».
  • В некоторых африканских странах новорожденным дают имя Калаш — в честь автомата Калашникова.
  • Российский баскетболист Андрей Кириленко, уроженец города Ижевска, где производят знаменитые автоматы Калашникова, получил прозвище АК-47 в США, выступая в NBA за «Юту Джаз» под номером 47.
  • В Египте, на берегу Синайского полуострова, установлен памятник автомату Калашникова. В Ираке есть мечеть, минареты которой построены в форме магазинов АК.
  • У бывшего президента Ирака Саддама Хусейна был позолоченный АК измененной конструкции.
  • Многие видеообращения «террориста номер один» Усамы бен Ладена сделаны «на фоне» АК.
  • К 60-летию оружия в Новой Зеландии отчеканили монеты с гравировкой АК достоинством в два новозеландских доллара.
  • В конце XX века французский журнал «Либерасьон» признал автомат Калашникова изобретением века. Знаменитому оружию удалось обойти атомную бомбу и космические технологии.
  • В 2004 году журнал «Плейбой» назвал автомат Калашникова одним из «50 изделий, изменивших мир», определив его место после компьютера Apple Macintosh, противозачаточных таблеток и видеомагнитофона Sony Betamax.
  • Автомат Калашникова той или иной модели является самым популярным оружием в компьютерных играх — он есть практически во всех 3D-«стрелялках».
  • Считается, что из автомата Калашникова было убито больше людей, чем в результате артиллерийского огня, авиабомбардировок и ракетных обстрелов. Ежегодно от пуль АК погибает четверть миллиона человек.
  • Легендарный российский оружейник Михаил Тимофеевич Калашников говорил, что всю жизнь изобретал оружие для защиты, а не для убийства: «Я спокойно сплю, потому что всегда создавал оружие для защиты. Это политики не могут договориться и используют его для убийства«.
Читайте также:
15 интересных фактов о Викторе Драгунском

Интересные факты о Михаиле Калашникове

Огнестрельное оружие всегда привлекает внимание, завораживает, восхищает. Первые его образцы появились еще в XIV веке, а современное вооружение многих армий мира – это автомат Калашникова. Он пользуется неизменным успехом благодаря надежности в бою, повышенной эффективности в применении, низкой чувствительности к загрязнению и использовании в любых климатических условиях.

Оружейный мастер

Люди на протяжении тысячелетий выясняют свои отношения, используя какие-либо приспособления. И обязательно были люди, которые конструировали различные виды огнестрельного оружия, но их имена были забыты.

Америка может похвастать Самуэлем Кольтом, хотя на самом деле он был дельцом, имеющим деньги, а конструктором известного револьвера был Джон Пирсон. У истории с кольтами есть и продолжение: вначале это были пистолеты Кольта-Браунинга, но так как владельцем завода, где они производились, был Кольт, то и в названии постепенно одно имя исчезло. Маузер – детище директора фирмы «Маузер» Федерле, а братья Вильгельм и Пауль Маузеры – лишь участники этого изобретения, однако запатентован пистолет был на Пауля.

Но Михаил Калашников, которого на Западе называют самым знаменитым русским, сам разработал автомат, участвовал в его производстве и имя его в названии оружия сохранилось. Он сумел поразить своим изобретением многих конструкторов военного оружия.

У этого человека интересная и трудная жизнь, полная событий, успешных разработок, уважения военных и всего советского народа.

  • Талантливый конструктор родился в очень большой крестьянской семье на Алтае, в небольшом предгорном местечке Курья. Он был 17 ребенком, после его рождения на свет появились еще двое. Выжили только 8.
  • В период раскулачивания семья Михаила Тимофеевича была признана зажиточной – кулацкой. Поэтому ее выслали в Томскую область. Хотя владели они всего лишь коровой, лошадью и 5 десятинами земли. После VII класса родители позволили Михаилу отправиться на родину в поисках работы, но вскоре он был вынужден вернуться. Детям раскулаченных паспорт не полагался, потому когда пришло время получать этот документ, Михаил подделал в справке местной комендатуры печать.
  • Увлечение к технике у Калашникова проявилось очень рано. Еще в детском возрасте ему было интересно узнавать как работают различные механические устройства, в школе любимыми предметами были физика и геометрия. В 18-летнем возрасте юноша впервые разобрал браунинг. В будущих конструкторских разработках ему помогла работа техническим секретарем в одном из отделов Туркестано-Сибирской железной дороги. Общаясь с рабочими депо – машинистами, слесарями, фрезеровщиками, токарями, — юноша узнавал много интересного, и потом все знания ему пригодились. Работал на этом предприятии с 1936 по 1938 годы.
  • Служа в армии, получил специальность механика – водителя танка. Но проявив свой талант изобретателя, был отправлен после личного приема к Г.К. Жукову в танковое военное училище, чтобы изготавливать счетчик моторесурса танка. К этому времени на его счету разработка инерционного счетчика выстрелов из пушки танка и другие конструкторские решения.
  • Великая Отечественная война в корне изменила планы Михаила Тимофеевича. Он оправляется на фронт, и в звании старшего сержанта командует танком. В октябре 41-го с тяжелым ранением попадает в госпиталь. Здесь же он окончательно решил разработать универсальное автоматическое оружие. Для его создания Калашников учитывал любую деталь, вплоть до того, как оценивают оружие его боевые товарищи, что пишут специалисты о подобном оружии в научных книгах. Вернувшись в Матай он, собрав бригаду специалистов депо, уже спустя три месяца мог продемонстрировать свой собственный пистолет-пулемет. Потом Михаила было решено отправить в Алма-Ату: в то время там размещались эвакуированные мастерские Московского авиационного института. Так появился более совершенный образец автомата, который бы показан А. Благонравову. В те времена это был знаменитый ученый, который специализировался на стрелковом оружии и баллистики. Новинку он забраковал, хотя и отметил, что сама идея отличается оригинальностью. Заслуга ученого в том, что он помог Калашникову продолжать учиться дальше. А новый пистолет-пулемет оценили специалисты Главного артиллерийского управления. Признав это оружие в целом как удачное, все же на вооружение принимать его запретили. Как говорится в документах, хоть автомат и отличается легким весом, небольшой длиной, компактным шомполом и другими деталями, но его производство будет слишком затратным, необходимы сложные фрезерные работы. Но тогда шла война, а фронту требовалось оружие в больших количествах, времени и средств катастрофически не хватало. А молодой конструктор пока работал на центральном полигоне стрелкового и минометного сооружения, без устали разрабатывая свои проекты, консультируясь со специалистами, посещая воинские части и советуясь с рядовыми солдатами. Так в 1944 году появился самозарядный карабин – прообраз знаменитого автомата.
  • Война подошла к концу, работать стало легче, и уже в 1947 году автомат Калашникова (АК-47), участвуя в особом испытательном конкурсе, победил. Это означало, что он принят на вооружение. Теперь место работы Михаила Тимофеевича – Ижевский мотозавод. Здесь проходит разработка технической документации, и проводятся работы для изготовления опытной партии автоматов с некоторым доработками. Первая партия состояла из 1500 единиц, все успешно прошли испытания, и вскоре Советская Армия взяла их на вооружение. А со временем и более 55 стран мира. За это уникальное изобретение Михаил Тимофеевич был удостоен значимой в те времена Сталинской премии I степени и орденом Красной Звезды.
  • У известного оружейника множество наград, премий, благодарностей не только от Советского правительства, но и от зарубежных государств. Он был доктором технических наук, с 1999 года – генерал-лейтенантом.
  • Почти 50 лет Михаил Тимофеевич для окружающих оставался инженером на заводе, его жизнь протекала только под грифом «секретно», и только в 1989 году стало известно, что изобретатель АК-47 имеет имя Михаил.
  • Проявляя заботу о подрастающем поколении своей родной деревни, Михаил Тимофеевич поспособствовал, чтобы в музее, посвященном ему, был открыт для школьников компьютерный класс.
  • Умер М.Т. Калашников в 2013 году. Похороны проходили с воинскими почестями под залпы его автомата. Проститься с великим оружейником пришли президент России В. Путин, министры и военачальники, курсанты и множество москвичей.
Читайте также:
17 интересных фактов о Николе Тесле

«Калаш» по-прежнему в строю

Конечно, и самое лучшее оружие со временем устаревает, ему на смену приходит новое. Но автомат Калашникова был настолько уникальным, что его постоянно усовершенствуют, и он не теряет своего значимого места в вооружении.

  • В начале 50-х годов XX века появились облегченные образцы автомата, к тому же с прибором ночного видения. Затем стали появляться все более модернизированные модели, которые имели складной приклад, новый калибр, прибор бесшумной стрельбы или бесшумный подствольный гранатомет.
  • С 50-х годов на вооружение принят ручной пулемет Калашникова, а в дальнейшем его варианты – станковый, танковый и бронетранспортерный
  • На базе АК-47 созданы самозарядные охотничьи карабины.

Набоков ругал «пошлого» Достоевского и не верил, что Гагарин летал в космос

22 апреля 2019 1:01

Внешне жизнь Владимира Набокова не была полна захватывающих событий. Родился в благородной петербургской семье, 19 лет прожил барчуком, потом уехал в Европу, спасаясь от большевиков. Еще два с лишним десятилетия спустя переехал в США, спасаясь от Гитлера. Преподавал в университете, потом написал «Лолиту», прославился, разбогател – и последнюю четверть жизни провел в Швейцарии. Вместе с Верой – одновременно женой, ближайшим другом, секретаршей и отчасти редактором; они провели в браке более полувека.

В 17 лет он получил от дяди колоссальное состояние (в сегодняшних деньгах – несколько миллионов долларов) и огромное имение Рождествено; через пару лет, после революции, все это потерял. «Мое давнишнее расхождение с советской диктатурой никак не связано с имущественными вопросами. Презираю россиянина-зубра, ненавидящего коммунистов потому, что они, мол, украли у него деньжата и десятины» – напишет он в «Других берегах». И все же у юного Набокова украли ту свободу, которую дают деньги, а взамен обрекли на полунищее, внешне довольно жалкое существование в эмиграции. Ну и, разумеется, судьба отняла у Набокова родину. А потом еще догнала и отняла отца, которого он очень любил (Владимир Набоков-старший был застрелен в 1922 году).

Другой писатель говорил, что в основе крупного таланта чаще всего лежит крушение первой любви. На самом деле драма может быть какой угодно, не обязательно любовной, и переживать потом ее писатель будет всю жизнь. Основной сюжет в творчестве Набокова – принц в изгнании, и таким он себя, похоже, ощущал сам. Очень яркий пример – Федор Годунов-Чердынцев, герой «Дара», молодой, нищий, гордый, несущий с собой огромное богатство – память, а в ней – Россию и русскую литературу. Романтический герой, вознесенный над толпой, раздающий презрительные оценки маленьким пошлым людям и ничуть их не боящийся («От вас все отвернутся». – «Предпочитаю затылки»). Этот образ Набоков лелеял десятилетиями – вплоть до «Лолиты», в которой романтический герой начал гнить, и до «Бледного огня», в котором вся тема принца превратилась в откровенную пародию (а как раз после «Бледного огня» Набоков, в общем-то, и кончился как писатель).

Читайте также:
24 интересных факта о Герберте Уэллсе

Конечно, он мечтал вернуться в Россию. В 50-е он говорил о «подложном паспорте», с которым можно совершить поездку под фамилией, например, Никербокер. В 60-е и 70-е пустили бы, наверное, и так, туристом. Отношение к нему в СССР при Брежневе было сравнительно ровным – в Большой советской энциклопедии появилась вполне нейтральная статья. Но Набоков так и не поехал в СССР, словно руководствуясь принципом советского поэта, которого никогда не читал: «Никогда не возвращайся в прежние места». Вместо себя он отправлял в Россию своих героев: там сгинул Мартын Эдельвейс из «Подвига», туда отправился персонаж последнего романа «Смотри на арлекинов!» Набоков воображает в этой книге советский Ленинград с его новыми памятниками и хамоватой обслугой, с цыпленком табака и прочей ресторанной едой («сорок четыре минуты потребовались заказанной мной «котлете по-киевски», чтобы добраться сюда из Киева, и две секунды – мне, чтобы отправить ее, как некотлету, назад… Грузинское вино оказалось для питья непригодным»). Нелепая вышла у героя поездка: «если быть совершенно честным, мне показались знакомыми лишь собаки, голуби, лошади и очень дряхлые, очень кроткие гардеробщики».

Сборник интервью Набокова, недавно наконец-то полностью опубликованный на русском, называется «Строгие суждения». Все, кто знаком с его суждениями хотя бы на уровне «Других берегов», знают, что «строгие» – это преуменьшение: все, что ему не нравилось, Набоков охотно поливал из огнемета. А все, что любил, превозносил. В категоричности изо всех русских классиков с ним может сравниться разве что Бунин. И многие из его суждений покажутся сегодняшнему читателю, мягко говоря, несколько необычными.

ЧТО ОН НЕНАВИДЕЛ

Картонный Шолохов и пошлый Достоевский

СССР и коммунизм абсолютно во всех его проявлениях. Самое мягкое, что Набоков говорил о родине, захваченной, с его точки зрения, полчищами чудовищ – что она стала «безнадежно провинциальной». Когда в 1969-м произошел конфликт между СССР и Китаем на острове Даманский, Набоков кровожадно мечтал о полноценной войне между двумя коммунистическими государствами, в которой они сожрут друг друга. (Войну во Вьетнаме Набоков с женой, напротив, поддерживали, считая священной «войной с коммунизмом не на жизнь, а на смерть»).

У ненависти к советской власти был миллион частных проявлений. Так, Набоков, естественно, не принял орфографическую реформу и всю жизнь писал по-русски с «ятями». Русские романы были написаны (и в 70-е переиздавались американским издательством Ardis) именно в таком виде. Или советская космическая программа: в начале 60-х Набоков ворчал, что нет никакого доказательства полета Гагарина в космос. Может, русские «просто нашли способ обмануть радары»! Может, все это лишь «космическая пропаганда»! Впрочем, он, похоже, и в последовавшем вскоре за гагаринским полете Джона Гленна сомневался. Лишь несколько лет спустя кадры высадки американцев на Луне внезапно стали для него убедительным доказательством пребывания человека в космосе. Он даже специально взял напрокат телевизор (вообще телевидение тоже ненавидел), чтобы наблюдать за процессом, и потом отзывался о событии с восторгом.

Пастернак и прочие лауреаты Нобелевской премии. Набоков очень сильно хотел получить Нобелевскую премию, которую, безусловно, заслуживал. И его постоянно на нее выдвигали (в частности, выдвигал Александр Солженицын после того, как получил ее сам). Но премию так и не выписали. «Автор аморального и успешного романа “Лолита” ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию!» – бесился один член шведской академии (его реплику нашли в архивах, опубликованных несколько лет назад).

Самого же Набокова очень раздражали те писатели, кто премию все-таки получил. В послесловии к русскому переводу «Лолиты» он в одном абзаце расстреливает сразу пятерых: Хемингуэя («современного заместителя Майн Рида»), Фолкнера и Сартра («ничтожных баловней западной буржуазии»), Шолохова с его «картонными тихими донцами на картонных же хвостах-подставках» и Пастернака с его «лирическим доктором с лубочно-мистическими позывами, мещанскими оборотами речи и чаровницей из Чарской».

Читайте также:
17 интересных фактов о Николе Тесле

Отношение к Пастернаку был особенно болезненным: «Доктор Живаго» не только принес своему автору Нобелевскую премию, но и сместил «Лолиту» с первого места в списке бестселлеров. Набоков и раньше относился к Пастернаку весьма прохладно, но тут уже еле себя контролировал: в интервью начал направо и налево рассказывать, какой «Живаго» ужасный роман. Видимо, он был совершенно искренен в оценке, но… «Он ведет себя весьма неприлично по отношению к Пастернаку» – замечал один его друг.

Отчего-то Набоков еще и был уверен, что «Доктора Живаго» опубликовали за границей с полного одобрения ЦК КПСС, а то, что его выдали за запретную книгу, было лишь хитроумной пиар-акцией; на самом деле роман принес советскому правительству много «добротной иностранной валюты»… Переубедить Набокова было невозможно. В 1959-м он написал глумливую, нарочито угловатую и корявую пародию на стихотворение Пастернака «Нобелевская премия» (эту пародию потом на голубом глазу исполнил в виде песни Александр Градский). Она неожиданно завершалась на высокой горделивой ноте: «Но как забавно, что в конце абзаца, корректору и веку вопреки, тень русской ветки будет колебаться на мраморе моей руки». (Памятник Набокову, установленный в 2007 году во дворе филфака СПбГУ, сделан из металла – но когда-нибудь дойдет дело и до мрамора).

Фрейд. Набоков с отвращением относился к психоанализу, именуя его создателя «венским шарлатаном». Фрейдовский символизм в литературе он считал одним из воплощений пошлости. «Я не хочу, чтобы меня посещали серые, скучные сны австрийского маньяка со старым зонтиком. Считаю также, что фрейдистская теория ведет к серьезным этическим последствиям, например, когда грязному убийце с мозгами солитера смягчают приговор только потому, что в детстве его слишком много – или слишком мало – порола мать, причем и тот и другой «довод» срабатывает».

Достоевский. Набоков никогда не скрывал своего презрения ко многим авторам, которых «непросвещенные» читатели мнят классиками – Бальзаку, Горькому, Томасу Манну, Стендалю. Но Достоевский занимает тут особое место: ни одного классика Набоков не поносил так последовательно. Он признавал за ним талант юмориста, но вообще считал «переоцененной бездарностью», «любителем дешевых сенсаций, неуклюжим и вульгарным». К худшим его романам он относил «Братьев Карамазовых», а в «Преступлении и наказании» видел «невероятную пошлость» и «отвратительное морализаторство».

Музыка. Родители Набокова дружили с музыкантами (по легенде, в их доме впервые пел молодой Шаляпин), а его сын Дмитрий сам стал оперным певцом. Но у самого писателя слуха не было. «Я свернул бы шею легкой музыке – запретил бы ее включать в общественных местах!» Он делал исключение для музыки, звучащей в наушниках или в театре – но и в театре не все было хорошо. Чайковского он ненавидел за «чудовищное и оскорбительное» либретто «Евгения Онегина» – соответственно и музыка ему казалась «приторно пошлой». Отдельно он ненавидел джаз.

Германия. Набоков прожил в Берлине много лет, и его отвращение к этому городу и этой стране крепло с каждым днем. «Меня тошнит от немецкой речи» — писал он жене (и потом всегда утверждал, что не знал немецкого языка, хотя на самом деле наверняка мог на нем изъясняться). Берлин для него – «убогая гадость, грубая скука, привкус гнилой колбасы и самодовольное уродство». И все это он писал еще до прихода к власти фашистов – а уж потом ненависть его уже вообще не знала границ. «Вся Германия должна была бы быть испепеленной несколько раз подряд, чтобы хоть немного утолить мою ненависть к ней, когда думаю о погибших в Польше» – писал он другу. А когда немецкий литературовед Дитер Циммер спросил его в середине 60-х, не планирует ли он вернуться в Германию, Набоков ответил: «Никогда. Пока я жив, могут быть живы и те бестии, которые пытали и убивали беззащитных и невинных. Откуда мне знать, какая бездна зияет в прошлом моего современника — добродушного незнакомца, чью руку я могу случайно пожать?» Кроме того, когда он писал о пошлости, неизменно приводил в пример немцев: в Германии-де «пошлость не только не осмеяна, но стала одним из ведущих качеств национального духа, привычек, традиций и общей атмосферы… Надо быть сверхрусским, чтобы почувствовать ужасную струю пошлости в «Фаусте» Гете».

ЧТО ОН ЛЮБИЛ

Был благосклонен к Ахмадулиной и подарил Бродскому джинсы

Когда Набоков что-то любил, восхищение его не знало границ. В литературе на первом месте для него всегда стоял Пушкин (он потратил несколько лет на создание идеально точного – и абсолютно безумного – прозаического перевода «Онегина» на английский и колоссальный комментарий к нему). Но и многие другие авторы удостоились восторженных оценок.

Осип Мандельштам. В 1969-м Набоков перевел на английский «За гремучую доблесть грядущих веков…» Осипа Мандельштама, и назвал его «удивительным поэтом, величайшим изо всех, кто пытался выжить в России при советском режиме… Когда я читаю стихотворения Мандельштама, написанные под проклятым игом этих зверей, то испытываю чувство беспомощного стыда от того, что я волен жить, и думать, и писать, и говорить в свободной части мира… Это единственные мгновения, когда свобода бывает горькой».

Читайте также:
18 интересных фактов о Дюма

Марину Цветаеву он тоже вскользь назвал гениальной поэтессой. Но отнюдь не ко всем поэтам Серебряного века был так ласков. Гумилева обожал в отрочестве, а потом пренебрежительно говорил, что тот писал стихи для подростков. Ахматову обидел, сочинив в «Пнине» пародию даже не на ее стихи, а на стихи ее подражательниц (Анна Андреевна все равно назвала роман «пасквилянтским» и очень дулась).

Ильф, Петров, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина и еще несколько советских авторов. Трагическую судьбу Мандельштама Набоков автоматически переносил на всех советских писателей, которые ему нравились. По его версии, «один за другим исчезли по безымянным лагерям» и Зощенко, и Олеша, и Илья Сельвинский, и Николай Заболоцкий, и «поразительно одаренные» Илья Ильф с Евгением Петровым (в реальности репрессирован был только Заболоцкий).

Из более поздних авторов он неожиданно выделил Окуджаву с «Сентиментальным маршем»: строку «Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет» даже вставил в свой роман «Ада», правда, в дичайшем фонетическом переводе («Speranza, I shall then be back, when the true batch outboys the riot»). Белла Ахмадулина, будучи в Швейцарии, удостоилась аудиенции и похвалы (ей, оробевшей от встречи с Набоковым, запомнился его наивный вопрос: «А в библиотеке в СССР можно взять мои книги?») И еще: «внезапно (…) Набоков беззащитно, почти искательно (или мы так услышали) проговорил: «Может быть… мне не следовало уезжать из России? Или — следовало вернуться?» Я ужаснулась: «Что Вы говорите?! Никто никогда бы не прочитал Ваших книг, потому что — Вы бы их не написали».

Иосифа Бродского как поэта Набоков недолюбливал (вероятно, предчувствовал, что тот в конце концов получит Нобелевскую премию). Но послал молодому поэту в подарок в Ленинград через издателя Карла Проффера ценный подарок: настоящие фирменные джинсы. История умалчивает о том, угадал ли он с размером.

Альфред Хичкок. Набоков очень уважал великого режиссера (они даже внешне в старости были чем-то неуловимо похожи). Хичкок хотел снять фильм по его сценарию, и в 60-е они обменивались письмами. Сначала Набоков придумал сюжет про человека, сбежавшего из СССР на Запад, но быстро его отбросил. (Хичкок потом снял фильм «Топаз», в центре которого был перебежчик, но без участия Набокова). Второй сюжет был о космонавте, у которого завязывается роман с актрисой. Потом он отправляется на орбиту и возвращается совсем другим человеком. «Она сначала озабочена, потом испугана, потом она в панике… Тут можно придумать не одну развязку» – писал Набоков. Хичкок ничего подобного не снял, но в 1999 году вышел фильм «Жена астронавта» с Шарлиз Терон и Джонни Деппом, где был использован набоковский сюжет (переписка с Хичкоком к тому моменту давно уже была опубликована; в титрах писатель не упоминался). Там в тело космонавта вселялась грозная инопланетная сущность, к ужасу его жены.

«Комсомолка» рекомендует

Если вас интересуют истории жизни выдающихся людей, советуем обратить внимание на коллекции «Великие архитекторы», «Лучшие современные художники», «Великие умы России». Приобрести книги можно на shop.kp.ru.

АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

25 интересных фактов о Набокове

Русско-американский писатель Владимир Набоков, подаривший миру множество удивительных по своей глубине произведений, прожил весьма интересную жизнь. Успев пожить в разных странах, он с юных лет проникся тягой к литературе, которая потом нашла своё отражение в его творчестве. Биография Набокова пестрит удивительными событиями, и, читая её, понимаешь, откуда он черпал вдохновение для своих книг.

По происхождению Владимир Набоков — русский дворянин. Родился он в Российской Империи, в Санкт-Петербурге, где и прошла первая часть его жизни.

Набоков учился в том же университете, где незадолго до него обучался поэт Осип Мандельштам, позднее репрессированный советскими властями.

На протяжении большей части жизни Набоков был страстным энтомологом. Он великолепно разбирался в насекомых и обожал их наравне с книгами.

У писателя было двое братьев и двое сестёр.

За год до революции юный Владимир Набоков получил наследство в миллион рублей — невероятно огромная по тем временам сумма.

Ещё будучи студентом училища, Набоков на свои деньги издал первый сборник своих произведений, названный им просто «Стихи». Он включал в себя 68 стихотворений. Позднее сборник самим писателем не переиздавался.

Читайте также:
11 интересных фактов об Эдварде Григе

Владимир Набоков за всю жизнь издал в соавторстве лишь одно произведение — альманах «Два пути». Соавтором был поэт Андрей Балашов.

Дед литератора был министром юстиции в эпоху правления двоих российских императоров.

После революции семейство Набоковых перебралось в Крым, подальше от большевиков, а спустя год уехала из России навсегда.

После эмиграции молодой Набоков осел в Германии, в Берлине, где зарабатывал на жизнь частными уроками английского языка, которым владел в совершенстве.

Когда ему было 23 года, он собрался жениться, но спустя год семья невесты расторгнула помолвку из-за того, что Владимир Набоков за прошедшее время так и не сумел найти постоянной работы.

Отец писателя был убит в Берлине, когда он попытался воспрепятствовать покушению на лектора во время выступления.

В конце концов Владимиру Набокову, успевшему к тому моменту жениться, пришлось покинуть Германию из-за нараставших в ней антисемитских настроений, так как его жена была еврейкой. В итоге семья перебралась в США.

В США литератор первые 18 лет жизни там зарабатывал в основном проведением лекций по русской и мировой литературе.

Основное творчество Набокова было создано им уже после переезда в США, и писал он свои романы не на русском языке, а на английском. Именно на английском была написана и знаменитая «Лолита».

Именно он перевёл на русский язык знаменитую «Алису в стране чудес». Сделал он это ещё в молодости, когда учился в Великобритании.

За всю жизнь Владимир Набоков написал на русском языке только ранний сборник стихов, упомянутый выше, и свою автобиографию.

Роман «Лолита» в разные годы был под запретом в Аргентине, Франции, ЮАР, Великобритании и Новой Зеландии, а в США одно крупное издательство отказалось его публиковать. Сам Набоков вспоминал, что рукопись с романом он порывался сжечь дважды, но так и не решился. В СССР книга была издана лишь в 1989 году.

Первое издание «Лолиты» было опубликовано во Франции, в издательстве, специализировавшемся на низкопробных эротических романах. Сам писатель узнал об это специфике только после выпуска первого тиража.

Единственный ребёнок Набокова, Дмитрий, изрядную долю жизни посвятил переводам, изданию и популяризации произведений своего отца.

Публикация «Лолиты» сделала Владимира Набокова богатым и знаменитым. Он смог оставить лекции и преподавательскую деятельность, позднее перебравшись из США в Швейцарию. Там он и прожил до конца жизни.

Набоков был великолепным шахматистом и автором ряда сложных шахматных задач.

Сам о себе и своей запутанной биографии Набоков говорил, что его голова говорит по-английский, сердце — по-русски, а уши — по-французски.

Романы и пьесы писателя были 10 раз экранизированы в разных странах.

О жизни и творчестве Владимира Набокова снято 6 биографических и документальных фильмов.

Гош Марина: Неизвестный Владимир Набоков – интересные факты о писателе

Неизвестный Владимир Набоков: интересные факты о писателе

Как это зачастую бывает, в памяти многих остаются только самые громкие и даже кричащие факты из биографии знаменитых людей. Винсент ван Гог отрезал себе ухо, Николай Гоголь был похоронен заживо, Людвиг ван Бетховен творил музыку, будучи глухим, а Владимир Набоков написал самый скандальный роман в истории литературы о любви взрослого мужчины и 12-летней девочки.

Писательский стиль Владимира Набокова сделал его своеобразным и даже уникальным автором 20-го века, настоящим литературным феноменом, чьи романы с упоением анализируют литературоведы с постмодернистской точки зрения. Сам Набоков в академических кругах приобрел статус не только новаторского писателя, но и уважаемого преподавателя, не говоря о том, что множество неписательских увлечений лишь доказывали тот факт, что Владимир Набоков был всесторонне развитой личностью.

Потомственный дворянин

О семье Набокова можно написать отдельный роман, ведь таких родственников можно было бы придумать разве что для литературного рассказа. Набоков родился в семье видного юриста-либерала В. Д. Набокова. Дед писателя занимал пост министра юстиции при Александре II. Мать, Елена Ивановна, происходила из известного рода золотопромышленника-миллионера Рукавишникова.

Бабушка Набокова по линии отца, Мария Фердинандовна, была настоящей баронессой, дочерью барона Фердинанда-Николая-Виктора фон Корфа, немецкого генерала русской службы. Детство писателя прошло в Петербурге, на лето семья выезжала в собственное поместье в Петербуржской области. В 1922 году отец Набокова трагически погиб, закрыв собой лидера кадетской партии П. Н. Милюкова от пули черносотенца.

Владимир Набоков © archive

Воспитание в семье Набоковых было прилежным, кроме родного русского языка, Набоков отлично владел английским и французским. Позже о себе Владимир Владимирович говорил:

Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию . Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски.

Владимир Набоков − единственный из русских авторов, кто мог писать произведения на английском языке так же, как на родном русском. В частности, романы “Лолита” и “Другие берега”, изначально написанные на английском языке, автор сам перевел на русский, а точнее − написал их заново, чтобы учесть восприятие текста.

Читайте также:
19 интересных фактов о Радищеве

Когда в 40-х Набоков с семьей покидал Европу, накануне вторжения дивизий гитлеровского вермахта в Париж, автор впервые попробовал свои писательские силы в английском языке, что невероятно испугало Набокова, который очень пластично и искусно управлял русским в написании своих произведений.

Беда моя заключалась в том, что перед этим, в течение пятнадцати с лишком лет, я писал по-русски и за эти годы наложил собственный отпечаток на свое орудие, на своего посредника. Переходя на другой язык, я отказывался таким образом не от языка Аввакума, Пушкина, Толстого или Иванова или русской публицистики − словом, не от общего языка, а от индивидуального, кровного наречия.

Набоков создал уникальные переводы на английский язык таких произведений, как “Евгений Онегин” и “Слово о полку Игореве”.

Исследователь бабочек

Удивительный факт о “скандальном” Набокове − его вовсе не скандальное и даже умилительное увлечение энтомологией − разделом зоологии, изучающим насекомых (бабочки стали его фирменным знаком). Во времена активной творческой деятельности писателя в 60-70-х немногие знали о том, что Набоков внес весомый вклад в лепидоптерологию (раздел энтомологии, посвященный чешуекрылым), открыв 20 новых видов бабочек и написав 18 научных статей.

В его честь (и в честь нескольких его персонажей) были названы свыше 20 видов бабочек и род бабочек Nabokovia. Он состоял в Обществе лепидоптерологов, регулярно платя членские взносы, но не желая, чтобы его имя значилось в списке членов. Коллекцию бабочек в 4324 экземпляра после смерти писателя его жена Вера подарила Университету Лозанны.

Владимр Набоков был известным синестетом. Синестезия − нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Таким образом у синестетов сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Синестеты не только слышат звук, но и видят его, не только осязают предмет, но и чувствуют его вкус.

Исповедь синестета назовут претенциозной и скучной те, кто защищён от таких просачиваний и отцеживаний более плотными перегородками, чем защищён я. Но моей матери всё это казалось вполне естественным. Мы разговорились об этом, когда мне шёл седьмой год, я строил замок из разноцветных азбучных кубиков и вскользь заметил ей, что покрашены они неправильно. Мы тут же выяснили, что некоторые мои буквы того же цвета, что её, кроме того, на неё оптически воздействовали и музыкальные ноты. Во мне они не возбуждали никаких хроматизмов

Критик пошлости

Владимир Набоков © archive

Будучи выдающимся писателем, поэтом и переводчиком, Набоков заслужил репутацию нетривиального преподавателя и литературоведа, имевшего свое мнение о мировых литературных классиках. Больше всего на свете Набоков ненавидел то, что он называл пошлостью:

Пошлость − это покушение морали, философии, истории на суверенные границы искусства.

Писатель прошелся с едкими комментариями по многим признанным шедеврам русской и зарубежной литературы.

Так, Владимир Владимирович отвергал распространенное суждение о Гоголе как о разоблачителе социальных пороков и сострадателе “маленького человека”. Достоевского называл “дешевым любителем сенсаций”, который так и не смог избавиться от влияния сентиментальных романов и западных детективов. Несмотря на то, что Набоков высоко оценил “Старика и море” и некоторые рассказы Хемингуэя, Эрнеста он называл “писателем книг для мальчишек”, “безнадежно незрелым”.

“Доктора Живаго” Бориса Пастернака Набоков нарек “жалким романом, топорным, тривиальным, мелодраматическим, с избитыми ситуациями и банальными совпадениями”. Манеру письма Набоков называл “расхлябанной”, а труды Зигмунда Фрейда − “шарлатанством”.

Требовательный автор

© Philippe Halsman, Montreaux, 1968

Критикуя коллег по цеху, Владимир Набоков, тем не менее, оставался прежде всего строжайшим критиком своего творчества. Автор уделял очень много внимания словесной игре и художественным деталям своих романов. В области скрытого и явного цитирования Набокову мало равных в мировой литературе. Его по праву относят к предтечам постмодернистского искусства. Философская проблематика его произведений “Другие берега”, “Защита Лужина”, “Пнин” были новым веянием эпохи. В частности, излюбленная тема противостояния творческой, то есть независимой личности любым попыткам покушения на свою свободу прослеживается в выдающемся “Приглашении на казнь”.

“Лолита” печи.

Последний роман Набокова “The Original of Laura” писатель также завещал сжечь после его смерти. Как объяснял впоследствии его сын, не потому, что книга ему не нравилась, а потому, что он ее не закончил. Вдова писателя Вера после кончины Набокова в 1977 году не исполнила последнюю волю мужа и завещала перед собственной смертью в 1991 году сделать это своему сыну. Однако сын не подчинился воле родителей и решился опубликовать роман в 2009 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: