20 интересных фактов про Бунина

Неизвестные факты об известных писателях. Иван Бунин

Портрет Ивана Бунина. Леонард Туржанский. 1905 год

♦ Родился Иван Алексеевич Бунин в старинной дворянской семье в городе Воронеже, где и прожил первые несколько лет свой жизни. Позднее семья переехала в имение Озерки (ныне Липецкая обл.). В 11 лет он поступил в Елецкую уездную гимназию, но в возрасте 16 лет был вынужден прекратить обучение. Причиной этому явилось разорение семьи. Виной которому, кстати, явилось чрезмерное транжирство его отца, который сумел оставить без гроша и себя, и свою супругу. В результате Бунин продолжил образование самостоятельно, правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина. Он много читал, занимался изучением иностранных языков и уже в раннем возрасте проявил таланты писателя. Тем не менее, он был вынужден несколько лет проработать корректором в «Орловском вестнике», чтобы прокормить семью.

♦ Много времени Иван и его сестра Маша в детстве проводили с пастушатами, которые научили их есть разные травы. Но однажды они чуть не поплатились жизнью. Один из пастушат предложил попробовать белены. Няня, узнав об этом, с трудом отпоила детей парным молоком, чем и спасла им жизнь.

♦ В 17 лет Иван Алексеевич написал первые стихи, в которых он подражал творчеству Лермонтова и Пушкина. Говорят, что Пушкин вообще был для Бунина кумиром

♦ Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в жизни и карьере Бунина. Когда они встретились, Чехов был уже состоявшимся писателем и сумел направить творческий пыл Бунина по верному пути. Они вели многолетнюю переписку и благодаря Чехову, Бунин смог познакомиться и влиться в мир творческих личностей — писателей, художников, музыкантов.

♦ Бунин не оставил миру наследника. В 1900 году у Бунина и Цакни родился их первый и единственный сын, который, к несчастью, погиб в 5-летнем возрасте от менингита.

♦ Любимым занятием Бунина в юности и до последних лет было — по затылку, ногам и рукам — определять лицо и весь облик человека.

♦ Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.

♦ Известно, что Бунин отказывался сесть за стол, если оказывался тринадцатым по счету человеком.

♦ Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

♦ Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.

♦ У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

♦ В доме Бунина всегда царил строгий распорядок. Он часто болел, иногда мнимо, но все подчинялось его настроениям.

♦ Интересным фактом из жизни Бунина является тот факт, что большую часть жизни он прожил не в России. По поводу Октябрьской революции Бунин писал следующее: «Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия…». Это событие заставило его эмигрировать в Париж. Там Бунин вел активную социальную и политическую жизнь, выступал с лекциями, сотрудничал с русскими политическими организациями. Именно в Париже были написаны такие выдающиеся произведения, как: «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», «Солнечный удар» и другие. В послевоенные годы Бунин более доброжелательно относится к Советскому Союзу, но так и не может примириться с властью большевиков и в результате остается в эмиграции.

♦ Надо признать, что в дореволюционной России Бунин получил самое широкое признание как у критиков, так и у читателей. Он занимает прочное место на писательском Олимпе и вполне может предаваться тому, о чем мечтал всю жизнь – путешествиям. Писатель на протяжении своей жизни объездил много стран Европы и Азии.

♦ Во вторую мировую войну Бунин отказывался от каких-либо контактов с нацистами – переехал в 1939 г. в Грассе (это Приморские Альпы), где и провел фактически всю войну. В 1945 г. он с семьей возвратился в Париж, хотя часто говорил о том, что хочет вернуться на Родину но, несмотря на то, что после войны таким как он правительство СССР разрешило вернуться, писатель так и не вернулся.

♦ В последние годы жизни Бунин много болел, но продолжал активно работать и заниматься творчеством. Умер он во сне с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже, где и был похоронен. Последняя запись в дневнике И. Бунина гласит: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»

♦ Иван Алексеевич Бунин стал первым из писателей-эмигрантов, которого стали печатать в СССР (уже в 50-х годах). Хотя некоторые его произведения, например дневник «Окаянные дни», вышли только после перестройки.

Нобелевская премия

♦ Впервые на Нобелевскую премию Бунин был выдвинут еще в 1922 году (его кандидатуру выставил Ромен Роллан), однако в 1923 году премию получил ирландский поэт Йитс. В последующие годы русские писатели-эмигранты не раз возобновляли свои хлопоты о выдвижении Бунина на премию, которая и была присуждена ему в 1933 году.

♦ В официальном сообщении Нобелевского комитета указывалось: “Решением Шведской академии от 10 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер”. В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем, высоко оценив поэтический дар Бунина, особо остановился на его способности необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь. В ответной речи Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь писателю-эмигранту. Стоит сказать, что во время вручения премий за 1933 год зал Академии был украшен, против правил, только шведскими флагами — из-за Ивана Бунина — “лица без гражданства”. Как считал сам писатель, премию он получил за “Жизнь Арсеньева”, свое лучшее произведение. Мировая слава обрушилась на него внезапно, так же неожиданно он ощутил себя международной знаменитостью. Фотографии писателя были в каждой газете, в витринах книжных магазинов. Даже случайные прохожие, завидев русского писателя, оглядывались на него, перешептывались. Несколько растерявшийся от этой суеты, Бунин ворчал: “Как знаменитого тенора встречают. “. Присуждение Нобелевской премии стало огромным событием для писателя. Пришло признание, а вместе с ним материальная обеспеченность. Значительную сумму из полученного денежного вознаграждения Бунин роздал нуждающимся. Для этого была даже создана специальная комиссия по распределению средств. Впоследствии Бунин вспоминал, что после получения премии ему пришло около 2000 писем с просьбами о помощи, откликнувшись на которые он раздал около 120000 франков.

Читайте также:
32 интересных факта о Киану Ривзе

♦ Не обошли своим вниманием это присуждение и в большевистской России. 29 ноября 1933 года в “Литературной газете” появилась заметка “И.Бунин — нобелевский лауреат”: “По последним сообщениям, нобелевская премия по литературе за 1933 год присуждена белогвардейцу-эмигранту И. Бунину. Белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матёрого волка контрреволюции Бунина, чьё творчество особенно последнего времени, насыщенное мотивами смерти, распада, обречённости в обстановке катастрофического мирового кризиса, пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев”.

А сам Бунин любил вспоминать эпизод, случившийся во время визита писателя к Мережковским сразу после присуждения Бунину Нобелевской премии. В комнату ворвался художник Х, и, не заметив Бунина, воскликнул во весь голос: “Дожили! Позор! Позор! Нобелевскую премию Бунину дали!” После этого он увидел Бунина и, не меняя выражения лица, вскрикнул: “Иван Алексеевич! Дорогой! Поздравляю, от всего сердца поздравляю! Счастлив за Вас, за всех нас! За Россию! Простите, что не успел лично прийти засвидетельствовать. “

Бунин и его женщины

♦ Бунин был человеком пылким и страстным. Работая в газете, он познакомился с Варварой Пащенко («сразила меня, к великому моему несчастью, долгая любовь», как позже писал Бунин), с которой у него начался бурный роман. Правда, до свадьбы дело не дошло — родители девушки не захотели её выдать за бедного писателя. Поэтому молодые жили невенчанными. Отношения, которые Иван Бунин считал счастливыми, рухнул, когда Варвара бросила его и вышла замуж за Арсения Бибикова, друга писателя. В творчестве поэта прочно закрепляется тема одиночества и предательства — спустя 20 лет он напишет:

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

После измены Варвары Бунин вернулся в Россию. Здесь его ждали встречи и знакомства со многими литераторами: Чеховым, Брюсовым, Сологубом, Бальмонтом. В 1898 году происходят сразу два важных события: писатель женится на гречанке Анне Цакни (дочь известного революционера-народника), а также выходит сборник его стихов «Под открытым небом».

Ты, как звёзды, чиста и прекрасна…

Радость жизни во всём я ловлю —

В звёздном небе, в цветах, в ароматах…

Но тебя я нежнее люблю.

Лишь с тобою одною я счастлив,

И тебя не заменит никто:

Ты одна меня знаешь и любишь,

И одна понимаешь — за что!

Однако и этот брак не стал долговечным: через полтора года супруги развелись.

В 1906 году Бунин познакомился с Верой Николаевной Муромцевой — верной спутницей писателя до конца жизни. Вместе пара путешествует по всему миру. Вера Николаевна не переставала повторять до конца своих дней, что увидев Ивана Алексеевича, которого потом дома всегда звали Яном, влюбилась в него с первого взгляда. Жена привнесла в его неустроенную жизнь уют, окружила самой нежной заботой. А с 1920-го, когда Бунин и Вера Николаевна отплыли из Константинополя, началась их долгая эмиграция в Париже и на юге Франции в местечке Граас вблизи Канн. Бунин испытывал тяжелые материальные затруднения, вернее, их испытывала его жена, которая взяла бытовые дела в свои руки и иногда жаловалась, что не имеет даже чернил для мужа. Скудных гонораров от публикаций в эмигрантских журналах едва хватало на более чем скромную жизнь. К слову сказать, получив Нобелевскую премию, Бунин первым делом купил жене новые туфли, потому что уже не мог смотреть на то, во что обута и одета любимая женщина.

Однако, на этом любовные истории Бунина тоже не заканчиваются. Более подробно остановлюсь на его 4-й большой любви – Галине Кузнецовой. Далее сплошная цитата из статьи. На дворе 1926 год. Бунины уже несколько лет живут в Граасе на вилле «Бельведер». Иван Алексеевич знатный пловец, ежедневно ходит на море и делает большие показательные заплывы. Его супруга «водные процедуры» не любит и компанию ему не составляет. На пляже к Бунину подходит его знакомый и представляет молоденькую девушку Галину Кузнецову, подающую надежды поэтессу. Как это не раз случалось с Буниным, он мгновенно почувствовал острое влечение к новой знакомой. Хотя в тот момент вряд ли мог представить, какое место она займет в его дальнейшей жизни. Оба вспоминали потом, что он сразу же спросил, замужем ли она. Оказалось, что да, и отдыхает здесь вместе с мужем. Теперь Иван Алексеевич целые дни проводил с Галиной.Бунин и Кузнецова

Через несколько дней у Галины произошло резкое объяснение с мужем, означавшее фактический разрыв, и тот уехал в Париж. В каком состоянии пребывала Вера Николаевна, догадаться нетрудно. «Она сходила с ума и жаловалась всем знакомым на измену Ивана Алексеевича, – пишет поэтесса Одоевцева.- Но потом И.А. сумел убедить ее, что у него с Галиной только платонические отношения. Она поверила, и верила до самой смерти. ». Кузнецова и Бунин с женой

Вера Николаевна и в самом деле не притворялась: она поверила оттого, что хотела верить. Боготворя своего гения, она близко не подпускала к себе мыслей, которые вынудили бы принимать тяжелые решения, например, покинуть писателя. Кончилось тем, что Галина была приглашена поселиться у Буниных и стать «членом их семьи». Галина Кузнецова (стоит), Иван и Вера Бунины. 1933 год

Участники этого треугольника решили не записывать для истории интимные подробности жизни втроем. Что и как происходило на вилле «Бельведер» – остается только догадываться, а также вычитывать в незначительных комментариях гостей дома. По отдельным свидетельствам, атмосфера в доме при внешней благопристойности была порой очень накаленной.

В Стокгольм за Нобелевской премией вместе с Верой Николаевной Бунина сопровождала и Галина. На обратном пути она простудилась, и решили, что ей лучше на некоторое время остановиться в Дрездене, в доме старого друга Бунина — философа Федора Степуна, нередко гостившего в Грассе. Когда через неделю Кузнецова вернулась на виллу писателя, что-то неуловимо изменилось. Иван Алексеевич обнаружил, что Галина стала проводить с ним гораздо меньше времени, и все чаще он заставал ее за длинными письмами к сестре Степуна Магде. В конце концов, Галина выпросила для Магды приглашение от четы Буниных посетить Граас, и Магда приехала. Бунин подшучивал над «подружками»: Галина и Магда почти не расставались, вместе спускались к столу, вместе гуляли, вместе уединялись в своей «светелке», выделенной по их просьбе Верой Николаевной. Все это длилось до тех пор, пока Бунин вдруг не прозрел, как впрочем и все окружающие, относительно истинных отношений Галины и Магды. И тут ему сделалось ужасно противно, гадко и тяжело. Мало того, что любимая женщина изменила ему, но изменить с другой женщиной — эта противоеестественная ситуация просто взбесила Бунина. Они громко выясняли отношения с Кузнецовой, не стесняясь ни совершенно растерянной Веры Николаевны, ни надменно-спокойной Магды. Замечательна сама по себе реакция жены писателя на происходившее в ее доме. Поначалу Вера Николаевна вздохнула с облегчением — ну, наконец-то закончится эта изводившая ее жизнь втроем, и Галина Кузнецова покинет гостеприимный дом Буниных. Но видя, как страдает ее обожаемый муж, она ринулась уговаривать Галину остаться, чтобы Бунин не волновался. Однако ни Галина не собиралась изменять что-либо в отношениях с Магдой, ни Бунин не мог больше переносить творившегося на его глазах фантасмагорического «адюльтера». Галина покинула дом и сердце писателя, оставив в нем душевную рану, впрочем далеко не первую.

Читайте также:
15 интересных фактов о Копернике

Тем не менее, никакие романы (а Галина Кузнецова, конечно, была не единственным увлечением писателя) не изменили отношения Бунина к жене, без которой он не представлял своей жизни. Вот как сказал об этом друг семьи Г.Адамович: «…за её бесконечную верность он был ей бесконечно благодарен и ценил её свыше всякой меры. Иван Алексеевич в повседневном общении не был человеком легким и сам это, конечно, сознавал. Но тем глубже он чувствовал все, чем жене своей обязан. Думаю, что если бы в его присутствии кто-нибудь Веру Николаевну задел или обидел, он при великой своей страстности этого человека убил бы — не только как своего врага, но и как клеветника, как нравственного урода, не способного отличить добро от зла, свет от тьмы».

Интересные факты из жизни Бунина

Бунин Иван Алексеевич — это великий русский писатель, поэт и переводчик. Бунин был представителем дворянской семьи, которая обеднела. Из-за этого ему пришлось рано стать самостоятельным. С юных лет он работал в газетах, канцеляриях. Много времени Иван провел в путешествиях.

В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии. Его произведения не один раз были экранизированы.

И сегодня мы кратко представим вам интересные факты из жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина.

В детстве будущий писатель едва не умер от того, что отравился беленой, которую ему предложили съесть знакомые крестьянские дети. Эти дети были пастухами, и он часто с ними проводил время. Бунин съел растение и получил серьезное отравление. Спасла Ивана няня, которая отпоила мальчика молоком.

Он начал писать стихи еще тогда, когда учился в гимназии. В 15 лет он написал свой первый роман, который назвал «Увлечение». Однако ни одна редакция не согласилась его опубликовать.

Судьба Бунина могла сложиться иначе, если бы отец Бунина не был азартным человеком. Все дело в том, что Алексей Николаевич Бунин был достаточно зажиточным дворянином. Однако он проиграл все состояние и приданное жены в карты. Когда Ивану было 19 лет, их поместье пришлось продать чтобы выплатить долги. После этого родители Бунина практически начали жить раздельно.

Он не доучился в гимназии и бросил ее через 4.5 года. Он перестал учиться уже в 1886 году. Некоторые источники говорят о том, что это решение было чисто его инициативой. Но большинство все же склоняются к тому, что юношу отчислили из-за неуплаты.

Ему нравилось творчество Тараса Шевченко. Он переводил его произведения на русский язык. Также, он интересовался его биографией. В 90-х годах 19-го века он даже посетил могилу Тараса Шевченко.

Во Время Второй мировой войны он жил во Франции. У Бунина было небольшое поместье в пригороде Граса. Во многих своих произведениях он косвенно осуждал нацизм, а в письмах своим друзьям открыто поддерживал Красную Армию. Однако он выступал против нацизма не только мысленно. Он также спасал евреев. Во время войны в его поместье проживало несколько еврейских семей, которых он спас от трагической судьбы.

У Бунина было достаточно интересное хобби. Он очень сильно любил определять облик человека по затылку и конечностям. Также, он коллекционировал все флакончики от своих лекарств. Действительно странные хобби.

Как и многие люди того времени, Иван был достаточно суеверным человеком. Он не переходил дорогу если ее перебежала кошка или перешла женщина с пустыми ведрами. Также, он никогда бы не сел за стол, если бы ему пришлось это делать 13-м по счету.

Те, кто хорошо знал Бунина говорили, что он был ипохондриком. То есть, он постоянно представлял, что он болеет и от этого испытывал неприятные ощущения. Однако близкие и знакомые привыкли к такому поведению писателя, из-за чего просто на это не обращали внимания.

Чехов был его наставником. К моменту знакомства Ивана Бунина и Чехова второй уже был достаточно популярен. Чехов сразу же заметил талант Бунина. Они очень долго переписывались и хорошо подружились. Именно Чехов, как говорится, «направил» таланты Бунина в нужное русло.

Он был против Октябрьской революции 1917 года. Он часто говорил о том, что жалеет о смене эпохи и уходе дворянства. Неприязнь прихода большевиков была настолько велика, что он решил уехать во Францию. Большевики же часто называли писателя «белогвардейцем».

Несмотря на то, что Бунин потратил свою Нобелевскую премию на помощь многим нуждающимся, в семейной жизни назвать его праведным человеком нельзя. Второй женой Бунина была Вера Николаевна Муромцева-Бунина, которую он очень сильно любил. Однако, была у него и любовница — Галина Николаевна Кузнецова, которая тоже была поэтессой. Она познакомилась с писателем в 1926 году. Тогда же бросила своего мужа и начала встречаться с Буниным (на тот момент он уже состоял в браке с Верой Николаевной Муромцевой с 1922 года. В 1926 году Бунин привел ее домой и сказал жене, что это любовница и она будет жить с ними. В 33-м году она начала встречаться с сестрой немецкого философа Степуна Федора Августовича. Через год уехала жить к ней в Германию, бросив при этом писателя. Вот такой странный любовный треугольник был в доме Бунина с 1926 по 1933 год.

Читайте также:
Забавные факты и истории из жизни Эйнштейна

В целом он был достаточно активным человеком. Он имел хорошие физические данные, любил танцевать, кататься на лошадях и часто ходил на охоту. Даже не удивителен тот факт, что сам Станиславский предлагал ему сыграть Гамлета в театре.

После окончания войны писатель думал вернуться на родину, в Россию. Однако все же не решился и остался во Франции. Возможно, он боялся не вписаться в новую Россию, которую он не воспринял еще в 1917 году.

Несмотря на то, что большую часть своей жизни он путешествовал и далеко не по России, большинство его произведений связаны именно с родиной. Возможно, именно поэтому он пользовался такой популярностью среди русских читателей.

К сожалению, наследника Иван не оставил. У него был единственный сын Николай, которого ему родила первая жена Анна Николаевна в 1900 году. Однако уже в 1905 году, в 5-летнем возрасте сын скончался от скарлатины.

В 1900 году был опубликован популярнейший сегодня рассказ «Антоновские яблоки». Однако тогда его приняли достаточно неоднозначно. Например, Максим Горький упрекнул Бунина в принадлежности к дворянскому роду. Стоит отметить, что Ивана Бунина упрекали его «благородным происхождением» достаточно долго. Однако он не обращал на это внимания. А люди, которые действительно его знали, отмечали, что он был довольно душевным и приятным человеком.

На этом все, дорогие читатели. Надеемся данная информация была полезна не только детям, но и взрослой аудитории.

«Блестящий редактор и виртуозный матерщинник». 10 фактов о Иване Бунине от воронежских филологов

«Блестящий редактор и виртуозный матерщинник». 10 фактов о Иване Бунине от воронежских филологов

Уходящий 2015 – год 145-летия Ивана Бунина – примирил писателя с Воронежем. Впервые за много лет в городе открылась масштабная выставка подлинных фотографий и документов Бунина, воронежцам показали картины лучшего друга Бунина – художника и писателя Петра Нилуса. А областной департамент культуры объявил о разработке проекта музея Бунина. Подводя итоги «бунинского» года, корреспондент «РИА Воронеж» с помощью воронежских филологов собрала интересные факты о нашем выдающемся земляке.

Сергей Морозов, московский буниновед:

– На Бунина очень часто навешивают разные ярлыки: он был злой, ядовитый, желчный, он скупой, он эгоист. Доходило до того, что Бунина называли и масоном, и человеком, поддерживающим немцев во время войны. А «клубничных» вещей про его личную жизнь я вообще не касаюсь. Снимаются книги, пишутся фильмы, без каких-либо ссылок. Все это походит на романы и выдумки.

Факт первый. Бунин был «колючим» человеком

«. По живости своего темперамента он многих бранил, но часто тут же, в той же фразе, напоминал обо всем талантливом, обещающем, что находил в них. Бранил он легко, очень легко, но это зависело от многого: он был безгранично требователен к себе и хотел того же от других».

Галина Кузнецова, «Грасский дневник».

Сохранилась масса свидетельств того, что писатель был язвительным и острым на язык человеком. Литературоведы подчеркивают: да, нрава он был непростого. Но злым человеком он никогда не был.

– Десятки лет, особенно в советское время, недоброжелатели Бунина создавали миф об озлобленности писателя, – рассказывает воронежский буниновед Владимир Бойков. – В качестве примера приводятся его воспоминания, в которых он критикует ряд писателей и современников: Маяковского, Есенина, Алексея Толстого, Максима Горького. Бунин предъявляет им «гамбургский счет», обвиняя их и в том, что они пошли на сотрудничество с коммунистическим режимом. То, что многие принимали за озлобленность, было его принципиальностью. Он судил их по так называемому «пушкинскому принципу». Пушкин считал, что «слова поэта суть его дела». Бунин судит их дела по их словам. Он был взыскательным и требовательным человеком, но никак не озлобленным.

– Он не был злым, но очень едким человеком, – отмечает доктор филологических наук, заведующий кафедрой славянской филологии филфака ВГУ Геннадий Ковалев. – Почему? Жизнь заставила. Он родом из обедневших дворян, и считал себя дворянином, но жил он в таких условиях, что дальше некуда. В Озерках, где прошло его детство, иногда нечего было есть. Гимназию он так и не окончил – во-первых, он много болел, во-вторых, у него не было особого желания учиться. Он вырастал гением, а гений и школа – вещи несовместимые. Бунину надо было вырастать из самого себя – то, что в нем было заложено, то он и реализовал. В этом смысле он был близок к Чехову. С Чеховым они дружили. Но вообще Бунин был человеком колючим. Он не всегда признавал дружество любого человека. Такой человек должен был быть хорошим дипломатом. Единственным человеком, с которым он не ругался, была Тэффи. Это была милая, хорошая женщина, которая все могла уладить. Бунин дружил с Куприным, хотя тот любил выпить и подшофе становился хуже Бунина.

– Бунин не терпел поверхностности, – отмечает доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы ХХ–ХХI вв., теории литературы и фольклора ВГУ Тамара Никонова. – У него было осознание значительности своего дарования. Он не был только резким и желчным. Но не потому, что ему хотелось поскандалить: он не прощал небрежности в работе, недодумывания каких-то вещей, которые казались ему очень важными.

КСТАТИ

Иван Бунин принадлежал к одному из старейших родов России. Первый заграничный паспорт, выданный Бунину до революции, на французском языке содержал приставку «де». В его паспорте было написано «Jean de Bounine». Будучи во Франции, он так и писал свое имя.

Факт второй. Бунин спас от смерти трех евреев

Во время Второй мировой войны Иван Бунин вместе со своей женой Верой Николаевной живут в юге Франции, в Грассе, на вилле «Жаннетт». Надо сказать, что нацисты, зная о том, что он Нобелевский лауреат, белогвардеец и эмигрант, относились к писателю с уважением. Но ни на какое сотрудничество с немцами Бунин не шел. Несмотря на то, что по соседству с бунинским домом жили немецкие офицеры, это не помешало писателю, рискуя своей жизнью и жизнью Веры Николаевны, на протяжении нескольких лет укрывать на своей вилле трех евреев. Это журналист и литературный критик Александр Бахрах, пианист Александр Либерман и его жена. Этих людей писатель спас от смерти. Именно поэтому в Израиле писатель был выдвинут на звание «Праведника мира».

Читайте также:
Почему Эйнштейн показал язык

Факт третий. Бунина чуть было не назвали Филиппом

Впоследствии журналист Александр Бахрах напишет интересную книгу воспоминаний об Иване Алексеевиче – «Бунин в халате». В книге встречается любопытное свидетельство – Бунин ненавидел букву «Ф». И признался журналисту, почему: в детстве матушка хотела назвать его Филиппом. Но в последний момент нянька отговорила барыню: «Зачем барчуку имя Филипп? Пусть будет Иваном».

Факт четвертый. Бунин жил в одном доме с женой и любовницей

На вилле в Грассе: Кузнецова стоит, слева направо: Маргарита Степун (любовница Кузнецовой), Бунин, Вера Николаевна

Писатель был пылким и влюбчивым человеком. Первой любовью Ивана Алексеевича была Варвара Пащенко, которая бросила его и вышла замуж за его друга Арсения Бибикова. Вторая любовь Бунина – одесская гречанка Анна Цакни, брак с которой продлился недолго – красавица-жена его быстро разлюбила. Их единственный ребенок – сын – умер, когда ему было пять лет. После этого детей у писателя не было.

Самой преданной женщиной писателя стала Вера Николаевна Муромцева, которая прожила с ним до самой смерти и оставила о нем книгу воспоминаний – «Жизнь Бунина». Именно она привнесла в жизнь писателя уют и стала настоящей хозяйкой.

В 1926 году в Грассе Бунин познакомился с начинающей писательницей Галиной Кузнецовой, с которой завязался роман, продолжавшийся целых 15 лет. Бунину Кузнецова годилась в дочери – разница в возрасте между ними составляла 30 лет. Около года любовники встречались на съемной квартире в Париже. Разводиться с Верой Николаевной писатель не собирался: «Любить Веру? Как это? Это все равно что любить свою руку или ногу. », – говорил писатель. В итоге он поставил жену перед фактом: Галина будет жить с ними под одной крышей в качестве секретаря, ученицы и приемной дочери. «Пусть любит Галину. только бы от этой любви ему было сладостно на душе. », – писала смирившаяся Вера Николаевна в своем дневнике.

Получать Нобелевскую премию в Стокгольме Бунин поехал вместе с Верой Николаевной и Галиной. На обратном пути ученица писателя простудилась, и супруги решили остановиться в Дрездене – оставить Галину в доме друга Бунина, философа Федора Степуна. Там она познакомилась с его сестрой – оперной певицей Маргаритой или, как ее называли друзья, Маргой. Когда через неделю Галина вернулась в Грасс, Иван Алексеевич почувствовал, что его возлюбленная проводит с ним гораздо меньше времени. Правда вскрылась, когда на виллу Буниных приехала Марга Степун. Женщины не расставались ни на минуту, жили в одной комнате. Поначалу Бунин подшучивал над подружками, пока не понял, что они любовницы. Для писателя это был сильнейший удар. После выяснения отношений с Буниным Кузнецова и Степун покинут грасскую виллу. История этого «любовного четырехугольника» легла в основу фильма «Дневник его жены».

Факт пятый. Бунин был матерщинником

– Бунин жил нормальной жизнью русского человека. Он был не только превосходным писателем, обладающим высоким уровнем образности, но в то же время мог обматерить по-черному, – рассказывает Геннадий Ковалев. – В письмах Бунина мат встречается, где нужно и где не нужно. Причем он сравнивал себя с Куприным, который в виртуозном мастерстве владения матом превосходил Ивана Алексеевича. Но первое место в этом мастерстве принадлежало Алексею Толстому, который знал не только «малый» петровский «загиб», но и «большой».

Оборот или «загиб» – это стремящаяся к бесконечности цепь «многоэтажных» ругательств. Так, «малый» оборот включает более 35 ругательств, а «большой» – 120. Последним, кстати, по словам Геннадия Ковалева, виртуозно владел император Петр Первый. А двумя оборотами сразу – Сергей Есенин.

– Иван Бунин понимал, что мат – частица национального русского языка. Кстати, когда ему присвоили звание академика, он решил создать словарь русского мата, – отмечает Геннадий Филиппович. – Нанял мальчишку, который бегал и списывал все, что написано на заборах, подслушивал матерные слова.

Факт шестой. Бунин раздал Нобелевскую премию.

Злые языки утверждают, что Нобелевскую премию Иван Бунин выбросил на ветер – пропил и проиграл. Но, как утверждают филологи и буниноведы, это миф. Так, после получения награды Бунин раздал нуждающимся почти 120 тысяч франков.

– Документы говорят о том, что Нобелевскую премию писатель раздал, – отмечает Сергей Морозов. – Знаете, как называли бунинскую квартиру в Париже? Центр помощи.

– Бунин никогда не был пьяницей, – подчеркивает Геннадий Ковалев. – Другое дело – когда появляется такой большой экономический шанс, у писателя появляется много «прилипал» – знакомых, которые просят о помощи. Это характеризует Бунина с другой стороны: он был щедрым человеком. После того, как Нобелевская премия была проедена, Бунины жили в дикой бедности. В Грассе, во время оккупации, чтобы хоть как-то выжить, они даже завели огородик.

– Конечно, у Бунина были замашки русского барина, – отмечает Тамара Никонова. – Кстати, Бунины никогда не садились вдвоем за стол, даже тогда, когда они жили чрезвычайно бедно и голодали на вилле «Жаннетт». Бахрах, Кузнецова, писатель Леонид Зуров – это были люди, которым не на что было жить. Бунины сами еле сводили концы с концами, но два-три «нахлебника» у них всегда жило.

Тамара Александровна указывает на еще один факт: в 1933 году денежный эквивалент Нобелевской премии был самый маленький за всю ее историю. Всему виной – великая депрессия 1929-1930-х годов, с которой Европа справлялась с большим трудом.

Факт седьмой. Миссия по возвращению Бунина в СССР провалилась

Несмотря на свою ненависть к большевикам, писатель сильно тосковал по родине и, как утверждают некоторые исследователи, даже думал над предложением Алексея Толстого вернуться в СССР.

– То, что сам писатель собирался вернуться в СССР – скорее, миф. Да, Бунин был в советском посольстве, но это не значит, что он подписал какие-то бумаги, – считает Тамара Никонова.

После войны миссией по возвращению Бунина в Советский Союз занимался поэт Константин Симонов. В советское время появилась легенда о том, что советское правительство решило соблазнить голодающего Бунина гастрономическими изысками: мол, из Москвы в Грасс прилетал самолет с удивительными яствами.

– Бунины жили в абсолютной бедности. Они были рады принять у себя Константина Симонова, но угощать его было нечем, – рассказывает Тамара Никонова. – На самом деле Симонов договорился с Буниными, что он будет гостить у них со своими угощениями на их площади. Он попросил летчика закупиться нехитрой снедью – водочкой, селедкой, черным хлебом, колбасой. И вроде бы Бунин за столом приговаривал: «Хороша большевистская колбаска…». Но Бунин так и не согласился переехать в СССР. А Симонов доложил о неуспехе своей миссии.

Читайте также:
11 интересных фактов о Шарле Перро

Факт девятый. Ни одно из предложенных Буниным произведений так и не было экранизировано

– Еще при жизни Ивана Алексеевича к нему обращались киношники с просьбой продать им права на экранизацию, – рассказывает буниновед Сергей Морозов. – В одном из писем заинтересованному лицу он перечислил список своих произведений, которые можно было бы экранизировать. Но ничего из этого списка до сих пор не экранизировано.

Один из рассказов в этом списке – «Господин из Сан-Францизско». По мнению буниноведа Сергея Морозова, экранизировать его мог Лукино Висконти, но он этого не сделал. Но, продолжает Сергей Морозов, «Бунина лучше читать, и читать медленно».

Факт восьмой. Бунин восхищался Твардовским, но не любил Достоевского

Иван Алексеевич хвалил писателя и поэта Александра Твардовского за поэму «Василий Теркин».

– Твардовский не был испорчен похвалами, он растерялся и сказал: «Ванька Бунин меня обхвалил!» Когда-то мне кто-то из студентов сказал: «Что ж хорошего, что Твардовский так сказал – он Нобелевского лауреата держал за панибрата». Я ответил: «Что бы ты понимал: для крестьян Ванька Бунин – это семейное прозвание». То есть Твардовский ввел его в свою крестьянскую семью. И никакая Нобелевская премия не играла роли.

В то же время в книге Галины Кузнецовой «Грасский дневник» есть любопытное свидетельство о том, что Бунин считал Достоевского плохим писателем. А разговоре с Верой Николаевной и Леонидом Зуровым он заметил: мир, зачитывающийся «плохим писателем» Достоевским, как будто помешался.

«Хочу сказать, что, очевидно, ошибаюсь не я, а «мир», что мы имеем дело со случаем всеобщего массового гипноза. Но не только не смеют сказать, что король голый, но даже и себе не смеют сознаться в этом», – говорил Иван Алексеевич.

Факт десятый. Бунин и Набоков были соперниками

Еще в начале 1920-х годов молодой литератор Владимир Набоков написал письмо, в котором признавался Ивану Бунину в любви к его творчеству. Две знаменитости встретились в Берлине, на торжественной встрече в честь вручения Бунину Нобелевской премии. Набоков читал его стихи. Удивительно, но спустя годы Набоков назовет Бунина «старой тощей черепахой» и пошляком. История взаимоотношений двух писателей отражена в книге Максима Шраера «Бунин и Набоков. История соперничества».

– Кто-кто, а Набоков отличался большой избирательностью в отношениях с людьми, – отмечает Тамара Никонова. – Когда Бунин пригласил его встретиться и посидеть, он иронически написал о том, что душещипательных разговоров по-русски, за водочкой, для него не существует. Набоков и Бунин – во всем разные. Первый язык, на котором заговорил Набоков, – это английский. В шесть лет он только начал учить русский – отец спохватился, что ребенок совсем не говорит на нем. При этом вплоть до 1940-х годов, когда он окажется за пределами Европы, он будет русским писателем. Кажется, что в этом англизированном высокомерном человеке даже предполагать нельзя любви к России. Но она прослеживается в его лирике. Так, житейская биография разительно отличается от художественного текста.

«Все думали, что это крокодил, а это Бунин в гости заходил»

Бунин был артистичным человеком (не зря Станиславский приглашал его в свою труппу и даже предлагал роль Гамлета) и любил розыгрыши. В книге «Жизнь Бунина» Вера Муромцева-Бунина приводит воспоминание Ивана Алексеевича: весной 1901 года вместе с Куприным он нанес визит начальнице ялтинской женской гимназии Варваре Харкеевич, которая была поклонницей обоих писателей. Не застав ее дома, Бунин и Куприн прошли в столовую, к пасхальному столу и, «веселясь, стали пить и закусывать». Куприн предложил: «Давай напишем и оставим ей на столе стихи», и писатели, хохоча, написали хозяйке дома на скатерти шуточное послание, которое она потом вышила:

В столовой у Варвары Константиновны
Накрыт был стол отменно-длинный,
Была тут ветчина, индейка, сыр, сардинки –
И вдруг ни крошки, ни соринки:
Все думали, что это крокодил,
А это Бунин в гости приходил.

Бунин: биография, интересные факты о писателе

Иван Бунин: биография, интересные факты о писателе: Wikipedia

За более чем вековую историю присуждения Нобелевской премии ее лауреатами становились пятеро русских писателей. Открывает этот список Иван Алексеевич Бунин. Биография мастера слова — это путь творца-скитальца, который, пребывая за пределами Родины, смог прославить ее и продемонстрировал высокий художественный потенциал литературы Серебряного века.

Бунин: биография и творчество

Бунин едва ли не самый знаменитый писатель-эмигрант. Славу и известность ему принес не только его повествовательный талант, но и скандальные жизненные ситуации, высказывания его любовниц и жен. Жизнь и творчество Бунина — это откровенность самовыражения талантливого человека.

Биография Бунина интересна такими событиями:

Детство Бунина

Родственники будущего нобелевского лауреата были сплошь именитыми и знатными, служили Отечеству и развивали науку и культуру. Вот только отцу Бунина не повезло. На момент рождения младшего из сыновей, Ивана, Алексей Николаевич практически не имел средств на содержание огромной семьи. Получая небольшое жалование, он с трудом кормил семью из семерых человек. Поэтому младший Иван Алексеевич Бунин, появившийся на свет в 1870 году, не рассчитывал на хорошее образование или отцовскую поддержку. Алексей Николаевич передал в наследство Ивану барские замашки и отличную физическую форму.

Малая родина Ивана Бунина — Воронеж. Здесь он родился 22 октября. Однако все детские годы (с четырех лет) мальчик проводит в Орловском уезде. Здесь находится небольшое поместье Буниных — хутор Бутырки. Когда будущему писателю исполнилось 11 лет, его определили в гимназию в городке Елецк. Иван окончил четыре класса и был отчислен: у отца не было денег, чтобы оплатить обучение.

Дом, в котором родился Иван Бунин: Wikipedia

Однако необразованным Иван Бунин не остался. Старший брат Юлий к тому времени окончил университетский курс, поэтому занялся домашним образованием младшего брата.

Творчество Бунина

Уже в шестнадцатилетнем возрасте Бунин Иван создал роман «Увлечение». Позже он стал частью неопубликованного произведения «Петр Рогачев». Однако первые публикации Бунина — это стихотворения. Первое, «Над могилой Надсона», опубликовала губернская газета в февральском номере за 1887 год.

Читайте также:
19 интересных фактов о Зинаиде Гиппиус

Пребывание в стенах родного дома дало толчок для развития писательского таланта Ивана. Литературный дебют состоялся в 1887 году.

В девятнадцать лет Иван Бунин пускается в свободное плаванье: он зарабатывает на жизнь литературной и редакторской деятельностью. На этот момент у Бунина уже вышел сборник стихотворений. Его очерки и рассказы публикует не только губернская газета, но и знаменитые столичные литературные издания того времени.

Молодой двадцатипятилетний поэт отправляется на поиски судьбы в Петербург и Москву. Период с 1895 по 1905 годы — расцвет лирического таланта Ивана Алексеевича. В это время выходят:

  • поэтические сборники «Под открытым небом», «Листопад»;
  • перевод поэмы Лонгфелло «Песня о Гайавате».

Стихи Бунина впервые стали предметом всеобщего обсуждения и восхищения избалованной петербургской публики. Сборник «Листопад» отмечен Пушкинской премией в 1903 году. Критики сравнили поэтическую манеру Бунина с живописным мастерством Врубеля и Васнецова.

Любовная поэзия Бунина — откровенный рассказ о чувственной страсти, о мимолетности любви, ее недосягаемости, невозможности счастья. Бунин, творчество которого только проходит апробацию у публики, создает лирические зарисовки — своеобразный пролог к будущим рассказам и повестям.

Поворот к прозе у писателя обозначился уже в 1901 году. Значительное влияние на выбор литературного амплуа Бунина оказало знакомство с такими талантливыми людьми, как:

  • Антон Чехов;
  • Алексей Толстой;
  • Владимир Короленко.

Восторг у читателей вызывает эпический талант писателя, который проявляется в новеллах, рассказах, романах и повестях: «Суходол», «Антоновские яблоки», «Сны», «Чаша жизни», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско».

Переезд во Францию

Иван Алексеевич не только прославился, но и получил финансовую независимость. Он становится весьма состоятельным писателем, даже отправляется с женой Верой Муромцевой (поженились в 1907 году) за границу.

Власть большевиков была чужда аристократу Бунину. Свое отношение к этой «какофонии бунта» писатель высказал в дневнике «Окаянные дни».

Иван Бунин и Вера Муромцева: Wikipedia

В 1920-м стало понятно, что большевики взяли крепко бразды правления в новом государстве, поэтому в январе Вера и Иван уехали во Францию. Зимние месяцы жили в небольшой арендованной парижской квартирке, а на лето переезжали на виллу на берегу Лазурного моря.

В середине 1920-х Бунин создает десять новых книг прозы, среди которых критики отметили такие:

  • «Митина любовь».
  • «Солнечный удар».
  • «Роза Иерихона».
  • «Божье дерево».

Трудится писатель над самым большим своим творением — «Жизнь Арсеньева», создает сборник малой прозы «Темные аллеи».

Жизнь за границей

В 1933 году приходит известие о том, что Нобелевский комитет присудил писателю-эмигранту премию за развитие классической манеры письма. Сразу же нашлись и те, кто решил воспользоваться случаем, чтобы попросить у Ивана Алексеевича финансовой помощи. В первый же день после получения чека из 715 тысяч франков премии писатель раздал 120 тысяч. Писательский талант так и не сделал Бунина богачом.

Великий классик русской литературы умирает на 84-м году жизни на руках у жены. Писатель долгое время страдал от эмфиземы легких.

Бунин: интересные факты из жизни

Жизнь Бунина — это история писателя-аристократа, писателя-бессребреника. До конца своих дней Бунин мечтал о своем доме, но так и не обрел его. Мечтал о детях, но так и не имел наследников. Об этих и других фактах биографии писателя расскажем подробнее:

Знаменитые родственники

Иван Бунин принадлежал к древней аристократии. Его род служил российским царям с ХV века. Среди именитых родственников Бунина:

  1. Поэт-романтик, наставник и воспитатель царя Александра ІІ Василий Жуковский.
  2. Писатели и фольклористы братья Киреевские.
  3. Русская Сапфо, знаменитая поэтесса и переводчица Анна Бунина.

Бунины находились в родстве с семьей Якова Карловича Грота — именитого русского филолога. Прадеды писателя занимали высокие государственные должности.

Украинский дух Бунина

На самом деле род Буниных — род украинских аристократов Буникевских. В ХV веке они перебрались с Волыни в Москву. Неоднократно Иван Бунин говорил о том, что Хорол, Полтава, Черкассы, Днепр вызывают в его сердце трепет. Он восхищался поэзией Тараса Шевченко.

Иван Бунин в 1891 году: Wikipedia

В «Жизни Арсеньева» Иван Бунин об Украине скажет как о месте, где гармония встречается с красотой. По-особенному любил Бунин Южную Пальмиру — Одессу. Сюда он приезжал на отдых до революции, здесь проживал после 1917 года. Из Одессы он отправился в эмиграцию.

Жены Бунина

Всего у писателя было две официальных жены и несколько гражданских:

  • Первые любовные переживания у автора «Темных аллей» связаны с Марией Львовной Давыдовой — издателем «Мира Божьего». Иван восхищался цыганской красотой и живостью Марии, но Куприн успел сделать ей предложение первым.
  • Варвара Пащенко — первая жена Ивана Бунина. Она была современной эмансипированной барышней. Поэтому отказалась венчаться с писателем, а жила с ним в гражданском браке. Препятствовали их женитьбе и родители девушки, которые не хотели отдавать дочь за нищего поэта. Варвара ушла от писателя и вскоре стала женой его друга.
  • Анна Цакни — вторая жена Бунина — гречанка и одесситка, дочь богача. Брак был недолгим — два года. Иван уходит от экспрессивной женщины, сознавшись, что никогда ее не любил. В семилетнем возрасте умирает их сын Николай. Больше у Бунина детей не было.
  • Счастье писатель обрел с Верой Муромцевой — дочерью главы Государственной Думы.

Любовь втроем

Галина Кузнецова — официальная любовница Бунина. С ней писатель познакомился во Франции. Ему исполнилось 57, ей — 27 лет. Женщина была восхищена писательской манерой Бунина, а заодно и им самим. Она развелась с мужем — белогвардейским офицером — и поселилась на вилле Грас, где Бунин жил с женой Верой.

Так сформировался странный и скандальный любовный треугольник. Более 15 лет Кузнецова играла роль названной дочери писателя. Вера Николаевна сделала вид, что поверила в исключительную духовную связь учителя и ученицы. К тому же Иван Алексеевич решил развлечь жену и завел себе молодого секретаря — Леонида Зурова. С ним Вера Николаевна закрутила роман.

Во время войны рокировка треугольника изменяется: Галина бросает Бунина и завязывает отношения … с оперной певицей Маргаритой Степурой. Причем обе живут на вилле у писателя. Ивана Алексеевича не столько сразило предательство женщины, сколько то, с кем она ему изменила.

Трижды номинированный на Нобелевскую премию

Прежде чем присудить классику премию, Нобелевский комитет дважды отвергал его кандидатуру. Первый раз кандидатуру Бунина предложил Ромен Роллан. Это случилось в 1922 году. В 1926-м за дело взялись соратники Ивана Алексеевича, но результата это так и не дало. Лишь в 1933 году в пику сталинской власти комитет решил отметить талантливого писателя-эмигранта.

Читайте также:
19 интересных фактов о Фазиле Искандере

Чествование Бунина в Стокгольме (1933, декабрь): Wikipedia

Бедность

Во время войны материальное положение Бунина было катастрофическим. Небольшую помощь оказывает Андрей Седых, который в 1943 году по просьбе Ивана Алексеевича издал в Америке сборник рассказов «Темные аллеи». Писатель получил гонорар в размере 300 долларов.

О Бунине говорят как о писателе, которому свойственна строгость композиции, умелое и точное использование слова, выразительность характеров персонажей. Его по праву называют хранителем и продолжателем традиций классической литературы.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Кошки, скандалы, алкоголь: необычные факты о Чарльзе Буковски

Он совершил настоящий переворот в американской литературе своего времени, познакомил читателей с направлением «грязный реализм» и прославился своей любовью к женщинам и дракам. Но несмотря на трудный характер и массу пагубных зависимостей, Чарльз Буковски всегда оставался человеком с трепетной душой романтика — это подтверждают его поэтические произведения. Что же еще поклонники творчества писателя не знают о нем? Читайте в нашем материале самые интересные факты о Буковски.

-10% О любви Чарльз Буковски Твердый переплет 485 ₽ 539 ₽ В корзину В корзину

Романы Буковски автобиографичны

На счету Чарльза Буковски пять романов, основанных на его собственной биографии. Так, в «Почтамте» писатель рассказывает о своей работе в почтовом отделении. Книга «Фактотум» предлагает читателю во всех подробностях познакомиться с периодом 10-летнего запоя прозаика. «Женщины» посвящены многочисленным любовницам автора. «Хлеб с ветчиной» — детству и юности. И, наконец, «Голливуд» повествует о работе писателя над сценарием к фильму «Пьянь», который вышел на большие экраны в 1987 году.

Все пять книг объединяет главный герой Генри Чинаски — несомненное альтер-эго самого Буковски.

-10% Хлеб с ветчиной Чарльз Буковски Мягкая обложка 329 ₽ 365 ₽ В корзину В корзину

Терпеть не мог находиться в обществе

Любовь к затворничеству — черта, присущая многим литераторам. Так, например, социофобией, отказами от интервью и встреч с читателями славились Джером Сэлинджер, Томас Пинчон и другие писатели. По сравнению с ними Буковски был куда более общительным, однако в разговорах с журналистами нередко упоминал о своем неуживчивом характере и даже в открытую называл себя мизантропом:

«Несмотря на то, что я пишу о людях, чем дальше я от них нахожусь, тем лучше себя чувствую, — заявил однажды романист. — Две мили? Уже неплохо. Две тысячи миль? Просто потрясающе! Да, мне и вправду не нравятся представители человеческой расы. Я терпеть не могу их головы, меня тошнит от их лиц, от их ног, меня страшно раздражают их разговоры, прически, и я буквально ненавижу их автомобили».

Очень любил кошек

В 2015 году в одном из британских издательств был опубликован сборник рассказов и очерков Чарльза Буковски, посвященных кошкам. Тогда-то и выяснилось, что писатель, будучи отчаянным мизантропом, испытывал к усатым питомцам самые нежные чувства. Более того, романист даже мечтал перевоплотиться в кота после собственной смерти.

-10% О кошках Чарльз Буковски Мягкая обложка 219 ₽ 243 ₽ В корзину В корзину

О привязанности литератора к своенравным животным поведал его биограф Говард Соунс. По его словам, тем, кто считает, будто жизнь Буковски ограничивалась бесконечными пьянками и шумными вечеринками, следует получше познакомиться с биографией прозаика и поэта. Помимо недостатков тот обладал еще и трогательными привычками. Сам Буковски был уверен: хвостатые зверушки — лучшее, что создала природа. Нередко он говорил: «Если вы плохо себя чувствуете, просто смотрите на кошек, и вам станет легче, они все понимают, они спасители».

Главной любовью своей жизни называл алкоголь

Самым вредным пристрастием Чарльза Буковски являлась любовь к крепким напиткам. К спиртному писатель пристрастился, еще будучи подростком, и пронес пагубную зависимость через всю жизнь. Именно в алкоголе автор искал утешения в трудные периоды, его же считал и главным источником вдохновения. Подобная привычка, впрочем, не могла не сказаться на здоровье прозаика и поэта.

В 1954 году Буковски пережил первый серьезный кризис: его госпитализировали с внутренним кровотечением пищеварительных органов. Позже у писателя был диагностирован рак кожи, а в конце 80-х еще и туберкулез. Все эти заболевания заставляли Буковски проводить в больнице долгие месяцы, но даже это не убедило его отказаться от бесконечных запоев.

-10% Фактотум Чарльз Буковски Мягкая обложка 219 ₽ 243 ₽ В корзину В корзину

Часто проявлял бесконтрольную агрессию

Пристрастие к спиртному, раздражительность, вздорный характер — все это не лучшим образом сказывалось на репутации автора «Почтамта». А регулярные драки и скандалы только подтверждали мнение общества, что Буковски — невыносимый человек. Романист и впрямь не упускал ни одной возможности ввязаться в потасовку.

Сам он не раз упоминал, будто в его жизни было столько стычек, что подробности каждой ему не удастся вспомнить даже под дулом пистолета. Большую роль играл и алкоголь: писатель редко появлялся на людях трезвым и частенько сам провоцировал драки, не справляясь с собственной агрессией.

Долго шел к успеху

Редкому писателю удается с первого раза проникнуть в литературную сферу: большая конкуренция и невнимательность издателей порой вынуждают даже самых даровитых авторов ждать своего звездного часа годами. Не минула подобная участь и Чарльза Буковски. Несмотря на то, что о работе с текстами писатель грезил с юных лет, первые его творения были безжалостно отвергнуты редакторами.

-10% Из блокнота в винных пятнах Чарльз Буковски Твердый переплет 485 ₽ 539 ₽ В корзину В корзину

Такое пренебрежение ввергло Буковски в настоящую депрессию. Писатель поклялся никогда больше не притрагиваться к ручке с бумагой и долгое время работал уборщиком, заправщиком, охранником. Тяжелый труд вкупе с крепкими напитками, впрочем, скоро загнал Буковски на больничную койку, где и было принято решение вновь попробовать себя на писательском поприще. И, как мы знаем, на сей раз дело увенчалось успехом.

Любил русскую классическую литературу и музыку

Буковски зачитывался произведениями русской классики. В числе его любимых авторов были Лев Толстой, Максим Горький и Федор Достоевский. Каждого их них писатель, в силу творческого направления мысли, наделял несуществующими качествами и, кажется, даже воспринимал всех троих как своих приятелей. Судите сами, вот что Буковски говорил о великих литераторах:

Читайте также:
18 интересных фактов о Клеопатре

«Мой Достоевский — бородатый, тучный чувак с темно-зелеными таинственными глазами. Сперва он был слишком толст, потом не в меру тощ, потом опять поправился. Мой Горький — пройдошливый пьянчуга. По мне, Толстой — человек, приходящий в ярость из-за пустяка».

Кроме того, Буковски нравилась и русская музыка, в особенности творчество Петра Чайковского. Его произведения создатель «Фактотума» слушал на протяжении всей жизни.

«Если тебе хреново, поглядишь на котов — и сразу полегчает». Чарльзу Буковски — 100 лет

Чарльз Буковски сторонился всех школ, шаек и кружков, так что назвать его каким-то одним словом не получится. Пьяница (цитируя его же произведения), старый козел, мастер на все руки? Лучше всего, наверное, подойдет «поэт». Поэтическое чувство у Буковски было вневременное и острое, а поэзия — это не то, что написано, а то, что происходит, даже когда ты бездельничаешь, лежа в постели по три-четыре дня, как Буковски любил делать.

«Пишут по-прежнему рохли, звездочеты, лесбиянки и преподы английского»

Буковски — почти идеальный подростковый писатель. Он учит держать удар, его боксерская грация, бойцовская образность куда уверенней, чем, например, у Хемингуэя. Последний был лихорадочным почитателем любых спортивных состязаний, он и рыбу-то удил, скорее всего, потому, что рыбалка тогда проходила по разряду спорта. Буковски спорт презирал; что он любил — так это хорошую драку. «Уложить строку» — так он называл свое ремесло.

Он учит деятельной ярости и презрению, но не чистоплюйскому, как у Набокова, а пролетарскому, как у Пазолини. Своих коллег он не жалует. «От всей этой игры смердит. В краях этих и пяти человек не наберется, кто сумеет четыре настоящие строки уложить. Играют в нее по-прежнему рохли, звездочеты, лесбиянки и преподы английского», — говорил он о современных ему писателях и поэтах.

Его любимые мертвые авторы известны, они сопровождают Буковски из книги в книгу, из одного стихотворения в другое. Но, когда ты подросток, эти писатели кажутся командой супергероев — этакие «хранители», стоящие за его спиной: Достоевский, Тургенев, Горький, Хаксли, Лоуренс, Кафка, Дос Пассос, Фолкнер, Шервуд Андерсон, Луи-Фердинанд Селин, Кнут Гамсун и всегда в хвосте — лоботряс Хемингуэй. С последним у Буковски были свои счеты, он считал его слабым, но все же соперником в литературе. Эдуард Лимонов в очерке о Хэме задавался вопросом: «А на самом ли деле росла у знаменитого вояки шерсть на груди?» Буковски как будто знает, что нет, не росла, но Хемингуэй как-то умудрился запудрить мозги всему миру. Были и поэты, на которых Буковски равнялся: Уистен Хью Оден, Эзра Паунд, Томас Стернз Элиот, Э. Э. Каммингс (который принципиально писал свои инициалы и фамилию маленькими буквами) и китайский поэт VIII века Ли Бо, с которым Буковски, скорее всего, познакомился именно в переводе Паунда.

В стихотворении «Они и мы» вся эта ватага писателей и поэтов сидит на крыльце дома Буковски и беседует, а автор с родителями наблюдает из окна.

«послушай,» сказала моя мать, «ты разве не можешь
попросить их умолкнуть?»
«нет,» ответил я.
«они несут чушь,» сказал мой
отец, «им бы на работу
устроиться.»

«Тут ввалился Фолкнер, — продолжает Буковски, — нашел виски в буфете и вышел с бутылкой».

«Поэзия — это как сидеть в душной комнате с закрытыми окнами»

Буковски был против всякого рода литературщины, ему была невыносима духота университетских аудиторий и дотошность литературоведов. То, что Довлатов ставил в упрек Лимонову, можно было сказать и о Буковски: «Он считает, что плоть должна быть словом».

К тексту он относился как к части проекта по жизнестроительству, сотворению собственного мифа. Этот романтический образ автора, скорее всего, был вдохновлен Фридрихом Ницше. В одном из писем о поэзии Буковски цитирует немецкого философа: «Старина Ф. Н. правильно сказал, когда у него спросили (также в старину) о поэтах. „Поэты? — ответил он. — Поэты слишком много лгут“».

Он настолько не любил все институционализированное, что пренебрегал всякой терминологией. Ему не нравилось даже слово «поэзия», вернее, его репутация, хотя известность Буковски обрел в литературных кругах США именно как поэт.

«Поэзия — это как сидеть в душной комнате с закрытыми окнами. И очень мало чего происходит такого, что впустило бы внутрь хоть какой-нибудь воздух, хоть какой-нибудь свет. Может статься, эта область попросту привлекает худших практиков», — говорил он.

Когда Буковски писал стихи сам, он священнодействовал. Входил в одинокий эллинистический экстаз, оказывался один на один с богами и героями, титанами и демонами. Конечно, как сын германского народа, Буковски понимал, что хаос должен быть управляемым, поэтому тщательно подготавливал свое вхождение в измененное состояние.

«Когда пишу, у меня какой-то транс. Иногда в комнату зайдет жена, спросит что-нибудь — и я КАК ЗАОРУ! Не потому, что работа моя так драгоценна или я сам драгоценен, а потому, что меня встряхнули. Писать для меня — это… ну как смотреть хорошее кино, все просто разворачивается, по ощущениям мне славно, никакой работы. И я, конечно, готовлю себе обстановку: настраиваю радио на классику и бутылка вина тут же. Это хорошее время. Если мне нехорошо, ничего и не получится. То есть мне может быть очень херово, но все равно писать бывает хорошо. Ад преображается во что-то позитивное. Или мне так кажется», — рассказывал он в интервью. Его дионисийское чутье работало только ночью, видимо, она раскрывала перед ним тайны бытия. «Днем я никогда не пишу. Это как бегать голым по торговому центру. У всех на виду», — признавался Буковски в другом интервью.

Филолог Дмитрий Хаустов в книге «Буковски. Меньше, чем ничто» приводит цитату из фильма «Пьянь», снятого по сценарию писателя: «Каждый может быть кем-то, а вот быть никем — это настоящее искусство». «Быть никем» по Буковски — не значит снимать с себя ответственность и отказываться от борьбы, напротив, мало кто с таким остервенением отвоевывал себе жизненное пространство. Отстраняться от своего существа, стремиться к ничто есть путь буддийской аскезы, каковую, вероятно, Буковски нащупал интуитивно в отличие от своих коллег-битников, натужно употреблявших практики просветления.

Отсюда любовь Буковски к китайской поэзии и Ли Бо. «В четыре-пять простых строк он вмещал больше чувства, реализма, страсти, чем многие развозят на 12–14 страниц своей срани. И вино пил. Он свои стихи жег, пускал по реке и пил вино», — говорил он в интервью Шону Пенну. Ли Бо пишет о том, как «взял в собутыльники луну» и свою тень, чтобы было не скучно пить в одиночестве, воспевает красоты деревьев и цветков лотоса, сочиняет строки на проводы друзей.

Подымаю меч
И рублю ручей —
Но течет он
Еще быстрей.
Подымаю кубок,
И пью до дна —
А тоска
Все так же сильна.

Так пишет Ли Бо в стихотворении «Экспромт». Рядом с этим какой-нибудь «Вопль» Аллена Гинзберга кажется беспорядочной грудой газетных анекдотов.

Читайте также:
19 интересных фактов о Радищеве

В стихах Буковски то и дело набрасывается на облеченных властью людей, для него нет разницы: признанные поэты, властители дум или хозяева магазинов, заправок, начальники в офисах, домовладельцы. «Слушайте сюда, вы», — говорит он в одноименном стихотворении.

вы
вялые ошмотья
человечества
вы
имитаторы
других
претендентов
вы до сих пор
не вышли
из-под сени
Матери
вы
никогда не
торговались
со
Зверем
вы никогда не
пробовали
весь вкус
Ада
вы никогда
не видели
Края
себя.

При жизни Буковски вышло более двух десятков стихотворных сборников, после смерти еще около десяти. Стихи он писал почти каждый вечер, если не занимался прозой. Составитель сборника интервью писателя Дэвид Калон относит Буковски к немецкой романтическо-экспрессионистской традиции: «От долгой череды поэтов безумных и dämonisch (демонических) — Гёльдерлина, Клейста, Ницше, Тракля, Кафки, Гессе, Рильке: все они двигались по кромке здравого рассудка, страдали темными ночами души».

Поэзия Буковски словно вбирает в себя всю горечь мира, все человеческие несчастья, мелочи, нелепости, чреватые неутолимым и таким обыденным безумием. «Не великие поступки отправляют человека в сумасшедший дом это череда маленьких трагедий отправляет человека в сумасшедший дом… Не смерть его любви, но шнурок, который рвется, когда время уже истекло» — из стихотворения «Шнурок». Его герои, как и в рассказах и романах, — проститутки, одинокие пьяницы, бродяги и работяги, те самые «сантехники», общество которых Буковски всегда предпочитал обществу поэтов. «Уж лучше я поговорю с сантехником за бутылкой пива, чем с поэтом. Сантехнику скажешь что-нибудь, и он ответит. Беседа идет в обе стороны. А вот поэт, хоть личность и творческая, как правило, наседает», — рассуждал он.

«Я ношу смерть в левом кармане»

Хотя в России романы и рассказы Буковски издавали с середины 1990-х (выходили они и в таком именитом контркультурном издательстве, как «Глагол»), большую известность писатель получил благодаря интернету. Переводчик Максим Немцов на своем сайте «Лавка языков» выкладывал романы, сборники рассказов и стихов Буковски. Эти тексты соседствовали с переводами произведений Раймонда Карвера, Джона Фанте, Пола Боулза, Кена Кизи, Джека Керуака и многих других. Буковски был в основании внушительной пирамиды переводной прозы.

К сегодняшнему дню переводы тетралогии о Генри Чинаски — «Почтамт», «Фактотум», «Женщины» и «Хлеб с ветчиной» — переиздавались несколько раз, как и последние два романа «Голливуд» и «Макулатура». То же со сборниками рассказов «Юг без признаков Севера», «Истории обыкновенного безумия», «Самая красивая женщина в городе» и другими. Книги Буковски выходили и в знаменитой «оранжевой» серии «Альтернатива», и он, похоже, единственный из авторов этого переводного проекта контркультурной прозы, который пережил проверку временем.

Возможно, все дело в стиле. Буковски был дотошным стилистом. Первое предложение романа «Почтамт» до сих пор кажется одним из лучших зачинов в современной прозе: «Это началось как ошибка». «Стиль — это ответ на все, — пишет Буковски в стихотворении «Стиль». — Свежий взгляд на что-то глупое или опасное. Лучше совершить глупость стильно, чем заниматься чем-то опасным без стиля. Заниматься опасными вещами стильно — вот что такое искусство».

Буковски был и идеальным стендапером. Двухсерийный четырехчасовой фильм The Charles Bukowski Tapes («Интервью Чарльза Буковски») Барбета Шрёдера кажется мощнее, чем все Netflix-спешлы современных комедиантов. Фильм разбит на 52 эпизода интервью, в которых писатель сидит на крыльце своего дома, потягивает пиво или вино, курит индийские самокрутки и позволяет своей певучей речи дрейфовать свободно, как коробке спичек в море.

Дело Буковски живет и побеждает: в Петербурге второй год проходит музыкальный и литературный фестиваль «Буковски-фест». Сам писатель признавал только классическую музыку, однако многие музыканты говорят о влиянии, которое Буковски оказал на них, в их числе Том Уэйтс, Энтони Кидис, рэперы MF Doom и Killer Mike. Американская панк-группа Hot Water Music вообще назвалась так в честь одноименного сборника рассказов.

Выброшенный в мир мрачным дном лос-анджелесского пекла, Буковски отвоевал себе свой собственный угол. Его оружием была поэзия и безупречное, звериное чутье по части литературы. Он не принадлежал ни к какому поколению и не был сыном своего века, хотя и признавался в любви к урбанистическому пейзажу: «Многие обожествляют природу, а я ее не люблю. Мне нужен город, нужен смог». «Китайцем» назвал Лимонов Генри Миллера, но это определение больше подходит самому Буковски: пришедший из бездны времен, обладающий интуицией мудреца одиночка накоротке со смертью. «Я ношу смерть в левом кармане. Писательство — это когда я достаю смерть из своего левого кармана, швыряю ее в стену и ловлю на отскоке», — писал Буковски в дневнике последних годов жизни.

Писатель закончил свои дни в окружении кошек, ими он обзавелся в поздние годы и повторял: «Когда вокруг куча котов — это хорошо. Если тебе хреново, поглядишь на котов — и сразу полегчает, потому что они знают, что всё — как есть, просто как есть. Чего тут дергаться? Они понимают — и все. Они спасители. Чем больше у тебя кошек, тем дольше живешь». «Понимают — и все» — еще одно восточное представление о знании. Буковски не принимал западного интеллектуализма с его накопительством, почти ростовщическим подходом к знанию, с его трудолюбием и невротическим интересом ко всему новому. Блаженное ничегонеделание, озарение, интуитивное схватывание, экстаз были в его чемоданчике с инструментами. «В своей следующей жизни буду котом. Спать 20 часов в день, ждать кормежки. Валяться, вылизывая свою задницу. Люди слишком несчастны, злы и узколобы», — мечтал Буковски в своем дневнике.

«Неважно, сколько банок тунца тебе нужно купить». Буковски с одной из своих девяти кошек, которые одновременно жили у него в квартире. Источник: infobae.com

Читайте также:
32 интересных факта о Киану Ривзе

Чарльз Буковски: поэт, алкоголик и гениальный неудачник

Несколько дней назад, а именно 16 августа, родился Чарльз Буковски, талантливый литератор, мастер «грязного реализма», без творчества которого совершенно точно не случилось бы Паланика, Бегбедера, нашего с вами Минаева и десятков других авторов, вдохновлявшихся творчеством эпатажного скандалиста. Явно стоит вспомнить о самой жизни автора: от поэзии и прозы, падений, взлётов до проявлений настоящей любви. И, конечно же, о его книгах, ставших украшением американской литературы.

Статья посвящена человеку, чья персона в современном мире с высокой вероятностью подверглась бы «справедливым» нападкам за излишнюю маскулинность, «токсичность», склонность к саморазрушению и отсутствию трендовой толерантности. Добавим сюда чёрный юмор, невероятно честный, пусть и местами жёсткий взгляд на отношения людей, и получим тот взрывной литературный коктейль, который привлёк внимание миллионов людей к творчеству автора. Однако прежде чем перейти к детальному рассмотрению его произведений, важно понимать внутренний мир и жизненный путь темпераментного писателя.

Генрих Карл Буковски родился в не самой простой семье. Его родители, немка и американец с немецкими корнями, отличались весьма своеобразными взглядами на воспитание ребёнка. Мелкого Генричека, впоследствии ставшего Чарли, мягко говоря, делали «белой» вороной». Даже в качестве костюмов для игр мальчику доставалась одежда, сильно отличающаяся от общепринятой. Окрестная американская шпана желает играть в ковбоев и соответствующе одевается? Отлично, Генрих, вот тебе индейские перья, вампум и штаны с бахромой. А откуда синяки?

Юный Буковски, по его собственным признаниям, порой не знал, что ответить родителям. Тем более, учитывая привычку главаря семьи безжалостно лупить сына по субботам. Отец, то ли от строгости, то ли от дурости, решительно вколачивал сыну ум, прибегая к радикальным методам. Мать же, подперев щеку рукой, вздыхала и покорно не вмешивалась.

Можно ли допустить мысль, что, достигнув определённого взрослого возраста, Буковски, выражаясь сленговым языком, «забил» на собственную семью? Именно так и вышло, а дальше стало ещё интереснее.

Порой, читая воспоминания самого Чарли и его современников, невольно задаёшься вопросом: а кого же, либо что, он на самом деле любил? Учитывая маргинальный образ жизни, иногда кажется, что Буковски презирал даже самого себя. Во всяком случае его страсть к алкоголю никак не отдаёт эпикурейством и является обычной зависимостью со всеми вытекающими последствиями. Понимал ли это талант из США? Надо полагать – да, но бороться с разрушительной привычкой не получалось.

Так вот, кроме самого себя и семьи, писатель очень сильно не любил людей, ничем, правда, в этом пункте не удивив. Многие талантливые люди практикуют социопатию, старательно скрываясь от окружающего мира, не желают воспринимать его правила и тех, кто их соблюдает. Другое дело кошки, живущие сами по себе и умеющие мурлыкать. Этих «усатых паразитов» Буковски просто обожал и даже посвятил им сборник стихов.

К слову, если кто не в курсе: Чарльз Буковски известен во всём мире не только как прозаик, но ещё и как не менее популярный поэт. И мы искренне советуем вам ознакомиться с его поэтическим творчеством.

Известный факт: при всей своей нелюбви к людям, герой статьи очень любил женщин. Некоторых обожал больше остальных, не единожды будучи женатым, а основную часть Чарльз любил менее официально, но не менее горячо.

На какие книги автора стоит обратить внимание?

Следует учесть большую автобиографичность книг одного из основателей «грязного реализма» современной литературы, нашедшего отражение в альтер-эго автора – Генри Чинаски. А ещё важно знать очень любопытное обстоятельство: настоящая известность пришла к Буковски после пятидесяти.

Именно в этом возрасте и после издания «Записок старого козла» с «Почтамтом», Буковски окончательно уволили с почты. Руководители Чарльза, несмотря на житейскую приземлённость, уловили изрядный сарказм по поводу работы в его едких рассказах, которые впоследствии стали основой для журнальных статей и только потом книгой. Таким образом, молодой талантливый мистер Буковски начал писать в двадцать, разочаровался, отложил в долгий ящик мечту о творчестве как заработке и ушёл в творческий отпуск на два десятка лет.

А затем вернулся и сделал свой камбэк поистине триумфальным.

Жизненный опыт, непростой и временами страшноватый, именно его Буковски вложил в свои книги. Стартовав с едких строк «Записок…», безгранично честных по отношению к читателям и самому себе, он продолжил рассказывать о жизненном пути в «Почтамте».

Расписав все прелести бюрократии и работы в почтовой службе, где легко можно найти кучу персонажей из современности, Буковски не остановился. Рассказал всё, что ему хотелось об искусственно созданной вселенной клерков, инструкций, «подлизываний» начальству, а также закулисных играх любой большой организации, и перешёл к другим составляющим американской жизни.

«Хлеб с ветчиной» обстоятельно рассказал о жизни консервативной США эпохи 1930-х, с домашним насилием, школьной травлей, показухой в отношении церкви и самой религии, отношением подростков и детей к расизму, сексизму и прочим вещам, которые можно назвать изнаночными сторонами американской жизни.

«Женщины» вместили в себя всю иронию Буковски к прекрасной половине человечества. Другое дело, что рассмотреть проблему запутанных человеческих взаимоотношений, не скатываясь в примитивный субъективизм, оказалось не так-то просто. Ещё при жизни писателя многократно объявляли сексистом, шовинистом и даже женоненавистником. Сам Чарльз по этому поводу отнекивался, посмеивался и советовал прочесть книгу полностью и лишь потом выбирать взгляд как на неё, так и на автора.

Ну и, конечно, помимо женщин, Буковски посвятил отдельное произведение другой главной страсти – алкоголю. «О пьянстве», где речь шла вовсе не о разнообразии крепких напитков. Нет, эта забористая штука полностью посвящена всему странному миру, в котором приходится жить тем, кто не может отказать себе в каждодневной выпивке и последствиям такого отношения к собственной жизни.

Чарльз Буковски не писал книг ради денег, не создавал тексты из-за желания хайпануть и уж совершенно точно не желал отталкивать тех, кто заинтересовался его творчеством. Он старался быть искренним и честно рассказывал о себе и Америке, где ему выпало жить. И только этого должно хватить тем, кто ещё ни разу не открывал его книг, но любит настоящую литературу, чтобы познакомиться с его наследием.

Точно вам говорим.

Понравился материал? Переходите по ссылке и читайте лучшие произведения автора!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: