19 интересных фактов о Зинаиде Гиппиус

Три интересных факта о Зинаиде Гиппиус

20 ноября 2017 0:22

1. «Я с детства ранена смертью и любовью»

Первые стихотворения Зинаида Гиппиус начала писать еще в раннем детстве. Будучи впечатлительным ребенком, она верила во вдохновение, творческий порыв и старалась творить «сразу, без отрыва пера от бумаги». Примечательно, что уже ее раннее творчество окрашено оттенками печали, смерти, мрачным настроением и упадком. Не случайно сама поэтесса писала: «Я с детства ранена смертью и любовью». А строки из ее стихотворения – этому подтверждение:

Полуувядших лилий аромат

Мои мечтанья легкие туманит.

Мне лилии о смерти говорят,

О времени, когда меня не станет.

(«Иди за мной», 1895 год)

Многие критики и исследователи творчества Гиппиус отмечают, что на ранний период творчества поэтессы повлияли западные декадентские настроения. Не случайно уже в начале 1900 годов в литературных кругах ее стали называть «Декадентской мадонной», чья душа «во власти страха».

2. Двуличность поэтессы.

Современники Гиппиус отмечали, что поэтесса на самом деле создает вокруг себя миф о своей колкости и безразличности, некой холодности и высокомерности. По природе своей, будучи человеком открытым, сопереживающим другим, отзывчивым, Гиппиус не с каждым проявляла себя такой. Ее «двуличность» подчеркивали многие критики и писатели того времени. Андрей Белый в своих воспоминаниях делился, что общение с Гиппиус – это «как вспых сена в засуху», «как брос афоризмов в каминные угли», писал о том, что «она – оса в человеческий рост. ком вспученных красных волос»; в то же время, как отмечает поэт, он в «безответственных разговорах с ней отдыхал».

Гиппиус старалась показывать себя высокомерной и безразличной не только в жизни, но и в своих стихотворениях. Вот, что она писала о своем созданном образе:

В своей бессовестной и жалкой низости,

Она как пыль сера, как прах земной.

И умираю я от этой близости,

От неразрывности ее со мной.

Она шершавая, она колючая,

Она холодная, она змея.

Меня изранила противно-жгучая

Ее коленчатая чешуя.

О, если б острое почуял жало я!

Неповоротлива, тупа, тиха.

Такая тяжкая, такая вялая,

И нет к ней доступа — она глуха.

Своими кольцами она, упорная,

Ко мне ласкается, меня душа.

И эта мертвая, и эта черная,

И эта страшная — моя душа!

3. Гиппиус – «не совсем женщина»

О том, что в Гиппиус совмещены и мужские, и женские черты, отмечали как критики и исследователи творчества, так и современники. Многие ее стихотворения написаны от лица мужчины, да и в качестве псевдонима поэтесса использовала более чем десяток мужских имен. Гиппиус отличалась и экстравагантностью стиля: она могла спокойно появиться на публике и на встрече в мужском костюме, с сигаретой в руках. Этот стиль контрастировал с ее хрупкой фигурой, длинными рыжими волосами, за которыми поэтесса тщательно ухаживала, а также ее манерой обильно краситься.

КСТАТИ

Виталий Яковлевич Вульф, российский искусствовед, театровед, литературовед, киновед, переводчик и телеведущий включил имя Зинаиды Гиппиус в список величайших женщин 20 века, которые «определили лицо своей эпохи».

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Чем знаменита Зинаида Гиппиус?

20 ноября 2019 года исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус, русской поэтессы, писательницы, драматурга, литературного критика, одной из самых ярких представительниц литературы Серебряного века.

Биография

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября (8 ноября по старому стилю) 1869 года в городе Белёве (cейчас — Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Николай Гиппиус, ее отец, был юристом, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате, а мать, Анастасия Степанова, была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера. Из-за работы отца семья часто переезжала с места на место, поэтому Зинаида Гиппиус не получила полноценного образования: учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками. Стихи будущая поэтесса начала писать в семь лет и очень много читала.

Читайте также:
17 интересных фактов о Хью Лори

После смерти отца от туберкулеза в 1881 году семья осталась практически без средств к существованию, и год спустя мать вместе с четырьмя дочерьми перебралась в Москву. Там Зинаида заболела туберкулезом, и мать, беспокоясь за дочь, увезла ее в Крым, а затем в Тифлис, где сняла дачу в Боржоми. Там в 1888 году 18-летняя Зинаида Гиппиус познакомилась с поэтом и писателем Дмитрием Мережковским, а спустя год они поженились и перебрались в Петербург.

В Петербурге Мережковский познакомил Гиппиус с известными литераторами: Алексеем Плещеевым, Яковом Полонским, Апполоном Майковым, Петром Вейнбергом. Писательница также сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским и редакцией журнала «Северный вестник», где впервые были опубликованы ее стихотворения.

В начале 1890 года Гиппиус под впечатлением от разыгравшейся у нее на глазах любовной драмы, главными героями которой были горничная Мережковских Паша и друг семьи Николай Минский, написала рассказ «Простая жизнь». Этот рассказ, опубликованный в «Вестнике Европы» под заголовком «Злосчастная», стал дебютом Зинаиды Гиппиус в прозе. Впоследствии вышли рассказы «В Москве» и «Два сердца», а также романы «Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны», которые печатались в «Северном вестнике», «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях того времени. Сама Гиппиус скептически отзывалась о данных произведениях, говоря потом, что романы эти, за исключением «Мелких волн», она не помнит и они с Мережковским просто «радовались необходимому пополнению бюджета».

В это время Гиппиус продолжают преследовать проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, а также часто болела ангиной и ларингитом. Чтобы поправить здоровье, они с Мережковским в 1891-1892 годах отправились в поездку по югу Европы, где общались с Антоном Чеховым и Алексеем Сувориным, а также побывали в Париже у Плещеева. Позже, во время второй поездки, супруги остановились в Ницце, где познакомились с публицистом и двоюродным братом Дягилева Дмитрием Философовым, который впоследствии стал их постоянным спутником и ближайшим единомышленником.

В 1899-1901 годах Зинаида Гиппиус сблизилась с кружком Сергея Дягилева, сформировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. Она подписывала их мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский и др.), последовательно отстаивая эстетические и философские идеи символизма. После ухода из «Мира искусства» Гиппиус выступала в качестве критика в журналах «Новый путь», «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль», а также в ряде газет («Речь», «Слово», «Утро России»). Впоследствии лучшие критические статьи были отобраны ею для книги «Литературный дневник», опубликованной в 1908 году.

Конец 1916 года Гиппиус и Мережковский провели в Кисловодске, а в январе 1917 года вернулись в Петроград. Супруги приветствовали Февральскую революцию 1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы, они восприняли Временное правительство как «близкое» и установили дружеские отношения с Керенским. Но очень скоро их отношение изменилось. Октябрьская революция ужаснула писателей: они сочли ее началом «царства Антихриста» и торжеством «надмирного зла».

В своих дневниках Гиппиус писала о голоде и зверствах ЧК, а семья стала задумываться об эмиграции. Зимой 1919 года супруги уехали сначала в Гомель, а затем в Варшаву и оттуда — во Францию, где они поселились в Париже. Там Гиппиус создала литературно-философское общество «Зеленая лампа». Среди его завсегдатаев были Иван Бунин, Николай Бердяев, Лев Шестов и другие поэты, писатели и философы.

9 декабря 1941 года в возрасте 76 лет умер Дмитрий Мережковский: это стало для Зинаиды Гиппиус сильнейшим ударом. Последние годы жизни она посвятила работе над биографией покойного мужа. Но эта книга осталась неоконченной и была издана лишь в 1951 году.

Зинаида Николаевна скончалась в Париже 9 сентября 1945 года. Она похоронена под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В СССР произведения Гиппиус не издавались вплоть до 1990 года.

Зинаида Гиппиус: интересные факты из жизни

Зинаида Гиппиус была известной поэтессой и влиятельным критиком своего времени. Она выступала под разными псевдонимами, и кроме большой славы имела множество недоброжелателей, которым не нравилась ее манера речи, содержащая острые словечки. Публичная Зинаида отличалась от той, которую можно было повстречать в повседневности, как отмечали ее знакомые.

Читайте также:
Из жизни Сталина – Интересные факты

Революция

В 1917 году поэтесса застала революцию, которая ее ужаснула. Последующие заметки в ее дневниках содержат слова ненависти к коммунистам и сожаления о потерянной стране. Ее муж был такого же мнения.

Первые стихи уже были мрачными

Еще с раннего детства Зинаида была творческой личностью, и ее первые стихотворения появились именно тогда. Она была впечатлительной, верила в творческий порыв, поэтому писала “без отрыва от пера”. Ее первые стихи имели печальный оттенок, отражающий смерть и упадок.

Туберкулез

В 1881 году умер отец литераторши из-за туберкулеза, что стало для нее огромным потрясением. Анастасия Васильевна (мать поэтессы) осталась одна с 4 дочерями без денег. Через полгода у Зинаиды также был диагностирован туберкулез. Мать боялась, что склонность к нему унаследовали все дети, и поэтому переехала вместе с ними в Крым.

Жизнь в институте для девочек

Родители отдали Гиппиус в институт для девочек. Но так как она очень любила свою семью, из-за разлуки настолько тосковала, что 6 месяцев пролежала больная в лазарете. Это повлияло на родителей, они изменили свое решение и забрали дочь обратно домой.

Двуличная натура

Все знали публичную Гиппиус как холодную, безразличную и высокомерную натуру, что отражалось и в ее творчестве. Но из-за своего открытого характера она не всегда могла держать себя в таком статусе. При личной беседе многие отмечали, что настоящая она совсем не такая.

Эпатажная внешность

Зинаиду Гиппиус невозможно было встретить без яркого макияжа на лице. Она была привлекательной девушкой с красивыми чертами лица и фигурой, но сочетание огромного количества косметики с рыжими кудрями придавали ей скандальный вид.

Коллекция обручальных колец

Во времена ее жизни существовала легенда, что Гиппиус забирала у своих поклонников обручальные кольца, после чего нанизывала их на цепочку и вешала у изголовья своей кровати.

Не приверженка половой связи

Нередко на светских встречах литераторшу можно было заметить с игрушечной уткой на руках. По ее замыслу она олицетворяла разделение супругов, которые половую связь считали пошлой.

Не совсем женщина

Зинаида была обладательницей мужских и женских черт лица. Она могла без проблем посетить публичную встречу в мужском костюме. На контрасте с рыжими волосами и ярким макияжем образ выглядел необычно. Также поэтесса любила писать стихи от мужского имени и часто брала себе псевдонимы противоположного пола.

Брак без интима

Супругом Зинаиды Гиппиус был Дмитрий Мережковский, с которым она познакомилась, когда ей было 18 лет. Их первое общение вышло холодным. Через некоторое время пара заключила брак, и в нем прожила до конца жизни. Интересным фактом является то, что между Дмитрием и Зинаидой не происходило половой связи. Супруг был нетрадиционной ориентации, а она сама придерживалась по жизни только двух вещей: интеллектуальной работы и рефлексии. Все, что не касается этих двух аспектов, она высмеивала, отрицала или презирала. Одной из причин того, что супруги стали парой, являлось их желание пойти против моральных принципов и устоев того времени.

Братство “Зеленая лампа”

В 1926 году Дмитрий и Зинаида организовали братство “Зеленая лампа” для литераторов и философов. Оно стало продолжением одноименной группы, созданной в начале XIX века, где участником был Александр Сергеевич Пушкин.

Гости на собрания этого братства приглашались только по списку, а сами заседания были закрытыми. Постоянными участниками считались Николай Бердяев, Борис Зайцев, Надежда Тэффи, Алексей Ремизов, Иван Бунин и Марк Алданов. Свое существование братство прекратило с наступлением Второй мировой войны.

Еще факты

Поклонникам поэтессы также будут интересны другие факты и сведения из ее жизни:

  • Российский театровед, переводчик, телеведущий и искусствовед Виталий Вульф включил имя Зинаиды Гиппиус в перечень самых великих женщин XX века, которые стали лицом своего времени.
  • Когда в 1905 году закончилась революция в России, Зинаида вместе с мужем Дмитрием уехала из страны, и больше никогда в нее не возвращалась.
  • Когда Зинаида и Дмитрий сыграли скромную свадьбу, они договорились, что он будет писать только поэзию, а она — прозу. Однако сдержать свое слово супруг не смог, и с согласия Гиппиус нарушил уговор.
  • После кончины мужа Зинаида от всех закрылась, прекратила вести публичную жизнь, прожила еще 4 года и присоединилась к своему мужу.
  • Поэтесса имеет немецкие корни, ее родители были дворянами, которые переехали в Тульскую область.
  • У нее было три сестры: Анна, Наталья и Татьяна. Зинаида самая старшая.
  • Обладающая популярностью Зинаида Гиппиус писала рецензии на стихи еще на тот момент неизвестного Сергея Есенина.
  • Нормальное образование она так и не смогла получить. Из-за постоянных переездов обучалась с помощью гувернанток и своими силами.
  • Зинаида пыталась перевести “Манфреда” Г. Байрона на русский, но после неудачных попыток бросила эту затею.
  • Зинаида Гиппиус начала писать свои стихи в 7 лет, о чем упомянула в своем письме Валерию Брюсову.
  • В это же время (7 лет) состоялось ее первое знакомство с книгой, после чего она до конца жизни не расставалась с чтением.
  • Иван Бунин никогда не посещал похороны, так как очень боялся смерти и всего, что связано с этой темой, но от гроба поэтессы не отходил ни на секунду.
  • Стихотворение Зинаиды Гиппиус “Иди за мной” рок-исполнитель Анатолий Крупнов превратил в музыкальное произведение.
  • Когда литераторша еще была жива, многие окружающие считали ее ведьмой, поэтому на похоронах для уверенности в том, что она умерла, стучали по гробу палками.
  • В жизни поэтессы было множество отношений, которые далеко не заходили.
  • Кода умер Дмитрий Мережковский, Зинаида начала писать книгу о нем, но ее правая рука прекратила функционировать, поэтому работа так и не была завершена.
Читайте также:
Филипп Македонский - Интересные факты

Зинаида Гиппиус: биография поэтессы и личная жизнь

Талантливая поэтесса, драматург, литературный критик Зинаида Николаевна Гиппиус появилась на свет в Тульской губернии в ноябре 1869 г. Эта невероятно красивая и одаренная представительница серебряного века всегда была в центре внимания, ею восхищались, с нее брали пример.

Часто она эпатировала публику своими откровенными нарядами, ярким макияжем, резкими высказываниями. Зинаида была свободолюбивой, открытой и прямолинейной. Многих это восхищало, а у многих вызывало недовольство.

Детство и юность

Семья будущей поэтессы жила в Тульской губернии, в городе Белеве. Отец девочки, Николай Романович, принадлежал к роду обрусевших немецких дворян, был юристом и находился на государственной службе.

После того как в 1880 г. он получил должность судьи, семейство Гиппиус переехало в украинский город Нежин. Вскоре будущая поэтесса поступила в институт благородных девиц в Киеве. Но девочка так скучала по родному дому, так плакала и переживала, что родителям пришлось забрать дочь из института, поскольку на почве переживаний она заболела.

В 1881 г. Николай Романович скончался, причиной его смерти был туберкулез. Смерть отца очень сильно подействовала на Зинаиду. Мать, Анастасия Васильевна, не имея средств к существованию, бедствовала вместе с четырьмя дочерьми. Это был самый тяжелый и беспросветный период в биографии поэтессы.

В скором времени Зинаида вместе с сестрами и матерью перебралась в столицу. Проучившись полгода в Москве, девочка тоже заболела туберкулезом. Ее с трудом спасли. Мама очень нервничала, думая, что все дочери унаследовали склонность к этому заболеванию от отца. Зине необходимо было хорошее питание и чистый воздух. Анастасия Васильевна приняла решение переехать с детьми в Крым, в Ялту.

Зинаида Гиппиус обучалась на дому. Все свое свободное время девочка проводила с книжками. Больше всего ее интересовала поэзия. С раннего детства Зина начала писать стихи. Вначале это были шуточные стихотворения про маму и сестренок, а затем – более серьезные произведения. Любовью к поэзии от нее «заразились» сестры, тетя и гувернантки.

Прожив какое-то время в Крыму, семейство перебралось жить на Кавказ к брату матери – Александру Степанову. Зинаида восхищалась красотами Грузии, кроме того, они проводили много времени в Боржоми, где девочки дышали свежим воздухом и наслаждались горными пейзажами. Через год семья отправилась в городок Манглис, где дядя Зинаиды скончался. Будущая писательница вместе со своими родными осталась жить на Кавказе, в Тифлисе.

Зинаида Гиппиус сразу приковала к себе внимание тифлисской молодежи. Она была невероятно привлекательной, с золотистыми волосами и ясными глазами, молодые люди восхищались ею и стремились обратить на себя внимание красавицы. Кроме того, Зинаида была невероятно интересной в общении. Крайне притягательной личностью делал девушку ее литературный талант.

Творчество

Когда Гиппиус вышла замуж за литератора Дмитрия Мережковского, супруги переехали в Петербург. Дом супругов Мережковских в те времена пользовался огромной популярностью. Все поклонники литературного творчества стремились туда попасть, ведь в этом доме проводились интереснейшие вечера поэзии.

Читайте также:
16 интересных фактов о Шолохове

Зинаида Гиппиус была одной из самых популярных поэтесс и часто читала свои произведения на этих вечерах. Послушать Гиппиус приходили самые талантливые писатели и поэты. Все восхищались творчеством молодой женщины.

С помощью поэтессы состоялся дебют А. Блока, она также помогла выйти на более высокий уровень О. Мандельштаму. Когда С. Есенин был еще малоизвестным поэтом, Зинаида написала положительную рецензию на его стихи. С 1888 г. Гиппиус начала издавать свои произведения. Ее стихи печатались в «Северном вестнике». Зинаида писала обо всем на свете:

  • О любви и связанных с ней человеческих эмоциях и переживаниях.
  • О природе.
  • О жизни, ее сложностях и радостях.
  • О Родине.

В творчестве Гиппиус центральное место занимали человеческие эмоции, чувства и переживания. Искренность, четкость мысли и смелость молодой женщины делали ее творчество уникальным и интересным для людей с самыми разнообразными жизненными приоритетами. Самыми популярными произведениями писательницы стали:

  • «Почему».
  • «Снег».
  • «Она не погибнет».
  • «Так и есть».
  • «Стекло».
  • «Крик».
  • «Знайте!»
  • «14 декабря».
  • «Бессилие».
  • «Любовь одна».

Творчество Гиппиус, как и творчество Мережковского, не всегда соответствовало общепризнанным литературным канонам того времени. Издатели опасались публиковать их произведения, но шли на этот риск. Зинаида Николаевна стояла у истоков символизма, который только зарождался в России. Звание «старшего символиста» Гиппиус получила еще при жизни.

Главными темами произведений Зинаиды были следующие:

  • Отрицание скучной реальности.
  • Конфликты в отношениях между людьми.
  • Жажда любви и одновременно жажда одиночества.

После Октябрьской революции Зинаида вместе с супругом уехала во Францию. В стихах поэтессы этого периода ощущаются некая агрессия, недовольство, резкость. В Париже супруги Мережковские познакомились с такими выдающимися литераторами, как И. Бунин и А. Куприн.

В 1926 г. супруги создали литературное братство, которое получило название «Зеленая лампа». Это объединение писателей и поэтов стало как бы продолжением деятельности сообщества, участником которого был великий русский поэт А.С. Пушкин в начале 19 века. В 40-х годах, когда началась Вторая мировая война, общество прекратило свое существование.

Личная жизнь. Любовь всей жизни

Зинаида Гиппиус была замужем лишь один раз. Ее мужем, как уже упоминалось, был известный русский философ и поэт Дмитрий Мережковский. В литературном мире ходили слухи о том, что их брак всего лишь фикция. Но это было далеко не так. Дмитрий и Зинаида очень любили друг друга.

Мережковский и Гиппиус познакомились в Боржоми в 1888 г. На первом же свидании молодые люди поняли, что близки по духу, что их тянет друг к другу. Тогда Зинаиде было всего восемнадцать лет. Дмитрий был очарован как внешностью, так и талантом молодой девушки.

Через несколько месяцев поэт сделал предложение любимой, которая даже не сомневалась в своих чувствах и ответила ему: «Да!» Влюбленные поженились в 1889 г. в Тифлисе. У них не было пышной свадьбы, даже гостей они не пригласили. Вернувшись домой после регистрации брака, муж и жена сели за работу.

Гиппиус всегда находилась в центре внимания. Про ее личную жизнь ходили разные слухи. Ей приписывали романы со многими известными представителями искусства. Однако никакого подтверждения все это не имело и осталось на уровне сплетен. Зинаида безумно любила и буквально боготворила своего супруга. Гиппиус и Мережковский прожили вместе полвека.

Интересные факты

  • Поэтессу называли «ведьмой». Многие настолько серьезно воспринимали это прозвище, видя в нем истинную сущность писательницы, что, придя на похороны, не верили, что Зинаиды на самом деле больше нет. Чтобы убедиться, что поэтесса действительно умерла, они стучали по крышке гроба палками.
  • Известный художник Леон Бакст решил как-то написать портрет Гиппиус. Он хотел передать истинную красоту женщины, особенно ее прекрасные длинные ноги. Для этого художник подклеил к портрету дополнительный лист бумаги.
  • Многим известно, что поэт Иван Бунин очень боялся смерти и никогда не ходил на похороны. Однако на похоронах Зинаиды Гиппиус он ни на минуту не отходил от ее гроба.

После ухода из жизни любимого мужа Зинаида начала писать книгу, которую назвала «Дмитрий Мережковский». К сожалению, данному творению не суждено было быть законченным, так как у поэтессы стала отниматься правая рука. То, что Гиппиус уже не могла писать, очень угнетающе действовало на ее психику. Постепенно она начала терять рассудок.

Читайте также:
18 интересных фактов об Алексее Михайловиче

Ее главным желанием стало как можно более скорое воссоединение с любовью своей жизни, со своим единственным супругом. Неоднократно у писательницы были попытки суицида. Даже то, что она уже не могла писать, не лишило ее тяги к творчеству. Гиппиус продолжала творить в своих фантазиях, мысленно рисуя мир, в котором Дмитрий все еще был жив.

Единственное, что радовало пожилую поэтессу, – это ее кошка, которая постоянно находилась рядом с ней. Даже умирая, Зинаида пыталась нащупать рукой своего любимого питомца. Гиппиус ушла из жизни 9 сентября 1945 г. в Париже. Автор: Ирина Ангелова

Мемория. Василий Ключевский

28 (16) января 1841 года родился выдающийся историк Василий Ключевский.

Личное дело

Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) родился в селе Воскресеновка Пензенской губернии в семье священника. В 1850 году после смерти отца, семья Ключевского переехала в Пензу, где один из друзей отца предоставил им небольшой домик. Василий Ключесвкий учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Так как он предпочитал научную, а не духовную карьеру, то на на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет. В 1861 году стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Его главным учителем стал С. М. Соловьев. За выпускное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) был награжден золотой медалью и оставлен на кафедре для подготовке к профессорскому званию. Магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник» Ключевский защитил в 1872 году. При ее подготовке он изучил около пяти тысяч житийных список и написал несколько отдельных работ, например «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае», «Псковские споры», «Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века». В 1871 году Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 года, в следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на Высших женских курсах. В сентябре 1879 года он стал доцентом Московского университета, в 1882 году – экстраординарным, в 1885 году – ординарным профессором. В 1889 году Василий Ключевский был избран членом-корреспондентом историко-филологического отделения Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук, в 1900 году – ординарным академиком по истории и древностям русским, а с 1908 года еще и почетным академиком отделения русского языка и словесности. Умер Василий Ключевский в Москве 12 мая 1911 года.

Чем знаменит

Главным трудом Василия Ключевского стал «Курс русской истории», работа над котором продолжалась более тридцати лет. Он охватывает период от начала древнерусского государства до реформ Александра II. В качестве основного фактора русской истории Ключевский называет колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Согласно Ключевскому, русская история делится на четыре периода. В начальную эпоху, с VIII по XIII век, основной территории Руси был бассейн Днепра. Во время второго периода (XIII – сер. XV века) основное население переместилось в междуречье верхней Волги и Оки. Со второй половины XV века до 1610-х годов русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские земли. Тогда начало закрепощение крестьян. В последнем историческом периоде «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Этот период историк определял как «всероссийский, императорский, дворянский» с «крепостным-земледельческим и фабрично-заводским хозяйством».

О чем надо знать

Помимо «Курса русской истории» Василию Ключевскому принадлежит немало других работ, многие из которых сохраняют актуальность и поныне. Интересный опыт определения стоимости рубля по хлебным ценам содержится в работе «Русский рубль XVI-XVIII вв. в его отношении к нынешнему». Проблемам социально-экономической истории посвящены «Происхождение крепостного права в России», «Подушная подать и отмена холопства в России». Менее известны принадлежащие ему очерки о творчестве многих русских литераторов от Фонвизина до Чехова. Большой интерес представляют изданные дневники и письма Василия Ключевского.

Прямая речь

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.

Читайте также:
24 интересных факта о Хармсе

В России есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать потому, что у них нет подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.

Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться значит прощать.

Кто неспособен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни как узурпатор бытия.

Я слишком стар, чтобы стареть: стареют только молодые.

Государству служат худшие люди, а лучшие – только худшими своими свойствами.

В театре мещане играют царей, а во дворцах цари – мещан.

Бесплодность полицейских мер обнаруживала всегдашний прием плохих правительств — пресекая следствия зла, усиливать его причины.

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.

Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить

Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения.

Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.

Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателей, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель — ваш военнопленный.

Славянофильство – история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции.

Из афоризмов Василия Ключевского

8 фактов о Василии Ключевском

  • Фамилия Ключевский происходит от села Ключи, где дед историка был дьяконом. Фамилия была дана отцу Василия Ключевского при поступлении в духовное училище.
  • В 1893 – 1895 годах Василий Ключевский по поручению императора Александра III читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу.
  • Лекции Ключевского в университете пользовались столь большой популярностью, что аудитория всегда была переполнена. Администрация неоднократно пыталась пускать на его лекции только тех, в чью программу обучения она входили официально, но студенты прорывались в аудиторию, а самые находчивые просто занимали место с утра.
  • Под впечатлением лекции Ключевского об эпохе Петра, прочитанной в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, художник Валентин Серов создал известный рисунок «Петр I».
  • Свою докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» Ключевский писал десять лет (1872–1882).
  • Если годы предподавания Ключевского в различных учебных заведения сложить вместе, получится 108 лет чтения лекций.
  • Ключевский консультировал Федора Шаляпина во время подготовки к ролям Ивана Грозного и Бориса Годунова.
  • Российская академия наук вручает премию имени Василия Ключевского за труды по русской истории.

Материалы о Василии Ключевском

Великий историк из маленького дома…

Если вы как-нибудь окажетесь у нас в Пензе, то… спросите первого встречного, где тут плавательный бассейн «Сура». Вам покажут, после чего вам нужно будет встать так, чтобы вход в него остался у вас справа. И тогда окажется, что прямо перед вами высится вот это странное здание «корабельных» очертаний – банк «Кузнецкий». Но вам следует смотреть не на него, а немного вправо и там вы увидите уходящую куда-то вверх улицу, застроенную старыми деревянными домами.

Банк «Кузнецкий» – корабль, плывущий за деньгами.

Пойдите по ней, поглядывая опять-таки вправо, и очень скоро вы наткнетесь на два более или менее прилично выглядящих домика, соединенных между собой, на одном из которых будет табличка с надписью – «Музей В.О. Ключевского». Зайдите туда и вы не пожалеете.

Вот она эта улица…

Вот этот дом… и старинный фонарный столб, что очень показательно.

И это он тоже, а позади нечто современное и впечатляющее!

Ничего особенно вы там, конечно, не увидите. Мало что от тех лет, к сожалению, сохранилось. Но это все равно кусочек жизни тех далеких лет и, в то же время и на мой взгляд, дань уважения этому замечательному человеку. Одному из тех, кем нам по-настоящему необходимо гордиться.

В.О. Ключевский. Картина Л. Пастернака (1909).

Ну, а так, в музее вы можете заказать себе экскурсию и тогда вам расскажут, что родился В.О. Ключевский 16 (28) января 1841 года опять же под Пензой, в селе Воскресенском в семье приходского священника, богатством своим не отличавшимся. И было ему девять лет, когда в августе 1850 года он лишился отца и семье его пришлось перебираться вместе со своей нуждой в Пензу. Один из друзей ее мужа проявил к неимущей вдове сострадание и отдал для проживания ей маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – написал как-то раз Ключевский своей сестре, когда вспоминал голодные годы своего детства и отрочества. Но в Пензе Ключевский смог учиться в приходском духовном училище, а после него поступить в духовное уездное училище, а затем и в духовную семинарию. И вот уже тогда, еще обучаясь в духовном училище, Ключевский читал труды ученых-историков и так заинтересовался историей, что решил посвятить себя именно науке, хотя начальство отличало его успехи и прочило карьеру священнослужителя, с последующим поступлением в духовную академию. Однако Ключевского карьера религиозного деятеля не привлекала, да так, что на последнем курсе семинарии он решился ее бросить и затем самостоятельно в течение года готовился к поступлению в Московский университет.

Читайте также:
11 интересных фактов о Мусоргском

А вот и его бронзовый бюст, который можно увидеть в музее.

В 1861 году мечта Ключевского осуществилась, и он стал студентом. Он ходил на лекции Ф.И. Буслаева, Н.С. Тихонравова, П.М. Леонтьева – известных профессоров того времени. Но особенно ему нравился С.М. Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведённый сквозь цепь обобщённых фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

Неизвестно, была ли такая машинка «Зингер» у матери Ключевского, но позднее, когда у него завелись деньги, она вполне могла быть. Привыкнув жить «по средствам», многие люди того времени шили на себя и близких сами, покупали только ткань и нитки. А некоторые и зарабатывали тем, что шили на заказ.

Эпоха, в которую учился Ключевский, была бурной – в стране совершилось эпохальное событие – отмена крепостного права, а вслед за ней начались и все другие буржуазные реформы начала 1860-х годов, поставившие Россию на рельсы капиталистического развития. Причем он был как противником крайних мер, допускавшихся правительством в отношении недовольных, но и студенческих выступлений с политическими требованиями также не одобрял. Тема его выпускного сочинения была очень интересной и, можно сказать, несколько необычной: «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866), причем Ключевский изучил более 40 сказаний и записок, оставленных иностранцами о Руси XV-XVII вв., то есть проработал по-настоящему большой объем исторических источников. За высокое качество исследования он получил золотую медаль и приглашение остаться при кафедре «для приготовления к званию профессора». То есть из бедного трехоконного пензенского домика этот человек смог шагнуть на вершину карьеры ученого, для него открылась возможность заниматься наукой и преподавать едва ли не в лучшем университете империи.

Мебель тех лет, далеких от нашего «сегодня».

Вышивали в то время даже оклады на иконы. И одна такая икона экспонируется в пензенском музее Ключевского.

Очень серьезное отношение к источникам Ключевский продемонстрировал и в своей магистерской (кандидатской) диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871). Тему предложил ему Соловьев, который, видимо, хотел использовать не только светские, но и духовные знания молодого магистранта для изучения важного вопроса о роли православных монастырей в освоении русских земель. И Ключевский его не подвел, он проделал поистине титанический труд, изучив не менее пяти тысяч житийных списков. Никаких подделок, переписок и тайных подтасовок, сделанных злонамеренными агентами Запада и Ватикана, в частности, он так в них и не обнаружил, как не нашел нестыковок и в русских летописях. Мало того, при подготовки своей диссертации он сумел написать еще шесть интересных самостоятельных исследований, включая и такую работу, как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1866-1867). Но все эти поистине колоссальные усилия не дали ожидаемого результата. Тексты были однообразны, подробности отсутствовали, то есть работа эта его не удовлетворила. Но зато он получил возможность преподавать и в 1872—1875 гг. начал читать лекции по русской истории на Высших женских курсах в Москве. Они стали наиболее полным и популярным изложением всей истории России с ее древнейших времен и до эпохи Петра I. Все специалисты отмечали и продолжают отмечать исключительное богатство заложенного в них информативного материала, что не могло не повлиять на глубину, с какой их автор раскрыл ход исторического процесса в России.

Читайте также:
14 интересных фактов о Ницше

В музее множество старинных книг. Включая и вот эту Библию.

Это ее титульная страница.

Затем с 1879 года В.О. Ключевский стал читать лекции в Московском университете, где на кафедре русской истории заменил скончавшегося историка Соловьева. Целых 36 лет жизни (с 1871-1906 гг.) он провел в стенах этого университета, где был сначала студентом, потом приват-доцентом, а с 1882 года – профессором. Кроме того, он еще и читал лекции по русской гражданской истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде) и 15 лет также преподавал на Московских женских курсах. Доводилось ему читать лекции и в Александровском военном училище, и в Училище живописи, ваяния и зодчества. То есть работал он много и упорно.

Этажерка с книгами.

Эта работа принесла Ключевскому заслуженную славу. Умевший вовремя бросить острое слово, мастер держать аудиторию в руках, блестящий эрудит, он всегда привлекал внимание. Где бы он не выступал с лекциями, аудитории всегда бывали переполнены.
Шкаф с посудой тех лет. Когда лично я оказываюсь в этом музее, то всегда вспоминаю свой старый дом на улице Пролетарской. А они были похожи. Также три окна на улицу, также большая печь и лишь потом, со смертью брата деда окон стало шесть. Как и в этом музее…
Еще большее значение имела его докторская диссертация, называвшаяся «Боярская дума Древней Руси» (1880), после которой последовала целая серия научных работ по отечественной истории: «Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886), «Евгений Онегин и его предки» (1887), «Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1890) и др. Что их отличало в первую очередь? Обилие использованных источников и очень внимательное, и вдумчивое к ним отношение. И опять же подчеркнем, что никаких «заговоров немцев» он так и не обнаружил, хотя работал с подлинниками документов того далекого времени.

Что это, угадать совсем нелегко. А это печная дверца! Тогда их отливали из чугуна и порой украшали довольно прихотливо.

Научный авторитет Ключевского был настолько высок, что в 1893-1895 гг. император Александр III предложил ему читать курс отечественной истории для великого князя Георгия Александровича.

По этой книге учился Ключевский…

Униформа духовного семинариста.

Но самым впечатляющим научным исследованием Ключевского, получившим по-настоящему всемирное признание, стал его «Курс русской истории» в пяти частях, над которым он трудился более трех десятилетий. Интересно, что главным фактором истории России, тем стержнем, вокруг которого разворачивались все основные события, Ключевский считал… колонизацию.

Впечатляющий стол, не так ли?

По его мнению, вся история страны представляла собой историю колонизации – то есть вековое расширение России. Рассматривая ее под этим углом, он разделил отечественную историю на четыре исторических периода. Первый начался в VIII в. и продолжался вплоть до XIII в., время сосредоточения русских в районе среднего и верхнего Днепра со своими притоками. В экономике тогда господствовала внешняя торговля. Население было раздроблено между городами. Второй период имел хронологические рамки с XIII в. и до середины XV в. Теперь основная масса населения переместилась в междуречье рек Волга и Ока. Страна все еще была раздроблена, но теперь делилась она уже на княжеские уделы, нередко враждовавшие друг с другом. Основой экономики княжеств был вольный труд крестьян-хлебопашцев. Третий период, по его мнению, имел место с половины XV в. и до второго десятилетия XVII в., когда были освоены как донские, так и средневолжские черноземы; появилось общероссийское государство; началось закрепощение крестьян. Наконец, последний период – до середины XIX в. (дальше «Курс…» истории не освещал) стал временем распространения русского народа на всей территории от Балтийского и Белого моря до Черного, и на Восток до Урала. Возникла самодержавная Российская империя, в которой главным стал военно-служивый класс – русское дворянство. Экономической основой этого общества стал труд крепостных плюс фабрично-заводская промышленность.

Читайте также:
Из жизни Александра Македонского - Интересный факт

Выйдя во двор музея, я обнаружил там забавное «действо» – сотрудники музея разыгрывали перед группой ребят из какого-то школьного лагеря сценку из жизни тех далеких лет и рассказывали о том, как наши предки пили чай. Знакомили их с русской традицией чаепития и… угощали чаем и сладостями.

Поэтому, когда я слышу, что наши дети «растут Иванами, не помнящими родства», что они не знают исконной русской культуры, что работа в этом направлении не ведется, то знаю, что на самом дело это далеко не так. Ведется, и регулярная, вот хотя бы при музее Ключевского. И, кстати, не только при нем!

Чай был с баранками и пряниками и прямо во дворе музея. Мне лично все, что я там услышал и увидел, очень понравилось.

В 1900 году Ключевский стал академиком, а с 1908 года – был избран почетным академиком Петербургской Академии Наук.

Семейное фото. Ключевский на нем в кепке.

Портрет жены с сыном Борисом.

В 1905 Ключевский получил официальное приглашение принять участие в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (под председательством Николая II) и по проекту учреждения Государственной думы и сферы ее полномочий.

Сейчас детям приходится объяснять, зачем были нужны такие вот подстаканники…

В 1906 году случилось еще одно интересное событие: в Париже его приняли в Ложу Шотландского устава «Космос» вместе с некоторыми другими историками и известными русскими общественными деятелями, принадлежащими к кадетской партии. Тут-то уж точно кому-то запахнет «теорией заговора», но в то время такое членство было показателем всего лишь социальной и профессиональной значимости человека. Так было принято и никак на его деятельности не отражалось. Российский профессор получал такое жалование, что мог иметь двухэтажный особняк с кабинетом, собственный выезд, абонировал ложу в театре, домашнюю прислугу, а зачеты у студентов вообще принимал на дому. Сам государь-император принимал его у себя во дворце, где он читал лекции великому князю Георгию Александровичу – куда уже выше этого подниматься?!

Памятник Ключевскому в Пензе.

Умер Ключевский 12 мая 1911 года в Москве и был похоронен на кладбище Донского монастыря.

Василий Осипович Ключевский: историк эпохи

Давайте на минуту представим Московский университет в 1880-е годы. Перед нами переполненная студентами аудитория, причём компания собралась очень разнообразная: физики, химики, математики на лекции по… истории России. Студенты-историки, естественно, тоже здесь. Эта лекция непростая, недаром в аудитории стоит полная тишина. Её читает великий русский историк Василий Осипович Ключевский.

Жизнь, семья и творчество

Будущий великий историк родился в семье сельского священника. В юном возрасте мальчик пережил большое потрясение – смерть отца – из-за чего долгие годы страдал от сильного заикания. Да и само детство выдалось тяжелым: мать осталась одна с тремя маленькими детьми без средств к существованию. Но мир, как известно, не без добрых людей, поэтому выжить семье помог друг отца Ключевского и Пензенская епархия.

Вначале Ключевский получал духовное образование: закончил духовное училище, поступил в семинарию. Из-за заикания молодой Василий Осипович постоянно находился под угрозой отчисления: дефекты речи очень мешали работе священника или пономаря. Помогли лишь упорный труд и дополнительные занятия.

В 1861 году Ключевский принимает решение, которое радикально меняет всю его жизнь: он уходит с последнего курса семинарии и поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Это решение не было спонтанным. С середины 1850-х годов Василий Осипович увлекался обсуждением исторических статей в кругу своих семинарских друзей и преподавателей, делал первые самостоятельные шаги в изучении прошлого России. Уже будучи студентом исторического факультета, в свободное время он подрабатывал репетитором, чтобы содержать себя и помогать матери и сестрам, которые остались в Пензе.

В.О. Ключевский и студентки Высших женских курсов

Четыре года спустя, в 1865 году, Ключевский блестяще защищает диссертацию по теме «Сказания иностранцев о Московском государстве», за что получает звание кандидата университета, почётную награду – золотую медаль, и приглашение остаться на кафедре для «приготовления к профессорскому званию».

Как преподаватель Ключевский смог добиться карьерных высот: защитил магистерскую и докторскую диссертации, получил звание профессора.

Читайте также:
14 интересных фактов о Блоке

Ключевский читал лекции по истории России во многих учебных заведениях Москвы: в Александровском военном училище, на Высших женских курсах, в Московской духовной академии и в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 года он возглавил историческую кафедру Московского университета вместо своего научного руководителя — Сергея Михайловича Соловьева. С 1893 по 1895 год Ключевский преподавал историю сыну императора — Великому князю Георгию Александровичу. В 1900 году профессора избрали членом Академии наук, а с 1904 года Ключевский занялся изданием своего главного научного труда — «Курса российской истории» в пяти частях, над которым работал в течение предыдущих 30 лет.

О личной жизни Василия Осиповича известно немного. В 1869 году Ключевский женился на Анисье Бородиной, девушке из духовного сословия. Их брак можно было описать словами «счастье любит тишину». Анисья Михайловна стала самой настоящей хранительницей домашнего очага и заботливой хозяйкой. Вместе со своим мужем они растили единственного сына Бориса. Чета Ключевских провела вместе всю свою жизнь, пока внезапная кончина Анисьи Михайловны от чахотки не разлучила супругов.

Сам Ключевский пережил свою жену на два года, он умер в 1911 году после неудачной операции. Проститься с профессором пришли его студенты, преподаватели учебных заведений, друзья и соратники, и университетская церковь, где отпевали Ключевского, не смогла вместить всех желающих. По некоторым сведениям, траурная процессия насчитывала до пяти тысяч человек.

Л.О. Пастернак. Портрет историка Ключевского, 1909 г.

Василий Осипович Ключевский оказал на всю русскую историческую науку второй половины XIX века едва ли не наибольшее влияние из всех своих коллег, а многие из его учеников сами затем стали именитыми историками.

Ключевский предложил исторической науке своего времени множество нового, причем во многих сферах этого знания, например, в источниковедении. Работая над своей диссертацией, Ключевский в качестве исторического источника использовал жития святых. По мере изучения он пришёл к выводу, что этот источник является крайне ненадежным и недостоверным, потому что не позволяет установить детали «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

Ключевский внёс новое слово и в хронологическую периодизацию истории России, предложив в своём пятитомном «Курсе» четыре этапа в развитии нашей страны, вместо устоявшихся в исторической науке трёх.

В основу своей классификации Ключевский положил географический, экономический и социальный принципы. В первом периоде, именовавший Днепровской Русью (VIII – XIII века), жизнь сконцентрировалась в нескольких крупных городах, и торговля была основным видом экономической деятельности. В Верхневолжской Руси (XIII – XV века) жизнь отличалась тем, что власть перешла уже к одному князю, а экономика основывалась на земледелии. Далее, по Ключевскому, наступало время Великой Руси (XV – XVII века), когда государством управляли царь и боярская дума. Последним этапом периодизации была история императорской России: правящим сословием в ней стали дворяне, а экономика развивалась за счет земледелия, работы заводов и фабрик.

Василий Осипович хорошо видел недостатки изучения истории России. Многих своих коллег он критиковал за то, что русская историческая наука не соответствует европейской.

«Историческая литература наша уединена от взора общеисторической науки. Историческая работа, какую ведет французская литература, стоит под контролем литературы английской, немецкой, вообще западноевропейской, а на нашу литературу никто не смотрит, результатов её работы никто не проверяет… Причиной этого недостатка служит слабость ответственности, чувствуемой исследователями нашей истории. Они не задаются достаточно серьёзными вопросами, не чувствуя себя достаточно обязанными глубоко разрабатывать её, вообще наклонны успокаиваться на первых результатах, схватывая наиболее доступное, лежащее наверху явлений».

Развивая свою мысль, Ключевский пришёл к выводу, что разделение истории на Отечественную и Зарубежную, а соответственно и раздельное их изучение, является фундаментальной ошибкой. Так же Ключевский понял, что наша отечественная история ещё лежит на полках, или, другими словами, не написана в полной мере.

Для своей эпохи Ключевский обладал наиболее продвинутыми теоретико-методологическими взглядами и очень часто обращался к теориям и концепциям западных историков, досконально разбираясь в них и справедливо критикуя. Он внёс значительный вклад в разработку методологии и историографии (истории исторической науки) русской истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: