19 интересных фактов о Васнецове

Мемория. Виктор Васнецов

15 (3) мая родился Виктор Васнецов, выдающийся художник и архитектор.

Личное дело

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье священника. Виктор собирался стать священником, учился в духовном училище, а затем в семинарии, но, не окончив курса, отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств. Его младший брат Аполлинарий также стал знаменитым художником, причем решающую роль в его судьбе сыграл Виктор, настояв, чтобы брат учился живописи, и давая ему первые уроки. Входил в круг друзей Саввы Мамонтова, подолгу жил в Абрамцеве, где написал «Алёнушку» и «Богатырей». С 1893 года стал действительным членом Академии Художеств.

Чем знаменит

Начиная как художник реалистического бытового жанра, близкий к передвижникам («С квартиры на квартиру», «Преферанс», «Нищие-певцы», «Военная телеграмма», «Книжная лавочка»), Васнецов с начала 1870-х годов обратился к монументальной живописи, черпая сюжеты в русской истории и фольклоре. Хрестоматийными стали его картины «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный».

О чем надо знать

В советское время мало говорили о религиозной живописи Виктора Васнецова. Между тем он не только создал немало картин христианской тематики («Воины Апокалипсиса», «Страшный суд», «Богоматерь с Младенцем», «Сергий Радонежский»), но и также много занимался стенной живописью в храмах. Выполненные им росписи можно увидеть во Владимирском соборе Киева, в Храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, храме Александра Невского в Софии. Для росписей ряда других храмов сохранились эскизы.

Прямая речь

«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым, настоящим, а может быть и будущим. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

11 фактов о Викторе Васнецове

  • По рассказам некоторых современников, на картине «Богатыри» Васнецов придал Добрыне свои черты лица. Илья Муромец написан с крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова, Алеша Попович – с Андрея Мамонтова, одного из сыновей Саввы Мамонтова.
  • В качестве модели Виктор Васнецов выступил на картине Репина «Садко в подводном царстве». С него написан Садко.
  • Картины «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами»были написаны для правления Донецкой железной дороги. Они призваны иллюстрировать, соответственно, богатство донецких недр, скорость и славное прошлое донецкого края. Царевна в черном одеянии символизирует каменный уголь.
  • Работа над картиной «Богатыри» растянулась на 18 лет, так как в это время Васнецов был занят росписью Владимирского собора в Киеве.
  • На Всемирной выставке в Вене в 1873 году самовар «Петух», изготовленный по эскизу Виктора Васнецова, получил золотую медаль.
  • По заказу Исторического музея Васнецов расписал панно «Каменный век». Увидев сцену охоты на мамонта, Савва Мамонтов шутя спросил художника, зачем тот загнал его предка в яму.
  • На картине Васнецова «Портрет девушки с кленовой ветвью» изображена Вера Мамонтова, более известная по картине Валентина Серова «Девочка с персиками».
  • Под влиянием русского деревянного зодчества, в 1883 году Васнецов построил в Абрамцеве домик, получивший название «Избушка на курьих ножках».
  • Дом Васнецова в Москве (ныне дом-музей художника) был построен по его собственным эскизам. Также по проекту Васнецова в Москве был построена особняк И. Е. Цветкова (Пречистенская набережная, дом 29).
  • В качестве театрального художника Виктор Васнецов исполнил эскизы к постановке пьесы-сказки Островского «Снегурочка» на домашней сцене в Абрамцево и одноименной оперы Римского-Корсакова в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова.
  • В 1918 году Васнецов участвовал в конкурсе проектов формы Красной Армии. В частности, его эскиз был среди тех, что легли в основу знаменитой буденовки. Однако часто встречающаяся информация, будто буденовка была разработана Васнецовым еще до 1917 года для царской армии, неверна.

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926) – биография и творчество художника

Детство будущего живописца

Виктор Михайлович Васнецов появился на свет 15 мая 1848 года в селе Лопьял, которое находилось в Вятской губернии. Отец будущего гения был батюшкой в третьем поколении, а по истечении двух лет после рождения первенца мужчина получил приход в поселке Рябово, находившемся в том же уезде. Именно в этом селе провел свое детство Виктор, а семья будущего художника не могла похвастаться богатством и роскошью. Кроме Виктора, у Михаила Николаевича было еще пять сыновей, а так как жена его скончалась, дети всецело помогали отцу по хозяйству.

Поскольку отец Михаил отличался образованностью и эрудицией, каждый день он занимался с сыновьями, стараясь разносторонне их воспитать. Благодаря отцу и пытливости своего ума Виктор Васнецов в детстве изучал следующие науки:

  • арифметику;
  • основы письма и грамоты;
  • рисование акварелью;
  • в свободное от учебы время мальчик занимался резьбой по дереву и читал научную литературу.

Из-за сурового климата, народных поверий, обособленного уклада жизни и деревенских песен сурового Вятского края у будущего художника уже в детские годы сформировалась как художественная, так и жизненная позиция.

Вместе со своим братом Аполлинарием, который также занимался живописью, Виктор впитывал уникальную сказочную атмосферу своего поселка, которая в дальнейшем стала «изюминкой» его творчества.

Юношеские годы

В семье Васнецовых существовала традиция, согласно которой все сыновья должны были заниматься продолжением дела своих предков и обрести сан священника. Именно по этой причине отец Виктора в 1858 году принял решение отдать сына в духовное училище, после окончания которого будущий живописец в 1862 году перешел в класс Вятской духовной семинарии.

Кроме того, что Виктор Васнецов усиленно изучал Священное Писание, он также занимался изучением иконописи, а занятия эти проводил знаменитый в то время художник Н. А. Чернышев, у которого в Вятке была собственная иконописная мастерская. Виктор со всей ответственностью относился к получению образования, внимательно слушал своего педагога, а также посещал местные музеи и делал огромное количество набросков.

Читайте также:
29 интересных фактов о Чарли Чаплине

Несколькими годами позже в усадьбе Чернышева состоялась встреча Васнецова-младшего со ссыльным художником из Польши — Эльвиро Андриолли, который в дальнейшем выступал для юного Виктора в роли наставника и лучшего друга.

Во время дружбы с Эльвиро Васнецов написал несколько первых работ, а также помогал своему наставнику в росписи церкви, которая на тот период строилась в Вятке. Из уст Андриолли юноша узнал о существовании Академии художеств в Петербурге и загорелся целью туда поступить.

Поскольку у семьи и родственников Васнецова отсутствовали какие-либо средства на то, чтобы отправить Виктора на учебу в Петербург, Андриолли поспособствовал тому, чтобы юноша принял участие в лотерее для богатых горожан и продал несколько своих картин. В результате проведенной лотереи Виктор получил некоторую сумму денег, на втором курсе бросил учебу в семинарии и с благословения своего отца уехал в Петербург.

Карьера художника в Петербурге

Учебу в Академии художеств Васнецов-младший окончил в 1873 году, а впервые свою работу отправил на выставку в первой половине 1869 года. Сначала картины живописца включали только в экспозиции Академии, но после того как Виктор вступил в Товарищество, занимающееся передвижными художественными выставками, начинающий художник начал отправлять туда и свои работы.

Творческий путь Васнецова состоит из двух основных этапов, так как изначально в своих работах живописец придерживался только социально-критического жанра. Здесь его герои представлены четой стариков, пребывающих за чертой бедности, которых Виктор изобразил в своей работе под названием «С квартиры на квартиру», а также унылыми мещанами на картине «Преферанс».

Эксперты сравнивают работы живописца в этот период с произведениями Федора Достоевского, ключевыми элементами которых являются сострадание и ирония.

Второй этап творчества Виктора Васнецова датируется второй половиной 19 века, а специалисты связали его с тем, что общество в то время активно интересовалось «преданиями глубокой старины». «Изюминка» работ художника на данном этапе была представлена тем, что в них он совмещал фольклорные мотивы и исторические факты. Живописец занимался созданием волнующих полотен, которые даже на сегодняшний день не оставляют равнодушным каждого любителя живописи. К популярным работам этого периода относятся следующее:

  1. «Витязь на распутье»;
  2. «Гусляры»;
  3. «Аленушка»;
  4. «Иван-Царевич на Сером Волке»;
  5. «Три богатыря».

Визитной карточкой Виктора Васнецова является именно последняя работа, на которой изображены русские богатыри, оберегающие границы своей родины, — Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Ценители-современники утверждают, что «эпический» период Васнецова выступил в качестве примера «нового русского стиля».

Помимо работы над картинами, живописец занимался новаторством в сценографии, созданием декораций и эскизов костюмов для постановки «Снегурочка», которую ставил Римский-Корсаков. Немало сил и работы было вложено Виктором Васнецовым в одну только декорацию, изображающую палаты царя Берендея.

Другие известные работы

Кроме того, что Васнецов создавал декорации к опере «Снегурочка», он также участвовал в театральном оформлении драмы Виктора Шпажинского под названием «Чародейка», а также рисовал эскизы костюмов для оперы «Русалка» Александра Даргомыжского. Живописный фриз «Каменный век», который был создан Виктором в 1881 году, на сегодняшний день выставляется в Историческом музее Москвы. В 1885 году эта работа получила высокую оценку от коллег Васнецова-младшего.

В 1887 году известный живописец принимает решение посвятить себя религиозной тематике и участвует в росписи петербургского храма.

В соавторстве с другими талантливыми мастерами Васнецов работал над созданием настенной живописи для Храма Рождества и интерьера храма-памятника Александра Невского, который находился в Софии.

На протяжении 10 лет своей жизни, в период с 1880 по 1890 года, Виктор Михайлович занимался росписью Владимирского собора, который находится в Киеве. В компании помощников художник расписал более 3500 квадратных метров стен храма, а благодаря строгости и византийским канонам Васнецов-младший придал строению поэтическое и лирическое начало, а также сказочные мотивы.

Что касается архитектуры, то здесь Виктор также привнес собственное видение, которое представлено исконным «русским стилем». Гений не подражал древним мотивам, он лишь разумно заимствовал уникальные и особое свойства зодчества Древней Руси. Благодаря своему упорству и трудолюбию Васнецов поспособствовал возведению церкви Спаса Нерукотворного в усадьбе Абрамцево и знаменитой сказочной «Избушки на курьих ножках». При описании и постройке зданий соблюдались псковско-новгородские традиции.

Стоит заметить, что проект для собственного дома живописец также разрабатывал самостоятельно, но при помощи своего друга и одного из лучших архитекторов того времени — Василия Башкирова. На сегодняшний день дом знаменитого художника находится в Москве, на переулке Васнецова, 13, а местные власти приняли решение сделать в этом здании музей жизни художника.

После того как первая русская революция завершилась в 1905 году, у Васнецова-младшего будто открылось второе дыхание на волне всего происходящего. Благодаря своей жизненной позиции и убеждениям, которые совпадали с постулатами консервативного «Союза русского народа», Васнецов активно начал финансировать и иллюстрировать монархические издания. В более поздних работах художника явно прослеживается тревога и предчувствие перемен, которых не избежать. В этот период живописец работал над полотном «Варяги», на котором изобразил грозных персонажей Синеуса, Рюрика и Трувора, которые по призванию новгородцев пришли на Русь.

После революции, которая произошла в 1917 году, великий кудесник Васнецов перестал активно участвовать в художественной жизни и решил посвятить себя иллюстрации русских сказок для детей. К известным работам художника относятся:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Спящая царевна».

На склоне лет живописец работал так же усердно, но уникальность сюжетов и сила образов были уже не т. е. Перед кончиной Васнецов успел создать еще несколько прекрасных работ, которыми любители творчества продолжают восхищаться по сегодняшний день в Третьяковской галерее.

Личная жизнь

Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, которая получила образование в вятской гимназии, а также успешно окончила женские врачебные курсы, проходящие в Академии хирургии в Петербурге. Жена художника происходила из большого вятского рода купцов, а свадьбу молодые сыграли во второй половине 1878 года. На протяжении 50 лет супруги жили душа в душу, вырастили и воспитали пятерых детей — единственную дочь Аполлинарию, а также сыновей Михаила, Владимира, Аполлинария и Виктора.

Читайте также:
Из жизни Моцарта – Интересные факты

Аполлинарий был самым младшим братом в семье Васнецовых, а после окончания гимназии мальчик решил пойти по стопам старшего брата и стать художником. Ему это удалось, и на сегодняшний день в селе Рябово, в доме, где на протяжении 20 лет жила семья священника Васнецова, находится музей сразу двух братьев.

Интересные факты

Поскольку художник верил в Бога, он на протяжении всей своей жизни занимался тем, что коллекционировал иконы. Также живописец расписывал православные храмы, а к известным его работам относятся:

  1. Киевский собор Святого Владимира;
  2. Храм Христова Воскресенья, находящийся в Петербурге.

Некоторые современные эксперты продолжают удивляться тому факту, что Виктор Михайлович создавал работы, которые кажутся совершенно несовместимыми. Например, в то время как художник и сказочник расписывал Владимирский собор, он также работал над полотном «Богатыри», а также занимался работой «Иван Царевич на Сером Волке», создавал портреты, театральные кадры, летописи и картинки для детских сказок.

Виктор Михайлович добровольно создал эскиз марки, на которой был изображен собор жертв войны и которую Московское городское общественное управление выпустило в 1914 году. В 1902 году его наградили французским орденом Почетного легиона.

Одной из известных работ художника является «Ковер-самолет», а заказ на нее сделал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. Картина была нужна для того, чтобы украшать рабочий кабинет в управлении железной дороги в Донецке. Наличие быстрого и сказочного средства передвижения в виде ковра-самолета не произвело на правление никакого впечатления, и Мамонтов в результате приобрел картину для себя.

Потомком Васнецова является его правнук Михаил Викторович, который стал профессором и успешным доктором технических наук. Михаил очень похож на своего прадеда, но в память о нем у него осталась только небольшая авторская литография. Творчество Васнецова никого не оставляет равнодушным, а ознакомиться с краткой информацией о художнике можно в многочисленных энциклопедиях.

Виктор Васнецов

Биография

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Читайте также:
17 интересных фактов о Чарльзе Буковски

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге. Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым

Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

«Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка. ».

Интересные факты о картине Три богатыря. Описание картины:

Популярные материалы

Today’s:

  1. Интересные факты о картине Три богатыря. Описание картины:
  2. Три богатыря картина. Васнецов В.М. «Богатыри» («Три богатыря»)
  3. Что хотел сказать васнецов своей картиной Три богатыря. Сочинение по картине Васнецова Три богатыря; описание, кто изображен, характеристика трех богатырей
    • Описание этапов работы
  4. Интересные факты о богатырях. Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?
  5. История создания картины Три богатыря. История создания картины “Богатыри” В.М.Васнецова кратко

Интересные факты о картине Три богатыря. Описание картины:

Богатыри. (Три богатыря) – Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3×446

Картина Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри” по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.
На картине “Богатыри” изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои народных былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины – 295х446 см.
Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов – это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. “Матёр человек Илья Муромец” – говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. “А конь под Ильёй лютый зверь” – продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах – величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Читайте также:
17 интересных фактов о Мережковском

Три богатыря картина. Васнецов В.М. «Богатыри» («Три богатыря»)

Васнецов В.М. «Богатыри» («Три богатыря»)

Картину «Богатыри» Виктор Васнецов создавал 23 года. Она была завершена весной в 1898 году и вскоре приобретена Павлом Третьяковым. На полотне размером 295,3 на 446 см почти в натуральную величину изображены три русских богатыря Илья Муромец (в центре), Добрыня Никитич (слева) и Алёша Попович (справа). Главная идея этого масштабного полотна – показать духовную мощь былинных героев, защитников Руси, ставших олицетворением силы русской земли. Выехав в поле, три богатыря внимательно всматриваются вдаль – не спрятался ли где-нибудь враг, не обижают ли слабого?

  • Самый сильный из них – Илья Муромец. Он даже не чувствует веса тяжелой палицы на его правой руке. Сила героя прекрасно сочетается с его доброй душой и открытым сердцем. Илья Муромец – это не выдуманный персонаж, записи о его подвигах встречаются в былинах XVII века. Позже он стал иноком Киево-Печерской лавры. Некоторые ученые отождествляют его со святым Илиёй Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в этом монастыре
  • Справа от него – Добрыня Никитич, мудрый и образованный воин. Меч наполовину уже вынут из ножен и воин готов к бою. Присмотритесь и вы заметите сходство былинного героя с внешностью художника Василия Васнецова
  • Справа – самый молодой богатырь, храбрый Алёша Попович, прототипом которого стал сын Саввы Мамонтова Андрей, умерший от простуды на 22-м году жизни.

Шлемы былинных героев, словно маковки русских церквей, символизируют благое дело – защиту родины. Художник мастерски передал мужество, а также внутреннюю и внешнюю красоту русского народа.

Маленькие ёлочки и сосенки перед героями олицетворяют преемственность поколений, связь героического прошлого с великим будущим русской земли.

Работа над картиной «Богатыри» радовала и воодушевляла Василия Васнецова. Живописное полотно стало выражением его героических идеалов и беззаветной любви к родине.

Что хотел сказать васнецов своей картиной Три богатыря. Сочинение по картине Васнецова Три богатыря; описание, кто изображен, характеристика трех богатырей

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси , имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году.

Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки , легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.

Как пишется сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:

  • общее описание художественного полотна;
  • отдельные характеристики каждого из трех богатырей;
  • описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.

Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.

В первой части сочинения н еобходимо дать подробный ответ : кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:

Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества.

Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток.

Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской.

Интересные факты о богатырях. Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?

Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.

Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина “богатырь” (“смелый”, “герой-храбрец”). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.

О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. – Ипатьевской летописи.

Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных “богатырей”. Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.

Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть “богатырями”. Это название понравилось славянам из-за схожести со словом “Бог”, и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.

Читайте также:
14 интересных фактов о Тютчеве

История создания картины Три богатыря. История создания картины “Богатыри” В.М.Васнецова кратко

В Третьяковской галерее города Москвы находится картина великого русского художника Виктора Васнецова «Три богатыря». Художник писал картину двадцать лет и, в итоге, создал настоящий шедевр. Картина «Три богатыря» вошла в историю, как русской, так и мировой живописи.
Картина была написана в семидесятых годах девятнадцатого века. У неё своя удивительная история. Возникновение картины связано с рядом случайностей, без которых ее могло вовсе не быть. Идея картины возникла спонтанно. Находясь в мастерской знакомого художника, Виктор Васнецов сделал набросок картины. Набросок, сделанный карандашом остался бы на листе бумаги, если бы не одна случайноcть. Его увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков. Набросок ему так понравился, что он посоветовал художнику, в мастерской которого был сделан набросок, подсказать Васнецову написать картину, согласно этому эскизу. Чистяков посоветовал также использовать в картине в качестве героев былинных богатырей. С этого времени Васнецов увлекся идеей картины. Официально над картиной он начал работать в 1871 году. Однако, в воображении самого художника сама картина появилась гораздо раньше. С карандашного наброска уже видна задумка великого мастера. На маленьком листочке бумаги уже видны главные особенности картины: число лошадей, богатырей, их месторасположение на картине. Известный художник уже представлял, как его картина будет выглядеть. Эскиз картины с найденной основой композиционного решения появился в 1876 году. В самом начале картина называлась «Богатыри».
На переднем плане картине фигуры трех богатырей на конях. Они олицетворяют силу и мощь русского народа. Силу и мощь олицетворяют также размеры картины, которые на самом деле грандиозны 295 446 см.
Написав картину, Васнецов воскресил великие в своей духовной мощи образы былинных защитников Древней Руси. Могучие фигуры былинных героев верхом на лошадях являются героическим воплощением русского народа. Картина повествует о временах, когда Древней Руси угрожало монголо-татарское иго. Однако она напоминает, что на Руси не перевелись еще русские богатыри. Былинные герои картины Виктора Васнецова обозревают местность в поиске врага, который грозится напасть на Великую Русь. Символична на картине и природа. Холмистая местность, со встревоженной травой, и пасмурное небо символизируют опасность, которая угрожает Руси и предвещает наступление противника. На богатырях воинские доспехи, а в руках у каждого оружие. Шлемы имеют форму церковных куполов. Эта идея художника оказалась совсем неслучайной. Одежда и упряжка коней на картине не вымышленные. Виктор Васнецов много читал и изучал обмундирование былинных героев. Все это до малейших деталей художник перенес на картину. У одного из богатырей с собой имеются гусли. Это говорит о том, что богатыри умели, как хорошо воевать, так и предаваться досугу. Но не внешний лоск важен в картине Васнецова, а то, как показал художник в своих героях готовность служить родине, отдавая ей все силы. Три былинных богатыря это воплощение мудрости, молодости и удачи. Они представляют мощную силу защитников родного отечества и являются символом храбрости и доблести русского войска. У каждого богатыря на картине своя индивидуальность и свой типаж. Но вместе они сила, готовая разгромить любого врага, посягнувшего на Великую Русь.
Картина «Три богатыря» только через двадцать лет со дня начала её написания предстала перед любителями и ценителями русской живописи.
Она явилась вершиной творчества великого русского художника Виктора Васнецова.

13 интересных фактов о Галилее

1. Галилео Галилей (1564 – 1642) – великий итальянский физик, математик, инженер и философ, один из основоположников науки Нового времени.

2. Галилей родился 15 февраля 1564 года в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста.

3.Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым.

4. Семья его, несмотря на своё происхождение, по уровню финансового достатка соответствовала крестьянам.

5. У учёного было пять братьев и сестер.

6. Отучившись в школе, Галилео Галилей намеревался посвятить свою жизнь церкви. Отец запретил ему становиться священнослужителем. Видя острый ум сына, он желал, чтобы тот занялся наукой.

7. Галилей обучался в Пизанском университете, где он изучал медицину и математику.

8. В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики.

9.Когда Галилей жил в Падуе (1592-1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына.

10. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое

11. В 1610 году Галилей переезжает во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи II, который кладет ему хорошее жалованье как своему советнику при дворе. Это помогает Галилею выплатить огромные долги, накопившиеся у него из-за выдачи замуж двух его родных сестер.

12. Галилео Галилей — автор едва ли не самых важных научных открытий своего времени.

13.Галилео Галилей — основатель экспериментальной физики, с которого в 17 веке началась современная физика.

14. Сейчас то, к чему он пришёл с таким трудом, кажется нам очевидным, но в те далёкие времена требовался не только недюжинный ум, но и отвага, чтобы всколыхнуть застойное общество, и открыто заявить о кардинально новых идеях. У Галилея всё это было, поэтому он навеки вписал себя в историю величайших умов человечества.

15. Подобно всем выдающимся деятелям эпохи Возрождения, Галилей был человеком очень разносторонним.

16.В круг его интересов входили математика, астрономия, физика, сопротивление материалов и философия.

Читайте также:
18 интересных фактов о Керенском

17. Помимо научной деятельности, Галилей увлекался поэзией. Правда, прославился он всё-таки в качестве учёного, а не поэта, но стихов он написал немало.

18. Галилей первым из ученых изложил теорию механики, систематизировал астрономические наблюдения, выдвинул идею использования маятников, придумал гидростатические весы.

19. Два величайших открытия Галилея, перевернувшие тогдашнюю механику — инерция и ускорение свободного падения.

20. Именно Галилео Галилей изобрёл телескоп, а также первым применил его для наблюдения за ночным небом. Этого учёного можно считать отцом современной астрономии.

21. Галилей в свой телескоп разглядел кратеры и горы на поверхности Луны. До этого все полагали, следуя утверждению Аристотеля, что все небесные тела обладают совершенно гладкой поверхностью.

22.Долгое время физическим и астрономическим открытиям Галилея никто не верил, так как они сильно противоречили устоявшейся в умах людей картине мира.

23. Во время преследования Николая Коперника инквизицией Галилей, к которому церковные сановники тогда относились лояльно, лично пытался заступиться за коллегу-учёного, но не достиг успеха.

24. Уже в университете Галилей проявил себя отчаянным спорщиком. Для него не существовало авторитетов, а завязать дискуссию он мог даже по тем вопросам, в которых разбирался не очень хорошо.

25.В течение 18 лет Галилей работал профессором в Падуанском университете. Его лекции были очень популярны, а после первых открытий учёный стал известен по всей Европе.

26. Будучи обладателем живого и острого ума, всю свою жизнь Галилей посвятил науке, что повлекло за собой его преследование римской церковью и даже громкий судебный процесс по обвинению в ереси.

27. Сам Галилей считал себя добрым католиком, верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт. Первоначально папа Урбан VIII долго покровительствовал Галилею и его научным изысканиям. Они были в хороших отношениях, еще когда папа был кардиналом Матфео Барберини. Но ко времени инквизиционного процесса над великим физиком Урбан VIII потерпел ряд серьезных неудач, его обвиняли в политическом союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католической Испании и Австрии. Также авторитет католической церкви был серьезно подорван шедшей тогда Реформацией.

28. Инквизиция судила Галилея за книгу о Солнце и Земле. Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь.

29. Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии. В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания.

30. Отношения Галилея с католической церковью испортились окончательно после его заявления о том, что священники должны заниматься спасением душ, а не лезть в науку. Вскоре после этого учение о гелиоцентрической системе мироздания, которое он продвигал, было объявлено вредным и запрещённым.

31. Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Некоторые историки все же думают, что к Галилею могла быть применена пытка в «умеренных масштабах», но большинство склоняется к тому, что ее не было. Ему пригрозили пыткой на словах (territio verbalis), без устрашения посредством реальной демонстрации пыточных орудий (territio realis). Однако Галилей решительно отрекся от учения Коперника, и пытать его было уже незачем.

32. Заключительная формула приговора оставляла Галилея «под сильным подозрением в ереси» и приказывала ему очиститься отречением. Его «Диалог о двух величайших системах мира» католической церковью был внесен в «Индекс запрещенных книг», а сам Галилей был также присужден к заключению на тюремный срок, который установит Папа.

33.Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом переехал к своему другу, архиепископу Сиены и поселился в его дворце.

34. Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно.

35. То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» (Eppur si muove!) сразу после своего отречения — всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века. Она не подтверждена никакими документальными данными.

36. При помощи своего телескопа Галилей первый обнаруживает, что Млечный путь представляет собой гигантское скопление звезд и что у Юпитера есть спутники. Это были четыре самых крупных спутника Юпитера — Европа, Ганимед, Ио и Каллисто, прозванные в честь их открывателя галилеевыми (сегодня астрономы насчитывают у самой большой планеты Солнечной системы 67 спутников).

37.Также он наблюдает солнечные пятна, фазы Венеры и видит Сатурн трехликим (то, что он сначала тоже принял за спутники Сатурна, оказались краями его знаменитых колец).

38.Галилей доказал неправоту Аристотеля во взглядах на Землю и Луну и изменил представления человека о Земле и космосе.

39.Галилей утверждал, что Луна похожа на Землю. Нашего современника, взглянувшего в телескоп на Луну, поражает, насколько Луна не похожа на Землю: мы, прежде всего, обращаем внимание на несколько унылую, серую и безводную поверхность. Во времена же Галилея, напротив, люди удивлялись тому, насколько Луна, оказывается, похожа на Землю.

40. Можно лишь поразиться силе духа этого человека, который один противостоял многочисленным предрассудкам и общественному осуждению, отстаивая свою точку зрения.

Читайте также:
История про Александра III, Витте и цесаревича Николая

41. Галилей изменил наши представления о пространстве и движении тел. Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке. Вопрос о конечности или бесконечности мира Галилей считал неразрешимым.

42. Физика Галилея основана на идеях, которые нельзя проверить. Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней.

43.Между тем читателя сочинений Галилея поражает, насколько часто он прибегает к мысленным экспериментам. Они обладают способностью доказывать свою истинность еще до своего реального осуществления. Галилей словно еще до всякого опыта убежден в их истинности.

44. Галилей впервые соединил физику с математикой. Важнейшей новацией Галилея в науке было его стремление математизировать физику, описывать окружающий мир не на языке качеств, как в аристотелевской физике, а на языке математики. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-нибудь иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука.

45.И когда знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года Стивен Вайнберг говорит, что суть современной физики — количественное понимание явлений, важно знать, что основу этого заложил Галилео Галилей в своих экспериментах по измерению движения падающих с вершины башни камней, качения шаров по наклонной плоскости и так далее.

46. Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях.

47.Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором находились его дочери, и ему было запрещено посещать другие города. Тем не менее, Галилей все равно занимался научными исследованиями.

48. Из-за тяжёлых условий содержания под домашним арестом Галилей ослеп и последние 4 года своей жизни мог только диктовать свои работы.

49.Похороны Галилея прошли незаметно, без церемониальных обрядов. Над его могилой даже не был установлен памятник. Много лет спустя, в 1737 году прах Галилея был перезахоронен во флорентийской базилике в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, как это и намеревались сделать сначала.

50.Через 350 лет после суда над Галилеем Папа Римский Иоанн Павел II признал ошибочность действий инквизиции в отношении великого учёного. Официально Ватикан признал преследование Галилея за его идеи ошибкой лишь в 1992 году.

Галилео Галилей: 14 интересных фактов

К 450-летию со дня рождения ученого

Приблизительное время чтения: 13 мин.

15 февраля исполняется 450 лет со дня рождения великого итальянского физика, математика, инженера и философа Галилео Галилея (1564 – 1642), одного из основоположников науки Нового времени. Мы подготовили рассказ о 14 интересных фактах о жизни и научной деятельности основателя экспериментальной физики, с которого в 17 веке началась современная физика.

1. Инквизиция судила Галилея за книгу о Солнце и Земле

Доменико Тинторетто. Галилео Галилей. 1605-1607

Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (т.е., аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь.
Главной претензией инквизиции к Галилею была его уверенность в объективной истинности гелиоцентрической системы мира. Причем католическая церковь долгое время ничего не имела против коперниканства при условии, что его будут трактовать просто как гипотезу или математическое предположение, которая позволяет просто лучше описывать окружающий мир («спасать явления»), не претендуя при этом на объективную истинность и достоверность. Только в 1616 году, более чем через 70 лет после своего выхода в свет книга Коперника «De revolutionibus» («Об обращениях») была занесена в «Индекс запрещенных книг».

2. Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии

Джузеппе Бертини. Галилей показывает телескоп венецианскому дожу. 1858

В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания. Галилей был уверен в обратном: «… человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой же абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа: таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает в них бесконечно больше истин… но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует».
По Галилею в случае конфликта в деле познания природы с любым другим авторитетом, в том числе даже со Священным Писанием, разум не должен уступать: «Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств… Я полагаю, что всё касающееся действий природы, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путём логических доказательств, не должно возбуждать сомнений, ни тем более подвергаться осуждению на основании текстов Священного Писания, может быть, даже превратно понятых. Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания… Было бы опасно приписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один раз оспоренное опытом».

3. Галилей считал себя добрым католиком

Джованни Лоренцо Бертини. Папа Римский Урбан VIII. Ок. 1625

Сам Галилей считал себя верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт. Первоначально папа Урбан VIII долго покровительствовал Галилею и его научным изысканиям. Они были в хороших отношениях, еще когда папа был кардиналом Матфео Барберини. Но ко времени инквизиционного процесса над великим физиком Урбан VIII потерпел ряд серьезных неудач, его обвиняли в политическом союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католической Испании и Австрии. Также авторитет католической церкви был серьезно подорван шедшей тогда Реформацией. На этом фоне, когда Урбану VIII доложили о «Диалоге» Галилея, раздосадованный папа поверил даже тому, что один из участников диалога, аристотелик Симпличио, чьи аргументы в пух и прах разбиваются в ходе беседы – это карикатура на него самого. Гнев папы соединился с расчетом: инквизиционный процесс должен был продемонстрировать несломленный дух католической церкви и контрреформации.

Читайте также:
13 интересных фактов из жизни Рахманинова

4. Галилея не пытали, но ему грозили пыткой

Жозеф-Николя Робер-Флери. Галилей перед судом инквизиции. 1847

Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Некоторые историки все же думают, что к Галилею могла быть применена пытка в «умеренных масштабах», но большинство склоняется к тому, что ее не было. Ему пригрозили пыткой на словах (territio verbalis), без устрашения посредством реальной демонстрации пыточных орудий (territio realis). Однако Галилей решительно отрекся от учения Коперника, и пытать его было уже незачем. Заключительная формула приговора оставляла Галилея «под сильным подозрением в ереси» и приказывала ему очиститься отречением. Его «Диалог о двух величайших системах мира» католической церковью был внесен в «Индекс запрещенных книг», а сам Галилей был также присужден к заключению на тюремный срок, который установит Папа.
Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом через переехал к своему другу, архиепископу Сиены, своего друга Асканио Пикколомини и поселился в его дворце.

5. Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно

В связи с этим уточним, как и в случае с Коперником, что инквизиция сожгла на костре не Галилея, а Джордано Бруно.
Этого итальянского монаха-доминиканца, философа и поэта, сожгли в 1600 году в Риме не просто за убеждение в истинности коперниканской системы мира. Бруно был сознательным и упорным еретиком (что, может быть, и не оправдывает, но зато хоть как-то объясняет действия инквизиции). Вот текст доноса, который на Бруно в инквизицию отправил его ученик, молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго: «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием “новая философия”. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».
Шесть лет Джордано Бруно был в заключении в Риме, отказываясь признать свои убеждения ошибкой. Когда Бруно вынесли приговор подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови» (сожжение живым), в ответ философ и еретик заявил судьям: «Сжечь – не значит опровергнуть!».

6. Галилей не произносил знаменитой фразы «А все-таки она вертится!»

То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» (Eppur si muove!) сразу после своего отречения – всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века. Она не подтвержденная никакими документальными данными.
На самом деле Галилей закончил свое отречение в римской церкви Sancta Maria sopra Minerva («Святая Мария торжествует над Афиной Минервой») 22 июня 1633 года следующими словами: «Я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя их заключительного опровержения, вследствие сего я признан сим святым судилищем весьма подозреваемым в ереси, будто придерживаюсь и верю, что Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр и движется. А посему желая изгнать из мыслей ваших высокопреосвященств, равно как из ума всякого преданного христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, – от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси, и вообще все и всякие противные вышеназванной святой церкви заблуждения, ереси и сектантские учения».

7. Галилей изобрел телескоп

Галилей первым применил телескоп (зрительную трубу) для наблюдений за небом. Совершенные им в 1609–1610 году открытия составили настоящую веху в астрономии. При помощи телескопа Галилей первый обнаруживает, что Млечный путь представляет собой гигантское скопление звезд и что у Юпитера есть спутники. Это были четыре самых крупных спутника Юпитера – Европа, Ганимед, Ио и Каллисто, прозванные в честь их открывателя галилеевыми (сегодня астрономы насчитывают у самой большой планеты Солнечной системы 67 спутников).
Галилей увидел в телескоп неровную, холмистую поверхность Луны, горы и кратеры на ее поверхности. Также он наблюдает солнечные пятна, фазы Венеры и видит Сатурн трехликим (то, что он сначала тоже принял за спутники Сатурна, оказались краями его знаменитых колец).

8. Галилей доказал неправоту Аристотеля во взглядах на Землю и Луну и изменил представления человека о Земле и космосе

В истории науки было очень немного событий, аналогичных этой серии открытий по вызванному ей общественному резонансу и воздействию на мышление людей. До Галилея господствующие позиции в европейской науке и культуре занимал аристотелизм. Согласно аристотелевской физике существовало радикальное различие между миром надлунным и подлунным. Если «под Луной», в земном мире все тленно и подвержено изменениям и гибели, то в надлунном мире, на небе согласно Аристотелю царствуют идеальные закономерности, и все небесные тела вечны и совершенны, являются идеально гладкими. Открытия же Галилея, в частности, созерцание неровной, холмистой поверхности Луны было одним из решающих шагов к пониманию того, что весь космос или мир в целом устроен одинаково, что везде в нем действуют одни и те же закономерности.

Читайте также:
17 интересных фактов о Вернадском

9. Галилей утверждал, что Луна похожа на Землю

Кстати, интересно отметить существенную разницу между впечатлением, которое производило созерцание Луны на современников Галилея и которое оно производит на нас сегодня. Нашего современника, взглянувшего в телескоп на Луну, поражает, насколько Луна не похожа на Землю: он, прежде всего, обращает внимание на несколько унылую, серую и безводную поверхность. Во времена же Галилея, напротив, люди удивлялись тому, насколько Луна, оказывается, похожа на Землю. Для нас идея физического родства Земли и Луны стала уже тривиальной. Для Галилея же хребты и кратеры на Луне были наглядным опровержением аристотелевского противопоставления небесных тел и Земли.

10. Галилей изменил наши представления о пространстве и движении тел

Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Например, что считать верхом или низом, по Галилею зависит от выбранной системы отсчета. В аристотелевской же физике мир представлял собой ограниченное, пространство, где верх или низ четко различались. Все тела либо покоились в своих «естественных местах», либо двигались по направлению к ним. Однородность пространства, относительность движения – таковы были принципы новой научной картины мира, заложенные Галилеем. Кроме того, у Аристотеля покой был важнее и лучше движения: у него тело, на которое не действовали силы, всегда находится в покое. Галилей же ввел принцип инерции (если на тело не действуют силы, оно покоится либо равномерно движется), который уравнял покой и движение. Теперь движение с постоянной скоростью не требует причины. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке. Вопрос о конечности или бесконечности мира Галилей считал неразрешимым.

11. Галилей впервые соединил физику с математикой

Важнейшей новацией Галилея в науке было его стремление математизировать физику, описывать окружающий мир не на языке качеств, как в аристотелевской физике, а на языке математики. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-нибудь иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука. Я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, числа, движения, но не запахи, вкусы и звуки, которые, по моему мнению вне живого существа являются не чем иным, как только пустым мнением». И когда знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года Стивен Вайнберг говорит, что суть современной физики – количественное понимание явлений, важно знать, что основу этого заложил Галилео Галилей в своих экспериментах по измерению движения падающих с вершины башни камней, качения шаров по наклонной плоскости и т.д.

12. Физика Галилея основана на идеях, которые нельзя проверить

Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней. Между тем читателя сочинений Галилея поражает, насколько часто он прибегает к мысленным экспериментам. Они обладают способностью доказывать свою истинность еще до своего реального осуществления. Галилей словно еще до всякого опыта убежден в их истинности.
Это говорит о том, что классическая физика, основания которой заложил Галилей, не является беспредпосылочным и потому единственно верным наблюдением природы «как она есть». Она сама покоится на определенных фундаментальных умозрительных допущениях. Ведь основания физики Галилея строятся из принципиально ненаблюдаемых элементов: бесконечное инерциальное движение, движение материальной точки в пустоте, движение Земли и т.д. Как раз аристотелевская физика была ближе к непосредственной очевидности: различие верха и низа в пространстве, движение Солнца вокруг Земли, покой тела, если на него не действуют внешние силы и т.д.

13. Процесс Галилея доказал, что предметы веры и науки смешивать нельзя

Дело Галилея нанесло большой урон авторитету католической церкви. Ее ошибка состояла в том, что практически на уровень догмата было возведено представление из научных теорий, созданных, кстати, язычниками.

Ведь физика Аристотеля, как и система Птолемея – это наследие античности. Но учение о движении Земли не может быть богословским вопросом. Догматы должны касаться области веры, куда нет доступа науке. Например, в «Символе веры» нет ни одного определения, которое можно было бы подтвердить или опровергнуть научно.

14. Церковь признала свои ошибки в деле Галилея

В 1758 году Папа Бенедикт XIV велел вычеркнуть работы, защищавшие гелиоцентризм, из «Индекса запрещённых книг». Эта работа проводилась неспешно и завершилась только в 1835 году.
Голоса о необходимости реабилитировать Галилея звучали на Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Позже реабилитацией Галилея занялся Папа Римский Иоанн Павел II. В 1989 году кардинал Пупар заявил по поводу осуждения Галилея: «Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революции Коперника сулит угрозу католической традиции. Но, то была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и в наши дни».

Биография Галилея

Галилей родился 15 февраля 1564 г. в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста. Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым.
В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики.
Когда Галилей жил в Падуе (1592–1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое.
В 1610 году он переезжает во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи II, который кладет ему хорошее жалованье как своему советнику при дворе. Это помогает Галилею выплатить огромные долги, накопившиеся у него из-за выдачи замуж двух его родных сестер.

Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях.

Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором находились его дочери, и ему было запрещено посещать другие города. Тем не менее, Галилей все равно занимался научными исследованиями. Когда он умер 8 января 1642 года на руках своих учеников Вивиани и Торричелли, папа Урбан VIII запретил торжественные похороны, а кардинал Франческо Барберини (племянник папы) отправил папскому нунцию во Флоренцию следующее послание: «Его святейшество в согласии с указанными мною высокопреосвященствами решил, что Вы, с Вашим обычным искусством, сумеете донести до сведения герцога, что нехорошо строить мавзолей для трупа того, кто был наказан трибуналом святой инквизиции и умер, отбывая это наказание, ибо это могло бы смутить добрых людей и нанести ущерб их уверенности в благочестии его высочества. Но, если все же не удастся отвратить великого герцога от такого замысла, Вам надо будет предупредить, что в эпитафии или надписи, которая будет на памятнике, не должно быть таких выражений, которые могли бы затронуть репутацию этого трибунала. И такое же предупреждение надо будет Вам сделать тому, кто будет читать надгробную речь…»
Много лет спустя, в 1737 году Галилея все-таки похоронили в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, как это и намеревались сделать сначала.

Читайте также:
14 интересных фактов о Тютчеве

На заставке H. J. Detouche. Galileo Galilei displaying his telescope to Leonardo Donato

Интересные факты о Галилее

Среди всех античных учёных именно Галилей занимает одно из первых мест, если говорить о важности сделанных им открытий. Будучи обладателем живого и острого ума, всю свою жизнь Галилей посвятил науки, что повлекло за собой его преследование римской церковью и даже громкий судебный процесс по обвинению в ереси. Читая его биографию и историю его исследований, можно лишь поразиться силе духа этого человека, который один противостоял многочисленным предрассудкам и общественному осуждения, отстаивая свою точку зрения.

Факты из биографии Галилея

  • У учёного было пять братьев и сестер.
  • Галилео Галилей происходил из обедневшего дворянского рода. Семья его, несмотря на своё происхождение, по уровню финансового достатка соответствовала крестьянам.
  • Подобно всем выдающимся деятелям эпохи Возрождения, Галилей был человеком очень разносторонним. В круг его интересов входили математика, астрономия, физика, сопротивление материалов и философия.
  • Отучившись в школе, Галилео Галилей намеревался посвятить свою жизнь церкви. Отец запретил ему становиться священнослужителем. Видя острый ум сына, он желал, чтобы тот занялся наукой.
  • Сам Галилей считал себя верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт.
  • Обучение в Пизанском институте, где Галилей изучал медицину и математику, ему окончить так и не удалось: семейство не нашло денег на очередную плату.
  • Поводом к обвинению Галилея в ереси послужила публикация им книги «Диалог о двух величайших системах мира, Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (т.е., аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля.
  • Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Но, судя по всему, всё-таки не пытали.
  • Помимо научной деятельности, Галилей увлекался поэзией. Правда, прославился он всё-таки в качестве учёного, а не поэта, но стихов он написал немало.
  • То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» сразу после своего отречения — всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века.
  • Галилей первым из ученых изложил теорию механики, систематизировал астрономические наблюдения, выдвинул идею использования маятников, придумал гидростатические весы.
  • У Галилея было трое детей от одной и той же женщины, на которой, однако, он так и не женился.
  • Уже в университете Галилей проявил себя отчаянным спорщиком. Для него не существовало авторитетов, а завязать дискуссию он мог даже по тем вопросам, в которых разбирался не очень хорошо.
  • В течение 18 лет Галилей работал профессором в Падуанском университете. Его лекции были очень популярны, а после первых открытий учёный стал известен по всей Европе.
  • Именно Галилей первым применил телескоп (зрительную трубу) для наблюдений за небом.
  • Два величайших открытия Галилея, перевернувшие тогдашнюю механику — инерция и ускорение свободного падения.
  • Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях.
  • Из-за тяжёлых условий содержания под домашним арестом Галилей ослеп и последние 4 года своей жизни мог только диктовать свои работы.
  • Похороны Галилея прошли незаметно, без церемониальных обрядов. Над его могилой даже не был установлен памятник. Позже прах был перезахоронен во флорентийской базилике.
  • А через 350 лет после суда над Галилеем Папа Римский Иоанн Павел II признал ошибочность действий инквизиции в отношении великого учёного.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: