19 интересных фактов о Глинке

Интересные факты о Глинке

За свою жизнь Михаил Иванович Глинка, один из самых ярких, самобытных и интересных композиторов нашей страны, сочинил множество произведений. Его творчество заметно повлияло на всё развитие российской школы музыки, а таким достижением могут похвастать немногие. Будучи человеком невероятно талантливым, он сосредоточил все свои усилия на музыкальном искусстве, добившись в нём громкого успеха.

Факты из биографии М. И. Глинки

  • Одним из самых знаменитых его произведений считается опера «Руслан и Людмила». Но это сейчас, а на премьере она провалилась. Николай I, который на ней присутствовал, вообще не стал её дослушивать до конца, покинув зал.
  • Изрядный отрезок жизни Глинка посвятил работе над другим масштабным произведением, симфонией «Тарас Бульба», но так и не завершил его, отложив в долгий ящик. Работал он над ним те несколько лет, когда жил в Париже.
  • Композитор водил дружбу с В. Ф Одоевским, знаменитым писателем, одного из ярчайших представителей эпохи романтизма.
  • Именно творчество Глинки оказало огромное влияние на становление таких композиторов, как Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Бородин и других (интересные факты о Римском-Корсакове).
  • Близкие дружеские отношения связывали композитора с А. С. Пушкиным. Познакомился он с ним случайно, но они быстро подружились, и дружба эта продолжалась вплоть до смерти поэта от полученного на дуэли ранения.
  • Возлюбленной Михаила Глинки одно время была дочь Анны Керн, женщины, которую Пушкин открыто называл своей музой.
  • Он обладал великолепным голосом и отлично пел. Но, предпочтя сочинение музыки пению, он так и не стал развивать этот талант дальше.
  • Своё первое действительно масштабное произведение, оперу «Жизнь за царя», Глинка создал, когда ему было тридцать два года. Но ставить её не хотели, и Михаилу Ивановичу пришлось очень постараться, чтобы добиться возможности провести премьеру на сцене Большого театра Петербурга (интересные факты о Большом театре).
  • В честь успешной премьеры вышеупомянутой оперы на следующий день Пушкин, В. Жуковский, и П. Вяземский сочинили «приветственный канон», стихотворение в честь творческого успеха их друга Михаила Глинки.
  • Одно время он изучал некоторые аспекты музыкального искусства, инструментовку и полифонию, под руководством широко известного теоретика музыки Зигфрида Дена. Ради этого он даже временно поселился в Вене, столице Австрии.
  • В биографии Глинки упоминается, что он был достаточно слаб здоровьем. Композитор часто болел и страдал от недомоганий.
  • В поисках вдохновения он много путешествовал по Германии и Италии. В последней он даже поселился на какое-то время, выбрав местом своего пребывания Милан (интересные факты о Милане).
  • Личная жизнь Михаила Глинки не была очень удачной. Супруга его, приходившаяся композитору дальней родственницей, тайком обвенчалась с другим мужчиной, уже будучи замужем. Воспоследовавший за этим развод продлился несколько лет. Разочарованный в семейной жизни Михаил Иванович второй раз так и не женился.
  • Сейчас авторитет Глинки признан по всему миру. Однако, при жизни композитора активно критиковали. Но он, выслушивая критику в свой адрес, не опускал руки.
  • Михаил Иванович свободно владел семью языками, считая русский, который он освоил в совершенстве, на уровне профессионального поэта или писателя.
  • Многие произведения М. И. Глинки представляют собой переложение на музыку известной поэзии. Но не все.
  • Первые попытки сочинения музыки он предпринял ещё в детстве. А любимым его занятием было руководить оркестром, состоявшем при его дяде, человеке знатном и богатом.
  • Путешествуя по другим странам, Глинка в первую очередь интересовался местными музыкальными традициями. Изучая их, он постоянно открывал для себя что-то новое.
  • Сам композитор великолепно играл на скрипке и фортепиано. Видя его тягу к музыке, учить его начали ещё в детстве, когда ему едва-едва исполнилось десять лет.
  • В юности гувернёром Глинки был Вильгельм Кюхельбекер, знаменитый поэт, друг А. С. Пушкина, который позднее принял участие в восстании декабристов (интересные факты о декабристах).
  • Вероятно, свой отпечаток на биографию Глинки наложило и его раннее детство. Бабушка его, дама очень властная и обладающая непростым характером, первые 6 лет его жизни воспитывала его исключительно сама, отстранив от этого процесса даже его родную мать.
  • Происходил композитор из белорусско-литовского дворянского рода, который был официально признан древним ещё в первой половине XVII века. Его прадед, подданный Литовского княжества, принял российское подданство после того, как Литва утратила контроль над Смоленском (интересные факты о Смоленске).
  • Покоится тело Михаила Глинки в Санкт-Петербурге, где он был перезахоронен спустя довольно долгое время после смерти и похорон в Берлине. Там, где находилась его первая могила, сейчас ему установлен памятник.
  • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга была переименована в его честь на 150-й день рождения композитора.
  • Дом-музей М. И. Глинки был открыт ещё в начале 80-х годов прошлого века. Расположен он в Смоленской области, и добраться до него из города можно довольно просто.

«Уж не Глинка, а фарфор». Неизвестные факты о последних годах композитора

Фигура композитора Михаила Ивановича Глинки известна в России и далеко за ее пределами. Многие смогут сказать, что именно Глинку считают основоположником русской классической музыки, что он автор опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

Кто-то вспомнит о его месте рождения и детских годах, проведенных в смоленском Новоспасском. Однако то, как еще относительно молодой композитор провел свои последние годы, для большинства – белое пятно его биографии.

В день 160-й годовщины смерти Глинки SMOL.AIF.RU собрал информацию о непростом последнем десятилетии в жизни композитора.

Последняя любовь

Говоря о последних годах Глинки, следует вспомнить, что в жизни композитора имели место сложные отношения с женщинами. С 1835 по 1847 год (за 10 лет до смерти) композитор был женат. Однако брак этот был неудачным. Вскоре выяснилось, что между супругами нет ничего общего. И главное – жена не любила музыку! У обоих появились любовники.

Самая известная романтическая история в биографии композитора связана с именем Екатерины Керн – дочерью пушкинской музы. Вспыхнувшее между ними чувство породило не только прекрасную музыкальную тему для романса «Я помню чудное мгновенье», но и нежеланную внебрачную беременность юной Катеньки. Хоть в это время жена Глинки Мария уже изменяла ему с корнетом Николаем Васильчиковым практически на глазах всего Петербурга и даже умудрилась с ним тайно обвенчаться, формально брак не был расторгнут. Завязался долгий судебный процесс. Когда стало понятно, что решение вопроса с разводом займет не месяцы, а годы, Глинка дал Екатерине Керн деньги на избавление от беременности. Их ребенок рожден не был. Отношения пары сохранились, но стали стремительно портиться. В итоге, когда через долгие шесть лет развод был получен, Глинка написал о Керн: «Идеал мой разрушился, свойства, коих я долгое время и подозревать не мог, высказались столь резко, что я благодарю Провидение за своевременное их открытие». Семь лет спустя перед тем, как стать женой юриста Михаила Шокальского, 36-летняя Катя провела целый вечер у камина, сжигая письма Глинки. А композитор так больше и не женился – до смерти его оставалось лишь несколько лет.

Сын Екатерины Керн академик Шокальский писал о матери: «Она скончалась в 86 лет и до последнего момента была ясна в мыслях и вспоминала Михаила Ивановича постоянно и всегда с глубоким горестным чувством. Очевидно, она его любила до конца своей жизни».

Музыкальный турист

Не только сложные отношения с женщинами беспокоили Глинку в те годы, но и нападки критиков, которые приняли оперу «Руслан и Людмила» далеко не так восторженно, как «Жизнь за царя» (первоначальное название оперы – «Иван Сусанин»). И композитор отправляется сначала во Францию, а потом, на более длительное время, в Испанию. Там он рассчитывал вдохновиться народными мелодиями, подтянуть испанский и просто отвлечься.

Визит в Испанию был совсем не официальным. Композитор даже умудрился перед самой границей потерять паспорт, из-за чего ему пришлось доказывать, кто он такой – благо, что порядки тогда были не такими строгими, как сейчас.

Чтобы послушать испанские напевы, Глинка пригласил к себе в дом девушку Долорес Гарсиа.

«Дон Франциско по моему желанию отыскал миловидную андалузку, которая славилась пением народных песен, – писал Глинка. – Ей было лет 20, она была небольшого роста, интересной физиономии, сложения крепкого. Ножка же ее была детская, голос очень приятный. Не без хлопот и опасностей поладил я с нею; наконец решился вывезти ее в Мадрид, что также обошлось не без затруднений».

В 1846 году в Мадриде играли сразу две королевские свадьбы. Известно, что на празднике в честь них во дворце Прадо исполняли трио «Не томи, родимый» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Однако о том, что автор в это самое время прогуливался вокруг дворца, не имея возможности попасть внутрь, никто не знал.

Загадочный дон Педро

В Мадриде же в мае 1946 года Глинка приобрел компаньона, с которым расстался лишь за два года до смерти. Это дон Педро Фернандес, приехавший из Палентии, чтобы совершенствоваться в музыке. Почему бы не делать этого под руководством знаменитого композитора? Постепенно, твердя этюды под руководством Глинки, дон Педро стал ему компаньоном и помощником в путешествиях.

Вместе с доном Педро Глинка отправился в Варшаву, Петербург, потом в родное Новоспасское Смоленской губернии. Музыкальный критик Артем Варгафик считает, что дон Педро для Михаила Ивановича был «нечто среднее между другом, секретарем и камердинером».

Однако в 1855 году дон Педро бесследно исчез. А вместе с ним некоторые ценные вещи, а также испанский дневник композитора, который до сих пор никем еще никем не найден.

Не реши дон Педро оставить своего стареющего компаньона, финал жизни Глинки, возможно, получился бы совсем другим. В 1856 году Глинка уехал в Берлин. Последнее письмо оттуда пришло на родину 15 января 1857 года. «. 9 января исполнили в Королевском дворце известное трио из «Жизни за царя». – писал Глинка. – Я также был приглашен во дворец. Если не ошибаюсь, полагаю, что я первый русский, достигший подобной чести. У меня сильная простуда или грипп, а время мерзкое, просто ничего не видать от тумана и снега. »

15 февраля композитор скончался от воспаления легких. Родственников о его смерти никто не известил. К моменту, когда они узнали о его гибели, тело композитора уже предали земле в Берлине на лютеранском кладбище.

Ящик с фарфором

За 20 лет до этих событий Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский, Александр Пушкин и Владимир Одоевский сочинили приветственный канон в честь удачной премьеры оперы «Жизнь за царя». В нем были такие слова, по-дружески обыгрывавшие фамилию композитора:

Пой в восторге, русский хор!

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! Наш Глинка —

Уж не глинка, а фарфор!

Родственники в России узнали о смерти Михаила Ивановича только через три месяца. Его младшая сестра Людмила срочно занялась организацией его перезахоронения на родине.

Во время перевозки на ящике с его останками, чтобы уберечь его от грубого обращения в дороге, сделали надпись «Фарфор».

Мемория. Михаил Глинка

1 июня 1804 года родился композитор Михаил Глинка.

Личное дело

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, расположенном в двадцати верстах от города Ельня. Отец его был помещиком. С десяти лет мальчик начал учиться игре на фортепиано и скрипке. В 1817 году его отдали в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге. Михаил отлично учился, особых успехов достиг в рисовании и иностранных языках. Одновременно он серьезно занимался музыкой с ирландским пианистом и композитором Джоном Филдом, жившим в России с 1802 года, а также с другими преподавателями. Во время летних каникул в усадьбе родителей Глинка исполнял с крепостными музыкантами сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена и других авторов. В 1822 году закончил обучение в пансионе. Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ. С 1824 по 1828 год был помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

Первые музыкальные произведения Михаил Глинка создает в 1820-х годах. Уже в 1825 году он пишет знаменитый романс «Не искушай» на стихи Баратынского. В конце апреля 1830 года Глинка уехал за границу. Он побывал в Неаполе, Милане, Венеции, Риме, Вене, Дрездене. Поселившись в Милане, много слушал итальянские оперы. «После каждой оперы, – вспоминал он, – возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Продолжал работу и над собственными сочинениями. Среди произведений, созданных им в эти годы, выделяются «Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса» и «Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота». Глинка знакомится с крупнейшими композиторами того времени: Доницетти, Беллини, Мендельсоном, Берлиозом. В Берлине изучает теорию музыки под руководством знаменитого педагога Зигмунда Вильгельма Дена.

Заграничные занятия Глинки были прерваны известием о смерти его отца. Вернувшись в Россию, он занялся реализацией возникшего еще в Италии плана – создать русскую национальную оперу. По совету Вяземского, Глинка выбрал сюжет о подвиге Ивана Сусанина. В конце апреля 1835 года Глинка женился на Марии Ивановой. («Кроме доброго и непорочнейшего сердца, – писал он матери о своей избраннице, – я успел заметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок и бережливость. несмотря на молодость и живость характера, она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях»). Композитор поселился в родовом имении, посвящая почти все свое время работе над оперой.

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Годы после постановки первой оперы стали временем признания Глинки в России и за рубежом. В это время им были написаны многие замечательные произведения. На стихи Нестора Кукольника Глинка создал цикл из двенадцати романсов «Прощание с Петербургом» и романс «Сомнение». Тогда же были сочинены лучшие романсы на стихи Пушкина – «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье». Были романсы и на стихи Жуковского и Дельвига. Как руководитель придворной певческой капеллы Глинка ездил по стране в поисках хороших голосов (эту должность он занимал до 1839 года).

В 1837 году Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила». Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к другим поэтам с просьбой сочинить либретто. Среди них были Нестор Кукольник, Валериан Ширков, Николай Маркевич и другие. Итоговый текст принадлежит Ширкову и Константину Бахтурину. Туда вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава), подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы. Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге ровно через шесть лет после премьеры первой оперы. Если жанр «Жизни за царя» Глинка обозначил как «отечественная героико-трагическая опера», то вторую свою оперу он назвал «большая волшебная опера». По словам Глинки, публика приняла оперу «очень недружно», император и его двор демонстративно покинули зал до окончания представления. Фадей Булгарин резко критиковал оперу в печати. В поддержку Глинки выступил Одоевский. Он писал: «. на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, – черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».

В 1844 году Глинка отправился в Париж, затем с 1845 по 1848 годы жил в Испании, изучал народные песни и танцы. Результатами этого стали увертюры на народные темы «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848). В последующие годы он живет в в разных городах: Петербург, Варшава, Париж, Берлин. Пишет оркестровые вариации «Вальса-фантазии», влияние которых чувствуется в симфонических вальсах П. И. Чайковского. Приехав в Берлин, Глинка вновь встречается со своим учителем по музыкальной теории Деном. Он изучает полифонические произведения Баха, мечтая создать русскую полифонию. Однако сделать это он уже не успел. Михаил Иванович Глинка умер в Берлине в феврале 1857 года.

Чем знаменит

Традиции, заложенные двумя операми Глинки, развились в русской музыке в жанры героико-эпической и сказочной оперы. Наследниками этих традиций стали Даргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский. «Жизнь за царя» произвела такое впечатление на современников и потомков, что, несмотря на то, что и до нее русские композиторы создавали оперы, историю отечественной оперной музыки часто отсчитывают с ее премьеры. Более скрупулезные историки все равно признают ее значения, относя все предшествующие русские оперы к «доглинкинской эпохе».

Изначально Глинка сомневался, стоит ли ему браться за оперу о Сусанине, так как уже существовала опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин», впервые поставленная в 1815 году. Однако Жуковский убедил композитора, сказав, что многие произведения созданы на одинаковые сюжеты, и это не мешает им сосуществовать. По предложению Жуковского, для написания либретто был приглашен барон Егор Розен. В советский период биографы характеризовали его как навязанного Глинке «весьма посредственного поэта, к тому же плохо владевшего русским языком». Но надо признать, что Розен сумел справиться с весьма трудной задачей, так как опера создавалась необычно: сначала Глинка писал музыку, и лишь потом Розен сочинял стихи. Было свойственно Розену и крайнее упорство. Если композитору не нравился какой-либо стих, Розен упрямо спорил с ним до последнего, отстаивая свой вариант.

Закончена опера была в октябре 1836 года. Директор императорских театров А. Гедеонов передал ее на отзыв Кавосу, автору оперы «Иван Сусанин» 1815 года. Кавос написал блестящий отзыв и приложил много усилий, помогая постановке, а в день премьеры сам дирижировал оркестром. Есть легенда, что Николай I изменил название оперы «Иван Сусанин» на «Жизнь за царя». На самом деле название изменил сам Глинка по совету Жуковского – они сочли неверным использовать название оперы Кавоса, которая тогда еще шла в театрах. Выбрали новый вариант «Смерть за царя». Николай I же, сказав: «Отдавший жизнь за царя не умирает», исправил слово «смерть» на «жизнь».

Премьера была назначена на 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Михаил Иванович отказался от положенного ему гонорара, сказав: «Я не торгую своим вдохновением!». Публика Большого театра в Петербурге восторженно приняла оперу, император плакал во время спектакля.

О чем надо знать

После февральской революции А. Городцов предложил заменить в либретто оперы «Жизнь за царя» заключительный гимн новым вариантом со словами: «Славься, свобода и честный труд». После октября 1917 года опера «Жизнь за царя» не ставилась до 1939 года, когда под руководством дирижера С. А. Самосуда стала готовиться новая постановка – под названием «Иван Сусанин». Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его варианте сюжет был довольно сильно изменен. Действие было перенесено из 1613 года в октябрь 1612, когда польские войска в Москве были окружены ополчением Минина и Пожарского. Сюжет стал несколько странным: король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение, однако отряд, направившийся из Польши в Москву, по неизвестным причинам оказывается под Костромой, в деревне, где живет Иван Сусанин. У Сусанина же поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. В либретто вообще отсутствовали упоминания о царе. В заключительном гимне вместо «Славься, славься, наш русский царь, / Господом данный нам царь-государь! / Да будет бессмертен твой царский род, / Да им благоденствует русский народ!» стали петь: «Славься, славься, ты Русь моя! / Славься, родная моя земля! / Да будет во веки веков сильна / Любимая наша родная страна. ». В таком варианте опера Глинки ставилась с 21 февраля 1939 года. В 1992 году Большой театр поставил оперу с первоначальными названием и либретто.

Прямая речь

«Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу», – М. Глинка.

«Глинка. в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», – В. В. Стасов.

«Глинка возвысил народный напев до трагедии», – В. Ф. Одоевский.

«Хоту только что исполняли с величайшим успехом. Уже на репетиции понимающие музыканты. были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом. какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!», – Ференц Лист об «Арагонской хоте» Глинки.

«Когда задумываешься, в чем, прежде всего, проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки, неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве – о глубочайшем постижении композитором духа народности», – Д. Д. Шостакович

22 факта о Михаиле Глинке

  • Помимо изучавшихся в Благородном пансионе французского, английского, немецкого, и латинского языков, Михаил Глинка изучил также испанский, итальянский и персидский языки.
  • Из-за занятости Жуковский не мог сам написать либретто оперы. Он лишь создал для нее небольшую песню «Ах, не мне бедному…».
  • Партию Сусанина в первой постановке оперы исполнил Осип Петров, а партию Вани – певица контральто Анна Воробьева. Вскоре после премьеры она вышла замуж за своего партнера по сцене и стала тоже Петровой. В качестве свадебного подарка Глинка сочинил дополнительную арию Вани («Бедный конь в поле пал…» в четвертом акте).
  • В знак своего восхищения оперой Николай I подарил Глинке бриллиантовый перстень.
  • В день премьеры оперы «Жизнь за царя» А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и М. Ю. Виельгорский сочинили канон в честь Глинки.
  • Глинка впервые использовал балетные сцены в опере не в чисто декоративных целях, а заставив их служить раскрытию образов героев и развитию сюжета. После Глинки в русской опере даже сложился стереотип: русские поют, враги танцуют (полонез в «Жизни за царя», затем поляки у Мусоргского, половцы у Бородина).
  • В третьем действии, когда поляки убеждают Сусанина вести отряд, реплики поляков написаны в ритме полонеза или мазурки с размером 3/4. Когда речь ведет Сусанин, размер музыки 2/4 или 4/4. После того, как Сусанин решается на самопожертвование и делает вид, будто его заинтересовали предлагаемые поляками деньги, он тоже переходит на трехдольный размер (на словах «Да, ваша правда, деньги — сила»).
  • Вплоть до конца XIX века было принято, что вторым действием «Жизни за царя», где звучит знаменитая «танцевальная сюита», дирижировал не оперный, а балетный дирижер.
  • «Патриотическая песня» Глинки с 1991 по 2000 годы был официальным гимном Российской Федерации.
  • Роман на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение», посвященные Анне Керн, Глинка посвятил ее дочери Екатерине Керн.
  • Первыми исполнителями «Патетического трио» стали в 1832 году музыканты оркестра театра «Ла Скала» кларнетист Пьетро Тассистро, фаготист Антонио Канту и сам Глинка, исполнивший партию фортепиано.
  • При первой постановке «Руслана и Людмилы» в декорациях сада волшебника Черномора художник использовал изображения одноклеточных организмов: фораминифер и радиолярий, взятые из немецкого зоологического атласа.
  • Великий князь Константин Павлович настолько не любил вторую оперу Глинки, что приказал провинившихся солдат вместо гауптвахты отправлять слушать «Руслана и Людмилу».
  • В арии Финна в опере «Руслан и Людмила» Глинка использовал мелодию народной финской песни, услышанной им от ямщика-финна.
  • В «Руслане и Людмиле» Глинка придумал оркестровый прием подражания гуслям: арфа пиццикато и фортепиано, который взяли на вооружение другие композиторы, в частности Римский-Корсаков в «Снегурочке» и «Садко».
  • Партию Головы исполняет скрытый от зрителей мужской хор. Рассказ Головы об истории Черномора и чудесном мече можно назвать единственной в истории арией для хора.
  • Партия Ратмира предназначена для женского голоса контральто, а Черномор у Глинки вообще не поет.
  • В марше Черномора звучит обычно челеста – инструмент, вошедший в оркестр лишь в конце 1880-х. Она заменяет использованную Глинкой и ставшую сейчас редкой стеклянную гармонику. Сравнительно недавно оригинал нот с партией стеклянной гармоники был найден в Берлине и первоначальная версия оперы поставлена в Большом театре.
  • Народную грузинскую мелодию, которую Глинка положил в основу романса «Не пой, красавица, при мне…» на стихи Пушкина, записал в Грузии и сообщил Глинке Александр Грибоедов.
  • Поводом к созданию «Попутной песни» послужило открытие в 1837 году первой в России железной дороги.
  • Первый памятник Глинке был поставлен в 1885 году в Смоленске. Бронзовая ограда памятника выполнена в виде нотных строк, где записаны 24 отрывка из произведений композитора.
  • На основе «Жизни за царя» 1920-е годы был создан спектакль «Серп и молот», в котором действие оперы Глинки было перенесено в Гражданскую войну.

Материалы о Михаиле Глинке

Композитор Михаил Глинка: детям кратко интересные факты из биографии

Великий русский композитор Михаил Глинка родился в Смоленской губернии. Опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие произведения стали шедеврами, которые сейчас известны всему миру. Романсы Глинки широко популярны. Однозначно, Глинка для детей и взрослых известен немалым количеством музыкальных произведений.

Ранние годы

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая в 1804 году в имении отца, в селе Новоспасское Смоленской губернии. Семейство будущего композитора проживало в этой местности с тех самых времен, когда его прадед, польский вельможа, принял присягу верности русскому императору и остался служить в русской армии.

Обстоятельства сложились таким образом, что мальчика воспитывала бабушка, а маму допустили только после смерти бабушки.

Играть мальчик начал рано. Изучение нотной грамоты пришлось на возраст шести с половиной лет, в десять лет Глинка освоил скрипку и фортепиано, а еще через три года поступил в Благородный пансион. Это было очень престижное место в Санкт-Петербурге, поскольку было от педагогического института. Учился Глинка хорошо, все свободное время отдавал музыке.

По окончании заведения он издал первые сочинения, и все узнали о его таланте. Начинающему композитору многое не нравилось в своем творчестве: он мечтал свои произведения усовершенствовать и довести до идеала. Тогда же он отдает предпочтение бытовому жанру и стремится его расширить.

Расцвет творчества

1822-1823 годы стали особенными: Глинка пишет известные песни и романсы: «Не искушай меня», «Не пой, красавица». Знакомство с Александром Грибоедовым и Василием Жуковским ознаменовало новый этап в творчестве композитора.

Путешествия на Кавказ, Германию, Италию также принесло свои плоды. Глинка проникся творчеством великих итальянских сочинителей и меняет собственный стиль. Он начинает активно интересоваться полифонией, инструментовкой и отдает предпочтение оперному жанру.

По возвращении в Россию Глинка усердно работает над оперой «Сусанин». Премьера творения состоялась в 1836 году и это был фурор: Большой театр Петербурга рукоплескал. Следующая премьера ознаменовалась 1842 годом, но оперу «Руслан и Людмила» общество приняло менее восторженно. Особенно скандальным было то, что после пятого акта императорская семья покинула концертный зал. Об этом писали в газетах, критика сыпалась со всех сторон. Это обидело композитора, и он отправился путешествовать.

Зарубежные поездки

В Испании русский композитор проникся завораживающей природой и особой атмосферой города Вальядолид: в короткие сроки он создает пьесу для оркестрового исполнения «Арагонская охота». С этих пор Глинку стала особенно интересовать этническая музыка. Он даже приглашал к себе погонщиков мулов и простой деревенский народ исполнить ему народные песни, которые он потом записывал на нотоносце. Ознакомившись с народной классикой, композитор брал этот стиль за основу и сочинял свое, делал фантазийные вставки. Таким образом, Глинка стал одним из первых русских музыкантов, сумевших объединить разные ритмы, жанры и стили.

Посетив Испанию и Францию, под влиянием новых впечатлений композитор немного успокоился и в 1847 году возвратился в Россию. В России опять пришлось пробыть недолго, так как начались проблемы со здоровьем. Глинка отбыл в Варшаву, но там разразилась эпидемия холеры. Пришлось поневоле оставаться в четырех стенах и заниматься творчеством. Несколько романсов и знаменитая «Камаринская» стали результатом этой поездки. По признанию самого автора, поначалу «Камаринская» задумывалась как обычная фортепианная пьеса, наподобие плясовой. Но «фантазия разыгралась», и на едином дыхании была написано оркестровое произведение. И именно оно стало визитной карточкой великого композитора.

Заграничные путешествия всегда вдохновляли великого композитора. В основном во время таких путешествий он творил и открывал что-то новое. Во время нахождения на родине Глинка преподавал и выполнял рутинную работу: переписывал партитуру, доводил до совершенства свои творения. Очень много произведений сочинил Глинка для детей: до него этот жанр оставался практически нетронутым. Именно под его мощным влиянием сформировалась русская классическая музыка.

В 1856 году Глинка отправился в Берлин. Почти ровно через год, 15 февраля, он скончался. Захоронение произошло на Троицком кладбище лютеранцев. После останки, после ходатайства сестры, перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском погосте.

Интересный мультипликационный фильм о великом композиторе.

Великое наследие композитора

  • Всего насчитывается около 20 романсов и песен.
  • Композитор создал 6 симфонических творений, около 10 камерно-инструментальных и две оперы.
  • Глинка был высоко оценен и современниками, и последователями. В. Стасов, музыкальный критик, оценил Глинку наравне с Пушкиным: если А.С. Пушкин стал «солнцем» и родоначальником русской литературы, то М.И. Глинка – для русской музыки.
  • П.И. Чайковский метафорически выразился, что всю русскую симфоническую школу нужно рассматривать подобно дубу в желуде: именно так предстает в творческом наследии композитора симфоническая фантазия «Камаринская».
  • В Новоспасском селе, на малой родине композитора, был организован Музей. Во многих городах, в том числе и зарубежных, создателю русской музыкальной классики, установили памятники: в Болонье, Берлине, Киеве. Также в честь М.И. Глинки назвали Государственную академическую капеллу в Санкт-Петербурге.

«Патриотическая песня» — музыкальное произведение композитора Михаила Ивановича Глинки, сочиненное в 1833 году, в период с 1991 по 2000 год являлось официальным гимном Российской Федерации.

Интересные моменты биографии

  • Глинку в молодости увлекла дочь Анны Керн – семнадцатилетняя Екатерина, матери которой Пушкин посвятил известные стихи. Екатерину композитор боготворил: она стала вдохновением и музой для создания многих произведений. Ей он посвятил музыку на стихи Пушкина, предназначенные ее матери. Так был создан известный романс и вальс-фантазия.
  • Глинка был моложе Пушкина на пять лет и прожил одинаковое количество лет с П.И. Чайковским.
  • Французский композитор Г. Берлиоз весьма высоко оценивал творчество Глинки. Он сам исполнял его произведения, вместе с Глинкой давал концерты, которые пользовались невероятным успехом.
  • Франция была особенной отдушиной для Глинки. В Париже он начал симфонию «Тарас Бульба», но так, к сожалению, ее и не закончил.
  • Глинка любил церковный жанр и часто сочинял музыку для богослужений на церковнославянские тексты. Например, им была написана Ектения и молитва «Да исполнится молитва моя».

М.И. Глинка стал «солнцем» русской музыки. Он смог создать особый русский стиль, соединив русский народный песенный склад с музыкальной техникой. Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни. Также Глинка стал одним из первых, кто обратился к зарубежной этнической музыке и удачно использовал ее элементы в русских фантазийных произведениях.

Интересные факты о Павле Третьякове

Известный меценат Павел Третьяков, когда основывал свою знаменитую Третьяковскую галерею, наверное, и не подозревал, что со временем она станет одним из самых знаменитых музеев не только России, но и всего мира. В ней побывало уже много миллионов иностранных туристов, не говоря уже о россиянах, потому что на всём свете очень мало мест, где сосредоточено сразу такое количество бесценных произведений искусства. Вы там ещё не были? Если нет, то при случае это определённо стоит исправить!

Факты из биографии Павла Третьякова

  • Основатель знаменитой галереи не мог похвастать дворянским происхождением — он происходил из купеческого рода.
  • Отец Павла Третьякова был очень преуспевающим торговцем. Когда его дело перешло к Павлу и его брату, они ещё больше расширили его, обеспечив работой много тысяч человек.
  • В наше время Павла Третьякова наверняка назвали бы «бумажным магнатом» — основу его бизнеса составляло производство бумаги, весьма сложное в ту эпоху.
  • На начальном этапе своей жизни Павел Третьяков получал домашнее образование. Для его обучения родители наняли нескольких профессиональных преподавателей.
  • Будучи невероятно успешным предпринимателем, он со временем стал одним из богатейших в России людей. На момент его кончины состояние его оценивалось в 3,8 млн рублей, что по меркам тех лет представляло собой невообразимо огромную сумму.
  • Знаменитая галерея Павла Третьякова началась, как собрание картин. Сейчас там хранятся и другие произведения искусства.
  • Павел Третьяков начал собирать полотна известных художников ещё в молодости, когда ему было всего двадцать пять лет.
  • Затрачивая немалые суммы на приобретение картин, он изначально планировал подарить свою коллекцию городу Москве.
  • Супругой Павла Третьякова стала двоюродная сестра известного мецената Саввы Мамонтова.
  • Его любимым художником был Василий Перов. Он скупал практически все его картины, и даже заказывал новые. После смерти Перова Третьяков даже устраивал выставки его полотен.
  • У Павла Третьякова было шестеро детей, но один из них, к сожалению,у мер ещё в детстве, а другой родился с умственными отклонениями.
  • Изначально он предполагал выставлять в галерее только полотна российских живописцев, но позднее начал собирать и картины иностранных художников.
  • Любимой картиной жены Третьякова, Веры Николаевны, было полотно под названием «Гимп пифагорейцев восходящему солнцу», написанное художником Бронниковы. Эта картина была написана под заказ именно для Третьяковской галереи (интересные факты о Пифагоре).
  • Для размещения коллекции картин П. Третьяков построил отдельное здание.
  • Вход в картинную галерею был открыт спустя семь лет после того, как он начал собирать свою коллекцию.
  • Спустя 11 лет после официального открытия галереи Павел Третьяков официально передал её Москве.
  • За свой дар он получил звание почётного гражданина Москвы.
  • Даже после передачи галереи во владение городу, Павел Третьяков до последнего года своей жизни продолжал постоянно приобретать всё новые и новые произведения искусства, неизменно передавая их в галерею.
  • Также за счёт Павла Третьякова были основаны бесплатные художественные школы, и одно училище для глухонемых.
  • До самой смерти Третьяков официально считался хранителем знаменитой картинной галереи.
  • Последними словами, что он произнёс перед смертью, были «берегите галерею и будьте здоровы».
  • Похоронен меценат был на Даниловском кладбище Москвы, но в середине XX века его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.
  • Памятник Павлу Третьякову расположен аккурат перед входом в основанную им галерею.
  • Также его имя носит ледник на острове Новая Земля.
  • И в СССР, и в России выпускались марки с портретом Павла Третьякова.

Павел Михайлович Третьяков — интересные факты

Павел Михайлович Третьяков, знаменитый предприниматель и меценат, родился 27 декабря 1832 года в известной и старинной купеческой семье. Так, история их рода начинается с его прадедушки, Елисея Мартыновича, знаменитого предпринимателя, обосновавшегося в Москве в 1774 году.

Дедушка Павла, Захар Елисеевич унаследовал дело своего отца. Будучи купцом третьей гильдии, он владел предприятием, занимающимся обработкой и покраской тканей. Его производство впоследствии унаследовал отец Третьякова, Михаил Захарович, занимавшийся производством, обработкой и продажей тканей, владея при этом целым рядом лавок и предприятий.

Впоследствии его отец немало преуспел, когда купил целый ряд общественных бань, после чего перестроил и переделал их в торговые ряды. Помимо этого он также дал разрешение на то, чтобы эти заведения могли посещать люди из всех сословий, не ограничиваясь при этом купечеством и дворянством.

Детские годы Павел провёл дома, где и получил первое образование. К моменту наступления совершеннолетия, будущий предприниматель начал помогать отцу и вскоре вместе с ним открыл бумагопрядильную фабрику.

Позже Павел Третьяков поступил на государственную службу, где впоследствии дослужился до коммерции советника. Также за всю свою жизнь он получил такие звания, как член отделения Совета торговли и мануфактур и почётный гражданин города Москвы. Также он был членом выборного совета биржевого общества.

Будучи поклонником и ценителем искусства, в частности живописи, Третьяков также состоял в такой организации, как петербургская академия художеств, будучи её полноценным членом. Помимо этого, он в разные годы входил в состав совета московского художественного общества.

Унаследовав предприятие отца, Павел Третьяков приумножил и расширил его капитал. Он прокладывал новые маршруты, по которым закупались и перепродавались лён, сукно и ткани, а также создал новый торговый дом, чья задача состояла в том, чтобы централизовать торговлю Третьяковых и упорядочить процесс покупки сырья и продажи тканей посредством торговых рядов и лавок.

Его же собственный текстильное дело к тому времени достигло апогея своего процветания. Впоследствии Павел расширил семейный бизнес, основав с братом новый торговый дом братьев Третьяковых, к которому вскоре присоединился его зять Кошин.

Зять, также происходивший из купеческого сословия, имел схожий бизнес, но его капитал был сосредоточён по большей части в Костромской губернии. Построив, таким образом, совместный бизнес, обе семьи немало преуспели в этом, обеспечив всем большую прибыль, а также позволив существенно расширить поле их купеческой деятельности.

Немало разбогатев благодаря подобной кооперации, Третьяков отныне мог себе позволить на равных вести дела с крупнейшими промышленниками и купцами Москвы, а чуть позже, в 1866 году, основать Московский купеческий банк. Будучи основателем, Павел Третьяков стал главой нового банка, а также вошёл в состав такой организации, как, Московский торгово-промышленный союз. Впоследствии он присоединил к своему торговому дому все окрестные крупные и мелкие предприятия.

К тому времени, всё состояние Третьяковых оценивалось примерно в 4 миллиона рублей. Для того времени, это была просто невероятная сумма. Среди всего его имущества стоит отметить целый ряд недвижимости в Москве. В том числе и пять домов, а также огромное количество государственных векселей и ценных бумаг. Что касается его фабрик и предприятий, то на них, ближе к концу его жизни, работало более двухсот тысяч человек.

Из всех членов семьи Третьяковых, Павел самым последним связал себя узами брака. Произошло это тогда, когда известному предпринимателю было тридцать три года. Его супругой была Вера Николаевна Мамонтова, являвшейся главной опорой для мецената. Во всём она следовала за своим мужем, и лишь единственная преграда вставала между ней и супругом – его коллекция картин, которой он посвящал почти всё своё свободное время.

Со своей будущей женой предприниматель впервые встретился во время тихого и спокойного семейного вечера в доме семьи Мамонтовой. Сама Вера Николаевна, как и Павел, происходила из богатой купеческой семьи. Внимание Павла привлекло не только её изящество, но ещё и острый ум, и пристрастие к музыке.

Свадьба состоялась двадцать второго августа 1865 года. К всеобщему удивлению всей семьи, их союз оказался поразительно прочным и благополучным. Всего у них было шесть детей, а в доме сохранялась на редкость тёплая и счастливая обстановка. Однако даже в такой благополучной семье были свои проблемы. Так, например, сам Павел Третьяков был довольно строгим человеком, старавшимся жить как можно экономнее. Единственное, на чём он не экономил никаких денег, это была его коллекция картин.

Однако его жена всё же предпочитала не упрекать своего мужа за столь высокие расходы на искусство, предпочитая сохранять мир и гармонию в семье.

Свою знаменитую коллекцию картин и других произведений искусства Павел Третьяков начал собирать и пополнять примерно в 1854 году. Первыми выкупленными им работами стали голландские картины из цикла «на развалах Сухаревой башни». Примерно в те годы Третьяковым и овладевает мысль создать на базе его коллекции общедоступную художественную галерею. Третьяков начинает активно покупать произведения современных ему художников, пополняя тем самым состав галереи.

Порой Третьяков покупал не столько отдельные картины, сколько целые коллекции и циклы картин, которыми тут же пополнял свою собственную галерею. Так, в 1874 году Третьяковым был приобретен целый цикл произведений Верещагина, состоящий из 13 картин, 133 рисунков и 81 этюда. В 1880 году в состав его коллекции вошла индийская серия, в которую входило 78 этюдов. Примерно тем же способом Третьяков в разное время выкупает и этюды художника Иванова.

В 1885 году Третьяков отправляется в путешествие по Ближнему Востоку, в ходе которого он приобретает 102 этюда Поленова, написанные как раз во время поездки по этим местам. Чуть позже, в 1886 году он покупает эскизы художника Васнецова, которые тот написал во время работы над росписью Владимирского собора. При этом Павел Третьяков не бездумно покупал любые понравившиеся ему работу, а старался отбирать и покупать произведения различных авторов из самых разных эпох, обращая внимание на то, чтобы они могли в полной мере отображать эволюцию творчества выбранных им художников. Среди них самым любимым творцом самого Третьякова был Василий Перов, у которого он купил практически все его картины, а после смерти художника регулярно проводил выставки его работ.

В основном Третьяков покупал произведения творцов 18 и 19 веков. Помимо этого, он увлекался образцами древнерусской живописи и письменности, вследствие чего старался приобретать их в первую очередь.

Одной из целей его коллекции было создание целого собрания портретов знаменитых личностей, оставивших наибольший след на русскую историю и культуры. Чтобы осуществить эту идею, Третьяков заказывает у таких художников, как Крамской и Репин, портреты всех своих известных современников. Так, именно благодаря Третьякову до нас дошли знаменитые портреты многих российских политиков и деятелей культуры, представленные ныне в его галерее.

Начиная с 1890 года, он увлекается коллекционированием икон, вследствие чего начинает собирать их по всем уголкам России, выкупая у нынешних владельцев. Помимо этого он дополнил коллекцию и работами самых древних творцов, творивших начиная с 471 года.

Впоследствии Третьяку, чтобы вместить всю его огромную коллекцию, потребовалось перестроить и существенно расширить здание его дома, находящееся в Лаврушинском переулке. В будущем оно ещё несколько раз перестраивалось, пока не обрело современный вид.

К моменту завершения строительных работ, здание было полностью приспособлено для размещения в нём художественной галереи его владельца. Оно становится достаточно большим не только для того, чтобы поместить в нём все картины, но ещё и для того, чтобы проводить внутри здания многочисленные выставки и выступления. Нынешний вид галерея обрела к 1900 году, уже после смерти самого мецената.

Впервые для посещения галерея была открыта в 1881 году, после чего её в последующие годы посетило около 30 тысяч человек. К 1892 году состав галереи пополняется ещё двумя экспозициями, созданными благодаря покупке коллекции картин западноевропейских авторов. Довольно скоро заведение становится одним из самых известных и посещаемых музеев, как Москвы, так и всей России. В том же 1892 году Третьяков официально и безвозмездно передаёт в собственность Москвы здание галереи со всеми находящимися в нём работами. Но, невзирая на это, вплоть до своей смерти он занимал должность хранителя галереи. К этому моменту коллекция музея включала в себя около двух тысяч работ.

Галерея входит в список самых популярных музеев России. Ежегодно её посещает более 150 тысяч человек, будучи доступной для всех слоёв населения. Кроме того, состав коллекции продолжает пополняться даже после того, как музей был передан городу.

Помимо его интереса к живописи, Павел Третьяков также немало увлекался музыкой и благотворительностью. Так, на его средства было создано училище для глухонемых в Донской губернии, а также множество бесплатных художественных школ.

В декабре 1898 года Третьяков заболел язвой желудка. Вскоре стало известно, что его дни сочтены. Но даже на смертном одре, одолеваемый болезнью, он продолжал осведомляться о состоянии галереи. Так, последними словами великого мецената были: «берегите галерею и будьте здоровы».

Первоначально останки Павла Третьякова упокоились на Даниловском кладбище, но позже его перезахоронили уже на Новодевичьем кладбище в Москве.

Павел Третьяков – предприниматель и меценат

Биография Павла Третьякова

Дата рождения: 27 декабря 1832 года
Место рождения: город Москва
Дата смерти: 16 декабря 1898 года

Павел Третьяков – предприниматель. Павел Михайлович Третьяков родился 27 декабря 1832 года или по старому стилю 15 декабря. Детство провел в имении родителей и получил образование в домашних условиях. После достижения сознательного возраста, стал помогать отцу и вместе с ним открыл целлюлозную фабрику или как она в то время называлась бумагопрядильную. Павел Михайлович занимал множество постов и был награжден различными наградами при жизни. Он являлся почетным потомственным гражданином, грамоту которого он получил в 1856 году.

Третьяков служил на государевой службе в должности коммерции советника, согласно табелю о рангах того времени. В 1897 году получил звание почетного гражданина Москвы и с 1868 по 1889 был членом отделения Совета торговли и мануфактур московском отделении. Занимаясь банковской деятельностью, которая его интересовала лишь отчасти в силу бизнеса его мануфактур, вошел в выборный совет биржевого общества.

Увлекаясь живописью и произведениями искусства, он входит в 1893 году в состав петербургской академии художеств и становится спустя год ее действующим членом. Так же он избирается в совет московского художественного общества и принимает активное участие в его деятельности в период с 1872 по 1894 года. Третьяков был выходцем из потомственной купеческой семьи. Еще его прадед Елисей Мартнынович переехал в Москву в 1774 года и был известным промышленником своего времени.

Его дед Захар Елисеевич стал купцом третьей гильдии и в 1892 году организовал в Москве производство по окрашиванию и обработке крахмалом тканей для изготовления парусов. Его отец Михаил Захарович, дело которого Павел Михайлович продолжал был купцом второй гильдии и занимался на тот момент в основном купеческой деятельностью по продаже тканей и владел сетью лавок и салонов.

Крупным проектом отца стало приобретение общественных бань на Якиманке, и перестройка из с созданием торговых рядов. Так же он создал в них возможность для посещения людьми разных сословий, тогда как до него данное заведение предназначалось исключительно для представителей дворянства и мещанства Москвы.

Получив подобный бизнес от отца, он занялся в первую очередь развитие торговли и расширял географию закупок различных тканей, льна и сукна грубого производства. В последствии вместе с отцом он начал создавать отдельный торговый дом, который бы смог централизованно заниматься всей цепочкой от закупа, до реализации тканей через лавочников и собственные торговые ряды.

При этом его текстильный дом достиг максимального расцвета в том виде, в котором он был создан отцом. В 1860 году он совместно со своим братом организует одноименной торговый дом братьев Третьяковых, к которому в последствии примкнет их зять Коншин.

Зять в то время занимался примерно тем же купеческим ремеслом, но с большими торговыми связями в костромской области. Льняные ткани из Костромы отличались удивительным качеством и ярким рисунком. На фоне отсутствия их ассортимента в Москве, подобная кооперация принесла их семьям возможность развить общий бизнес в довольно больших масштабах.

Подобный успел в результате кооперации позволил Третьякову объединиться на равных с крупными предпринимателями и создать новый Московский купеческий банк в 1866 года. Павел Михайлович становится руководителем нового банка и одновременно с этим входит в Московский торгово промышленный союз. В 1874 году, располагавшийся в здании Московского торгового банка ряд крупных фирм, были включены в состав его торгового дома.

На тот момент, состояние Третьякова оценивало в четыре миллиона четыреста тысяч царских рублей, он так же владет дорогой недвижимостью в Москве в виде пяти домов и обладал определенным объёмом ценных бумаг и государственных векселей.

В 1854 Третьяков начинает собирать коллекцию произведений искусства, основой которой становятся произведения живописи различных мастеров и эпох. Первые крупные пополнения его коллекции составляются и десяти полотен мастеров Голландии из цикла «на развалах» Сухаревой башни. В то время, Третьяков ставить задачу создания национальной художественной галереи. Первые пополнения галереи составляются из работ своих современников и в 1870 годах начинается проведение передвижных выставок.

Работы, которые он приобретает в это время иногда составляют целые собрания и большие коллекции, которые приобретаются единовременно со всеми произведениями искусства.

В 1874 году он покупает туркестанскую серию работ Верещагине состоящую их тринадцати отдельных картин, ста тридцати трех рисунков и восьмидесяти одного этюда. В 1880 году его коллекция пополняется индийской серией их семидесяти восьми этюдов. Так же к этому времени различным путями в коллекцию Третьякова попадают порядка восьмидесяти этюдов Иванова.
Отправляясь в путешествие в 1885 году по городам Турции, палестины и Сирии он приобретает

Сто два этюда художника Поленова, которые он написал в те местах. Коллекция в 1886 году пополняется собранием эскизов Васнецова, который он пишет в процессе работы над росписью Владимирского собора. В процессе обирания галереи, Третьяков старался показать процесс развития живописи и наполнить коллекцию различными работами эпох, которые бы показывали особенности работ авторов в динамике их роста и развития основных школ живописи. Работы Репина, Серова, Левитана, Крамского и многих других художников были собраны в больших количествах за эти годы.
Большую часть работ коллекции составляли работу художников восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. Так же он собирал редкие картины древнерусской живописи и по возможности находил и приобретал редкие экземпляры и письменности.

Одной их масштабных идей было создание «Русского пантеона», в который должны были войти портреты, написанные при жизни различных великих деятелей и личностей России. Для этих целей третьяков заказывает и портреты своих современников. Обратившись с подобным заказом к мастерам Неверову, Перову, Крамскому, Репину, Третьяков обладателем большой коллекции портретов и некоторые портреты знаменитых личностей дошли до нас исключительно благодаря его стремлению.

В 1890 Третьяков начинает вести собрание икон, и приобретает в свою коллекцию различные иконы находящиеся у частных собственников со всей России. В то же время создается коллекция работ древних мастеров, начиная с работ четыреста семьдесят первого года.

В общей сложности Третьякову удается собрать порядка шестидесяти двух икон, некоторые из которых уникальны. Все иконы из коллекции находятся в его кабинетах и не выставляются в экспозициях. Помимо предметов живописи, коллекция Третьякова при его жизни насчитывала девять скульптур.
Увеличивающаяся коллекция потребовала перестройки здания дома братьев Третьяковых, которое расположено в Лаврушинском переулка и начиная с 1870 года в течении десяти лет под руководством архитектора Каминского здание несколько раз перестраивается.

После ремонта и модернизации здание превращается в галерею и в нем становится возможным проводить публичные выставки и в нем размещаются все существующие коллекции Третьякова. В существующем виде в традиционной русской классики здание перестраивается уже после смерти самого Третьякова в 1900 года в течении пяти лет по эскизам работ Васнецова.

Закончившийся ремонт под руководством Каминского ознаменовывается открытием публичных посещений галереи, которое происходит в 1881 году. В течении четырех лет экспозицию смогло посетить более тридцати тысяч человек.

В 1892 году открывается две новые экспозиции после того, как третьяков унаследует от своего брата западноевропейскую коллекцию живописи. Музей Третьякова входит в число самых крупных собраний произведения искусства и стоит в одном ряду с остальными музеями России того времени, при этом в августе 1892 года третьяков передает в дар городу весь особняк со всеми произведениями искусства в нем находящимися.

Галерея посещается порядком ста пятидесяти тысяч человек ежегодно и остается открытой широкой публике на протяжении всего последующего времени, при этом Третьяков продолжает пополнять коллекции музея.

Начиная с 1893 года Третьяков начинает создавать каталог произведений искусства, который в 1896 году публикуется и становится известным под его именем. Каталог в последствии дополняется и расширяется, и становится серьёзным документом и справочным материалом для специалистов.

Достижения Павла Третьякова:

• Создал одно из крупнейших собраний произведений живописи отечественных мастеров
• Создал мануфактуры и торговые дома, которые поставляли текстиль для большинства потребителей Москвы того времени
• Организовал собственный банк для мануфактур и возглавил его

Знаменательные даты в жизни Павла Третьякова:

• 27 декабря1832 года родился в Москве
• 1850-е унаследует дело отца
• 1854 начинает собирать коллекцию живописи
• 1881 открывается для свободного посещения его собрание картин, открытие галереи Третьякова
• Август 1892 года дарит здание галереи и все произведения искусства Москве

Интересное из жизни Павла Третьякова:

• В донской губернии Третьяковым было отстроено училище для глухонемых, что по тем временам было большой редкость.
• Третьяков был большим меценатом и на его средства содержались художественные школы и училища живописи и зодчества.
• Могила Третьякова находящаяся на Новодевичьем кладбище на самом деле изначально находилась на Даниловском и в последствии была перенесена.

Читайте также:
19 интересных фактов о Чарльзе Диккенсе
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: