18 интересных фактов про Грина

Интересные факты из жизни Александра Грина

Александр Степанович Грин – известный русский поэт и прозаик, работал в жанре неоромантизма, использовал в своих произведениях элементы символической фантастики. Настоящую славу узнал после публикации феерии «Алые паруса». Автор знаменитых «Алых парусов» за свою жизнь написал много и других произведений, может быть, не настолько знаменитых, но не менее хороших — это факт. Впрочем, на ниве поэзии Грин тоже отметился, опубликовав действительно талантливые стихи, да и в целом он был очень плодовитым автором. Жизнь российского и советского писателя Александра Грина простой назвать точно не получится — судьба изрядно помотала литератора, и ему довелось пройти через самые непростые жизненные обстоятельства.

Интересные факты из жизни Александра Грина.

Отцом писателя был поляк, сосланный в Сибирь за участие в восстании.

Настоящая фамилия Александра Грина — Гриневский.

Читать юный Александр научился уже в 6 лет, начав с произведений Джонатана Свифта о Гулливере. Любовь с литературе о приключениях и морских путешествиях в неизведанные земли осталась с ним навсегда.

Во время учёбы в училище однокашники прозвали Александра прозвищем «Грин», попросту сократив его фамилию.

Александр Грин был трудным подростком, и за проблемы с поведением его даже грозили отчислить из училища. В итоге так и случилось, а поводом послужило написанное им оскорбительное стихотворение, направленное против его учителей.

В 15 лет мать Грина умерла, а отец вскоре женился заново. Не сумев наладить отношения с мачехой, юный писатель поселился отдельно от семьи.

В детстве Александр Грин пытался сбежать из дома, чтобы наняться матросом на какой-нибудь корабль и уплыть в далёкие края.

Мечту о морских плаваниях он исполнил, в 16 лет нанявшись матросом на пароход в Одессе. Один раз он даже побывал за границей, в Египте.

Позднее Александр Грин поступил на военную службу, но быстро возненавидел её и спустя полгода дезертировал. Его поймали и вернули на место, но он снова сбежал.

Проникшись идеями революции, Грин поддерживал их, выступая в качестве пропагандиста.

После ареста по подозрению в революционной деятельности в 1903 году Александр Грин провёл в заточении больше года, пока длилось следствие, дважды предприняв за это время попытки побега. В полицейских рапортах он характеризовался, как «озлобленный, замкнутый человек, способный на всё, не боящийся рискнуть жизнью». В итоге Грина приговорили к 10 годам ссылки, вскоре амнистировали, а затем снова арестовали и сослали на 4 года в Тобольскую губернию.

Спустя три дня после прибытия на место ссылки писатель сбежал, с помощью отца заполучил паспорт, принадлежавший некоему Мальгинову, и отправился в Петербург.

Свои произведения Александр Грин подписывал самыми разными псевдонимами — Мальгинов, Степанов, Эльза Моравская и другими.

Любовь к морю нашла своё отражение в его душе в том, что он сделал себе на груди татуировку в виде парусного судна.

В течение жизни Александр Грин успел опробовать много разных профессий, побывав и золотодобытчиком, и лесорубом, и рабочим на железной дороге, и рыбаком.

Именно после побега из ссылки Грин стал настоящим писателем. Правда, первые его произведения после публикации вскоре были изъяты полицией и сожжены, но это его не остановило, как и воспоследовавшая за этим ссылка в Архангельск.

В течение жизни Александра Грина из-под его пера вышло около 400 произведений.

Когда началась Гражданская война, он сражался в рядах Красной армии, но вскоре разочаровался в большевиках, ужаснувшись из-за захлестнувшего страну насилия.

В 20-х годах советские власти объявили Александра Грина врагом народа, а его произведения были запрещены к публикации.

В течение жизни писатель был женат трижды.

Во время всех своих путешествий, добровольных и не очень, Грин никогда не расставался с фотографией отца, всегда держа её при себе.

На творчество Грина сильно повлияла Первая Мировая война. Именно с этого момента его произведения приобрели ярко выраженный антивоенный настрой.

Одно время он был вынужден скрываться от царских властей в Финляндии, вернувшись только после Февральской революции.

До конца своих дней Александр Грин в знак протеста против большевистского режима пользовался дореволюционной орфографией и старым календарём.

Одним из покровителей Грина был Максим Горький.

Действие многих произведений писателя происходит в одной и той же вымышленной стране. Сам Грин не давал ей названия, но благодаря литературному критику Зелинскому к ней прилипло название «Гринландия».

В 60-х годах прошлого века, спустя 30 лет после смерти писателя, к нему пришла громкая слава, невзирая на то, что до этого он считался идеологическим врагом.

В честь Александра Грина был назван открытый астрономами планетоид Гриневия.

В последние годы его жизни печатать его произведения почти перестали, и он умер в Коктебеле, всеми забытый и нищий. После смерти писателя никто даже не пришёл проститься с ним.

С 2000 в России действует премия имени Александра Грина, вручаемая писателям за выдающиеся достижения на ниве приключенческой литературы для детей и подростков.

Грин без грима.Как угрюмый пьяница создавал романтические феерии.

Александр Гриневский (1880–1932) — более известный как Александр Грин — вошел в историю русской литературы автором романтических сказок. Однако его биография была мрачной, как, впрочем, и ранняя проза.

Бывают люди, по природе своей лишенные удачливости, упускающие из рук то немногое, чем одаривает их жизнь. Александр Гриневский, сын ссыльного поляка, с детства знал, что такое неудачи. Отец его крепко пил — и то безудержно баловал первенца, то лупил его почем зря за незначительные проступки. Измученная туберкулезом и частыми родами мать пугала мальчика, обещая ему участь босяка. Болезненно впечатлительный юноша запоем читал переводные романы о приключениях, в одиночку шлялся по улицам или терроризировал окрестные леса, паля из собственного ружьишка в птиц без разбора. Друзей у него не было. Из приличной гимназии его вышибли за дурацкие стишки собственного сочинения — вундеркинд в ядовитом пасквиле прошелся по преподавателям: «Инспектор, жирный муравей, гордится толщиной своей. » — и далее в том же духе. Боясь неизбежной порки, Саша решил бежать из Вятки в Америку, но к вечеру замерз, проголодался и вернулся домой. Ему не везло во всем, даже в городской лотерее-аллегри: «Я проставил на билеты пять рублей, беря все пустые трубочки. До сих пор не забыть мне, как к колесу подошла дурная, как грех, девица, взяла два билета, и оба они оказались выигрышными: самовар и часы».

Читайте также:
Письмо Чарли Чаплина своей дочери Джеральдине

В шестнадцать лет, кое-как окончив реальное училище, Гриневский уехал в Одессу — поступать на корабль. Долговязый, щуплый, болезненно вспыльчивый подросток воображал себя ловким, подтянутым юнгой. Год он провел в одесском порту, перебиваясь с хлеба на воду, но жестокая школа жизни не искоренила пылкого воображения. Гриневский успел послужить учеником матроса, сходить в Крым и даже в Египет. Однако со всех пароходов Грин вылетал после первого (максимум второго) рейса. Матросы травили «барчука» и жестоко издевались над ним, а с офицерами гордый юноша раз за разом спорил и даже лез в драку.

С позором вернувшись в родную Вятку, Гриневский промаялся там зиму и на следующий год отправился искать счастья в Баку. Босяцкая жизнь его затянула, он бедствовал, голодал, побирался, ночевал где придется и брался за любую работу. Успеха, ожидаемо, не достигал нигде, порой ему не платили, плюс он подцепил малярию. После Баку был Урал, золотые прииски, лесосплав, год солдатчины, ячейка эсеров и виток революционной работы. Молодой подпольщик прославился пылкостью агитации и растратой партийных денег. Он наконец встретил первую любовь — потомственную революционерку Екатерину Бибергаль. Чувства Гриневского были столь пылки, что, не пережив отказа вступить в брак, он стрелял в возлюбленную. Но и в этом не преуспел — промахнулся, оцарапав лишь кожу. Вскоре горе-подпольщик оказался арестован, попал в тюрьму, отсидел первый срок, после чего разочаровался в терроре и бомбах. Но зато именно эсеры его совратили, толкнув на скользкую стезю литературы. Первый свой рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» Александр Грин написал по их заказу и получил сказочный гонорар — 75 рублей. Щедрый куш побудил неофита двигаться в выбранном направлении. И нельзя сказать, что двигался он легко.

Смерть взаймы.

Разглядеть в ранних рассказах Грина прозу большого писателя не смог бы и опытный критик. Да, он писал ярко, эмоционально, с размахом, но пропаганда есть пропаганда. Его первые персонажи — парад уродов, галерея портретов из книги Ломброзо. Наблюдательный Грин охотно описывал смерти и самоубийства, теракты и казни; смаковал, как штык молодого солдата входит в похолодевший от ужаса затылок ефрейтора, как петля крепится на суку, как пуля пробивает тело, словно игла холст, а внезапная смерть сжимает сердце. Его герои вешают котят, пристреливают лошадей, дурно обходятся с женщинами, много пьют, они циничны до отвращения, одолеваемы галлюцинациями, голодом, жаждой денег и извращенных удовольствий. Судите сами:

Ночью Сидору Ивановичу приснилось, что он убил лебедя и съел. Убил он его будто бы длинной и черной стрелой, точь-в-точь такой же, какие употребляются дикарями, описанными в журнале «Вокруг Света». Раненый лебедь смотрел на него большими, человеческими глазами и дергал клювом, а он бил его по голове и приговаривал:

Ранний Грин охотно жонглировал стереотипами: его трагические герои, жестокие негодяи, невинные или развратные девицы словно писаны под копирку. Первые рассказы были отвергнуты и Горьким, и Короленко, и другими известными писателями. Резюме было «можно печатать, а можно и не печатать». Но тут фортуна улыбнулась. Полный похмельных кошмаров и безысходной тоски остросоциальный хоррор попал в точку, оказался востребован читающей публикой. Воспользовавшись фальшивым паспортом, сочинив псевдоним из детской клички «Грин-блин», перспективный писатель перебрался в Петербург. Он вкалывал как безумный, оттачивал мастерство, сочинял памфлеты и скетчи, рассказы и стихи, отправлял их повсюду. Нельзя сказать, что мэтры Серебряного века любили Грина. «Вещь красивая, но слишком экзотическая», — высказался Брюсов о «Трагедии плоскогорья Суан». Однако издатели «желтой прессы» оказались куда практичнее. И вскоре от очевидного стало не отмахнуться: никому не известный провинциальный пьянчуга, пишущий странные вещи, ведущий себя нелепо, смешно, грубо, а то и глупо, сделался популярен.

Мустанг-иноходец.

Говоря о Грине, многие забывают, что и до революции, и некоторое время после, писатель стоял в первом ряду «дорогих» литераторов рядом с Чеховым и Куприным. Он был профи, печатался в иллюстрированных журналах, зарабатывая такие деньги, какие даже в опийных грезах не могли присниться бакинскому босяку. И тратил их сообразно представлениям босяка о хорошей жизни.

«Меня прозывали «мустангом», так я был заряжен жаждой жизни, полон огня, образов, сюжетов. Писал с размаху, и всего себя не изживал. Я дорвался до жизни, накопив алчность к ней в голодной, бродяжьей, сжатой юности, тюрьме. Жадно хватал и поглощал ее. Не мог насытиться».

Жена Грина, Вера Абрамова, добрейшей души женщина и неплохой детский писатель, приходила в ужас от его выходок, пьянок, дебошей, картежных игр. Она много вложила в писателя, навещала в тюрьме, пошла за ним в ссылку, отреклась от семьи, спасла от нищеты. Наивная Гелли, влюбившаяся в каторжника Нока, — это Вера в представлении Грина. Однако в итоге Абрамова бросила непутевого спутника. Она хотела счастья, спокойной жизни и при всей любви совершенно не понимала мужа.

Читайте также:
16 интересных фактов о Шопене

Карьеру Грина прервала революция. Он скрывался в Финляндии от очередного ареста, вернулся в Петроград и на пару лет вновь вернулся в кошмар бродяжьей юности. Творческая жизнь кипела вовсю. Но в городе царили болезни, голод и холод, человека могли расстрелять за «буржуйский» вид, арестовать по доносу или лишить пайка, обрекая на смерть. Грин попробовал снова жениться, но вскоре развелся и подался на фронт. Отслужив несколько месяцев в Красной Армии, он заболел тифом и едва выжил. Заботами Горького Грин получил комнату в «Доме Искусств» — убежище для голодающих литераторов. Он прожил зиму рядом с Гумилевым, Мандельштамом и прочими знаменитостями и смог прославиться чудаковатостью даже в столь незаурядной компании. Казалось бы, пережитые испытания долженствовали еще более сгустить безысходность в творчестве Грина. Однако в нетопленой комнатушке вызревала феерия, история о чудесах.

Прототип Ассоль Александр Грин встретил в 1917 году, в газете «Петербургское эхо». Молодая вдова Нина Миронова работала там машинисткой. Но вскоре у Нины обострился туберкулез, и она уехала из Петрограда. В 1921 году вернулась в город, снова встретила Грина и спустя месяц вышла за него замуж.

Алые паруса.

Алые паруса давно стали эталоном дешевой пошлости. Туристические яхты с красными тряпками на мачтах, сувенирные кораблики «made in China», конкурсы красоты «Ассоль года» и слащавые, как сахарин, попсовые песенки. Из искрометной феерии сделали сказочку про Золушку, которая дождалась принца. Но за розовым фантиком спрятали суть.

«Алые паруса» — история о невозможном. О чуде, не знающем рамок и правил; чуде, которое побуждало людей строить первые самолеты и космические корабли, искать лекарства от неизлечимых болезней, плыть к неизведанным землям, сказочным островам. Написать книгу о встрече с несбыточным, о мечте, вызывающей лишь насмешку у людей практичных и деловых. Купить две тысячи метров бесполезного алого шелка вместо телевизора, холодильника и тура в Анталью. И быть понятым человеком, ради которого ты этот шелк купил.

Биография Грина: личная жизнь и творчество писателя

Писатель Александр Грин: Wikimedia

Биография Грина с ранних лет складывалась непросто. Подростком он потерял мать, долго искал себя в профессии, пережил ссылку в Сибирь. Первый рассказ будущий классик создал в 1906 году и с тех пор уже не сходил с литературного пути. Подробно о его творчестве и жизни читайте в статье.

Александр Грин: биография, факты из жизни

В августе 1880 года в Вятской губернии (сейчас — Кировская область) появился на свет будущий мастер пера Александр Гриневский. Известен как Грин он стал благодаря тому, что именно так его прозвали одноклассники. Вот что известно о судьбе писателя:

Детство и юность

Родители мальчика к миру писательства и искусства в целом никакого отношения не имели. Вот что о них известно:

  • Стефан Гриневский, отец писателя, был поляком, участвовал в январском восстании 1863 года, из-за чего был сослан в Томскую губернию. В Вятскую губернию он получил разрешение переселиться пять лет спустя.
  • На новом месте жительства Стефан встретил медсестру Анну Лепкову, на которой женился в 1873 году.

Первенец Саша в их семье родился спустя семь лет. Позже на свет появились его младший брат и две сестренки.

В воспитании сына родители были непоследовательны. Его могли как баловать, так и строжайше наказывать. Саша с шести лет находил отраду в чтении книг. Начал он со знаменитого «Путешествия Гулливера», читал везде и в любую свободную минуту, играм со сверстниками предпочитал знакомство с новым произведением. Особенно увлекался Александр Грин рассказами о моряках.

В учебе он особенно не преуспел:

  • В 1889-м году Саша стал учеником подготовительного класса в реальном училище. Курс он окончил, но постоянно получал замечания от учителей относительно возмутительного поведения. Именно здесь получил он свое прозвище Грин.
  • Во втором классе Александра из школы исключили. Причиной послужил иронический и оскорбительный стих об учителях, который он сочинил и продекламировал друзьям.
  • Отец хотел, чтобы старший сын получил образование, поэтому выхлопотал ему место в Вятском училище. Здесь юноша обучался с 1892-го по 1896-й.

Море и революция

«Алые паруса»: Freepick

За год до окончания училища биография Александра Грина сделала крутой поворот:

  • От туберкулеза скончалась его мать, а в доме вскоре появилась мачеха.
  • Саша с ней не поладил и ушел из дома. От одиночества его спасали книги.
  • После выпуска из училища молодой человек решил осуществить мечту и стать моряком. С 25-ю рублями, полученными от отца, он поехал в Одессу.

Однако жизнь на корабле оказалась далекой от той идеальной романтической картинки, которую видел в мечтах юный Грин. Биография его поэтому сложилась так:

  • Поругавшись с капитаном судна, он оставил идею о мореплавании.
  • Пребывая в нужде, без средств для жизни, в 1902 году молодой человек сделал выбор в пользу солдатской службы. Но и она не пришлась ему по вкусу.
  • Александр сблизился с революционерами, его увлекла подпольная деятельность. Результат — арест и ссылка в Сибирь на 10 лет.
  • Освобождение по амнистии последовало в 1905 году. Но и после этого Александр не успокоился, был еще раз арестован и сослан, но сбежал и под чужим именем вернулся в Петербург.
Читайте также:
22 интересных факта о Михаиле Калашникове

Именно в этот переломный момент на литературной сцене появляется писатель Грин. После первого рассказа, созданного в 1906 году, со всей страстностью своей натуры он отдался творчеству и уже не сходил с этого пути.

Личная жизнь

Александр Степанович Грин дважды вступал в брак:

Вера Павловна Абрамова

Первая жена Вера была дочерью состоятельного чиновника. Она стала прообразом главной героини рассказа «Сто верст по реке».

Супруги прожили вместе пять лет и разошлись в 1913 году по инициативе Веры Павловны, которую утомила непредсказуемость и неуправляемость мужа. Тот в свою очередь берег ее портрет, посвящал ей книги и до конца жизни сохранил к первой супруге теплое отношение.

Нина Миронова

Александр Грин в 1921 году встретил Нину Миронову и вскоре женился на ней. Этот брак был счастливым и гармоничным для обоих.

Последние годы

Александр Грин в последние годы жизни: Wikimedia

Также о писателе известны такие факты:

  • Несмотря на то что отец Грина исповедовал католицизм, мальчика крестили по православному обряду. В крымский период жизни со второй супругой писатель часто бывал в церкви, праздновал Пасху, а перед смертью совершил таинство исповеди.
  • После того как Советский Союз победил во Второй мировой войне, книги Грина признали антисоветскими и запретили. Реабилитировали писателя спустя несколько десятилетий.

Но еще в 1930-х годах Грин, произведения которого уже были широко известны, столкнулся с отказом печатать его тексты и критикой со стороны советской цензуры. Вскоре его настигла болезнь, и в 1932 году писателя не стало. Похоронили его в городе Старый Крым, где он жил перед смертью.

Позже в память о писателе в Феодосии открыли музей, начали называть его именем улицы, создавать скульптуры, и сегодня его творчество вышло из тени.

Александр Грин: творчество писателя

Творчество Грина: YouTube/Максим Семенцов

Какое творческое наследие оставил нам Грин? Писатель занимался литературной деятельностью четверть века. За это время создал около 400 произведений. В их число входят:

  • шесть романов;
  • примерно 350 повестей и рассказов;
  • автобиография;
  • поэзия.

При жизни были изданы 24 сборника его сочинений. Многие работы опубликованы после смерти автора. Так, в 1965 году вышло шеститомное собрание сочинений, переиздание которого осуществлялось в 1980 и 1991 годах:

Первыми произведениями, которые сохранились, стали рассказы Грина:

Дебют

«Заслуга рядового Пантелеева» — дебютное произведение — было написано автором в 1906 году. Молодой писатель находился под впечатлением от солдатской службы. Поэтому изложил свои эмоции на бумаге и опубликовал как агитационную брошюру под подписью А. С. Г. Полиция изъяла и сожгла весь тираж. Сохранился один экземпляр, который был найден в 1960 году.

Следующим произведением стал рассказ «Слон и Моська», но и это сочинение ждала судьба предыдущего. Повесть, которая появилась в книжных лавках и познакомила читателя с новым автором, называлась «В Италию».

С 1908 года писатель остановился на творческом псевдониме Грин и приступил к активной публикации рассказов. В течение года ему удалось создать около 25 произведений, которые стали источником приличного стабильного заработка. Уже в 1913 году свет увидел первый трехтомник автора, в котором были собраны эти сочинения.

Зрелый период

Александр Грин, рассказы которого заинтересовали публику, постоянно оттачивал мастерство. Он расширял тематику, добавлял глубины и непредсказуемости сюжетам, а также украшал произведения цитатами и афоризмами, которые затем передавались из уст в уста.

Через 10 лет после начала творческого пути масштаб Грина-писателя вырос настолько, что он создал собственную вымышленную страну, в которой обосновались герои его романов. Позже критик Корнелий Люцианович Зелинский назвал ее Гринландией. Речь идет о двух масштабных и известных произведениях автора:

«Алые паруса»

В 1922 году Грин окончил работу над повестью-феерией «Алые паруса», которую задумал еще в 1916 году. Книга вышла с посвящением супруге Нине и принесла писателю популярность.

Александр Степанович рассказывал, что идея пришла к нему случайно, когда он увидел парусник в витрине с игрушками. Сегодня же историю Ассоль, о ее непоколебимой вере и искренней мечте знают все школьники.

«Бегущая по волнам»

Спустя шесть лет вышло еще одно значимое произведение о несбыточном. Повесть получила название «Бегущая по волнам». По его мотивам скульптор позже создал памятник, который сегодня украшает могилу писателя.

Кроме того, из-под пера Александра Грина вышли такие произведения: «Гнев отца» (1929), «Дорога никуда» (1929) и «Дьявол оранжевых вод» (1913). Последний роман, над которым он работал, был назван «Недотрога». Закончить его автор не успел.

Биография Грина — история жизни писателя-романтика с непростой судьбой. В жизненных испытаниях черпал творец свое вдохновение и сюжеты для произведений. Он наблюдал, попадал в самые разные ситуации и смог переплавить этот непростой опыт в прекрасные литературные произведения, которые и сегодня волнуют читателей, погружают их в удивительный творческий мир.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Александр Грин: «Вот что, молодой человек, я верю в Бога»

Наследие Грина гораздо обширнее, чем кажется. Его ранние рассказы довольно мрачны, исполнены горькой иронии, и это неудивительно — жизнь часто оборачивалась к писателю мрачной, суровой стороной. И тем более удивительно, что Грину удалось сохранить в себе способность не только верить в светлое, но и сообщать эту веру другим.

Читайте также:
17 интересных фактов о Даниэле Дефо

Писатель А. Варламов в своей книге «Александр Грин» (ЖЗЛ, 2005) замечает: «Он родился в один год с Андреем Белым и Александром Блоком, умер в одно лето с Максимилианом Волошиным. В сущности — чистые временные рамки Серебряного века, все были дети страшных лет России, еще не знавшие, что самое страшное ждет Россию впереди. Но даже в пестрой картине литературной жизни той поры Грин стоит особняком, вне литературных направлений, течений, групп, кружков, цехов, манифестов, и само его существование в русской литературе кажется чем-то очень необычным, фантастическим, как сама его личность. И в то же время очень значительным, необходимым, даже неизбежным, так что представить большую русскую литературу без его имени невозможно».

Александр Степанович Гриневский родился 11/23 августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. С самого детства его непреодолимо тянуло к поиску иной жизни. Действительность же, с которой приходилось сталкиваться, была весьма далека от того, к чему тяготела его душа. С ранних лет Грина манили морские путешествия. Навязчивой мыслью о море писатель впоследствии наделил одного из своих известнейших персонажей, капитана Грея из «Алых парусов». Так же, как сам Грин, его Грей запоем читал книги о мореплавателях, убежал из дому, чтобы стать матросом, а потом, попав на корабль, проходил через испытания, постигая основы морской жизни. Правда, Грей довел до конца дело, которое не удалось Грину в реальности — стал капитаном.

А у писателя все сложилось иначе. Он некоторое время пробыл матросом на судне, курсировавшем по маршруту Одесса-Батуми, но вскоре покинул корабль и стал искать себя в других видах деятельности.

Грин провел жизнь в непосильном труде, нищете и недоедании. Но взгляд его остался наивен и чист

К. Паустовский, трепетно относившийся к творчеству Грина, посвятил ему очерк «Сказочник», который вошел в повесть «Черное море»: «Грин — человек с тяжелой, мучительной жизнью — создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывали легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры. Грин провел почти всю жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего — неудачником. Взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах. Романтика Грина была проста, весела, блестяща. Она возбуждала в людях желание разнообразной жизни, полной риска и “чувства высокого”, жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и путешественникам. Она вызывала упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание было благородным и прекрасным. Этим Грин оправдал все, что написал».

Александр Гриневский проходил солдатскую службу в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. В 1902 году дезертировал, но был пойман в Камышине. Сохранилось довольно примечательное казенное описание его внешности той поры: «Рост — 177,4. Глаза — светло-карие. Волосы — светло-русые. Особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса».

Эти непростые впечатления находят свое воплощение в ранних рассказах писателя, таких как «Зимняя сказка» и «Сто верст по реке», где появляется мотив бегства из тюрьмы или с каторги.

Романтика в творчестве Грина должна быть воспринята не как “уход от жизни”, но как приход к ней

М. Щеглов в статье «Корабли Александра Грина» замечает: «Во многих гриновских рассказах поставлен в разных вариациях один и тот же психологический опыт — столкновение романтической, полной таинственных симптомов души человека, способного мечтать и томиться, и ограниченности, даже пошлости людей каждого дня, всем довольных и ко всему притерпевшихся… Романтика в творчестве Грина по существу своему должна быть воспринята не как “уход от жизни”, но как приход к ней — со всем очарованием и волнением веры в добро и красоту людей, в отсвет иной жизни на берегах безмятежных морей, где ходят отрадно стройные корабли…»

Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом «Случай», датированным 1907 годом. А через год у Грина вышел первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах».

В 1909 году родилась первая романтическая новелла Грина «Остров Рено». Затем последовали и другие произведения этого направления — «Колония Ланфиер» (1910), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915). В этих произведениях формируется некое фантастическое пространство, которое получит впоследствии название «Гринландия» — с легкой руки литературоведа К. Зелинского. Исследователь творчества А. Грина Т. Загвоздкина дает этому пространству, этой вымышленной стране такую характеристику: «Гринландия — это мироздание, … вселенная, у которой есть свои пространственно-временные параметры, свои законы развития, свои идеи, герои, сюжеты и коллизии. Гринландия — это предельно обобщающий, романтически-условный миф ХХ века, имеющий символическую природу».

Мысленные, как сейчас сказали бы «виртуальные» побеги в «Гринландию» продолжали спасать писателя и во время службы в Красной Армии, где он тяжело заболел и был отправлен в Петроград. Там в 1920 году Грину удалось получить комнату в «Доме искусств», в которой он прожил с 1921-го по 1924 год. Соседями писателя по «Дому» были Н. Гумилев, М. Шагинян, В. Ходасевич, М. Лозинский, О. Мандельштам.

Непростые условия быта, казалось, только помогали писателю погружаться в иную реальность и создавать светлые, волшебные миры. В. Рождественский, один из соседей Грина, вспоминал: «В комнате ничего не было кроме маленького кухонного стола и узкой кровати, на которой спал Грин, покрываясь потрепанным пальто. Писал Грин мученически, с утра до сумерек, весь окутанный клубами папиросного дыма. Было в нем в эти минуты что-то, напоминающее облик незабвенного Рыцаря Печального Образа. Он так же самозабвенно и сосредоточенно погружался в свою мечту и не замечал окружающей убогой обстановки».

Читайте также:
23 интересных факта о Наталии Орейро

В 1923 году вышла в свет «повесть-феерия» «Алые паруса», которая впоследствии стала визитной карточкой писателя. Считается, что прообразом главной героини повести с фантастическим именем Ассоль стала жена Грина, Нина Николаевна. В очередную годовщину их свадьбы писатель говорил ей: «Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло».

Не так прост, как может показаться, образ мечтательницы Ассоль. Некоторые считают, что Грин рисует нам инфантильную девушку, которая не может найти соприкосновение с реальностью и верит лишь в иллюзию. Однако Ассоль — необычный человек. Она зорко и проницательно видит то, что большинству не под силу разглядеть, сила ее веры настолько сильна, что все исполняется. Вот какое описание внутренней жизни героини встречается нам в повести: «Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирнотонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло. Иногда — и это продолжалось ряд дней — она даже перерождалась; физическое противостояние жизни проваливалось, как тишина в ударе смычка, и все, что она видела, чем жила, что было вокруг, становилось кружевом тайн в образе повседневности».

Когда душа человека таит зерно чуда, сделай ему это чудо. Новая душа будет у него и новая у тебя…

Священник Пафнутий Жуков из Сыктывкара увидел в романтической повести Грина глубоко религиозное содержание: «О том, что „Алые паруса“ — пророческая книга, свидетельствует слишком многое. Вот ее символы: море — символ вечности, корабль — Церкви, жених — Спасителя, простирающего к нам руки с Креста, а описание цветущей розовой долины – символ вечного блаженства и общения с небесными ангелами. В те дни, когда изгоняли и убивали священников и сжигали Евангелие на уличных кострах, в советской России человек писал книги. Писал где попало — на камне, на ящике, на чужих столах в нетопленой квартире. И вот в душе Грина разверзлась такая пустота, что он едва не кричал от страха. Мы не знаем — думал ли он в этот момент о Боге, но знаем, что Бог помнил о нем и вложил в его измученное сердце пророческие слова, обращенные к тем, кто еще верил, что мир — это не только кровь, голод, предательство. И вот эта книга перед нами. Давайте прочтем ее пророчество: “…Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом”».

В 1924 году Грин покинул Петроград и отправился на юг, сначала в Феодосию, а затем в Старый Крым. Этот «крымский» период стал очень плодотворным для писателя: из-под его пера выходят повести «Блистающий мир» (1924), «Золотая цепь» (1925), «Бегущая по волнам» (1928), «Джесси и Морггиана» (1929), цикл рассказов.

В своей книге А. Варламов приводит отрывок из письма Грина В. Калицкой: «…Религия, вера, Бог –– эти явления, которые в чем-то искажаются, если обозначить их словами. Не знаю, почему, но для меня это так… Мы с Ниной верим, ничего не пытаясь понять, так как понять нельзя. Нам даны только знаки участия Высшей Воли в жизни. Не всегда их можно заметить, а если научиться замечать, многое, казавшееся непонятным в жизни, вдруг находит объяснение».

Грин — Домбровскому: «Лучше извинитесь перед собой за то, что вы неверующий. Хотя это пройдет, конечно. Скоро пройдет»

В этой же книге приведен любопытный факт: «Писателю Юрию Домбровскому, которого в 1930 году послали к Грину взять интервью от редакции журнала “Безбожник”, Грин ответил: “Вот что, молодой человек, я верю в Бога”. Домбровский далее пишет о том, что он смешался и стал извиняться, на что Грин добродушно сказал: “Ну вот, это-то зачем? Лучше извинитесь перед собой за то, что вы неверующий. Хотя это пройдет, конечно. Скоро пройдет”».

Там же, в Старом Крыму Александр Степанович с супругой часто посещали церковь. Нина Николаевна вспоминала: «Идет служба. В церкви молящихся ни души, только священник и дьячок справляют всенощную. Лучи заходящего солнца косыми, розовыми полосами озаряют церковь. Задумчиво и грустно. Мы стоим у стены, близко прижавшись друг к другу. Церковь меня волнует всегда, обнажая душу, скорбящую и просящую о прощении. За что? — не знаю. Стою без слов, молюсь настроением души, прошу словами милости Божьей к нам, так уставшим от тяжелой жизни последних лет. Слезы струятся по лицу моему. Александр Степанович крепче прижимает мою руку к себе. Веки его опущены, и слезы льются из глаз. Рот скорбно и сурово сжат».

Нет у меня зла и ненависти ни к одному человеку на свете, я понимаю людей и не обижаюсь на них»

За два дня до смерти Грин попросил, чтобы к нему пришел священник. В последнем письме к жене он говорил: «Он предложил мне забыть все злые чувства и в душе примириться с теми, кого я считаю своими врагами. Я понял, Нинуша, о ком он говорит, и ответил, что нет у меня зла и ненависти ни к одному человеку на свете, я понимаю людей и не обижаюсь на них. Грехов же в моей жизни много и самый тяжкий из них — распутство, и я прошу Бога отпустить его мне».

Читайте также:
19 интересных фактов о Пастернаке

К. Паустовский, многое сделавший для сохранения памяти об Александре Грине, вспоминал о своем посещении последнего пристанища писателя: «Перед уходом из Старого Крыма мы прошли на могилу Грина. Камень, степные цветы и куст терновника с колючими иглами — это было все. Едва заметная тропинка вела к могиле. Я подумал, что через много лет, когда имя Грина будет произноситься с любовью, люди вспомнят об этой могиле, но им придется раздвигать миллионы густых веток и мять миллионы высоких цветов, чтобы найти ее серый и спокойный камень».

С 1941 года книги Грина перестали печататься. Однако, после 1953 года его произведения стали популярны и издавались миллионными тиражами — благодаря усилиям К. Паустовского, Ю. Олеши и других писателей. В 2000 году к 120-летию со дня рождения А. С. Грина Союз писателей России, администрация города Кирова и города Слободского учредили ежегодную Российскую литературную премию им. А. Грина за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды. День рождения и день памяти писателя в Старом Крыму неизменно сопровождаются празднованиями, так называемыми «гриновскими чтениями», разнообразными мероприятиями. В 2005 году при поддержке друзей домика Грина был возрожден ежегодный праздник поднятия Алых парусов на горе Агармыш над Старым Крымом. Паруса поднимаются над городом почитателями творчества писателя на рассвете 23 августа, в день рождения Александра Грина.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», — эти слова Даниила Гранина оживляют и для нас память об Александре Грине, замечательном русском писателе.

Франческо Петрарка

Биография

Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Считая наставником писателя-монаха Варлаама Калабрийского, он сыграл большую роль в итальянском Проторенессансе и стал культовым поэтом Средневековья.

Франческо Петрарка родился в Ареццо 20 июля 1304 года. Его отцом стал Пьетро ди сер Паренцо, флорентийский юрист, который был выдворен из Флоренции в то же время, что и Данте, за поддержку партии «белых». Паренцо имел прозвище «Петракко» – вероятно, из-за этого впоследствии образовался псевдоним поэта. Семейство Паренцо переезжало из одного города Тосканы в другой, а когда Франческо исполнилось девять лет, осело во французском Авиньоне. Впоследствии мать Петрарки переселилась в соседний город Карпантра.

Портрет Франческо Петрарки

В Авиньоне мальчик начал посещать школу, изучил латинский язык и начал интересоваться произведениями римской литературы. В 1319 году Франческо окончил школу, после чего отец посоветовал изучать право. Хотя юриспруденция не была близка Франческо, парень выполнил волю отца, поступив в Монпелье, а вскоре – и в Болонский университет. В 1326 году отец Петрарки скончался, а сам молодой человек окончательно понял, что классические писатели для него гораздо интереснее законодательных актов.

Единственным наследством, которое получил Франческо после смерти отца, стала рукопись сочинений Вергилия. Отчасти из-за тяжелого финансового положения, отчасти из-за стремления к духовному просвещению, после окончания университета Петрарка решил принять священство. Итальянец поселился при папском дворе в Авиньоне и сблизился с представителями авторитетного семейства Колонна (Джакомо Колонна – приятель еще со времен учебы в университете).

В 1327 году Франеско впервые увидел Лауру де Нов, безответная любовь к которой побудила его к написанию стихов, считающихся вершиной мастерства в сфере итальянских сонетов.

Творчество

Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки). Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.

Лаура де Нов – безответная любовь Франческо Петрарки

Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического. Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.

Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям. Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.

Читайте также:
17 интересных фактов о Борисе Заходере

Статуя Франческо Петрарки

Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие – любовь, смерть – целомудрие, слава – смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.

Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, Ференц Лист написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.

Книги на латинском

К значимым произведениям Франческо, написанным на латинском языке, относятся следующие книги:

  • Автобиография «Epistola ad posteros» в формате письма к будущим поколениям. В этом творении Петрарка излагает историю своей жизни с внешней стороны (рассказывает о ключевых событиях, произошедших на его жизненном пути).

  • Автобиография «De contempu mundi», что переводится как «О презрении к миру». Это произведение автор написал в формате диалога с блаженным Августином. Вторая автобиография поэта рассказывает не столько о внешних проявлениях истории его жизни, сколько о его внутреннем развитии, борьбе между личными желаниями и аскетической моралью, и так далее. Диалог с Августином превращается в своеобразный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, в котором побеждает все-таки гуманизм.

Книга стихов Франческо Петрарки

  • Инвективы (гневные обличительные речи) по отношению к представителям культурной, политической, религиозной сфер. Петрарка был одним и первых творческих деятелей, способных смотреть на высказывания, учения и убеждения современности с критической точки зрения. Так, широко известна его инвектива против врача, который считал науку важнее красноречия и поэзии. Также Франческо высказывался против ряда французских прелатов (представителей высшего католического духовенства), против аверроистов (последователей популярного философского учения XIII века), римских ученых прошлых лет, и так далее.

  • «Письма без адреса» – произведения, в которых автор смело критикует развратные нравы Рима XIV века. Петрарка на протяжении жизни был глубоко верующим католиком, но он не испытывал благоговения перед высшими духовными санами, чье поведение считал неприемлемым, и не стеснялся открыто их критиковать. «Письма без адреса» адресованы то придуманным персонажам, то реальным людям. Идеи написания произведений в таком формате Франческо позаимствовал в Цицерона и Сенеки.
  • «Африка» – эпическая поэма, посвященная подвигам Сципиона. В ней также содержатся молитвы и покаянные псалмы.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Петрарки была Лаура, личность которой до сих пор доподлинно не установлена. После встречи с этой девушкой поэт на протяжении трех лет, проведенных в Авиньоне, надеялся поймать ее случайный взгляд в церкви. В 1330 году поэт переехал в Ломбе, а через семь лет купил имение в Воклюзе, чтобы жить неподалеку от Лауры. Приняв духовный сан, Петрарка не имел права жениться, однако не чурался плотскими связями с другими женщинами. История гласит, что у Петрарки было два внебрачных ребенка.

Сама Лаура, по видимости, была замужней женщиной, верной супругой и матерью одиннадцати детей. В последний раз поэт увидел возлюбленную 27 сентября 1347 года, а в 1348 году женщина умерла.

Франческо Петрарка и Лаура

Точная причина смерти неизвестна, но историки считают, что это могла быть чума, из-за которой в 1348 году полегла значительная часть населения Авиньона. Кроме того, Лаура могла умереть из-за истощения, обусловленного частыми родами, и туберкулеза. Неизвестно, говорил ли Петрарка о чувствах, и знала ли Лаура о его существовании.

Поэты отмечают, что в том случае, если бы Лаура стала законной супругой Франческо, он вряд ли бы написал столько проникновенных сонетов в ее честь. К примеру, об этом говорили Байрон, Карамзин, а также советский поэт Игорь Губерман. По их мнению, именно удаленность возлюбленной, невозможность быть с нею позволили Петрарке написать произведения, оказавшие огромное влияние на всю мировую литературу.

Смерть

Еще при жизни Петрарки его литературные произведения были оценены публикой по достоинству, и в результате он получил приглашения на коронацию лавровым венком из Неаполя, Парижа и Рима (практически одновременно). Поэт выбрал Рим, где был венчан лавровым венком на Капитолии в Пасху 1341 года. Вплоть до 1353 года он жил в своем имении в Воклюзе, периодически покидая его для путешествий или проповеднических миссий.

Навсегда покинув это место в начале 1350-ых годов, Франческо решил поселиться в Милане, хотя ему предлагали работу на кафедре во Флоренции. Обосновавшись при дворе Висконти, он занялся исполнением дипломатических миссий.

Могила Франческо Петрарки

Впоследствии поэт хотел вернуться в родной Авиньон, но напряженные отношения с авторитетными итальянскими семьями помешали ему это сделать. В результате он переехал в Венецию и поселился неподалеку от семейства своей незаконнорожденной дочери.

Но и здесь Петрарка не задержался надолго: он регулярно путешествовал по различным итальянским городам, а в последние месяцы своей жизни оказался в небольшой деревне Арква. Там поэт скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, когда до 70-летнего юбилея ему оставалось дожить всего один день. История гласит, что Франческо ушел в мир иной за столом, сидя над работой по жизнеописанию Цезаря с пером в руке. Его похоронили на местном кладбище.

Читайте также:
17 интересных фактов о Жане Рено

Биография Франческо Петрарки

Жена – нет
Дети – нет

Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт эпохи Проторенессанса.

Детство и юность

Франческо появился на свет 20 июля 1304 года в городе Ареццо, расположенном неподалёку от Флоренции в итальянской области Тоскана.

Его отец, Пьетро ди сер Паренцо делл Инчези по прозвищу Петракко, жил до этого во Флоренции, работал юристом. По политическим убеждениям принадлежал к партии «белых», за что его изгнали из города вместе с мыслителем и богословом Данте. Пьетро с женой долгое время скитались по тосканским городам. Во время бесконечных скитаний у них родился сын, а когда уже Франческо было девять лет, родители добрались до Франции и наконец-то обосновались в юго-восточной коммуне Авиньон.

Здесь, в Авиньоне, мальчик пошёл в школу, где выучил латинский язык и особенно увлёкся древнеримской литературой, много трудился над изучением сочинений Цицерона. К этому времени относятся его первые поэтические пробы, юный лирик постепенно начал вырабатывать свой собственный стиль. Во время учёбы Франческо принял решение поменять фамилию с Паренцо на Петрарка, которая и стала знаменитой.

В 1319 году обучение в школе он окончил. Отец пожелал, чтобы сын продолжил династию юристов и занялся изучением права. Юноша отправился на учёбу в большой французский город Монпелье. Оттуда вернулся на родину – в Италию, где продолжил получать образование в старейшем европейском учебном заведении ‒ Болонском университете.

Церковный сан

В 1326 году не стало отца Франческо. Теперь молодой человек смог признаться сам себе в том, что юриспруденция его вовсе не интересовала, он обучался этой науке исключительно по настоянию отца. Его больше увлекала литература, он зачитывался произведениями классических писателей.

Окончив университет, юридической практикой Петрарка так и не занялся. Но ему надо было на что-то существовать, так как после смерти отца наследства он никакого не получил, если не считать рукописи сочинений Вергилия. Молодой человек вернулся в Авиньон (здесь во французском плену находилась резиденция римских пап) и принял священный сан. Получив младший церковный чин, он обосновался при папском дворе. Младшие чины имели право пользоваться преимуществами сана, при этом не исполняя церковных обязанностей.

Лаура

6 апреля 1327 года произошло событие, изменившее жизнь Франческо. Этот апрельский, солнечный день он помнил до последнего своего часа. В маленькой церкви Святой Клары, расположенной в предместье Авиньона, шла служба (как раз была Страстная пятница). Он увидел молодую женщину Лауру де Новес.

Франческо – молодой, но уже довольно известный и признанный поэт при папском дворе. Лаура была старше его на три года (ей 26, ему 23), замужем, к тому времени она родила супругу несколько детей (всего у неё было одиннадцать сыновей и дочерей). Её светлые волосы и огромные глаза, светящиеся добром, очаровали Петрарку. Ему казалась, что Лаура воплощает абсолютную женственность и духовную чистоту.

Франческо полюбил Лауру всем сердцем. Эта женщина стала его музой, вдохновением, ей он посвящал все свои стихи. Чудесным образом он описал тот миг, когда впервые увидел её глаза. Для поэта ничего не смогло изменить отношения к этой женщине: ни испортившаяся от многочисленных родов фигура, ни поседевшие и утратившие былую красоту волосы, ни исказившие прекрасное лицо глубокие морщины. Он любил свою Лауру и такой, потерявшей красоту от забот и возраста. Она всё равно оставалась для поэта несбывшейся мечтой, ведь любовь была неразделённой.

Много раз он видел её на церковных службах, встречал на улицах Авиньона, когда она шла под руку с мужем. Франческо останавливался в эти моменты и не мог отвести от Лауры свой взгляд. За все годы, которые он её знал, им не удалось обмолвиться ни единым словом. Но каждый раз, когда он замирал при виде любимой женщины, она одаривала его нежным и тёплым взглядом. И тогда он мчался домой. Вдохновлённый поэт творил всю ночь, не ложась спать. Стихи лились из Петрарки, словно бурная река.

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Читайте также:
Дуэль Лермонтова с Мартыновым – Интересные факты

Литературные труды

Лирические произведения Франческо были очень популярными, такая литературная известность, вдобавок с покровительством кардинала Колонна, позволила поэту собрать некую денежную сумму и приобрести в 1337 году домик на реке Сорг. Здесь у истока реки и был расположен Воклюз – Уединённая Долина. Петрарка обожал это место. В море житейских бурь его маленький домик в этом тихом местечке служил поэту пристанью, где он наслаждался возможностью быть одиноким и бродить по природным просторам. Он скрывался здесь от суеты и шума городов, которые утомляли творческую натуру.

Франческо вставал очень рано и выходил созерцать сельские долины: зелёные лужайки, прибрежные камыши, скалистые утёсы. Обожал уходить в леса, за это местные жители дали ему прозвище Сильван в честь мифического лесного персонажа. Петрарка не только вёл подобный образ жизни, но и походил на Сильвана одеждой. Поэт ходил в простых крестьянских одеяниях – шерстяном грубом плаще с капюшоном. Питался скромно: рыба, пойманная в Сорге и зажаренная на вертеле, хлеб и орехи.

Его поэтические труды были оценены по заслугам, и одновременно три города пригласили Франческо короноваться лавровым венком – Париж, Рим и Неаполь.

Он приехал в Рим, где на Капитолийском холме 8 апреля 1341 года в праздник Пасхи поэт был увенчан лавровым венком. Европа признала его непревзойдённый поэтический дар и глубокие знания античной литературы. С Петрарки началось зарождение современной поэзии, а его «Книга песен» признана образцом литературного творчества высшей пробы. А этот день, 8 апреля 1341 года, многие исследователи литературного наследия называют началом эпохи Возрождения.

Лучшие произведения Петрарки, дошедшие до наших времён:

  • эпическая поэма о Сципионе, победившем Ганнибала – «Африка»;
  • книга «О славных мужах», в ней были собраны биографии выдающихся античных личностей;
  • книга-исповедь «Моя тайна», она построена в форме диалогов между Петраркой и Святым Августином перед судом Истины;
  • трактат «О достопамятных событиях»;
  • «Покаянные псалмы»;
  • поэма «Триумф любви»;
  • поэма «Триумф целомудрия»;
  • сборник стихов «Без адреса»;
  • «Буколические песни»;
  • прозаические трактаты «Об уединённой жизни» и «О монашеском досуге».

После вручения венка Петрарка около года провёл в Риме, где жил при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио. Весной 1342 года поэт вернулся в Воклюз.

Смерть Лауры

Возлюбленная великого поэта умерла в тот же день, когда он первый раз увидел её, 6 апреля. Это был 1348 год, в Европе свирепствовала чума. Никто никогда так и не смог узнать, была ли Лаура счастлива в своём браке. Догадывалась ли она о пылкой любви поэта, который так и не решился сказать ей о своих чувствах?

Смерть Лауры Петрарка переживал мучительно и долго. Ночами он сидел в закрытой комнате и при тусклых свечах воспевал в сонетах свою прекрасную музу. Им были написаны:

  • «Стихи на смерть донны Лауры»;
  • «Триумф славы»;
  • «Триумф смерти».

После её смерти Франческо прожил ещё 26 лет, и всё это время не переставал любить Лауру также трепетно и восторженно. За эти годы он посвятил ей около четырёхсот стихов, которые потом были собраны в самом знаменитом сочинении Петрарки – «Книге песен».

Последние годы жизни и смерть

Франческо мечтал возродить величие Древнего Рима. Он увлёкся авантюрной политикой Кола ди Риенци и стал вести проповеди о восстановлении Римской Республики. Тем самым испортил свои отношения с кардиналом Колонна и покинул Францию.

Поэт совершил длительное (почти четырёхлетнее) путешествие по Италии, за время которого завёл множество знакомств. Среди его новых друзей был итальянский лирик и писатель Джованни Боккаччо.

Петрарке предложили кафедру во Флоренции, но он отказался. Франческо поселился при дворе аристократического рода Висконти в Милане. Он выполнил несколько дипломатических миссий, а в 1361 году уехал из Милана. Поэт хотел переселиться в Авиньон или в Прагу, однако эти попытки оказались неудачными, и он остановился в Венеции у своей незаконнорождённой дочери.

Несмотря на безумную платоническую любовь, у Петрарки было много страстных физических связей с женщинами. Некоторые из них имели от поэта внебрачных детей. В 1337 году родился его сын Джованни, а в 1343 году – любимица дочь Франческа. Она ухаживала за отцом до самой смерти.

Последние годы поэта прошли в небольшом итальянском городке Падуя. Ему покровительствовал местный правитель Франческо да Каррара. У Петрарки был собственный дом, где он спокойно жил с любимой дочерью, зятем и внуками. Единственное, чем были омрачены его старческие годы, ‒ это приступами лихорадки.
Петрарка скончался 19 июля 1374 года, до 70-летия ему оставалось дожить всего один день. Его обнаружили утром, мёртвый он сидел за своим рабочим столом с пером в руке. Наверное, истинные поэты умирают именно так: выводя на бумаге свои последние строки потомкам.

В честь великого итальянца Петрарки на планете Меркурий назвали кратер, а именем его единственной и несбывшейся мечты – Лаура – был назван астероид, который в 1901 году открыл немецкий астроном Макс Вольф.

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка (1304-1374) – итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. В эпоху Возрождения его сонеты вызывали восхищение во всей Европе и стали образцом для лирической поэзии.

В биографии Петрарки есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Франческо Петрарки.

Биография Петрарки

Франческо Петрарка появился на свет 20 июля 1304 года в итальянском городе Ареццо. Он рос и воспитывался в семье юриста Пьетро ди сер Паренцо, выдворенного вместе с Данте из Флоренции за принадлежность к партии «белых» гвельфов.

Читайте также:
Дуэль Лермонтова с Мартыновым – Интересные факты

Детство и юность

В детстве Франческо вместе с родителями сменил много мест жительств. В результате, семья обосновалась в Авиньоне. Позднее его мать переехала в соседний город Карпантра.

Именно тут будущий поэт поступил в школу, в которой овладел латынью и увлекся римской литературой. После этого юноша по совету отца начал изучать право в университете, однако юриспруденция не доставляла ему никакого удовольствия.

Вместо этого, Петрарка все больше интересовался литературой, изучая труды классиков. В результате, он так и не связал свою жизнь с правоведением, решив стать священнослужителем, чтобы иметь средства к существованию.

Дело в том, что когда в 1326 г. скончался отец Петрарки, парень получил от него в наследство только произведения Вергилия. Вследствие этого, он столкнулся с материальными трудностями.

Вскоре Франческо поселился при папском дворе в Авиньоне, получил духовный сан и сблизился с представителями могущественного семейства Колонна. Любопытно, что в 1327 г. он впервые увидел Лауру, безответная любовь к которой стала его главным источником поэтического вдохновения.

Творчество

За годы творческой биографии Петрарка написал множество произведений как на итальянском, так и на латинском языках. Стоит отметить, что латинские труды ценны тем, что в них находится множество исторических фактов и подробностей, тогда как итальянские произведения пропитаны лирикой и романтикой.

Музой и возлюбленной Франческо была девушка Лаура. Сам поэт сообщает о ней только то, что первый раз увидел ее весной 1327 г. и что ровно спустя 21 год она скончалась.

После смерти Лауры, Петрарка продолжал воспевать ее в сонетах, в характерной для себя манере. Его крупнейшим трудом на итальянском языке считается «Книга песен» («Il Canzoniere»), состоящая из 2-х томов и содержащая в себе 366 сонетов к Лауре.

В ней Франческо превозносил свою возлюбленную, а также уделял внимание религиозным и политическим темам. Интересен факт, что в последующие столетия «Книга песен» будет переиздана более 200 раз. Во многом, именно благодаря этой работе автор приобрел мировую популярность.

Любопытно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим сонетам, поэтому писал их «для себя», а не для публики. Возможно именно поэтому, его стихи обрели такую искренность и многогранность душевных переживаний.

В итоге, творчество Франческо Петрарки оказало огромное влияние на многих поэтов следующих поколений. Отдельного внимания заслуживает поэма «Триумфы», написанная на итальянском языке. В ней с помощью сравнений и аллегорий изображается победа любви над человеком и вечности над временем.

Книги на латинском

В трудах на латинском языке, Петрарка уделял внимание истории, нравственности, этическим нормам и другим качествам человека. Он стал автором двух автобиографий – «Epistola ad posteros» и «De contempu mundi».

В первой книге излагаются главные события из жизни поэта, а во второй показан своеобразный диалог Франческо с Аврелием Августином, который представляет собой словесный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, где побеждает гуманизм.

В «Инвективах» (гневных обличительных речах), Петрарка критикует культурных, политических и религиозных деятелей. Он был одним из первых писателей, который смотрел на разные учения и догматы с критической точки зрения.

Франческо Петрарка не боялся указывать на «темные» стороны высшего католического духовенства, а также обличать римских ученых прошлых лет, и т.д. К примеру, в книге «Письма без адреса», он крайне негативно отзывался о Риме 14-го века, погрязшем в нравственном разврате.

Важно отметить, что Петрарка считал себя глубоко верующим католиком, но при этом, старался всегда смотреть на реалии жизни объективно. То есть, когда он видел безнравственность или преступные действия католического духовенства, он открыто заявлял об этом, не испытывая к священнослужителям какого-то благоговения.

Еще одним значимым трудом Франческо является эпическая поэма «Африка», в которой повествуется о подвигах Сципиона. На ее страницах также содержатся молитвы и покаянные псалмы.

Личная жизнь

Любовью всей жизни поэта была Лаура, о которой имеются весьма скудные сведения. После встречи с ней, он в течение 3-х лет мечтал поймать ее случайный взгляд в авиньонском храме.

Через несколько лет Петрарка купил усадьбу в Воклюзе, чтобы проживать поблизости от Лауры. Будучи священнослужителем, он не мог вступить в брак. Однако биографы заявляют, что он неоднократно вступал в отношения с другими девушками и даже имел 2-х внебрачных детей.

По мнению историков, Лаура, очевидно, была замужней женщиной и матерью 11 детей. В последний раз Франческо увидел свою музу 27 сентября 1347 г., а в следующем году она умерла. Самое печальное то, что Лаура могла вообще не знать о существовании Петрарки, не говоря уже о его чувствах к ней.

Еще при жизни поэт получил признание как среди соотечественников, так и за рубежом. В 1341 г. Римский сенат и Парижский университет объявили Петрарку лауреатом.

Смерть

На протяжении всей жизни классик часто путешествовал по разным городам Италии. Последние годы биографии он провел в глухой деревне Аркуа, где и встретил свою смерть. умер 19 июля 1374 года, не дожив всего одного дня до своего 70-летия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: