18 интересных фактов о Всеволоде Гаршине

Всеволод Гаршин — интересные факты

Всеволод Гаршин известен по сказке – «Лягушка-путешественница». Родился на территории Украины, поэтому его можно считать не только русским, но и украинским писателем. Представляем интересные факты о Гаршине.

  1. Родился в феврале 1855 года на территории современной Украины, в Бахмутском уезде.
  2. Имел дворянские корни.
  3. Большое влияние на молодого Гаршина оказала его семья. Отец был военным, и это сопутствовало частым поездкам и переездам. Его мать была образованной, умной женщиной, она интересовалась политикой и могла говорить на нескольких языках.
  4. В свою очередь мать рано бросила его и отца, что тоже очень повлияло на молодого Всеволода.
  5. У Всеволода было двое братьев.
  6. Всеволод любил лес и природу. Собирал грибы и делал гербарии.
  7. Будучи совсем юным, прочитал «Собор Парижской богоматери». Ему тогда было 7 лет.
  8. В 8 лет он читает роман «Что делать?», который отличается глубокой философией.
  9. В довольно раннем возрасте у Всеволода уже начали проявляться признаки психических расстройств. Впервые в клинику для душевнобольных он попал в 7-летнем возрасте. Но не факт, что он был психическим больным, ему могли повредить психику и в психиатрической клинике.
  10. Получал среднее образование в реальной гимназии.
  11. Институт не закончил из-за того, что началась русско-турецкая война.
  12. Его первой работой в литературе стал рассказ «Четыре дня», однако и до этого выходили его небольшие работы в печатных изданиях, но сам Гаршин не воспринимал их всерьез.
  13. Рассказ «Четыре дня» был написан им под впечатлением от военных событий, в которых он участвовал, написано это сочинение в госпитале.
  14. «Четыре дня» сразу после выхода заслужил одобрение критиков и читателей.
  15. В один из периодов своей жизни он посещал филологические курсы.
  16. Отправился на войну по собственной воле.
  17. Во время боевых действий получил ранение ноги.
  18. Любил ходить на выставки картин.
  19. С Гаршина был нарисован образ Ивана Грозного на картине «Иван Грозный убивает сына». Также он был изображен на картине Репина «Не ждали».
  20. Писатель был цензором в области изобразительного искусства. Он очень хорошо разбирался в этой сфере.
  21. Был женат на Надежде Золотиловой.
  22. Работал на должности секретаря железнодорожной промышленности.
  23. Одно из первых произведений советского кинематографа для детей было снято по мотивам произведений Гаршина.
  24. За отличную службу ему дали звание офицера. Собирался в дальнейшем получать военное образование и делать военную карьеру, но в какой-то момент передумал.
  25. Антон Павлович Чехов был высокого мнения о Гаршине. Посвятил ему сборник своих работ.
  26. Ивану Сергеевичу Тургеневу нравились сочинения Всеволода Гаршина.
  27. Его творчество пропитано темой протеста против войны. Эти темы хорошо раскрыты в работах: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова», «Четыре дня».
  28. В целом в своих произведениях автор регулярно поднимал вопросы добра и зла, развития культуры и искусства в обществе.
  29. Творчество Гаршина вид сочинений «новелла» в российской литературе.
  30. Отличительной особенностью Гаршина, как писателя является то, что он практически не использовал метафоры и сравнения, все события он излагал прямо.
  31. Его сборник «Рассказы» вызвал глубокий резонанс в литературных кругах, и не только. Автора обвиняли в излишнем пессимизме и мрачности произведений, считая, что причиной такого печального сочинения являются угрызения совести писателя.
  32. Часто страдал от депрессий.
  33. Друзья характеризовали его, как человека с завышенным чувством справедливости и правды. Из-за этого он получил прозвище «Гамлет сердца».
  34. Некоторые его современники замечали в нем излишнюю нервозность и впечатлительность.
  35. О нем известно, как об очень милосердном человеке. Так, он упрашивал одного графа, приближенного к императору, помиловать человека, который совершил покушение на этого графа. Но его прошение в итоге не помогло.
  36. Все его произведения можно поместить в один сборник.
  37. Писателя и его заслуги признали уже после его смерти, во времена СССР.
  38. В Советском Союзе были напечатаны почтовые марки с портретом писателя, а его произведения включили в школьную программу.
  39. Умер в возрасте 33 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Был ли Всеволод Гаршин сумасшедшим?

Все видели картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», в обиходе именуемую «Иван Грозный убивает своего сына». Но все ли знают, насколько трагична была судьба человека, с которого написан умирающий царевич? Этим человеком был писатель Всеволод Гаршин, погибший 24 марта (5 апреля по новому стилю) 1888 года.

Начало

Он родился 2(14) февраля 1855 года в Екатеринославской губернии. Его отец был офицером, участником Крымской войны, мать, дочь морского офицера, в шестидесятых годах участвовала в революционно-демократическом движении. Именно с ней связана первая драма Гаршина, повлиявшая и на его характер, и на его здоровье.

Когда мальчику было пять лет, мать ушла из семьи к воспитателю старших детей П. Завадовскому, который был к тому же членом тайного революционного общества. Через несколько лет, в 1864 году, она забрала Всеволода к себе в Петербург. Эта история не могла не повлиять на впечатлительного мальчика, и так росшего крайне нервным. Кроме того, раннее умственное развитие тоже сделало свое дело: ребенок, который в 7 лет прочитал «Собор Парижской Богоматери», в 8 — «Что делать?», а в 9 зачитывавшийся «Современником», просто не мог вырасти обычным человеком.

Читайте также:
Филипп Македонский - Интересные факты

Однако Гаршин-гимназист, как правило, производил впечатление человека жизнерадостного и целеустремленного. Он интересовался литературой, социальными проблемами, естествознанием. Но общественная жизнь середины шестидесятых часто оказывала на него тягостное впечатление, что периодически приводило к обострениям душевной болезни, которая начала развиваться ещё в детстве. Его знакомые отмечали, что он мог неожиданно помрачнеть и начать рассуждать, как мало в этой жизни хорошего, порой высказывал довольно странные способы, как можно осчастливить человечество. Многие говорили, что Всеволод слишком рано начал стремиться к борьбе с неким мировым злом. Эта борьба впоследствии станет одной из ключевых тем его творчества.

Война и творчество

В 1877 году, когда началась русско-турецкая война, он бросил институт и отправился добровольцем в действующую армию. Военные впечатления были переработаны в рассказ «Четыре дня», написанный в том же году, когда Гаршин лежал в госпитале после ранения. Опубликованный в октябрьском номере «Отечественных записок» рассказ принёс автору известность.

Даже недолгое пребывание на войне (после ранения Гаршин получил годовой отпуск) не могло не повлиять на впечатлительного молодого человека. Военные рассказы Гаршина потрясали читателей предельной обнажённостью чувств. Поскольку повествование шло от первого лица, автора и героя всё чаще отождествляли, считали, что писатель описывает то, что происходило именно с ним. В рассказах он соединял, казалось бы, несовместимые вещи: так, в «Четырёх днях» рядом с героизмом и готовностью к самопожертвованию соседствует осознание мерзости и ненужности войны, в «Трусе» — чувство долга и желание уйти от исполнения.

Несколько лет Гаршин полностью посвятил литературе и искусству, но к началу 1880-х годов он всё больше погружался в мрачное-безысходное состояние. В его произведениях всё чаще появляются мысли о ненужности искусства («Художники»), о безысходности жизни («Attalea princeps»), на него оказывают колоссальное впечатление происходящие в стране события.

В 1880 году было совершено покушение на главу Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликова, исполнителя — молодого революционера Млодецкого — приговорили к смерти, и Гаршин, добившись аудиенции у Лорис-Меликова, просил о помиловании осужденного, говорил о том, что эта смерть повлечет за собой множество других смертей — и чиновников, и террористов. Однако к его словам не прислушались, и Млодецкий был казнен.

Болезнь Гаршина обострилась, но поначалу сложно было понять, где проходит грань между гуманистическими высокими порывами души и приступами безумия. Писатель говорил о всепрощении, о помиловании всех преступников, ездил в Ясную Поляну к Льву Толстому, с которым обсуждал, как осчастливить человечество. У него развился маниакально-депрессивный психоз, и родным пришлось поместить его в больницу для душевнобольных. После курса лечения он пробыл какое-то время у родственников по линии матери, излечился и в 1882 году вернулся в Петербург.

В 1882 году вышел сборник «Рассказы», вызвавший жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, а народники сделали его творчество примером мучений и терзаний современного интеллигента. Через год Всеволод Михайлович написал рассказ «Красный цветок», главный герой которого, пациент клиники для душевнобольных, вообразил, что три красных мака в саду больницы заключают в себе вселенское зло, и решил покончить с ними даже ценой собственной жизни. Психиатры называли этот рассказ классическим изображением душевной болезни, но знали ли они, что многие эпизоды «Красного цветка» носили автобиографический характер и что Гаршин потратил на его написание очень много сил…

Конец…

В последние годы жизни Гаршин задумал написать большой роман. Он хотел показать не только обострённый внутренний мир своих персонажей, но и описать картины окружающего мира, вписать похожего на себя героя во внешнюю жизнь. Кроме того, он собирал материалы о времени Петра Великого, готовился взяться за роман «Люди и война». У него было множество идей и планов…

Но в начале 1888 года вернулась болезнь. Здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Его друг, писатель Г. Успенский, позже писал, что Гаршина погубили «впечатления действительной жизни», которые описал так: «Один и тот же ежедневный „слух“ — и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно „зажить“, поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя».

Читайте также:
Аристотель и болтун – Интересные факты

19 (31) марта того же года, во время одного из приступов, после долгой бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры и бросился в лестничный пролёт. Через пять дней он скончался. Ему было всего 33 года.

И всё же он не был сумасшедшим или безумцем. Он был просто крайне впечатлительным человеком, который остро реагировал на любую несправедливость, чуть ли не физически страдающий от этого. Он был человек, живший в непростую эпоху реформ и последующей реакции на них и воспринимавший действительность слишком близко к сердцу. Он писал своими нервами и своей кровью, толчком к написанию новых произведений всегда были не приступы, а потрясения. А это всё же разные вещи, согласитесь…

Биография Всеволода Гаршина

Жена – Надежда Михайловна Золотилова
Дети – нет
Родители – Михаил Егорович Гаршин, Екатерина Степановна Акимова

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) — российский прозаик и поэт, художественный критик. Писатель имеет украинское происхождение. Он появился на свет 2 (14) февраля 1855 года в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области. О работах литератора тепло отзывались его коллега, в их числе Антон Павлович Чехов и Иван Сергеевич Тургенев. Они говорили, что Всеволод мог бы жить и творить ещё долго, если бы удалось оградить его от мировой несправедливости и боли, уменьшить чувствительность.

Дворянский род

Родители будущего литератора были дворянами. Если верить преданиям, их род происходил от мурзы Гарши, который был выходцем из Золотой Орды. Мать Гаршина была интеллектуалкой, она интересовалась литературой и политикой, владела несколькими языками. Отец мальчика, Михаил Егорович, был военным. К нему часто приходили сослуживцы, они делились историями об обороне Севастополя. В такой среде и прошли детские годы Севы.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил семейную драму. Его мать влюбилась в воспитателя П.В. Завадского, который был известным революционером. Также Пётр занимался организацией тайного политического общества. Мать сбежала к нему, однако Михаил Егорович пожаловался в правоохранительные органы. Любовника арестовали, он был сослан в Петрозаводск. Женщина переехала в Петербург, чтобы быть ближе к любимому человеку.

Сева остро воспринял случившееся из-за раннего умственного развития, у него пошатнулось здоровье и психика. Впоследствии у писателя нередко возникали приступы нервного расстройства. После расставания родителей Гаршин остался жить с отцом, однако в 1864 г. мать забрала его, отдала в петербургскую гимназию.

Юность и первые произведения

С 1864 года прозаик обучался в гимназии №7 в Петербурге. В 1874 году он окончил обучение, стал студентом Горного института. Там он увлёкся литературой, начал писать очерки и статьи по искусствоведению. Но получить диплом Севе так и не удалось. Во время его обучения в 1877 г. началась русско-турецкая война, и юноша отправился добровольно в армию. Там он успел дослужиться до офицера, но потом был ранен, вследствие этого ушёл в отставку.

Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность. В этом произведении Всеволод Михайлович отстаивал свои взгляды, протестовал против войны, уничтожения людей друг другом. Впоследствии эта тематика нередко поднималась в рассказах писателя. Иногда зло и несправедливость рассматривались не на фоне войны, а в обычных очерках о мирной жизни.

В 1883 г. было выпущено второе сочинение прозаика под названием «Красный цветок». В этом произведении он пытался исследовать роль искусства в жизни человечества, критиковал теорию о «чистом искусстве». Именно «Красный цветок» считается одним из первых примеров жанра новеллы. Позднее этот жанр развивал Антон Чехов.

Последние годы

Как и многие творческие люди, Всеволод эмоционально реагировал на любые потрясения. Сильнейшую боль ему причиняла общественная несправедливость. В 1880 г. прозаик стал свидетелем смертной казни революционера Млодецкого. Эта смерть стала ударом для литератора ещё и по той причине, что он ранее пытался вступиться за юношу. В течение двух лет он лечился в психиатрической больнице после такого стресса. Но до конца избавиться от впечатлений ему так и не удалось.

После лечения у Гаршина продолжились припадки. Во время одного из них он прыгнул с лестницы в пролёт, получив множество травм. С 31 марта по 1 апреля 1888 года писатель оставался без сознания, после этого он погиб. Похоронили Всеволода Михайловича на «Литераторских мостках» — музее-некрополе, который находится в Санкт-Петербурге.

Другие факты из жизни

С детства прозаик впитывал демократические идеи благодаря своему воспитателю П. Завадскому. Особенное уважение он испытывал к произведениям издательства «Современник». Из-за своих взглядов Гаршин часто сталкивался с непониманием. Его депрессивные сочинения использовали в качестве примера на тему «тяжёлой жизни интеллигенции».

Читайте также:
13 интересных фактов о Льве Кассиле

Всеволода Михайловича часто критиковали, настоящее признание он получил уже после войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на марках. Спустя некоторое время его сказки добавили в школьную программу. Сейчас их изучают в четвёртом классе средней школы.

Писатель всегда поддерживал живопись, особенно передвижников. Именно он позировал для нескольких картин Репина, в том числе для знаменитой работы «Иван Грозный убивает своего сына». Художник также написал портрет Всеволода. Ему удалось в точности передать не только черты лица, а и эмоции Гаршина. Особенно выделялись печальные, но ласковые глаза.

В 1883 г. литератор женился на Н.М. Золотиловой, на тот момент она была слушательницей женских медицинских курсов. Годы, проведённые с любимой женщиной, были самыми счастливыми в жизни Гаршина. Именно тогда появились на свет его лучшие рассказы.

Наиболее известными сочинениями Гаршина стали рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Детям полюбились его сказки, в их числе «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница». По мотивам последнего произведения даже был снят мультфильм. Книга «Сигнал» стала основой для первого детского фильма, выпущенного в СССР.

Биография Всеволода Михайловича Гаршина

«Каждая буква стоила мне капли крови»

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, в небогатой дворянской семье. Отец его был офицером кирасирского полка. В их доме нередко собирались его сослуживцы, принимавшие участие в недавно завершившейся Крымской войне, так что мальчик рос под впечатлением их рассказов о героической обороне Севастополя.

Воспитывал юного Гаршина П.В. Завадский, который был членом тайного общества, поддерживавшего связи с Герценом. Будущий писатель рос под влиянием передовых демократических идей. Даже чтению он обучался по одной из книжек «Современника». В своей биографии Гаршин отметил, что в возрасте 8 лет уже читал роман Н.Г. Чернышевского «Что делать».

В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских реальных гимназий. Он много читал, интересовался социальными проблемами. Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь. Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше, который очень рано начал испытывать смутные стремления к борьбе с «мировым злом».

Один из товарищей Гаршина по гимназии впоследствии писал по этому поводу:

«Нередко бывало, что этот веселый на вид, беззаботный гимназист вдруг присмиреет, смолкнет, будто недоволен собой и окружающим, будто горько ему, что кругом недостаточно умного и хорошего. Иногда при этом с уст его срывались замечания о том, что необходимо бороться со злом, и высказывались подчас очень странные взгляды, как устроить счастье всего человечества».

Тягостное впечатление, что оказывала на Гаршина общественная жизнь того времени, нередко приводило к обострению душевной болезни, которой он был подвержен с раннего возраста. Ее приступы возникали нечасто. В обычном состоянии Всеволод Михайлович был жизнерадостным и целеустремленным молодым человеком.

В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Мечте о поступлении в университет осуществиться было не суждено, потому что выпускников реальных гимназий туда не принимали. Поэтому Всеволод Михайлович решил поступить в Горный институт, хотя особого рвения к овладению инженерным мастерством никогда не испытывал.
Обучение в институте было прервано в апреле 1877 года, когда началась война с Турцией за освобождение балканских славян.

День объявления Россией войны Турции Гаршин встретил так:

«12 апреля 1877 года я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. Наши записки остались открытыми. Мы подали прошение об увольнении и уехали в Кишинев, где поступили рядовыми в 138-й Болховский полк и через день выступили в поход..

Позже описанию этого похода Гаршин посвятит рассказ «Из воспоминаний рядового Иванова».

О своем решении пойти добровольцем в действующую армию Всеволод написал матери «Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». В ответ он получил короткую телеграмму «С Богом, милый».

11 августа Гаршин получил ранение в бою при Аясларе (Болгария). В реляции о нем говорилось, что он «примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и был ранен в ногу». Тогда же, находясь на лечении в военном госпитале, он написал свой первый рассказ «Четыре дня», который был расценен критиками и современниками как блестящий писательский дебют. Это небольшое произведение ставили в один ряд с такими выдающимися творениями, как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и батальные картины В. Верещагина. В мае 1878 года, по окончании войны, Гаршина произвели в офицеры, но меньше чем через год он вышел в отставку по состоянию здоровья и полностью посвятил себя литературному творчеству.

Читайте также:
23 интересных факта о Стивене Сигале

История жизни Всеволода Михайловича Гаршина

Произведения Гаршина начали публиковаться еще в те годы, когда он был студентом. В 1876 году был издан его первый газетный очерк «Подлинная история энского земского собрания». В нем Гаршин обратился к таким острым социальным проблемам своего времени, как голод в деревне и полное равнодушие к положению народа земских властей. Эта сатира на земские учреждения появилась как раз в то время, когда земство считалось основой народного самоуправления и рассматривалось как одно из важнейших достижений эпохи «великих реформ».

Скептическое отношение Гаршина к реформам шло вразрез с общественным мнением. Показательным в этом смысле является стихотворение, написанное Всеволодом Михайловичем 19 февраля 1876 года к 15-летию отмены крепостного права, в котором поэт говорит о том, что падение «ржавых оков» крепостничества ничуть не облегчило положения крестьянства:

«…Бесстыдная толпа
Не дремлет; скоро вьются сети
Опутано израненное тело,
И прежние мученья начались. »

В 1877 году в «Отечественных записках» был опубликован рассказ «Четыре дня». В нем отразилось отношение самого Гаршина к войне, которая, по мнению автора, противоестественна и враждебна человеку. Однако, несмотря на то, что герой рассказа не в состоянии объяснить, для чего люди ведут войны и убивают друг друга, он снова и снова идет в бой, повинуясь долгу, естественному чувству справедливости.

В рассказе «Трус», написанном в 1879 году, в качестве главного героя вновь предстает человек, потрясенный осознанием неисчислимых страданий, которые приносит людям война. Рассказ начинается словами «Война решительно не дает мне покоя». Гаршин вложил в уста героя и свое собственное мнение. Он также не может смириться с законностью сознательно организованного кровопролития.

«Я не рассуждаю о войне, — пишет он, — и отношусь к ней непосредственным чувством, возмущаемым массою пролитой крови».

Тем не менее, неприятие войны не стало для героя поводом для уклонения от участия в ней, которое он счел бы для себя бесчестьем.

Особый, присущий только Гаршину тон повествования и в наши дни придает его произведениям чрезвычайно современное звучание. Всеволод Михайлович одним из первых постиг философию войны. Вот как он описывает движение армии к месту будущих сражений в своем последнем военном рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова» «Мы обходили кладбище, оставляя его вправо. И казалось мне, что оно смотрит на нас сквозь туман в недоразумении.

«Зачем идти вам, тысячам, за тысячи верст умирать на чужих полях, когда можно умереть и здесь, умереть покойно и лечь под моими деревянными крестами и каменными плитами.. Останьтесь!»

Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню — самую крупную причину всевозможных людских бед и страданий. »

В том же рассказе Гаршин дает описание боя, в котором, как бы забегая вперед, опровергает обвинение русской армии в мифической кровожадности, неоднократно звучавшее во время войны в Чечне «Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою; всякий нехвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке, при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И — дико и странно звучат эти слова — это сознание не останавливало людей, не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, и мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами нужно убить, а скорее нужно умереть».

В произведениях, посвященных мирной жизни, Гаршин, так же как и в военной прозе, выступает мастером социально-психологического рассказа. Его герой — «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды» — внезапно сталкивается с каким-либо вопиющим фактом, исполненным глубокого трагизма и круто изменяющим его отношение к жизни. Подобное столкновение приводит к тяжелому нравственному кризису, который разрешается либо погружением «туда, в это горе», как происходит в рассказе «Художники», либо самоубийством главного героя, не справившегося с душевным разладом («Происшествие»). Обычно именно по такой схеме развивается действие в произведениях Гаршина.

Читайте также:
18 интересных фактов о Маршаке

Писатель рассматривает социальные противоречия в их будничном обличье, однако будничное в его рассказах перестает быть таковым и приобретает характер давящего кошмара. Для того чтобы увидеть скрытые от обычного взгляда трагедии будней, необходимо пережить внезапное душевное потрясение, которое выводит человека из пассивного участия в повседневном зле. Столкнувшись с фактом несправедливости или неправды, герой гаршинских рассказов начинает размышлять о своем положении и мучительно искать выход из создавшейся ситуации. Нередко эти размышления приводят к трагической развязке.

Для писателя не существовало единичных выражений жизненной неправды, в каждом конкретном образе он видел «всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому, наряду с психологическими рассказами, Всеволод Михайлович обращался к жанру аллегорической сказки. К числу бесспорных его шедевров относится рассказ «Красный цветок», объединивший в себе черты этих двух жанров. Показывая социальное зло во всей его наготе, Гаршин, так же как и многие его современники, стремится пробудить в читателе напряженную работу мысли, «убить его спокойствие», растревожить его совесть, заставить восстать против зла и несправедливости жестокого мира людей.

Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе «Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.

Гаршин закончил свой рассказ словами:

«Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».

Многие критики писали, что Гаршин изобразил борьбу не со злом, а с иллюзией или метафорой зла, показав героическое безумие своего персонажа. Однако в противовес тем, кто строит иллюзии, что он властитель мира, имеющий право вершить чужие судьбы, герой рассказа погиб с верой в то, что зло можно победить. К этой категории относился и сам Гаршин. Об этом свидетельствуют, может быть в чем-то по-детски наивные, сказки писателя «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» и, конечно же, последнее написанное им литературное произведение — «Лягушка-путешественница».

В середине 1880-х годов Гаршин переживал творческий кризис. Жанр психологического рассказа перестал удовлетворять писателя, поскольку в нем основное внимание уделялось духовной драме главного персонажа, а окружающий его внешний мир оставался в стороне.

«Я чувствую, — писал Всеволод Михайлович в 1885 году, — что мне надо переучиваться сначала. Для меня прошло время страшных, отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», которыми я до сих пор занимался материалу у меня довольно, и нужно изображать не свое «Я», а большой внешний мир».

В последние годы жизни Гаршин почувствовал потребность в создании большого эпического произведения. Однако это вовсе не означало, что он собирался отказаться от своих прежних принципов. Всеволод Михайлович поставил перед собой задачу объединить изображение внутреннего мира людей, обладающих обостренным чувством ответственности за царящую в обществе неправду, с широкими бытовыми картинами «большого внешнего мира».

У Гаршина были далеко идущие творческие планы. Он собирал исторические материалы, относящиеся ко времени Петра Великого, задумывал полуфилософский, полунаучный роман с элементами спиритизма, а также готовился к работе над романом «Люди и война». Но полностью раскрыться в новом стиле Гаршину не удалось. Его творческие искания оборвала внезапная смерть. В новой манере писатель создал лишь несколько произведений, в частности рассказы «Надежда Николаевна» и «Из воспоминаний рядового Иванова».

В 1888 году здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Как писал Г. Успенский, который был другом Гаршина, болезнь его «питали впечатления действительной жизни», которые были мучительными даже для здоровых людей, а для больной психики писателя оказались губительными. В своей статье «Смерть В.М. Гаршина» Г. Успенский так характеризует эти впечатления «реакционной эпохи»

«Один и тот же ежедневный «слух» — и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно «зажить», поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя… — вот что дала Гаршину жизнь, после того как он уже жгуче перестрадал ее горе».

Читайте также:
23 интересных факта о Мэрилин Монро

Все эти удары Всеволод Михайлович перенести не смог. 19 марта 1888 года, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.

В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. Сам Гаршин незадолго до своей трагической кончины признавался :

«Хорошо или нехорошо выходило написанное — это вопрос посторонний; но что писал я в самом деле одними своими нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением».

Однажды, беседуя с А.П. Чеховым, В.Г. Короленко высказал предположение, что если бы Всеволода Михайловича при жизни можно было оградить «от мучительных впечатлений нашей действительности, удалить на время от литературы и политики, а главное — снять с усталой души то сознание общественной ответственности, которое так угнетает русского человека с чуткой совестью. », то больная душа его могла бы обрести успокоение. Но Антон Павлович на это замечание ответил:

«Нет, это дело непоправимое раздвинулись какие-то молекулярные частицы в мозгу, и уж ничем их не сдвинешь. »

В том и заключается драматизм ситуации, что в собственном творчестве Гаршин стремился всеми силами доброго и ранимого сердца, «одними своими нервами» связать распавшиеся «молекулярные частицы» мира, в котором он жил. Можно утверждать с абсолютной уверенностью, что толчком к написанию каждого произведения было пережитое самим автором потрясение. Не волнение или огорчение, а именно потрясение, потому и каждая буква стоила писателю «капли крови». При этом Гаршин, по словам Ю. Айхенвальда,

«ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других. ».

Софья Ковалевская — интересные факты

Софья Ковалевская была выдающимся ученым. Это была первая женщина-математик в России и первая женщина-профессор в мире. Представляем интересные факты о Софье Ковалевской.

  1. Софья Васильевна Корвин — Курковская родилась в Москве 15 января 1850 года. Её отец, Василий Васильевич, генерал, который посвятил военному делу всю свою жизнь. Мать Елизавета Фёдоровна, в девичестве Шуберт, была одарённой пианисткой, знающая четыре иностранных языка.
  2. Её дед, Фёдор Фёдорович Шуберт, был человеком с разносторонними интересами, он занимался математикой, топографией и геодезией. Известнейшим учёным — астрономом был и прадед Софьи, Фёдор Иванович Шуберт.
  3. Детство Софьи прошло в Витебской губернии, в поместье отца Полибино. Здесь же девочка увлеклась математикой, совершенно случайно. После того, как на оклейку стен в её комнате не хватило рулона обоев, пустующее место временно заклеили листами лекций о дифференциальном и интегральном исчислении и от скуки Софья стала рассматривать формулы, даже не догадываясь, что для неё это обернётся призванием.
  4. У Софьи была старшая сестра Анна и младший брат Фёдор. Софа, как её называли в семье, считала что не любима родителями, вторая девочка, в то время как родители хотели мальчика. Когда же родился долгожданный наследник, она стала считать, что у неё промежуточное состояние в семье, не старший и не младший ребёнок. Софья всю жизнь была человеком мнительным, верила в мистические знаки и сны, возможно что эту черту своей богато одарённой натуры она унаследовала от прабабушки, которая была цыганкой-гадалкой.
  5. Софья прошла полный гимназический курс, многие из предметов которого были предназначены для мальчиков, всего за несколько лет с домашним учителем. На домашнем совете было решено ехать в Петербург продолжать образование.
  6. В Петербурге Софья не могла реализовать свои мечты, всё на что она могла здесь рассчитывать, это на место учительницы в школе, но девушка грезила об университете. В России для неё были закрыты двери и она решает уехать за границу, но для этого ей требовалось разрешение отца, отец разрешения на обучение в университете не дал.
  7. Софья выходит замуж за бедного учёного Владимира Онуфриевича Ковалевского. Молодожёны Ковалевские уезжают в Германию.
  8. В Германии в Гейдельберге Софья стала слушать лекции по математике, через некоторое время супруги разъезжаются по разным городам, Ковалевский в Вену, Софья в Берлин, где сталкивается с той же проблемой, что и в России, женщинам не разрешалось числиться в студентах. Ей на помощь пришёл математик Карл Вейерштрассе, восхищённый умом девушки, он согласился давать ей частные уроки.
  9. В 24 года Софья Ковалевская получает от Гёттингенского университета, после защиты диссертации, звание доктора философии.
  10. Чтобы заработать денег, Ковалевский сменил род деятельности и стал заниматься коммерцией, хотя Софья его всячески от этого отговаривала.
  11. У супругов родилась дочь, которую назвали в честь матери.
  12. Находясь вдали от России, Софья очень скучала по родным местам и тогда место математика в её душе занимал литератор. Она написала не один рассказ о Родине, также она писала повести, сочиняла стихи. Одним из самых известных произведений Ковалевской считается «Нигилистка».
  13. В 1871 году Ковалевская с мужем переехала в Париж, в котором в то время была революция. Она сочувствует коммунарам и помогает ухаживать за ранеными на баррикадах.
  14. В 1874 году супруги Ковалевские вернулись в Россию, где у Владимира Онуфриевича начались серьёзные финансовые трудности. Супруг умер, когда Софья была в Берлине.
  15. В возрасте 31 года Софья Ковалевская была избрана членом Московского математического общества, но преподавать в университете она всё равно не могла (вероятно, ей не разрешали).
  16. В возрасте 34 лет под именем Сони Ковалевски, вдова и мать — одиночка, с помощью авторитета своего давнего покровителя математика Вейерштрассе, стала профессором в Стокгольмском университете, для этого ей пришлось выучить в короткие сроки шведский язык.
  17. В 38 лет Софья становится лауреатом премии Парижской академии наук и уже в 39 лет Шведская академия отмечает её заслуги, в это же время Российская академия наук избирает Ковалевскую членом — корреспондентом на физико — математическом отделении.
  18. Во время путешествия из Берлина в Стокгольм она простудилась, недомогание перешло в воспаление лёгких. В 1841 году, в возрасте 41 года Софья Ковалевская скончалась.
  19. Именем этой великой женщины назван лунный кратер и астероид; многие улицы и школы так же гордо носят это имя, премией имени Софьи Ковалевской награждают за успехи в математике.
  20. Единственная дочь Ковалевской — Софья, работала врачом, она переводила со шведского языка работы своей матери. Её не стало в 1952 году, ей было 74 года.
Читайте также:
16 интересных фактов о Высоцком

Мемория. Софья Ковалевская

15 января 1850 года родилась математик и писатель Софья Ковалевская

Личное дело

Софья Васильевна Ковалевская (урожденная Корвин-Круковская, 1850 – 1891) родилась в Москве в семье полковника артиллерии Василия Корвин-Круковского. В детстве жила в семейном имении Полибино Витебской губернии (ныне в Великолукском районе Псковской области). Образование получала дома, но ее интерес и способности к математике оказались настолько сильны, что в возрасте пятнадцати лет к ней давать частные уроки математического анализа преподавателя математики из Морского училища и известного педагога Александра Страннолюбского.

Поскольку женщин не принимали в университеты Российской империи, Софья Ковалевская, желая продолжить образование, должна была ехать за границу. Это дозволялось только при наличии разрешения от родителей или от мужа, но отец считал излишним дальнейшее образование дочери и дать разрешение отказался. Тогда Софья вступила в фиктивный брак с молодым палеонтологом Василием Ковалевским. Позднее этот брак стал фактическим. Супруги уехали за границу в 1868 году. Софья Ковалевская занималась математикой в Геттингенском университете, а с 1870 года стала ученицей Карла Вейерштрасса в Берлинском университете. Хотя в Берлинский университет женщин тоже не принимали, Вейерштрасс, познакомившись с Ковалевской и оценив ее математическую одаренность, стал заниматься с ней частым порядком. Вскоре под его руководством Ковалевская закончила первое исследование «О приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эллиптическим».

В 1871 году Василий и Софья Ковалевские посетили осажденный Париж, где находилась сестра Софьи Анна. Они участвовали в деятельности Парижской коммуны, а после ее падения помогали спасти из тюрьмы мужа Анны коммунара Виктора.

В 1874 году диссертация Софьи Ковалевской «К теории дифференциальных уравнений в частных производных» была представлена в Геттингенский университет. Она состояла из трех отдельных работ, каждая из которых, по признанию Вейерштраса, была достойна получения докторской степени. В итоге обсуждения диссертации университет присудил Ковалевской степень доктора cum magna laude.

После защиты диссертации Софья Ковалевская возвращается в Петербург и на время оставляет занятия математикой. В 1878 году у Ковалевских родилась дочь Софья. С 1880 года Ковалевская живет в Москве. Она пытается стать преподавателем в университете, но ее не допускают даже к магистерским экзаменам. За ней признали лишь право преподавать арифметику в женской гимназии. Неудачей окончили и попытки получить место профессора в университетах Берлина и Парижа, не допустили Ковалевскую и к преподаванию на Высших женских курсах. Ковалевская стала публиковать статьи о науке и театральные рецензии в газете «Новое время», но ушла оттуда в 1877 году, когда газета изменила либеральному курсу. В 1881 году Софья Ковалевская была избрана в члены Московского математического общества.

Читайте также:
15 интересных фактов о Викторе Астафьеве

Попытка Василия Ковалевского заниматься коммерцией закончилась разорением, и в 1883 году он совершил самоубийство. Софья перенесла тяжелую депрессию. Некоторое время она жила в Берлине в доме своего учителя Вейештрасса. В 1884 году Вейерштрасс узнал, что Стокгольмский университет готов стать первым из университетов, давшим женщине должность профессора математики.

Софья едет в Стокгольм, и руководство университета действительно соглашается принять ее, но с условием, что лекции она будет читать по-немецки только в первый год работы, а в дальнейшем станет преподавать на шведском языке. Освоение шведского языка не вызвало у Софьи Ковалевской серьезных трудностей, и она до конца жизни была профессором Стокгольмского университета (с 1889 года – ординарный профессор). Также она, опять-таки первой женщиной в истории, стала редактором математического журнала – Acta Mathematica, издающегося Шведской королевской академией наук. В дальнейшем она писала на шведском и публицистические статьи, и художественные произведения.

В 1888 году Софья Ковалевская закончила работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки», присоединив к двум движениям гироскопа, открытым Эйлером и Лагранжем, еще одно. За это открытие Парижская академия наук присудило ей премию Бордена. На следующий год вторая статья Ковалевской по этой проблеме получила премию шведского короля Оскара II и Шведской королевской академии наук. По настоянию Пафнутия Чебышева и других математиков 7 ноября 1889 года Софью Ковалевскую избрали членом-корреспондентом физико-математического отделения Российской академии наук.

В январе 1891 года Софья Ковалевская, возвращаясь в Швецию, простудилась. Простуда переросла в воспаление легких и после недолгой болезни Софья Ковалевская умерла в Стокгольме 10 февраля 1891 года.

Чем знаменита

Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина — профессор математики.

Софья Ковалевская – автор ряда значительных работ в области математического анализа, уравнений в частных производных и теоретической механики. Теорема Коши – Ковалевской устанавливает, при каких условиях разрешима система дифференциальных уравнений в частных производных. Выдающимся достижение стала работа Ковалевской, посвященная описанию вращения гироскопа. Описание движения твердого тела вокруг неподвижной точки было в то время актуальной проблемой математики. Два случая движения были открыты и описаны Лагранжем и Эйлером. Парижская академия наук дважды объявляла конкурс работ на эту тему, но премии оставались неприсужденными. Наконец, в 1888 году премию получила работа Ковалевской, где описывался третий случай движения гироскопа, когда он был несимметричным.

О чем надо знать

В 1887 году она вместе с Анной Шарлоттой Леффлер написала драму «Борьба за счастье». Пьеса была переведена на русский и поставлена в Театре Корша в 1894 году. В 1889 году была опубликована семейная хроника Ковалевской «Сестры Раевские», в русском переводе издана под названием «Воспоминания детства». Повесть Ковалевской «Нигилистка» посвящена судьбе русской девушки, выходит замуж за незнакомого ей раньше осужденного нигилиста и уходит за ним на каторгу. В основу повести была положена история Веры Гончаровой, ставшей женой народника Исаака Павловского. Роман «Семья Воронцовых» и воспоминания о польском восстании 1863 года выходили только на шведском языке. Повесть была издана после смерти Ковалевской на шведском и на русском языках. Также Софья Ковалевская писала стихи на русском, французском и шведском языках.

Прямая речь

Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикою и считают ее наукой сухой и aride. В сущности же, это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе.
Софья Ковалевская

Я лично без всяких колебаний допустил бы каждую из названных работ в качестве диссертации на степень доктора. Но, ввиду того, что это первый случай, когда женщина желает получить степень за математические работы, то факультет не только имеет все основания поставить строгие требования, но это необходимо в интересах как самой аспирантки, так и моих. Поэтому я убедительно прошу при решении вопроса не принимать во внимание, что я также заинтересован в нем. Что же вообще касается уровня математического образования госпожи Ковалевской, то я могу с уверенностью сказать, что у меня было очень мало учеников, которые могли бы сравниться с ней в том, что касается ее способностей, суждений, прилежания и любви к науке.

Из письма Карла Вейерштрасса профессору Берлинского университета Лазарю Фуксу

Говоря об этих первых моих соприкосновениях с областью математики, я не могу не упомянуть об одном очень курьезном обстоятельстве, тоже возбудившем во мне интерес к этой науке.
Когда мы переезжали на житье в деревню, весь дом пришлось отделать заново и все комнаты оклеить новыми обоями. Но так как комнат было много, то на одну из наших детских комнат обоев не хватило, а выписывать-то обои приходилось из Петербурга, это было целой историей, и для одной комнаты выписывать решительно не стоило. Все ждали случая, и в ожидании его эта обиженная комната так и простояла много лет с одной стеной, оклеенной простой бумагой. Но, по счастливой случайности, на эту предварительную оклейку пошли именно листы литографированных лекций Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные моим отцом в его молодости.
Листы эти, испещренные странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя мое внимание. Я помню, как я в детстве проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти, да и самый текст оставил по себе глубокий след в мозгу, хотя в самый момент прочтения он и остался для меня непонятным.
Когда, много лет спустя, уже пятнадцатилетней девочкой, я брала первый урок дифференциального исчисления у известного преподавателя математики в Петербурге, Александра Николаевича Страннолюбского, он удивился, как скоро я охватила и усвоила себе понятия о пределе и о производной, «точно я наперед их знала». Я помню, он именно так и выразился. И дело, действительно, было в том, что в ту минуту, когда он объяснял мне эти понятия, мне вдруг живо припомнилось, что все это стояло на памятных мне листах Остроградского, и самое понятие о пределе показалось мне давно знакомым.

Читайте также:
Жизнь Джероламо Кардано

Софья Ковалевская «Воспоминания детства»

Двенадцать фактов о Софье Ковалевской

  • Дедом Софьи Ковалевской по материнской линии был Федор Шуберт – учtный-геодезист, генерал от инфантерии, директор Военно-топографического и гидрографического депо и первый руководитель Корпуса топографов, а прадедом – выдающийся астроном, академик и директор библиотеки Академии наук Фридрих Теодор Шуберт.
  • В Швейцарии вместе с Софьей Ковалевской училась ее подруга Юлия Всеволодовна Лермонтова (1846–1919) – первая русская женщина-химик, доктор химии (1874, Геттингенский университет).
  • В Швеции Софья Ковалевская использовала имя Соня (Sonja Kovalevsky).
  • В 1892 году подруга Ковалевской Анна Шарлотта Леффлер выпустила книгу «Соня Ковалевская: что я испытала с ней и что она рассказывала о себе». Другую биографию Ковалевской написала ее знакомая шведская писательница и общественный деятель Эллен Кей.
  • Софья Ковалевская похоронена на Северном кладбище (Norra begravningsplatsen) в стокгольмском районе Сольна.
  • При обсуждении работы, посвященной вращению гироскопа, члены Парижской академии наук решили увеличить премию с трех до пяти тысяч франков, так как сочли полученные результаты очень важными.
  • Работы на конкурс Парижской академии наук предоставлялись анонимно. Статья Ковалевской была представлена под девизом: «Говори, что знаешь, делай, что должен, будь, что будет».
  • Именем Софьи Ковалевской названы лунный кратер и астероид.
  • В 1986 году в деревне Полибино был открыт музей Софьи Ковалевской.
  • Канадская писательница Элис Манро, лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года, посвятила Софье Ковалевской биографический рассказ «Слишком много счастья», вошедший в одноименный сборник 2009 года. Сборник переведен на русский язык.
  • Также Софье Ковалевской посвящены книга «Воробушек: Портрет Софьи Ковалевской» Дона Кеннеди (1983) и документальный роман «За пределы» Джоан Спайцци (2002), основанная на письмах Ковалевской. В романе Томаса Пинчона «Against the Day» («На день упокоения Моего») Софья Ковалевская – один из второстепенных героев.
  • О Софье Ковалевской в СССР были сняты кинофильм (1956) и трехсерийный телефильм (1985), а в Швеции – фильм «Холм на темной стороне Луны» (1983).

Материалы о Софье Ковалевской

Софья Ковалевская — самые интересные факты из жизни

В истории закрепились имена не одной великой женщины ученой, актрисы, правителя и т.д. Кто же такая Софья Ковалевская? Где она родилась, училась, чем занималась, кого любила, какие открытия совершила?. Постараемся ответить на данные вопросы в статье.

Рождение математика

Софья Ковалевская появилась на свет в начале января, 3 (15) числа, в 1850 году в столице нашей родины. В то время отец Софьи, Василий Корвин-Круковский был начальником арсенала. Его женой была Шуберт Елизавета. Впоследствии из мемуаров Софьи: в наследство я получила от предков были получены любовь к науке, музыке и математике.

Полибино

В 1856г семья переезжает в Полибино, Витебской губернии. Учителем при ней был Малевич. Из всех предметов ей не давалась только арифметика. Проучив математику 4,5 года была получена основа науки. Дополнительно Софья изучила курс арифметики Бурдона. В тот временной период его изучали в университете за границей.

Новым учителем стал Александр Николаевич Страннолюбский, преподаватель и лейтенант флота. Уже на первом уроке девочка покорила его быстротой мышления и способностью быстро усваивать новый материал. В женской гимназии Мариинской открываются пед.курсы, отделение естественно-математическое. Поступить возможно было только замужним девушкам. Для этого Круковская искала фиктивного мужа из обедневшего дворянства, кем и стал Владимир Онуфриевич Ковалевский. Изначально предназначавшийся для Анны, сестры. Софье исполнилось 18, жених был на 8 лет старше. Они расписались 15 сентября 1868 года.

Читайте также:
20 интересных фактов про Бунина

Обучение за границей

В начале апреля начинается путешествие Ковалевских по Европе. В Вене не было достойных математиков и она поехала в Гейдельберг, где начала слушать лекции по математике и физике. Самые известные ученые Германии: Кёнинсберг, Кирхгоф, Дюбуа-Реймон читали лекции. Начальные знания дались ей с легкостью. 3 октября 1870 состоялся переезд в Берлин к профессору Вейерштрассу. Решив предоставленные им задачи, он взял ее на свое обучение. Софья учила, изучала, читала современные математические труды, забыв о бытовых проблемах и полностью отдавшись науке. Это отрицательно сказалось на ее здоровье.

Первая научная работа

Первой работой Софьи стала «О приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эллиптическим». Следующее открытие затронуло дифференциальные уравнения — «К теории дифференциальных уравнений в частных производных» (1873-1874гг). Задача была названа «Теорема Коши-Ковалевской» в честь Коши, который ранее занимался частным решением. В результате девушке была присвоена степень доктора философии по математике.

Семейные отношения

1874г встречает Ковалевскую в России. Брак с Владимиром становится реальным. Через 4 года у них рождается дочь. Здоровье пошатнулось, сердце тронула тяжелая болезнь. Натура Софьи требовала быть во всем максималисткой. Лучшей матерью для дочери. Самой любимой для мужа и ежедневно слышать признания в любви. Первой в науке. Владимир любил свою жену просто и был также предан науке, как и она. Концом брака можно считать – начало коммерции для достатка семьи.

Смерь Александра II заставила чету Ковалевских разъехаться. Софья Васильевна уехала в Берлин, муж в Одессу. Связи больше не было. В Германии ученая посвящает себя решению новой задачи: определить движение различных точек вращающегося твёрдого тела — гироскопа. 16 апреля, в Париже, она узнает о самоубийстве супруга, запутавшегося в финансовых долгах.

Мечты сбываются

В Берлине, в который Ковалевская возвращается потрясенная из Франции, старый друг и ученый Вейерштрасс, помогает воплотить ей давнюю мечту в преподавательской карьере в Стокгольме сроком на 5 лет. 30 января 1884г состоялась ее первая лекция.
Весна 1886г не радует Софью Ковалевскую хорошими новостями, тяжело заболевает сестра Анна. Расстроенная, съездив в Россию и вернувшись обратно она прекращает работать над решение математической задачи и начинает писать. Вместе с Шарлоттой Эдгрен-Леффлер ее полностью захватывает новое дело.

Любовь

Софья Ковалевская всегда была окружена друзьями, но одинока в личной жизни. Любовь для нее представлялась как совокупность романтики и работы. Совместить все это было тяжелее. Работа вставала непреодолимой стеной. Сердце не могло быть полностью отдано любимому человеку. В 1888г все таки появляется такой мужчина, однофамилец Максим.

Дружеские отношения перерастают в близкие. К сожалению он не смог оправдать завышенных требований. Софья полностью погружается в решение математических задач. 12 декабре ей присуждают премию Бордена и пять тысяч франков. Успех пришел ошемительно и внезапно. До осени было принято решение прожить близ Парижа. Вскоре к ней приезжает дочь. Исследования продолжались с целью получить такую же премию в Швеции (премия короля Оскара II), что и было достигнуто.

Возвращение домой

Здоровье снова дало сбой. Науке Ковалевская посвящала больше времени, чем себе. Математика была заброшена и энергия снова переключилась на литературу. Тоска по Родине выливалась в рассказах. Сочинения про Родину, русских людей, русский дух. Это терзало и не отпускало ее. Успех и признание пришло за границей, а хотелось увидеть восхищения в глазах ученых соотечественниках.

7 ноября 1889 получив академическое звание, она возвращается в Россию. Теплится надежда получить место, которое сможет финансово обеспечивать семью. Время шло, но ничего не менялось. Расстроенная, возвращается в Стокгольм. 29 января 1891г у великой ученой произошел паралич сердца. Не придя в сознание, в 41 год, дыхание женщины замирает.

Жизнь Софьи Васильевны Ковалевской была наполнена различными событиями. С подросткового возраста, она понимает, чем хочет заниматься и не планировала тратить свое время ни на что другое. Финансовое не обеспечение в России, вынудило ученую покинуть родину и решать математические задачи за границей. До самой смерти она пыталась добиться признания дома. Скорей всего именно отсутствие возможности вернуться в Россию и надрывает сердце великой ученой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: