17 интересных фактов об Иване Дмитриеве

В год литературы: Иван Иванович Дмитриев и Самарский край

“Хроники самарочки”

Литературное наследие Самарской области

«Всякий кладёт свой камень при построении здания народной литературы, велики или малы эти камни, скрываются ли внутри стен, погребены ли в подземных сводах, красуются ли на гордом куполе, — всё равно труды всех почтенны и достойны воспоминаний» (С.Г.Аксаков)

В тридцати километрах от Сызрани (Самарская область) есть старая усадьба, вошедшая в историю русской литературы. Это не новость и не открытие.

Село Троицкое. Раньше было два села Троицкое и Богородское. Здесь в 1760 году родился поэт и баснописец Иван Иванович Дмитриев.

Иван Иванович Дмитриев, русский поэт, баснописец, государственный деятель.[cut=Читать далее. ]

«…Мы все время ищем свою духовную родину». Мераб Константинович Мамардашвили

Самарский край – родина поэта, крупного представителя русского сентиментализма Дмитриева Ивана Ивановича (1760-1837).

Он родился в 1760 году в селе Богородское (ныне Сызранский район). Здесь прошли его детские годы.

О жизни И.И. Дмитриева в Сызрани мы можем найти свидетельства в его воспоминаниях:

«В ясное утро, с первыми лучами солнца, я переезжал… реку Крымзу прямо против монастыря и, взобравшись на высокий берег, хаживал туда и сюда без всякой цели, но везде наслаждался живописными видами, голубым небом, кротким сиянием солнца, внешним и внутренним моим спокойствием. Везде давал волю моим мечтам, начиная мою прогулку всегда с готовой в голове работою. Потом спускался на воложку или к заливу Волги. Там выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил их в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей прогулке».

Здание это возведено в 1728 году и на сегодняшний день является одним из старейших в Самарской области.

А ещё с ним связана романтическая история. Храм построила вдова сызранского воеводы Якова Дмитриева в память о муже. Здесь же на колокольне в маленькой комнатке она и прожила остаток дней, молясь о его душе.

Биография Дмитриева И.И.

(Материалы Википедии. Произведения И. И. Дмитриева и литература о нем на сайте некоммерческой электронной библиотеки «ImWerden»)

Дмитриев Иван Иванович считается одним из крупнейших представителей поэзии русского дворянского сентиментализма концы XVIII – начала XIX веков. Его «…имя, как светлый алмаз», украшало корону русской литературы.

Литературно-историческое значение его творчества было хорошо определено В.Г. Белинским, который о нем писал: «Русская версификация в стихах Дмитриева сделала значительный шаг вперед: в свое время они считались чрезвычайно гладкими и гармоническими. Вообще стихи Дмитриева гораздо лучше стихов Карамзина. Дмитриева можно назвать сотрудником и помощником Карамзина в деле пре­образования русского языка и русской литературы: что Карамзин делал в отношении прозы, то Дмитриев делал в отношении к стихотворству».

Иван Иванович Дмитриев родился 10 [21] сентября 1760 года в селе Богородицком Сызранского уезда, относящегося в то время к Казанской губернии (позднее уезд перешел в подчинение Симбирску).

Отцом его был Иван Гаврилович Дмитриев (1736—1818), местный состоятельный помещик, а матерью – Екатерина Афанасьевна (1737—1813), урожденная Бекетова. Получив домашнее образование, мальчик затем в течение нескольких лет обучался в частном пансионе Ф.Ф. Кабрита в Симбирске.

Восстание Пугачёва, охватившее все Поволжье, вынудило семью Дмитриева переехать в Москву, а затем в Санкт-Петербург. Здесь в 1774 году мальчик окончил полковую школу, с 1776 года он имел звание унтер-офицера, с 1778 года — сержанта.

У отца Ивана Дмитриева, довольно образованного для того времени человека, была большая библиотека, которая содействовала раннему развитию литературных наклонностей будущего пи­сателя.

По воспоминаниям современников, вся жизнь Ивана Ивановича Дмитриева связана с книгой. Его отец, Иван Гаврилович, был образованным человеком, имел хорошую библиотеку. Сын с детства имел доступ к ней. Посещение книжных лавок было любимою прогулкой юного Ивана. Будучи взрослым, он становится владельцем огромной библиотеки.

В ней собраны все произведения друга и родственника Н.Карамзина, а также произведения В. Жуковского, К.Батюшкова, впервые вышедшие в свет, сочинения П.Вяземского, А.И. Тургенева, Ф.Н. Глинки, А.С.Пушкина… Об увлечении Дмитриева знали и его друзья. Несмотря на существующую в то время жесткую цензуру, они пополняли его библиотеку европейскими изданиями. Современники отмечают, насколько щепетилен был Дмитриев в отношении оплаты за полученные книги, насколько требовательно относился Иван Иванович к качеству приобретенных книг — они должны быть напечатаны непременно на лучшей бумаге. Книги стоили дорого, и порой приходилось закладывать вещи, чтобы приобрести издания.

Библиотеку Дмитриева И.И. составляли не только романы, но и философские и исторические книги, в числе которых мемуары, политические сочинения, большей частью на французском языке.

Имеется интересный факт, характеризующий И. Дмитриева. Во время пожара в типографии в Москве в 1810 г сгорел нераспроданный тираж его «Сочинений». Чтобы частично возместить потери книготорговца, Иван Иванович передал ему права на следующее издание своих сочинений. Кстати, экземпляр именно этого сгоревшего тиража, выпущенный в количестве 3-7 экземпляров для цензурного комитета (по существующему тогда порядку) чудом сохранился и находится в отделе редких книг Самарской областной научной библиотеки.

Большинство современников считали книжное собрание И. Дмитриева «порядочным и прекрасным», а Батюшков называл библиотеку Ивана Ивановича «храмом вкуса».

После смерти Ивана Ивановича его библиотека досталась племянникам, часть была продана, часть была передана Н.А. Нефедьевым (мужем племянницы Дмитриева — Софьи Федоровны) в публичную библиотеку Самары, что составило основу сегодняшней Самарской областной научной библиотеки. Четыре из них и сейчас находятся в фонде отдела редких книг: три из них имеют автограф: «IDmitrieff» и одна с дарственной надписью автора. В 2002 году эти дорогие нам книги побывали на родине И. Дмитриева — в с. Троицкое, жители имели возможность прикоснуться к книгам, которые держал в руках Сам Дмитриев. Кстати, на аукционе сейчас книги Дмитриева оцениваются от 600-800 долларов.

Читайте также:
Пьер Абеляр и Элоиза - Истории из жизни великих людей

Первое стихотворение Дмитриева относится к 1777 году. С 1791 года Дмитриев сблизился с Н.М. Карамзиным, приходившимся ему родственником, и стал активным сотрудником его журналов. Так начался период интенсивной творческой деятельности молодого литератора.

Напечатанная в 1792 году сентиментальная песенка Ивана Дмитриева «Стонет сизый голубочек» была тотчас же положена на музыку, и с того времени надолго удержалась в русском песенном репертуаре. Большой успех имели и другие песни Дмитриева — «Всех цветочков боле розу я любил», «Видел славный я дворец», и другие. Эти произведения впоследствии вызвали многочисленные подражания со стороны более молодых авторов. Все песни Дмитриева относили к жанру чувствительного романса.

Особенно «пиитическим», по признанию самого поэта, для него был 1794 год, о чем он писал: «Я провел его посреди моего семейства, в приволжском городе Сызрани». Свою жизнь в Сызрани Дмитриев затем идиллически описал в воспоминаниях.

Вот некоторые из них: «В ясное утро, с первыми лучами солнца, я переезжал… реку Крымзу прямо против монастыря, и, взобравшись на высокий берег, хаживал туда и сюда без всякой цели, но везде наслаждался живописными видами, голубым небом, кротким сиянием солнца, внешним и внутренним моим спокойствием. Везде давал волю моим мечтам, начиная мою прогулку всегда с готовой в голове работою. Потом спускался на Воложку или к заливу Волги. Там выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил их в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей прогулке».

В начале июня 1794 года Дмитриев совершил на парусном судне путешествие по Волге от Сызрани до Сарепты. Во время этого странствия им были написаны ода «К Волге» и сказка «Искатели фортуны». Сызранско-богородицкие впечатления поэта тоже нашли отражение в его стихах.

«Как волжанин, люблю близ вод искать прохлады;

Люблю с угрюмых скал гремящи водопады,

Люблю и озера спокойный, гладкий вид,

Когда его стекло вечерний луч златит…

Открытые поля под золотою нивой!

Какой приятный шум, какая пестрота!

Здесь взрослый, тут старик, с ним рядом красота;

Кто жнет, кто вяжет сноп, кто подбирает класы;

А дети между тем, амуры светловласы,

Украдкой по снопу играючи берут,

Кряхтят под ношею, друг друга его прут,

Валяются, встают, и, усмотри цветочек,

Все врознь к нему летят, как майский ветерочек».

И.И. Дмитриев. Послание к Карамзину.

В 1794 году там же, в Сызрани, Дмитриев создал оду под названием «Глас патриота», сатиру «Чужой толк», поэмы «Ермак» и «Послание к Державину», сказки «Воздушные башни», «Причудница», и еще много, по его выражению, поэтических «мелочей». К «мелочам он относил надписи, мадригалы и прочее. По правильному замечанию племянника Дмитриева, автора мемуаров «Мелочи из запаса моей памяти» М.Д. Дмитриева, все лучшие стихи поэта были написаны именно в Сызрани.

Особенно интересна сатирическое произведение И.И. Дмитриева под названием «Чужой толк», в котором остроумно осмеяны многочисленные в ту эпоху напыщенные одописцы (сочинители хвалебных од, обычно для непосредственного начальства), что, однако, не мешало автору сатиры писать точно такие же льстивые стихи.

Не меньшей известностью пользовались в то время и его сатирические сказки в стихах — в частности, небольшая штучка под заголовком «Модная жена», которую А.С. Пушкин в одном из своих писем к князю П.А. Вяземскому назвал «прелестной сказкой», хотя общая пушкинская оценка поэзии Дмитриева была довольно сурова.

В поэму «Ермак» И.И. Дмитриев впервые в русской литературе ввел элементы драмы. Известно, что это произведение произвело сильное впечатление на молодого поэта А.В. Кольцова. Считается, что непосредственным толчком для творчества Кольцова явились именно стихи И.И. Дмитриева

О «Ермаке» В.Г. Белинский писал так: «Стихи этой пьесы для нашего времени и грубы, и шероховаты, и непоэтичны; но для своего времени они были превосходны, и от них веяло духом новизны. Что же касается до манеры и тона пьесы,— это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не был прозван романтиком, что тогда не существовало еще этого слова».

В зиму 1794-1795 годов Дмитриев уехал в Петербург, а следующим летом снова вернулся, только не в Сызрань, где во время общегородского пожара сгорел дом его отца, а в село Богородицкое. Поэт посещал окрестные ярмарки, базары, прислушивался к разговорам, присматривался к народным играм, развлечениям, обрядам.

В Богородицком Дмитриев написал оду «Освобождение Москвы» (об изгнании из столицы поляков в начале XVII века), а также много разных мелких стихотворений и басен. Впрочем, большинство его басен тогда были переводными. По сравнению с баснями его русских современников они отличались сжатостью и пластичностью.

Заслуживает внимания стихотворение «Отставной вахмистр» (или «Карикатура»), являющееся одним из первых опытов разработки в русской поэзии «простого» сюжета. В основу стихотворения положено местное происшествие.

Сызранско-богородицкие годы жизни Дмитриева оказались наилучшими в творчестве поэта. В это время четко определились его литературные взгляды как писателя, по­явилось наибольшее количество его произведений, окончательно упрочилась его литературная слава.

Читайте также:
18 интересных факта о Емельяне Пугачеве

В родные места И.И. Дмитриев приезжал также в 1812—1818 годах, когда он написал «Деревенские элегии». Последний раз поэт посетил Богородицкое ранней осенью 1819 года.

Значительный интерес для литературных исследователей представляют воспоминания Дмитриева «Взгляд на мою жизнь» (закончены в 1825 году), где содержится много ценных фактов из его творческой и бытовой жизни, политических и общественных настроениях того времени.

Воспоминания поэта также богаты и краеведческим материалом.

И.И. Дмитриев скончался в глубокой старости в Москве 3 (15) октября 1837 года, и был похоронен там же, на Донском кладбище.

В июне 1837 года проездом из Симбирска в Саратов родину Дмитриева посетил поэт В.А. Жуковский. «Видел места, — писал он, — где Иван Иванович родился, и из окон построенного им самим дома срисовал это место» («Памяти Жуковского и Гоголя», сборник, Санкт-Петербург, 1907 год).

(При подготовке данной публикации были использованы материалы книги: К.А. Селиванов. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышевское книжное издательство, 1953 год).

Липовая аллея родового парка Дмитриевых

Усадьба Троицкое-Богородское в Самарской области принадлежала в 1704-1917 гг. роду Дмитриeвых. Здесь родился писатель, поэт и баснописец И. И. Дмитриев. В Усадьбе Троицкое-Богородское сoхранилась цeрковь, сооруженнaя в 1728-1733 годах по заказу матери поэта Екатeрины Ивановны Дмитриeвой. Она — занимaтельный памятник прoвинциального барокко с выcокой многояруcной колокольней.

Усадьба Троицкое-Богородское в Самарской области расположена территориально в Сызранском районе. Его административный центр – Сызрань. Это – старинный город, сохрaнивший от прежних времен соборный комплeкс, Спасскую крепoстную башню (1683 г.), ряд здaний в стиле эклeктики и модерна от прошлых столетий и среди них Усадьбу Троицкое-Богородское в Самарской области.

Усадьба Троицкое-Богородское в Самарской области входит в многoчисленную группу сeлений Сызранского Правобережья, вoзникших в конце 17 — первой трети 18 веков. В неё входили дeревни и сёла, принaдлежавшие симбирским и сызранским помещиками. Чаще всего, небогатые влaдельцы приглaшали на свои зeмли беглых людей, либо крестьян из близлeжащих уeздов Среднего Поволжья, или переводили креcтьян из других собственных влaдений. Так же на своих землях разрешали селиться служилым прибoрным людям. По большей чаcти переводили крестьян землевладeльцы с привилегиями — Троекуровы, Трубецкие.

Особые заслуги принадлежат Дмитриеву в развитии басенного жанра. Большинство басен Ивана Ивановича — это перевод из Лафонтена, которого переводили Крылов и Сумароков. Но только Дмитриевские переводы называли лафонтеновскими баснями, а самого автора «русским Лафонтеном». Как утверждают современники, именно он «приобщил низкий жанр русской басни к числу изящных, отворив ей двери в просвещенные общества». И хотя нам больше знакомо творчество басенника Крылова, Вяземский поставил Дмитриева выше Крылова, и своему сыну советовал для чтения Дмитриева, чтобы «не испортить вкуса». И современники оспаривали первенство между ними, и мы можем продолжить эту дискуссию, но точно мы знаем одно «Дмитриев ввел басню во дворец, а Крылов вывел ее на площадь».

В свое время заслуги Ивана Ивановича Дмитриева как государственного мужа были оценены по достоинству. Наградная система того времени была продумана досконально. «Верные, истинные слуги Государя и Отечества имели надеяться на особое монаршее благоволение и милость, ожидать соразмерной заслугам награды: Высочайшее его Императорского Величества благоволение, Чины, Ордена, Назначение аренд и пожалование земель, Подарки от высочайшего его императорского величества имени, Единовременные денежные выдачи». Весь этот каскад государственного признания примерил на себя Иван Иванович Дмитриев. Из всех видов наград наиболее ценными являются, несомненно, ордена. Наличие звезды в орденах — признак высшей степени ордена: ею гордились, перед ней преклонялись. Три ордена первой степени из десяти существующих — святой Анны, святого Александра Невского и святого Владимира украшали грудь обер-прокурора, сенатора, министра юстиции России Дмитриева. Кстати, если бы его потомки попытались отыскать ордена для личной коллекции, им это вряд ли бы удалось. Согласно существующему тогда порядку после смерти кавалера ордена должны быть возвращены государству.

Значимость личности нашего земляка в русской истории подтверждает книга Шепелёва Л.Е. «Чиновний мир России: XVIII — н. XX в.», 1999 г. Ее автор исследует три века русской истории, и наш земляк там не потерялся. Дмитриев был в числе первых министров при создании «Общего учреждения министров» (реформа Сперанского, 1811 г.). А в 1812 г. вошел в особый комитет, который должен был определять правила «производства в чины в соответствии со знаниями», а не родовитостью рода. Приходилось нашему министру юстиции выполнять и нетрадиционные, но не менее значимые государственные дела, например, утверждать «Представление» о мундире своего министерства. Между прочим, подобную миссию выполняли и Екатерина II, и Павел I, и Николай I. К слову сказать, модниками были эти чиновники!

До последнего года жизни, как свидетельствует «Русский биографический словарь» Половцова А.А. (1905 г.), Дмитриев окружен уважением образованного общества. Он был членом: Российской Академии и Санкт-Петербургской Духовной академии, обществ — Физико-медицинского, Любителей Российской словесности, Любителей коммерческих знаний, Истории и Древней России, Военного, Казанского и Харьковского университетов. Пятнадцать страниц «Словаря» — о Дмитриеве! Значит, было, что рассказать современникам об Иване Ивановиче. Интересен и сам Половцов Александр Александрович — учредитель, председатель Императорского Русского исторического общества, государственный деятель 18-19 века, почетный член Императорской Академии художеств, почетный член Петербургской Академии наук. Большие средства тратились им на благотворительные и образовательные цели. За счет личных средств А. А. Половцов издавал «Русский биографический словарь».

Читайте также:
18 интересных фактов о Луи де Фюнесе

Дмитриев И.И. прожил достаточно долгую жизнь — 77 лет. Он пережил четырех монархов — Павел I, Николай I, Александр I, Екатерина II. Только один литератор в России — Дмитриев И.И. — был так любим ими. И дело здесь не только в литературных и государственных заслугах. Родовому древу Ивана Ивановича мог позавидовать любой монарх — Иван Иванович — прямой потомок Рюрика по отцу, а родовитость в 18-19 веках ценилась высоко и богатствами ее компенсировать было нельзя. Этому есть прямое подтверждение — рукописная роспись рода (копия), обнаруженная сотрудниками Межпоселенческой центральной библиотеки в 2010 г и подаренная Троицкой сельской библиотеке-музею имени Дмитриева И.И. в день 250-летнего юбилея.

Музей-библиотека им. Ивана Дмитриева

Заметка подготовлена по материалам из разных источников. Информацию для заметки собирала Ольга Михайлова

Статья Валерия ЕРОФЕЕВА.

Иван Иванович Дмитриев, русский поэт, баснописец.
museum.samgd.ru›region/pamjatnye_daty/144138/

Дмитриев Иван Иванович
историческая-самара.рф›…самарская…д/дмитриев-иван…

Потерял дочь, жену, двух сыновей. Горя у этого актера было слишком много

105 лет назад родился «главный старпом Советского Союза» — актер театра и кино Иван Дмитриев, которого зрители помнят по фильмам «За витриной универмага» и «Полосатый рейс».

Родился Иван Дмитриев в Тверской губернии. Но всю сознательную жизнь провел в Ленинграде, о котором грезил с детства. Еще в школе увлекся сценой, после семилетки успел поработать в местном театре суфлером, бутафором, помрежем, артистом вспомогательного состава. Не мудрено, что в ленинградский техникум сценических искусств парня приняли сразу. А потом пригласили в театр комедии.

Сниматься Дмитриев начал в 1939-м. Однако первое время в профессии, как у многих новичков, было разминочным: на экране актер появлялся в основном в эпизодах и второстепенных ролях. Да и сниматься много не пришлось — актер участвовал в Финской войне, в Великой Отечественной, причем не только во фронтовых бригадах, но и на передовой. За что был награжден боевыми орденами и медалями.

Любить было уже некого

Главную роль в картине «За витриной универмага» Иван Дмитриев получил в 40 лет. В «Полосатом рейсе» ему уже 46. Но именно эти фильмы сделали актера популярным у поклонников кино. После «рейса» его стали называть «главным старпомом Советского Союза». И он успел насладиться любовью и вниманием зрителей. Хотя внешние атрибуты славы, похоже, были для него не так уж важны. Важнее было просто выполнять работу хорошо. И чтобы дома все было спокойно.

Высокий, красивый какой-то несоветской красотой, с пронзительными глазами, Дмитриев не получил того признания, какое мог бы иметь — с его внешними и профессиональными данными. И главных ролей было немного. Хотя приглашали артиста и Хейфиц, и Кончаловский, и Бортко. А он, скорее всего, не умел навязываться, звонить, оказываться в нужное время в нужном месте. Или считал себя театральным актером и предпочитал служить Мельпомене?

С 1983 года Иван Петрович 19 лет не появлялся на съемочной площадке. И только за год до ухода в другой мир согласился сыграть небольшую роль в сериале «Время любить».

К сожалению, в жизни любить ему уже было некого.

Сына забрали и увезли

Первый раз Иван Дмитриев женился еще до войны. Александра Дэльвин тоже была актрисой, они вместе служили в театре, вместе воевали и пережили блокаду. Они пережили, а их новорожденная дочка — нет. Судьба отмерила девочке всего несколько месяцев. Горе родителей было безутешно.

Но однажды Иван увидел на улице маленького Колю и. забрал его к себе. Погибли ли его родители, был он просто сиротой или потерялся? Никто не мог ответить на многочисленные вопросы, которые мучили супругов, и они решили усыновить найденыша. Иван Петрович дал Коле свою фамилию и отчество. Позже в семье родилась дочка. А вот мальчика после войны разыскали родственники и увезли в Ташкент. Актер места себе не находил от горя. За четыре года Коля стал ему по-настоящему родным, усыновивших его Ивана и Александру называл мамой и папой. «Ах, как Ваня переживал! — вспоминала потом Александра Владимировна. — Кричал: „ Не отдам! “ Я успокаивала: „ Вань, мы не можем не отдать “ ».

Смириться с потерей у Дмитриева, похоже, так и не получилось. Тогда он и представить себе не мог, какие потрясения ждут его впереди.

Очередное случилось совсем скоро. После 11 лет совместной жизни и пережитых вместе трагедий Иван развелся с Александрой. Не удержала даже маленькая дочь. А впрочем, может, и не его инициатива была — разойтись? Супруги остались в хороших отношениях, много лет потом еще работали бок о бок в театре им. Комиссаржевской. Да и дочь, конечно, нуждалась в общении с обоими.

Пустота образовалась и в жизни

Но у Ивана через несколько лет появилась вторая жена — Галина Григорьевна, родился сын Антон. А в 1973-м его пригласили в театр им. Пушкина (теперь — Александринский). Поводом послужила роль Сатина в пьесе «На дне». Но не любивший частых перемен артист остался на этой сцене до конца дней.

Свидригайлов, Паратов, Ноздрев, Остап Бендер, Шуйский. Недостаток интересной работы в кинематографе Иван Дмитриев ликвидировал в театре. Хотя в глубине души был недоволен, что многие роли «бледные, стандартные, они не оставили в душе никакого следа». В конце жизни и вовсе сокрушался: «Страшно, что ушло мое поколение. А на смену не пришло ничего по-настоящему значительного. Верю, что придет время и опомнятся режиссеры, перестанут „выкомариваться“, выдумывать — ведь что может быть интереснее человека, его судьбы? Что может волновать больше, чем загадки человеческой души, жизни, поступков. В теперешних спектаклях я вижу только пустоту».

Читайте также:
18 интересных фактов про Уилла Смита

Пустота образовалась и в его жизни, когда артисту исполнилось 85 лет. С разницей в 13 дней Ивана Петровича покинули жена Галина Григорьевна, с которой он прожил почти полвека, и сын, которому было всего 42 года: Антон заснул в кресле и не проснулся.

Пережить потерю двух самых близких людей Дмитриев не смог. Страдал так, что развилась онкология. Смысл жизни был потерян. И через три года он ушел за любимыми.

yarodom

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Министр-поэт
Исполнилось 255 лет со дня рождения баснописца Ивана Дмитриева

Жизнь волжских дворян была взорвана в 1773 году пугачёвщиной. Пожар крестьянской войны распространялся так быстро, что дворянство бежало из «огнём наполненных губерний». Отец Ивана Дмитриева со всей семьёй отправился в Москву. Там в 13 лет Иван оказался свидетелем казни Пугачёва. ©

Дмитриев Иван Иванович (1760–1837) — поэт, баснописец, министр юстиции (1810–1814), друг В.Л. Пушкина, Н.М. Карамзина, наставник многих московских и петербургских поэтов / Неизвестный художник, 1810-1814 гг.

А четырнадцати лет будущий поэт был отправлен родителями в Петербург на военную службу. В 1772 году был записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк. Начав так рано военную службу, Дмитриев вышел в отставку в 1796 году в чине полковника, после чего стал крупным чиновником (был обер-прокурором, министром юстиции и т. п.). Служил отлично. Но след свой оставил в русской литературе. Сочинять стихи он начал в 17 лет и тогда же стал печататься. Первые его поэтические опыты обратили на себя внимание крупнейшего просветителя XVIII века, видного журналиста и издателя Н.И. Новикова, который поместил стихотворение молодого поэта «Надпись к портрету князя А.Д. Кантемира» в своем журнале «Санкт-Петербургские ученые ведомости».

Однажды, будучи в театре, Дмитриев услышал, что стихи его называют «глупыми», – и надолго перестал печататься.

В 1783 году состоялось знакомство Дмитриева с его дальним родственником – Николаем Михайловичем Карамзиным. В Карамзине Дмитриев нашёл не только друга, но и руководителя в литературных занятиях. Под его влиянием Дмитриев принялся за «усовершенствование в себе человека» и поиск новых путей в поэзии. В «Московском журнале» и других карамзинских изданиях 1790-х Дмитриев печатает свои новые стихи. Под воздействием Карамзина примкнул к сентиментальному направлению в русской литературе, стал писать дружеские послания, сентиментально-любовные песни. Не случайно вслед за выходом в 1795 году сборника Карамзина «Мои безделки» Дмитриев назвал свой сборник «И мои безделки».

Известность как поэт он приобрел с начала 1790-х годов, после опубликования стихов в «Московском журнале» Карамзина. Впоследствии поэт признавался: «С четвертой части («Московского журнала») начался уже новый период в моей жизни: песня моя «Голубочек» и сказка «Модная жена» приобрели мне некоторую известность в обеих столицах».

Созданные Дмитриевым под непосредственным влиянием русских народных песен стихотворения «Стонет сизый голубочек. », «Ах! когда б я прежде знала. », «Всех цветочков боле розу я любил. » приобрели неслыханную популярность и вошли в устный репертуар. Они, в свое время, волновали читателей и слушателей своей бесхитростностью, лиризмом, искренностью любовных переживаний и чувств:

Стонет сизый голубочек,
Стонет он и день и ночь;
Миленький его дружочек
Отлетел надолго прочь…

На слова Дмитриева охотно сочиняли музыку А. Алябьев, М. Глинка, А. Рубинштейн, Ф. Дубянский, Э. Направник, А. Жилин и другие композиторы-современники.

К 90-м годам XVIII века сложились основные типы русской романсной лирики: идиллическая (пастушеская), веселая застольная, элегическая, дидактическая, философская. Композиторы Ф. Дубянский и О. Козловский определили характер самого жанра романса, ставшего столь любимым в России.

Тяжёлое потрясение перенёс поэт в 1797 году, когда был неожиданно арестован по доносу в подготовке покушения на императора Павла I. Правда, через три дня обнаружилось, что донос лжив, и император вернул Дмитриева на службу, на этот раз – на гражданскую, и осыпал милостями и чинами. Дмитриев неожиданно сделал блестящую карьеру и, в конце концов, в чине статского советника стал обер-прокурором 3-го департамента Сената.

Карамзин к портрету Дмитриева написал тогда шутливые стихи:

Министр, поэт и друг: я всё тремя словами
Об нём для похвалы и зависти сказал.
Прибавлю, что чинов и рифм он не искал,
Но рифмы и чины к нему летели сами.

Однако сам Дмитриев добровольно сложил с себя полномочия министра и 30 декабря 1799 года ушел в отставку в чине тайного советника.

Поэт поселился в Москве, купил себе деревянный домик с небольшим садом у Красных ворот и целиком отдался литературной работе. Публиковал новые стихи в журнале Карамзина «Вестник Европы» и подготовил издание своих «Сочинений и переводов» в трех томах. Надо сказать, переводы занимали значительное место в его творчестве (поэтов Лафонтена, Флориана и др.).

Не складывалась только личная жизнь поэта. В 1790 году он хотел жениться на Анне Львовне Пушкиной, но возлюбленная осталась холодна.

Совершив два путешествия по Волге, Дмитриев сообщал Карамзину: «Поэту небесполезно путешествовать, ведь будучи одинок, никем не развлечён, наблюдатель и нравственного, и физического мира, он входит сам в себя, с большею живостью принимает всякое впечатление». В поэтическом мире Ивана Ивановича Дмитриева Волга подобна времени…

Читайте также:
16 интересных фактов о Бетховене

1794 год, по собственным словам Дмитриева, был для него самым «пиитическим годом». В этом году им написаны лучшие произведения — оды «К Волге», «Ермак», «Глас патриота на Взятие Варшавы».

Об этом стихотворении Белинский писал: «. Это было решительное нововведение, и Дмитриев потому только не был прозван романтиком, что тогда ещё не существовало этого слова». Две строки из другого патриотического стихотворения Дмитриева «Освобождение Москвы» Пушкин предпослал в качестве эпиграфа к седьмой главе «Евгения Онегина»:

Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?

И всё же одним из излюбленных жанров Дмитриева была стихотворная басня. Басни Дмитриева изящны и поэтичны. Он писал их на протяжении почти всей своей творческой жизни. Однако, при всем несомненном даровании Дмитриева-баснописца, современники считали, что его басням недоставало политической и социальной направленности, сатирической остроты, а главное — национальной самобытности. Поэт К.Н. Батюшков считал, что в баснях Дмитриев «боролся с Лафонтеном и часто побеждал его», а поэт П.А. Вяземский говорил даже о непревзойденности басен Дмитриева.

Неслучайно в 1805 году в гостях у Дмитриева в Москве был начинающий баснописец Крылов. Он принёс известному поэту на суд свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев приветствовал молодого автора словами: «Это истинный ваш род, наконец, вы нашли его». Сам Крылов не сразу в это поверил. Но, по совету Дмитриева, преодолел своё пренебрежение к басенному «роду» и стал писать басни систематически. Сам же баснописец Иван Дмитриев написал четыре книги (68 басен). Он явился одним из последних представителей той дидактической струи в русской дворянской литературе, которая определилась ещё при Сумарокове.

Несколько басен были откликом на выступления критиков «Истории государства Российского» Карамзина. Постепенно, басня под пером Дмитриева утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, свойственные ей ранее.

Некоторые черты образа рассказчика в его баснях предвосхищали басни И.А. Крылова.

Особое мастерство Дмитриев-поэт проявил в жанре эпиграммы. Они – всегда остроумные, ироничные, меткие, неизменно попадали в цель, разили наповал. К суждениям И.И. Дмитриева прислушивались, его колкости сразу разносились по Москве и становились общим мнением.

Когда, например, издатель журнала «Вестник Европы» М.Т. Каченовский поместил в своем журнале мелочную и несправедливую статью о сочинениях Дмитриева, поэт ответил ему язвительной эпиграммой, подчеркнув:

Нахальство, Аристарх, таланту не замена;
Я буду всё поэт, тебе наперекор!

И хотя эта резкая эпиграмма при жизни Дмитриева не была опубликована, она была широко известна в списках. А двенадцать лет спустя Пушкин и свою эпиграмму на того же Каченовского, в защиту Карамзина (1818), закончил строкой, заимствованной из эпиграммы Дмитриева, демонстрируя общность их отношения к хулителю «Истории государства Российского».

В свою очередь, эпиграмма Пушкина «На Каченовского» заслужила похвальные отзывы Дмитриева.

В шутливо-сатирических «сказках» Ивана Ивановича Дмитриева – «Картина» (1790); «Модная жена» (1791); «Воздушные башни» (1794); «Причудница» (1794) – представлены эпизоды из жизни светских людей, увиденные острым взглядом сатирика. Под пером Дмитриева они приняли характер небольших стихотворных новелл или бытовых, часто иронических и сатирических зарисовок петербургской жизни. Это, по существу, те же басни, но с более развернутым сюжетом.

В своих сатирико-бытовых сказках Дмитриев закладывал основы и становился родоначальником жанра «повести в стихах», что отмечал еще Белинский.

В свое время «Модная жена» сразу принесла Дмитриеву литературную славу.

В этой сказке роль мужа играет Пролаз, который

. в течение полвека
Все полз, да полз, да бил челом
И, наконец, таким невинным ремеслом
Дополз до степени известна человека,

То есть, стал с именем — я говорю ведь так,
Как говорится в свете —
То есть стал ездить он шестеркою в карете.

Не слышится ли здесь портрет Молчалина из «Горя от ума» А.С. Грибоедова?

Два года спустя Дмитриев написал свою знаменитую сатиру «Чужой толк». Это было злободневное произведение, в котором Дмитриев, поэт нового направления, хотя и сам отдал дань «высокой» поэзии, обрушился на господствовавшую в русской классической литературе риторическую оду. Дмитриев имел в виду не Ломоносова или Державина, а их многочисленных подражателей. Стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка

С этого времени в представлении читающей публики оды становятся архаическим жанром.

Вяземский в статье о Дмитриеве отмечал: «Нигде не оказал он более ума, замысловатости, вкуса, остроумия, более стихотворческого искусства, как в своих сказках; оставь он нам только их, и тогда занял бы почетное место в числе избранных наших поэтов. ».

Это наложило отпечаток на литературные и чисто человеческие взаимоотношения обоих поэтов. Не сразу, но старый поэт все же помирился с молодым гением и стал с ним переписываться. Во время работы над «Историей Пугачева» Пушкин пользовался неопубликованными автобиографическими записками Дмитриева и его устными рассказами. «Хроника моя обязана вам яркой и живой страницей. » – написал Пушкин Дмитриеву 14 февраля 1835 года.

Дмитриев высоко и даже восторженно отзывался потом о таких шедеврах, как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери».

Читайте также:
24 интересных факта об Абае Кунанбаеве

Сам же Пушкин, став постарше, не мог отказать Дмитриеву в истинном таланте и искренности его поэтического чувства. В одном из писем Дмитриеву великий поэт писал: «Живите же долго, милостивый государь! Переживите наше поколение, как мощные и стройные стихи ваши переживут тщедушные нынешние сочинения».

В 1803—1805 годах Дмитриев издаёт трехтомное собрание своих сочинений. А в 1806 году он вновь возвращается на службу, и вскоре, в 1810-м, как за восемь лет до него Державин, достигает высшего пика своей служебной карьеры: назначается членом Государственного совета и министром юстиции. Причем министр-поэт подчеркнуто сторонился интриг, следуя, прежде всего, букве закона.

В Москве, на купленном участке земли у Патриарших прудов, Дмитриев построил дом по проекту известного архитектора А.Л. Витберга, автора первоначального проекта храма Христа Спасителя. В 1816—1819 годах он опять служил, и в 1818 году награждён чином действительного тайного советника и орденом св. Владимира I степени.

Последние годы своей жизни И.И. Дмитриев провёл почти безвыездно в Москве. Мало занимаясь литературными делами, он написал лишь несколько басен и литературных «мелочей» и исправлял старые стихотворения для новых переизданий трёхтомного собрания сочинений. Закончил работу над мемуарами «Взгляд на мою жизнь», охватывающими период 1760-х — 1820-х годов. Его «Взгляд на мою жизнь» (1866) содержат ценные общественно-литературные сведения.

Иван Иванович Дмитриев умер в Москве 3 (15) октября 1837 года, в один год с Пушкиным. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Дмитриев остался поэтом «Екатеринина века». Вполне закономерно, что уже в ХХ веке выдающийся поэт, тонкий и проницательный исследователь русской литературы В. Ф. Ходасевич, воссоздавая картину русской литературной жизни конца XVIII столетия, неизменно ставил рядом имена Карамзина и Дмитриева: «Дмитриев сделал для поэзии то, что Карамзин сделал для прозы. Он хотел ввести в поэзию непосредственное чувство, которого ей отчасти и в самом деле недоставало».

Детский час

для детей и родителей

Биография И.И.Дмитриева

Русский поэт, баснописец, Иван Иванович Дмитриев родился 10 сентября 1760 года, в родовом поместье отца своего, селе Богородском, Симбирской губернии, в 25 верстах от города Сызрани. Отец его, Иван Гаврилович, происходивший от довольно древней русской дворянской фамилии, имел небольшое имение, и считался одним из умнейших и образованнейших помещиков в своей губернии. Мать будущего поэта, Екатерина Афанасьевна (в девичестве Бекетова), принадлежала к знатному дворянскому роду.

Придерживаясь общего, господствующего в то время мнения, что молодому дворянину приличнее служить в военной, нежели в статской службе, отец записал обоих сыновей своих, Ивана Ивановича и старшего его брата, ещё в детстве в гвардию.

А до того времени, пока потребуют их на действительную службу, отдал учиться детей в частные пансионы, сперва в Казань, а потом в Симбирск. Дмитриев занимался прилежно, хотя ученье его, по собственным словам, ограничивалось только первыми правилами французского языка. В это время бунт Пугачёва, взволновавший ряд губерний, принудил отца его со всем семейством удалиться в Москву, в которой будущий поэт пробыл два года. Тут он был свидетелем казни Пугачева, описание которой и оставил в своих записках. На четырнадцатом году жизни он отправился в Петербург, на действительную службу. Пробыв полгода с небольшим в полевой школе, где обучался военным и словесным наукам, он поступил в Семёновский полк, в который был записан ещё ребёнком. Здесь, будучи сержантом, он подружился с одним из своих сослуживцев, О.И.Козлятевым, человеком умным, имеющим обширные познания. Пользуясь его хоть и небольшой, но избранной французской библиотекой, и слушая его верные суждения о литературных произведениях, Дмитриев сформировал свой вкус. Спустя некоторое время, Иван Иванович познакомился с Державиным и Карамзиным. Незадолго до этих знакомств он начал творить на литературном поприще.

Первые произведения Дмитриева – это переводы с французского, другого языка поэт не знал, за которые книготорговцы, по собственным его словам, платили ему книгами, а потом и оригинальными стихотворениями, появившимися в первый раз в «Московском Журнале», который в 1791 году начал издавать Н.М.Карамзин, только что возвратившийся тогда из путешествия по Европе.

Вскоре Карамзин обратился к новому проекту: к изданию «Аглаи и Аонид», в котором будущий баснописец Дмитриев тоже принял участие.

Литературную славу Дмитриеву принесла сатира-сказка «Модная жена» (надо заметить, что сам поэт никогда женат не был), написанная им в 1791 году. Спустя два года появилось сатирическое произведение «Чужой толк». Этот труд был на злобу дня, в нём писатель обрушился на господствующую в русской классической литературе риторическую оду. С этого времени в представлении читающей публики оды стали архаическим жанром.

Наиболее успешно писал Дмитриев в так называемом «лёгком» жанре: мадригалы, эпиграммы, «поэтические шутки» принимались обществом «на ура». Его перу принадлежало множество басен.

Басня, хоть и не исконно русский жанр, но особо чтим нашим народом. Басни Дмитриева не считались образцом народности, что дало А.С.Пушкину впоследствии заявить, что все они «не стоят хорошей басни Крылова». Но они совсем другие; отличаются по изящности слога, правильности стиха, хорошей подаче и от этого не менее ценны. Басни Дмитриева проверены временем, они не потеряли своей актуальности до сих пор.

Историко-патриотические стихотворения Дмитриева: «Ермак», «К Волге», поэма «Освобождение Москвы», написанная в 1795 году, пользовались заслуженным признанием.

Между тем, в 1796 году, в императорском семействе случились изменения, на престол вступил Павел 1. Дмитриев, у которого не всё гладко было на военной службе, по собственному желанию вышел в отставку, в чине полковника. Но тут его внезапно арестовали: случилось так, что кто-то написал на Дмитриева анонимный донос, в котором говорилось о подготовке покушения на жизнь императора. Вскоре выяснилось, что всё это «нечистых» рук дело, и царь решился на хороший поступок – вернул его на службу, только на сей раз на гражданскую, и осыпал милостями и чинами. В 1799 году Дмитриев вышел в отставку.

Читайте также:
20 интересных фактов о Чингисхане

В 1803-1805 годах увидело свет издание «Сочинений и переводов» поэта. Издание стало итоговым, более Дмитриев на литературном поприще не работал.

В 1806 году Дмитриев – сенатор, а в 1810 – министр юстиции. В 1814 году он вышел в отставку, и призван был императором Александром 1 участвовать во временной комиссии, учреждённой для раздачи пособий жителям Москвы, пострадавшим во время 1812 года. За эту работу Дмитриев получил чин действительного тайного советника и орден св.Владимира 1-й степени. С этого времени он почти безотлучно жил в Москве, пользуясь всеобщим уважением. Часто собирались у него по вечерам учёные и литераторы московские, из которых иные читали свои сочинения, а другие разбирали их и высказывали своё мнение, но без громогласных заключений, так как Иван Иванович их не любил.

Любя просвещение и уважая всё изящное, Дмитриев присутствовал почти на всех литературных и учёных собраниях, учебных экзаменах, стараясь для многих найти слова поддержки.

Услышав о гибели А.С.Пушкина, которого Дмитриев знал, когда наш гениальный поэт был ещё маленьким ребёнком, Дмитриев написал Жуковскому, насколько ему тяжело, как страшно узнать о такой катастрофе.

Дмитриев ненамного пережил Пушкина. Он скончался в том же 1837 году, что и Пушкин. Это случилось 3 октября, в 5 часов пополудни, от воспаления, на 78 году жизни.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Топ-10: Самые шокирующие секреты Мэрилин Монро

Бурная актёрская карьера, романы с высокопоставленными лицами и полное одиночество – мы уже знаем многие подробности трагической жизни Мэрилин Монро, тем не менее, существует ещё множество тайн, скрываемых её друзьями детства или же таящихся в её вещах.

Мэрилин Монро, родившаяся Нормой Джин Бейкер (Norma Jeane Baker) у матери одиночки по имени Глэдис Бейкер (Gladys Baker), превратилась из скромной девочки-соседки в секс-бомбу с белокурыми волосами. Мэрилин обрела популярность благодаря своим ранним фильмам «Хористки» и «Всё о Еве», тем не менее, в 50-ые годы зрителей со всего мира больше интересовала её личная жизнь. От её собачки, подаренной ей Франком Синатра (Frank Sinatra) до её спонтанного вылета в Нью-Йорк для поздравления Джона Кеннеди с днём рождения. Жизнь Мэрилин Монро стала более интересной для зрителей, чем те персонажи, которых она играла на экране. После её внезапной и противоречивой смерти, её личная жизнь подверглась дальнейшим раскопкам, так как её поклонники и средства массовой информации пытались понять, что же на самом деле случилось со звездой.

В ходе всей этой суматохи несколько секретов Мэрилин остались скрытыми благодаря сдержанности её старых знакомых и коллег из Голливуда. Кроме того, не были раскрыты и те тайны, которые хранились в её личных архивах писем, счетов и записей в дневниках. Секреты о Мэрилин, которые были раскрыты за последние несколько лет, продемонстрировали то, что она была умным, душевным, но терзаемым человеком, желающим отдать публике больше, чем она могла.

10. Мать Мэрилин пыталась её убить

На протяжении всей своей жизни, Мэрилин говорила, что её первое воспоминание было о том, что её мать пыталась её убить. Она помнит, что лежала в своей кроватке, а мать стояла над ней, пытаясь задушить её подушкой. Непонятно что заставило миссис Бейкер остановиться и правдиво ли вообще воспоминание Мэрилин. Тем не менее, позже Мэрилин забрали от матери и поместили в детский дом.

Мэрилин всегда боялась, что она унаследует психическое заболевание своей матери и также попадёт психиатрическое учреждение. В своё время Мэрилин добровольно легла в психиатрическую больницу, однако это дало ей травмирующий опыт и в конечном итоге лишь укрепило её опасения.

9. Мэрилин была заводской работницей

До того, как она стала голливудской актрисой, а её имя стало нарицательным, Мэрилин была простой девушкой без семьи и богатства. Попадая из одного детского дома в другой, она была отчислена из школы в возрасте 15 лет и вышла замуж за своего возлюбленного Джимми Догерти (Jimmy Dougherty) в надежде на лучшую жизнь. Вскоре Джимми перевели за океан, и Мэрилин поддерживала войну, как могла – работая на заводе. Это не было уютной замужней жизнью, о которой она мечтала.

Тем не менее, это стало её удачей, потому что, работая на заводе, она была обнаружена фотографом, который запечатлел её для «фотографий, поднимающих мораль» и отвёз её прямо в Голливуд. К тому времени как Джимми вернулся домой, его жена уже была звездой по имени Мэрилин.

8. Мэрилин два раза делала себе пластическую операцию
Руководители студии хотели, чтобы все считали, что Мэрилин была естественной, абсолютно американской красавицей. И она была такой вплоть до 1950 года. Примерно в это время, Мэрилин перенесла две косметические процедуры по коррекции носа и подбородка. Они были сделаны для достижения определенного образа, который руководители придумали для Мэрилин: Глупой Блондинки. В сочетании с коррекцией её неправильного прикуса, профессиональным подбором гардероба стилистом и процедурами по поддержанию красоты, Мэрилин удалось добиться этого «образа» к тому моменту, как она начала сниматься в фильме Ниагара в 1953 году.

Читайте также:
14 интересных фактов о Брэме Стокере

Косметическая хирургия не была заурядным делом, коим она является на сегодняшний день в Голливуде и Мэрилин часто ложилась в клиники под вымышленными именами, чтобы её посещения оставались в секрете. На протяжении всей своей жизни она страдала от тревоги и сражалась с низкой самооценкой, часто запершись у себя в раздевалке в течение нескольких часов или полностью пропуская работу, но она никогда больше не легла под нож.

7. Мэрилин вшивала мраморные шарики в свои бюстгальтеры

Одним из самых легендарных характеристик Мэрилин Монро была её соблазнительная фигура и она не жалела усилий для того, чтобы её сохранять в должной форме, особенно грудь. Боясь потерять свой «образ», Мэрилин надевала бюстгальтеры на ночь, чтобы у неё не отвисла грудь. Желая придать своей груди ещё больше пикантности, она со временем начала вшивать мраморные шарики в бюстгальтеры. Иногда, когда у неё под рукой не было мраморных шариков, она сшивала несколько маленьких пуговиц и использовала их для достижения аналогичного эффекта.

6. У Мэрилин на лице были пушковые волосы

Каждый день Мэрилин начинался с нанесения огромного количества кремов и пудр, специально подобранных для того, чтобы улучшать её внешний вид на плёнке. Эти крема и пудры действительно производили должный эффект, по словам её коллег по съемочной площадке. Она накладывала толстый слой вазелина и гормонального крема на лицо по нескольку раз в день. Гормональный крем вызывал рост пушковых волос на её лице, что, по словам Мэрилин, позволяло её коже идеально захватывать свет ламп. В отличие от работы с другими актрисами, фотографам не приходилось использовать специальные линзы или свет работая с Мэрилин, потому что её лицо само по себе излучало свет.

Несмотря на то, что её умоляли сбрить пушковые волосы, Мэрилин отказалась это делать и хвасталась тем, что у неё «самая пышная борода из всех Голливудских актрис».

5. У Мэрилин было более 400 книг

Будучи любителем чтения, Мэрилин была далека от глупой блондинки, которую она изображала. В её личной библиотеке насчитывалось более 400 книг, варьирующих от фантастических романов до биографий и личных дневников. Проводя ночи в борьбе с бессонницей, Мэрилин считала книги своим убежищем, а свои дневники способом выплеснуть свои запутанные эмоции. Среди книг её коллекции были три тома Жизни и работы Зигмунда Фрейда и «Улисс» (Ulysses) Джеймса Джойса (James Joyce).

4. Легендарная сцена Мэрилин послужила причиной её развода
Когда Мэрилин снимала свою культовую сцену в белом платье над канализационной решеткой в Нью-Йорке, никто и подумать не мог, что впоследствии это приведёт к её разводу. Её второй муж и легенда бейсбола Джо Ди Маджо (Joe DiMaggio) наблюдал за съёмками фильма «Зуд седьмого года» и начал быстро сердиться на то, как много раз режиссёр хотел снимать эту сцену. Ему не нравилось видеть, как его жена демонстрировала своё нижнее белье всему миру в течение нескольких дублей. С этого момента между ними начались конфликты по поводу её карьеры и образа жизни.

3. У Мэрилин было три выкидыша

Учитывая тот факт, что у Мэрилин никогда не было стабильного дома и семьи, она отчаянно хотела детей и семью. Несмотря на то, что она побывала замужем три раза и перенесла три выкидыша со своим последним супругом, Артуром Миллером (Arthur Miller), Мэрилин так и не удалось выносить ребёнка. Она могла лишь играть роль матери для детей Артура, Бобби и Джейн, зачастую отправляя им письма, даря домашних животных или обучая их жизненным мудростям.

2. Мэрилин плохо запоминала свои слова в сценарии
Многие актёры и коллеги по съёмочной площадке отмечали, что Мэрилин была предана своему делу и относилась к своей работе вполне серьёзно, даже не хихикая и не рассказывая шуток между сценами другим актёрам. Учитывая, насколько она была начитанной и умной, кажется удивительным, что Мэрилин было трудно запоминать свои слова. Тем не менее, иногда требовалось под 60 дублей для завершения сцены, так как Мэрилин забывала свои слова или путала их.

1. Как-то раз, Мэрилин пришла на работу в голом виде
На съёмочной площадке своего последнего фильма «Что-то должно случиться», Мэрилин должна была плавать в бассейне в купальнике телесного цвета, но решила обойтись без него. Задержав съёмки фильма своим опозданием, которое обошлось студии в тысячи долларов, Мэрилин решила возместить это бесплатной рекламой фильма, появившись в нём в обнажённом виде. Чтобы убедиться в том, что молва об этом достигнет ушей зрителей, Мэрилин пригласила журналистов и фотографов на съёмочную площадку, где должна была сниматься эта сцена.

Мэрилин пыталась доказать самой себе не только тот факт, что она была здоровой женщиной с хорошей фигурой, но и то, что она была многоплановой звездой, способной привлечь внимание публики и удержать его. В этот момент Элизабет Тэйлор (Elizabeth Taylor) работала на эту же студию, снимаясь в фильме «Клеопатра» и получая в десять раз больше того, что получала Мэрилин. Мэрилин знала, что она может посоперничать с Лиз.

Читайте также:
Микеланджело Буонарроти – Интересные факты

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! :)

Белокурая красотка Норма Джин, которую в школе дразнили «девушка Ммм», секс-символ Америки, кумир миллионов. Жизнь Мэрилин Монро окутана множеством тайн и легенд, с ее легкой руки продажи осветлителя волос возросли на тысячи процентов на несколько десятков лет вперед! Кажется, ее имя слышали все, мы же предлагаем узнать ее чуть больше, и, быть может, с другой стороны.

Тайны жизни Мэрилин Монро: только факты

      1. Осенью 45-го «XX век Фокс» принял новую ученицу Норму Джин, и ее физические данные записали так: рост – 165 см, вес – 54,6 кг, размер одежды – 46, цвет волос – средняя блондинка, волосы вьющиеся, глаза голубые, идеальные белоснежные зубы. Фигура Мерилин Монро будет эталоном позднее, когда мир увидит ее снимки обнаженной. Мужчины будут желать ее, а женщины – быть ею!

    1. Актер Бен Лайон превратил Норму Джин в Мэрилин Монро. А было так: – Произнеси это! Давай же: Мэ-ри-лин Мон-ро. – Мммм, – начала она заикаться (актриса всю жизнь заикалась в минуты волнения). Тут они расхохотались. – Это решает дело, «девушка Мммм!», – ликовал он, хлопая в ладоши. – Как считаешь? Та улыбнулась в ответ: – Пожалуй, я действительно Мэрилин Монро.
    2. Муж Мэрилин Артур Миллер, лауреат Пулитцеровской премии по литературе, утверждал, что ее детство в приюте для сирот не прошло бесследно: «Она входила в большую комнату и в толпе сразу видела каждого, кто рано потерял родителей».
    3. В детстве Норма Джин рассказывала, что Кларк Гейбл – ее отец.

    4. Уроки драматического мастерства актриса брала у Михаила Чехова, племянника Антона Павловича и коллеги К.С. Станиславского по МХАТу.
    5. Карьера Монро продолжалась 16 лет и включает 29 фильмов.
    6. В минуты отчаяния ее спасала не психотерапия, а умение преодолевать нервное состояние весельем и подшучиванием над собой.
    7. Мэрилин – самая популярная и наиболее часто фотографируемая личность в Америке. Даже президент Эйзенхауэр не мог с ней сравниться. Пока Одри Хепберн и Грейс Келли получали награды Киноакадемии, любовь миллионов доставалась Мэрилин.
    8. Больше всего она хотела сыграть Грушеньку из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Кстати, русской литературой она была всерьез увлечена и глубоко ее чувствовала.
    9. На свадьбе Монро и Артура Миллера режиссер «Завтрака у Тиффани» Дж. Аксельрод шутил: «Надеюсь, у ваших детей будет внешность Артура и ум Мэрилин».
    10. Одним из психоаналитиков Мэрилин была Анна Фрейд, дочь автора «психоанализа».
    11. Историческая поездка Хрущева в США была бы неполной, если бы он не жаждал встречи с Мэрилин Монро. В ресторане ее попросили встать из-за своего столика и поприветствовать российского руководителя. Хрущев пристально уставился в ее голубые глаза и жал ей руку так сильно и долго, что потом она болела несколько дней.
    12. Когда Мэрилин оказалась в сумасшедшем доме, единственным, кто ей помог, был второй муж актрисы – культовый бейсболист Джо Ди Маджо. Он тут же приехал и поставил всё вверх дном: «Если вы не выпустите ее, я разберу этот дом по кирпичику!» На следующий день они с Джо выходили из здания больницы счастливые, Джо пребывал в уверенности, что они снова поженятся.
    13. Джон Кеннеди в свой 45-й день рождения сказал: «Мисс Монро прервала съемки, чтобы быть здесь, прилетела аж с Западного побережья, и поэтому я могу спокойно отправляться на пенсию прямо сейчас, раз она так потрясающе пожелала мне здоровья».
    14. За роль в картине «Некоторые любят погорячее» её наградили «Золотым глобусом» как лучшую актрису комедии или мюзикла. Ее это обрадовало, хоть и не прибавило уверенности в себе. Мерилин постоянно сомневалась в себе и отличалась несобранностью и тревожностью. Насколько тревожны вы?
    15. У Мэрилин был короткий роман с Фрэнком Синатрой.

    16. Никаких доказательств того, что жизнь Мэрилин была связана с четой Кеннеди, ФБР, ЦРУ нет.
    17. Слава актрисы простиралась далеко за пределы ее довольно скромных гонораров. Для сравнения: Элизабет Тейлор за роль Клеопатры в одноименном фильме получила 1 млн долларов, а гонорары Монро в это же время на пике известности составляли всего 100 тысяч. И это на вершине славы!
    18. Перед роковой смертью она была помолвлена со своим вторым мужем. Свадьба так и не состоялась, а Джо Ди Маджо так и не женился, хоть и прожил после ее смерти 37 лет. Никогда более он не произнес ее имени перед чужими людьми и журналистами.
    19. «Уайти, – обращалась она к своему гримеру, обещай мне. – Всё, что угодно, Мэрилин. – Обещай, что если со мной что-нибудь случится.. Пусть никто другой к моему лицу не прикасается. Обещай сделать мне макияж, чтобы я хорошо выглядела, прежде чем уйду навсегда. – Ясное дело, – дразнил он актрису. – Принеси мне только свое тело, пока будешь еще теплой, и я превращу тебя в богиню. После ее смерти Аллан получил бандероль от Тиффани. В мешочке лежала золотая монета с выгравированной надписью: «Дорогому Уайти. Пока я еще теплая. Мэрилин».

    20. Мать Мэрилин – Гладис, находившаяся в психиатрической лечебнице, так и не узнала о смерти дочери. Она и не осознавала, кем была и кем стала Норма Джин.
    21. Режиссер «Некоторые любят погорячее» Уайлдер после съемок картины открыто заявлял, что Монро – плохая актриса. Она не может выучить текст, все время опаздывает и на вопрос журналиста «Нью Йорк Геральд Трибьюн» планирует ли он снова снимать ее, сказал: «Я консультировался со своим психиатром и терапевтом, и оба посчитали меня слишком старым и слишком богатым, чтобы пройти через такое опять». Когда же успех фильма стал более чем очевиден, Уайлдер расхваливал талант Монро и сказал, что для него честь – еще раз поработать с ней. Мэрилин же позвонила режиссеру и сказала: «А поцелуй меня в задницу!» и повесила трубку.
Читайте также:
Из жизни Александра Македонского - Интересный факт

Интервью Мерилин Монро

Мэрилин Монро: 20 фактов о самой яркой блондинке Голливуда

1. До всемирной известности Мэрилин Монро носила имя Нормы Джин Бейкер, данное ей при крещении. Имя при рождении — Норма Джин Мортенсон. [1]

2. Сценический псевдоним «Мэрилин Монро» был придуман самой Мэрилин и директором студии «20 Century Fox» Беном Лионом. Имя было выбрано Лионом в честь бродвейской звезды Мэрилин Миллер, а фамилия — в соответствии с девичьей фамилией её матери. На новой фамилии настояла сама актриса. [1]

3. Мэрилин Монро была третьим ребёнком киномонтажницы Глэдис Пёрл Бейкер (в девичестве — Монро). Личность отца девочки остаётся неизвестной. [1]

4. Мэрилин Монро пережила нелегкое детство. Вскоре после рождения её отдали во временную семью опекунов, где росли и другие приёмные дети. Когда ей было 8 лет, матери Мэрилин был поставлен диагноз параноидальной шизофрении. Позже Монро жила на попечении подруги матери — Грейс Мак-Ки, где она подвергалась домогательствам со стороны мужа Грейс. В последующие годы она жила в нескольких приемных семьях и приютах и часто меняла школы. [1]

5. Во время Второй Мировой войны будущая звезда работала на авиационном заводе, где её заметил армейский фотограф Дэвид Коновер. После пропагандистской съёмки женщин на военных заводах фотограф предложил Монро позировать за 5 долларов в час, поэтому она оставила завод и начала свою карьеру в модельном бизнесе. [1]

6. Приступив к работе в качестве модели, Мэрилин Монро перекрасилась в блондинку. Всего за один год её фото побывало на 33-х обложках различных журналов. Впечатлившись её успехом, глава модельного агенства заключил контракт на Монро с актёрским агентством. [1]

7. У Монро не было опыта актёрской игры и в первые месяцы она не получала ролей в кино. Имея достаточно времени, она начала изучать азы актёрского мастерства, вокал и танцы. Мэрилин проводила много времени в студии, чтобы узнать побольше о кинематографе и понаблюдать за игрой других актёров [1] [2]

8. Самый первый номер культового журнала «Playboy» (1953 год) украсила фотография Мэрилин Монро. Хью Хефнер показал её на обложке и развороте журнала. [1]

9. Мэрилин Монро могла сыграть главную роль в знаменитом фильме «Завтрак у Тиффани», однако в итоге роль досталась Одри Хепбёрн, так как многие опасались, что Монро усложнит съёмки. [1]

10. Мэрилин Монро была трижды замужем, но у неё не было детей. В первый раз она вышла замуж в 16-летнем возрасте и с её стороны это был брак по расчёту, так как благодаря замужеству она смогла покинуть приют. [1]

11. Комедия «В джазе только девушки», в которой Монро сыграла одну из главных ролей, стала «лучшей комедией всех времён США» по версии Американского института киноискусства. Роль Монро в этом фильме принесла ей премию «Золотой глобус». [1]

12. У Мэрилин была собственная продюсерская компания Marilyn Monroe Productions (MMP), которую она основала совместно с фотографом Милтоном Грином. [1]

13. Развивая свои актёрские способности, Монро брала уроки у бывшего актера Московского художественного театра Михаила Чехова, эмигрировавшего в Америку. [1]

14. Натуральным цветом её волос был каштановый. [1]

15. Слухи о романе между Монро и Джоном Кеннеди, являвшимся президентом США в 1961-1963 годах, официального подтверждения не имеют. [1]

16. Личность Монро на экране как недалекой, но привлекательной блондинки мешала ей в получении более серьёзных, драматических ролей. Она боролась за профессиональное уважение, но благодаря тому как она превосходно вжилась в узнаваемый образ глупой блондинки, зрители и кинокритики считали, что это и есть её реальная личность. [1][2]

17. О Мэрилин написано более 300 книг, но при её жизни была написана только одна публикация — «Мэрилин Монро» биографа Мориса Золотова. [1]

18. Последним фильмом, в котором снималась Мэрилин Монро, стала картина «Что-то должно случиться». Из-за смерти актрисы незавершённый проект был полностью изменён и переснят с участием других актёров и режиссёра. В прокат фильм вышел под названием «Я вернулась, дорогой». [1]

19. Согласно официальной версии, Мэрилин Монро покончила жизнь самоубийством. Она ушла из жизни в 36 лет. Причиной смерти стало острое отравление барбитуратами. [1]

20. Из всех возлюбленных Мэрилин Монро лишь один пришёл на её похороны — бывший муж Джо Ди Маджо. Несмотря на то что их брак продержался всего 9 месяцев, он всегда поддерживал её даже после расставания. После смерти Монро на протяжении 20 лет он каждую неделю присылал большой букет роз на её могилу. Джо Ди Маджо никогда больше не женился. [1]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: