17 интересных фактов о Мережковском

Профессор Мережковский – гений и доносчик.

К. С. Мережковский покончил с собою в гостиничном номере «Hotel des Families» в Женеве оставив записку «Слишком стар, чтобы работать и слишком болен, чтобы жить».
Изображение: Константин Мережковский, 1900 год

Здание консерватории было построено как «дом Казанского дворянства». Проектировал его в 1912 году архитектор Константин Савинович Олешкевич, уже спроектировавший к тому времени Шамовскую больницу, дом Киселева на Новокомиссариатской, дом Дружининой в Кошачьем переулке. Кооперативное строительство не было новостью в России (вспомним хотя бы Бассейное кооперативное товарищество в Питере), но в Казани это был первый кооперативный дом. Будущие владельцы квартир заранее их оплачивали и с интересом следили за ходом стройки. Был среди них и университетский профессор, биолог, брат известного писателя К.С.Мережковский. От прочих членов дворянского ЖСК, профессор отличался тем, что требовал от строителей заложить в его квартире вентиляционные ходы.

Зачем ему понадобилась повышенная изоляция квартиры? Чуть ниже читателю все станет ясно.

В июле 1855 года в Варшаве в семье коллежского асессора Сергея Мережковского родился сын. Крестили его именем Константин.

Константин Мережковский — гений, доносчик и педофил

«В два часа 9 января 1921 года, портье женевской гостиницы Familles на рю де Лозанн, проходя по коридору, увидел записку, которая была просунута под дверь комнаты, где жил профессор из России. В этом послании, адресованном директору отеля, были такие строки: Не входите в мою комнату, ее воздух отравлен. Входить в нее опасно в течение нескольких часов». Письмо было предано комиссару полиции Виберу, который тотчас же начал действовать. Он вызвал с постоянного поста расчет пожарных, которые установили приставную лестницу Магируса на рю де Лозанн, где скопилось множество зевак позади ограждения, выставленного жандармами. Один из пожарных взобрался по лестнице на высоту четвертого этажа и ударом багра выбил окно комнаты, которую занимал русский ученый. Через час, полагая, что воздух уже очистился, комиссар полиции, которого сопровождал врач, отдал приказ взломать дверь комнаты. Ядовитые газы распространились по коридору, из-за чего присутствовавшие чуть было не потеряли сознание и на время должны были поместиться в укрытие. И только пожарному, на котором был шлем скафандра, удалось войти в комнату и разобрать аппарат, сконструированный ученым«, — это выдержка из русского перевода анонимной заметки, помещенной в швейцарской газете La Suisse за 11 января 1921 года. Ученый не был террористом и не собирался травить постояльцев гостиницы. Аппарат был сконструирован им, чтобы уйти на тот свет самому.

«В комнате № 58, которую он занимал в гостинице и в которой охотно проводил долгие часы за работой, он приготовил особую смесь своего изобретения, в которую входили хлороформ и различные кислоты. Эту смесь он вылил в металлический сосуд, укрепленный на стене над изголовьем своей кровати. Он приспособил к этому сосуду трубку, другой конец которой входил в маску, обмотанную железной проволокой. Сделав эти приготовления, он тщательно заделал все щели в комнате, лег на кровать и накрепко привязал себя тремя холщовыми ремнями. Ремень, который проходил по его ногам и животу, был прочно прикреплен к балке кровати. Кроме того, он привязал к изголовью кровати свою правую руку. После чего левой рукой, которая оставалась свободной, открыл кран сосуда, содержащего удушающую смесь. У него еще оставалось время просунуть левую руку под ремень и ожидать смерть», — эти подробности взяты из той же заметки.

Продолжим цитирование. «В 4 часа с четвертью, несмотря на опасность, которая все еще существовала, комиссар Вибер снял маску с лица покойного и перерезал связывавшие его ремни. Комиссар полиции изъял письма, адресованные нескольким профессорам университета, а также длинную формулу на латыни, прикрепленную булавками к одной из веревок. В письме, адресованном г-ну Виберу, Константин Мережковский сообщал, что не имея больше ничего, ибо слишком стар, чтобы работать, и слишком беден, чтобы жить, решился на самоубийство». Итак, теперь мы знаем, кто этот мертвец. Это был Константин Сергеевич Мережковский. Зоолог, антрополог, ботаник, альголог и лихенолог, исследователь диатомовых водорослей и лишайников. Один из основоположников теории симбиогенеза. Написал ряд пионерских работ по симбиогенезу, насыщенных поистине гениальными прозрениями. Указал на эволюционное значение неотении и олигомеризации органов. Был активен и как литератор. Утопия «Рай земной», увидевшая свет в берлине в 1903 году сразу на русском и немецком языках, не имеет в русской литературе аналогов; ему же принадлежит неопубликованная поэма «Слеза Брамы» — пример квазихудожественного восприятия идей древней индийской философии. Итоговый философский труд К.С.Мережковского на французском языке «Схема новой философии Вселенной» (1919) был опубликован менее чем наполовину, оставшаяся часть его таки осталась лежать в отделе рукописей Женевской публичной библиотеки. Между тем сам Константин Сергеевич видел себя как автора этого труда в одном ряду с Коперником.

И этот же человек был самым живописным и колоритным русским извращенцем XIX — XX веков, самой яркой и цельной личностью Серебряного века, «русским маркизом де Садом», как его с полным основанием именовали шокированные современники. Другой яркой чертой этого человека был его патологический антисемитизм.

Читайте также:
16 интересных фактов про Юрия Гагарина

Его жизнь неразрывно связана с Казанью. Здесь он достиг вершины своей карьеры — должности ординарного профессора по кафедре ботаники Казанского университета. Здесь же открылась и другая сторона его жизни — жизни садиста и педофила, насиловавшего девочек в возрасте от трех до четырнадцати лет, сотрудничавшего с Охранным отделением и писавшем доносы на коллег-профессоров.

В своем пороке профессор был не одинок. В апреле «Голос Москвы» писал: «Раскрыта целая шайка совратителей малолетних девочек Нити к раскрытию этой шайки, ютившейся в лучшей гостинице города — „Франции“, дало дело проф. К.С.Мережковского». Газета недвусмысленно намекала на то, что в деле могут быть замешаны член городской управы К.Л.Осипов (хозяин гостиницы) и бывший городской голова С.А.Бекетов.

Казанской сенсации — почти век

Волшебная феерия
«НА УГОЛОВНОЙ ГРАНИ»
Часть первая: «КАЛЕРИЯ, СИРОТКА ИЗ КАЗАНИ».
Вторая часть:
«НЕВИННАЯ,
иль
ЖЕРТВА ГНУСНОЙ СТРАСТИ».
Часть третья (очень длинная):
«ДИТЯ В ЗВЕРИНОЙ ПАСТИ»
В четвертой части:
«ГАДИНА
В МЕЧТАХ О ДЕТСКОМ ТЕЛЕ».
И в пятой:
«ЧЕСТЬ УКРАДЕНА,
или
СКАНДАЛ В ОТЕЛЕ».
Шестая часть (является впервые на подмостки):
«ПРОФЕССОР ЗАБАВЛЯЕТСЯ,
иль
БЕДНЫЕ ПОДРОСТКИ».
Седьмая часть (скандальная):
«В БЕДУ ПОПАЛ С ДЕВИЦЕЙ».
И часть пока финальная:
«ПРОФЕССОР ЗА ГРАНИЦЕЙ».

Этот рифмованный и стилизованный под театральную афишу текст под заглавием «Кинематограф в жизни» 8 апреля 1914 года появился в «Московской газете».

А началось все с заметки «Казанский маркиз де Сад». Она появилась в петербургском «Дне» 26 марта того же года и была подписана псевдонимом Казанец. В ней сообщалось, что «14 мая в конторе петербургского нотариуса Катеринича был заключен договор между петербургской жительницей Екатериной К. и профессором Казанского университета К.С.Мережковским о передаче г-жой К. своей дочери Калерии г.Мережковскому на воспитание. Калерии тогда было 6 лет. Девочка была очень миловидна, но, выросшая в обстановке крайней нужды, производила впечатление ребенка болезненного и малоразвитого. Согласно условию, девочка Калерия должна была воспитываться у профессора в течение 15 лет, т.е. до совершеннолетия. В течение этого времени ни мать, ни кто-либо из ее родственников не имеют права требовать свидания с Калерией либо ее возвращения от профессора, а также и непосредственно переписываться с нею. Г.Мережковский обязался воспитать ребенка, наблюдать за ее здоровьем и подготовить ее к какой-нибудь интеллигентной профессии ».

Стороны подписали договор, поверенный профессора увез Калерию в Казань, и через несколько дней г-жа К. получила письмо от Мережковского, в котором он писал, что Калерия добралась благополучно и очень ему понравилась, и что скоро она начнет заниматься с учительницей. Шли годы. Мережковский сообщал матери Калерии о ее здоровье и в течение первых трех лет присылал фотографии девочки. «Калерия по карточкам имела очень хороший вид и была одета в роскошные наряды», — писала газета.

В 1911 году Мережковский вместе с Калерией выезжал за границу на год. Матери он писал, что Калерия будет совершенствоваться в языках. А однажды, в ответ на просьбу матери Калерии прислать свою фотографию, чтобы она могла увидеть своего благодетеля, Мережковский послал ей свой фотопортрет. Г-жа К. с удивлением и тревогой увидела, что Мережковский и поверенный — это одно лицо!

А в конце февраля 1914 года К. получила из Казани письмо от Г., которая писала об истязаниях, которым Мережковский подвергает Калерию. «Г-жа Г. Сообщила, что Калерия едва-едва грамотная. Так как профессор ее ничему не учил и, как только привез ее в Казань, стал с ней жить» — это снова цитата из заметки в «Дне».. Получив письмо, мать Калерии вместе со своей сестрой и племянницей немедленно выехали в Казань.

История с профессором в мгновение ока стала всероссийской сенсацией. Газеты пестрели заголовками: «Профессор-насильник» («Утро России), «Новый Дюлу» («Южный край»), «Профессор-растлитель» («Киевская мысль»), «Профессор-садист» («Петербургский курьер») — это лишь небольшая часть репертуара газетных заголовков.

Но самые пространные публикации, касающиеся скандала с участием знаменитого биолога, появились, разумеется, в казанской прессе. «Камско-Волжская речь напоминала, что «Первый смутный слух о неблаговидных поступках профессора Мережковского появился полтора-два года тому назад. Мережковского обвиняли в растлении малолетних девочек, в половом извращении на почве садизма. Говорили, что профессор заманивает к себе на квартиру девочек, кормит их сластями. Также определенно указывали, что на квартире Мережковского находится девочка, которую профессор истязает и содержит исключительно для удовлетворения своей половой страсти». Здесь же газета рассказывает, что раскрыть преступление профессора пытались сначала и.д. пристава 1-й полицейской части и другие «чины полиции», но попытки не увенчались успехом. Негласное дознание о проф. Мережковском вел по своей инициативе и начальник Казанского сыскного отделения Н.И. Савинский, но чем это дознание закончилось, читатели «Камско-Волжской речи» так и не узнали. Зато узнали о том, как правда вылезла наружу. Виной всему стала экономка профессора Грюнберг, кое-что замечавшая и раньше, но не решавшаяся вынести сор из избы до того момента, как стала свидетельницей посягательства извращенца на свою двухлетнюю дочь.

Читайте также:
Писистрат и его обвинитель – Интересные факты

Профессор Мережковский — чемпион доносительства

Итак, мы уже многое знаем о Константине Сергеевиче Мережковском — выдающемся биологе, сочинителе социальных утопий и растлителе малолетних девочек. Нам остается познакомиться с политическими пристрастиями нашего героя.

Вопреки расхожим представлениям, черносотенство не было уделом преимущественно лавочников и люмпенов. Черносотенную практику породила охранительная идеология, и на российском фоне Казань не только выглядела, но и на самом деле была одним из идеологических центров черносотенства и тесно связанного с ним антисемитизма. Именно в нашем городе издавались ярко-черносотенные газеты «Русь православная и самодержавная» и «Сошники» (ударение здесь падает на «о», сошник — пахарь). Третья же черносотенная газета так прямо и называлась — «Черносотенец». Но всех трех вышеперечисленных газет, выходивших, надо признать, довольно нерегулярно, стоил «Казанский телеграф», издававшийся бывшим административно-ссыльным Н.А. Ильяшенко. Откровенно и прикровенно черносотенной была и значительная часть казанской профессуры — достаточно вспомнить профессоров Залеского и Засецкого, черносотенные взгляды были свойственны и некоторым казанским адвокатам.

«Мережковскому удалось одновременно образовать в Казани три группы правых организаций. На все эти организации требовались денежные средства, которых не было ни у К.С.Мережковского, ни к его единомышленников. С целью добыть искомые средства проф. Мережковский совершил в начале 1906 года свою первую „служебную“ поездку в Петербург. Результаты этой поездки оказались в денежном отношении блестящими. К.С.Мережковский возвратился в Казань и начал щедро раздавать деньги своим партийным организациям. В частности, „Казанскому телеграфу“ была назначена ежегодная субсидия в несколько десятков тысяч рублей. После этого К.С.Мережковский занялся изысканием средств для вооружения своих черносотенных отрядов. Благодаря его настояниям, в Казань был отправлен транспорт оружия и, кроме того, отпущено значительное количество револьверов системы „Лефоше“ — из того запаса, который образовался после перевооружения казанской полиции револьверами другой системы. За два года своей деятельности К.С. Мережковский очень часто наезжал в Петербург и каждый раз возвращался оттуда в Казань с большими денежными средствами для своих организаций», — писала о нем газета «Русское слово» в апреле 1914-го.

Наклонность к доносительству у Мережковского обрела силу страсти. «В 1907 году в министерство поступает сводная характеристика профессоров Казанского университета, принадлежащая перу Мережковского и его друзей. Эта сводная характеристика сплошь состояла из доносов . Благодаря его характеристике не был утвержден профессор Берг . Почти такое же значение имела характеристика Мережковского и для профессоров Фирсова и Зейлигера. Мережковский посылает также донос на ректора университета Александрова, ныне епископа Анастасия, ректора Петербургской духовной академии. В доносе сообщалось, что Александров принадлежит чуть ли не к крайним революционным организациям», — а это уже цитата из «Русских ведомостей».

Надо сказать, что политические единомышленники попавшего в переплет профессора, за редким исключением, не отвернулись от него. Вот что сообщал «Петербургский курьер»: «Правые организации во главе с правой профессурой имели намерение подать петицию о прекращении дела, но им определенно ответили, что о петиции не может быть и речи при наличности тех документальных данных, которые обнаружились при самом возникновении дела».

Ректор Петербургской духовной академии епископ Афанасий (бывший ректор Казанского университета Александров) так отозвался в той же газете о Мережковском: «Этот человек был способен на какое угодно преступление, лишь бы отомстить не угодившим ему в политическом отношении. На всех профессоров вечно сыпались доносы. Мне досконально известно, что профессор Мережковский имел огромное влияние в Министерстве народного просвещения, и многие профессора не утверждались благодаря его аттестациям-доносам: в одних он видел революционеров, в других — защитников евреев, в третьих — своих личных врагов и т.д. Человек он был очень злой и ко всем относился с подозрением. В своих письмах к различным лицам он жаловался на неверность своих друзей. Все ожидали, что Мережковский, в конце концов, должен кончить плохо». Мережковский попытался было найти защиту в Министерстве внутренних дел, но надеждам не суждено было оправдаться. «У нас имеются точные сведения, что в расцвете своей правой деятельности профессор Мережковский состоял на службе в Охранном отделении, и что если он благодаря этому возлагал надежды на помощь со стороны Министерства внутренних дел, то он жестоко ошибся. Нынешние деятели министерства никаких сношений с Мережковским не имели, и политика их в предстоящем деле, как мне доподлинно известно из первоисточника, будет совершенно беспристрастна. Если предстоящие на суде разоблачения Мережковского и представляют опасность для кого-нибудь из бывших представителей министерства, то пускай они и отвечают. », заявил, отвечая на вопросы «Русского слова» один из руководителей Совета объединенного дворянства.

«Какая странная опала, когда в опале негодяй» — только и остается повторить слова поэта и сказать спасибо Михаилу Золотоносову за его блестящую работу «Братья Мережковские. Отщеpenis Серебряного века»: сожаление о том, что Михаил Нафтальевич опередил меня в своих исследованиях с лихвой искупается удовольствием от чтения его книги, по материалам которой в основном и был составлен очерк о К.С.Мережковском. Что же касается требования заложить вентиляционные ходы, то объяснялось это стремлением профессора заглушить детские крики во время своих порочных утех — зная о нем многое, мы можем согласиться с газетчиками начала века.

Читайте также:
История из жизни художника Уччелло

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) – биография, творчество и стихи писателя

Литератор с большой буквы

Прежде чем перейти к основным этапам биографии и творческой деятельности Дмитрия Сергеевича, стоит особо отметить его литературные достижения, благодаря которым он не просто прославился, но и навсегда вошел в историю. Выдающийся автор-модернист, эссеист и критик, Мережковский по праву считается основателем жанра историософского романа в русской литературе, а также входит в число:

  • лучших авторов Серебряного века;
  • пионеров религиозно-философского анализа литературных произведений;
  • основоположников русского символизма — нового направления для отечественного искусства.

Свою основную творческую деятельность, выражавшуюся в написании стихотворений и романов, Мережковский успешно совмещал с сочинительством совсем другого рода. Он занимался переводами, а также писал рецензии на литературные произведения.

Среди современников литератор был известен не только своими творениями, но и философскими идеями. Последние в сочетании с радикальными политическими взглядами, которых придерживался писатель, вызывали у людей прямо противоположную реакцию. Одни полностью поддерживали Дмитрия Сергеевича и одобряли его мнение, другие становились оппонентами автора и его сторонников. Но и первые, и даже вторые (несмотря на все разногласия с литератором) единодушно признавали в Мережковском талантливого автора, жанрового новатора и одного из самых оригинальных и одаренных писателей-мыслителей 20 века.

Высокую оценку творчества писателя его современниками подтверждает следующий факт его биографии: Мережковский — 10-кратный номинант на Нобелевскую премию по литературе. Впервые кандидатура Дмитрия Сергеевича на престижную награду была выдвинута в 1914 году академиком Нестором Котляревским. Но несмотря на такое количество номинирований, стать лауреатом главной премии литераторов всего мира Мережковскому не довелось.

Детские годы

Выдающийся русский прозаик и поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (по новому стилю — 2 августа) 1865 года в дворцовом здании на Елагином острове. Литератор — коренной петербуржец.

В обычное время семья Мережковских жила в старом доме неподалеку от Прачечного моста, но на летний сезон перебиралась в одну из дворцовых построек, используя ее как дачу. В стенах дворца будущий литератор и появился на свет. Всего в семье было 9 детей — 6 мальчиков и 3 девочки. Дмитрий был самым младшим ребенком четы.

Род Мережковских был дворянским, но нетитулованным. Отец Дмитрия — Сергей Иванович Мережковский — всю жизнь служил чиновником и достиг немалых карьерных высот. К моменту появления на свет девятого ребенка он дослужился до чина действительного статского советника и работал при императорском дворе, но на этом не остановился. Наивысшим постом в карьере Сергея Ивановича стал тайный советник. Именно в этом чине отец семейства вышел в отставку в 1881 году в возрасте 59 лет.

Мать Дмитрия — Варвара Васильевна Чеснокова — занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. Она была дочерью обер-полицмейстера, управлявшего канцелярией в Петербурге. Женщина удивительной красоты, она, несмотря на свой ангельский характер, ловко и умело командовала мужем, который при всей своей эгоистичности и черствости буквально боготворил супругу. Именно Варваре Васильевне принадлежит заслуга в том, что ее дети хотя бы отчасти получали родительское (а, вернее, материнское) тепло и ласку.

Многолетняя служба чиновником ожесточила Сергея Ивановича и превратила его изнутри в настоящий кремень. К детям он относится строго и при этом пренебрежительно.

Благодаря высокому положению отца, семья Мережковских была богатой (в частности — владела великолепным имением-дворцом в Крыму) и могла позволить себе жить с шиком, в роскоши. Однако несмотря на широкие возможности и материальное благосостояние семьи, дом Мережковских был обставлен по-простому, а на обеденном столе не было изысканных блюд или обилия яств.

Скромная жизнь в режиме повышенной бережливости была решением главы семейства. Таким образом Сергей Иванович надеялся уберечь детей от двух распространенных пороков — мотовства и любви к роскоши.

Сопровождая мужа в служебных разъездах, Варвара Васильевна препоручала заботу о детях экономке немецкого происхождения и пожилой няне. Последняя в качестве сказки на ночь рассказывала маленькому Дмитрию жития святых, что в результате стало главной причиной его экзальтированной религиозности на уровне фанатизма.

Впоследствии детские воспоминания Дмитрия выльются в его произведения — «Автобиографические заметки» в прозе и «Старинные октавы» в стихах.

Пробы пера

В 1876 году юный Дмитрий стал учеником Третьей классической гимназии Петербурга. Атмосферу заведения уже подросший гимназист позже охарактеризует как убийственную. Чтобы как-то отвлечься от бесконечных зубрежек и выправок, 13-летний Дмитрий начинает пробовать свои силы в поэзии — на свет появляются первые стихотворные строки Мережковского. Стилем написания он подражал «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.

Читайте также:
24 интересных факта о Джареде Лето

Там же в стенах гимназии начинающий сочинитель открыл для себя творчество Мольера и под влиянием нового увлечения сформировал «мольеровский кружок». Никакой политической подоплеки в организованном Дмитрием сообществе не было, однако в императорской канцелярии посчитали иначе — все члены кружка были приглашены на допрос.

Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.

Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.

Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.

«Нетерпеливая досада», не сходившая с лица писателя в течение всего выступления, во время оглашения вердикта выразилась в словах Федора Михайловича: «Слабо. Не годится. Чтобы хорошо писать, надо страдать и страдать». Сергей Иванович поспешил возразить: «Пусть лучше не пишет, чем страдает». Но было поздно — стремление добиться признания уже засело в сознании Дмитрия.

Дебют и слава

Отрицательная оценка его творчества глубоко зацепила Мережковского. Оскорбленный и раздосадованный невысоким мнением Достоевского о его поэтических способностях, Дмитрий начал с удвоенным рвением добиваться общественного признания. В том же 1880 году на страницах журнала «Живописное обозрение» появляется дебютная публикация Мережковского — стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия».

После этого он начинает регулярно печататься в различных изданиях. Из первых творений наибольшую популярность поэту принес стих «Сакья-Муни», вошедший почти во все сборники для чтецов-декламаторов того времени. Это стихотворение открыло автору путь в большую литературу. Кроме того, к наиболее известным поэтическим творениям Дмитрия Сергеевича относятся следующие стихи:

  • «Дети ночи»;
  • «Родное»;
  • «Двойная бездна»;
  • «Природа»;
  • «Любовь — вражда» и другие.

Первая книга литератора («Стихотворения») и первая поэма («Протопоп Аввакум») увидели свет в 1888 году. Этот год принято считать началом творческой деятельности Мережковского.

Тяжелый творческий путь

Постепенно творчество Мережковского меняет свое направление. Литератор все дальше отходит от поэзии и развивается как писатель-прозаик. Причиной этому стало открытие автором ранее неизведанной и крайне интересной для себя темы — это драматургия Древней Греции.

Литератор увлеченно переводил творения Еврипида, Софокла, Эсхила. Эти его труды были опубликованы в ежемесячном издании «Вестник Европы». Прозаический перевод романа «Дафнис и Хлоя» был выпущен отдельной книгой. Но ни один из мережковских переводов античной литературы не получил заслуженного отклика. Все они были оценены по достоинству и даже названы «гордостью русской школы художественного перевода» только впоследствии, спустя много лет, после смерти писателя.

Приблизительно такая же судьба была у мережковских эссе (кратких сочинений со свободной композицией) и статей. Героями этих коротких работ-размышлений становились такие видные литераторы, как:

  • Гончаров;
  • Достоевский;
  • Короленко;
  • Майков;
  • Пушкин;
  • Сервантес;
  • Плиний;
  • Ибсен и многие другие.

Каждая статья Мережковского была равнозначна полноценному серьезному произведению. Но вместо славы одного из самых проницательных и тонких критиков рубежа 19−20 веков, которая должна была принадлежать писателю по праву, Дмитрий Сергеевич стал настоящим изгнанником в мире искусства и как критик, и как литературовед.

Несмотря на успех в качестве автора и признание современниками его одаренности, Дмитрий Мережковский входит в число самых недооцененных писателей. Многие его творения не получили должной востребованности при жизни литератора.

Неприятие произведений Мережковского было обусловлено их жанровой новизной. Критика субъективного типа, которую практиковал автор, обрела популярность много позже, став разновидностью литературно-философского эссе.

Успешный изгнанник

В 1892 году свет увидел второй сборник стихов Дмитрия, названный «Символы». Это наименование стало программным для формировавшегося в то время зародыша модернизма. Осенью того же года писатель выступил со скандальной лекцией, в которой он рассказывал о причинах упадка современной русской литературы и о новых течениях в этой области.

Как и сборник «Символы», эта лекция была объявлена манифестом символизма, а также модернистского обновления искусства. В ходе своего выступления Мережковский создавал своеобразный план искусства нового типа, особо выделяя на нем три линии:

  • «язык символа»
  • «мистическое содержание»;
  • импрессионизм.

Согласно утверждениям литератора, эти составляющие нового искусства способны обеспечить расширение «художественной впечатлительности» современной русской словесности. Автор подчеркивал, что каждый из трех компонентов нового движения есть в произведениях таких писателей, как:

  • Тургенев;
  • Толстой;
  • Гончаров;
  • Достоевский.

Так Мережковский подводил лекцию к заключительному выводу, что модернизм по своей сути продолжает тенденции классики русской литературы. Это выступление писателя стало сенсацией. Но излишне подчеркивать, что выдвинутые им теории были приняты в лучшем случае насмешливо или презрительно.

Читайте также:
18 интересных фактов о Дюма

Несмотря на это, в 1896 году Мережковский был включен в знаменитую «Энциклопедию» Брокгауза и Ефрона. В энциклопедической заметке он характеризовался как «известный поэт». На тот момент литератору было 30 лет. Позже многие стихи Мережковского стали текстовой частью музыкальных композиций и песен. В частности, они были положены на музыку такими прославленными композиторами, как:

  • Рахманинов;
  • Чайковский;
  • Рубинштейн и т. д.

Однако включение в энциклопедический словарь было только началом полного признания писателя. Кардинально статус литератора и отношение к нему общественности изменилось после выхода в свет романа «Юлиан Отступник». Это произведение Дмитрия вписано в историю как первый в русской литературе символистский исторический роман. В 1900 году выход переведенного романа во Франции окончательно укрепил позиции писателя не только в родной стране, но и за рубежом. Эта книга принесла ему известность по всей Европе.

С 1907 года по 1918-й Мережковский работал над трилогией «Царство Зверя», в которой исследовал природу и суть отечественной монархии на обширном историческом фоне.

Личная жизнь и общественная деятельность

Одна из главных особенностей как поэзии, так и прозы Мережковского заключается в бескрайнем чувстве одиночества, которым насквозь пропитаны строки литератора. Тем не менее одиноким в полном смысле этого слова Дмитрий не был. Всю свою жизнь (за исключением детских и юношеских лет) он был женат на одной женщине, ставшей для него по-настоящему единственной — возлюбленной, супругой, другом, опорой и поддержкой. Женой Мережковского была не менее одаренная, чем он сам, поэтесса Зинаида Гиппиус — демоническая красавица, которую нередко называли ведьмой.

Они познакомились в Боржоми весной 1888 года, когда новоиспеченный выпускник университета (в 1884—1888 годах Дмитрий учился в университете Санкт-Петербурга на историко-филологическом факультете) совершал путешествие по югу России. Дмитрию было 22 года, Зинаиде — 19 лет. С первой же встречи они оба сразу ощутили полное единение друг с другом — как духовное, так и интеллектуальное.

Через два месяца после знакомства Дмитрий сделал Зинаиде предложение. В начале 1889 года они обвенчались в Тифлисе. За полувековую совместную жизнь они не расстались ни на день.

В 1901 году Мережковский вместе с супругой создал так называемые Религиозно-философские собрания — своеобразную «трибуну», где можно свободно обсуждать церковные и культурные вопросы. Протоколы заседаний проекта публиковались в журнале «Новый путь», созданном писателем. Но в скором времени религиозно-философское общество трансформировалось в литературно-публицистический кружок.

Так супруги стали владельцами одного из крупнейших литературных салонов Петербурга, на вечерах которого свои первые творения представили поэты, ныне считающиеся классиками:

  • Мандельштам;
  • Есенин;
  • Блок и другие.

Каждую революцию (и 1905 года, и 1917-го) супруги встречали с большим воодушевлением, убежденные, что подобные бунты принесут людям только хорошее. Но в конечном итоге принять установившийся большевизм они так и не смогли. В 1919 году Дмитрий и Зинаида тайно покинули Родину, став одними из столпов русского эмигрантского движения.

За 52 года брака Мережковский и Гиппиус не провели друг без друга ни единого дня. С момента их венчания в Тифлисе они были вместе всегда и везде, какие бы испытания ни преподнесла им судьба. Разлучить преданных супругов смогла только смерть. Жизнь Мережковского закончилась 9 декабря 1941 года в столице Франции — Париже. Литератор скончался в возрасте 76 лет. Зинаида Гиппиус пережила супруга на 4 года.

Многие произведения Мережковского признаны сложными для понимания и тяжелыми для восприятия. Несмотря на это изучение биографии и творчества выдающегося писателя и поэта входит в школьную программу по литературе, которую проходят в средних и старших классах.

17 интересных фактов о Мережковском

155 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Мережковского

Если хочешь быть художником, оставь всякую печаль и заботу, кроме искусства. Пусть душа твоя будет как зеркало, которое отражает все предметы, все движения и цвета, само оставаясь неподвижным и ясным.

Дмитрий Мережковский, «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»

Сегодня, 14 августа, исполняется 155 лет со дня рождения писателя и поэта, «отца» русского символизма Дмитрия Сергеевича Мережковского.

Мережковский – одна из одиознейших фигур своего века. Его философские идеи и радикальные политические взгляды вызывали резко неоднозначные отклики современников, но даже оппоненты признавали в нем выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века. «Солнцем» жизни и творчества Мережковского была его жена и соратник Зинаида Гиппиус.

Дмитрий Сергеевич родился в 1865 году в дворянской семье нетитулованного рода Мережковских. В семье было шестеро сыновей и три дочери, Дмитрий был младшим. Сложные отношения отца и сына Мережковских послужили духовной основой для многих исторических сочинений Мережковского. Но именно Мережковский-отец, интересовавшийся религией и литературой, первым оценил поэтические упражнения сына и настойчиво искал ему в этой сфере протекции.

В 1880 году в журнале «Живописное обозрение» состоялся литературный дебют Мережковского: были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия».

Читайте также:
17 интересных фактов о Жюле Верне

В 1884 году он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где увлекся философией позитивизма и теориями Джона Стюарта Милля и Чарльза Дарвина.

В 1888 году Мережковский, защитив дипломное сочинение о Монтене, решил посвятить себя исключительно литературному труду. Написал поэму «Протопоп Аввакум», выпустил первую книгу стихотворений, которая принесла ему известность.

С конца 1880-х годов Мережковский выступал в качестве критика: в «Северном вестнике», «Русском обозрении», «Труде» и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиках. Часть их вошла в сборник «Вечные спутники»

В 1893 году была издана книга «О причинах упадка современной русской литературы» – крупнейшая из критических работ Мережковского, которая явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление, имеющее определенные эстетические и религиозно-философские принципы. Мережковский вошел в число наиболее активных и читаемых символистских критиков. Из его критико-публицистических работ отдельно вышли: «Толстой и Достоевский», «Гоголь и черт», «М. Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества», «Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов», брошюра «Завет Белинского».

В 1895 году в «Северном вестнике» был опубликован роман «Отверженный», получивший впоследствии название «Смерть богов. Юлиан Отступник» в качестве первой части знаменитой трилогии «Христос и Антихрист». Вторая часть трилогии – роман «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» – вышла в 1900 году, третья – «Антихрист. Петр и Алексей» – в 1905 году.

Не приняв Октябрьскую революцию 1917 года, Мережковский эмигрировал с женой в Варшаву, с ноября 1920 года жил в Париже. Во Франции из регулярных воскресных собраний эмиграции в доме Мережковских возникло литературно-философское общество «Зеленая лампа» – один из центров интеллектуальной жизни русского Парижа.

В 1939 году Мережковский выступил по радио с приветственной речью Гитлеру. Он сравнивал Гитлера с Жанной д’Арк, считал, что тот должен спасти мир от власти дьявола. Впоследствии Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут бойкоту.

7 декабря 1941 года Дмитрий Мережковский скончался от кровоизлияния в мозг в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Книга, которую мы сегодня порекомендуем – «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Минимальное количество вымысла, проработанность материала, живость персонажей, влюбленность автора в тему свойственны всем романам Мережковского. Много места в романе уделяется осмыслению себя как автора, рассуждениям о творчестве и личности.

Текст подготовила Евгения Турукина, библиотека №4

17 интересных фактов о Мережковском

1. Андрей Белый – русский писатель, поэт, мемуарист, и литературный критик.

2. Андрей Белый оставил неизгладимый след в истории русской литературы.

3. Он является одним из ярчайших представителей русского модернизма и символизма.

4.Произведения Белого были написаны в стиле ритмической прозы с содержательными сказовыми элементами.

5.Его уникальное творчество буквально пронизано яркими образами и сильными эмоциями.

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ В ДЕТСТВЕ

6. Интерес к литературе возник у Андрея Белого рано. Отец будущего писателя был математиком и университетским деканом, человеком образованным и начитанным. Он был знаком со многими видными литераторами того времени, поэтому будущий писатель с детства видел настоящих мастеров пера, включая Льва Толстого, который даже посещал дом, где рос юный Андрей. Глядя на известных писателей, Андрей и стал интересоваться их ремеслом.

7. Во время учёбы в гимназии, он заинтересовался химией в целом и трудами Чарльза Дарвина в частности.

8.Будучи чрезвычайно одарённым человеком, Андрей окончил престижную гимназию Поливанова с отличием, что редко кому удавалось.

9.Ещё во время обучения в гимназии Андрей Белый увлёкся буддизмом, а затем и оккультными учениями. Потом на протяжении большей части жизни Андрей Белый увлекался различными направлениями мистицизма, а также интересовался разными религиями.

10. Литературоведы, исследовавшие биографию и творчество Андрея Белого, пришли к выводу, что значительное влияние на формирование его личности оказали философские труды Шопенгауэра, которыми он начал зачитываться уже в юности.

11. Как известно, на самом деле писателя звали Борис Бугаев, а не Андрей Белый, но он всегда подписывался именно этим псевдонимом.

12. Почему он выбрал именно его – никто не знает. Возможно, литератор желал абстрагироваться от своей семьи, которая никогда не была особенно дружной. В ней часто возникали ссоры и скандалы, которые ему приходилось наблюдать с раннего детства. Псевдоним же ему посоветовали друзья.

13.Также свои произведения Белый нередко издавал под разными псевдонимами, в числе которых А. Альфа, Дельта, Гамма, Быков и другими.

14. Андрей Белый обучался в университете на физико-математическом факультете.

15. В отличие от многих других литераторов, Андрей Белый великолепно разбирался в точных науках, особенно в биологии и химии. В частности, он посвятил много времени изучению трудов Чарльза Дарвина, в особенности его эволюционной теории.

16. Также во время обучения в университете он изучал зоологию, специализируясь на беспозвоночных животных.

17. Увлекаясь и прозой, и поэзией, он свёл знакомство с такими поэтами, как Брюсов, Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус.

Читайте также:
Ликург и запрет на еду – Интересные факты

18. Решение окончательно связать с литературой свою жизнь Андрей Белый принял, когда ему было 25 лет. Отчасти это было влияние Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Валерия Брюсова и других поэтов и писателей, с которыми он познакомился в 21-летнем возрасте.

19. Литературный кружок, созданный А. Белым и включивший в себя его друзей-символистов, получил название «Аргонавты».

20. Одно время самыми близкими людьми Андрея Белого были поэт Александр Блок и его жена. После серьёзной ссоры, положившей конец их общению, Белый настолько впал в депрессию, что на полгода уехал из страны.

21.Эта поездка была для него не первой и не единственной.

22.Всего за свою жизнь Андрей Белый успел объехать множество стран Европы и Африки, в частности, он побывал в Египте и Тунисе и когда началась Первая Мировая война, он находился в Швейцарии.

23.Андрей был вызван в Россию «для проверки состояния воинской повинности». Он подчинился, но жена отказалась следовать за ним, что привело к их расставанию на годы.

24.После большевистской революции Андрей Белый долго пытался выехать из СССР, но не мог получить разрешение на это. Получил он его лишь в 1921 году, и сразу покинул Советский Союз.

25.После воссоединения с женой выяснилось, что за прошедшие годы чувства между супругами угасли, и они развелись.

26. Всего писатель был женат дважды.

27. Революцию Андрей Белый воспринял крайне негативно. Своими глазами он, наблюдая ужасы Гражданской войны в России, принял решение эмигрировать, но это было не так-то просто.

28.Разрешение на выезд он пытался получить несколько лет, и, когда оно было наконец-то получено, писатель переехал в Германию. Правда, спустя два года он вернулся обратно.

29. Будучи и писателем, и поэтом, и талантливым во всех областях знатоком литературы, Андрей Белый творил в трудное время.

30.Он застал и Первую Мировую войну, большевистскую революцию, и последовавшую за ней смуту гражданской войны, и голод конца 20-х годов.

31.Он всю жизнь мечтал заниматься именно литературным творчеством, несмотря на то, что он был одарён в разных областях, и в итоге добился, чего хотел.

32.Его современники отмечали, что он отлично умел танцевать, и очень любил это демонстрировать. Особенно хорошо писателю удавались такие танцы, как фокстрот и шимми. Сам Андрей Белый утверждал, что современная музыка изменила его жизнь, и он мечтает писать стихи для фокстрота.

33. В течение своей жизни Андрей Белый дважды был элементом любовных треугольников. Первый раз — со своим другом Валерием Брюсовым и его женой, второй — с Александром Блоком и его супругой.

34. Андрей Белый отмечал, что на его жизнь и творчество оказали наибольшее влияние книги Ницше и Достоевского.

35. В СССР творчество Андрея Белого активно критиковалось.

36.Революционный деятель Лев Троцкий открыто критиковал творчество Андрея Белого, не слишком стесняясь при этом в выражениях.

37.А вот поэт Осип Мандельштам, напротив, считал произведения Белого “вершиной русской психологической прозы”.

38.Созданная в 1978 году литературная премия имени Андрея Белого стала первой в своём роде, так как она не контролировалась цензурой СССР. Победители премии получали символическую награду – один рубль, одну бутылку водки и одно яблоко.

39. Владимир Набоков называл Белого талантливым литературоведом.

40. Роман «Петербург» за авторством Белого, был оценен Владимиром Набоковым, как один из четырех величайших романов 20 века.

ПАМЯТНИК АНДРЕЮ БЕЛОМУ

41. Дом-музей Андрея Белого в 2000 году был открыт в центре Москвы, на Арбате, в том самом доме, в котором где прошли первые 26 лет жизни писателя.

42. Андрей Белый скончался на руках у своей супруги от инсульта.

43.После кончины Белого, его мозг был передан на хранение в Институт мозга человека.

44. В газете «Известия» был напечатан некролог на смерть Андрея Белого, написанный Пастернаком и Пильняком, где писатель неоднократно назывался «гением».

45. Свою жизнь Андрей Белый провёл в трудные для всех времена, полные смуты, войны и невзгод. Однако, он не сломался, продемонстрировав твёрдость своего характера. И сейчас его творчество является достоянием потомков.

13 интересных фактов о Римском-Корсакове

1.Российский композитор Римский-Корсаков обязан своим успехам своему таланту.

Он — один из самых талантливых российских композиторов. «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.

2. Вся его музыка пропитана любовью к родным краям, и именно поэтому его называют «народным» композитором.

3.Римский-Корсаков черпал вдохновение не из тонкостей музыкальной науки, а из красоты русской земли.

4.Конечно, он изучал музыкальную науку, и добился в ней небывалых высот, навеки вписав в историю своё имя, но, наверное, главным его преимуществом было то, что он мог тонко чувствовать окружающий мир. Жизнь его была неразрывно связано с русской природой, он черпал вдохновение в красоте всего, что видел вокруг.

Читайте также:
18 интересных фактов об Андерсене

5.Также Римский-Корсаков черпал силы для написания очередного шедевра в русских сказках, традиционных напевах и народном творчестве.

6.Именно поэтому Римский-Корсаков прославился ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами.

7.Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.

8. С детства и маленький Николай мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.

9. Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.

10. Кадетский корпус он закончил. Его ожидала судьба морского офицера, о которой он мечтал. Но, ещё учась в этом заведении, он понял, что призвание его – музыка.

КОМПОЗИТОР В ДЕТСТВЕ

11. Очень рано были выявлены у Римского-Корсакова музыкальные способности. Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.

12. Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.

13. А свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В ЮНОСТИ

14. В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.

15. Петербург дарит ему встречи с истинным искусством. Здесь он узнал «Ивана Сусанина», здесь слушал «Руслана и Людмилу», здесь на него буквально обрушились симфонии Бетховена.

РИМСКИЙ — КОРСАКОВ С ЖЕНОЙ И ДОЧЕРЬЮ

16. Композитор познакомился с очаровательной девушкой, бывшей к тому же талантливой пианисткой, Надеждой Николаевной Пургольд. Молодые люди встретились в доме у А.С. Даргомыжского. Совместная работа над оперой «Псковитянка» настолько их сблизила, что в 1872 году появилась новая семья.

17.Это был счастливый брак, в котором было рождено семь детей. Лишь пятеро остались в живых, трое сыновей и две дочери. Отец лично занимался со своими детьми, несмотря на то, что был очень занят. Все они стали достойными наследниками таланта своего отца.

18. Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.

19. В зрелом возрасте композитор вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими только по настоянию родителей.

20.Когда в шесть лет, для него наняли учителя музыки, чью роль поначалу выполняла соседка, потом гувернантка, потом ученица гувернантки, но занятий он не любил.

21.Нотную грамоту, конечно, осилил, но история музыки, композиторы и интересные факты из их жизни не трогали абсолютно. А вот мамино любительское пение слушал, дядино тоже, и монахов, поющих в Тихвинском монастыре.

22.А его учитель, Ф.Канилле, понимая, сколь одарен его ученик, дал совет, который решил судьбу Николая, самому заняться сочинительством. Он же стал инициатором знакомства, которое стало значимым событием в жизни тогда еще будущего композитора, с Балакиревым и его кружком талантливых музыкантов, известным в истории как «Могучая кучка», где он нашел единомышленников, таких же, как он музыкантов, не имеющих специальной музыкальной подготовки.

23.Балакирев готовил молодых коллег к самостоятельной творческой деятельности по собственной методе. Он предлагал тему, затем следовали обсуждения всеми участниками собрания, изучались музыкальные произведения именитых мастеров и постепенно все сложности, которые возникали при сочинительстве, разрешались.

24.И все же характер у Балакирева был настолько тяжелым, что в начале 90-х их общение прекратилось совершенно.

25. Римский-Корсаков стал первым, кто мог передать настроение моря красками музыки. Его даже именовали музыкальным «маринистом».

26. Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет.

27.И вообще, он имел цветной слух, иначе говоря, соотносил музыку с цветами. Самый наглядный пример – это ми мажор, который виделся ему синим. И все его произведения морской тематики в Ми мажоре. Им даже придумана собственная гамма, названная его именем.

28. Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.

29. Благодаря нескольким своим сочинениям: «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китиже», операм «Кащей бессмертный», «Золотой петушок», Николая Андреевича называли сказочником. Сказки были его любимой темой.

30. Римский-Корсаков является 26-м по частоте исполнения оперным композитором во всём мире.

31. Николай Андреевич Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.

32. События 1905 года оказали на Римского-Корсакова столь значительное влияние, что он покинул Петербургское отделение Императорского русского музыкального общества.

33.Его поддержали коллеги-композиторы и вышли на забастовку учащихся консерватории. Профессора уволили, многих студентов исключили, даже запретили исполнять его произведения.

34.Но запреты нарушались повсеместно по стране, концерты проводились вопреки всем ограничениям. Поддерживая музыканта, его музыку зрители слушали стоя.

Читайте также:
16 интересных фактов о Паганини

35. Его вдова была вынуждена покинуть их большую квартиру в Петербурге после революции. Она стала коммунальной. В ней одновременно могли проживать до десяти семей.

36.Римский-Корсаков был лично знаком с Мусоргским, другим знаменитым композитором.

37. Римский-Корсаков был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.

38. В Петербургской консерватории Римский-Корсаков проработал почти 35 лет.

39. На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.

40. Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться.

41. Его опера «Золотой петушок» стала косвенной причиной его смерти. На нее был наложен запрет, потому что в ней образ царя жестоко высмеивался. Когда известие об этом дошло до композитора, случился первый инфаркт. А второй в июне 1908 года стал смертельным. Через год опера уже шла в Москве.

42. Год спустя после смерти композитора его вдова опубликовала очень интересные воспоминания Николая Андреевича под названием «Летопись моей музыкальной жизни».

43. Такие знаменитые композиторы, как Стравинский и Гнесин, были последователями музыкальной школы Римского-Корсакова.

44. Родственники Римского-Корсакова сохранили его вещи, нотную библиотеку и рукописи. Как только появилась возможность, в его квартире появился музей.

45. Современная Санкт-Петербургская консерватория носит имя Николая Римского-Корсакова.

ПАМЯТНИК РИМСКОМУ-КОРСАКОВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Интересные факты о Римском-Корсакове

Многие композиторы обязаны своему успеху своему таланту, как, например, Римский-Корсаков. Жизнь его была неразрывно связано с русской природой, он черпал вдохновение в народном творчестве и красоте всего, что видел вокруг. Конечно, он изучал музыкальную науку, и добился в ней небывалых высот, навеки вписав в историю своё имя, но, наверное, главным его преимуществом было то, что он мог тонко чувствовать окружающий мир. Именно поэтому Римский-Корсаков прославился ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами.

Факты из биографии Римского-Корсакова

  • Родился будущий композитор и музыкант в известном дворянском семействе, члены которого из поколения в поколение служили на военно-морском флоте Российской Империи.
  • Учиться игре на фортепиано Римский-Корсаков начал, когда ему было всего 6 лет.
  • С детства он мечтал о путешествиях и далёких землях, поэтому отец отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.
  • Свои первые музыкальные сочинения Римский-Корсаков сочинил в 11-летнем возрасте.
  • Будучи ещё 3-летним ребёнком, он уже попадал в ноты, играя на барабане.
  • В бытность свою кадетом Римский-Корсаков попал в Петербург, где познакомился с культурной жизнью столицы, и навсегда влюбился в музыку, решив связать с ней свою жизнь.
  • Римский-Корсаков во время военно-морской службы, продлившейся три года, много ходил по морям и посещал разные страны.
  • Однажды он, будучи приглашённым Львом Николаевичем Толстым, поссорился с ним, так как писатель утверждал, что любая музыка вредна, с чем Римский-Корсаков, разумеется, не мог согласиться (интересные факты о Льве Толстом).
  • Он был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования.
  • «Царская невеста» Римского-Корсакова входит в топ-100 самых популярных опер в мире.
  • В браке у Римского-Корсакова родилось семеро детей, но двое из них умерли ещё в раннем детстве.
  • Он сочинял самые разные произведения, но самыми знаменитыми его сочинениями стали сказки. Сам Римский-Корсаков говорил, что работа над ними доставляет ему особое удовольствие.
  • Римский-Корсаков не только сочинял музыку, но и был великолепным дирижёром, а также виртуозно играл на пианино.
  • Композитор утверждал, что у музыки есть цвета, и каждой мелодии соответствует определённый цвет.
  • Римский-Корсаков был лично знаком с Мусоргским, другим знаменитым композитором (интересные факты о Мусоргском).
  • В зрелом возрасте он вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими только по настоянию родителей.
  • Опера «Золотой петушок», в которой высмеивался образ самодержца, была запрещена цензурой. Когда Римский-Корсаков узнал об этом, у него произошёл инфаркт.
  • После Октябрьской революции новые власти отобрали квартиру Римского-Корсакова, поселив в ней десять семей и превратив её в коммуналку. Сейчас там находится музей.
  • Консерватория Санкт-Петербурга носит имя Римского-Корсакова.
  • Римский-Корсаков мог писать музыку без инструмента. Так, большая часть оперы «Сервилия» была написана во время зарубежного путешествия композитора с супругой, когда рояль ему был недоступен.
  • Римский-Корсаков является 26-м по частоте исполнения оперным композитором во всём мире.
  • На протяжении всей жизни Римский-Корсаков обожал читать. Книги он буквально поглощал одну за другой.
  • В Петербургской консерватории Римский-Корсаков проработал почти 35 лет.
  • Спустя год после смерти композитора его вдова опубликовала очень его интересные мемуары под названием «Летопись моей музыкальной жизни».
  • Такие знаменитые композиторы, как Стравинский и Гнесин, были последователями музыкальной школы Римского-Корсакова.

30 интересных фактов о Римском-Корсакове

  • К шестнадцати годам начинающий композитор всерьёз увлёкся музыкой. Чувствуя необходимость получить лучшее музыкальное образование, он начал регулярно брать уроки у знаменитого пианиста и педагога Ф. А. Канилле.
  • Огромное влияние на творчество Римского-Корсакова оказала “Могучая кучка”, объединение композиторов той эпохи, с которыми он познакомился и подружился. В их число входили Модест Мусоргский, Цезарь Кюи, Милий Балакирев и другие знаменитости.
  • Своё первое крупное произведение, “Первую симфонию”, Николай Андреевич написал, когда ему было 18 лет.
  • В 1863-1864 годах Римский-Корсаков на борту военного судна, на котором он служил, принял участие в экспедиции к берегам Северной Америки.
  • За годы службы композитор много попутешествовал, он посетил множество стран – Англию, Бразилию, Швецию, США, Испанию и ряд других. Но военная служба не оставляла ему времени на творчество.
Читайте также:
15 интересных фактов о Колумбе

20 интересных фактов о Джордано Бруно

20 интересных фактов о Рюрике
  • Когда Римский-Корсаков стал преподавателем в консерватории Петербурга, он начал изучать музыкальную теорию вместе со своими студентами. Профильного музыкального образования у него никогда не было, и ему не хватало теоретических знаний.
  • Семейство композитора спокойно отнеслось к тому, что он оставил военную службу, хотя оно из поколения в поколение служило во флоте. Брат Николая Андреевича, Воин Андреевич, впоследствии стал известным мореплавателем и контр-адмиралом.
  • Николай Римский-Корсаков был знаком со Львом Толстым, но рассорился с ним, когда Толстой, к тому моменту ударившийся в аскетизм, заявил, что музыка вредна для человека.
  • Его опера “Царская невеста” входит в топ-100 самых популярных опер всего мира. Это произведение и по сей день часто исполняется в консерваториях и концертных залах разных стран.
  • Римский-Корсаков был не только талантливым композитором, но и великолепным пианистом, а также профессиональным дирижёром. На своих концертах он обычно дирижировал сам.
  • Некоторые другие знаменитые впоследствии композиторы называли именно Николая Андреевича своим ориентиром и идеалом. А для Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева он был наставником, хоть отношения у них и не всегда ладились.
  • Известный композитор той эпохи А. С. Даргомыжский, чувствуя приближение смерти, поручил Римскому-Корсакову и Цезарю Кюи закончить его незавершённую оперу “Каменный гость”.
  • Согласно статистике, Николай Андреевич входит в топ-30 самых исполняемых композиторов мира, занимая в этой рейтинге впечатляющее 26 место.
  • Много лет он посвятил обучению других, распространяя свои знания. Более двухсот учеников Римского-Корсакова стали известными композиторами, музыкантами, музыковедами и дирижёрами.
  • Ученики недолюбливали Римского-Корсакова за его строгость и особенности преподавания: он никогда никого не хвалил, считая, что похвала расслабляет, а это нежелательно.
  • Женат Николая Андреевич был один раз. В браке у них с женой родилось семеро детей, но из них двое не пережили младенческого возраста.
  • Римского-Корсакова иногда называют “сказочником”. Всё потому, что самые популярные и известные его произведения основаны именно на сказках.
  • Мозг гениального композитора работал очень своеобразно – он утверждал, что видит музыку и звуки в целом, как определённые цвета. Современные учёные подтверждают, что это возможно, хотя встречается такой феномен восприятия очень редко.
  • Будучи уже взрослым человеком, Римский-Корсаков вспоминал, что в детстве не любил музыкальные уроки, и занимался ими лишь потому, что на этом настаивали родители.
  • После Октябрьской революции советские власти отобрали квартиру у потомков композитора, умершего в 1908 году, и превратили её в коммуналку на 10 семей. Сейчас в ней функционирует музей Римского-Корсакова.

15 интересных фактов о числе Пи

35 интересных фактов о Средних веках
  • Однажды с Николаем Андреевичем случился инфаркт. Произошло это, когда он узнал о том, что его сатирическая опера “Золотой петушок” оказалась запрещена цензурой, потому что цензоры усмотрели в её либретто насмешку над образом императора. Спустя два дня композитор скончался.
  • Изрядное количество фактов биографии Римского-Корсакова дошло до нас благодаря его жене. Спустя год после смерти супруга она опубликовала его автобиографическое произведение “Летопись моей музыкальной жизни”, которое он написал, но не успел привести в порядок и издать.
  • Произведения Николая Андреевича широко используются в кинематографе, его музыка звучит в более чем 150 фильмов самых разных жанров, от сказок до антиутопии и фантастики. Также её можно услышать в популярных сериалах “Теория Большого взрыва” и “Как я встретил вашу маму”.
  • Единственный фильм о жизни Римского-Корсакова так и называется – “Римский-Корсаков”. Он был снят в СССР в далёком 1953 году. Главную роль в нём сыграл известный актёр Григорий Белов.
  • После революционных событий 1905 года большинство произведений Николая Андреевича были на какое-то время запрещены к исполнению. Произошло это из-за поставленной силами студентов Петербургской консерватории, в которой он был преподавателем, оперы “Кащей Бессмертный”. Эта опера примечательная тем, что в ней зло побеждает добро, как царские власти подавили революцию. Это превратило оперу в политический протест.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 41

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: