17 интересных фактов о Чарльзе Буковски

Чарльз Буковски

Биография

Чарльз Буковски – немецко-американский писатель, поэт, романист и мастер коротких рассказов, был одним из ярчайших представителей «грязного реализма», произведения которого оказали влияние на социальную, культурную и экономическую жизнь Соединенных Штатов в 80-х годах 20 века. Король андеграунда широко публиковался в печатных изданиях и выпустил более 60 книг, вызывавших неоднозначную реакцию критиков и читателей при жизни автора и порождавших жаркие споры после его смерти.

Детство и юность

Генрих Карл Буковски родился в Германии 16 августа 1920 года, Чарльзом его стали называть после того, как родители Катарина Фетт и Генрих Буковски переехали в Америку вскоре после появления сына. Сначала семья поселилась в Балтиморе, а затем перебралась в Лос-Анджелес, на родину предков по отцовской линии. Юный Чарльз говорил по-английски с сильным немецким акцентом, вызывая злые насмешки со стороны соседских детей.

Чарльз Буковски

Дома мальчик тоже не находил утешения и поддержки, так как отец издевался над ребенком морально и физически, избивая за малейший проступок. Мать, боявшаяся навлечь на себя гнев мужа, молча смотрела на страдания сына.

Позже, рассказывая о собственном детстве в документальном фильме «Буковски: Рожденный таким», Чарльз сделал выводы, что жестокое обращение помогло в понимании природы боли и подтолкнуло его к началу творческой биографии. Кроме того, депрессия, сменившаяся яростью, дала писателю голос и материал для будущих произведений.

Чарльз Буковски в детстве

Отдушину мальчик находил в чтении, которое стало любимым занятием на всю жизнь. Подросток посещал лос-анджелесскую среднюю школу, а свободное время отдавал местной библиотеке. Повзрослев, он поступил в городской колледж, где посещал курсы по литературе, журналистике и искусству.

В начале Второй мировой войны Чарльз бросил учебу и переехал в Нью-Йорк, а затем в Филадельфию, где из-за немецкого происхождения Буковски арестовали агенты ФБР. Будущего писателя обвинили в уклонении от воинской службы и 17 дней продержали в тюрьме. После этого Чарльз решил пойти в армию, но провалил тест по психологии и был признан непригодным для службы.

Чарльз Буковски в молодости

Мечты о писательской карьере зародились в голове Буковски еще в молодости, но первые шаги в литературе принесли 24-летнему автору разочарование. После провала нескольких дебютных рассказов Чарльз утратил веру в собственный талант и на десятилетие отошел от творчества, занявшись физической работой. В этот период Буковски постоянно пил и изнурял организм отсутствием полноценного питания.

В итоге в 1955 году молодой человек попал в госпиталь со смертельно опасной кровоточащей язвой желудка. Выйдя из больницы, Чарльз не оставил пагубной привычки, но снова взялся за перо. Он опубликовал ряд стихотворений в скромном поэтическом издании, а затем начал сотрудничать с «Nomad», напечатавшим одно из самых знаменитых эссе Буковски «Manifesto: A Call for Our Own Critics».

Книги

В начале 1960-х годов Буковски жил в Лос-Анджелесе и трудился на почте. В это время его работами заинтересовалось издание «Hearse Press», опубликовавшее несколько рассказов писателя. Затем стихи Чарльза появились в литературном журнале «The Outsider». Начиная с 1967 года Буковски вел собственную колонку в газете «Open City», заметки из которой стали основой сборника миниатюр под названием «Записки старого козла».

В 1969 году принял предложение о сотрудничестве от издательства «Black Sparrow Press» и уволился с работы, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Менее чем через месяц он опубликовал свой первый роман под названием «Почта». Книга стала популярной в Европе и принесла автору всемирную известность, будучи переведенной на десятки языков.

Редакторы крупных компаний забрасывали Буковски предложениями, но писатель остался верен небольшим издательствам. Он опубликовал 3 сборника стихов и 2 книги произведений малого жанра. «Истории обыкновенного безумия» и «Самая красивая женщина в городе» содержали биографические рассказы, которые укрепили успех Чарльза и подготовили читателя к выходу второго романа под названием «Фактотум».

Чарльз Буковски за столом

Писатель окончательно сформировал фирменный стиль повествования, отличавшийся откровенными описаниями жизни персонажей и обилием просторечных, порой грубых слов и выражений. Эта манера была в равной мере характерной чертой и прозы, и поэзии и стала востребованной читателями, жаждущими «грязных подробностей».

По этой причине публика восторженно встретила сборник стихов «Me and Your Sometimes Love Poems» и последовавший за ним роман «Женщины». Благодаря этим произведениям Буковски стал хорошо продаваться и получил стимул писать дальше.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов Чарльз выпустил сразу 5 книг поэзии и одну антологию «You Get So Alone at Times That it Just Makes Sense», а в 1982 году компания «Black Sparrow» напечатала самый “страшный” автобиографический роман писателя «Хлеб с ветчиной». В этой книге Буковски обратился к детству своего alter ego Генри Чинаски и описал издевательства отца и равнодушие матери, которые реально происходили в начале жизни автора.

Чарльз Буковски и его бюст

К теме пьянства и разврата Чарльз вернулся в книге «Музыка горячей воды», где привычные сюжеты были пронизаны необычайной нежностью и откровенностью, а затем сочинил еще несколько сборников стихов.

В 1989 году Буковски описал процесс рождения фильма «Пьянь» в романе «Голливуд», где прототипами главных героев стали известные актеры, режиссеры и сценаристы. Автор подробно и правдиво нарисовал картину закулисной жизни кинематографистов, раскрыв неприятные тайны быта и характера звезд.

Последним произведением писателя стал роман «Макулатура», опубликованный в 1994 году, после смерти Буковски. Эта книга-детектив отличалась от всех предыдущих работ Чарльза отсутствием отсылок к собственной биографии, но сохранила иронию и открытость, а также яркие и запоминающиеся характеры персонажей.

Личная жизнь

В молодости Буковски вел разгульную и беспорядочную жизнь. Неконтролируемое пьянство привело будущего писателя к браку с алкоголичкой по имени Джейн Куни Бейкер. Супруги прожили вместе недолго, но их отношения нельзя было назвать плохими, позже прозаик неоднократно рисовал образ первой жены на страницах своих произведений.

Чарльз Буковски и Барбара Фрай

В 1955 году Джейн исчезла с горизонта, и Чарльз официально связал жизнь с техасской поэтессой Барбарой Фрай, но их любовь была недолгой. После развода Барбара уехала в Индию, где вскоре умерла при загадочных обстоятельствах. Следующей подругой Чарльза стала Фрэнсис Смит, которая не стала женой писателя, но родила ему дочь Марию-Луизу.

В конце 1960-х годов Буковски менял женщин как перчатки. Несколько лет он встречался с поэтессой Линдой Кинг, бурная жизнь с которой отличалась постоянными ссорами, доходившими до драки. Параллельно с этим романом Чарльз вступал в связь с множеством других женщин, чем сильно задевал чувства подруги, которая в итоге покинула писателя и переехала в другой город, подальше от предателя и лгуна.

Читайте также:
33 интересных факта о Леди Гаге

Чарльз Буковски и Линда Кинг

Именно с Линды Кинг Буковски начал роман «Женщины», раскрывавший интимные подробности собственной личной жизни. Другими героинями произведения стали работник студии звукозаписи Лиза Уильямс, страдавшая расстройством психики, некрасивая и замужняя Амбер О’Нил, мечтавшая отомстить любовнику за причиненное зло, «рыжая потаскуха» Памела Миллер Вуд, жившая по соседству, и поэтесса Джоанна Булл, разделявшая пагубные пристрастия писателя.

По непонятным причинам в романе не нашлось места для Линды Ли Бегли, владелицы ресторана правильного питания, ставшей последней, третьей женой Буковски. Чарльз познакомился с ней в 1976 году во время публичных чтений и почти 10 лет поддерживал добрачные отношения с будущей супругой.

Смерть

В 1988 году у Буковски обнаружили лейкемию, которая стала причиной смерти писателя 9 марта 1994 года. Поскольку Чарльз был убежденным атеистом, похоронный обряд провели буддийские монахи. Последние несколько дней мастер «грязного реализма» провел в постели в собственном доме неподалеку от Сан-Диего, окруженный заботами супруги Линды Ли Бегли.

Могила Чарльза Буковски

Церемония погребения прошла в Мемориальном парке Грин Хиллс в Ранчо Палос Вердес, штат Калифорния. На могильной плите Буковски изображен силуэт боксера и написано заглавие стихотворения «Не пытайся».

Цитаты

«Когда одолеешь определённое количество порядочной литературы, оказывается, что таковой больше не осталось. Приходится писать её самому»

«Я не рассчитываю, что каждый будет гением, но нипочём бы не догадался, что столько народу кинется в идиотизм с таким апломбом»

«Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, — это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь»

«Людей можно любить, только если не очень хорошо их знаешь»

Записки старого козла. Краткий гид по романам Чарльза Буковски

При беглом знакомстве с творчеством Чарльза Буковски его легко можно принять за старого алкаша, что травит похабные байки про свою невесёлую жизнь. Но кто сказал, что этого недостаточно, чтобы стать классиком американской литературы?

Буковски поздно стал писателем — прозаиком в полном смысле этого слова. До 50 лет он в основном сочинял поэзию, которая тоже принесла ему порцию славы, и работал на почте. До тех пор, пока, согласно истории, один издатель не предложил ему пожизненный гонорар, лишь бы Буковски писал и не отвлекался. По другой версии, Буковски просто выперли с почты, а пожизненный гонорар просто оказался как нельзя кстати. Так или иначе, в следующие 20 лет он написал шесть романов, в которых подробно рассказывал о своей жизни.

Получилось на удивление увлекательно. Ведь мифология творчества Буковски — это не только бухло и перепихоны. Хоть и неотъемлемая его часть!

Буковски-пацан. «Хлеб с ветчиной»

С детством писателю повезло не сильно: отец — жалкий трудоголик-садист, мать — бедная послушная женщина, не умеющая защитить ни себя, ни сына. Дом — в неблагополучном районе, школа — для бедняков, одноклассники — оборванцы. Ни внешностью, ни врождённым обаянием Буковски тоже похвастаться не мог. Единственное, что помогало ему выживать — злость, упрямство и умение держать удар.

«Хлеб с ветчиной» — роман о взрослении, толстый и серьёзный. На наших глазах Генри Чинаски-младший из любопытного малыша превращается в мрачного юношу, повидавшего жизнь. Мы становимся свидетелями его первой драки, первой сексуальной неудачи, первой влюблённости (разумеется, в алкоголь) и бесконечных попыток понять правила «взрослого» мира.

Неудачи закаляют героя, покрывают его шрамами и жёсткой коростой, которая помогает выдерживать даже самые сильные и болезненные удары. Вы никогда не заметите отчаяния в словах или действиях Чинаски. Разочарование — да, злость — да, пессимизм и мрачную иронию — да. Но отчаяние — никогда. Чинаски не пасует, — назло всем мудакам, назло всему миру. Парадоксально, но Буковски — отличный подростковый писатель, он учит терпеть, превозмогать и драться.

«Тусклая жизнь нормального, среднего человека хуже, чем смерть»

Буковски-изгой. «Фактотум», «Почтамт»

Разбирая творчество Луи-Фердинанда Селина, мы говорили о его нездоровой «тяге к бегству отовсюду», о его бесконечном «путешествии на край ночи». Буковски любил Селина, и вряд ли за одни лишь литературные таланты. Если вы почитаете обоих писателей, то заметите, насколько похожи их лирические герои: они не способны найти себе места, они всегда не в своей тарелке, всегда неуместны. Какой бы ни была комфортной жизнь вокруг, они в ужасе бегут от возможного счастья, чуя подвох. Они знают, что за счастье нужно платить, — за ним всегда следует боль и разочарование.

«Фактотум» — книга о молодости и безуспешных попытках найти себе место в жизни. Бесконечная череда низкооплачиваемых работ, пьянок и непродолжительных отношений. Единственное место, где Буковски-Чинаски смог задержаться — государственная почта, ведь «у почтальонов других дел нет — только письма разносить да трахаться», — ей посвящён роман «Почтамт».

«Мне было страшно. На самом деле мне было страшно от жизни – от всего того, что приходится делать каждому только затем, чтобы у него было что есть, где спать и во что одеваться»

Буковски-бабник. «Женщины»

Затёртая банальность: «Буковски — сексист и женоненавистник». Такое может сказать лишь невнимательный читатель, — ну разве может женоненавистник полстраницы описывать женские ноги? Честнее будет сказать, что у писателя с противоположным полом были непростые отношения, даже болезненные. Для него они были проклятием и благословением, источником страданий и смыслом жизни. Женщины пробуждали лучшее, что было в Буковски, — и речь не только о личностных качествах, но и о писательских. «Женщины» — наглядное тому доказательство.

«Пока мужчины смотрят футбол, или пьют пиво, или шастают по кегельбанам, они, женщины эти, думают о нас, сосредотачиваются, изучают, решают – принять нас, выкинуть, обменять, убить или просто-напросто бросить»

Буковски-богема. «Голливуд»

Это, конечно, шутка: Буковски — последний человек, которого можно назвать богемой. Писатель недолюбливал своих коллег («От всей этой игры смердит. В краях этих и пяти человек не наберется, кто сумеет четыре настоящие строки уложить»), сторонился литературной тусовки и отказывался признавать себя частью какого-либо течения или кружка (хотя многие и пытались причислить его к битникам, например). Буковски — патологический одиночка, званым вечерам в кругу утончённых и успешных он предпочитал посиделки в своём кабинете наедине с бутылкой и пишущей машинкой. Тем интереснее наблюдать за писателем, попавшим в самую гущу творческой жизни Голливуда, а может и всего мира.

В середине 80-х он нехотя написал первый в своей жизни сценарий («Пьянь» с Микки Рурком), а после — подробно описал этот опыт в романе «Голливуд» . Работа в высшей лиге кинобизнеса — это не только ремесло, но и образ жизни со всеми вытекающими совещаниями, прослушиваниями, репетициями и кокаиновыми вечеринками. Следить, как 65-летний затворник привыкает к своему новой жизни и слушать дикие истории его новых знакомых (например, как режиссёр Барбе Шрёдер приезжал в СССР, чтобы жениться на 80-летней наследнице огромного состояния и снять на эти деньги фильм) — сплошное удовольствие.

Читайте также:
18 интересных фактов об Андрее Белом

Отдельный кайф — наблюдать за его знакомством и работой со знаковыми людьми той эпохи: Френсисом Фордом Копполой, Вернером Херцогом, Гарри Дином Стэнтоном и Жаном-Люком Годаром.

«Писать сценарии всегда казалось мне дурацким занятием. Но в эту идиотскую ловушку попадались люди и поумней меня»

Буковски-фантазёр. «Макулатура»

Стиль Буковски любят называть «грязным реализмом», и это желание запихнуть писателя в жанровые рамки можно понять, — они здорово упрощают нам жизнь и создают иллюзию стройности мира. Но если писатель большой, он в этих рамках не поместится и будет торчать наружу, — пивным пузом, сломанным носом или обезьяньей челюстью вперёд.

Перед уходом в мир иной Буковски решил поднасрать критикам и написать роман, который а) рушит наше представление о традиции и привычках писателя; б) слишком хорош, чтобы его игнорировать. «Макулатура» — это сюрреалистичная и очень смешная пародия на жанр детективных романов. На роли главного героя Хэнка Чинаски заменил Ник Билейн, лучший частный сыщик (так он сам себя называет) во всей Калифорнии. На деле же, Ник — не самый выдающийся в мире человек: он регулярно выпивает лишнего, без особых рефлексий машет кулаками и целыми днями торчит у себя в кабинете с бутылкой шотландского.

Да, профиль героя не слишком отличается от нашего старого приятеля Генри, но вот обстоятельства вокруг него — радикально другие. На протяжении романа детективу придётся выполнить несколько необычных заказов: поймать Луи-Фердинанда Селина, который живьём расхаживает по улицам Эл-Эй; спасти мир от инопланетных захватчиков, способных принимать людской облик и найти нечто под названием «Красный воробей».

От первой до последней страницы писатель дурачится и издевается, — над собой, над читателем, над самой литературой. Буковски расставляет ловушки и пытается вас в них загнать — вас, то есть читателя, который попытается применить к этому псевдо-детективу жанровые правила, распутать клубок загадок логикой и здравым смыслом. Он устанавливает абсурдные правила художественного мира, а потом с ухмылкой их нарушает. «Макулатура» — это фантасмагория, предсмертный трип писателя, в котором пришельцы воруют трупы из ритуального агентства, а Леди Смерть манит задом в обтягивающей юбке.

Прочтите и обязательно до последней страницы, — в конце вас ждёт невероятно мощная и поэтичная финальная сцена, заспойлерить которую — значит взять на душу страшный грех.

Чарльз Буковски

Charles Bukowski, 16 августа 1920 — 9 марта 1994 • 73 года (101)

  • Ранние годы
  • Смерть
  • Личная жизнь
  • Творчество

Американский литератор, поэт, прозаик и журналист немецкого происхождения. Представитель так называемого «грязного реализма». Автор более двухсот рассказов, включённых в шестнадцать сборников, шести романов и более тридцати поэтических книг.

Первые литературные опыты Буковски относятся к 1940-м годам, однако всерьёз писать он начал уже в зрелом возрасте — с середины 1950-х. Благодаря стихам, которые появлялись на страницах малотиражных поэтических журналов, издававшихся преимущественно в Калифорнии, Буковски стал заметной фигурой литературного андеграунда Америки. Более широкого признания он добился в конце 1960-х как автор колонки «Записки грязного старикашки» (Notes of a Dirty Old Man), выходившей в лос-анджелесской газете «Open City». В те годы за Буковски окончательно закрепился образ скандалиста, бабника и пьяницы, созданный и насаждаемый им в стихах и прозе. За пределами Соединённых Штатов о писателе узнали после публикации романа «Почтамт» (1971), который пользовался большой популярностью в Европе. Общеамериканскую известность Буковски завоевал только в 1987 году, когда на экраны США вышла картина «Пьянь». Фильм, в основе которого лежал полуавтобиографический сценарий Буковски, поставил режиссёр Барбет Шрёдер.

Буковски умер в 1994 году, однако и по сей день продолжают выходить его ранее не публиковавшиеся работы. К 2011 году издано две биографии писателя, выпущено десять сборников его писем. Жизнь и творчество Буковски стали темой нескольких документальных фильмов, а его проза неоднократно экранизировалась.

Ранние годы

Чарльз Буковски (имя при рождении Генрих Карл Буковски, назван в честь отца) родился 16 августа 1920 года в немецком городе Андернах. Мать, немка Катарина Фетт (Katharina Fett), была швеёй, отец — старшим сержантом американской армии, служившим на территории Германии в период Первой мировой войны и имевшим немецкие корни. Родители Чарльза поженились 15 июля 1920 года, незадолго до рождения сына; последствия экономического кризиса 1923 года вынудили их переехать, и семья перебралась в США, в город Балтимор.

Катарина начала называть себя «Кейт», чтобы её имя звучало по-американски, а сын превратился из Генриха в «Генри». Также было изменено произношение фамилии: « » вместо «». Отец Генри много работал, пока не накопил достаточно денег, чтобы перебраться с семьёй в Калифорнию, куда Буковски и переехали в 1924 году, осев в пригороде Лос-Анджелеса. Генрих устроился на работу в компанию по доставке молока, а Кейт долгое время оставалась безработной, семья сильно нуждалась в деньгах. Ребёнка одевали в традиционную немецкую одежду и запрещали играть с другими детьми, «чтобы не испачкаться»; отношения со сверстниками также ухудшала дислексия мальчика, которого вдовесок регулярно дразнили за его немецкий акцент. «Я был изгоем. Родители подстроили мне козу хуже некуда — купили индейский костюм, с перьями, головным убором и томагавком. И вот я с этим своим немецким акцентом стою разодетый, как чёртов индеец, а у всех остальных карапетов — ковбойские костюмы. Уж поверьте, круто мне пришлось».

Отец Генри был сторонником жёстких методов воспитания и регулярно избивал как сына, так и жену. Характе́рным примером его взаимоотношений с сыном служила садистская игра, подробно описанная в романе «Хлеб с ветчиной», автобиографической книге Ч. Буковски о его раннем детстве. Каждые выходные Буковски проводили генеральную уборку дома, и в одну из суббот Генри также был привлечён к работе: ему было дано указание подстричь газон перед домом столь тщательно, чтобы ни один стебель травы не торчал выше установленного уровня. Затем отец специально выискивал неподрезанную травинку и в качестве наказания избивал сына ремнём для правки бритвы, что повторялось каждые выходные в течение продолжительного времени. Мать Генри при этом оставалась безучастной, что впоследствии послужило причиной полного безразличия сына к ней. «Отцу нравилось пороть меня ремнём для правки бритвы. Мать его поддерживала. Грустная история», — описывал своё детство Ч. Буковски несколько десятилетий спустя.

Читайте также:
19 интересных фактов о Фазиле Искандере

В возрасте тринадцати лет у Чарльза начало развиваться тяжёлое воспаление сальных желёз — акне. Прыщи покрывали всё лицо, руки, спину, располагались даже в полости рта; Буковски описывал своё состояние как реакцию на ужасы своего детства, аналогичного мнения придерживался его биограф Говард Соунс, а также исследователь творчества и редактор Дэвид Стивен Калонн (David Stephen Calonne). На фоне тяжёлой ситуации в семье и сложностей в общении с одноклассниками Чарльз начал посещать Публичную библиотеку Лос-Анджелеса, где серьёзно увлёкся чтением, которое осталось одним из его главных хобби на всю оставшуюся жизнь. К этому времени относится первая проба пера будущего писателя: Чарльз написал небольшой рассказ про пилота времён Первой мировой войны. «Насколько я помню, в самом начале я написал что-то про немецкого авиатора со стальной рукой, который сбил кучу американцев во время Первой мировой. Писал я ручкой, заполнил все страницы огромного блокнота на спирали. Мне тогда было лет тринадцать, и я валялся в постели весь в жутчайших чирьях — медики такого и упомнить не могли».

Один из немногих приятелей Чарльза познакомил его с алкоголем. «Мне нравилось быть пьяным. Я понял, что полюблю пьянство навсегда. Оно отвлекало от реальности», — впоследствии увлечение спиртным приведёт Чарльза к длительному запою, однако навсегда останется любимым увлечением и главной темой творчества. К данному времени также относится последний крупный разлад в отношениях Чарльза со своим отцом, положивший конец постоянным побоям первого. Глен Эстерли (Glenn Esterly), журналист издания Rolling Stone, так описывал произошедшее:

В шестнадцать лет он однажды вечером явился домой пьяный, ему стало дурно, и он наблевал на ковёр в гостиной. Отец схватил его за шкирку и начал тыкать носом в лужу блевотины, как собаку. Сын взорвался, размахнулся как следует и врезал папе в челюсть. Генри Чарльз Буковски-старший упал и долго не вставал. После этого он ни разу не поднял на сына руку. выдержка из интервью с Ч. Буковски за 1976 год.

После окончания средней школы Буковски в течение непродолжительного времени посещал Городской колледж Лос-Анджелеса, изучая английский и журналистику, а также продолжал писать короткие рассказы. В 1940 году отец обнаружил спрятанные в комнате сына рукописи и, будучи в гневе от их содержания, выбросил их вместе со всеми вещами Чарльза.

После произошедшего инцидента Буковски покинул родительский дом, переехал и начал проводить бо́льшую часть своего свободного времени в питейных заведениях, вскоре был отчислен из колледжа. В 1941 году, проработав около полугода на различных низкооплачиваемых работах, Чарльз решил отправиться путешествовать по Америке, чтобы иметь возможность писать о «настоящей жизни» — так, как писал один из любимых авторов Буковски, Джон Фанте.

Смерть

Писатель тяжело болел, начиная с 1988 года. В 1993 году ремиссия болезни прекратилась, и Буковски был переведён в госпиталь, где пробыл некоторое время, пока врачи не сошлись во мнении, что наиболее комфортно он будет чувствовать себя дома, в Сан-Педро. Писатель быстро слабел и уже не мог написать ни строчки — он знал, что вскоре умрёт. На протяжении всей творческой карьеры Буковски был уверен, что смерть придёт в тот момент, когда он не сможет больше творить; за четыре года до смерти писатель говорил: «Если я перестану писать, значит, я умер. Умру — вот и остановлюсь». Иммунная система была практически разрушена; сначала Буковски диагностировали пневмонию, переведя обратно в больницу для лечения, где писателю был поставлен диагноз «лейкемия». В 11 часов 55 минут 9 марта 1994 года в возрасте 73 лет Чарльз Буковски умер.

Писатель был похоронен в городе Ранчо Палос Вердес, в Green Hills Memorial Park, недалеко от дома, где провёл последние годы жизни. На надгробной плите в качестве эпитафии выгравирована надпись «Не пытайтесь» (DON’T TRY) и изображён боксёр в боевой стойке.

Личная жизнь

Чарльз Буковски был трижды женат. В первый раз женился в возрасте двадцати семи лет в 1947 году на Джейн Куни Бейкер. Бейкер была на десять лет старше своего мужа, к моменту их встречи она страдала алкоголизмом, что сблизило её с Буковски. Пара много скандалила и несколько раз расходилась, они развелись спустя восемь лет. В том же году (1955) писатель женится во второй раз на Барбаре Фрай, редакторе небольшого литературного журнала. С Буковски они познакомились посредством писем: Фрай восторженно приняла творчество поэта и захотела с ним увидеться, после чего у них незамедлительно завязались романтические отношения.

В итоге мы поженились Я её не любил. Если женщина не получает от тебя какой-то выгоды — славы, либо денег, — она тебя терпит лишь докуда-то. А из нашего брака она не получала ничего — ни славы, ни денег. Я ничего ей не предложил. Я был завязан на себя, на свою писанину. Вообще ей ничего не давал, вот и огрёб. Она тут не виновата, хотя и она мне особо ничего не давала.

Брак с Фрай продлился до 1958 года. Спустя пять лет Буковски непродолжительное время встречался с Фрэнсис Смит, поклонницей его творчества, с которой он длительное время переписывался, пока в 1963 они наконец не встретились. От Смит у писателя родится дочь — Марина-Луиза Буковски; вскоре, однако, они разойдутся, так и не сочетавшись законным браком. «Вскоре после этого я получил от Фэй [под данным именем в романе „Почтамт“ фигурирует Фрэнсис Смит] письмо. Она и ребёнок теперь жили в коммуне хиппи в Нью-Мексико. Славное местечко, писала она. Марина хоть сможет тут дышать. В письмо она вложила маленький рисунок, который девочка для меня нарисовала», — описывал Буковски их расставание.

Со своей последней женой, Линдой Ли Бегли, писатель познакомится в процессе написания романа «Женщины», случайно заехав в принадлежащую Бегли закусочную. (Согласно источнику , это было в 1976 году на чтении в месте под названием The Troubadour.) До свадьбы их роман длился около семи (9?) лет; в 1985-м году они поженились. Журналистка «Village View» так описывала Бегли: «В девичестве Линда Бегли уехала из дому и основала ресторанчик здоровой пищи — такие во множестве усеивали весь Л.-А. в 1970-х годах. Хотя своё заведение в Редондо-Бич Линда закрыла в 1978 году, за два месяца до того, как „Хэнк“ сделал ей предложение, она утверждает, что по сию пору даёт супругу советы о правильном питании. Ей удалось убедить его отказаться от красного мяса и существенно ограничить жидкий рацион вином и пивом».

Читайте также:
Ликург и запрет на еду – Интересные факты

Писатель считал политику бессмысленной и никогда не голосовал. Он говорил так: «Политика — это как женщины: увлечёшься ею всерьёз, и в конце окажется, что ты эдакий дождевой червяк, раздавленный башмаком докера». Аналогичного мнения он придерживался касательно современных ему американских «левых»: «Все они эдакие откормленные дурачки из Вествуд-Виллидж, только и делают, что лозунги голосят. Всё радикальное подполье — это газетная шумиха, сплошная трепотня; и любой, кто туда заныривает, быстро отваливает к тому, что повыгодней». Так же негативно Буковски отзывался о популяризации ЛСД, считая данное увлечение прерогативой «Недоумочной Массы».

Творчество

На протяжении всей жизни Ч. Буковски очень много читал, однако быстро разочаровался в существующих писателях и поэтах, что отчасти послужило причиной к началу собственного творчества. Несмотря на то, что Буковски практически всегда крайне негативно относился к поэтам, ряд авторов он выделял из общей массы и восхищался ими. Величайшими из современников Буковски называл Эзру Паунда, Т. С. Эллиота; из пишущих современников — Ларри Айгнера, Джеральда Локлина и Рональда Кёрчи. В начале своей писательской карьеры примерами для подражания он называл Д. Г. Лоуренса и Томаса Вулфа — в дальнейшем, впрочем, Буковски в последних разочаровался, назвав их «нагоняющими скуку». Писатель также высоко отзывался о раннем Дэвиде Сэлинджере, Стивене Спендере, Арчибальде Маклише — однако говорил, что восхищали его они вначале, а потом наскучили. Писателями, которые быстро испортились, но «хорошо начинали», Буковски считал Эрнеста Хемингуэя и Шервуда Андерсона. Классикой Буковски считал работы Ницше, Шопенгауэра и раннего Селина. К писателям, наиболее сильно повлиявшим на его творчество, Буковски относил Селина, Джона Фанте и Уильяма Сарояна.

В статьях, посвящённых Ч. Буковски и его творчеству, писателя зачастую ошибочно причисляют к битникам. Несмотря на то, что даже некоторые современники поэта рассматривали его в качестве представителя бит-поколения, поздние исследователи данной группы поэтов отмечают, что Буковски, в сущности, никогда к ним не принадлежал. Сам Буковски придерживался аналогичного мнения — в ходе интервью в 1978 году он говорил: «Я одиночка, я занимаюсь своим. Бесполезно. Всё время спрашивают меня про Керуака, и неужели я не знаком с Нилом Кэссади, не был ли я с Гинзбергом и так далее. И я вынужден признаваться: нет, всех битников я пробухал; я тогда не писал ничего».

Девид Стивен Калонн так описывал Буковски:

Идеологии, лозунги, ханжество были его врагами, и он отказывался принадлежать к любой группе, будь то битники, «исповедальники», «Чёрная гора», демократы, республиканцы, капиталисты, коммунисты, хиппи, панки. Буковски протоколировал глубочайшие свои психологические и духовные страдания в собственном неподражаемом стиле.

Буковски неоднократно признавался, что писал, по большей части, находясь в состоянии опьянения. Он говорил: «Я пишу трезвым, пьяным, когда мне хорошо и когда мне плохо. У меня нет никакого особого поэтического состояния». В процессе письма, помимо прочего, Буковски практически никогда не редактировал и не исправлял, только изредка вычёркивал строки, которые были плохи, но ничего не добавлял. Процесс корректуры был характерен исключительно для поэзии, прозу же автор писал в один присест, не меняя написанного. О процессе создания произведения Буковски говорил, что никогда специально ничего не придумывает, себя он воспринимал фотографом, описывающим то, что видит, и то, что с ним происходит.

Основные темы

Подавляющая часть произведений Ч. Буковски представляет собой автобиографическое творчество. В поэзии и, в особенности, в прозе наиболее часто фигурирует alter ego писателя, его лирический антигерой — Генри Чинаски. Писатель уклончиво отвечал о том, можно ли поставить знак равенства между ним и Чинаски: «Они знают, что это Буковски, но, если даёшь им Чинаски, они как бы могут сказать: „О, какой же он клёвый! Называет себя Чинаски, но мы-то знаем, что это Буковски“. Тут я их как бы по спинке похлопываю. Они это обожают. Да и сам по себе Буковски всё равно был бы слишком праведным; понимаете, в смысле „я всё это сделал“. А если так поступает Чинаски, то я, может быть, этого и не делал, понимаете, может, это выдумка». Девяносто девять из ста работ, говорил Буковски, автобиографичны. В ответ на вопрос журналиста о том, где заканчивается Генри Чинаски и начинается Чарльз Буковски, писатель отвечал, что они — практически одно и то же, за исключением мелких виньеток, которыми он украшал своего героя от скуки. Впрочем, Буковски не отрицал, что почти во всех его работах присутствует небольшая доля выдумки.

Драю там, где надо надраить, и выбрасываю то, что… не знаю. Чистая избирательность. В общем, всё, что я пишу, — по большей части факты, но они ещё приукрашены выдумкой, вывертами туда-сюда, чтобы отделить одно от другого. На девять десятых факта одна десятая выдумки, чтобы всё расставить по местам.

Дэвид Стивен Калонн (David Stephen Calonne), исследователь творчества Буковски и редактор нескольких его книг, отмечает, что на протяжении всей жизни главными объектами творчества писателя были классическая музыка, одиночество, алкоголизм, восхищавшие его авторы, сцены из собственного детства, писательство, вдохновение, безумие, женщины, секс, любовь и скачки. Сам писатель, в ходе интервью отвечая на вопрос о центральной теме своей прозы, говорил: «Жизнь — с маленькой „ж“». Буковски отрицал, что пишет непристойности, писатель считал, что многие его работы более корректно будет назвать открывающими неприглядную сторону жизни, ту, на которой он жил сам. «Я жил с алкоголичками; жил почти без денег; не жизнь, а сплошное безумие. Приходится об этом писать». Писатель отмечал, что вдохновение он черпает из прибитых жизнью людей — и именно в них видел свою основную читательскую аудиторию.

Поэзия и проза

В Соединённых Штатах Америки и на территории Европы, где Буковски снискал наибольшую популярность, его преимущественно воспринимают в качестве поэта. Сам автор говорил, что к данной форме пришёл по банальной причине — стихи для него были меньшей тратой времени (по сравнению с рассказами или романами). Буковски говорил, что писать начал не потому, что был сильно хорош, но по причине того, что все прочие, по его мнению, были плохи: «Другим я облегчил задачу. Я их научил, что писать стихи можно так же, как пишешь письмо, что стихотворение даже может развлекать и священное в нём не обязательно». Автор практически не проводил в своих работах различия между прозой и поэзией — для него дело было исключительно в строке. Буковски говорил, что если его писанину выложить одной-единственной строкой, то она будет звучать практически одинаково, он не придавал большого значения форме; для автора линия, разделяющая прозу и поэзию, всегда была только вопросом удобства. Единственным существенным фактором для автора являлось его текущее состояние: он говорил, что мог писать прозу исключительно тогда, когда ему было хорошо, а поэзию — когда плохо.

Читайте также:
17 интересных фактов о Тургеневе

Основным постулатом творчества Буковски была простота. Писатель говорил: «Именно так я и стараюсь: попроще, без… чем проще, тем лучше. Поэтичность. Перебор поэтичности про звёзды и луну, когда она не к месту, — это просто дурная околесица». Буковски начал писать от того, что современная поэзия его удручала — он находил её фальшивкой и надувательством, поэтому для себя выбрал путь наиболее ясного выражения мыслей, без украшений и лишней поэтики. Литературные критики относят творчество Буковски к направлению «грязный реализм», отличительными чертами которого являются максимальная экономия слов, минимализм в описаниях, большое количество диалогов, отсутствие рассуждений, диктуемый содержанием смысл и особо не примечательные герои.

Также иногда творчество Буковски относят к направлению «Мясная школа» (яркими представителями которого, помимо Буковски, являются Стив Ричмонд и Дуглас Блейзек). Представители данного направления характеризуются агрессивной, «маскулинной» поэзией.

17 интересных фактов о Чарльзе Буковски

А — Анжамбеман

Один из любимых стихотворных приемов Буковски. Почти все его стихи написаны верлибром и в определенном смысле являются продолжением прозы — это короткие сюжетные зарисовки. Анжамбеман позволяет Буковски не только графически оформлять эти тексты как поэтические, но и сбивать ритм, делать его прерывистым, неровным. Для поэта, ненавидевшего все поэтическое, такой прием кажется наиболее органичным (и владел он им виртуозно).

я сижу здесь на втором этаже
сгорбившись в желтой
пижаме
все еще намереваясь
стать писателем.
такая чертова наглость,
в 71 год,
клетки моего мозга
изъедены
жизнью.
стопки книг
за моей спиной,
я глажу свои редеющие
волосы
и ищу
слово…

Б — «Блэк спэрроу пресс»

Если бы не это маленькое издательство, то мир мог бы и не узнать о Буковски. Основатель «Блэк спэрроу пресс» Джон Мартин в 1970 году сделал предложение никому не известному тогда писателю (на тот момент ему было 50 лет) — ежемесячные пожизненные сто долларов, если тот уйдет с работы и будет писать. Буковски немного подумал, выпил пива (ну еще бы), позвонил издателю и принял предложение. Через несколько недель он прислал в редакцию рукопись своего первого романа «Почтамт».

Невозможно представить себе вселенную Буковски без алкоголя. Он не только много и страстно пил, но и писал (особенно стихи) обычно изрядно поднабравшись, а редактировал тексты с похмелья. Вакх среди писателей и писатель среди вакхов. Свой самый долгий запой Буковски назвал «десятью годами отпуска без права переписки». При этом к тяжелому пьянству он относился негативно, определяя его как «подмену товарищества и замену самоубийства». Он очень любил пиво, а под конец жизни пристрастился к красному калифорнийскому вину «Пти Сира».

Г — Голливуд

Антипод всего голливудского, Буковски большую часть жизни провел в Лос-Анджелесе. Общеамериканскую известность ему принес фильм «Пьянь» с Микки Рурком и Фэй Данауэй, для которого он написал сценарий. В романе «Голливуд» писатель рассказывает о том, как работал над сценарием и общался с голливудскими боссами. В 1978 году Буковски вместе со своей женой Линдой Ли перебрался из Восточного Голливуда в рабочий квартал Сан Педро — у него появился комфортный дом, машина и даже бассейн. Вероятно, это можно назвать голливудским финалом, хотя самого писателя, скорее всего, стошнило бы от таких слов.

Драки — неотъемлемая часть мифологии Буковски. В знаменитой сцене из фильма «Пьянь» Чинаски (alter ego писателя) устраивает мордобой с барменом и даже нокаутирует его. Одно из стихотворений Буковски начинается так: «я приходил специально / в бары и дрался / с кем-нибудь неподалеку. », а в другом строчка «ночи, когда ты дерешься, лучшие. » проходит рефреном через весь текст. В последнем случае слово «дерешься» равнозначно «воюешь»: как написал один из критиков «пока весь мир воевал с Гитлером, Буковски воевал с Америкой». Для гипертрофированного индивидуалиста Буковски жизнь, кажется, была не войной (это коллективное мероприятие), а ежедневной дракой.

Проще всего было бы написать, что Буковски ел то, что разливается по бутылкам. Алкоголь был его топливом, а насчет еды он не слишком заморачивался. Любил сэндвичи и ветчину с горчицей. Ему важно было не поесть, но вовремя перекусить. «Еда полезна для нервов и состояния духа. Мужество происходит из живота, а все остальное — от отчаянья».

Третий роман писателя так и называется — «Женщины». Стареющий Генри Чинаски рассказывает о своих бесчисленных сексуальных похождениях, а также о продолжительных романах, героини которых списаны с реальных женщин. Буковски был отчаянным вуманайзером, а единственной преградой между ним и женским полом являлся алкоголь. Писателя довольно часто обвиняли в сексизме (в эпоху новой этики так и просто съели бы заживо), но в его текстах, всегда откровенно грубых, есть место и нежности, и любви. Сам он, отвечая на вопросы поэта Неттлебека, говорил так: «Мне повезло, у меня было четыре периода долгих отношений с женщинами. Все они относились ко мне лучше, чем я заслуживал, и на ложе любви были очень хороши».

Кажется, Буковски ни разу в жизни не пересекался с Сьюзен Зонтаг. Она была интеллектуалом того типа, который он терпеть не мог: активизм, высокомерие, элитарность. Кажется, из всех видных интеллектуалов того времени он мог общаться только с Алленом Гинзбергом, хотя и тот улепетывал от нетрезвого Буковски на поэтических вечеринках.

И — Ипподром

Достоевский просаживал деньги в казино, а Буковски — на ипподроме. Как любой азартный игрок, он видел в скачках возможность подзаработать, придумал метод, как удачно ставить деньги, но чаще проигрывал. Для Буковски ипподром был еще и источником писательского материала — он приходил туда, чтобы наблюдать за собой и окружающими людьми. В эссе «Прощай, Уотсон» он описывает ипподром практически как школу жизни: «Ипподром мгновенно мне сообщает, в чем я слаб, а в чем силен, сообщает мне, как я чувствую себя в этот день, сообщает мне, как сильно мы меняемся ВСЕ время и как мало мы об этом знаем».

Буковски обожал кошек и с удовольствием писал о них в стихах и прозе. «Они жалуются, но никогда / не беспокоятся / они ходят с удивительным достоинством» или «Чем больше у тебя кошек, тем дольше живешь». В этом смысле он продолжил дело Томаса Элиота, которого высоко ценил. У Буковски был белый кот по имени Минкс. Если хочется милоты (Чинаски снова чувствует легкую тошноту), посмотрите на ютубе видео , где писатель курит сигару и сажает Минкса себе на колени.

Читайте также:
Интересные факты об Александре Македонском

Антигерой Генри Чинаски — один из главных литературных лузеров XX века. Вечное безденежье, ненавистная работа, тоскливые дешевые меблирашки, социопатия, скрещенная с похмельем, — это не просто буковски-фикшн, а большая часть жизни автора. Но лузерство, воспетое им, — особого рода, оно мятежное, в нем нет ни обреченности, ни упадничества. К безропотным лузерам Буковски относился столь же пренебрежительно, как и к каким-нибудь яппи — его стихотворение «Лузер» как раз о них.

М — Мизантропия

Буковски не любил людей, собрания, все социальное и коллективное ему было чуждо. Поэтические чтения и мастерские он и вовсе ненавидел, относился к ним исключительно как к возможности заработать. Буковски не хотел принадлежать ни к одной тусовке (особенно часто его пытались приписать к битникам). Сам он говорил: «Я не ненавижу людей. Но люди мне отвратительны, и я хочу держаться от них подальше».

Н — Нигилизм

Базаров по сравнению с Чинаски выглядит почти романтиком — он верил хотя бы в науку и труд. Никакие политические или общественные идеалы Буковски не казались убедительными. Он не был ни против, ни за, он был сам по себе. Во всем. Революционные протесты конца 1960-х он презирал почти так же, как и стадное чувство социального повиновения моральным, юридическим и любым иным установкам. В одном из интервью Буковски даже выказал некоторую симпатию к Гитлеру: «Если способен предать и истребить человечество — это крупно, но, если врешь человеку, с которым живешь, — это говно».

О — Откровенность

Именно американская литература первой в XX веке заговорила откровенно и раскрепощенно. Буковски не только продолжил эту традицию, но и довел ее до предела. Конечно, Генри Чинаски и Чарльз Буковски не один и тот же человек, но все им написанное происходит из собственного опыта, а не из воображения. Да и кто кроме него мог сказать о себе в интервью такое: «Знаете, я действительно скотина, когда напиваюсь. Тогда я ко всем прикапываюсь. Я дешевая пьянь. Влейте в меня несколько стаканов, и я всему свету жопу надеру. пусть не залупается».

Буковски устроился работать на почту потому, что «туда берут чуть ли не всех подряд» — в результате писатель проработал там около десяти лет и посвятил этому учреждению свой первый роман «Почтамт», благодаря которому прославился на всю страну. Уже на первых его страницах читателя ждало все то, за что автора этой забористой книжки со временем полюбил весь мир: «Кажется, на второй день рождественской шары за мной письма разносить увязалась эта здоровая тетка. Здоровая в том смысле, что у нее была здоровая задница, здоровые сиськи, и вся она в нужных местах была здоровенной. Вроде как не в себе, но я глаз не мог оторвать от ее тела, и мне было наплевать».

Работу в социальном смысле Буковски всячески высмеивал, хотя и смог бросить ее только в возрасте пятидесяти лет. Ремесло писателя и поэта он, в общем, тоже особо не жаловал, хотя оставил после себя огромный корпус текстов — во многом благодаря тому, что в конце жизни перестал изводить себя алкоголем и даже перешел на здоровое питание. Вот знаменитая цитата из его романа «Фактотум»: «Скажите, как можно любить свою работу и вообще наслаждаться жизнью, если тебе каждый день надо просыпаться по будильнику в половине седьмого утра, одеваться, насильно впихивать в себя завтрак, срать, ссать, чистить зубы, причесываться, трястись в переполненном общественном транспорте — для того, чтобы не опоздать на работу, где ты будешь вкалывать целый день, делая немалые деньги, только не для себя, а для какого-то дяди, и при этом еще от тебя будут требовать, чтобы ты был благодарен, что тебе предоставили такую возможность?! »

Луи-Фердинанд Селин был одним из любимых писателей Буковски. Цинизм, мизантропия, лузерство — их многое объединяло. В своем последнем романе «Макулатура» Буковски вывел Селина в качестве одного из главных персонажей. Вообще все французское, обычно ассоциирующиеся со стилем или манерностью, претило американцу, но жестокая могучая проза Селина была ему очень близка. В «Записках старого козла» Буковски писал: «Первым делом читайте Селина. Величайший писатель за 2000 лет».

Т — Трансгрессия

Конечно, проза Буковски вряд ли может считаться наглядным примером трансгрессивного искусства, но работает она так, что каждый новый читатель испытывает от нее трансгрессивные ощущения. Буковски — мейнстрим или нет? Его популярность говорит, что да, но творчество и миф о нем не принадлежат мейнстриму. Буковски трансгрессивен сам по себе, его норма — оставаться вне любой нормы.

У — Уединенность

Термин «одиночество» больше подходит Буковски, чем «уединенность», но, во-первых, буква «о» уже занята, а, во-вторых, уединенность позитивна — американец чувствовал себя комфортно наедине с самим собой. «Извините, но я никогда не был одинок. Я нравлюсь себе. Я — лучшая форма развлечения, которая у меня есть». «Я» для Буковски — единственная возможная форма существования, нет никаких «мы», «нас» и уж тем более «я/мы».

Писателя Йорга Фаузера часто называют немецким Буковски — он адски много пил, бродяжничал и воевал с истеблишментом. Они были знакомы: Фаузер как-то приехал к американцу за интервью. И вел себя так (то есть никак не вел, а был самим собой), что прошиб даже Буковски, который после сказал: «Этот парень еще больший Буковски, чем я сам».

Так его называли друзья. Хэнк, Чинаски, Буковски — выбирайте, что вам больше нравится.

Для Буковски не существовало цензурных тем: цензурировать самого себя в его случае было просто бессмысленно. «Цензура — это инструмент тех, кто хочет скрыть подлинность от себя и других». Буковски не утаивал своего подлинного «я» ни в лучших, ни в худших его проявлениях.

Ч — Чайковский

Буковски обожал классическую музыку и часто писал, слушая ее. В его текстах множество отсылок к разным композиторам — Чайковский, Брамс, Бах, Бетховен, Вагнер, Малер, Брюкнер. Любимым композитором он называл Сибелиуса.

Шекспира он считал крайне переоцененным поэтом. Возможно, англичанин так раздражал Буковски в силу своей элитарности и всемирной славы. Американец не переваривал литературную университетскую тусовку, считавшую Шекспира ключевой фигурой в литературе. Быть может, и сам образ высокопарного барда был ему чужд. Вообще же из конвенциальных классиков Буковски признавал, кажется, только Франсуа Вийона, Ницше и Шопенгауэра.

Читайте также:
18 интересных фактов о Стендале

Буковски сам себе устанавливал этические предписания, а иная мораль его не слишком волновала. При этом он не был имморалистом. «Люди без моральных принципов часто думают, что они более свободные, но обычно они просто лишены способности чувствовать или любить».

С юмором (как синонимом витальности) и самоиронией у Буковски все было в порядке. В ежедневную драку с жизнью он ввязывался, улыбаясь. В воспоминаниях друзей и знакомых Буковски фигурирует как очень остроумный собеседник.

«Я» было для Буковски основой творчества, существования, мышления. «Главным образом я говорю за себя, потому что думать или чувствовать за других не могу». Тем поразительней, как много людей в мире примерили его «я» на себя и полюбили. Чинаски-Буковски вместил в себя множество разбитых, одиноких, отчаявшихся людей, поэтому проза самого известного писателя-одиночки действует на многих как антидепрессант.

Александр Васильевич Суворов

Фото Все

Видео Все

Полководцы России. Александр Суворов. Документальный фильм

Александр Суворов. Все битвы генералиссимуса

Александр Суворов. Последний поход

Александр Суворов — биография

Александр Суворов — русский полководец, ставший основоположником российской военной теории, генералиссимус. Награжден всеми известными российскими орденами того времени, и семью иностранными.

Александра Суворова называют великим полководцем, гением военного дела, победным генералиссимусом. Но как бы не звучали эпитеты в его адрес, он был и остается одним из самых великих стратегов в мировой истории. Все шестьдесят боев, в которых принимала участие его армия, закончились безоговорочной победой. Его опыт ведения военных действий уникален, он ни разу не держал оборону, все его сражения были исключительно наступательными. Ему удалось укрепить границы России так, что ни один из агрессоров не рисковал их нарушить.

Помимо воинского таланта, Суворов обладал и высокими моральными качествами. Он чувствовал ответственность за своих солдат, поэтому старался сделать их жизнь хоть немного легче и комфортней. Именно Суворову принадлежит идея обновления обмундирования для военных, их форма стала более удобной и практичной. Кроме этого он стал автором нового устава и правил воспитания.

Он был ярким человеком во всех отношениях, и остался в памяти потомков не только как победитель, но и как неординарный человек.

Детство

Родился Александр Суворов 24 ноября 1730 года в Москве. Его отцом был генерал Василий Суворов, крестник самого великого Петра I. В начале своей карьеры был обычным денщиком, потом занял должность царского переводчика. В годы правления Екатерины II переведен в тайную канцелярию, где за долгие годы службы и выдающиеся заслуги получил звание генерала. Перед самой отставкой был избран сенатором. Маму Александра Суворова звали Авдотья Манукова, ее предки принадлежали к старинному дворянскому роду. Дед Суворова по материнской линии занимал должность вице-президента в Вотчинной коллегии.

Портрет Александра Суворова в детстве

Вероятнее всего предками Суворова были не только русские, но и шведы и даже армяне. Согласно семейной легенде родоначальником Суворовых был швед Сувор, получивший русское подданство в 1622 году. А по материнской линии он скорее всего получил в наследство армянскую кровь, потому что ее фамилия на армянском звучит как «ребенок».

Точную дату рождения великого полководца до сих пор устанавливают все мировые историки, и в этом есть часть его вины. Когда он написал свою автобиографию, то указал, что поступил на службу в 1742 году, когда ему исполнилось 15. С помощью простого арифметического действия легко сосчитать, что годом его рождения был 1727-й. Согласно второй записки Суворов родился в 1730-м, а согласно полкового журнала, он родился в 1729 году.

Назвать сына Александром решил его отец, который написал первый в России военный словарь. Свое имя мальчик получил не просто так. Именно древнерусский полководец Александр Невский вдохновил Василия Суворова дать сыну такое же имя. Военным делом мальчик увлекся с детства, этому способствовала шикарнейшая библиотека, которую Василий Суворов собрал в своем имении. Только-только научившись читать, Саша интересовался не детскими сказками и рассказами, а артиллерийским и фортификационным делом. Благо, пособий по этим наукам в библиотеке было более, чем достаточно.

Отец всегда мечтал, что его сын продолжит военную биографию их семьи. Однако глядя на болезненного и хилого отпрыска, не верил, что он сумеет воплотить его мечты в жизнь. Василий решил, что из него получится хороший гражданский служащий. Он даже не предполагал, что в таком хилом теле может жить такой сильный дух, что мальчик уже давно для себя решил продолжить военную карьеру. Будучи подростком, он владел такими знаниями военного дела, которыми не всегда могли похвастаться опытные военные. По этой причине Суворов решил укреплять здоровье, ежедневно, до полного изнеможения, он выполнял физические упражнения.

Во время пребывания в их доме генерала Абрама Ганнибала, Саша развлекал гостя игрой в солдатики. Опытный генерал сумел рассмотреть, насколько грамотными были действия мальчика в отношении ведения «боя», и именно он посоветовал старшему Суворову отдать сына в военные.

Военная служба

Военная карьера Александра Суворова началась в 1742 году, когда его взяли в Семеновский полк мушкетером. Спустя шесть лет, уже в чине офицера, он поступил на действующую военную службу. В те годы Суворов занялся совершенствованием своих знаний в этой области и поэтому записался на курсы Санкт-Петербургского кадетского корпуса. Помимо этого он вплотную занялся изучением иностранных языков.

Полководец Александр Суворов

В самом начале карьеры военного в жизни Суворова произошло событие, о котором он не забывал никогда. Во время несения караульной службы в Петергофе мимо юного Суворова проследовала Елизавета II. Она подошла к молодому военному, поинтересовалась тем, кто его родители, и узнав, что он сын верноподданного ей Суворова, одарила его серебряным рублем. Однако Александр не принял этот дар, сказал, что часовой не имеет права брать деньги во время несения службы. Царица похвалила его за рвение, и оставила рубль на земле у его ног. Она сказала, что он может забрать его после смены караула. Эта монета хранилась у Суворова до самой смерти.

В 1754 году поручик Александр Суворов получил назначение в Ингерманландский полк пехоты. Спустя год он стал служащим Военной коллегии, где находился вплоть до 1758-го. В самом начале Семилетней войны Александр проходил службу в одном из тыловых подразделений. Сразу он был провиантмейстером, прошел весь карьерный путь и стал премьер-майором. Это стало хорошим опытом в изучении работы служб, отвечающих за обеспечение тыла и снабжения армии.

В 1758 году Суворов оказывается в действующей армии. Через год он принял боевое крещение — во главе драгунского эскадрона он сумел разбить такой же эскадрон драгун из Германии. Те с позором бежали.

Читайте также:
17 интересных фактов о Бабеле

Это сражение датируется 1759 годом и проходило под Кунесдорфом. Оно знаменито тем, что переломило ход Семилетней войны и стало завершающим аккордом в победе над прусской армией. Зарекомендовав себя как талантливый военный, Суворов получил назначение на должность дежурного офицера при Виллиме Ферморе, который в то время был главнокомандующим. Потом в военной карьере Александра была не менее успешная Берлинская операция.

В 1760 году непосредственным командиром Суворова становится генерал фон Берг. Александра ставят во главе драгунских и гусарских отрядов, которые должны были прикрывать русскую дивизию, отходящую к Бреславлю.

Помимо этого они занимались уничтожением запасов продуктов вражеской армии. В 1762 году Суворову присвоили звание полковника, и он получил в подчинение Астраханский полк. Его усердие в воинской службе не осталось незамеченным императрицей, которая вознаградила его собственным портретом. Именно это время стало настоящим переломом в биографии Суворова, с этого момента он стал знаменитым.

В 1763-1769-м годах Александр Васильевич возглавлял Суздальский полк, местом дислокации которого была Новая Ладога. Именно этими годами датируется написание «Полкового учреждения», своеобразного устава, по которому велась воспитательная работа с солдатами, их боевая подготовка и условия внутренней службы. В 1768 году Суворов удостоился звания бригадир.

Войны

Настоящим полководцем Суворов стал именно во времена правления Екатерины II. Этому способствовали и две Русско-турецкие войны, которые он выиграл. В 1770 году Суворова произвели в генерал-майоры. После того, как он разгромил турков в Туртукайском и Козлуджинском сражениях, ему присвоили звание генерал-поручика. Это были годы, когда непосредственным командиром Суворова был Петр Румянцев. То, что Суворов постепенно становится настоящим полководцем, стало видно во время второй Русско-турецкой войны. В 1788-м имя Суворова прогремело во время битвы за город Кинбурн. Именно там он был впервые серьезно ранен.

Эта победа принесла полководцу серьезную награду, он получил орден Андрея Первозванного. Второе ранение Александр Васильевич получил во время сражения в Очакове, где войска под его руководством штурмовали турецкую крепость. В перерыве между этими двумя войнами Суворов участвовал в подавлении пугачевского бунта. За это он получил персональную награду от императрицы, которая измерялась двумя тысячами червонцев. Осенью 1789-го Суворов снова принимает участие в сражении. В этот раз при Рымнике, когда 25-тысячная армия русско-австрийских военных разгромила превышающее их в четыре раза войско турецкого Юсуф-паши. И снова во главе армии-победителя был непобедимый Суворов.

Эта победа лишний раз продемонстрировала величие русской армии, и стратегическая обстановка выгодно изменилась в пользу России. В 1790-м Суворов снова подтвердил свое звание выдающегося полководца, когда перед ним пала турецкая крепость Измаил, до этого абсолютно неприступная. Это сражение стало историческим, по важности оно не уступает Полтавскому и Бородинскому.

Взятие крепости Измаил Суворовым

В 1796-м на престол вместо умершей Екатерины взошел Павел I, отношения с которым у Суворова никак не складывались. В 1797 году император издает указ об отставке Александра Васильевича. В начале того года он оказался в ссылке в родовом имении, однако, когда политическая ситуация в Европе накалилась, о нем немедленно вспомнили. Павел Первый получил прошение правителей Британии и Австрии, чтобы он поставил именно Суворова командовать союзными войсками.

Он провел Итальянскую кампанию, причем так, что она до сих пор является гордостью воинского мастерства.

Суворов смог провести несколько блистательных боев, закончившихся сокрушительным разгромом противника. Войска под руководством Суворова вскоре гордо шагали по Милану и Турину, сокрушительное поражение французской армии произошло и на речке Треббия. После этого сражения от вражеской армии осталась половина.

Остатки французской армии под руководством генерала Жубера отправилась на Пьемонт. В августе того же года они оккупировали город Нови-Лигуре. Армия союзников под руководством Суворова приняла этот вызов. Сражение длилось на протяжении восемнадцати часов, французы потерпели полное фиаско. Семь тысяч их солдат навечно остались на этом поле боя. Смерть настигла и командующего Жубера. Это сражение имело решающее значение для окончания Итальянского похода. Император Павел Второй был просто в шоке от блестящей победы, и отдал распоряжение чтить Суворова на уровне особ императорской фамилии.

Переход через Альпы Александром Суворовым

В 1799 году Суворов предпринял переход через Альпы, который с тех пор навечно внесен историю побед российского оружия. Император был в полном восхищении, ведь Суворову удалось выйти победителем в сражении с самой природой. После покорения горных хребтов Швейцарии и в память о его былых заслугах, Суворову присваивают звание генералиссимуса. Выше этого звания военная иерархия не знает.

Полководец стал создателем абсолютно новой военной доктрины. Используя личный опыт ведения боя, он сумел создать революционную стратегию и тактику ведения боя. Его книгу под названием «Наука побеждать» держали на столе самые известные русские военные начальники. Среди лучших воспитанников генералиссимуса можно назвать Николая Раевского, Михаила Кутузова, Петра Багратиона. Суворов имеет все существующие высшие военные награды, причем орден Святого Георгия всех 3-х степеней.

Заслуги Суворова отмечены еще при его жизни. В России начали появляться суворовские училища, где растили достойные кадры для армии. Орден Суворова доставался исключительно за проявленный героизм на фронтах Великой Отечественной войны. Имя Александра Суворова носят морские суда, среди которых есть и боевые.

Образ выдающегося полководца импонировал и режиссерам, которые сняли о нем не один десяток картин. Воплощать его роль на экране посчастливилось Юрию Катину-Ярцеву, Николаю Черкасову, Вадиму Демчогу, Валерию Золотухину.

Александр Васильевич Суворов. Генерал «Вперёд»

Один из известнейших граждан России, известный во всём мире легендарный военачальник, который за всю жизнь не проиграл ни одного сражения, прославившийся такими яркими и впечатляющими победами, что даже злейшие враги вынуждены были с восхищением признавать его военный гений.

Превосходное чутьё, личное мужество, гибкость мышления и способность применять на поле боя такие тактические приёмы, которые в ту эпоху ставили в тупик даже самых опытных противников.

Потрясающее понимание солдатской психологии, личный пример храбрости, выносливости и соблюдения воинской дисциплины, заслуженная аура непобедимости и забота о благополучии вверенных солдат – всё это сделало из Суворова армейского любимца. Его буквально боготворили солдаты и офицеры, его уважали даже те, кто находился с ним в конфронтации.

Человек тонкого ума, Суворов, будучи человеком с упрямым и своеобразным характером, стал героем многочисленных исторических анекдотов, многие из которых родились не на пустом месте. Порой намеренно занимаясь откровенным шутовством и «троллингом», как охарактеризовали бы его некоторые поступки в наши дни, Суворов, несмотря на все свои заслуги, имел сложные отношения в высшем свете, периодически находился в опале и подвергался прямой критике. Тем не менее военный гений Суворова был настолько велик и востребован, что дерзость и непокорность полководца неизменно прощались даже такими сложными личностями как Павел Первый.

Читайте также:
25 интересных фактов о Стетхеме

Обладатель всех видов наград Российской Империи, награждённый высшими наградами многих европейских государств, носитель знатных титулов и высшего военного звания Российской Империи, Суворов Александр Васильевич, является одним из величайших военных гениев за всю историю человечества. Генерал «Вперёд» – это лишь одно из прозвищ, данных ему при жизни.

Происхождение Суворова, его детство и юность

А.В. Суворов родился в 1730 году (по другим версиям в 1727 или 1729 году) в семье крупного военачальника, члена Военной коллегии, начинавшего свою карьеру в качестве адъютанта и переводчика Петра Первого – Василия Ивановича Суворова. По некоторым данным предками рода Суворовых были шведские дворяне, прибывшие в Московское Царство ещё в начале XVII века.

В семье Суворовых была обширная библиотека, в том числе масса книг на военную тему, в доме часто бывали офицеры высоких чинов. Александр с детства много читал, мечтал о карьере военного. Вместе с тем не отличался хорошим здоровьем, а отец и вовсе не хотел, чтобы сын шёл по военной стезе.

Тем не менее, по собственному настоянию Суворов, будучи подростком, всё же был зачислен в Семёновский гвардейский полк, а в 1748 году уже приступил к действительной военной службе. Во время службы в гвардейском полку, где он провёл 6 лет, Суворов получил чин поручика.

Военная карьера Суворова

Первой войной, в которой принял участие Александр Васильевич, была Семилетняя война, шедшая с 1756 по 1763 год – масштабный военный конфликт, в котором приняли участие все крупные европейские государства. Некоторые историки даже нарекают эту войну «первой мировой». Действительно, по масштабам тех лет, конфликт был глобальным и значимым, с участием крупных воинских формирований и далеко идущими геополитическими последствиями. Первые годы Суворов занимается снабжением, затем переводится в части, непосредственно участвующие в боестолкновениях, где впервые принимает участие в боевых действиях и проявляет себя как решительный и эффективный командир.

Уже в 1762 году Суворов – полковник, к нему благоволит новая императрица – Екатерина Вторая. К 1768 году – бригадир, в 1769 году, будучи командиром сводной бригады из трёх пехотных полков, участвует в боевых действиях против польских конфедератов, в ходе которых одерживает ряд значимых побед и получает чин генерал-майора.

В русско-турецкую войну 1768-1774 гг. Суворов, находясь под началом главнокомандующего русской армии графа Румянцева, совершает очередные яркие победы – дважды малыми силами берёт крепость Туртукай и делает решающий вклад в победу в сражении у Козлуджи. К концу этой войны Суворов получает чин генерал-поручика.

В период 1774-1786 гг., когда Россия не вела крупных войн, Суворов принимает участие в подавлении народного восстания под предводительством Емельяна Пугачёва (этот факт, как правило, обходился стороной в советской историографии), наводит порядок на Кубани, в Крыму, предотвращает попытки Турции дестабилизировать обстановку на Крымском полуострове. В этот период Суворов показывает, что он эффективен не только как военачальник, но и как очень грамотный управленец и политический деятель. В 1786 году Суворову присваивается звание генерал-аншефа.

В начавшейся в 1787-м и продолжавшейся до 1791 года очередной русско-турецкой войне, Суворов сыграл главнейшую роль. Сражение у Кинбурна, у Фокшан, при Рымнике, и наконец, взятие неприступной крепости Измаил с сильным и многочисленным гарнизоном – вот лишь самые крупные победы Суворова в этой войне.

Суворов, командуя вверенными войсками, в этой войне находился под началом фаворита Екатерины Второй – князя Потёмкина, с которым у него были сложные взаимоотношения, поэтому несомненные заслуги Александра Васильевича, внёсшего решающий вклад в победу Российской Империи в этой войне, не были оценены в полной мере.

В 1794 году Суворов принимает участие в подавлении Польского восстания под предводительством Тадеуша Костюшко (этот факт также не афишировался в советской историографии). Действия Суворова в этой военной кампании были как всегда решительны и эффективны, а молниеносное и жёсткое взятие ближайшего предместья Варшавы – польского города Прага, произвело на противника такое сильное впечатление, что в кратчайшие сроки все восставшие сложили оружие. По итогам триумфального подавления польского восстания Суворову было присвоено звание фельдмаршала.

С восшествием в 1796 году на престол императора Павла Первого – человека с характером не менее сложным и своеобразным, чем у Александра Васильевича, и без того натянутые отношения Суворова в придворных кругах ещё более усугубились. Новый император, взявшийся реформировать армию (которая, справедливости ради, в реформах действительно нуждалась), вызывал своими действиями неприкрытое раздражение Суворова, что последний не скрывал и позволял себе открыто критиковать действия Павла. Итогом этого стала отставка Суворова в 1797 году и его ссылка сначала в имение в Белоруссии, а затем в имение в Новгородской губернии.

Император Павел, государь-романтик и идеалист, был человеком импульсивным, во многом с обострённым чувством справедливости и желанием великих свершений. Уже в 1798 году Павел сменил гнев на милость, отменив ссылку и дав понять Суворову, что ценит его. «Повоспитывать» же легендарного полководца Павлу всё же не удалось: в 1799 году Павел, почти в просительной манере пишет Суворову, призывая его взять на себя командование союзной армией России и Австрии в Италии.

В 1799 году Суворов, во главе русско-австрийской армии, приступил к «лебединой песне» своего военного гения – знаменитому Итальянскому походу. В сражениях с сильнейшим противником тех лет – французской армией – Суворов со своими «чудо-богатырями» традиционно одерживал триумфальные победы: взятие крепости Брешиа, сражение у рек Адды и Требия, взятие крепостей Александрия и Мантуя, сражение при Нови. Результатом всех этих побед стало освобождение Северной Италии от французских войск.

После завершения боевых действий в Италии русская армия двинулась в Швейцарию. Даже самый далёкий от истории человек знает, как Суворов через Альпы перевёл целую армию в сложнейших погодных условиях и постоянных боестолкновениях с противником. Суворов побеждал пруссаков, турок, поляков, французов, Суворов Альпы даже, и те победил! По итогам Итальянского похода Суворову было присвоено наивысшее воинское звание – генералиссимус.

По дороге на родину пожилой Суворов сильно заболевает, его возвращение в Санкт-Петербург задерживается. По прибытии в столицу Александр Васильевич окончательно слёг, а в мае 1800 года умер и был похоронен в Александро-Невской Лавре. В последний путь великого полководца провожало огромное количество народа, включая многочисленных военных – в том числе и простых солдат, служивших под началом Суворова.

Читайте также:
15 интересных фактов о Колумбе

Память об Александре Васильевиче Суворове

Именем легендарного полководца названы улицы, проспекты и площади. Ему установлены памятники, по его фамилии названы военные училища и музеи. О нём написаны книги и сняты фильмы. Его собственные труды по военной теоретике и практические изыскания по управлению войсками стали классикой воинской науки. Во времена СССР был учреждён также орден Суворова, который существует и по сей день и вручается командному составу или боевым частям.

Увековечен великий русский полководец и в нумизматике. Приведём несколько примеров монет с изображением Суворова.

Серебряная монета номиналом 25 рублей, изготовленная в 2000 году на Санкт-Петербургском монетном дворе в составе серии «Знаменитые полководцы России». Диаметр монеты 60 мм, толщина 6,8 мм, вес 173,29 г (155,5 г чистого серебра). Тираж монеты 1000 шт.

Серебряная монета 25 рублей, А.В. Суворов, Россия, 2000 год

Золотая монета номиналом 50 рублей, также изготовленная в 2000 году на СПМД в составе той же серии. Диаметр монеты 22,6 мм, толщина 1,5 мм, вес 8,75 г (7,78 г чистого золота). Тираж такой монеты составил 500 шт.

Золотая монета 50 рублей, А.В. Суворов, Россия, 2000 год

Серебряная монета Приднестровья номиналом 100 рублей, отчеканенная в 2015 году тиражом 250 шт. Диаметр такой монеты составляет 32 мм, вес 13,87 г.

Серебряная монета 100 рублей, А.В. Суворов, Приднестровье, 2015 год

Полководец Суворов – личность и вклад в науку

Годы жизни:1730-1800

Из биографии

  • Имя А.В.Суворова затмевало все имена военных деятелей эпохи. Отношение современников в Росси и за рубежом было очень различным. Им восхищались и его ненавидели, о нём слагали в народе песни и сказания и писали про него сатирические куплеты. Но равнодушия не было никогда. Ещё при жизни это был один из самых необыкновенных людей. А.В.Суворов не знал ни одного поражения.
  • А.В.Суворов — талантливый полководец России. Это был умный, образованный, трудолюбивый человек. Он знал несколько языков , изучал философию, историю страны, занимался литературным творчеством.
  • А.Суворов был прямолинеен, всегда открыто высказывал свою точку зрения, не любил пресмыкаться при дворе, поэтому его не очень любили в высшем свете. Только на поле боя он чувствовал себя свободным, способным самостоятельно решать возникающие задачи.
  • А.В.Суворов был одним из немногих в России, кому присвоили звание «генералиссимуса». Им его удостоили за победы. Об истории этого воинского звания читайте на данном сайте в статье « Знаете ли вы, сколько в России и СССР было генералиссимусов?»
  • Суворов очень любил Россию, с упоением и преданностью служил ей. Он писал : “Горжусь, что я русский. Потомство мое прошу брать мой пример… до издыхания быть верным Отечеству”.
  • Многие выражения А.В.Суворова стали крылатыми, например « тяжело в учении, легко в бою», « пуля – дура, штык –молодец».
  • Солдаты очень любили и уважали Суворова , называя его «солдат-фельдмаршал». По словам Дениса Давыдова, Суворов “положил руку на сердце солдата и изучил его биение”.
  • За знаменитый переход через Альпы во время швейцарского похода в 1799 г. Суворову пожаловали самый высокий военный чин- генералиссимуса. А по другому указу царя ему в любое время, даже в присутствии царя, войска должны «отдавать ему все воинские почести, подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества».
  • К сожалению, несмотря на заслуги, в последний год Суворов вошёл в немилость к царю Павлу 1 и ему даже запретили появляться при дворе. В 1800 году он умер. А.Суворов был похоронен в Александро-Невской лавре. На его могильной плите не было указано ни наград, ни титулов, а всего лишь высечены простые слова: « Здесь лежит Суворов». И все знали, что за великий человек похоронен в этом месте.

Уроки А.В.Суворова

(книга «Наука побеждать»)

  • Война должна быть короткой, потому что служит преддверием мира. Необходимо избегать длительных военных действий.
  • Глазомер, быстрота и натиск– вот составляющие победы.
  • При выборе тактики ведения боя необходимо учитывать обстановку, особенности местности и силы противника.
  • Основные силы должны сосредотачиваться на главном участке, чтобы нанести противнику решающий удар, разгромить противника по частям, а затем преследовать его и уничтожать .
  • Армия должна только наступать. В этом кроется успех победы.
  • Необходимо большое внимание уделять обучению солдат, а также моральному духу войск.
  • Действия должны сводиться к принципу : « удивить- победить». Врага необходимо удивлять внезапностью неожиданностью, стремительностью. «Одна минута решает исход баталии, один часуспех кампании… Я действую не часами, а минутами».

Это интересно

  • Интересный случай произошёл однажды на приёме у императрицы Екатерины II. Среди приглашённых она не увидела Суворова и спросила, почему тот не присутствует на трапезе. Её ответили, что А.Суворов «не будет есть, пока не взойдет первая звезда. Ведь так положено по церковному уставу». Тогда слуга принёс коробочку, в которой находился бриллиантовый орден. Екатерина II вручила его А.Суворову со словами: «Ваша звезда взошла, фельдмаршал!»
  • А.Суворов участвовал в семи войнах, в 60 сражениях, не проиграв ни одного!

Исторический портрет

Александра Васильевича Суворова

Направления деятельности Результаты
Участие в Семилетней войне. Победа под Кунерсдорфом, 1759
Участие в русско-турецкой войне 1768-1774 1770- получил звание генерала, а после сражений под Туртукаем и Козлужджей- звание генерала- фельдмаршала.Оборона Гирсово, сражение под Козлуджи- 1774.
Участие в русско- турецкой войне 1787-1791. Участвовал в обороне Кинбурна, крепости Очаков, в 1789- победы при Фокшанах, а затем на реке Рымник.За данную победу его стали почётно называть Суворов- Рымникский.

Стал учителем для многих видных полководцев.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • А.В.Суворов вошёл в историю России как талантливый полководец, не знавший поражений, преумноживший военную славу России
  • А.Суворову принадлежит создание новой стратегии и тактики войны. Он внёс значительный вклад в развитие мирового военного искусства. Его книги «Полковоеучреждение» и « Наука побеждать» до сих пор изучаются в военных вузах России, так как содержат ценнейшие наблюдения над тем, как необходимо вести военные действия.
  • А.С.Суворов воспитал целую плеяду и талантливых полководцев России: Кутузова, Багратиона, Ермолова и других.
  • Был удостоен высшего военного звания- генералиссимуса.
  • Благодаря блистательным победам Суворова, международный авторитет России значительно возрос.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме:

ЕГЭ , задание № 25, историческое сочинение.

Автор: Мельникова Вера Александровна

Памятник А.В.Суворову в Санкт-Петербурге. 1801г.
Скульпторы: М.И.Козловский, Ф.Г.Гордеев
Архитекторы: А.Н.Воронихин, К.И.Росси

Памятник Суворову в Москве.1982г.
Архитектор:В.А.Нестеров
Скульптор:О.К.Комов

К.Лебежко. Суворов обучает солдат.

А.Е.Коцебу. Переход Суворова через Чёртов мост

А.Попов.Швейцарский поход Суворова и его чудо-богатырей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: