16 интересных фактов о Вивальди

Антонио Вивальди – интересные факты из биографии

Ах, Вивальди! Кто не слышал его знаменитых «Времён года», которые и спустя столетия остаются потрясающими произведениями искусства и ничуть не меркнут? Музыка, казалось, жила в этом человеке, наполняла его, как оболочку, и выплёскивалась наружу незабываемыми операми…

Вивальди родился семимесячным, очень слабым, однако таким же рыжим, как и его отец, которого даже в оркестре св. Марка звали Rosso, то есть «красный».

От рождения у Антонио был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам и ходить пешком. Но физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.

Первым и главным учителем Антонио был его отец, Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом. Джованни Батиста, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе.

Согласно документам, 18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «вратаря» — низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма.

В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню.

Все эти годы музыка была главным его увлечением. Судя по документам, Вивальди использовал возможность стать помощником священника, минуя специальный духовный семинар. Благодаря этому у него оставалось значительно больше времени для занятий музыкой. Неудивительно, что еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.

Антонио получил сан священника и право служить мессы, но вскоре перестал это делать, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что «рыжий священник» однажды во время торжественной мессы не смог дождаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице запечатлеть на бумаге пришедшую ему в голову интересную идею насчёт новой фуги. Затем, как ни в чём не бывало, Вивальди вернулся на «рабочее место». Закончилось это тем, что ему запретили служить мессу, чему молодой Вивальди, возможно, был только рад.

В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий «Оспедале делла Пиета». Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.

Став педагогом одной из лучших «консерваторий» Венеции, Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями, где перед ним открылись возможности для осуществления самых различных творческих замыслов.

Подобно другим композиторам XVIII века, выступавшим в роли педагогов, Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Благодаря столь интенсивной и многогранной деятельности Вивальди его «консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции.

Карикатура на Вивальди — «Рыжий священник», нарисованная в 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци.

В 1713 году Вивальди обращается к новому для него жанру — опере, которая на долгие годы станет важной сферой его деятельности. Несмотря на внушительные успехи на оперном поприще, на заманчивые предложения из других мест, он остался верен венецианской «консерватории» и неизменно возвращался в нее после длительных отпусков.

После пяти лет растущего признания в Венеции слава выдающегося оперного композитора Вивальди быстро распространяется в других городах Италии и различных странах Европы.

В первые годы своих оперных турне Вивальди еще связан с Венецией. Однако затем положение меняется. С 1720 года начинается трехгодичная служба Вивальди у маркграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадского, возглавлявшего в то время войска австрийского императора в Мантуе.

Читайте также:
15 интересных фактов о Бальмонте

С пребыванием в Мантуе связано событие, оказавшее значительное влияние на всю последующую судьбу Вивальди, — его знакомство с оперной певицей Анной Жиро, дочерью французского парикмахера. Современники находили Жиро искусной и одухотворенной певицей с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом: «Она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У нее был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование».

Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, принявшая на себя заботы о здоровье больного композитора. Обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями.

Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Позднее это нарушение норм поведения священника приведет к тяжелым для Вивальди последствиям. Как явствует из письма 1737 года, он всегда с большой душевной твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвращается в Венецию. Вместе с ним приезжает и Анна, которую острые на язык венецианцы скоро назовут «подругой рыжего священника». Но и далее Вивальди продолжает путешествовать по крупнейшим европейским центрам.

В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.

В свои 35 лет Антонио работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело».

Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах.

Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.

Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.

Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз дону Антонио поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту свистнул. Его пытались судить, но он, к тому времени композитор с европейским именем, сумел выкрутиться.

Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.

Несмотря на приближение композитора к преклонному возрасту, его творческая продуктивность оставалась поразительной. В Вероне исполняются его «Тамерлан» и «Аделаида» (1735), а во Флоренции «Джиневра, принцесса шотландская» (1736). Однако в следующем году, в разгар подготовки к карнавалу в Ферраре, Вивальди постиг тяжелый удар судьбы.

16 ноября 1737 года апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, — писал композитор, — что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».
По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб.

Читайте также:
24 интересных факта о Кристен Стюарт

Отношения Вивальди с администрацией семинара тоже продолжали ухудшаться — и не только из-за его частых путешествий. В годы, когда в Италии выдвинулось новое поколение композиторов-скрипачей, музыка Вивальди уже казалась устаревшей.
В конце 1740 года Вивальди навсегда расстался с «Пиетой», на протяжении стольких лет обязанной ему своей музыкальной славой.

Последнее упоминание его имени в документах «консерватории» связано с распродажей им 29 августа 1740 года множества концертов по одному дукату за штуку. Такая низкая стоимость, несомненно, объясняется материальными затруднениями Вивальди, вынужденного готовиться к длительному путешествию.

На 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине.

Всеми забытый и покинутый, Антонио Вивальди скончался в Вене 28 июля 1741 года «от внутреннего воспарения», как было записано в погребальном протоколе.

Сегодня одно из самых знаменитых произведений Вивальди “Времена года” признано величайшим достоянием эпохи барокко. Каждое его исполнение собирает полные залы, музыканты-виртуозы многие десятилетия стараются понять его суть, а балетмейстеры перевести неисчерпаемый сюжет на язык танца.

Выдающееся творение маэстро подарило ему посмертную славу и стало пророчеством его собственной жизни — первой частью было его обучение, второй признание виртуозом, третьей горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким не постоянным миром.

Антонио Вивальди. Факты из жизни композитора

4 марта 1678 года в Венеции родился Антонио Вивальди. Ко дню рождения великого композитора Diletant.media подготовил некоторые интересные факты из его жизни.

Вивальди родился семимесячным, очень слабым, однако таким же рыжим, как и его отец, которого даже в оркестре св. Марка звали Rosso, то есть «красный». От рождения у Антонио был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестницам и ходить пешком. Но физический недостаток не мог повлиять на внутренний мир мальчика: его воображение поистине не знало преград, его жизнь была ничуть не менее яркой и красочной, чем у других, просто жил он в музыке.

Джованни Батиста Вивальди, возможно, из-за слабого здоровья сына решил сделать его священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. Антонио получил сан священника и право служить мессы, но вскоре перестал это делать, ссылаясь на сильные приступы астмы. Правда, поговаривали, что «рыжий священник» однажды во время торжественной мессы не смог дождаться окончания службы и покинул алтарь, чтобы в ризнице запечатлеть на бумаге пришедшую ему в голову интересную идею насчёт новой фуги. Затем, как ни в чём не бывало, Вивальди вернулся на «рабочее место». Закончилось это тем, что ему запретили служить мессу, чему молодой Вивальди, возможно, был только рад.

Первым и главным учителем Антонио был Джованни Баттиста, к тому времени уже ставший известным виртуозом.

Постоянной спутницей и музой Вивальди стала певица Анны Жиро, принявшая на себя заботы о здоровье больного композитора. Она постоянно жила в доме Вивальди и сопровождала его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Это нарушение норм поведения священника приведет к тяжелым для Вивальди последствиям.

В путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник Антонио упоминаются как лучшие скрипачи города.

В свои 35 лет Антонио работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам — он стал совладельцем театра «Сант-Анджело». Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать, он делал себе единственную поблажку: театр «Сант-Анджело» — ближайший к его дому.

Читайте также:
17 интересных фактов о Брежневе

Вивальди впервые ввел тип концерта для скрипки и оркестра, а также для двух и чётырех скрипок. Им создано около двадцати таких концертов, в том числе единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.

Антонио был довольно ловок в денежных делах и не брезговал стащить то, что плохо лежит. Как-то раз дону Антонио поручили купить клавесин, для чего из казны выделили 60 дукатов. Он сторговался с продавцом за 30, а остальные попросту свистнул. Его пытались судить, но он, к тому времени композитор с европейским именем, сумел выкрутиться.

Иоган Себастьян Бах интересовался его произведениями, особенно скрипичными концертами, транскрипции которых он создал для других инструментов. Шесть концертов Вивальди он переложил для фортепиано или органа с оркестром. Эти произведения в течение более полутора веков считались произведениями Баха.

Почтовая марка с А. Вивальди

Однако, несмотря на все заслуги умер Вивальди в полном одиночестве и нищете, совершенно забытый переменчивой публикой.

Интересные факты о Вивальди

Факт 1. Несмотря на то, что в краткой биографии Вивальди он именуется именно композитором, при жизни он был более прославлен, как музыкант. До наших дней сохранился один из путеводителей по Венеции, выпущенный ещё при его жизни, и в нём Антонио и Джованни Вивальди (его отец) именуются лучшими венецианскими скрипачами. Про “композитора” в нём вообще нет ни слова, а вот в качестве скрипача он славился на всю Европу.

Факт 2. Всю жизнь Вивальди отличался слабым здоровьем. Настолько слабым, что подъём по лестнице и даже простая ходьба давались ему с трудом – у него сразу начиналась одышка. В сохранившихся документах упоминается, что композитор жаловался на “тесноту в груди”. Современные исследователи полагают, что он страдал от тяжёлой формы астмы.

Факт 3. Именно из-за проблем с дыхательной системой ему пришлось отказаться от идеи научиться играть на духовых инструментах. Но скрипку он начал осваивать в десять лет, и быстро добился невероятных успехов, заслужив общественное признание. Учил его собственный отец, который был главным скрипачом в соборе Святого Марка в Венеции. Юный Вивальди учился настолько хорошо, что всего спустя год после начала обучения начал иногда замещать отца на его работе.

Факт 4. Антонио Вивальди был любимым композитором Иоганна Себастьяна Баха, который даже переработал некоторые его произведения, адаптировав их к современному в его эпоху составу оркестра. Они обрели вторую жизнь и так его прославили, что на протяжении последующих полутора веков считались произведениями самого Баха, хотя сам он этого никогда не утверждал.

Факт 5. Хитрый композитор однажды стал фигурантом судебного разбирательства, и, судя по всему, он действительно был виновен в том, в чём его обвиняли. Вивальди тогда работал в театре, для которого сочинял музыку, и как-то раз ему выделили 60 дукатов (золотых монет) на покупку нового клавесина. Он его купил, но за половину этой суммы, а вторую половину просто оставил себе. Впрочем, благодаря своему прославленному имени он сумел замять эту неприятную историю.

Факт 6. За свою жизнь Антонио Вивальди написал более сотни сонат, 94 оперы и сочинил 517 концертов. Наиболее известным его произведением является цикл “Времена года”, который и по сей день регулярно исполняется в консерваториях по всему миру.

Факт 7. Он был лично знаком с австрийским императором Карлом VI, который настолько восхищался его творчеством, что пожаловал ему рыцарское звание и золотой медалью, а также пригласил его в Вену. Позднее Вивальди принял приглашение, и это стало роковой ошибкой – всего через год после его переезда император, его покровитель, скончался, у композитора начались финансовые проблемы. Музыкальные вкусы менялись, его творчество стало считаться устаревшим, к тому же началась война за австрийское наследство. Вскоре Вивальди серьезно заболел, и умер в нищете, всеми забытый, в Вене, на которую возлагал такие надежды. Похоронили его в простой могиле на кладбище для бедняков.

Читайте также:
17 интересных фактов о Гоголе

Факт 8. Одной из особенностей творчества Вивальди является его способность написать бесконечное количество вариаций на одну и ту же тему – именно этим отчасти и объясняется его плодовитость, как автора. Знаменитый композитор Стравинский из-за этого даже называл его “занудой, способным 600 раз сочинить один и тот же концерт”.

Факт 9. После смерти Антонио Вивальди был забыт на несколько столетий, и всего через 20-30 лет о нём даже перестали упоминать вообще. Популярность его музыка снова обрела лишь в XX веке, и сейчас он является одним из самых знаменитых композиторов в истории человечества.

Факт 10. О личной жизни Вивальди практически ничего не известно, он никогда не был женат, и потомков после себя не оставил. Но на протяжении многих лет его верной подругой и спутницей была оперная певица Анна Жиро, он даже писал оперы специально для неё. В переписке он утверждал, что отношения у них чисто платонические, но, скорее всего, это было далеко не так.

Антонио Вивальди — интересные факты из жизни и творчества

Имя Антонио Вивальди в наше время известно не только ценителям искусства, но и каждому образованному и всесторонне развитому человеку. Даже спустя 300 лет после триумфа в качестве гениального композитора его помнят еще и как талантливого скрипача, дирижера и педагога – все это можно просто заменить словом «гений». В судьбе этого интересного человека есть много моментов, на которые стоит обратить внимание: как зародилось, развивалось и достигло своей вершины его мастерство, кто и как влиял на него.

Ранние годы жизни

Антонио Вивальди родился в Венеции 4 марта 1678 года. Он был довольно болезненным ребенком: страдал бронхиальной астмой, которую в то время называли «теснота в груди», и имел слабый иммунитет. В семье Вивальди всего было 6 детей, Антонио был среди них самым старшим.

Интересен тот факт, что Антонио не был первым из Вивальди, кто профессионально занимался музыкой. Не меньшего внимания заслуживает его отец, Джованни Батиста. Он научился играть на музыкальных инструментах в цирюльнях, в которых работал с матерью. Сначала это увлечение было просто развлечением для посетителей, а позже стало его призванием. Этой свое страстью он решил поделиться со своим сыном и стал его первым учителем музыки.

Антонио на удивление был очень способным в музыке: его ранние известные произведения были написаны в возрасте 13-ти лет (1961 год). Самое первое из них получило название «Будем ликовать…». Но помимо музыкальной карьеры Вивальди под влиянием родителей решил стать священнослужителем. Совмещение этих сфер было распространенным явлением в Италии XVII-XVIII веков. Но через время после своего рукоположения (посвящения в священнослужители) он решил оставить эту карьеру и полностью посвятил себя музыке.

Творческий путь музыканта

В 1703 году Антонио Вивальди стал мастером скрипки в детском учреждении «Pio Ospedale della Pieta». Это был приют, в котором дети могли получить хорошее образование, одно из них музыкальное. Начинающий музыкант проработал там около 13 лет, за это время заведение заметно изменилось в лучшую сторону и стало считаться одним из лучших в своем роде. Эти годы (1703 – 1716) стали очень плодотворными для Вивальди – за это время им было написано более 60 композиций для различных музыкальных инструментов. Интересно, что в 1709 году советом приюта было принято решение о его увольнении. Но через год, видимо осознав ошибку, талантливого музыканта и педагога возвратили на должность.

Читайте также:
18 интересных фактов о Всеволоде Гаршине

В 1705 и 1709 годах были опубликованы 2 опуса Вивальди, каждый состоял из 12 сонат. Они и еще несколько скрипичных концертов стали первым его шагом к известности, и этого момента композитор постоянно пребывал в гастролях: выступал перед огромной и требовательной публикой, был представлен самым влиятельным людям того времени. Но и про старый добрый оркестр в приюте Вивальди не забывал. Не работая там непосредственно, он писал по нескольку концертов за месяц. Всего за этот период (1723-1733) известно примерно 140 написанных им концертов для оркестра.

Где-то в 1713 году музыканта захватила идея стать оперным композитором, эта область искусства особенно приветствовалась публикой того времени. Первой его работой в этом направлении стала опера «Оттон на вилле». Все следующие годы он один за другим получал заказы на оперы и отдельные партии в них. В 1714, 1715, 1716 были написаны такие оперные произведения, как «Роланд, мнимый безумец», «Моисей, бог фараонов», «Юдифь торжествующая» и т.д. Слава оперного композитора постепенно выходила за пределы Венеции, и уже в 1718 году его опера «Скандербег» увидела свет на сцене известнейшего флорентийского театра.

После в 1717 (по другим сведениям в 1718) году Вивальди ожидал еще один крутой поворот в музыкальной карьере – ему была предложена должность капельмейстера (руководителя хора или оркестра) у князя Филиппа Гессен-Дармштадт. Три года он работал там, рождал новые оперы, которые тут же обретали известность благодаря новому необычному стилю Вивальди. Среди них были «Сильвия», «Тито Манлио» и т.д. После этого в 1722 году композитор переехал в Рим и был приглашен там Папой Бенедиктом XIII играть для него. Через 3 года Вивальди вернулся в Венецию, продолжая творить. За весь этот долгий период были созданы известнейшие его труды: скрипичные концерты, объединенные под названием «Времена года». Также незадолго до этого писатель познакомился с оперной певицей Анной Жиро, которая в некотором роде стала его ученицей. Вместе с ней и ее сестрой Паолиной Вивальди и жил в Венеции.

Благодаря многочисленным «злым языкам» быстро распространился слух о том, что Анна не просто ученица композитора, а нечто большее. Сам он всячески опровергал это и высказывался об обеих девушках исключительно с уважением.

Следующий год (1723-1724) Вивальди провел в Риме, где произвел настоящую революцию в музыке. «Джустино», «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» — одни из самых известных творений гения, которые заставили публику восхищаться и вдохновляться им. Это был пик его карьеры: имя Вивальди в Риме было у всех на устах.

Последние годы гения

Увы, как и все хорошее, известность Вивальди постепенно начала угасать: заказы поступали все реже, концерты уже не пользовались такой популярностью. Шло время – у людей появились новые вкусы, и они стали постепенно забывать бывшего кумира.

В 1728 году, когда Вивальди еще был богат и известен, в Триесте состоялась его встреча с императором Карлом VII. Они долго беседовали: император восхищался его музыкой, а тот в свою очередь рассказывал о своих будущих планах. В итоге Карл VII наградил Вивальди титулом рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену.

Когда спустя годы бедственное положение настигло даже гения, он отправился в Вену, чтобы поставить несколько концертов и встретиться с Карлом VII еще раз. Но этому не суждено было случиться. Выступление Вивальди при дворе императора могло вернуть ему прежнюю известность, которая так нужна была тогда, когда финансовые проблемы все больше и больше нагнетали. Вскоре после приезда Вивальди Карл VII скончался. Композитор отправился вслед за ним очень скоро – 28 июля 1741 года Антонио Вивальди не стало. Причиной было «внутреннее воспаление». Забвение и нищета – такое падение ожидало гения-композитора после стремительного и фееричного взлета.

Читайте также:
23 интересных факта об Орландо Блуме

18 интересных фактов об Алексее Толстом

1. Алексей Николаевич Толстой – известный русский и советский писатель.

2. Он написал много разнообразных произведений. Среди них исторические и фантастические романы, повести, стихи и пьесы, сказки для детей.

3.Это Алексей Толстой для детей написал сказку о приключениях деревянного мальчика Буратино, а для взрослых фантастический роман — о любви землянина и марсианки Аэлиты.

4. Также, вдохновившись поэзией Николая Некрасова и Семена Надсона, Алексей Толстой сочинял стихи.

5. Но, конечно, проза увлекла Алексея Толстого гораздо больше, чем стихи.

6. Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.

7. Детство Алексея Толстого прошло на хуторе Сосновка недалеко от Самары.

8.Мать Алексея Толстого, Александра Тургенева, была дочерью отставного военного и приходилась внучатой племянницей декабристу Николаю Тургеневу.

9. Отцом Алексея был граф Николай Толстой. Он был предводителем самарского дворянства и приходился двоюродным братом историка Михаила Толстого и министра внутренних дел Дмитрия Толстого.

10.Так как у отца будущего писателя был тяжелый характер, то еще до рождения сына, в мае 1882 года, Александра Тургенева ушла от мужа к председателю уездной земской управы Алексею Бострому. Трое старших детей остались с отцом.

11.Мать Алексея Толстого была талантливой писательницей. Она с ранней юности много читала и сама занималась литературным творчеством: писала книги для детей и взрослых, печаталась в самарских газетах, а позднее и в петербургских журналах.

12.Это она привила сыну любовь к литературному творчеству.

13. Начальное образование Алёша получил дома, для него был приглашен учитель.

14. В 1897–1898 годах Алексей Толстой учился в Сызранском реальном училище.

15. Потом семья переехала в Самару, где будущий писатель продолжил обучение.

16.Все предметы давались ему одинаково хорошо, трудности были только с иностранными языками.

17. В 1901 году Алексей Толстой получил аттестат и уехал в Петербург, где поступил в Технологический институт на отделение механики.

18. До 17 лет Алексей Толстой носил фамилию отчима — Бостром. Несколько лет его мать добивалась, чтобы Николай Толстой признал сына законнорожденным, однако фамилию и титул отца юноша получил только после смерти графа, в 1901 году.

19. Недолго до защиты диплома Алексей бросил университет и посвятил все свое время творчеству.

20. Так как с детства мать прививала Алексею Толстому любовь к литературе, он по ее совету ещё в 10 лет написал свой первый рассказ.

21.Позже он вспоминал: «Много вечеров я корпел над приключениями мальчика Степки. Я ничего не помню из этого рассказа, кроме фразы, что снег под луной блестел, как бриллиантовый. Бриллиантов я никогда не видел, но мне это понравилось. Но рассказ про Степку вышел, наверное, неудачным: матушка меня больше не принуждала к творчеству».

22. В 1905-м году Толстого направили на практику в уральский город Невьянск, на металлургический завод. Там он написал рассказ «Старая башня», основанный на местных легендах и посвященный главной достопримечательности Невьянска — «падающей» башне.

23. Первый поэтический сборник — «Лирика» — Алексей Толстой издал за свой счет в 1907 году. Впоследствии, однако, писатель стыдился своих ранних стихотворных опытов, считал их неумелыми подражаниями и предпочитал не вспоминать о них вовсе.

24.В 1911 году он выпустил книгу стихов по мотивам русского фольклора «За синими реками» и после этого к поэзии больше не возвращался. Как вспоминал писатель, в ранних его рассказах преобладали сюжеты «об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства» — из таких произведений состоял выпущенный в 1911 году цикл повестей и рассказов «Заволжье».

Читайте также:
18 интересных фактов о Замятине

25. До 1914 года Алексей Толстой написал несколько сборников сказок, роман «Хромой барин», 10 рассказов и повестей, 14 пьес, многие из которых шли в Малом театре.

26. «Чтобы одновременно в течение года печататься в 16 разных изданиях, нужно было работать, не разгибая спины. Трудился он тогда споро и весело», — вспоминал писатель Корней Чуковский.

27. Однако Алексей Толстой не все время проводил за письменным столом: он успевал появляться на всех литературных встречах, театральных премьерах и других важных светских событиях Петербурга.

28.По-прежнему интересовали Толстого и фольклорные мотивы: одной из его изданных книг стал сборник «Сорочьи сказки».

29.О творчестве писателя хорошо отзывались многие его современники: Максим Горький, Максимилиан Волошин, даже такой известный скептик, как Иван Бунин.

30. Но сам Толстой не был доволен своими работами: «Я решил, что я писатель. Но я был неучем и дилетантом. Я хорошо не знал ни русского языка, ни литературы, ни философии, ни истории. Не знал своих возможностей, не знал, как наблюдать жизнь. К своему оправданию должен сказать, что все это я понимал и предчувствовал, что мне грозит».

31.Во время Первой мировой войны Толстого освободили от службы, потому что у него были проблемы со здоровьем, но отправили на фронт военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости».

32. В 1916 году Алексей Толстой побывал в Англии и Франции, написал несколько рассказов, пьес и военных очерков — «Касатка», «Прекрасная дама», «На горе».

33. Революцию Алексей Толстой не принял. В июле 1918 года он переехал в Одессу, оттуда — в Константинополь, затем в Париж и, наконец, поселился в Берлине.

34.Однако, и в этот период постоянных переездов писатель продолжал работать. Даже в трюме корабля до Константинополя он устроил себе рабочее место: столом и стулом служили перевернутые ящики из-под консервов.

35. Еще в Одессе Толстой написал повесть «Граф Калиостро» и комедийную пьесу «Любовь — книга золотая».

36.В 1922 году вышла его автобиографическая повесть «Детство Никиты»: в ней Толстой рассказал о своей жизни в имении отчима, а прообразом матери главного героя стала мать самого писателя.

37.В этом произведении сохранились также подлинные имена учителя Аркадия Ивановича и детского приятеля автора — Мишки Коряшонка.

38. В том же, 1922 году писатель выпустил роман «Сестры» — первую часть трилогии «Хождение по мукам».

39.Ни в Париже, ни в Берлине Толстому не нравилось. «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, — писал он Ивану Бунину. — марка падает, цены растут, товары прячутся».

40.В мае 1923 года писатель ненадолго приехал в СССР, а позже вернулся на родину навсегда.

41. Приехав в Советский Союз, Алексей Толстой, по выражению Корнея Чуковского, «сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки».

42.Уже в 1923 году он выпустил свой первый фантастический роман «Аэлита», работу над которым начал еще в Берлине.

43.А в 1924-м вышли повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», сказка «Кот сметанный рот», пьеса «Бунт машин».

44.Три года спустя Толстой вернулся к жанру фантастики и создал еще одно известное произведение — «Гиперболоид инженера Гарина».

45.Современники, однако, не одобрили ни «Аэлиту», ни «Гиперболоид. ». Хвалил эти произведения только Максим Горький, негативно же отзывались о них даже друзья Толстого — Корней Чуковский и Иван Бунин. «Без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то… Художник по природе — враль, вот в чем дело!» — отвечал на критику писатель.

46. Постепенно Алексей Толстой наладил отношения с советской властью. Он стал депутатом Верховного Совета СССР и членом Академии наук, был одним из любимых писателей Иосифа Сталина.

Читайте также:
Интересные факты об Александре 1

47.До 1930-х годов Толстой писал преимущественно рассказы и работал над второй книгой трилогии «Хождение по мукам» — «1918 год».

48.Затем он обратился к исторической тематике и в 1934 году выпустил два тома романа «Петр Первый». За это произведение он получил первую из трех своих Сталинских премий. Писатель планировал издать и третий том, однако он так и остался незавершенным.

49.Два года спустя, в 1936-м, вышла самая известная сказочная повесть Алексея Толстого — «Золотой ключик, или Приключения Буратино», литературная обработка сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы».

50. Изначально Толстой собирался просто перевести произведение на русский язык, но затем передумал: «… выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему».

51.Сказку впервые напечатали в газете «Пионерская правда», затем она вышла отдельной книгой. Одновременно писатель создал пьесу «Золотой ключик», которую поставили в Центральном детском театре, а в 1939 году написал сценарий для художественного фильма режиссера Александра Птушко.

52.Когда началась война, Алексея Толстого с семьей эвакуировали в Ташкент, который он сразу же окрестил «Стамбулом для бедных». В это время он писал множество патриотических статей, очерков и рассказов, призванных поднять боевой дух советского народа.

53. В 1941 году писатель завершил трилогию «Хождение по мукам» романом «Хмурое утро». В 1943-м за это произведение Толстой получил еще одну Сталинскую премию.

54. Алексей Толстой был женат четыре раза. Первой его женой стала Юлия Рожанская. С ней писатель познакомился в Самаре, когда гостил у своей тетки Марии Тургеневой. Рожанская, дочь самарского врача, тогда училась в гимназии и играла в любительских театральных постановках. Брак был ранним — на тот момент Толстому было всего 18 лет. Супруги прожили вместе всего 6 лет, у них родился сын Юрий, но он умер в детстве.

55.В 1907 году Толстой влюбился в художницу Софью Дымшиц. Несколько лет они жили вместе, но не могли обвенчаться: оба не получили развода в своих первых браках, к тому же Дымшиц была иудейкой.

56.Впоследствии, когда формальности с разводами были улажены, она приняла православие, чтобы вступить в законный брак с Толстым. В 1911 году у супругов родилась дочь Марианна, а уже в 1914-м году они расстались.

С НАТАЛЬЕЙ КРАНДИЕВСКОЙ

57.Третьей любовью Алексея Толстого стала поэтесса Наталья Крандиевская. Она послужила прообразом Кати Рощиной из произведения «Хождение по мукам». В браке с Крандиевской писатель прожил 21 год, у них было двое сыновей — Никита и Дмитрий. Кроме того, Толстой принял и сына Натальи Крандиевской от первого брака — Федора Волькенштейна.

58.В августе 1935 года в доме Толстых появился секретарь — Людмила Крестинская-Баршева. Несмотря на большую разницу в возрасте, между Толстым и девушкой возникли взаимные романтические чувства, и уже в октябре того же года они поженились. С Людмилой Крестинской Толстой прожил до конца жизни, но детей у них не было.

59. В СССР Алексею Толстому дали ироничное прозвище «красный граф»: будучи дворянином по рождению и не приняв революционную идеологию, он не только не попал под репрессии, но и занял довольно высокое положение в советском обществе.

60. Современная российская писательница Татьяна Толстая приходится Алексею Толстому родной внучкой: ее отцом был Никита Толстой, сын писателя и его третьей жены Натальи Крандиевской.

61. В честь отца Татьяны Толстой назвал главного героя автобиографической повести «Детство Никиты».

62. Алексей Николаевич Толстой умер в феврале 1945 года. В память о нем объявили государственный траур.

63. В 1946-м ему посмертно присудили третью Сталинскую премию за пьесу «Иван Грозный».

Читайте также:
18 интересных фактов про Уилла Смита

64. На создание романа «Гиперболоид инженера Гарина» Толстого вдохновил ажиотаж вокруг строительства Шуховской башни в Москве — необычной для того времени конструкции из сетчатых металлических оболочек, которую изобрел архитектор Владимир Шухов.

65.По мотивам произведений писателя сняли множество художественных фильмов — «Формула любви», «Похождения Невзорова», «Юность Петра», «Золотой ключик». «Аэлиту» экранизировали не только в СССР, но и в Венгрии.

ПАМЯТНИК А. Н. ТОЛСТОМУ В МОСКВЕ

18 интересных фактов об Алексее Толстом

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка – коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

  • Главная
  • Мои видео
  • Музыка
  • Моя галерея
    • Веселые картинки
    • Фотографии
  • Портреты
    зодиака
    • Овен
    • Телец
    • Близнецы
    • Рак
    • Лев
    • Дева
    • Весы
    • Скорпион
    • Стрелец
    • Козерог
    • Водолей
    • Рыбы
  • Знаменитые
    • Кинодеятели
    • Музыканты
    • Злодеи
    • Правители
    • Композиторы
    • Военные
    • Художники
    • Писатели
    • Любовницы
    • Вокалисты
    • Артисты
    • Ученые
    • Спортсмены
    • Философы
    • Армяне
  • Рубрики
    • Смехопанорама
    • Уголек поэзии
    • Забавный меридиан
    • Крутые мысли
    • Интересные факты
    • Развлекалки
    • Правила жизни
    • Домашний кинозал
    • Целебник
    • Иcтории любви
    • Понемногу обо всем
    • Видеохронограф
      • Январь
      • Февраль
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он – великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946 ). Писательская биография содержит интересные
факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

5. Дальнейшая писательская деятельность
Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине “Хлеб”, где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова. Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” (1935). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку “Пиноккио” итальянского писателя Карло Коллоди. В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу “Петр Первый” он писал, уже будучи смертельно больным. Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе “Русский характер”, “Иван грозный” и т. д.


6. Противоречия
Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован. Интересные факты из жизни Толстого Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н.В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа “Хождение по мукам”.

12 фактов о жизни Алексея Константиновича Толстого

5 сентября исполняется 200 лет со дня рождения русского классика Алексея Толстого. Он стал одним из создателей Козьмы Пруткова и его афоризмов, писал поэмы, прозу и сатирические заметки о политике.

Читайте также:
Из жизни Моцарта – Интересные факты

1. Почти сразу после рождения Алексея Константиновича Толстого его родители разошлись. Мать Анна Алексеевна с младенцем уехала в Черниговскую губернию, навсегда оставив мужа. И воспитанием мальчика занимался её родной брат — Алексей Алексеевич Перовский (писатель Антоний Погорельский). Во многом из-за этого обстоятельства родились слухи о том, что Константин Петрович Толстой не был отцом ребёнка, а его настоящим родителем явился дядя. Сплетня просуществовала до начала ХХ века. Никакого научного веса эта «гипотеза» не имеет.

2. Любимому племяннику Алёше посвящена знаменитая сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Главного героя в этой сказке тоже зовут Алёшей.

3. С детских лет Алексей Толстой входил в круг общения наследника престола — будущего императора Александра Второго — и в дальнейшем поддерживал хорошие отношения с царской семьей. Однако от службы при дворе всячески старался уклониться и в итоге подал в отставку, чтобы заниматься литературой.

4. Алексей Толстой был необычайно сильным от природы человеком: мог завязать узлом кочергу, порвать колоду карт, вдавить гвоздь в стену без помощи молотка, перебросить двухпудовую гирю (32 кг) через флигель своей усадьбы. Но богатырское здоровье не гарантирует долголетия: он умер в 58 лет, мучаясь от постоянных головных болей.

5. Толстой был увлечённым и удачливым охотником. На знаменитой картине Карла Брюллова он изображён в охотничьем наряде и с ружьём. Неоднократно он в одиночку ходил на медведя, причём с рогатиной (ходили слухи о том, что он однажды убил медведя голыми руками), но любимой его охотой была охота на вальдшнепов. Последней его придворной должностью был егермейстер (распорядитель и организатор охоты) Императорского двора.

6. Когда Алексей Толстой узнал о начале Крымской войны, он на свои деньги собрал полк добровольцев, обмундирование и оружие. Он собирался участвовать в войне, но принять участие в обороне Севастополя не успел — полк был расквартирован в Одессе, началась эпидемия тифа. Сам Толстой заразился этой болезнью и долгое время был на грани жизни и смерти.

7. Свою будущую жену Софью Андреевну Толстой встретил в Петербурге на балу. Он влюбился, не видя ее лица. Этой встрече посвящено знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно…». Мать Толстого была против этого брака, и официально оформить свои отношения они смогли только через 12 лет после первой встречи.

8. Алексей Толстой начал свой писательский путь с жанра страшной новеллы, он написал фантастическую повесть «Упырь», рассказы «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». После он писал в самых разных жанрах — очерк, баллада, роман, трагедия, комедия, драматическая поэма, поэма, лирическое стихотворение, пародия, басня.

9. Последним произведением Алексея Толстого была мистификация, вышедшая в свет уже после его смерти, — поэма «Дракон». Её он выдал за перевод с итальянского подлинника XV века. На самом деле никакого подлинника не существовало, но по стилю эта поэма очень напоминает «Божественную комедию» Данте.

10. Роман Толстого «Князь Серебряный» был настолько популярен, что уже при жизни писателя его переделывали для постановки на сцене, выпускали в изложениях для народного чтения, а к настоящему времени он переиздан уже более сотни раз.

11. Поэзия Толстого очень любима композиторами — существует более 200 романсов и песен на стихи поэта.

12. Алексей Толстой (вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми) создал вымышленного чиновника-графомана Козьму Пруткова. От его лица написаны ироничные и ядовитые пародии, смешные басни, знаменитые «Плоды раздумья» — афоризмы «Никто не обнимет необъятного», «Зри в корень», «Одного яйца два раза не высидишь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: