16 интересных фактов о Шопене

657,Шопен биография и факты о жизни: познаем во всех подробностях

Шопен не писал музыку для балета, не оставил после себя опер или симфоний. Его любимым инструментом было фортепиано, для которого созданы все его произведения. Впервые пианист сыграл на концерте в 7 лет, в 12 за виртуозную игру его назвали «варшавским чудом».

Интересные факты из жизни Шопена

  • Шопена с равными основаниями можно считать и польским, и французским композитором. Его отец был французом, а мать – полячкой. Фредерик родился в Польше, входившей в то время в состав Российской империи, однако большую часть жизни провел во Франции. Кроме того, композитор свободно говорил на языках обеих своих родин.
  • Шопен начал играть на фортепиано, когда ему было пять лет.
  • Марш, который он написал в семилетнем возрасте, до сих пор часто исполняется военным оркестром в Варшаве.
  • Маленькому Фредерику очень нравились некоторые аккорды, но длина пальцев не позволяла ему нажать сразу на все нужные клавиши. Тогда ребенок придумал особое приспособление для растяжения пальцев – его использование было болезненным, однако Шопен не расставался со своим изобретением даже на время сна.
  • В 12 лет варшавский преподаватель Шопена отказался от дальнейших занятий с ним, заявив, что больше ничему не может научить талантливого подростка.
  • В детстве он прекрасно рисовал и обладал богатой мимикой, что при желании превратило бы его в хорошего актера.
  • Шопен с детства любил музицировать в темноте. Перед тем, как сесть за инструмент, он непременно гасил свечи, чтобы настроиться на нужный лад и сосредоточиться на музыке. Шопен просил приглушать или гасить свет даже во время выступлений на светских мероприятиях.
  • Шопен страдал одной из форм эпилепсии, из-за которой ему мерещились призраки покойных родственников и фантастические чудовища. Однажды мальчик пожаловался, что страшные твари обитают внутри его пианино.
  • Всемирно известный «Собачий вальс» написал Шопен. Это произведение появилось благодаря возлюбленной композитора Жорж Санд, которая любила играть со своей собачкой и считала любимицу достойной собственного музыкального опуса.
  • Композитор передумал жениться на внучке известного музыканта из-за глупой случайности. Когда он пришел в гости к девушке со своим другом, первым она предложила присесть не Шопену, а его приятелю. Этот пустяк так расстроил музыканта, что он разорвал отношения с возлюбленной.
  • Шопен более 10 лет любил писательницу Жорж Санд (на самом деле ее звали Аврора Дюпен), хотя при первой встрече даже не счел ее похожей на женщину.
  • Единственная картина, на которой Шопен и Санд были изображены вместе, после его смерти была найдена разорванной на две части.
  • Согласно завещанию Шопена, его сердце после смерти было отправлено в Польшу, где его вмуровали в стену церкви.
  • В Германии был издан комикс, рассказывающий о выдуманной жизни Шопена в современном мире. Польские политики были возмущены сюжетом комикса и запретили его продажу на своей территории. Авторы истории в картинках в ответ заявили, что лишь хотели рассказать немецким детям о культуре Польши в доступной для них форме.
  • В Варшаве установлены 15 «шопеновских» лавочек – они размещены в местах польской столицы, как-либо связанных с великим композитором. Каждая лавка снабжена кнопкой, при нажатии на которую звучат 30-секундные отрывки из разных произведений Шопена.

Ранние годы

Будущий известный польский музыкант родился в небольшой деревне близ Варшавы в 1810 году. Семья Шопенов была интеллигентной и уважаемой: детей с самых юных лет приучали к музыке и литературе.

Про Шопена есть интересный факт: многие сравнивают его с Моцартом. Дело в том, что подобно австрийскому музыканту, Фредерик Шопен начал музицировать и импровизировать с ранних лет. С пятилетнего возраста мальчик влюбился в фортепиано. Начиная с 7 лет он начал брать уроки у известных музыкантов. Вскоре юный Фредерик Шопен превзошел по навыкам многих своих взрослых коллег.

Юноша, благодаря своим изысканным манерам и острому уму, быстро влился в высшее общество. Современники, вспоминают, что композитор вёл себя в обществе как самый настоящий князь.

Интересные факты из жизни Шопена

  1. Любовь к музыке будущий композитор унаследовал от матери, получившей хорошее образование и прекрасно игравшей на фортепиано. Отец Фредерика занимался воспитанием детей польского графа.
  2. Варшавское герцогство, на территории которого родился Шопен, в то время являлось частью Российской империи.
  3. У Фредерика было три сестры, каждая из которых также обладала талантом к творчеству.
  4. Шопен с детства был одержим музыкой: мальчик мог вскочить с постели среди ночи, чтобы подобрать на фортепиано только что сочиненный этюд. Ребенок вообще любил музицировать в темноте, чтобы ничто не отвлекало его от творчества.
  5. Маленькому Шопену из-за длины пальцев никак не удавалось взять на фортепиано некоторые аккорды. Тогда он придумал специальное приспособление для растяжки пальцев – чрезвычайно болезненное, но эффективное, и не расставался с ним даже на время сна.
  6. В детстве Шопен утверждал, что видит духов и призраков умерших родственников. Исследователи его творчества считают, что так проявлялась одна из форм эпилепсии.
  7. Статья о полонезе Шопена, тогда еще ученика начальной школы, была опубликована в одной из варшавских газет. Ее автор называл мальчика настоящим гением и вундеркиндом.
  8. Когда Шопену было 12 лет, он не уступал по мастерству ни одному взрослому польскому пианисту. Музыкант, дававший ему уроки, отказался продолжать обучение мальчика, так как больше ничему не мог его научить.
  9. В 20 лет Шопен начал гастролировать по Европе с концертами и навсегда покинул Варшаву. В том же году в Польше вспыхнуло восстание за независимость, и композитор был полон решимости отправиться на поле боя. Однако раньше, чем он добрался до родины, бунт был подавлен (см. интересные факты о Польше).
  10. У Шопена в течение 10 лет был бурный роман с писательницей Жорж Санд. И сами отношения, и разрыв, которым они закончились, подорвали здоровье музыканта, страдавшего от болезни легких (вероятно, туберкулеза).
  11. Из-за тяжелого расставания с возлюбленной Шопен решил покинуть Париж и уехать в Лондон, чтобы давать там концерты и преподавать. Британская столица с восторгом принимала талантливого композитора, но местный климат окончательно погубил его здоровье. Вернувшись через год в Париж, Шопен умер. Ему было всего 39 лет.
  12. Согласно последней воле Шопена, на его похоронах известные музыканты исполняли «Реквием» Моцарта. Именно этого композитора он считал величайшим из всех (см. интересные факты о Моцарте).
  13. Прах Шопена покоится в Париже, а его сердце, как того и хотел композитор, отправили в Варшаву. Там сердце музыканта вмуровали в одну из колонн церкви Святого Креста.
  14. Музыковеды утверждают, что вальсы Шопена являются своеобразным «дневником» композитора, по характеру которых можно проследить за всей его жизнью.
  15. Поклонниками Шопена были многие его великие современники – например, Ференц Лист, Гектор Берлиоз и Роберт Шуман.
  16. Сам Шопен характеризовал свое творчество одним словом – «Жаль», имея в виду, что его произведения пронизаны печалью и жалобными интонациями.
  17. Именем Шопена назван один из кратеров на Меркурии (см. интересные факты о Меркурии).
Читайте также:
17 интересных фактов о Хью Лори

2. Музыка сквозь боль

Гениальный ум всегда проявляется в разных ипостасях. Будучи совсем юным музыкантом, Шопен не мог брать сложные аккорды, так как его пальцам не хватало растяжки. Тогда мальчик придумал хитроумное приспособление, которое растягивало связки. Оно причиняло ужасную боль, но Шопен носил его постоянно, не снимая даже перед сном.

Расцвет творчества

Фредерик Шопен начал ездить с концертами с 1829 года. Но в 1830 году ему пришлось навсегда покинуть родную Польшу из-за подавления восстания за независимость. Композитор активно поддерживал революционную борьбу, и крах сопротивления стал для него большим ударом, что нашло отражение в его творчестве. В 30-е годы Шопен написал свой знаменитый «Революционный этюд», а также несколько баллад, посвященных Польше.

Но творчество Фредерика Шопена этим не ограничивается. Плодами его активной работы стали многочисленные вальсы, мазурки, ноктюрны, полонезы и прелюдии.

Фредерик Шопен активно занимался преподаванием музыки. Он зарекомендовал себя, как терпеливый и гениальный педагог.

Интересные факты о Шопене для детей

  • Будущий композитор появился на свет 1 марта 1810 года в польской деревне Желязова-Воля. Событие это произошло в семье Николя Шопена, учителя французского и немецкого языков, и Юстине Кшижановской, которая происходила из древнего благородного дворянского рода. Кроме Фредерика в семье было еще три девочки.
  • Первое знакомство Шопена с музыкой произошло благодаря матери. Она была чрезвычайно музыкальна: прекрасно пела и играла на фортепиано.
  • Любовь к музыке у Шопена проявлялась весьма бурно. Музыка буквально захватывала его, и переживание было настолько сильным, что он переставал воспринимать окружающий мир вокруг себя: он мог плакать, вскакивать по ночам с единственной целью – по слуху подобрать впечатлившую его мелодию.
  • Свою первую музыкальную пьесу Шопен написал, когда ему не исполнилось и восьми лет. В одной и варшавских газет вышла по этому поводу заметка. Мальчика называли настоящим гением от музыки и прочили ему великую карьеру, правда, с единственной оговоркой: если бы он родился в Германии или, скажем, во Франции, тогда да, в Польше он не мог привлечь к себе большего внимания.
  • Первым учителем Шопена был выдающийся музыкант Войцех Живный. Их занятия начались, когда Фредерику исполнилось семь лет. К двенадцати годам Шопен не просто хорошо играл на инструменте, как его сверстники, а виртуозно. Преподаватель вынужден был отказаться от дальнейших уроков: ему больше нечему научить своего талантливого ученика.
  • В жизни Шопена удивительных фактов биографии известно немало. К примеру, те, кто знает польский язык, обязательно заметят ошибку в написании фамилии великого композитора. Дело в том, что она (Chopin) написана на французский манер. Почему? Причин называют несколько. Вероятно, из-за профессии главы семейства Шопен, который преподавал французский язык. Кроме того, после периода Наполеоновских войн в Польше было принято, модно восхищаться и подражать всему французскому.
  • Фредерик с детства отличался плохим здоровьем. На вид он был очень хрупким, болезненным мальчиком, организм которого не воспринимал жирную пищу. Он часто кашлял по утрам, страдал сильными головными болями и всё время чувствовал необъяснимое общее недомогание.
  • Впоследствии заработанное состояние позволило Шопену обратиться за помощью к именитым врачам Европы. Но они только разводили руками: врожденная слабость организма привела к неизбежному – туберкулёзу. В то время такая постановка диагноза была равносильна смертельному приговору.
  • Нельзя сказать, что Шопену не везло в личной жизни. Он любил и был любим. Однако, когда говорят о любовных похождениях композитора, вспоминают не первую любовь музыканта – Марию Водзинскую, а последнюю – знаменитую французскую писательницу Жорж Санд.
  • Трудно представить, что могло их привлечь друг в друге. Она – прямая, резкая, энергичная женщина, которая любила быть в центре всеобщего внимания, и нередко шокировала публику фривольным поведением и экстравагантным внешним видом – мужской костюм, высокие сапоги и неизменная сигара в зубах. Он же был полной её полной противоположностью – молодой человек нежного, субтильного телосложения с манерами рыцаря. Их первая встреча на одном из светских вечеров оставила у них весьма неблагоприятное впечатление друг о друге. Шопен высказался кратко, но ёмко: «Что за отвратительная женщина, Жорж Санд?»
  • Но судьба распорядилась иначе. Они влюбились друг в друга и вместе прожили около десяти лет.
Читайте также:
Филипп Македонский - Интересные факты

3. Гений или сумасшедший?

Прислуга считала Шопена сумасшедшим, а все потому, что мальчик имел привычку вскакивать с кровати и бежать к инструменту среди ночи. Шопен болел эпилепсией – недуг сам по себе неприятный, а в случае с Фредериком припадки сопровождались видениями. С композитором разговаривали умершие родственники, и это в лучшем случае, потому что порой вместо родственников появлялись шепчущие угрозы потусторонние существа.

Последние годы

Большая часть исследователей считает, что здоровье Фредерика Шопена подточила совместная жизнь с Жорж Санд (Аврора Дюдеван). Несколько лет пара прожила на Майорке, влажный климат которой очень негативно отразился на композиторе.

Кроме этого, будучи натурой довольной чувствительной, Шопен тяжело переживал конфликты с любимой женщиной и разрыв отношений с ней.

Желание немного сменить обстановку стало для Фредерика Шопена роковым: в 1848 году композитор отправился с концертом в Лондон, где и окончательно посадил своё здоровье. У Шопена обнаружили запущенный туберкулез.

Композитор вернулся в Париж и больше уже не вставал с постели. В октябре 1849 года Фредерика Шопена не стало.

4. «Собачий вальс»

Жорж Санд, с которой Шопен несколько лет находился в близких отношениях, очень любила свою собачку. Однажды она посетовала возлюбленному, что обязательно написала бы про нее песню, если бы могла. Музыкант не оставил просьбу дамы без внимания и написал легкий, задорный вальс под названием «Опус №64» или, как его прозвали ученики Шопена, «Вальс маленькой собачки».

5. Уязвленное самолюбие

Фредерик Шопен был очень ранимым человеком. Часто его душевное равновесие мог нарушить сущий пустяк, особенно если дело касалось любовных дел. Так, помолвка композитора была расторгнута из-за крайне нелепого случая. У Шопена был роман с внучкой знаменитого музыканта и дело шло к свадьбе. Как-то раз Фредерик заглянул к девушке в гости с другом, и дама обратилась к спутнику композитора с предложением присесть раньше, чем к самому Шопену. Оскорбившийся до глубины души музыкант расторгнул помолвку.

6. Шопен на новый лад

Недавно берлинское издательство выпустило комикс под названием «Новый романтик». В нем композитор, который каким-то образом перенесся в XXI век, отправляется на гастроли в тюрьму. Сопровождает композитора бритоголовый парень, не стесняющийся в выражениях. В Польше этот комикс попал под запрет как «вульгарный и непристойный».

7. Марш без автора

Шопен, с младых ногтей не расстававшийся с фортепиано, уже в 10 лет сочинил марш, который посвятил великому князю Константину. Произведение стало весьма популярным, хоть и осталось без подписи автора, и даже звучало на парадах в исполнении военного оркестра. Редакция Uznayvse.ru предлагает вам познакомиться со статьей о самых необычных музыкальных инструментах.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Топ-10 интересных фактов о Фредерике Шопене

Фредерик Франсуа Шопен – великий композитор. Его считают основоположником польской национальной композиторской школы. Он оказал большое влияние на мировую музыку.
Удивительно, но за все годы своего творчества он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, зато преуспел в другом. Его сочинения для фортепьяно до сих пор считают вершиной мирового пианистического искусства.

История жизни композитора, как и его музыка, трогает до глубины души. Фредерик Франсуа был глубоко несчастным человеком. Тяжелая болезнь, несчастная любовь, тоска по Родине…

Если вы являетесь поклонником творчества этого композитора, наша статья будет для вас полезной. Ниже представлен рейтинг интересных фактов про Шопена. Эта информация поможет вам составить более подробную картину его жизни.

10. Тяга к музыке с детства

Фредерик Франсуа с самого детства испытывал сильную тягу к музыке. Это заслуга его матери Теклы Юстины Кшижановская. Молодая женщина имела дворянские корни и получила прекрасное образование. Она охотно учила детей, всему, что знала сама. Французский язык, музыка, пение.

Вскоре Кшижановская заметила, что ее сын обладает уникальными музыкальными способностями. В детстве его сравнивали с Моцартом. Он тоже тонко чувствовал инструмент, свободно импровизировал. Мальчик был очень чувствительным, эмоциональным, музыка порой вызывала у него слезы.

В 5 лет он отыграл свой первый концерт, в 7 сочинил свое первое музыкальное произведение, в 12 стал настоящим пианистом-виртуозом, который во многом превосходил взрослых и опытных музыкантов.

9. Сестры с музыкальными способностями

Кстати, отец Шопена тоже был интеллигентным человеком. Он работал учителем. В семье царила особая атмосфера, способствующая развитию одаренных детей. Неудивительно, что все они тянулись к знаниям.

У Шопена было три сестры, они тоже проявляли отличительные музыкальные способности, но им было далеко до брата, которого называли вундеркиндом и музыкальным гением.

8. Изобрел прибор для растяжки пальцев

Маленький Фредерик настолько любил музыку, что мог часами просиживать у инструмента. Удивительно, ведь дети не обладают усидчивостью. Судя по всему, это был уникальный ребенок.

Шопен сам изобрел прибор для растяжки пальцев, когда у него возникли трудности с некоторыми сложными аккордами. Он носил его всю оставшуюся жизнь, превозмогая боль. Композитор не снимал его даже ночью. Ради музыки он пошел бы еще не на такие жертвы.

Читайте также:
11 интересных фактов о Мусоргском

7. Мерещились духи и покойники

Великие люди, все без исключения, выглядят странными в глазах окружающих. Поведение Шопена тоже отличалось от типичного, стандартного.

Он говорил о том, что видит призраков. Случай, произошедший во время концерта в 1848 году – прямое тому подтверждение. Шопен прекратил играть и покинул сцену, ничего не объясняя. Потом он признался, что за фортепиано сидели странные существа, которые просили его остановить выступление.

Его возлюбленная Жорж Санд тоже поделилась своими воспоминаниями. В 1838 году они отправились в путешествие в Испанию, по дороге остановились в монастыре. Там произошла неприятная ситуация, Фредерика Франсуа мучили видения.

Не так давно ученым удалось выяснить истинную природу галлюцинаций Шопена. Долгое время считалось, что виноват опиум, который употреблял композитор, чтобы заглушить очередной приступ болезни. Другая версия – биполярное психическое расстройство. На самом деле Шопен страдал от эпилепсии, которая и стала причиной появления «духов и покойников».

6. Привык играть в темноте

Эта странная привычка проявилась еще в детстве. Мальчик зачастую вскакивал посреди ночи и бежал к фортепиано, чтобы сыграть приснившееся ему произведение. Впоследствии Шопен не стал от нее отказываться. Он говорил, что только в такой обстановке чувствует вдохновение.

Будучи известным композитором, Федерик Франсуа даже на званых вечерах просил гасить свет.

5. Компьютерная игра «Eternal Sonata», героей – Шопен

«Eternal Sonata» — не первая попытка разработчиков соединить невозможное: видеоигры и классическую музыку. Видимо, таким образом они пытаются приобщить молодое поколению к прекрасному. В качестве главного героя разработчики выбрали Шопена. Ролевая игра позволит окунуться в мир его грез и видений.

Фредерик Франсуа предстает здесь в роли загадочного молодого человека, который должен отыскать лекарство от страшной болезни. Игрокам предстоит провести с ним последние часы его жизни. Игровой мир здесь, не что иное, как воплощение фантазий умирающего Шопена.

Интересный факт: это не единственная компьютерная игра, где Шопен выступает в качестве главного героя. Если вы не любите грустные истории, выбирайте «Frederic: Resurrection of Music». В этой игре Шопен возвращается с того света, чтобы спасти мир музыки от попсы и надоевших лейблов. Будет весело…

4. Привлекательная внешность

Фредерик Франсуа был очень привлекательным. Субтильное телосложение, длинные волосы, голубые глаза – ангел, а не мужчина. При росте 1,76 м он весил всего 48 килограммов. Правда, в те времена женщины обращали внимание не только на мускулы, а Шопен был очень талантливым человеком.

Благодаря музыкальным способностям и ангельской внешности у него образовался большой круг поклонниц, которые с удовольствием посещали каждое его выступление.

3. Любимый композитор – Моцарт

Выше уже было отмечено, что Шопена нередко сравнивали с Моцартом. Для композитора это была высшая похвала, ведь он считал Вольфганга Амадея гением и восхищался его музыкой.

Шопен не любил нарочитость, нетерпение, необузданность. Ошеломляющие эффекты тоже не приводили его в восторг. Именно поэтому творчество Моцарта пришлось ему по душе. Ведь даже сейчас музыка этого композитора считается самым лучшим вариантом для отдыха и снятия стресса, она спокойна и ненавязчива.

Фредерик Франсуа написал завещание, согласно которому на его похоронах исполнили «Реквием» Моцарта.

2. Вальсы Шопена – его дневник

Вальсы Шопена считают «автобиографическим» жанром. Приверженец этой версии – искусствовед Изабелла Хитрик нашла взаимосвязь между реальными событиями, имевшими место в жизни Фредерика Франсуа и этими музыкальными произведениями.

1. Отношения с Жорж Санд

Жорж Санд – это псевдоним французской писательницы, ее настоящее имя Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Мягко говоря, это была экстравагантная женщина. На момент знакомства с Шопеном ей было за тридцать. За плечами женский монастырь, неудачное замужество, роды, побег от мужа.

Фредерик Франсуа был поражен Санд. Она вела себя очень смело, носила мужской костюм, курила. Шопен назвал ее «отвратительной женщиной». Удивительно, но через некоторое время между двумя таким разными людьми вспыхнули настоящие чувства. Они начали тайно встречаться, потом жили вместе.

Шопен был болен туберкулезом, из-за этого влюбленным пришлось пережить много сложных моментов. Подливали масла в огонь дети Жорж Санд. Через 10 лет после знакомства Шопен и Санд расстались. Композитор очень любил эту женщину, он вспомнил ее даже перед смертью. Шопен сказал такие слова: «Она обещала, что я умру в ее объятьях»…

Фредерик Шопен: некоторые факты из жизни гения

Выдающийся польский композитор Фридерик Шопен родился 1 марта (22 февраля по старому стилю) 1810 г. недалеко от Варшавы. В селе, где он жил в детстве и где впоследствии часто проводил лето, Фридерик увлекся народными песнями и танцами. Это увлечение оказало большое влияние на его творчество.

Заниматься музыкой Шопен начал довольно рано. Когда ему было всего восемь лет, он уже концертировал и имел большую популярность в Варшаве. В это время были напечатаны первые его произведения.

В 1826 г. Фридерик поступил в консерваторию по классу композиции. К тому времени он уже был пианистом-виртуозом. Успехи Шопена по композиции были настолько выразительными, что его учитель, выдающийся польский музыкант Эльснер, написал о способности ученика: “Безусловно музыкальный гений”.

Осенью 1830 г. композитор уехал сначала в Вену, а вскоре – в Париж. В столице Франции он вынужден был прожить эмигрантом остаток своей жизни, потому что польское восстание 1831 г. навсегда перечеркнуло его надежды вернуться в Варшаву. Эта вынужденная оторванность от родины стала душевной трагедией Шопена и, безусловно, оказала влияние на его творчество. В Париже композитор быстро получил славу. Он много концертировал, его приглашали в салоны парижской знати.

Читайте также:
17 интересных фактов о Максиме Горьком

Фридерик Шопен прожил не слишком длинную, но очень яркую жизнь. Свидетельством этому – и те несколько фактов, которые мы предоставляем ниже.

– Еще будучи ребенком, Фридерик привык играть в темноте. Садясь за фортепиано, он непременно гасил свечи. Только так мальчик мог настроиться на нужный лад. Эту привычку он пронес через всю жизнь. Даже играя в гостях, Шопен просил погасить свет в комнате.

– Учась играть, будущий виртуоз очень полюбил некоторые аккорды, но его детские пальцы еще не могли их брать. Тогда мальчик решил растянуть свои пальцы и даже придумал для этого приспособление. Оно наносило достаточно сильную боль. Несмотря на это, юный пианист носил его постоянно, не снимая даже ночью.

– Прислуга, которая жила в доме Шопена, была уверена, что мальчик сошел с ума. По ночам он срывался и бежал к фортепиано, чтобы играть. Уже позже сам Шопен стал жаловаться на здоровье. Великий композитор страдал эпилепсией. Болезнь сопровождалась видениями. К Шопену приходили умершие родственники, а, иногда, другие духи, которые угрожали ему. В одном из своих писем он писал, что увидел в чреве своего фортепиано неких “проклятых тварей”.

– В возрасте 10 лет Шопен написал марш, посвященный великому князю Константину, который был напечатан, правда, без имени автора, но несколько раз выполнялся военным оркестром.

– Известное всем произведение “Собачий вальс” тоже написал Шопен. В его любимой Жорж Санд была собачка, с которой писательница любила играть. Однажды женщина сказала, что если бы умела, то обязательно придумала бы песню о своем четвероногом друге. Желание возлюбленной – закон. Шопен составляет замечательный вальс (опус № 64), который друзья и ученики прозвали “Вальс маленькой собачки”.

– Композитор был очень чувствительным к приключениям, связанных с женщинами. Так, его помолвка была расторгнута из-за пустяка. Шопен был влюблен в внучку одного знаменитого музыканта и даже думал жениться. Но его чувство подверглось испытанию. Однажды Фридерик пришел в гости к любимой с другом. Девушка предложила другу жениха сесть раньше, чем ему самому. Возмущенный, он не вынес подобной обиды и передумал жениться.

– Однажды Шопен на вопрос, каким словом определяется главное настроение всех его музыкальных произведений ответил, что в его родном языке есть такое слово – “жаль” (zal). И в нем скрыта целая гамма чувств “от жалобы и жалости к ненависти” от “скорби” до “накипающей в глубине сердца неумолимой угрозы” – “жаль” окрашивает все творения композитора.

– Шопен получил громкую славу еще при жизни – перед ним преклонялись артисты, поэты, музыканты (Лист, Шуман, Мендельсон, Берлиоз, Гейне, Мицкевич, Делакруа), выражая публично свое бескрайнее восхищение. Шопен – основной композитор в репертуаре ведущих пианистов мира. Его не устают переиздавать самые большие звукозаписывающие компании, его именем называют аэропорты, улицы городов, небесные светила, музыкальные фестивали и конкурсы.

– Десять лет Шопен страстно любил французскую писательницу Жорж Санд, которая имела независимый, сильный характер. Эпатажная, красивая и талантливая женщина любила шокировать публику (курила трубку, носила мужскую одежду и меняла любовников быстрее чем носовые платки). Они познакомились в Ференца Листа, Санд произвела на нежного, изящного Шопена отталкивающее впечатление: “Какая малоприятная женщина – эта Санд! Да и женщина ли это вообще, я склонен в этом усомниться!”, – жаловался он своему другу Листу. Кто бы мог подумать, что через 10 лет разрыв с “малоприятной женщиной” сведет Шопена в могилу.

– Последний год жизни композитор, потрясенный разрывом с Жорж Санд, не мог писать музыку. Письма Шопена к друзьям поражают своей безысходностью: “Я ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии – совсем перестал что-либо чувствовать – только прозябаю и жду, чтобы это поскорее закончилось”. 16 ноября 1848 г. в Лондоне Фридерик Шопен дал свой последний концерт. Единственное произведение, которое закончил Фридерик перед смертью, была мазурка фа минор, но сыграть ее, обессиленный переживаниями и заостренной болезнью легких, уже не смог. Он лишь записал ее на бумаге, а 17 октября 1849 г. в Париже, в возрасте 39 лет великий польский композитор, пианист-виртуоз, педагог Фридерик Франсуа Шопен умер на руках своей сестры Людвиги.

Мир потерял музыкального гения – автора 2 концертов, 3 сонат, фантазии, 4 баллад, 4 скерцо и бесчисленного количества других музыкальных произведений.

Сказать, что музыкальный мир скорбел – мало. Музыкальный мир рыдал, провожая гения в последний путь. За гробом шли тысячи людей.

И хотя тело осталось на французской земле (кладбище Пер-Лашез), сердце композитора было отдано Родине – оно замуровано в колонну церкви Святого Креста в Варшаве.

В Париже (парк Монсо) в 1906 году было установлено удивительный своей нежной трагичностью мраморный памятник Фридерику Шопену: сидит за пианино композитор, играет похоронный марш; у его ног плачет девушка, закрывает от боли лицо, скорбный ангел посыпает их цветами (см. фото).

Похоронный марш Шопена признан вершиной для произведений этого жанра. Он занял особое место не только в музыке, но и во всей жизни человечества. По мнению музыкантов, совершенное передать чувства скорби на языке звуков просто невозможно.

100 лет на лучших балетных сценах идет “Шопениана”. Создатель шедевра – Михаил Фокин. 26-летний хореограф, взяв пять произведений Фридерика Шопена (полонез, ноктюрн, мазурку, тарантеллу и седьмой знаменитый вальс), поставил спектакль для благотворительного вечера в Петербурге, который состоялся в начале прошлого века. В Большом театре под вечную музыку Шопена захватывали публику выдающиеся артисты – Галина Уланова, Наталья Бессмертнова, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Ананиашвили, Марис Лиепа, Александр Годунов и Алексей Фадеечев.

Читайте также:
19 интересных фактов из жизни Цезаря

Шопен писал вальсы в течении своей короткой жизни – этот жанр один из самых любимых в нежного, печального композитора. Первый вальс он написал в 1827 году, ему было 17 лет, а два последних – за год до смерти.
Борис Пастернак так написал о Шопене: «Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием”.

В отделе социально-экономической и художественной литературы Научно-технической библиотеки им. Г.И.Денисенка НТУУ “КПИ” (абонемент № 4, пятый этаж библиотеки) сохраняется много интересных литературно-художественных произведений, посвященных истории жизни и творческой деятельности выдающегося польского композитора, и все желающие могут с ними ознакомиться. Перечень изданий предлагаем.

Произведения, посвященные Фридерику Шопену в фонде НТБ НТУУ “КПИ”

Интересные факты про Фредерика Шопена – информация о жизни и творчестве композитора

Краткая биография

Основные вехи биографии Шопена можно изложить очень кратко. На первый взгляд, ничего необычного в ней нет:

  1. Родился Фредерик 1 марта 1810 года в польском местечке Желязова-Воля.
  2. Его отец, француз Николай Шопен, преподавал в местной школе французский и немецкий языки. Мать, полька Юстина Кшижановская, была наследницей благородного дворянского рода.
  3. Музыкальные способности Фредерика проявились очень рано — с четырех лет он играл на пианино и импровизировал, в 7 написал первую пьесу, а в 19 начал концертировать по Европе, исполняя собственные произведения.
  4. В юности покинул родную Польшу, жил в Париже, на Майорке, потом поселился в Лондоне.
  5. Умер в возрасте 39 лет в Париже, где и был похоронен.

Но жизнь не так проста и суха, как строки биографии. Она у Шопена была просто насыщена интересными и удивительными историями. Некоторые интересные факты из жизни Шопена приведут в изумление тех, кто интересуется его биографией.

Юный гений

Вся семья Шопена была очень музыкальна. Мать прекрасно играла на фортепиано и пела. Три его сестры тоже увлекались музыкой. Но юный Фредерик превзошел всех — в 5 лет он не только играл, но и умел удивительно импровизировать. В 7 лет сочинил марш, который и сейчас играют военные оркестры в Польше. Варшавские газеты писали, что в стране появился настоящий музыкальный гений, и прочили ему великую будущность.

Маленький Фредерик страдал одной из форм эпилепсии. Припадки сопровождались зловещими видениями. Мальчику казалось, что к нему приходят то умершие родственники, то какие мерзкие чудовища… Но чаще по ночам у него в голове рождалась музыка. И тогда он вскакивал с постели и босой бежал к пианино, чтобы немедленно подобрать приснившуюся мелодию. Прислуга настороженно относилась к ребенку, считая его сумасшедшим.

Ночь была для Шопена временем вдохновения. Чтобы настроиться на нужную волну, он обязательно гасил свечи и играл в полной темноте. Эта привычка осталась на всю жизнь. Даже во время выступлений на публике он просил приглушить свет на сцене.

Насколько талантлив был Фредерик, настолько он был слаб и болезнен. Кроме эпилепсии его донимали сильные головные боли, кашель, не проходящий по утрам, общая слабость. Будучи уже взрослым, он смог позволить себе обследоваться у лучших врачей Европы. Но и они помочь ему ничем не смогли. Низкая сопротивляемость организма в итоге привела к туберкулезу, который в те времена лечить не умели.

Когда Шопену исполнилось 7 лет, родители пригласили известного музыканта и талантливого педагога по классу фортепиано Войцеха Живного для занятий с ребенком. Старательный ученик делал невероятные успехи, и уже в 12 лет он играл настолько виртуозно, что Живный вынужден был отказаться от дальнейших занятий. По его словам, ему больше нечему было учить мальчика.

Маленькие ручки Фредерика не могли брать некоторые аккорды на фортепиано, не хватало растяжки и длины пальчиков. Тогда он сам придумал довольно мучительное приспособление для растяжки кистей рук. Носить его было неудобно и больно, но целеустремленный ребенок даже спал с этими приборами на ручках.

Прощай, Польша

В 19 лет Шопен был уже очень знаменит и ездил с концертами по всей Европе. Играл он только собственные музыкальные произведения.

В 1819 году в Польше активизировалось движение за восстановление Речи Посполитой и ее выход из-под власти Российской империи. Композитор любил свою страну, поддерживал ее стремление к независимости, был связан со многими революционерами. В это время он написал известный «Революционный этюд» и посвященные Польше баллады.

Когда в 1830 году началось восстание, Шопен прервал свою концертную деятельность и вернулся на родину, чтобы поддержать восставших.

Как известно, восстание было подавлено, а Фредерику пришлось навсегда покинуть страну. С тех пор местом его жительства стал Париж.

Любовь и смерть

В детстве Фредерик получил очень хорошее воспитание. Его аристократические манеры, живой ум, привлекательная внешность, несомненная гениальность делали его желанным гостем в самых высоких кругах общества. Он нравился женщинам, но чрезмерная щепетильность и ранимость нередко осложняли ему жизнь.

Первым серьезным увлечением Шопена была Мария Водзиньская. Красивая девушка из обеспеченной польской семьи также была влюблена в талантливого молодого человека. Однако ее родители сочли Шопена недостаточно обеспеченным, поэтому помолвка была расторгнута.

Следующая помолвка сорвалась крайне нелепо из-за повышенной обидчивости музыканта. Он пришел к своей девушке (дело уже шло к свадьбе) с другом, а она предложила первым сесть приятелю. Шопен до того обиделся, что сам разорвал помолвку.

Читайте также:
18 интересных фактов о Всеволоде Гаршине

На одной из аристократических вечеринок он познакомился с известной французской писательницей Жорж Санд (настоящее имя — Амандина Аврора Люсиль Дюпен). Экстравагантная женщина в мужском костюме и сапогах, всегда с сигаретой во рту, властная, резкая — типичная представительница феминизма. Она очень не понравилась Шопену, о чем он высказался очень конкретно: «Что за отвратительная женщина Жорж Санд?».

Кто бы мог подумать, что впереди их ждет десять лет непростой любви, во время которых будут созданы самые яркие музыкальные творения композитора. Жорж Санд сразу почувствовала и оценила тонкость натуры Шопена. На одной из следующих вечеринок она прислала ему короткую записку: «Преклоняюсь перед вами. Ж. С.». Эта записка хранилась в альбоме композитора до конца жизни.

Влюбленные стали встречаться, а потом и жить семьей вместе с двумя детьми Жорж Санд. В конце 1838 года они уехали на Майорку в надежде, что мягкий климат острова поможет Фредерику справиться с приступами кашля, которые становились все сильнее. Но там ему стало только хуже, поэтому они вернулись в Париж. Здесь произошел окончательный разрыв их отношений, которые и прежде не были простыми и лучезарными. Два гения в одной семье — слишком много для спокойной семейной жизни.

Шопен тяжело переживал разрыв с любимой. Чтобы сменить обстановку, он уехал с концертами в Лондон. Сырой и холодный климат Англии окончательно подорвал его здоровье.

Через год, больной и разбитый, он вернулся в Париж. Но встать с постели Шопену было не суждено. 5 октября 1849 года великого композитора не стало. Ему было всего 39 лет.

Похоронили его в Париже на известном кладбище Пер-Лашез. Сердце Шопена, которое всегда принадлежало Польше, согласно завещанию, было замуровано в колонне храма Святого Креста в Варшаве.

Жизнь композитора продолжается

Гении не уходят из жизни насовсем. Музыкальные произведения Шопена, ставшие классикой мировой культуры, продолжают звучать для нас. Композитора любят и чтят не только на его родине, но и во всем мире. По этому поводу нужно вспомнить еще несколько коротких, но интересных фактов о Шопене:

  • «Собачий вальс», он же «Опус 64», был написан по просьбе Жорж Санд и посвящен ее любимой маленькой собачке, которая, по ее мнению, была достойна собственного музыкального опуса;
  • свой стиль в музыке Шопену помогли найти польские народные мелодии и музыка Моцарта;
  • музыкальные критики считают, что вальсы — это своеобразный дневник пианиста, все этапы его короткой жизни отражены в них;
  • кроме вальсов им написаны многочисленные мазурки, полонезы, ноктюрны, фантазии и баллады;
  • в 2010 году в Варшаве был открыт музей Шопена, где можно узнать много интересных фактов из жизни композитора;
  • там же поставлены «шопеновские» лавочки (15 штук), на каждой из них при нажатии кнопки звучит отрывок какого-либо произведения великого композитора;
  • имя Шопена носят аэропорт и университет в польской столице, а также один из кратеров на Меркурии;
  • каждые пять лет в Польше организуются шопеновские фестивали.

О своем творчестве Шопен сказал очень кратко: «Жаль…». Очевидно, он имел в виду грустный элегический характер своих произведений. Но как жаль, что жизнь этого гениального музыканта оборвалась так рано.

Укрощение рутины: распорядок дня великих людей

Как знаменитые писатели и учёные создавали свою повседневность, балансировали между работой и отдыхом и находили источники творческого вдохновения.

В 1912 г. некий Франц Кафка, служащий одной пражской страховой компании, писал своей невесте Фелиции Бауэр: «Времени у меня в обрез, сил мало, работа моя — ужас, а дома донимает шум, вот и приходится выкручиваться путем всевозможных уловок, раз уж хорошей и прямой жизни всё равно не получилось». Служба в конторе, прогулки по городу в одиночестве или с Максом Бродом, ужин с семьёй, непрестанные попытки выкроить время для сосредоточенной работы, ночью — не всегда успешные попытки заснуть.

Читайте также :

Всё это и составляет распорядок дня — повседневность, в которой каждый из нас вынужден жить и работать. Основу повседневной жизни составляют привычки и обряды, которые мы можем позаимствовать у других или изобрести самостоятельно. «Великие люди» справлялись с теми же трудностями, что и мы с вами, как бы нам иногда ни хотелось вознести их над рутиной и бытом.

Книга Мейсона Карри «Режим гения: Распорядок дня великих людей» может подсказать некоторые ответы на эти и другие вопросы. В ней собраны факты о 161 известных писателях, художниках, учёных и философах — от Иммануила Канта до Умберто Эко и Вуди Аллена.

На основе этой книги и инфографики от Info we trust мы расскажем о некоторых способах организации своего повседневного быта и таких его аспектах, как сон, еда, отдых, развлечения и самое главное — работа.

1. Сон

За свою жизнь любой человек изобретает свой способ «приручения» повседневности. Способы эти могут быть бесконечно разнообразны: что подходит одному, у другого вызовет в лучшем случае недоумение. Гюстав Флобер, к примеру, мог писать только ночью: днём его отвлекал от работы малейший шум. Гюнтер Грасс бы на это ответил: «Ночью писать нельзя, пишется вдохновенно, а когда утром перечитаешь, никуда не годится. Я приступаю к работе только при дневном свете».

Читайте также :

Современный американский писатель Николсон Бейкер придумал способ вместить целых два утра в один день: «Обычный мой день начинается с того, что я просыпаюсь в четыре или в полпятого. Я что-то пишу, иногда пью кофе, иногда обхожусь без него. Пишу примерно полтора часа, и тут меня смаривает сон. Тогда я возвращаюсь в постель и просыпаюсь около половины девятого».

Читайте также:
16 интересных фактов о Вивальди

Психолог-бихевиорист Френсис Скиннер завёл себе привычку просыпаться среди ночи на час-полтора и работать:

У меня под рукой доска для письма, блокнот и карандаш, на доске закреплен небольшой фонарик — можно делать ночью заметки. На бессонницу я не жалуюсь, этот час среди ночи идёт на пользу, и я получаю от него удовольствие. Сплю я один.

Многие творческие люди испытывали проблемы со сном. К примеру, Уильям Джеймс долгое время вынужден был усыплять себя хлороформом, Ференц Лист по ночам беспокойно расхаживал по комнате и пытался сочинять музыку, Чарльз Дарвин мог ещё долгое время размышлять над какой-то научной проблемой, забравшись в кровать.

Некоторые находили традиционный режим сна для себя неудобным или недостаточно эффективным. Американский архитектор и изобретатель Бакминстер Фуллер придумал для себя особую схему «высокочастотного» сна: он засыпал на короткое время в течение дня, почувствовав усталость, а затем снова возвращался к работе. Как отмечает его биограф Дж. Болдуин, Фуллер «пугал наблюдателей, погружаясь в сон за считанные мгновения, как будто нажимал на кнопку выключателя у себя в голове. Это происходило так быстро, что больше походило на какой-то припадок».

А вот Рене Декарт спал каждый день по десять-одиннадцать часов и позволял себе «поблуждать по лесам, садам и заколдованным замкам», где вкушал «все мыслимые радости». Некоторая расслабленность и праздность, по его мнению, для хорошей работы ума просто необходима.

2. Еда и стимуляторы

Многие художники и мыслители предпочитали скудную и лёгкую пищу: Пикассо, к примеру, ел только овощи, рыбу, рис и виноград. А вот Фрэнсис Бэкон устраивал по две-три пышные трапезы в день и выпивал до полудюжины бутылок вина. Его работе это отнюдь не мешало: «Мне нравится работать с бодуна, потому что мозг так и прыщет энергией и все мысли как никогда отчётливы».

Оноре де Бальзак за день употреблял до 50 чашек крепчайшего кофе, чтобы поддерживать нужный запас энергии. Уистен Хью Оден вдобавок к этому ежедневно принимал амфетамины и называл свой постоянный рацион — алкоголь, кофе, табак и амфетамины — «сберегающими труд принадлежностями».

Табак вообще можно назвать одним из самых распространённых стимуляторов. Зигмунд Фрейд, куривший почти всю свою жизнь, даже сетовал на своего семнадцатилетнего племянника, который отказался от сигареты:

Мой мальчик, курение — одно из величайших и притом дешёвых удовольствий в этой жизни, и если ты решил отказаться от курения, мне тебя жаль.

Богемный образ жизни, которого часто придерживаются творческие люди, делает их более склонными к выпивке и наркотикам. Но и здесь есть свои исключения. К примеру, Ингмар Бергман всегда работал трезвым, и даже запойный алкоголик Фрэнсис Скотт Фицджеральд в поздние годы признавал: «Мне становилось всё яснее, что точное выстраивание длинной повести, а также тонкое восприятие и суждение во время редактирования не совместимы с выпивкой».

Здесь можно вспомнить знаменитое высказывание Эрнеста Хемингуэя: «Пиши пьяным, редактируй трезвым». Для некоторых видов творчества неплохо подходит лёгкое опьянение, но для других требуется ясный и спокойный ум. В этом случае лучше выпить просто зелёного чая.

3. Отдых

Своевременный отдых для творчества не менее важен, чем сосредоточенность. Очень легко увлечься какой-то очередной проблемой или вопросом, потерять счёт времени и «выгореть», выйдя из строя на следующие пару дней. Но и отдыхать тоже можно по-разному.

Читайте также :

Игорь Стравинский, когда работа не шла, делал стойку на голове, Бетховен после обеда выходил на долгую прогулку, которая занимала почти весь остаток дня, ещё один любитель прогулок Сёрен Кьеркегор в перерывах между работой обошёл весь Копенгаген, Бенджамин Франклин утром около часа принимал воздушные ванны, а затем ещё какое-то время дремал.

Как и все мы, «великие» тоже страдали от недостатка собранности и тоже прокрастинировали. Проблема прокрастинации очень беспокоила, к примеру, Уильяма Джеймса. Он был университетским профессором и часто откладывал подготовку лекций на последний момент, о чём писал с немалой долей иронии:

Мне хорошо знаком человек, который будет подолгу ворошить огонь, расставлять стулья, подбирать пушинки с пола, что-то перекладывать у себя на столе, шуршать газетой, доставать с полки и раскрывать первую попавшуюся книгу, полировать ногти и всеми способами разбазаривать утро — и всё это безо всякой цели, только бы не приниматься за то единственное дело, которое назначено на это утро и которое внушает ему отвращение, — за подготовку дневной лекции по формальной логике.

Для многих интеллектуалов, ведущих светский образ жизни, отдых сводится к ночным кутежам, приёмам гостей, прогулкам по ресторанам и барам. Но существуют и менее утомительные способы отдохнуть. К примеру, Френсис Бэкон, чтобы расслабиться, читал перед сном кулинарные книги, Вуди Аллен иногда по нескольку раз в день принимает душ, чтобы отвлечься от работы, а Дэвид Линч практикует трансцендентальную медитацию.

4. Работа

Для того, кто полностью отдаётся своему делу, работа — то, что придаёт жизни смысл. Только ради неё и необходимо всё остальное. Поэтому даже самый творческий труд связан с дисциплиной и жёстким самоограничением сродни аскетическому. Флобер в период работы над «Госпожой Бовари» писал об этом так:

Читайте также:
19 интересных фактов о Черчилле

«Я люблю свою работу неистовой и странной любовью, как аскет власяницу, которая терзает его живот… Временами, когда я чувствую себя опустошённым, когда выражение не складывается, когда, исписав столько страниц, обнаруживаю, что нет ни одной готовой фразы, я падаю на диван и лежу там, отупев от безнадёжной тоски. Я ненавижу себя и корю за безумную гордыню, из-за которой задыхаюсь в погоне за химерой. Четверть часа спустя все меняется, сердце бьется от счастья».

Читайте также :

Реальная жизнь писателя или художника редко напоминает романтические представления о боговдохновенном поэте-творце, ждущего вдохновения. Прежде всего важен каждодневный труд, а вдохновение где-нибудь найдётся. Генри Миллер, писатель, которого трудно заподозрить в излишнем аскетизме, писал: «Чтобы сохранить эти моменты истинного озарения, требуется строгая дисциплина». Сходным образом выражается Бернард Маламуд: «Дисциплина — вещь необходимая. Если ради искусства нужно держать себя в строгости, так держите себя в строгости».

Эрнест Хемингуэй всегда начинал писать около шести утра, и, проработав до полудня, останавливался:

Когда заканчиваешь, чувствуешь себя опустошенным, но не пустым, а вновь заполняющимся, словно занимался любовью с любимым человеком. Ничто тебя не заденет, ничто не случится, ничему не придаёшь особого значения — ждёшь следующего дня, когда сможешь вернуться к этому. Труднее всего справиться с ожиданием следующего дня. Это труднее всего.

Многие писатели устанавливали для себя минимальный допустимый предел написанного за день. Даже если половину потом придётся вычеркнуть или переписать, сам процесс работы с текстом совершенно необходим. Художник Чак Клоуз хорошо суммирует эту более приземлённую и трезвую точку зрения на творчество: «Вдохновение для дилетантов, а мы, профессионалы, просто начинаем работать».

Жизнь писателей, художников, интеллектуалов и учёных, как и жизнь большинства из нас, балансирует между порядком и хаосом. Детальная регламентация также опасна, как полная свобода, продуманные планы постоянно нарушаются, уверенность в себе иногда покидает в самый неподходящий момент, а творческий процесс часто сковывает рутина.

«Приручить» рутину, сделать свой распорядок дня оптимальным для своего дела и выбранного образа жизни — задача, с которой каждый справляется по-своему. Здесь нет готовых рецептов. Но хотя бы есть репертуар действий и образцов, которые можно использовать для создания собственного режима повседневности.

В оформлении статьи использован кадр из фильма «Амадей» (1984).

Распорядок дня гениев

Почти в любой книге, посвященной тайм-менеджменту, найдется глава про составление режима дня. От этого действительно зависит эффективность управления временем. Но какие-либо жесткие рамки здесь – не всегда канон. Мейсон Карри, автор книги «Режим гения», решил посмотреть, как с этим обстояли дела у признанных гениев: ученых, писателей, композиторов и политиков. И выяснил, как они проводили свои дни.

Вольфганг Амадей Моцарт

В 25 лет Моцарт решил жить в Вене в качестве свободного музыканта и композитора. Именно в этот период он достиг наибольших творческих успехов. Вместе с тем, чтобы прокормиться, ему приходилось работать учителем музыки, давать концерты и посещать приемы знатных покровителей. Все это требовало очень много времени.

Моцарт вставал в 6 утра, с 7 до 9 занимался сочинением музыки. До 13:00 он давал уроки музыки, а затем обедал – сам или на званых обедах. Вечером он выступал на концертах и посещал свою возлюбленную. И лишь с 23:00 до 01:00 композитор снова занимался сочинительством.

Бенджамин Франклин

Отец-основатель США был большим любителем структурированных планов и распорядков, хотя в жизни имел значительные проблемы с порядком в вещах и бумагах. Тем не менее, благодаря своему знаменитому «плану Франклина», по которому он воспитывал в себе те или иные добродетели, политик достиг больших высот в самодисциплине. Вот как выглядел его ежедневный распорядок.

Франклин вставал в 5 утра и последующие 2 часа отводил на утренний туалет, молитву, планирование текущего дня и исследования. С 7до 8 он завтракал, а потом работал до 11 часов. С 12 до 14 он занимался чтением или просмотром отчетов, а также обедал, а потом снова работал до 17:00. Вечер он тратил на чтение, музыку, другие развлечения, а также беседы с друзьями и отходил ко сну в 22:00.

Зигмунд Фрейд

Основоположник теории психоанализа был чрезвычайно трудолюбивым человеком. Он вставал в 7 утра, завтракал и принимал цирюльника, который подстригал ему бороду. Через час он уже принимал пациентов, заканчивая работу в 13:00, когда ему подавали обед. После трапезы Фрейд отправлялся на прогулку, по пути покупая сигары или посещая своего издателя. С 15:00 он снова принимал пациентов, что иногда затягивалось до 9 вечера. Ужинал с семьей, и затем выходил на прогулку, играл карты или посещал кафе, где читал газеты. Наконец, оставшееся время он проводил в кабинете: читал и писал статьи для научных журналов. Спать Зигмунд Фрейд ложился в час-два ночи.

Каждый год он отправлялся с семьей на 3-месячные каникулы в горы, где отдыхал, занимался рыбалкой, сбором грибов и ягод.

Умберто Эко

«Правил нет» – именно так охарактеризовал свой распорядок сам писатель. По крайней мере, это касается его жизни в городе. Иной раз Эко мог работать сутки напролет, прерываясь лишь на короткие перекусы сэндвичем. Лишь на даче, где никто его не тревожил, складывался определенный распорядок. Утро начиналось с просмотра электронной почты, затем была работа до полудня. После этого Эко направлялся в деревню, чтобы посидеть в баре и почитать газету. По возвращению он смотрел телевизор или DVD до 11 часов вечера, а затем еще немного работал до часу-двух ночи.

Читайте также:
Караваджо - Интересные факты из жизни

Никола Тесла

Будучи подмастерьем под начальством Томаса Эдисона, Тесла проявлял чудеса трудолюбия – его рабочий день начинался в 10:30 и заканчивался в 5:00 следующего дня.

Позже, когда он основал свою собственную компанию, изобретатель несколько изменил свои привычки, хотя и сохранил былую продуктивность. Теперь он являлся в рабочий кабинет к полудню и работал по обыкновению до полуночи, прерываясь лишь на ужин в 20:00.

Альберт Эйнштейн

Расписание великого физика было куда проще его теорий. С 9 до 10 утра он завтракал и читал газеты. Затем отправлялся на работу – в хорошую погоду пешком, в плохую – на машине. Работал Эйнштейн до 13:00, а к половине второго возвращался домой, где и обедал. После чего продолжал заниматься делами уже в своем кабинете, а также принимал гостей и разбирал корреспонденцию. В 18:30 ученый ужинал и затем вновь продолжал работу.

Айн Рэнд

Если большинство описываемых нами гениев отличались высокой продуктивностью и могли спать всего несколько часов в день, то у Айн Рэнд ситуация была иной – она страдала от синдрома хронической усталости. Первую часть трилогии «Источник» она писала в течение нескольких лет. Когда писательница обратилась к врачу, тот посоветовал ей новый препарат из группы амфетаминов – бензедрин. Это сработало – роман был дописан за год. Все это время она трудилась и днем и ночью, делая лишь небольшие перерывы на отдых – короткий сон прямо в одежде. Еду ей готовил муж, с ним же она обсуждала свои произведения.
Всю свою последующую жизнь она употребляла амфетамины, что значительно ухудшило ее здоровье.

Стивен Кинг

В отличие от Умберто Эко, Кинг чрезвычайно дисциплинированный писатель. Он поставил себе цель – ежедневно, вне зависимости от обстоятельств писать 2000 слов. Однако назвать его трудоголиком нельзя. Стивен берется за работу в 8-8:30 и справляется со своей нормой до половины двенадцатого, хотя иногда задерживается и до 3-х часов пополудни. Весь оставшийся день Кинг проводит в свободном режиме – разбирает почту, читает, смотрит телевизор, проводит время с семьей или друзьями.

Рене Декарт

В жизни (и, соответственно, в расписании) ученого было два основных периода. В первый из них он жил в довольно свободном режиме. Спал Декарт по 10 часов, а потом еще лежал в постели часов до 11-12, предаваясь размышлениям и делая заметки. Именно этот промежуток полудремы он считал наиболее продуктивным. На этом его интеллектуальная деятельность завершалась. Остаток дня он посвящал приемам пищи, разбору писем и прогулкам или беседам с друзьями.

Второй период начался, когда философ поступил на службу ко двору шведской королевы, для которой должен был выполнять функции наставника. Однако оказалось, что уроки назначены на 5 утра. Это было катастрофой для Декарта, тем не менее, ему пришлось покориться. Но уже через месяц жизни по такому графику он заболел и умер.

Томас Манн

Стереотип про педантичных немцев очень ярко прослеживается в жизни этого писателя, лауреата Нобелевской премии. Каждый день он вставал ровно в 8:00, пил кофе и принимал ванну. С 8:30 до 9:00 он завтракал, а затем отправлялся в свой кабинет, закрываясь там на замок. В это время строжайше запрещалось тревожить его кому бы то ни было, по любому поводу. Томас работал до полудня, именно эти часы он считал наиболее продуктивными. Все что не успевал, он переносил на следующий день. Там же, в кабинете, он обедал и курил сигару. До 4-х часов писатель сидел на диване и читал, а затем спал до 17:00. После этого он пил чай с семьей и разбирал корреспонденцию, писал статьи и рецензии. Перед ужином, который подавали в 20:00, он совершал прогулку. Остаток вечера принимал гостей или же проводил время с женой, читая или слушая граммофонные пластинки.

Френсис Скотт Фицджеральд

Свой первый роман Фицджеральд написал во время службы в армии, проявляя чудеса самодисциплины. Он трудился во время занятий, пряча листы бумаги за учебником. Когда же уловка была раскрыта, ему пришлось работать по выходным, с 13:00 до 24:00 в субботу и с 6:00 до 18:00 в воскресенье. Рукопись на 120 000 слов была готова всего через 3 месяца.

Однако после отставки гражданская жизнь внесла значительные коррективы в его творчество. Теперь он вставал не раньше 11:00, а за работу брался только в 5 пополудни, и писал с перерывами до половины четвертого утра. В некоторые же дни он не работал, а развлекался вместе с женой в местных барах.

Луи Армстронг

Распорядок великого музыканта был довольно беспорядочен – ведь его жизнь проходила в постоянных поездках и концертах. Так что какой-либо особый режим у него отсутствовал. Были лишь ежедневные ритуалы, которые многим (особенно его врачам) казались странными причудами. Он приезжал на выступление за 2 часа, уже одетый, и дожидался начала в гримерной, «подготавливаясь» весьма специфическими средствами: глицерином и медом для смазки труб, принимал маалокс от боли в желудке и обрабатывал губы мазью от хронических трещин.

Луи никогда не обедал перед концертом, но не отказывался от ужина, причем чаще всего делал это в одиночку, по окончанию выкуривая сигарету из марихуаны. Затем он работал с корреспонденцией. Армстронг страдал бессонницей, поэтому засыпал под музыку, а также принимал сильнодействующее слабительное, которое считал лекарством от всех болезней.

Читайте также:
23 интересных факта о Брюсе Уиллисе

Резюме

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что единого рецепта эффективного распорядка дня нет. У каждого свой путь. Кто-то предпочитает ранний подъем, а кто-то работает по ночам. Кто-то любит строгий график, а кто-то генерирует идеи в кафе или в лифте. Лучший распорядок дня – тот, который наиболее соответствует вашим физическим и психологическим особенностям – а значит, позволяет быть максимально продуктивным. Найти его – и есть ваша главная задача, путь к которой только один – эксперимент. Попробуйте различные варианты и просто занимайтесь любимым делом в наиболее подходящее время – именно так и поступали гении.

Берем пример: как выглядит распорядок дня известных личностей

У великих людей всегда есть чему поучиться.

Успех — это не везение или счастливое стечение обстоятельств, а упорный труд и правильно выстроенный тайм-менеджмент. Любой известный человек придерживается четкого плана, в котором прописан почти каждый шаг. И это действительно помогает грамотно управлять временем.

Мечтаете организовать свой распорядок дня? Тогда вдохновляйтесь расписаниями успешных личностей — спортсменов, бизнесменов, музыкантов, журналистов и писателей. Некоторые пункты из их распорядков дня стоит взять на заметку.

Опра Уинфри, телеведущая, актриса, ведущая ток-шоу «Шоу Опры Уинфри»

7:10: подъем.

8:00: прогулка с собаками.

8:30: медитация и духовные практики.

9:00: тренировка.

12:30: домашний завтрак.

13:30: решение вопросов, связанных с бизнесом.

15:30: тренировка.

18:00: ужин.

19:00: совместное времяпровождение с семьей.

21:30: ванные процедуры.

22:00: сон.

Что можно перенять: даже в самом напряженном графике важно находить время на общение с близкими людьми и родственниками. Это помогает расслабиться и избежать выгорания.

Криштиану Роналду, футболист, лучший бомбардир в истории клуба «Реал Мадрид»

6:00: тренировка.

8:00: сон.

9:30: здоровый завтрак.

10:30: тренировка.

12:30: сон.

14:00: легкий обед.

15:00: сон.

16:30: второй обед.

19:00: ужин.

20:00: время с семьей и друзьями.

22:00: плавание.

23:00: сон.

Что можно перенять: ежедневные продолжительные тренировки оказывают воздействие на организм, поэтому ему необходимо восстанавливаться. Не удивляйтесь, что спортсмен спит несколько раз в день: сон важен для людей, которые занимаются видами спорта, требующими большой выносливости. Если вы входите в их число, обязательно обратите на это внимание.

Елизавета II, царствующая королева Великобритании

7:30: подъем.

7:30-8:30: утренний чай/просмотр новостей.

8:30: завтрак.

9:30: чтение корреспонденции.

11:30: встреча с секретарем, обсуждение повестки дня.

12:00: обед.

13:00: работа.

14:30: прогулка по королевскому саду.

15:00: работа.

17:00: чаепитие.

18:00: работа.

19:00: ужин.

20:00: время для расслабления.

23:00: сон.

Что можно перенять: несмотря на огромное количество встреч и мероприятий, королева обычно обедает в одиночестве. Исключение составляют случаи, когда Елизавета II ждет друзей или гостей. Прогулка в саду и обед — это время, когда монаршая особа может побыть наедине с собой и порефлексировать.

Илон Маск, предприниматель, инженер, миллиардер

7:00: подъем.

9:00: чтение электронной почты, звонки по работе и встречи.

13:00: обед, работа.

18:00: продолжительные деловые ужины.

20:00: время для развлечений.

22:00: чтение электронной почты.

01:00: сон.

Что можно перенять: конечно, расписание Илона может не понравиться ценителям подхода work-life balance. Маск утверждает, что он постоянно отвечает на письма в электронной почте — в машине, в ванной, на прогулке. Без этого он не представляет свою жизнь. Такой способ коммуникации Маск выбирает за эффективность и возможность делать дела прямо на ходу.

Дженнифер Энистон, актриса

8:00: подъем, процедуры по уходу за собой, стакан теплой воды с лимоном.

8:30: медитация.

9:00: полезный завтрак.

9:30-11:30: тренировки.

13:30: обед.

14:00-19:00: работа, включающая в себя перерывы на полдник и медитацию.

20:00: ужин, время для общения с семьей или близкими.

23:00: сон.

Что можно перенять: этого расписания Дженнифер придерживается в дни, когда у звезды нет съемок. Если вам трудно просыпаться по утрам, вода с лимоном сможет заменить чашечку кофе. Конечно, у Энистон стоит поучиться дисциплине и постоянным физическим нагрузкам, благодаря которым актриса выглядит на все сто.

Стивен Кинг, писатель

«Как и спальня, кабинет должен быть изолирован — место, куда вы уходите видеть сны. Ваш график — прийти каждый день примерно в одно время, выйти, написав тысячу слов на бумаге или на диске, — существует, чтобы создать у вас привычку, научить видеть сны; точно так же, как готовит вас к обычному сну укладывание в кровать примерно в одно и то же время с одним и тем же ритуалом. Когда пишем и когда спим, мы учимся быть физически неподвижны и при этом побуждать свой разум вырываться из рельсового пути дневного мышления. И как тело и разум привыкают к определенному количеству сна каждую ночь — шесть часов или семь или рекомендуемые восемь, — точно так же вы тренируете бодрствующий разум на творческий сон и выработку живых сновидений наяву, которые и есть успешный результат беллетристики», — писал он в автобиографии «Как писать книги».

Что можно перенять: Кинг сравнивает работу над романами с «творческим сновидением», и такому подходу действительно стоит поучиться. Вы сформируете привычку, благодаря которой успех в работе будет гарантирован.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: