15 интересных фактов об Игоре Северянине

Биография Северянина

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 165.

Игорь Васильевич Северянин (1887–1941 гг.) – выдающийся русский поэт, один из ярчайших представителей Серебряного века. Каждый штрих биографии Северянина свидетельствует о нем как о яркой и выдающейся личности. Завоевал огромную славу еще при жизни: давал «поэзоконцерты» по всей России, которые пользовались невероятным успехом у публики.

Детские и юные годы

Игорь Северянин родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Окончил 4 класса реального училища в г.Череповце. В 1904 г. перебрался к отцу в г.Дальний (Манчжурия).

Перед самым началом Русско-японской войны возвратился к матери в Петербург.

Начало литературного пути

Первые стихи Игоря Северянина были созданы еще в детстве. Первая публикация появилась в 1905 г.

Ранние стихи поэта не получили признания ни читателей, ни критиков, ни его коллег по перу. Л. Н. Толстой, ознакомившийся с творчеством начинающего поэта, высказался о нем достаточно уничижительно. “И это – литература?!” – с досадой воскликнул великий писатель.

Творческий расцвет

В 1911 г. И. Северянин и И. Игнатьев основали новое направление в литературе – эгофутуризм. Немногим позже, поэт покинул группу своих соратников. Расставание было скандальным.

Первый сборник стихов поэта был назван “Громокипящий кубок”. Он увидел свет в 1913 г. Предисловие к нему было написано известным писателем, Ф. Сологубом.

Осенью этого же года Северянин выступает вместе с В. Маяковским. В это же время он знакомится с С.Спасским и К.Паустовским.

В 1918 г., после блестящего выступления в московском политехническом музее, он получил почетную должность “Короля поэтов”. Также за нее боролись Маяковский и К. Бальмонт.

Эстонская эмиграция

Краткая биография Игоря Северянина включает в себя немало драматических моментов.

Начало вынужденной эстонской эмиграции датируется первой половиной марта 1918 г. За годы проживания в Эстонии поэт выпустил несколько сборников стихотворений и четыре стихотворных автобиографических романа. Также Северянин переводил эстонскую поэзию на русский язык, работал над крупным исследованием “Теория версификации”.

В первые годы эмиграции поэт много ездил по европейским странам.

Личная жизнь

До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.

В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.

Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.

Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.

В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.

Смерть поэта

Здоровье у Игоря Северянина было достаточно слабым. Он скончался в 1941 г. в Таллине во время фашистской оккупации. Причиной смерти поэта был сердечный приступ.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Игорь Северянин (1887 – 1941) – биография и творчество поэта

Биография известного человека интересует не только учеников средних и старших классов, но и тех, кто предпочитает самостоятельно знакомиться с работами неординарных личностей.

Детство и юность

Родился будущий поэт в мае 1887 года в Петербурге. Отец его, Лотарев Василий, был командиром железнодорожного полка, а мама Наталья — представительница знатного дворянского рода. Брак с отцом Игоря был для нее не первым. Женщина уже имела супруга, но тот скончался в молодом возрасте.

Позже мужчина рассказывал, что любовь к литературе, искусству и поэзии передалась ему от матери, ведь среди ее дальних родственников был известный поэт Фет, а также историк Карамзин.

Детство Игоря было счастливым, родители очень любили музыку и творчество разных авторов, поэтому уже в начале жизни мальчика приучили к культуре.

В детском возрасте он написал первое стихотворение, строки давались ему легко, а произведение имело свои особенности.

Далее судьба мальчика изменилась:

  • Когда Игорю было 9 лет, его родители расстались. Отношения переживали кризис, но они не ссорились, решив пожить отдельно друг от друга. На личности сына это почти не отразилось, он уехал с отцом в Череповец. К тому времени Василий Петрович вышел в отставку.
  • Через некоторое время отец отправился на Дальний Восток для поступления на должность коммерческого агента, а Игорь остался со своей тетей Елизаветой и дядей Михаилом в их имении. Это были родные брат и сестра Василия.
  • Следующие 4 года мальчик учился в реальном училище, немного посещал художественную школу. Именно в эти годы формировался его вкус и личные качества, он стал осознавать свою национальную принадлежность.
  • В возрасте 16 лет юноша отправился к отцу в Маньчжурию, где тот проживал и работал в городе Дальнем. Природа севера оказала на него неизгладимое впечатление. Парень был очарован и поражен, появилось вдохновение для написания первых достойных произведений.

Перед началом русско-японской войны Василий Петрович скончался от серьезной и неизлечимой на тот момент болезни.

Игорь был вынужден отправиться в Петербург к своей матери. Позже юноша вспоминает, что этот период в его жизни был определяющим и особенно сильно отразился на творчестве.

Читайте также:
16 интересных фактов о Лескове

Начало творческой деятельности

Свое первое стихотворение «Звезда и дева» Северянин написал в возрасте 8 лет. Тогда ему по душе была лирика, поэтому все ранние произведения пропитаны нотками любовных переживаний. После переезда к отцу и знакомства с природой Дальнего Востока в стихотворениях появляются черты футуризма, патриотизма.

Далее карьера поэта развивается, но не всегда в нужном направлении:

  • В 1905 году в одном из военных журналов появляется произведение Северянина «Гибель Рюрика».
  • После этого он решает выпускать брошюры со своими стихотворениями, рассылает их солдатам, деятелям культуры и поэтам, надеясь получить отзыв.
  • Около 35 брошюр было разослано, но никаких лестных отзывов Игорь не получил, что его сильно расстраивало. Некоторые критики говорили, как Лев Николаевич Толстой читал отдельные стихи Лотарева и сказал, что их нельзя назвать литературой.
  • Несколько позже Игорь Васильевич объединил все свои брошюры в одно собрание.

Довольно скоро Северянин познакомился с Константином Феофановым, который стал его главным поэтическим учителем и наставником. Ежегодно на протяжении всей жизни Игорь праздновал день знакомства с великим человеком и старался провести его с Феофановым. Он считал эту дату особенной, ведь именно после этого он взял себе псевдоним и стал писать интересные произведения.

Биография и творчество Игоря Северянина стала интересовать читателей и критиков после обнародования совсем не лестного отзыва о его работах от Льва Толстого. Специалисты и просто поклонники поэзии стали читать автора, чтобы понять возмущение великого литератора, разделить его или сформировать собственное мнение.

Однако сам автор в своих записях признавался, что именно в этот момент стал ощущать себя всесильным, ведь произведения стали модными, их читали и запоминали, скандировали на званых вечерах. Некоторые литераторы утверждали, что слишком высокая самооценка не позволяет Северянину видеть ошибки в собственном творчестве.

Он уже провозгласил себя королем поэтов, хотя до присвоения подобного титула необходимо было еще очень много трудиться. Несмотря на это, автор стал больше писать, издавать свои произведения, выслушивать похвалу и критику.

Возможно, отрицательное отношение к творчеству стало для него своеобразным стимулом для дальнейшего развития.

Признание автора

Если изучить хронологическую таблицу творчества Игоря Васильевича, можно увидеть, что свои лучшие стихотворения и сборники он издал после 1910 года. Именно в это время символизм, являющийся основным литературным течением ХХ века, переживал кризис. Тогда автор выступил с идеей создания общества эгофутуристов. Главной целью представителей ассоциации было утверждение своего будущего и собственного «я». В организацию вошли следующие поэты:

  • Иван Игнтаьев.
  • Вадим Баян.
  • Константин Олимпов.
  • Георгий Иванов.

Общество просуществовало около года, после чего распалось. Сам Северянин написал по этому поводу эпилог и больше не возвращался к идеям эгофутуризма. Однако его стихотворения в период членства в ассоциации отличаются завышенной самооценкой и ощущением собственной значимости. За эти настроения произведения получили множество негативных откликов от критиков и других авторов.

Настоящая известность к автору пришла после выхода в свет его тома стихов «Громокипящий кубок». Издать сборник ему помог Федор Сологуб. Несколько позже Северянин, Сологуб и Анастасия Чеботарева организовали первый тур по России. Сам Игорь Васильевич называл выступления «поэзоконцерты» и мог часами декламировать стихотворения перед огромным количеством людей. Его слава тогда граничила с идолопоклонничеством, ведь люди сидели и смотрели на него, как завороженные.

Манера читать свои произведения была довольно своеобразной, но зрители этого не замечали. Северянин всегда выходил на сцену в длинном черном сюртуке. Во время рассказа он шагами мерил сцену и не обращал абсолютно никакого внимания на публику. Однако это не отталкивало людей, а лишь еще сильнее притягивало, ведь манера была необычной и в какой-то мере интересной.

Другие авторы, побывавшие на выступлениях Северянина, писали, что его редкий взгляд в зал был наполнен равнодушием, граничащим с презрением. Его не тревожило отношение зрителей, их переживания, он был весь во власти творчества. На поэзоконцертах звучали лучшие стихи Игоря Северянина, зал всегда был полон, в нем стояла тишина. Женщины с интересом разглядывали профиль поэта, его короткий, тяжелый подбородок, интересную форму носа. Он был популярным среди дам разного возраста и социального статуса, поэтому часто попадал в любовные истории.

В годы Первой мировой войны Игорь выпускает избранные произведения одно за другим. Его критикуют за использование непонятных иностранных слов и другие ошибки, но писатель не обращает на это внимания.

Король поэтов

В 1918 году Северянин перебирается с семьей в Эстонию в небольшой поселок. Его мать тяжело больна и ей требуется покой. Через месяц после переезда он посещает Москву, где видит интересную афишу. На ней указано, что все желающие могут принять участие в конкурсе на получение звания «короля поэтов».

Этот период — наиболее важный в жизни и творчестве Северянина. Он решает принять участие в конкурсе. Современники утверждали, что места в помещении, где проходило мероприятие, было очень мало, даже Маяковский не смог нормально развести руки во время чтения своего произведения. Публика была в восторге и уже собиралась присудить ему титул, когда явился Северянин в своей неизменной форме.

Автор прочел произведение из наиболее популярного сборника «Громокипящий кубок». Все слушатели были поражены, удивлены, громко аплодировали и единогласно решили, что именно Игорь является королем поэтов. Маяковский занял второе место, что его сильно огорчило. В следующем месяце после мероприятия вышел в свет альманах «Поэзоконцерты», на обложке которого был портрет Северянина. После конкурса начался новый этап в творчестве автора и список его произведений стремительно вырос.

Читайте также:
Интересные факты о Пушкине

Многие критики издают краткий анализ стихотворений поэта, высказывая свое мнение. Через год после проведения конкурса Северянин окончательно перебирается в Эстонию и начинает проводить свои поэзоконцерты в Таллине. В СССР он так и не возвращается, занимается переводами некоторых произведений на эстонский язык, пишет новые стихотворения, уделяет время семье.

Личная жизнь

Уже в детском возрасте мальчик отличался влюбчивостью и страстностью. Его первой любовью стала кузина Елизавета, которая была старше мальчика на 5 лет. Он посвящал ей свои первые произведения, поэтому раннее творчество можно отнести к лирике. В возрасте 17 лет кузина вышла замуж и больше не появлялась в поместье родителей. Игорь не сразу узнал правду, но был ею огорчен беспредельно, впал в депрессию.

Евгению Гуцан Игорь узнал в 18 лет, сразу же понял, что это его первая взрослая любовь. Стройная и золотоволосая девушка произвела на влюбчивого юношу сильное впечатление, он везде следовал за ней, ежедневно дарил стихи, красиво ухаживал. Однако молодым людям не суждено было пожениться, поскольку через некоторое время они расстались. Эти отношения привели к рождению дочери Тамары. Северянин увидел ее только через 16 лет, поэтому никакой связи не чувствовал.

После расставания с Евгенией у Северянина было очень много мимолетных романов и несколько гражданских жен. С одной из них он даже уехал в Эстонию. Мария Волнянская исполняла цыганские романсы, поэтому некоторое время семья жила на ее гонорары.

Однако женщина не смогла смириться с неверностью гражданского супруга, о которой ей было слишком хорошо известно, поэтому вскоре семья распалась. Единственной официальной женой Северянина стала Фелисса Крут, родившая ему сына. Но после женитьбы Игорь не перестал заводить любовниц. Жена терпела его измены почти 15 лет, но после этого выгнала из дома.

Последней гражданской супругой поэта стала Вера Коренди, которая преподавала в школе. С ней мужчина прожил несколько лет. В последние годы здоровье его сильно ухудшилось.

Некоторые специалисты утверждали, что Северянин страдал от туберкулеза, но скончался поэт после продолжительной болезни сердца, которая привела к приступу в 1941 году. Похоронили его в Таллине.

Интересные факты

Игорь Северянин является одним из наиболее выдающихся поэтов Серебряного века, заслуживший популярность своеобразной манерой написания стихотворений и необычным видением мира. Существуют некоторые интересные факты из биографии автора:

  • настоящая фамилия поэта Лотарев, свой псевдоним он искал довольно долго;
  • главное вдохновение Северянина в юные годы — любовь к девушкам;
  • все лирические произведения поэта написаны на основе собственных переживаний;
  • автор имел завышенную самооценку, никогда не считал себя посредственным;
  • после получения титула «короля поэтов» Северянин действительно в это поверил, написал стихотворение в подтверждение;
  • после обретения Эстонией независимости поэт стал вынужденным эмигрантом, поэтому больше не вернулся на родину;
  • единственная законная супруга Игоря Васильевича ради него сменила веру на православную, но он все равно не был ей верен.

Северянин довольно равнодушно относился к собственным детям. Его романы почти всегда завершались беременностью любовницы, поэтому трудно сосчитать всех его отпрысков. Единственная супруга родила ему только сына, что доказывает, какими неважными стали их отношения.

Обруганный классиком

Игорь Северянин и Лев Толстой

Об авторе: Владимир Григорьевич Бондаренко – литературный критик.

К 1910 году Игорь Северянин уже издал за счет своего богатого дядюшки из череповецкой Владимировки Михаила Петровича Лотарева немало мелких брошюрок со своими стихами. Всего поэт издал за свой счет 35 брошюр, которые предполагал позже объединить в «Полное собрание поэз». Первые восемь брошюр патриотических стихов о Русско-японской войне (девятая брошюра «Сражение при Цусиме» получила цензурное разрешение, но из печати не вышла) автор предполагал объединить в цикл «Морская война». Первые 15 изданий подписаны именем Лотарев, последующие 20 – псевдонимом Игорь Северянин.

Сначала это были стихи о Русско-японской войне, их сменили со времени знакомства со Златой в 1905 году стихи о любви. Свою возлюбленную Женечку Гуцан Игорь романтически назвал Златой, но так как ни денег, ни драгоценностей у него не было, задаривал своими стихами, посвященными ей. Молодой поэт сам разносил брошюры по редакциям журналов и газет, но они никого не интересовали. Не было никаких откликов. В 1905 году тогда еще Игорь Лотарев был впервые отмечен на страницах «Петербургской газеты» писательницей Лухмановой, которая рассказала, что передала раненым «на театре военных действий с Японией» 200 экземпляров брошюры Игоря Лотарева «Подвиг «Новика». Известные критики его стихи обходили стороной, хотя молодой поэт уже нащупывал свою жилу, соединяя едкую иронию и бульварную привлекательность («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы», 1910; «Электрические стихи», 1910 и др.).

По сути, Игорь Северянин был основоположником массовой культуры в России. После заумных символистов и изломанных декадентов публика желала развлечений, в том числе и от поэзии. Игорь Северянин, обладавший тонким чутьем на запросы читателей, стал смело и решительно подыгрывать им, при этом умело удерживаясь на грани пародии и издевки над этим же массовым читателем. Тогда-то он и изобрел свой грезофарс, соединяя мещанские самые гламурные грезы с едким фарсом. И читатель съедал с аппетитом его явно придуманные на ходу миньонеты и квинтины, погружаясь в мир принцесс и «грезэрок». Он и на самом деле «трагедию жизни превращал в грезофарс»: «В будуаре тоскующей нарумяненной Нелли,/ Где под пудрой молитвенник, а на ней Поль де Кок,/ Где брюссельское кружево. на платке из фланели!/ На кушетке зарезался молодой педагог».

Читайте также:
Интересные факты об Александре 2

Куда помещать такие стихи: на 16-ю полосу сатиры и юмора или на первую полосу стихов о любви? Кто как выберет. Не замечались ни самоирония, ни определенный демонизм стихов, ни неприкрытая сатира. Еще чуть-чуть побольше издевки, и перед нами был бы чистый Саша Черный, впрочем, и того часто не хотели воспринимать как пародиста и сатирика, читали всерьез. А уж Игоря Северянина просто носили на руках те же, над кем он и насмехался:

Блесткая аудитория, блеском

ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная,

Тусклые Ваши Сиятельства!

Во времена Северянина

Следует знать, что за

были и Блок, и Бальмонт!

Но ведь иногда из этих его иронических насмешливых виршей рождались и впрямь шедевры: «Это было у моря, где ажурная пена,/ Где встречается редко городской экипаж. / Королева играла в башне замка Шопена,/ И, внимая Шопену, полюбил ее паж…/…А потом отдавалась, отдавалась грозово,/ До рассвета рабыней пробыла госпожа./ Это было у моря, где волна бирюзова,/ Где ажурная пена и соната пажа».

Массовый читатель уже стал узнавать северянинские очаровывающие мелодии, но в литературном мире его еще не знал никто. Так могло продолжаться бесконечно долго, популярность у широкого зрителя и читателя часто не совпадает с вниманием литературной элиты. К примеру, в России уже все пели песни Владимира Высоцкого, а именитые поэты, от Вознесенского до Евтушенко, его и за поэта не считали. Вот тут и помог Северянину наш великий гений Лев Николаевич Толстой.

К нему в Ясную Поляну приехал из Москвы его сторонник, толстовец, популярный писатель Иван Наживин и 12 января 1910 года прочитал за обедом великому старцу стихи из последнего сборника стихов Игоря Северянина «Интуитивные краски», среди которых была и «Хабанера-2». Позже Иван Наживин вспоминал в своем очерке: «В Ясной Поляне», «много смеялся он в этот вечер, слушая чтение какой-то декадентской книжки – и не то «Интуитивные звуки», не то «Интуитивные краски», где, разумеется, был и «вечер, сидящий на сене», и необыкновенная любовь какая-то, и всевозможные выкрутасы. Особенно всем понравилось стихотворение, которое начиналось так:

Вонзим же штопор

в упругость пробки,

не станут робки.

Но вскоре Лев Николаевич омрачился.

– Чем занимаются. Чем занимаются. – вздохнул он. – Это литература! Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки!»

То есть вначале эти стихи выслушали с удовольствием, как некую забаву. Но, отсмеявшись и выслушав гневную отповедь Льва Николаевича Толстого, присутствующие в Ясной Поляне журналисты мгновенно разнесли отрицательный отзыв Толстого по всей России. Благодаря отзыву Льва Толстого молодой поэт проснулся пусть и поругиваемой, но знаменитостью. Как писал Оскар Уайльд, обожаемый поэтом, лучше всего, если тебя обругает классик… Газетчики к нему ринулись со всех сторон. Издевались, но печатали и его стихи, и критику о нем.

Что уж там говорить, отношение к поэзии у Льва Николаевича было своеобразным, стихи читать он не очень любил, разве что почитывал самых знаменитых поэтов для общего развития, чтобы видеть, куда катится русская поэзия. Честно сказать, он и Пушкина невысоко ценил наравне с Шекспиром. Естественно, поэзия Игоря Северянина была ему чужда, хотя в этом сборнике, «Интуитивные краски», были и патриотические стихи о Русско-японской войне, и отнюдь не эпатажные лирические стихи в духе Некрасова. Но все говорили только о «Хабанере».

Северянин после таких стихов вошел в моду. В 1911 году Валерий Брюсов (1873–1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру «Электрические стихи». Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863–1927), участвовал в составлении первого большого сборника Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 году триолет, начинавшийся строкой «Восходит новая звезда».

Писатель Алессандро Де Филиппо позже подробно описал, как приходила слава к молодому поэту. «– А правда, что Северянина прославил Толстой? – спрашивает принимающая деятельное участие в расспросах жена редактора. Самый осведомленный из присутствующих – поэт Георгий Иванов – рассказал эту похожую на правду историю. Впрочем, Георгий Иванов сообщает о том, что он «не уверен, что это не апокриф». И добавляет о самом Северянине: поэт считал, что своей славой он обязан исключительно себе самому, и самоуверенно заявил:

Я год тому сказал: я буду.

Что это? Гордость, самоуверенность или наглость, что зовется «вторым счастьем»? Ведь вознесся Северянин к небу и несколько лет сверкал звездой первой величины. Что было, то было».

Громокипящая критика привела к громокипящей славе его первого большого сборника стихов «Громокипящий кубок». И впрямь, взоры женщин не стали робки, чем успешно и пользовался долгое время Игорь Северянин. Через полгода после его «Хабанеры» появились еще более знаменитые «Ананасы в шампанском». Умелое сочетание российской действительности и норвежско-испанских грез, молитвы и романса, соединение воедино несоединяемого и создали всемирную славу поэту. Тем более несомненными были его поэтический талант, свежий взгляд, изысканность и своеобразная народность. Но разгром «Хабанеры» Северянин никогда не забывал, уже в 1914 году в стихотворении «Сувенир критике» (1914) он восклицал: «Ах, поглядите-ка! Ах, посмотрите-ка!/ Какая глупая в России критика:/ Зло насмеялася над «Хабанерою», Блеснув вульгарною своей манерою».

Читайте также:
16 интересных фактов о Майн Риде

Поэт при этом нисколько не обиделся на самого Льва Толстого, требующего от поэзии серьезности и поучительности, его раздражала многочисленная и пустоватая газетная критика, пусть и рекламирующая поэта таким образом, но придирающаяся к каждой новой строчке. Писатель Роман Гуль писал в рецензии на сборник Северянина «Менестрель»: «В былые времена bon ton литературной критики требовал бранить Игоря Северянина. Его бранили все, кому было не лень, и часто среди «иголок шартреза» и «шампанского кеглей» в его стихах не замечали подлинной художественности и красоты. А она была – вспомните «Это было у моря», «Быть может, от того», «Хабанера», «Сказание об Ингред» и мн. др.» …Или, как писал Федор Сологуб: «Одно из сладчайших утешений жизни – поэзия свободная, легкий, радостный дар небес… Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает приходом весны».

К этому времени его поддержали уже такие поэты, как Александр Блок, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Николай Гумилев… В 1916 году уже вышла книга «Критика о творчестве Игоря Северянина», где автор предисловия издатель Пашуканис писал, что интерес к поэту критики «. так или иначе способствовал тому исключительному успеху, в котором одни видели самую печальную картину падения литературных вкусов, другие – начало особого внимания читающего мира к новому стихотворцу».

Уезжая в 1918 году из Петрограда, он оставил у знакомых 15 толстых альбомов с вырезками из газет о своем творчестве. «Были в этих книгах собраны и все карикатуры на меня, – писал Северянин, – а их было порядочно. Там же оставлен и шарж на меня углем работы Влад Маяковского – голова в натуральную величину. Самое печальное, что этот знакомый бежал из России в 1920 году, и судьба всех этих ценностей ныне мне не известна, хотя он и уверял меня в прошлом году в Берлине, что эти книги, как ему «достоверно известно», находятся в полной сохранности, однако я все же сильно беспокоюсь. »

Пик славы Игоря Северянина приходится на 1918 год, когда в Москве 27 февраля на выборах короля поэтов в Политехническом музее Игорь Северянин победил самого Владимира Маяковского и был выбран королем поэтов. Но о роли Льва Толстого в мгновенной славе Игоря Северянина помнили все.

Николай Гумилев, неоднократно встречавшийся с поэтом, позже писал в «Письмах о русской поэзии»: «Ведь еще так недавно Лев Толстой, прочтя в брошюрке Игоря Северянина строки «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки», с горечью удивлялся, до чего дошла русская поэзия, как будто поэзия сколько-нибудь ответственна за невозможные выходки литературных самозванцев».

Но, видя бескомпромиссную позицию Игоря Северянина в утверждении правоты своего дела, по-своему зауважал поэта, сумел увидеть чистоту в его поэзии. Гумилев писал: «Из всех дерзающих, книги которых лежат теперь передо мной, интереснее всех, пожалуй, Игорь Северянин: он больше всех дерзает. Конечно, девять десятых его творчества нельзя воспринять иначе как желание скандала или как ни с чем не сравнимую жалкую наивность. Там, где он хочет быть элегантным, он напоминает пародии на романы Вербицкой, он неуклюж, когда хочет быть изящным, его дерзость не всегда далека от нахальства. «Я заклеймен, как некогда Бодлэр», «проборчатый. желательный для многих кавалер», «мехово», «грезэрка» и тому подобные выражения только намекают на все неловкости его стиля. Но зато его стих свободен и крылат, его образы подлинно, а иногда и радующе неожиданны, у него есть уже свой поэтический облик. Трудно, да и не хочется судить теперь о том, хорошо это или плохо. Это ново – спасибо и за то. »

Лев Толстой, сам того не ожидая, помог Игорю Северянину с утверждением своей литературной маски. Благодаря разнузданной критике он понял, чего жаждет народ от поэта, и отошел от своих былых ультра-патриотических народнических стихов. Как пишет критик Кошелев, «маска «экстазного» эстета – «гения», призванного эпатировать публику «ананасами в шампанском», «дежурными адъютантессами», «фиолевым трансом» и т.п., навсегда определила его поэтическое «место» (хотя, между прочим, такого рода стихи составляют очень небольшую и явно не основную часть его обширного творческого наследия)…»

Увы, маски часто определяют в глазах массовой публики тот или иной образ поэта, «ананасного» Северянина, волевого флибустьера Гумилева, «домотканого» Клюева или даже горлана, главаря Маяковского, и что бы они сами ни писали в дальнейшем, маска всегда остается при них. Исследователь творчества Николая Гумилева Кошелев писал: «Поэтическая «маска» Гумилева не без оснований связывается со знаменитыми «Капитанами» (появившимися в первом номере «Аполлона») – маска «флибустьера» и «открывателя новых земель», в «высоких ботфорах» и «брабантских манжетах», маска непременного «предводителя», волевого, точного и дерзостного в своих поисках. Эта же «маска» становится определяющей и при восприятии гумилевской лирики. В стихотворении «Пять поэтов» (1918) Северянин отдает предпочтение Гумилеву перед В. Ивановым, А. Белым, И. Буниным и М. Кузминым именно из-за этой маски «капитана» на поэтическом корабле:

Нет живописней Гумилева:

В лесу тропическом костер!

Благоговейно любит слово.

«Повелительная» маска Гумилева оказывалась и выигрышнее, и симпатичнее, и притягательнее того уровня «сноба скверного пошиба», каким он сам выглядел в восприятии «капитана». Однако Северянин вполне сознательно отказался от вступления в «гумилевское» объединение: оно грозило утратой «маски», с таким трудом обретенной. Именно благодаря ее наличию Северянин оказался, наконец, признан и в кругу поэтов: Брюсов посвятил ему два стихотворения, в их числе сонет-акростих «И ты стремишься ввысь, где солнце вечно…» (Северянин тут же откликнулся своим сонетом-акростихом «Великого приветствует великий …»); Сологуб представил молодого поэта петербургскому литературному миру и написал восторженное предисловие к сборнику «Громокипящий кубок»…»

Читайте также:
18 интересных фактов о Василе Быкове

Николай Гумилев как бы отвечает Льву Николаевичу Толстому на слова о вульгарности Северянина: «И вдруг – о, это «вдруг» здесь действительно необходимо – новые римляне, люди книги, услышали юношески-звонкий и могучий голос настоящего поэта, на волапюке людей газеты говорящего доселе неведомые «основы» их странного бытия. Игорь Северянин – действительно поэт, и к тому же поэт новый. Что он поэт – доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои, и остро пережитые, темы. Нов он тем, что первый из всех поэтов он настоял на праве поэта быть искренним до вульгарности.

Спешу оговориться. Его вульгарность является таковой только для людей книги. Когда он хочет «восторженно славить рейхстаг и Бастилию, кокотку и схимника, порывность и сон», люди газеты не видят в этом ничего неестественного. О рейхстаге они читают ежедневно, с кокотками водят знакомство, о порывности и сне говорят охотно, катаясь с барышнями на велосипеде. Для Северянина Гете славен не сам по себе, а благодаря. Амбруазу Тома, которого он так и называет «прославитель Гете». Для него «Державиным стал Пушкин», и в то же время он сам – «гений Игорь Северянин». Что же, может быть, он прав. Пушкин не печатается в уличных листках, Гете в беспримесном виде мало доступен провинциальной сцене. ». Говоря нынешним языком, поэзия Северянина – это непрерывный троллинг массового читателя.

Впрочем, своя маска была и на великом старце Льве Николаевиче Толстом. Маска великого утописта. Спустя 15 лет после толстовского «разгрома» молодого поэта Игорь Северянин в 1925 году искренне посвящает ему свое стихотворение «Лев Толстой»: «Он жил в Утопии. Меж тем в Москве/ И в целом мире, склонные к причуде,/ Забыв об этом, ждали, что все люди/ Должны пребыть в таком же волшебстве».

Интересно, что уже после революции 1917 года, оказавшись в эмиграции, Иван Наживин, заняв бескомпромиссную антибольшевистскую позицию, вдруг неожиданно в одном своем рассказе вспоминает об Игоре Северянине, делая его своим другом. В эмиграции он вскоре стал одним из самых популярных литераторов и создателем издательства русских эмигрантов в Германии «Детинец». Его исторический роман «Распутин» был издан на нескольких европейских языках. Затем он перешел на фантастику. Издал сборник «Во мгле грядущего: фантастические повести будущего» (Вена, 1921), романы «Остров блаженных», «Собачья республика».

В 1920 году в Эстонии в газете «Русь» Иван Наживин опубликовал фельетон-предвидение «Конец. «Мы» и «они» весною 1927 года». Как пишет Михаил Петров, главный специалист по Северянину в Эстонии: «Вещица забавная, описывающая десятую годовщину двух последних революций в России: освобожденный народ русский со злобой невероятной истребляет всюду самого себя на радость Сатане. Колокольня Ивана Великого сбита до половины, храм Христа Спасителя лежит в руинах. Вокруг развалин Московского Кремля пестрая, многоголосая толпа: японцы, китайцы, башкиры, калмыки, сибирские инородцы…

Но удивительнее другое: «Оглядел я себя и еще более смутился: на мне грязные, вонючие лохмотья, израненные ноги босы и грязны, и все тело нестерпимо ноет от крайней усталости и истощения. И рядом у подножия целой горы дров сидит на земле, читая какую-то серенькую газетку. Да ведь это Игорь С., мой друг, когда-то блестящий поэт, кумир женщин, а теперь истомленный, весь седой босяк, на которого жутко смотреть!»

Игорь Северянин в этом фантастическом апокалиптическом видении Наживина становится его поводырем по большевистскому аду. Далее Михаил Петров пишет: «Щелкают бичи надсмотрщиков. Рабы Игорь Северянин и Иван Наживин – Вергилий и Данте в красном китайском аду – берутся за носилки с дровами.

Знал ли Игорь Северянин о поминальном тосте в свою честь на завтраке у Мильруда, нам не известно, но фельетон Наживина он вырезал из газеты и вклеил в свою записную книгу…»

Умер Иван Наживин незадолго до смерти Северянина в Брюсселе в 1940 году. Так второй раз в жизни пересеклись пути толстовца Ивана Наживина и поэта Игоря Северянина.

Игорь Северянин

Биография

«Книги, написанные в Серебряном веке – это весь русский интеллектуальный багаж», – говорил журналист и педагог Дмитрий Васильевич Быков.

И с этим утверждением нельзя не согласиться, потому что время, пришедшее вслед за «золотым», подарило не только «Пощечину общественному вкусу», манифест, в котором кубофутуристы призывают «сбросить с парохода современности Достоевского и Пушкина», но и множество литературных течений и группировок.

Произведения, написанные в Серебряном веке, будоражат умы читателей и по сей день, а стихотворения Ахматовой, Маяковского и Блока цитируются не только взрослыми, но и молодежью. Стоит отметить и популярного поэта Игоря Северянина, который в буквальном смысле собирал на своих выступлениях целую толпу благодарных слушателей. Этот мастер пера знаком по стихотворениям «Ананасы в шампанском», «Это было у моря», «Я – гений», и т.д.

Детство и юность

Игорь Васильевич Лотарев (настоящая фамилия поэта) родился 4 (16) мая 1887 года в культурной столице России – Санкт-Петербурге. Будучи ребенком, Игорь рос в 66-м доме на Гороховой улице – центральной фешенебельной магистрали города. Будущий литературный деятель воспитывался в благополучной и состоятельной семье.

Читайте также:
14 интересных фактов о Мандельштаме

Игорь Северянин в детстве

Его отец Василий Петрович, выходец из владимирских мещан, дослужился до высшего чина и стал командовать железнодорожным батальоном, а его супруга Наталья Степановна приходилась дальней родственницей поэту Афанасию Афанасьевичу Фету и была дочерью дворянина Степана Сергеевича Шеншина. Но, к сожалению, как это часто и бывает, родители маленького Игоря Лотарева решили пойти разными дорогами и подали на развод в 1896 году. Что стало камнем преткновения между Василием Петровичем и Натальей Степановной – доподлинно неизвестно.

Игорь Северянин в детстве

Далее мальчик проживал в имении родственников, которое находилось в деревне Владимировке Череповецкого района. В Череповце юноша успел окончить только четыре класса реального училища, а затем, в 1904-м, переехал к отцу на северо-восток Китая. Но в том же году Лотарев-старший умирает, поэтому Игоря забирают обратно в Санкт-Петербург к матери.

Литература

Можно сказать, что Игорь Васильевич родился под счастливой звездой, ведь его литературный талант стал проявляться еще с самого детства. Когда Северянину исполнилось семь-восемь лет, он под влиянием любимого поэта Алексея Константиновича Толстого взялся за чернильницу и перо и начал сочинять стихи. С 1904 года Лотарев начинает регулярно печататься в журналах, надеясь получить отклик от редакторов, но его детские стихи особого эффекта на читателей не произвели.

Книга Игоря Северянина

Таким образом, на страницах литературных изданий красовались произведения молодого Игоря Лотарева, которые он подписывал нетривиальным псевдонимом «Граф Евграф д’Аксанграф». Но официальным стартом в своей творческой биографии Игорь Васильевич считал публикацию от 1905 года в журнале для солдат и народа «Досуг и дело».

Осенью 1907-го в Гатчине писатель познакомился с Константином Михайловичем Фофановым, которого считал своим предтечей и наставником. По слухам, этот день навсегда остался в памяти Лотарева, потому что Фофанов стал первым из поэтов, кто оценил его литературный талант и стал для Северянина путеводной звездой в безграничном мире литературных строк. Примерно в это же время Лотарев становится Игорем Северяниным. Примечательно то, что Северянин – это не фамилия, а второе имя, которое поэт считал своеобразным оберегом и мифологемой.

Далее Игорь Васильевич на собственные деньги издал 35 брошюр, которые позже планировал объединить в поэтический сборник под названием «Полное собрание сочинений». Одна из рукописей Северянина, благодаря писателю Ивану Федоровичу Наживину, попала в руки знаменитому Льву Николаевичу Толстому. Ознакомившись с произведением «Хабанера II», автор романа «Война и мир» раскритиковал творчество Северянина в пух и прах.

«Чем занимаются, чем занимаются…И это – литература? Вокруг – виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них – упругость пробки…», – отозвался о стихотворении русский классик.

Иван Федорович не промедлил отправить эту цитату во многие издания, поэтому со словами, сказанными Толстым, ознакомились многие любители поэзии и, собственно, сам Северянин. Но такая беспощадная критика не сломила талантливого представителя постмодернизма, а наоборот, пошла ему на руку. Ведь, как говорится, черный пиар – тоже пиар. Имя Игоря Васильевича стало известным, его бранили все, кому не лень. А журналы, жаждущие сенсации и наживы, охотно печатали рукописи Северянина на своих страницах.

Книга “Лирика Игоря Северянина”

В 1909 году вокруг писателя начал образовываться кружок поэтов, а в 1911-ом сложилось полноценное творческое объединение эгофутуристов. Для этого литературного течения были характерны неологизмы, рафинированность ощущений, культ личности и себялюбие, которое талантливые люди пытались выставить напоказ. Но основатель нового литературного движения пробыл в этом кружке недолго, в 1912 году Игорь Северянин обзавелся популярностью среди символистов и пустился в сольное плавание.

Стоит сказать, что отстранение автора «В августе» от эгофутуристов ознаменовалось скандалом: Константин Олимпов (сын Фофанова) оклеветал Игоря Васильевича в статье, к тому же между поэтами возникло разногласие – Олимпов во всеуслышание заявлял, что именно он, а не Северянин является создателем эгофутуризма.

«Находя миссию моего Эго-Футуризма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом, и этому я солнечно рад», – выразился Игорь Северянин в своем открытом письме.

В 1913 году писатель, запомнившийся современникам литературными брошюрками, издает свой первый сборник стихотворений под названием «Громокипящий кубок», который принес талантливому поэту всеобщее признание и славу. Такое экстравагантное название цикла было придумано Северяниным благодаря стихотворению Тютчева «Весенняя гроза».

Эта книга состоит из четырех непохожих друг на друга разделов, где Игорь Северянин завуалированно доносит до любителей поэзии свои философские мысли. Основные тематики стихотворений Северянина – это красота природы и человеческие чувства.

Федор Сологуб встретил сборник Северянина тепло и написал к нему мини-рецензию, где выразил бесконечную радость в связи с рождением нового поэта. В 1912 году Игорь Васильевич впервые выступил перед живой аудиторией, а через год принял участие в турне Федора Сологуба и разъезжал по городам России.

Анастасия Чеботаревская, Федор Сологуб, Вадим Баян, Борис Богомолов и Игорь Северянин

В биографии Северянина существуют как взлеты, так и сокрушительные падения. Но, основываясь на фактах, можно предположить, что Игорь Васильевич был человеком крепкой закалки. Например, когда он выступал перед любителями поэзии в Тифлисе, публика восприняла Северянина не как поэта, а как комика: людям было непривычно слышать чтение стихотворений нараспев (Игорь Васильевич это делал с особенной манерой), поэтому зрительский зал буквально задыхался от смеха.

Читайте также:
17 интересных фактов о Столыпине

Игорь Северянин

Но уже на последующих выступлениях Северянина публика сначала взрывалась от громких аплодисментов, а потом затихала, внимая каждому слову Северянина. Позже у ног Игоря Васильевича оказывалось несчетное количество алых роз.

В 1915 году Северянин издает сборник «Розирис», куда вошло знаменитое стихотворение «Ананасы в шампанском». Поэт Вадим Баян говаривал, что, когда Владимир Маяковский был в гостях у Игоря Васильевича, он окунул кусочек тропического фрукта в искристый напиток. Северянин последовал примеру товарища, после чего у него родились первые строчки стихотворения.

В 1918 году из-за большевистского переворота Игорь Северянин, как и многие литературные деятели, был вынужден уехать из России в Эстонию. В годы эмиграции мастер слова издал несколько поэтических сборников: «Соловей», «Классические розы», «Вервэна», также написал романы в стихах, например, «Рояль Леандра (Lugne)», и создал утопию «Солнечный дикарь». Помимо прочего, Игорь Васильевич не только сочинял стихотворения, но и переводил эстонские произведения на русский язык.

Личная жизнь

Игорь Северянин снискал себе славу Казановы. И это неудивительно, ведь в жизни представителя поэзии Серебряного века было несчетное количество женщин, которым он воспевал дифирамбы. Но Игорь Васильевич не был легкомысленным мужчиной, который любил менять барышень как перчатки, просто в силу своей натуры он был чрезвычайно влюбчивым и окунался в страстные романы с головой.

Игорь Северянин и Мария Волнянская

Впервые стрела Купидона пронзила сердце Северянина, когда ему было 12 лет. Поэт влюбился в свою кузину, 17-летнюю Елизавету Лотареву, которая стала его музой и вдохновляла на творческие потуги. Когда Елизавете исполнилось 22 года, она вышла замуж. По слухам, на церемонии бракосочетания присутствовал и Северянин. Но сие торжественное событие сильно повлияло на юношу, поговаривают, что ему стало дурно прямо в церкви.

Игорь Северянин и жена Фелисса Круут

Когда гению литературы исполнилось 18 лет, на его жизненном пути встретилась Евгения Гуцан. Одарив златовласую девушку стихами, Игорь Северянин предложил Евгении пожить под одной крышей. Правда, их отношения продлились всего три недели. По неофициальной информации, от Северянина Гуцан родила девочку Тамару. Несмотря на столь непродолжительную совместную жизнь, Игорь Васильевич все время вспоминал девушку и посвящал ей сборники стихотворений.

Игорь Северянин и Вера Коренди

В 1921 году поэт расстался со своей фиктивной женой Марией Васильевной Волнянской и сделал предложение руки и сердца Фелиссе Круут. Таким образом, дочь домовладельца Фелисса стала единственной законной супругой Игоря Северянина, которая терпела постоянные гастрольные романы одаренного поэта.

«А я от страсти гибну… Представляете ли себе меня способным пламенеть к одной пять лет? … Жена сначала этому не очень сочувствовала, но потом махнула рукой, ушла в себя, с презрительной иронией наблюдает теперь свысока и издали», – описывал в письме Игорь Северянин чувства к пассии Евдокии Штранделл.

После того как Игорь Васильевич начал вести любовную переписку с некой Верой Борисовной Коренди, терпению Фелиссы пришел конец, и она выгнала горе-супруга из дома. Вера Борисовна утверждала, что от Северянина у нее родилась дочь Валерия (первоначально записанная под иными отчеством и фамилией). Также у поэта родился сын Вакх Игоревич.

Смерть

Благодаря эпистолярному наследию, в котором Игорь Васильевич скрупулезно описывал товарищам свое физическое и душевное состояния, стало ясно, что эгофутурист страдал тяжелой формой туберкулеза. В 1940 году Северянин вместе с Верой Борисовной переехал в Пайде, центральную часть Эстонии, где Коренди предложили работу учителя.

Могила Игоря Северянина

В то время здоровье Игоря Васильевича резко ухудшилось. Далее мастер пера и возлюбленная переехали в Таллинн, где Северянин и скончался 20 декабря 1941 года от сердечного приступа. Похороны прошли скромно, Игорь Васильевич был предан земле на Александро-Невском кладбище.

16 интересных фактов о Чайковском

Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижер и музыкальный критик. Его имя известно далеко за пределами России.

1.«Вальс цветов», «Танец Феи Драже», «Танец маленьких лебедей», «Славянский марш» – вот неполный список его всемирно известных композиций, шедевров классической музыки. Всего Чайковский создал около 80 музыкальных творений.

2.Чайковский всю жизнь с 4 лет занимался музыкой, но его путь к статусу известного композитора был тернистым и извилистым.

3. Начальные уроки игры на рояле будущий композитор получил в возрасте пяти лет у Марии Марковны Пальчиковой.

4.Мать и отец Чайковского не имели музыкального образования. В семье Петра Ильича не было профессиональных музыкантов, но все очень любили музыку: глава семейства играл на флейте, мать – на арфе и фортепиано.

5.Родители уважали и восхищались музыкальными способностями Петра, однако прочили ему совсем другую карьеру – юриста. По их наставлению он поступил в Императорское училище правоведения, после окончания которого, получил чин титулярного советника. Так Петр Ильич Чайковский был вынужден получить юридическое образование и даже пойти работать по профессии.

6.Однако, будущий великий композитор отказался от карьеры юриста, где он мог бы легко добиться успеха — благодаря своей прилежности и ответственности. Чайковский выбрал музыку — то, к чему у него «лежала душа» с самого детства, но от чего так настойчиво его оберегали родители и гувернантка Фанни Дюрбах. Чайковский предпочёл карьеру композитора вместо государственной службы.

7. Музыкальная карьера Чайковского началась довольно поздно. Чайковский принял решение посвятить себя музыке, когда ему было около 21 года — он поступил на музыкальные курсы для дилетантов, открывшиеся в Петербурге.

8.Чайковский с детства увлекался не только музыкой, но и поэзией. Он писал стихи еще с 7 лет. Также и во взрослой жизни он сочинял стихи и тексты к некоторым своим романсам, ариям и хорам из своих опер.

Читайте также:
Правда прусского генерала - Из жизни великих

9.Чайковский очень любил свою мать. А мать — Александра Андреевна — питала особые чувства к своему маленькому Пете. Расставание с матерью на несколько лет, в связи с учебой в Петербурге, нанесло юному 10-летнему Пете травму, о которой он помнил всю жизнь. Смерть матери оставила неизгладимый след в его душе. Чайковскому было тогда всего 14 лет.

10.Во время учебы в училище Чайковский начал курить и употреблять спиртное (это считалось даже престижным в кругу его подростков). В результате, слабость к табаку и алкоголю остались с Чайковским на всю жизнь.

11. Одно время Чайковский работал обозревателем в двух газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости». По свидетельствам современников писал он живо и ярко, свои рецензии подписывал псевдонимом «Б. Л». Уже после кончины Чайковского эти статьи вышли отдельным изданием.

12. Летом 1885 года череда страшных пожаров накрыла Клин, пострадали десятки строений и торговые ряды. Великий композитор в то время проживал там и даже принимал участие в борьбе с огнем.

13.Преподаватели не видели в Чайковском выдающихся талантов и задатков великого музыканта. Тем не менее, Чайковский занимался музыкой у преподавателей и считал занятия полезными.

14.У Чайковского была любопытная черта характера: он любил путешествовать за границу. Но как только он оказывался в Европе, он начинал скучать по России. Об этой ностальгии он говорил в своих письмах близким. Когда же Чайковский долго находился в России, ему снова хотелось отправиться в Европу.

15.Чайковский не явился на выпускной концерт, где должны были исполнять его работу. Он просто испугался провала. За это директор Петербургской Консерватории, пианист и композитор Антон Рубинштейн, был очень зол на Чайковского. Он заявил. что вообще не выдаст Чайковскому диплом об окончании учебы.Рубинштейн выполнил свое обещание.

16. Через несколько лет директором Консерватории стал Николай Заремба. И только тогда, спустя почти 5 лет, Чайковский, наконец, получил свой диплом.

17. Чайковский написал 10 опер, две из которых уничтожил, сохранились лишь их отдельные фрагменты. Опера «Воевода» была поставлена в Большом театре, «Ундина» — не ставилась ни разу.

18. Композитор обладал широким кругозором и тягой к знаниям, его библиотека насчитывала 1239 книг. Кроме художественных произведений есть труды по зоологии, астрономии, медицине и философии. Кроме того, всю жизнь он собирал гербарии, некоторых из них сохранились в его библиотеке.

19. В возрасте 19 лет Петр Ильич начал службу в Министерстве юстиции, но, признав себя неспособным к этому роду деятельности, поступил в консерваторию Санкт-Петербурга, чем несказанно расстроил своих родителей. Родные сокрушались, что молодой человек променял юриспруденцию на «дудку».

20. Петр Ильич был влюблен в оперную певицу Дезире Арто, которая отвечала ему взаимностью. Дело шло к свадьбе, но в 1869 году Дезире уехала на гастроли, где вышла замуж за певца из труппы.

21.В период этого его страстного увлечения и была написана известная фортепианная пьеса-романс ор. 5, в которой он выразил свои самые сокровенные чувства к Дезире.

22. Через 18 лет Чайковский случайно встретил Арто в Германии и продолжил общение с ней, великодушно простив обиду.

23.Чайковский очень любил музыку Моцарта.

24.Любимые классические произведения Чайковского: опера «Дон Жуан» Моцарта, «Жизнь за царя» Глинки и «Юдифь» Александра Серова. Первые два произведения Чайковский услышал еще в ранней молодости. Они оставили в его душе глубокое впечатление, став его любимыми произведениями.

25. Чайковский часто испытывал материальную нужду. Однажды даже он решил обратиться за помощью к русскому императору Александру III. На его имя он написал прошение с просьбой выдать ему в долг три тысячи рублей серебром. Ответ последовал незамедлительно: композитору выдали запрашиваемую сумму, но не в долг, а в качестве пособия.

26. В возрасте 37 лет Чайковский женится на студентке Антонине Ивановне Милюковой. Брак не просуществовал и месяца — через две недели композитор выехал за границу. В ответ на расспросы он пояснял, что спутал жену с Татьяной (героиней «Евгения Онегина»). Супруги официально не развелись, но жили раздельно.

27.Известным случаем является, что Лев Толстой плакал, слушая музыку Чайковского.

28. Петр Ильич много времени проводил в поездках. Он жил за границей, дирижировал и писал музыку. Однако он не понимал тех, кто покидал свою Родину в поисках наилучшего комфорта.

29.Для своего племянника Чайковский написал фортепианный детский альбом.

30.Как известно, Чайковский был блестящим композитором. Но, к сожалению, его способность как дирижера не всегда были блестящими. Так, выпускаясь из консерватории, он получил самую низкую из своих оценок именно за дирижирование.

31. В 1875 году Московская дирекция императорских театров попросила Чайковского написать музыку к балету «Лебединое озеро». Композитор согласился.

32. Позже он признался, что заставило его приступить к столь сложной работе. Во-первых, денежный вопрос, который всегда волновал музыканта. А во-вторых, он никогда до этого не сочинял музыку для балета.

33.Первый раз в жизни Чайковский оказался за рубежом, будучи чиновником.

34.Современники Чайковского характеризовали его, как ответственного человека.

35.В ранней молодости Чайковский увлекался итальянской музыкой.

36.Что вдохновляло композитора на сочинение музыки для известного балета «Лебединое озеро»? Существует две версии. По одной – заводской пруд в родном городе композитора – Воткинске. По другой – озеро в Альпах, которое он посещал во время написания балета. В пользу второго говорит и сюжет гениального музыкального произведения, в основе которого древняя немецкая легенда.

Читайте также:
17 интересных фактов о Вальтере Скотте

37.Чайковский творил почти во всех жанрах музыки.

38. Весной 1891 года Чайковского пригласили на открытие знаменитого концертного зала в Нью-Йорке — Карнеги-холл. Петр Ильич сам дирижировал несколько дней симфоническим оркестром, исполнявшим его произведения.

39.Такой же успех его ждал в Балтиморе и Филадельфии. Композитор был польщен таким признанием его таланта, но неистово тосковал по Родине.

40.Писатель Антон Павлович Чехов посвятил Чайковскому сборник рассказов «Хмурые люди».

41.Мать Чайковского умерла от холеры.

42.Отец Чайковского служил в департаменте соляных и горных дел, а также был начальником сталелитейного комбината.

43.Уходя из министерства, Чайковский был в трудном материальном положении, поэтому ему доводилось работать в газетах. 44.Чайковский, по свидетельствам современников, был весьма добрым человеком.

45.Известнейший балет «Лебединое озеро» при жизни Чайковского с треском провалился, и только после смерти композитора балет обрел популярность.

46.Когда Чайковский гастролировал в США и Европе, там он выступал дирижером. Но даже в зрелые годы Чайковский не всегда был собой доволен, как дирижером.

47. Официальная версия смерти композитора – холера. Утром 21 октября 1893 года ему стало плохо, врач поставил неутешительный диагноз.

48.Известно, что накануне Чайковский задержался в ресторане до глубокой ночи, где выпил стакан воды, как оказалось, некипяченой. Через несколько дней (25 октября) Петр Ильич умер в доме своего брата.

49.Вокруг скоропостижной смерти Чайковского всегда ходили слухи. Говорили, что композитор умер не от холеры, как писалось, а от отравления мышьяком, симптомы которого схожи с холерными.

50. Позже выяснилось, что легенды о самоубийстве базировались лишь на досужих домыслах, и не имели ничего общего с фактами.

30 интересных фактов о Чайковском

  • Когда композитору был 21 год, он встретился со знаменитым пианистом Кюндингером. Тот, прослушав игру Петра Ильича, заявил, что в нём нет музыкального таланта, а в его возрасте начинать профессиональные занятия уже поздно.
  • На протяжении всей жизни Чайковский был страстным цветоводом. Он много времени проводил в саду, а также часто говорил, что цветы являются его второй любовью после музыки.
  • В детстве Пётр Ильич сочинял стихи, причём в основном на французском языке, а не на русском. Они не сохранились до наших дней, но мы вряд ли что-то потеряли – стихи были довольно неуклюжие.
  • Хотя в биографии Чайковского упоминается, что с ним время от времени случались припадки, их причины неизвестны. Одни исследователи полагают, что это следствие перенесённой им в детстве кори, другие же считают, что болезнь досталась ему по наследству от дедушки.
  • Две из десяти созданных им опер, “Ундина” и “Воевода”, не сохранились до наших дней, потому что Пётр Ильич лично их уничтожил. “Воеводу” он уничтожил уже после премьеры, а “Ундина” никогда даже не ставилась на сцене.

30 интересных фактов об Игоре Северянине

25 интересных фактов о Джордже Гершвине
  • Одним из приятелей Чайковского был Чехов, который неоднократно говорил, что такое знакомство делает ему честь. Писатель и композитор даже хотели написать совместную оперу, но потом Чехов уехал в свою долгую поездку на Дальний Восток, а Пётр Ильич не дожил до его возвращения.
  • Великий композитор, прославившись, много гастролировал по разным странам, и побывал во многих уголках света. Встречали его везде очень тепло, но он часто повторял, что любит только Россию, и никогда не покинет родину надолго.
  • Самым знаменитым концертным залом США является Карнеги-холл, что в Нью-Йорке. Его торжественное открытие проводил именно П. И. Чайковский, гастролировавший в это время по США.
  • В 1885 году в Московской области случилась серия мощных лесных пожаров, от которых пострадало множество деревень. Композитор тогда жил в подмосковном Клину, и он лично принимал участие в тушении одного из этих пожаров.
  • Будучи ещё совсем молодым юношей, Чайковский вместе с отцом отправился за границу в качестве переводчика. Поездка ему понравилась, но позднее он часто говорил, что воздух чужих стран пагубно сказывается на его творческих способностях.
  • В молодости Пётр Ильич, будучи в Венеции, украл из знаменитой библиотеки дожей книгу сочинений Еврипида, о чём оставил соответствующую пометку на её полях. Сделал он это из чистого озорства.
  • П. И. Чайковский, как и его родной брат Модест, был человеком нетрадиционной ориентации. В переписке он признавался, что страдает от своих наклонностей, но ничего не может с собой поделать. Впрочем, никто его не осуждал – среди высшего света той эпохи подобные вещи были вполне привычным делом.
  • Погиб великий композитор по чистой случайности. Будучи гостем в дорогом ресторане, он попросил попить, но ему принесли, как оказалось, стакан некипячёной воды. Уже на следующий день ему стало очень плохо, и оказалось, что у него стремительно развивается холера.
  • Когда Чайковский скончался, все расходы, связанные с его похоронами и прочим, взял на себя император Александр III, приказавший оплатить всё за счёт государственной казны.
  • Известно, что он стеснялся своего голоса, считая его неблагозвучным и скрипучим. Современники с композитором в этом вопросе не соглашались, считая, что он слишком строг к себе.
  • В юности Чайковский всерьёз заинтересовался музыкой, когда мать взяла его в театр, на постановку оперы Глинки. Это произвело на него неизгладимое впечатление.
  • Пётр Ильич был не только гениальным композитором, но и пианистом-виртуозом, одним из лучших в истории музыки. Однако, сам он считал свой талант в этой области довольно посредственным.
  • Одним из самых знаменитых произведений Чайковского является балет “Лебединое озеро”. Однако, современники встретили его премьеру не то чтобы очень тепло, да и музыканты это произведение недолюбливали из-за сложности его исполнения.
  • Однажды он с целью избавится от обвинений в нетрадиционной ориентации женился на выпускнице консерватории. Правда, из-за этой самой его ориентации брак продлился всего несколько недель, после чего распался.
  • В честь П. И. Чайковского назван город в Пермском крае, улицы в Костроме и Санкт-Петербурге, а также множество учебных заведений, концертных залов и кратер на Меркурии.
Читайте также:
Интересный факт из жизни Тициана

25 интересных фактов о свинце

25 интересных фактов о танцах
  • На протяжении всей жизни композитор был ипохондриком. А главным его страхом была боязнь оглохнуть, как некогда оглох знаменитый Бетховен.
  • Творчество Чайковского неоднократно было экранизировано. Его произведения легли в основу восьми фильмов и мультфильмов, а о его жизни было снято 6 биографических и документальных фильмов.
  • В диснеевском мультфильме “Спящая красавица” 1959 года звучит музыка Чайковского из одноимённого балета. При этом эмблема “Спящей красавицы” некогда стала причиной споров между компанией “Дисней” и правообладателями творчества Петра Ильича.
  • В молодости композитор был влюблён во французскую певицу Дезире Арто. Он даже сделал ей предложение, и состоялась помолвка, но в итоге у них ничего не вышло. Певицу все отговаривали от этого брака, и она, уехав на гастроли, спустя месяц после помолвки поддалась страсти и вышла замуж за другого. Чайковский невероятно тяжело переживал этот разрыв, но всё равно продолжал в своих публикациях называть Арто гениальной и невероятно талантливой певицей.
  • Некоторые произведения Чайковского официально имеют две версии, авторскую и отредактированную, причём различия бывают довольно глубокими. Но обе версии одного и того же произведения зачастую исполняются в концертных залах.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.8 / 5. Количество оценок: 53

40 интересных фактов из жизни П.И. Чайковского

Интересные факты о Чайковском заинтересуют любого интеллектуально развитого человека. Более этого, история успеха данного великого композитора может стать невероятно поучительной для тех людей, которые все еще ищут свое призвание.

1.Петр Ильич Чайковский с четырех лет занимался музыкой.

2.Родители композитора мечтали, чтобы он стал юристом, поэтому Чайковскому пришлось получить юридическое образование.

3.Современники Чайковского характеризовали его как ответственного человека.

4.Чайковский начал заниматься музыкой только в 21 год.

5.Обучался музыкальному искусству Петр Ильич на курсах для дилетантов, которые открыли в Петербурге.

6.Чайковский любил не только музыку, но и стихи. С семилетнего возраста он писал стихотворения.

7.Преподаватели Чайковского вовсе не видели в нем таланта к музыке.

8.Композитор в возрасте 14 лет потерял свою мать, которую очень любил.

9.Мать Чайковского умерла от холеры.

10.Петр Ильич имел склонность к вредным привычкам. Он много курил и употреблял алкоголь.

11.В юности Чайковский увлекался музыкой итальянского направления, а также был поклонником Моцарта.

12.Чайковский работал в министерстве юстиции.

13.Юридическое образование Петр Ильич получил в Императорском училище правоведения.

14.Чайковский очень любил путешествовать за границу, в особенности ему нравились вояжи в Европу.

15.Выпускаясь из консерватории, самую низкую оценку Чайковский получил за дирижирование.

16.Чайковский побоялся прийти на свой выпускной концерт и в связи с этим получил свой диплом только спустя пять лет.

17.Первый раз в жизни Чайковский оказался за рубежом будучи чиновником.

18.Отец Чайковского служил в департаменте соляных и горных дел, а также был начальником сталелитейного комбината.

19.Уходя из министерства, Чайковский был в трудном материальном положении, поэтому ему доводилось работать в газетах.

20.Чайковский был весьма добрым человеком.

21.Бытует мнение, что Петр Ильич Чайковский был гомосексуалистом.

22.Известнейший балет «Лебединое озеро» при жизни Чайковского с треском провалился, и только после смерти композитора балет обрел популярность.

23.Библиотека Чайковского вмещала 1239 книг, потому как он очень любил читать.

24.«Русские ведомости» и «Современная летопись» — это те газеты, в которых доводилось работать Петру Ильичу.

25.В 37 лет Чайковский женился, но его брак просуществовал только две недели.

26.За свой творческий путь композитор написал 10 опер, две из которых уничтожил.

27.Всего Чайковский создал около 80 музыкальных творений.

28.Петр Ильич любил проводить время в поездах.

29.В 1891 году Чайковский был приглашен в Нью-Йорк на открытие Карнеги-холла – известнейшего концертного зала в мире.

30.При массовом пожаре в городе Клин композитор принимал участие в его локализации.

31.Мать и отец Чайковского не имели музыкального образования, хоть и играли на арфе и флейте.

32.На сочинение музыки для балета «Лебединое озеро» Чайковского принудило тяжелое материальное положение.

33.Чайковский просил у императора Александра III три тысячи рублей в долг. Деньги он получил, но в качестве пособия.

34.В своей жизни великий композитор любил только одну женщину – французскую певицу Дезире Арто.

35.В раннем возрасте Чайковский был очень тихим и слезливым ребенком.

36.Известным случаем является, что Лев Толстой плакал, слушая музыку Чайковского.

37.Чайковский творил почти во всех жанрах музыки.

38.Для своего племянника Чайковский написал фортепианный детский альбом.

39.Писатель Антон Павлович Чехов посвятил Чайковскому сборник рассказов «Хмурые люди».

40.Петр Ильич Чайковский умер от холеры, которой он заразился от кружки сырой воды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: