15 интересных фактов о Викторе Астафьеве

Астафьев: биография и творчество писателя

Виктор Петрович Астафьев: YouTube/Учебник вслух

Талантливым писателем, лауреатом государственных премий был Виктор Петрович Астафьев. Биография классика наглядно демонстрирует, что в жизни нет ничего невозможного. Главное — искреннее желание и настойчивое стремление его реализовать.

Виктор Астафьев: биография, факты из жизни

Биография Астафьева с самого раннего возраста была непростой. Судьба не жалела этого одаренного человека, много страданий и горя довелось ему пережить.

Астафьев: детство

Родина будущего классика — село Овсянка, что в Красноярском крае. Его родители, Петр Павлович и Лидия Ильинична, похоронили двух дочерей в младенческом возрасте, а затем на свет появился сын, которому дали имя Виктор. Когда ему исполнилось семь лет:

  • Отец по статье «Вредительство» угодил за решетку.
  • На редкие свидания с мужем Лидия переправлялась через Енисей.
  • Во время одного из таких путешествий мама Виктора утонула.

Воспитанием мальчика занялись родители матери. О бабушке с дедушкой у Виктора остались очень теплые и добрые воспоминания, которые нашли отражение в произведении «Последний поклон».

Отец после освобождения женился вновь и сына забрал в новую семью. Однако вскоре был раскулачен. Виктор с отцом, мачехой и маленьким сводным братом оказался в Игарке. Здесь Петр Астафьев с сыном занялся рыбным промыслом. Но случилось несчастье: он заболел и ушел из жизни.

Виктор стал беспризорником, а затем оказался в детском доме. Именно там раскрылся его литературный дар. Окончив шестой класс, юноша перешел на фабрично-заводское обучение, после чего работал на железной дороге как сцепщик и дежурный.

Виктор Петрович Астафьев: военные годы и личная жизнь

В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт. Обучение прошел в новосибирском автомобильном подразделении. Уже через год он своими глазами увидел Брянский, Воронежский и Степной фронт:

  • Шофер, связист и артиллерийский разведчик — все это было в его фронтовом активе.
  • За годы борьбы Виктор получил контузию и несколько ранений.
  • Его заслуги подтверждают медали и орден Красной Звезды.

Виктор и Мария Астафьевы: YouTube/Краткая Биография

На фронте Виктор встретил будущую жену Марию Корякину, которая была медсестрой. После войны пара поженилась и переехала в городок Чусовой, что в Пермской области. Мария также занялась писательской деятельностью.

Супруги очень отличались друг от друга. Виктор писал от сердца, в чем ему помогал талант, а вот для его жены в этом труде было больше самоутверждения.

Что касается детей, то:

  • В 1947 году появилась на свет дочь Лидия, которая погибла в полугодовалом возрасте от диспепсии. Астафьев в этом обвинял врачей, а его супруга считала, что их бедность привела к такому печальному событию.
  • Спустя год родилась девочка, которую назвали Ириной, а в 1950-м появился сын Андрей.

Астафьев как мужчина видный и статный всегда был окружен женщинами. Известно о его двух внебрачных дочерях, о которых супруга очень долго ничего не знала. При этом она всегда была очень ревнивой. Причем испытывала такое чувство не только к женщинам, но и к литературе.

Семья Астафьевых: YouTube/Краткая Биография

Виктор неоднократно оставлял жену, но всегда возвращался. Семейная жизнь пары продлилась 57 лет. Когда в 1984 году внезапно не стало их дочери Ирины, то внуки Витя и Полина воспитывались у Виктора Петровича и Марии Семеновны.

Уход из жизни

Весной 2001 года писателя госпитализировали из-за инсульта. В течение двух недель он был в реанимации, затем его выписали. Чувствовал себя Виктор Петрович лучше, даже газеты читал сам. Но менее чем через полгода он снова оказался в больнице из-за проблем с сосудами. Вскоре писатель потерял зрение, а 29 ноября ушел из жизни.

Рядом с родными местами был похоронен Астафьев. Писатель посмертно, в 2009 году, получил премию А. Солженицына. Диплом и $25 тыс. получила вдова писателя, которая пережила мужа на 10 лет. В Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

Виктор Астафьев: книги, творчество

Началом творческого пути Астафьева можно считать то время, когда он стал сиротой и оказался в стенах детского дома. Там работал преподаватель по имени Игнатий Рождественский, который сам писал стихи, а в мальчике заметил настоящий дар.

Он помог Виктору с литературным дебютом. Рассказ «Жив» напечатал школьный журнал. Позже он был переименован в «Васюткино озеро».

Дальше последовали годы работы. Затем грянула Вторая мировая война. По возвращении с фронта перед Виктором Петровичем оказалась поставлена непростая задача содержать семью. Кем он только ни был в эти годы — чернорабочим, слесарем, грузчиком, вахтером, мойщиком туш на мясокомбинате.

Но что бы Астафьев ни делал, чем бы ни занимался, он всегда помнил о литературе, о своем истинном призвании. Вернулся к творчеству писатель так:

  • В 1951 году стал членом литературного кружка.
  • Воодушевленный одним из собраний, он в течение ночи создал рассказ «Гражданский человек», который позже был переработан и издан как «Сибиряк».
  • Вскоре Астафьева пригласили в газету «Чусовской рабочий». В течение этого времени он создал свыше 20 рассказов и множество очерков.
Читайте также:
Истории успеха великих людей

Дальнейшая жизнь и творчество Астафьева были таковы:

  • Первая книга — сборник рассказов «До будущей весны» — издана в 1953 году.
  • Через два года настал черед второго сборника «Огоньки» с рассказами для детей.
  • В дальнейшем написаны (доработаны) такие произведения Астафьева для детей, как «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958).

В том же 1958 году состоялась презентация первого романа под названием «Тают снега». Кроме того, Виктора Петровича выбрали в члены Союза писателей РСФСР.

Спустя год он получил направление в Москву на учебу в Литературный институт. К этому времени творчество Астафьева уже было известно стране. Достижениями Астафьева стали такие повести, как «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

Писатель Виктор Астафьев: YouTube/Краткая Биография

В 1962 году семья Астафьевых переехала в Пермь. Писатель работал над циклом миниатюр, которые называл «затесями» и печатал на страницах журналов.

Спустя десять лет на их основе получилась одноименная книга. Эти истории повествуют о важных темах: писал Астафьев о войне, патриотизме, деревенской жизни.

Также в его творческом наследии примечательна:

  • Повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Она написана в 1967 году, но цензура долго работала с произведением, перекраивая его на свой лад. Лишь в 1989-м писатель смог заняться восстановлением повести.
  • Произведение «Последний поклон», «Перевал», «Кража». За них в 1975 году писатель получил Государственную премию РСФСР.
  • Книга «Царь-рыба» (1976). Это произведение стало очень популярным, принесло автору Государственную премию СССР и подорвало здоровье: в больнице Астафьев оказался после цензурной редактуры.

Виктор Астафьев подписывает свою книгу: YouTube/Краткая Биография

В 1991 году Виктор Петрович приступил к работе над произведением «Прокляты и убиты». Книга увидела свет в 1994-м и нашла широкий отклик у читательской аудитории.

Высказывались и критические замечания. Многие были удивлены смелостью автора, но признавали правдивость написанного. Повесть посвящена важной и страшной теме: она рассказывает о бессмысленных репрессиях военного времени. В год выхода этой книги писатель был награжден Государственной премией России.

Астафьев, биография которого была сложной и трагической, показал, что человек может достичь в жизни любых высот. Виктор Петрович следовал за талантом, за голосом своего сердца, что и запечатлел в словах и навсегда оставил для читателей на страницах своих произведений.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Интересные факты об Астафьеве: биография и жизнь писателя

Виктор Петрович Астафьев – уникальный писатель, который жил и творил при Советском Союзе, а затем в современной России. Художник слова прошел длинный и яркий путь: испытал тяготы бродячей жизни, участвовал в Великой Отечественной войне и вернулся с медалями.

Состоял в Союзе писателей, вел активную общественную жизнь. Астафьев писал о судьбах простых деревенских людей, об ужасах войны, умело раскрывал характер фронтовиков. В статье представлены наиболее интересные факты из жизни русского писателя.

Биография Виктора Астафьева

Писатель родился в сибирском селе Овсянка. Краткий обзор биографии Виктора Петровича переполнен грустными, а порой трагическими моментами. Семья мельника, в которой родился писатель жила очень трудно. В раннем детстве умерли 2 сестры Виктора, поэтому он рос единственным ребенком у родителей.

Первый переломный момент в судьбе Астафьева – арест отца. Мальчика воспитывала одна мама, финансовое положение семьи в тот период было особенно тяжелым.

Следующая трагедия – смерть матери. Женщина утонула, когда возвращалась со свидания с мужем в тюрьме. Мальчика на воспитание взяли родные дед и бабка. Старики очень любили малыша, Астафьев всю жизнь отзывался о них с большим трепетом и благодарностью за несколько счастливых лет детства, которые они подарили внуку.

Отец после окончания тюремного срока женился во второй раз и забрал сына к себе. Счастье мальчика оборвала болезнь папы. Недуг оказался очень сильным и мужчина умер. Сразу после похорон, новая семья Виктора Астафьева выпроводила ребенка из дома. Виктор скитался по улице. Позже ребенка направили в детский дом.

После окончил класс железнодорожного дела. Работал на жд станции. За жизнь Астафьев сменил много профессий. Работал мойщиком мяса, слесарем, вахтером и кладовщиком. Пару лет был депутатом, но политика не привлекла писателя и он отказался от мандата.

Астафьев на фронте

Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Астафьев служил на железной дороге. Железнодорожников на фронт не призывали – они были нужны в тылу. Но писатель не захотел «отсиживаться» в безопасном месте и добровольно ушел воевать. В 1943 году поступил в действующую армию. Воевал практически до окончания войны. Дойти до Берлина помешало серьезное ранение. Получил награды: медаль «За отвагу» и орден «Красной Звезды».

Читайте также:
11 интересных фактов о Василии Белове

Несмотря на усердие, писатель не поднялся по карьерной лестнице на военной службе. С фронта он ушел в звании «солдат».

Война – самый значительный момент жизни Астафьева, она наложила отпечаток на все его творчество. Виктор Петрович был убежден, что людям надо рассказывать о настоящей войне: страшной, кровавой, грязной, бесчеловечной и подлой. Писатель был против героизации этого события, он считал, что, раскрывая перед молодым поколением истинное лицо войны, удастся избежать новых вооруженных конфликтов.

Семейная жизнь Виктора Астафьева

Ближе к окончанию Второй Мировой войны Астафьев знакомится с Марией Корякиной. Молодая писательница понравилась Виктору Петровичу, между ними возник роман. Семейная жизнь была счастливой и крепкой.

Жена Виктора Астафьева, как и он состояла в Союзе писателей СССР.

В браке родилось 3 детей, старшая девочка Лида умерла в раннем детстве. Средняя дочь ушла из жизни в зрелом возрасте. Семейная пара взяла внуков к себе.

Мария Корякина тоже писала рассказы, правда Астафьев к увлечению жены относился с иронией. Но произведения Корякиной пользовались спросом, у писательницы была достаточно большая аудитория.

Раннее творчество Виктора Астафьева

Первое опубликованное произведение Виктора Петровича – «Гражданский человек». Рассказ опубликовали на страницах одной из газет Красноярского края. Первый сборник вышел в свет в 1953 году. Книга называлась «До будущей весны». Какое-то время Астафьев занимался детской литературой. К этому периоду творчества относится сборник «Огоньки», рассказ «Васюткино озеро».

В 1957 году был отпечатан роман «Тают снега». Это произведение открыло цикл рассказов и романов, посвященных жизни в колхозе.

Зрелое творчество

Расцвет творчества пришелся на конец 50-х годов прошлого столетия. После окончания Литературных курсов, Астафьев вместе с женой переехал в Пермь. Здесь из-под пера писателя выходят в свет повести «Последний поклон» и «Кража» – воспоминание о тяжелом детстве.

Наибольшую известность Астафьеву принес сборник «Царь-рыба», за который писатель получил Государственную премию. Рассказы посвящены теме взаимодействия человека и природы.

Творчество Астафьева после распада Советского Союза

После развала СССР Виктор Петрович Астафьев уехал в Красноярский край. Здесь он, в основном, пишет о войне. Причем, его правда о войне многим казалась вымышленными историями, часто его высказывания не совпадали с общественным мнением.

Астафьев писал, что не стоило советской армии бороться за Ленинград, надо было сдать город немцам. По его мнению, удалось бы сохранить тысячи жизней. Но писатель заблуждался: при сдаче города в живых бы никого не осталось, ведь фашисты собирались сделать из блокадного Ленинграда пустырь – без людей, животных и зданий. Возглавил цикл произведений военной тематики, исторический роман «Прокляты и убиты».

Смерть писателя

В 2001 году Астафьев тяжело заболел – перенес два инсульта. Для восстановления требовалось дорогостоящее лечение. Семья Виктора Петровича обратилась за помощью к депутатам Красноярского парламента, однако те отказались помочь.

Писателя выписали из больницы, он умер дома 29 ноября 2001 года.

Уже посмертно в 2009 году писателю присвоена премия Александра Солженицына. На церемонии награждения зачитали ранее неизвестный текст Солженицына о Викторе Петровиче.

Об Астафьеве знают далеко за пределами бывшего Советского Союза, его произведения включены в школьную программу. Добрые и светлые рассказы писателя учат детей любить Родину и труд, бережно относиться к природе.

Видео в тему

Виктор Астафьев – биография

Краткая информация

  • Детство
  • Родители
  • Образование
  • Семья
  • Деятельность
  • Интересные факты
  • Прискорбный факт из жизни писателя
  • Известные высказывания о Викторе Астафьеве
  • Причина известности Виктора Астафьева
  • Награды в области литературы

Детство

Родился в простой рабочей семье. В семь лет остался без родителей. Отец был осужден «за вредительство». Мать утонула в реке Енисей. Воспитанием Вити некоторое время занималась бабушка – Катерина Петровна. Она стала его ангелом-хранителем. Бабушка замечала сочинительские способности мальчика, его безграничную фантазию и называла его «врушей». Это был светлый и счастливый период в детстве В. Астафьева, который он описал в автобиографической повести «Последний поклон».

В 1936 г. отец серьезно заболел, мачеха не заботилась о пасынке. Мальчик чувствовал себя брошенным и стал бродяжничать. В 1937 г. его отправили в детский дом.

В интернате учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в Викторе литературные способности и помог развить их. Сочинение о любимом озере, написанное Астафьевым, было напечатано в школьном журнале. Оно легло в основу первого рассказа «Васюткино озеро».
И.Рождественский писал о детских и подростковых годах В. Астафьева: «…был озорным и бесшабашным подростком, любил читать книги, петь, болтать, выдумывать, хохотать и кататься на лыжах».

Родители

Отец – Петр Павлович Астафьев

Мать – Лидия Ильинична Потылицына

Читайте также:
16 интересных фактов о Чайковском

Дедушка (по матери) – Илья Евграфович

Бабушка (по матери) – Екатерина Петровна

Образование

Начальное шестилетнее образование получил в г. Игарка, где жил с отцом и мачехой. Учился в школе-интернате. В Красноярске окончил школу фабрично-заводского обучения. Работал на железнодорожной станции составителем поездов.

Литературного образования В. Астафьев не получил. Но в течение жизни повышал свой профессионализм, обучаясь на московских Высших литературных курсах. Виктор Астафьев считается писателем-самоучкой.

Семья

Жена – Корякина Мария Семеновна

С будущей женой В. Астафьев познакомился на фронте в 1943 году. Она была медсестрой. Вместе пережили все тяготы военной жизни. Поженились после войны, в 1945 году, и не расставались 57 лет.

Дети: дочери – Лидия и Ирина, сын – Андрей. Первая дочь умерла в младенчестве. Вторая дочь умерла скоропостижно в 1987 г., оставив маленьких внуков Витю и Полю. Внуков в дальнейшем воспитывали бабушка Мария и дедушка Витя.

Деятельность

В 1942 году В.Астафьев добровольно ушел на фронт. Был простым рядовым солдатом. В 1943 году награжден медалью «За отвагу». В бою под сильным артиллерийским огнем четыре раза восстанавливал телефонную связь.

В послевоенные годы оказался в г. Чусовой Пермского края. Там посещал литературный кружок при газете «Чусовской рабочий». Однажды в порыве вдохновения за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек». Так началась его литературная работа в газете.
В конце 50-х годов вышла первая книжка рассказов для детей. Начали печататься очерки и рассказы в альманахах, журналах. В 1954 году была издана любимая повесть писателя – «Пастух и пастушка». Этот период был отмечен как расцвет лирической прозы в творчестве В. Астафьева и началом его широкой известности и популярности.

В 60-е годы семья Астафьева переехала в г. Пермь, позднее в г. Вологду. Эти годы были особенно плодотворны для писателя. К 1965 году сложился цикл «Затеси» — лирические миниатюры, раздумья о жизни, которые объединены одной мыслью автора — «убедить читателя слышать боль каждого». Пишутся повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Последний поклон».

В 70-е годы писатель все чаще обращается к воспоминаниям детства. Публикует рассказы «Пир после победы», «Карасиная погибель», «Без приюта», «Гори, гори ясно» и др. Начинает работу над повестью «Зрячий посох». В этот период В. Астафьевым созданы яркие произведения: повести «Ода русскому огороду» и «Царь-рыба».

Уникальность повести «Царь-рыба» потрясла критиков того времени глубиной поставленных в произведении проблем экологии. В 1973 году журнал «Наш современник» начинает публикацию отдельных рассказов и глав из «Царь-рыбы», но с большими ограничениями в тексте. Жесткая цензура искажала первоначальный замысел автора, что огорчало В. Астафьева. Писатель отложил повесть в дальний ящик на много лет. Лишь в 1977 году «Царь-рыба» публикуется издательством «Молодая гвардия» в полной редакции автора.

В 1980 году В. Астафьев решил вернуться в родные края в г. Красноярск.

В 80-е и 90-е годы, находясь в милых сердцу местах, В. Астафьев творил с великим энтузиазмом. Создано множество новых рассказов о детских годах: «Стряпухина радость», «Пеструха», «Заберега» и др. Продолжается работа над повестью «Зрячий посох», опубликованной впервые в 1988 году и отмеченной Государственной премией СССР в 1991 году.

Пишутся главы повести о детстве «Последний поклон», и в двух книгах она выходит к читателю в издательстве «Современник». В 1989 году повесть, дополненная новыми главами, печатается в издательстве «Молодая гвардия» в трех книгах.

В 1985 – 1989 гг. осуществляется замысел романа «Печальный детектив» и таких рассказов, как «Медвежья кровь», «Жизнь прожить», «Слепой рыбак», «Улыбка волчицы» и многих других.

В 1991 – 19994 гг. идет работа над романом «Прокляты и убиты». Этот роман, показывающий бессмысленную жестокость репрессивной системы военного времени, вызывает бурный эмоциональный всплеск у читателей. Смелость и реалистичность В. Астафьева удивляет общество, но и в то же время признает его правдивость. За роман писатель получает заслуженную награду – Государственную премию России в 1994 г.

В 1997 – 1998 гг. появляется издание Собрания сочинений В. Астафьева в 15 томах.

Интересные факты

  • В. Астафьев и его жена Мария Семеновна совершенно по-разному смотрели на жизнь. Он обожал деревенскую жизнь, а она – нет. Он творил прозу из своей души, а она из чувства самоутверждения. Он любил выпить, и был неравнодушен к другим женщинам, она не понимала этого и ревновала. Она хотела его преданности семье, а он уходил из нее. Он возвращался, а она прощала, потому что преданно любила.
  • в 2004 г. на автотрассе «Красноярск-Абакан», вблизи пос. Слизнево Красноярского края на смотровой площадке у реки Енисей на вершине утеса возведена скульптура могучего осетра. Называют этот памятник «Царь-рыба» в честь одноименной повести В.Астафьева.
  • В. Астафьевым изобретена новая литературная форма: «затеси»— своеобразные короткие рассказы.
  • в 2009 году принято решение о посмертном вручении В. Астафьеву премии Александра Солженицына. Событие происходило в Москве в библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Премия составила 25 тысяч долларов. Литературный критик Павел Басинский заявил, что диплом и деньги передадут вдове писателя на «Астафьевских чтениях» к 85-летию В. Астафьева. Интересна формулировка премии: «Виктору Петровичу Астафьеву – писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека».
Читайте также:
Как солдат Петра I обхитрил – Интересные факты

Прискорбный факт из жизни писателя

В 2001 году В. Астафьев серьезно заболел, много времени провел в больницах г. Красноярска. Требовались немалые деньги на лечение за границей. Друзья и товарищи писателя обратились за помощью в Красноярский Краевой Совет Депутатов. В ответ получили отказ о выделении денежных средств и несправедливые обвинения в адрес писателя в предательстве и искажении российской истории в его произведениях. Все это ухудшило самочувствие В.Астафьева. Писатель скончался 29 ноября 2001 г.

Известные высказывания о Викторе Астафьеве

«Он пишет только то, чем сам живёт, что есть его день и быт, его любовь и ненависть, его собственное сердце». (В. Курбатов)

«Не найти такого яркого, ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формирует её, учат ценить абсолютные ценности». (В.М. Ярошевская)

«Астафьев – писатель чистейших тонов правды, какой бы она ни была тревожной и даже страшной». (А.Кондратович)

Причина известности Виктора Астафьева

В произведениях В. Астафьева отчетливо слышалась глобальность проблем общества и человечества в целом. Правдиво и реалистично отражались события военного времени. Литературное изложение писателя брало за душу простых людей и даже критиков.

Награды в области литературы

1975 г. – Государственная премия РСФСР им. М. Горького за повести «Перевал», «Кража», «Последний поклон», «Пастух и пастушка»

1978 г. – Государственная премия СССР за повесть «Царь-рыба»

1991 г. – Государственная премия СССР за роман «Зрячий посох»

1994 г. – премия «Триумф»

1995 г. – Государственная премия РФ за роман «Прокляты и убиты»

1997 г. – Пушкинская премия Гамбургского фонда Альфреда Тепфера за совокупность литературных заслуг

2009 г. – премия Александра Солженицына /посмертно/

Интересные факты из жизни Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, советский писатель, родился в 1924 и умер в 2001 году. Его произведения так ярко и правдоподобно изображали сельскую жизнь, что литературоведы окрестили его основоположником «деревенской прозы», ставшего одним из основных направлений литературного искусства с 60-ые по 80-ые гг. Также Астафьев писал о войне. Чем ещё была интересна его жизнь?

Рос сиротой

В детстве Виктор своего отца почти не видел – когда мальчику было всего 2 года, Астафьева-старшего посадили в тюрьму по делу о вредительстве. Мать мальчика погибла спустя 5 лет – утонула, переправляясь на лодке. После этого Виктора воспитывала бабушка по материнской линии: позже писатель расскажет об этом сам в произведении «Последний поклон».

Даже после того, как отец вышел на свободу, детство Виктора не стало счастливым: Астафьев-старший вскоре очень тяжело заболел, а его новая супруга не испытывала к мальчику горячей привязанности. Точно неизвестно, выставила ли она его из дома сама, или же он сбежал сам, но, так или иначе, несколько месяцев ребёнку пришлось прожить в заброшенной парикмахерской. Он продолжал ходить в школу, но после серьёзной провинности его отправили в детский интернат.

Писал с самого детства

Ещё будучи школьником, Виктор Астафьев писал. Его первой литературной работой стало «Васюткино озеро», впоследствии опубликованное. Одним из первых, кто заметил его талант, был Игнатий Рождественский, известный сибирский поэт.

Тематика раннего творчества была сосредоточена на деревенском быту; только после возвращения с войны произведения писателя стали описывать увиденное на фронте. Тем не менее, первая публикация Астафьева появилась только в 1951 году, когда писателю было 27 лет. Спустя 7 лет его приняли в Союз Писателей СССР.

Служил добровольцем

Будучи работником железной дороги, Астафьев не подлежал обязательному военному призыву, но сидеть на месте он отказывался, поэтому отправился на фронт добровольцем. По службе он не продвинулся: как начинал рядовым, так и закончил. Тем не менее, за военные подвиги он получил 4 медали. Война оставила на писателе меньший физический урон, чем на многих его соотечественниках – после тяжёлого ранения он стал плохо переносить душную погоду. Также его один раз контузило. Вернувшись домой, Астафьев заручился целью рассказать своим читателям о войне – правдиво, а не романтизированно, как делали некоторые из его соотечественников. Сразу же после войны Астафьев поехал на Урал.

Имел множество наград

Как и прочие гениальные писатели, Виктор Астафьев нередко становился обладателем литературных премий – всего его трофейная полка насчитывает 8 побед в литературных конкурсах. Кроме этого, Астафьев – обладатель 10 медалей и орденов, полученных на войне, среди них – и Орден Красной Звезды.

Читайте также:
25 интересных фактов о Менделееве

Муж и жена – одна сатана

Жена Астафьева, Мария, хотя о ней говорят реже, чем о её муже, тоже была писательницей. За свою жизнь она написала 16 книг и также входила в Союз Писателей Советского Союза. Одно из её произведений, «Знаки жизни», автобиографично, и в нём описываются моменты, которые показались Виктору Астафьеву неуместными. В нём Мария Астафьева откровенно рассказала, каким разочарованием может оказаться брак с творческим человеком, заинтересованным в своей работе гораздо больше, чем в своей супруге. Астафьев попросил жену отказаться от публикации, но она ослушалась его. В ответ писатель выпустил «Весёлого солдата», в котором изложил свою версию событий. В браке они прожили 57 лет.

Политическая ангажированность?

Ходили слухи, что на документе о разгоне Российского Парламента, созданного в 1993 году, стояла подпись Виктора Астафьева. Тем не менее, сам писатель эти слухи отрицал, считая, что подпись была подделана. Подобный слух интересен тем, что в последние несколько лет существования Союза Астафьев сам был народным депутатом.

Присутствует повсюду

Именами известных писателей в России могут назвать практически всё, и ситуация Виктора Астафьева это только доказывает. В Новосибирске открыта библиотека его имени, в некоторых городах есть Астафьевские школы. В Красноярске работает музей его имени, а на магистрали, ведущей в Дивногорск, установлен монумент осётра, разрывающего рыболовную сеть. Этот памятник – дань памяти писателю, изображающая героя его произведения «Царь-рыба».

И если это ещё можно понять, то как один из нефтяных танкеров получил имя советского писателя – загадка, ровно так же, как юношеский футбольный турнир, проводимый в Красноярске с конца прошлого века.

Чиновники не помогли

К 2000-ым годам у писателя начались серьёзные проблемы со здоровьем. После двух инсультов, перенесённых в 2001 году, Астафьева хотели отправить на лечение за рубеж – но денег на это не хватало. Народных сборов, подобных современным, тогда не было, поэтому его семья обратилась за финансовой помощью к депутатам. К сожалению, те не обратили на них никакого внимания, и в том же году Астафьев скончался.

История создания танков

Для прорыва полевых укреплений колесные броневики были недостаточно вездеходными. Они уверенно двигались только по твердому грунту. В рыхлую землю, снег или грязь узкие колеса проваливались, техника застревала. Воронки, канавы и окопы, заборы и валы тогдашние колесные машины также не могли преодолевать. Это заставило конструкторов разрабатывать бронетехнику на гусеничном ходу.

Первые танки

В 1914–1915 гг. в России, Англии и Франции было предложено несколько проектов гусеничных «бронетракторов», «вездеходов» и «сухопутных крейсеров», но большинство не пошло дальше чертежей и опытных образцов. Самым удачным стал «Маленький Вилли», созданный в 1915 г. англичанами У. Триттоном и У. Вильсоном, взявшими за основу схему гусеничного движителя трактора «Холт». В серию машина не пошла – короткая гусеница не позволяла преодолевать широкие рвы и заборы. У следующей модели – «Большого Вилли» проходимость улучшили, изменив устройство гусеничного движителя.

Корпус сделали ромбовидным, установив гусеницу в обхват борта. При преодолении рвов и стенок передняя выступающая грань «ромба» нависала над ними, а затем наползала на препятствие сверху. Из-за такой конструкции машина получилась высокой. У оружейной башни на крыше была большая «мертвая зона», поэтому оружие установили в спонсонах – поворотных выступах на бортах. «Большой Вилли» поступил в армию под названием Mk I (сокр. «Mark I» – «первая модель») с двумя вариантами вооружения в спонсонах: «самец» с 6-фунтовыми орудиями и «самка» с пулеметами. В 1916 г. первые Mk I вступили в бой. Из 48 машин лишь 16 добрались до немецких позиций, не сломавшись, но им удалось прорвать оборону. Успех побудил увеличить выпуск новых машин. В ходе войны появилось еще 7 модификаций «ромба», последовательно получивших маркировку от Mk II до Mk VIII. На них устранили недоработки, усилили двигатель, вооружение и броню, улучшили управление.

Французы начали разрабатывать «сухопутные броненосцы» (по аналогии с кораблями-броненосцами) одновременно с англичанами, взяв за основу тот же «Холт». Но французские танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон» вступили в бой лишь в 1917 г. Форму гусеницы французы изменять не стали, поэтому проходимость их машин была ниже, чем у Mk I. Зато гусеница находилась под корпусом, который ее защищал. «Изюминкой» французских танков была электрическая трансмиссия (система передачи энергии двигателя к движителю – гусеницам), позволявшая управлять машиной одному водителю. У британского Mk I на каждую гусеницу приходилась отдельная коробка передач, и с управлением им еле-еле справлялись 4 человека (водитель, два помощника на коробках передач, командир на тормозах гусениц).

Читайте также:
14 интересных фактов о Брэме Стокере

В «Шнейдере» и «Сен-Шамоне» бензиновый двигатель крутил генератор, и ток поступал к электромоторам, вращавшим гусеницы. Водитель регулировал подачу тока на моторы, изменяя направление и скорость вращения гусениц, тем самым заставляя танк поворачивать в движении и даже разворачиваться на месте. «Шнейдер» и «Сен-Шамон» получились настолько легко управляемыми, что орудие можно было наводить по горизонтали поворотом машины. Это позволило отказаться от хрупких конструкций спонсонов или башен и установить более мощное орудие прямо в лобовой броне. Машины такой компоновки позже стали называть самоходными артиллерийскими установками (САУ).

Для управления танками первого поколения и стрельбы из их пушек и пулеметов требовался экипаж из 8–12 человек. Машины, вмещающие такое количество людей, выходили громоздкими и тяжелыми. Они ползали по полю боя со скоростью пешехода, не поспевая за бегущей в атаку пехотой и становясь легкой мишенью для орудий противника. Более мощные двигатели не решали проблемы – массивные и тяжелые, они только увеличивали размер и вес машин. Инженеры искали иные решения.

Оригинальный выход из конструктивного тупика, в котором оказались танки, предложили французы Л. Рено и Э. Эстиен, создатели «Рено FT-17» – первого легкого танка. «Рено FT-17» был настолько прост в управлении, что с ним справлялись всего 2 человека: водитель и командир-стрелок. Большой корпус стал не нужен, и FT-17 в 5 раз более легкий, чем Mk V, даже с простеньким массовым автомобильным двигателем развивал вдвое большую, чем он, скорость.

Рено и Эстиен применили ряд решений, позже ставших классическими. Гусеницу вместо ромбовидной сделали треугольной – поднятой вверх только спереди. При этом благодаря оригинальной системе амортизирующих рессор проходимость осталась высокой. Низкий корпус позволил установить оружие не по бортам, а во вращающейся башне сверху, не теряя возможности обстрела ближних подступов. Варианты вооружения были разными – 8-мм «Гочкис» у «самки», 37-мм орудие у «самца» или 76-мм гаубица у машины огневой поддержки.

Маленькие и быстрые FT-17 поспевали не только за пехотой, но и за кавалерией, вместе с которой могли, прорвав оборону, совершить рейд в тылу врага. До конца войны союзники «наклепали» около 3100 простых и дешевых FT-17, а всего в разных странах их выпустили около 8000.

Российская промышленность периода Первой мировой войны не могла наладить выпуск танков. В стране не производилось компактных и мощных двигателей, заводов тоже не хватало. В то же время даже применение закупленных у англичан танков было осложнено слабым развитием сети железных дорог в России. Медленные и часто ломавшиеся машины приходилось везти к месту применения на поездах, и на многие участки огромного русского фронта их просто невозможно было доставить.

Более полезной на русском бездорожье оказалась техника с полугусеничным движителем, изобретенным личным водителем Николая II, французом А. Кегрессом. Еще в 1906–1914 гг. конструктор опробовал свою схему на ряде машин, включая личный «Мерседес» императора. Заднюю – ведущую пару колес конструктор заменил резиновыми гусеницами, получив хорошее сцепление и тягу на мягком грунте. Передняя ось осталась колесной. Это позволило использовать обычное рулевое управление вместо технически сложного метода поворота за счет изменения скорости вращения гусениц.

Автомобили на шасси Кегресса хорошо показали себя на фронте. Когда в 1916 г. в Россию из Англии стали поступать броневики «Остин» на базе одноименного грузовика, часть из них переделали в полугусеничные. Так в Русской армии появился «Остин-Кегресс» – более скоростной, простой и дешевый, чем танки. Благодаря дополнительным опорным каткам, выступавшим спереди и сзади колес и гусениц, он мог потягаться с танками и в проходимости. Но, к сожалению, таких броневиков до конца войны построили немного.

Танки Второй мировой войны

Легкие танки

Вторая мировая война ожидалась маневренной, и главным требованием генералов к танкам становилась скорость. Быстроходные легкие танки должны были входить в прорыв линии фронта и наносить стремительные удары по коммуникациям врага. Легкие танки неплохо повоевали в локальных конфликтах, но в «большой войне» возлагавшихся на них надежд не оправдали.

Легкие танки могли весить от 4–5 т до 15–20 т. По назначению они делились на две группы, названия которых в разных странах различались, но суть была одной: лучшие забронированные, но неторопливые машины поддерживали пехоту, а быстроходные использовались для разведки и рейдов по тылам противника. «Пехотные» танки были в большинстве. Во Франции на вооружении стоял «Рено» R-35, разработанный взамен танка образца 1917 г.

Накануне Второй мировой войны англичане создали довольно удачный танк «Валентайн», он выпускался до 1944 г. В СССР массовым (11 000 шт.) стал Т-26, выпускавшийся в двух вариантах: две башни с пулеметами или одна башня с пушкой. Одновременно, хотя и во вдвое меньших количествах, производили БТ (Быстроходный танк) – семейство из трех модификаций. В военное время выпуск легких танков в СССР продолжался, но их было построено в 2,5 раза меньше, чем средних танков.

Читайте также:
25 интересных фактов про Джонни Деппа

В 1930-е годы в разных странах в погоне за скоростью строили танки, которые имели одновременно и гусеницы, и колеса. Конструкция была громоздкой и неудобной в эксплуатации. Американец Д.У. Кристи предложил снимать гусеницы и двигаться на обрезиненных катках большого диаметра. Кроме того, он разработал свечную подвеску (она же – «подвеска Кристи») – надежную и дающую мягкий ход. На пересеченной местности танк Кристи разгонялся почти до 70 км/ч, а на шоссе со снятыми гусеницами мог обогнать легковой автомобиль. Идеи Кристи нашли понимание не только в СССР, где на основе его танка М1931 было создано семейство колесно-гусеничных танков БТ, но и во всем «танковом мире».

Ограничения Версальского договора вынуждали Германию разрабатывать танки под видом тракторов, но когда к власти пришел Гитлер, немецкое танкостроение «вышло из тени». Первым серийным танком стал Pz I (полностью он назывался PzKpfw – от Panzerkampfwagen – «бронированная военная машина»). Война в Испании показала, что у танка слабы бронирование и вооружение, и в 1938 г. его выпуск прекратили. Тем не менее в польской и французской кампаниях 1939–1940 гг. Pz I был самым многочисленным танком вермахта – 1800 шт.

В 1937 г. пошел в производство Pz II, разработчики которого учли опыт первого немецкого танка. Максимальная толщина брони осталась прежней, но новая подвеска и более мощный двигатель сделали «двойку» быстрой и маневренной, а автоматическая 20-мм пушка увеличила ее огневую мощь. Однако для противостояния с Красной Армией Pz II оказался слабоват, и в 1942 г. его перестали производить.

Средние танки

Вторая мировая война быстро показала, что у легких танков нет шансов на успех, и они сошли со сцены. Главной ударной силой воюющих сторон стали средние танки массой 20–30 т. Основное противоборство бронированных машин развернулось на советско-немецком фронте, и именно оно определяло развитие мировой танковой мысли в военные годы.

Первые в мире танки: ко дню рождения машины смерти

Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех, но тут все было в новинку. Даже это своеобразное «боевое» крещение, которое не миновало ни одного пехотинца, сапера, связиста, отправленного на переобучение. Ровно 100 лет назад в битве при Сомме через воронки и траншеи впервые поползли танки. Так зарождалась война нового типа.

Танк — это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена. Первый автомобиль — паровая телега Кюньо — был построен до Великой французской революции. Так что теоретически некий прототип танка мог участвовать и в наполеоновских войнах. Однако к тому времени все давно забыли про щиты и латы, а ползущая медленнее пешехода телега не могла сравниться со стремительностью конницы.

Пулеметный аргумент

Когда после мира, длившегося в Западной Европе полвека, вдруг вспыхнула большая война, многие поначалу не поняли, что грядет страшная бойня, мало похожая на баталии времен Аустерлица и Ватерлоо. Но случилось то, чего раньше не бывало: на Западном фронте воюющие стороны, безуспешно пытаясь обойти друг друга с флангов, выстроили сплошную линию фронта от Швейцарии до Северного моря. В середине 1915 года британцы и французы с одной стороны и немцы с другой вошли в безнадежный позиционный клинч. Всякие попытки прорвать зарывшуюся в землю, спрятавшуюся в дотах, огородившуюся колючей проволокой эшелонированную оборону заставляли наступавших умыться кровью. Перед тем как посылать пехоту в атаку, чужие траншеи, конечно, старательно обрабатывали артиллерией, но каким бы плотным и сокрушительным ни был ее огонь, достаточно было уцелеть паре пулеметов, чтобы они успешно валили на землю цепи атакующих. Пехота в наступлении явно нуждалась в серьезной огневой поддержке, требовалось оперативно выявлять и подавлять эти плюющиеся смертью пулеметы. Тогда-то и пришло время танка.

Те, кто хотел бы почувствовать себя в роли первых танкистов и погрузиться в историю танкостроения,
смогут это сделать в игре World of Tanks, когда в сентябре будет открыт специальный режим с легендарным Mark IV.

Нельзя сказать, что до появления танка на поле боя ничего в этом смысле не предпринималось. Например, пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен и могли выдержать вес брони и вооружения, им крайне сложно было передвигаться по бездорожью. А ведь «ничейная земля» между первыми рядами траншей никем специально не подготавливалась для автомобильного движения, к тому же была порядком изрыта взрывами снарядов и мин. Надо было работать над проходимостью.

Читайте также:
Аристотель и болтун – Интересные факты

Свои конструкции гусеничного движителя предлагали в XIX веке несколько британских и русских изобретателей, в частности Дмитрий Загряжский и Федор Блинов. Однако идеи европейцев были доведены до коммерческой реализации по ту сторону Атлантики. Одним из пионеров американской гусеничной техники стала компания Бенджамена Холта, которая в будущем переименовала себя в Caterpillar.

Это все придумал Черчилль…

Тракторы Holt не были к началу войны чем-то необычным в Европе. В качестве тягачей для артиллерийских орудий их активно использовали, в частности, в британской армии. Идея превратить холтовский трактор в бронированную машину на поле боя пришла еще в 1914 году майору Эрнесту Данлопу Суинтону, одному из самых рьяных сторонников того, что в будущем назовут «танком». Кстати, слово «танк» (англ. «бак») было придумано как кодовое название новой машины, дабы ввести в заблуждение противника. Официальным же его названием на момент запуска проекта было Landship — то есть «сухопутный корабль». Получилось так потому, что идея Суинтона была отвергнута общеармейским руководством, но первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил действовать на свой страх и риск и взять проект под крыло флота. В феврале 1915 года Черчиллем был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на бронированную боевую машину. Будущему танку предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,5 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия.

Обзор для командира и механика-водителя
открывался через щели, защищенные двумя стальными пластинами.

Интересно, что от идеи использования шасси от трактора Holt в результате отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. Британцы же отдали разработку танка компании из William Fosters & Co.Ltd., имевшей опыт создания сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу. Работы велись под руководством главного инженера фирмы Уильяма Триттона и приданного военным ведомством инженера-механика лейтенанта Уолтера Уилсона. Они решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора — Bullock. Правда, пришлось серьезно усилить гусеницы, сделав их полностью металлическими. На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием. Сзади к гусеничной платформе крепилась ось с парой колес — наследство, доставшееся от гражданских тракторов. При необходимости колеса гидравликой прижимались к земле, удлиняя базу при прохождении неровностей. Всю конструкцию тянул 105-сильный двигатель Foster-Daimler. Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и… решение нашлось чисто морское. Оружие решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Пусть корпус боевой машины станет ромбовидным, а гусеницы будут вращаться по всему периметру ромба! Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия. На основе новых идей была построена вторая машина — Big Willie, получившая прозвище Mother (англ. «мать»). Это и был прототип первого в мире танка Mark I, который приняли на вооружение британской армии. «Мать», как и положено, произвела на свет разнополое потомство: танк-«самец» был вооружен двумя 57-мм морскими пушками (и снова флотское влияние!), а также тремя 8-мм пулеметами — все вооружение компании Hotchkiss. На «самке» пушек не было, а пулеметное вооружение состояло из трех 8-мм Vickers и одного Hotchkiss.

Первый танк вобрал в себя ряд решений,
позаимствованных у военно-морского флота. Он был оснащён деревянной «палубой» и спонсонами для размещения орудий. Собственно, официальное название танка MK1 было Landship — «сухопутный корабль»

Муки первых танкистов

«Ходовая часть и силовая установка танка Mark I, — говорит исторический консультант компании Wargaming Федор Горбачев, — позволяла передвигаться по полю боя вне дорог, преодолевать проволочные заграждения и окопы шириной до 2,7 м — этим танки выгодно отличались от современных им бронеавтомобилей. С другой стороны, их скорость не превышала 7 км/ч, отсутствие средств подрессоривания и демпфирования делало из них достаточно неустойчивую артиллерийскую платформу и усложняло работу экипажа. Согласно Tanks Driver`s Handbook, существовало четыре способа поворота танка, при этом самый распространенный и щадящий для механизмов требовал участия в этом процессе четырех членов экипажа, что сказывалось на маневренности машины не лучшим образом. Броня обеспечивала защиту от ручного огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями «K» (массово применявшимися немцами с лета 1917 года) и артиллерией».

Читайте также:
16 интересных фактов о Высоцком

Первый в мире танк, разумеется, не был образцом технического совершенства. Он создавался в нереально сжатые сроки. Работа над невиданной прежде боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые применили в бою. Правда, к полю боя Mark I еще надо было доставить. Танк не вписывался в железнодорожные габариты — мешали «щеки”-спонсоны. Их, каждый весом 3 т, везли отдельно на грузовиках. Первые танкисты вспоминали, как накануне боя им приходилось проводить бессонные ночи, привинчивая болтами спонсоны к боевым машинам. Проблема съемных спонсонов была решена только в модификации Mark IV, где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми (реже девяти) человек, и для такого большого экипажа места внутри было маловато. В передней части кабины стояли два кресла — командира и механика-водителя; от них в кормовую часть вели два узеньких прохода, в обход кожуха, прикрывавшего двигатель. Стены кабины использовали под шкафчики, куда убирали боеприпасы, запчасти, инструменты, запасы питья и еды.

Немцы побежали

«В первом бою — при Flers-Courcelette — танки Mark I достигли ограниченного успеха и прорвать фронт не смогли, но эффект, который они оказали на сражающиеся стороны, был значительным, — рассказывает Федор Горбачев. — Англичане за один день 15 сентября продвинулись вглубь обороны противника на 5 км, причем с потерями в 20 раз меньше обычных. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. 19 сентября главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг попросил Лондон предоставить более 1000 танков. Несомненно, танк оправдал надежды своих создателей, несмотря на то что он достаточно быстро был вытеснен из боевых частей наследниками и в дальнейшем использовался для обучения экипажей и на второстепенных театрах военных действий».

Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой и склонили чашу весов в пользу Антанты, но и недооценивать их не стоит. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германской обороны и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков Mark V и более продвинутых модификаций. Это сражение стало провозвестником великих танковых битв Второй мировой. Британские ромбовидные «Марки» повоевали и в нашей стране в ходе гражданской войны. Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.

TANKI-TUT.RU – вся бронетехника мира тут

Конец XIX – начало XX века характеризуется стремительным научным прогрессом человечества. Активно применяют паровозы и автомобили, изобрели двигатель внутреннего сгорания и активно пытаются подняться в небо. Всеми такими изобретениями рано или поздно заинтересовываются военные.

История развития бронетехники по странам

История танков остальных стран

  • Япония
  • Италия
  • Польша
  • Венгрия
  • Швейцария
  • Израиль
  • Чехословакия
  • Швеция

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения – нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до Первой мировой войны было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Читайте также:
Император Александр III - Воспоминания С. Витте

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность – слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Первый в мире танк Mark I

Этим танком был Mark I, названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли – лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » ( боевая повозка), у шведов – «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).

После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: