14 интересных фактов о Гегеле

Гегель и его фантазии

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий объективный идеалист и создатель идеалистической диалектики был убеждён в нереальности единичного: по его мнению отдельные вещи существуют лишь постольку, поскольку они являются стороной целого. Под философией он совершенно произвольно, что называется “с потолка”, понимает проявление божественных истин в процессе развития самопознания Абсолютного духа, воплощённого в человеке, а под эпохой – ступень развития этого духа, который абсолютен в том смысле, что о нём абсолютно нечего сказать. Гегель говорит: «В своей истине разум есть дух… он есть рассудочный разум или разумный рассудок», из чего можно понять что «дух» выше разума и рассудка. Понять это можно только вспомнив, что Гегель – протестант, а в те времена это было немало.

Гегель афористично утверждает, что «философия есть эпоха, схваченная в мысли». «Исток и тайну» своей философии он изложил в своей ранней работе «Феноменология духа» (1807), в которой утверждал, что мышление тождественно бытию, что целое – это Абсолют, и он духовен. (Интересно, как ему удалось это установить?) «Абсолют есть чистое бытие», но без качеств он есть ничто, небытие. «Единство бытия и небытия есть становление». Так рождается триада: бытие (тезис) – ничто (антитезис) – становление (синтез). В синтезе становления дух «отчуждает», т.е. порождает «своё иное» – материю. Развиваясь, материя порождает мыслящего человека. Каждая предыдущая ступень «отрицается» последующей и содержит в себе все предшествующие стадии в «снятом» виде. Почему?

Напрасно искать этому доказательства. Когда Гегель говорит: «Все действительное разумно, а все разумное – действительно» он имеет в виду не разумные действия свободного человека, а именно развитие мирового духа, где каждая ступень истории закономерна, оправдана и в этом смысле разумна. Тем самым оправдываются все исторические события, все войны, страдания и катастрофы, гулаги и освенцимы. Поступь мирового духа перемалывает судьбы миллионов. «Целое есть движущее проникновение индивидуальности и всеобщего». Для Гегеля существует заданная «поступь истории», которая идущего ведёт, а сопротивляющегося тащит. И не случайно Гегеля очень убедительно критикуют как врага открытого общества. //См. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. Том II. М., 1992. Гл.12. С. 36-95.// Критикуют как шарлатана //Шопенгауэр//, критикуют его “диалектику” как источник самой агрессивной идеологии, породившую много войн и крови // Бохеньский//.

Гегель – христианин-протестант. Он пишет: «Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования». Верно, религия доступна всем. Но Гегель ошибочно утверждал, что философия тождественна религии, а религия якобы есть область абсолютной истины. При чем тут «истина»? У него получается, что философия есть постижение абсолютного, «познание немирского». Какой же простор открывает Гегель болтунам и жуликам! Это бездоказательное заявление человека, мнящего, что он обладает истиной. Почему же у него возникло о себе такое высокое мнение? А дело в том, что история философии по Гегелю есть путь к Истине, на котором ни одна философская система не исчезает бесследно, а сова Минервы (мудрость) вылетает вечером. Поэтому его, гегелевская философия, якобы накопила божественную мудрость предыдущих поколений философов и высится в конце пути как вершина мировой философии. Так гегелевская спекулятивная метафизика без лишней скромности приходит в самодовольный тупик.

Гегель высказал некоторые философские обобщения, которые позже были названы «законами диалектики»: закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Он говорил и о категориях. Центральное место занимала категория противоречия как раздвоение единого и единство этих противоположностей в понятии. Обратите внимание: в понятии, а не в реальном мире, поскольку для него мир есть саморазвитие духа. Разработав идеалистическую диалектику, Гегель, по сути, создал жесткую метафизическую систему. Энгельс вполне справедливо отмечает: «Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер. Законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция; мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической схемой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления».

Может в сфере естественнонаучного мышления гегелевская диалектическая «логика» способна заменить «бесплодную» формальную? В книге Гегеля «Философия природы» читаем: «Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и её отрицания, – он есть только абстракция или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. » (§ 302). Вы что-нибудь поняли? Я тоже не понял. И далее: «электричество – это собственный гнев, собственное бушевание тела, его гневная самость, которая проявляется в каждом теле когда его раздражают»… Комментарии излишни. Физики рыдают от смеха. )))

В 1812 и 1816 годах Гегель издал два тома с названием «Наука логики». Но логика для него – это ступени становления абсолютного духа, её предметом он считал истину, как «согласие некоторого содержания с самим собой», а понятие как «единство бытия и сущности». Значение формальной логики он признаёт лишь на низшем, рассудочном уровне мыслительной деятельности.

Не признавая формальной логики и будучи незнакомым с современной ему тогда уже развивающейся математической логикой он демонстрирует полное её непонимание, как и непонимание достижений Аристотеля. Ведь формальная логика вовсе не противостоит диалектике, признающей связи и развитие. Но Гегель придумывает формулировки, а затем их же и критикует. Например, он полагает, что закон тождества будто бы гласит «всё тождественно с собою», сводя его к мнемонической условной записи А = А. То есть делает чучело, а потом с ним «успешно» борется, говоря о неисчерпаемости понятия. Это чучело получается потому, что он отождествляет бытие и мышление. Столь же несостоятельна и его критика закона противоречия, где он, не различая реальных взаимодействий и логических противоречий, обвиняет формальную логику в догматизме. Но формальная логика запрещает лишь противоречие самому себе в одном и том же рассуждении по одному вопросу и в одном и том же определённом отношении. Реальные же противоречия (лучше сказать разнонаправленные взаимодействия) можно и нужно описывать логически непротиворечиво. Законов формальной логики Гегель не понял, а потому и не принял, он пытается изгнать формальную логику из области разума, оставляя её лишь для «рассудка» в четырех стенах, а это приводит к тому, что он сам допускает логические ошибки, о которых Маркс писал: «здесь бессмысленная непоследовательность и начальственное разумение Гегеля становятся прямо-таки отвратительными». /Маркс К. Энгельс Ф. Соч., Т.1, С. 614./

Читайте также:
17 интересных фактов о Жане Рено

В 1817 г. Гегель издал «Энциклопедию философских наук», в которой излагал краткую версию предыдущего двухтомника. За текстом двухтомника закрепилось название «Большая логика», за краткой версией – «Малая логика». Но к логике эти приключения Духа никакого отношения не имеют.

По Гегелю прогресс в истории есть восхождение Духа по ступеням осознания степени собственной универсальной свободы. А носителем и движущей силой исторического развития он полагает национальный дух, и в каждую эпоху лишь только одна нация выполняет миссию исторической и передовой. Славянские народы неполноценны. (Впрочем, его предшественник Фихте тоже утверждал, что «германский народ избран Провидением, дабы занять высшее место в истории Вселенной»). Вершиной развития государственности по Гегелю является прусская монархия. Немцы ведут мир к славным вершинам культуры: «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного осуществления свободы». Такая позиция помогла ему стать ректором Берлинского университета. Да и в гитлеровской Германии Гегеля очень уважали.

Гегель был сторонником тоталитарного государства и по сути «нового племенного духа», считал войны неизбежными и полезными, так как они «помогают понять суету вещей и благ».

В мире философии принято “толерантно” и учтиво относиться даже к очевидному вздору. Но как ни относиться к Гегелю, одно бесспорно: познакомившись с его философией и зная её кровавые последствия можно лучше понять роль философии в эволюции человечества.

Вы слышали несколько иную интерпретацию Гегеля? Это естественно. Но Ваше право иметь своё собственное мнение по любому вопросу несомненно. И основанием для его наличия может быть только знание, только понимание, добытое самостоятельно.

Гегель

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Философия XIX века

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel ; 27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Содержание

Биография

Ранние годы: 1770—1801

Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника — Георга Людвига Гегеля (1733—1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского [1] . Предки Гегеля были лютеранского [2] рода из Каринтии, изгнанные из Австрии в XVI веке, в период Контрреформации и обосновавшиеся в Швабии.

  • 1788—1793 — учился в Тюбингенском теологическом институте (богословской семинарии) при Тюбингенском университете, где прослушал философский и теологический курсы и защитил магистерскую диссертацию. Из своих сокурсников был дружен с Шеллингом и Гельдерлином. Был вместе с ними членом студенческого политического клуба, увлекавшегося идеями Французской революции.

Интересный факт, что в 1793 г. по окончании полного курса кандидатом богословия Гегель получил аттестат, гласивший, что он молодой человек с хорошими способностями, но не отличается ни прилежанием, ни сведениями, весьма неискусен в слове и может быть назван идиотом в философии.

  • 1793—1796 — домашний учитель в Берне
  • 1797—1800 — домашний учитель во Франкфурте-на-Майне
  • 1799 — после смерти отца получил небольшое наследство, которое, вместе с его собственными сбережениями, позволило ему отказаться от преподавания и вступить на поприще академической деятельности

Йена, Бамберг и Нюрнберг: 1801—1816

  • 1801—1805 — приват-доцентЙенского университета
  • 1805—1807 — экстраординарный профессор Йенского университета
  • 1807 — редактор газеты в Бамберге
  • 1808—1816 — ректор классической гимназии в Нюрнберге
  • 1811 — женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати

Профессор в Гейдельберге и Берлине: 1816—1831

Гейдельберг (1816-18)
  • 1816—1818 — профессор философии в университете Гейдельберга (место, которое ранее занимал Якоб Фриз).

Получив предложение занять позицию от университетов Эрлангена, Берлина и Гейдельберга, Гегель выбрал Гейдельберг и перебрался туда в 1816 году. Вскоре после этого, в апреле 1817 года, к нему переехал его незаконнорожденный сын Людвиг Фишер (ему было 10 лет). Все детство Людвига прошло в детском доме (мать Людвига умерла).

Берлин (1818-31)
  • C 1818 — профессор философии в университете Берлина (место, которое когда-то занимал знаменитый И. Г. Фихте).

В 1818 году Гегель принял предложение занять пост руководителя кафедры философии Берлинского университета, который оставался вакантным с момента смерти Фихте в 1814 году. Здесь он публикует свои Основания философии права (1821). Основные усилия Гегеля были направлены на чтение лекций. Прочитанные им лекции по эстетике, философии религии, философии права и истории философии были изданы посмертно на основе записей лекций его студентами. Его слава росла и его лекции привлекали студентов со всей Германии и из-за её пределов. В 1830 году Гегель назначается ректором университета. В 1831Фридрих Вильгельм III наградил его за службу Прусскому государству. После того как в августе 1831 года Берлин охватила холера Гегель покинул город, обосновавшись в Кройцберге. С началом в октябре нового семестра Гегель возвращается в Берлин, по ошибке считая что эпидемия закончилась. 14 ноября он умер. Врачи посчитали, что он умер от холеры, но более вероятной причиной его смерти называется заболевание желудочно-кишечного тракта. В соответствии со своим завещанием Гегель был похоронен 16 ноября рядом с Фихте и Зольгером на кладбище Доротинштадт. Сын Гегеля Людвиг Фишер умер незадолго до этого, находясь на службе в Голландской армии в Джакарте. Это известие никогда не достигло его отца. В начале последующего года утопилась сестра Гегеля Кристина. Литературными душеприказчиками Гегеля стали его сыновья Карл Гегель и Эммануэль Гегель. Карл выбрал профессию историка, Эммануэль стал теологом.

Читайте также:
18 интересных фактов про Архимеда

Философия

Вопросы, на которые философия не дает ответов, не должно ставить подобным образом. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.
  • Формальная логика Аристотеля несостоятельна (более того, сам Аристотель в своих собственно философских исследованиях не пользовался ни формами рассудочного умозаключения, ни вообще формами конечного мышления — «Малая наука логики», § 183). Вместо неё Гегель предлагает т. н. спекулятивную логику, включающую в себя диалектику — науку о развитии. Последнее, согласно ей, проходит три стадии: тезис — антитезис — синтез (непосредственное тождество — противоположность, отрицание — разрешение противоречия, основание, опосредственное тождество). Античность — тезис. Средневековье — это антитезис, поскольку оно отрицает Античность. Новое время — синтез Античности и Средневековья.
  • Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы.
  • Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.
  • Важную роль в развитии истории играют герои — воплощения национальных духов. Герой — это человек, чьи сверхусилия получают санкцию национального духа. Впоследствии идея героев повлияла как на леворадикальную (концепция революционеров), так и на праворадикальную мысль (фюрер-принцип).

Взгляды Гегеля на политику и право

Ступени познания мира (философия духа):

  • субъективный дух (антропология, феноменология, психология),
  • объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность),
  • абсолютный дух (искусство, религия, философия).
  • Идея — это понятие, адекватное своему предмету; соединение субъективной и объективной реальности.
  • Действительность (истинное; образ) — то, что сложилось закономерно, в силу необходимости; проявляет изначальный замысел. Противопоставляется «существованию» — объекту, взятому в конкретный момент.
  • Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего и действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Должна выявлять идеи, лежащие в основании права и государства.
  • Понятие «право» — это то же самое, что и естественное право. Право и основанные на нем законы «всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью».
  • Ступени идеи права:
    • Абстрактное право: свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). То есть абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности.
    • Мораль: умение отличать законы от нравственного долга; свобода совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).
    • Нравственность: умение следовать нравственному долгу в рамках законов; человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Объединения, формирующие нравственное сознание: семья, гражданское общество и государство.
  • Государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия.
  • Разделение власти: государь, исполнительная и законодательная власть.
    • Государь — формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое.
    • Исполнительная власть — чиновники, управляющие государством на основе закона.
    • Законодательное собрание призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товариществам. Бюрократическая система — опора государства. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.
  • Гражданское общество (или буржуазное общество) — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).
  • Международные споры могут быть решены путем войн. Война «высвобождает и проявляет дух нации».
  • Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности — неприемлемо для государства.
  • Подлинной свободой обладает лишь всеобщая воля (а не индивидуальная).
  • Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности — согласована с необходимостью.
  • Подлинная свобода людей была в прошлом.

Основные сочинения

  • Феноменология Духа (1807)
  • Наука логики
  • Философия права (1821)
  • «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften) (с 1816)

Все сочинения Гегеля можно классифицировать согласно делению в «ЭФН»:

  1. «Наука логики»
    • «Наука логики» (Wissenschaft der Logik, 1812-16, переработанное издание 1831; также называется Малой наукой логики)
  2. «Философия природы» (Naturphilosophie)
  3. «Философия духа» (Philosophie des Geistes)
    • «Феноменология духа» (Phänomenologie des Geistes, 1806/07 — первоначально первая часть первого, неполного варианта системы под заглавием «Система наук»)
    • «Основания философии права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, (1821)
    • «Философия истории» (Philosophie der Geschichte)
    • «Философия религии» (Philosophie der Religion)
    • «Лекции по эстетике» (Vorlesungen über die Ästhetik)
    • «Лекции по истории философии» (Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie)
Читайте также:
14 интересных фактов о Шуберте

Сочинения, не относящиеся к системе и малые сочинения:

  • «Философская пропедевтика»
  • «Положительность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, 1795/96)
  • «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal, 1799/1800)
  • «Состояние Германии» (Die Verfassung Deutschlands, 1800-02)
  • Различные формы, которые имеют место в нынешней философии (Mancherlei Formen die beim jetzigen Philosophieren vorkommen, 1801)
  • «Различие философских систем Фихте и Шеллинга» (Die Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801)
  • «О сущности философской критики» (Über das Wesen der philosophischen Kritik, 1802)
  • «Как общечеловеческий разум понимает философию» (Wie der gemeine Menschenverstand die Philosophie nehme, 1802)
  • «Отношение скептицизма к философии» (Verhältnis des Skeptizismus zur Philosophie, 1802)
  • «Вера и знание, или Рефлекскивная философия субъективности в полноте её форм как философия Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, 1803)
  • «О научных способах трактовки естественного права» (Über die wissenschaftlichen Behandlungsarten des Naturrechts, 1803)
  • «Кто мыслит абстрактно?» (Wer denkt abstrakt? — 1807, фрагмент)
  • «Сочинения Фридриха Генриха Якоби» (Friedrich Heinrich Jacobis Werke, 1817)
  • «Слушания в собрании земских чинов Вюртембергского королевства в 1815 и 1816 году» (Verhandlungen in der Versammlung der Landstände des Königreichs Württemberg im Jahr 1815 und 1816, (1817)
  • «Сочинения и переписка Зольгера…» (Solgers nachgelassene Schriften und Briefwechsel, 1828)
  • «Сочинения Гаманна» (Hamanns Schriften, 1828)
  • «Об основании, членении и хронологии мировой истории» (Über Grundlage, Gliederung und Zeitenfolge der Weltgeschichte. Von J. Görres, 1830)
  • «Об английском Билле о реформе» (Über die englische Reformbill, 1831)

Биография Гегеля кратко

Биография Гегеля является более чем насыщенной, но тут следует рассматривать внутреннее содержание этой биографии. Конечно, Гегель не был таким замкнутым как Кант, который не выезжал из своего города и практически всю жизнь прожил по одному распорядку, но он тоже в основном вершил свои дела в области духа. При этом Гегель довольно много переезжал, как правило, для того чтобы получить новую работу в очередном университете.

Характерным подтверждением указанного ранее факта является дневник, который философ вел начиная со школьных лет. Там он записывал по большей части интеллектуальные события, к примеру, то как упражнялся в шахматах или нечто подобное. При этом он совершенно не обращал внимания на какие-то внешние события, склоки, ситуации.

Родился Георг Гегель в 1770 году в состоятельной семье в чиновника и с раннего детства получал отличное образование, он владел разными языками, читал классиков литературы в оригинале. В 1788 году он отправляется Тюбингенский университет для получения образования в сфере теологии и философии. Гегель не был склонен к развлечениям, но подружился с двумя закадычными друзьями, с которыми пребывал в творческом общении на протяжении всей жизни: философом Шиллером и поэтом Гельдерлином.

По окончанию он становится магистром философии и отправляется в Берн для того чтобы работать репетитором. Гегель мог стать священником, так как получил профильное образование, но не хотел посвящать себя религии, предпочитая строгую работу ума по исследованию глубин этого мира. В 1798 году он начинает издавать собственные работы.

Благодаря полученному наследству он может в 1801 году отказаться от репетиторства и начать академическую карьеру. Сначала переезжает в Йену, где становится сначала приват-доцентом, а после этого профессором. Именно в этом городе он пишет работу Феноменология духа, которую завершает в период битвы за город.

После переезжает в Бамберг, где в период 1807-08 годов работает редактором газеты. Далее следует нюрнбергский период с 1808 до 1816 года, когда он работает директором гимназии в городе. Далее пару лет работает профессором в университете Гейдельберга и после этого переезжает в Берлин.

В Берлине Гегель завершил собственную карьеру и существование, совершил диалектический переход между бытием и небытием и стал частью истории, про которую так много писал. В этом городе он работал руководителем кафедры факультета философии и читал разнообразные курсы лекций. На заключительно этапе своего существования Гегель прочел огромное количество лекций по философии религии, истории, права, эстетике, многие из которых были записаны и изданы потом студентами.

О Гегеле

Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником бытия и сознания материальное начало, которое порождает воспринимаемый мир.

Для того чтобы стать философом у Гегеля были все предпосылки. Во-первых, он родился в весьма знатной и обеспеченной семье Людвига Гегеля, который имел высокий чин при дворе герцога Вюртембергского Карла Евгения и благодаря этом с ранних лет получал невероятно насыщенное образование. Он с детства изучал различные языки, читал Шекспира и других классиков в переводе и без, великолепно ориентировался в античности, увлекался искусством, и, в целом, был склонен только к интеллектуальной деятельности.

Помимо этого Гегель с ранних лет был довольно малоподвижным и тихим ребенком. Он не увлекался подвижными играми или чем-то подобным на протяжении всей школы, а когда стал учиться в Тюбингенском теологическом институте, то вообще получил от своих сокурсников прозвище старик, так как чаще всего был меланхоличным, не склонным к студенческим развлечениям. Тем не менее, Гегель называл эти годы лучшими в своей жизни, именно там он обретает основной вкус к философии и знакомится с друзьями, с которыми будет на протяжении всей жизни: философом Шеллингом и поэтом Гельдерлином.

Читайте также:
24 интересных факта об Айвазовском

Условно его биографию делят на ряд этапов, первым из которых являются ранние годы в школе и институте. Далее следует период с 1801 до 1816 года, сначала работа в Йенском университете, далее ректорство в гимназии в Нюрнберге. Заключительным этапом его карьеры является период с 1816 до 1831 года, когда он сначала стал профессором в университете Гейдельберга, а затем перебрался в Берлин, где работа ректором и оставил этот мир.

Из наиболее ярких трудов следует, конечно, отметить Феноменологию духа, которая является частью описания общей философии этого автора. События этого мира и история в частности управляются великим духом, который из противоположностей рождает нечто общее и таким образом движется развитие бытия на самых разнообразных уровнях этого бытия.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Иван III – был великим Московским князем, объединившим вокруг Москвы значительное количество земель. Мудрый политический деятель управлял государством 43 года

Великая княгиня Ольга, причисленная к Лику Святых, правила Киевской Русью в период с 945-960гг., в статусе регентши, при несовершеннолетнем сыне Святославе. Согласно «Повести временных лет» Ольга

Игорь Курчатов – советский физик, создавший основы атомной энергетики, изобрёл первую в СССР атомную бомбу. Игорь Васильевич Курчатов появился на свет 21 февраля 1903 года в Симском Заводе.

Данных о точной дате рождения Андрея Боголюбского нет. Исследователи склоняются к мнению, что рожден он был в Суздале в 1111 году. Он доводился сыном князю Юрию Долгорукому. Образован был, как и все княжеские

Родился Владимир Владимирович в Грузии, в небогатой семье. В Юношеском возрасте переехал в матерью в Москву где и стал строить свою карьеру писателя.

Новое в блогах

Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий объективный идеалист и создатель идеалистической диалектики был убеждён в нереальности единичного: по его мнению отдельные вещи существуют лишь постольку, поскольку они являются стороной целого. Под философией он совершенно произвольно, что называется “с потолка”, понимает проявление божественных истин в процессе развития самопознания Абсолютного духа, воплощённого в человеке, а под эпохой – ступень развития этого духа, который абсолютен в том смысле, что о нём абсолютно нечего сказать. Гегель говорит: «В своей истине разум есть дух… он есть рассудочный разум или разумный рассудок», из чего можно понять что «дух» выше разума и рассудка. Понять это можно только вспомнив, что Гегель – протестант, а в те времена это было немало.

Гегель афористично утверждает, что «философия есть эпоха, схваченная в мысли». «Исток и тайну» своей философии он изложил в своей ранней работе «Феноменология духа» (1807), в которой утверждал, что мышление тождественно бытию, что целое – это Абсолют, и он духовен. (Интересно, как ему удалось это установить?) «Абсолют есть чистое бытие», но без качеств он есть ничто, небытие. «Единство бытия и небытия есть становление». Так рождается триада: бытие (тезис) – ничто (антитезис) – становление (синтез). В синтезе становления дух «отчуждает», т.е. порождает «своё иное» – материю. Развиваясь, материя порождает мыслящего человека. Каждая предыдущая ступень «отрицается» последующей и содержит в себе все предшествующие стадии в «снятом» виде. Почему?

Напрасно искать этому доказательства. Когда Гегель говорит: «Все действительное разумно, а все разумное – действительно» он имеет в виду не разумные действия свободного человека, а именно развитие мирового духа, где каждая ступень истории закономерна, оправдана и в этом смысле разумна. Тем самым оправдываются все исторические события, все войны, страдания и катастрофы, гулаги и освенцимы. Поступь мирового духа перемалывает судьбы миллионов. «Целое есть движущее проникновение индивидуальности и всеобщего». Для Гегеля существует заданная «поступь истории», которая идущего ведёт, а сопротивляющегося тащит. И не случайно Гегеля очень убедительно критикуют как врага открытого общества. //См. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. Том II. М., 1992. Гл.12. С. 36-95.// Критикуют как шарлатана //Шопенгауэр//, критикуют его “диалектику” как источник самой агрессивной идеологии, породившую много войн и крови // Бохеньский//.

Гегель – христианин-протестант. Он пишет: «Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования». Верно, религия доступна всем. Но Гегель ошибочно утверждал, что философия тождественна религии, а религия якобы есть область абсолютной истины. При чем тут «истина»? У него получается, что философия есть постижение абсолютного, «познание немирского». Какой же простор открывает Гегель болтунам и жуликам! Это бездоказательное заявление человека, мнящего, что он обладает истиной. Почему же у него возникло о себе такое высокое мнение? А дело в том, что история философии по Гегелю есть путь к Истине, на котором ни одна философская система не исчезает бесследно, а сова Минервы (мудрость) вылетает вечером. Поэтому его, гегелевская философия, якобы накопила божественную мудрость предыдущих поколений философов и высится в конце пути как вершина мировой философии. Так гегелевская спекулятивная метафизика без лишней скромности приходит в самодовольный тупик.

Гегель высказал некоторые философские обобщения, которые позже были названы «законами диалектики»: закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Он говорил и о категориях. Центральное место занимала категория противоречия как раздвоение единого и единство этих противоположностей в понятии. Обратите внимание: в понятии, а не в реальном мире, поскольку для него мир есть саморазвитие духа. Разработав идеалистическую диалектику, Гегель, по сути, создал жесткую метафизическую систему. Энгельс вполне справедливо отмечает: «Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер. Законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция; мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической схемой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления».

Читайте также:
Интересные факты о Владимире Короленко

Может в сфере естественнонаучного мышления гегелевская диалектическая «логика» способна заменить «бесплодную» формальную? В книге Гегеля «Философия природы» читаем: «Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и её отрицания, – он есть только абстракция или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. » (§ 302). Вы что-нибудь поняли? Я тоже не понял. И далее: «электричество – это собственный гнев, собственное бушевание тела, его гневная самость, которая проявляется в каждом теле когда его раздражают»… Комментарии излишни. Физики рыдают от смеха. )))

В 1812 и 1816 годах Гегель издал два тома с названием «Наука логики». Но логика для него – это ступени становления абсолютного духа, её предметом он считал истину, как «согласие некоторого содержания с самим собой», а понятие как «единство бытия и сущности». Значение формальной логики он признаёт лишь на низшем, рассудочном уровне мыслительной деятельности.

Не признавая формальной логики и будучи незнакомым с современной ему тогда уже развивающейся математической логикой он демонстрирует полное её непонимание, как и непонимание достижений Аристотеля. Ведь формальная логика вовсе не противостоит диалектике, признающей связи и развитие. Но Гегель придумывает формулировки, а затем их же и критикует. Например, он полагает, что закон тождества будто бы гласит «всё тождественно с собою», сводя его к мнемонической условной записи А = А. То есть делает чучело, а потом с ним «успешно» борется, говоря о неисчерпаемости понятия. Это чучело получается потому, что он отождествляет бытие и мышление. Столь же несостоятельна и его критика закона противоречия, где он, не различая реальных взаимодействий и логических противоречий, обвиняет формальную логику в догматизме. Но формальная логика запрещает лишь противоречие самому себе в одном и том же рассуждении по одному вопросу и в одном и том же определённом отношении. Реальные же противоречия (лучше сказать разнонаправленные взаимодействия) можно и нужно описывать логически непротиворечиво. Законов формальной логики Гегель не понял, а потому и не принял, он пытается изгнать формальную логику из области разума, оставляя её лишь для «рассудка» в четырех стенах, а это приводит к тому, что он сам допускает логические ошибки, о которых Маркс писал: «здесь бессмысленная непоследовательность и начальственное разумение Гегеля становятся прямо-таки отвратительными». /Маркс К. Энгельс Ф. Соч., Т.1, С. 614./

В 1817 г. Гегель издал «Энциклопедию философских наук», в которой излагал краткую версию предыдущего двухтомника. За текстом двухтомника закрепилось название «Большая логика», за краткой версией – «Малая логика». Но к логике эти приключения Духа никакого отношения не имеют.

По Гегелю прогресс в истории есть восхождение Духа по ступеням осознания степени собственной универсальной свободы. А носителем и движущей силой исторического развития он полагает национальный дух, и в каждую эпоху лишь только одна нация выполняет миссию исторической и передовой. Славянские народы неполноценны. (Впрочем, его предшественник Фихте тоже утверждал, что «германский народ избран Провидением, дабы занять высшее место в истории Вселенной»). Вершиной развития государственности по Гегелю является прусская монархия. Немцы ведут мир к славным вершинам культуры: «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного осуществления свободы». Такая позиция помогла ему стать ректором Берлинского университета. Да и в гитлеровской Германии Гегеля очень уважали.

Гегель был сторонником тоталитарного государства и по сути «нового племенного духа», считал войны неизбежными и полезными, так как они «помогают понять суету вещей и благ».

В мире философии принято “толерантно” и учтиво относиться даже к очевидному вздору. Но как ни относиться к Гегелю, одно бесспорно: познакомившись с его философией и зная её кровавые последствия можно лучше понять роль философии в эволюции человечества.

Вы слышали несколько иную интерпретацию Гегеля? Это естественно. Но Ваше право иметь своё собственное мнение по любому вопросу несомненно. И основанием для его наличия может быть только знание, только понимание, добытое самостоятельно.

Итальянский математик Джероламо Кардано — человек с самой трагичной судьбой

Если вам кажется, что ваша жизнь трудна и вы несчастны, то вы скорее всего ничего не знаете о биографии математика Джероламо Кардано. Вот уж кто был лидером среди неудачников! Вклад этого человека в науку неоценим. Он оставил нам трактаты об алгебре и множество философских работ. Однако его жизнь полна невероятных страданий.

Родившийся в 1501 году Джероламо был сыном Фацио Кардано, известного адвоката и сподвижника Леонардо да Винчи. Его судьба должна была быть прекрасной и удивительной. Однако с самого начала все пошло не так.

Его мать неудачно пыталась сделать аборт

Кардано вырос в Павии, в Италии. Его родителями были молодая вдова Клара Мичери и пожилой адвокат Фацио Кардано. Они не были женаты, чтобы избежать скандала в Милане мать отправилась рожать его в Павию. Но перед родами Клара пыталась прервать беременность. Она применяла абортивные средства, которые отразились на здоровье ребенка.

Отец не признавал его до 20 лет

Роды шли три дня . Как потом писал сам Джероламо, его почти насильно полумертвого вытащили из чрева матери и сразу передали кормилице. Кормилица вскоре умерла от чумы. Эта болезнь унесла трех других детей Клары. На лице Джероламо тоже появились карбункулы, но ему удалось выжить. Родители жили отдельно, и Фацио почти до самой смерти в 1524 году не признавал сына.

Читайте также:
15 интересных фактов о Штраусе

Он вспоминал о своих родителях как о черствых и неласковых

Кардано писал, что его родителям не хватало привязанности и любви к детям. Хотя отец любил его больше, чем мать, но не колебался когда приходилось сильно бить мальчика. Несмотря на это, Кардано высоко ценил Фацио. Он уважал его знания, способности к геометрии, разностороннее развитие.

Он всю жизнь был болезненным человеком

Джероламо боролся с плохим здоровьем большую часть своей жизни. В детстве у него были опухоли на лице, в 8 лет он заболел дизентерией.
Однажды он упал с лестницы, держа в руках молоток, который разбил ему лоб. Несмотря на слабое здоровье, юноша работал помощником у отца и путешествовал вместе с ним.

У него была репутация задиристого человека

С Кардано трудно было ладить, это отрицательно сказывалось на его карьере и личных отношениях. Он оспаривал современные ему способы лечения болезней, критиковал врачей. Много раз пытался попасть в медицинскую коллегию, но не так просто это было сделать. Кардано писал, что врачи пытались продемонстрировать свою «умность самым бездарным образом».

Джероламо увлекся азартными играми, чтобы прокормить себя.

Джероламо любил играть в кости, шахматы и карты. Выигрыши позволяли прокормить себя, особенно когда молодой человек изучал медицину в Падуе. Он настолько хорошо разобрался в азартных играх, что написал на эту тему трактат о математической вероятности выигрыша.

Когда Кардано не мог прокормить семью, то заложил драгоценности жены

Кардано женился на Лючии Бондарени в 1531 году, оба они жили в крайней нищете. После того как у них родилось трое детей, Джероламо изо всех сил старался заработать, занимаясь медициной недалеко от Падуи. Увлечение азартными играми только ухудшало положение. Когда стало совсем плохо, он заложил драгоценности и мебель жены.

Ему пришлось растить троих детей в одиночку после смерти жены

В течение 1530-х годов Кардано практиковал медицину в Галларате и преподавал математику, часто публикуя свои работы. У Кардано и Лючии родилось трое детей: Джованни Баттиста (1534), Кьяра (1537) и Альдо (1543). Лючия скончалась в 1546 году, оставив своего мужа растить детей самостоятельно. Джероламо самостоятельно занимался их образованием. Старший сын Джованни Баттиста был любимцем и пошел в отца, изучал медицину.

Его старший сын был осужден за убийство и обезглавлен

В то же время Джованни Баттиста предстал перед судом по обвинению в отравлении своей жены Брендонии Серони, женщины, которую Кардано называл «никчемной и бесстыдной». Брендония и Джованни Баттиста внезапно поженились в 1557 году, и он переехал к ее семье. Не совсем ясно, что произошло дальше. Скорее всего, Джованни узнал о неверности жены. В 1560-м году его обвинили в отравлении жены. Джованни признался, что он дал неверной супруге пирог с мышьяком и после этого получил смертный приговор. Его обезглавили 13 апреля 1560 года. Кардано так и не сумел до конца оправиться от потери сына. Его другой сын Альдо унаследовал отцовскую любовь к азартным играм и дошел до того, что воровал имущество отца и продавал его.

В 1570 году математика обвинили ереси и посадили в тюрьму

К концу 1560-х годов ученый сосредоточился на написании книг. За это и пострадал. Он написал гороскоп Иисуса Христа и исторический трактат, восхваляющий императора Нерона, мучившего христиан в первом веке. За подобные книги пришлось предстать перед испанской инквизицией. Ученый провел несколько месяцев в тюрьме. Учитывая его преклонный возраст, Джероламо дали легкий приговор. Он отрекся от своих высказывании и его отпустили.

Он предсказал свою смерть по гороскопу

Как астролог, Кардано считал, что в жизни все предрешено звездами, и предсказал день своей смерти. Он вычислил, что умрет 20 сентября 1576 года, но когда этот день настал, Джероламо был здоров и прекрасно себя чувствовал, находясь в Риме. Его сильно расстраивало одно обстоятельство — никак не сбывался прогноз, который он дал. Тогда он выпил яд. Настоящий астролог не мог подвести звезды.

Джероламо Кардано: биография, вклад, изобретения

Содержание:

  • биография
  • Трудное начало
  • Годы больших вкладов
  • Слава и несчастья
  • Споры и ересь
  • Вклады и изобретения
  • Ссылки

Джероламо Кардано (1501–1576) был математиком, врачом, физиком, философом и астрологом итальянского происхождения, известным главным образом за его вклад в математику, механику и физику.

Ваша книга Арс Магна Он считается одним из столпов истории алгебры и работы, которая распространила общую формулу для решения уравнений третьей степени. Ему также приписывают изобретение механического компонента карданного подвеса, необходимого для автомобильной промышленности.

Он вел жизнь, полную противоречий, в которой даже был объявлен еретиком, и накопил множество врагов за свой бескомпромиссный характер. Конечно, никто не может отрицать, что его способность выполнять вычисления и обрабатывать знания были редкостью.

Кардано опубликовал более 200 работ из разных областей и две энциклопедии естествознания. Он также представил первые систематические вычисления вероятностей за столетие до Блеза Паскаля и Пьера де Ферма.

биография

В сентябре 1501 года Джероламо Кардано родился в городе Павия на севере Италии. Он был внебрачным сыном Фацио Кардано и Кьяры Мичерии, вдовы лет 30, которая изо всех сил пыталась воспитать троих детей.

Его отец был образованным юристом из Милана, но большим поклонником математики. Говорят, что он читал лекции по геометрии и что даже Леонардо да Винчи в какой-то момент консультировался с ним в этом районе.

Читайте также:
Почему Эйнштейн показал язык

Мало что известно о ранних годах жизни Кардано, но говорят, что он был ребенком с плохим здоровьем. В юности он стал помощником своего отца, который своим учением открыл дверь в мир математики.

Хотя сначала его отец отказал ему в учебе в университете, он, наконец, сдался в надежде, что будет изучать право в Университете Павии, но он выбрал карьеру в области медицины.

Когда в этом районе разразилась война и до закрытия учебного центра, ему пришлось переехать в Падуанский университет, чтобы завершить учебу. За это время его отец умер и оставил ему небольшое наследство, которое Кардано растратил на свою любовь к азартным играм. Он был блестящим, но трудным учеником, чрезмерно откровенным, бескомпромиссным и критичным.

Трудное начало

В 1525 году он получил степень доктора медицины и подал заявку на поступление в Миланский колледж врачей, но ему трижды отказывали по причине его незаконного рождения. Именно тогда он решает переехать в небольшой городок Сакко и занимается медициной в нескольких километрах от Падуи.

В 1531 году он женился на Лусии Бандарини, а через год они должны переехать в Галларате из-за недостаточного дохода от медицинской практики. В 1533 году экономические проблемы продолжались, и Кардано, теснящийся из-за долгов, решил вернуться к азартным играм, что привело к тому, что он заложил драгоценности и мебель своей жены.

Среди их отчаянных попыток улучшить свое состояние они переехали в Милан и в конечном итоге попали в нищету, будучи вынужденными поступить в благотворительный дом.

Однако неожиданный поворот позволил им выбраться из этой ужасной ситуации, когда Фонд Пьятти в Милане предоставил ему должность профессора математики, которую когда-то занимал его отец.

В течение этого периода он смог лечить некоторых пациентов и получал признание в медицинской практике, хотя он все еще не хотел принимать медицинское учреждение. В 1537 году он даже опубликовал книгу, в которой яростно критиковал ее и судил о характере ее членов.

Годы больших вкладов

Медицинская практика Кардано и несколько почти чудесных случаев были настолько выдающимися, что снискали ему отличную репутацию и восхищение многих. Это послужило фактором давления на Миланский медицинский колледж, который изменил положение о его рождении и в конечном итоге принял его в 1539 году, после того как трижды отклонил его.

В том же году была опубликована его первая книга по математике. Практикуйте арифметику и менсуранди единственное и он сблизился с Никколо Фонтана Тарталья, итальянским математиком и инженером, который получил известность, решая кубические уравнения.

Это ознаменовало период, примерно шесть лет, в течение которого Кардано, зная метод Тартальи, посвятил себя работе и изучению решений уравнений третьей степени. В те годы он не раскрыл процедуру из-за обещания, которое он дал Никколо.

В период с 1540 по 1542 год, после ухода с должности профессора математики, он также оставил учебу и снова впал в пристрастие к азартным играм, на этот раз проводя весь день за шахматами.

Однако в 1543 году ему удалось выйти из этого порочного круга и почти следующие десять лет он провел, читая медицинские лекции в университетах Милана и Павии.

В этот период, а именно в 1545 году, Кардано опубликовал свой главный вклад в математику. Арс Магна, в которой он объяснил методы решения уравнений кубической и четвертой степени.

Эта книга была опубликована после того, как Кардано узнал, что отцом этого открытия был не Тарталья, а Сципион дал Ферро, поэтому он почувствовал себя свободным от своего обещания и решил распространить свои исследования.

Слава и несчастья

Кардано принял предложение поехать в Шотландию в 1552 году для служения архиепископу Сент-Эндрюс Джону Гамильтону, который страдал астмой в течение десяти лет, и его приступы становились все более частыми и серьезными, но лекарства не было найдено.

Врачам при дворе французского короля и германского императора не удалось улучшить это состояние здоровья, что поставило его на грань смерти.

Путь к славе, который переживал Кардано, был чрезвычайно успешным, и первые признаки улучшения были достигнуты в течение двух месяцев после его прибытия. Его также принимали медицинские общества и признавали научным лидером, где бы он ни присутствовал.

По возвращении с более чем двумя тысячами золотых корон, полученных от архиепископа, он был назначен профессором медицины в Университете Павии, за что продолжал пожинать славу и богатство.

Однако в 1557 году ее старший сын Джамбатиста тайно женился на Брандонии ди Серони, которая, по некоторым версиям, интересовалась только состоянием семьи и публично изменяла мужу.

Джамбатиста отравил свою жену, а позже признался в преступлении. Последующие пытки и казнь его сына в 156 году вызвали у Кардано ужасное сожаление, от которого он так и не смог оправиться.

Помимо обвинения в том, что он не избежал страданий своего первенца, сильно пострадал его престиж, для чего ему пришлось переехать в Болонью, где он подал заявление на кафедру медицины в 1562 году.

Споры и ересь

Этот период был полон споров и вражды за его высокомерное и критическое отношение. В дополнение к этому у него были проблемы с другим его сыном, Альдо, который был заядлым игроком. Альдо потерял все свое имущество и даже ворвался в дом своего отца, чтобы заниматься азартными играми, поэтому отец осуждает его.

В 1570 году Кардано был обвинен в ереси и заключен в тюрьму за публикацию гороскопа Иисуса Христа и приписывание событий его жизни звездам. Говорят, что это была попытка вернуть себе известность и увековечить его имя, поскольку раньше церковь получала его полную поддержку.

Читайте также:
30 интересных фактов о Стивене Кинге

Через несколько месяцев он был освобожден, но, поскольку ему было запрещено публиковать свои работы и занимать университетскую должность, в следующем году он переехал в Рим. Там он получил членство в Коллегии врачей и пожизненную пенсию от Папы. В этот период он написал свою автобиографию, которая будет опубликована посмертно в 1643 году.

В сентябре 1576 года, за несколько дней до своего 75-летия, скончался один из самых блестящих математиков того времени. Историки указывают, что он имел обыкновение давать себе способность выводить свой дух из тела, видеть предупреждающие сны и даже предсказывать дату своей смерти; Некоторые даже считают, что он перестал есть из-за суицидальной практики, потому что не пропустил свое последнее предсказание.

Вклады и изобретения

Кардано написал более 200 работ по медицине, математике, физике, философии, религии. Он также внес вклад в области механики, геологии, гидродинамики, теории вероятностей и, конечно же, алгебры.

В своей работе Ars magna распространяет то, что позже будет известно как метод Кардано или правило Кардано. Это общая формула для решения кубического уравнения любого типа.

Его выдающиеся навыки вычислений, его наблюдения за корнями и коэффициентами уравнения, а также использование мнимых чисел позже дали ему авторство теории алгебраических уравнений.

Он также был первым, кто занялся теорией вероятности, изучая бросание игральных костей с намерением показать, что результаты основывались на научных принципах, а не случайно.

Он не только ввел понятие вероятности, но и сформулировал одну из своих фундаментальных теорем – закон больших чисел. Он также представил так называемый степенной закон, который предполагает вероятность повторения определенного события.

Кардано приписывают изобретение карданного подвеса – механического компонента, который позволяет двум несоаксиальным валам соединяться и передавать вращательное движение.Так называемый универсальный шарнир – это основная часть автомобиля, которая впервые была внедрена в 1908 году автомобильным домом Mercedes-Benz.

Наконец, его размышления в области геологии, гидродинамики и физики не остались незамеченными. Среди них – его заявление о невозможности вечного движения, кроме как в небесных телах.

Также выделяется его наблюдение за траекторией снарядов, которое, как он заверил, было не прямым, а имело форму параболы.

Жизнь и открытия Джероламо Кардано, или Секреты одной формулы

Карданный вал, карданные сцепления, карданный подвес – эти вещи сегодня хорошо известны, особенно автомеханикам и специалистам по инерционной навигации. Математики еще знают формулу Кардано, специалисты шифровального дела – “решетки Кардано”. Все это – дело рук, или, скорее, ума великого математика, механика, инженера, геолога, астронома – одним словом, энциклопедиста эпохи Возрождения Джероламо Кардано. Впрочем, сам себя он считал прежде всего выдающимся врачом – в автобиографической книге “О моей жизни” даже сравнивал себя с Гиппократом, Галеном и Авиценной!

Происхождение

Он родился 24 сентября 1501 года – ровно 510 лет назад – в древнем городе Павия, на севере Италии. 510 лет – дата, конечно, не «круглая», но и 10 лет назад о полутысячелетнем юбилее одного из наиболее заметных представителей эпохи Ренессанса, кажется, почти никто не вспомнил. Наверное, сказалась временное расстояние: мы охотно отмечает столетние, даже двухсотлетние даты, но дальше вглубь истории почти не заглядываем. Возможно потому, что люди, которые жили так давно, кажутся нам существами полумифическими, даже несмотря на их свершения и достижения. Но они же жили, и о жизни некоторых из них, как например, Кардано, мы знаем достаточно много.

Итак, отец Джероламо Кардано был известным адвокатом, имя которого встречается даже в заметках Леонардо да Винчи, но мальчик родился вне брака. Это очень помешало ему в дальнейшем, поскольку когда после окончания Падуанского университета в 1526 году он пытался получить врачебную практику в Милане, в городскую коллегию врачей его как незаконнорожденного не приняли. Впрочем, лечить он все же начал, но в провинциальном городке Галларт. При этом самоотверженно продолжал исследовать тайны медицины и даже начал писать трактаты на медицинские темы. Однако не только на медицинские, так интересовала его и философия, и астрология, и много чего еще. Примерно в те же времена начал он и карьеру лектора по математике: эта наука привлекала его с детства, и уже в юности он достиг в ней успехов не меньших, а может и больших, чем в медицине. А еще он постоянно совершенствовал мастерство в азартных играх, к которым присоединился еще в юношеские годы. Причем не только играл, но и пытался найти в игре определенные закономерности, что в конце концов вылилось в один из его вполне научных трудов – “Книгу об игре в кости”, которая содержала начало теории вероятностей, некоторые вопросы комбинаторики и даже психологии (конечно, игры и игроков). Заметим, что книга была написана, когда он был еще очень молодым человеком – в 1526 году, но выдал он ее только 1563 году.

Эрудит эпохи Возрождения

Вообще, книг за свою жизнь он написал очень много. Ведь занимался не только медициной и математикой, но и философией, химией, геологией, минералогией, составлением календарей, астрономией и астрологией и, конечно, изобретательством и конструированием различных технических устройств. Известно 138 его печатных работ общим объемом примерно 7000 страниц большого формата – in folio. Был даже автором своеобразных энциклопедий – книги “О тонких материях” и “О разнообразии вещей”. К тому же, около 100 (!) собственных творений он уничтожил сам в ожидании ареста за несколько лет до смерти.

Во всех отраслях, которыми занимался Джероламо Кардано, он достигал немалого успеха. Известно, например, что к услугам его как астролога прибегал даже Папа Римский (в те годы составления гороскопов считалось вполне богоугодным делом). Существует даже версия, что и смерть его была неслучайной: якобы он покончил с собой, чтобы подтвердить собственноручно составленный свой гороскоп. Сведения об особенностях его характера, которые дошли до нашего времени, если не заставляют поверить в эту мрачную легенду, то по крайней мере многое в его жизни объясняют.

Читайте также:
18 интересных фактов о Майкле Фассбендере

Азартный, мстительный, отчаянный, острый на язык, ради достижения цели готов на любые поступки и одновременно благородный и верный в дружбе, Кардано, безусловно, был личностью неординарной. Недаром позже великий немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц заметил: “Кардано был великим человеком со всеми его недостатками; без них он был бы совершенным”. Справедливости ради стоит отметить, что эти недостатки были следствием тяжелого детства: мать считала его бременем, стеснялась как позора и часто вымещали на нем свой гнев избиением; отец жил отдельно и при встречах также ограничивал воспитательное воздействие шлепками; к тому же и крепким здоровьем Кардано не мог похвастаться ни в детстве, ни в зрелом возрасте. Поэтому то, что другие получали без всяких усилий, ему приходилось в жизни вырывать. Совершенно очевидно, что во многом именно ранний опыт выживания и сформировал в конце концов как положительные, так и отрицательные черты его характера и желание признания.

Последнее было в его жизни чрезвычайно важным. Известно, например, что даже знаменитое устройство, получившее его имя и известное ныне как карданный вал или карданный подвес, появился в 1541 году в результате того, что Кардано (тогда уже ректору городской коллегии врачей) была оказана честь в числе самых почитаемых граждан Милана встречать испанского короля Карла V. Он даже шел у королевского балдахина. Растроганный таким проявлением уважения, он предложил оборудовать экипаж венценосца подвесом из двух валов, взаимное вращение которых не будет выводить карету из горизонтального положения. Правда, идея такого подвеса была известна достаточно давно и даже нашла место в “Атлантическом кодексе” Леонардо да Винчи, однако с этим сводом самых различных сведений почти из всех тогда известных областей знаний образованные люди смогли познакомиться только через два века. А конструкция эта начала применяться все шире в различных вариантах и использоваться в технике именно после обнародования Кардано.

Тайна кубических уравнений

Приблизительно в те же годы Кардано активно занимается математикой. Еще в тридцатые годы он начал работать над большим трактатом по арифметике, первое издание которого вышло в свет 1539 г. “Практика общей арифметики” принесла ему признание в среде знатоков математики, но сам автор ней был не слишком доволен. Причиной было то, что в ней не нашла отражение разгадка одной тогдашней математической тайны, которой он хотя и владел, но не мог обнародовать через обстоятельство, связанное с автором этого открытия.

Речь идет о способе решения кубических уравнений. Или, скорее, о рецептах их решений, потому что к внедрению алгебраической символики оставалось еще более ста лет, и то, как находить корни уравнений, математики объясняли описаниями необходимых действий, часто – стихотворной латынью.

К решению этой проблемы европейские и арабские математикы подбирались несколько веков. В 1494 году известный итальянский ученый Лука Пачоли в книге “Сумма арифметики” – одном из первых печатных математических трактатов, написанных, к тому же, не на латыни, а на итальянском языке, даже авторитетно заявил, что для решения кубических уравнений “искусством алгебры еще не дан способ, как не дано способа квадратуры круга “, и поэтому их следует отнести к числу” невозможных “. Это заявление отвлекло многих математиков от дальнейших попыток все же найти такой способ.

Многих, но не всех.

Примерно в 1515 году профессор Болонского университета Сципио дель Ферро (1456-1526) уже изобрел путь решения кубических уравнений вида х3 + ax = b. Перед смертью свой секрет Ферро открыл только зятю Аннибалу делла Наве и еще своему ученику Антонио Марио Фиоре. Последний решил использовать полученные знания в турнирах по решению различных математических задач, которые тогда были распространены в Европе. Победы в подобных турнирах приносили уважение, денежные награды и возможность получить приличную должность в каком-то из университетов.

Тарталья и его победа

У те же времена к проблеме решения кубических уравнений приступил молодой математик из Вероны Никколо Фонтане, известный в истории науки под прозвищем Тарталья, что в переводе с итальянского значило “заика”. Прозвищу этому он был обязан увечью от сабельной раны лица и неба, полученной еще в детстве от французского солдата – одного из завоевателей его родного города Брешии во время войны с венецианцами. Свободно разговаривать после этого он не мог. Но увечье не помешало ему учиться и заниматься наукой. Это был настоящий подвиг, потому что семья его была очень бедной: отец, работавший почтальоном, умер, когда ему было всего шесть лет, у матери кроме него было еще двое детей. Даже школу он посещал лишь 15 дней, а дальше пришлось работать и учиться в то время, когда другие дети играли на улице. И все же, его успехи в математике были настолько значительными, что вскоре он стал зарабатывать на жизнь уроками и консультированием инженеров, артиллеристов, купцов, архитекторов и строителей. Более того, он переводил живым итальянским языком труды Архимеда и Евклида и писал собственные книги, посвященные вопросам практического применения математики и механики.

Как-то за помощью в решении задач, которые сводились к кубическим уравнениям, к нему обратился учитель Брешии где Кои. Тарталья с возмущением отказался – мол, не хочет даже браться за заведомо неразрешимые задачи. Однако задачи его заинтересовали, и через некоторое время Тартальи удалось найти способ построения графика кубического уравнения вида х3 + ax = b и он стал заявлять, что овладел большим алгебраическим секретом. Слухи об этом дошли и до Антонио Фиоре, который воспринял их за простое восхваление невежды. То же самое, кстати, думал о Фиоре и Тарталья, который откуда-то узнал о завещании дель Ферро.

Читайте также:
11 интересных фактов о Шарле Перро

Однако уверенный в своем “тайном оружии”, дель Ферро вызвал в 1535 году Тарталью на соревнования, по условиям которых соперники обменивались через нотариуса тридцатью задачами, на решение которых давалось пятьдесят дней. Победителем становился тот, кто решит большее количество задач. Конечно, все 30 задач, которые предложил Фиоре, были кубическими уравнениями с различными коэффициентами. Чтобы отыскать ключ к их решению, Тартальи пришлось приложить максимум усилий. В конце концов, за восемь дней до срока, когда решение нужно было отдать нотариусу, найти способ удалось. Поэтому предложенные задачи он решил в течение двух часов. На следующий день он нашел и способ решения кубических уравнений вида х3 = ах + b, которые в связи с тем, что отрицательными числами в те времена еще не пользовались, считались отличными от приведенного выше. Что касается Фиоре, то с большинством задач, отобранных Тартальей по различным разделам алгебры и геометрии, он так и не справился.

Слух о блестящей победе Тартальи не только над Фиоре, но над математической загадкой веков, быстро распространился по Италии. Кардано, который лелеял амбициозные мечты, что математический трактат, который он тогда только писал, придет на смену классической книге Луки Пачоли, потерял покой. Он начал буквально преследовать Тарталью с просьбой открыть ему свои секреты. Тот упорно отказывался, подозревая даже, что Кардано – подставное лицо, что снял упомянутый выше учитель математики где Кои. Однако, как ни странно, через некоторое время Кардано все же достиг своей цели! Каким образом он заставил Тарталью – человека, по воспоминаниям современников далеко не ангельского характера – расстаться со своей тайной, не совсем понятно. Но факт остается фактом: латинским стихом тот сообщил Кардано о своем рецепте, хотя и без указания никаких намеков на его выведение. Взамен Кардано был вынужден поклясться, что больше никому его не откроет. Поэтому напечатать решение в своей книге он просто не имел права!

“Большое искусство”

Несколько лет Кардано потратил на тщательную проверку и обоснование полученных правил. Удивляться такому долгому сроку не стоит: алгебраической символики тогда еще не было и даже пользование готовыми способами, не говоря об их выводе, было делом весьма непростым. Но Кардано это удалось, более того, он нашел и способ решения уравнений вида х3 + b = ax, а затем и полных кубических уравнений. Эти уравнения он решал, используя при необходимости рассуждения, в которых обыгрывались отрицательные корни. Он допустил их существование, хотя и называл “фиктивными”, или “менее чистыми”. Таким образом, именно Кардано первым среди математикив начал, хотя бы и очень осторожно, оперировать отрицательными числами. Мало того, Кардано даже допустил возможность использовать в расчетах комплексные числа, благодаря чему в итоге можно получать действительные корни уравнений.

В 1543 году Кардано вместе со своим лучшим учеником Луиджи Феррари посетил в Болонье зятя покойного профессора Сципио дель Ферро – Аннибала делла Нави (как уже упоминалось, делла Нави был одним из двух человек, которым профессор доверил свой секрет). Тот без особых возражений позволил им ознакомиться с бумагами тестя, в которых они нашли уже знакомое им описание способа решения кубического уравнения. Теперь уже ничего не связывало Кардано – нашелся еще один источник, откуда можно было получить заветную формулу, поэтому путь к ее публикации был открыт! В то время Джероламо Кардано уже начал работу над систематическим изложением того, что было тогда известно из алгебры, поэтому не мудрствуя лукаво, он включил в свою книгу “Великое искусство, или О правилах алгебры” (в истории математики ее чаще называют просто “Большое искусство “) раздел о кубических уравнениях с изложением в предисловии истории вопроса.

Книга вышла 1545 г. и вызвала в Тартальи неистовство. Он пытался отомстить, распространял оскорбительные письма, в своей книге “Проблемы и различные изобретения” (1546) обрушился на Кардано с упреками. Вместо Кардано в ссору вступил уже упоминавшийся его ученик Феррари – также выдающийся математик, результаты исследований которого с соответствующими ссылками на автора также были включены в “Большое искусство”. Феррари даже вызвал Тарталью на публичный диспут, который тот позорно проиграл. Но формулу решения кубического уравнения с тех пор уже связывали именно с “Большим искусством” и со временем за ней закрепилось название “формула Кардано”.

. Последние годы жизни Кардано были нелегкими. Один его сын отравил с ревности жену и был казнен. Второй стал игроком и ограбил собственного отца. В 1570 году попал в тюрьму и сам Кардано – его преследовала инквизиция. Через семь месяцев его выпустили под залог без права печатать свои произведения и преподавать. Он переехал в Рим и занялся врачебной практикой. Впрочем, в 1575 году вновь взялся за перо – начал писать книгу “О моей жизни”. В ней он размышлял о своем назначении, суммировал достижения и поражения, вспоминал о необычных случаях, что с ним случались. Книга эта стала ценным источником сведений не только о его судьбе, но и о тех временах .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: