13 интересных фактов о Шишкине

Для поднятия настроения: любопытные факты из жизни великого русского художника И. И. Шишкина.

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) в Елабуге (Татарстан) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём».

На одной из встреч потомков великого художника, которые проходят в дни его рождения в Елабуге, побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга.

И.Н. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина. 1873г.

Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Русский богатырь

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»

Мазилка-монах

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.

Трудоголик

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа – полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона «Sotheby’s» пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн. фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Неудачные браки

Шишкин был женат два раза, оба раза по любви, но счастья семейного не обрёл. В первый брак он вступил в 37 лет, его супруга Евгения (Васильева) была младше на 15 лет. Счастье продлилось недолго, через шесть лет жена умерла от чахотки. Евгения родила дочь Лидию и двоих сыновей, но мальчики не выжили. Лишь через три года в жизни Шишкина появилась молодая талантливая художница Ольга Лагода. Обвенчались они в 1880 году, появилась на свет вторая дочь Шишкина – Ксения. Спустя полтора месяца после родов Ольга умерла. Мать малютке заменила сестра жены – Виктория Ладога. Эта самоотверженная женщина прожила в семье Шишкина всю жизнь, заботилась и о двух дочках художника, и о нем самом. Больше наследников у Ивана Ивановича никогда не было.

Мечта о смерти

Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.

Читайте также:
16 интересных фактов о Распутине

Мишки и Шишкин

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.

Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Винный натюрморт

Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и … винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).

Жатва после разрухи

В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.

Кстати

В середине 1980-х молодые питерские биологи провели эксперимент с картинами известного живописца и выяснили, что рядом с картиной Шишкина «Корабельная роща» молоко остаётся свежим до трёх-четырёх суток. При повторном опыте выяснилось, что быстрее всего молоко (за считанные два-три часа) скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов — Дали, Кандинского, Пикассо, быстрее же всего — перед знаменитым «Чёрным квадратом» Малевича. Средний результат показали картины Левитана, Айвазовского. Самый лучший результат показали, в частности, работы Шишкина «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». Этюды для этих картин автор писал, кстати, в лесу, в родной Елабуге и — с натуры.

От Редакции: Я, главный редактор сайта, могу охотно подтвердить, по собственному, субъективному впечатлению, что самое светлое ощущение при посещении Третьяковской галереи оставляет зал именно с работами И. И. Шишкина.

И.И. Шишкин: интересные факты

Имя Ивана Ивановича Шишкина знакомо каждому, причем многие о нем узнали еще в далекие дошкольные годы: все, кто вырос в Советском Союзе, помнят вкусные конфеты «Мишки в лесу» фабрики «Красный Октябрь». На их обертке была размещена репродукция «Утра в сосновом лесу» Шишкина. Какие еще интересные факты из жизни И.И. Шишкина, великого русского художника, мы знаем?

  1. Будущий художник родился в январе 1832 года в тихой провинциальной Елабуге и там же провел детские годы. Его отец – небогатый купец – был человеком очень образованным, любил искусство и литературу. Он всячески поощрял интерес сына к творчеству, покупал ему краски, научил вырезать по дереву. Даже когда маленький Ваня разрисовал забор возле дома, ни отец, ни мать не пытались пичкать его нравоучениями.
  2. Отец художника пробовал сочинять книги – его перу принадлежит произведение, посвященное истории родной Елабуги. Он участвовал в исторических изысканиях и привлек к раскопкам юного Ивана. Экспедиция пыталась обнаружить на Волге следы древнего Булгарского царства.
  3. Блестяще окончив Академию Художеств, Иван отправляется в Германию, где совершенствуется в выбранной профессии. Интересно, что уже тогда его узнавали даже за границей: он сообщал родным, что о нем отзываются так: «Видели на улице знаменитого русского художника, который пишет замечательные картины». Но художник так любил Россию, что вернулся в родные края, не дождавшись окончания «пенсионерского» (то есть организованного за счет Академии) отпуска.
  4. Самая знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», оказывается, принадлежит его перу не полностью: друг Ивана Ивановича, художник Константин Савицкий, оживил лесной пейзаж изображением семейства медведей. Но об этом не все знают, потому что когда картину решил купить коллекционер Третьяков, он потребовал, чтобы подпись второго автора с картины убрали. Третьяков не ладил с Савицким. Так и досталась вся слава Шишкину.
  5. Ивана Шишкина называли «полуденным художником»: у него практически нет закатов и рассветов, везде царит яркий день, сияет солнечный свет. Это – сложный сюжет для живописца, так как отсутствуют тени. Но Шишкин блестяще справлялся с поставленной самому себе задачей: его пейзажи настолько правдивы, что их можно сравнить с фотографиями. Очень точно переданы летняя жара, дуновение ветерка, мороз в зимнем лесу. Любовно выписан каждый стебелек и листочек.
  6. Ходил в былые годы такой анекдот: однажды император Александр, восхищенный искусством Шишкина, пригласил его преподавать живопись наследникам. Художника это тяготило: он пожаловался приятелям, находясь с ними в некоем питейном заведении, на бесталанность детей царя. Тут к нему подошел некто и строго сказал: «Пожалуйте со мной во дворец!» Нисколько не испугавшись, Шишкин вынул из кармана пропуск в Зимний: «Всегда к Вашим услугам, сударь!». Пристыженный сотрудник Третьего отделения ретировался.
  7. В творчестве Шишкину везло, ему все удавалось, его рано стали ценить и буквально «носить на руках». А вот личная жизнь не заладилась: скончалась первая супруга, оставив ему сына. Он женился второй раз – и снова спутница жизни покинула его, умерев молодой, успев подарить художнику двух дочерей.
  8. Умер Шишкин неожиданно для всех, в возрасте 66 лет. Это было обычное утро, художник занимался с учеником, работал над новой картиной «Лесное царство». Вдруг он вздохнул, уронил голову на грудь, прибывший врач констатировал разрыв сердца.
Читайте также:
14 интересных фактов о Гегеле

Ивана Ивановича Шишкина всего себя отдал творчеству. Какой силой жизни обладал этот удивительный художник! Найдите свободную минутку среди бесконечной череды дел, вглядитесь в его яркие картины, пронизанные солнечным светом. Возможно, перед такой всепобеждающей любовью к жизни померкнут и станут казаться менее серьезными собственные мелкие каждодневные бытовые неурядицы…

Иван Шишкин: жизнь и творчество художника

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Содержание

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Читайте также:
Писистрат и его обвинитель – Интересные факты

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

Читайте также:
14 интересных фактов о Блоке

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Штрихи к портрету: 7 историй о том, что хрестоматийный классик Иван Шишкин был живым, уязвимым и страстным человеком

. Уносящиеся ввысь вершины деревьев , зыбкий густой воздух лесной чащобы , плотная , чешуйчатая кора стволов. Кажется , всмотревшись , можно каждую хвоинку идентифицировать.

К Шишкину подошла местная крестьянка , долго смотрела на творение рук его , при этом тяжко вздыхала. Художник спросил , нравится ли ей картина , женщина горячо кивнула , куда ж , мол , лучше , еще как нравится! «А что здесь изображено?» — поинтересовался Шишкин. На что получил мгновенный ответ: «Должно , Гроб Господень». Увидев по выражению лица странного барина , что , похоже , промахнулась , крестьянка поспешила его утешить: «Не угадала? Ну так погоди , сына Васютку пришлю , он грамотный — живо разгадает» .

Шишкин очень не любил официальные мероприятия , долгие речи и всевозможные заседания. Ему была отвратительна сама мысль о том , чтобы облачиться во фрак , слушать и произносить речи , отвешивать учтивые поклоны… Однако иногда этого не удавалось избежать. На XX передвижной выставке состоялось личное знакомство Ивана Шишкина с императором Александром III. Художник экспонировал в тот раз « Летний день» и одно из многочисленных изображений соснового леса. Государь недвусмысленно выразил желание лицезреть знаменитого автора лесных пейзажей. Так что ненавистный фрак пришлось брать напрокат. В воспоминаниях Якова Минченкова читаем об этой встрече:

— Так это вы пейзажист Шишкин? — спросил царь.
Тот потряс бородой , молча соглашаясь с тем , что он действительно пейзажист Шишкин. Царь похвалил его за работы и пожелал , чтобы Иван Иванович поехал в Беловежскую пущу и написал там настоящий лес , которого здесь ему не увидеть. Шишкину и на это пришлось в знак согласия потрясти бородой.
Царя проводили , Иван Иванович подошел к зеркалу , посмотрел на свою фигуру , плюнул , скинул фрак и уехал домой без него , в шубе.

Поездка состоялась , но столь ценимых им уединения и слияния с природой Шишкину в тот раз испытать не удалось. Из царского охотничьего дворца был выслан экипаж , с художником нянчились , словно с дитем малым , чем чрезмерно его раздражали. Он шагу не мог ступить , чтобы не наткнуться на заискивающее « куда вам угодно» да «чего изволите». Однажды Шишкин забрался в лесную чащобу , надеясь хоть тут отдохнуть от назойливых ухаживаний придворных и всласть поработать. Вместо придворных подоспел управляющий лесом , взглянул на этюд, — а на первом плане красовалось полузасохшее дерево. Помялся-помялся и попросил стереть это дерево. Шишкин удивился , а управляющий пояснил: «Ведь вы повезете картину в Петербург , а там посмотрят и скажут: „Ну и хорош управляющий — довел лес до того , что деревья стали сохнуть!“».

Император Николай II был поклонником творчества Шишкина , но не всегда ему удавалось заполучить в свою коллекцию то , что он хотел. Отношение к власть имущим по принципу « дороже отца родного» — такой подход Шишкину был несвойственен. К примеру , племянник Николай Стахеев ему точно был милее царя.

Картину « На опушке соснового леса» публика впервые увидела в 1897 году на XXV выставке передвижников. Картину показывали в Санкт-Петербурге и в Москве. Она чрезвычайно понравилась императору , он захотел ее приобрести в личную коллекцию , но получил отказ. Зато на желание своего племянника Николая Стахеева , владельца богатого собрания живописи , купить эту картину Шишкин ответил радостным согласием. Так Николай II в тот раз остался с носом , а родственник художника — с картиной. Кстати , дальнейшая ее судьба тоже интересна.

После революции 1917 года Стахеев с семьей эмигрировал в Париж. Московский дом и большая часть его богатой коллекции были национализированы. Однако некоторые особенно дорогие для племянника Шишкина предметы искусства удалось вывезти , в том числе полотно « На опушке соснового леса». В 1920-е годы у Стахеевых картину купил бельгийский художник Шарль Дефрейн ( Charles Defreyn). Именно его потомки в июне 2016 года выставили работу на аукционе Sotheby’s. Картина Шишкина оказалась самым дорогим лотом на торгах русского искусства , ее эстимейт определялся в 500−700 тысяч фунтов стерлингов ( то есть высшая граница — миллион долларов) и был превышен в два раза. Наверняка абсолютно прозрачный провенанс тоже оказал свое влияние на ценообразование. Разгорелась нешуточная борьба , дольше всех держались четверо покупателей. В итоге 7 июня 2016 года работа ушла за 1 млн 385 тысяч фунтов стерлингов ( 2,009 млн долларов). Покупатель находился в зале , но не пожелал разглашать свое имя.

Читайте также:
Интересный факт про ученого Лапласа

Картина « На опушке соснового леса» изображает столь милые сердцу художника просторы родной Елабуги. Некоторые исследователи полагают , что в фигуре на телеге Шишкин изобразил себя самого. Незадолго до этого он похоронил жену и двух сыновей , и всё , что у него осталось — родная Елабуга. Картина перекликается с его известнейшими полотнами — «Рожь» и «Полдень. В окрестностях Москвы».

Однажды художник был принят за «енерала , а не маляра» . Мать Шишкина , Дарья Романовна , впервые побывала в большом городе на старости лет. Когда Иван был маленьким , она весьма сердилась на его увлечение , упрекала , что вместо чего дельного занимается « пачкотней бумаги», зато в коммерции проявляет дивное « слабоумие». Правда , когда в 1850-м году в Елабуге случился страшный пожар , в первую очередь Дарья Романовна вынесла из огня рукописи и книги мужа , а также тетради и рисунки сына. А уж когда он возвращался в родной дом с медалями Академии , а после — со славой главного русского живописца , отношение мать переменила. Переменила , да не совсем. Для того понадобилось Ивану Шишкину окончательно стать знаменитым , разбогатеть и привезти мать к себе в гости в Петербург. Она вошла в дом , оглядела увешанные картинами в золотых рамах стены , оценила обстановку и упрекнула сына: «Ах , Иван , Иван! Что же ты писал мне , будто ты маляр какой-то , а ты енерал» . Дарья Романовна была твердо убеждена , что « маляры» так хорошо жить не могут.

Шишкин не смог добиться успеха на педагогическом поприще. После реорганизации Императорской Академии художеств Шишкина пригласили вести мастерскую на площадке Академии . Это вызвало множество разногласий в Товариществе передвижных выставок ( как и в принципе стремление части передвижников наладить отношения с Академией), страсти кипели нешуточные. После долгих размышлений художник принял предложение. Но сплетни в Товариществе и интриги в Академии сделали это время не особенно радостным. Как же Шишкин всю жизнь не любил пересуды , закулисные игры , сплетни , интриги! Избегал их по возможности , но иногда возможности не было. При этом сомневаться в преподавательских способностях Шишкина мы не можем , к тому времени в его учениках числились Андрей Шильдер, Федор Васильев, Ольга Лагода ( вторая жена Шишкина), Ефим Волков и другие. Нередко он мог взять учеников и за свой счет поехать с ними на натуру , чтобы работать , не отвлекаясь на суету. В академической мастерской Шишкин бывал очень строг , барышни нередко выходили от него в слезах. Но уж если видел в ученике талант , то поддерживал всеми силами , помогал и советом , и протекцией , и деньгами при необходимости.

Нередко критики противопоставляют Шишкина и Куинджи, называя одного мастером рисунка , второго — непревзойденным колористом. Определенные основания для такого сравнения есть. Мастерские этих художников существовали при Академии одновременно , и Шишкин сам предлагал Куинджи объединиться , чтобы он учил студентов рисунку , а Куинджи — колориту. Архип Куинджи наотрез отказался и даже заявил , что находит метод Шишкина вредным для живописи. Вообще , отношения этих двух мастеров являют собой весьма страстную историю , они нередко бурно ссорились , после чего мирились , но ненадолго , до следующей стычки.

Обучаться у Шишкина оказалось занятием более скучным , чем заниматься с Куинджи. Если Куинджи давал студентам свободу , то у Шишкина в зимнюю пору в классе учились делать всё более совершенные рисунки с фотографий. Постепенно многие ученики Шишкина переметнулись в соседнюю группу , а сам Шишкин практически перестал приходить на занятия , с горечью утверждая , что никому там его обучение не нужно. Вскоре он оставил Академию — и по причине всех этих неурядиц , и по состоянию здоровья. Впрочем , через пару лет ему снова будет предложено место руководителя пейзажной мастерской , Куинджи в Академии на тот момент уже не преподавал , место его занял Киселев. Шишкин согласился , но снова ненадолго — на этот раз вмешалась смерть.

Заглавная иллюстрация: Иван Крамской. Портрет художника Ивана Шишкина.

Чем прославился королевский художник Ганс Гольбейн Младший: 10 фактов о современнике Босха

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Биография

Ганса Гольбейна обычно называют «Младшим», чтобы отличить его от отца. У них были общие имена и цели. Старший Гольбейн был художником, который управлял большой мастерской в городе Аугсбург с помощью своего брата Зигмунда. Именно под опекой своего отца юный Ганс и его брат Амброзиус научились искусству рисования, гравюры и живописи. Отец и сыновья вместе изображены в триптихе Гольбейна Старшего 1504 года, находящего в Базилике Святого Павла.

Читайте также:
18 интересных фактов о Майке Тайсоне

Будучи подростками, братья переехали в Базель, центр академического и издательского секторов Германии, где они работали гравёрами. Гравюра была очень важным средством в то время, как один из единственных способов массового производства изображений для широкого распространения. Находясь в Базеле, Гансу также было поручено написать портреты мэра города и его жены. Его самые ранние сохранившиеся портреты, отражающие готический стиль, любимый его отцом, сильно отличаются от более поздних работ, которые по праву считаются его выдающимися шедеврами.

2. Религиозное искусство

В начале 20-х годов Ганс зарекомендовал себя как независимый мастер, управляя собственной мастерской, став гражданином Базеля и членом его гильдии художников. Это был успешный период для молодого художника, который получал многочисленные заказы как от учреждений, так и от частных лиц. Некоторые из них были светскими, как, например, его проекты стен ратуши. Однако большинство из них были религиозными, такими как иллюстрации к новым изданиям Библии и картины с библейскими сценами.

Именно в это время лютеранство начало оказывать влияние в Базеле. Несколькими годами ранее основатель протестантизма прибил свои девяносто пять тезисов к двери церкви в шести ста километрах от города Виттенберг. Интересно, что большинство религиозных работ Ганса за годы его пребывания в Базеле свидетельствуют о симпатии к новому движению. Например, он создал титульный лист для Библии Мартина Лютера.

3. Портретист

Ранний портрет мэра Базеля, написанный Гансом, привлёк внимание некоторых других важных фигур в городе, в том числе легендарного учёного и философа Эразма. Эразм славно путешествовал по Европе, обзаведясь многочисленными друзьями и единомышленниками, с которыми он регулярно переписывался. В дополнение к своим письмам он хотел отправить им своё изображение и поэтому нанял Ганса для создания своего портрета. Между художником и учёным установились отношения, которые оказались чрезвычайно полезными для Гольбейна Младшего в его дальнейшей карьере.

4. В поисках стиля

Как в мастерской своего отца, так и в Базеле, Ганс находился под влиянием позднеготического движения. В то время он оставался самым заметным стилем в Нидерландах и Германии. Готическое искусство отличалось преувеличенными фигурами и акцентом на линии, а это означало, что ему, как правило, не хватало глубины и размерности в отличие от его классического аналога.

Учёные и историки искусствоведы предполагают, что более поздние работы художника были связаны с воспоминаниями о путешествиях по Европе, особенно – Италии. Примечательно, что Ганс начал создавать как живописные виды, так и портреты, такие как Венера и Купидон (Амур), которые демонстрировали новое понимание перспективы и пропорций. В то время как лицо Венеры сохраняет элементы североевропейского стиля, её тело, поза и поза маленького амура напоминают итальянских мастеров.

Гольбейн также известен тем, что научился новым методам у других зарубежных художников. Например, от французского художника Жана Клуэ он перенял технику использования цветных мелков для своих эскизов. В Англии он научился создавать ценные иллюстрированные рукописи, которые использовались как символ богатства, статуса и благочестия.

5. Работа с металлом

Позже в своей карьере Ганс добавил работу по металлу к длинному списку навыков, которыми он уже овладел. Художник работал непосредственно на печально известную вторую жену Генриха VIII, Анну Болейн, создавая украшения, декоративные тарелки и чашки для её коллекции безделушек.

Он также изготовил специальные предметы для самого короля, в первую очередь гринвичские доспехи, которые Генрих носил, участвуя в турнирах. Доспехи с замысловатой гравировкой были настолько впечатляющими, что в течение десятилетий после этого они вдохновляли английских металлистов пытаться соответствовать мастерству Гольбейна.

Во многих рисунках Ганса использовались традиционные мотивы, наблюдавшиеся в металлических изделиях на протяжении веков, такие как листва и цветы. По мере того, как Гольбейн набирался опыта, он начал акцентировать внимание на всё более сложные образы, такие как русалки, которые стали отличительной чертой его работы.

6. Поездка в Англию

В 1526 году он отправился в Англию, используя свои связи с Эразмом, чтобы проникнуть в самые элитные социальные круги страны. Ганс прожил в Англии два года, в течение которых сделал портреты некоторых высокопоставленных мужчин и женщин, спроектировал потрясающую небесную фреску на потолке для столовой величественного дома и нарисовал большую панораму битвы между англичанами и их вечным врагом, французами.

После четырёх лет в Базеле художник вернулся в Англию в 1532 году и оставался там до своей смерти в 1543 году. Многие из его шедевров были созданы в этот последний период его жизни, и он получил официальную должность королевского художника. Это означало, что Ганс мог рассчитывать на финансовую и социальную поддержку одного из самых влиятельных людей в мире, пока он продолжал создавать фантастические произведения искусства.

Он со всей ответственностью подошёл к своей новой роли, создав окончательный портрет Генриха VIII, а также несколько картин с его жёнами и придворными. Помимо этих официальных произведений, Ганс также продолжал принимать частные заказы, наиболее прибыльные, которых были для коллекции лондонских торговцев, щедро плативших за отдельные портреты и большие картины для своей гильдии.

7. Королевский двор и шедевры

Наряду с его культовым портретом Генриха VIII, «Послы» входят в число самых знаменитых работ Ганса. На картине изображены два француза, которые жили при английском дворе в 1533 году и наполнены скрытым смыслом. Многие из показанных предметов представляют собой разделение церкви, такие как наполовину скрытое распятие, сломанная струна лютни и гимн, написанный на нотах. Такая замысловатая символика демонстрирует мастерство художника в деталях.

Читайте также:
18 интересных фактов об Иване Грозном

Однако самым поразительным признаком, несомненно, является искажённый череп, который доминирует на нижнем переднем плане. С прямой линии можно почти различить грубые очертания черепа, но, двигаясь влево, полная форма становится ясной. Таким образом, Ганс использовал своё владение перспективой, чтобы отразить таинственную, но неоспоримую природу смертности.

8. Перемены

После четырёх лет, проведённых в Базеле, Ганс вернулся в радикально изменившуюся Англию. Он прибыл в тот самый год, когда Генрих VIII покинул Рим, бросив вызов приказам папы, отделившись от Екатерины Арагонской и женившись на Анне Болейн. Хотя круг общения, который он сформировал во время своего первого пребывания в Англии, потерял королевскую благосклонность, Гольбейну удалось снискать расположение новых властей, Томаса Кромвеля и семьи Болейн. Кромвель отвечал за королевскую пропаганду и использовал художественные навыки художника для создания серии весьма влиятельных портретов королевской семьи и двора.

Один из этих портретов не совсем соответствовал плану и фактически способствовал тому, что Кромвель впал в немилость. В 1539 году министр организовал женитьбу Генриха на его четвёртой жене, Анне Клевской. Он послал Ганса сделать портрет невесты, чтобы показать королю, и лестная картина, как говорят, скрепила сделку. Однако, когда Генрих увидел Анну лично, он был очень разочарован её внешностью, и их брак в конечном итоге был аннулирован. К счастью для Ганса, Генрих не лишил его художественной лицензии, а попросту обвинил Кромвеля в ошибке.

9. Личная жизнь

Находясь в Базеле, Ганс женился на вдове на несколько лет старше себя, у которой уже был один сын. Вместе у них родилось ещё двое детей: сын и дочь, которые изображены на замечательной картине под названием «Семья художника». Хотя картина написана в стиле «Мадонны с младенцем», основная атмосфера, вызванная в картине — это меланхолия, по-видимому, отражающая то, что было далеко не счастливым браком.

За исключением одной краткой поездки в Базель в 1540 году, нет никаких свидетельств того, что Ганс навещал свою жену и детей, живя в Англии. Хотя он продолжал поддерживать их материально, было известно, что он был неверным мужем, и в его завещании было указано, что он был отцом ещё двух детей в Англии. Возможно, ещё больше свидетельств супружеских разногласий можно найти в том факте, что его жена продала почти все его картины, которые он оставил у неё.

10. Наследие

Большую часть наследия Ганса можно отнести к славе фигур, которые он нарисовал. От Эразма до Генриха VIII его натурщики считались одними из самых важных людей в мире. Их изображения всегда будут привлекать интерес и любопытство на протяжении веков. Его мастерство в столь широком разнообразии средств массовой информации и техник также обеспечило, чтобы его запомнили, как уникального художника. Он не только создавал невероятно реалистичные портреты, но и создавал восхитительные гравюры, поистине впечатляющие религиозные шедевры и некоторые из самых почитаемых доспехов того времени.

Ганс работал самостоятельно, без большой мастерской или толпы помощников, что означало, что он не оставил после себя школы искусств. Более поздние художники, тем не менее, пытались подражать ясности и сложности его работ, но ни один из них не достиг такого же уровня успеха в стольких различных видах искусства. При его жизни репутация Гольбейна была завоевана благодаря его многогранным талантам, а после смерти его слава была обеспечена многочисленными шедеврами, которые он создал.

А в продолжение темы о художниках – восемь малоизвестных фактов о Василии Кандинском , который по праву может считаться признанным отцом абстракционизма.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Послы» Гольбейна: 15 малоизвестных фактов о необычном портрете кисти придворного художника Генриха VIII

1. «Послы» стали отступлением от прежнего стиля Гольбейна

Изначально баварский художник следовал по стопам своего отца Ганса Гольбейна Старшего, рисуя картины на религиозные темы, такие как “Мёртвый Христос в гробу”. К 30 годам Гольбейнсделал успешную карьеру, занимаясь этим видом творчества, но он все-таки решил рискнуть начать писать концептуально новые картины. Гольбейн отправился в Англию, а затем в Швейцарию, после чего вернулся обратно в Лондон, начав писать светские портреты.

2. Эразм способствовал увеличению популярности портретов Гольбейна

Голландский интеллектуал-мыслитель Эразм представил Гольбейна представилелям “высшего света”. Так художник стал известен среди членов английского двора, советников короля, а также таких людей, как Томас Мор и Энн Болейн.

3. Герои картины

На картине слева изображен Жан де Дентевилль, французский посол в Англии. Этот двойной портрет был написан в канун его 30-го дня рождения. Справа на картине изображен друг и коллега дипломата, 25-летний епископ Жорж де Сельв, который работал в качестве посла Франции в Венецианской республике.

Читайте также:
25 интересных фактов о Валерии Брюсове

4. Спрятанный возраст

Если внимательно присмотреться к кинжалу, который держит Дентевилль, то на его богато украшенных ножнах можно найти цифру “29”. На книге, на которую опирается локтем Сельв, есть цифра “25”. Этот реквизит был также использован в качестве символов их характеров. Книга означает созерцательный характер Сельва, в то время как кинжал обозначает, что Дентевилль является человеком действия.

5. Деталь из Вестминстерского аббатства

Помимо всеобщего признания того, что Гольбейн уделял сильное внимание мельчайшим деталям, искусствоведы похвалили его способность делать картины так, что у зрителя создавалось впечатление, будто он может ступить прямо в холст. Вполне возможно, что Дентевилль видел этот узор на полу в Вестминстерском аббатстве во время коронации Анны Болейн.

6. Детали и размер

Даже на экране компьютера “Послы” производят впечатление тем, что Гольбейн отрисовал мельчайшие детали. Но вблизи картина просто захватывает дух — ее размер 207х209 см.

7. Картина как элемент статуса

Дентевилль заказал картину, чтобы увековечить себя и своего друга. Следуя традициям подобных портретов, Гольбейн нарисовал их в роскошных нарядах и мехах, а также окружил пару друзей символами знаний, такими как книги, глобусы и музыкальные инструменты. Тем не менее, вдумчивый художник также включил в картину символы, которые указывали на неприятности, с которыми сталкивались эти люди.

8. Искусство, политика и религиозные распри

Частью работы Дентевилля были доклады монархам Франции о том, что происходит при английском королевском дворе. А во время развода короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и последующей женитьбе на Анне Болейн там происходило много чего. Также в это время английский король отрекся от католической церкви и ее папы и создал Англиканскую церковь. Миссия посла была завершена в 1533 году, в том же году Болейн родила дочь Елизавету I своему мужу Генриху VIII.

9. Лютня как политический намёк

В середине картины “Послы” Гольбейн изобразил лютню. Присмотревшись к ней, можно подметить, что одна из струн лютни порвана, что создает визуальное представление “раздора”.

10. Гольбейн – королевский художник

Немецкий художник отправился в Лондон в 1532 году в надежде найти богатых покровителей. И это сработало. Несмотря на то, что в “Послах” присутствовала католическая символика, король нанял Гольбейна в качестве личного художника в 1535 году. Два года спустя Гольбейн завершил портрет Генриха VIII , и хотя оригинал был уничтожен во время пожара в 1698 году, остались копии наиболее известного портрета этого неоднозначного монарха.

11. Картина является одним из самых известных примеров анаморфозы

Анаморфоза – изображение объекта таким образом, что намеренно искажает его перспективу. Чтобы увидеть объект должным образом, требуется определенная точка обзора. Первые примеры анаморфозы в искусстве встречаются в 15 – м веке (эскиз Леонардо да Винчи, известный сегодня как “Глаз Леонардо”). Если посмотреть на “Послов” под острым углом, бело-черное пятно в нижней части картины превращается в человеческий череп.

12. Считается, что череп — это отсылка на “Memento mori”

Средневековая латинская теория фокусируется на неизбежной смертности человека и призывает людей отказаться от тщеславия и радостей земных благ, поскольку жизнь все равно коротка. А скрытый череп является символом неизбежности смерти. Дентевилль, который заказал картину, был почитателем Memento Mori. Его личным девизом было “помни, что ты умрешь”.

13. Гольбейн спрятал распятие на картине

В верхнем левом углу, за пышной зеленой занавеской, можно заметить распятие с Иисусом.Некоторые историки искусства считают, что это божественная камея связана с черепом Memento Mori и также намекает на смерть. Другие считают, что скрытый символ представляет собой разделение церкви, которое произошло в Англии при Генрихе VIII.

14. Планировка картины также связана с религией

По мнению некоторых искусствоведов, нижний уровень, где лежит анаморфотный череп, изображает смерть. Средняя часть картины (нижняя полка), где виден глобус земного шара, гимн Мартина Лютера и музыкальные инструменты, представляет собой мир живых, полный радости и усилий. И, наконец, верхняя полка с его небесным глобусом, астрономическими инструментами и скрытым распятием символизирует небо и искупление через Христа.

15. Сегодня “Послы” находятся в Лондоне

Портрет сначала висел в зале дома Дентевилля. Тем не менее, Национальная галерея выкупила картину Гольбейна в 1890 году. На протяжении более 125 лет картина является одним из самых ценных экспонатов музея в Лондоне.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем об итальянском ересиархе Дольчино, собиравшемся построить Царство Божие на земле с оружием.

Время и место действия

Почему нам это интересно сегодня

Слово «утопия», которое изобрел член парламента, помощник городского шерифа Лондона адвокат Томас Мор, дало имя не только литературному жанру, но и целому направлению общественно-политической мысли. Образовано оно из греческих слов «топос» (место) и «у» (нет) – «место, которого нет», или «Нигдея». Утопия – это дерзкое конструирование идеального общества, фантастика, претендующая на роль социального и нравственного маяка. Таким было «Государство» Платона. Такими станут труды последователей Мора – «Новая Атлантида» Бэкона, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы и многие другие сочинения.

Читайте также:
25 интересных фактов о Жуковском

Вслед за Платоном Томас Мор утверждал, что там, где существует частная собственность и все меряется деньгами, правильное течение государственных и общественных дел невозможно, что государство и люди могут быть счастливы, только если между ними будет имущественное равенство. Все должно быть общим, тогда незачем будет завидовать, стараться приобрести побольше, обманывать ближнего.

Но Мор пошел дальше Платона. Он впервые заговорил о коммунизме в масштабах уже всего общества, а не отдельных общин или сословий, и распространил его не только на сферу потребления, как Платон, но и на производство. Поэтому многие идеологи коммунизма именно Мора считали родоначальником современного социализма.

Главные действующие лица

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527

Томас Мор (1478–1535) был не только знаменитым писателем, историком и выдающимся гуманистом эпохи позднего Возрождения, но и высокопоставленным вельможей. В 1529 году он даже стал лорд-канцлером Англии – вторым человеком в государстве после короля.

При этом Мор был глубоко верующим католиком. Казнили его за отказ признать законной церковную реформу, делавшую короля главой Церкви Англии, а также развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьбу на Анне Болейн. При дворе его противниками стали не только сторонники новой королевы, но и влиятельная партия главного министра Томаса Кромвеля, идеолога английской Реформации, чей потомок Оливер спустя столетие возглавит пуританскую парламентскую «революцию» и станет лордом-протектором – фактическим правителем страны.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII. Около 1539-1540

Мора арестовали и заключили в Тауэр, а 6 июля 1535 года он был обезглавлен. В 1886 году Римско-католическая церковь провозгласила его «блаженным мучеником», а в 1935 году, когда исполнилось 400 лет со дня его казни, папа Пий XI причислил его к лику святых.

Золотая книжечка

Обложка американского издания в 1997 году

Свой знаменитый труд Мор опубликовал в 1516 году под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Первая часть книги – литературно-политический памфлет, беспощадная критика тогдашней Англии, например, практики огораживания, когда землевладельцы сгоняли крестьян с пахотных земель, чтобы можно было пасти там овец, шерсть которых тогда очень ценилась. Именно оттуда взят афоризм о том, что «в Англии овцы пожирают людей»:

«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города».

Карта “Утопии” работы Авраама Ортелиуса (14 апреля 1527 – 28 июня 1598), издателя и продавца карт. Он нарисовал ее для удовольствия своих друзей, чтобы снабдить их экземпляры “Утопий”

В первой книге Мор пишет о том, насколько несовершенна социальная и политическая система, критикует смертную казнь, законы о рабочих, иронически высмеивает несовершенства духовенства и предлагает программу реформ, призванных исправить положение.

А во второй части он приглашает читателя на таинственный вымышленный остров Утопия, где нет частной собственности, все общее, люди счастливы и живут в справедливости и довольстве.

Как устроена Утопия Мора

Книга написана в форме диалога, что позволило не отождествлять высказанные в ней коммунистические рецепты устроения общества с мнением самого Мора. Недаром некоторые ученые считают «Утопию» не непосредственным выражением мировоззрения Мора, а некой литературной игрой.

Там он обнаружил возглавляемую мудрым монархом федерацию 54 городов со столицей – городом Амауротом. Все островитяне жили в хороших трехэтажных похожих друг на друга домах, которыми менялись каждые 10 лет. С тыльной стороны к каждому дому примыкали прекрасные сады: как сказано в книге, ничему другому основатель идеального государства Утоп не уделял столько трудов, времени и внимания, как устройству этих садов. Это, вероятно, должно подчеркнуть райскую природу Утопии, ведь рай часто понимают как прекрасный сад.

Все люди на острове обязаны были трудиться – как мужчины, так и женщины. Все они занимались земледелием, попеременно проживая то в городе, то в деревне, а также обязаны были владеть еще хотя бы одним ремеслом. Работали утопийцы лишь шесть часов в день – три часа до обеда и после двухчасового перерыва еще три. В остальное время они занимались музыкой, а в предрассветные часы слушали научные лекции. В этом собственно и были цель и счастье их жизни – в свободном досуге и образовании:

«Очень часто также, когда не встречается надобности ни в какой подобной работе, государство объявляет меньшее количество рабочих часов. Власти отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам. Учреждение этой повинности имеет прежде всего только ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни».

Деньги использовались только для торговли с другими странами, монополия на которую принадлежала государству, а продукты между островитянами распределялись по потребностям.

Читайте также:
24 интересных факта об Айвазовском

Мор всячески подчеркивает разумность жизни и привычек утопийцев, их естественную склонность следовать разумному порядку. Их интересует суть вещей, а не то, как они выглядят. Поэтому, например, золото и серебро у них ценится ниже железа, ведь железо – гораздо более подходящий для разных хозяйственных нужд металл. Игрой в золотые украшения и драгоценные камни у утопийцев забавляются только дети.

Более того, из золота и серебра в его Утопии делают ночные горшки и цепи и кандалы для рабов. Да-да, в Утопии Мора есть и рабы, надо же кому-то выполнять грязные работы – до роботов и автоматики человеческая мысль тогда еще не дошла. Впрочем, с рабами утопийцы обращаются столь милостиво, что часто в них по собственной воле идут жители соседних народов, потому что рабство у утопийцев лучше, чем свободная жизнь за пределами Утопии.

Утопизм автора «Утопии»

Но именно в рационализме автора «Утопии» главная слабость его конструкции. Он совершенно не берет в расчет человеческую природу с ее неподвластными разуму страстями.

Мор считает, что стоит дать каждому причитающуюся ему долю естественных удовольствий, и люди станут счастливы. Но кто будет определять, какие удовольствия согласны с природой, а какие нет? Например, в «Утопии» верхняя одежда у всех одного цвета, поэтому незачем иметь по 4-6 платьев – так экономятся общественные усилия по шитью одежды.

«В результате этого у них каждый довольствуется одним платьем, и притом обычно на два года, в других же местах одному человеку не хватает четырех или пяти верхних шерстяных одежд, да еще разноцветных, а вдобавок требуется столько же шелковых рубашек, иным же неженкам мало и десяти. Для утопийца нет никаких оснований претендовать на большее количество платья: добившись его, он не получит большей защиты от холода, и его одежда не будет ни на волос наряднее других».

Но согласятся ли люди, особенно женщины, одеваться так рационально, безыскусно и разумно?

Интересные факты

1. Большим другом Томаса Мора был великий просветитель и деятель Возрождения Эразм Роттердамский, который посвятил ему свою знаменитую «Похвалу глупости», написанную в доме Мора в Лондоне. Восхищаясь Мором, Эразм в одном из своих писем задает риторический вопрос: «Создавала ли природа когда-либо что-нибудь более светлое, достойное любви, чем гений Томаса Мора»?

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

2. В юности Мор вовсе не собирался посвятить всю жизнь юридической (довольно долго он был адвокатом) и государственной карьере и долго не мог сделать выбор между гражданской и церковной службой. Одно время он даже решил стать монахом и потом до конца жизни придерживался почти монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Однако политическое призвание взяло верх – в 1504 году Мор был избран в парламент, а в 1505 году женился.

Семья Томаса Мора (Портрет семьи Томаса Мора (копия с утраченной картины Ганса Гольбейна Младшего). Сэр Томас Мор, его отец, его семья и его потомки. 1593

3. Мор отстаивал необходимость образования женщин, что было крайне необычным для того времени. Он считал, что женщины столь же способны к наукам, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери, как и его сын, получили высшее образование.

Эдвард Уорд. “Сэр Томас Мор прощается со своей дочерью”

4. Несмотря на признание мученического подвига Мора, к его «Утопии» Римско-католическая церковь благосклонна не была. Какое-то время книга была даже запрещена, а потом печаталась с купюрами. Действительно, в ней содержится осуждение и монашества как сословия бездельников, и изнуряющих тело постов. Конечно, искренне верующий в Бога Мор не отвергает религии, но одновременно рассуждает о «матери-природе» и ее «ласках», о том, что не стоит отвергать природные наслаждения, лишь бы они были в согласии с разумом. Более того, в его «Утопии» есть даже оправдание эвтаназии. Не удивительно, что некоторые католические авторы утверждают, что если бы Генрих не отрубил Мору голову, его, вполне возможно, сожгли бы по приговору папы.


Трейлер фильма о Томасе Море “Человек на все времена” (1966)

5. Русский перевод «Утопии» вышел почти одновременно с книгой А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как отмечал советский историк и литературовед И. Н. Осиновский, это, по-видимому, «явления общественной мысли, органически близкие друг к другу. И, по понятным причинам, восприятие их русской читающей публикой было далеко не однозначным. С одной стороны, они вызывали интерес и сочувствие либерально настроенных читателей, с другой — содействовали усилению охранительных настроений и страха перед “французской заразой” у ярых приверженцев самодержавия».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: