11 интересных фактов о Мусоргском

Мусоргский Модест Петрович

Модест Мусоргский. Биография

Он был желанным гостем на концертах Петербургского дворянства. После школы ему предстояло стать кадровым военным, учился он старательно. В то же время Мусоргский сочинил первое собственное музыкальное произведение — пьесу для фортепиано. Эту работу он посвятил своим товарищам по юнкерской школе, их дружбе.

Юность и творчество

Модест Мусоргский думал о том, как совместить военную службу со своим увлечением музыкой. Онслужил в Преображенском полку, где организовал кружок любителей музыки. Члены кружка вместе посещали театры слушали оперу и обсуждали услышанное. Он был знаком с А. Доргомыжским и Н. Римским-Корсаковым.

Музыка была его приоритетом. Тогда де появилось содружество, которое получило название «Могучая кучка». В 1858 году Мусоргский стал работать над оперой «Эдип в Афинах». Эта работа так и осталась незаконченной. В поисках своего стиля Мусоргский решался на музыкальные эксперименты. Его первые произведения не знали успеха, но он не обижался на критику. В 1861 году Мусоргский создал инструментальное произведение «Интермеццо». Его оценили высоко. Эту композицию Мусоргский написал под впечатлением от наблюдения за крестьянами и их жизнью, работой, бытом.

Первая опера, над которой работал Мусоргский «Саламбо» осталась незавершенной, однако, свои наработки композитор использовал для создания оперы «Борис Годунов». Однако её части композитор использовал оперы Борис Годунов. Когда этот масштабный труд был наконец окончен, его передали дирекции Императорских театров. Однако поставить её удалось лишь в 1874 году. Несмотря на неоднозначную реакцию прессы, опера былоа известна и любима народом. Члены «Могучей кучки» приняли ее не слишком тепло, но Мусоргский не сдавался и не оставил творчество.

Последние годы

Оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре стали показывать в усеченном виде, цензура не допустила финальную сцену. Для Муоргского это стало ударом. Он писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе».

В 1880 году Мусоргский был уволен с официального места работы Ревизионной комиссии Государственного контроля. С тех пор он жил на подарки друзей, которые собирали ему ежемесячно небольшую сумму и давал частные уроки. В 1881 году его выселили из квартиры за неуплату, здоровье его становилось все хуже.

Мусоргского поместили в Николаевский военный госпиталь, где он снова стал работать над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Закончить работу композитору не удалось. 28 марта 1801 года Мусоргский скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище. Там великий композитор, недооцененный при жизни, покоится и сейчас.

Произведения Мусоргского

  • Саламбо (1863-1866, не окончена)
  • Женитьба (1-е д., 1868)
  • Борис Годунов (1869; 2-я ред. 1872)
  • Хованщина (1872-80)
  • Сорочинская ярмарка (1874-80)

для оркестра:

  • скерцо B-dur (1858)
  • интермеццо (1867)
  • Ночь на Лысой горе (1867)
  • марш Взятие Карса (1880)

для фортепиано:

  • Картинки с выставки (1874)

для хора и оркестра:

  • хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860)
  • Поражение Сеннахериба (1867)

для хора, солистов и фортепиано:

  • Иисус Навин (1877)

для голоса с фортепиано

  • сборник Юные годы (1857-1865)
  • Детская (1868-72)
  • Без солнца (1874)
  • Песни и пляски смерти (1875-77)

песни и романсы

  • на сл. Н. А. Некрасова (Калистрат, Колыбельная Ерёмушке)
  • Т. Г. Шевченко (Гопак, На Днепре)
  • А. В. Кольцова (По над Доном сад цветёт, Пирушка)
  • А. К. Толстого (Рассевается, расступается, Спесь)
  • Голенищева-Кутузова (баллада Забытый)
  • А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло)

Читайте также:

Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) – биография, жизнь и творчество композитора

Детские годы

Биография Мусоргского начинается в имении Карево, это Псковская губерния. Родился на свет будущий талант 9 марта 1839 года. Его родителями были зажиточные землевладельцы, являвшиеся выходцами из смоленских православных князей. По некоторым сведениям историков известно, что род произошел из династии Рюриковичей.

Отец будущего композитора — хозяин большого поместья в Торопецком уезде, гвардейский офицер, полководец. Когда он получил во владение имение, сразу же покинул военную службу при питерском сенате и вступил в брак с Юлией Ивановной Чириковой.

Родители Модеста не относились к бедным людям, соответственно, и все его детство прошло в атмосфере, наполненной ощущением праздника. Мальчик рос в окружении нянек. Уже в раннем возрасте у него проявился необычный интерес к русским сказкам и песням, народным обычаям и традициям. Мама занималась образованием сына, всячески прививая интерес к классической музыке и обучая игре на пианино.

Читайте также:
24 интересных факта о Карамзине

В возрасте 7 лет мальчик мог по слуху подбирать фортепианные усложненные пьесы, параллельно создавал собственные импровизации.

По достижении 10 лет он отправился в Санкт-Петербург для прохождения обучения в немецком учебном заведении. Здесь Мусоргский продолжал совершенствоваться в музыке, его педагогом и наставником стал Антон Августович Герке. В 1852 году юношей была создана первая пьеса для фортепиано.

Время юности

Творческие достижения стали поводом для радости родителей, однако они не считали музыку подходящей карьерой для Модеста. Являясь потомками военных, они не отступили от семейных традиций и настояли на обучении сына в гвардейской офицерской школе. В этом заведении дисциплина и строгость царили во всем.

Молодой человек смирился с режимом, но находил время для музыкальных занятий. Приобретенное с детства мастерство и врожденный талант сделали свое дело, очень быстро юноша стал душой компании, часто выступая в праздничных постановках. В этот период частью студенческой жизни Модеста стал алкоголь, который впоследствии принес ему много бед.

Гвардейская школа была окончена, после чего последовало назначение в Преображенский столичный полк. Перебравшись в Петербург, молодой офицер быстро нашел общий язык с творческой и военной элитой. Он принимал участие в регулярных вечеринках, которые организовывались композитором Александром Даргомыжским. Там музыкант познакомился с известными личностями:

  • Владимир Стасов;
  • Милий Балакирев;
  • Цезарь Кюи;
  • Владимир Стасов.

Общение с интеллигентными людьми привело к тому, что молодой человек прекратил военную службу и всерьез занялся творческой карьерой.

Музыка — неотъемлемая часть жизни

В кратком содержании биографии Мусоргского игре на фортепиано отведено особенное место. Его творчество началось с переложения известных симфонических произведений, в ходе чего приобретался бесценный навык аранжировки, а также создания музыкальных партий. Со временем Модест начал понимать, что малые формы стесняют широту его души и не соответствуют размаху фантазии. Создав пару оркестровых скерцо, фортепианную сонату, пьесу «Марш Шамиля», он начал готовиться к написанию целой оперы.

Понадобилось более 3 лет для сочинения оперы по трагедии Софокла под названием «Царь Эдип». Следующим произведением стало флоберовское «Саламбо». Далее композитор трудился над усовершенствованием гоголевских «Ночей накануне Ивана Купала». Но начиная работу над любым из перечисленных творений, Модест быстро утрачивал интерес, в результате ни один из проектов не был окончен.

В 1860-х годах Мусоргский провел ряд экспериментов с несколькими музыкальными жанрами, итогом чего стало создание нескольких песен, положенных на слова известных поэтов. Среди самых удачных из них в хронологической таблице отмечены:

  • «Калистрат»;
  • «Царь Саул»;
  • «Песнь старца».

Благодаря именно этим произведениям возникла новая народная традиция в творениях композитора. В них отчетливо просматривалась социальная тематика, воплощенная в музыкальном драматизме. На этом творец не остановился, свет увидел целую серию романсов, которые получили небывалую популярность и вызвали неоднозначные отзывы у слушателей:

  • «Семинарист»;
  • «Песнь Яремы»;
  • «Светик-Савишна».

В 1867 году была завершена работа над хоровой симфонией «Иванова Ночь на Лысой горе».

Мусоргский вел сотрудничество с другими композиторами, которые создали общий кружок «Могучая кучка». В этом общении Модест черпал национальные идеи и традиционные мотивы, которые выступали следствием резко изменяющейся политической обстановки. Он задался идеей воплотить в произведении драматизм событий, происходивших в прошлые века и в настоящем времени.

Небывалый успех

В стремлении приблизиться через создаваемые произведения к происходящей действительности музыканты прибегали к помощи нетрадиционных форм. Результат не заставил себя долго ждать, и вскоре композитор Мусоргский представил свою шуточную композицию «Женитьба», которую в общении с друзьями он часто называл разговорной оперой. Она стала своеобразным тренировочным вариантом перед созданием шедеврального произведения «Борис Годунов».

Из достоверной информации известно, что пушкинский сюжет подвергся активной обработке в 1868 году. Уже по истечении года Модест подготовил основную партитуру, также был создан клавир. Отмечен тот факт, что композитор мысли относительно будущих своих творений вынашивал подолгу. При создании же новой музыки он никогда не пользовался черновиками и вспомогательными записями.

Преследуя историко-поэтический замысел, творец выбрал для себя 2 основных темы, касающиеся судьбы всего народа и человека как его отдельной части. Сольные номера были сведены к минимуму, чаще стали ставиться хоровые масштабные сцены. Вероятно, именно по этой причине первая попытка демонстрации «Бориса Годунова» в 1870 году наткнулась на жесткую критику дирекции в Мариинском театре, где не состоялся показ оперы.

Читайте также:
Режим дня великих людей

Композитор не опустил руки и с помощью и поддержкой ближайших друзей за короткое время смог переработать подготовленное произведение. Была кардинально изменена сюжетная линия, появились новые яркие персонажи. Положительным моментом стал финал всей картины, представленный народной массовой сценой. В итоге представленный обновленный «Борис Годунов» стал величайшим творением в оперном искусстве, принесшим небывалую славу своему создателю. Он отличился натуралистичными колоритными образами, интересными фольклорными мотивами.

Продолжение творческого пути

Как показывает краткая биография Модеста Петровича Мусоргского, вместе с полученной неоправданной критикой на него снизошел большой успех. Этот факт повлиял на новые замыслы. Теперь выдающийся деятель решил заняться темой, которая коснулась стрелецких кровавых бунтов. Однако труды над «Хованщиной» медленно продвигались, что не входило изначально в планы автора.

Он параллельно работал над написанием новых песен, других сочинений, объединенных в одном вокальном сборнике под названием «Детская». В этот же период вышли пьесы для фортепиано, получившие название «Картинки с выставки».

В 1870-х годах наброски либретто «Хованщины» были отложены композитором, который начал создание нового цикла вокальных произведений «Песни и пляски смерти». В этот же период коллеги и близкие друзья Модеста познакомились с отрывками из будущей пьесы «Сорочинская ярмарка».

На протяжении нескольких лет Мусоргский активно трудился над новыми замыслами, буквально разрываясь между ними. Но полноценной и плодотворной работе мешало практически нищенское существование, которое сильно подорвало психическое и физическое состояние музыканта.

Уже в 1879 году для Модеста Петровича его близкие друзья организовали гастрольные выступления по российским городам. Одновременно с тем был создан фонд поддержки сочинителя ярких произведений. Благодаря такой помощи Мусоргский продержался на протяжении двух лет. Однако он не закончил «Сорочинскую ярмарку» и «Хованщину».

Личные отношения

Основная часть взрослых лет композитора прошла в Санкт-Петербурге, где он постоянно пребывал в кругах творческого и культурного общества. Близкие друзья и товарищи по музыке стали для него второй семьей. Он с ними делился своими победами и успехами, поражениями и творческими неудачами, представлял на рассмотрение работы, которые не успел дописать.

Имея внушительный список произведений, Мусоргский не был счастливым человеком. Если кратко пройтись по автобиографии, то станет ясно, что у него не состоялись личные отношения, женитьба, не было и детей. Единственная женщина, с которой у композитора сложились нежные и доверительные чувства, стала Шестакова Людмила Ивановна, сестра Михаила Глинки. Но она дарила Модесту скорее материнскую, а не сердечную привязанность. В архиве музыканта сохранились письма, свидетельствующие об их теплых отношениях.

Смерть композитора

Еще в начале 1870-х годов Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие. Бурный период беспечной молодости был наполнен вечеринками и празднествами. Это привело к малоприятным последствиям, когда в возрасте 40 лет композитор начал страдать от приступов безумия, вызванных чрезмерным употреблением спиртных напитков.

В страхе за здоровье Модесту пришлось обратиться за помощью к доктору Джорджу Каррику, который на тот момент был действующим президентом в столичном обществе врачей. Специалист приложил все усилия в борьбе с пагубной привычкой музыканта. Выздоровление практически наступило, однако кризис настиг Мусоргского, когда он был уволен со службы. Став практически нищим, он перенес несколько приступов белой горячки, которые закончились больничной койкой.

Лечение деятеля было оплачено неравнодушными друзьями, однако оно только на непродолжительное время отложило неизбежное. Очередной припадок безумия случился 16 марта, в 1881 году. Алкогольный психоз привел великого композитора России к смерти.

Мусоргский был погребен друзьями и соратниками на территории, прилегающей к Александро-Невскому монастырю, где и по настоящее время находится его могила. Только в 1972 году начал функционировать музей, повествующий о страницах жизни создателя «Бориса Годунова». Он расположен в фамильной усадьбе его матери, там же установлен памятник.

Демократ и нарушитель: 180 лет со дня рождения Модеста Мусоргского

«Мусоргскую музыку я от всей души посылаю к черту; это самая пошлая и подлая пародия на музыку», – писал как-то Петр Ильич Чайковский про автора опер «Хованщина» и «Борис Годунов», знаменитых «Картинок с выставки». О том, как М.П. Мусоргский опередил свое время, в день 180-летия со дня рождения композитора порталу «МИР 24» рассказывают профессор, заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории Ирина Скворцова и историк, заведующий кафедрой Историко-Архивного института РГГУ Евгений Пчелов.

Историк, литератор, актер

Ирина Скворцова: Мусоргский – это яркая индивидуальность, он ни на кого не похож абсолютно. Надо сказать, что в «Могучей кучке» все собрались достаточно яркие, и каждый отличался своим творческим подходом и почерком. Например, Римский-Корсаков был замечательный оркестровый мастер и увлекался операми, прежде всего, сюжетами сказочной мифологии, такой сказочной мифопоэтикой. И это было константой его мировоззрения, его эстетики. У Мусоргского была своя константа – он был историк в музыке, это был уникальный пример, когда музыкант, композитор обладал историческим мышлением. И поэтому материал, который он создавал, – это все исторические полотна.

Читайте также:
18 интересных фактов о Фиделе Кастро

Мусоргский сам считал себя историком, занимался в архивах, увлекался летописями, создавал персонажей, «писал» их портреты, поэтому он сам ткал свои сюжеты. Ведь все либретто написаны им. Но в «Борисе Годунове» он в какой-то степени (не во всем) опирался на Пушкина, а в «Хованщине» просто сам соткал всю ткань либретто».

Существует не так много композиторов, которые обладали не только композиторским даром, но каким-либо еще. Мусоргский – один из первых таких примеров. Он был литературно чрезвычайно одарен, он мог сам писать тексты, был замечательным рассказчиком, был очень одарен и как актер. Когда он приходил в гости к Римскому-Корсакову, дети, которые его всегда ждали, кричали: «Мусенька пришел, какое счастье!» Он садился за рояль и рассказывал, импровизируя музыкантски, что с ним было по дороге, кого он там встретил. И рассказывал, и показывал, и исполнял. И его письма в этом смысле удивительны. В зависимости от адресата он будто надевает новую маску, и не только маска, но и стиль письма, лексика чрезвычайно индивидуализированы. Он всем отличается от всех, вообще от всей русской культуры – он такой был один.

Евгений Пчелов: Обращение к образам и сюжетам русского прошлого было закономерным явлением во второй половине XIX века – это было обращение к национальным истокам, попытка увидеть своеобразие и силу русской истории, трагичность и героику ее событий, в противоположность увлеченности европейской традицией начала XIX века. Уже с эпохи Николая I, с 1830-х гг., наметился интерес к русскому стилю, к национальному началу, но сначала в виде этнографической стилизации, а потом, и особенно это было характерно для мастеров реалистического, демократического «лагеря», в виде настоящего национального «пробуждения», проникновения в самую суть русской истории, с помощью чего осмыслялся не только исторический путь России, но и глубже понималось ее настоящее.

В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881

Демократ и нарушитель канонов

Ирина Скворцова: Новаторство было во многом, прежде всего, в музыкальном языке, музыкальных средствах. У него было гармоническое мышление, опережающее то время, в котором он жил. Он был очень раскрепощенный человек, и в звуковом мире в том числе, поэтому для него каноны, которые обычно сдерживают композиторов, заставляют писать в определенном прокрустовом ложе, не существовали. Он был нарушителем, он как слышал, так и писал. Поэтому его некоторые и обвиняли в непрофессионализме, но это никакой не непрофессионализм. Это такие крупные мазки, такая смелость. Все, что касается его индивидуальности, – это новаторство.

К примеру, он написал новаторскую оперу «Женитьба» – прямо по тексту автора, не делая промежуточное либретто. Это первый пример, когда на прозаический текст пишется опера. До этого Даргомыжский написал «Каменного гостя» на пушкинский поэтический текст. А здесь проза, которая, вроде бы, не имеет своей ритмики. Удивительный в смысле воплощения пример, к нему обращались в ХХ веке Прокофьев и Шостакович.

Но на тот момент, когда критики выражали свое мнение, они исходили из того, что было нормой этого времени. Поэтому они были искренни, особенно его близкие друзья. Они не хотели его обидеть, но, тем не менее, осуждали за то, что им было неблизко.

Евгений Пчелов: Мусоргский был человеком демократических убеждений. Несмотря на то что он принадлежал к древнейшему русскому дворянскому роду (потомки Рюрика), хоть и не очень богатому, он отказался от доли своего наследства, ушел с военной службы, сулившей ему блестящее будущее офицера старейшего гвардейского Преображенского полка, и решил жить собственным трудом, некоторое время даже вступив в своеобразную коммуну таких же как и он, демократически настроенных молодых людей. В те годы, 1860-е, это было весьма распространенным явлением. Опыт свободного художника не удался. В своих музыкальных произведениях Мусоргский делал народ одним из главных действующих лиц, его интересовала и народная масса в целом и отдельные социальные слои и религиозные группы, такие как стрельцы или раскольники. История России была для него, конечно, историей не только личностей, но и народа как такового.

В.Г. Перов, «Никита Пустосвят. Прения о вере», 1880-1881

Пристрастие к алкоголю и ранняя смерть

М.П. Мусоргский умер в 42 года в госпитале, в который его устроили друзья, от белой горячки, не имея ни дома, ни гроша за душой. В больнице Репин и написал его единственный прижизненный портрет, случилось это незадолго до смерти композитора, и даже халат, который мы можем видеть на этой картине, был подарен друзьями.

Читайте также:
13 интересных фактов о Сергее Прокофьеве

Ирина Скворцова: Я думаю, что причины трагического развития его судьбы абсолютно личностные. Он не выстраивал карьеру, был расточительным и очень сильно одаренным человеком. И он растрачивал себя на все: на чувства, на любовь, на отношения с людьми – он был готов душу наизнанку вывернуть. И вот такие личности быстро расходуются. Он параллельно писал такие противоположные сочинения, как мало кто из художников может себе позволить. Он писал «Хованщину», такое трагическое полотно, которое в мировой музыкальной культуре сравнить не с чем, и одновременно мог писать «Сорочинскую ярмарку», совершенно противоположного колорита произведение. Такой расход собственного потенциала не может не растрачивать единство энергии человека, она конечна. Отсюда это увлечение алкоголем как попытка себя восстановить.

Он был очень одиноким человеком и это одиночество очень остро переживал, хотя у него были друзья и все прочее, рассказывает профессор. «Внутри была личностная надрывность. Он все отдавал, не умел себя охранять. Например, он очень дружил с молодым поэтом Голенищевым-Кутузовым, фактически имя ему создал, его бы никто не узнал, если бы не Мусоргский. Он его опекал, относился к нему по-отцовски и страшно переживал, когда тот вырос и покинул его. С другой стороны, вообще мало художников не трагических. В чем-то свое время он опередил, но я не думаю, что, если бы он родился в ХХ веке, он был бы счастливее. Судьба его все равно была бы трагической, такая личность.

Евгений Пчелов: Другим фактором была тяжелая публичная судьба его произведений – постановка оперы «Борис Годунов», с большим трудом пробившей себе дорогу на сцену, – пример этого. Критика, обрушившаяся на Мусоргского, также не могла не отразиться на нем. Распад «Могучей кучки», который Мусоргский воспринял болезненно, обвиняя своих бывших соратников чуть ли не в предательстве их общих интересов, тяжелый труд чиновником в разных учреждениях, отнимавший силы и время (Мусоргский был столоначальником в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ) – все это привело композитора к тяжелому душевному кризису, вылившемуся в нервное заболевание, а потом и в алкоголизм.

Редактура Римского-Корсакова

К моменту смерти Модест Петрович оставил большинство своих произведений недописанными, однако они были оценены после его смерти благодаря работе Римского-Корсакова, который отредактировал материал, оставленный Мусоргским. Существует мнение, что редактура могла нивелировать самобытность работ Мусоргского, однако историки сходятся во мнении, что без Римского-Корсакова мир мог бы вообще не оценить таланта композитора.

Ирина Скворцова: Николай Андреевич Римский-Корсаков совершил титанический подвиг во имя памяти своего коллеги – он осуществил музыкальную редакцию всех его сочинений, как бы «облагородив», «смягчив» их, приспособив к основным традициям музыки своего времени. Этой редакции подвергся и «Борис Годунов», оркестровка которого получила большую выразительность и законченность. Римский-Корсаков оркестровал и завершил, дописал по сути оперу «Хованщина», которая не существовала в виде завершенного целого. Иными словами, своей огромной работой он вернул Мусоргского на русскую и мировую сцену, поставив его в ряд величайших композиторов (такой же подвиг Римский-Корсаков совершил и в отношении А.П. Бородина)», – отмечает Евгений Пчелов.

Вопрос о том, пошла ли редактура Римского-Корсакова на пользу произведениям Мусоргского, неоднозначен. В принципе, да, потому что можно что-то делать, когда уже есть целое. И это целое представил Римский-Корсаков. Он считал, что оркестровка неряшливая, а в этом, может быть, был свой колорит, особая цветовая гамма. Римский-Корсаков это сглаживал, «подстригал» под нечто среднее, но, тем не менее, нужно его поблагодарить за то, что он вообще этим занимался. Он ведь не из гордыни исходил, он искренне хотел помочь своему другу, чтобы были завершенные произведения, чтобы они не остались недописанными, иначе бы их никто никогда вообще не услышал. Так что ругать Римского-Корсакова не за что. Самую материю не заменишь, в ней все равно заложен импульс первозданности, поэтому кардинального вреда это не нанесло.

Читайте также:
Проклятие Репина - мистика из жизни художника

Отметим, что музыковед и текстолог Павел Александрович Ламм восстановил все, что было сделано Мусоргским, и в 1930-х годах опубликовал первое критическое издание сочинений композитора, представив многие произведения в авторской редакции.

Музыка как наркотик. Почему композитор Мусоргский умер в забвении и нищете

Мусоргскому было всего 42 года, когда смерть настигла композитора. В последние годы жизни он был беден и забыт современниками, мучился «белой горячкой» и алкоголизмом, бывал не в себе. SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты из жизни гения.

Композитор бомж

13 февраля 1881 года в Николаевский военный госпиталь поступил в качестве пациента денщик одного из ординаторов госпиталя, Модест Мусоргский. На самом деле Мусоргский – никакой не денщик. На эту хитрость пошли его друзья, чтобы поместить тяжелобольного Модеста Петровича в больницу. Ведь он был человеком без места жительства и определенных занятий, проще говоря, бомж. Ну и что, что великий композитор, как это объяснить военному начальству? Мало ли, кем он был в прошлом.

Мусоргский всегда был человеком изысканным, владел иностранными языками, прекрасно одевался, нравился дамам. Но в последние годы жизни он изменился до неузнаваемости, с аристократом произошла страшная метаморфоза. Современники отмечали, что гений страдал от алкоголизма, доведя себя до плачевного состояния. Всемирно известна картина Ильи Репина, на которой изображен Модест Петрович в последние годы своей жизни. На ней он неопрятен, непричесан, сильно располневший. С полотна будто бы глядит очень пожилой, утомленный жизнью человек. Между тем, в тот момент ему еще не было и 42 лет. Из-за пристрастия к зеленому змию, Мусоргский лишился постоянного источника дохода, сильно обнищал. У него начались приступы «белой горячки».

Вдохновленный столицей

Модест Мусоргский «заболел» музыкой еще в детстве. Он родился в Псковской губернии, в дворянской семье. С 10-летнего возраста получал домашнее образование, тогда же с семьей перебрался в столичный Санкт-Петербург. Окончив школу, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, после – на государственной службе. В 20 лет Мусоргский начал писать музыку.

Композитор вошел в историю, как мастер драматической музыки. Его первое обращение к драме – работа над музыкой к трагедии Софокла «Царь Эдип». В 1859 году Мусоргский впервые приехал в Москву и древняя столица России произвела на него неизгладимое впечатление. Знакомство с городом пробудило бурю эмоций, патриотические чувства и позволило прикоснуться к русской истории. Именно в Москве, поразившей его своей красотой, величием исторических памятников, развернутся основные действия его будущих оперных произведений – «Борис Годунов» и «Хованщина».

Работа над «Борисом Годуновым» продолжалась почти 10 лет. Композитор никогда не пользовался черновиками и набросками, всегда писал музыку начисто. Из-за этого – так медленно работал, каждую деталь, каждую ноту он обдумывал месяцами. «Бориса Годунова» автор переписывал с нуля несколько раз.

Большая часть произведений Мусоргского не была закончена при жизни автора. Наследие композитора доводили до ума друзья: Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Благодаря их стараниям музыкальные драмы Мусорского уже после смерти композитора завоевали мировое признание и на сегодняшний день являются наиболее часто исполняемыми произведениями русской музыки на оперных сценах всего мира.

Величественный и опустившийся

В 1965 году Мусоргский сильно захворал, уже тогда появились первые признаки «белой горячки». После болезни композитор стал более замкнутым, насмешливым. Он и раньше изъяснялся вычурно, теперь же стал разговаривать в псевдо-народном русском стиле. Он надел маску юродивого и уже не снимал ее, прятал за ней себя настоящего. Друзья говорили, что единственная его отдушина – это музыка. Он творил запойно, окунаясь в звуки, как в наркотик.

Мусоргский слишком сроднился со своим творчеством. Он буквально поселился в мире своих персонажей и уподобился им. А его персонаж – это народ, непредсказуемый, необузданный, страшный в своих проявлениях. И композитор имел мужество любить этот народ и не боялся замараться.

Читайте также:
23 интересных факта о Стивене Сигале

Творчество безжалостно перемололо благовоспитанного изысканного франта и выкинуло на поверхность совершенно иного человека: величественного и опустившегося…

Модест Петрович Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале 28 марта 1881 года в возрасте 42 лет. Даже на больничной койке он не смог отказаться от пристрастия к алкоголю. За несколько часов до смерти он послал сторожа за бутылкой коньяка, которую сразу же и выпил. После этого состояние композитора резко ухудшилось. Гений, который пытался ломать стереотипы в классической музыке, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. В его новаторской интерпретации мелодии и особенно в гармонии, музыковеды ныне видят предвосхищение некоторых специфических особенностей музыки XX века. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского сильно повлияла на творчество таких композиторов, как Стравинский, Шостакович, Яначек, Берг.

19 интересных фактов о Пастернаке

1.Борис Пастернак — выдающийся русский поэт.

Он оставил значимый след в истории мировой поэзии 20 века.

2. В маленьких стихотворениях этого поэта заложен большой философский смысл.

3. Ничуть не меньше, чем поэт, Борис Леонидович был известен в качестве переводчика. Переводы для Пастернака были самодостаточными произведениями.

4. Борис Пастернак – автор переводов большинства трагедий Шекспира, считающихся сейчас классическими. Он также переводил произведения Гете, Китса, Шелли, Петефи, Верлена.

5.Переводы Пастернака находятся в золотом фонде зарубежной литературы. Пастернак считался также автором книжных иллюстраций.

6. Будущий классик литературы родился в московской творческой семье – его отец был членом академии художеств, а мать играла на фортепиано.

7. Пастернак родился в еврейской семье. Родители Пастернака считались приверженцами иудаизма, а их сын позднее стал христианином.

8. В начале 1920-х годов родители и сестры Пастернака по специальному разрешению властей уехали в Берлин из-за болезни главы семейства, но на родину так и не вернулись. После установления нацистского режима семья перебралась в Лондон. После переезда родителей Пастернака за границу, поэт мог с ними только переписываться.

9.Пастернак обучался в той же гимназии, что и Маяковский.

10. Сергею Есенину не нравилось творчество Бориса Леонидовича Пастернака, а поэтому на почве разногласий у них произошла драка.

11.Первой любовью Бориса Леонидовича Пастернака была Ида Высоцкая, которая не ответила взаимностью на его чувства.

12. Художница Евгения Лурье стала первой супругой Бориса Леонидовича Пастернака, и их счастье должно было быть вечным. Первую жену Пастернак в письмах называл русалкой и ангелом.

13.Но из-за того, что первая жена Пастернака не справлялась с домашними делами, перекладывая их на мужа, а писателю так было сложнее реализовывать творческий потенциал, их любовь была разрушена.

14. У Пастернака происходил «роман в письмах» с Мариной Цветаевой. Первую жену Пастернака Евгению сводила с ума его переписка с Мариной Цветаевой. В психиатрических клиниках по несколько раз оказывалась первая жена Бориса Леонидовича.

15. От первого брака Пастернак имел сына Женю. Своего первенца Пастернак назвал именем супруги.

16. Зинаида Нейгауз считалась второй музой писателя. Она напоминала ему мать. Цикл стихотворений «Второе рождение» был посвящен Пастернаком Зинаиде Нейгауз.

17.Зинаида, которая была второй женой Пастернака, считала себя ужасной женщиной. Только через 2 года встреч Пастернак и Зинаида поженились, а до этого из-за квартирного вопроса им приходилось скитаться по углам друзей и товарищей.

18.Второй супруге Пастернак объяснился в любви в поезде в момент обратного пути в Москву. Вторую жену Пастернак увел у своего друга.

19. Во втором браке у Пастернака родился сын Леонид. Они родился в новогоднюю ночь, и назвали его в честь дедушки.

20. Ольга Ивинская, проработавшая в «Новом мире» младшим литературным сотрудником, была третьей музой поэта. Страсть у поэта к Ольге разгорелась в 56 лет.

21.За то, что Ивинская имела связь с Борисом Леонидовичем Пастернаком, ее отправляли в лагерь на срок 5 лет. Третья жена Пастернака Ольга была от него беременна, но в итоге из-за постоянных допросов и нервов потеряла ребенка.

22.Болезнь в конце жизни приковала Пастернака к постели, он не мог передвигаться, и за ним ухаживала жена Ольга. Из-за чувства вины перед третьей женой Пастернак завещал ей гонорары за свои заграничные издания.

Читайте также:
Забавные факты и истории из жизни Эйнштейна

23.Третью жену Ольгу после смерти Пастернака снова арестовали, обвиняя в контрабандистских намерениях.

24.После смерти Пастернака Ивинская смогла выпустить небольшое издание с воспоминаниями о возлюбленном.

25.Поэзией М. Ю. Лермонтова у Пастернака выработалась любовь к Грузии, которая собственное отражение нашла в «Памяти демона».

26. Пастернак был очарован Грузией и ее культурой – он неоднократно ездил туда, переводил стихи грузинских поэтов и черпал в этой стране вдохновение. Он даже называл Грузию своей второй родиной.

27.В 1932 году этим писателем в Москве был организован вечер грузинской поэзии.

28.Пастернак коллекционировал памятки об археологических достижениях Грузии, о культуре и истоках грузинского языка. В 1959 году накануне собственной смерти Борис Леонидович в последний раз посетил Грузию.

29.После окончания Московского университета Борис Пастернак так и не пришел за дипломом. Сегодня этот документ хранится в архивах университета.

30. Писатель совместными усилиями с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым смог создать группировку «умеренных футуристов», которую назвали «Центрифугой».

31.Самым лучшим произведением, по мнению самого Пастернака, считается роман «Доктор Живаго».

32.Над своим знаменитым романом «Доктор Живаго» Пастернак работал долгих 10 лет. Поскольку опубликовать книгу в Советском Союзе было просто нереально, впервые она вышла в Италии.

33. ЦРУ бесплатно раздавало этот роман советским гражданам на Всемирной выставке в Брюсселе. А все потому, что книга, по их мнению, являлась прекрасным инструментом для антисоветской пропаганды.

34.Известно, что МИД Британии финансировал издание «Доктора Живаго» на языке фарси.

35.Впервые роман «Доктор Живаго» экранизировали в 1959 году в Бразилии.

36.После написания романа «Доктор Живаго» писатель окончательно порвал с советской литературой.

37. Советские власти были против присуждения Пастернаку награды Нобелевского комитета – литератора травили и унижали до тех пор, пока он не отказался от премии. Фраза «Не читал, но осуждаю» возникла как раз во время нападок на Пастернака.

38.После того, как в 1958 году Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе, он начал подвергаться серьезным нападкам со стороны советского руководства. По этой причине поэту пришлось отказаться от престижной награды.

39.Деньги, которые бы Пастернак получил за Нобелевскую премию, он планировал передать в Комитет защиты мира, но ему пришлось под давлением отказаться от премии.

40.Нобелевскую премию Пастернаку лично не вручали, а вручили лишь после смерти его сыну.

41. Борис Пастернак состоял в переписке с Мариной Цветаевой. А в годы Великой Отечественной войны он оказывал ее дочери материальную помощь.

42. Борис Леонидович Пастернак, несмотря на свои заслуги в области литературы, у правительства оставался в немилости. За свои произведения он неоднократно подвергался травле, как со стороны коллег, так и со стороны советского руководства.

43. Популярность писатель обрел не только на территории России, но и за границей.

44.В 1984 году власть через суд отобрала у родственников Пастернака его дачу в Переделкино. Она была передана в государство.

45. В 1986 году на даче поэта в Переделкино был образован первый в СССР музей Пастернака.

46. Стихотворение «Никого не будет в доме», написанное поэтом в 1931 году, впервые было озвучено в 1976 году. Зрители его услышали в фильме «Иронии судьбы или с легким паром».

47.Только с начала 90-ых годов творчество Пастернака было введено в школьную программу для изучения.

48.Именем Пастернака в 1980 году был назван астероид.

49.В России в 2015 году были выпущены марки в честь 125 годовщины со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.

50. Борис Пастернак, нобелевский лауреат и обладатель массы других престижных наград в области литературы, по праву считается одним из наиболее выдающихся поэтов XX века.

ПАМЯТНИК БОРИСУ ПАСТЕРНАКУ В ПЕРМИ

100 интересных фактов из биографии Пастернака Б.Л.

Великий писатель, публицист и поэт Борис Леонидович Пастернак жизнь прожил долгую, но мало после себя оставил. Много времени на творчество он тратить не мог. Это и повлияло на количество изданий, которые у него были. Есть также и малоизвестная сторона жизни поэта – его личная жизнь.

1.Родители Бориса Леонидовича были известными деятелями искусства: папа – академиком живописи, а мама – пианисткой.

2.У отца Пастернака было 2 имени: Исаак и Абрам.

3.Маме Пастернака пришлось отказаться от карьеры пианистки, потому что она занималась воспитание 4 детишек.

Читайте также:
15 интересных фактов об Игоре Северянине

4.Часто в гостях семьи Пастернака бывали Рахманинов, Левитан и Серов.

5.Из-за влияния матери до 6-летнего возраста Борис Пастернак себя считал музыкантом.

6.Борисом Пастернаком было написано 2 прелюдии и соната си минор для фортепиано.

7.Папа Пастернака относился со строгостью к детям. Когда Борис вырос, отец ему даже не помогал материально, считая, что сын взрослый и сам способен себя обеспечить.

8.Первый сборник стихов Бориса Леонидовича Пастернака вышел в свет в 1914 году.

9.На протяжении 2 лет своей жизни Пастернаку пришлось служить преподавателем в богатой семье.

10.Родители Пастернака, не принимая советскую власть, переехали жить в Берлин, а поэт мог с ними только переписываться.

11.Художница Евгения Лурье стала первой супругой Бориса Леонидовича Пастернака, и их счастье должно было быть вечным.

12.Из-за того, что первая жена Пастернака не справлялась с домашними делами, перекладывая их на мужа, а писателю так было сложнее реализовывать творческий потенциал, их любовь была разрушена.

13.Зинаида Нейгауз считалась второй музой писателя. Она напоминала ему мать.

14.Цикл стихотворений «Второе рождение» был посвящен Пастернаком Зинаиде Нейгауз.

15.Ольга Ивинская, проработавшая в «Новом мире» младшим литературным сотрудником, была третьей музой поэта.

16.Страсть у поэта к Ольге разгорелась в 56 лет.

17.За то, что Ивинская имела связь с Борисом Леонидовичем Пастернаком, ее отправили в лагерь на срок 5 лет.

18.Самым лучшим произведением Пастернака по мнению самого автора является «Доктор Живаго».

19.В 8-летнем возрасте будущий поэт упал с лошади и ему повезло, что пострадала только нога. Он мог умереть.

20.В воспитании Пастернака мать его баловала, а отец настаивал на самостоятельности.

21.У Пастернака происходил «роман в письмах» с Мариной Цветаевой.

22.На протяжении 6 лет своей жизни Борис Леонидович Пастернак познавал азы музыки.

23.Пастернак также увлекался философией.

24.Благодаря поэзии М.Ю. Лермонтова у Пастернака выработалась любовь к Грузии, которая собственное отражение нашла в «Памяти демона».

25.Пастернак коллекционировал памятки об археологических достижениях Грузии, о культуре и истоках грузинского языка.

26.В 1959 году накануне собственной смерти Борис Леонидович в последний раз посетил Грузию.

27.После написания романа «Доктор Живаго» писатель окончательно порвал с советской литературой.

28.Впервые роман «Доктор Живаго» экранизировали в 1959 году в Бразилии.

29.Именем Пастернака в 1980 году был назван астероид.

30.Стихотворение «Никого не будет в доме», написанное поэтом в 1931 году, впервые было озвучено в 1976 году. Зрители его услышали в фильме «Иронии судьбы или с легким паром».

31.Только с начала 90-х годов творчество Пастернака было введено в школьную программу для изучения.

32.В России в 2015 году были выпущены марки в честь 125 годовщины со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.

33.Пастернак родился в еврейской семье.

34.Пастернак падал с лошади в праздник Преображения Господнего.

35.Активную роль Борис Леонидович занимал в жизни своей подруги Анны Ахматовой и ее семьи.

36.Борис Леонидович Пастернак несмотря на свои заслуги в области литературы у правительства оставался в немилости.

37.В 1984 году власть через суд отобрала у родственников Пастернака его дачу в Переделкино. Она была передана в собственность государству.

38.Перед тем как умереть, Пастернак успел исповедаться у священника.

39.Умер Борис Леонидович Пастернак в возрасте 71 года.

40.От первого брака у Пастернака был сын Женя.

41.Борис Леонидович стал известен в качестве переводчика ничуть не меньше, чем в качестве поэта.

42.Переводы Пастернака входят в золотой фонд зарубежной литературы.

43.В маленьких стихотворениях этого писателя заложен большой философский смысл.

44.Первую жену Пастернака Евгению сводила с ума его переписка с Мариной Цветаевой.

45.Во втором браке у Пастернака был сын Леонид.

46.Вторая жена Пастернака Ольга была его неофициальным секретарем.

47.Борис Леонидович Пастернак за всю свою жизнь сотрудничал с лучшими московскими издательствами.

48.Родители Пастернака считались приверженцами иудаизма, а их сын позднее стал христианином.

49.Во времена Великой Отечественной войны Пастернак мечтал попасть на фронт, но из-за наличия травмы детства врачи ему отказали в этом.

50.Никогда своих жен Пастернак не предавал.

51.В семье будущий поэт был первенцем, а уже после него родилось еще трое детишек.

52.В детские годы большим авторитетом был для Пастернака Скрябин.

53.Сергею Есенину не нравилось творчество Бориса Леонидовича Пастернака, а поэтому на почве разногласий у них произошла драка.

Читайте также:
20 интересных фактов о Степане Разине

54.Когда Пастернак в 1935 году поехал на Международный конгресс писателей в Париж, у него там случился нервный срыв.

55.Борис Леонидович Пастернак в 1935 году отправлял Сталину книгу с переводами лирики грузинских писателей в знак благодарности за освобождение мужа и сына Ахматовой.

56.Переводы для Пастернака были самодостаточными произведениями.

57.В конце жизни Пастернака мучила болезнь, связанная с метастазами желудка.

58.Писателя обвиняли в пользу английской разведки в шпионаже.

59.Нобелевскую премию Пастернаку лично не вручали, а вручили лишь после смерти его сыну.

60.Пастернака считают одновременно и бунтовщиком, и любителем «плыть по течению».

61.Популярность писатель обрел не только на территории России, но и за границей.

62.Пастернак обучался в той же гимназии, что и Маяковский.

63.Бориса Леонидовича Пастернака пытались объявить «лучшим советским поэтом».

64.Пастернак считался также автором книжных иллюстраций.

65.За годы жизни Пастернак начинал даже заниматься бизнесом. Для этого он открыл в Перми содовый заводик, но потерпел поражение в этом деле.

66.Иосиф Сталин благосклонно относился к этому поэту.

67.Умер Борис Леонидович Пастернак от рака легких.

68.Первую жену Пастернак в письмах называл русалкой и ангелом.

69.Второй супруге Пастернак объяснился в любви в поезде в момент обратного пути в Москву.

70.Зинаида, которая была второй женой Пастернака, себя считала ужасной женщиной.

71.Только через 2 года встреч Пастернак и Зинаида поженились, а до этого из-за квартирного вопроса им приходилось скитаться по углам друзей и товарищей.

72.Сын Пастернака Леонид родился в новогоднюю ночь и назвали его в честь дедушки.

73.Третья жена Пастернака Ольга была от него беременна, но в итоге из-за постоянных допросов и нервов потеряла ребенка.

74.В конце жизни Пастернак не мог передвигаться и за ним ухаживала жена Ольга.

75.В психиатрических клиниках по несколько раз оказывалась первая жена Бориса Леонидовича.

76.Третью жену Ольгу после смерти Пастернака снова арестовали, обвиняя в контрабандистских намерениях.

77.Похоронен писатель на Переделкинском кладбище.

78.Памятник могилы Пастернака был создан Саррой Лебедевой.

79.Мама Бориса Леонидовича Пастернака обучалась у А. Рубинштейна.

80.Способность жить одним искусством Борис взял себе от матери.

81.Писатель совместными усилиями с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым смог создать группировку «умеренных футуристов», которую назвали «Центрифугой».

82.Во время учебы в Марбургском университете Борис Леонидович Пастернак слушал лекции философа Германа Когена.

83.Со своими женщинами Пастернак всегда был заботливым, нежным и терпеливым.

84.Сильным инстинктом самосохранения обладал Борис Леонидович Пастернак.

85.Своего первенца Пастернак назвал именем супруги.

86.Из-за чувства вины перед третьей женой Пастернак завещал ей гонорары за свои заграничные издания.

87.У поэта был инфаркт.

88.После смерти Пастернака Ивинская смогла выпустить небольшое издание с воспоминаниями о возлюбленном.

89.Первой любовью Бориса Леонидовича Пастернака была Ида Высоцкая, которая не ответила взаимностью на его чувства.

90.Вторую жену Пастернак увел у своего друга.

91.Первым сборником Пастернака считается «Близнец в тучах».

92.Борис Леонидович Пастернак переводил произведения Гете, Китса, Шелли, Петефи, Верлена.

93.Пастернак был студентом историко-философского факультета в Московском университете.

94.В 1960 году наступила смерть поэта.

95.Деньги, которые бы Пастернак получил за Нобелевскую премию, он планировал передать в Комитет защиты мира, но ему пришлось под давлением отказаться от премии.

96.Пьеса «Слепая красавица», над которой писатель работал, осталась незавершенной.

97.Многим людям Пастернак помогал материально. В этот список входила и дочь Марины Цветаевой.

98.В 1932 году этим писателем в Москве был организован вечер грузинской поэзии.

99.На протяжении 10 лет своей жизни создавался роман Пастернака «Доктор Живаго».

100.Болезнь в конце жизни приковала Пастернака к постели.

25 интересных фактов о Пастернаке

  • Писатель появился на свет в очень творческой семье. Отец его был художником, а мать – пианисткой, и именно их воспитанию Борис Леонидович обязан своей тягой к книгам.
  • По окончании гимназии он получил аттестат, в котором он значился, как “Борис Леонидович (он же Исаакович) Пастернак. Просто его родители были евреями, и отец его решил сменить имя. Так что у Бориса Леонидовича было фактически два отчества.
  • Семейство Пастернака поддерживало дружеские отношения со множеством знаменитых писателей, поэтов, художников, музыкантов и композиторов той эпохи. В частности, в их доме бывали Лев Толстой, Михаил Нестеров и Сергей Рахманинов.
  • Когда было Борису Леонидовичу, он всерьёз увлёкся музыкой и решил стать композитором. Музыкальным занятиям он посвятил 6 лет, и до наших дней даже сохранились созданные им соната для фортепиано и две прелюдии.
  • В детстве он неудачно упал с лошади, сломав себе ногу, которая в итоге срослась неправильно. Это привело к тому, что до конца жизни Пастернак хромал. Не очень сильно, но он всё равно этого стеснялся.
Читайте также:
25 интересных фактов о Валерии Брюсове

25 фактов о Чингизе Айтматове

20 интересных фактов о Цицероне
  • В пятнадцатилетнем возрасте он, будучи на улице, случайно столкнулся с толпой митингующих, которых гнали казаки. Ему тогда досталось нагайками – казаки, не разбираясь, лупили всех подряд. Позднее Борис Пастернак описал этот случай в одной из своих книг.
  • За пять лет до революции Пастернак окончил Московский университет, старейшее учебное заведение в Российской империи. При этом он так и не явился за дипломом, так что его диплом до сих пор хранится в архиве МГУ.
  • Точно не известно, когда именно Борис Леонидович начал писать свои первые литературные произведения. Но первая его публикация состоялась в 1913 году, когда ему было 23 года.
  • Пастернак был лично знаком с Владимиром Маяковским, и довольно близко. Правда, крепкой дружбы у них не сложилось, хотя личность этого поэта оказала на него определённое влияние.
  • Сразу после революции семья Бориса Леонидовича переехала в Германию под предлогом лечения, а спустя ещё два десятка лет, когда там усилились антисемитские настроения, перебралась в Лондон. Однако, Пастернак остался жить в СССР.
  • В Советском Союзе его творчество официально признавалось и допускалось к печати в течение очень короткого периода времени, на рубеже 20-х и 30-х годов XX века. Всё остальное время он писал “в стол”, зная, что в СССР всё написанное им никогда не опубликуют.
  • Вершиной творчестве Пастернака, как прозаика, является роман “Доктор Живаго”, над которым он работал около 10 лет. Именно после его номинирования на Нобелевскую премию писателя стали травить в СМИ, и тогда же в литературной среде возникла невесёлая шутка – “Пастернака не читал, но осуждаю”.
  • Причиной разногласий Бориса Леонидовича и советских властей стал его неоднозначный взгляд на Октябрьскую революцию и последующие годы. Официальная советская критика крайне негативно воспринимала его произведения, а их издание запрещалось.
  • Пастернак пытался изменить отношение властей к себе разными способами. В 1936 году он даже опубликовал несколько стихов с восхвалениями Сталина, но всё равно получил ответ, что его творчество “не соответствует духу эпохи”.
  • Много лет он состоял в переписке с Анной Ахматовой. Когда её родные, в частности, муж и сын, были арестованы и пребывали в заключении, Борис Пастернак вместе с ней писал письма Сталину с просьбой заступиться за них. Это, как ни странно, помогло.

25 интересных фактов о танцах

50 интересных фактов о вулканах
  • Последние несколько десятков лет жизни Пастернак провёл на даче в подмосковном Переделкино. Там в 1933 году был создан “писательский посёлок”, где в разное время жили многие известные советские литераторы.
  • Фамилия его отца была записана в документах, как “Постернак”, но потом её стали позднее писать через “а”. Вероятнее, всего, в документы при оформлении вкралась ошибка, и он просто не стал её исправлять.
  • “Доктора Живаго” в СССР, разумеется, к печати не допустили, но Пастернаку удалось переправить рукопись за границу, и книга была издана в Италии. Власти европейских стран оценили антисоветский потенциал романа и проспонсировали его перевод на разные языки. Также была организована бесплатная раздача экземпляров “Доктора Живаго” советским туристам, посетившим Всемирную выставку в Брюсселе. А в СССР книга была впервые издана лишь в 1989 году.
  • Памятник на могиле Бориса Пастернака такое количество раз осквернялся, что к сороковой годовщине со дня смерти поэта его пришлось заменить. Вместо оригинального памятника установили его точную копию.
  • Постепенная реабилитация писателя началась в 1965 году, когда были опубликованы некоторые его стихи. Однако, до 1989 года творчество Пастернака не просто не входило в школьную программу, его имя вообще не упоминалось в учебниках.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 27

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: