Иван Крылов – биография, личная жизнь, фото

Биография Крылова

Иван Крылов — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен.

Биография Крылова пользуется большой популярностью на протяжении многих лет, ведь множество его цитат стали популярными крылатыми выражениями.

Обратите внимание, что мы уже рассказывали самые интересные факты из жизни Крылова. Здесь же вы познакомитесь с особенностями его биографии и творчества.

Надеемся, что данный материал будет полезен и интересен не только для школьников 3, 5 или 6 класса, но и для всех любознательных читателей.

Итак, перед вами краткая биография Ивана Крылова.

Краткая биография Крылова

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера.

Отец будущего баснописца, Андрей Крылов, отличился при подавлении пугачевского бунта, но никаких наград не получил.

Переехав в Тверь с супругой и двумя сыновьями, он занял должность председателя магистрата, которая приносила семье крайне скудный доход.

Умер отец Крылова в чине капитана в 1778 г. На тот момент Ивану было всего 9 лет.

Детство и юность

После смерти отца жизнь семьи Крыловых стала еще беднее. Получив в наследие от своего родителя огромный сундук с книгами, Иван с увлечением перечитывал их. Это позволяло ему на время забывать о тяготах жизни.

Возможно Крылов никогда бы не получил образования по причине бедности, если бы не добрые соседи, которые позволили ему слушать уроки домашних учителей преподававших их детям.

Таким образом, Иван Андреевич выучил французский язык.

В прошествии нескольких лет мать Крылова вместе с двумя сыновьями поехала в Санкт-Петербург. Там ей удалось устроить Ивана приказным служителем в казённую палату.

Образование

Читая биографию Крылова нельзя не восхищаться его страстным желанием самосовершенствоваться. Не получив никакого системного образования, он с чрезвычайным упорством изучал разные науки самостоятельно.

Постоянно много читая, он овладел богатейшим русским языком. К тому же, Крылов постоянно вращался среди простых людей и прекрасно знал их быт и манеру выражаться.

В 15-летнем возрасте он написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав ее «Кофейница».

Надо сказать, что это был первый литературный дебют в биографии Крылова. И хоть опера была не очень успешной, язык ее написания был богатым и ярким.

Творчество

Когда Крыловы переехали в Петербург, там в это время появился первый общедоступный театр. Естественно, что творчески одаренный молодой человек сразу же в нем побывал, и даже подружился с некоторыми артистами. Это стало важным событием в его биографии.

Не желая тратить время на казенную службу, Крылов увольняется и целиком погружается в литературную деятельность.

Иван Крылов в молодости

Написав трагедию «Филомела», Иван Андреевич пытался подражать классикам, что было сразу же замечено критиками.

Сюжет и форма произведения были довольно банальными, однако эта неудача не смутила и не остановила молодого писателя.

Далее Крылов написал несколько комедий: «Бешеная семья», «Проказники» и «Сочинитель в прихожей». И хоть в сравнении с «Филомелой» эти вещи были более качественными, ни одно из перечисленных произведений все же не впечатлило читателя.

Первые басни Крылова

Первые басни в биографии Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году.

Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», остались практически не замеченными, так как в них было много сарказма и едкости, но мало мастерства.

Издательство журналов

В 1789 г. Иван Крылов вместе с Рахманиным начал издавать журнал «Почта духов». Однако он не пользовался успехом, в связи с чем его пришлось в том же году закрыть.

Через 3 года с группой единомышленников Крылов издает журнал под названием «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.

Темные пятна биографии

Далее в биографии Крылова наступает темный период. В 1793 г. он неожиданно уезжает из Санкт-Петербурга и прекращает литературную деятельность. Отчего это произошло – доподлинно неизвестно.

Возможно, со стороны властей на него начали оказывать давление, или, как считают некоторые биографы, неудача на литературном поприще толкнула его на поиски счастья в другой деятельности.

Так или иначе, но в это время Крылов почти забросил писательство, и только в 1806 г. возвращается к активной литературной деятельности.

Расцвет творчества и признание

Он пишет уже довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых».

Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель».

В том же 1806 г. Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам».

Общество с большим воодушевлением встречает эти постановки, так как в них Крылов высмеивает Наполеона и французоманию, начавшуюся еще до Отечественной войны 1812 года.

В 1809 г. в биографии Крылова наблюдается серьезный творческий взлёт. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью.

С этих пор Иван Андреевич Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика.

В это же время он возвращается к государственной службе, и сначала поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где он проработал с 1812 по 1841 год.

В этот период биографии Иван Крылов очень изменился. Он стал благодушным и сдержанным. Более того, современники отмечали, что он очень спокоен, ироничен и все больше ленив.

С 1836 г. Крылов уже ничего не пишет, а в 1838 г. литературная общественность торжественно празднует 50-летие творческой деятельности баснописца.

Всего из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, а третьи были просто стихотворными анекдотами.

Множество удивительно точных и метких цитат Крылова стали крылатыми выражениями, вошедшими в разговорную речь и обогатившими русский язык.

Интересен факт, что еще при жизни автора почти 80 тыс. экземпляров сборников его басен разошлись по всем уголкам России. Это был небывалый для того времени успех.

Читайте также:
Анна Астраханцева - биография, семья, фото

Краткая биография Крылова не позволяет во всей полноте передать значение баснописца для русской литературы. Можно лишь сказать, что прижизненную популярность Ивана Андреевича можно сравнить только с популярностью Пушкина, Достоевского, Гоголя и Толстого.

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду.

Казалось бы, что такой человек никак не мог пользоваться вниманием прекрасного пола. Тем не менее, сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.

В 22-летнем возрасте он влюбился в Анну, – дочь священника из Брянского уезда. Однако, несмотря на взаимные чувства со стороны девушки, до свадьбы дело не дошло, так как родные Анны были против брака.

Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать дочь замуж за бедного рифмоплёта они отказались.

Но Анна так тосковала, что родители, наконец, согласились отдать ее за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург.

Получив письмо, Крылов преспокойно ответил, что у него нет денег для того, чтобы приехать в Брянск, и предложил родителям Анны привезти невесту к нему.

Естественно, родные девушки были оскорблены ответом, вследствие чего брак так и не состоялся.

Из биографии Крылова достоверно известно, что к нему были неравнодушны и многие именитые дамы. Например, его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича.

Более того, современники говорили, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна.

И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился как-то появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал императрице руку.

Иван Крылов так никогда и не женился. Официально детей у него тоже не было, хотя современники считали, что дочь его кухарки, Саша, была от него.

Это подтверждается тем, что Крылов отдал её в пансион, а когда кухарка умерла, воспитывал её, как родную дочь, и дал за неё большое приданое. Перед смертью всё своё имущество и права на свои сочинения баснописец завещал мужу Саши.

Смерть Крылова

Умер Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Ему было 75 лет.

Интересен факт, что существовала версия, будто Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания. На самом же деле он умер от двустороннего воспаления лёгких.

Похороны Крылова были пышными. Сам граф Орлов – второй человек в государстве – отстранил одного из студентов и нёс гроб великого баснописца.

В честь Ивана Крылова в России и странах бывшего СССР названо много городов и улиц, а его творчество и биография кратко изучается школьниками 3, 5 и 6 классов.

Биография Крылова: жизнь и творчество баснописца

Биография Крылова поможет осмыслить творческое наследие яркого и самобытного русского сатирика и баснописца. Поучительные произведения писателя пользовались огромным успехом у современников. Крылова сравнивали с Лафонтеном и Эзопом, его стиль стал образцом для баснописцев ХIX века.

Иван Крылов: детство и юность

Биография Ивана Андреевича Крылова — составляющая знакомства школьников с творчеством знаменитого автора «Стрекозы и Муравья», «Квартета», «Слона и Моськи» и др. Жизнеописание писателя объяснит истоки его таланта, причины обращения к комическим жанрам, выбор тем и сюжетов для произведений.

Биография Крылова кратко расскажет о его пути к славе. Остановимся на самых важных моментах:

  • Где и когда родился Крылов?

Ищете ответ на вопрос, где родился Крылов? Появился на свет в 1769 году будущий баснописец в семье офицера царской армии, проживавшей на то время в Москве.

Фото: Википедия: UGC

  • Детство.

Биография Крылова рассказывает о драматических обстоятельствах ранних годов жизни будущего писателя, которые повлияли на становление его личности.

В четырехлетнем возрасте Ивана Крылова перевезли на место службы отца — в Яицкую крепость. Во время пугачевщины сын и жена капитана Крылова едва не стали жертвами взбунтовавшихся казаков: их приговорили к повешению. Марию Алексеевну вместе с малолетним Иваном тайно вывезли из крепости в Оренбург.

Иван Андреевич Крылов не имел полноценного системного образования. Отец вышел в отставку, так и не получив ни чинов, ни наград, служил в магистрате. Денег на хорошее образование для сыновей Ивана и Льва не хватало. Ситуация усугубилась со смертью отца.

Иван пошел служить в канцелярию магистрата Твери. От отца в наследство ему достались книги, хранившиеся в сундуке. Мальчик с упоением их перечитывал. Французский язык Крылов изучал благодаря милости состоятельных соседей: они разрешили Ивану находиться на уроках, которые учителя давали их детям.

Фото: Википедия: UGC

Осваивать науки молодому человеку приходилось самостоятельно и не всегда успешно. Крылова — знаменитого писателя — корили за орфографические ошибки, которые он допускал в текстах.

Иван Крылов: творчество

Начал творить Крылов, годы жизни которого пришлись на эпоху Просвещения, когда русская литература проходила этап становления. На нее оказывала огромное влияние античная традиция и литература эпохи классицизма. Расскажу детальнее, как формировался писатель Крылов:

  • Увлечение драматургией.

Дебют Ивана Крылова состоялся в драматургии: первое произведение «Кофейница» он написал в 15 лет. Остроумие и демократизм произведения отвечали духу времени. Жизнь и творчество Крылова тесно взаимосвязаны. Чтобы начать литературную деятельность, восемнадцатилетний Крылов оставил казенную службу.

В Санкт-Петербурге, куда писатель переехал с семьей, появились общедоступные театры. Это вдохновило молодого драматурга. Они написал в стиле французских классических драм пьесы «Филомела» и «Клеопатра», а также комические оперы «Проказники» и «Бешеная семья».

Эти произведения не пользовались успехом у публики. Однако до конца жизни Крылов продолжал пробовать силы в драматургии.

Известность писателю принесла эпиграмма, напечатанная в журнале «Лекарство от скуки и забот» в 1786 году. Сатира Крылова сделала его известным и популярным. В 1789-м он выпустил журнал «Почта духов», в котором высмеивал общественные пороки, прикрываясь выдуманным сюжетом переписки гномов с волшебником.

Журнал вызвал недовольство правительства и просуществовал 8 месяцев. На смену ему пришел альманах «Меркурий» и «Зритель» — оппонент «Московского журнала», издаваемого Карамзиным. В этот период формировались литературные вкусы Крылова, что вносило разлад в его сатирические выступления. «Зритель» вызвал нарекания публики и властей, поэтому издавался только один год.

Читайте также:
Сергей Бондарчук (младший) - биография и фото

После закрытия журналов Крылов поступил на службу к князю Голицыну (1797–1803). В этот период писатель создал комические пьесы («Подщипа», «Пирог») для домашнего театра вельможи.

Фото: Википедия: UGC

  • Баснописец Крылов.

Увлечение жанром басни Крылов начал с переводов Лафонтена, которые датируются 1805 годом. Знание и художественный подход к народному языку, склонность к насмешке определили новое творческое амплуа Крылова — баснописец.

Им было написано 236 басен, в основе которых переосмысленные сюжеты античных авторов (Эзопа и Федра) и французского баснописца Лафонтена. Произведения Крылова при его жизни были изданы в девяти сборниках. В баснях сатирик высмеивал:

  1. Политические события («Ворона и Курица», «Волк на псарне»).
  2. Негативные проявления в общественной жизни («Сочинитель и Разбойник», «Волк и Ягненок»).
  3. Черты характера и поведения современников — чванство, невоспитанность, мотовство, непрактичность, преклонение перед всем иностранным («Гуси», «Обезьяны», «Воспитание Льва»).

Крылов, биография которого отражает непростой путь к славе, стал знаменитым благодаря острой сатире. Его рукописи показывают, как тщательно он, ленивый и небрежный в повседневной жизни человек, прорабатывал заимствованные у античных баснописцев и Лафонтена сюжеты, как тонко чувствовал слово.

Иван Крылов, биография которого охватывает период правления трех российских государей, сумел избежать опалы, заслужил благосклонность императрицы (читал оригинальные басни в ее кружке при дворе) и удостоился пышного празднования своего пятидесятилетнего юбилея писательской деятельности.

Иван Крылов: личная жизнь и смерть

Кто такой Иван Андреевич Крылов, расскажут факты его личной жизни. Пережитый в детстве голод (во время осады Оренбурга войском Пугачева) сформировал нездоровое отношения писателя к еде. Современники часто высмеивали Крылова за его обжорство.

К моменту смерти автор популярных басен весил 168 кг. Даст представление о том, насколько был тучным Крылов, фото его известных портретов. Однако умер в 1844 году не от остановки сердца, а от пневмонии.

Фото: Википедия: UGC

Помимо чревоугодия, Крылов имел и другие недостатки: играл в карты, иногда над ним брали власть обломовщина — лень и желание покоя. Однако писатель проявлял небывалую энергию, когда речь шла о самообразовании и творчестве:

  • он выучился игре на скрипке;
  • самостоятельно освоил итальянский язык;
  • совершенствовал мастерство, зачитываясь европейскими мастерами слова.

Жизнь Крылова — это жизнь одинокого и глубоко несчастного человека. В юности (в 22 года) он полюбил дочь священника из Брянска Анну. Но состоятельные родители девушки, приходившиеся родственниками Лермонтову, поначалу отказали незавидному жениху.

После дали согласие и ждали приезда жениха из Санкт-Петербурга. Однако тот, сославшись на безденежье, попросил привезти невесту к нему. Это обидело родителей девушки, брак не состоялся.

Фото: Википедия: UGC

Крылов так и не женился, но состоял в связи с кухаркой Феней. Она родила ему дочь Александру. Иван Крылов выучил девочку и оставил ей имущество и права на литературные произведения.

Иван Андреевич Крылов, биография которого раскрывает путь становления литературного дарования писателя, знаменит как искрометный сатирик. Меткий взгляд баснописца подмечал, а острое словцо разоблачало моральные, духовные и социальные проблемы его и не только его века.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Иван Крылов – биография, новости, личная жизнь

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов. Родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве – умер 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г. По возвращении, несмотря долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступил на службу в петербургскую казённую палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперное либретто «Кофейница»; сюжет он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою книгу Брейткопфу, который дал за неё автору книги на 60 рублей (Расина, Мольера и Буало), но не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным. При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал своё либретто, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова – не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают либретто 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным. «Кофейница» задумана, вероятно, ещё в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

Читайте также:
Никита Хрущев - биография, личная жизнь, фото

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время либретто комической оперы «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей», о последней Лобанов, друг и биограф Крылова, говорит: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл». Действительно, в ней, как и в «Бешеной семье», кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», нет никаких достоинств. Любопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошёл в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с либретто французской оперы «L’Infante de Zamora» и надежду, что «Бешеная семья» пойдёт на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

В казённой палате Крылов получал тогда 80-90 рублей в год, но положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет Её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери, и на руках его остался малолетний брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 1787-1788 гг. Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлёсткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я. К. Грота, «Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником».

«Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.

В 1791-96 гг. Крылов жил в доме И. И. Бецкого на Миллионной улице, 1. В 1790 г. он написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» – «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»).

По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским журналом» Карамзина. Главным сотрудником Крылова был А. И. Клушин. «Зритель», имея уже 170 подписчиков, в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий», издаваемый Крыловым и А. И. Клушиным. Так как в это время «Московский журнал» Карамзина прекратил своё существование, редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер.

В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова – «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, то есть человеком, который несёт ермолафию, или чепуху, подразумевается, как заметил Я. К. Грот, преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной деятельности были для него учебными годами, и эта поздняя наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина, причём он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно «Письмо о пользе желаний», оставшееся впрочем, не напечатанным). «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794-1796 гг., известно мало. В 1797 году он встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка, в качестве учителя детей, секретаря и т. п., во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.), и хотя по-прежнему был слаб в орфографии, оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля). Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа» (напечатанную сперва за границей в 1859 году, потом в «Русской старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишённую соли и жизненности пародию на классическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слёзы зрителей. Меланхолия от сельской жизни была такой, что однажды приезжие дамы его застали у пруда совершенно голым, заросшим бородой и с нестриженными ногтями.

Читайте также:
Саладин - биография, правление, факты, фото

В 1801 году князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В том же или в следующем году он написал пьесу «Пирог» (напеч. в VI т. «Сбор. Акд. Наук»; представлена в 1 раз в Петербурге в 1802 г.), лёгкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения со своим начальником, Крылов 26 сентября 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вёл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам и пр. За игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод (с французского языка) двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде. Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму, Крылов, действительно, был как бы создан для басни, но всё же не сразу остановился он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: это «Модная лавка» (окончательно обработана ещё в 1806 г. и в первый раз представлена в Петербурге 27 июля) и «Урок дочкам» (сюжет последней свободно заимствован из «Précieuses ridicules» Мольера; представлена в первый раз в Петербурге 18 июня 1807 года). Объект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный – страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперёд, но характеров нет по-прежнему.

Третья пьеса Крылова: «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз 31 декабря 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесённая таким крайне неромантическим умом.

Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия, и герой ещё не появлялся на сцену) комедия Крылова в стихах: «Лентяй» (напеч. в VI т. «Сборника Акад. Наук»); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в то же время слить её с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи.

Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу изд. 1809 г., ещё сравнивает его с И. И. Дмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена, как «искусного переводчика» царя баснописцев. Крылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он., действительно, «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ»; на этих переводах Крылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с длинным рядом совершенно самостоятельных (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3) и часто поразительно смелых пьес, каковы «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей» и пр. Вся лучшая часть читающей публики тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант; собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки Каченовского («Вестн. Европы» 1812 г., № 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венский конгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольство русского общества действиями союзников Александра I). В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Феодоровны. По вычислению Галахова, на последние 25 лет деятельности Крылова падает только 68 басен, тогда как на первые двенадцать – 140.

В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, под начальство своего прежнего начальника и покровителя А. Н. Оленина; тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а ещё позднее (26 февраля 1834 г.) увеличивается вчетверо, при чём он возвышается в чинах и в должности (с 23 марта 1816 г. он назначен библиотекарем); при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11700 руб. асс. в год.

Читайте также:
Чарли Чаплин - биография, личная жизнь, фото

Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком (по преданию, император Николай I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»). 2 февраля 1838 года в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Иван Андреевич Крылов

Фото Все

Видео Все

Иван Андреевич Крылов

Иван Крылов. “Кто обитает в жилище Твоем?” / Библейский сюжет / Телеканал Культура

“Ваш покорный слуга Иван Крылов”. Авторская программа Вениамина Смехова

Иван Крылов — биография

У каждого народа есть свой великий баснописец, в России им стал Иван Андреевич Крылов. Но кроме этого, он был поэтом, публицистом, издателем. Этот человек поистине сделал себя сам. Бедная семья не могла дать ему образование, ему самому пришлось работать с 14 лет, овдовевшей матери требовалась помощь. Первые литературные опыты Крылова были неудачными, но постоянное самообразование, неустанная работа над литературным языком сделали свое дело. В результате Крылов одарил своих соотечественников двумя сотнями басен, ярких, смешных, высмеивающих человеческие пороки, политических деятелей. Этот человек при жизни стал классиком, его творчество было необыкновенно популярным и не утратило своей востребованности до сих пор.

Детство

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года. Его отец, Андрей Прохорович, был армейским офицером. Жизнь этого человека была нелегкой. Он вырос в степной Оренбургской глубинке, в крепости Яик. Именно здесь через несколько лет вспыхнет пугачевское восстание. Крылов-старший, начавший армейскую службу солдатом, завершил ее в чине капитана. Нетрудно представить, через какую муштру ему пришлось пройти, но он был сильным человеком, и не отчаивался. Он не имел образования, но был грамотным, любил читать. В наследство сыновьям капитан Крылов оставил большой сундук с книгами, накопить другого богатства он не сумел.

Иван Крылов в юности

Крылов-старший участвовал в подавлении восстания Пугачева, проявил себя как мужественный и храбрый воин. Но это не принесло ему заслуженных наград и чинов. Его семья перебралась в Тверь, где Крылов устроился на службу в уголовном ведомстве. Жалование было недостаточным, семья, в которой росло двое сыновей – Ваня и его младший брат, едва сводила концы с концами. Когда в 1778 году отец скончался, старшему сыну было 9 лет. Жить стало абсолютно нечем, семейство постепенно скатывалось в полную нищету.

У осиротевших Крыловых был благодетель, богатый вельможа Львов. Этот человек позволил Ване присутствовать на домашних уроках, которые давали его детям приглашенные учителя. Так Ваня выучил французский язык, познакомился с естественными науками.

Юношу взяли на службу в губернский магистрат, где раньше работал его отец, на должность подканцеляриста. Жалование было мизерным, но позволяло семье держаться на плаву. Когда старшему сыну исполнилось 14 лет, матушка собрала своих сыновей и отправилась в Петербург. Ей нужно было добиться пенсии за умершего супруга, выхлопотать приличное место службы для старшего сына. Через некоторое время Иван получил должность приказного служителя казенной палаты.

Молодой человек, не получивший никакого системного образования, всю жизнь стремился к знаниям. Он занимался самообразованием, много читал, самостоятельно освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, знал четыре языка – французский, итальянский, немецкий, греческий, изучил математику. В пятнадцать лет он пробует писать. Ему нравится юмор, сатира, комедия, и вовсе не потому, что он был насмешником. Иван справедливо полагал, что эти литературные жанры помогают человеку стать лучше, корректируют его поведение.

Юноша пишет комическую оперу под названием «Кофейница». Его первое произведение было слабым, невыразительным, но даже здесь язык будущего баснописца поражает своим богатством и яркостью.

Крылов с детских лет внимательно прислушивался к языку простого народа, любил бывать на ярмарках, отлично знал быт, нравы простых людей. Ему нравились народные праздники и развлечения, Крылов и сам нередко принимал участие в уличных боях. Детство, проведенное в бедности, дало возможность Ивану исподволь изучать народную жизнь, и эти глубокие знания очень пригодились будущему баснописцу.

Творчество

В эти же годы в Санкт-Петербурге появился общедоступный театр. Иван Андреевич, всегда тянувшийся к искусству, не мог пропустить такую новинку. Он увлекся театром, познакомился с некоторыми актерами, стал жить интересами нового храма искусства. Скучная служба в канцелярии стала казаться ему невыносимой, он решил выйти в отставку, вплотную заняться тем, к чему лежала его душа – литературной деятельностью. В этот период ему было только восемнадцать лет.

Портрет Ивана Крылова

Он пишет свою первую трагедию, назвав ее «Филомела». В ней чувствуется талант, свободомыслие автора, но само произведение было обычным подражанием классикам. Первый неудачный опыт не останавливает юного литератора. Он решил перейти к комедиям, но и эти сочинения — «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» выглядят бледно и неубедительно. Однако по сравнению с «Филомелой», комедии показывают прогресс в уровне мастерства Крылова.

Крылов оттачивает свои литературные способности в баснях. Новые произведения появляются в печати без имени автора в журнале «Утренние часы». Молодому баснописцу только 19 лет, три его творения «Новопожалованный осел», «Стыдливый игрок», «Судьба игроков» остались почти незамеченными как читателями, так и критиками. Они отличались большой едкостью, сарказмом и не блещут литературным мастерством.

Журнал Ивана Крылова «Почта духов»

В 20-летнем возрасте Иван Крылов становится издателем, вместе с Рахманиным они выпускают журнал «Почта духов». Молодой издатель горит желанием добиться успеха, он мечтает сильную сатиру, которой отличались новиковские журналы. Однако издание не стало популярным, в этом же году его пришлось закрыть. Иван Андреевич не падает духом, через три года он в компании единомышленников создает журнал «Зритель». Еще через год появляется новый журнал – «Санкт-Петербургский Меркурий».

Читайте также:
Василий Уткин - биография, личная жизнь, фото

На страницах этих журналов Крылов печатает свою прозу, самой интересной из них была повесть «Каиб», статья «Похвальная речь моему дедушке». Последнее произведение представляет собой публицистику, направленную против самодуров-помещиков. Для своего времени эта статья была достаточно смелой. Через некоторое время Иван Андреевич покинул Петербург, о его жизни за пределами столицы было известно очень мало.

Ходили слухи, что издатель попал в немилость из-за комедии «Бешеная семья», в которой Екатерина II увидела насмешку над царским семейством. Некоторые современники утверждали, что в это время баснописец сильно увлекся карточной игрой. Другие уверяли, что литератор скрывался от общества из-за писательских неудач. Сам Крылов не распространялся о причинах своего отъезда. Возможно, он занимался самообразованием, поскольку после периода отшельничества литературный уровень его произведений стал гораздо выше.

Когда литератору было 27 лет, он вернулся в Петербург, вновь стал писать. Сначала появились талантливые переводы басен Лафонтена – «Разборчивая невеста», «Дуб и трость», «Старик и трое молодых». Журнал «Московский зритель» печатает переводы, сопроводив их публикацию лестной рецензией Ивана Дмитриева. В тот же год Крылов поставил свою комедию «Модная лавка», в следующий – «Урок дочкам». Это были злободневные произведения, в которых высмеивалось преклонение перед всем французским. На фоне захватнических наполеоновских войн русское общество переживало подъем патриотизма, и встречало эти басни с большим воодушевлением.

Через три года Иван Крылов переживает настоящий творческий взлет. Был издан первый сборник его басен, куда вошло 23 произведения, в том числе «Слон и Моська». Эта книга пользуется огромной популярностью во всех слоях общества, ведь литератор пишет языком, понятным для всех. Читатели с нетерпением ждут его новые произведения. У талантливого литератора наконец-то наступает период везения. Он возвращается на государственную службу, занимает солидную должность в Монетном департаменте. Через два года Крылов переходит на службу в Императорскую публичную библиотеку, где он будет работать почти 30 лет, с 1812 по 1841 год.

Его друзья отмечают, что в период расцвета своей славы Крылов стал очень спокойным и благодушным. Он ироничен и ленив, этот человек достиг успеха, и теперь может почивать на лаврах. С 1836 года литератор уже не пишет, кажется, что его покинуло вдохновение. В 1938 году литературная общественность Российской империи торжественно отмечала полувековой юбилей творческой деятельности Ивана Андреевича.

За это время он написал более 200 басен. Их темы различны, баснописец критиковал русскую действительность, человеческие пороки, либо рассказывал читателям литературные анекдоты. Многие его басни были разобраны на цитаты, обогатившие русский язык. Их читали в каждой семье, около 80 тысяч сборников басен были проданы еще при жизни писателя. Это был необыкновенный успех, поставивший баснописца в один ряд с Пушкиным и Гоголем. Начав свою жизнь в бедной семье, не имевшей средств для образования детей, Крылов стал академиком Петербургской академии наук, получил чин статского советника.

Личная жизнь

Современники посмеивались над баснописцем, слагая легенды о феноменальной рассеянности, неряшливости, неутолимом аппетите Крылова. Он совершенно не замечал собственной оплошности, мог пользоваться ночным чепчиком вместо носового платка, потому что по рассеянности путал эти мелкие вещицы. Его нельзя было назвать франтом, или даже просто опрятным человеком. Но женщины любили этого человека, хотя он скончался холостяком.

Иван Крылов и императрица Мария Федоровна

Когда Ивану Андреевичу было 22 года, он влюбился в дочь священника Анну, жившую в Брянском уезде. Любовь была взаимной, но состоятельные родители не пожелали отдать дочь за нищего литератора. Анна так страдала, что родители согласились на брак, известив Крылова об этом телеграммой. Жених попросил привезти Анну к нему в Петербург, поскольку у него не было средств на поездку в Брянск. Возмущенные родители ответили отказам, свадьба не состоялась.

К неряшливому, сумасбродному баснописцу проявляли интерес знатные дамы. Его любила балерина, которая долгое время состояла на содержании у великого князя Константина Павловича.

Но Крылов ответил даме, что он не чувствует себя пригодным к браку. Императрица Мария Федоровна тоже испытывала симпатию к обаятельному толстяку. А он появлялся перед монаршей особой в дырявом сапоге, ухитрялся чихать, когда целовал ей руку.

Ходили упорные слухи, что у Крылова есть сожительница, служанка Феня, которая родила от баснописца дочь Александру. Когда служанка умерла, девочка осталась жить у Крылова. Баснописец собрал для девушки большое приданое, Александра вышла замуж, родила двоих детей. Крылов замечательно относился к малышам, нянчил их. Все свое имущество великий баснописец переписал на имя мужа Александры. Именно эти люди – Александра, ее дети и муж были с баснописцем в последние минуты его жизни.

Причина смерти

Баснописец скончался 21 ноября 1844 года от двустороннего воспаления легких в доме Александры. Его прах погребен на Тихвинском кладбище.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Николай Чернышевский

Биография

Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.

Портрет Николая Чернышевского

Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.

Детство и юность

Николай родился в Саратове 12 (24) июля 1828 года. Его отец Гаврила Чернышевский был священником и для тех лет весьма образованным человеком, стремившимся обеспечить своим детям достойное будущее. Детство маленький Коля провел над книгами. Начитанность и кругозор мальчика поражали не только сверстников, но и взрослых друзей отца.

Николай Чернышевский в молодости

В 1842 году младший Чернышевский поступил в духовную семинарию. Качество преподавания в учебном заведении его не устроило, и юноша восполнял его с помощью самообразования, изучая географию, словесность, грамматику и языки. Проучившись 4 года в семинарии, Николай подал документы в Петербургский университет на факультет истории и филологии.

Читайте также:
Уильям Тиндейл - биография, факты, фото

Литературная деятельность и книги

Во время студенчества мировоззрение будущего революционера сложилось окончательно. Он стал сознательно готовить себя к просветительской работе и начал писать художественные произведения. Несмотря на то, что Николай ранее учился в духовном учебном заведении и вообще был выходцем из религиозной семьи, доктрину официального православия он решительно отверг.

Книги Николая Чернышевского

Через 2 года Чернышевский вместе с молодой женой вернулся в Петербург. Ему предложили место учителя в кадетском корпусе, и он с удовольствием согласился, увидев в этом возможность пропаганды своих идей. Учителем Николай Гаврилович был неплохим, хоть и чересчур лояльным, но с коллегами отношения у него не заладились: после одного особенно громкого скандала педагог уволился.

В 1853 году Чернышевский стал публиковаться в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях». Начав с коротких заметок, он постепенно перешел к программным статьям. Через год автор перешел в «Современник». Несмотря на революционные взгляды, Николай Гаврилович все же не хотел превращать издание в трибуну опасных для того времени идей и на этой почве поругался с либеральными литераторами Анненковым, Дружининым, Тургеневым и Боткиным.

Философские и политические взгляды

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове

Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого: А. С. Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь 3 года спустя, когда Норова на посту сменил Е. П. Ковалевский.

В это же время писатель возглавил журнал «Военный сборник». Его привлечение к редактированию издания было не случайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность, ведь, по замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен. Там Чернышевский познакомился с Огаревым и Герценом. Вместе они стали родоначальниками народничества и основали тайное общество «Земля и воля».

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и над ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Долгоруковым). Кроме того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.

Николай Чернышевский

Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Николая Гавриловича арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского – якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николаю Гавриловичу предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие по делу революционера длилось 1,5 года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло.

Николай Чернышевский в тюрьме

Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.

Памятник Николаю Чернышевскому в Санкт-Петербурге

Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через 10 лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов Чернышевский в итоге вернулся не скоро.

В конце концов, друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, и накалять обстановку не хотелось.

Личная жизнь

Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.

Ольга Сократовна Чернышевская

При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.

Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

Николай Чернышевский и его жена Ольга

Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».

Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.

Читайте также:
Уинстон Черчилль - биография, личная жизнь, фото

Николай Чернышевский на смертном одре

Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.

К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.

Смерть

Благодаря хлопотам родни Чернышевский в июне 1889 года вернулся в Саратов, однако спокойно дожить свои дни в родном городе ему было не суждено. Каторжный труд сломил его здоровье, и в 55 лет писатель был немощным стариком.

Могила Николая Чернышевского

Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

Интересные факты

  • В романе «Что делать?» упоминается алюминий, названный «металлом будущего». В то время он использовался мало, но прогноз Чернышевского относительно его широкого применения в промышленности действительно сбылся.
  • В детстве друзья дразнили писателя библиографом, а приятели юности звали пожирателем книг – настолько неутолимой была его жажда знаний.

Роман Николая Чернышевского «Что делать?» (первое и современное издания)

  • В советское время роман «Что делать?» стал необычайно популярным из-за положительных отзывов Ленина.
  • Любовь к жене Чернышевский сохранил на всю жизнь и не прекращал думать о ней даже в самые тяжелые каторжные годы. Сберегая копейки из скудного заработка, он сумел купить ей роскошный лисий мех и переправить подарок в Петербург.

Цитаты

Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.

Право жить и быть счастливым — пустой признак для человека, не имеющего средств к тому.

Характер человека больше всего выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.

Человек именно тогда производит истинный эффект, когда и не думает об эффектах.

Николай Чернышевский: биография, семья, творчество писателя

  • 3 Ноября, 2019
  • Искусство
  • Просто журналюга

С известным писателем, автором романа «Что делать?» Николаем Гавриловичем Чернышевским, знаком каждый школьник. В советской литературе публицист также обрел славу в качестве философа, революционера и борца за лучшее будущее. Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Чернышевского Николая Гавриловича.

Ранние годы писателя

Публицист родом из Саратова. Появился на свет 24 июля в 1828 году. Отец – священник, поэтому в течение трех лет он получал знания в семинарии. Несмотря на это, молодой человек не стал сторонником и последователем православия, а, наоборот, вступил в ряды его противников, отрекся от религии и всевозможных порядков.

Начиная с 1846 года писатель в течение четырех лет получал образование в университете Петербурга. Помимо русской литературы, изучал Чернышевский биографии и деятельность известных историков Франции, которые совершили научный переворот. Также в ранние годы писатель увлекался западной философией, повлиявшей на его мировоззрение в будущем. На Николая Чернышевского также сильно повлияли работы Г. Гегеля, Ш. Фурье, А. Герцена и В. Белинского. Среди литераторов он высоко оценивал А. Пушкина, Н. Гоголя и особенно Н. Некрасова.

Во время обучения писатель стал фурьеристом, и этого направления утопического социализма придерживался всю жизнь. В краткой биографии Николая Чернышевского достаточно сложно уместить все интересы писателя, он был довольно разносторонним человеком.

Окончив университет со званием кандидата, Николай Гаврилович Чернышевский уехал в город Саратов, где устроился учителем русского языка в гимназии. Начальство отрицательно относилось к его революционным взглядам и бунтарским настроениям. Ситуацию усугубляло и то, что своими взглядами и настроениями писатель делился с учениками.

Семейная жизнь писателя

В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. Вот интересный факт в биографии Николая Чернышевского: свадьба состоялась вопреки родительской воле. Писатель даже не выдержал траурный срок после смерти матери.

Новоиспеченная жена вызывала противоречивые чувства у друзей писателя. Кто-то считал ее необыкновенной и необычайно доброй, а кто-то осуждал. Публицист придерживался в своей семье равенства и позволял делать жене абсолютно все, в том числе и изменять. Такие отношения не вызывали одобрения в обществе. Кроме того, они повлекли за собой последствия – некоторые семьи стали жить в таком же формате. Такой опыт семейной жизни отразил в своем романе «Что делать?» Николай Гаврилович Чернышевский.

После заключения брака семья Чернышевских отправились в Петербург, где писатель начал свою творческую карьеру. Но вначале он все же попытался поработать преподавателем русского языка. Николай Чернышевский был настолько сильно поглощен своими идеями, что пустил все обучение молодого поколения на самотек, что повлекло за собой конфликты и увольнение.

В биографии Чернышевского к самым главным моментам в его жизни можно отнести рождение детей. У писателя в браке родилось два сына.

Эстетические воззрения писателя

Свою литературную деятельность Николай Чернышевский начал с коротких статей. Писатель устроился в «Современник», после того как стал знаком с Некрасовым. На протяжении нескольких лет находился в числе его руководителей.

В 1855 году писатель защищал диссертационную работу для получения звания магистра. Период получения образования, как часть биографии Чернышевского, интересен тем, что работу его приняли, но степень не дали ввиду отсутствия основных требований. Ученая среда восприняла диссертацию писателя как бред, а чиновники восприняли за попытку революционного выступления. Но, несмотря на это, отвергнутые труды все же нашли своего читателя – либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Чернышевского подвергали критике, не принимали его рассуждения и подход к проблеме. Спустя почти четыре года диссертацию публициста все-таки утвердили.

Свои идеи Николай Чернышевский продолжил развивать в очерках и публиковать их в журнале «Современник». Либерально-демократическая общественность, а также писатели встретили работы автора положительно. Его статьи отмечались как интересные, полемичные и живые.

Читайте также:
Михаил Тухачевский - биография, факты, фото

Работа в «Современнике»

Творческий этап Николая Чернышевского в «Современнике» пришелся на середину 19-го века. Это время характеризовалось стремительными изменениями в политике. Россия была в преддверии важных перемен. Редакция журнала не осталась равнодушной к происходящему.

В 50-60-х годах писатель издается очень много. Также много он конфликтовал с властями. Описать кратко самые главные в биографии Чернышевского политические интриги, в которых он принимал участие, довольно сложно. Он использовал любой удобный повод, чтобы продемонстрировать свое мнение. За счет этого публицистический отдел Николая Чернышевского выдвинулся на лидирующие позиции, оттеснив на задворки художественный отдел. Постепенно «Современник» стал представлять интересы революционеров. Многие писатели-дворяне перестали работать с редакцией, т. к. почувствовали себя некомфортно. «Современник» привлекал читателей именно острыми и полемичными статьями Чернышевского. Аудитория журнала в эти годы значительно увеличилась, как и его прибыль.

Влияние на общество

Творчество Чернышевского повлияло на общественность, а также повлекло за собой увеличение числа нигилистов. В тот период времени нельзя было открыто обсуждать революционные идеи на страницах «Современника», даже в либеральной атмосфере 50-х годов. По этой причине Чернышевский использовал много хитрых методов обмана цензуры. Почти по каждой теме, которой он занимался, он старался прямо или косвенно связать все с идеями о революции.

Читатели были чрезвычайно заинтересованы в таком чтении, поэтому кумиром молодежи стал именно Чернышевский. Подход и манера писателя быстро завоевали аудиторию.

Борьба с властью

1860-е годы ознаменовались появлением различных организаций, борющихся во имя народа. В итоге стали появляться жестокие прокламации, призывающие к свержению имеющейся системы. Чернышевский в этот период времени был источником идейного вдохновения и консультантом кружка «Земля и свобода». В этот период биографии Чернышевский становится объектом тайного наблюдения полиции.

Ситуация в Петербурге и по всей стране стала очень тяжелой. В 1862 году в городе вспыхнули пожары, стали появляться слухи, что к этому причастны нигилисты. По этой причине работа журнала «Современник», считавшегося источником всех революционных взглядов, была остановлена.

Арест

Почти сразу после закрытия журнала власти перехватили письмо, написанное находившимся в эмиграции А. Герценом. Узнав о том, что «Современник» прекратил свою деятельность, публицист написал одному из сотрудников – Н. Серно-Соловьевичу – предложение печататься за рубежом. Данное письмо использовалось в качестве повода для ареста Чернышевского и Серно-Соловьевича. Они были отправлены в Петропавловскую крепость. Однако не было обнаружено каких-либо других доказательств, подтверждающих тесную связь между «Современником» и политическими эмигрантами. В итоге Николая Чернышевского обвинили только в написании прокламации. Однако и в настоящее время ученые не пришли к единому мнению – Николай Чернышевский является автором данного революционного обращения или нет.

1864 год стал началом темного периода в биографии Чернышевского. Писателя признали виновным. Его осудили на семь лет и отправили в Сибирь до конца своих дней. Над ним совершили гражданскую казнь – поставили на площадь с доской на груди, где было написано «государственный преступник». В течение нескольких часов писатель простоял возле столба, прикованный к нему цепями.

Роман «Что делать?»

Говоря о биографии Чернышевского Н. Г., нельзя промолчать о его самом главном творении. В момент ведения следствия и нахождения в ссылке Николай Чернышевский написал роман «Что делать?». Автор, политический заключенный, решил выразить свои идеи в форме фантастики, а не в публицистической.

По мнению автора, занимательное и авантюрное начало романа должно было не только привлечь внимание аудитории, но и пошатнуть цензуру. В 1863 году роман частично передавался в следствие по делу Николая Чернышевского. Как и ожидал автор, комиссия в рукописи рассмотрела только любовную линию и дала позволение на печать. Цензор журнала, удивленный таким решением, даже без изучения передал роман Н. А. Некрасову без единой поправки. Вскоре оплошность заметили. К Чернышевскому Н. Г. вновь было приковано внимание. Ответственный цензор Бекетов был снят с должности, но было уже поздно.

Роман «Что делать?» появился в журнале «Современник» в 1863 году в № 3-5. Как только цензура спохватилась, номера попали под запрет. Но изъять весь тираж было уже невозможно. Самое главное и трагическое последствие романа – многочисленная молодежь того времени решила примкнуть к революционерам. Царская власть была враждебно настроена к молодому поколению, которое получало воспитание на романе Николая Чернышевского.

Роман Чернышевского Николая Гавриловича «Что делать?» не теряет своей актуальности по настоящее время.

Ссылка

Чернышевский Николай Гаврилович почти не принимал участие в различных движениях общественности в течение следующих нескольких десятков лет. Ссылку писатель отбывал вначале на рудниках на границе с Монголией, а затем был переведен на Александровский завод.

Супруга Чернышевского, Ольга Сократовна, не пошла за ним, как это сделали многие жены декабристов. Она продолжила жить в Санкт-Петербурге вместе с детьми. Из-за этого многие друзья писателя считали, что супруга писателя совершенно его не любит.

Во время ссылки писатель жил довольно неплохо. Ему принадлежал отдельный домик, он занимался каторжными работами, а Ольга Сократовна и Н. Некрасов постоянно передавали ему деньги. Царская власть была милосердна к Николаю Гавриловичу Чернышевскому, поэтому в Сибири писатель продолжал творить. Спектакли, устраивавшиеся на заводе, проводились по сценарию публициста.

Встреча с семьей

Если описывать этот период биографии Чернышевского кратко, самое светлое в нем – воссоединение с семьей. В конце 80-х годов супруги встретились после разлуки длиной в 20 лет. Жена писателя оказала ему большую поддержку и помощь в качестве библиографа. Несмотря на то что дети Чернышевского не помнили своего отца из-за длительной ссылки, их мать привила им уважение к родителю. Сыновья автора романа «Что делать?» потратили много сил, чтобы создать в Саратове дом-музей Чернышевского, который существует там до сих пор.

В революционных кругах и на студенческих сходках Чернышевский был настоящим героем, без упоминания которого не обходилось ни одно собрание.

Последний этап жизни: освобождение и смерть

По окончании каторги писателю должны были предоставить право выбрать место для дальнейшего проживания, но начальник жандармов решил отправить его в Вилюйск. Суровый климат способствовал ухудшению здоровья Чернышевского.

Революционеры неоднократно пытались освободить своего предводителя. Многие попытки остались нереализованными ввиду столкновения с властью. Вот еще один интересный факт в биографии Чернышевского Николая Гавриловича: в 1874 году писатель мог просить о помиловании, но он отказался.

Читайте также:
Опра Уинфри - биография, личная жизнь, фото

В 1883 году благодаря графу Д. А. Толстому Николая Чернышевского отправили в Астрахань для дальнейшего проживания. Все это время ему помогал Некрасов. Находясь в ссылке, писатель занимался переводами, писал очерки. Спустя шесть лет ему было разрешено вернуться в родной Саратов, где он и скончался. Причиной смерти Чернышевского стало кровоизлияние в мозг.

Краткая биография Чернышевского Николая Гавриловича, предложенная читателю для ознакомления, дает представление о том, каким умным и удивительным человеком он был.

Биография Чернышевского

Николай Чернышевский – русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Наибольшую популярность ему принесло произведение «Что делать?», заставляющее читателя задуматься над глобальными вопросами жизни.

В биографии Чернышевского много интересных фактов, а сама его жизнь наполнена множеством увлекательных событий, о которых мы вам расскажем.

Итак, перед вами краткая биография Николая Чернышевского.

Краткая биография Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами.

До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком. Интересно, что Чернышевскому с детства нравилась литература (см. интересные факты о литературе).

Все свободное время он посвящал чтению книг, вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям.

В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников.

Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета.

Николай Чернышевский в молодости

В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма.

Стоит заметить, что на студента сильно повлияли члены кружка Иринарха Введенского.

Преподаватель и журналист

В скором времени Николай Гаврилович принялся за написание первых произведений. В 1850 г. он успешно окончил университет, после чего стал работать учителем.

Спустя 3 года он отправляется в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем во Втором кадетском корпусе.

Одновременно с этим Чернышевский начинает печататься в нескольких изданиях. Позже он устраивается в редакционный отдел журнала «Современник».

Работа в «Современнике»

В этот период биографии Николай Чернышевский познакомился с известными литераторами Добролюбовым и Некрасовым, которые так же как и он интересовались революционными идеями.

Литературная деятельность начинающего писателя начала привлекать внимание действующей власти. Чиновники и цензоры боялись того, что он мог вызвать волнение в народе своими революционными речами.

Несмотря на это, через какое-то время Николай Чернышевский стал магистром русской словесности.

Взгляды Чернышевского

В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.

Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.

В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.

Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.

Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.

«Земля и воля»

На протяжении многих лет своей биографии Николай Чернышевский пропагандировал идеи революции, в результате чего стал идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля».

В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.

Объединение «Земля и воля» набирало все большую популярность. В него входили писатели, военнослужащие, деятели культуры и все те, кто стремился к политическим и социальным переменам.

Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.

Арест

Агитационная деятельность Николая Чернышевского не могла долго оставаться незамеченной. Вскоре им заинтересовались агенты тайного сыска.

С 1861 г. прозаик находился под постоянным наблюдением, и уже менее чем через год был посажен в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в составлении порочащей власть прокламации.

«Что делать?»

Во время заключения Чернышевский пытался протестовать против своего ареста. Он неоднократно устраивал голодовки, которые никоим образом не влияли на положение дел.

Именно в этот период биографии он принялся за написание своего знаменитого романа «Что делать?».

Данное произведение было опубликовано в 1863 г. и сразу же вызвало большой интерес у критиков и простых читателей.

Приговор

Изначально Николая Чернышевского приговорили к вечной ссылке, однако позже Император Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) сократил срок до 7 лет.

Годы, проведенные на каторге, серьезно подорвали здоровье опального писателя. Несмотря на все трудности, которые ему пришлось перенести, он смог стойко выстоять во всех испытаниях.

Оказавшись на свободе, Чернышевский до конца своих дней жил в небольших городах. В последние годы он проживал в Астрахани, и лишь накануне смерти ему разрешили вернуться в родной Саратов.

Личная жизнь

Единственной женой в биографии Николая Чернышевского была Ольга Васильева – дочь саратовского доктора. Она была жизнерадостной, энергичной, любящей подвижные игры, весёлой и смелой девушкой.

В этом браке у Чернышевского родилось трое сыновей: Александр, Виктор и Михаил.

Смерть

Николай Гаврилович Чернышевский умер 17 октября 1889 г. в возрасте 61 года. Официальной причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг.

Писатель был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Когда к власти придут большевики во главе с Владимиром Лениным, они будут превозносить Чернышевского и называть его предвестником революции. Его произведения, в том числе и знаменитый роман «Что делать?», будут внесены в обязательную школьную программу СССР.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: