Иван Калита – биография, политика и правление

Иван I Данилович Калита

Фото Все

Видео Все

Час истины – Загадка Ивана Калиты

Возвышение Москвы. Иван Калита. Видеоурок по истории России 6 класс

Иван Калита — биография

Иван I Данилович Калита – князь Московский и Новгородский, великий князь Владимирский. С его приходом к власти началась 41-летняя мирная эпоха, без набегов ордынцев на Залесскую Русь, расширилась территория Московского княжества, был заключен союз с высшей церковной властью.

Почти все правители Руси вошли в историю не только благодаря своим деяниям, но и прозвищам, данным им народом. Ивана I Даниловича не зря назвали Калитой, он всегда носил при себе большой кошель (калиту), наполненный серебряными монетами, которые раздавал нищим. Хотя по другой версии, он был невероятно скуп, и это прозвище звучало, скорее, как насмешка. Но тем не менее, он обладал недюжинным дипломатическим талантом, умом, изворотливостью и жесткостью, сумел объединить много русских земель , основать Московское государство, и за это остался в истории, как один из самых выдающихся российских князей.

Детство

Летописи не сохранили точную дату рождения Ивана Калиты. По мнению историков, это произошло в Москве, в период с 1284-го по 1288-й год. Точно так же неизвестно, каким по счету сыном он родился. Одни утверждают, что вторым, другие настаивают на том, что Иван был четвертым наследником князя Московского Даниила Александровича и его супруги. Он приходился родным внуком Александру Невскому.

У четвертого сына шансов попасть на княжеский престол было маловато, но случилось так, что именно Иван его и занял. В детские годы ему часто рассказывали о набегах татар на Русь, об их зверствах и разбоях. Естественно, что эти рассказы вызывали чувство страха и неуверенности. К тому же, Ивану пришлось стать свидетелем такого набега, когда татары пытались захватить Москву.

Портрет Ивана Калиты в детстве

Отпрысков княжеских семей с детства готовили к тому, что рано или поздно они окажутся на княжеском престоле, и поэтому должны быть в курсе всего, что происходит в государстве. В трехлетнем возрасте Ивана посадили на лошадь, и вскоре он уже прилично ездил верхом. Растили мальчика воспитатели-мужчины, с их помощью он постигал не только воинское мастерство, но и основы правления. Оказалось что отец – князь Московский Даниил Александрович, хотел оставить престол младшему сыну – Ивану, а не старшему Юрию.

Юрия характеризовали как неуживчивого и резкого молодого человека, тогда как Иван отличался рассудительностью и осторожностью. В 1303-м году умер Даниил Александрович, и престол достается 21-летнему Юрию. На тот момент Ивану исполнилось всего 15, и единственное, на что он мог претендовать, это быть помощником князю. Но однажды во время очередного отъезда Юрия, на Переславль напали тверские полки, которыми руководил боярин Акинф, Ивану пришлось взять на себя командование малочисленной армией и отстоять город. Он справился с этой трудной задачей благодаря жесткому характеру и отличной военной подготовке.

Юрий пытался вести дипломатические переговоры с ханами Золотой Орды, но, ни к чему хорошему это не привело. Он отправился в Золотую Орду, где его и убили. Теперь престол принадлежал младшему сыну Даниилы Московского – Ивану Калите.

Политика

Калита стал самым необычным правителем, вошедшим в историю. С самого начала своего правления он не бросился на завоевание новых территорий, начал с продвижения православия. Он заключает договор с высшей церковной властью, по его указанию Москва стала резиденцией митрополита Петра, хотя до этого находилась во Владимире. Теперь город мог претендовать на звание духовной столицы Руси, в Москве появляются первые каменные храмы.

Восстание народа в Твери

Деление земель началось после восстания народа в Твери в 1327-м. Позже там был убит ордынский посол. Калита отправляется к ордынскому хану, и тот назначает его великим князем. Заручившись поддержкой суздальцев, Иван отвоевывает Тверь, пытается расправиться с Александром Тверским, но тот скрылся в Новгороде. Спустя некоторое время его нашли в Пскове.

По прошествии года хан Узбек принялся за раздел княжеств между двумя претендентами – Иваном Калитой и Александром Суздальским. Ивану достались Кострома и Новгород, Александру – Городец и Нижний Новгород. После смерти Александра Васильевича в 1331-м, княжеский престол достается Константину. Тогда же территории, где правил князь Суздальский, вошли в состав княжества Московского.

Калита прославился еще и умением заключать династические браки. В 1328-1330-м годах две его дочери удачно выходят замуж. Супругом одной стал Константин Ростовский, второй – Василий Ярославский. Калите очень выгодны эти браки, теперь он мог распоряжаться их уделами. В 1331-м году напряжение между двумя княжествами – Московским и Новгородским достигло своего пика.

Войско Ивана Калиты у Новгорода

Конфликт начался с того, что митрополит Феогност отказался поставить Арсения архиепископом новгородским. На этот пост назначили Василия Калику. Калита в свою очередь требует выплатить увеличенную дань, но получает отказ, который приводит его в негодование. Князь Московский собирает войско и отправляется в Новгород. Однако он не спешил развязывать военные действия, хотел все решить мирным путем.

Сын Калиты – Симеон, женится на Айгусте, дочери Гедимина, и это обстоятельство сильно растревожило новгородцев. Властители перешли к решительным действиям, а именно, пригласили Наримунта, которому в качестве благодарности досталась вотчина Ладога, крепость Орешек, половина Копорья и Корельск. Но вместо него пришел его сын – Александр, а сам Наримунт остался в Литве. Новгородцы напрасно ожидали от него поддержки, он не собирался воевать со шведами, и вскоре отозвал своего сына назад.

Читайте также:
Непобитые рекорды русских силачей

Калита и Новгород помирились только после непосредственного вмешательства митрополита Феогноста в 1336 году. Ивану выплатили всю дань и признали его новгородским правителем. Гедимин хотел отомстить новгородцам за то, что они заключили мир с Москвой, но до военных действий дело так и не дошло.

Иван Калита на престоле

В 1337-м по приказу хана был казнен Александр Тверской и его сын, на которых донес Иван Калита. Вскоре после этого Иван вернулся в столицу. Через некоторое время он отдает приказ снять колокол с церкви святого Спаса и доставить его в Москву.

Биография князя Московского полна сведений о завоевательных походах против тех князей, которые оказались ему неугодными. В 1339-м Смоленск отказался платить положенную дань Орде, и Иван отправил в конфликтный город свое войско. Снова возрождается противостояние Москвы и Новгорода, и этот спор длился до самой смерти Калиты. Урегулировать его не удалось.

Политика Калиты многим кажется неоднозначной. Во время его правления, пришедшегося на 1328-1340-й годы, на территории Московского княжества строятся храмы – Успенский собор, Собор спаса на Бору, церковь Иоанна Лествичника, Архангельский собор. По распоряжению Калиты идет сооружение нового Московского Кремля. Материал для постройки – дуб. Прославился Иван и как истинно верующий человек. Перед самой смертью он стал автором Сийского Евангелия, которое в настоящее время хранится в запасниках библиотеки РАН.

Современники Калиты говорили о нем, как о настойчивом и гибком правителе, пользовавшимся уважением самого хана Орды. Благодаря этому, ордынцы не предпринимали набеги на Москву, что способствовало росту благосостояния подданных и снижению числа недовольных властью. На протяжении четырех десятков лет княжество не знало, что такое войны и разграбления. Иван Калита умел быть безжалостным с противниками, моментально усмирял народные бунты, возникающие в основном из-за непомерной дани.

Иван имел невероятное влияние на территории некоторых земель, включая Тверь, Новгород и Псков. Князь Московский и Новгородский сумел накопить приличное состояние, которое досталось его наследникам – детям, внукам, включая и Дмитрия Донского. Наследник признался, что Иван I покупал земли чужих княжеств.

Личная жизнь

Великий князь был дважды женат. Первый раз он заключил брак в 1319-м году, его избранницей стала девушка по имени Елена. Никаких данных о ее происхождении в летописи не сохранилось. В этом браке у Калиты родилось четверо сыновей – Симеон, Даниил, Иван, Андрей. В результате неизвестной болезни супруга князя умерла в 1332 году. Спустя год, в 1333-м, личная жизнь князя снова наладилась. Он женился на Ульяне, подарившей ему четырех дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию, Феотинию. Все девушки удачно вышли замуж, Калита получил от этих браков личную выгоду. Каждому зятю он выдвигал только одно условие – княжескими уделами по-прежнему будет распоряжаться он один.

Смерть

Буквально перед самой смертью Иван принял постриг. Чтобы не допустить вражды между наследниками, Калита еще при жизни распределил все имущество. Симеону Гордому досталось две трети всего наследства, к тому же он должен был позаботиться о младших детях. Иван даже перед смертью думал об интересах государства. Он не мог допустить, чтобы Московское княжество раздробили после его ухода в мир иной, поэтому основную часть наследства получил его старший сын. Иван I Калита умер 31 марта 1340 года. Местом его захоронения стал Архангельский собор, который когда-то построили по его же приказу.

В истории больше не было таких правителей, как Калита, душой болеющего за родной город. За годы его правления Москва сильно преобразилась. Он не участвовал ни в заговорах, ни в убийствах неугодных ему противников. Именно Калита стал первым, кому присвоили прозвище, после это стало национальной традицией. Слово калита означает «кожаная сумка, кошелек», в которой хранятся монеты.

Слухи

До наших дней дошла легенда о щедрости Ивана Калиты, в которой говорится, что летом 1329 года он отправился в Великий Новгород, остановился в Торжке. К нему на пир подошли 12 мужей с чашей, представились притворянами святого Спаса. Они обратились с просьбой к Калите накормить своих нищих, сказали, что эту чашу им передали сорок калек из Иерусалима. Великий князь посмотрел на чашу, и спросил, чем ее наполнить. На это притворяне ответили, что чем правитель наполнит, тем они и возьмут. Калита дал им новую гривну и пригласил приходить каждую неделю за двумя чашами пива и одной меда, а у его наместников разрешил брать по три чаши пива.

Память

Точного изображения Ивана Калиты нет, до нашего времени дошли только картины с его изображением. Но, как известно, художники народ творческий, могли что-то приукрасить или скрыть. Внешность правителей мало интересовала их современников, в основном они акцентировали свое внимание на поведении и характере. Калиту характеризовали как умного и расчетливого князя, а еще считали милостивым, потому что не отказывал в помощи бедным и нищим. Мог подать одному бедолаге несколько раз.

Память об Иване Калите чтится и в наше время. Его именем назван один из уникальных автомобилей автозавода «Москвич» — «Москвич «Иван Калита». Существует орден и медаль его имени, которую впервые вручили в Московской области в 2006-м году.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Иван Калита

Средняя оценка: 3.9

Читайте также:
18 интересных фактов о Ледовом побоище

Всего получено оценок: 377.

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 377.

Иван Калита стал одним из выдающихся правителей в истории России периода Средневековья. Единого государства тогда не существовало, сначала он правил в Московском княжестве и добился титулов великого князя Владимирского и князя Новгородского. Таким образом, его годы правления можно датировать с 1325 по 1340 год, в том числе с 1328 по 1337 – в качестве новгородского князя.

Молодость и приход к власти

Иван родился предположительно в 1288 году в семье московского князя Даниила, который был младшим сыном Александра Невского. В летописях он впервые упоминается в 1296 годом, тогда отец отправил его княжить в Новгород, но из-за возраста, вопросами управления занимались бояре. В 1303 году Даниил умер и князем стал старший брат Ивана – Юрий. В первые годы его княжения Иван находился в городе Переяславле и успешно руководил его обороной от нападений отрядов соседнего Тверского княжества. В 1317 году он был направлен послом в Новгород Великий и добился создания с ним военного альянса против Тверского княжества.

В этом противоборстве успех сопутствовал Московскому княжеству. В 1318 в Золотой Орде по указу хана Узбека был казнен Михаил Тверской. Спустя семь лет, из-за споров о ярлыке на княжение, тверской князь Дмитрий Грозные Очи лишил московского князя жизни в Сарае-Берке. Таким образом, московский престол достался Ивану Калите. Свое прозвище он получил из-за своего большого поясного кошеля, а также из-за щедрости к бедным.

Правление Ивана Калиты

Летописи сообщают, что после получения Иваном от хана Узбека ярлыка на Владимирское княжение, на этой части русских земель начался 40-летний спокойный период. Он продлился до 1368 года. За 40 лет увеличилось население и улучшилась ситуация в княжеством хозяйстве. С 1328 года изменился порядок сбора дани для Золотой Орды. Теперь московский князь лично передавал ее хану, без участия баскаков.

Вероятно, часть дани князь оставлял себе.

Во внешней политике для него крупным успехом стала победа над Тверским княжеством. В 1339 хан Узбек приказал убить тверского князя и с тех пор конкурентов в деле объединения русских земель у московского князя не осталось.

С целью увеличения доходов Иван Калита вступил в конфликт с Новгородом Великим из-за серебра, которое добывали в Закамье. На короткий период он установил контроль над городом Торжок и Бежецким Верхом. Территорию Московского княжества он расширял и мирным способом – путем покупки у хана ярлыков на княжение в Угличе, Галиче и Белоозере. Сообщение об этом впервые зафиксировано в завещании Дмитрия Донского в 1389 году.

При Иване Калите Москва стала не стала не только политическим и экономическим центром русских земель, но и стала играть ключевую роль в церковных делах. В 1325 году в нее из Владимира переехал митрополит Петр. В том же году в Москве началось каменное строительство, что было редким случаем для русских городов XIV века, ведь в большинстве из них все постройки были деревянные. К первым каменным постройками относятся:

  • Успенский собор
  • Архангельский собор
  • Церковь Иоанна Лествичника
  • Собор Спаса на Бору.

К 1339 году их окружали дубовые стены кремля, что нашло отражение на знаменитой картине А. М. Васнецова. В 1340 году Иван Калита умер и престол унаследовал его сын Семен Гордый.

Что мы узнали?

В правление Ивана Калиты произошло усиление Московского княжества. Были успехи во внешней и внутренней политике, прекратились разорительные набеги татар, удалось одержать победы над Тверью и Новгородом. Москва стала резиденцией русского митрополита. Из деятелей XIV века его биография – одна из самых интересных.

Иван Калита

Биография

Князь Московский Иван I Данилович Калита прославился в истории как дипломатичный правитель, расширивший территорию княжества. Он наладил отношения с ордынским ханом. В 2001 году Ивана Калиту возвели в лик местночтимых святых Москвы.

Князь Московский Иван Калита

Детство Ивана Калиты, родившегося в Москве, не примечательно для историков. Это был обычный юнец, росший в семье князя Данилы Александровича и супруги правителя. В детстве мальчик постоянно слышал рассказы о татарах, которые то и дело совершали набеги на Русь. Многие старцы испытывали страх. Неприятные ощущения передались маленькому Ивану, тем более еще в раннем детстве мальчик стал свидетелем захвата Москвы.

С младенчества бояре, отец рассказывали будущему правителю о происходящем в государстве. В 3 года ребенка посадили на коня и стали обучать верховой езде. Сразу же после данного обряда посага мальчика передали воспитателям-мужчинам. Учителя уделяли больше внимания основам правления, так как князь Даниил Московский хотел видеть во главе Ивана, а не старшего сына Юрия.

Князь Даниил Московский, отец Ивана Калиты

Иван Калита слыл осторожным и рассудительным юнцом в отличие от брата, отличавшегося неуживчивым, резким темпераментом. В 1303 году умирает Даниил. На престол возводят 21-летнего Юрия, а 15-летний Иван стал помощником князя. Пока старший брат находился в отъезде, Ивану пришлось отстаивать Переславль. Жесткий характер, отличная подготовка помогли выстоять, несмотря на малочисленность армии.

Дипломатические переговоры с ханами приводят к страшным последствиям. Во время поездки в Золотую Орду новоиспеченного правителя убивают. Престол переходит, как и планировал Даниил Московский, младшему сыну – Ивану Калите.

Читайте также:
Пунические войны - история, факты, фото

Правление

Иван Калита – необычный правитель. С первых дней князь не стал завоевывать новые территории, а начал продвигать православие. По поручению правителя из Владимира в Москву перенесли резиденцию митрополита. Таким образом, город превратился в духовную столицу Руси. Авторитетность Москвы возросла.

Москва при Иване Калите

Проблемы с делением земель начались в 1327 году, когда в Твери восстал народ, а позже убили ордынского посла. Иван Калита отправился к хану, который выдал правителю ярлык на великое княжение. Вместе с суздальцами князь отвоевал Тверь, тогда как Александр Михайлович Тверской сбежал от возможного наказания в Новгород (позже был найден в Пскове).

Через год хан Узбек принял решение разделить княжества между Иваном и Александром Васильевичем Суздальским. К Калите отошли Новгород и Кострома, а второму князю – Нижний Новгород и Городец. В 1331 году Александр Васильевич умирает, престол занимает Константин. В это время территории, подчиненные князю Суздальскому, возвращаются в состав великого княжества.

Печать Ивана Калиты

В период с 1328 по 1330 годы Иван Калита заключает два выгодных брака – дочери выходят замуж за Василия Ярославского и Константина Ростовского. Союзы выгодны для правителя, так как уделы перешли в распоряжение князя. Напряжение между Москвой и Новгородом достигло пика в 1331 году.

Конфликт начался с отказа митрополита Феогноста поставить архиепископом новгородским Арсения. Пост отдали Василию Калике. В это время Калита выказывает требования по выплате увеличенной дани. Отказ приводит в негодование правителя – князь выдвигается с войском в новгородскую землю. До военных действий не дошло, так как Иван планировал решить вопрос миром.

Карта земель Ивана Калиты

Поведение Калиты, а именно брак сына Симеона с Айгустой, дочерью Гедимина, вызывало опасение у новгородцев. Властители решили действовать: последовало приглашение Наримунта, которому отдали крепость Орешек, вотчину Ладогу, Корельск, половину Копорья. Взамен гостя править пришел Александр Наримунтович, тогда как отец остался в Литве. Поддержки от такого союза новгородцы не дождались. Наримунт не прибыл воевать против шведов и отозвал сына из земель.

Только в 1336 году, после того как в дело вмешался митрополит Феогност, между Новгородом и Калитой наступает мир. Князь Иван получает желаемую дань и звание новгородского правителя. Гедимин пытался отомстить новгородской земле за заключенный с Москвой мир, но война так и не началась.

Иван Калита

В 1337 году Александра Тверского вместе с сыном казнят. Хан принял такое решение после доноса Ивана Калиты. Вскоре князь возвращается в Москву. По распоряжению правителя с церкви святого Спаса убирают колокол и перевозят в столицу. Калита подчиняет брата Александра Михайловича.

В биографии Калиты присутствует множество завоевательных походов против неугодных князей. В 1339 году московское войско направили в Смоленск из-за нежелания платить дань Орде. Конфликт между Новгородом и Москвой вновь возрождается. Решить спор Ивану до конца жизни не удалось.

Духовная грамота Ивана Калиты

Политику Ивана Калиты называют неоднозначной. Князь на территории Московского государства возводит несколько храмов: Собор спаса на Бору, Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника. В годы правления (с 1328 по 1340) отстраивает Калита новый Московский Кремль из дуба. Правителя отличает тяга к вере. Незадолго до смерти Иван пишет Сийское Евангелие. Сейчас писание находится в библиотеке Российской академии наук.

Современники Калиты характеризовали правителя как гибкого и настойчивого князя. Хан Орды уважал и доверял москвичу. Это помогло избавить Москву от набегов ордынцев. Благосостояние подданных росло, недовольство исчезало. Иван Данилович избавил на 40 лет княжество от разграблений и войн. Калита безжалостно расправлялся с противниками, пресекал народные волнения из-за дани.

Князь Московский Иван Калита

Иван I достиг небывалого влияния на некоторые земли, в том числе Новгород, Тверь и Псков. За годы правления князь накопил богатства, доставшиеся по наследству детям и внукам, в числе которых был Дмитрий Донской. Из признаний наследника следовало, что Калита приобретал земли в чужих княжествах.

Личная жизнь

Иван Калита сочетался брачными узами дважды. В 1319 году супругой правителя стала Елена. Исторические данные о происхождении девушки не сохранились. У них родилось четыре сына — Симеон, Даниил, Иван и Андрей. Неизвестная болезнь подкосила здоровье княжеской супруги.

Портрет Ивана Калиты

В 1332 году Елена умерла, а через год Иван вновь женился. Избранницей была Ульяна. В браке появились четыре дочери – Мария, Евдокия, Феодосия, Феотиния. Калита с личной выгодой выдал девушек замуж. Зятьям князь ставил единственное условие – распоряжаться уделами правитель будет сам.

Смерть

За несколько месяцев до смерти Иван Калита принял постриг. Предотвращая распри между сыновьями, правитель распределил имущество при жизни. Симеон Гордый стал владельцем двух третей наследства. Отец оставил его в роли покровителя младших детей. Калита на смертном одре заботился о государстве. Такое деление позволило избежать дробления Московского княжества. Смерть князя пришла в марте 1340 года. Похороны прошли в Архангельском соборе, построенном по приказу Ивана I.

Смерть Ивана Калиты

История не знает другого такого правителя, столь же ратующего за Москву. Город преобразился во время княжения Ивана Калиты. Зверских убийств оппонентов князь не совершал за годы правления, в отличие от брата. С Ивана I пошла традиция давать прозвища правителям. Калита означает кошелек или кожаную сумку для хранения монет.

Легенда

Существует легенда, в соответствии с которой князь слыл щедрым человеком.

Читайте также:
План Маршалла - программа восстановления Европы

«В лето 6837 (т. е. в 1329 г. – прим.) князь великий Иван Данилович ходил на миру в Великий Новгород и стоял в Торжке. И пришли к нему святого Спаса притворяне с чашею, 12 мужей на пир. И воскликнули 12 мужей, притворяне святого Спаса: «Бог дай многа лета великому князю Ивану Даниловичу всея Руси. Напой, накорми нищих своих». И князь великий спросил бояр и старых людей новоторжцев: «Что это за люди пришли ко мне?»

Иконы Ивана Калиты

И сказали ему мужи новоторжцы: «Это, господин, притворяне святого Спаса, а ту чашу дали им 40 калик, пришедших из Иерусалима». И князь великий посмотрел у них чашу, поставил ее на свое темя и сказал: «Что, братья, возьмете у меня вкладом в эту чашу?» Притворяне отвечали: «Чем нас пожалуешь, то и возьмем». И князь великий дал им гривну новую вклада: «А ходите ко мне во всякую неделю и берите у меня две чаши пива, третью – меду. Также ходите к наместникам моим и к посадникам и по свадьбам, а берите себе три чаши пива».

Память

В те времена правителей изображали на картинах, поэтому можно только предполагать, как бы выглядел на фото Иван Калита. Акцента на внешности современники князя не делали, а описывали характер и поведение. К примеру, Калита – расчетливый мужчина, отличался умом. Правителя называли милостивым. Калита часто подавал беднякам во время поездок по Руси. Просьбы народа старался выполнять. Одному и тому же человеку Иван I подавал несколько раз.

Иван Калита подает милостыню

В современном мире о московском правителе не забывают. К примеру, специалисты разработали уникальный автомобиль на заводе «Москвич». Транспортное средство названо «Москвич «Иван Калита». В 2006 году в Московской области впервые вручили орден Ивана Калиты, медаль ордена Ивана Калиты.

Иван Калита – политика вне морали

31 марта – день смерти великого князя Владимирского, хитрого, жестокого и умного политика Ивана Калиты. Период его правления оценивается неоднозначно. Одни исследователи считают этого князя великим собирателем земель русских, другие предателем народа и ревностным служителем золотоордынского хана Узбека. Его награждали эпитетатами: “скупец”, “лицемер”, “вероломный татарский угодник”. Свое прозвище Иван получил, видимо, от привычки носить с собой постоянно кошелек (“калиту”) с деньгами для раздачи милостыни.

Не известна и точная дата рождения и смерти Ивана Калиты. Историки указывают лишь приблизительный год его появления на свет 1288, хотя и в этом многие сомневаются (другие источники указывают 1283 год). Существует проблема и с определением даты смерти Калиты – 1340 или 1341 год. Будущий великий князь родился четвертым по счету сыном московского правителя Даниила Александровича и долгое время не мог рассчитывать на московский престол. В течение долгого времени Иван оставался в тени старшего брата московского князя Юрия Даниловича. Его великого деда Александра Невского часто сравнивают с Иваном Даниловичем, пытаясь найти истоки мирного сосуществования с Золотой Ордой.

Официально Иван Калита был женат дважды. Первая его супруга – княгиня Елена, скончавшаяся в 1331 году, по-видимому, являлась его сверстницей. О том, какого рода была княгиня, сведений нет, однако известно, что родила она за период брака четырех сыновей и четырех дочерей, а перед кончиной приняла монашеский постриг и именовалась Соломонида. О дате заключения брака также ничего не известно, однако следует предполагать, что обвенчался князь, по обычаю, еще в юношестве. Елена приходилась матерью Симеону Гордому, Ивану Красному и Андрею Серпуховскому.

Вторая супруга Калиты – княгиня Ульяна, происхождение которой доподлинно не установлено. Известно, что княгиня была намного моложе Ивана Даниловича, родила дочь Марию и пережила мужа на двадцать лет. По завещанию князя ей достались немалые богатства и земли.

Исследователи называют имена восьми детей Калиты:
• Симеон Гордый и Иван Красный (наследники и великие князья);
• Андрей Серпуховский;
• Даниил и Феотиния (сведения о них практически не сохранились);
• Мария (жена Ростово-Борисоглебского князя Константина);
• Евдокия (супруга Ярославского князя Василия);
• Феодосия (княгиня Белозерского княжества, супруга князя Федора Романовича).

Московское княжество Иван Данилович получил в 1320 году. Для утверждения в качестве московского князя он отправился в Золотую Орду, где впервые встретился с ханом Узбеком. Уже при первой встрече хан проявил к Ивану Даниловичу свое расположение, но потребовал от него заставить Александра, князя тверского, явиться в столицу Орды.

Политическая деятельность этого удивительного человека началась с оригинального и хитрого хода. Калита заручился поддержкой митрополита Петра, переманив его многочисленными обещаниями из Владимира в Москву. Требованием Петра был возведен храм Богоматери. Калита уже в ранние годы своего правления понимал всю силу церковного влияния на умы русского народа. Капиталовложение, как показала история, себя оправдало. 1326 году на площади была заложена церковь Успения Богоматери, это была первая каменная постройка в Москве такого масштаба. После смерти Петра православная кафедра осталась здесь же, что сразу насторожило других влиятельных князей.

Этот напряженный период в истории раздробленной Руси характеризовался усилением Твери и многочисленными выступлениями против ордынского ига. Вокняжению Ивана Даниловича предшествовала кровавая распря между его братом Юрием Даниловичем и Дмитрием Тверским, в результате которой Юрий был зарублен. Немного позже Дмитрия Тверского убили в Орде, и княжеский престол перешел к вышеупомянутому Александру. Молодой князь отказался от поездки к хану за ярлыком и заключил договор с Новгородом. Мятежного Александра поддержал Псков и жители Твери. В ходе восстания в Твери были зверски убиты татарский посол Чол-хана и весь его двор, включая слуг, что вызвало негодование хана Узбека.

Читайте также:
Как проявил себя Лаврентий Берия во время ВОВ

Иван Данилович воспользовался сложившейся ситуацией для того, чтобы устранить своих главных политических противников и направился в Орду. Хан вручил ему ярлык на великое княжение и снабдил пятидесятитысячным войском. Калита выступил во главе карательного татарского отряда против собственного народа. Под командование Ивана Даниловича встали также суздальцы. Как описывает события Карамзин, продвигался Калита медленно в надежде, что Александр одумается, но выяснив, что Тверь и Псков уступать не намерены, вынужден был подойти к Опоку. В качестве меры устрашения он уговорил митрополита наложить проклятие на восставших, но и это не заставило их повиноваться.

Татары под предводительством Калиты подавили восстание, выжгли села и полностью разорили Тверскую землю, огромное количество местного населения было угнано в рабство. Князь Александр, бросив свою юную супругу, сбежал в Литву, но затем вернулся и вновь вокняжился в Твери. В 1339 году Александр был вызван в Орду по доносу Калиты, где вместе с сыном казнен мучительным способом. Великокняжеский престол Иван Данилович получил кровью русского народа, хитростью и предательством. Однако с этого момента набеги на территорию не повторялись. Дань собиралась вовремя и регулярно направлялась Узбеку, хотя и была тяжела. Волнения Калита жестоко подавлял, собирая излишки в собственную казну.

Ивана Даниловича прозвали Калитой за его рачительность и хозяйственность. Несметные богатства, которые он скопил, собирая дань для хана, направлялись на расширение Московского княжества и укрепление его могущества. В начале правления территория княжества составляла всего 35 тысяч квадратных километров, а в конце Москва была одним из сильнейших центров Руси. Задолго до получения ярлыка на Владимирский престол Калита занимался скупкой небольших и средних участков земли и разоренных территорий своих соседей, расширяя тем самым границы своих владений. Например, куплены были сразу три города с округами – Углич, Белозерск и Галич. Калита не брезговал даже аморальными средствами, поэтому особой любви русского населения не заслужил. Большие территории были отторгнуты у Твери в период подавления непокорного Александра и восставших. Тем не менее, нельзя отрицать, что именно благодаря его политике Москва приобрела влияние на всей территории Северо-Восточной Руси. Калита диктовал свою волю таким свободолюбивым городам как Псков и Новгород, а также посылал сборщиков дани на Печору. Не раз новгородцы пытались откупиться от Ивана Даниловича, но хитрый князь всегда оставался непреклонен.

Во внутренней политике Иван Данилович проявил себя не менее успешно. Хозяйственный и экономный князь контролировал расходы, стараясь привлечь как можно больше торговых людей, развивая ремесло и сельское хозяйство. В 1339 году Кремль обнесли дубовой стеной, Москва пополнялась все новыми каменными постройками. Несмотря на видимую приверженность к канонам православия, Калита в решении вопросов о приеме на службу придерживался принципа веротерпимости. Предпочтение получали люди с выдающимися деловыми качествами. В Москву стекались татары, православные литовцы, русские, спасавшиеся от гнева удельных правителей. Темпы развития княжества оказались одними из самых высоких за всю историю Древней Руси.

В Москве жестоко карались уголовные преступления, поэтому уровень безопасности в княжестве значительно возрос. Большое внимание уделил Калита и законодательству в сфере гражданского оборота, в особенности наследованию.

Заслугой «беспринципной», как называют ее некоторые исследователи, политики Ивана Даниловича стало сорокалетнее спокойствие русских земель. Набеги прекратились, так как ордынский хан получал установленную им дань регулярно и в полном объеме, а дружеские отношения с Калитой позволяли оставаться Узбеку и его окружению уверенными в своем могуществе.

Иван Данилович сумел воспользоваться географическими преимуществами Москвы, сделав ее не только политическим, но и духовным, а также экономическим центром. Калиту заслуженно считают одним из первых правителей, начавших воссоединение раздробленной Руси.

Умер «собиратель земель русских» 31 марта либо в 1340, либо в 1341 году. Данные о его смерти путаются, также сегодня невозможно сказать, что именно стало причиной его кончины. Взошедшие на московский престол сыновья Калиты Симеон Гордый и Иван Красный продолжили политику своего отца, что позволило Московскому княжеству приобрести огромный политический вес и окончательно закрепиться в роли центра Руси.

Варфоломеевская ночь во Франции: дата, где произошла, причины и последствия

Варфоломеевская ночь давно стала нарицательной для многих событий, где проявления человеческой жестокости превосходят все мыслимые границы. Ночь с 23 на 24 августа для Парижа стала кровавой и трагичной. А 1572 год, в целом, превратился для французов в один самых беспокойных и пугающих периодов той эпохи.

Кровавая ночь в Париже: немного истории

Междоусобная война между гугенотами (протестантами) и католиками во Франции носила неоднородный характер. Иногда борьба за веру заставляла людей начинать полномасштабные действия, но в иных случаях все заканчивалось локальными драками и поджогами.

Перед праздником Святого Варфоломея в Париже должна была состояться свадьба Генриха Наваррского. И чтобы отпраздновать масштабное событие в центр Франции приехало несколько тысяч гугенотов.

Варфоломеевская ночь в Париже

До этого дня в Париже проживали преимущественно католики. После приезда протестантов обстановка в Париже накалилась до предела. То тут, то там, как искры, вспыхивали и угасали споры, распри и физические нападки протестантов на католиков, и наоборот.

Читайте также:
Коза ностра: история итальянской мафии

23 августа нападение на гугенотов было тщательно спланировано и осуществлено. За Варфоломеевскую ночь в Париже погибло более 2000 человек. Большинство из них были протестантами.

Людей резали и убивали только за намек на принадлежность к протестантству. Не щадили даже женщин и детей. В эту страшную ночь Париж захлебнулся в крови и стонах. Но косвенному виновнику событий Генриху Наваррскому удалось спастись.

Кто организовал нападение на гугенотов?

Герцог Генрих де Гиз и Екатерина Медичи считаются главными организатора Варфоломеевской ночи. После окончания Третьей гугенотской войны мир между католиками и протестантами был столь хрупок, что его необходимо было срочно закрепить браком влиятельных особ.

Так Генрих Наваррский и Маргарита Валуа были выбраны на роль лучшей влиятельной пары, которые бы смогли, создав семью, добиться продолжения хрупкого перемирия. Протестант и католичка были единственными фигурами, способными не допустить главенствующей роли одной из религий. Их брак пришелся не по вкусу итальянским и французским вельможам. Поэтому было решено устроить ту самую кровавую ночь, отголоски которой еще долго звучали в разных уголках Франции.

Варфоломеевская ночь в Париже

У королевы Екатерины Медичи были в этой истории не только религиозные интересы. В действиях адмирала де Колиньи она усмотрела прямую угрозу своему царствованию. Ведь он подначивал короля Франции поддержать протестантов в Нидерландах, чтобы затем выступить против испанской королевы.

Если бы король решился на такой шаг, то все католики Европы восстали. А это никак не входило в планы Екатерины Медичи. Поэтому она создала тайный альянс с домом де Гизов, чтобы провести страшную акцию против протестантов.

Как начиналась Варфоломеевская ночь?

По поручению итальянской королевы де Гиз начал действовать. Когда мимо его поместья проезжал адмирал де Колиньи, его ранили. Целью было убийство адмирала, но по стечению обстоятельств пуля попала в плечо, а не в голову. В эту же ночь, после свадьбы Генриха и Маргариты, группа католиков взяла дом Колиньи штурмом, и добила раненого адмирала.

Это убийство послужило отправной точкой всех событий Варфоломеевской ночи. Чтобы протестантам было сложно сбежать из Парижа, ворота города закрыли, а страже отдали приказ быть начеку. И расправляться со всеми, кто попытается ускользнуть от кровавой расправы.

Варфоломеевская ночь в Париже

Под прикрытием данной трагедии на улицах Парижа орудовали грабители, мародеры и насильники. В эту ночь никто не разбирался в том, католик перед ним или протестант. Поэтому некоторая часть приверженцев католической церкви также пострадала.

События после Варфоломеевской ночи

Кровопролития не закончились и после 24 августа. Еще неделю Париж был опасен для всех, кто решился приехать туда, или проживал там постоянно.

Во многих уголках страны гугенотов резали и убивали в течение нескольких месяцев. Король Франции взял на себя ответственность за происходящее, но преподнес это так, что как будто бы был раскрыт заговор гугенотов против французской знати.

Варфоломеевская ночь в Париже

Когда от последствий кровавой ночи начали страдать добропорядочные горожане, влияние Екатерины Медичи пошатнулось. Мир наступил спустя долгое время, но был формальным. Свобода вероисповедания сохранялась на словах, но на деле регулярно вспыхивали распри между двумя религиозными конфессиями.

Варфоломеевская ночь имела для страны следующие последствия:

  • Сокращение населения;
  • Недоверие к власти;
  • Смена правителя;
  • Осложнения в международных отношениях.

Все вышеприведенное не положило конец войне между католиками и гугенотами, а лишь дало новый повод продолжить противостояние.

Генрих Наваррский смог спастись от смерти только приняв католичество. Затем он бежал на юг страны. И там поднял восстание против парижской знати и всех католиков Франции.

Варфоломеевская ночь в Париже

Многие протестанты были вынуждены разъехаться по разным городам Европы, так как оставаться во Франции для них было опасно. Когда страсти немного улеглись, Генрих Наваррский стал королем Генрихом IV. Он положил начало династии Бурбонов. И погиб от рук фанатиков, когда ехал в карете на встречу к своей второй жене из рода Медичи.

На Руси, в Польше, в Англии и Германии осудили действия французских политиков, остальной мир молчаливо одобрил события Варфоломеевской ночи.

Варфоломеевская ночь в Париже

Эта резня была настолько наглой, шокирующей и страшной, что сегодня любое массовое убийство людей именуют «Варфоломеевской ночью». Причиной данного события были закулисные игры обличенных властью людей. А погибали и страдали простые жители Парижа. Варфоломеевская ночь навсегда вошла в историю, как пример жестокости, на которую способны люди, воюя за свои идеалы. И стала тяжелым историческим уроком для потомков. Хотя в истории и после данной ночи случались похожие события, Варфоломеевская ночь была первым происшествием подобного масштаба.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ (Saint-Barthélemy) – массовое убийство гугенотов католиками, начавшееся в Париже в ночь на четверг 24 августа 1572 года, день Святого Варфоломея, и продолжавшееся в течение нескольких дней.

Стало примером для других городов Франции, где резня продлилась вплоть до начала октября; кульминационное событие Религиозных или Гражданских войн (1559-1598), получившее огромный политический резонанс. Жертвами Варфоломеевской ночи в Париже стали в основном дворяне, которые прибыли на свадьбу одного из своих лидеров – 19-летнего Генриха де Бурбона, короля Наваррского, первого принца крови, и его ровестницы, сестры царствующего короля Карла IX Маргариты де Валуа, – состоявшейся 17-18 августа.

Историки различают три этапа этого события. Первый связан с покушением, случившимся прямо в разгар свадебных торжеств – 22 августа – на адмирала Колиньи, который был самым влиятельным протестантом страны, членом королевского совета, и являлся инициатором идеи превращения гражданской войны во внешнюю. Долгое время историография возлагала вину за это на королеву-мать Екатерину Медичи, однако сегодня ее участие в покушении рассматривается лишь как одна из возможных версий. Вся логика действий Екатерины Медичи в предшествующее время – долгое и сложное согласование условий бракосочетания через хлопотные переговоры с матерью Генриха Наваррского Жанной д’Альбре, а также папским престолом, во имя упрочения Сен-Жерменского мира 1570 года – показывает, что королева-мать стремилась к политическому единству королевства, закрепляемому символическим актом бракосочетания гугенота и католички.

Читайте также:
Тайна царицы Нефертити

Подозрения на нее падали в том числе по причине ее открытого противодействия идее Колиньи организовать поход в Нидерланды: адмирал рассчитывал оказать помощь восставшим против испанского владычества кальвинистам под руководством принца Оранского. Королева, со своей стороны, была убеждена в военной и финансовой слабости Франции, обескровленной гражданскими потрясениями. В покушении на адмирала был заинтересованы главный внешний соперник Франции – король Испании Филипп II, и его наместник в Нидерландах герцог Альба, которые опасались реализации планов Колиньи по оказанию военной поддержки единоверцам-протестантам и потери нидерландских провинций. Личными врагами Колиньи были также герцоги Гизы, самая могущественная католическая семья Франции, которая возлагала на него ответственность за убийство герцога Франсуа де Гиза в 1563 году.

Установлено точно, что выстрел из аркебузы, повредивший руку адмирала, был произведен из дома, принадлежавшем Анне д’Эсте, герцогине Немурской, вдове Гиза, и скорее всего, сделан он был сеньором де Моревером, личным врагом Колиньи. До сих пор историки не ответили не вопрос, было ли это покушение политическим преступлением двора, недовольным усилением влияния адмирала на короля и государственные дела, или же актом кровной мести.

Второй этап связан с подготовкой и принятием решения о резне, которое, скорее всего, состоялось поздно вечером 23 августа. Также неизвестно, принял ли его Карл IX самостоятельно или же оно ему было навязано его родственниками и членами совета. Вскоре после покушения, Карл IX в сопровождении своего двора посетил раненого адмирала и пообещал ему провести расследование, «установить справедливость», прислав к нему лучшего придворного хирурга Амбруаза Паре. Гугенотское дворянство в то же время начало себя вести вызывающе, обвиняя в преступлении клан Гиз-Лотарингских и требуя возмездия. Члены семьи Гизов поспешили покинуть Париж и расположились в окрестностях.

Положение начало резко обостряться, поскольку значительное число протестантских дворян проживало непосредственно в Лувре, королевской резиденции, и в близлежащих кварталах, и двор почувствовал себя в опасности. На ужине у королевы-матери один из этих дворян (сеньор де Ла Мот-Гондрен) в ультимативной форме потребовал найти и наказать виновных. В отсутствие герцогов Гизов и Монморанси, первых баронов Франции, рассорившихся друг с другом и находящихся вне Парижа вместе со своими свитами, Екатерина Медичи оказалась в условиях, когда ситуация начала выходить из-под контроля. Угрозы гугенотов захватить короля и двор уже воплощались в Амбуазский заговор 1560 года и т.н. «сюрприз в Мо» 1567 года, когда королевская семья была вынуждена обороняться и спасаться бегством. При таких обстоятельствах королева-мать и члены Узкого совета короля не могли рисковать, очевидно, придя к мысли о нанесении превентивного удара.

Вечером 23 августа этот совет собрался в Лувре и состоял из Екатерины Медичи, герцога Анжуйского, брата короля, хранителя печатей Бирага, маршала Таванна, барона де Реца, герцога Неверского и епископа Орлеанского, по большей части итальянцев. Нам ничего не известно, каким образом принималось решение о резне, но судя по всему, ключевую роль здесь сыграл бывший воспитатель короля барон де Рец. Карл IX, 22-летний молодой человек с неустойчивой психикой, уступил общему мнению своего окружения, по легенде прознеся фразу: «Пусть убьют их всех, чтобы не осталось никого, кто мог потом попрекнуть меня!».

С целью объяснить и оправдать резню при отсутствии королевских актов, дающих на это право, юристы писали позднее, что это было сделано в условиях угрозы всему королевству, при чрезвычайных обстоятельствах, дающих королю «особые полномочия творить справедливость» (Пибрак, «Письмо Элвидию»). Король одновременно принял решение сохранить жизнь гугенотским принцам крови – королю Наваррскому и принцу де Конде, при условии принятия католической веры. После чего Екатерина Медичи приказала вызвать в Лувр городское руководство и одновременно послать за Гизами. Муниципалитету предписывалось запереть городские ворота, увести суда с Сены, вооружить городское ополчение, взяв под охрану площади, набережные, перекрестки больших улиц. Регистры Парижского муниципалитета сохранили королевский приказ: «Пусть в ближайшую ночь в каждом доме находится кто-нибудь вооруженный, с факелом наготове и белой повязкой на левой руке; и пусть в каждом доме горит свеча. Колокол Дворца правосудия подаст сигнал». Командование парижскими буржуа было доверено молодому герцогу Генриху де Гизу и его дяде герцогу Омальскому.

Третьим этапом были сами события бойни, получившей также название «кровавой парижской свадьбы». Скорее всего, резня началась одновременно в Лувре и в самом городе. Примерно в пятом часу утра Генриха Наваррского и его свиту, которая всю ночь провела в его апартаментах и не сомкнула глаз, пригласили в королевскую приемную дожидаться церемонии утреннего подъема короля (двор летом вставал рано – в пять-шесть часов утра), но по пути разлучили. Большую часть гугенотов, расквартированных в замке, собрали во внутреннем дворе, где они были зарублены швейцарцами и королевскими гвардейцами. Нескольким протестантам удалось уцелеть, в том числе благодаря королеве Наваррской, Маргарите де Валуа, которая спасла как минимум трех человек. Позднее трупы были раздеты, выставлены на обозрение и позже сброшены в реку. Король Наваррский и принц де Конде после разговора с королем были заключены под арест, причем, первый сразу же согласился сменить религию. До сих пор неизвестны намерения Екатерины Медичи в отношении Маргариты де Валуа, поскольку многое указывает на то, что королева-мать не исключала ее смерти – позднее это оправдало бы все убийства, поскольку гибель дочери Франции была бы списана на месть гугенотов. Известно также, что только Маргарита и Елизавета Австрийская, жена Карла IX, бросились в ноги королю с просьбой остановить избиения. Сам король спас от смерти нескольких дворян, а королева-мать – свою подругу герцогиню д’Юзес и ее мужа.

Читайте также:
Терракотовая армия - Описание и фото чуда света

Видимо, чуть ранее погиб адмирал Колиньи, убитый подручными герцога де Гиза в его присутствии: позже его тело было изуродовано толпой и повешено на Монфоконе. Сигнал о начале массовой резни в городе первым подал колокол церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа, расположенной возле Лувра, подхваченный колоколами других церквей, поскольку королева-мать опасалась, что звон колокола Дворца правосудия не будет услышан. По замыслу Екатерины Медичи и ее окружения, погибнуть должны были прежде всего военные капитаны протестантов, список которых даже успели составить в Лувре, однако очень скоро избиение перекинулось на всех гугенотов, приехавших или проживающих в Париже, – мужчин, женщин и детей, без различия сословий и рангов. У запертых в городских стенах гугенотов не было никаких шансов остаться в живых: раздетые тела, часто со вспоротыми животами (считалось, что гугенотская религия имеет некую внутреннюю субстанцию, существующую в организме человека) сбрасывались в Сену, дома их грабились и сжигались. Вдохновляемые католическими проповедниками, исполненные эсхатологических настроений, парижане были убеждены, что благодаря своим действиям они избавляют город от участи Содома и Гоморры и одновременно спасают свои души. Неожиданным чудом, посланным как знак благословления небес, стало цветение засохшего ранее боярышника, который увидели на кладбище Невинноубиенных утром 24 августа. В столице резня не прекращалась в течение недели, вплоть до 30/31 августа, несмотря на то, что уже 24 августа король приказал остановить избиения, которые постепенно распространялись на иностранцев – итальянцев и немцев, и фактически заперли короля и двор в Лувре. Карл IX мог опираться только на авторитет герцога де Гиза, который по его распоряжению обеспечил безопасность дома английского посла Ф. Уолсингема, в котором укрылись многие протестанты. В отеле Гизов обрела безопасность также гугенотка Рене Французская, герцогиня Феррарская, двоюродная бабушка короля и родная бабушка самого герцога де Гиза, и ее окружение. 26 августа на торжественном заседании Парижского парламента – высшей судебной инстанции Франции, король объявил себя ответственным за все решения по организации Варфоломеевской ночи. Примерное число погибших в Париже составило 2-3 тысячи человек.

Известия о парижских событиях быстро распространились по стране и спровоцировали резню в других городах – Ла Шарите (24 августа), Мо (25-26), Бурже (26 августа и 11 сентября), Орлеане (26-27), Анжере (28-29), Лионе (31 августа – 2 сентября), Руане (17-20 сентября) Бордо и Тулузе (3 октября) и др. Всего там погибло не менее десяти тысяч человек. По отношению к католическому разгулу, за редким исключением, власти этих городов занимали либо поощрительную, либо нейтральную позицию.

Французский двор колебался при официальном определении причин случившегося, и поначалу королевский циркуляр, направленный в провинции губернаторам и наместникам, представил парижскую резню как следствие ссоры семей Колиньи-Шатильонов и Гиз-Лотарингских, однако вскоре принял иную версию, представив все как масштабный заговор гугенотов во главе с адмиралом и его сподвижниками. Папа Григорий XIII по случаю событий Варфоломеевской ночи приказал служить благодарственный молебен Te Deum и выпустить памятную медаль, а испанский и португальский короли направили Карлу IX свои поздравления. Протестантка Елизавета I Английская, принявшая французского посла в подчеркнуто траурном облачении, вместе с тем предпочла не предпринимать никаких враждебных действий в отношении Франции. Известна также реакция Ивана IV Грозного, который осудил парижские убийства в письме к императору Максимилиану II Габсбургу.

События Варфоломеевской ночи избавили католиков от эсхатологического напряжения, а гугенотов – от иллюзий, что существует возможность сосуществования с католиками в рамках одной общины и свободного отправления обоих культов. Началась очевидная политизация и деконфессионализация конфликта. Франция четко разделилась на два лагеря, причем, на юге страны возникла настоящая конфедерация гугенотских городов, не признающая королевскую администрацию. Авторитет королевской власти заметно пошатнулся, поскольку началась борьба не за влияние на короля, как было раньше, а против него. Корона, со своей стороны, перестала искать мирного компромисса с гугенотами. Сен-Жерменский мирный эдикт 1570 года был отменен. Король Наваррский в торжественной обстановке отрекся от протестантизма, оставаясь луврским заложником вплоть до февраля 1576 г., когда ему удалось бежать и позднее возглавить гугенотское движение. В 1572 году многие протестанты эмигрировали из Франции в Женеву, Германию, Англию, Нидерланды и северные страны. Столицей французских гугенотов на долгие годы стала Ла-Рошель, которая будет подчинена короне только при Людовике XIII и Ришелье в 1628 году. Все попытки Карла IX захватить город в привели только к новой, Четвертой гражданской войне 1572-1573 годов. События и последствия Варфоломеевской ночи. резко обострили болезнь короля – туберкулез, от которого он скончался два года спустя.

Читайте также:
Куликовская битва - краткая история и значение

Варфоломеевская ночь дала стимул появлению многообразной политической полемики, ставшей благодатной почвой для многочисленных католических и гугенотских сочинений (Жана Бодена, Ф. дю Плесси-Морне, монархомахов-тираноборцев) о природе и сущности публичной власти, зачастую нацеленных против королевской особы, двора и членов королевской семьи. Так, Екатерина Медичи обвинялась в том, что задумала Варфоломеевскую ночь еще во время встречи с герцогом Альбой в Байонне в 1565 году. Вместе с тем одним из итогов стало появление политического объединения умеренных католиков – т.н. «недовольных» или «политиков», во главе с младшим братом короля герцогом Алансонским, стремящихся политическими методами урегулировать религиозный конфликт, в т.ч. путем создания органов управления и представительных институтов (Генеральных штатов) на межконфессиональной основе и предоставления государственных должностей в равной мере как католикам, так и гугенотам. Именно «политики» в дальнейшем приведут к власти Генриха Наваррского, став его главной политической опорой в деле замирения французского королевства.

Исторические источники:

Toleranzedikt und Bartholomäusnacht. Französische Politik und europäische Diplomatie. 1570-1572 / Eingelietet von Ilja Mieck. Göttingen, 1969.

Иллюстрация:

Ф. Дюбуа. Варфоломеевская ночь. Между 1572 и 1584 гг. Деталь.

Варфоломеевская ночь: за что истребляли гугенотов? (18+)

Кровавое событие, унесшее жизни тысяч мирных граждан. Что привело к резне в Варфоломеевскую ночь?

В 1572 г. Папа Римский Григорий XIII устроил торжества с фейерверками и слал французскому королевскому двору поздравления. Папа радовался резне гугенотов — Варфоломеевской ночи. «Эта кровавая расправа лучше пятидесяти побед над турками», — говорил он. Уничтоженные гугеноты описываются порой как угнетенное меньшинство и вызывают сочувствие как попавшие под пресс религиозной нетерпимости католиков. Но у католиков были причины их ненавидеть. Гугеноты — вот кто действительно знал, что такое чувства верующих и как их правильно оскорблять.

Война католиков и гугенотов

Гугеноты (от нем. Eidgenossen — «сотоварищи») — это французские протестанты, кальвинисты. Именно над ними учинили католики расправу во время Варфоломеевской ночи в 1572 г. Войны католиков и гугенотов во Франции длились уже много лет, с 1559 г. Кальвинизм распространился на западе и юго-западе страны в 1530−40-е гг. Кальвинистская доктрина предопределения (только Бог заранее решает, кто спасется, человек никак не в силах это изменить) снимала с кальвиниста ответственность и избавляла от постоянных забот о спасении. Кроме того, кальвинисты освобождали себя от уплаты церковной десятины. В результате число гугенотов, в том числе знатных, быстро росло. В 1534 г. король Франциск I обнаружил на дверях своих покоев листовки с высмеиванием католицизма. С этого момента началось преследование гугенотов. Вскоре за отправление их культа корона уже угрожала смертью.

Кальвинисты боролись за свободу отправления своего культа, но со временем война стала главным образом борьбой политических кланов за корону — Бурбонов (протестантов), с одной стороны, и Валуа и Гизов (католиков), с другой. Бурбоны были первыми после Валуа в очереди на трон, что подогревало их готовность к войнам. К Варфоломеевской ночи с 23 на 24 августа 1572 г. они пришли следующим образом. После очередной войны в 1570 г. был заключен мир.

Хотя гугеноты не выиграли ни одного крупного сражения, корона продолжать войну не могла: слишком дорого. И пошла на мир с большими уступками гугенотам. Гугенотам разрешались богослужения везде, кроме Парижа, а также было позволено занимать государственные должности. Они получали 4 крепости (в том числе мощную Ла-Рошель). Кроме того, их лидер адмирал де Колиньи получил место в королевском совете и начал оказывать сильное влияние на короля. Ни королеве-матери Екатерине Медичи (мать короля), ни Гизам это понравиться не могло. Чтобы скрепить мир, Екатерина решила отдать свою дочь Маргариту в жены Генриху IV Наваррскому, знатнейшему гугеноту. Съехалось огромное количество гостей-гугенотов. Но спустя 4 дня по приказу герцога Генриха де Гиза было совершено покушение на адмирала Колиньи. Де Гиз мстил за убитого 9 лет ранее Франсуа де Гиза (по приказу адмирала, нанявшего убийцу). Кроме того, он был раздосадован, что принцессу Марго отдали не за него. Но пуля, выпущенная из аркебузы убийцы, лишь ранила Колиньи. Протестанты требовали наказать виновных. Собравшийся королевский совет, опасаясь мести гугенотов, навязал зависимому от окружения королю решение нанести превентивный удар и враз покончить с врагами.

К 1572 г. высшая власть ненавидела гугенотов — правящая династия Валуа опасалась за свою безопасность. Дважды за историю религиозных войн гугеноты пытались похитить короля Карла IX Валуа и королеву-мать Екатерину Медичи, чтобы навязать им свою волю. Важно было и то, что в окружении короля ведущую роль играли герцоги Гизы, ревностные католики.

Причины Варфоломеевской ночи

Кроме того, гугеноты приглашали себе в помощь иностранные войска (англичан и немцев-протестантов), и разумеется, обещали уступки за счет королевства. Гугеноты были в меньшинстве (около 10% населения, почти 2 млн человек), но желали всех привести к своей вере и были очень энергичны. Войны с ними разоряли Францию. Так что они стали большой угрозой.

Совет планировал только устранение раненого Колиньи (что и было сделано) и еще десятка гугенотских вождей, захват Генриха Наваррского и его кузена Конде (это тоже было сделано, и Генриха заставили принять католичество; потом он сбежал и вновь принял протестантство). Однако парижане давно просили короля огнем и мечом истребить всех гугенотов. И как только в ночь на 24 августа начались расправы над их вождями, горожане высыпали на улицы и начали погромы.

Читайте также:
Алькатрас - история тюрьмы, факты и побеги

Обыкновенно одетых в черное гугенотов легко было отличить от католиков. Женщины, дети, старики — убивали всех без разбора. Погибло от 2 до 3 тыс. человек. Расправы длились несколько дней во многих городах: Париж, Орлеан, Мо, Труа, Сомюр, Руан, Тулуза, Лион… В результате в провинции было убито еще 6−10 тыс. гугенотов. В погромах участвовали даже дети (их жертвами становили дети враждебного лагеря). Поэт Агриппа д’Обинье писал, что «ветер обратился в стон и крики», а в Сене «не вода, а кровь». Устроенную католиками кровавую баню осудил даже не склонный к гуманности Иван Грозный. До 200 тыс. гугенотов в панике бежали из страны. С большим трудом по приказу короля войска навели порядок.

Чем была обусловлена такая жестокость? С одной стороны, все усугублялось тем, что во время безумств толпы многие люди сводили личные счеты с кредиторами, оппонентами в суде, просто врагами…

Кто там потом разберет, кто был гугенот, а кто его убийца. Многие во время Варфоломеевской ночи обогатились. Безнаказанность увеличивала количество жертв. Например, граф де Бюсси д’Амбуаз зарезал своего кузена гугенота Антуана де Клермона только потому, что так он устранил конкурента за наследство, из-за которого они долго судились. Философ П. Рамус был убит по заказу другого мыслителя, Ж. Шарпантье: они по-разному понимали философию Аристотеля и сломали в спорах много копий.

Но главной причиной стихийного буйства католиков стала всеобщая ненависть к гугенотам. Ведь по плану королевского совета убиению подлежали единицы, а не десятки тысяч людей: это была народная инициатива. Несколько факторов способствовало ненависти толпы. Во-первых, в то время любые изменения в религиозной жизни воспринимались как покушение на давно устоявшийся порядок, выстроенный для спасения души.

«Канун Варфоломеевской ночи». Карл Гун. Источник: wikipedia.org

Резня в Варфоломеевскую ночь

Господь, как считалось, покарает всю страну за неспособность христианского общества хранить верный уклад жизни. А именно гугеноты внесли раскол. Примерно так же восприняли старообрядцы реформы Никона в сер. 17 в., из-за чего русское общество раскололось на непримиримые группы. Во-вторых, когда гугеноты прибыли в Париж, население которого составляли в основном фанатичные католики, они раздражали их еще и своим богатством, ведь на свадьбу людей королевских кровей прибыли знатные гости. А Франция того времени переживала тяжелый экономический кризис, и толпы бедняков не могли сдержать агрессию при виде роскоши религиозных врагов. А самое главное, гугеноты заслужили недовольство той же нетерпимостью, которую проявляли и католики. Сам Кальвин давал пример свои последователям: он казнил своих противников, сжигая их на костре.

Гугеноты действовали не менее решительно. Обе стороны обвиняли друг друга в пособничестве сатане. А сатанистов нужно высмеивать и громить: религия — это не личное дело, как в XXI веке, и не может быть двух религий в одном королевстве! Там, где гугеноты преобладали, они требовали от католиков навсегда уйти из города или села. Они разрушали и грабили католические храмы, ломали и жгли реликварии, иконы, разбивали распятия, ломали статуи, пытали и калечили монахов и священников, вешали их. Иконоборчество стало у гугенотов еще в конце 1550-х гг. хорошим тоном: на погромы отправлялись целыми семьями, как на праздник. Ритуалы католиков они считали идолопоклонничеством и суеверием.

Варфоломеевская ночь. Источник: wikipedia.org

4 июля 1560 г. гугеноты Лиможа голову статуи Святой Девы прикрепили к позорному столбу. Как пишет историк Ж. М. Констан, такие символические казни происходили нередко. В другом случае, в Труа в том же году, гугеноты забросали статую Святой Девы помоями, а на шею ей повесили дохлую кошку. Иногда оскорбления католиков и убийства настолько повышали накал в обществе и доводили католиков до такой исступленной ненависти, что самому Колиньи и даже Кальвину приходилось просить гугенотов умерить пыл. Самый жуткий случай произошел в Ниме в 1567 г.: гугеноты за одну ночь убили десятки местных католических священников, а тела сбросили в колодец (погибло от 80 до 90 человек). В Париже обо всех этих случаях отлично знали. В общем, гугеноты были так же жестоки к католикам, как и католики к ним. И за это получили Варфоломеевскую ночь.

Варфоломеевская ночь ничего не решила. Лишь обострилась вражда и началась новая война. Войн было еще несколько. В ходе последней (1584−1589) от рук наемных убийц погибли все основные претенденты на корону (включая короля Генриха III), кроме гугенота Генриха Наваррского. Он и взял власть. Чтобы это сделать, ему пришлось принять католичество. Без особых переживаний он стал католиком (уже во второй раз, первый был как раз в Варфоломеевскую ночь). По легенде, Генрих произнес: «Париж стоит мессы», показывая, что готов ради власти пожертвовать верой. Война двух партий, оформленная в религиозное противостояние, завершилась победой Бурбонов. Десятки тысяч жертв ради победы одного клана над другим…

Но выиграли наконец и гугеноты. В 1598 г. король Генрих IV издал Нантский эдикт, давший гугенотам равные с католиками права.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: