Тадж-Махал – история, факты, фото

Тадж-Махал

Тадж-Махал («Корона дворцов») – мавзолей-мечеть, находящийся в индийском городе Агре. Возведен по распоряжению падишаха империи Бабуридов Шах-Джахана, в память о супруге Мумтаз-Махал, умершей при родах 14-го ребенка. Позднее тут был похоронен и сам Шах-Джахан.

С 1983 г. Тадж-Махал включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Постройка, выполненная в период 1630-1653 гг., строилась руками 20 000 мастеров. Главным проектировщиком мавзолея принято считать Лахори, по другим источникам Ису Мухаммеда Эфенди.

Строительство и архитектура Тадж-Махала

Внутри Тадж-Махал можно увидеть 2 гробницы – Шаха-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Высота этого 5-купольного сооружения достигает 74 м, имея на каждом углу по одному 41-метровому минарету.

Интересен факт, что все минареты специально отклонены в обратную сторону от мавзолея, чтобы в случае разрушения не повредить его. Стены Тадж-Махала выложены из полупрозрачного мрамора, который добывали на расстоянии 600 км от строительной площадки.

При этом на стенах можно увидеть инкрустацию из десятков самоцветов, включая агат и малахит. Важно отметить, что в разное время суток мрамор изменяет свой цвет: на заре – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый.

Для доставки мрамора и других стройматериалов использовался 15-километровый пандус из укатанного грунта. По нему 30 быков тащили по одному блоку, возложенному на специальную повозку. Когда блок доставлялся на стройку он поднимался на нужный уровень с помощью уникальных механизмов.

Само собой разумеется, что для строительства такого масштабного сооружения требовалось много воды. Для обеспечения полноценного водоснабжения, архитекторы использовали речную воду, которая доставлялась на строительную площадку посредством канатно-ведерной системы.

На возведение гробницы и платформы ушло около 12 лет. Остальные части Тадж-Махала, среди которых минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота, строились в четкой последовательности еще 10 лет.

Строительные материалы доставлялись с разных регионов Азии. Для этого было задействовано свыше 1000 слонов. В общей сложности, для инкрустации белого мрамора были использованы 28 видов самоцветов, которые везли из соседних государств.

Кроме десятков тысяч рабочих, за художественный облик Тадж-Махала отвечали 37 человек, каждый из которых был мастером своего дела. В результате, строителям удалось построить невероятно красивое и величественное здание.

Общая территория всего комплекса Тадж-Махал, вместе с другими постройками, имела прямоугольную форму 600 х 300 метров. Прекрасно отполированные беломраморные стены мавзолея, украшенные самоцветами, отражали как солнечный, так и лунный свет.

Напротив сооружения находится крупный мраморный бассейн, в водах которого видно отражение Тадж-Махала. Во внутреннем зале в 8-гранной погребальной камере располагаются гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана.

Усыпальницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана

Ислам запрещает тщательно украшать места захоронения. Поэтому тела супругов были помещены в относительно простой склеп под внутренним помещением.

В проектировании комплекса скрывается множество символов. К примеру, на воротах, ведущих в парк, окружающих мавзолей, высечены стихи из 89-й суры Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!».

В западной части усыпальницы можно увидеть мечеть, параллельно которой располагается гостевой дом (джаваб). Весь комплекс Тадж-Махал имеет осевую симметрию, за исключением гробницы Шах-Джахана, которая была возведена уже после его кончины.

На территории комплекса находится сад с фонтанами и продолговатый бассейн площадью в 300 м². В южной стороне размещен закрытый двор с 4 воротами, где построены мавзолеи еще 2-х жен падишаха – Ак­ба­ра­ба­ди и Фа­тех­пу­ри.

Тадж-Махал сегодня

Не так давно в стенах Тадж-Махала были обнаружены трещины. Специалисты начали сразу же устанавливать причины их возникновения. После тщательных исследований ученые пришли к заключению, что трещины могли появится вследствие обмеления соседней реки Джамны.

Дело в том, что исчезновение Джамны приводит к оседанию грунта, что приводит к медленному разрушению сооружения. Кроме этого, в последнее время Тадж-Махал стал утрачивать свою знаменитую белизну вследствие загрязнения воздуха.

Чтобы предотвратить это, власти распорядились расширить парковую зону и остановить работу всех загрязняющих атмосферу предприятий в Агре. Здесь запретили использовать уголь, предпочтя этому виду топлива экологически чистый газ.

Однако не смотря на предпринятые меры, мавзолей продолжает принимать желтоватый облик. В результате, чтобы максимально отбелить стены Тадж-Махала, работники постоянно чистят их посредством отбеливающей глины.

Положением на сегодня каждый день мавзолей приезжают посмотреть десятки тысяч туристов (5-7 млн в год), за счет чего заметно пополняется госбюджет Индии. Поскольку здесь запрещено ездить на автотранспорте с двигателями внутреннего сгорания, посетителям приходится добираться от автостанции до Тадж-Махала либо пешком, либо на электроавтобусе.

Интересен факт, что в 2019 г. в целях борьбы с чрезмерным туризмом были введены штрафы для посетителей, остававшихся в комплексе более 3-х часов. Сейчас мавзолей является одним из Новых 7 чудес света.

Перед посещением достопримечательности, туристы могут зайти на официальный веб-сайт Тадж-Махала. Там можно найти информацию о часах приема и продаже билетов, узнать, что можно делать, а что нет и ознакомиться с другой не менее важной информацией.

Читайте также:
Непобитые рекорды русских силачей

Почему Тадж-Махал – самый великий памятник любви?

Тадж-Махал в Индии – одна из визитных карточек этой страны. Многие видели фотографии величественного мавзолея из белого мрамора, но не каждый знает, что он – символ любви, неподвластной времени и обстоятельствам.

Необыкновенная и грустная история появления одного из семи новых чудес света способна растрогать даже циника. Давайте узнаем, что такое Тадж-Махал, в каком городе находится эта постройка и в честь кого она была возведена.

Краткое описание

Агра – город в Индии, известный благодаря необычной мечети, цвет стен которой меняется в разное время суток. Мавзолей Тадж-Махал (на англ. Taj Mahal) построен на берегу реки Джамна. Мечеть возведена в память о любимой супруге правителя Шаха Джахана Мумтаз-Махал, как пишет Википедия.

Эта постройка стала одним из лучших примеров архитектуры, в которой использованы арабский, персидский и индийский стили. Комплекс, который в поисковых запросах иногда ошибочно называют «Тач-Махалом», состоит из:

  • 74-метрового пятикупольного мавзолея:
  • четырех слегка наклоненных минаретов:
  • живописного сада с прудом.

Пятикупольный мавзолей

История любви, без которой не было бы Тадж-Махала

С 1983 года грандиозный мавзолей, расположенный в индийском городе Агра, защищает ЮНЕСКО. Эта уникальная усыпальница – настоящий шедевр архитектурного искусства, появившийся в годы правления Шаха Джахана. История Тадж-Махала трагична. Шах пережил тяжелую утрату – во время родов ушла из жизни его горячо любимая супруга, которую он ласково называл «Тадж-Махал», что переводится как «гордость дворца».

История любви, о которой сегодня слагают легенды, началась внезапно. Будущий правитель однажды встретил на рынке девушку из бедной семьи, которая потрясла его своей красотой. Он решил больше не расставаться с прекрасной незнакомкой и взял ее в жены. Так 19-летняя Мумтаз-Махал стала второй женой принца Гурама, который вошел в историю как Шах Джахан. У правителя было много наложницы, но именно эта девушка завоевала его сердце. Он советовался с ней во всех вопросах и приглашал на важные церемонии. Но счастье не было долгим.

Есть две версии, как завершилась жизнь возлюбленной императора. Если рассказывать кратко, по одной из них супруга Шаха Джахана внезапно заболела, по другой – скончалась во время родов. Данные о том, сколько у них было общих детей, также разнятся. В некоторых источниках упоминается, что их было девять, в других речь идет о тринадцати.

Ретро фото Тадж-Махала

После неожиданной смерти возлюбленной во время родов правитель не покидал свои покои целую неделю. Подданные отметили, что за эти 7 дней он поседел и постарел на несколько лет. Обычно в культуре мусульман пылкое проявление чувств к женщине не принято – превыше всего должна быть любовь к Богу. Однако император не намеревался скрывать свою тоску после внезапной смерти любимой.

Изначально жену Шаха Джахана погребли в том месте, где она скончалась – в Бурхан-Нуре. Позже останки были перевезены в Агру. Шах Джахана решил увековечить имя любимой, построив в ее честь мавзолей невероятной красоты. Правитель решил, что возведет такую усыпальницу, которой в мире не будет равных. На грандиозную стройку не жалели денег – она стала одной из самых дорогих в истории.

Гробница сегодня

Есть две версии, что случилось дальше с правителем:

  1. Ко многим вещам, которые раньше были для правителя важны после трагического события, он потерял всякий интерес и самостоятельно решил отказаться от трона:
  2. Другая версия более прозаичная. Завершить управление страной Шах Джахан был вынужден из-за собственного сына, который сверг его и отправил в тюрьму, где и скончался в 1666 году. Считается, что наследник был не в восторге от проектов отца и его расточительства.

Увидеть своими глазами известный на весь мир дворец Тадж-Махал в Индии мечтают туристы из разных стран, и они находятся под огромным впечатлением, когда эта мечта сбывается. Город с необычной постройкой не теряет своей популярности у путешественников уже много лет.

Строительство Тадж-Махала

Землю, на которой появилась усыпальница, император приобрел у одного из подданных. Грандиозная стройка началась в 1632 году. Возводили мечеть Тадж-Махал более 20 тысяч человек, которые приехали из разных уголков страны. Чтобы дворец был безопасным, рабочим пришлось трудится не покладая рук. Сначала они подготовили почву – огромную территорию тщательно перекопали, а грунт на ней решено было заменить, чтобы здание получилось крепким.

Мрамор для мавзолея доставляли на слонах из удаленной местности. Для его быстрой транспортировки даже изобрели специальные повозки и подъемные пандусы. Строить из этого мрамора другие сооружения запретили. Если любоваться постройкой в разное время суток, то можно увидеть, что ее цвет меняется. Днем он кажется белым, во время заката становится слегка розоватым, а по ночам кажется серебристым.

Цвет дворца меняется в разное время суток

Напряженная работа кипела и днем, и ночью. Чтобы прокормить трудившихся над возведением Тадж-Махала, приходилось использовать зерно, предназначенное для жителей провинции. В стране начались финансовые проблемы и страшный голод. Мавзолей был возведен к 1643 году, а все сопутствующие работы удалось завершить только через 10 лет.

Читайте также:
Идеи Чучхе – Интересные факты

Споры о том, сколько правитель строил мечеть, длятся до сих пор. Также историки не пришли к единому мнению в вопросе, что случилось после окончания работ со строителями. Популярны три версии:

  1. Их казнили, чтобы никто не выдал секреты величественной усыпальницы.
  2. Всем, кто возводил мавзолей, выкололи глаза и отрубили руки, чтобы позже они не смогли принять участие в создании подобного шедевра.
  3. Некоторые историки убеждены, что единственное, что ждало рабочих после завершения строительства – письменное заверение, что они не будут участвовать в строительстве похожей усыпальницы.

Усыпальница с высоты птичьего полета

Одна из главных загадок Тадж-Махала

История создания мавзолея окутана множеством тайн и загадок. Так доподлинно неизвестно, кто построил усыпальницу – имя архитектора преднамеренно или случайно нигде не значится. Согласно одной из версий, автором архитектурного шедевра был сам правитель, который обладал отменным вкусом. По другой версии, проект создания комплекса принадлежал Устаду Ахмаду Лахаури. В некоторых источниках упоминается также имя подданного Турции Мухаммеда Эфенди.

Особенности постройки

Фото в интернете не передают даже сотой доли той красоты, которую видят восторженные туристы. Это чудо света хочется разглядывать бесконечно, словно ожившие картинки из сказок. Вход во дворец скрывается под аркой, которая расположена особым образом. Когда вы приближаетесь к ней, то кажется, что усыпальница от вас удаляется. Многих удивляет этот необычный оптический эффект.

Гости Индии отмечают еще одну особенность – возникает ощущение, что минареты, расположенные рядом, стоят параллельно друг другу. Но это не так, они слегка наклонены в стороны. Такое решение – не проявление бурной фантазии архитектора, а необходимость. Если бы произошло землетрясение, то определенным образом сконструированные башни не причинили бы вреда мавзолею, а просто упали в отдалении от него. Тем не менее, серьезных природных катаклизмов с момента постройки не было, и в настоящее время минареты до сих пор располагаются также, как было задумано изначально.

Дворец Тадж-Махал изнутри

Перед тем, как войти во дворец, нужно надеть бахилы. Местные жители просто снимают обувь и ходят внутри босиком. Внутри дворец Тадж-Махал не менее прекрасен, чем снаружи. Выступы на стенах украшены нежными бутонами лотоса.

Цветочные орнаменты на стенах

Кроме того, тут можно увидеть невероятные по красоте узоры из самоцветов. Камни привозили со всех уголков Индии и из других стран. Так за малахитом послы ездили даже в Россию. Внутренний зал выполнен в форме восьмиугольника, входы в который находятся со всех сторон. Обычно открыта южная дверь, расположенная со стороны сада.

Высота стен – 25 метров. Внутреннее пространство симметрично разделено большими арками. Фотографировать и снимать видео внутри запрещено, поэтому снимков интерьера не так много. Поверхности украшают барельфы и инкрустации.

Роскошные интерьеры дворца

Гробница шаха и его супруги

Внутри усыпальница разделена на две части. Одна из них посвящена земному пути, а вторая – загробной жизни. К первой относятся базарные улицы и дворы, ко второй – мавзолей и сад. Между ними находится особая арка и пруд, которые символизируют переходное состояние.

Шах Джахан решил пойти на хитрость, чтобы прах любимой жены был надежно защищен. Поэтому под главным куполом разместили пустую гробницу, а тело супруги императора спрятали в секретном зале. Останки правителя после его смерти были погребены рядом с возлюбленной.Туристы посещают место, где выполнены копии с надгробий. Ложные гробницы размещены за резной ширмой из мрамора. В зале всего одна небольшая лампа, но естественного освещения достаточно, чтобы разглядеть все убранство помещения.

Ширма из мрамора

Сад – одно из излюбленных туристами мест. Его протяженность составляет около 300 м. Каналы из мрамора украшают фонтаны необыкновенной красоты. Тропы разделяют его визуально на четыре части, в каждой из которых располагается по 16 клумб.

Считается, что на каждой клумбе в этом райском уголке высажено по 400 растений – «4» особенно значима для мусульман, поэтому при проектировании использовали цифры, кратные ей. Деревья также располагаются здесь по правилам симметрии. Искусственный водоем, вымощенный мрамором, выполнен в форме лотоса. Если заглянуть в него, то можно увидеть в зыбком отражении величественную мечеть Тадж-Махал, похожую на воплотившуюся в реальности картинку из сна. Особенно невероятно она смотрится во время полнолуния.

Сад

В комплекс входят также сторожевые башни. Из них раздавался звон перед началом молитвы. Мечеть Тадж-Махал – украшение этого места. Сбоку от мавзолея располагаются сразу две аналогичные постройки, которые сделаны из спрессованного песка.

Весь комплекс окружен красными стенами из песчаника. Рядом также находится Музыкальный дом, где разместился музей. Туристы обращают внимание, что украшения на главных воротах из мрамора повторяют узоры на гробницах внутри мавзолея.

Комплекс окружен красными стенами

Тадж-Махал сегодня

Со временем постройка обветшала – усыпальница осела и покрылась трещинами. Экологическая ситуация в городе Агра, где находится мавзолей, оставляет желать лучшего. Из-за грязного воздуха мрамор стремительно желтеет, поэтому время от времени для поддержания презентабельного вида его натирают глиной белого цвета. Множество голубей, облюбовавших это место, портят облицовку.

Читайте также:
Легендарная Атака Мертвецов – Интересные факты

Рекомендации для туристов

Тадж-Махал в Индии – место особое, которым гордится вся страна. На территории постройки действует ряд правил. Нельзя брать с собой не только зажигалки и пищу, но и профессиональные фотоаппараты. Иностранцы удивляются, что жевательные резинки тут также запрещены. Посещать мечеть Тадж-Махал нельзя по пятницам, так как мусульмане в этот день собираются на молитву.

Во время экскурсии история Тадж-Махала оживет перед вашими глазами. Вы побываете в месте, в котором время как будто останавливается. Тадж-Махал на карте вы увидите сразу. Обратите внимание, что обычно рядом отмечено, с какой стороны находится действующий вход в комплекс. За его пределами также можно сделать яркие кадры на память – для этого лучше посетить смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на всю постройку. Также вы можете посмотреть информацию про туристические города Индии.

Видео

Ежегодно тысячи туристов приезжают в город Агра, с которым у многих ассоциируется Индия, чтобы увидеть своими глазами этот необыкновенный храм любви, особенно прекрасный на закате. Тадж-Махалом хочется любоваться бесконечно. Несмотря на то, что с этой постройкой связана грустная история, мысли при взгляде на нее появляются самые теплые, ведь над силой любви даже время оказалось неподвластно.

Тадж-Махал: история любви, воспетая в камне

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.

Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары – хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом.

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, – если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, – отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, – в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, – но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Читайте также:
Удивительные истории из прошлого

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» – Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, – но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, – этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» – Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, – прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий:

Подписывайтесь на обновления моего блога в жж, в твиттере и в вк.

Тадж-Махал: 8 захватывающих фактов о памятнике мировой архитектуры

Тадж-Махал является одним из самых узнаваемых и посещаемых мест на планете, привлекая миллионы людей своей необычной красотой и удивительной легендой создания. Благодаря ухищрениям зодчих, особой технике создания и отделке драгоценными камнями величественный мавзолей больше похож на сказочное видение, нежели на земное сооружение, которое на протяжении многих веков не только вдохновляло художников, дизайнеров и поэтов своими невероятными очертаниями, но и порождало огромное количество мифов и легенд.

Не одно столетие мавзолей Тадж-Махал окутывает огромное количество мифов и легенд (Индия). | Фото: wonderslist.com.

Удивительной красоты мавзолей Тадж-Махал (Taj Mahal), уже ставший мировым достоянием и одним из 7 современных Чудес света, находится в городе Агра на побережье реки Джамны. Его создание в далеком XVII в., вызванное невероятной силой любви, уже не одно столетие будоражит умы людей, порождая мифы и легенды, которые наравне с божественным видом притягивают огромное количество посетителей. Чтобы помочь хоть как то ориентироваться в том, что правда, а что чистый вымысел, авторы Novate.Ru выбрали самые интересные факты, которые уж точно убедят в том, что такую красоту лучше увидеть собственными глазами, не полагаясь на фото или чьи-то фантазии.

Читайте также:
Мачу-Пикчу - тайны, факты, фото

1. Мавзолей построен во имя любви

Мумтаз-Махал – вторая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана. | Фото: interestingengineering.com.

Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.

Опечаленный смертью своей любимой жены Шах-Джахан отдал приказ о строительстве мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: pinterest.ca.

Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.

2. Масштабность планировки и сооружения

Архитектурный ансамбль возвели на высоком постаменте, чтобы избежать подтопления (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: 24.kz.

Столь грандиозному строительству предшествовала грамотная подготовительная работа. Огромную площадь (1,2 га) у берегов реки Джамны, которую император обменял на один из своих роскошных дворцов в центре Агры, вначале перекопали, заменили верхний слой грунта, а затем всю строительную площадку подняли на 50 м. над уровнем берега реки. Это позволило избежать подтопления, а специальный фундамент помог устоять грандиозному зданию во время землетрясений. Сам комплекс решили создавать в виде пятикупольного ансамбля, центральное место которого занимает мавзолей – его высота достигает 74 м, а четыре минарета, установленных по углам взметнулись ввысь на 41 м. каждый.

Над разработкой пятикупольного ансамбля трудились многие известные архитекторы того времени. | Фото: armeniasputnik.am.

Исторический факт: Несмотря на то, что Тадж-Махал пережил не одно землетрясение и массу природных катаклизмов, он все-таки был на грани разрушения из-за вандальных действий британских военных, которые в 1857 г. прибыли на усмирение восставшего народа Индии. Пользуясь случаем и чувствуя полную безнаказанность, они кинулись извлекать драгоценные камни из стен, разрушая уникальный памятник.

3. Удивительная особенность конструкции

Чтобы защитить мавзолей Мумтаз-Махала, главный архитектор слегка наклонил все 4 минарета в противоположную сторону от него. | Фото: vokrugsveta.ua.

Невероятно красивый архитектурный ансамбль привлекает до 5 млн. человек в год . | Фото: architectureguru.ru.

Помимо грамотной подготовки площадки, на которой был воздвигнут мавзолей, по-особому установили минареты. Если смотреть на них издалека, то, кажется, что они чуть склоняются к основному зданию, но это оптический обман. На самом деле минареты установлены под углом, противоположном от мавзолея. Такая архитектурная хитрость была применена для того, чтобы в случае землетрясения эти конструкции, падая, не нарушили всю красоту усыпальницы любимой женщины.

4. На строительство мавзолея было потрачено много времени и денег

Полированный полупрозрачный мрамор придает строению воздушность и невесомость (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: thousandwonders.net.

На строительство мавзолея, которое длилось более 20 лет (1632- 1653 гг.), император не жалел ни сил, ни денег. Возведением огромного сооружения небывалой красоты и роскоши занимались признанные архитекторы, известные зодчие и около 20 тыс. ремесленников. Существует предположение, что Шах-Джахан потратил около 32 млн. рупий (эквивалентно 1 млрд. дол. на сегодняшний день), чтобы увековечить свою любовь.

Роскошное украшение интерьера вызывает восторг и восхищение (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: 200traveltips.blogspot.com.

Примечательно: Для отделки стен использовали полированный полупрозрачный мрамор, который добывали за 300 км и доставляли при помощи нескольких тысяч слонов и быков, которые тащили мраморные глыбы по специально созданному пандусу. Чтобы придать строению особенный вид, император приказал инкрустировать мраморные стены самоцветами: бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и др. Всего же для отделки использовалось 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней, доставленных из Тибета, Китая, Шри-Ланки и некоторых районов Индии.

5. Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора

В оформлении архитектурного ансамбля переплетены различные стили и направления (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.

Учитывая то, что в строительстве участвовали известные зодчие нескольких стран Ближнего Востока, переплетение архитектурных стилей не вызывает никакого удивления, ведь каждый из них привнес в дизайн Тадж-Махала все самое лучшее, что уже было наработано на их земле. В оформлении этого ансамбля гармонично сочетаются исламский, персидский и индийский стили. По архивным данным, изначально роспись как внутренних, так и наружных стен включала изобилие нарциссов, роз и фруктовых деревьев, но с приходом на эти земли Британской империи в XIX в. было все изменено на свой лад.

Читайте также:
Великие географические открытия - кратко

Надписи из Корана встречают всех тех, кто приходит к стенам мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.

Неизменными остались лишь надписи, которые цитируют строки мусульманского священного писания – Корана. Их вырезали на мраморных стенах под руководством главного каллиграфа Абдал-Хака, который даже получил редкую по тем временам возможность написать свое имя на стенах украшаемого здания.

В зависимости от времени суток мавзолей меняет цвет (Тадж-Махал, Индия). | Фото: travel.tochka.net.

В дни полнолуния Тадж-Махал открыт для посетителей, чтобы они могли собственными глазами увидеть метаморфозы мраморного мавзолея. | Фото: blissbusiness.co.nz.

Но не только красивая резьба и роспись украшают мавзолей, сами стены, созданные из уникального мрамора, помогают создать сказочную атмосферу во всем здании. Особенность именно этого камня заключается в том, что днем, когда солнечные лучи освещают сооружение, все кажется абсолютно белым, в ночное же время, при свете луны, стены мавзолея начинают переливаться серебристым цветом, ну а ранним утром, когда первые лучи солнца попадают на стены, они становятся невероятного нежно-розового цвета.

6. Быстрый способ разобрать строительные леса

Вся территория комплекса занимает практически 18 га, на которых разбиты прекрасные сады, оформлены зеленые поляны и создано несколько озер с фонтанами. | Фото: tudam.ru.

Этот факт так и не удалось подтвердить, поэтому он относится к самым устоявшимся легендам. Она гласит, что после окончания строительства, когда понадобилось разобрать леса, созданные из кирпича, ведь за 20 лет помосты из бамбука пришлось бы менять несколько раз, предприимчивый император придумал очень быстрый способ это сделать. Когда главный архитектор заявил, что на это понадобится еще несколько лет, Шах-Джахан просто разрешил рабочим и жителям близлежащих деревень унести кирпичи, кто сколько сможет и кому сколько надо. Практически за одну ночь большая часть конструкция была разобрана и вынесена.

7. Скромное оформление могил

Два символических мраморных надгробия установлены в центральном зале мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.

В соответствии с мусульманскими традициями, могилы не могут быть богато украшенными, поскольку это может рассматриваться как неуместное выражение тщеславия. По этой причине единственная часть мавзолея, в которой были захоронены Мумтаз-Махал и сам император Шах-Джахан (1592-1658 гг.) имеет весьма скромный вид, тем более что действительное захоронение находится глубоко под землей, а на поверхности только два мраморных надгробия символизирующих их могилы. До недавнего времени в подземелье пускали туристов, но сейчас вход закрыт.

8. Мавзолей из черного мрамора – миф или реальность

Шах-Джахан был одержим не только своей любовью к Мумтаз-Махал, но и идеальной симметрией в строительстве (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: vladivostok.bezformata.com.

Рассказы о том, что император Шах-Джахан планировал построить на другой стороне реки еще один мавзолей для себя, и что он хотел его сделать в черном мраморе, бродят миром уже не одну сотню лет. В поисках истины археологи начали раскопки в том месте, о котором слагают легенды и действительно смогли обнаружить руины из черного мрамора. Но детальное исследование показало, что это остатки строения созданы из обычного мрамора, почерневшего от времени и влаги.

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии и достоянием всего человечества (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: informburo.kz.

Интересную деталь, связанную с существованием мнимого мавзолея. нашли ученые совсем недавно, когда смогли воссоздать часть пруда в «Лунном саду». Как оказалось, в его водах отражается черный силуэт Тадж-Махала, причем с полным сохранением симметрии. А вот такую странность и идеальный расчет не только строительства мавзолея, но и расположения пруда исследователям придется еще разгадать.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Барокко

На закате эпохи Возрождения, в конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») – это стиль в искусстве вообще и архитектуре в частности.

Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.

Эпоха барокко

Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.

Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.

Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.

Читайте также:
Версальский договор - кратко суть и факты

Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.

Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам (см. интересные факты о рыцарях) прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.

Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Рене Декарт (см. интересные факты о Декарте) выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.

Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.

Стиль барокко

Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.

Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение Коперника (см. интересные факты о Копернике) сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.

Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже Блез Паскаль иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».

Искусство барокко

Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.

Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.

Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.

Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.

К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.

Барокко в архитектуре

Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.

Архитектурный ансамбль «Цвингер» в Дрездене

Купола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.

Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.

Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.

Стиль «Петровское Барокко»

Музыка барокко

Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.

Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.

Барокко

История искусств #11

Стиль барокко появился в XVI — XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать.

Слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый».

В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр.

Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остаетсякультурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства.

Эти обстоятельства определили патетический характер образов барокко, монументальность и значительный масштаб создававшихся в это время произведений.

Читайте также:
Самые кровожадные нацистские преступники

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.

Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначениюодного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco.

Эта эпоха порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненныхпотех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналысловно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.

В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

От маньеризма барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в барокко в одно единое целое.

Барокко, тяготевшее к торжественному “большому стилю”, в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

Живопись

Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль — караваджизм.

Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.

Архитектурный театр: что нужно знать о стиле барокко

Что такое барокко в архитектуре

Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов.

Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.

В первую очередь, барокко характеризует роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов. Вскоре этот стиль перешел из церковного строительства в светскую жизнь. Сегодня он признан одним из основных архитектурных стилей в Европе.

Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:

«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».

Особенности барокко в архитектуре

Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, броско окрашенные потолки — здание в стиле барокко сложно не заметить среди других. Создавая здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное внимание свету и выбирали отделку в зависимости от того, как он будет отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.

Два наиболее популярных типа сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Это могли быть соборы и монастыри, а также городские и загородные особняки, королевские резиденции. Также в стиле барокко предполагалось строить и целые города по определенным схемам, с садами и парками вокруг важных зданий.

Читайте также:
Древняя медицина

Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко же основывался на эллипсах, овалах или других сложных геометрических фигурах.

Изгибы стен были еще одной характеристикой стиля. Они не только соответствовали концепции здания как единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая считается статичным искусством.

Основные черты барокко:

  1. Сложные декоративные приемы. Замысловатые украшения, повторяющиеся мотивы в интерьере и экстерьере зданий;
  2. Позолоченные скульптуры. Они использовались как внутри сооружений, так и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора и отличались высокой контрастностью цветов и фактур;
  3. Много деталей и элементов. Изогнутые стены, расписные и сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши. Многие из этих элементов создают ощущение движения, динамизма;
  4. Незавершенность. Неполные, фрагментированные элементы декора;
  5. Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и встречается во многих замках, загородных особняках;
  6. Освещение. Использование игры света и тени внутри здания;
  7. Цвет. Сочные краски, ярко расписанные потолки, иллюзорные эффекты (тромплей: изображение-иллюзия, которое выполнено настолько реалистично, что его можно принять за действительность), масштабные фрески;
  8. Эклектика. Игнорирование границы между различными формами искусства и смешение архитектуры, живописи, скульптуры.

Примеры барокко в архитектуре

Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.

Стиль широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике политического могущества, Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и в то время там возводились здания в роскошно украшенном стиле барокко.

Некоторые из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковь Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Бельведер. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковь спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.

Примером испанского барокко можно считать кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела. На протяжении веков он подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Фасад стал символом города и поэтому запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.

Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в XVII веке. Но большой пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и в то же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу для использования эстетики барокко при реконструкции города.

В результате здания в этом стиле разбросаны по всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.

Европейское барокко

Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Это переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, что именно тогда закончилось Средневековье и началось новое время. В XV веке завершается эпоха великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире очень меняются. Все эти сложные процессы не могут не найти свое отражение в архитектуре.

Елизавета Лихачева:

«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль выходит из Рима уже во второй половине XVII века и сначала распространяется по северу Италии, потом к началу XVIII проникает на юг. Там это приобретает квази-размеры, потому что на на памятниках южного барокко (не только итальянского, но и южно-испанского, например) нет свободного места. Например, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела отлично подходит, чтобы понять, как себе представляют барокко южные люди с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Фактически это полное отсутствие стены как таковой, все место занимает сплошной декор. Но чем северней, тем более разумно используются и украшения, и система оформления.

Французское барокко должно восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый яркий пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Он создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с абсолютно барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими раздвинуть стены.

Есть также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно тоже неоднородно. Баварский, южно-немецкий вариант прекрасно отражают черты стиля. А вот северный, особенно прусский — это барокко, доведенное почти до такого же абсурда, как в Испании. Только с той разницей, что на севере Германии его еще обильно покрывали золотом. Это производит неоднозначное впечатление, как, например, чайный павильон в Сан Суси.

В Англии барокко не получило столь широкого распространения, как в Европе. Это были какие-то общие влияния — прежде всего, планировочных решений, например, овальная площадь. Королевский полумесяц в Бате явно восходит по своей идее к площади собора Св. Петра. Только в Риме это главная площадь христианского мира, а в Англии — жилой комплекс для курортников. Она больше тяготеет к классическим формам и как раз XVIII век, период европейского барокко, в Англии распространяется палладианство как извод главных достижений классицизма.

Читайте также:
Куда исчезло золото Колчака - краткая история

Классицизм взял из барокко одну очень важную вещь — английский пейзажный парк. Он выглядит как дикорастущий лес, а на самом деле полностью придуман, и люди ходят по этому парку туда, куда запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское поместье: здание в стиле классицизма в окружении абсолютно барочного пространства пейзажного парка».

Барокко в Италии

В начале XVII века римская церковь начала воздействовать на прихожан через искусство, стремясь ошеломить, заинтересовать тем, что внутри храма. Вход в церковь в стиле барокко, где сочетались визуальное пространство, музыка и церемония, был мощным средством привлечь внимание. Чем больше и красивее пространство, тем больше людей хотело туда попасть. Сложная геометрия, изогнутые и замысловатые лестницы и крупномасштабные скульптурные украшения создавали ощущение таинственности.

Самый известный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная площадь Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Она разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет.

Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Признанный революционер в архитектуре, Борромини решил основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром считается церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.

Елизавета Лихачева:

«Одним из первых памятников предбарочного периода можно назвать церковь Иль Джезу, которую начали строить по проекту Джакомо да Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Она стала главной церковью иезуитского ордена и, по большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Также барочным архитектором считается Карло Мадерна — один из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра на рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — два главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Считается, что они друг друга терпеть не могли, завидовали и воровали идеи. Но, на мой взгляд, это не так. Они скорее обогащали проекты. В их соперничестве и родилось настоящее римское барокко».

Барокко в России

Лучший город для знакомства со стилем — Санкт-Петербург. Архитектуру той эпохи часто называют петровским барокко. Оно приобрело популярность в начале XVIII века, когда Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, чтобы превратить Петербург в европейскую столицу.

После смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, среди работ которого Зимний дворец и Екатерининский дворец.

Елизавета Лихачева:

«Отличие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Россия, вопреки всеобщему заблуждению, достаточно четко реагировала на европейскую моду. Уже в начале XVI века в русской архитектуре была тенденция к маньеризму (переходный стиль между Возрождением и барокко). Самый знаменитый памятник, построенный под его влиянием — Храм Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. распространение европейского барокко в России усиливается и возникает направление, которое получит название «русское узорочье».

В конце XVII века, в преддверие петровских реформ, возникает более рассудочный стиль, известный как нарышкинское барокко. И как один из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый известный памятник нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях.

Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, он привозит его из Франции. Именно как барочный город проектируется первоначально Санкт-Петербург, но впоследствии он будет перепланирован. И последний всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный монастырь и Екатерининский дворец строил итальянец Растрелли. С приходом Екатерины II мода меняется, барокко уходит, на его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило не так много памятников, но в раннем классицизме можно увидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная структура.

На выходе для русского барокко на первых этапах свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. А вот уже во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Русский барочный стиль — более самобытный, чем немецкий или французский».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: